9 октября 1939 г., № 73 (653)
	Хроника
декады
	11 октября в Москву приезжает в Odd,
ном составе коллектив  Государотвенно.
то театра оперы ‘и балета им. А, Опендиа-
рова, состоящий из 527 человек, Комитет
по делам искусств при’ Совнаркоме CCCP
организует торжественную встречу приез-
жающим участникам декады, На Курском
вокзале их встретят делегации театров и
представители общественных организаций,

К 20 октября ожидается приезд осталь-
ных участников декады-—солистов и кол+
лективов армянской государственной фи,
лармонии, которые примут участие в ва.
ключительном концерте, Прибудут также
симфонический оркестр, государственный
хор, ансамбль песни ‘и пляски, ансамбль
вародных инструментов, ашугский ag.
самбль, джаз-оркестр армянской филармо“
нии а также писатели, художники и ар*
тисты‘ драматических театров Армянской

ССР.
п
	С 12 по 19 октября в Большом театре
Союза СОР, где будут итти спектакли Ар-
мянского государственного театра. оперы и
балета им. Спендиарова, будут проходить
монтировочные репетиции. Декада армян:
ского искусства откроется ‘20 октября оп».
рой. «Алмаст». В спектакле заняты артие.
	ты Исецкий (Надир-шах),  Сазандарян
(Алмаст). Лисициан ‹ (Татул),  Ананяя
(Гаянэ), Погосян (Рубен). › Гусельников
	(Шейх), Габриелян. (ашуг), Седмар  (1а-
далка), Багдасарян (скоморох) и др.

Вслед за тем пойдет ‘опера «Ануш»
А. Тиграняна.,. В главных ролях Дание,
лян (Ануш), Шара и tea Capo), Cepzo
бов (Моси) и др-

Потом будет ` показан `балет «Счастье»
Арама Хачатуряна, Главные роли испол:
няют Бурназян и‘ Войнова-Шиканян (Ка.
рина), Саркисян (Армен),

Будет показана также опера «Луса»
бацин» («На рассвете») Apo Степа»
няна. В опере заняты Шара Тадьян (Гри.
кор), Сердобов (Андрей), `Седмар (Сна),
Азизян (Аревик), Авакян (Арам), Батдаса.
рян (Давид), Тер-Абрамян (Сето), Потосяя
(Симон), Фомин (Оксен) и др.

На 29 октября намечен заключительный
	  концерт декады армянекого искусства, в
	котором примут участие свыше 9009 чело.
век — солисты и коллективы Государсть
венного театра’ оперы и балета им, Опен.
‘диарова и армянской государственной фи.
лармонии,   ‘
	i ы Ct]

В дни декады армянского искусства
Всесоюзный / радиокомитет организует
	трансляцию из Большого театра Союза
ССР спектаклей: «Алмаст», «Ануш», «Лу.
сабацин» («На ‘рассвете»). «Счастье», з
также заключительного концерта, . Перед
микрофоном выступят солисты и ROI
лективы театра оперы и балета им, Сен.
диарова и армянской государственной фи:
лармонии. Оперы, которые пойдут в дня
декады в Москве, будут записаны на то:
фильмы, .

Oo
	`Государственное музыкальное издатель
ство выпускает к декаде армянского” с
‘кусства четыре сборника отрывков №
опер «Алмаст», «Ануш», «Лусабацин» &
балета «Счастье». Первые три сборника —
для голоса с фортепиано, четвертый сбор.
ник — Для фортепиано, в четырехруе
ном переложении. В сборник. отрывков. из
оперы. «Алмаст» вошли 11 музыкальных
номеров, в том числе персидский марш,
танцы, два хора, песня ашуга и д,
В’ сборник «Ануш» включено 11 арий Е
‘песен ‘из ‘этой оперы: арии Саро, Ануш,
хор девушек, общая пляска итд В
‘сборнике  «Лусабацин» -= 5 важнейших
‚арий, в том числе Аревика, Сона, Симона;
Грикора, Арама, Сарояна’ и хоры. В с60}-
‘ник музыкальных отрывков из 681618
«Счастье» вошли большая сцена «Сбор ви»
нограда» из второго ‘акта, несколько тан»
цев из первого акта н пятой картины,
Сборники «Алмаст», «Лусабацин» и «0чв*
стье» выходят под редакцией А. Шавер-
дяна, сборник «Ануш» — под редажцией
К. Сараджева. :
’ Государственное музыкальное ‘издатель’
ство выпускает также книгу «Армянская
народная несня» директора музыкально
научно-исследовательского кабинета в Её.
Bane ApamMa Кочаряна с предисловием
Х, С. Кушнарева, 4
	этот образ символически передает основ
ное содержание оперы. И не случайно
именно в этой песне наиболее полно раз-
вита героическая ‘лейт-тема оперы, pole
	дящая через всю партитуру, появляющая,
CA в моменты наибольшего революционно:
го под’ема и драматического напряжения,

Разнообразно обрисована в опере народ
ная масса, Здесь и энергичные темпера»
ментные массовые песни, полные револю’
ционного пафоса. Здесь и суровый, пот
ный ‘энергии хор заключенных, Здесь 1
лирический ноктюрн /— шедевр, достой
ный Комитаса, произведение подлинно
народное по своей пластичной напевности,
по эмоциональной чистоте и насыще
ности *,

Огромная. идейная  вадача побуждая
тепаняна искать большие, широко разви
тые формы. Вот почему в его опере песеле
но-куплетные формы играют сравнительно
незначительную роль. Зато обильно пред»
ставлены ‘большие и свободно развиваю+
щиеся монологи, драматические сцены,
крупные хоровые полотна, Так, например,
все 2-е действие или первая картина 4-10
действия — наиболее полноценные и 1
сыщенные эпизоды оперы — представая.
ют собой цельные, нерасторжимые музы
кальные сцены. . Пользуясь системой лейт.
мотивов, прибегая к отдельным ‘драматур
гически оправданным  реминисценциям,
Степанян стремится к симфоническим
обобщениям.

_ lo серьезности и благородству ‘творче“
ских исканий, по качеству музыкальнога
материала ‘опера «Лусабацин» является
крулным вкладом в оперную литературу
на. советскую тематику. 1
	А. ШАВЕРДЯН ©

A — народные OTy
	* Слова этого’ хора — Народные.
	песню в несколько вольном ритмическом
	гарианте впервые
язык Валерий Брю
ню, В. Брюсов вос

Гус

перевел на русскай
сов. Комментируя пес
хищается той сдержан
	ностью и целомудрием, с которыми народ

ok
	СТОЛЬ Зе

ный певец сумел передать пламенную 100:
кошЬ и красоту южной ночи. Уместно н8“
помнить здесь перевод В. Брюсова:
	Луна нежна, ветер нежен,
И сон земледелов нежен;
Луна высоко взошла,
И голов свирёли нежен;
Пастух распустил быков,
И сон под чинарой нежен;
Прохлада веет в листве,
И ветер приморский нежен;
По камням ручей журчит,
И толос струй его нежен;
 Все птички по гнездам спят,
Но свист соловья так нежен;
сладко пахнет в лесу;
To запах розы так нежен,
	ИСКУССТВО»
	«СОВЕТСКОЕ
	Памятиини аржетентуры Зая
	жх
Академик архитектуры.
‚-..Д,-В.. ЩУСЕВ
		° Территория Западной Украины, освобо-
ждонная от ярма польских панов, богата
великолепными архитектурными памятни-
ками, которые имеются не только в таких
	крупных центрах, как Львов или Влади- >
	мир-Болынокий, но и широко разброса-
ны по мелким городкам ‘и даже селениям,
вплоть до предгорий Карпат. Очень мно-
гие из этих памятников могут быть 0т-
несены к первой категории (по номенкла-
туре Комитета по `` делам искусств),
т, е. к таким, которые вследствие своего
исключительного исторического и художе-
ственного значения подлежат учету. науч:
ному изучению в охране.

Мне как архитектору приходилось в свое
время немало работать на Волыни и посе-
щать города Западной Украины, тогда
принадлежавшей ” Австрии. Каждый раз,
когда в этих местах я сталкивался с па-
мятниками старинной архитектуры, ‘я
вновь и вновь восхищался = своеобразием
их техники, красотой их облика. Теперь,
когда эти памятники поступят на учет на-
ших научных учреждений, они в значи-
тельной мере расширят тот список перво-
классных художественных сокровищ, кото-
рыми обладают народы нашей. страны,

В Западной Украине надо особенно
выделить две области, которые изобилу-
ют исторически и художественно ценны-
ми памятниками архитектуры, живописи и
сокультуры. Я имею в виду. так называе-
мую Волынь, которая частично входила в
Волынскую губернию царской России, а
позднее образовала Волынское воеводство
польского государства ‘и так называемую
Галицию с городом Львовом.

Обе эти области были! ареной больших
исторических событий, начиная с первых
‚ веков существования государственности: на
Украине, Они славятся редчайшими  па-
мятниками. Некоторые из них восходят Е
ХШ веку. Вначительно больше памятни-
ков ХУ. ХУП и XVII веков. :

Налпествие татар уничтожило в Западной
Украине почти все памятники византий-
ской культуры. Уцелели лишь’ очень не-
многие. К таким памятникам относится,
например, храм Василия в городе Овруче,
реставрированный и восстановленный В
1908 т. а также храм во ’Владимире-Во-
лынском, восстановленный около 1905. г.

Эти два-намятника могут быть приразв-
нены по своему историческому и архитек-
турному значению к памятникам Киевской.
Pyew — таким; как Десятинная церковь
или Софийский собор, от которых они,
правла, отличаются меньшим размером,

В Червонной Руси — так называемой
Галичине — после налиествия татар ничего
из памятников архитектуры не осталось.
Но в отличие от Волынщины  Галиция
быстро оправилась от разгрома, Торговые
пути, раньше шедшие из Константиното-
ля в Киев, изменили свое прежнее Ha-
правление и шли теперь через Западную
Европу. Город Львов стал крупным тор-
товым пунктом на этих путях — это и
определило его процветание.

Из памятников ХШ-ХГ” веков 389
Львове уцелели только незначительные
остатки крепостных валов. В ХУ веке
тород подвергался многочисленным напз-
дениям, и только начиная с конца ХУ
века Львов восстанавливает свое торговое
могущество. Наиболее ценные памятники
во Львове относятся ко времени ‘XVI,
ХУП и ХУШ веков.

В Галиции сохранилиев многочислевчты®
памятники гражданской архитектуры
замки, дворцы. Немало там и памятников
военной архитектуры -= я имею в виду
крепости и замки военного значения. И
еще больше’ в Галиции памятников цетр-
ковной архитектуры — католических, уни-
атских и еврейских,
	ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ
Т. ХРЕННИКОВА
«В БУРЮ»
	Завтра в театре им, Немировича-Данченко
состоится премьера оперы Тихона Хренникова
«В бурю» (либретто А. М. Файко и Н. Е.
Вирта по роману Н, Е.. Вирта «Одиночество»),.
Руководитель постановки народный артист Со-
юза ОСР Вл И. Немирович-Данченко, ре-
жиссеры П.. 0. -Златогоров. и П, А. Марков,
дирижеры Е. А. Акулов и В. И. Волков... Ро-
ли исполняют; В. И. Ленина — И. А. Пет.
ров, -Фрола Баева — И, Г. Влинков, Натальи
— А. Е Кузнецова, Аксиньй — 6. М. Го-
лемба, Листрата — А. Н. Аникиенко, Лень-
ки — Н, Г. Пермяков, Андрея — И. М. До-
бролюбов, Сторожева = В, А. Канделаки. Ан-
TOHOBS — Н, Д. Михеев, Косовой — Т. Ф,

RKO.
	эдной Унраины
	телям лобиться той me’ эффектйости,
	которой отличаются итальянские построй-
	ки ХУЙ, века,  в частности, церковь’Три-
нита леи Монти на холме Пинчио в Ри-
	увенчан
	HATA ACH MOHTH fd aAQIMe пин
Me,
Холм THoaaencxoro монастыря
	великолепной эспланадои, окруженной ко-
ваной  ‘келезной ‘решеткой ‘’ каменными
	столбами и каменными вазами-фоналями,
	украшенный внутри прелестными вене
цианскими зеркалами и ныптной ленкой,
Почаевекий монастырь ‘является одним из
первокласеных памятников: европейской ар-
хитектуры. Таков ‘сооружение доляжено ‘быть
обращена. в народный: музей,
	B20 nepctax or Почаева расположен за-.
	мюк ’Мпишков — Вишневец, в котором
провел свою молодость Лже-Димитрий. Так
же’ как и Почаевский ‘монастырь, этот, за-
Мок заслуливает стать музеем. . Важно;
чтобы не ‘пострадала прекрасная отделка
ето. внутрёнтих помицений, В парке со-
хранилось место, ’ где’ паны ‘играли В
‘живые шахматы». Это`= очень характер:
ное явление для pasos польской шляхты
XVH — XVIII BB, Итроки располагались
нА холме. Площадка разграфлялась в виде
нгахматной доски, а шахматными фигура-
‚ми являлись слуги, одетые В и
‘юшине костюмы. _

В ботатых имениях. ‘Талиции ‘имеется
‘очень много и других ‘архитектурных соо-
ружений, которые HeOoOxOABMO тщательно
сберечь. roy
	Неббходимо отметить еще один род ар>
	хитектуры бападной Украины —  кресть-
янекую архитектуру Волыни и“ Галиции,
которая‘ итироко распространена как’ в рав-
	нинной! ее ‘части, так и в предгорьях Кар-`
	пат. Наличие на Волыни и в Галиции зна-
чительных лесных массивов. — прекрасно.
то строительного леса’ — давало возмож-
	ность сооружать чрезвычаино интересные
	по своим архитектурным формам избы и
церкви. Больнитнетво деревянных сооруже-
ний Занадной Украины относится к концу
ХУП века, к ХУШ и началу ХПГХ  ве-
ков. $

‚ Врестьянские дома до’ последнего време-
ни продолжали строиться в старых архи-
тектурных традициях, Для них характер-
ны фронтонные перекрытия и богатая
резьба, декорирующая двери и окна, 0со-
бенно замечательны деревянные постройки
Гуцульщины (туцулы — ветвь украинского
ны живущая в Восточной Галиции —
в Варпатах).
	7 oa
Очень интересны уцелевшие до наших
	дней старинные деревянные церкви. Их
	звонницы, совершенно ажурные, являются
поллинным шедевром. деревянной архитек-
	1 туры. Их можно немало встретить`и в се-
	лах Болыни и в селах Галиции.
	Более подробное изучение памятников
Западной Украины даст возможность вы-
явить еще новые ценности архитектуры,
не говоря уже о живописи и скулыму-
ре, которыми так богаты сооружения Газ
тиции. Чрезвычайно интересны украшен-
ные великолепной скульптурой  надгроб-
ные памятники ХУП и ХУШ вв., напо-
минающие известное надгробие князя Ост-
рожекого в Киево-Печерской лавре,
	К№ декаде армянского искусства в Мосвве.
	в. + oy + _ а
Накануне декады ‘армянского искусства в Москве

_ Искусство армянского _
со. «народа -
	армянской сцены. Подлинными творцами
и организаторами армянского оперного те-
атра явились заслуженные артисты Ар-
мянской ССР. Айканутг Давниаэлян, Шара
	Тальян. Исенкий (Ибаннесян) и др. du f.
	годы ‘’ своего существования армянский
оперный театр обогатилсея такими певца-
ми, как Беджанян, Хачатурян; /Фанард*
man, Хачикян, Азизян, Татевик Сазанда-
рян, Павел Лисициан,  Давид Погосян, ГА-
луст Габриэлян, Ваграм Григорян и. др.
Репертуар театра оперы и балета им,
А, Слендиарова состоит из. произведений
русских, западноевропейских и армянских
композиторов. В Ереване ставятся. «Евгё-
ний. Онегин», «Пиковая Дама», «Фауст»,
«Кармен», «Тоска», «Русалка», «Лакмэ»;
«Тихий Дон», «Кадж-Назар» («Храбрый
Назар») и «Лусабацин» Аро Степаняна,
«Тапарникос» Артемия Айвазяна. «Ал-
маст» Спендиарова, «Ануш» Тиграняна,
балеты «Лебединое озеро», «Арлекинада»,
«Бахчисарайский фонтан», «Счастье» Ара-
ма Хачатуряна и др. Написаны также
национальные армянские балеты «Нари-
нэ» Бархударяна и «Анаид» Тер-Гевондяна.

Молода и . армянская государственная
филармония, созданная всего несколько
лет назад. Большинство музыкальных
коллективов, об’единяемых филармонией,
организовано только в прошлом году. Это
— государственный армянский ансамбль
песни и пляски, в который вошли
участники самодеятельных музыкальных
кружков, ансамбль ашутской песни, кото-
рым руковедит Шара Тальян, государет-
венная хоровая капелла, об’единяющая
100 человек под руководством Татула Ал-
туняна, В репертуаре хоровой капеллы на-
родные армянские. песни, обработанные
Комитасом, Каро Закаряном, Спиридоном
Меликяном, Мазманяном, Кочаряном, В.
Таляном, а также оригинальные произве-
	дения этих композиторов. Помимо этих.
	коллективов, в составе филармонии имеет-
ся тосударственный джаз, руководимый
Артемом Айвазяном; два оркестра ‘народ-
‘ных инструментов, в которые входят. ис-
полнители на таре, кеманче, дудуке, кКа-
Howe, доуле и др. Одним оркестром. руко-
водит композитор Мирзоян, ` другим
Мерантулян. ‹ Из солистов следует отме-
тить певцов Шогик, Мкртчян, Араксю
	Гюльзадян, Вагаршака Саакяна, колхозника
	Шатена Саркисян Нвтению Басян, испол-
нителя на каноне Фирджуляна, тариста
Гамзу Алиева, кеманчиста Мирзояна и др.
	Следует отметить большую работу по
подготовке к декаде, проведенную’ в Hpe-
ване народным артистом РСФСР Р. Н.
Симоновым, являющимся художественным
руководителем всей декады, ‘и музыкаль-
ными консультантами засл. деятелем ис-
кусства А, Ш. Мелик-Пашаевым, профес-
сорами Х. С. Кушнаревым и М. 0.
Штейнбергом,
	ВБ дни декады москвичи также познако-
	мятся с прекрасным изобразительным ис-
кусством Армении. На выставке, которая
ортанизуется в Музее’ нового западного
искусства, будут представлены древней-
шие ‘миниатюры, ‘рукописные книги, на-
могильные плиты, произведения ‘дорево-
люционных художников Армении — Нер-
сесяна,  Суреняна;, ‘Татевосяна и ДР.
Здесь же можно будет увидеть портреты
работы семи поколений художников семьи
Овнатанянов. На выставке будут. показа-
ны произведения народного художника
	{Армении Сарьяна, Терлемезяна, Агаджа-
	HaHa, Аракеляна, скульпторов. Apo Cap-
кисяна, Сурена Степаняна, Урарту и др.,
знакомящие с природой, бытом и жизнью
цветущей Армении. Специальный раздел
выставки посвящается 1000-летию гениз-
льного народного эпоса «Давид Сасун-
ский». ИЯ

Работники искусств Армении с огром-
ным творческим под’емом готовятся к де-
каде, чтобы показать столице Советского
Союза богатейшее творчество своего ‘наро-
да. Коллективы и солисты Государствен-
ного театра оперы и балета им. Спендиа-
рова и тосударственной филармонии про-
демонстрируют огромные победы, достиг-
нутые Армянекой ССР с помощью вели-
KOTO русского народа, под’ руководством
партии  Ленина-—Сталина.
	начальник
иснусств
	Г. А. АГБАЛЯН
Управления по делам
при Совнаркоме Армян-
ской ССР
	Культура и’иснусство арманското наро-
да насчитывают около 2.500 лет сущест-
вования. Сохранились ботатейнтие памят-
ники этой многовековой культуры, До нас
дошли прекрасные миниатюры, созданные
еще в УТ, УП, ХЬ ХШ вв, древние’ на-
мотильные плиты +крест-камни» (хач-кар),
	старинные рукописные книги и т: д.
	Недавно вся страна отмечала тысячеле-
тие эпоса «Давид Сасунский», воплотив-
mero BR себе все лучиие черты армянско-
	го. народа,
	Львов богато украшен замечательными
памятниками, из которых очень многие
заслуживают исключительно большого вни..
мания искусствоведов. Mano Toro, pad apy’
гих городов — как Тарнополь, Перемышль,
Броды, Кременец, Почаев, Дубно и др. —
могут дать обширный и чрезвычайно ин+
тересный материал лля ’ исследователей
	тересный материал для  исследова’
зодчества, архитекторов, художников,
	Из гражданских сооружений Львова ин-
тересны дворцы польских королей, `магна-
тов, а также дома богатых купцов, прожи-
вавших в этом торговом центре Галиции,
	Архитектура этих граждайпевих соору*
жений создавалась непосредственно’ под
германским или итальянским влияниями:
Во Львове можно, например, наблюдать
архитектуру раннего Возрождения no Ta-
пу дворца Днаманти в Ферраре, относй:
щегся ‘к ХУ! веку. Можно установить и
влияния стиля Палладйо. Вще больше
заметно влияние барокко. Во Львове рабо
тали архитекторы, создавитие тах ‘называе-
мое польско-украинское барокко, характер
которого ясно виден на старых построй-
	ках внева,.
	Что касается церковной архитектуры, то
здесь на первое место надо выдвинуть
замечательный львовский кафедральный
собор, начатый строительством emte B XIV
веке. Построенный в тотическом стиле, со-
бор этот был расширен в ХУПЕ. в. — к
нему была пристроена прекрасная коло-
KOJIBHA B барочном стиле, Собор окружен
каплицами, носящими имена ботатых куп-
HOB ‘и магнатов, их сооружавших, — Бой-
	мов, Вампьянов и др.
оо внимания по своим художест:
	венным качествам заслуживает так назы-
ваемая Валахская церковь и часовня трех
святителей при’ ней (ХУТ в.), колокольня
Корнякта (названная по имени винотор-
	говца, на средетва которого она построе-
на), костел бернардинцев со старинными
башнями и костел доминиканцев, соору-
женные знаменитым архитектором Яном
де-Витте в ХУШ веке. Особенно интерес-

на нарядная розовая синагога B Гуся-
тине, построенная в тотическом стиле.
	К интересным в архитектурном отноше-
нии военным сооружениям! Галиции надо
отнести балини города Перемышля, замки
в Баранове, в Бережанах и др.

Из гражданских сооружений заслужива-
ют внимания ратуша в Тарнове, тоже в
готическом стиле, и ратуша в Бугаче, ти-
пичное произведение пышного барокко.

Из других городов Западной Украины,
ботатых художественными памятниками,
нужно выделить небольшой город Креме-
нец. красиво расположенный в холмистой
местности. В Кременце имеются прекрас-
ные дворцы польских магнатов с башня-
мии оградами из’ камня и кованого желе-
за, имеется и несколько религиозных па-
мятников, относящихся в разным эпохам.
	‚В двадцати километрах‘ от Кременца pac-
положено местечко Почаев — бывшее
имение графов Потоцких. Из истории из-
вестно, что основатель почаевского мона-
	стыря граф Потоцкий был чрезвычайно
	властный и жестокий человек, зверски от-
носившийся к’ своим крестьянам; свою
бурную\жизнь он закончил тем, что пост-
роил монастырь, к сооружению которого
привлек крупнейших мастеров зодчества,
в том числе знаменитого Hua де-Витте.
В тридцатых годах прошлого столетия
этот католический монастырь попал в ‚ру-
ки православных монахов царской Россий
и стал именоваться Почаевской лаврой. В
1905 г. монастырь превратился в центр са-
мой от’явленной реакции-в числе других
монахов в Лавре подвизался пресловутый
Илиодор, Православные монахи мало цени.
ли изумительную архитектуру монастыря,
не’ стеснялись переделывать его постройки,
	беззастенчиво перестраивали их, замазых
	вали старую живопись ит. д.
	Позаевский монастырь состоит из длин.
	ного ряда построек Двор, окруженный
кельями и аркадами, неносредственно при-
мыкает к большому двухбашенному храму
ХУП ‘века в стиле чистого итальянского
барокко. Имеется и второй — подземный
храм. Это — значительное произведение
крупнейших итальянских. мастеров. Выбор
места на вершине холма, к которому ве
дут широкие лестницы, позволил строи-
		Еще в Г веке. до нашей apn B ApMe-
нии существовало театральное ‘искусство,
Так, например, при  Тигране Великом
наряяу ac тбеческими . пъебами  стави-
	Так, например, при  гигране Бели
наряду © треческими ‹ пъебами crs
лись и оригинальные армянские пьесы.

Сквозь века. несмотря на гонения
	сквозь века, несмотря Ha гонения и
притеснения, несмотря на ‘нашествия ино-
земных завоевателей —= треков, арабов,
турок, монголов, — ‘через все испытания,
чёрез кровь и пожары донес до наших
дней армянский народ свое прекрасное
		дней армянский
ИСКУССТВО. _
	Царское самодержавие и мёстная бур-
жуавия всячески душили и преследовали
армянское, искусство, армянскую культу-
ру. В период господства дашнаков —па-
лачей родного народа — культура и ис-
кусство Армении были ‘доведены до наи-
большего упадка. Армянский театр влачил
жалкое . существование Были лишь OTs.
дельные труппы, ездивигие из города В
город, игравшие. в совершенно неприспо-
собленных помещениях. Несмотря на все.
притеснения, армянский народ выдвигал
замечательных композиторов, прекрасных.
актеров, имена которых широко известны
	всему миру.
	Яркого расцвета достигло ‚искусство по-
сле Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции, принесшей *армянскому
народу   освобождение от вековото рабства.
В 1920 г, в, Ереване был основан первый
армянский драматический театр имени
Сундукяна. Этот театр создал немало ва-
мечательных спектаклей и воспитал Ta-
ких актеров, ‘как Асмию Акопян, Аруе
Восканян, Гурген Джанибекян, `Вагари
Вагаршян, Авет Аветян, Вавик Вартанян,
Рузанна Вартанян, Гурген Малян, Гулазян,
Тригорий Аветян и др. Последние, поста-.
новки театра им, Сундукяна — пьесы
«Великая дружба» и «Человек с ружьем»,
в которых показаны образы Ленина и
Сталина. Вслед за театром им. Сундукяна
был организован второй государственный
армянский драматический театр в Лени-
накане. Сейчас в республике работают 25
театров, ставящих наряду с классически-
ми произведениями пьесы советских дра-
матуртгов — русских, армянских, грузии*
	ских
	В 1932 т. впервые в истории армянско-
ro народа был создан в Ереване  государ-
ственный театр оперы и балета, носящий
имя композитора А, Спендиарова. В coc-
тав труппы вошли учащиеся армянекой
оперной студии и крупнейпгие мастера

Опера А. Тиграняна «Ануш». `Постановка
	А, Гулакяна. художник — П. Ананян. На снимке: сцена из Ш акта
	Несомненным достоинством либретто (ли-
бреттист Т. Ахумян) является то, что оно

дало. возможность композитору правдиво
и отчетливо нарисовать живые человеческие

образы, В. отдельных эпизодах немало под-
	линного драматизма, Однако либретто не
свободно от некоторого схемализма, и это,
к сожалению, чувствуется с 0с0бой силой
в наиболее ответственных моментах ‘дра-
мы. Так, например, первое действие, гле
должна была быть дана экспозиция важ-
нейших образов’ написано зв драматиче:
	еком отношении чрезмерно упрощенно, на-
	ивно. Статично третье действие, а’ имен-
но в нем требовалось, по смыслу драмы,
	наибольшее напряжение,
	‚ заметки об ©
	_ Опера ‘«Лусабацин» была впервые по-
ставлена на сцене Ереванского театра опэ-
ры и балета весной 1938 г. Это’ было
крупным событием в  музыкально-теат-
ральной жизни Советской Армении, Первая
армянская опера на советскую тему, на
тему о борьбе рабочих и. крестьян 38a
власть Советов, окавалась‘ произведением,
захватывающим своей: эмоциональностью и
искренностью, произведением, отмеченным
высокими ‹ художественными качествами:
Не случайно, что «Лусабацин» прочно ук-
репился в репертуаре оперного театр». Не
случайно и то, что эта опера включена в
программу декады армянского искусства в
Москве, { . у

Автор оперы «Лусабации» Аро. Степанян
— один из выдающихся композиторов Со-
ветской Армении. Своей разносторонней
работой на музыкально-общественном поп-
рише он завоевал ведущую роль среди
того ‘поколения композиторов армян, кото-
рое сформировалось и творчески созрело
в годы после Великой Октябрьской рево-
люции,

Аро Степанян родился в 1897 г. в Ели-
заветполе — нынешнем Кировабаде. Музы-
кальное образование получил. под руковод-
ством сперва М. Ф. Гнесина, ‘а позднее —
В. В. Щербачева, по классу RoToporo Crs.
панян окончил в 1980 г. Ленинтрадскую.
консерваторию. Сразу же по. окончании
консерватории Степанян переезжает в Ере-
ван, где отдает все свои силы ‘делу армян-
ской национальной музыкальной культу-
ры.

Уже в первых изданных ‘произведениях
Степаняна (восемь песен ‘ор, 1 и 2, сюита
для виолончели и фортепиано оп. 3) BHAT
на его самобытная творческая физиономия.
Развивая традиции поколений армянских
композиторов, Аро Степанян проявляет в
своем творчестве громадный интерес к
армянской народной музыке: она per.
‘ставляет основу его стилистических иска-
ний В народной музыке Степанян чер-
пает эмоциональность, задушевность и
теплоту своих лирических образов. Стёпа-
RAH стремится развивать выразительные
средства, отстоявшиеся в армянской на-
родной музыке, стремится насытить их
новым содержанием, придать им новый
идейный смысл. Тяготение к широкому
развитию мыслей, к крупным. и свободно
изложенным формам характерно для Аро
Степаняня.

Наиболее упорно работает А. ‚ Степанян
в оперном жанре. Им уже ‘созданы три
оперы; разнообразие тем, творческих Ba-
мыслов и задач, воллощенных в этих оне-
	роды -- величественного торного ‘пейзажа,
который сумел схватить и запечатлеть
Степанян. Действие «Лусабацин» проте-
кает на фоне снежных ‘вершин  Алагеза.
К природе, ее прекрасным образам компо-
	зитор обращается неоднократно. Ее воспе-
вает хор в лирическом ноктюрне. к ней
взывают в моменты душевной тревоги и
сильных переживаний Аревик, Сето, `Арам,
Грикор. В этом отношении Степанян раз-
вивает ценнейшие стороны армянского на-
родного музыкального творчества, в кото.
ром образы природы составляют неот’ем-
лемую часть.

Степаняну удалось создать”в опере ряд
музыкальных портретов, ° исключительно
выпуклых, надолго западающих в память,
Эти портреты написаны подчас самыми
простыми, скупыми средствами. Так, на-
пример, трагическая фигура старухи Соны
вырисовывается перед слушателем в двух
	небольших песнях — в сосредоточенно-
	скорбной песне-думе (начало ‘2-го акта) и
в драматически-надрывной, полной oT
чаяния песне из 3-го акта, Очен  вырази-
телен образ Симона-Бидзы. Его грустный,
HO полный достоинства ответ пьяным са-
дистам-даптнакам (2-е действие) при всей
своей‘ краткости является психологически
глубоким монолотом, насыщенным боль-
шим чувством,

. Многосторонне показан красивый образ
Аревик. Ее первая песня полна молодо-
сти, энергии, вёры в ‘будущее. Иной ха-
рактер. носит ариозо Аревик — в нем
скорбь, страх за любимого человека, мрач-
ные размышления. Ария Аревик в 5-м
	деиствии -—— это поэтическое обращение к
горам и звездам, лирический монолог нае.
	дине с природой., А в целом Аревик —
один из’ богатейших, многогранных жен-
ских образов в советской музыкальной
	литературе,
	Очень эмоционально и психологически
верно нарисованы портреты Арама, офи-
цера Сарояна, солдата Саро. Песня Саро,
простого } деревенского парня, тоскующего
по родным горам, — прелестная жанро-
вая миниатюра в стиле народных речита-
тивно-протяжных ›песен, такая же‘ эмоци-
ональная; такая же искренняя. Стремясь
к правдивому изображению живых чало:
веческих эмоций, Степанян. сумело внести
теплые краски в образы большевиков.
Замечательна. в этом отношения ария Гри:
кора (4-е действие) — скорбная, задушев-
ная элегия, прекрасно передающая настро-
ение. человека, томящегося в темнице,
Большой интерес представляет образ Да-
вида, Особенно ‘замечательная ето песня
об орле. Это целая поэма, драматически
напряженная, полная порыва; Образ орла,
брошенного в железную клетку, мощными
усилиями ломающего преграды и. устрем-
ляющегося ввысь, навстречу солнцу, —
	мянской опере.
	ивбран депутатом Верховного Совета Ар-
мянской ССР.
	«Лусабацин» («На рассвете») — опера
0б освобождении армянского народа   OT
ula дашнаков. Время действия = mat-
ские. дни 1920’ тг., когда рабочие и кре-
стьяне Армении, доведенные хозяйнича-
нием дашнакского буржуазно-национали-
стического правительства: до голода, и ни-
щеты, подняли тероическое восстание под
руководством большевистской партии.
Мрачная “ночь — режим дангнаков-маузе-
ристов, превращавтих страну в развали-
ны, залитые кровью и слезами народа, —
отступает перед радостно блещущими лу-
чами рассвета: революционный народ идет
на борьбу за власть Советов. Таково идей-
ное содержание оперы.

Действие происходит на большой желев:
нодорожной ‘станции ив близлежащей
деревушке, В опере рельефно -обрисо-
вана галлерея живых человеческих типов.
В центре крестьянская семья: старик Си-
мон-Билза, зверски расстреливаемый BA.
ными далинаками; его жена старая Сола,
теряющая рассудок под бременем горя,
унижения и нищеты; дочь Аревик —. ли-
рически теплый ‘и вместе с тем сильный
образ новой девушки,’ беззаветно предан-
ной революции; сын Арам — солдат, чъя
голова забита дематогической  болтовней
дашнаков, но которого. торький жизнен-
ный путь приводит в правильному пони-
манию действительности. Большую роль
играют в опере большевик Грикор и рус-
ский рабочний Андрей — вожди восстав-
шей. массы, ортанизаторы ее революцион-
вой борьбы. Рядом с ними’ еще один ра»
бочий — революционер Давид — пламен.
ный юнопга, всеобщий любимец, умеющий
поднять дух товарищей ‚своими песнями.

Немалое место отведено образу офицв-
ра Сарояна. Честный, ‘мыслящий, он вна+
чале мечтает о. невозможном — о прими-
рении. интересов народа с властью даш-
нажов. Но поставленный перед необходи-
MOCTBD примкнуть к одному из двух 6бо-
	Тющихся лагерей, OH становитея на CTO-
	рону народа, `

опере показаны и враги: хитрый и
трусливый поручик Барханоз, маузерист
Оксен, потерявший человеческий ‘облик и
зверски истязающий беззащитных женщин
и стариков...

Отромное значение имеет в опере народ-
ная масса, широко и разносторонне по-
казанная, — рабочие, крестьяне, партиза-
НЫ.
	2. «Лусабацин»
	Аро Степаняна
` хх
	par, свидетельствует о широте художест-
венного диапазона композитора. Сюжет

первой оперы «Кадж Назар» («Храбрый
Назар») заимствован из народной сатири-
	Ко-бытовой сказки, являющейся вариантом
	сказки о храбром портняжке‘., Работая
	Вад сатирико-гротескными образами этой.
	сказки, Аро Степанян вплотную подошел
к проблеме создания армянского  методи-
ческого речитатива, национально  своеоб-
разного, . максимально точного в отноше-
нии декламации, /

- Сюжет своей второй оперы  «Сасунци
Давид» («Давид  Сасунский») Отепанян
также заимствовал из народно-поэтиче-
ского, творчества, на этот раз из героиче-
ского эпоса. Стремясь музыкально вопло-
тить высокий строй художественных идей
народного эпоса, Степанян создал произ-
ведение подлинно величавое, монументаль-
ное и вместе с тем глубоко человечное,
лирически тепло

Возросшее в процессе труда над «Кадж
Назаром> и «Давидом Сасунским» мастер-
ство композитора. дало , ему возможность от;
ветственно подойти к ‘сложнейшей задаче
воплощения образов и идей нашей рево-
люционной, эпохи. Опера «Лусабацин»,
третья по счету, явилась творческой. побе-
дой Аро Степаняна и крупным достиже-
ннем музыкально-театрального искусства
Советской Армении.

Помимо опер Степанян написал ва пос-
лелние толы много вокальных и. камерно-
инструментальных произведений, симфони-
ческую поэму «Памяти 26` коммунаров» и
др, .

Напряженную и продуктивную творче-
скую деятельность. Аро .Отепанян успеше
но сочетает с общественной и. педатогиче-
ской работой. В настоящее время OH BOB-
тлавляет союз. советских композиторов Ар-
мений. Правительство Армении присвоило
ему ввание заслуженного деятеля ‘искус-
ства. Широко популярный в массах, Аро
Степанян удостоен ‘высокой чести — он
	1 Прекрасная обработка сказки «Кадж
Назар» принадлежит ет Туманяну
(имеется русский перевод Я. Хачатрянца.
См. Ованес Туманян — Избранные ypo-
чзведения. Гослитиздат, 1937). *
	Е чести композитора, —0н не только CY-
	мел использовать все хорошее, что. содер.
	яуалось в Либретто, HO и в значительной
мере преодолел недостатки либретто. За
некоторыми исключениями (первое дейст.
вие) в ‘опере нет музыки безличной, нет
	страниц, в которых не чуветвовалась бы
	громадная и напряженная творческая ряа-
	бота композитора, У стремления Степаняна,
°го установки ‘вызывают глубокую симпа-
тию своей серьезностью и глубиной. Аро
Степанян в ‘своей ‘работе над советской те-
мой иабрал путь наибольшего сопротивле-
	  ния. Советская тема явилаеъ лля него ие-
	точником. ботатейптих образов, хуложествен-
ных мыслей, требующих ярких и разнооб.
разных выразительных средств.
	Тяготея к театру, к синтетическому ис-
кусству, Аро Степанян остается прежде
всего музыкантом. Это означает, что свои
идейные замыслы, свои драматургические
задачи он стремится решать в первую
очередь музыкальными средствами, Борь
ба за чистоту стиля, за индивидуальность
музыкального языка для Степаняна яв-
ляется насущным делом. В этой области
композитор достит больших и принци-
пиально важных результатов.
	в БВ музыке «Лусабацин» большую роль
играет армянская народная песня. Ее ин-
тонации и ритмы не только пронизывают
такие жанрово-песенные страницы, как
песня Сето (в характере народной. элегии—
баяты) или хор-ноктюрн (из 5-го действия),
HO являются основой музыкальной ха-
рактеристики ‚важнейших персонажей —
старухи Соны, девушки Арёвик и других,
Найденный Степаняном мелодический ре-
читатив, ярко характерный и декламаци-
онно верный, полон глубокого своеобразия.
Его истоки — в интонациях армянской
народной речи, а. в равной ‘мере в армян-
ской народной песне, Именно это обеспе-
чивает. музыке Степаняна `мелодическую
напевность, эмоциональную насыщенность,
теплоту и человечность.
	‘Kar прекрасную особенность оперы сле-
дувт отметить тот колорит армянской при: