ВОСКРЕСЕНЬЕ   Пролетарии всех стран, соединяйтесь}
	УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
	созыве Пятой Сессии Верховного Совета СССР.
	редную `Пятую Сессию Верховного Совета Союза

ублик 31 октября с. г. в гор. Москве,
	EEE Ро ЗС NA ee eee

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

we.
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А.  ГОРКИН,
Москва, Кремль. 26 октября 1939 г.
	Богатырь ›
революционной мысли
	Вершиной домарксистской революцион.
ной мысли в России был Чернышевский.
Как ни блистательны имена Герцена,  Бе:
линского, Добролюбова, — Чернышевский
превосходил их широтой кругозора, глу-
биной мысли, революционной последова-
тельностью. Более чем кто-либо до него,
фн приближался в идеям Маркса.
	Это был мощный, самобытный ум, про-
являвшийся с большой силой. в разнооб-
разнейших сферах творчества. Чернышев-
ский — рвы писатель, политический.
деятель. Это три главные области его
деятельности. Какую же получил он исто-
рическую оценку в каждой из них? «Ве-
ликий русский ученый и критик» — пи-
cat o нем Маркс. «Великий русский пи-
гатель» — говорил о нем Ленин. «Вла-
ститель ДУМ» — называла его демократи-
ческая молодежь. «Вождь. революцион-
HOA демократии» == признала вся страна.
	Шли последние годы мрачного царст-
зования Николая I, Крепостное право
держало в своих тисках многомиллион-
igo крестьянство, Палочная’ полицейская
расправа глушила малейшие проявления
живой, свободной мысли. Лютая реакция,
бессудность, произвол, взяточничество па-
или в России. Крепостнически-полицей-
ский строй сковал производительные си-
пы народа,
	В этой исторической обстановке форми-
ровалось сознание молодого’ Чернышев-
ркого. С величайшим вниманием он сле-
дил за революционным движением на За-
ладе, Откликаясь на события во Франции,
он еще студентом в`1848 г. писал в своем
дневнике; «Не в том дело будет царь
илн нет, а в общественных отношениях,
в том, чтобы один класс не сосал кровь
Другого»,
	В 1853 г. незадолго перед началом сво-
ей литературной деятельности, Чернышев:
ский говорил своей невесте: +... у Hao
скоро будет бунт, & если он’ будет, я бу-
ду непременно участвовать в нем... Не-
удовольствие народа против правительст-
38, налогов, чиновников, помещиков BCA
растет, Нужно только одну искру, чтобы
поджечь все это. Вмеете с Tem ‘растет и
Висло людей ‘из образованного кружка,
враждебных против настоящего порядка
зещей, Вот готова и ‘искра, которая дол-
ha зажечь этот пожар. Сомнение одно—
хогда это вспыхнет. Может быть, лет че-
рез десять но я думаю, скорее...»

Из журналов наиболее популярным в то
зремя был «Современник», созданный
Пушкяным, хранивигий традиции Белин-
ского, печатавигий произведения Тургене-
за, Гончарова, Григоровича, Л. Толстого,
(стровского, Некрасова.

Здесь Чернышевский развернул кипу-
чую деятельность. Здесь прозвучала «мо-
тучая проповедь Чернышевского, УМев-
шею и подцензурными статьями воспи-
тывать ° настоящих революционеров»
(Ленин). Работы великого просветителя по
литературным, философским, экономичес-
хм и историческим вопросам станови-
лись злобой дня. Наибольшую  актуаль-
ность представляли ето статьи по кре.
тъянскому вопросу.

После Крымской кампании. началась
Tak называемая «новая эра», Опасаясь,
№то крестьяне освободят себя «снизу»,
революционным путем, Александр И ре-
Ht провести крестьянскую реформу
«сверху». По сему случаю либералы-дво-
ряне пришли в неописуемый восторг.
Славословия «августейшему дому» вара-
зили даже Герцена.

Чернышевский вначале требовало осво-
бождения крестьян с землею и установ-
тения минимальных размеров выкупа, но
вскоре ему стали ‘ясны истинные наме-
рения правительства, он увидел, что оно
подютовляет обман народа и грабеж кре-
стьян, Уже в конце 1858. года Чернышев-
кий сурово осудил свою ошибку. «Луч-
16 пропадай все дело, приносящее вам
Только разорение!», — писал он. Более
определенно высказываться против рефор-
мы, более открыто призывать’ к. револю-
ции в подцензурной печати OH не мог,
конечно,

Но в нелегальных произведениях Чер-
нышевский выразил свою мысль с пол-
ной ясностью. В письме к Герцену of
писал: «Нет, наше положение ужасно, не-
ВЫНосимо, и только топор может нас из-
бавить, и ничто, кроме топора не поможет!..
Перемените же тон, и пусть ваш «Коло-
Кол» благовестит не к молебну, & звонит
в набат! К топору зовите Русь»...

Свое отношение к реформам Черны-
тевский полностью развернул в автобио-
трафическом романе «Пролог», напечатая-.
Ном за границей, О помещиках герой ро-
мана Волгин думает: «..они о не. имеют
права ни на грош вознаграждения; &
Went ли право хоть на один вершок
земли в русской земле, это должно быть
решено волею народа». И автор. продол-
met: «Ролгин начинал злиться.» ‚Ему
противно становилось смотреть Ha этих
ИЮдей, которые останутся безнаказаны и
бозубыточны; безубыточны во всех своих,
грабленных у народа доходах, безнака”
ваны за все угнетения и злодействия; —
Противно, обидно за справедливость,
и он опускал, опускал нахмуренные гла-
в к земле, чтобы не видеть врагов Har
Тола, вредить которым был бессилен.»

Комментируя этот роман, Ленин’ писал,
№0 Чернышевский «проклинал реформу
Желая ей ноуспеха, желая, чтобы прави-
тельство вапуталось в своей ии.
тике между либералами и помещикам, я
Нолучилея крах, который вывел бы oo
сию на дорогу открытой борьбы Кл
ов», а
Какие me цели должна была а
@твить революция, которую ть
к горячо призывал? Она должна OH о
по его мысли, свергнуть самодержавие и
Крепостничество, укрежйтв общину и ie
мым создать ие для создания
цналистического щества»

Ленин неоднократно подчеркивал, И
Иоху Чернышевского «демократизм ов,
пнализм сливались в одно неразрыв
	нераз единимое целое». Пролетариата как
самостоятельного класса еще не было.
Крестьянство выступало Kak ‘единствен-
ный революционный класс крепостничес-
кого общества. Ему противостоял единый
фронт буржуазии и помещиков. Буржуаз-
‚ный характер крестьянской революции в
этих условиях скрадывался. Вот на чем
держалась иллюзия Чернышевского, буд-
то уже в 60-х годах на повестку дня по-
ставлен в России вопрос о непосредствен-
  ном переходе к социализму, будто общи-
на может явиться основой социалистичес-
кого общества.

«Чернышевский был социалистом-утопи-
стом, который мечтал о переходе к соци-
ализму через старую, полуфеодальную
крестьянскую общину, который не видел
и не мог в 60-х годах прошлого века
видеть, что только развитие капитализ-
ма и пролетариата способно создать мате-
риальные условия и общественную силу
для осуществления социализма» (Ленин).

исторических своих работах (классо-
вый анализ революционных событий во
Франции) и в экономических работах
(«Капитал и труд», примечания к перево-
ду политэкономии Милля и др.) Черны-
шевский вплотную приближалея к взгля-
дам Маркса. В «Современнике» он  печа-
Tal перевод работы Энгельса «Положение
рабочего класса в Англии»,

Выдающийся интерес представляют и
философские труды Чернышевского, ‘Ox
хорошо усвоил и самостоятельно применял
дналектический метод Гегеля, был после-
дователем материалиста Фейербаха, приме-
нил его принципы к вопросам эстетики.
Ленин писал о Чернышевском, что это
«единственный действительно великий
‚русский писатель, который сумел с 50-х
‘тодов вплоть до 88-го года остаться на
уровне цельного философского материализ-
ма и отбросить жалкий вздор неокантиан-
цев, позитивистов, махистов и прочих
путанников». Но, прибавляет Ленин,
«Чернышевский не сумел; вернее: не мог,
в силу отсталости русской жизни, под-
няться до диалектического материализма
Маркса — Энтельса».

В философских своих работах Черны-
шевский вел борьбу с идеалистами, в пуб-
лицистике — 6 либералами. Ho нигде
идеализм и либерализм не нашли себе
такого уютного пристанишща, как в дворян-
ской эстетике с ее культом «чистого».
искусства, в дворянской литературе с ее
культом «лишних людей» и слащаво снис-
ходительным отношением к «простому на-
роду». Борьба в области эстетики и ли-
тературы была неминуема.
	Чернышевский внес новую свежую струю
в эстетику. С надзвездных высот отвле-
ченностей и мечтательности он спустил е6
на землю и поставил на службу живым
человеческим потребностям. Он’ видел
цель искусства в том, что оно воспроизво-
дит все интересное в жизни и об’ясняет
ев явления, что художник» с присущими
ему умом и страстью выносит приговор
этим явлениям, снабжает читателя «учеб-
ником жизни?>. у

В стихотворении «Поэт и тражданин»
Некрасов перевел на язык поэзии боевой
эстетический лозунг Чернышевского:
	Будь гражданин. Служа искусству,
Для блага ближнего живи,

Свой тений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви.

Чернышевокий возглавил борьбу револю-
ционных  разночипцев. с либеральными
дворянами за гегемонию в литературе и
достиг‘ решительного перелома в ‘сторону
демократизации литературы. В своих кри-
тических статьях, в работах по истории
литературы он со всей остротой ставил во-
прос о бессодержательности формализма, о
революционно-воспитательном назначении
искусства, об его социально-политической
и идейной направленности, о необходимос-
ти изображать, действительность в’ ее
устремлении к социалистическому идеалу.
	Роман Чернышевского «Что делать?» —
это художественная энциклопедия револю-
ционных знаний 60-х годов, свод мыс-
лей и взглядов вождя революционной де-
мократии, подлинный «учебник жизни» де-
мократической молодежи. Вместе с` тем этб
и художественная эпопея, впервые честно
изобразившая разночинцев. «Гордые и
скромные, суровые и добрые», они ожи-
вают со страниц романа. Здесь показаны
новые люди, вышедшие из глубин народа,
утверждающие свои новые идеи и поня-
тия о’ справедливом строе, нравственности,
любви, достойном образе жизни.
	Роман «Что делать?» впервые в русской
литературе дал положительного героя, две
главные его разновидности. Наряду 6
обыкновенными новыми людьми (разно-
чинцы Лопухов, Кирсанов, Вера Павлов-
на) показан идеальный образ «высшей на-
туры», революционера-практика Рахметова.
Автор придал ему монументальность на-
родного богатыря. Это образец мужест-
Ba, стойкости, революционной отваги. Ро-
ман проповедует борьбу со всяким рабет-
вом и гнетом, зовет к раскрепощению
женщины, к завоеванию социализма, раз-
вертывает фантастические картины обще-
ства будущего (четвертый сон Веры Пав-
	ловны).

Мы видим сказочные дворцы, напоми-
нающие’ наши рабочие дома культуры,
родные наши советские поля, на. которых
дружно, коллективно работают люди при
помощи машин, и картины эти живо на-
поминают наши колхозы. Люди будущего
меняют течение рек, превращают пустыни
в цветущие сады, осушают болота, перед-
вигают роскошную флору с юга на север.
Но главное — они не знают никакого гне-
та, никакой эксплоатации, живут подлинно
свободной, счастливой жизнью.
	Из глубины мрачной эпохи, из тюрем-
ного каземата Петропавловки великий ху:
дожник-социалист сквозь толщу времен
прозревал очертания будущей сталинской
эпохи, Это ли не чудо, это ли не, гордость
для русскою’ человека нашего времени,

для коммуниста наших дней! ‘
	Год издания
		№ 77 (657)
	Цена 30 коп.
	ОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Работники искусств

выдвигают представителей
_в избирательные комиссии
	Вандидатами для работы в окружных
избирательных комиссиях по выборам в
Моссовет, облсовет и райсовет от Большо-
го театра Союза ССР выделены засаужен-
ный артист РСФСР С, Лемешев, зав, ор-
кестром М. Кауфман, артистка балета
0. Моисеева, артист оперы А. Перегудов,
артист миманса Е. Рыбкин и рабочий
сцены М. Синицын,

Кандидатами для, работы в районные
избирательные комиссии выдвинуты на-
родный артист РСФСР В. Лубенцов, арти-
сты оперы С. Хромченко и Д. Мчедели,
артисты балета — заслуженная артистка
РСФСР В. Кригер, Е, Фарманянц. М. Бо-
олюбская и М. Петрова, суфлер А. Альт»
шулер, артисты оркестра С. Агронский,
У. Лубман, И. Жук, А. Витковский, М. Со-
лодуев, И, Василевский, концертмейстер
М. Крамарев. художник В: Зимин и др,
		ную комиссию по выборам в Краснопрее-
ненский районный Совет, студент консер-
ватории, активный эгитатор С. В. : Богда-
Н08В — в участковую избирательную ко-
миссию.

Всего расширенное заседанив партбюро
совместно с активом выдвинуло в состав
избирательных комиссий 14 человек.
	25 октября состоялось собрание прези-
диума Московского областного комитета
профсоюза работников искусств совместно
с активом московских театров и эстрады.
На повестке дня — выделение’ представи-
теля в состав московской городской изби-
рательной комиссии.

Слово предоставляется герою труда, ма-
шинисту сцены МХАТ им. Горького т. Ти-
тову, который предлагает выделить пред-
ставителем от работников искусств в м0-
сковскую городскую избирательную комис-
сию народную артистку Союза ССР орле-
ноносца Аллу Константиновну Тарасову.

В своем выступлении и. 0. директора
МХАТ СССР им. Горького Г. М. Калишь-
ян подробно охарактеризовал А. К. Тара-
	На расширенном пленуме  месткома,
партийном и комсомольском собраниях в
МХАТ СССР им. Горького членами комис“
сий по выборам в местные Советы депу-
татов трудящихся рекомендовано 18 чело-
век.

Для работы в окружной избирательной

‘комиссии по выборам в Мособлисполком.

рекомендована заслуженная артистка
РСФСР Н. В. Тихомирова. В окружную из-
бирательную комиссию по выборам в Мос-
совет рекомендованы артистки С. Н. Гар.
рель и Н. А. Бухштаб, технический co-
трудник оркестра МХАТ Н. В, Васильева,
начальник пожарной охраны театра Т. Г.
Лисенков, электроосветитель А. К. Мар-
ков, пожарный работник А. М. Данилин,

Для работы в участковой комиссии по
выборам в райсовет рекомендованы порт:
ниха В. А. Романова, бутафор Ю. В. Сне:
гирев и столяр С. А. Агафонов. В окруж-
ную комиссию по выборам в райсовет вы-
делены актер Ю. Н. Максютин и бухтал-
тер С. В. Чубракова, в районную комис“
сию по выборам в райсовет — портниха
Р. С. Дьяченко.

26 октября в Государственном ордена

Ленина академическом Малом театре со-
стоялось расширенное заседание месткома
с активом, на котором обсуждались кан-
дидатуры в члены избирательных комио-
сий по выборам в Советы депутатов тру-
дящихся,
‚ Общественные организации Малого теат-
ра рекомендовали народную артистку
РСФСР Турчанинову в члены районной из-
бирательной комиссии по выборам в Ко-
минтерновский районный Совет депутатов
трудящихся. В участковую избирательную
комиссию рекомендованы: заслуженный
артист РСФСР Бриллиантов и артистка
Меркулова.

В окружную ‘избирательную комиссию
по выборам в районный Совет рекомендо-
ваны научный сотрудник музея Маслих,
артистка Орлова, комендант театра Кова-
лев. . а ем,

В окружную избирательную комиссию
по выборам в Московский городской совет’
рекомендованы заслуженный артист
РСФСР Шамин, артисты Грызунов, Кры-
лов и сотрудница театра Ежова.

МХАТ CCCP им. Горького Г. М. Калишь-
сову как творческого работника и обще-
ственницу. 5

— Творческая биография А. К. Тарасо-
вой достаточно известна, — сказал т. Ка-
лишьян, — А, К. Тарасова принадлежит
к замечательной когорте мастеров Художе-
ственного театра, высоко держащих знамя
реалистического искусства и хранящих
традиции лучшего театрального коллекти-
ва нашей страны, Тарасовой свойственно
исключительное чувство ответственности 38
порученное ей дело. За все время ее ра-
боты в Художественном театре она неод-
нократно показывала высокие образцы
творческой дисциплины,

Участники заседания единогласно BH
двинули представителем в городскую изби-
рательную комиссию Аллу Константинов-
ну Тарахову. .

Народная артистка Союза ССР А. К. Та-
расова утверждена Президиумом Верхов-
ного Совета РСФСР. членом московской
тородской избирательной комиссии по вы-
борам в Моссовет,

Состоялось’ общее собранив в Московс-
ROM союзе советских композиторов, посвя-
щенное выборам в местные Советы депута-
тов трудящихся:

Для работы в окружных комиссиях по
выборам в Моссовет собрание выделило
композиторов тт. Шебалина и Старокадом-
ского. Композиторы тт. Крейн и Дзержин-
ский выделёны для работы в участковые
комиссии по выборам в облсовет. В ок-
ружные комиссии по выборам в райсовет
вошли композиторы тт. Компанеец, Веп-
рик, Бугославский и Акоенов..

В состав участковой комиссии по выбо-
рам в облсовет выделен т. Лебединский,
в окружную комиссию по выборам в.Мос-
совет—т. Шехтер и в окружную комиссию

200 выборам в райсовет—т, Степанов,

оо

Плакат художника М Бри-Бейн, выпускае-
мый издательством «Искусство» к избира-
тельной кампании
	Апиппункт № 25
	Знаменитая некогда в Баку «Нижняя
Кубинка»—кишащий опекулянтами гряз-
ный рынок—закрыт несколько лет назад
по требованию избирателей Октябрьского
района. ь

Сейчас на месте этой «бакинской суха-
‘ревки» высится красивый многоэтажный
дом с превосходным сквером напротив. А
В этом доме расположился атитационный
пункт № 25. .
‚ Агитпуикт № 25, обслуживающий насе-
ление примерно шести избирательных ок-
рутов, замечателен тем, что вся ‘работа в
нем проводится силами артистов. Район-
ные, партийные и советские организации
доверили коллективу Азербайджанского
тосударственного TeaTpa pycckoi драмы
большое и почетное дело: им поручена
предвыборная атитационная работа в этих
округах. 70 работников театра работают на
агитпункте. Начальником агитпункта № 25
назначен заслуженный ‘артист АзССР БВ. П.
Байков. 38 агитаторов артистов изо дня в
день проводят большую и кропотливую
работу среди избирателей, вовлекая их в
активную общественную и политическую
ЖИЗНЬ,

Знакомство активистов театра с избира-
телями началось несколько необычно. В
один из потожих осенних дней в отром-
ном дворе многоэтажного дома появился
Tpya0BAR, доверху полный разной кладью.

грузовика сняли пианино, затем засту-
чали молотки, и в центре двора возник-
ли импровизированные подмостки.

Как только по дому (котати сказать, в
нем живет около 1000 человек) разнесся
слух, что приехали артисты, люди стали
собираться к подмосткам. Скоро во дворе
было, как в театральном зале в дни боль-
ших премьер. Сотни людей окружили ар-
тистов.

биратели дружно аплодировали артистам,
выступавшим со специально подобранным
злободневным репертуаром. { вечером в
помещение красного уголка, где разместил-
ся агитпункт, потянулись уже первые ак-
THBUCTRE.

Ha агитпункте закипела деятельность.
Домохозяйки протирали окна, развешива-
ли картины и портреты. С помощью ху-
дожника театра Н. С. Овчинникова поме-
щение, прежде запущенное и непригляд-
ное, было красиво убрано и приняло праз-
дничный вид. Сюда поставили пианино,
привезенное из театра. Зазвучала веселая
музыка, песни.

Домохозяйки-активистки помотли артис-
там привлечь всех жильцов, пожелавших
обучаться в кружках. Таких оказалось б0-
лее 150 человек. Артисты взялись также
за обучение неграмотных и малограмотных.
Агитаторы отарались вести свою работу
так, чтобы не был забыт никто из изби-
рателей.

Молодой артист Е. М. Марцевич в. пер-
вый же день занятий обратил внимание
на то, что желание посещать кружок вы-
разили 23 домохозяйки, & пришло всего
17. После занятий он обошел квартиры, и
выяснилось, что некоторые домохозяйки
не смогли притти, так как им не на кого
было оставить детей. Оказались в доме и
больные, которым трудно передвигаться.
Молодой атитатор предложил вести с ни-
ми индивидуальные” занятия. Радости
этих женщин He было границ. Всех тро-
нула такая отзывчивость атитатора.

Артисты-агитаторы стараются, чтобы за-
нятия проходили живо, интересно. Кзк
правило, тема широко ‘иллюстрируется от-
рывками из художественных произведе-
ний, Каждое событие в стране будит здесь
живой отклик. Жадно ловят домохозяйки
		С большим под’емом прошло в Москов-
ском государственном Еврейском театре
обсуждение кандидатов в окружную и
участковую избирательные комиссии. Еди-
ногласно выдвинуты в окружную избира-
тельную комиссию 20-го избирательного
округа Советского района народный ap-
тист СССР С. М. Михоэлс, в 50-й избира-
тельный Участок Советского района — ди-
ректор театра Н. А. Белиловекий и в
14-й избирательный участок Советского
района — заслуженный артист РОФСР
М. Д. Щтейман.
	В Московской государственной консервя-
тории состоялось расширенное заседание
партийного бюро совместно с активом. В
состав Краснопресненской районной изби-
рательной комиссии по выборам в район:
ный Совет депутатов трудящихся еди-
нодушно выдвинут выдающийся советский
скрипач  профессор-орденоносец Давид
Ойстрах, Лауреат всесоюзных и междуна-
родных конкурсов орденоносец Эмиль Ги-
лельс выдвинут в окружную избиратель-
ную комиссию по выборам в Московский
областной Совет депутатов трудящихся,
лауреат-орденоносец Яков Флиер —.в ок-
ружную избирательную комиссию по вы-
борам в Московский городской Совет де-
путатов трудящихся, профессор-орденоно-
Cell, заместитель директора консерватории
А. Б. Дьяков — в окружную избиратель-
			Or Opmm до Гродно
	дать польскую, русскую, еврейскую трупч
пы. В польской труппе 30 человек. Pena
тируется пьеса «Нисподянка» («Неожилан“
ность»), Еврейская труппа (в ней 25 чело-
век, из них в профессионалов) поставил&
уже пьесу «Восстание». Русская ‘труппа и
русский хор дали три концерта. Поют
«Песню о родине», «Катюшу», «Соловей-
соловушко», «Метелицу», Украинская
труппа репетирует «Наталку-Полтавку».

Местные музыканты организовали сим*
фонический оркестр. Вновь начал высту“
пать распавшийся лет 10 тому назад
еврейский хор.

Артисты хорошо. помогали обслуживать
избирателей. + . 4
	В Гродно есть театр им. Элизы Ожешко»
Магистрат обычно сдавал его антрепрене“
ру. Актерам приходилось работать Ha Kae
бальных условиях Например, антрепренер
Гродницкий, снимавший театр на несколь“
ко сезонов, получал 60 проц. сбора себе,
& Ha долю труппы оставалось 40 проц.
Уровень театральной культуры был необы-
чайно низок. Оркестра не было. Декорации
старые; затрепанные. В репертуаре—фран-
цузские фарсы, хотя начинался сезон обя-
зательно польской пьесой. За год ‘давалось
до 20 премьер. Обычно больше 3—4 раз
пъеса не шла; Сборы были слабые, несмот“
ря На вполне доступные цены (от 925 гро*
шей до 238 злотых за билет). Театр пус*
товал, поэтому польская труппа 7—8 меся*
цев в году тастролировала в Автустове,
Белостоке, Сувалках.

Вот боевики последнего сезона” «Деньги
это не всё», «Аттестат зрелости», «Человек
на льдине». Из русских классиков по“
казывали изрелка готолевского «Ревизора»:
За 20 лет’ Гродно может быть всегд
4 — 5 раз посетил серьезный поль
ский театр драмы «Редута». Да еще;
тастролируя по Европе, заезжала cme
эмигрантская труппа «русских» артистов,
именующаяя себя «Московским художестч
венным театром». Они ставили «Женить“
бу», «Бедность не порок», «Калики пере“
хожие». :

15 ‘лет тому назад в Гродно создалосв
было товарищество артистов русской драз
мы (так называемый «Тард»). Польсков
министерство просвещения выдало труппе
такой мандат? «Разрешается выступать ве-
зде, кроме Виленского, Новотрудекото, Бе»
лостокского и Полесского воеводств». Тоз
есть, кроме. всех тех мест, тде живуй
русские и белоруссы. Труппа, конечно,
быстро распалась.

Не лучше было положение и на музы»
кальном фронте. Исполнять произведения
Чайковского запрещалось(!). В городе ним
когда не было симфонического ‘оркестра,
Музыканты вынуждены были играть В
ресторанах. Была попытка создать музы“
кальное училище — в городе очень много
талантливых детей, особенно скрипачей,
но не удалось собрать денег.

Проводниками «культуры» на предприя*
тиях и в армии были организации шови“
нистического типа. Военно-спортивные
«союзы стрельцов» время от времени ста»
вили любительские спектакли для «низ=
птих слоев», стремясь отвлечь их от поли*
тической борьбы. Был еще такой «Белый
крест». Дамы-патронессы устраивали длЯ
«солдатиков» концерты.

В городе нет ни картинной таллереи, ни
выставок, ни мастерских художников. Ни
одного скульптора. Есть 7—8 художников.
Но эта профессия их не кормит. Кто за-
нимается торговлей, кто адвокатурой, кто
пишет вывески. Старожилы помнят один
передвижной «базар картин» (именно Ga-
зар, а не выставку). Говорят, были там
выдающиеся мастера. А продавались кар*
тины по 15—20 злотых.

М. КАНТЕР
	Гродно.
	ГАСТРОЛИ БЕЛГОБЕТА
В ЗАПАЛНОЙ БЕЛОРУССИИ
	Две бригады Государственного еврейскоз.
  то театра Белоруссии выехали в Западную
  Велоруссию. К ХХИ годовщине Октябрья
ской революции театр приглашен Белом
стокским Временным управлением на гам
строли.

-B настоящее время театр закончил рай
боту над постановкой «Павел Греков» Войч
техова и Ленча в переводе Г. Каменецко=
то. Постановка засл. арт. республики
Л. М. Литвинова, художник И. С. Фело-
  тов. В роли Павла Грекова выступит в8=
служенный артист БССР М. Б. Сокол и
молодой артист С. М. Сонкин. Роль Маши
Крыловой исполняет засл. арт. БССР
Ю. С. Арончик и 9. Е. Дрейзина.

Готовится также пьеса «Мой сын» Гергба
ля и Литовского в переводе А. Кушниро=
ва, Режиссер И. Я. Виньяр, художник Д,
Крейн.

Кроме того, в репертуаре театра -
«Суламифь», «Бар-Кохба», «Тевье-молоче
ник», «Гершеле Острополер», «Рекрут»,
«Сендер Бланк» по Шолом-Алейхему в
инсцпенировке Ойбельмана и др.

Весь коллектив Белгосетя с воолутпевле“
нием готовится к поездке в Запалную Бе
	лоруссию.
Л. ОЛЕНДЕР
	ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ГОРОДА ЛЬВОВА
	В театрах Львова (Западная Украина)
тотовятся к постановке пьесы советских
драматургов. Коллектив украинского tears
ра работает над пъесой драматурга-орлез
ноносца А. В. Корнейчука ‹Платон
чет». Премьера приурочивается к ХХИ. гоз
довщине Великой Октябрьской сопиалич
стической революции. Польский театр го+
товит пьесу «Правда» Корнейчука.

На-днях начал работать в Львове еврей=
ский театр им. Шолом-Алейхема, который
был закрыт польским правительством,
	СБОРНИК ФОЛЬКЛОРА
ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ
	Институт фольклора Академии наук
УССР готовит к печати большой сборник,
посвященный Запалной Украине. В сбор“
ник войдут лучшие образцы народного
творчества — песни, сказки. легенды, рас-
сказы, пословицы, поговорки и др.

Специальный раздел посвящается музы.
кальному творчеству народов Запелной
Украины. Кроме украинских песен (Гали-
ция), будут даны образцы песенного твор=
чества гуцулов, лемков и бойков. Этот
раздел снабжается большим количеством
нотного материала.
	Ваш корреспондент встретился вдесь в
представителями бригады артистов ленин-
градских театров под руководством’ народ-
ного артиста РСФСР Черкасова. Началь-
ник Ленинградского управления по делам
искусств т. Бурлаченко рассказал:

— Из Ленинграда бригада выехала 10
октября. 11 октября во время перецепви
вагонов успели дать три концерта для
бойцов. Артисты выступали в больничных
палатах, между коек и в госпитальной
столовой.

Переезжаем на машинах границу. Явля-
ется старший лейтенант проверять про-
пуска, «Тов. Бабочкин? Как же, знаю—
комбриг Чапаев. Тов. Черкасов? Ну, так
это ж профессор Полежаев» и т. д. Про-
верка пропусков продемонстрировала ис-
ключительную  популярность ленинград»
ских артистов.

13 октября приехали в Новогрудок. Здесь
состоялись наши первые концерты для
местного населения. Обычно перед кон-
цертом устраивался предвыборный митинг.
Артисты Черкасов, Бабочкин, Лебедев вы-
ступали вначале как агитаторы, рассказы-
вали о Советской стране, о нашей Консти-
туции, об интеллитенции, о росте культу-
ры, о народном творчестве. Затем начи-
нался концерт. Здесь артисты атитирова-
ли средствами искусства. Исключительный
успех имели современные песни, арии из
«Тихого Дона», «Поднятбй целины»,
	Новогрудке бурную овацию устроило
‚население заслуженному деятелю искусст-
ва орденоносцу Е. В. Вольф-Израэлю. В
городе большинство населения—евреи. И
вот когда на сцену вышел Вольф-Из-
раэль-——пожилой человек, еврей с орденом
на груди, зрители устроили ему овапию.
По окончании концерта открылся импро-
визированный митинт. Артистов засыпали
вопросами: «Как может еврей получить
орден?», «За что музыкантам дают орде-
Ha?>, «Может ли еврей быть генералом?»
Пришлось рассказывать о нашей нацио-
нальной ‘политике, о положении, которое
искусство занимает в СССР.

Дважды бригада выступала для сель-
ского населения Новогрудского воеводства,
в местечках Дятлово и Малечко. И тут
концерты проходили после собраний кре-
стьян, на которых обсуждались кандида»
туры депутатов в Народное Собрание. Ар-
тистов с большой теплотой и почетом из-
бирали в президиум, просили «сказать
Слово».
	В г. Лидб, после того, как показали в
концерте фильм «Творческий отчет т. Чер-
касова», народный артист начал беседу о
труде артиста в СССР. Зрители, просидев-
шие уже 8 часа в душном помещении,
остались все. Не поднялся, не ушел ни
один человек. Пять с половиной часов слу-
шали люди советских артистов и не хоте-
ли уходить. Один местный учитель ска-
зал: «Раз как-то. в наш город приехал
знаменитый польский артист. Но разве к
нему можно было подступиться? Такой
фасон, такой тонор, Смотрите, люди (0б-
ращаясь к публике), вот знаменитый рус-
ский артист, как он разговаривает © на-
ми, просто, дружно, честно».

Простота и скромность наших артистов

вызывают всеобщие симпатии. Зрители от-
лично знают, что Черкасов знаменитость
и член правительства. Но их поражает,
когда они видят простого,  вастенчивого,
смущающегося человека.
’ Во время концерта в г. Лиде поднялся
один из зрителей, старик-интеллигент.
Глотая слезы, он сказал: «Я прожил 57
лет. Много видел на своем веку, но это
самый счастливый мой день».

Шумный “успех сопровождает все вы-
ступления бригады.

Интересная встреча произошла в Гродно,
в местной гостинице, Хозяйка гостиницы
обежала, Остался управляющий. Это об-
щительный етарик. Он и его жена хорошо
товорят по-русски. Одесситы. Разговори-
лись. Актеры были удивлены тем, как
внимательно следят старики за советской
литературой, как интимно говорят о писа-
телях...

— Да вто же вы такие?

Оказывается—родители Юрия Олеши!

Им передали горячие приветы от сына.

Бригада ‘дала в Гродно’ несколько кон-
цертов для гарнизона и местного населе-
ния. *

Дальнейший маршрут: Белосток, Волко-
выск, Слоним, Ленинград, .
		(От нашего специального корреспондента)
	Гродно, Замок — старинная крепость.
Здесь находится музей памяти Батория.
Внизу Неман. Налротив, на том берегу, —
«Голожа», древнейший русский храм.

Эаботясь 0 культурном обслуживании,
Временное управление города решило соз-
	сападной Украине, не устают слушать
рассказы о героях Красной Армии, протя-
нувших руку помощи своим единокровным
братьям. Постепенно в беседы стали втя-
‘тиваться и мужчины-—рабочие и служа-
щие. Заинтересовались и школьники, При-
ход агитатора-артиста стал радостным с0-
бытием в доме.

Не забыто и юное поколение. Главный
дирижер театра Я. Д, Муллер, с помощью
артистки Т. К. Потемкиной, взялся за ор-
ганизацию  детокого ансамбля песни и
пляски. В ансамбль вовлекли 60. ребят,
детей избирателей. Юные участники ан-
самбля прекрасно исполняют «Песню о
Сталине», «Танкисты», «Песенку о выбо-
ах» (написанную по заказу театра) и др.

период выборов детский ансамбль вы-
ступит на избирательных участках.

С каждым днем все крепче становится
дружба избирателей с театром. Лучших
активистов театра засл. артиста АзССР
Ю. Д. Чарского, артистов К. Л. Головкова,
В. С. Филиппова, В. К. Ширье, режиссе-
ра-распорядителя Л. 9. Гевитт и других
жильцы встречают, как близких людей.
Агитаторы проявляют большую заботу о
культурном обслуживании домохозяек.
Более 30 избирательниц получили пригла-
шение на премьеру «Человек с ружьем».
Артисты уже дали для избирателей два
концерта, провели ряд экскурсий по му:
зеям и историческим местам Баку. На
пункте организована интересная выставка
«Старый и новый Баку», устраиваются
витрины МОПР, союза воинствующих без-
божников.

Артисты Бакинского театра русской
драмы гордятся оказанным им партией
доверием. В постоянном общении с изби-
рателями они находят источник живой
	‘творческой радости.
Г ЛД. ГЛИКШТЕЙН