29 октября 1939 г, oT? (687.
	автор
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»

_ ДЕКАДА АРМЯНС!
«‹ЛУСАБАНИРВ,

_ Ансамбли
	Чем снега зимой глубже, тем весной
розы краше,

Чем мрачнее жизнь, тем ярче расцветет
доля наша!

Будут розы, будут, джан,

Ночь неё вечна, верь мне, джан!-
	Эти простые и  бесхитростные’ елова
поет в своей арии молодая крестьянская
	девушка Аревик. Но они могли бы стать
	и эпиграфом ко всей опере «Лусабацин»
(«На рассвете»), написанной композитором
 Аро Степаняном и показанной 25 октяб+
ря на декаде армянского искусства.
День сменяет глубокую ночь, после дол-
тих веков, полных страдания, cues и
крови, наступает новая ‘эра: советская
власть приносит исстрадавшемуся Hapo-
ду мир и счастье. Но ослепительный день
социализма еще впереди: сегодня (в опе-
ре Аро Степаняна) — это еще только
рассвет, это лишь первые живительные
лучи восходящего солнца. Однако они
вливают новую энергию в сердца даже
самых отчаявшихся людей, они возрож-
дают мужество, они делают врячими тех;
кто еще так недавно бродил в потемках.
Здесь, однако, от темы ` оперы «Лусаба-
цин» мы переходим к ее фабуле. Май
1920 года. Мирная армянская семья, жи-
вущая в деревне, в предгорьях Алахгеза,
захвачена бурей гражданской войны. Ра-
бочий-большевик Грикор, жених молодой
девушки — Аревик, попадает в руки
дашнакских палачей. Выдает его, как ор-
танизатора рабочей стачки, брат Аревик,
	солдат  дашнакокой армии, темный и
несознательный крестьянский парень

Арам.
	Арам не в состоянии понять, ‚ почему
окружающие клеймят его страшным и по-
ворным словом «предатель», почему его
нищая семья с ужасом отворачивается от
денег, полученных им в награду за то,
что он ‘отдал в руки (как ему кажется,
законных) властей вожака забастовщиков,
отказавшихся исправить поврежденный
бронепоезд. ‘

Понимание действительного смысла про-
исходящих вокруг него политических ©0-
бытий приходит к Араму путем поистине
ужасным. Пьяная дашнакская банда вры-
вается в его родной дом. Аревик едва не
становится жертвой насилия. Старый Си-
мон, отец ApaMa, после гнусных издева-
тельств, погибает от пули, дашнака Чопур-
Зено, мать Арама — Сона — сходит
е ума... :

Все выше поднимается волна народного
тнева. Восстают рабочие и крестьяне, вос-
стают солдаты дашнакской армии, после
долгих и мучительных колебаний на сто-
рону повстанцев переходит и сам. коман-
дир бронепоезда — честный офицер Car
роян. Он передает бронепоезд в. руки ре-
волюционного народа. Тем временем груп-
па смельчаков, в числе которых находит-
ся и Аревик, глубокой ночью освобождает
из темницы Грикора и всю группу ва-
хваченных дашнаками большевиков.
	Уходит ночь, и в первых лучах рас-
	света бронепоезд — этот символ EOOpy*
женного народа -— медленно начинает
двигаться туда, к месту последнего боя ©
дашнаками — подлыми предателями ин-
тересов армянских трудящихся масс. Рух-
нула стена, на время разделившая бед-
няцкую крестьянскую семью: рядом 6
Грикором и Аревик под сень красного
знамени ‘становится и Арам, тотовый, ес-
ли это будет нужно, отдать свою жизнь
за свободу и счастье армянского народа.

В музыке Аро Степаняна есть много
прекрасных, волнующих страниц, Прежде
‘всего это хоры: они занимают едва ли не
преобладающее место в опере.  Разнооб-
разные по характеру и составу (мужские,
женские, смешанные), они неизменно вы-
разительны. Особенно большое ‹впечатле-
ние производит хор, открывающий ‘ пя-
foe действие. Названный самим компози*
тором ноктюрном, он нежен, исполнен
тлубокого лиризма и задумчивой мечта-
тельности. Тонкий по своему гармоничес-
кому строению, хор этот поражает и ма-
стерством полифонической разработки (яв-
ление нечастое в хоровых эпизодах совет-
ских опер!). }

Превосходны все хоры и в первой кар-
тине четвертого акта (сцена в тюрьме) и
яркие темпераментные хоры. в первом
действии. В третьем действии (сцена пе-
рехода солдат на сторону народа) oco-
бенно выделяется жалобный женский хор
и вслед за ним замечательная лесня для
` смешанного состава, .

Среди сольных номеров ярче всего зву-
	‘
чат две песни матери (в армянской де»
ревне ий в сцене восстания), мощная пес-
ня большевика Давида (об орле), кото:
рую он поет в тюрьме, и поразительная
по красоте песня Сето (часовой у тюрь-
мы) в начале следующей картины, В этой
же картине огромное . виечатление  произ-
	водит ария. Грикора «Ветер, вей».
	‚ Музыка Apo Степаняна интересна и
	тем, что, базируясь почти на всем протя*
	жении оперы на интонационном строе на-
родной армянской песни, композитор в
	ряде мест сумел дать подлинное симфо-
	ническое развитие. Таковы, например, две
великолепные оркестровые кульминации
	великолепные оркестровыв кульминации
во втором действии (армянская деревня).
‚При некоторой неравноценности отдель-
ных мест, музыка Аро Степаняна  6бес-
	спорно принадлежит к числу ярких явле-.
	ний в советском оперном творчестве. Это-
го нельзя сказать о либретто, принадле-
жащем перу Т. Ахумяна. Охематиём в
общем развитии действия и недостаточно
яркая обрисовка‘ некоторых важных ‘неф-
соназжей ^ (особенно,  ’Арама) несомненно
во многом затруднили работу ‘композито-
ра. Неяркой и’ многословной  Нолучилась
в либретто фигура капитана Сарояна; Труд-
но согласиться с теми критиками, кото-
	рые полагают, что Сароян вообще лиш-
	нее действующее лицо в опере. Однако в
длительных колебаниях его (уже начи-
ная с первого акта) нам чудится скорее
рефлексия растерявшегося интеллитента,
нежели процесс действительного перерож-
дения сознания, приводящий офицера
Сарояна в ряды Красной Армии.

Работа. режиссера’ (заслуженный деятель
искусства Армянской ССР Л. Калантар)
также не всюду ровна. Больше всего по-
становщику удалась вторая половина’ вто-
рого акта (с момента выхода Симона)*
сцена глумления дапгнаков над старым
отцом Аревик производит огромное впечат-
ление. Трагический пляшущий старик
(образ, созданный артистом Д. М. Пого-
сяном — исключительное явление Ha
оперной сцене!), дочь, в отчаянии броса-
ющаяся к отцу, мать, то плачущая, то
ищущая защиты у перепуганной и него-
дующей крестьянской массы, — все это
сделано в большим мастерством и под-
линным драматизмом. Хороши и обе кар-
тины в четвертом акте (в тюрьме и у во-
рот ее).
	Однако хочется задать вопрос поста-
новщику: зачем ему понадобилось устра-
ивать грозу в начале второй картины чет-
вертого действия? В дальнейшем драма-
тургическом развитии эта гроза никакой
роли не играет, Более того, как только
начинает петь Сето, сцена освещается
	безмятежным лунным светом и до самого
	конца акта погода больше не портится.
Не нужна гроза и как иллюстрация к
полному драматизма симфоническому ан-
тракту. Ето напряженная музыка рисует
переживания действующих лиц оперы и
	СКОГО
	ни в какой мере не нуждается в столь‘
внепгнем эффекте. Не проще ли было ос-
тавить симфонический антракт таким, ка-
ким он ‘задуман у композитора, подви-
мать занавес только в момент начала пес-
ни Сето. .

Дефевтом следует ‘считать и то, что в
спектакле есть три почти’ аналогичные
концовки: заключительный ‘момент  вос-
стания (в третьем действии), конец сце-
ны освобождения заключенных (в четвер-
том) и финал всего спектакля. Каждый
из этих эпизодов вытлядит, по существу,
как конец оперы. Что явилось причиной
этой структурной опгибки спектакля? Вер-
нее всего, что и композитор, и’ либрет-
THCT, и режиссер — все трое повинны в
том, что основные кульминации спектак-
ля оказались недостаточно разнообразны-

МИ.
	Среди исполнителей лучше всего покз-
зали себя. прекрасные певцы и артисты
заслуженный артист Армянской ССР Ша-
ра-Тальян и П. К. Лисициан (два испол-
нителя роли Грикора), А. А. Азизян и
Е. С. Хачикян (Аревик), М. Г. Comma
(Сона), Р. Т. Бахдасарян (Давид), Н.
Сердобов (Андрей), А. Е. Тер-Абрамян
(Сето) и, разумеется, Д. М. Погосян, coa-
	давший незабываемый образ Симона.
	В оформлении «Лусабацин» выразитель-
нее всего сделана вторая картина четвер-
того акта. Особенно хорошо выполнена
	того акта, UCOOCHHO хорошо выполнена
тюремная башня. Превосходное виечатле-
	ние производят также декорации во вто-
ром действии. Здесь, однако, совершен-
но. непонятно, куда устремляются воды
	ки; как ни осмотреть, а вВс0 ВЫХОДИТ,
о река течет вверх!

Дирижер М. А. Тавризиан проводит опе-
	ру стройно и темпераментно.
	снимках (слева направо): заслуженный деятель искусства композитор A, Хачатурян,
	искусства вомпозитор
	А. Тиграняя, автор оперы «Ануш», заслуженный деятель искусства
	ла
	Декада армянского искусства в Москве, На
балета «Счастье» заслуженный деятель
	композитор А, Степанян, автор оперы «Лусабацин».
		Д. М. Погосян, ©08-

а ЗА

Ка СИЕ Пе
	Балет на армянской декаде
	Плятут призывники, прощаясь св род.
	ным селом. Нляшут пионеры и
на празднике в честь ао
ную Армию новых бойцов. Пляше sare.
	ник Авет, стараясь ‘развеселить приуныве
шую Карине; с той же целью танцуют ее
подруги. Пляшут колхозники во’ время
обеденного перерыва. Авет заставляет тан.
цовать Каринэ, прежде чем отдать ей
нисьмо от жениха. Пляшут красноармей-
цы на отдыхе. Пляшут гости на свадебном
пиру; Словом, все старательно обосновано,
все «как в жизни».
	Постановщик словно боится танцоваль»
ных монологов, танцовальных дуэтов, Ебтв,
правда, намек на танцовальный диалог в
сцене прощания Карин © Арменом, во
о только намек. Между тем поло“
‘женная’ 3 ‘основу этого эпизода прелесть
ная лирическая музыкальная тема, разви“
вающаяся и в следующих картинах, могла
и должна была найти соответствующев
пластическое воплощение, Вот’ где приго»
дился бы язык классики, столь’ гибкий,
щедрый и. приспособленный для передачи
тончайших душевных состояний. Балет.
 мейстер’ мот, ‘конечно, использовать AG
‘только’ классику, — в этом отношения
‘ему предоставлялась о полная. свобода в
выборе выразительных средств. Важно,
что в. балете «Счастье» танец служит поч:
ти исключительно для: иллюстрации того
или иного’ сценического положения, а #8
‚для выражения чувств героев. Эта робость
в использовании танца, по. существу. ня.
чем не оправдана, Танец -= естественный
язык балета, Забывать 0б этом . нельзя,
Что мы сказали бы о композиторе, в опе*
ре которого не было бы ни арий, ни дуд-
тов, передающих лирические переживания
действующих лип; & певцы пели. бы лишь
тогда, когда другие действующие лица
просят их 0б этом? Такая опера должна
бы сплошь, состоять из сцен. вечеринок,
туляний. пикников и т. д. Самая поста“
новка вопроса в применении к опере ка“
жется нелепой К. сожалению, в балете
требования реализма все еще понимаются
крайне ‘односторонне. Напти постановщики
панически боятся театральной условности,
полагая, что чем больше балетный, спек
такль будет походить на драматический,
или на кинокартину, тем лучше. А в
результате «правда представления» подме“
няется правдой быта. Я останавливаюсв
на этом пункте потому. что так думает не
один И. Арбатов, а девять десятых нашях
балетмейстеров. И. Арбатов лишь повто»
рил общепринятые ошибки. .Всли бы ему
удалось избежать их, это значительно 19“
высило (бы качество его. работы.
	Нодход балетмейстера к своей задаче,
ем ’понимажие специфики своего искус
ства определили характер постановки, Не
удивительно поэтому, что лучше всею
удались И. Арбатову жанровые фигуры к
эпизоды. Больше всего разработана ролв
старика-колхозника’ Габо-бидзы. Постанов“
щик И. Арбатов дает талантливому испол.
нителю И Атбатову возможность проявит
себя в ряде танцев, в рядё игровых эпи*
зодов; согретых  народным юмором, И. Ар*
батов ‘участвует и занимает ведущее место
В’ танце’ стариков и старух «Дуй-Дуй» в
Г картине, в танце журавлей «Крити-пар»
(2-я картина П акта), в «Аштарак» (2-я
картина Ш аита); где Габо-бидза пляшет
со своими сыновьями красноармейцем Ар»
меном и пионером. Азатом.
	Из других народных танцев следует от.
метить «Шалахо» и большой круговой та“
нец «Генд» во 2-Й картине Ш акта, «Ка-
лоси прРен» (пляска Карина с подругами),
изящный сольный танец в последнем а5те
в исполнении артистки Г. Арут.
	Любовно сделана роль затейника и В
сельчака Авета (артист.8. Мурадян).
	Гораздо бледнее обрисованы  постанов»
щиком  роли главных тероев балета — по“
граничника Армена (артист Г. Георгнян) и
его’ невесты Карина. (Л. Воинова-Шика“
нян). Развернутых ‘танцовальных характе“
ристик им не дано. Это досадно. В каж
дом движении Л. Воиновой-Шиканян чув“
ствуется ‘одаренная танцовщица. Однако
судить 06 об’емв ее дарования по роли
Каринэ можно так’ же, как ‘по обломку
фриза обо всём здании. Г. Георгияя тожё
безусловно способный танцор но’ высоту.
пать ему’ приходится преимущественно В
пантомиме, Такова, например, сцена #8
советской границе, где Армен вместе @
другим бойцом борется в нарушителями,
Котати, очень неудачно разрешен эпизод,
где пойманный диверсант, стоя одиноко У
скалы, принимает ‘затадочные позы и дв*
лает невразумительные жёсты: нё то 08
раздевается, не то рвет на себе одежду.
	Из остальных исполнителей выделяется
С. Саркисян и А. Абагян (подруги Кари
нэ), С. Пловцов (начальник заставы),
Е. Ефимов (командир). Все они весомнен
но, хорошие танпоры.
	Заслуженный деятель искусства профез-
сор’ К. ‘С. Сараджев темпераментво дири’
жировал оркестром, прекрасно оттеняя BCE
музыкальные красоты партитуры,
	Достижения армянского балета значи’
тельны. Но это, конечно, лишь первые
шаги. Более тщательное изучение и раз-
работка богатейших сокровищ квародного
творчества прочное освоение лучших тра“
диций классического наследия помогут
талантливому балетному коллективу teat:
ра им. А. Спендиарова подняться Ba HO
вую. высшую ступень. Всё ланные дл$
	этого есть.

В. ИВИНГ
	Армянская ССР—<©трана старинной, свое-
образной и богатой хореграфической куль-
туры. Чуть ли не в каждом районе рес-
публики имеются свои пляски. При этом
армянское танцовальное искусство не за-
мыкается от влияний соседних народов.
Армяне охотно исполняют пляски грузин-
ские, эзербайджанские, курдские, иран-
ские и др. Национальные танцы Армении
очень оригинальны и по своему рисунку
и по характеру движений, В них есть ка-
кая-то мужественная напористоеть и поч-
ти готическая угловатость очертаний; по
своим линиям они словно перекликаются
$ ранними памятниками’ национального
зодчества — храмами Ани и Гегарда. Вов
акценты резко подчеркнуты. Ритмическое
строение необыкновенно разнообразно. Тан-
	цовальный словарь очень обигирен.
	Разработать эти богатейшие сокровища
народного творчества — задача весьма 3а-
манчивая. Для того чтобы ее выполнить,
понадобятся об’единенные усилия ряда
мастеров, подобно тому, как это было сде-
лано в области собирания, записи и обра-
ботки народных песен. Одной из первых
таких ‘попыток использования армянокого
хореграфического ‘фольклора для сцены
является работа балетмейстера И. Арбато-
ва, поставившего балет _ «Счастье» и ряд

A
	танцев в операх «Алмаст», «‹АНУуш»,
	< В этом отношении труд И. Арбатова
представляет несомненную ценность, хотя
и не свободен от ошибок. _
	Из многочисленных танцев в опере «‹Ал-
	маст» намболее яркое впечатление произ-
водит энергичная пляска воинов во двор-
	це Гатула (Ш акт).
	Еще ` большие танцев. в опере «Ануш».
Очень эффектно начинается второй акт,
	  изображающий праздник «‹амбаоцум». Из-

за развалин часовни, старые камни RKOTO-
рой словно позолочены солнцем, из-за
громадного осыпанного белым цветом де
рева стремительно выбегают юноши и де-
вушки.  прыгая в уступа на уступ, Этот
буйный бег как-то удивительно естествен-
но переходит в веселый весенний танек,
Затем’ следует небольшой танец девушки
и юноши, исполняющего в заключение не-
сколько. иа  присядки; его сменяет массо-
вый мужской танец, в котором участникм,
держа в руках цветущие ветки, : образуют
две цепи, причем находящиеся во внут-
ренней пепи движутся на присядке. А
под конец идет девичий хороводный та-
нец.
	В третьем действии «Ануш» (свадьба)
темпераментно исполняют лезгинку арти-
сты П. Галустян и М. Алавердян. Необык-
новенно пленителея танец невесты (ар-
тистка Г. Арут). Вся в белом — белое
платье, белая фата, ляшь золотые ‘мониста
на груди да нитка ‘цехинов на лбу под
галочкой» жарко  посверкивают — она
медленно движется, не подымая ресниц.
Ноги ступают плавно. почти незаметно, но
	Из духовых—вурна, паркаюзук (волынка),
тутак и дудук. Из смычковых — кеманча
из ударных инструментов. — дапп (бубен),
дхол (восточный барабан) и натара. Боль.
шая работа была проведена по записи для
оркестра народных песен и мелодий. В
репертуаре оркестра свыше 80 армянских
ашутских и народных песен, а также ори-
тинальные произведения советских компо-
зиторов, написанные специально для“ ор-
кестра народных инструментов. В оркестре
есть такие талантливые солисты, как ке-
манчист Г. Л. Мирзоян, тарист Г.   Алиев,
дудукист А, Мадоян, канонист 3. Дермен-
джан, тарист А. Саркисян и исполнитель-
ница народных песен Шогик Мкртчян.
	Ансамбль народных инструментов (ди-
рижер композитор А. Мерангулян), суще-
ствующий десять лет, основной своей ва-
дачей ставит пропаганду творчества, совет-
ских композиторов. Из солистов ансамбля
следует отметить канониста А. Ферджуля-
Ha, дудукиста М. Маркаряна, певицу
А. Гюльзадян и др.
	Занимающее почетное место в  сокро-
вищнице народного ‘творчества сложное и
многообразное искусство ашутов на заклю-
чительном концерте декалы будет пред-
ставлено ансамблем армянской ашугской
песни, руководимым заслуженным артио-
том мянской ССР  Шара-Тальяном.
Искусство ашугов, получившее особенно
широкое развитие после Великой Октябрь-
ской. социалистической революции, поль-
зуетоя: в народе исключительной любовью.
Ашути о©0здали много чудесных песен, в
которых  воспевается счастливая жизнь
трудящихся Армении, расцвет колхозного
строя, дела и подвиги людей сталинской
эпохи, воопевается вождь трудящихся все-
го мира товарищ Сталин. Много замеча-
тельных песен, которые можно услышать
в самых. отдаленных районах республики,
создал депутат Верховного Совета .Армян-
ской CCP amyr Грикор. Он сам ездит по
районам Армении. и исполньяет сказы об
армянских богатырях, песни о счастье,
которов’ дала армянскому народу _ совет-
ская власть и коммунистическая партия.
Лучшее‘ из того, ‘что создано ашутами, —
героические, ‹ любовные, ‘юмористические
песни вошли #8 репертуар атутокого
ансамбля. Кроме широко ‚распространен-
ных народных музыкальных  инструмен-
тов, в. ансамбле имеются также. редко
встречающиеся сантур и кемани, Большим
мастером аптугской песни является солист
ансамбля. В. Саакьян. .
	кисти рук неустанно плетут в воздухе
	NOCTAHOBKOH
«Счастье»
	ивысканно-вызурные узоэы.

Намболее капитальной
И Арбатова является балет
(музыка Арама Хачатуряна
Г Ованесяна).
	Авторы этого спектакля хотели показать
счастливую трудовую жизнь наших кол-
хозников, показать, как они работают, лю-
бят. показать мужество рядовых советских
людей, умеющих с оружием в руках з4-
щищать священную землю родины. Сюжет
«Счастья» прост. Колхозник Армен, жених
Карина, уходит в Красную Армию. Он
хоблестно обороняет границу от диверсан-
тов. В ночной схватке его ранят, По вы-
здоровлении он получает отпуск и женит-
ся на Карине. Часть действия протекает
в колхозе, часть. на пограничной заставе.
Это дает преллог изобразить кафтины быта
	Это дает предлог изобразить к
колхозников и красноармейцев.
	О превосходной, замечательно теплой и
эмоциональной музыке А; Хачатуряна К
этому балету писалось достаточно. Но сле-
дует оказать о том спеническом воплоще-
	HHH, которое ‘получила ето музыка,
	Поскольку музыка Хачатуряна насыще-
на народными интонациями, постановщик
совершенно правильно поступил. опираясь
главным образом на фольклорный xope-
трафический материал. Впрочем, балетмей-
стер не отказывается и от классики. Если
пляски стариков построены сплошь на на-
родных движениях, то в танцы молодежи,
вплетаются классические приемы — порой
мелькнут пируэт, арабеск, шенэ, туры. в
	воздухе.
	Хачатуряна либретто
	Ноказанный в декаде армянского ис-
	тыре спектакля Ереванского. театра оперы
и балета образуют вместе с тем и неко-
торый целостный цикл, волнующую эпо-
пею, рисующую основные этапы истори-
ческого пути армянского народа: его ге-
роическое прошлое («Алмаст»), страдаль-
ческую жизнь его пед игом эксплоатато-
ров, под гнетом адата («Ануш»), его пре-
красную, мужественную борьбу за свое
освобождение («Лусабацин»), наконец,
счастливую и радостную жизнь ео в
стране. победившего социализма, под солн-
цем Сталинской Конституции («Счастье»).
	Нужно отдать должное организаторам
декады: такая серьезная и глубоко прин-
ципиальная продуманность репертуара
делает декаду еще более значительным
событием в культурной жизни нашей

страны.

Д. РАБИНОВИЧ
	  « HOAMLHACTBO танцев, поставленных
И. Арбатовым, отличается простым, но хо-
рошим рисунком. Балетмейстер умело
‘планирует движение по сценической пло-
щадке. Действие развивается достаточно
	убедительно,
	Эднако хореграфический лексикон, кото-
рым пользуется балетмейстер, не слишком
богат. Например, одни и те же движения
почти буквально повторяются в женских
плясках в «Алмаст» (Ш акт), в «Ануш»
(П акт) и в «Счастье» (Такт). Мужские
пляски поставлены более разнообразно, но
все же балетмейстер далеко не исчерпал
всех сокровищ армянского хореграфическо-
го фольклора. Хочется еще указать. что
изменения в, музыкальном ритме не все-
гда достаточно оттенены в. танце, Ритмиче-
окий рисунок мелодий Хачатуряна не-
сравненно сложнее, чем ритмическое стро-
	ение танцев; поставленных Арбатовым.
	Думается также, что постановщик, cTpe-
MACh к вящшей доказательности сцениче-
ских положений, уделил больше внимания
	цантомиме, чем танцу,
	shea логически мотивировать каждое
плясовое движение, балетмейстер вводит
танцы в действие лишь в тех случаях,
когда люди танцуют и в повседневной
	когда люди танцуют и в
жизни .
		Опера заслуженного деятеля искусства А Отепаняна «Лусабацин» Постановка заслужен-
	ного деятеля искусства Jl, Каланта]
М. Арутчьян. На снимке; финал оперы.
	Калантара, художнивк — заслуженный Деятель исвусства
	Фото Р. Бенарио
	шая хоровое отделение консерватории, а
	также наиболее талантливые представите-
	ли художественной самодеятельности. Sa
	два гда репертуар хора значительно рас-
ширился и насчитывает сейчас более
150 произведений Баха, Моцарта, Шумана,
Шуберта, Римбкого-Корсакова, Мусортского:
советских композиторов — Дунаевского,
Дзержинского, Покрасса и др. Естественно,
что больное место в. репертуаре. хора уде-
лено произведениям армянских композито-
ров Кара-Мурзы, Комитаса, С. и Р. Мели-
	кянов, А. Манукяна, К. оакаряна, Терге-
	вондяна, Мозманяна В. Тальяна и др.
В x6pe есть ряд талантливых  00-
листов — В. Матевасян, В. Мамико-
нян, Н. Гулабян, С. Бахчиева, А. Исрао-
лян, 0. Мамаджаняя и др.
	ансамбле армянской народной песни
и пляски — 110 человек. отобранных на
республиканских олимпиадах самодеятель.
ности, в районах и колхозах республики.
Репертуар ансамбля состоит как из ста-
ринных армянских народных песен и тан-
цев, так и из современных, созданных в
городах и колхозах. Ансамбль песни и
пляски Армении исполняет ряд народных
произведений, которые были уже почти
забыты, как, например, абаранский та-
Hen «Асмар-аман-аман» юмористическая
песня, сасунокий тамец «Шорор», песня
«Семь дней, семь ночей», «Военный саА-
сунский танец» и др.
	Из рядовых участников ансамбля выд-
BHHYIHch B Число солистов В. Басян,
А. Каранян, В Карапетян, А. Татевасян,
А. Шароян, С. Вартанян, П. Бурназян,
юный танцор А. Казарян, П. Галустян,
колхознйк Шатен Сарксян из Гукасянско-
го района и др. В ансамбле имеется так-
же инструментальная группа, в которую
входят исполнители на сазах, дудуке, ка-
HOHG, свирели. Инструментальной частью
	ансамбля руководит А. Александриян, 6a-
	летмейстером является 9. Манукян, худо-
жественным: руководителем хара; и ансамб-
ля народной ‘песни и пляски-—Т. Алтунян
	составе Армянской государственной
филармонии имеются также оркестр и ан-
самбль народных инструментов. В оркест-
ре народных инструментов, руководимом
композитором Г. И. Мирзояном, 4% испол-
нителя, это в большинстве студенты фа-
культета народных инструментов Ереван
ской государственной консерватории и
крупнейшие профессионалы-музыканты,
Из щипковых инструментов в оркестр вхо-
дят тар, уд (лютня) и канон (род цитры).
	В числе музыкальных коллективов Ар-
	мении имеется и Джаз, руководимый за-
	служенным деятелем искусства композито-
ром А. Айвазяном. В джаз вошли певица
JI. Кечек, певец С. Периян, три брата-тан-
пора Ордоян, дирижирует трубач Ц. Вар-
тазарян, режиссер А. Мартиросян. Отличи-
тельной особенностью нашего джаза яв-
ляется то; что ето репертуар в основном
строится на армянском фольклоре.
Необходимо отметить выдающегося мас-
тера художественного слова Сурена Коча-
ряна, замечательно исполняющего «Давида
Сасунского», «Витязя в тигровой шкуре»,
произведения классиков армянской поэзии,
	ПЕРУН НИЯ классиков армянской поэзии.

& также современных советских писателей
ий поэтов. »
	Хорошо известен в Москве квартет им.
Комитаса, который также примет участие
в заключительном концерте.

`В развитии армянской музыкальной
культуры, в укреплении коллектива фи-
лармонии огромную роль играет музыкаль.
ная культура братских народов и в пер-
вую очередь — великого русского народа.
Приезды в Ереван таких мастеров, как
Bapcosa, Держинская, Нейтауз, Игумнов,
Гилельс, Флиер, Оборин, Гинзбург, Поля-
кин, Ойстрах, Ленинградской государствен-
ной капеллы и др., оказали благотворное
влияние на мастерство наших коллективов
и солистов. Армянская филармония ра-
ботает в тесном контакте с концертными
организациями Грузии и Азербайджана.
Обмен творческими силами между этими
республиками обогащает и развивает му-
	зыкальную культуру братских народов
Закавказья.
	С большим воодушевлением тотовились
коллективы филармонии к своему выступ:
лению в Москве на заключительном кон-
церте декады. Коллективы филармонии
хотят из чудесных армянских народных
песен, музыки и танца создать великолеп-
ный букет народного творчества, Наше
пламенное ‘желание, чтобы трудящиеся
советской столицы оценили красоту и
аромат лучших цветов армянского искус-
ства, и мы будем счастливы, если \ это
принесет радость московским слушателям
	и зрителям.

3. ВАРТАНЯН,
	директор Армянской государственной
филармонии, лауреат всесоюзного
конкурса  музыкантов-ислолнителей
	Армянской филармонии.
	Армения — страна древней музыкаль-   Мурза,. который неустанно работал -над на-
	вой культуры. аркая, разноооразная ar
родная армянская музыка имеет более
чем трехтысячелетнюю историю. С давних
времен ни один праздник не обходился в
Армении без танцев, без участия народ-
ных музыкантов.
	Широкое развитие в Армении получила
музыкально - исполнительская культуря.
Мы внаем много прекрасных исполнителей
на народных инструментах = на кеман-
че, таре, дудуке, В каждом селе, в. каждой
деревне были свои музыканты.
	Сохранилось огромное количество танцо-
вальных мелодий и напевов, свидетельст-
вующих о том, что танцовальная культура
в стране была так же многообразна, как и
музыкальная. Из народных танцев дошли
до нас бодрые, жизнерадостные мужские
групповые и сольные танцы, & также. мно-
0 женских хороводных и сольных. Наи-
более характерной чертой в женских ар-
мянских танцах является их лиричность,
грациозность, целомудренность. В муж-
ских танцах, наоборот, преобладают во-
инственность, жизнерадостность.
	Одной из старинных Форм народного
художественного творчества является так-
же искусство народных сказителей —
гусанов, тагасацов. В ХУП-Х\УШ вв, ши-
роко развивается искусство ашугов, сла-
тающих песни о героях армянского наро-
да, их подвигах в освободительной ‘борь-
бе с арабами, турками и греками.
	Армянская народная песня была до
второй половины ХИХ в. одноголосной. Это
в очень сильной степени способствовало
развитию мелодики, Среди прекрасных
народных песен, распеваемых и поныне,
имеются такие эпические песни, как
«Мокад-Мирза» — 06 одном из народных
тероев армян — Мирзве из Мока, песни,
ввязанные с эпосом «Давил Сасунский»,
и многие. другие.

_ Во втофбой половине ХГХ века в армян-
скую музыкальную культуру начинает
внедряться многоголосие. Пионером этого
дела явился композитор Христофор Кара-
	Яркая, разнообразная на-` родными песнями, создавал хоровые песни.
	Юго дело продолжал композитор Маркар
Екмалян. Особенно сильное развитие хоро-
вого нения связано с деятельностью ге-
ниального армянского композитора Коми-
таса. В своем творчестве Комитас опирал-
ся, главным образом; на народное искуест-
во, и созданные им произведения, которые
по праву можно назвать шедеврами, поль-
зуются до сих. пор. огромной популяр-
ностью и любовью самых широких масс.
Веками накапливавшаяся и развивавшая-
ся музыкальная культура Армении в пе-
риол господства дашнаков пришла в пол-
ный упалок.
	После установления в Армении  совет-
ской власти начинается мотучее возрож-
дение, небывалый расцвет культуры’ ар*
мянского народа. Уже ‘в тяжелые первые
годы, когда еще только приходилось на-
лаживать хозяйство молодой республики,
в Ереване была (впервые!) создана нацио-
нальная музыкальная студия, ^ выросшая
впоследствии в консерваторию. Отсюда вы-
шли многие талантливые певцы и ин-
струменталисты. Постепенно начала ожи-
рать концертная жизнь в городах и рай-
онах. Все чаще и чаще стали приезжать
в Армению крупнейптие советские музы-
канты. На армянской сцене появлялось все
больше и больше своих. исполнителей.
Наиболее талантливую молодежь  прави-
тельство посылало учиться в Московскую
и Ленинградскую консерватории) Еще в
большей мере пол’ему музыкальной куль»
туры в республике способствовало откры-
тие в 1933 г. первого постоянного армян-
ского оперного театра. В это же время на-
чинает широко развивать свою  деятель-
ность и Армянская государственная фи-
лармония. В 1987 г. при Армянской госу-
дарственной филармонии организовались
хор и оркестр народных инструментов.
В 1938 г. — ансамбль песни и пляски и
джаз, в 1939 г. — ансамбль армянской
апуюмкой песни.
	Государственный хор насчитывает 85 че-
ловек. В основном это молодежь, окончив-