«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО» е о ие НЕ TH OMTROPA 1998 ty M14 (634

Периферийная
хроника
	ОРДЖОНИКИДЗЕ. В связи с 10-летием` Рус-
ского драматического театра указом прези-
диума Верховного Совета Северо-Осетинской
АСОР присвоено звание заслуженного арти-
ста республики А. Г. Поселянину, Е, А, Пет-
popckoxy, А. И. Мартынову и Н, Я, Галь-
ской.

АРХАНГЕЛЬСК. Большой драматический те-
атр готовит к ХХП годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической революции пье-
су Б. Войтехова и Л. Ленча «Павел Греков»,
Постановка художественного руководителя
А, В. Андреева, художник А, В. Козаков.
Из классического репертуара театр. в 1989 г.
покажет пьесы «Волки и овцы» и «Гамлет»
с заслуженным артистом РСФСР Г. А. Бело-
вым в заглавной роли. К семотру молодых
актеров готовится пьеса «На дне» М, Горь-
кого,

ХАБАРОВСК, 10 октября в новом помещении
открылся сезон краевого театра музкомедии,
Шел спектакль «Улыбка Джиоконды» Корч-
марева. 15 октября состоится премьера оперет-
ты «На берегу Амура» Блантера.

ЧЕБОКОАРЫ, За отличное выступление на
смотре ансамблей песни и пляски РСФСР в
Москве Управление по делам искусств при
СНК РОФСР премировало месячным окладом
лучших исполнителей — участников Чували-
ского государственного ансамбля пеени и пля-
ски.

РОСТОВ-на-ДОНУ. Пьеса «После звонка»
местного писателя П. Н. Яковлева принята к
постановке Театром юного зрителя. Тема пье-
сы — дружба советских школьников. Поста-
новка пьесы приурочивается к всесоюзному
смотру театров юного зрителя.

СТАЛИНГРАД, Местный союз советских ху-
дожников устраивает интересные лекции и до-
клады. Критик И. Е. Шангин прочитал лек-
цию «Проблема цвета в изобразительном ис-
кусстве», Было проведено обсуждение статей
художников Крымова, Иоганеона и проф. Ла-
зарева, опубликованных в «Советском ‘искуе-
стве». Намечен цикл лекций по вопросам те-
ории и практики изобразительного искусст-
ва: «Проблема колорита в советском искус-
стве», «Замечательные мастера рисунка» и
«Эволюция. композиционных принципов».
ТУЛА. Для обслуживания шахт Подмосков-
ного угольного бассейна Тульск®Ая областная
филармония организовала. концертную бригаду,
в которую вошли певица Плахова, пианист
Ендовицкий, юморист Волчарь и др. Сейчае
бригада работает на шахтах ШЩекинугля.
—K воесоюзному смотру детских театров.
Тульский театр юного зрителя готовит «Сказ:
о тульском оружейнике Левуте» (по Лескову).
	° ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕНТРЕ
КРАСНОЙ АРМИИ
	Шосковская
хроника
	3х Вчера вечером в Центральном доме работ-
ников ‘искусств ООСР открылся третий тур вее-
союзного смотра исполнителей на народных ин-
струментах, Из 221 участника второго тура жю-
ри допустило к заключительному туру 51 му-
зыканта,

Третий тур смотра закончится завтра, 17. ок-
тября в Центральном доме работников искусств
состоится встреча исполнителей на народных
инструментах‘ с мастерами ‘искусств столицы.

(TACO).

\ В спектакле МХАТ СССР им. Горького
saps Федор Иоаннович» на роль княжны
Метиславской введена актриса Е. П. Отругач.
На роль Насти в спектакле «На дне» вводит-
ся артистка В. А, Дементьева. Роль Рябинипа
в спектакле «Достигаев. и другие» будет ис-
полнять заслуженный артист РОФОР М. П,
Болдуман.
	хх В Московокую государственную филармо-
ийю вступил певец Рамон Эстарельес, окон*
чивший в 1925 г, Валенсийскую консервато-
рию. Являясь солистом Мадридской оперы,
Р. Эстарельее много концертировал в городах
Испании и США. В репертуаре певца, обла-
дающего исключительно красивым по тембру
голосом большого диапазона,—арии из опер и
испанские народные песни, Первый открытый
концерт Рамона Эстарельес состоится в Мо-
оскве в ближайшее время.
	В течение зимы театр им. Немировича-
Данченко даст ряд новых постановок: оперу
грузинского композитора 3. Палиашвили «Даи-
си» (режиссером приглашен васлуженный ар-
тист РСФОР Ю. Завадский) и новую оперу
Л. Ходжа-Эйнатова «Семья» по мотивам кино-
картины «Искатели счастья». В ноябре театр
покажет новую постановку своей балетной
труппы ,‚ — балет Б. Асафьева «Ночь перед
рождеством» (по Гоголю). Кроме того, театр
возобновляет комическую оперетту Лекока
«Лочь Анго».
	\ Управление по делам искусств при Мос-
совете приступило к организации нового. дра-
матического театра под руководством’ Н. П,
Охлопкова_
	\ж Театр комедии готовит пъесу Кальдерона
«Дама-невидимка», Постановка народного ар-
тиста РСФСР В. Я. Станицына, художник
ll. B. Bunprate.
	*\ Управление по делам искусств при Мос-
совете совместно с Московеким домом худо:
жественной самодеятельности издает большой
сборник «Шефство мастеров искусств над кол-
лективами художественной самодеятельности».
	Опера Т. Хренникова «В бурю» в музыкальном театре им. Немировича-Данченко. На снимке:
(слева направо): артист Н. Е Пермяков в роли Леньки, артистка А, Е. Кузнецова в роли
	Натальи и артист А. Н, Аникиенко в роли Листрата
; Фото 0, Шингарева
ао
	ОВОЕССЮЗНЫЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ПЪЕСУ
	Конкурс открытый. В нем могут при-
нять участие наряду с писателями все
граждане СССР. На конкурс принимают-
ся оригинальные драматургические `про-
изведения на любую тему и в любом
жанре (драма, комедия, водевиль и т. д.).
написанные на одном из языков народов
	CCCP.
	oa лучшие пьесы установлено шесть

премий: первая — 50 тыс. рублей, две
вторых — по 25 тые. рублей, три треть-
их — по 15 тыс. рублей. Авторам, про-

изведения которых не будут удостоены
премии, но могут быть поставлены и из-
	От’езд артистов Камерного театра на Даль-

ний Восток, На снимке: на Северном вокзале

в Москве. В центре — народная артистка

РСФСР А, Г. Коонен, справа — народный
артист РОФСР А. Я. Таиров

Фото С Шингарева
			Совет Народных Комиссаров СССР ^по-
становил разрешить Комитету по делам
искусств провести в 1940 году всесоюз-
ный конкурс на лучшую пьесу и утвер-
дил положение о конкурсе. Основные це-
ли конкурса — повышение идейно-худо-
жественного качества советской драматур-
гин и улучшение репертуара театров, вы-
движение новых талантливых авторов и
создание пьес, отражающих борьбу за по-
строение коммунистического общества в
CCCP.

Конкурс будет’ состоять из двух туров.
Первый тур, который проводится HO CO-
юзным республикам, начнется 1 января
и заковчится к 1 сентября 1940 года. На
	М У. Завтра, 15 октября, в помещение }

‘мерного театра спектаклем «Падь Серебе

Камерного театра wane открывает ао: Hourpartant

5 Красной Армии. лижаЙшее 3

на Дальний Восток театр покажет свою последнюю nee

‚   подготовленную в конце прошлого сео

9 октября в Центральном доме работни-   «Лев Гурыч Синичкин» А. П. Лено

ков искусств состоялись товарищеские   Труппа репетирует «Дело» Сухово- К

проводы Камерного театра на Дальний   ‘лина. Спектакль ставит заслуженный Jy

Восток. На вечере выступили руководите-   тель искусства А. Попов (режиосе

ли и артисты театра, представители Нар- Б. Афонин и Д. Тункель). Оформление №)
комата обороны, Комитета по делам ис- ручено художнику Татлилу.

кусотв при СНК СССР, Московского   ``Спектакли Центрального театра Кран

управления по делам искусств и Др. На  Армии будут. итти в помещении Ка
	собрании было отлаллено письмо замести-   ного театра до 1 мая 1940 г.

о тульском оружеинике Левие» (по лЛескову).
теля ‘председателя СНК Союза ССР тов. ‘ а

даны, Комитет по делам искусств при <© Сегодня Президиум Моссовета заслушает

второй тур представляются пьесы, OTO-
бранные и рекомендованные в результате   Совнаркоме СССР выдает по представлению   доклад начальника Управления по делам
искусств при Моссовете тов, И. Л. Фрумки- ©.
А. Я. Вышинского, который выразил уве-
По. следам

первого тура. Итоги конкурса будут опу-   жюри поощрительное ‚ вознаграждение В  на о готовности театров столицы к ‘зиме. Вы-
ренность, что театр сумеет справиться с

бликованы не позднее 15 декабря 1940   размере 5 тыс. рублей. ступят также директоры и художественные
(ТАСС).  руководители московских театров. НОВЫЕ порученным ему ответственным заданием. наших материало

roga.
ee i   Ж Первый тур всесоюзного конкурса арти- СПЕКТАКЛИ Собрание послало приветствие товарищам

«О РАСПРЕДЕЛЕНИИ
КАДРОВ»
	В № п «CG, Hie or 29 сентября, в сы!
Е Грошевой и М.-Кантер «О распределеких
кадров» были приведены — многочисленный
факты, свидетельствующие o неразбериле в,
деле распределения музыкальных кадров 1
попытках некоторых молодых  епециалистя
уклониться от работы на периферии по о»
чании учебного заведения.

На-днях дирекция Московской ый
ной консерватории‘ обсудила эту сть
«Статья, — говоритея в принятом дирекце
консерватории решении, — правильно стаи
‚вопрос о необходимости точного»выполнени
правительственного распоряжения о распре
	ТЕАТРА РЕВОЛЮЦИИ
	Театр революции работает над тремя новы-
ми спектаклями. Первой в нынешнем сезоне
пойдет пьеса Н. Вирты «Клевета, или безум-
ные дни Антона Ивановича». Главные роли
играют: Д. Орлов (Пропотеев), О. Абдулов
(Антон Иванович), 0. Мартинсон (Беня),
Г. Кириллов (директор), В. Латышевекий
(Каин), В. Бахарев (адвокат Подушко), T, Tep-
Осипян (жена Антона Ивановича), А. Волги-
на (Марфа), О. Альтовская (Лена). Режиссер
В. Власов, художник Н. Прусаков.

Следующая постановка театра — «Простые
сердца» К. Паустовского, В главных ролях 3a-
няты М. Астангов (Гарт), М. Лишин (капитан),
Г. Музалевский (рыбак Дымченко), А. Ханов
(матрос Чага), С. Килигин (Жора), М. Волко-
ва (Наташа), Т. Шурупова (Лена), Т, Карнова
(Лиза). Отавит спектакль режиссер А. Лобанов,
оформление А. Пименова,

Третьей постановкой пойдет французская на-
родная комедия ХГУ века «Пройдохи», В спек-
такле участвуют молодые актеры театра АФ.
Белов (Патлэн), Д. Вурос (купец Гильом),
А. Терехина (Генриетта), П. Нековырин (па-
стух) и ряд актеров, окончивших в нынешнем
году школу‘ Театра революции. Постановка
поручена Т. Соловьеву и Аф. Белову.
		В Малом театре
	стов эстрады начинается в Москве 15 нояб-
ря. Управление по делам искусств при Мос-
совете организует специальную комиссию и
жюри для проведения первого тура. конкурса.
	\Ж В Театре сатиры 23 октября состоится
премьера спектакля «Забытые страницы»,—©о0-
ставленного из трех одноактных пьес: «Дети»
Горького, «Свадьба» Чехова и «Маленькая
ошибка» по Лескову.
	*\ 20 октября пополняется 15 лет со дня
смерти выдающегося русского балетмейстера
А А. Гороского. Балетная секция ВТО органи-
зует ряд вечеров, посвященных его творче-
ству. Доклад о А. А. Гореком-постановшике
сделает Л. А. Жуков. С воспоминаниями вы-
ступят Е. В. Гельцер, В. В. Кудрявцева, М.Н.
Клементьева, И, В. Смольцов и др.

\ Оборонная комиссия оргкомитета ©0ю3%
советских художников совместно с московским
союзом художников готовит к ХХИ годов-
щине Великой Октябрьской революции боль-
шую выставку картин на оборонную  тема-
тику.

* К юбилею Коста Хетагурова т. Тавасиев
готовит скульптурный портрет поэта,

% Литературно-драматический сектор Вее-
союзного радиокомитета организует 15 октября
большую передачу, посвященную первой го-
повщине со дня емерти народной артистки
ОССР М. М. Блюменталь-Тамариной. }

%* Театр революции подготовил второй со-
став исполнителей спектакля «Таня». Роль Та-
ни играет М. Волкова, роль Шамановой —
Д. Просина, Луси — А, Терехина, бабуш-
ки — В. Марченко.

%ж Московский театр для детей на-днях CT-
крывает сезон. Ближайшая премьера «Снеж-
ная королева». 0 ‘15 октября будет прово-
диться прием новых актеров.

\ж Госцентюз. готовит спектакль «Горе от
ума» (постановка Б. Норда). .

*% МТЮЗ перенес на сцену репетиции пьесы
Льва Кассиля «Брат  тероя», Постановка
П Цетнеровича.
	iB „Ленинграде
	В Ленинграде создан Комитет для проведе-
Hua юбилея осетинского писателя Коста Хе-
тагурова. Будут устроены торжественные, ©0-
брания в Доме писателя и в Академии худо-
жеств. В Публичной библиотеке им. М. Е,
Салтыкова-Шедрина ‘откроется юбилейная вы-
ставка. Институт языка и мышления Акаде-
мии наук CCCP готовит. четырехтомное изда-
ние полного собрания сочинений Хетагурова.
Именем Коста Хетагурова предполагается на-
звать одну из улиц, прилегающих к  Акаде-
мини художеств.
*
	Композитор-орденоносец В. В. Желобинокий
написал романтическую поэму для скрипки ©
оркестром и цикл пьев для Фортепиано «Дет.
ские сцены». В настоящее время композитор

работает над 2-Й симфонией;
	* :
Художник М. Н. Мох заканчивает роспись
большой вазы, изготовляемой фарфоровым за-
водом им. Ломоносова к октябрьеким дням.
Тема росписи вазы «Ленин — вождь мировой
революции», В центральной части вазы изо-
бражен В. И. Ленин; произносящий речь ©
броневика.
	Акоста» в постановке И. Я. Судакова, (ре-
жиссер Б. И. Вершилов). В роли Уриэля
выступит А. А, Остужев. Оформление спек-
такля поручено художнику Исааку Раби-
новичу.

Театр выпустит затем пьесу Горького
	«Варвары», впервые идущую Ha MOCKOR
	ской сцене Ставит спектакль К. А. зубов,
	В конце сезона Малый театр покажет
	комедию Л. Н. Толстого «Плоды просвеще-
ния» в постановке Л. А. Волкова и. офор-
млении академика Е. Е. Лансере. В спек-
такле заняты П. М. Садовский, А. А. Яб-
лочкина. В. Н. Рыжова, М. М. Климов,
	И. В. Ильинский,
	Намечен также молодежный спектакль
«Игра интересов» Бенавенте. Постановка
поручена молодым режиссерам М. Л. Лей-
ну и В. И. Цыганкову.
	27 октября исполняется 135 лет со дня
организации труппы Малого театра, кото-
рая тогда называлась московокой импера-
торской драматической труппой. Она ра-
ботала в течение двадцати лет в различ-

ных театральных помещениях и 115 лет
тому назад, в 1824 г, окончательно 0606-

новалась в нынешнем помещении и полу-
чила название — Малый театр:
	ВЫСТАВКА
ХУДОЖНИКОВ-
ДИПЛОМНИКОВ
	18 октября в Музее изобразительных ис-
кусств им. Пушкина открывается всесоюзная
выставка дипломных работ учащихся изову-
зов. Будут представлены картины, рисунки,
скульптуры студентов-дипломников Московско-
го изоинститута, Всероссийской академии ху-
дожеств, Грузинской академии художеств и
Киевского института изобразительных ис-
кусств.
	Здесь будет собрано более 100 экспона-
тов, характеризующих жизненный и твор-
ческий путь Л. В. Собинова.

Выставка откроется ‘19 октября в фойе
оперного театра им. К, С. Станиелавского.
	об. арм

3. о
	А. Тиграняна
  x
	стически-своеобразное произведение, как
«Ануш».

Этой опере предшествовали многочислен-
ные обработки народных песен, а также
романсы на слова Аветика Исаакяна, в
кратчайший срок получивиие широчай-
шее распространение и ставшие достоя-
нием всего армянского народа.

В 1908 году композитор случайно позна-
комился с поэмой Ованеса Туманяна
«Ануш». Увлеченный ее поэтическим сю-
жетом и образами, музыкальностью и на-
родностью ее стиха, Туманян тут же при-
ступил к переработке поэмы в оперное
либретто. Упорно, длительно и напряжен-
но работал он несколько лет над оперой.
	‚ В. 1912 году опер» была закончена и
впервые поставлена в Александрополе
(ныне Ленинакане).

В 1913 году композитор’ переехал в Тби-
лиси. Здесь он написал музыку в драма-
тическому представлению «Лейли и Медж-
нун»> (15 номеров), серию фортепианных
пьес («Свирель», «Этюд», «Сюита из -ap-
мянских плясок» и др.). Тигранян писал
также для голоса соло и для хора, После
советизации Грузии и Армении им напи-
сано много массовых ‘красноармейских,
пионерских песен. Тиграняну принадле-
жит музыкальное оформление пьес ‚«Кап-
ля меда» и «Гикор» по Ованесу Туманя-
ну, «В комях тьмы» П. Прошяна, «На
рассвете» Армена Гулакяна.

В 1935 году в Ереванском театре оперы
и балета состоялась постановка «Ануш» в
новой. редакции. Тигранян значительно пе-
реработал. и расширил либретто своей опе-
ры, дополнил и заново оркестровал музы-
ку. За плодотворную и энергичную твор-
ческую и музыкально-общественную дея-
тельность Армен’Тигранян награжден зва-
нием заслуженного деятеля искусства Ар-
	мянской ССР и Грузинской ССР.
хх
	Сталину, Молотову и Ворошилову.
11 октября театр выехал на Дальний
	Босток.
	Малом театре репетируются четыре
новые постановки, в которых участвует
вся труппа. Все репетиционные помеще-
ния заняты с утра до вечера. В. Н. Па-
шенная совместно с С. П. Алексеевым ста-
вит «Без вины виноватые» А. Н. Остров-
ского и исполняет в этой пьесе роль Кру-
чининой, Коринкину играет Е. А. Тяпкина
в очередь с А. Ф. Сальниковой. Роль Гал-
чихи исполняет Е. Д. Турчанинова и В. 0.
Массалитинова роль Дудукина — М. М.
Климов и Н. К. Яковлев, роль Мурова —
Н. Н. Долматов, Незнамова играют М. И,
Царев, Н. А. Соловьев и Н. А. Анненков,
роль Миловзорова — В. Н. Мейер и Г: М.
Терехов. В роли Шмаги выступят И. В.
Ильинский и С. М. Чернышев. Художник
спектакля заслуженный деятель искусства
К Ф Юон. Премьера состоится в декабре.

В декабре же идет «Жизнь» Ф. Панфе-
рова в постановке И. Я. Судажова. Цент-
ральная роль в этой пьесе поручена Н.А.
Светловидову.

Следующей постановкой будет «Любовь
Яровая» в новой редакции. Ставит пьесу
Л. М Прозоровекий. Премьера состоится в
январе.

Во второй половине сезона театр пока-
жет трагедию Карла Гуцкова «Уриэль
		um. BAXTAHTOBA
	В Государственном театре им. Евг. Вах.
тангова возобновились репетиции тоголев-
ского «Ревизора». Исполнителем роли го-
родничего назначен заслуженный ‘артист
РСФСР `А. И. Горюнов.   Бобчинского” будет
играть артист И. А. Соловьев. Премьера
состоится в ноябре.

В спектакле «Егор Булычев» А. М. Горь-
кого на роль Булычева вводится артист
Н. Н. Бубнов.
	Роль Кутузова в пьесе В. Соловьева
‹1812 тод» готовит артист М. С. Державин.
	Сегодня исполняется пять Лет со дня
	смерти народного артиста Л. В. Собинова.   тов,
	Театральный музей им. А. А. Бахрушина
подготовляет выставку, посвященную зна
менитому артисту.
	заметки
	В истории армянского музыкального ‘ие-
кусства опере «Ануш» А. Тиграняна при-
	надлежит важное место.
Армен Тигранович Тигранян является
	представителем старитего поколения совет-
	ских армянских композиторов. OH родил-
ся в 1879 году в скромной семье реме-
сленника-часовщика в Ленинакане. (бывш.
Александрополь). Его первые музыкальные
впечатления были связаны с армянской
народной музыкой, с искусством ашугов,
сазандаров и зурначей.

В 1902 г, вернувшись на родину, Ти-
транян начинает самостоятельную музы-
кально-общественную деятельность. Он ве-
дет педагогическую работу, не прекращая
ее вплоть до 1935 г.

В большинстве центров тогдашней Ар-
мении музыкальная жизнь была в зача-
точном состоянии; В этот: период лишь
начали выступать армянские композиторы,
пытавшиеся установить связь между Ha-
родной музыкой и европейской музыкаль-
ной культурой. В области хоровой куль’
туры пионерами армянской музыки яви-
лись Х. Кара-Мурза и М. Экмалян. Оба
они оказали большое влияние на Тигра-
HaHa. B области фортепианной музыки
преимущественно работал старейший ком-
позитор Н. Ф. Тигранян, ныне народный
артист Армянской ССР. Почти одновре-
менно с А: Тиграняном выступил гениаль-
ный Комитас, создатель ярко-своеобразно-
го напионального полифонического стиля.
Этим первые армянские композиторы дол-
жны были преодолеть громадные трудно-
сти. Им приходилось бороться © духовен-
ством, активно сопротивлявшимея попыт-
ке введения многоголосия в армянскую
музыку; всячески препятствовали разви-
тию национальной культуры и царские
ЧИНОВНИКИ. \

Все эти трудности выпали и на долю
А. Т. Тиграняна, первым осуществившего
залачу создания армянской национальной
	оперы. Нужно было обладать громадной
	энергией и Талантом, верой в свое делУ,
чтобы при полном отоутотвии опыта и
традиций, при невероятной ограниченно-
сти материальных и исполнительских
средств создать такое жизненное стили“
	АРТИСТЫ СТОЛИЦЫ —
ПРИЗЬЫЗЧИКАМ
	(Из беседы с московским горвоенкомом
полковником Черных)
	Широко развернулась в нынешнем году на
призывных пунктах столицы культурно-поли-
тическая работа. Выходят стенные и фотога-
зеты. В гости к призывникам регулярно при-
езжают писатели, поэты, артисты. Для при-
зывников дано свыше 500 концертов, на ко-
торых выступали народные артисты CCCP
Bapcosa и Москвин, заслуженный apract
PC@CP Козловский. Большую  военно-шеф-
екую работу ведут среди допризывников кол-
лективы московских театров. Творческие брига-
ды Театра сатиры несколько раз выезжали на
призывные пункты. Во Красногвардейском
районе столицы в концерте для призывни-
ков принял _ участие заслуженный артист
РСФОР В. Я. Хенкин, артисты Ф. А, Ди-
мант, И. А. Любезнов, Я, В. Чернявокий,

Мартиновский.
Ha Куйбышевском призывном пункте ©
ммой выступали

большой концертной програ:
заслуженный артист РСФСР Р. Г. Корф, ар-
тибсты Я. М. Рудин, В. Н. Анисимов, Розен-
берг, Юрьева и Верхман.

призывников Москворецкого района по-
бывали в гостях заслуженный артист РСФСР
fl. Н. Поль, артисты В. А. Лепко, Н, И.
Слонова и Цейтлин. Особенно тепло встретили
артистов призывники на московском пункте
отправки в части Красной Армии и Военно-
Морского Флота, где в концерте выступали
заслуженный артист РОФСР Д, Л. Кара-Дмит-
риев. артисты 0. М. Хмара, В. Я. Драгун-

—. говорится в принатом дпрекцаао
правильно Crary

«Статья,
консерватории решении, —

вопросе о необходимости точного®выполеени

ленийи на  работу за 6 месяцев до окозчаи
учебного заведения, Дирекция ©0 своей ме
роны считает необходимым, наряду с ую
дочением дела по распределению молодщ
специалистов ‘ктором кадров Комитета и
делам искусств, принять’ меры и вомму
тельного. порядка, поставив их в центр вы
мания руководства и общественных opraniw,
ций консерватории»,
Дирекция Московской ‘консерватории пи}
ложила. деканам факультетов совместно в в»
соргами. и профоргами организовать обсухл»
ние статьи на факультетских заседаниях т!
студенческих группах, . $
Для оканчивающих консерваторию ори
зуются выступления виднейших профессора
консерватории, работавших на периферии, 4
тему «Моя работа на периферии». Орган
ются также обменные концерты © Минск
Саратовекой, Свердловской и Ташкента
консерваториями, сопровождаемые докладе
оевещающими деятельность молодых сту

листов — воспитанников Московской в
ватории.
Деквнам факультетов поручено разрабои

формы связи и систематической помощи YY
питанникам консерватории, работающим 4
периферии,
		ский, Е. Г. Джонсон, К. Г. Фролова, Р. М, ” ——Ф
Холодов и др.

Допризывную молодежь обслуживает кол-

летие ‹АзТИОТбюЮро» На приазывном пункте ИМЯ р
	лектив «Артистбюро», На призывном пункте
Ленинского района выступил танцовальный
ансамбль братьев Москвиных. В Ленинтрад-

ском районе выступала т. Курская (художе-

ственное чтение), артисты Романов и Тре-
вогина (песни о Всесоюзной  сельскохозяй-

ственной выставке). Все участники концер-
тов на призывных пунктах получили вы-
сокую оценку призывников и’ политработни-

ков.
	Мы приносим глубокую благодарное
  правительству CCCP, всем организация
Б АЛЕТ и отдельным лицам, проявившим к my
BHEMaHHe u Ba60TY H OTKIHKHYBUITUCE

«ЖЕНИТЬБА» eueots Boonra Bacunterrua,

——
	В январе 1940 года хореграфическое учи-
лище при Большом театре покажет премьеру
балета Женитьба» (по Гоголю), который ста-

вится в порядке учебного спектакля силами

двух старших классов училища Музыку к ба-

лету пишет молодой композитор В. (С. Якубов, Не

UMD народното артиста ‘илл
Б. В. Щукина: Т. ЩУКИНА
ЮРА ЩУНИН, М, ГЛАЗУНОВА,

*
имея возможности ответить да 3%
	либретто и постановка солиста балета Боль-   письма и телеграммы, полученные театроу

‘итого театра А, В. Кузнецова.
Rank. arpa A. B. YSHCHOBS,   fy. Tlaneae_ B тяжелые для нас дни прощания 6 Bo
	Ponp Подколесина   снополнит O. Tlerkos,   eee
Кочкарева — Ю, Кондратов, Агафьи Тихо:   PHCOM Васильевичем Щукиным, выражан

новны — В, Петрова и Е. Остроградекая, сва-   свою глубокую признательность всем ли
	хи — Е, Меченко. цам и организациям, почтившим пая
ae   BCLROTO русского актера, народною ap
tucta CCCP Бориса Васильевича Щукли®

КОЛЛЕКТИВ ГОС. ТЕАТРА ИМ. Е
родной музыки—ее ритмы, ев характерные ВАХТАНГОВА.

о и а 1. om fine Ae - eee ee eee,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
ИЗДАТЕЛЬ: Гос изд-во «Искусство
	РОЯЛИ и ПИАНИНО
ПИ ®  УТАЕИ
	ДЛЯ РЕСТАВРАПИИ
	тел. К 5-48-89.
	родной музыки—ее ритмы, ее характерные
мелодические обороты, ее структура —
оказались основным материалом, из кото-
рого строил свое произведение Тигранян.
И в результате Тиграняну удалось сочи-
нить музыку, которую народ принял как
свою.
` Народность мелодики А. Тиграняна 0со-
бенно сильно ощущается в тех номерах,
которые непосредственно связаны с 0б-
рисовкой центральных персонажей —
Ануш и Саро: это самые сильные эпизо-
ды в опере. Три арии Саро — это три
народные песни, разные по содержанию
и жанру. Серенада в 1-м действии — лю-
бовная импровизация в стиле ашугеокого
пения. Тоскливое пение в 5-м действии
(«Высокие горы») воспроизводит характер
народных элегий — баяти, ту разновид-
ность народных песен, которые известны
под названием «песен бездомных». Нако-
нец ария в 8-м действии — приветствие
новобрачным — выдержана в стиле ли-
рических обращений к возлюбленной.
Эмоциональный тон, тосподствующий в
опере — характер лирической нежной
грусти, — общий колорит произведения
как нельзя лучше отвечает основному
настроению ‘поэмы, являющейся по своей
идее крестьянской’ драмой, —зарисовкой
быта и образов старой армянской. дерев-
ни, подавленной и угнетенной.
	Лишь в немногих ‘эпизодах композитор
отступает OT обновного лирически-интим-
ного тона, — и это там, где ‘развитие
драмы побуждает его на время отойти
от обрисовки переживаний двух основных
персонажей. Среди таких немногочислен-
ных эпизодов можно указать арию Моси
— полную. страстного гнева, дуэт Саро и
Моси — прелестную -щуточную песню, с
которой юные пастухи приходят ня весе.
лое сборище сельской молодежи, грациоз-
ные женские сцены и, наконец, бытовую
картину свадебного веселья — в третьем
действии. ‹ ^
	Опера «Ануш» — первая армянская на-
циональная опера — является значитель-
ным вкладом в армянское искусство, и

имя €@ автора заслуженно пользуется
любовью армянского народа.
	А. ШАВЕРДЯН
	дни безутешного горя, вызванной
внезапной омертью горячо любимого музу
отца и брата — Бориса Васильевича Ш»
кина, со всех концов нашей родины 1
нас доходили слова соболезнования пу
шения.
	ВЫСТАВКА: ПАМЯТИ Л. В. СОБИНОВА
	«Таня» Арбузова в Театре революции На
снимке: артистка М. С, Волкова в роли Тани
Фото Е Гринберга
	Ануш, не перенеся горя, бросается со ока-
лы в волны реки Доэбэта,

В этой трогательной, лирической поэме
нет ни тени сентиментальности. С pean
стической силой и глубиной поэт в бога-
тейших и многокрасочных образах воссоз-
дал галлею ярких народных типов, кар-
тину старого крестьянского быта. Беспра-
вие женщины, убогая и темная жизнь
старой деревни живо встают перед чита-
телем со страниц поэмы Туманяна. И на
этом фоне показаны чистые и поэтичные
образы красавицы Ануш и ее возлюб-
ленного ашуга и пастуха Capo. Худо-
жественная форма стиха Туманяна отто-
чена и совершенна. Поэма напоена, арома-
том народного искусства, образами, заим-
ствованными из народной поэзии. С ис-
ключительной силой пишет Туманян кар-
тины природы. Маленькая по своему 0б’-
ему поэма «Ануш» — это большое произ-
ведение подлинно народного искусства
	Не’ случайно эта поэма пользуется горя-
чей любовью армянского народа. Не слу-
чайно к ней обращались взоры армян-
ских композиторов. Известна, попытка Ко-
митаса создать оперу на сюжет «Ануш».
Композитора С. Бархударяна произведе-
ние Туманяна вдохновило на создание
симфонической поэмы. Наибольшего успе-
ха достиг Армен Тигранян в своей опе-
ре «Ануш»; она делит популярность поэ-
мы Туманяна. Многие мелодии и мотивы
Тиграняна проникли в быт. стали под-
линно народной музыкой. Таковы хоры,
арии Саро (его «Серенада» из 1-го дей-
ствия, его элегическое обращение к горам
из 5-го действия), арии и песни Ануш
(особенно «Песня 0б иве»).

Опера «Ануш» трогает своей непосред-
ственной искренностью, взволнованностью,
лирической теплотой. В ней ощущаешь
полную слитность замысла композитора
с духом поэмы, о ее поэтическими обра-
зами.

Тигранян использует в своей музыке
исключительно простые сдержанно-скром-
ные средства. Он редко отходит от куп-
летных форм. Основная выразительная
сила музыки для него заключена в мело-
дической линии певцов. И действительно,
опера «Ануш»—это бесконечный поток
мелодий, красивых, эмоциональных, ду-
шевных.  Тигранян He использовал в
своей опере ни одной подлинной народ-
ной песни. Но элементы армянской на-
	армянской опере
	жена поэма Ованеса Туманяна — класси-
ческое произведение ‘армянской поэзии.
Многие стихи поэмы вошли без изменений
в либретто оперы.
	В культурной жизни армянского наро-
да творчество Ованеса Туманяна—замеча-
тельного поэта-гражданина _ играло
и продолжает играть исключительную
роль. Дожив до советизации Армении, Ту-
манян — один из лучших представителей
армянской художественной .интеллиген-
ции — горячо приветствовал революцию,
увидев в ней залог освобождения и рас-
цвета своей страны. Но и до революции
Туманян выражал мысли и идеалы тру-
дового армянского народа. Его описания
крестьянского быта полны волнующей си-
лы, общественного пафоса, ненависти к
устарелым отжившим формам, горячего
сочувствия к страждущим и борющимея
за лучшую жизнь. Наибольшей мощи, как
отмечал В. Брюсов, «поэзия Туманяна до-
стигает в лирических поэмах, где оказы-
вается всестороннее знание народной жи-
зни и живое проникновение в глубь н&-
родного духа» 1,
	Герои поэм Туманяна — простые кре-
стьяне, люди с громадным запасом сердеч-
ного тепла и душевной красоты. Их судь-
ба трагична: старое, отжившее, мертвое —
предрассудки и суеверия, косные обычаи,
так называемый «адат» — все это дер-
жит в своих цепких руках, мешает их
полной, счастливой жизни. Жизнь Ануш и
ее возлюбленного Саро также разбита из-
за ‹адата». Как-то во время пирушки Са-
ро, увлекшись, нарушает старый обычай
и во время борьбы валит ‘на землю свое-
го друга Моси — брата Ануш. Отныне ме-
жду Моси и Саро кровавая вражда. Моси
велит Ануш забыть Capo, угрожая ей
смертью. Девушка убегает вместе с воз-
любленным в горы. Моси выслеживает
Саро и убивает его, как дикого зверя.
	’ «Ноэвия Армении с древнейших вре-
мен до наших дней» `— под редакцией,
со вступительным очерком и примечания“
ми Валерия Брюсова. Москва, 1916. См.
	МОСКВА, Зарядье, Поковокий пер» &
Мастерские Молотовского Промтреета,
	МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
КОНСЕРВАТОРИЯ
	(ул. Герцена, 13)
	ОБ’ЯВЛЯЕТ,
	что 2-го ноября с.г, в 6Чч. в.
	в кабинете директора
СОСТОИТСЯ
	ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА
ДИССЕРТАЦИИ
	на соискание ученой степени канди’
	дата музыкальных наук
тов. С. Е. МАКСИМОВЫМ

на тему:
	«НАРОДНАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
	НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ»
	ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
проф. БЕЛЯЕВ В. М.
проф. КУЗНЕЦОВ К. А,

о

С диссертацией можно ознакомить“

ся в библиотеке Консерватории
10 час. утра до 10 час. вечера,

>
	В. основу либретто оперы «Ануш» поло-   стр. 78—79.

оО Е ани Пер ела, УР ПА Ее eo Ne
Уполномоч. Главлита B—5050. Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30. Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11, Телефон 3-42-45, Прием об’явлений: Петровка, 10, 2-й эт, пом, 53, тел. К-4-54-13.