4 октября 1939 г» № 72 (652)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	Молодежь театра
	комсомола
	Ленинского
	Опера И. И. Дзержинского «Поднятая цели на» в Московском театре оперы, Постановка

м с особое 3 А Cruaunrentt wm пазы т“
	УЗЫ > Be FY ee eee

4 лы = in
И. М. Лапипкого,.На снимке (слева напра во): артист М. А. Синицкий в роли Щукаря,

артистка И. М. Робсман в роли Лушки и артист Ю. К. Дерзаев в роли Тимофея
ГУГО о
	omeme
	ПИСЬМА
ЧИТАТЕЛЕЙ
	О граммзаписи
	Каждое утро радиостанция «Коминтерн
редает в граммофонной записи 15—71:
	минутный концерт, состоящий Uperyyme,
	ственно из произведений классиков
	Эти концерты — едва ли не самые ay}
	шие. из всех музыкальных радиопередач,
Невольно возникает желание приобркт
эти пластинки, чтобы ближе познакомит.
ся с этими замечательными произвелени,
	пластинки эти ту:
	ми. Но. оказывается,
	Периферийная
’.. хроника
	’ ВОРОНЕЖ. Спектаклем’ областного театра
драмы «Павел Греков», в котором заняты
молодые, актеры Крачковокий. ( ков), Ари-
стов (Карась) и Мачехина (Сабир), начался
смотр творческой молодежи театров Воронеж-
ской области. Многие молодые актеры полу-
‘чают в новых спектажлях ведущие роли: ар-
tact Вишняков — роль Хлестакова, Оамой-
лова — роль Нины в «Маскараде», Чернов —
Лаврентия в спектакле «Путь к победе». Те-
атр имени 20-летия Ленинского комсомола го-
товит к емотру молодежный спектакль «Сказ-
ка» Светлова.
	АШХАБАД. 1 октября открылея сезон в
театре’ им. Пушкина. ‘Репертуар текущего ¢é-
зона: «Человек с ружьем», «На всякого муд-
реца довольно простоты», «Петр №, «Павел
Греков», «Живой труп», «Клевета», «Опасный
поворот». К 15-летию Туркменской республи-
ки будет поставлена пьеса Маркиной и Виту-
хновского ‹Дарсун-Джан».
	СБЕСТ. Здесь ©. огромным успехом про-
шли выступления Государственного’ оркестра
народных инструментов rosa COP.
	ГРОЗНЫЙ. Управление по делам искусств
	при Совнаркоме Чечено-Ингушекой АСОР об-
явило закрытый конкурс на массовую песпю
(текст и музыка) о жизни народов Чечено-
Ингушетии. Для авторов мелодий установ-
лены премии: первая — 2,000 руб.. вторая —
1.500 руб., две третьих — по 1.000 руб. каж-
дая. Для авторов текста: первая премия —
1500 py6., вторая — 1.000 руб., две третьих
премии — по 750 руб. Конкурс началея 25
сентября и продолжится по 5 декабря.
	СТАЛИНГРАД, Местный союз. советских ху-
пожников города готовится к очередной вы-
ставке. ’Состоялись три коллективных `про-
смотра. Обсуждено более 95 работ. Овои про-
изведения показали живописцы Н. Любимов,
Г. Курочкин, В. Фильберт, 0. Шербаков,
А, ЗЖелтобрюхов. На следующем творческом
обсуждении булут просмотрены пейзажи ху-
дожника И. Нижегородова, работающего 8
селе Тарханах, на родине М. Ю. Лермонто-
ва. В 20 крупных ‘этюдах И. Нижегородов
ивобразил виды села Тарханы, домик Лер-
монтова, музей его имени. >
	НОВОСИБИРСК, Областной. дом народного
творчества совместно с Радиокомитетом, Огизом
и ССП организовал смотр’ устного творчества
народов Сибири. Проведены две _ экспедиции
по. сбору и записи фольклора, Замисан ряд
ценных образцов , устного народного творче-
ства, песни и‘ оказы о Ленине и Оталине,
	партизанекие о сказы, песни колхозной дерев-
ни и др. (
	СВЕРДЛОВСК. Артисты театра оперы и ба-
лета им. Луначарского, Театра юных врите-
лей, филармоний дали 48 концертов для при-
зывников. Между коллективами работников
искусств развернулось сопиалистическое CO.
	ревнование на лучшее оослужинание призыв-
вых. участков.
	ТБИЛИСИ. 29’ сентября скончался отарейтий
работник ‘цирка, заслуженный деятель искус-
ства Р. 0. Гамсахурдия. проработавитий в цир-
ке 55 лет. О 1926 г. Р, 0. Гамсахурдия бес-
прерывно работал в качестве директора цир-
ков в городах Советского Союза. 0 ‘1930г.
	он был бессменным директором Тбилисского
гоепирка,
		‘Галант
и мастерство
	ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА НАРОДНЫХ
“ИНСТРУМЕНТАХ x
	Проводимый сейчас в Москве второй тур
всесоюзного смотра исполнителей на на-
родных инструментах ярко демонстрирует
‚ стремительный рост национальных музы-
кальных культур Советского Союза, Са-
модеятельное искусство в нашей стране
поднялось до уровня’ профессиональных
требований. Об этом наглядно свидетель-
ствует то обстоятельство, что. вместе 0
профессионалами в смотре принимают уча-
стие представители художественной само-
деятельности. р

Значение смотра исполнителей Ha Ha.
родных инструментах чрезвычайно ‘вели-
ко и выходит лалеко за пределы простого
прослушивания музыкантов. Возможность
использования многочисленных и исклю-
чительно разнообразных национальных н&-
родных инструментов в развитии нашей
музыкальной культуры, усовершенствова-
ние ряда инструментов, перевод’ их на
темперированный строй (кстати, в Грузии
сейчас над этим уже’ работают виднейшие
музыканты), возможность использования
трупп народных инструментов в составе
симфонического оркестра, необходимость
более детального изучения ` советскими
	композиторами: специфики народных инст:
	рументов и, наконец, создание пособий и
учебников для них — все эти вопросы
требуют серьезного ‘изучения и неотлож-
ного разрешения.

Очень важным является вопрос о соли-
рующем инструменте. В Грузинской ССР,
например, до сих пор народные инстру-
менты почти не используются как соль-
ные. На Украине делаются первые роб-
кие попытки перевести наиболее распро-
страненный национальный инструмент —
бандуру (в основном аккомпанирующий
инструмент) на положение сольного инст-
румента. О том, какие широкие возмож-
ности открываются в смысле использова»
ния. национальных инструментов в клас-
сическом репертуаре, можно судить хотя
бы по блестящему выступлению бандури-
ста т  Финкельберга (самодеятельность
УССР). исполнившего на ряду с украин-
скими народными песнями произведения
Бетховена и Люлли.

Первые дни второго тура показали, что
большинство исполнителей обладает зна-
чительной музыкальной культурой и вы-
сокой техникой игры. В этом смысле 0со-
бенно показательны выступления баяниста
т. Паницкого (Саратов), тринадцатилетнего
титариста Белильникова (Ленинград), дом-
риста Морецкого (Воронеж) и Др.

Смотр явится толчком к дальнейзтему

азвитию игры на народных инструментах

СР и будет способствовать обогащению
Национальной музыкальной культуры опы*
том братских  республик.

Проф. А. М. ЛУФЕР,
член жюри всесоюзного смотра испоя-
нителей на народных инструментах.
		В спектакле. «Бедность не порок» роль
Любови Гордеевны будет исполнять ар-
тистка Козлова, роль Мити — артист Ад-
леров, роль Гордея — артист. Бла-
жевич. Артистка вспомогательного состава
Бойкова выступит в роли Маши («Живой
труп»). Роль Лизы в этом спектакле пору-
чена артистке Фадеевой, работающей вто-
рой год в театре, Роль Петушкова испол-
няет артист Перест-Петренко. Ответствен
ные роли в спектакле «Ночь в сентябре»
поручены Пелавину, Адлерову и Вутаси-
ной; которая одновременно играет цент-
ральную роль в_ пьесе «Галина», —

В спектакле «Мой сын» выступят акте-
ры Маркушев (следователь), Пелевин (сви-
детель), Мицкевич (Афра). у
Мы готовим ‘также’ вечер отрывков, В
котором примут участие артисты Соловье-
	ва.‘ Терентьева, Альцева, Воронов, Ларин.
	В порядке учебно-производственной рд-
боты мы тотовим в ныпешнем сезоне пье-
	су 0 комсомоле, постановка которой пору-
	чается молодому режиссеру В. Р. Соловье-
ву, и молодежный спектакль «Снегурочка»
Роль Снегурочки будут исполнять Терен-
тъева и Козлова, роль Купавы — Альцева,
	nana Берендея -- Пелевин, Мизгиря —
	Ларин,: Леля — Воронов.

Театр им. Ленинского комсомола облада-
ет талантливыми молодыми силами, кото-
рым обеспечена работа в налием новом ре-
пертуаре.

Заслуженный деятель искусств
И. БЕРСЕНЕВ,
художественный руноводитель театра
`’_ Ленинского ‘комсомола °
	‚Смотр молодых актеров должен помочь
нам воспитывать и правильно использо-
вать наши ‘новые актерские кадры. Но ре-
зультаты этого смотра будут плодотворны
лишь в том случае, если он выявит дей-
ствитёльное положение театра — состояние
учебно - производственной работы с моло-
дежью, наблюдение за ее ростом.
	Необходимо поэтому во время смотра
‘учитывать индивидуальные особенности
каждого тезтра, участвующего в нем, На-
ряду с театральными коллективами, сфор-
‘мировавшимися уже много лет назад, в
смотре участвуют и молодые и недавно
реорганизованные театры, К числу послед.
них относится и наш театр имени Ленин-
‘ского комсомола, О его индивидуальных
особенностях мне и хотелось бы сказать.

После слияния бывшего ТРАМ с теат-
ром-студией п/р. Симонова и прихода
труппы новых актеров наш ‘театр. им.
“Ленинского комсомола начинает лишь
второй тод своей творческой жизни. Весь
прошлый сезон был для нас, так оказать,
ознакомлением с теми возможностями, KO.
‘торыми обновленный коллектив распола-
гал. В прошлом сезоне очень хорошо по-
казала себя молодежь — Серова. Щенни-
‘кова, Паркалаб и ряд других. Как актеры,
уже зарекомендовавшие себя, они в
‘смотре не участвуют,

В осмотре выступают молодые ‘актеры,
‘еще недостаточно проявившие себя. Так,
мы ‘подготовили второй состав спектакля
«Галина» и ввели 14 человек в старый ре-
пертуар, подготовленный еще до реорга-
‘низации’ театра, : :
	29 сентября в союзе композиторов (Москва),
закончился конкурсе на лучшую оборонную
	строевую песню. На снимке: народный ар-
тист ССОР композитор Р. М. Глиэр испол-
няет свою новую песню «Храброе сердце»
	оо

Московская
хроника

*\ Вчера на заседании conera MOCKOBCKOLO
товарищества «Художник» сматривалиеь
новые работы 27 живопиецев. Художник Еру-
mes = предоставил картину — «Выступление
	товарища Ленина на’ П с’езде Советов», Дей-
кин — «Ленин и Сталин у прямого прово-
да», Лихачев — «В. И. Ленин и Н. К. Круп-
ская на открытии электростанции». несколько
пейзажей показал Л. Соловьев, портрет масте-
ра теннисного спорта Бориса Новикова — ху-
дожник Ф Автонов и Т:; д. <=
	эх  Самодеятельные кружки завода. им.
Оталина участвуют в московском областном

радиофестивале. Недавно во Дворце культу-
ры завода состоялся большой концерт, в ко-

тором выступили хор под управлением
т. Рыбнова, чтепы тт, Казакова и Туркина,,

вокалисты тт. Халунина и Абузив и др.
	* Комитет по делам искусств назначил
Д. Д. Королева. заместителем начальника
Главного управления цирков и управляющим
об’елинения городских цирков,
	\Ж Заместителем директора Государственной
Третьяковской галлереи по научной части
назначен ПИ. Лебедев.
	к Завтра открывается зимний сезон в М0-
сковоком госцирке.

*ж Московскому союзу скульпторов ваказан
проект памятника Карлу Марксу для г. Орла,
Над эскизом памятника работает 0; ©. Але-
шин. Тт. Махтин, Бирюков, Ветров закавчи-
вают проект скульптурного оформления Чи-
тинского дома Красной Армии,

% Всесоюзный конкурс артистов вотрады
начнется 25 ноября. В первом туре конкур-
са примут участие около 200 артистов scTpa-
ды.

* Открылись заочные курсы Всесоюзного
дома народного творчества для красноармей-
цев-художников по рисованию и живописи;
на курсах обучаются 200 бойцов: Им посланы
первые творческие задания.

В выставочном вале московского союза
художников открылась выставка проектов
памятника «Ворцам революции» для Оталина-
Gana, Представлены проекты скульпторов
Тенеты, Шварца, Стреляева, р

% В Управлении музыкальных учреждений
Комитета ‘по делам искусств каждую декаду
будут прослушиваться и обсуждаться новые
произведения советеких композиторов.

*\ Театр им, Моссовета 13 октября выезжа-
ет на гастроли в Сочи.

\ 22 октября открывает зимний сезон ‘те-
атр Ленсовета. :

% Репертуарный план Театра сатиры’ бутет
заслушан 7 октября в Управлении по делам
искусств при Моссовете. .

% В ноябре в концертном ‘исполнении ©0-
листов, хора и оркебтра Всесоюзного радио-
комитета будут показаны оперы «Иоланта»
Чайковского (дирижер заслуженный деятель
искусства Н. Голованов) и «Бронзовый конь
Обера (дирижер В. Рубинштейн).
	В „Ленинграде
	На граммофонную пластинку ваписана
песня «Обнимемтесь, братья», посвященная
освобождению трудящихся‘ Западной  Белорус-
сии и Западной Украины. Текст песни по-
эта-орденоноспа А. Прокофьева, музыка ком-
нозитора А. Носова.

Ж Для исполнения ‘на` эстраде приняты
фельетоны А. Флита «История панской рес-
публики» Д’Актиля «Последняя  мазурка»,
рассказ И. Зельцера, скэтч`Я. Ялунера. куп-
леты В. Владимирова, песенки и частушки
В. Полякова и’М. Левитина и др.

%х В музыкальной библиотеке филармонии
обнаружена рукопись Н.. А. Римекого-Корса-
кова: концерт для кларнета в ©опровожде-
нии духового оркестра, написанный компози-
тором в 1878’ г. Рукопись еостоит из 28 стра-
ниц, на которых‘ имеются личные   пометки
ВН. А. Римекого-Корсакова. До сих пор эта
рукопись считалась потерянной. .

% jJlenuarpancnnii apmoposn завод им.
М. В. Ломоносова изготовил бюет великого
русского полководца А. В. Суворова. Бюст
сделан по модели покойного академика
И. Гинзбурга, хранящейся в Артиллерийском
историческом музее.

При студии Ленфильм открывается шко-
ла киноактеров.

* Две редкие акварели, изображающие спе-
ны из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» в
	Три новых театра в Москве
	‘’ Комитет по делам искусств’ открывает -в  ‘театра оперы входит обслуживание круп-
Москве новый драматический театр, кото-   ных промышленных центров страны.
	7 октября состоится сбор труппы вновь
организованного Управлением по делам
	‘искусств при Моссовете Театра комедии
	под художественным руководством народ-
ного артиста РСФСР орденоносца В. Я.
Отаницына. В состав труппы вошли: 3а-
	суженные артисты РСФСР орденоносцы
	Любовь Орлова и Пельтцер, артисты Баря“
нова, Брук, Быков, Ветрова, Вильямс, За-
харов, Консовский, Максимова, Нурм и лр.
Директором театра назначена Н. Н. Янко-
Треплёва, заместителем директора А. Г.
Гешелин. Литературным консультантом
приглашен драматург Константин Финн,
тлавным художником — П. В. Вильямс,
режиссером — Б. М. Тамарин.
	рому передается. помежение клуба им. Ва-
‘ляева.

В качестве художественного руководите-
ля нового теалра Комитет ‘по делам ис-
кусств намечает пригласить режиссера-ор-
деноносца Н. П. Охлопкова. В ближайшее
время будет сформирована труппа театра.

Новый оперный театр открылся 1 октя-
бря постановкой «Поднятой  целины»
И. Дзержинского, Московский театр опе-
‘ры, художественным руководителем KO-
торого назначен орденоносец И. М. Лапиц-
кий, даст в нынешнем сезоне еще три
премьеры: «Фауст» Гуно, «Евгений Оне-
run» Чайковского и балет «Пер Гюнт»
(no музыке Грига). В задачи Московского
	портные и ими располатают только круз,
	Неужели нель
   ПрОДУКЦИМ
	ные радиостанции Москвы,
зя’ восполнить этот пробел
	фабрики граммзаписи? 5 довлетворяет д
сейчас эта продукция запросам совете
слушателей? Мне кажется, не совсем
всяком случае такой важный и больши
раздел; как классическая музыка, особи,
HO инструментальная. в траммзапиен (и.
	сутствует совсем.
	Зато заняла очень прочное и солилни
по: 0б’ему место «цытанщина», не имет,
щая никакого отношения к  подлиня
	музыке цытанского народа,
	Почему-то в граммзаписи полностью им.
	CYTCTBYHT TAKAE
	крупные наши мастеру,
	как Мразинский, Софроницкий, Юдин
	замечательные
	вокальные и инотрум,
	тальные квартеты и почти OTCyTersynr
Полякин, Рейзен, Преобразженская и д.

Котати несколько слов о  залраничний
продукции. Почему вместо ваграничаы
фокстротов не предложить записи прок,
ведений классиков в исполнении знамени,
	THX дирижеров — ЁКлемперера, Ановруя’
	и др.?
	В, ПИНЕГИН
	Прекрасный
пример

СМОТР МОЛОДЫХ АКТЕРОВ
	в оперном
№. 0, Отани-
Артистка Т. С.
	ступает к смотру молодых
артистов Театра сатиры.
мотр молодежи театра
начинается 6 октября ут
ренним спектаклем «Be-
сенний смотр». 11 октября
пойдет «Господин де-Пур-
соньяк», в котором заняты
Звягина (Мариетта) и Ро-
	2’ октября в Театре ре
волюции был показан
спектакль «Павел Греков»,
в котором участвовали мо-
лодые актёры Альтовская
(Маша), Михайлов (Сень-
ка), Таврилова (Клаша),
Немоляев (Строгач), Зарин
(Левицкий) Стеценко (Сте-
	ценко) и Забрудекий (ры зенберг (Люсета). 16 октяб-
жий тракторист). ря состоится просмотр
‘Бригада Управления wo спектакля «Таланты» 6
	делам искусств при Мос-
совете в составе s3acay-
женных артистов РСФСР
М. М. Штрауха и Ф.Н. Ка-
верина,
ных инструментах. ° Первый отборочный
тур смотра прошел на местах во всех CO-
юзных и автономных республиках, в кра-
ях и областях. В первом туре приняло
участие до двух тысяч исполнителей на
60 различных национальных инструментах,
представленных на смотре, — балалайка,
домра, баян, всевозможные виды гармоний
(адытейская, чеченская и др.), сопилки,
титара, мандолина, курай, цимбалы, чон”
гури, пандури, зурна ствири, тар. кеманча,
кияк, дутар, сыбызга, тусли, лира, темир-
комуз, кобыз и многие другие инструмен.
ты.

К участию во втором туре было отобра-
HO свыше 200 человек. Условиями смотра
возраст его участников не ограничен, и
москвичи услышат в Октябрьском зале
Дома союзов выступления семилетнего
баяниста Гени Короткова (Челябинск) и
М. Куренкеева 72 ‘лет — исполнителя на
кияке, киргизском народном инструменте.

репертуаре исполнителей на народ“
ных инструментах—произведения класси“
ков, народные мелодии и обработки на-
родных песен. Здесь можно услышать и
концерт Паганини на домре и KOH-
церт Моцарта на сопилке. Балалаечник
Н. Рожин (Свердловск), выступлением ко“
торого открылся второй тур смотра, ис-
полнил мелодию Рубинштейна, испанский
танец Мошковского, цыганский танец Ca-
расате; бандурист И. Финкельберг сыграл
«Немецкий танец» Бетховена,  «Гавот»
Люлли и прелюдию Баха.

Вчера на смотре выступили 19 человек;
из инструментов были представлены ду-
дук, доли, кияк, бандура, канон, пандури,
испанская титара, уд, баян, балалайка,
свирель, домра, комуз и шестиструнная
гитара.

Второй тур смотра продлится до 10 ок-
тября. Для участия в третьем туре будет
отобрано 40 человек. Он откроется 13 ск-
тября в Центральном доме работников ис-
кусств СССР. Для премирования лучших
а смотра ‘выделено 35 тыс. руб-
лей.

17 октября в Центральном доме работ-
ников искусств состоится заключительный
концерт, в котором примут участие луч-
шие исполнители, отмеченные премиями и
почетными дипломами.
	Od
	Ленинградские художники Л. Г, 1
марк и ЦП. А. Горбунов в августе ны
него гола были в отпуске в г, Новороий
ске. Местным художникам они отаал
большую товарищескую помощь. Оп п
няли активное участие в проработвв тм
тического плана краевой выставки 20
Советской Кубани в изобразительнох 1
кусстве», знакомились с работами иеты
	художников внимательно разбирали м
	дый эскиз, каждый этюд.

артисты Гер-

Васильевна), — «Риголетто»
flanraannonar театре пм.
		Все это очень ценно длЯ НАЧИНАЮЩИЕ
художников и самоучек, живущих №
периферии и лишенных возможности #
	деть выставки современной живопися,
Художники Новороссийска  блат;

ленинградских товарищей ва их д?
скую помощь.
	Д. КОЗЛОВ,
	Репертуар театра.
им. Пушкина
	На-днях_ в Комитете по делам искусств
состоялось обсуждение репертуарного пла.
на Ленинградского государственного орде-
на Трудового Красното Знамени Академи-
ческого театра драмы им. Пушкина,
	До конца 1939 т, театр даст три`новых
постановки. В октябре предстоят премьеры
пьесы К. Чапека «Мать» в постановке ре-
жиссера Л. Рудник и оформлении Ххудож-
ника Натана Альтмана (музыка компози-
тора 0. Чишко) и`пьесы `Каплера и Зла-
тоторовой «Ленин», которую ставят худо-
кественный руководитель театра, Л. С.
Вивьен-и режиссер В. Н. Кожич; В’ нояб-
ре идет «Макбет» Шекспира в постановке
Л.С Вивьена ‘и режиссера Петровых. Ху-
дожественное оформление спектакля В И
	Козлинского, музыкальное — Г. И. Попо-
BA.
	В 1940 г. театр им. Пушкина покажет
TPH ‘классических пъесы: «Зыковы»
М. Горького в постановке Н. К. Симонова
и оформлении художника В. И. Рыкова,
«Вишневый сад» Чехова (оформление На-
тана Альтмана) и «Горё от ума» (поста-
	новщики Вивьен и Раевская, художник
П. В. Вильямс).
	Кроме того, на 1940 г. тотовится ряд ка-
-питальных” возобновлений классических
‘спектаклей.. В ‘январе пойдет «Борис Го-
дунов» Пушкина в постановке Б. М. Суш-
кевича (музыка композитора Ю. Шапори-
на, декорации Руди). В марте в постанов.
ке Ю.М. Юрьева будет показана «Свадьба
Кречинского» Сухово-Кобылина (оформле:
ние худ. Борискевич), в апреле — ¢Ta-
ланты.и поклонники» А. Н. Островского в
постановке В. П.`Кожича (оформление ху-
дожников Товбина. и Константиновского).
В мае пойдет «Не было. ни гроша». А. Н.
`Островского (режиссер Петровых, декора-
ции — Кустодиева).

Что касается классических произведений,
то в этой части обширный репертуарный
план. театра ‘им: Пушкина нео встретил
возражений  с0 ‘стороны участников совэ-
щания:  Гораздо менее содержательным
‚обоснованным: оказался план в ‘части со-
ветских пьес. Так, пьеса В. Соловьева
«1812-Й год», постановку которой театр! си-
стематически откладывает из года в год,
оказалась и теперь «переходящей на’ 1941
ГОД»; `В то» же. время театр включает в
план 1940. тггопьесу М. Булгакова «Дон
Кихот». (по Сервантесу), которая, при всех
своих болыних драматургических достоин.
ствах, не может считаться настолько . ак-
	туальной, чтобы занять одно: из двух. мест.
	скупочотведенных в рэпертуарном . плане
советским. ‹пъесам. Второе место. отдано
	пьесе `Ю.- Термана-. «Сестры», но; по отзы-
	вам. тех, Ето. ознакомился с ней, и эта
пьеса нисв какой мере. не ‘отвечает. по-

требности ‹ советского зрителя в спектакле,
откликающемся на. нашу современность,
Поэтому, вопрос о постановках театром им.
Пушкина современных ‚советских пь3е
остается пока нерешенным. у
Общее одобрение встретил разработан-
ный пушкинским, театром трехлетний пер*
спективный репертуарный план по клас-
сике. Кроме уже упомянутых нами. поста.
	Новок 1940 Г., в этом плане намечены nal
	(1941 г. «Ревизор» Гоголя, «Ночь в Толе-
до» Лопе де Вега и «Месяц в деревне»
Тургенева, а На 1942. т. — «Юлий Пезарь»

а Е. с
	Шекопира. «Гроза» Островского и «Живой
	труп» Льва Толстого.
	Гутова (Влена Сергеевна),
	Розенберг (Ксения Федо-
ровна).

24 октября в утреннем
спектакле «Большая се-
мья» выступят Доброхотов
(Николай), Наумова (Же-
ня), Киселевская (Петя) и
30 октября в утренвем
спектакле «Простая де-

Юдина в роли Джильды
Фото С. Шингарева

ond

В ноябре состоится. по-
каз отрывков из bec Ten
кущего репертуара с. уча-
стием молодых актеров Те.
эта - бот р
	вушка» — Стеклова (Пс
ля) и Берхман (Малер):
	31 октября
	будет пока-
	зан новый спектакль «3а-
бытые страницы», состав
	>, Состав
ONHOAKTHEX
	атра сатиры.

Бригада Управления по
делам искусств при Моссо-
вете в составе заслуженво-
го артиста РСФСР М. В.
Лишина, Е. М. Страдом-
ской, Н. ВБ. Лойтера, А. И.
Кричко, А. Я. Бруштейн,
Т. Л. Коган, И. И, Тбиу po-
ва, Н. М. Tilancnoro uN. PB.
Сагаловича будет смотреть
9 октября в. Государствен-
ном центральном ^ театре
	уполномоченный оргкомитета красно
дарского краевого союза советских ху.
	ДОЖНИКОВ
		ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
В ТЕАТРЕ ЭСТРАДЫ
И МИНИАТЮР
	ф октября из гастрольной поездки вр
нулся ` московский Гостеатр эстрады п i
	ниатюр. Гастроли проходили в Ростов
	Ленинграде. Выступления театра в Лени
	граде, где было дано 20 сиектаклен, пр’
шли с большим. успехом. За время 14
ролей театра выборгский Дом yar
	посетило +3 тыс... зрителей.
	Сезон в Москве театр откроет 19 05
	ря представлением. куда войдут лучи
	номера из четырех программ прошлого ®
	зона. Конферансье М. (Н. Гаркави.
	Премьера новой программы. «Не про
	дите мимо» состоится в конце октября
		пьес. В нем заняты Дра-
гунский (Евстигнейка) и
Цынман (Костя Зряхов) —
в пьесе «Дети» Горького;
Стеклова (невеста) — в
«Свадьбе» Чехова; Герцева
	ay  лукоморья» в Госцен-
	Я 1 такль
тюзе. Артист И. A. Bopo (Прасковья) и Звягина юного зрителя спек
ты Ceprea Ada- (Катерина) — в «Малевь- «У лукоморья» с Мюльбер-

* насьева a
	Фото С. Шингарева  КОЙ ошибке» по Лескову. гом в роли Афанасьева.

пни ао тнт отита оно ии иножеся ож поет ни ини ити тих точен ии иеоетт
	ЕРЕВАН. (От нашего спец. корр.). 30
сентября состоялся общественный про-
смотр первого армянского балета «Счастье».
Многочисленная аудитория с энтузиазмом
приняла талантливое произведение, рису-
ющее счастливую жизнь колхозном кре-
CIDAHCTBA Советской Армении, героизм
наших пограничников, зорко оберегающих
	мирный труд советского народа. Огромный
успех имела музыка А. И. Хачатуряна.
Красивая, темпераментная, насыщенная
	народными мелодиями, она отличается яр-
кой конкретностью образов, подлинной
танцовальностью,

Молодая балетная труппа Ереванского
государственного театра оперы и балета
под руководетвом балетмейстера И. .Арба-
това создала хороший спектакль. Цент-
ральную роль Каринэ исполняла артистка
Воинова-Шиканян, роль молодого погра;
ничника Армена. — артист Георгиан. По-
этичные образы двух подруг Карино Се-
ды и Армик создали артистки Саркисян
и Абанян. Характерны и полны теплого
юмора танцы и сцены стариков и ‚старух;
особенно запоминается игра артиста
И. Арбатова. Дирижирует спектаклем за-
служенный деятель искусства проф. К. Са.
раджев. Легко и %0.вкусом оформил спек-
такль, художник С. Аладжалов.
		  ДЕКАДЕ АРМЯНСКОГО ИСКУССТВА В МОСКВЕ ^
	се Гуманяне, народного художника Арме-
нии М. Сарьяна — об оформлении спек.
такля и дирижера Г. Будахяна, а также
стихотворное либретто в переводе С. Пар-
нок, Т. Ахумян и В. Звягинцевой.
	Второй‘ сборник, посвященный опере
«Ануш», составлен из статей о старейшем
армянском композиторе Армении Тиграня-
не А. Ованесяна, об Ованесе Туманяне
проф. Ов. Меликяна, режиссера А. Гула-
кяна о постановке оперы, художника Ана-
няна об оформлении спектакля и дириже-
ра М. Тавризяна. Стихотворный текст
«Ануш» дан в переводе В. Державина.
	Опере «Лусабацин» («На рассвете») по-
священ третий сборник, в который вошли
статьи проф. Х. Кушнарева — о компбзи-
торе Аро Степаняне, режиссера спектакля
Р. Калантара, художника М. Арутчьяна и
дирижера М. Тавризяна. Перевод либретто
оперы сделан под редакцией С. Шервин-
ского.

В четвертом сборнике о первом армян-
ском балете «Счастье» печатаются статьи
Г. Хубова — 0 творчестве композитора
Арама Хачатуряна, постановщика спектак-
ля И. Арбатова, дирижера К. Сараджева,
художника С. Аладжаляна либретто
Г. Ованесяна.

В каждом оборнике будут помещены че-
тыре многокрасочных эскиза декораций и
костюмов и 15 фотографий ведущих твор-
ческих работников театра им. Спендиарова.

Размер каждото сборника 3 — 5 печатных
листов:

Выходит также большой сборник, по-
священный государственному театру оперы
и балета им. Спендиарова, составленный из
статей народного артиста РСФСР Р. Си-
monosa, A. Шавердяна, М. Сарьяна, либ-
ретто спектаклей «Алмаст» «Ануш», ‹Лу-
сабацин», «Счастье» и т, д. Кроме того, в
каждому опектаклю. который будет пока-
ван в дни декады армянского искусства,
выпускаются небольшие либретто.

Издательство «Искусство» печатает так-
же пьесу «Великая дружба» («Сурен
Спандарян») Гулакяна, краткий биогра-
фический указатель по музыке, ‘театру,
кино и изобразительному искусству Арме-
нии и книгу «Изобразительное искусство
	Армении» Дрампяна размером 9 печатных
листов. К книге прилагаются: 50 репро-
дукций лучших картин армянских худож.
ников, которые ‘будут показаны на откры-
вающейся К декаде в Москве выставке изо-
бразительного искусства Армении;

Кроме того, издалельство «Искусство»
выпускает книгу А. Свирина «Армянская
миниатюра» с многочисленными иллюст-
рациями. OS em книги — 19 листов.
		в
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
-`; ИЗДАТЕЛЬ: Гос; изд-во’ «Иснусство» _
о еси
		ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
театра им. Евг. Вахтангова
	—— ОБЯВЛЯЕТ —
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ
	учатихся на 1939/40 уч год.
	Прием ` заявлений до 10 октября по 87°
cy: yn, Вахтангова, д. 12-а, 0 11 до И 386
Справки по тел Г 1-03-46, Г 1-08-88,
	РОЯЛИ и ПИАНИН
MO УШАСИ
	ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ
	гел. К 5-48-89.
	6 октября из Еревана в Москву выез-
жают 900 участников декады армянского
искусства. В полном составе (575 человек)
выезжает коллектив Государственного тёат-
ра оперы и балета им. Спендиарова. B
Москву едут дирижеры театра заслужен-
ный дзятель искусства Сараджев, Буда-
тян, Тавризян, Отепанян, режиссеры Ова-
несян, ‘’Гулакян, Калантар, балетмейстер
Арбатов, ‘художники  Ананян, Арутчьян
Аладжалян, народный художник Армении
Сарьян, солисты оперы заслуженяые ар-
тисты Армянской ССР’ Шара Тальян, Да-
ниэлян, Исецкий, артисты Сердобов, Сед-
мар, Фомин, Азизян, Каратов, Хачикян,
Аветисян, Авакян, Галустян,  ТГусельни-
ков, Лисициан, Сазандарян, Багдасарян,
Габриэлян, Погосян и др.

Выезжают также коллективы и ‘солисты
Армянской государственной филармонии—
симфонический оркестр, государственный
хор, ансамбль песни и пляски, ансамбль
народных инструментов,  джаз-оркестр,
квартет ‘им. Комитаса, мастер г художест-
венного слова Сурен Кочарян и др.

Специально изготовленные в Ереване де.
корации, костюмы и бутафория к спек-
таклям «Алмаст», «Ануш», «Лусабацин» и
«Счастье» отправляются в Москву в 60 ва-
тонах:

Завтра в Москву приезжает специаль-
ная комиссия Комитета по делам искусств
при СНК СССР, которая просмотрела ре-
пертуар театра оперы и балета им. Спен-
диарова, a также коллективы Армянской
государственной филармонии, участвующие
в декаде. Вместе с комиссией ‘приезжает
начальник Управления по делам искусств
	при Совнаркоме Армянской ССР Г. Агба-
тян.
	МОСКВА, Зарядьв, Поковокий пер»
Мастерские Молотовекого Промтрест®,
	ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО 18
СТИТУТА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
имени А В ЛУНАЧАРОКОГО
	СООБЩАЕТ,
	что № ОКТЯБРЯ 1939 г в 8 час 369%?
	СОСТОИТСЯ
ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА
ДИССЕРТАЦИИ Ю, А, ДМИТРИЕВ
	на ‘Тему «ПАВЕЛ МОЧАЛОВ — АВТЕ
РОМАНТИК»

название кандидата искусствоведячески
наук,
	Официальные оппоненты: проф. Ю. 5
Соболев, кандидат  искусствоведчески

наук Г. И. Гояя,
	Защита, состоится в помещении Ийстит”
о Та по адресу: Собиновский пер»
	`В дни декады. армянского искусства в
Москве, открывается выставка армянского
искусства; вдесь широко. будут, представ-
лены современная армянская’ живопись,
скульптура, графика и.т. д. Большой ин-
Tepes представит отдел. древних миния-
тюр;. специальный отдел выставки посвя-
щен образу Давида  Сасунского в изо-
искусстве, и }

‚ *
	Государственное издательство  «Искус-
ство» выпускает в декаде четыре сборни-
ка, посвященные спектаклям «Алмасть,
«Ануш», «Лусабацин» и «Счастье», кото-
рые ‘будут ‘показаны в’ Москве театром
оперы и балета им. Спендиарова. В сбот-
ник, посвященный опере «Алмаст», вошли
статьи А; Шавёрдяна — о’ композиторе
Слендиарове. Ов. Меликяна — 0б Оване-
	_ Заслуженная артистка РОФСР Г, Уланова
в роли Марии в балете «Бахчисарайский
	фонтан». Скульптура Е, Янсон-Манизер
	Уполномоч. Главлита Б—5045. _
	Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30. Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием об явлений: Петровка, 10, 2-Й эт. пом. 53. тел. К-4-54-13.