Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Год издания Х
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	ОДРУЖЕСТВО
УСТ
	КИЕВ. (Наш корр.). Работники искусств
Советской Украины получают  мноточис-
ленные приветствия от организаций ис-
кусств Западной Украины и письма с
призывами о совместной работе на благо
великой страны Советов.

Ассоциажщия независимых искусств
г. Львова заявляет:

«Halim сердца полны безграничного
счастья, которое довелось пережить в эти
незабываемые дни’ всем трудящимся Sa-
падной Украины и Западной Белоруссии,
И хочется поделиться с вами, налшилеи гор*
дыми и свободными братьями, несказан-
ным чувством радости: мы‘ получили в08-
можность свободно творить на благо всего
народа,
	Мы будем неустанно фаботатв, чтобы
повысить культуру трудящихся масс. Мы
будем итти в ногу с великой ‘многонёцио-
нальной семьей Советското Союза вперед
к светлому будущему...

Союз украинских профессиональных
композиторов т. Львова пишет:

<...Сейчао настало время укрепшитв друж-
бу народов Западной Украины с народом
Советской Украины для совместной твор-
ческой работы, для восстановления куль-
туры, для строительства, новой жизни на
обновленной земле.

В эти исторические дни, вступая ‘в но-
вую жизнь, мы заявляем, что хотим ка
можно *скорее Приступить к совместной
работе с. нашими братьями композиторами
Советского Союза и передаем им всем
пламенный привет...»
	Эти дружественные братскиб привет:
ствия встретили горячий отклик среди ра-
ботников искусств Советской Украины, ко.
торые с огромным под’емом пишут новые
картины, музыкальные произведения, по
священные Западной Украине.

Управление но. делам искусств при СНК
УССР организует ‘передвижную выставку
для обслуживания районов, ‘освобожден-
ных от гнета польских панов. На выстав-
ке будут представлены лучшие произведе-
ния украинских советских художников —
живопись, екульптура и графика, которые
показывают счастливую и радостную
жизнь народов Советской Украины, ее до-
стижения в области промышленности, сель-
ского хозяйства, культуры и искусства.
Трудящиеся Западной Украины увидят
портреты лучших людей нашей социали-
стической родины,

Ряд киевских художников — тт. Суда-
рик, Кручаков, Литинский и др. — пишет
для выставки новые картины на темы об
освобождении украинцев и белоруссов из-
под гнета польских панов частями доб-
лестной Красной Армии.

Композиторы Советской Украины напи-
сали новые музыкальные произведения на
тексты советских поэтов о Западной Укра-
ине.

Два с половиной миллиона экземпляров
нотных листовок выпущены издательством
«Мистецтво» и отправлены. в Западную
Украину. Среди них «Интернационал»,
«Песня о родинё» Дунаевского, «Песия’ о
Сталине» Ревуцкого. «Песня  Богунского
полка» из оперетты «Щорс» Лятошинско-
ro H Xp.
	Пьесы
для Западной Украины
и Западной Белоруссия
	Издательство «Искусство» в срочном по-
рядке выпускает для театров и драмати-
ческих кружков Западной Украины и da-
падной Белоруссии ряд популярных со-
ветских пьес. Среди них — «Бронепоезд»
Ве. Иванова, «Первая Конная» Bo. Bat-
невского, «Разлом» ВБ. Лавренева, %«Ча-
паев» и «Мятеж» Д. Фурманова и «Год
19-й» И. Прута.

Из пьес белорусских драматургов в
издательстве «Искусство» выходят «Соло-
вей» Бядули, «В пущах Полесья» Якуба
Коласа, «Партизаны» Крапивы и «Кукуш-
ка кукует» Ольшевской,

Из пьес о Белоруссии издательство
«Искусство» в октябре выпускает новыми
изданиями «Лес шумит» Е. Пермяка,
«Зямка Копач» и «Четыре дня» Даниэля.
	каким был Лермонтов, не мог не разга-
дать их, & разгадав, не возненавидеть на
всю жизнь. Когда Лермонтов устами Пе-
чорина говорит о том, что в душе Груше
ницких «много добрых свойств, но ни на
грош, поэзии», то это звучит как обвини-
тельный приговор, если признавать за
поэзией то значение, какое ей придавал

Лермонтов. А только это значение ви и
следует придавать.
	Но слишком огромна тема о Лермонтове,
чтобы ‘можно было ее исчерпать в одной
статье. Значение Лермонтова в русском
искусстве исключительно велико. Вго вли-
яние в литературе и поэзии могущест-
венно. Оно может быть ‘ прослежено
вплоть до Маяковского. Болёе того, мож-
но с уверенностью сказать, что в творче-
стве Маяковского оно обобенно фельеф-
но, что рождение кованых, железом и
сталью звенящих стихов величайшего из
современных поэтов Выло подготовлено
уже в поэзии Лермонтова. Но значение
Лермонтова не ограничивается только 109.
зией и художественной прозой. Он был
одним из самых гениальных драматиче-
ских поэтов, каких только знала мировая
литература. Дело не только в том, чтб он
был создателем «Маскарада», произведе-
ния шекопировской мощи‘и размаха, дра-
мы, стоящей в’одном ряду с «Отелло».
Печатью истинной тениальности отмечена
и юношеская драма «Испанцы» и «Стран-
ный человек», но все же во всю ширь
проявляет ‘себя драматический талант
Лермонтова в его поэмах (одинаково в
стихах или в прозе, ибо кто же может
отрицать, например, что «Бэла» и «Та-
мань» -— есть не что иное, как дивные
поэмы, написанные прозой?). «Герой наше-
го времени»—потрясающая драма, обнару-
живающая такое проникновение в психо-
логию человека, такое совершенное ма-
стерство в искусстве драматического кон-
фликта, какое не было доступно величай-
шим драматургам, даже такому гению, как
Шиллер. И разве не является драмой в
стихах «Песня а купце Калашникове» или
«Изманл-бей»? Что же удивительного в
том, что Лермонтов стал властителем дум
и художественных помыслов равно и му-
зыкантов, и поэтов, и живописцев? Ko-
нечно, можно только сожалеть, что, напри-
мер, в оперной музыке Лермонтов“ пред-
ставлен лишь рубинштейновскими  опе-
рами «Демон» и «Песня о купце Калаш-
никове», причем первая — просто слабое
произведение (разумеется, в сравнении: со
своим литературным прототипом), & вто-
рое произведение катастрофически плохое.

По очень верному замечанию Игоря
Глебова (Б. Асафьева), в русской музыке
не было композитора, который мог бы
стать вровень с Пушкиным. Может быть
и можно было бы назвать композитора,
который в музыке играл ту же роль, что
Лермойтов в литературе, но, как ни стран-
но, лишь немногие лермонтовские cTH-
хи получили свое. достойное музыкальное
воплощение. И этя честь должна принад-
	лежать советским композиторам. Ведь жи-
	вая музыка сокрыта в лермонтовских. сти-
хах, и по самой своей природе они словно
предназначены для музыки.
	Ho и л  художникам-живописцам, и
скульпторам целый мир открывается в
поэзии Лермонтова. С тех пор как безум-
ный Врубель создал’ своего’ «Демона»,
почти не было картин на лермонтовские
темы действительно крупных и значитель-
ных, а они должны быть, должны обога-
	тить собой сокровищницу советского HC-
	кусства.
	По городам Западной Белорусси
	Техник, интендант первого ранга т. Ру-
бинчик, сопровождавший в качестве комис-
сара оркестр народных инструментов Бе-
лорусской государственной филармонии,
рассказывает о концерте, проведенном в
местечке Ошмяны (Западная Белоруссия);
	В Слониме ‘ансамбль давал концерт для
еврейских, белорусских и польских ребят.
Собралось полторы тысячи детей. За ку-
лисы пришли два крестьянина. Плача, они
обнимали артистов, целовали их и говори-
ли: «Дорогие наши, за все спасибо вам,
	— Временное управление собрало в по-   Теперь будем жить вместе». Выступил
мещении местного кинотеатра детей бедно-   Старый еврейский учитель Хаим Фирер.
ты, раньше нигде не учившихся и только «Две недели тому назад, — сказал он, —
	несколько дней назад поступивших во
вновь открытые школы. Вступительное
слово переводилось на польский и еврей.
ский языки. «Лявониха» в исполнении
оркестра вызвала неистовый восторг ре-
бят. Артистка Белорусского театра оперы
и балета Ц. 0. Мильчина исполнила на
еврейском языке. застольную. Последние
слова песни —  здравица в честь
товарища Сталина — потонули в овациях.
По окончании концерта выступил маль-
чик лет 12 и горячо благодарил. артистов.
«Первый раз за всю свою жизнь, — го-
ворил он, — я услышал музыку». Ма-
ленькая девочка преподнесла цветы, про-
сила передать советским ребятам привет
от будущих пионеров.
	Оркестр выступал в Вильно, в здании
драматического театра. Когда Kon HICH
концерт, за кулисы пришел режиссер ме.
стного театра композитор Виленский, ко-
торый сказал: «Я никогда не думал /и не
верил, что народные инструменты могут
звучать, как симфонический оркестр. Я
потрясен вашим мастерством».
	Известный скрипач Соломонов во время
концерта. народных инструментов в теат-
ре оперетты (Вильно) также выразил свое
восхищение мастерством советских инст-
рументалистов. Особенно поразила его ит-
ра цимбалиста  Женовича, _ исполнившего
шопеновский вальс и русскую народную
песню «Свётит Месяц, светит ясный»,
		могли ли мы думать, что в этом здании
будем товорить на родном языке, будем
слушать еврейские песни? Мы еще не мо-
meu представить себе, как мы счастли-
вы.

Художественному руководителю компо-
зитору Любану, чтице — заслуженной! ар-
тистке БССР’ Л. И. Ржецкой и всему кол.
лективу Политуправление Армии об’яви-
ло благодарность.

В Волковыске т. Любан записал еврей-
скую народную песню.

Белостоке бригада артистов Минского
театра оперы и балета давала концерт для
интеллигенции. К артистам подоШел ста-
рик-музыкант: «Я слыхал о культуре
СССР, — сказал он, — HO то, что я ви-
жу, превзошло все мои ожидания».

‚Артист т. Бессмертный организовал в
Белостоке симфонический оркестр, кото-
рый дал уже два концерта. Балетную
труппу в Белостоке организовал балет-
мейстер Минского театра т. Муллер,

В Волковыске на концерт пришел
крестьянин Лещук из деревни Вишневки.
После концерта он подошел к актерам и
сказал: «Никогда не бывал в Театре, в
первый раз слышу артистов, вижу сцену...
У моего помещика Роматовского было три-
ста та земли, а у меня три га. Он ездил в
роскошном фаэтоне, а я голодал, Теперь
я понимаю> что если хорошо буду рабо:
тать, — буду жить богато».
		— № 74 (654
		Цена 30 коп.
		В истории мировой литературы есть
имена, одно упоминание которых вызы-

a wt em hae
	вает в нас целую бурю чувств, стремитель:
КЫЙ ПОТОК МЫСЛЬ. Спали зао ТИ
	ских зудожников таков Пушкин, которого

ола ‘лок ЛЕ
	Oe eae

Герцен, пораженный ослепительным сия:
нием, исходившим от всего облика поэта.

Sennng ye Ач а вл Г
	назвал «полубогом Пушкиным», таков бес-
смертный Гоголь, таков великий Лермон-
тов. Прошло 125 лет со дня рождения `поэ-
та и почти столетие со дня его траги-
ческой гибели, но творения Лермонтова не
ведают увядания и старости. Каждое по-
коление обнаруживает в них все новые
черты, доселе скрытые, оставшиеби недо-
отупными для предшествующих  Ноколе-
ний читателей.

К произведениям Лермонтова, как и“ к
произведениям Пушкина, может быть пол.
ностью отнесено суждение Белинского о
том, что истинно-художественные, произ-
ведения «не имеют ни красот, ни недо-
статков; для кого доступна их целость,
тому видится одна красота». Не случайно
Белинский произнес эти слова именно в
статье 0 сочинениях Лермонтова, о «Ге-
рое нашего времени» и не случайно он
добавил, TO «только близорукость
эстетического чувства и вкуса, неспособ-
ная обнять целое художественного прои-
зведения и теряющаяся в его частях, мо-
жет в нем видеть красоты ‘и недостатки,
приписывая ему собственную свою огра-
НИЧенностЬ»,

Сейчас из нашего прекрасного‘ далека
мы, люди, освободивигиеся от того, что ско-
вывало полет мысли предшествующих по-
колений, способны, как никогда, обнять
то целое, что представляет собой  твор-
чество Лермонтова, понять и осознать гар-
монию частей, составляющих это великое
целое. Тогда пред нами возникает тита-
ническая фигура поэта, равного по силе
Гете и Байрону, великого русского худож-
ника, гордость своего народа, красу и сла-
ву литературы и искусства всего мира.
То, что еще вчера было странным и’ не-
понятным в творческой натуре Лермон-
това, таинственная двойственность ero
души, так  поражавшая современников
Лермонтова, уже не может быть затадкой
для нас. Мы не должны уже удивляться
тому, что художник, создавший образы
Демона и Мцыри, Печорина и Арбенина,
Измаил-бея, был в то же время творцом
«Песни про царя Ивана Васильевича, мо-
лодого опричника и удалого купца Ка-
лашникова», автором «Бородина», автором
чудного стихотворения «Родина», того,
чте Белинский в письме к Боткину
назвал вещью пушкинской,, одной «из
лучших пушкинских». Нет в этом ничето
удквительного для того, кто сумеет понять
и обять Лермонтова во всем его колос-
сальном целом. Поэт печали и гнева был
поэтом борьбы. И самый байрониам Лер-
монтова никогда не приобретал того от-
тенка унылого рефлектирования, который
так бывал мил литературным хлюпикам
и который они со всей доступной им
страстностью и настойчивостью отыскивл-
ли в его прокзведениях, Этого  салонного
«байронизма» никогда не было и в самом
Байроне, и потому великий английский
поэт был так же ненавистен британской
аристократии, как великий русский. поэт
был ненавистен аристократии российской.

Не только горькое разочарование, носи
испепеляющий гнев, не только мучитель-
ная тоска, но и громовой призыв звучат
в 10л0се поэта, и он достигает пророче-
ской мощи о-в ‘эти мгновения. Нельзя ду-
мать, что Лермонтов был ненавистен коро-
нованному держиморде Николаю Г и oK-
ружавшей его дворянской своре, только по-
тому, что он досаждал им своими колко-
стями и насмешками. Он был ненавистен
им потому, что был страшен для них, что
в львиной его натуре они верным пееБим
чутьем угадывали мотучего врага, непод-
вупноо и непримиримого. Знаменитое
стихотворение «Смерть поэта» прозвучало
для правящей дворянской клики, как
грозное предзнаменование. В его послед-
них строках
‚ Ивы не смоете всей вашей черной

кровью

Поэта праведную кровь
они услышали шум голосов восставшего
народа, глухой стук гильотины, и им ка-
залось, что их головы отделяются от ту-
ловищ... Свирепые преследования Лермон-.
това, как раньше Пушкина, менее воего
были результатом осбзнанной силы рос-
сийского царизма, Скорее наоборот, они.
были признанием слабости,  тнилости
крепостнического общества. ;

Один из исследователей творчества Лер-.
монтова писал, что в иных условиях поэт
мог бы заниматься чем-либо более важ-
вым и почтенным, нежели травля Груш-
ницких и Мартыновых. Получалось, таким
образом, что Лермонтов попусту расточал
свои силы, что убийственное свое оружие
он направлял против врага нестоящего,
ничтожного, случайного. Какая нелепая
мысль! Разве не предвещал Лермонтов бу-
дущности Групптицкого-—Мартынова, кото.
рые свою толстую серую пгинель’ и чайльд-
Ттарольдовский разочарованный вид долж-
зы были вокоре сменить на халат ‘и туф-
ли и сделаться под старость мирными по-
мещиками, либо. пъяницами, или и тем,
и другим вместе. Грушницкие и Марты-
новы не были столпами общества, но они-
то и бывали его основой. косной и 6ез-
различной ко всему на свете, но в своей
неподвижной косности. тотовые. затрызть
насмерть всякого, кто не похож на них,
в чьих жилах переливается горячая кровь,
а не мутная сыворотка. Это были люди с
жабьими душами, и настоящий человек,
RAObUMH душами, ‘и: настоя т

ВЫСТАВКА ИСКУССТВА
АРМЯНСКОЙ
CCP.
	28 октября в Музее нового западното ис
кусства открывается выставка искусства Ap-
wanckot OCP. Wate прибыло более 800 экепо-
натов, Привезены старинные армянские ми-
ниатюры в рукописях, библиях, евангелиях,
вышивки, ковры, картины, скульптуры, po
‚ екты новых памятников...

Среди многочисленных полотен много новых
работ лучших армянских художников. Навы-
ставке будут показаны картины народного
художника Армении М. С. Сарьяна — «День В
Арзни», «Вечер в Арани», портрет народного
артиста РСФОР Р. Симонова, пианиста Игум-
нова, покойного архитектора Туманяна. Свон
новые картины, пейзажи, портреты прислал
народный художник Ф. Терлемезян,

Экспонируетея много портретов, исполнен-
вых одним из лучших портретистов респуб-
лики мародным художником Агаджаняном, Бу:
дут показаны «Портрет певиць», «Портрет
профессора Габриэляпа», «Дедушка Седрак»,
	«Портрет матери» и ДР. в
Красочная природа республики отражена в

ON PN Cer een

vt к ВУ
пейзажах. заслуженных. художников Ара
	на, Гюрджиана, Татевосяна и Др:

На выставке представлено много скульпту-

а моба вым ФФ

Е Г ee ЗЛА

ры. Привезены работы васлуженного, onapunle
тора Apo Саркисяна — портрет ners
Оталина, бюст Сурена Опандаряна, пр ба
М. Абегяна. композитора ‚ Тиграняна,
памятника Владимиру Ильичу Ленину.
	11 октября в Москву прибыли артисты Ере-
ванского Государственного театра оперы и
балета имени А. А. Спендиарова — участ-
ники предстоящей декады армянского искус-
ства. На площади Курского вокзала состо-
ялея митинг, посвященный встрече артистов.
На снимке: выступление на митинге заслу“-
женной артистки Армянской СОР депутата
Верховного Совета Армянской ССР Айкануш
Даниэлян
Фото Б Федосеева и А Иоселевича (ТАО0).
		Посланицы -
иветущей
Армении
	В день приезда участников декады ap*
мянского искусства в Москве на перроне
Курского вокзала собрались крупнейшие
мастера московских театров, художники,
композиторы, скульпторы. Перрон был
украшен флагами и приветственными ло-
зунгами на армянском языке: «Да здрав“
ствует ленинско-сталинская национальная
политика!», «Да’ здравствуют счастливые
трудящиеся солнечной Армении!», «Пла-
Менный привет работникам искусств
Армянской ССР\». .
	Подходит специальный поезд Ереван —
Москва. Оркестр Наркомата обороны СССР
исполняет марш из оперы «Алмаст». Мо=
сквичи сердечно приветствуют участни-
ков декады. Вот в дверях вагона показая
лась депутат Верховного Совета Армян-
ской ССР засл. арт. Армянской респуб-
лики Айкануш - Даниэлян.
	И. о. председателя Комитета по де-
лам искусств М. Б. Храпченко, ero
заместитель А. В. Солодовников, на-

чальник Театрального управления В. Г,
	Вдовиченко, артисты, друзья тепло встре-
чают гостей. Им вручают большие букеты
	цветов. Поцелуи, рукопожалия, привет“
ствия на русском, армянском, грузинском,
	азербайджанском языках.

Гости вместе с встречающими выходят
на площадь перед вокзалом. Краткий ми:
тинг открывает М. Б. Хранченко.
	Яркую речь от имени участников дека»
ды произнесла А. Б. Даниэлян:

На площади гремят аплодисменты и
приветотвия в честь отца и друга много
национальной семьи трудящихся Совет-
ского Союза — товарища Сталина.
	На следующий день в Большом театре
начались монтировочные репетиции.
	Огромным энтузиазмом охвачены стари“
ки и молодежь, творческие и техническив
работники театра. .
	Распаковываются восточные ковры изуя
мительного рисунка, исполненные по об-
разцам известного в Армении мастера
А. Кешишяна, огромные декоративные со-
оружения, костюмы, кольчуги, панцыри,
мечи, копья, луки, щиты, сделанные по
материалам Ленинградского Эрмитажа, от-
личающиеся необыкновенно тонкой мая
	стерской отделкой, старинными узорами,
выложенными каменьями, золотом и CA
	ребром.
	Выехавший из Москвы для обслужива-
ния бойцов Красной Армии и населения
Западной Белоруссии хор русской народ:
ной песни: им. Пятницкого даст первые
концерты ‘в Волковыске.
		Начальник Минского дома Красной Ар-
мии старший политрук т. Зайцев в бесе-
	де с вашим корреспондентом рассказал
о замечательных встречах работников ис-
кусств с населением Волковыска, Белосто-.
ка, Слонима, Барановичей. Он сообщил о
замечательной агитационной работе, кото-
рую зедут артистические бригады в дви
подготовки к выборам в народное собра-
ние Западной Белоруссии.
	В Белостоке ансамбль народной песни и
пляски Белорусской филармонии приехал
на собрание трудящейся молодежи города.
Появление ансамбля в национальных ко-
стюмах вызвало бурю восторгов. Каждый
номер программы встречался криками
«ура» и аплодисментами, Когда концерт
кончилея, на балконе взвились красные
знамена, слушатели запели «Интернацио-
нал», «Молодую твардию» на о польском.
языке, На следующий день на концерт
пришло столько народу, что зал и фойе
не были в состоянии вместить всех жела-
ющих. Одна женщина со слезами на гла-
зах просила: «Пустите в фойе, хоть зву*
ки до меня донесутся».
	Сегодня бригада артистов Ленинграда
выезжает из Минска в Западную Белорус-
сию для художественного обслуживания
частей Красной Армии и населения. В со-
ставе бригады народные артисты РОФСР
Н. Черкасов и Б. Бабочкин, заслуженный
деятель искусства Е. Вольф-Израэль, за-
служенные артисты РСФСР Ф. „Балабина,
Н. Вельтер, Е. Лопухова и другие мастера
драмы, оперы, балета и эстрады. Первое
выступление ленинградских артистов в За-
падной Белоруссии состоится в г. Ново-
трудок.
	Народный артист РСФСР Н. Черкасов
везет с собой большую звуковую картину,
в которую вошли кинос’емки «Дон-Кихо-
та» в Ленинградском ТЮЗ с участием
Черкасова, танец Пата, Паташона и Чарли
Чаплина, в котором Черкасов исполнял
роль Пата, кадры из фильмов, в которых
снимался артист. Этот фильм демонстриро-
вался с. огромным успехом в частях
Красной Армии, на кораблях Тихоокеан-
ского флота и Амурской флотилии во
время недавней поездки Н. Черкасова на
Дальний Восток.

12 октября ленинградские артисты. вы-
	це очень долго и мы, и самые даль-
ние наши потомки будем разрабатывать
наследие великого русского поэта. Его
значение и роль интернациональны в са-
мом полном смысле этого слова. Подобно
всем другим гениальным русским худож:
никам;, Лермонтову чужда национальная
ограниченность. Поэтические образы всех
народов были собственностью Лермонтова,
и он черпал вдохновение в сказке об
Ашик-Керибе, и в преданиях воинствен-
ных кавказских горцев, и в мелодиях гру-

зинских песен.

Великий русский поэт, так пламенно и
самоотверженно любивший родину, дорог
всем народам нашей страны. И слава его
вечна, как вечен народ, породивший та-
	кого сына.

15 октября состоится общественный прб-
смотр оперы ‹Алмаст», 16 октября — опез
ры «Ануш», 19 октября — оперы «Лусаз
бацин» и 20 октября утром—балета «Счая
СТЬ@». «Алмаст» будет показана 20, 21 и
28 октября. «Ануш» — 22 и 23 октября,
«Счастье» — 24 и 27 октября, «Лусабая
ЦИН» — 25 и 26 октября. Заключитель=
ный концерт декады армянского искусства
будет дан 29 октября.
	тисты на фронте -
	автомобильные фары и при их свете на
чали выступление. На концерте присвутет-
вовало несколько тысяч жителей города.

Особенное впечатление произвели белорус-
ские танцы.
	 — Неужели вам разрешают исполнять

на сцене народные белорусские танцы? —
с удивлением спрашивали нас многие зри-
тели.
	На другой день мы выступали на’ ста-
дионе за городом, под открытым небом.
Каждому концерту предшествовало всту-
пительное слово комиссара ансамбля
т. Крючкина. Незаметно концерты совет-
ских артистов превращались в митинги.
По окончании концертов участников ан-
самбля окружали зрители. Мы обстоятель-
но сб’ясняли им государственное устройст:
во CCCP, рассказывали 0 Сталинской
Конституции, 9 национальной политике
партии, о достижениях народного хозяйст-
Ра, литературы и искусства, о замечатель-
ных людях сталинской эпохи. Наши кон-
церты заканчивались пением «Интернацио-
нала» и приветственными возгласами В
честь великого вождя народов товарища
Сталина. ,

Из Глубокого ансамбль поехал в г. По-
ставы. Здесь во время одного из концертов
под открытым небом аудитория увеличи-.
лась в несколько раз и продолжала раз-
расталься с каждой минутой. Оказалось,
что в город входили новые части Красной
Армии, беспрерывно увеличивая число на-
ших зрителей.
	В Поставах нам пришлось выступать на
круглой танцовальной площадке. Ансамбль
пришли посмотреть крестьяне окрестных
сел и деревень, разместившиеся вокруг
танцилощадки, как в цирке. Чтобы никого
не обидеть, мы каждый танец показывали
лицом к новой стороне этого круглого
зрительного «зала»,
	г. Свенцянах ансамбль за два ДНЯ
дал восемь концертов. Здесь произошла
трогательная встреча артистов ансамбля
с бойцами одной из московских частей.
Эти зрители великоленно знали весь Нал
	репертуар,

По окончании концерта комиссар части
произнес горячую речь, Она ‘начиналась
	словами,
	ступили в Орше в госпитале. Концерт про-

— Друзья встречаются вновь и На этот   шел с болыпим успехом.
М. КАНТЕР

раз на территорйи Западной Белоруссии.

Эта встреча — яркая. иллюстрация тесной   wooo.
	ME YEP Ea OT FR PN Ae pan LUO Минск
дружбы работников искусств с доблестной
	Красной Армией.
	14 октября из поездки по городам 33-
падной Белоруссии возвратился Государ-
ственный . ансамбль народного танца
СССР.
	С огромным волнением и радостью слу-
шали мы передачу речи товарища
Молотова о помощи братским народам За-
падной Украины и Западной Белоруссии.
Это было в пограничном городке Полоцке.
Вечером артисты ансамбля дали концерт
для бойцов М-ской части. Бойцы пришли
в клуб в полном боевом снаряжении. Они
сидели в стальных касках, держа в руках
винтовки и ручные пулеметы. В конце
«Красноармейской пляски», которой завер-
инлось наше выступление, зрительный
зал пришел в движение, воедино слились
голоса бойцов и артистов и прогремело мо-
гучее «ура!» в честь нашей замечательной
родины, в честь великого Сталина. Спустя
35 минут по окончании концерта зрители-
бойцы выступили на фронт. В этот неза-
бываемый вечер 18 артистов нашего
ансамбля подали заявление о приеме их в
	партию.
	_Ижегодная премия имени Горького.
	‘Беседа си. о. председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР
тов. М. Б. ХРАПЧЕНКО
	Совет Народных Комиссаров Союза ССР
постановил учредить Всесоюзную ежегод-
ную премию имени А. М. Горького за
лучшее драматургическое произведение.
Премия имени Горького будет присуждать-
ся Комитетом по делам искусств совмест-
но с президиумом правления союза co-
ветских писалелей. Решение о присужде-
нии премии утверждается Совнаркомом
Союза ССР. .

Совет Народных Комиссаров СССР пору-
чил Комитету ›по делам искусств утвео-
дить Положение о премии, имени А. (М,
Горького

И. о. председателя Комитета по делам
	искусств тов. М. Б. Храпченко в беседе
	с нашим сотрудником. заявил:

Идейно. творческий рост советското . те-
атра_ неразрывно связан с развитием Cd.
ветокой драматургии. Советский драма-
тург воссоздает образы людей нашей эпо-
хи, которые находят свое жизненно-кон-
кретное воплощение на театре. Советская
пьеса сейчас занимает в репертуаре на-
ших театров ведущее место, являясь мощ-
ным фактором коммунистического воспита-
ния трудящихся. В советских театрах 38
последний период была осуществлена по-
становка ряда интересных произведений
советских драматургов. Однако советская
драматургия еще далеко не удовлетворяет
культурных потребностей’ советского ври-
теля. Многие пьесы, идущие в наших те-
атрах, поверхностны, схематичны, не да-
ют полноценного отображения многогран-
ной и красочной жизни нашей великой
родины. В целях содействия идейно-твор-
ческому росту советской драматургии
Комитет по делам ‘искусств при CHK
СССР возбудил ходатайство перед прави-
тельством СССР об учреждении ежегодной
премии им. Горького за лучшее  драма-
тургичесокое произведение. Решение Совета,
	Народных Комиссаров СССР об учрежде-
нии премии им. Горького за лучшее дра-.
матургическое произведение имеет огром-
ное значение. Учреждение премии будет
стимулировать повышение  идейно-хуло«
жественного качества советской драматур-
гии и позволит привлечь в драматургия
новые. талантливые силы.

Ежегодная премия имени Горького бу-
дет присуждаться автору лучшего драма
тургического произведения, воспитываю*
щего и вдохновляющего советский народ
на борьбу за полное торжество коммуниз-
ма. Премия устанавливается в сумме
25.000 рублей. На’ соискательство премии
могут быть представлены оригинальные
драматургические произведения‘ (не ино-
ценировки), написанные на любом языкв
народов Советского Союза. Темы и жанз
ры произведений не  отраничиваются.
Пьесы, предлагаемые на  соискательство,
премии, должны быть поставлены хотя
бы в одном из театров СССР впервые Н
текущем году.

Право ‹ представления’ кандидатов ня
соискательство премии им. А. М. Горькога
принадлежит коллективам работников ‘те-
атров, редакциям газет. и журналов, кол=
лективам фабрик и заводов, вузов, колхо-
зов, частей, РККА и т. д., которые вносят
мотивированные предложения в Комитет
по делам искусств при СНК СОСР. Если
пьеса; удостоенная премии, создана в ре-
зультате активной помощи театра, выдви-
нувшего молодого драматурга, то жюри
одновременно отмечает и этот театр. Удо-
стоенная премии им. Горького пьеса из=
дается издательством «Искусство» и пере
водится на языки братских народов CCCP,

Учреждение премии им. Горького не-
сомненно окажет свое значительное влия-
ние на рост советской драматургии и тем
	самым -- советского тезтаа,
	В Новых Свенцянах на наш концерт
пришло свыше 6 тысяч человек. Бойцы
Красной Армии сидели вперемежку с го-
рожанами и крестьянами окружающих де-
ревень. Нужно было видеть, как любовно
и ласково обращались бойцы с крестьяна»
ми, как сажали стариков в первые ряды
и высоко на руках поднимали крестьян-
ских ребятишек.
	Вильно ансамбль дал 16 концертов.
Как-то вечером ансамбль дал в театре
один за другим два концерта. К концу
выступления выяснилось, ‘что’ театр окру-
жен нашими танками. Это доблестные бой-
цы-танкисты, вернувшиеся в Вильно после
очередной боевой операции, пришли  по-
смотреть выступление ‘налего ансамбля.
Зрители в. кожаных тужурках и ребрис-
тых шлемах: заполнили зал, и мы, не зув-
ствуя «усталости, целиком ‘показали ‘им
свею. программу. 7% - .
	В Вильно же ансамбль выступал во дво-
ре‘госпиталя на подмостках, сколоченных
выздоравливающими бойцами. К концу
выступления пощел дождь, HO зрители
не расходились.
	С ‘успехом выступал ансамбль в Гродно.
В Западной Белоруссии ансамбль дал’ 33
концертов — в поле, на стадионах, спор-
тивНыхХ ‘площадках, военных плацах.
	На обратном пути в поезде с нами еха-
ли бойцы Красной Армии, возвращавшие-
ся в родную Москву. Они приходили к
артистам и тепло благодарили их за вы-
ступления на фронте. На одной из оста-
новок, уже недалеко от Москвы, ко мне
подошел комиссар,  приветствовавший
	  ансамбль в Свенпянах.
	На следующий день ансамбль обратился
к военному командованию с просьбой на-
править его для художественного обслу-
живания действующих частей Красной
Армии и населения Западной Белоруссии.
Разрешение было получено, и 18 сентября,
ночью, мы на шести грузовиках выехали
следом за частями Красной Армии, пере-
шелиими границу,
	Наш переезд до г. Глубокое продолжал-
	ся одиннадцать часов. Утром нам встрети-
лась первая партия пленных. С волнением
приближались мы к границе. Нам хоте-
лось поскорее увидеть освобожденную
землю Западной Белоруссии. И котда мы,
наконец, вступили на узкую полоску зем-
ли между двумя потраничными столбами,
все как один поднялись в машинах и
воскликнули «ура». Приветливо встречали
нас в пути крестьяне, жадно расопрашива-
ли о жизни в Советском Союзе.
	° В Глубоком мы не налили театра и ни
одного помещения, пригодното для вы-
ступлений. Обнаружив в городском саду
большую. волейбольную. площадку, решили
вечером дать на ней концерт, Площалку
окружили нашими грузовиками, зажгли
	— Помните, я товорил тогда: «Друзья
встречаются вновь». Ну вот мы и встрети-
лись снова, — сказал комиссар’ и’ крепко
пожал мне руку.

и ИГОРЬ МОИСЕЕВ,
художественный руководитель’ Госу-
дарственного ансамбля народного тан-
	ца Союза CCP