4 октября 1939 г. № 79 (652),
	Партийная жизнь
	[Многотиразжка _
одного театра
	ГАЗЕТА «ЗА БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ТЕАТРь
— ОРГАН ПАРТБЮРО, МЕСТКОМА
И ДИРЕКЦИИ МАЛЕГОТ
	Месяцев десять тому назад партийная
организация МАЛЕГОТ предприняла
специальное обследование режиссерском
управления, ‹ Парторганизация вынесла
тогда решение; «Надо чревратить pemuc.
серское ‘управление ‘из технического впиа-
рата в руководящий творческий центр
театра».

O6 этом партийном решении напомни.
пли недавно на страницах газеты <«За боль-
шевистекий театр» тт, С. Гинабур к
Н. Туманов. Они опубликовали статью (в
№ 17), посвященную негодным порядкам,
попрежнему царящим в режиссерском уп.
равлении. Надо сказать, что тазета неод-
нократно публиковала критические мате.
рналы © работе режиссерского управле.
ния, но, к сожалению, она не добилась
никаких результатов, Никаких результа-
тов не принесло и решение партийного
бюро. Наглядное тому доказательство —
второе постановление, опубликованное в
№ 18 газеты. Общее собрание партийной
организации обсуждало доклад директора
театра т. Тарасенко об итогах театрально.
то сезона. Вновь констатируетея, чт;
«. наиболее неблагополучным звеном во
всей работе театра является релуиссерское
управление. Вместо организационно-твор-
ческого центра, ‘призванного руководить
всем производственным процессом театра,
режиссерское управление, по существу,
превращено в делячески-бюрократический
аппарат, в рассадник склоки и сплетен,
‘в аппарат, потворетвующий нарушениям
‚трудовой и творческой дисциплины»,
	Выходит, . что партийная. организация
правильно и своевременно ставит вопро-
сы, принимает правильные решения, 8
выполнения. их Be добивается. Этим недо.
статком, присущим партийному бюро те.
атра, сильно грешит. и газета, На страниг
цах ее ставились интересные и актуаль:
‚ные вопросы. Газета  празильно поняла
свою роль в организации творческой
дискуссии среди работников театра.
	В NM 14 напечатана была темперамент.
ная ‘статья дирижера К. Кондрашина «0
критике». Эта статья как раз послужила
началом дискуссии в Театре по творческим
вопросам. Автор указывал на нетерпи:-
мость некоторых работников театра к кри’
тике; на нездоровую тенденцию, «премь-
ерства», на переоценку некоторыми ма.
стерами собственного места ‘в коллективе.
	«..Эти болезненные наросты на нашей
в основном здоровой пеихологии совет
ских артистов Должны быть ИЗЖиТыЫ, 8
это может сделать только крепкая, не.
лицемерная критика, критика дружествен.
ная, незлобная», — писал т. ондращин.
	Дирижер 9. Грикуров на примере спе:
ктакля «Поднятая целина» поставил BO
прос ‘об уравниловке, о вредном стремле»
нии подогнать все нате искусство под
общую мерку. Он писал:
	«Не так давно  предетавитель Козин“
тета по делам искусств принимал у #26
премьеру «Поднятая целина». Безапелля“
ционно разругав постановку, он мигом пе-
рекроил. её ‘по рецепту Большого театры
Многомесячные труды,. споры,  дерзания
художественного коллектива приходится
отдавать на‘ поверхностный суд человека,
порой даже мало компетентного или про
сто перестраховщика». Тов. Грикуров 09.
Tye? на’ то, что художественное руковод.
ство тватра не ‘прислушивается к мнению
коллектива: «В период первой редакция
«Травиаты» можно было обойтись без
снятия спектакля с генеральной репети.
ции, если бы во-время учли мнение’ ак-
теров ‘о режиссуре. Я думаю также, 979
были бы изжиты многие шероховатости
в постановке «Бориса Годунова», если бы
постановщики спектакля В. Зон и В. Че.
CHOKOB оказались менее нетерпимыми в
товарищеской критике коллектива».
	В этом же номере газета высказала пра»
вильные ‘суждения’ о’ ‘качестве проходных
спектаклей. Oro тем более важно, 910
качество. рядовых, ‘спектаклей Малого
оперного театра бывает очень низким, Вот
как в одном из номеров газеты оценива
ются два представления. «Свадьбы
Фигаро»:
	«В сожалению, утратилась первоначаль»
ная четкость спектакля, который прошед
грязно и сценически и музыкально. He
ожиданные паузы в речитативах, 0080»
ки и пропуски целых фраз имели меота
также и в этом спектакле»,
	Или © спектакле. «Проданная невеста»,
состоявшемся 27 августа:
	«Спектакль прошел крайне неровно ва
сценической стороны и «трязно» со 010+
роны музыкальной. Оркестр играл в ряде
мест грубо, затлушая певцов даже в ре»
читативах, не говоря уже 0б ансамбля
Хор с первых же тактов разошелся 6
	оркестром».

Вполне кстати опубликовала resem
статью т, Горяйнова «О мелочах в пани
братстве». Автор поднимает очень важ
ную проблему о товарищеской, искренней
	и смелой критике.
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	я

У ХУДОЖНИКОВ. ТБИЛИСИ _

“een n «Nia SSE RRNA ON NOU et OOO SOO EAE RIS ANT о О ЗЕ ОЛЬГЕ RBADTRIOB,   суется Силуэт или сверкает густо

жал и» 40 © sno Twat ФТТПАЗА. кк

«Шота Руставели». Скульптура студента.
скульптурного факультета Тбилисской ака».
	демии художеств Г. Цомая. (класс ей
.‹ сора Я. и. Николадзе)
		лисе среди толкучки старых кварталов,
среди всей этой дорогой сердцу художни»
ка экзотики. Он много и удачно работал
в области декоративного искусства.

В; Д. Гудиашвили одарен даром вообра»
жения и композиции. Но вся школа, ко-
торую он прошел, вся атмосфера, в кото-
рой он развивался как художник, ущемля-
ли в нем присущее ему тонкое чувство
природы. Сейчас он как бы заново осваи-
вает, мир, он хочет ватлянуть на него не-
предубежденными глазами реалиста. Для
художника принципиального и поэтическо-
то по натуре эта перестройка всего миро-
восприятия чрезвычайно сложна. Первая
работа Гудиашвили, посвященная совреё-
менной революционной теме, не удалась
ему. Лица рабочих больше напоминали
лики примитивов. Неудача не остановила
художника. В настоящее время В. Д.
Удиашвили пишет новую тематическую
	композицию, в которой он хочет показать
	один из эпизодов революционной биографии
вождя‘ народов товарища Сталина, тогда
еше молодого революционера.
	Мастерская-комната художницы here
	Магалашвили напоминает мансарду с нро-
	сторной террасой, С. террасы открывается
прекрасный вид на Тбилиси, на ласковый
этот город, в котором огни по вечерам
соперничают со зведами-—так высоко ух9-
дят они по холмам, чуть тронутым осен-
ним суриком. В комнате прелестный пор-
трет Наты Вачнадзе и несколько других
произведений, исполненных художницей за
последние годы после окончания художе-
ственного училища и нескольких лет уче-
бы в Париже. К. Маталашвили — поэт
художественной интеллигенции, На неко-
торых старых работах художницы налет
подчеркнутой, даже претенциозной стили-
зации. В лучших ее портретах прекрасно
передано состояние внутренней  сосредото-
ченности, какое бывает у людей, живущих
напряженной интеллектуальной жизнью.
	Последняя, еще не вполне законченная
работа-художницы — портрет драматурга-
орденоносца Шалвы Дадиани. Дадиани—
полный, жизнерадостный человек с сереб-
ряными кудрями, изображен в серой чер-
кеске на фоне грузинского ковра. Особен-
ности модели подсказали художнице но-
вую для нее/ манеру более об’ективной,
спокойной передачи внешности человека.
Однако хотелось бы, чтобы OHA ©мелее
разнообразила свою манеру, искала более
свободной живописности, чтобы  добива-
лась изображения мнотообразия характе-
ров.

В тбилисских мастерских трудно встре-
тить этюд в пленере. Многие художники
принципиально пишут в затемненной ма-
стерской, убегая от солнца, слишком сле-
пящего, бедающего контуры, четкость об’.
емов. Один из популярнейших художни-
ков Тбилиси М. И. Тоидзе считает это да.
же типичным для художников юга, жи-
вущих под слишком щедрым солнцем. В
произведениях художников Тбилиси вы не
часто встретите солнечные блики, ясность
светлого колорита, мерцающую светом жи-
вописную фактуру. Для многих из них
характерны непроницаемые черные фоны,
тяжелый «музейный» колорит. В ‘этом от-
ношении особенно типичны работы Баж-
беук-Меликова. Этот художник любит чер-
ный плотный фон, на котором четко ри-
	соломенной шляпы. Одна из его послед-
них работ — портрет дочери в красном,
Портрет этот на трани стилизации, хотя
он,и значительно более реален и глубок
по ‘трактовке образа, чем многие прежние
произведения художника.

В последний тод в творчестве Бажбеук-
Меликова, как и в творчестве ряда худож-
ников Тбилиси, начался интересный про-
цесс «прояснения» колорита, «облегчения»
палитры, большего проникновения В Ха-
рактер образа. Но пока этот процесс, ни-
кем не раскрытый, не изученный и He
поддержанный, протекает крайне медлен-
	но. Художники лишь постепенно высво-
	бождаются от пряной экзотики и статики
в трактовке восточной темы, восточных
образов. Некоторые ‚ из худолитиков пола“
тают, что именно в этом заключается на-
	циональный колорит. Это мешает им 0с-
	воить новую советскую тему, новых AW
дей, новые характеры, которым‘ тлубоко
чужды ‘ризы древних традиций,

Процесс высветления палитры, поиски
подлинной живописности резче, интеноив-
нее в творчестве молодого одаренного ху-
дожника Петра ВБлеткина. В его мастер-
ской особенно ‘много эффектных односеан-
сных набросков,  обнаруживающих В
Блеткине прирожденного колориста. Одна-
ко почти нет произведений, доведенных до
конца Все эти работы-—ках бы фрагменты
какой-то ненаписанной картины, которая
может быть живописной симфонией, пол-
ной радости, красок, движения, ибо все
‘эти элементы щедрой рукой рассыпаны в
портретах девушек, в сверкающих цветом
театральных сценах, Но все они как бы
проба кисти неотшлифованного, неоргани-
зованного. таланта. П. Блеткин еще нуж-
дается в суровой школе, уточнении поня-
‚тия реалистической содержательной живо-
писи. Нам кажется, что он художник «без
темы», и это лишает его уверенности, за-
ставляет бросаться из стороны в сторону.
	Ограниченное число дней пребывания в
	Тбилиси, каникулярное время, когда MHO-
гие художники еще не вернулись в город,
лишило меня возможности ознакомиться ©
	целым рядом интереснейших художников
	Тбилиси -— М. И. Тоидзе, Уча Джапарид-
Be, выделившегося на выставке грузинско-
го искусства своим превосходным портре-
	том И. В, Сталина, и мн. др.
Художники В. Кротков, Д. Квирикашви-
	ли, Вепхвадзе еще’ только приступили В
своим новым полотнам, так что говорить
	об их работах преждевременно. В мастер-
ской Кроткова несколько эскизов; «Сталин,

Спандарян и Свердлов. в  Туруханской
ссылке», «Ленин и Сталин обсуждают

плат. разгрома Леникина» и др. Л. Ker
	рикашвили работает над картиной «Сталин
	В 1912 г едет на свидание © Лениным»,
	Вепхвадзе — над портретом тов, Берия,
Художник В. Кротков поднимает ряд ин:
	Художник В. ВАротков поднимает ряд ин-

тересных вопросов, волнующих. художни-
ran Тбипири Он горотит например. о
	ков Тбилиси. Он говорит, например, 0
странной ограниченности техники, культи.
вируемой в Тбилиси. Никто не работает
	ни акварелью ни темперой, так как на
выставки. как правило, принимаются
	выставки, как правило,  пранамаю\ я
только работы маслом. Отдельные худож-
ники говорят, что на выставке не прини-
маются ‚ портреты лиц, близких художни-
ку, — жены или матери, Вообще следует
сказать, что в Тбилиси действуют неве-
домо кем установленные регламенты, отда-
юшие ‘подчас раппховоким душком.
	Полное отсутствие  искусствоведческой
теоретической работы, художественной
критики тормозит рост ‘художников. Co-
циалистический реализм зачастую толкует-
ся превратно, ибо нациовальная форма
многими понимается как извечно данная,
не изменяемая во времени категория. От-
сутствие единой направляющей школы ~~
вот коренной недостаток, причина причин

неудал, „постигающих порой весьма ода-
ренных художников.
	Тбилисская академия художеств, откуда
Грузия черпает основные кадры художни-
ков, пока еще He стала руководящим
творческим центром. Унравление по делам
искусств уделяет ей чрезвычайно мало
заботы. А между тем роль и значение
Тбилисской ‘академии художеств в ©0зд8-
нии реалистического искусства Грузии при
правильной постановке дела может быть
огромна.

ближайшее! время предстоят две гран-
диозные всесоюзные выставки — «Внат-
ные люди Страны Советов» и‘ другая,
посвященная великому Сталину. Худож-
ники Тбилиси стремятся принять участие
в той и другой. Однако организационная
сторона поставлена из рук вон плохо.
Художники нуждаются в самом серьезном
внимании и в самой срочной организаци-
онной помощи и Комитета по делам ис-
кусств и оргкомитета союза художников.
	Наталия СОКОЛОВА

Тбилиси
	Исполняютея коломийки в скором или
умеренном темпе, им свойственен двух-
дольный тактовый размер и симметрич-
ная структура. Для мелодического строе-
ння их характерны хроматические ходы,
сравнительно часто встречающиеся в на-

родной музыке Поднестровья.
	Танцовальные песни поются хором и
очень часто сопровождаются итрой на му-
выкальных инструментах — скрипке, цим-
балах, бубне. Из других музыкальных ин-.
струментов на Западной Украине употре-
бительны пастушеский рог, продольные.
флейты (носящие названия денцивка-с0-
пивка и фльояра), дуда или коза — ин-
струмент, известный, между прочим, и йод
руеским названием волынки (это говорит
о том, что в России этот инструмент из-
давна был известен как. распространен-
ный на Волыни); известно также об упо-
треблении на Западной Украине (на так
называемой Гуцульщине) музыкальных
инструментов — трембиты (очень длинной
деревянной трубы, употребление которой
связано было с обрядами), свирели (мно-
гоствольной флейты типа «флейты Пана»)
и миниатюрного металлического о инстру-
	мента дрымбы, на котором играют жен:
HEH.
	От древних времен в вападноукраинском
музыкальном фольклоре дошли до’ наших
дней некоторые виды обрядовых  цесен,
например, колядные, свадебные, весенние.
Весенние песни Поднестровья носят нзз-
вания гаивок; они соответствуют в неко-
торой мере поднепровским весенним пес-
ням, так называемым веснянкам. Гаивки
тесно связаны с играми; ряд таких весен-
них песен является вариантами русских,
белорусских и восточно-украинских игро-
вых песен (например, «А мы просо зея-
ЛИ», «Заинька» и др.).
	Народное песенное творчество Западной
Украины замечательно ярко и многогран-
но. Нет никакого сомнения, что освобожде-
ние трудящихся Западной Украины послу-
жит мощным толчком для нового расцвета
этого искусства и что там, где еще не-
давно под ‘игом польских панов томился
угнетенный народ, окоро раздадутся ‘но-
вые, прекрасные песни о радостной жизни,
песни освобожденного народа, впервые на-
шелшего свое счастье.
	Н. БАЧИНСКАЯ,
В. КРИВОНОСОВ
	Конкурс

_на оборонные
песни
	29 сентября закончился открытый кон-
курс на оборонные песни, организованный
московским союзом советских композито-
ров. Конкурс прошел на достаточно вы-
соком уровне. Он показал большую по-
литическую сознательность композиторов
столицы и их творческую активность.
Композиторы горячо откликнулись на
призыв оборонной комиссии союза CoH:
дать новые песни для частей Красной
Армии, освободивших Западную Укра-
ину и Западную Белоруссию от гнета поль-
ских панов,

Для осуществления поставленных перед
ними вадач композиторы имели в своем
распоряжении крайне ограниченный срок
— каких-нибудь 5—6 дней, и все же в
жюри конкурса поступило 87 новых песен.

творческом соревновании приняли уча-
стие композиторы трех поколений, начиная
с заслуженных, опытных мастеров
Р. М. Глиэра и С. С. Прокофьева и кон-
чая молодежью, впервые выступающей н%
творческом поприще. Особенно богато на
конкурсе были представлены проиаведе-
ния композиторов среднего поколения —
Книппера, Коваля, Кабалевского, Старо-
халомското, Чемберджи, Шехтера и др.

Я держусь мнения, которое многим ка-
жется дискуссионным; я ечитаю, что в об-
ласти песенного жанра очень трудно быть
новатором. Удаляясь от привычной ин-
тонационной речи, песня рискует оказать-
ся трудно воспронзводимой и трудно ус-
замваемой. Нужно быть поистине тени-
альным музыкантом, чтобы преодолеть
эти препятствия и заметно обновить пе-
сенный жанр. Гораздо легче при создании.
новых песен впасть в штамп, пойти по
пути шаблона, И действительно, на кон-
курсе фигурировало немало произведений,
в которых не трудно было заметить пря-
мое повторение приемов Дунаевского,
братьев Покрасс, Дзержинского.

И все же конкурс выявил ряд ярких,
талантливых произведений, стоящих на
хорошем техническом уровне. При строго-
сти подхода жюри к представленным ве-
шам, оно смогло отобрать 14 песен, ко-
торые будут напечатаны в 060б0м cOop-
нике. Надо Бадеяться, что песни эти по-
лучат широкое распространение.

Жюри считает, что в одной области
хонкурс постигла определенная неудача:
поступило очень мало втроевых песен. Мы
с трудом смогли отобрать для сборника
три строевых песни ‚(в том числе одну
кавалерийскую) — «Песню Богунского
полка» Попкова «Боевую кавалерийскую»
Морозова и «Песню красных полков» Аку-
ленко (на слова поэтов Луговского и Дол-
матовского). Композиторы, видимо, пока
неотчетливо представляют себе специфику
строевой песни. Очевидно, в этой области
накоплено еще очень немного опыта. .Эта
неудача тем более досадна, что одной из
тлавнейших целей. конкурса было созда-
ние именно строевой советской песни.
	Богаче представлены были на конкурсе
эстрадные и хоревые песни — жанры
более привычные Дяя наших композито-
ров. В этой области можно быть вполне
довольными. результатами конкурса: эти
жанры будут отражены в сборнике
разнообразно и ярко. В сборник войдут
такие песни, как «Храброе сердце» Глиз-
ра, «Власть Советов» Прокофьева, «Шел
спаницею казак» Чемберджи, «Храброе
сердце» Книппера, «Оборонная донбаескаяз.
Васильева-Руглая и др. :
	В связи с конкурсом возникает PHA
принципиальных вопросов. О них. уже
спорили на жюри, и несомненно они бу-
дут подвергнуты обсуждению внутри сою-
			На улице Руставели, 18, в залах художе-
ственной галлереи, где сейчас развернута
выставка картин и гравюр Эрмитажа, це-
лые дни, и в особенности по вечерам,
т оживление.

та выставка сейчас - центр притяже-
ния художников Тбилиси, студентов Тби-
лисской . академии художеств, широкой
публики. Много молодежи, Ведутся эко-
курсии на русском и трузинском языках.

& стенах копии, с шедевров Леонардо
да-Винчи, Рафаэля, Делакруа, великолеп-
ные гравюры Пиранези, картины школы
Рибейры, Валто, Рубенса и др.

Выставка тем более своевременна и 000-
бенно жадно посещается, что в Тбилиси
нет постоянного художественного музея.
Произведения трузинского искусства, рус-
ского искусства ХХ века, советских ху-
дожников, превосходные копии иранских
фресок, исполненные молодой художнипей
М. И. Мгебришвили, и т. д. находятся В
свернутом виде в небольшом хранилище
Метехского музея и ‘взаконсервированы
впредь до постройки специального музей-
ного злания. .
	Грузинские художники вошли в историю
советского искусства прежде воего как
инициаторы и создатели большой темати-
ческой выставки, посвященной истории
большевистских организаций Закавказья,
Эта выставка сплотила художников, по-
могла им найти дорогу к большому, co-
держательному искусству, насыщенному
революционным пафосом. Она впервые по-
ставила перед ними задачи создания ис-
кусства подлинно народного. Зарядка, по-
лученная художниками в процессе работы
над этой выставкой, была очень велика.
И сейчас художники Тбилиси продолжают
работать над темами, посвященными рево.
люционной борьбе большевиков, великого
 Сталина и ero соратников. К сожале-
нию, Управление по делам искусств не
‘поддерживает в должной мере инициати-
вы художников. Художники работают
большей частью на свой страх и риск.
Один лишь тбилисский институт Маркса
—ОЭнгельса—Ленина помогает им своей
консультацией и до известной степени
обеспечивает зажазами. й

Тбилисский союз советских художников
сейчас об’единяет свыше 100 человек.
Впрочем, об’единение это, в сущности, чи-
сто формальное, ибо ‹оюз, не имея ни
программы деятельности, ни помещения,
не является настоящим творческим цент-
ром. Художники посещают его неохотно.
Творческие вечера здесь крайне редки.
Ни в с0юзе, ни в управлении по делам
искусств не знают как следует, чем живут,
над чем работают тбилисские художники,
‘что делается в многочисленных мастерских
художников, разбросанных по всему fo-
роду. А творческая жизнь, порой очень
своеобразная, интенсивная, сосредоточена
именно там, в этих иногда миниатюрных
мастерских, сверху донизу увешанных
этюдами, набросками, картинами, заотав-
ленных скульптурами,
	Одна из типичных подымающихся в го-
ру тбилисских улиц носит имя великого
французского скульптора Родена. Здесь
мастерская старейшего скульптора Грузин-
ской ССР Я. и Николадзе, посещавшего
в молодости студию французского мастера,

После шумных и жарких тбилисеких
улиц здесь особенно чувствуется типина и
прохлада. Много оконченных и начатых
работ. В углу портрет жены художника.
Это работа, которую некогда закончить,
потому что модель всегда под руками.
Портрет, очень тонкий и нежный по вы-
ражению, сохраняет в себе непосредствен-
ность удачно схваченного HaGpocka, Ha
полке недавно исполненный выразитель-
ный портрет поэта Галактиона Табидзе.

центре мастёрской новая работа Ни-
		но уловить традиции древних миниатюр,
В ‘его крошечной мастерской, непригодной
для баталиста, несколько небольших кар-
THH — эпизоды борьбы грузинского наро-
да. Эти весьма динамичные сцены Ha-
писаны в условном колорите.
	Сейчас. Майсашвили пишет большую
композицию «Сталин и Ворошилов на
Царицынском фронте». Законченная в ри-
сунке композиция весьма интересна. Од-
нако художнику предстоит большая рабо-
та на натуре, в световоздушной среде.
Ему необходимо отойти от условного ко-
лорита и овладеть подлинно реалистиче-
ской живописью, конкретными индивиду-
альными историческими образами..
	Аналогичные задачи стоят перед боль”
шинством художников Тбилиси — идет ли
речь об известном мастере В, Д. Гудив-
швили, который прошел болышной творче-
ский путь, приобщился вк стилизаторскому
течению ориентализма, модному на рубеже
ХГХ—ХХ вв.; идет ли речь о художниках
совсем иной формации, которые занимают-
ся довольно лубочным воспроизведением
фотографии, уничтожая индивидуальную
прелесть натуры,
	Гудиашвили— человек большой и тонкой
культуры, человек, впитавший в себя на-
ряду с великими традициями древнего на-
циональноге искусства и характерные чер-
ты буржуазной культуры эпохи декаданса.
Отсюда, от буржуазного искусства ХХ в.,—
камерность его творчества, стилизаторство,
пряная и холодная экзотика некоторых
его ‘мастерских, но условных, порою болез-
ненно утонченных композиций. Но есть
среди его работ чрезвычайно нежные и
искренние. Они воспроизводят образы вос-
точных сказок, благоуханной древней поэ-
зии, образы народных актеров, рисунки
фантазии, изображающие Пушкина в Тиф-
	Великому летчику нашего времени
	На доме в ’Москве, где жил Валерий Па-
влович Чкалов, решено установить мемо-
риальную доску памяти великого летчика
	напиего времени.
	По заданию Президиума Моссовета мо-
сковскый союз скульпторов организовал
творческое соревнование на лучший про-
ект мемориальной доски В. И. Чкалову.

На-днях состоялось обсуждение проектов,
Несмотря на короткий‘ срок задания (око-
ло месяца), скульпторы‘ представили двад-
цать проектов. В выставке участвоваля
В. Андреев, Рукавишников, Мананникова,
Цаплин, Н. Гаврилов, Симонович, Таеж-
ный, Бирюков, Ветров, Ходатаев, Нолин,
Прато, Григорьев, Штамм и Антропов,
Валентинов, Айзенштадт, Криницкая. Поч-
ти все проекты графические (таково усло-
вие конкурса).
		На mpocmorpe проектов в МОССХ при-
сутствовали Ольга Эразмовна Чкалова,
Герой Советского Союза А. В. Беляков.

Tos, Беляков предлагает не ограничи-
ваться одной надписью в проекте мемо-
риальной доски, а ввести изображение
Валерия Павловича в виде барельефа иля
бюста.   .

После обсуждения состоялось заседание
жюри, которое вынесло решение ходатай-
отвовать перед Моссоветом о продлении
срока задания, Жюри рекомендовало Пре
зидиуму Моссовета привлечь к дальней-
шей работе над проектом мемориальной
доски В. А Андреева представившего три
варианта проекта, и скульпторов Григорье*
ва, Антропова и Штамиа, давших ориги-
нальные решения:

АТ.
		на так называемой Лемковщине, колыбель“:
ные песни отличаются разнообразным рит-

мическим рисунком, не связанным с рит.

MOM качания колыбели, что придает им

характер речитатива.
	В народном песенном. творчестве Залад-
ной Украины очень многочисленны шуточ-
ные и в особенности танцовальные песни,
Многие из танцовальных песен носят на-
авания «коломийкя». Они похожи по
ововму содержанию Ha русские  ча-
стушки. Коломийки проникнуты ‘настоя-
щим весельем, подлинно народным юмо-
ром. Слушая эти песни, невольно пора“
жаешься той исключительной силе и воле
к жизни, которыми обладал народ, созда-
завитий в условиях тяжелейшето гнета по-
добные песни. Впрочем, и в коломийках
нередко проступает народное горе, Осо-
бый интерес прёдотавляют коломийки, в
текстах которых нашло отражение траги-
ческое положение крестьянства Западной
Украины, терпевшего жестокий произвол
феодалов. Многие коломийки проникнуты
тлубовой ненавистью крестьянства к поль-
оким панам. Вот характерные в этом смы-

сле тексты коломиек. записанные Иваном
Колессой*
	Отамане* молоденький, буду т! казати,,
Не бий мою двчиноньку, як вийде в’я-
зати.
Ой ти, пане отамане, буду тя просити,
Не бий мого миленького, як вийде косити,
Бодай тоб1, наш паноньку, вигорли луги,
Ой який ти сам недобрий, тавкГ тво
слуги.
Бодай тобр, наш паноньку, вигорли лани,
Ой який ти сам недобрий, такт отамани.
	* Отаман — панокий надомотрщик на
полевых работах.
	OT Oe Е ye

за советских композиторов, В частности,   Коладае — превосходный скульптурный

большую актуальность приобретает  сей- бюст юного Сталина. Резким движением
час вопрос о композиции строевой песни.   Юноша повернул голову, вглядываясь

м с И од: а аа ен ее А Зона OU
	Практика показала, что многие компози-
торы потерпели неудачу из-за слишком
быстрых темпов музыки, явно не расочи-
танных на темпы нормального строевого
шага. Равным образом композиторы не
учли, что в строевой песне не может быть
трудных ритмов и интонаций; всякая ви-
тиеватость, «кудреватость» может только
помешать шагу. Приходится еще раз ска-
зать, что композиторы должны привык-
нуть к темповым особенностям пехотной
и кавалерийской строевой песни.
	Учитывая успех конкурса, его жюри (в
котором активное участие кроме компози-
торов приняли поэты Илья Сельвинский
и Осип Колычев) обратилось в правление
союза советских композиторов с просьбой
продолжить работу по составлению новых
сборников оборонных песен и обратить
особенное внимание Ha необходимость
создания советской строевой песни.
	В. Я. ШЕБАЛИН
	Председатель жюри конкурса
	вдаль; в его лице выражение смелости и
тлубокой внутренней  сосредоточенности.
То же волевое, прекрасное лицо мы уз-
наем в маленьком этюде — юный Сосо
Джугашвили во весь рост. Поза и движе-
ние еще не вполне найдены мастером,
Скульптор поворачивает фигурку на стан-
ке, всматривается в нее вновь и вновь,
ищет более выразительной позы,

Некоторые из молодых скульпторов, у
которых нет своих студий, работают в ма-
стерских Академии художеств. Рубен Ами-
ров заканчивает здесь эскиз скульптурной
группы, которую предполагает отлить в
бронзе: молодой Сталин возглавляет ба-
тумскую демонстрацию. Здесь же строгая
выразительная фигура Иосифа Виссарионо-
вича, исполненная доцентом академии
Р. Тавадзе.

Молодой художник Майсашвили — 6a-
талист по призванию. Правда пока что
он не выходил из рамок своеобразного ка-
мерного творчества. Он писал небольшие,
полные движения сценки, в которых мож-
	Искусство _
братского народа
	вергла его ухаживания. Вот. текст одного
из западноволынских вариантов этой пес-
ни, записанный К. В. Квиткой:
	Ой у Луцьку, славн1м м1отЬ капетя грае,
Молодая Бондарвна шлу вч гуляе.
Ой казали-говорили стареньки{. люде:

— Ой не гуляй, Бондарйвно, лихо т0б1

буде. -
— Хоч я хожу, хоч гуляю до ове! охоти,

Таки ж бо я не втеряю ainonsKol WHOTH.
	Був в ту нору пан Каньовський
в Луцьку на охотЬ
дов1давее/ © Бондарвн!  1 о Ц цноть

Гей як крикнув пан Каньовський: «Да-
вайте  с1дельце,
там туляе Бондат!вна, кипить мое серце!»
	Ой то звелв пан Каньовський музиц!

nae aes
	Искусство трудящихся Западной Украи-
ны, ныне освобожденных Красной Армией
от ига польских панов, вызывает к себе
оивейптий интерес всего советското наро-
да. Песенное творчество Западной Украи-
ны богато и многообразно. В нем нашли
отражение различные стороны народного
быта, в нем воплотились сокровенные
мысли угнетенного народа, его горькие жа-
лобы на тяжелую долю и никотда не уга-
савшие мечты о лучшем, светлом буду-
щем. Теперь, когда эти мечты стали явью
и трудящиеся Западной Украины впервые
получили возможность свободно строитв
новую, радостную, счастливую жизнь, ие”
сни прежней, подневольной Западной Ук-
раины приобретают для нас особый смысл
И особенно глубокое значение.
	УКаль, только, что ни одно из предто
жений, выдвинутых авторами на страни“
цах газеты в процессе творческой дискус:
сии, не получило ни поддержки, ни прзБ“
тической реализации,
	Газета много раз и вполне правильно
призывала руководителей театра и 81’
стов к самокритичной оценке собственкой
работы, Но, к сожалению, у самой газеты
самокритика очень часто чередуется © Hes
умеренными восторгами.
	№ 14 газета бичует себя: «Занимает
CH IH Hala газета систематическим 0086“
щением на своих страницах творческих
успехов или. неудач театра? Het, He SHE
	‚мается. Разве: можно считать критикой
	те «премьерные» номера газет, где кр
ме дифирамбов, аллилуйщины и 2001’
щения вы ничего неё найдете...»
	А в № 15 читаем восторженную пере“
довую о прёмьере «Бориса Годунова»; 8
№ 16 по поводу, того. же спектакля аллие
луйщине и восторгам нет предела. Однако,
как только. прошли первые восторги, 18“
зета напечатала такое постановление пар
тийной организации: «Отметить небрежное
н ‚недопустимое отношение к ответствен“
нейшей работе театра со стороны поста’
новщика т. Зон, который не направляя
своей работы по постановке оперы «Боря
Годунов» на повышение роста актеров, &
наоборот, проявлял вредное админист°
	рирование, чем скомпрометировал себя J
коллектива».
	Газета «За большевистский театр» доле
жна быть более последовательной и прин“
ципиальной в оценке работы своего тв’
атра. ЕЙ надо следить за тем, чтобы под»
нимаемые ею вопросы получали практи»
ческое разрешение. В“ противном случа
всякие, пусть Даже самые полезные #8“
чинания редакции остаются только ба“
	гныи намерениями...

М. БОЛОТИН
	Внешний вид здания городского театра в Львове
	По своему строению западноукраинские
эпические песни значительно отличаются
от эпических песен Восточной Украины,
так называемых «дум». Если для дум ха-
рактерны неравносложный и речитатив.
ный, не имеющий определенного тактового
размера, напев, то для эпических песен’
Цокутья типичен восьмисложный стих, с0-
четаемый с определенным устойчивым так-
товым размером напева, В то время как
«думы» поются профессиональными музы-
кантами — слепыми кобзарями, сопровож-
дающими свои песни игрой на инструмен-
те, эпические песни. Западной Украины
	поют крестьяне 0ез инструментального со.
	провождения.

Из других видов повествовательных пе-
сен на Западной Украине поются песни
типа баллад («Петрусь 1 пан» и др.). Сре-
ди намевов таких песен встречаются и
медлительные, величаво-спокойные, и бод-
рые — зв характере марша; Встречаются ий
балладные напевы несколько  «европеизи-
рованного» типа, напоминающие мелодии
«жестоких» романсов.

Бытовые пеони в вападноукраинском
фольклоре представлены тлавным образом
лирическими песнями, для которых ха-
рактерна любовная тематика. лавные,
широкие напевы лирических песен очень
выразительны. Они проникнуты исключи.
тельной теплотой и глубоко волнуют сво-
ей неподдельной искренностью. Примером
такой замечательной лирической песни мо-
жет служить девичья песня «Калина-ма-
Лина».

Из бытовых песен других видов HAH.
болыший интерес предоставляют песни тру-
довые (например, жатвенные и ‹обжинко-
ВЫ6» песни, исполняемые на празднике
окончания жатвы) и колыбельные песни,
	у северо-западного украинского населения,
	ромадный юв1ере$ pee ях % затрати,
падноукраинские этические песни, рощи-  й сам узяв Бондалйвну тай став об-
ной которых является местность, располо- мати.
женная между Днестром и Прутом (так Молодая Бондарвна жартв не приймала,

называемое Покутье). як одвела @лу ручку, — так у eee
	Ой казали-товорили старенькиГ люде:
— Tixatt, tixatt, Бондар!вно, бла tobi
буде!

Уткала Бондарвна помежи крамами,
& ва нею три жовыри с голими шаблями:
	On догнали Бондарвну на новому
	Одной из наиболее распространенных
здесь эпических песен можно  очиталь
знаменитую песню о легендарном народном
герое Западной Украины Довбуше. Буду-
чи вожаком труппы повстанцев (так нз-
зываемых опришков), Довбуш поднимал
мятежи против угнетателей.
	В западноукраинском эпосе большое ме.
сто занимают песни исторические, напри“
мер, песни о панщине, об отмене. крепост-
ного права, о переселении разорившейся
крестьянекой бедноты в Америку. К
историческим же следует отнести и рас
пространенную до ‘самых Карпат, рас
певаем на различные мелодии песню
«про Бондал!вну». С большой силой, яр-
костью и внутренней тлубиной рассказыва-

мост,—-

Ой зернися, Бондар!вно, пробить mar у

го

— Чи волеш, Бондарвно, меду-вина
ETH,

va sonlem, Бондарвно, в сир» вемл!
нити?

— Волю ж я, пан Каньовоький, в сир
semal mpira,

на в тобою, Bpamaf ляше, меду-вина
. я ити!
	ет эта песня о бесправии западноукраин-
ских крестьян, о тяжкой жизни их под
тнетом польских помещиков, Граф Потоц-
кий (фигурирующий в песне под именем
пана Каньовского) казнил приглянувшую.
ва ему дочь бондаря за то, что OHA OT
	У нашот Бондарвини в фартушку мережка,
	куди несли Бондартвну-—кривавая. стежка.
У нашо! Бовдарвни шовковая стрИчка,
куди несли Бондар!вну—кривавая
pita.