4 НОЯБРЯ 1939 г. № 79 (659).

ee

~~, - «СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»   : a . 3

И. Г. `Фрих-Хар. «Фонтан ¢ голубями»
(деталь)
	В ГОРЬКОВЕКОМ
ONEPHOM ТЕАТРЕ
НЕБЛАГОПОЛУЧНО
	Государственный театр оперы’ и балета
в гор. Горьком основан пять лет тому на“
зэд в бывшем помещении Народного дома.
	За это время театру удалось осущест»
вить ряд значительных постановок, как
«Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Кар=
мен», «Севильский пырюльник», «Вертер»,
«Гихий Дон», «Запорожец за Дунаем»,
«Дочь кардинала» и др. Сейчас театр го-
товит «Степана Разина», «В бурю», «Мас-
карад».
	Однако в коллективе еще не изжиты
	  дурные нравы старого театра—премъерство,
	зазнаиство, рвачество, нет еще подлинна
творческой атмосферы.
	В труппе наряду со старыми опытными
актерами есть и молодежь; но правильные,
здоровые взаимоотношения между артис-
тами разных поколений пока не налаже-
ны. Дирекцию театра этот вопрос не вол“
нует. В то время как небольшая часть
труппы пользуется ‘всяческими. привиле-
гиями (интересные роли, непомерно Baty
тые ставки, комфортабельные квартиры);
другая. нередко бывает лишена пормаль
ных условий работы.
	В последние тоды в театр пришло нема-
NO талантливой молодежи, окончившей
ГИТИС и музыкальные вузы. Нечуткое от
ношение, излишнее недоверие, сковыванив
живой инициативы могут вредно отразить
ся на воспитании молодых артистов.
	р. 3 я}

Молодой режиссер А. Н. Волкова посту
пила в театр в 1935 г. по окончании
ГИТИС. Успешно справившись с диплом-
ной работей--постановкой - «Севильского
цырюльника», т. Волкова осуществила по-
становку оперы «Русалка». Тов. Волкова
	зарекомендовала себя. как активная обще
ственница и талантливый режиссер. Пар-
	тийная организация приняла ее в канди“
даты партии. Но Волкова оказалась в не».
	милости у директора театра т. Суловва.
Немедленно была состряпана версия о без-
ларности Волковой; о ненужности” ее в. теч
атре. Любопытно, что Управление по де-
лам искусств при СНК РОФОР. ляаже но
	познакомивитихь с последней постановкой“
	т. Волковой («Вертер»), в специальном - ре-
	шении квалифицировало  этот спектакль, @
чужих слов, как антихудожественный.
Волкова из театра была уволена, и только
недавно удалось ей реабилитировать себя,
	Она вновь числитея в труппе. Олнако дд.
	сих пор eh He дают возможности работать.
	Молодой талантливый режиссер Б. Покч
ровский, отлично выполнивший DHOAOM:
	ную работу—постановку оперы «Кармен»,
	‚расоказывает, что. и ему с трудом удалось
	удержаться в театре. Вместо поддержки, в
	которон он так нуждался, в первое время.
его. расхолаживали, указывали на несу*
	ществующие ошибки. Такой жё «прием»
был оказан молодому дирижеру—комсо-
мольцу т. Резникову. Можно привести де-
сятки примеров несправедливого, нечутко-
	го отношения к творческой молодежи в
Горьковском театре оперы и балета. Даже
	такие квалифицированные мастера, как
художественный руководитель театра за-
служенный артист РОФОР Н, Боголюбов и
главный дирижер заслуженный артист
УССР А. Ерофеев, не находят применения
своим силам. .
	Отдельные члены коллэктива позволяют
	себе подрывать авторитет художественного
	руководства, стремятся. дискредитировать
его. А директор т. Сулоев не пытается
разбить эти настроения, потворствует им.
	Групповщина, о отсутствие подлинной
большевистской самокритики мешают теат-
ру расти. Даже на партийном собрании
каждое критическое замечание сопровож.
дается непременным. «не в обиду будь
сказано!». Многие актеры рассказывали
нам 0 полном отсутствии творческой cas
мокритики, о поразительной разобщенно=
сти труппы. Обсуждение спектаклей, сда-
ваемых феперткому, происходит кёлейно,
	при закрытых дверях, туда He допуская
	ются даже исполнители главных ролей;
Нередко обсуждение происходит в отсутст-
вии художественного руководителя театра
и дирижера («Дочь кардинала»).
	В театре существует партийная органи“
зация. Но по причинам: непонятным парт=
бюро лишило себя функций политического
	руководства и контроля;

Молодой кандидат партии т. Тихонов в
погоне за длинным рублем решил уйти &
Ташкентокий театр, Когда партбюро пробоч
	вало было возразить против его ухода, же- .
H& ЭТОГО актера, тоже кандитат партии
	Тихонова, позволила себе возмутительный
выпад против партийной дисциплины, не
встретивший, однако. достойной отповеди.
Рвачество, так сильно, развившееся в теат-
ре, не находит осуждения в коллективе.
	Из четырех дирижеров театра—3 коммуа
ниста. Этого, факта, казалось бы, достаточч
HO для дружной творческой работы. Од»
нако не проходит почти ни одного‘ собра-
ния, где бы не разбиралась сложная «про-
блема взанмоотношений» между дирижерал
ми. й

В Горьковском театре оперы и балета
им. Пушкина есть ‘много серъеднейших не-
достатков, Однако было бы недопустимой
ошибкой считать, что они непреодолимы,
Необходимо лишь крепкое хозяйственное и
партийное руководство, ‘способное об’еди-
нить, сцементировать коллектив и напра-
вить его творческую активность в нужнов
	P. 3BEPHHA
	“т0-дружный и плодотворный труд. 06об:
	И ЖА УЕ СТ ТТ В

‚ценность форм и строгость композиции
подсказывались и самими ‘архитектурны:
ми требованиями. Мотовилов правильно
решил эту двойную задачу как в большом
Фризе, таки в рельефах портала,

Левый рельеф портала изображает сбор:

Tr 20 OAR дали 7 ewe am
	we A OT ‚мго;, Нроизводетвенный
процесс ToKaaax KONKpeTHO, HO без сухой

Tt Permesen mow cw!
	протокольности. Отчеленый
	ee ME MR DDD Ee Производст:
венные моменты претворены в синтетиче-

ский образ индустриального труда. Фи:

ты 8 xm wi...
	коса, взятые в разнообразных
ритмичесКих движениях, колеса. пепи. и

а
	и’. Венера, обрамляющие релъеф—
неот’емлемые части крепко построенного
цекоративного ансамбля. В этом рельефе
сть полное соответствие между повество-
ванием и, декоративным   началом. Правый
рельеф носит более символический харак-
гер. Несколько. женских фигур с корзи-
нами на голове, огромный бык и присло-
нившийся` ® ‘нему юноша — все это взято
	Надо, однако, заметить, что обе части
портала, неразрывно“ связаны ‘общим ком.
	позиционным ритмом.
	Очень оригинально задуманы вертикаль-
ные рельефы портала. Это нелегкая, но
очень интересная задача. Г. Мотовилов
нашел очень красивые сочетания’ челове-
ческих фигур с гирляндами плодов (на
правой стороне) и с производственными
деталями (на левой стороне). Легкое плав-
ное движение вверх дает впечатление ор-
ганического  роста_ оно подчеркивает
устремленность арки ввысь, Рельефы слу-
KAT прекрасным обрамлением ‘боковых
порталов великолепной арки, сооруженной
	БЕ №

молодым архитектором Поляковым.
	Столь же отчетливо и богато звучит
пластический ритм в 40-метровом фризе
на стене, соединяющей башню с Главным
павильоном. Мотив торжественного ше-
ствия отлично подходит для декорирова-
ния этой длинной плоскости. Отдельные
фигуры, отчетливо и реалистично охарак-
теризованные, исполненные жизни. охва-
	широко
	садуманным
	чены = плавным,
движением.
	что‘покажет Тватр комедии
	бовь Орлова u HP. Пельтцер, артисты
А. В. Ленивцев, А. В. Васильева, B. f.
Орлова-Аренская и др.
	увлечёнием работает наш коллектив
вместе с автором перевода Т, Л. Щенки.
ной-Куперник и художником П.В. Виль-
ямсом над спектаклем «Дама-невидимка»
(режиссер Б. П. Тамарин, музыка В. Я.
Шебалина). Эта очаровательная, остроум-
ная комедия положений может послужить
для наших драматургов примером исклю-
чительной изобретательности в развития
сюжета. Она неё’ содержит сколько-нибудь
тлубокого психологического материала, но
дает огромные возможности для творчес-
кой фантазни актера Взять хотя бы роль
слуги-шута. Он попадает в невероятные
положения, и, чтобы оправдать их, актер
должен проявить много творческой фан-
тазни. В. этом спектакле выступят В. Г.
Баранова, Н. А. Нурм, Е. М. Самойлов,
В. Д. Доронин; И. Г. Савельев, А. А. Кон-
совский, 9. И. Римш и др. Шута играет
И. Г. Савельев.
	Очень свежа и  лирична комедия
В. Масса и Н. Куличенко «Сады цветут».
Она тоже написана как: бы на тему 06
отцах и детях, но 0б отцах и детях на-
шей страны, и она товорит о нежности,
любви, о чутком взаимном понимании
стариков и молодежи в советской семье,
Главные роли в этой пьесе играют заслу-
женный артист РСФСР И. Р. Пельтцер,
артисты В. А. Дорофеев, Н. С. Ветрова,
А. В. Васильева, A. Л. Хохлова, А. С.
Вильямс и др. Режиссеры спектакля —
заслуженные артисты РСФСР С. К. Блин-
ников и Е. Н. Морес.
	Двумя этими постановками -= «Сады
цветут» и «Дама-невидимка» — мы от-
кроем сезон,

В наших работах мы стремимся найти
новую, яркую театральную форму, не 6о-
ясь прибегать к смелым сценическим
приемам. Насколько нам это удастся, бу-
дет судить наш зритель.
	Художественный руководитель Театра
комедии заспуженный артист РСФСР
	В. СТАНИПЫН
	В канун нового года, вечером 31 декаб.
ря, поднимется занавес нового  москов.
ского театра — Театра комедии.
	Нам не хотелось бы выступать сейчас ©
декларациями 0 творческом направлении
нового театра, о его стиле, Об этом гво-
рить преждевременно. Ведь только в
практической работе может определиться
лицо театра, как целостного творческого
коллектива, может быть найден его твор
ческий метод, определены его стилевые
особенности. А для того чтобы наш театр
стал этим «целостным художественным
коллективом», нам, актерам: и режиссерам,
пришедшим из разных театров, воспитан.
ным в различных творческих методах,
надо прежде всего обрести общий язык.
Надеюсь, что мы найдем его скоро.
	Что мы хотели бы играть? Какие пъесы
мы хотим показывать нашим зрителям?
Тут мне приходится возвратиться к теме,
уже довольно старой, — к вопросу о со-
ветской комедии, с которым сейчас нам
пришлось столкнуться вилотвую.
	В советской драматургии есть пьеса,
которую можно назвать классической, —
это «Любовь Яровая»; есть пьесы, много
лет не сходившие с репертуара, как «Раз.
лом», «Интервенция» и другие, но нет еще
у нас классической советской комедии, да,
	  пожалуй, и очень мало таких советских
	комедий, в которых значительная и инте.
ресная тема разрешалась бы в подлинно
комедийном плане. Нет у нас комедии!
характеров
	В поисках хорошей новой комедии нам
довелось прочесть много пьес. Это почти
	сплошь комедии положений с плохо раз-.
	работанными характерами, с бедным, не-
выразительным” языком. Люди разных
возрастов, разных профессий разговарива-
ют в этих пьесах совершенно одикаково—
и ученый, и шофер, и колхозник, и врач.
	Сейчас есть у нас только два, так ска-
зать, общепризнанных советских комедио-
графа — В. Шкваркин и К. Финн. Другие
драматурги не берутся за пьесы комедин-
ного жанра, Между тем, по нашему убе-
ждению, немало есть талантливых совет.
ских драматургов — Вс. Иванов, А. Фай-
	ко, В. Катаев, Н. Погодин, Л. Леонов,—
которые могли бы написать Такую коме.

дию, какую мы ждем и какую мечтаем
показать нашему зрителю. ‘
	Мы ждем от наших ‚драматургов пьес
умных, острых, веселых, смешных. Таких
комедий, которые давали бы актеру бла-
годарный материал `и вместе с тем тре-
бовали бы от него больших творческих
усилий, как требуют этого роли, написан.
ные Гоголем, Островским, Гольдони, Каль.
дероном. \
	Мы мечтаем о хорошей советской коме-
дии характеров, в которой герои товорили
бы индивидуальным, присущим каждому
из них выразительным языком, о веселой
комедии, ‘которая доставляла бы остети-
ческое удовольствие и заставляла размы-
шлять. Мы хотим, чтобы смех, который
будет звучать в нашем ‘театре, служил не
только развлечению, но и воспитанию.
	Театр. комедии будет ставить произве-
дения русских и  западноевропейских
классиков-комедиографов, а также и сов.
ременные западноевропейские комедии.
Мы познакомим зрителей с пъесами, ни-
когда не шедшими на русской сцене.
	Мы приняли к постановке новую ©0-
ветокую комедию «Сады цветут» В. Масса
и Н. Куличенко, современную француя-
	  скую комедию «Брат» Бирабо (перевод М
	левиной и Б. Петкер), пьесу Кальдерона
«Дама-невидимка» в новом пёреводе Т, Л.
Щепкиной-Куперник, комедию Гольдони
«Невеста из афиш» (перевод М. Гальнпе-
puna). Masa Трауберг пишет по’ заказу
нашего театра комедию по сценарию из-
вестного американского сценариста Pao.
кина «Мистер Дидс переезжает в город».
Мы работаем сейчас также с драматургом
Й. Прутом, который пишет пъесу на тему
0б отношениях в советской семъё.
	Пьеса «Брат» трактует тему отцов и
детей в капиталистическом мире. В ней
рассказывается о лицемерной буржуазной
морали, не позволяющей буржуа принять
в семью своего побочного сына негра.
Она написана в хорошем комедийном пла-
не, живо, весело. В этом спектакле будут
Играть заслуженные артисты РСФСР Лю.
	Всесоюзная Ссельскохозяйственная выстав.
	ка, Входная арка, Работа архитектора
Полякова и скульптора Мотонилова
		  Рельефы Г. И, Мотовилова — одно из
интереснейших скульптурных украшений
№оюзной сельскохозяйственной выстав-
у, Созданию этих удачно разрешенных
могофигурных композиций предшествова-
1 многолетние творческие. поиски Мото-
лоза в области монументализма,

Первые 0го опыты относятся к 1928 т.
зуда он исполнил декоративные релье-
фы «История Интернационала» для одно-
Ю 1 вданий в Саратове. С тех пор поз
лобные задачи стояли в центре внимания
тудожника. Он`не забывает о них и тогда,
м8 работает непосредственно над
  иодом с натуры, Делая скульптурный
‚итд, Мотовилов, конечно, старается пе-
 идать индивидуальный характер... нату-
ры. Важнейшая задача, однако, для, него—
зайти архитектоническую взаимосвязь ос
вых масс, правильное размещение их
з пространстве, Портреты и этюды обна-
онного тела отличаются у него поэтому
учностью построения, логичным члене:
ем об’емов. Эти небольшие ‘фигуры уже
нот в себе зачатки статуарности.   —

(татуя не является для  Мотовилова
1оотым увеличением этюда. Она есть
од продуманной работы над постанов-
ий фигуры, над пропорциями, над coor.
WMCHHOM крупных частей и деталей, —
боты, направленной к тому, чтобы дать
‘цущение большого масштаба. В несколь-
зщ фигурах сказывается влияние антич-
ий скульитуры, но только в постановке
1 в сдержанной ритмичной трактовке
иления, Например, в статуе «Метал-
щит» (выставка «Индустрия социализма»)
пуотла попытка притти на основе точных
иблюдений к большому стилю, создать
итетнческий образ отдыхающего рабоче-
№ В этом проиаведении есть’ спокойст-
  ив и торжественность, есть композицион-
и собранность, И ‘если, глядя’ На put-
\ имый жест руки, опирающейся на
’ Шину, невольно вспоминаешь античный
\0т, то портретная характеристика го-
вы и тела приближается скорее к реа-
итическому стилю Менве. В этой’. вещи
трудно различить элементы монумен-
ВЛЬНОСТИ.

ds последнее десятилетие ° Мотовилов
аствовал в ряда конкурсов на проекты
цуятников. В свонх проектах он обычно
вил 0866 серьезные архитектурные
WINE, HO не всегда находил  убедитель-
‘ше рещения,

(мело задуман, например, проект па-
\ткика матросам-потемкинцам в Одёссе,
№1 оформления ‘нижней части › ‘лестнй-
1 Мотовилов создает большие двух ярус-
в аркады ампирного етиля. Эти тармо-
Ично построенные сооружения несут на
№ ряд рельефов, статуй, трупп, повест-
IMEX о наиболее ярких эпизодах BOC-
tua, Отлельные фигуры и группы от-
ино скомпанованы. Однако в целом Мо-
илов He добился тогда правильного
Тостранственного соотношения ‚отдельных
той грандиозного ‘памятника. ;

Монументальное ‘дарование Г. И. Мото-
лова развернулось BO всей. широте в
tN последних произведениях. для, Сельско-
_\ояйственной выставки.

* бразы, созданные им, содержательны и
рты живым чувством. Скульптор поз

WHBACT HOBLIX людей социалистической,

№ревни, Служа преддверием к трандиоз-

Й`выставке, рельефы портала главного.

Мода не. могли. не носить. синтетического
практера. В ряде фигур нужно. было сум-

Ировать. жизнв огромного’ коллектива”
	ОТАРЫТИЕ
ПЕРВОЙ БЕЛОРУССКОЙ.
КАРТИННОЙ ГАЛЛЕРЕЙ
	^ ХХИ ‘тодовщине Великой Октябрьской
люция в Минске открывается   первая
прусская государственная картинная
\ерея, Это большое‘ событие в жизни
\лублики (до сих пор. во Белоруссии,
4 исключением витебской галлереи худож».
ma 10. М. Пэна, художественных музеев
В существовало). и р
Ця новой галлереи собрано ло 1100
/аведений живописи, скульптуры и
Asbury, которые будут. размещены в 23
Мих музея. 8 ноября состоится открытие
“iy 14 зал с работами крупнейших
торов живописи и скульптуры, Осталь*
№0 вал открываются позднее,
№уитет по лелам искусств при Совнар-
\ СССР предоставил для минской гал».
Шин знячительное количество произведе-.
1 хрупнейиих русских мастеров как до-
аюдиониых, та и советских, Среди них.
`мртинке Репина, Сурикова, Крамского,
Ува ин др, Из скульптур в галлерею на-
Мвлейы произведения Растрелли, Анто“
иикого, ’Андрёева, Манизера ‘и ap, Ha
Wnty Фондов московских и ленин-
ких музеев для Минска выделены,
Улаведения западноевропейской живопи-
\= фламандекой школы, толландской,
Mencken и др, Гравюрный кабинет
м изобразительных искусств им. А.С.
щкина и Государственный Эрмитаж
Улитавили лля белорусской ` галлереи
Уоры крупвейших ‘европейских’ худож
mea (opepa m AD.) mw CoBetonyx rpada:

ачительное место в минской галлерее
Ммут работы пучигих художников Вело-
‘og <= Пэня,. Кругера, Волкова, Зайпе“
А Пашкевича и др.

В дальнейшем предполагается’ попол-
ть (дллерею картинами из. помещичьих
Урцов Западной Белоруссии. куда сей»
М послано четыре бригады белорусских
	MOR HEROD.
	Движение развернуто на фризе с боль-
шим мастерством. Не нарушая принципов
	классического рельефа, Мотовилов лает
	намек на движение вглубь, что, конечно,
очень оживляет фриз, Затем движение
снова направлено к зрителю: движущиеся
фитуры сменяются подчеркнуто  непод-
вижными: в этой пластической мелодии
есть вполне уместные паузы. Говоря о
монументальности, хотелось бы ‘несколько
уточнить это понятие, недостаточно выяс-
ненное в нашем  искусствоведении. (‚В
свое время представители формализма пы-
тались найти какие-то общезначимые для
всех эпох специфические признаки мону.-
ментальности, Формалистическое понима-
ние  монументальности выразилось на
практике, в выхолащивании жизни и об-
разности, в стилизации скульптуры под
	архаику или примитив. Лишь в’ послед-
нее время делаются попытки раскрыть
специфическое содержание монументально-
	сти с точки зрения социалистического
реализма. Бесспорно, что лишь та скульп-
тура, где воплощена большая идея, где
раскрывается героический образ передо-
вых людей нашей эпохи, может притязать
на монументальное значение. Отбрасывая
жанровые случайные детали, советский
монументалист должен подняться до’ 0обоб-
щенного синтетического отражения социа-
листической действительности.
	В лучших образцах монументальной
скульптуры глубокое содержание всегда
неразрывно связано с большой архитек-
турно-пластической идеей. В монументаль.
ном произведении раскрытие образа тесно
связано с 0с0быми  композиционными
приемами, созвучными данной Teme. Bo.
площение больших идей немыслимо без
большой синтетической формы, без цело-
стного и четкого архитектонического за-
мысла, исключающего бытовые; анекдотие
ческие ‘эпизоды и детали. Приближение
к этому идеалу мы видим, например, в
замечательной скульптурной группе В. И,
Мухиной, где все детали, трактовка голов,
тела, драпировок, подчинены трандиозно-
му пластическому замыслу — стремле-
нию вперед, символизирующему великие
достижения Советского Союза. Рельефы
Г. И. Мотовилова — превосходные образ-
цы советской монументальной скульптуры.
		Новинки музыкального творчества
	ской и мягкой, задумчивой. Разработка их
проведена интересно. Можно было бы уп-
рекнуть композитора лишь в некоторой
наивности самого музыкального материа-
ла. Вторая часть —  созерцательное
апдат{е — несколько › ‘импрессионистична
по характеру, с ` отголосками. фанфар и
плясовым, несколько неожиданным по сти-
лю, эпизодом. Третья ‘часть — вариации
на вызывающую симпатии. слушателя .ве-
селую. тему. Пожалуй, только вариации‘ эти
недостаточно разнообразны,
	Хочется сказать автору, что произведе-
ние кажется требующим некоторой дора-
ботки. Во-первых, возможно и желатель-
но расширить фортепианную партию. Ме-
стами рояль молчит там, гле он мог бы
звучать, особенно во второй части: более
щедро введенные соло рояля подчеркнут
созерцательность этой музыки. Кроме того,
желательно усилить звучность в некото-
рых пассажах первой части: она недоста-
точна в сравнении со звучностью оркест-
ра.  С задачами оркестровки автор в общем
справился; наиболее удачно трактована
групна деревянных духовых. Но жаль, что
так скупо, даже робко применяются удар-
ные, которые могли бы внести  красоч-
ность, колоритность, ритмическую остроту,
	71-я симфония Книппера также трехчаст-
на. Основной тонус ее лиричен, но втор-
жение фанфарных мотивов вносит батальь
ный элемент, который, развиваясь, усили-
вает динамическое и темповоё напряжение
музыки. Первая часть, несколько эпичез
ская по’ началу, приводит через лирику.
и фанфары к драматическому заключению.
Во второй части пгироко’ развитая певу-
чая TéMa внезапно (вызывая Недоумения
слушатеней!) сменяется плясовым MOTHe
вом. После повторения  певучей темы и
краткой реминисценции темы  плясовой
эта часть, вамирая, заканчивается кал бы
на полуслове. Г
	Финал симфонии наиболее удачен. Сво-
им напряженным Динамиамом и мастер-
ским контрапунктическим заключением он
производит наибольшее впечатление. Ор-
кестровая часть-—на значительной высоте:
	автор всегда находит звучное убедительное
оркестровое воплощение своих замыслов.
Интерес представила «Лирическая сюи:
та» Ф. Сабо. Заслуживает внимания уже
‘состав’ оркестра в этом сочинении — толь-
ко струнные (что в настоящее время
встречается очень редко). Хорошо, что ав-
тор стремится воздействовать на слушате-
ля сдержанным, осмысленным р!апо, прэ-
обладающим в сюите. Этому соответствует
необходимое здесь боггтетво музыкального
материала. Можно только отметить чрез-
мерную лаконичность, даже просто корот-
кость темы первой части, что вносит неко-
торую неизбежную суетливость в развитие
и противоречит лиризму, который обещан
автором уже в самом затлавии произведе-
ния. Вторая и третья части внутренне
схожи по характеру музыки, но вторая —
речитативная, третья — шире, более пе-
вуча. Финал, обозначенный автором ргез\о,
воспринимается слушателем скорее как
allegro moderato. Ilo характеру это празд-
ничная, приноднятая музыка. . - ---
	Ф. Сабо — автор ряда популярных мас-
совых песен — в сюите показывает нам
другую сторону своего творчества: способ-
ность к лиризму. В этом плане он дает
несомненно ценные и интересные стра-
ницы; у него есть острота музыкального
мышления (редкое качество), вкус, яркб
выраженное наличие своей творческой
эстетики. Но наряду с этим музыке Сабо
свойственны некоторая сухость,  ‘структур-
ная скованность. Возможно, что причи-
НЫ этого в том, что автор пишет мало ин-
ии музыки, А ЛЬ, ибо она
интересна!
	Выступление в этом концерте И. Яун-
зем — на уровне ее отличного, испытан-
ного и всеми любимого мастерства,
	Интерес и успех всего концерта в це-
лом многим обязан Л. Книпперу как ди-
рижеру: авторы исполнявшихся произве-
дений могут быть ему благодарны за чут-
кое, вдумчивое отношение к их замыслам.
Он ведет оркестр с живым, горячим тем-
пераментом и художественным тактом,
	М. ЧЕРЕМУХИН
	Симфонический концерт Московской го-
сударственной филармонии 25 октября
вызвал живой интерес своей программой,
составленной из новых сочинений co.
ветских композиторов.  Порадовало, что
почти все исполненные произведения бы-
ли отмечены серьезностью творческих на-
мерений, стремлением композиторов по-
ставить себе солидную художественную

задачу и по мере сил трудиться над ее
осуществлением,
	По характеру этой целеустремленности,
несмотря на все. различие мастерства и
художественной зрелости авторов, в изве-
стной мере можно сравнивать фортепиан-
ный концерт Ф. Витачека и 7-ю симфо-
нию Л. Книппера.
	Оба эти произведения — лирико-фило-
софокого склада, Какой-либо точной про-
граммы у них, очевидно, нет, но и в том
и в другом сочинении музыкальное раз-
витие возникает из контрастирующих му-
зыкальных мыслей: в обоих случаях ли-
рические певучие темы  противопостав-
ляются темам фанфарно-под’емного Bone
	вого характера.
	в 0боих случаях хочется возразить
авторам: напрасно они уделяют так много
внимания фанфарам. Происхождение фан.
фарного стиля (военный строй, сигналы и
пр.) органически иное, чем, скажем, воз-
никновение музыкальных мыслей суб’ек-
тивно-лирического порядка. Это ясно каж-
дому. Фанфары в симфонической ‘музыке
звучат и воспринимаются всегда «цитат
но». Если так, то целесообразно ли пы-
таться об’единять то и другое, в единой
музыкальной концепции? Ведь без внут-
реннего единства нет и единства. стили-
стического: получаетея не противопостав-
ление музыкальных образов, а просто
внешнее стилистическое противоречие. `
	Концерт Витачека, эффектно сыгранный
Л. Обориным, в целом представляет собой
большой шаг вперед, совершенный этим,
видимо, напряженно работаютщим  компози-
тором; это ‘наиболее крупно задуманное
из его произведений. Первая часть’ постро-
ена на’ лвух темах — фанфарно-героиче+
	«?РАБЫТЫХ СТРАБН
	«Забытые страницы» в Московском театре сатиры На свимке (слева ипаправо): артист
	В. Н. Анисимов в роли
	и артистка 3. Н овягина в роли Бати («Маленькая оптибка»
		Мити, артист 3. М. Залесский в роли МЛария Михайловича
	по Лескову)
Фото 0. Шингарева
	Было бы совершенно неправильно гово
	рить о «новых путях» Театра сатиры B
	связи. с только что показанным” опектав-
nem «Забытые страницы». Но. отнюдь не
преждевременным будет утверждение, что
талантливый коллектив театра находится
сейчас в стадии поисков, опытов, возмож.
но даже — творческой тревоги: последняя
премьера театра об этом непреложно сви-
	детельствует...
	часть спектакля потому, что здесь мы уви-
дели новое лицо Театра сатиры.

— Позвольте) нам показали не воде-
виль! — говорили в антрактёе «чеховеды».
И действительно, это был не ‘водевиль
хотя бы уж потому, что не так много, не
	‘Так, часто и не так беззаботно, как обыч-
	но в этом театре, смеялись. зрители. И
Ревунов-Караулов (Корф) был не столь
CMCINOH, сколь драматичен, а «жених» (Ко.
зубский) не столь комичен, сколь страш-
новат. Не водевиль? Правильно! Какой
уж тут водевиль, когда не акушерке Змею-.
киной, а врителю становится душно от
этого парада уродов, показанного театром
с творческим гневом, — какой ‘уж тут во-
девиль!

Театр’ дал свою концовку пьесе: неве-
ста (Стеклова) осталась одна на сцене,
	застыла в кресле с лицом-маской; входят
лакеи и тушат лампы. Смелая, изобрета--
тельная концовка, намекающая на Alb.
	тельная концовка, намекающая на даль-
нейший путь Чехова — к «Палате № 62,
«Скучной истории», «Моей жизни»...
	Й верное и смелое художественное чу-
The проявил театр, не пойдя по линии
наименьшего сопротивления (чего там OCO.
бо мудрить! разбабахаем водевильчик, и
дело с концом, на то мы Театр сатиры,
специалисты по смеху!), а стремясь най-
ти в «Свадьбе» подлинного, большого Че-

хова. И нашел — и показал забытую,
но горькую и страшную страницу...
. %

И тем самым придал значительный ин-
терес спектаклю, ибо спектакль вое же
прозвучал, несмотря на. существенные не-
достатки, целостной композицией, посвя-
щенной старой Россий и оправдывающей
название «забытые страницы». И. вместе
с тем театр демонстрировал в этой своей
постановке, главным образом в постановке
«Свадьбы»; что он не успокоился на своих
достижениях «самото смешного». ‘театра
Москвы, что он далек от творческого за-
стоя H fe GORTCA HITH на рик — ив 06-
ласти новой тематики, и в области не-
обычного для себя стиля; что, следова-
тельно, коллектив Театра сатиры — под-
линно живой организм; Как же иначе?
«Покой и неподвижность ‘не соответствуют
живому организму, они. господотвуют cps.
ди мертвецов» — так говорил две с поло-
виной тысячи лет назад грек Гераклит. И
этой истиной живет всякое. подлинное ис-
	Мих. ЛЕВИДОВ
	премьеру; но нужно ми указывать, что
приветствовать отнюдь не означает при-
нять ее безоговорочно ‘и во всем © ней
		согласиться?

«Забытые страницы»... Конечно, страни-
	цы прошлого, старой, царской, помещичь-
	Следовательно, это не только спектакль,
состоящий из трех одноактных пьес -г че-
ховской «Свадьбы», «Детей» Горькото и ин-

Чт: Е
	ПОР Г 4 ВР ДИТЯ о

спенировки лесковской новеллы «Маленъ-
кяя оптибка». Можно дотадаться, что театр

И. АГ
	предполагал создать единую, стройную

es ee wre ne
	композицию. из трех этих пьес, компози-
	цию единого, если не художественного, BV
идейного ` стиля. Замысел этот, большой и

серьезный, не во всем и не везде удался.
	Были мастерски исполнены все три пье-
	сы спектакля: блестяще, но ‘по-разному,
каждая в резко отличном стиле. Да иначе
оно и быть не могло: нельзя ведь насиль-
ственно унифициротать, подстричь под од-
ну ребенку трех замечательных русских
писателей. Когда-то было в моде баловст-
BO с классиками, но пусть былая эта мода
останется такой «забытой страницей» со-
ветского тзатря, какую никому не придет
в голову воскрешаль...
` Интерев и значение спектакля заключа-
лись, следовательно, не в TOM, как. были
«об’елинены» ‘Лесков, Горький. и Чехов,
я как был показан каждый из них в от-
	дельности.
Впрочем, от подлинного Лескова уало
что осталось. Чудесная новелла Лескова,
входящая в цикл ето «Святочных раоска»
зовз, одновременно ‘и лукавая и режная,
значительно пострадала в  ипоценировке
Н. Ульянинского: получился лобовой   и
грубоватый антирелигиовный водевиль.
о очень смешной водевиль, поставленный
и разыгранный так, как коллектив Театра
сатиры это делать умезт: в хорошем TeM-
пе, с остроумной изобретательностью (по-
становка П, Н. Поля). И все же ничего
	принципиально нового для Театра сатиры   лось на сцене Театра сатиры. Ибо печаль
	в этой части спектакля мы ие увидели.
	1 вряд ли интереснее с этой точки вре-
ния была покйзана пьзса Горького (в 10-
становке Р. Г. Корфа). Такая ‘ли это, «бы-
товая» пьеса, как это показалось поста-
новщику и большинству исполнителей?, Не
подменены ‘ли фигуры Горького персона.
жами из обличительного водевиля 0 куп-
цах? Cyopa нет, Курихин, Зенин, Холо-
дов, Инанов, игравшие основные роли в
пьесе, прекрасно доказали, что они. 6°30-
шибочно овладели стилем, условно гово-
ря, «купеческих» пьес, `Спора нет, арти-
стки Фролова и Пугачева с ослешительной
виртуозностью исполнили введенные для
смеха в пьесу интермедии... ‘
	Но точно так же не может быть спора
и о том, что от печальной’ тротеокности
этой пьесы Горькото (недаром названа
она «Дети», персонажи ее — взрослые
тлупые и несчастные дети) мало что’ ‘оста-
	и гротескность потонули в бытовиинке,
в сапогах бутылками, да и просто, в 6y-
тылках, опорожняемых персонажами. Толь.
ко у молодого артиста Драгунского, испол-
нителя роли  пъяницы-изобретателя, проз-
вучали горьковский ужас перед гротеск-
ной нелепостью показанного уголка жизни,
торьковская ‘ненависть к этой нелепости;
с тонким пониманием характера персона-
жа и с умной сдержанностью была сыгра-
на эта роль.

И с полным основанием можно сказать,
что именно это качество — тонкого пони-
мания — доминировало в третьей, наибо-
лее удачной части спектакля, в чехов-
ской «Свадьбе». Нужно очень придирать*
ся, ‘чтобы найти какие-либо из’яны в. пре-
	красной постачовке режиссеров: Е. В. Ля-
	уданской и М. Н. Овчининской, в совер-
шенно блестящем мастерстве Кара-Дмит-
риева, Корфа, ‚Козубского, Рудина, Соловь-
евой. Но 06060 интересна и ценна эта