24 октября 1939 г. № 78 (658)
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	Собрание
‚ московских
композиторов
	18 октября состоялось общее собрание
членов московского ‘союза советеких ком“
позиторов, на котором был заслушан от-
чет председателя правления ССК, народно-
то артиста СССР Р, М. Глиэра о творче-
ской работе композиторов и союза за пъл-
тора года, С докладами об организлцион-
ной работе ССК’ и от ревизионной ко-
миссии выступили В, И, Мурадели и
В. М. Беляев.

В своем докладе Р, М, Глиэр. отметил,
что темы наших дней. идеи нашего вре-
	 мени занимают все большее место в про-
	изведениях советских композиторов, Сей-
чае уже можно говорить о творчестве на-
ших композиторов, как о музыке подлин-
но советекой, тесно связанной с жизнью
Советской страны. Р. М. Глиэр указал,
что создано много новых, в том числе
крупных произведений, что самые жанры
стали торавдо’ разнообразнее. Даже ‘моло-
дые композиторы смело берутся за самые
трудные формы музыкального искусства
(оперы, симфонии, оратории). !

Большие успехи достигнуты в области
оперного творчества. Однако, несмотря на
то, что тематика новых опер довольно об-
ширна и разнообразна, композиторы вов
еще робко осваивают тему намтего време-
ни, тему социалистического строительства,
героическую тему патриотизма  современ-
ных советских людей. Р. М. Глиэр остано-
вился Ha некоторых характерных чертах
в оперном творчестве советских компози-
торов. Прежде всего он указал, что ‘борь-
ба за реалистические тенденции в опере
дала положительные результаты. Компо-
зиторы стремятся к реалистическим сред»
ствам музыкального выражения, используя
в значительной мере элементы народного
музыкального творчества. Можно отметить
несомненные удачи композиторов в по-
исках музыкальных характеристик новых
советских героев, никогда до сих пор не
бывших персонажами оперного творчества.

Однако нельзя преувеличивать наши до-
стижения в этой области, Советским ком-
позиторам еще много нужно работать для
того, чтобы добиться о стилистического
единства и правдивости музыкальных ха-
рактеристик, до конца освободиться OT
опасной тенденции упрощения художест-
венных задач. Подобная тенденция сказы-
вается еще в ряде новых опер, в несколь-
ко примитивных музыкальных характери-
стиках, когда, например, образы дей-
ствующих лиц  обрисовываются только
средствами песни или отвлеченным му-
зыкальным речитативом,
	Недостаточно интенсивно ведется рабо-
та и в жанрах комической оперы и опе-
ретты, хотя количество авторов, работаю-
щих вдесь, значительно увеличилось 0
сравнению © прошлыми годами,

Несомненны успехи советских компози-
	торов в области балета, За последние го-
	ды московские композиторы создали 6ба-
летные произведения значительного худо“
жественного достоинства. ‹

„Большие сдвиги произошли и в области
симфонической музыки. Композиторы’ еме-
ло ставят перед собой задачи выражения
больших патриотических идей и все чаще
находят убедительные средства для их во-

плошения. Конечно, и здесь не все 06-:

стоит благополучно. Все еще мало число
произведений, которые соединяли ‘бы в се-
бе большой философский замысел и тех-
нический размах с яркостью и красотой
музыкального выражения.

‘Сдвиг произошел за последнее время и
в области концертной литературы. Компо-
зиторы охотно пишут скрипичные, вио-
лончельные и фортепианные концерты.

Гораздо гибче и плодотворнее: работают
композиторы над сольно-вокальной и хо-
ровой  музыкой. Появился ряд вначитель-
ных сложных хоровых произведений. Од-
нако ‘композиторы, очевидно, не постигли
еще ‘секрета’ создания хоров средней
трудности, без’ излишеств хоровой’ факту-
ры, и. в частности хоров, доступных му-
зыкальной самодеятельности.

Большое внимание ‘в своем докладе
Р. М. Глиэв уделил. массовой песне, в 0б-
ласти которой, по его мнению, имеется из-
вестная нивелировка стиля. Композиторы
недостаточно изучают опыт. народно-пе”
сенного творчества, ! .
	Во второй части своего доклада Р. М.
Глиэр подверг критике творческую ‘работу
союза, Отметив’ ряд достижений (TROP Ie.
ские вечера, дискуссии, конкурсы, конфе»
ренции ‘ композиторов, участие) в. декадах
советской музыки), докладчик. подчеркнул,
что правление союза’ не сумело осущест.
вить повседневное руководство ‹ деятель-
ностью композиторов. Союз не стал еще
по-настоящему творческим  об’единением.
Не достигнуто еще настоящее содружество
композиторов и критиков-искусствоведов.
Р. М. Глиэр и В. Мурадели об’яснили это
ненормальное положение тем, что правле-
нию московского союза приходилось мно-
го ‘заниматься ‘организационными делами:

В прениях по докладам выступили
тт. Жарковский, Листов, Солодухо, Раби-
нович, Надиров и др.
	У города Бучач отступающие польские
войска взорвали мост, и артисты следом
за частями Краснби Армии форсировали
реку в брод. В самом городе еще продол-
жался бой, наши бойцы выбивали из до-
мов засевшие там польские офицерские
банды. За городом на опушке леса маши“
ны, в которых передвигались эстрадники,
подверглись сильному оботрелу, Сразу бы-
ло трудно определить, откуда стреляли, и
артисты по приказу политрука, сохраняя
полное спокойствие, залегли в канавах у
дороги, Пионер Сережа Лаврентьев,
13-летний артист, выступающий вместе со
своим отцом (С. С, Лаврентьевым, заметил,
откуда производилась стрельба, ‘доложил
об этом политруку, и через нееколькс ми»
нут ‚огневая точка: врага была подавлена
выстрелом быстро  подошедшего нашего
танка: :

Так вступила па освобожденную землю
Западной ‘Украины первая молодежная
эстрадная бригада в составе Г, В, Бучац-
кого, 3, С. Бахрах, О В. Голубевой, В, А.
Дыховичного, Е. П, Дарского, А, Ф. Да-
нилова, А, И. Кузнецова, С. С, Лаврентье-
ва, С, Ф. Лаврентьева, Т, Н, Леман, А, Н,
Мозговой, Л. Б. Мирова Мирона Раска“
това С А. Русанова, Я. Ф. Попкова,
Э. Е. Тараховского, Р. А, Симоновокой и
Г. Д. Фотеевой, *

19 октября бригада была принята заме.
стителем председателя Комитета по делам
искусств при СНК, СССР тов. А, В. Соло-
довниковым. На приеме тов. ЕВ П. Дар-
ский  расоказал © работе молодежной
	Выставка дипломных работ

РАБОТЫ МОЛОЛЫХ СКУЛЬПТОРОВ
		  На открывшейся выставке дипломных
работ наших изовузов наряду с живо-
писью и графикой богато представлена и
скульптура.

На выставке представлены скульптур
ные работы дипломников трех изовузов
СССР — ленинградского, киевского и тби»
лисского, Московский художественный ин-
ститут даст свой первый выпуск скульп-
торов в ближайшие годы,

ыставка дипломников производит са-
мое отрадное впечатление. .

При анализе дипломных. работ нужно в
первую очередь отметить богатство и раз-
нообразие тематики. Темы почти всех вы-
ставленных произведений жизненны и с0-
временны, хотя, конечно, не все молодые
скульпторы сумели решить их достаточно
глубоко. Важно и другое явление, харак-
терное для выставки: изживается бездуш-
ный академизм, который в прошлые годы
хое-где еще проглядывал в дипломных
работах, Изжито и формальное отношение
к натуре: вместо этого в большинстве ра-
бот видно внимательное изучение Kak ca--
мой натуры, Так и тех аксессуаров, кото-
рые входят в композицию скульптурных
произведений. Все меньше примеров, ког:
да скульптор переносит в композицию го.
товые шаблонные формы,

Выставка показывает, что в целом` ряде
случаев молодые скульпторы брали для
своих произведений настолько ‘серьезные
и глубокие темы, что они достойны были
бы являться предметом разработки самых
зрелых мастеров советской скульптуры.
	Сильное молодое ‘дерзание позволило OT+
	дельным ‚скульпторам добиться в решений.
этих тем ‘положительных результатов, ‘
	Достаточно . ‘указать Ha Такую ответет
	венную тему, как «Говарищ Сталин со сво-
ей матерью», взятую для своей диплом-
ной работы молодой киевской скульптор-
шей Зинаидой Снигирь (мастерская проф.
Л. В. Шервуда и М. И. Гельмана).

3. Снигирь нашла выразительное реше-
	ние образа юного Сталина, в котором уже
	чувствуется будущий вождь народов: у
него пристальный, волевой взгляд, как бы
видящий изумительное будущее — твор.
 чество его мудрой зрелости. : ,

Сложная психологическая тема легла в
основу скульптуры «Прощание» С, 3.
Кляцкина (ленинтрадская мастерская А.Т.
Матвеева). Произведение это насыщено ли-
рикой моподости и близко зрителю, Оно
доходит до. самой широкой аудитории,

Тема «Степан Разин», взятая киевским
скульптором Н. И Мухиным, позволила
ему, на мой взгляд, создать, несмотря на
отсутствие иконографического материала,
одухотворенный образ вождя крестьянских
восстаний. Надо только оговориться: мо-
лодому автору не удалось избежать из-
лишней театральности.

Работа И. И. Козловского «Бегун у фи:
ниша» (мастерская А. Т. Матвеева) вызы.
вает у меня чувство досады. По-моему,
тема не решена. Это скорее этюд, чем за-
конченное произведение на определенную
тему. Автор хотел показать финиш дли-
тельного волнующего соревнования. Но фи-
гура бегуна статична, слишком, холодна.
Не чувствуется внимательного изучения
природы того образа, какой, повидимому
хотел воплотить в своей работе автор *
	К выставке армянского. искусства
		неизученных эпох ов историн армянском
искусства, сохранилось очень мало ману
скриптов. Энергичная струя византийских
влияний проникает в Армению лишь к
концу ХП’ века. В это время man ay
мечательный миниатюрист Григорий Eper,
чьи подписные произведения хранятся з
Эчмиадзине и Тохате. Работая в Ромка,
под. покровительством ‘католикоса, Григо
рий Ерец получил, повидимому, хоро,
ее знакомство с византийскими образца.
ми, Изящный стиль его маленьких, хруг.
ких фигурок, отличающихся чисто’ гречес.
кими пропорциями, представляет резкий
контраст к трузным, тяжеловесным фор-
мам ‘армянских ‘рукописей XI—XII pers,
	‚_ХШ столетие. может › расматриваться
как эпоха блестящего расцвета армянской
миниатюры. В коренной Армении в от
время продолжают держаться старые вос
точные традиции, насыщенные иранеки.
ми реминисценциями. Особенно интерес»
но одно евангелие, которое было Haney
но в 1211 году в. Ахпате, - В- нем ` ярко
проявляется живая наблюдательность ху.
ложника, облачившего персонажи священ:
ной легенды. в. современные ему кость,
мы. На полях, по сторонам от канонов,
он дал несколько очаровательных портрет.
ных фигурок. Среди них изображены двое
слуг, около одного из которых имеется
приписка; «Шереник, сколько раз ты
придешь, принеси, рыбу», Так в священ.
ную книгФ врываются мотивы, непосред.
ственно взятые из. жизни и говорящие о
демократизме этой живописи, крепко свя.
занной с народными истоками,
	Рядом с восточвым течением в &apNane
ской миниатюре ХИ! века существует
‘другое направление, которое локализуется
в Киликийском царстве. Здесь склады:
вается совершенно новый и вполне ори’
тинальный стиль, органически синтезиру.
ющий восточные, византийские, западные
и мусульманские элементы. Художествек
ные школы в Скевре, Дразарке, Cacce,
Гриере, Ромкле выпускают в огромном
количестве богато иллюстрированные ру-
‘кописи, которые образуют золотой фонд
староармянской живописи. Крупнейший
киликийский миниатюрист — Торос Рос.
лин, работавший в середине ХШ века, В
миниатюрах Рослина и его школы прежде
всего бросается в глаза бурное движение
В работах киликийской школы, по
общему своему духу несколько напоми
нающих памятники готической живописи,
ниспровергаются традиционные вековые
каноны, уступающие место необычайной
(лаже для ХПГ] века) свободе выражения.
	В ЖУ веке начинается упадок аруяя-
ской миниатюры, Все чаще заметны
штампы, ухудшается техника. Последнлй
крупный мастер — Саркие Пицак, жиз
ший в первой половине ХТУ века,
	Армянская скульптура, повидимому, BE
когда не выходила за пределы’ декорз
тивного, прикладного искусства. Если н9
считать колоссальных каменных изобра-
жений чудовищ, вроде рыб или китов
(так называемых вишапов), то следум
признать, что в Армении отатуарная паз
стика не получила почти никакого разви“
тия. Зато в довольно большом количестве
до нас доли рельефы, украшающие сте
ны храмов и надгробные камни. И в них
прежде всего привлекает изумительное 09-
татство орнаментальных форм.’ Армянские
скульпторы  ’и каменотесы с тонким ву
сом декорировали здания, не нарушая це
лостности ‹ архитектурного вамысла. Гео
метрические, растительные B звериные
	метрические; растительные. HB BBCPENNG и
формы ‘искусно ‘сочетаются 0’ столь. из:
любленными в \Армении ленточными 176.
	тениями. Лучшие образцы подобного рода
скульптурной  декбрации находятся в
Ани, Ереруке, Звартноце, Гандзасаре, Д»
ди. Встречаются и фигурные рельефы, 1о
они никогда ‘нё играли большой роли. Их
излюбленная  тема — ктиторекие группы,
Строитель бывает обычно представлен в
моделью церкви (Ани, Санаин, Aréat),
	На протяжении . своего. многовекового
существования армянское. искусство создв»
ло множество прекрасных памятников. К
сожалению, их у нас слишком мало 818»
ют и порою плохо берегут. Надо надеятье
ся, что выставка изобразительного и’
кусства привлечет внимание широкой со
ветской общественности к) великим куль
турным ценностям армянского народы
Выходящая вскоре книга. Свирина 10’
робно осветит. историю армянской мини»
атюры. Намеченный к изданию монумен»
тальный труд Тораманьяна об армянском
зодчестве введет нас в одну из наиб
лее специфических областей армянскою
творчества. И тогда сам собою встанет
вопрос об отношении армянского искус“
ства к древнерусскому, вопрос, имеющий
актуальнейшее научное значение И
этом пути мы подойдем вплотную к. про.
блеме «кавказских влияний» во владими’
ро-суздальском зодчестве, которая сможет
быть окончательно решена лишь пря
сравнительном изучении искусства pes
	ней Грузии, древней Армении и древней
Руси.
	Профессор В. ЛАЗАРЕВ
	ломляющее впечатление. Впоследствий
оказалось, что польское духовенетво и
офицерье об’ясняло населению советский
лозунг «кто не работает — тот не ест» 8
том смысле, что большевики-де уничтожа»
ют неработоспособных стариков.

За двадцать лней бригада дала 40 кот:
цертов, Каждому концерту ‘предшествовало
краткое ° вступительное ‘слово. Артист
В. Дыховичный написал тексты двух пе
сен. В пути артисты вотреётилнсь с поэтом
В. Лебедевым-Кумачом и композитором
Д: Покрассом, Певица О, Голубева и бя:
нисты А. Кузнецов, Я’ Попков и А. Дани
лов быстро разучили новую песню «Бе
бусяз, написанную Покрассом и Лебеде
вым,Кумачом, и с успехом исполняли #8
в своих концертах.

На приеме у А; В. Солодовникова ар
тисты много говорили о задачах эстрал»
ных бригад, работающих в условиях
фронта,

— Нам, артистам самого мобильного ви
да искусства — искусства эстрады, #608
ходимо в совершенстве овладеть военной
подготовкой, — Товорил т, Е. Дарский. —
„Участники нашей бригады не умели стр
лять, из 18 человек — только один 81%
ком с пулеметом; Был случай, когда мы
остались без шофера, и ни один из артис»
тов бригады не мог ого заменить,

Артист: В. Дыховичный говорил © 10%
что эстрадники должны быть прекрасна
подготовлены в. политическом отношений
Ведь они являются не только артистами,
но ц сагитаторами, ведущимв большую
воспитательную работу среди населения,

Работа бригады была Высоко оценена

оенным советом Южной группы Украия:
ского фронта, об’явившим  благодарноств
	артистам, прекрасно справившимся ©
своей ответственной залачёй.
	Я. ШВАРЦ о
	рый покоится на граненом низком бара-
бане. Его ‘строгий треугольный силуэт
превосходно гармонирует с армянским
пейзажем. Внутреннее пространство носит
столь же мало диференцированный харак“
тер, как и. наружный. об’ем. Пространство
центрального. ‚ нефа . либо  подкупольное
пространство. . настолько подчиняют себе
всё боковые части, что ‘последние утра-
чивают всякое самостоятельное значение.
Таким путем создается единое, монолит-
ное пространство, которое, в сочетании ©
монолитным. внешним  об’емом, сливается
в целостный архитектурный образ,  ли-
шенный всяких элементов ложного деко-
ративизма. Это и есть главная причина
того, почему памятники раннего ‚армян-

en

димое впечатление, Их ‚архитектурный
те  памечателен своей‘ исключительной
	ASLIK BaNeyaTeeH CROUCH Bei eee
чистотой, В нем нет ничето `` комиромис-
сного, половинчатого, легковесного. С си-
moh uw непосредственностью подлинно
больного явления взывает он К 603н4-
нию 8рителя, давая ему ясно почувство-
вать. то высокое своеобразие зодчества,
которое отличает его от других видов HC-
кусства.

С Х[ века начинается‘ медленный упа-
док армянской архитектуры. Правда, на
протяжении Х!--ХШ столетий еще _с08-
даются. интересные ‚памятники, тем. не
менее они сильно уступают в отноше»
нии чистоты и оригинальности форм 60:
лее ранним постройкам. Наряду © моти+
вами византийского происхождения Bed
чаще ‘встречаются Декоративные элемен+
ты, заимствованные из мусульманской вр
хитектуры Ирана. Лячигие памятники 9т0?
то позднейшего периода армянского `зод»
чества находятся в Ани,  Гандзасаре,
Атбате, Санаине, Оромосе, Мрене.
	Наряду © архитектурой живопись была
той областью художественного творчества,
в которой армянский народ выявил себя
с наибольшей полнотой. Фрески sBcTpeda-
ются лишь в халкедонитских памятниках
ХШ века (церковь Тиграна Оненца, цер-
ковь Спасителя, церковь Бахтагеки), тя»
готеющих к Грузии, Антихалкедонитская
Армения относилась отрицательно к ре-
лигиозным изображениям в храмах. По
видимому, фресковая живопись находила
широкое применение только в граждан-
ских сооружениях, особенно в дворцах,
{ сожалению, почти все памятники свет-
ской стенописи погибли. Поэтому главным
источником для изучения армянской жи-
вописи служат миниатюры многочислен-
ных рукописей. С некоторыми из них
можно ознакомиться на открывающейся в
Москве выставке армянского искусства.
Без сомнения, эти миниатюры живо 3а-
интересуют наших художников. Больше
всего поражают в армянских миниатюрах
их яркая красочность и  тончайшее
чувство линий (особенно в киликийских
рукописях ХШ века), Армянские масте-
ра являются непревзойденными виртуо -
зами орнамента. Чего только не находит
внимательный „зритель в изящных застав-
ках и великолепных украшениях так нА-
зываемых «канонов» лучших армянских
рукописей, Здесь и диковинные птицы,
и страшные звери, и стилизованные ра-
стения, и самые головоломные сочетания
абстрактных линейных мотивов, и орга-
нически вплетенные в общую композицию
архитектурные, формы. Как из рога изо-
билия, выплескивает армянский MAHHA-
тюрист весь этот богатейшчй  орнамен-
тальный мир на пергамент украшаемых
им рукописей; Только народная фанта-
зия смогла совдать столь совершенное по
разнообразию и полнокровности искусст-
во. И надо видеть, с каким тонким вку-
сом подчиняет армянский художник свои
заставки общей композиции листа, как
ритмично увязывает он орнамент © пись-
MOM, как искусно подбирает он цвета,
об’единяя их в полнозвучную колористи-
нескую гамму, в которой золото чередует.
ся © яркими красными, толубыми, жел-
тыми, синими, зелеными и лиловыми
красками. Лишь в кельтских и готичес-
	  ких рукописях найдем мы аналогию это-
	му ослепительному богатству форм.
Лучшие собрания армянских рукописей
	  нахолятся в библиотеках Еревана, Эчми-
	адзина, Иерусалима и в собраниях мхи-
таристов в Вене и Венеции. Древнейнгие
из иллюстрированных рукописей восходят
к ГХ—Х в. (например знаменитое Эчмиад-
зинское евангелие Х века). Однако в ли-
тературных источниках ‚ упоминаются 60-
лее старые школы ‘миниатюристов (Кам-.
сараканская и-Татевская), от которых До
нас не сохранилось ни одной работы. К
Х! веку относится ряд манускриптов 6
вполне сложившимся стилем, восходящим
к чисто восточным традициям. ‘Иконо-
графия следует старым сирийским прото-
типам; в богатом, но тяжелом и несколь-
ко грубоватом орнаменте чувствуются си-
рийские и сассанидские отголоски, При-
митивный художественный язык отих
ранних миниатюр, которым свойственна
какая-то особая непосредственность выра-
жения, остается почти незатронутым ви-
антийским влиянием, К сожалению, от

ХИ века, являющегося одной из самых
	Искусство
	. До недавнего ‚прошлого довольно рас-
	рое армянское искусство представляет
собой не что иное, как простое ответвле-
ние византийского искусства, Такая точка
зрения. конечно, совершенно неверна,
	зрения, BURTIAY,  чворшонне ВРУ рыси
В процессе научного изучения художест:
	венной культуры Армении выяснилась не
только ее высокая ‘оригинальность, HO
сделался очевидным и тот факт, что на
некоторых этапах исторического развития
она играла ведущую роль. И если мы
теперь не разделяем всех крайностей тео-
рии Стржитовского,. пытавшегося тракто-
вать армянское зодчество как Колыбель
средневековой европейской архитектуры,
тем не менее стало несомненным, что оно
оказало известное воздействие на форми-
рование византийского и романского сти
лей,

Эпоха наивысшего расцвета армянского
искусства — это время от Г” до ХГУ ве:
	ка. Приняв христианство около 300 года
	н. 9. армяне начали строить каменные
храмы с ГУ века (искаженный поздней-
шими перестройками Эчмиадаинский ©0-
бор). Не ноключена возможность, что со-
бор в Эчмиадзине, равно как и храм в
Текоре, имели деревянные купола, в03-
веденные не позднее \ века. Однако
много вероятнее, что купольное  пе-
рекрытие было занесено в Армению
из Византии в более позднее вре-
мя (не ранее УП века). Для армян-
ской архитектуры У-—УТ столетий особен-
но типичны постройки типа базилик (ба-
зилики в Ереруке, Касахе, в древнем
Ани и Ap.) В этих постройках бросает-
ся в глаза сирийская основа, осложнен-
ная заимствованными из персидского зод-
цества элементами (например, наружные
открытые  портики). Но уже здесь
выступают оригинальные армянские чер-
ты, сказывающиеся в монументализации
форм. С УП века получают широкое рас-
пространение круглые — столпообразные
храмы (внаменитая церковь «Бдящих
сил» — ВЗвартноц -—- близ Эчмиадзина,
повторенная в храме Григория Просвети-
теля от 1001 года в Ани), центрально
купольные храмы, чей квадратный крес-
тообразный план обычно усложняется
благодаря введению угловых и боковых
ниш (церковь Рипоимии в Вагар-
пгапате, церковь Иоанна в Мастаре, с0-
боры в Багаране и Артике и др.), ву-
польные базилики (главная церковь В
Одзуне, нач. УШ в.; собор в Ани, 989 —
1001 гг.). В Х веке появляются  мното-
угольные храмы с вписанными в них во-
семью абсидными полукружиями (цер-
ковь Григория в Ани, церковь Спасителя
от 1036 года там же и др.) и пятику-
польные храмы (церковь Апостолов B
Ани). Это необычайное богатство архитек-
турных типов наглядно свидетельствует
о блестящем расцвете армянского зодче-
ства, которое выработало свой оригиналь-
ный художественный стиль, не похожий
на все то, что мы находим в Сирии, Ма-
лой Азии и Византии. ‘

Кто путешествовал по Армении и кому
	посчастливилось быть в столице Багра-
	тидского царства Ани, тот знает, какое
отромное впечатление производят ранние
памятники армянской архитектуры. Как
правило, им свойственна изумительная
простота и суровая монументальность. Бу-
товая кладка скрывается за чисто обте-
санными плитами туфа, придающими зда-
	ниям подчеркнуто теометрический харак-
	тер. Стены почти
лишь около узких,
	лишены украшений,
маленьких окон и
	Выставка дипломных работ в музее им.
Пушкина в Москве, 0, Кляцкин. «Проща-
ние» (мастерская проф. А. Матвеева)
	Фото Ю. Говоровя
	‚„ Среди работ, показанных на выставке,
стоит выделить «Танец узбечки» Е. Г, Бе.
ляевой (мастерская проф, Л, В. Шервуда).
Автору удалось показать советскую узбеч-
ку в. пластическом свободном. движении,
характеризующем  раскрепощенную Ок-
тябрьекой революцией женщину.

Тбилисский институт представлен на вы.
ставке двумя работами, вышедшими из
мастерской народного скульптора Грузин-
ской ССР Я. И. Николадзе, — большим
барельефом «Товарищ Сталин среди кол-
хозников» и бюстом Шота Руставели. Не-
смотря на трудность работы над барелье-
фом с ответственной темой, В. А. Хопе-
рия удалось решить его удовлетворитель-
но. Что касается бюста Руставели (работа
Г. Ш. Цомая), то и он сделан ‘се доста-
точным мастерством,

Показанные на выставке произведения
заслуживают того, чтобы их подробно
проанализировали на специальных, диспу-
тах, устроенных на выставке. Хочется по-
желать, чтобы молодые скульпторы не 0с-
тановились в своем росте на достигнутых
результатах, чтобы ‘они внимательно изу-
чали жизнь и, пользуясь полученными
знаниями и техническим умением, совер-
шенствовали свое художественное творче-
		Профессор скульптуры
Б. И. ЯКОВЛЕВ
	* Редакция считает, однако, необходи;
мым подчеркнуть высокие пластические
достоинства скульптуры И, И. Ковзлов-
ского.
		томатери» и Бек к произведениям Гого-
ля. В рисунках Мороза видно настоящее
изучение типажа, быта, уменье дать мас-
совые сцены, жизненная правдивость этих
сцен. Но еще далеко не полны отдельные
характеры; людям недостает внутренней
психологической выразительности, Лирико-
романтической трактовкой темы отмечены
иллюстрации Ильиной к «Еврею Зюссу» и
Родионовой к «Ромео и Джульетте». Соз:
данные Родионовой образы юных Ромео
и Джульетты обладают большим обаяния»
ем. Остаются в памяти неожиданные по
композиционному решению, по верному
чувству эпохи иллюстрации Ильиной. Они
кроме того красивы по технике, мягким
переходам светотени, неожиданному под-
черкиванию деталей. Художница обладает
иллюстративным тактом, умением о. дать
существенное.

Выделяются литографии Комарова, Ил-
люстрации Бек к Гоголю- несколько сец-
тиментальны, хотя привлекают тщатель’.
ностью сюжетного и технического реше”
НИЯ, р

Хочется пред’явить больше требований
к иллюстрациям Санатаевой к. повести.
Горького «Мать»; они верны, но холодно-
ваты, они почти не волнуют зрителя, как
волнует сама эта замечательная, повзсть-

Впечатление искреннего искусства про-.
изводят литографии Биль из альбома «Ма-
теринство». Это эмоциональные произве-
дения. В них мното правды, теплоты и
нежности (особенно листы «В родильном
доме», «Мать с сыном»),

Добросовестно выполнены работы Mac:
никова — «В колхозных садах Еревана»,
‘удачно введены в пейзаж фигуры, наб-
людены позы, ‘движения, красива ком-
позиция самого пейзажа, Но хочется ви-
деть больше жизнерадостности, больше де-
коративной сочности. Работа недавно
скончавшегося очень одаренного Павла
Аввакумова («Взятие Зимнего») отличает-
ся страстной напряженностью действия,

Разочаровывают представленные на вы-
ставке офорты, по большей части сухова»
тые, нетемпераментные, хотя порой и об-
ладающие изяществом и легкостью линии
(Алексич, Худавердян).

Улачны работы плакатисток  Эйтес и
Шервинокой, Они проявили верное пони-
мание законов плакатной композиции
цвета, Совершенно выдающимися в обла-
сти культуры рисунка нужно признать
произведения Островой, окончившей
Ленинградскую академию художеств. Эти

наброски, изумительно точные по восири-
ятию формы, характерные и темперамент:
ные по линий невольно заставляют вспо-
	ятию формы, харавгориы

ные по линии, невольно

мнить мастерство Серова.
Московский институт
	Московский институт изобразительных
искусств может гордиться своим послед-
ним выпуском: и книга, и плакат, и стан-
ковая трафика получают новых реалисти-
ческих мастеров, избежавших  нАТУрализ-
ма и навсегла покончивших с формали-
стическим ралионализмом и бесплодными
	измышлениями Вхутемаса.
Борьба за советскую тему,
	Борьба ва советскую тему, советского
человека, за реалистическое изображения
` действительности типична для этой, толь-
ко что рступающей в жизнь и в искус-
	CTBO МмОЛолежиИ,
	УСПЕХИ МОЛОЛЫХ ГРАФИКОВ
	С особенным интересом мы, графики
старшего поколения, подходим к работам
нашей смены, молодых графиков, только
что вошедших в большую художественную
жизнь после защиты своих вузовских ди-
пломов. :

Наиболее достойные из этих работ, по»
казанные на отчетной выставке, дают
достаточно поводов для размышлений и
выводов. ot

Хочется отметить некоторые общие чер.
ты, отличающие произведения, даже са-
мые различные по сюжетам и приемам
Творческая взволнованность, серьезное. от-
ношение к выбранной теме, подчинение
приема теме, интерес к изображению че-
ловеческого характера, ‘действий, пережи-
ваний и чувств, типичного и индивилу-
ального и, наконец, умелое обращение с
материалом, понимание его технических
возможностей, — эти: качества (даже при
многих еше недостатках отдельных  ра-
бот) характерны для выставки молодых
художников. Г ‘

Среди произведений учащихся Mocros-
ского института изобразительных искусств
(а им принадлежит почти вся графика на
выставке) преобладает литография (иллю*
страция, станковые листы Ha альбома).
Очень мало офортов, . совсем нет гравюр
на дереве. Мне кажется, что такое тор»
жество литографии можно об’яснить He
только техническими условиями (OTCYT-
ствие мастерской по ксилографии), но ‘и
стремлением молодежи к «чистому» pH-
сунку, наименее зависящему от материа-
ла каковым и является литография.
Трудно ещё до окончания института оп»
ределить себя как гравера на дереве или
офортиста; молодой начинающий  худож-
ник хочет быть прежде всего только ху-
дожником. Он может ‘владеть всеми прие-
мами графической техники, и этому его
институт обязательно должен научить. Но
нужно тщательно обдумать вопрос: не
следует ли графическому факультету оп
ределять специальность студента по окон’
чании института, а не на предпоследнем.
курсе?

Сильна у молодежи тяга к иллюстра-
ции. И многие в этой области проявили
тонкое понимание литературной темы и
идейную выразительность.

Почти равноценны иллюстрации  Ильи+
ной к «Нврею Зюссу» Фейхтвангера, Ро-
дионовой к «Ромео и Дтульетте», Мороза
Е «Поднятой целине», Кузнецова к «Ан-
не Карениной», Лещинского к «Гайдама-
	кам» Комарова к «Собору парижской 00,
	дверей располатаются скромные орнамен-
	тальные ленты. Нередко стены. членятся
длинными, тонкими полуколонками, не-
сущими аркатурный фриз, либо‘ ожив-
ляются гладкими, сильно вытянутыми ни-
mama. Над воем зданием господствует
обычно конической формы купол, кото-
		№ выставке искусства  Армянекой ССР,
«Портрет народного` артиста РСФСР’ Р. Н,
	»» хаоота народного  художниьв,
Армении М, С.. Сарьяна ~
	ЭСТРАДА НА ФРОНТЕ —
	ного обслуживания частей Красной Армии
и населения Западной Украины.

Разрешение командования -было вотре-
чено артистами с исключительным  энту-
зиазмом, Путь от Проскурова к границе
бригада прошла на машинах. Артистам
предстояло догнать передовые части ар-
мии на территории Запалной Украины, По
всему пути следования бригады шли бои,
ий часто артистам приходилось пережидать
окончания той или иной боевой операции.

По дороге к Галичу бригада дала в по-
ле свой первый концерт для частей Крас-
ной Армии, расположившихся на корот-
кий отдых, Эстралой служили платформы
двух грузовиков, составленных вместе.
Еще в пути артисты договорились о том,
что ни одна деталь не должна отличать
концерт в условиях фронта от обычного
концерта, который проводитея в Москве.
Вот почему артисты тщательно следили за
своим туалетом, перед выступлением над’
девали крахмальные воротнички и лако
вые ботинки,

О. мужестве и диециплинированности
молодых эстрадников ярко  свидетель-
ствует случай, который произошел во вре-
мя одного выступления бригады в откры-
том поле, На концерте присутствовала
большая красноармейская часть, недавно
выполнившая ответственное боевое зада-
ние, Во время выступления балетной па-
ры, когда 9. Тараховский высоко, на вы-
тянутой руке поднял свою партнершу
А, Мозговую, из леса раздалея выстрел,
Мозговая вздрогнула,

‚ — Продолжай, — тихо сказал ей Тара:
ховский, и танец был закончен под шум-
‘ные аплодисменты бойцов,

Как потом выяснилось, по советским
артистам стреляли остатки польских офи.
церских банд, : скрывавшихся в лесу, .

Артистов вдохновляла мощь, сознатель-
	ость, дисциплинированность и исключи-
тельная точность. с какой Красная’ Ар-
мия выполняла’ свою ‘историческую мис”
сию. Один из концертов должен был” на-
чаться в 18 часов. Артисты приготовились
к представлению, но зрители+бойцы  поче*
му-то не собирались. Спустя несколько
минут! к эстрадникам под’ехал  вестовой,
который по поручению командира части
известил их 0 том, что бойпы сейчас при-
нимают участие в боевой операции. кото»
	рая должна закончиться через 30 минут.
	И действительно, в 18 Ч. 30 м. эстрадни-
ки уже выступали перед красноармейца-
ми, блестяще и точно в срок выполнив-
шими боевое ‘задание.

Молодые эстрадники © восхищением
рассказывают о высокой сознательности и
замечательной ° политической подготовке
бойцов. В одном из сел артисты наблю-
дали следующий‘ случай. Быстро мчав-
шийся по дороге танк задавил курицу.
Танк мгновенно остановился, и ‘из него
вылез молодой танкист, Быстро найдя
крестьянина, которому принадлежала ку-
рица, он почти насильно заплатил ему за
эту  невольную ‚ «жертву». В’ городах
эстрадники часто слышали, как толково ц
обстоятельно отвечали рядовые бойцы на
вопросы населения,

Много разговаривали с населением пар.
тисты. Стремясь во всем походить на доб-
лестных бойцов Красной Армии, они бесе-
довали с -крестьянами, жителями городов,
представителями интеллигенции,

В Добромиле бритада выступала в поме.
щении бывшего буржуазного клуба «Co-
кол». Зал был полон доотказа,

‘На одном стуле сидело. по, два чело:
века, Какого-то старика «зажали» со всех
сторон. Увидя это, Л..Б, Миров, ведшиай
программу, поставил на сцену бтул“и уса
‘дил на него’ старика. Это произвело оше-
	Профессор А, И. КРАВЧЕНКО
oOnoOo” d
	Вчера вечером в Музее изобразительных
	искусств им. А. С. Пушкина состоялось
открытие выставки дипломных работ на.
ших художественных вузов,

Начальник ГУУЗ’а Комитета по делам
искусств А. В Шаповалов, открывший
	OO

выставку, охарактеризовал ее, как боль:   эстрадной бригады на Фронте. Историче-
ое» событие нашей художественной   скую речь главы советского правительства
RIE. . .  rosapuma B. M. Moaorosa apructer npocay:
	“Or союза советских художников СССР
выступил председатель оргкомитета _в8-
	шали еще в поезде, Гут же в пути со.
стоялся митинг ча котором молодые
	служенный деятель искусства А. М. -Ге-   эстрадники, решили просить’ командование
	‚ расимов.
	фронта использоваТЬ их для  художествен-