14 НОЯБРЯ 1939 г. № 81 (664),
	Художника
ановохого
	Новая картина 3
Moro H. Гр
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	a1 (6) 0 00673
	_ 1 одовщина постановления
пропаганлы в связи с выпуст

MW)

OBIE May iia:

На-днях в помещении Московского това-
рищества художников открылась выстав-
ка живописи, скульптуры, графики. Уро-
вень выставки не очень высокий, но она
очень значительна ‘и’ ийтересна “тем, что
зритель познакомится на ней с рядом мо-
лодых. дарований, из. которых - „большии-
ство выступает“ со своими; первыми боль»
шими работами, Многие из’ них. предела-
ли серьезную’ предварительную работу
над рисунками, этюдами; оскизамиу 2)’

Я знаю, например, как создаваласв
картина С. Эйтеса” «Симфоническай op-
кестр». Художественный совет рассмат-
ривал. этюды художника, множество
зарисовок и - превосходный, на. мой
взгляд, эскиз к этой картине. С. Эйгес
долг и упорно искал образного ‘выраже-
ния для своей любимой темы -— музы-
кант во власти вдохновения. Картина
его — не просто . совокупность этюдов,
Это взволнованный рассказ подлинного
художника о творческом состоянии. людей,
захваченных. музыкой, и

Три эскиза Л. Танклевского — TPH Bar
тианта одной и той - же темы «Смерть
	ушкина». Его работа -- целая. повесть
	ложа умирающего. Н. Н. Пушкина прини“
кла к. руке мужа, и ткань ее платья пе-
реливается. в лучах света, Во втором ва-
рианте меньше суеты, композиция. строже,
но. центр цветовой композиции все еще в
блестках красивого платья. И только в
третьем варианте Ba первом плане муче-
ническое лицо поэта, внизу едва заметна
склонившаяся к руке женщина. Трое дру-
se стоят у ложа, смерти. Каждая фигу-
ра — образ беспредельной, скорби. А лицо
человека в мундире, напряженное; гнев-
н08; он напоминает Лермонтова. Глубокий,
красивый колорит отличает эти. превос-
ходные эскизы,

Труд-радость, о котором, как о счастье,
мечтали герои Горького, показала худож-
ница И. Вилковир. Со. ‘своими ‘тероями
она встретилась на ‚берегу ‘моря, где, мо-
жет быть, проходил некогда презирающий
	труд бродяга Челкаш, Рыбаки разбирают
улов. На прежних ‘выставках мы видели
небольшие работы Вилковир, всегда от-
меченные живописным дарованием и свое-
	образным, глубоко личным. подходом ху-
дожника K природе.! Сейчас мы впервые
	видим ее ‘как. автора болыной содержа-
	тельной и смелой. композиции, как жч-
вописца, умеющего чрезвычайно тонко и
уверенно показать отношения цвета; Вил-
	ковир. удачно выбрала типаж, смелые и
характерные ‘лица. Она своболно развер-.
	нула пейзаж -— широкую тладь моря,
ВБлеснул ‚рядом. ‘превосходных картин
	мало известный ‘широкому ‘зрителю Л. Аро-
нов. Его полотяа’ написаны ° чистыми,
	нов. Ero полотна’ написаны чистыми,
теплыми красками. Из ‘очень ‘скромных
мотивов деревенской природы он создал
пейзажи-картины, «Осень», «Осенний
сад» — в этих пейзажах прочувствован-
noe H трепетное’ прославление зблотой
осени, хрустальной прозрачности послед-
них солнечных дней, нежного голубого
неба. Небо тонко, чисто живописно связа-
но с цветом прозрачных деревьев, свобод-
HO передано глубокое пространство, свежи
и. оригинальны эти скромные пейзажи.
Жанровая картина‘ «Материнство» переда-
на чрезвычайно тепло, интимно. Образ

«Материнство», Новая картина художника.
Л. И. Аронова, Фото Ю. Говорова
	песен. на эстраде невоз-
можно, так как боль-
шинство из них пред-
	‚„Назначено для’ хора си
Залтисывалось без My-
зыкального сопровожде-
ния. Большинство. песен
нуждалось в обработке
	ПУСНОЙМ „ыПатного. МУСЯ 2
	Работа парторганизаций
оживилась
	Советский район столицы занимает одно
из первых мест по количеству художест-
	свульнторов, несколько музеев,
Идейно-политическов воспитание
	идеино-политическов воспитание этой
стромной армии художественной интелли-
генции является задачей большой важно-
		разнообразные формы пропаганды, Ежеве-
черне з& полчаса до начала спектакля че-
рез внутреннюю радиостанцию транслиру-
ются. наиболее ‚интересные статьи ‘из цен-
тральных газет; Большая группа атитато-
ров-беседчиков во: время длительных ан-
трактов проводит агитационную ‘работу.
Три раза в месяц курсанты подшефной
военной школы делают. сообщения о теку-
щей политике. :

Ежемесячно для всего коллектива театра
устраиваются доклады о международном
положении, .

Многие из творческих работников
театра, систематически изучающие  исто-
рию большевизма, вотупили в ряды ком-
мунистической партии, Это актеры Краин-
‘ский, Алчевский.  Гололобов;, ° Тарский
`и др. Товарищи, политически выросшие,
возглавляют ответственные участки работы
в театре.

Десятки людей, ранее в. театре не из-
‘вестных, благодаря изучению марксизма-
‘ленинизма стали в театре. лучшими активи
‚стами-общественниками. 1
		Овладеть сокровищнищей
марксистско-ленинской
теории
	  Постановление ПК ВКП(б) «О постанов:
	ке партийной пропаганды в связи с
выпуском  «Краткого курса истории
ВКИ(б)» вызвало в Большом театре
	подем работы по партийно-политическому
просвещению. ‘Самостоятельная работа над
«Кратким курсом ‘истории ВКП(б)» воспи-
тывает интеллигенцию TeaTpa B духе
марксизма-ленинизма, Артисты посещают
лекции, активно участвуют в теоретиче-
ских конференциях, бывают на конеуль-
тациях, организуемых = парткабинетом
театра. Проводятся теоретические конфе
ренции по тлавам учебника. ‹
	  Готовясь в докладу по одной ‘из тем
первой части учебника—Борьба Ленина
6 народничеством», М. Габович прочитал
произведения Ленина «Экономическое CO-
держание народничества и критика ето в
хниге Струве» и «От какого наследства
мы отказываемся», произведения Плеха-
нова «К вопросу о развитии монистиче-
ского взгляда на историю», «Роль лично-
ети в историй» и другие книги и Статьи,
	  Хорошо прочитала свой доклад на тео-

етической ‘конференции Е. Катульская.
аботая над темой «Промышленный кри-
зис и революцконное рабочее движение с
1901 по 1904 г. в России»; она прочитала
ГИ том сочинений Ленина (статьи «Уроки
кризиса», «Новые побоища», *«Новые со-
бытия и старые вопросы» и др.). Помимо
этого, т. Катульская прочитала сборник
«Батумская демонстрация 1904 года»,
книгу Берия «К вопросу 06 истории
большевистских ортанизаций. в Закав-
казье», многочисленные статьи из’ газет и
журналов.
	Батурин продолжительное время ра-
ботал над книгой Ленина «Что делать»,
над брошюрами «В помощь партийной
учебе» и рядом статей ‘из газет и журна-
лов, которые были предоставлены артисту!
парткабинетом театра,
	Тема выступления П. Норцова-——Разно-
тласия по организационному вопросу на
If С’езде РСДРП». Помимо «Краткого’ кур-
са истории ВКП(б)», он, работал над. про-
изведениями Ленина «Шаг вперед, два

шага назад» и «Рассказ о П C eane
РСДРП».
	‚ Хорошие доклады на теоретических
	конференциях сделали артисты В. Люб-
	ченко («Разногласия внутри старой
«Искры» между Лениным и Плехано-
вым»), Н. Краморев («Книга Ленина «Что
делать?», «Идеологические основы’ марк-
систской партии») и К. Терехин («Сти-
XHHHOCTh и сознательность в рабочем
движении»).
	Много работали над произведениями
классиков марксизма-ленинйзма артисты
С. Хромченко, Л.  Баклина, А. Зелинская,
. Моисеева, С. Звягина М. Петрова,
С. Мессерер, ВБ. Зелёзинский, 0. Лепешин-
ская, М. Ботолюбская, И. Чарноцкая,
Н. Капустина, С. Шашкин и др.

Хорошо развернута работа по изучению
истории партии в оркестре Большого
театра. Артисты. оркестра тажже прини-
мают участие в ‚теоретических конферен-
циях, посещают беседы по истории пар-
тии, которые проводят инструктор Сверд-
ловского райкома ВКП(б) т. Иванова и
лектор т. Москалев. Особую активность
проявляют ‘артисты оркестра тт. Золотов-
ский, Лубман, Плуталов, Солодуев, Бы-
стрыжинский, Прессман’ Агронский, Гур-
вич, Гувасов и др.
	Тодовщину опубликования историческо-
го. постановления артисты и весь коллек-
тив ордена, Ленина Большото театра
Союза ССР встречают с еще’ большим
	желанием овладеть сокровищницей марк-
систско-ленинской теории.
		Жанры,
	_б интересом изучаем
историю партии
большевиков
	Год, прошедший со дня опубликования
постановления ЦК ВКП(б) «О постановке
партийной пропаганды в связи с выпус-
ком «Краткого курса истории ВКП(б)»,
был тодом коренного улучшения всей пар-
тийно-массовой и политической работы. в
Московской тосударственной консервало-
рии,
	’. После опубликования исторического ре-
шения ЦК  ВКП (6) парторганизация  Мос-
ховской консерватории поставила своей
	  основной задачей наладить систематичес-
	кое изучение «Краткого курса истории
ВКП(б)» коммунистами, комеомольцами и
беспартийными педагогами и студентами,
Для этого при кафедре  марксизма-лени-
ниама были, организованы постоянные
консультации; лекции, беседы, выставки
ит д. ;
	Проводимые кафедрой марксизма-лени-
низма ежедневные консультации охотно
посещаются профессорами, студентами и
работниками консерватории. Во многих
случаях консультация прикрепляет к от-
дельным товарищам педагогов кафедры
марксизма-ленинизма, которые помогают
им индивидуально изучить историю боль.
шевистской партии, труды Маркса—Эн-
тельса—Ленина— Сталина. В консульта-
цию обращаются с ‹амыми различными
вопросами. Опрашивают, какую следует
прочесть политическую и художественную
литературу, чтобы лучше усвоить отдель-
ные главы «Краткого курса истории
ВКП(б)», задают много вопросов о между-
народном положении, о решениях внеоче-
редной пятой сессии Верховного Совета
СССР и т. д. В последнее время, напри-
мер, в консультацию за помощью обраща-
лись профессора. Владимирова, Табаков,
преподаватель консерватории Калюжная,
преподаватель музыкального училища
Гендлин и многие другие, самостоятельно
изучающие историю ВКП(б). `
	Для педаготов организовано также не-
сколько тематических кружков. Так, педа-
гоги вокального факультета об’единены в
кружок, в котором успешно проходят
«Краткий курс истории ВКП(б)». Такие
же кружки существуют при нотной биб-
лиотеке, акустической лаборатории и др.
	Широко развернуто изучение истории
большевистской партии среди студентов
	NS EE EEE

консерватории. Раз в пятидневку читаются
	лекции 06 основах марксизма-ленинизма.
На первом курсе с октября работают. 5
семинаров, в Которых занимаются по 25—
80 студентов. После лекций отдельные
тлавы «Краткого курса истории ВКП(б)»
подробно прорабатываются на семинарах.
Слушатели проявляют огромный интерес
	к истории большевистской партии, задают
	много вопросов, обмениваются опытом
своей работы над учебником. К ‘семина-
рам устраиваются выставки трудов клас-
CHROB  маркаизма-ленинизма, художесть
Бенной литературы, довументов, Фотогра-
фий ит.  д.
	Опыт показывает, что проработка прой-
денных глав на семинарах значительно
помогает студентам усвоить. «Краткий
курс истории ВКП(б)›. После ‘зимних ка-
	никул такие семинары будут организова-
ны для студентов \2, Зи 4 Курсов.
	‚ Большую работу ведет кафедра марк-
сизма-ленинизма по подготовке педагогов
Е лекциям и семинарам, На заседаниях
кафедры обсуждаются темы и конспекты
лекций. Для обмена опытом преподавания
устраиваются беседы. педагогов, препода-
	а И эха. PO ОВ

ватели бывают также друг у друга на
уроках. т
	„В консерватории устраиваются HORTA
и беседы по истории большевистской п

тии, о работах В. И. Ленина и И. В.
Сталина, об успехах страны социализма,
	о международном положении, которые
привлекают всегда большую аудиторию.
Преподаватели и студенты Московской
	консерватории стремятся глубоко и серьез-
но овладеть большевизмом, овладеть ве-
ликим учением Ленина — Сталина.
	Песни
	Немного более года назад в Московском
театре оперетты было два политкружка, в
которых занималось едва ли 15—20 чело-
век. Этой «сетью политпросвещения» и ог-
раничивалась система политического обра-
	зования в коллективе.
	Постановление ЦК ВКП(б) o пропаганде
вдохнуло живую душу в дело изучения
марксизма-ленинизма. Это легко доказать
на примере Московского театра оперетты,

Прошел только один тод. А как резко
изменилась картина. Более половины всего
коллектива систематически изучает ието»
	pur BHIT(6).
	«Концерт»,
С;   Эйгеса.
	матери с. ребенком ‚на: коленях очень кр
сив, картина благородна по цвету,

Советские: художники часто берут в ти
честве темы своих картин отдых советеко.
ro человека. На выставке этой’ теме по.
священы две картины: 0. Яновекой (‹В
отдыхе»); и П. Мосаковского («В тостях»),
`В картине Яновской прежде всего хочет
ся отметить прекрасную передачу воздуха,
серебристого света, льющегося сквозь ID
ству. енщина, протянувшая руки к №
 бенку, превосходиа. по ‘рисунку, Е ден.
жения выразительны, в них нежная мате.
‘ринская любовь Картина красива m0 me
ту, в Hel много. чувства, она товорит 9
бесспорном творческом росте художницы,
В картине. I. Мосаковского-—первой боль.
шой работе молодото художника—много не
достатков, Центральный образ’ рассказчи.
ка-краснофлотца не найден, грубовато от.
ношение ‘цветов! друг к другу, но отдель
ные места в картине (женская ‘фигура в
полосатой. майке, блики света у crom
и тд) обличают.в нем живопиноца о
прекрасными задатками;

Следует также безусловно отметить пер.
вую картину. М. Фейгина «В львятнике
зоопарка». Можно упрекнуть художника в
некоторой › элементарности. композиции
однако. в картине прекрасные по жизопт.
си куски. Особенно. пластичны! и выра.
тельны фигура могучего льва, ребенок на
руках и т. ди. :

Большими живописными достоинствами
отличаются ‚ портретные работы К; Доро-
хова и А. Бржесской. Портрет Дорохова чу.
десен по колориту; Он превосходно осве
щен теплым. и, ясным ‚светом, ‘и биз
юной задумчивой девушки полон. жизнен.
ной ‘силы. Бржесская ‘написала маленькую
девочку, Она очень’ мягко, пластично’ рас.
крыла характеристику ребенка.
	` На выставке хочется отметить целый
ряд очень удачных пейзажей — Кузнец
ва-Волжекого, ^ Н. Pomanwia («Нал Bor
	‚ ТОЙ», «Дождь ‘моросит»). сияющее серебри.
	стым светом «Утро» Ржезникова, его в
«Утолок’ сада», ! несколько пейзажей В.Р
довой, «Ветреный‘ день» и «Утро» Д. Ч,
Reca, «Ha пляже», «Прибой» `0. Калумаю.
вой, крымский вид Чекмазова. Из трафи.
ческих работ выделяются очень любовно
и тонко сделанный офорт Л. Тараканов
«Набережная»,  офорт Е. Строгановой,
ленинградский пейзаж” Орлова. Хочется
также отметить работу А. Кокорина «Р».
конструкция. Москвы» — вещь поэтиче.
скую и живописную,

Наряду © довольно скучными, ординар
ными скульптурами’ на’ выставке можно
стметить 8—4 хорошие работы. Это прех.
де’ всего сидящая девушка скульиорь
Л. Зандберг, портрёт, исполненный Е, Ву:
четичем, ‘пластичная’ ‘детская фигурка
В. Шероновой, «Лыжник» Аболакова и д»
 Выставка дает обильный материал для
творческой дискуссии, но ее лостижения
не дают повода для самоуспокоения, так
как наряду с серьезными и добросовест
ными работами много серого, неинтерес
ного По замыслу. Мне думается, что дис
пут 0 выставке должен пройти под зна
KOM самых высоких’ требований к заметно
выросшим молодым ‘советским художни.
	В. ЕФАНОВ
		Началу изучения истории партии пред-
	шествовал ряд лекций о том, как работать
над книгой, как ‘составлять конепект, как
	организовать самбобразование и т. д.
	‘Лекции эти, охотно посещаемые почти
всеми, помогли во многом. Большинство
товарищей заявило о своем желании са-
	мостоятельно изучать историю партии,
	Партийное бюро театра’ не обрекло это
самостоятельное изучение истории пафтии
	на самотек, Два раза в месяц квалифици-
рованные лекторы ‘читают доклады по от-
дельным главам ‹Краткого курса’ истории
ВКП(б)». Большую помощь оказывают так-
же и консультации. ]
Метод самостоятельного изучения ибто-
	рии партии завоевал успех в театральном
	коллективе. Люди учатся с подлинным BH-
тузиазмом и сделали за тод большие
успехи. Особенно это относится к TT.
М. Урбану, Н. Гололобову, 8. Степанчико-
вой, А. Степановой и многим другим ар-
	тистам театра. Одна ‘группа актеров по-
	сещает лекции по истории партии в До-
ме актера, ‘другая приобрела абонементы
в лекторий МГУ, где слушает лекции вид-
нейших профессоров столицы по теории
марксизма-ленинизма,
	18 товарищей заявили. о своем желании
учиться в кружке по истории партии. Та-
кой кружок организован,

Парторганизация Московского театра
оперетты использует самые широкие и
	Источн
	«Краткий курс истории ВКП(б)» для
нас, художников, не только энциклопедия
знаний в области ‘марксизма-ленинизма,
HO и источник могучих образов, ярких и
выразительных композиций. :
	Поэтому © таким увлечением, 6 таним
тлубоким интересом ‘взялись сейчас rpa-
фики за подтотовку к предстоящей в бу-
лущем году выставке иллюстраций на эти
темы. Это задача ответственная, почетная
и сложная. Оложная потому, что худож-
нику надо много знать о событиях ми-
нувших ‘дней, чтобы с должной силой и
выразительностью восстановить их перед
глазами нашей мололежи.
	изучаю историю партии систематя-
чески, начиная с тех периодов, которые
меня особенно ‘интересуют. Много работал
над главами 17-й—8-Й; подготовкой Октя-
бря и всем периодом гражданской войны.
Темой «Штурм Зимнего» занимаюсь уже
давно. Многое читал, старался собрать
свой собственный архив по’этой теме —
очерки, воспоминания, статьи, ездил в
Ленинград, чтобы по’историческим местам
возобновить в памяти следы. тех дней.

Когда читаенть ‘историю партии, неволь-
но хочется больше; узнать, глубже понять
характеры ее лучших борцов, героические
образы ‘и славные подвиги которых так
любимы советским народом: 8-я глаза, над
	Это — хорошая уверен-
ность в ‚своих силах,
она дает все основания
предполагать, что кон-
Kype будет’ очень’ таз:
	нообразным, интерес-
ным и содержательным,

Энтузиазм молодых
	В былое время в театрах вовремя таст:
ролей кроме спектаклей ничем не занима-
лись. Кружки  свертывались, а © ними
прекращалось и политобразование.

Только что вернулся из гастрольной
поездки Государственный еврейский театр.
В отчете о проведенных парторганизацией
мероприятиях значатся: теоретическая
конференция по 1-й главе истории ВКП(б)
— докладчики М. Штейнман, М. Басин! и
Я. Цыбулевский, доклад о международном
положении, доклад т. С. Михоэлеа о кон-
ференции режиссеров, консультации в по-
	  МОЩЬ самостоятельно изучающим историю

ария не
	BHIT(6).

Ни ва один день не прерывалась на
тастролях политико-воспитательная работа.
В Одессе, Харькове, Ворошилозвграде. вез.
де, где выступал театр, коллектив его жил
полноценной политической, жизнью. Пере-
довики политического самообразования —
С. Фабрикант. М. Басин, М. Штейнман,
М. Гольдблат, Д. Финкельштейн, Я. Герт-
Hep и многие другие творческие ра-
ботники театра—продолжали и на гастро-
лях овладевать  марксистско-ленинской
теорией.

Постановление ЦК ВКП(б) о пропаганде
оживило работу партийных организаций,
приобщило к активной политической жиз-
ни огромное число работников искусств.

1 P,

в
пмриочиитьтитат
	ик творческого
	вдохновения
				которой я долго работал, рассказывает 0
	событиях гражданской войны, тех тодах,
в которые складывались замечательнейнтие
военные ‘руководители, как Фрунзе, Во-
рошилов, Буденный, Ока Городовиков, re-
рои-самородки Котовекий, Чапаев, Лазо,
Щорс, Пархоменко. Становление этих во-
левых, отважных людей, воспитание их
характеров, их чувств чрезвычайно  инте-
ресовало меня. Работая над этой главой,
я знакомился в биотрафиями, в частно-
сти много читал © жизни Ворошилова,
разговаривал с военными специалистами,

хорошо его знающими, делал иллюстрации
к биографической книге «Луганцы».
	Сейчас мне хочется отобразить в ри-
сунках УШ Чрезвычайный С’езд Советов,
С’езд, на котором принимался величай-
ший документ, нашего времени — Сталин-
ская Конституция. Буду читать стено-
граммы, бюллетени, все материалы С’ез-
да. Конечно, такая работа над книгой
была’ бы затруднительной в кружке иля
семинаре, Но без регламента каждый из
художников может так же, каки я, доль-
ше ‘останавливаться ‘на событиях, взвол-
новавигих, больше читать о них, собирать
очерковые и исторические материалы, что-
бы, когда их накопится достаточно, по-
работать над интересной композицией.
	График В. ЕРМОЛАЕВ
	полно... существуют ли в самом деле ка-
кие-нибудь законы построения, ‘эстрадного
концерта? Да, существуют, но о них ва-
были. : С

Что’ представлял собой эстрадный ROH-
церт в прошлом? В 1905—1910 тг. в та-
КОМ концерте обязательно принимали уча-
стие цыганский изрусский хоры. в пляс-
ками, куплетист, «лапотный» дуэт, юмо-
рист-рассказчик, акробат с эксцентриком,
исполнители цыганских романсов (вопом-
ним Вяльцеву,  Панину, Давыдову, Поля-
кову) и обязательно ‘большой аттракцион,
	демонстрирующий сложную и .‘совершен-
	ную цирковую технику.
	Было бы неверно, конечно, слепо копи-
ровать самый характер такой программы,
но принции ве организации следует при-
знать правильным, Это все — настоящая
эстрада, а не отрывки из спектаклей дра-
матических и оперных театров и оперетт.
При этом в таком концерте представлены
почти все эстрадные жанры, многие из
которых сейчас, к сожалению, забыты.
	Совершенно утерян на нашей эстраде
жанр куплета — жанр, исключительно
выигрышный, ударный, доходчивый, вы-
зывающий живую реакцию зрительного
зала своей остротой и злободневностью.

Конкурс должен будет реабилитировать
незаслуженно забытые жанры. Но дело не
только в этом. Все мы, эстрадники, рабо-
таем на собственный страх и риск, без
художественного руководства.
	Как я готовлю свой репертуар? Прежде
всего читаю. Читаю много, почти всё, что
выходит из печати в области юмористиче-
ского рассказа, пародии и шутки, Я стрём-
люсь отобрать для себя репертуар, кото-
рый бы непременно отвечал двум требо-
ваниям — лаконичности и доходчивости.
Помимо того, я. нахожусь в постоянной
переписке с авторами, работающими в об-
	ласти малых форм,
	В сожалению, наши эстрадные органи-
вации мало помогают артистам в форми-
ровании их фепертуаря и неё являются ме-
стами творческого общения эстрадников.
Многое, очень многое должен повернуть в
жизни эстрады начавшийся ‘конкурс. Я
с нетерпением жду прихода на эстраду
новых, молодых, талантливых ‘артистов.
Я хочу верить, что им придется работать
в условиях, обеспечивающих их дальней-
щий творческий рост.
	В. Я. ХЕНКИН

член оргкомитета всесоюзного
конкурса эстрады
	предпочитают. выступать лишьв целтраль’
ных, областях страный избегая показывать
свое «творчество» ‘на местах. Не стану
же эти: исполнители петь, скажем, грузия.
ские ‘песни на территории Грузинской
ССР; где их. ‘могут. легко разоблачить!»
Многие ‘артисты тонятся ва большим #0:
личеством. песен! различных ‘народов, же
лая блеснуть «знанием» двадцати и. боль.
ше языков. Какими! несостоятельными 1
жалкими кажутся эти ‘попытки людей, №
знающих языка ‘и не желающих изучать
	особенности: фольклора ‘народов, песни кб
торых они исполняют!
	А между тем многие из исполнителей
обладают несомненными вокальными #
артистическими данными; которые, к 0
‘ Жалению, сводятся на-нет погоней за из.
лишней «этнографичностью». Разве нельзя
те же песни народностей петь в хороших
переводах. на, русском языке, осторожно
воссоздавая  тембровыми  особенностями #
характером исполнения национальный RO
лорит песни? Я лично в своей последней
программе пою ряд национальных песен
в. русских переводах. Мне приходилось
слышать ‘отзывы товарищей из нацио-
нальных ‘республик, которые утверждали,
что ‘характер, ввучание и стиль испол
няемых  ‘песен полностью соответствую
национальным  образцам.

Плохо обстоят у нас на эстраде дела Я
со исполнением русской народной песни
Часто вместо’ подлинно ‘народной русской
песни ‘на эстраде’ исполняются — псевдо
народные песенные лубки, пошлые 38
стушки, выдаваемые ‘ва «саратовские»,
«рязанские» и «калуцкие». Понятие из
редности включает в 6ебя не только до
ходчивость ‘и простоту, на которую так
быют многие эстрадники, но и самую tet
НУЮ связь с источниками’ народного твор-
чества, с чаяниями, думами народа, твор”
ческое освоение художественного ‘наслель
ства, яркость ‘и’ выразительноств формы,
При всём желании я не могу лазвать
Никого, кроме замечательной певицы 0л5“
ги Ковалевой; кто бы исходил в своей 18
боте из этих высоких, ПРИНЦИПОВ.
	Исполнение песен наролностей являет
ся одним из разделов всесоюзного ко’
курса. эстрадников, который безусловно
поднимет и поставит на правильный пут
	этот замечательный жанр ‘ советской

страды.
moms , И; П. ЯУНЗЕМ_

член оргкомитета всесоюзного
	конкурса эстрады
	народов СССР
	Не потому ли, что так велик в народе
успех эстрадвого искусства, многие. “эст-
радники преждевременно почили на CO.
мнительных лаврах, мало’ работают, жи:
вут на проценты от прежнего репертуар-
ного «капитала»?

Организацию первого всесоюзного кон:
курса артистов-эстрады следует признать
исключительно важным и ‘свобвременным
мероприятием Комитета по делам ис:
кусств: Конкурс несомненно BHABHT  Ta-
лантливую артистическую молодежь, кото:
рая должна оздоровить затхлую, атмосфе-
ру в эстрадных организациях. Все мы ва-
римся в собственном соку, все мы анако-
мы и, вероятно, порядком надоели ‚друг
другу. Что знаем мы о молодых талант-
ливых эстрадниках? Знаем лишь fo, YO
они безусловно где-то существуют H 4YTO-
то делают. Мне лично не приходилось за-
мечать среди наших маститых эстрадниз
ков 060б0го желания помочь этим моло-

дым артистам, желания потесниться, дать
место новым силам. Больше того, моло:
дых эстрадников часто встречают\в шты-
ки, окружая их атмосферой холодного без-
различия, порой граничащего с непри-
язнью. Хочется верить, что конкурс выя-
вит сотни талантливых острадников, по-
кончит с дурными традициями, мешаю-
щими продвижению “и росту молодежи.
	Прилив свежих сил в нашу среду бу-
дет способствовать ‘оживлению многих
жанров, которым на эстраде в настоя-
щее время почему-то не везет, К числу
таких жанров, например, относятся песни
народностей. Жанр очень трудный. И вот
почему. .

‚ Народная песня, как продукт коллек:
тивного творчества, имеет огромную худо-
жественную ценность как с музыкальной,
тк и с литературной стороны. Ho неа
	всякая этнография является эстрадным
	материалом. Еще до революции народные
песни собирались отдельными этнографа-
ми или обществами изучения того или
иного края, но все это собирание фоль-
клора носило характер чисто научный, я
бы сказала, музейный. Исполнение таких
	которые забыты
	Наконец-то эстраду не только ругают,
но и начинают заботиться о ней! Орга-
низация первого всесоюзного конкурса, ар-
тистов эстрады является началом под’ема
на этом отсталом и забытом участке нё-
шего искусства. Как член оргкомитета
конкурса. я побывал в Харькове, Киеве и
Одессе, я видел, как конкурс всколыхнул,
зажег артистов эстрады, заставил их по-
верить в свои творческие силы. На обще-
городских собраниях артистов эстрады я
говорил о предстоящем конкурсе и под-
готовке к нему, беседовал о методах сво-
ей работы.
	Среди эстрадников конкурс вызвал ис-
ключительное оживление. Неожиданно
оказалось много обиженных. Это — ста-
рые артисты эстрады, которые по возра-
сту не’ могут принять участия в конкур-
се. В одном из городов после собрания ко
мне подошел пожилой очень хороший
эстрадник, с которым меня связывает дол-
толетняя дружба. Этот весельчак, жизне-
радостный, полный сил и энергии человек
плакал. Он отвел меня в сторону.

— Только сегодня я понял, что ушли
годы, — сказал он, — Если бы ты знал,
нак хочется показаться на этом конкур-
се. Как-никак, ведь это смотр эстрадного
искусства, которому я посвятил всю свою

УКИЗНЬ...
	Почти все артисты эстрады на перифе-
рии много работают над репертуаром для
всесоюзного конкурса. Большинство из
них уже приготовило свои номера, преве-
ряет их на публике, внимательно при-
слушиваясь к реакции зрителей и внося
коррективы в свою работу. Не меньше
исполнителей волнуются и авторы, произ-
зедения которых будут представлены на
конкурсе,
	С исключительным подемом готовятся к
конкурсу молодые артисты эстрады. Ха-
рактерная деталь: на всех собраниях, где
выступали молодые встрадники, они 38-
являли? И

— Мы уверены, чтб займем на конкур-
ре первые места. .

‚ Так было в Харьков, Киеве и Одессе.
	эстрадииков — явление
примечательное. Эстрада не сумела со-
здать ‘себе авторитета, ‘и до’ последнего
времени молодежь не очень стремилась к
ней. На эстраду шли артисты театров,—
так называемые совместители, — для ко»
торых участие в концертах являлось свое-
образным отхожим промыслом, Не прихо-
дится и говорить, что всеми этими людь-
ми никак не учитывались специфические
особенности эстрады. Вот почему мы фак-
тически утеряли ‘даже самое представле-
ние о подлинно‘ эстрадном концерте.

Мы часто называем эстрадным концер-
том вечер отрывков. из опер и комедий,
забывая, что это me, ‘IO существу, —
театр малых форм. Мы’ забываем, что
эстрада — это. прежде. всего  ‘комплеко
жанров вокального, хореграфического, раз-
говорного. Но если мы стоворим © вокале
на эстраде, то подразумеваем под. этим
жанровую, лирическую, бытовую и табор-
ную песни, песни народностей,  старин-
ные цыганские, романсы. К сожалению, в
так называемых дивертисментных концер-
тах под видом всего этого в который раз
зрителю преподносят арии из опер и опе-
ретт. . } :

Если мы товорим о танцах на эстраде,
то подразумеваем под этим танцы харак-
терные, народные, эксцентрические, ARPO-
батические. А зрителю между Tem из
концерта в концерт преподносят pas de
deux из балета «Лон-Кихоть.
	Не везет и разтоворному жанру. Как
часто’ фельетон, монолог, комический рас-
сказ, ‘скетч и куплет подменяются отрыв-
ками из поэм, литературными монтажа-
ми и даже пространными новеллами.

Вот как строится обычный концерт. Вы-
ступаю я -— ‘исполняю пародии на цы-
танские романсы, Затем конферансье вы-
пускает Остужева, который читает моно-
лог Отелло, Давыдова поет «Хабанеру» и
Царев снова читает:

Не образумлюсь, Виноват.
И слушаю, не понимаю...

И, действительно; я ‘ничего ‘ив’ Мони-
маю! ‘По какому принцицу стронтея та-
кой ‚ концерт?‘ Почему это — эстрада? Да
	и гармонизации.
‚ ПетБ песни народностей теми же ROH-
	пертными приемами, © помощью которых
	›» My-
нельзя.

нацио-
	исполняются романсы ‘Чайковского,
сортекого и других ‘классиков, н
Тембровые звучания ивсен каждой т
	нальности часто диаметрально противопо-
	ложны друг другу, обладают своей специ-

а 6х9 иг ЕЁ аа 14°
	NEE NOD OD

фикой и колоритом. ‘Вот почему едва ли
не самым OCHOBHEIM в деятельности арти-
	ста, исполняющего песни народностей, яв-
ляется самостоятельное формирование ре-
пертуара, повседневная, глубокая к’ па-
пряженная работа над ними, Я лично свой
репертуар, насчитывающий сотни’ назва-
ний, В. основном собрала на местах. Нет
ни. одной республики, ни одного. края и
области нашей  необ’ятной, многонацио-
нальной, „ страны, где бы я не побывала,
всюду изучая. народные. песни, записывая
лучшие, нанболее характерные из них.
Но из сотни; песен, слышанных и зани-
санных мною, для исполнения в концер-
тах. я отбираюлншь две-три. наиболее ха.
рактерные, которые. при. исполнении wa
	эстраде понятны, доступны и хорошо ро-
	спринимаются. массовым слушателем. ‚Это
	именно такие песни, которые освобояле-
		вы от, ненужного, груза академической
этнотрафичности и сохраняют в 10 же

время свой национальный, подлинно на-
родный. характер.
	Из всего этого ясно, каким сложным.
		EEE IEENEIE SAL ESA NE

padora артиста в области народной пес-
ни. К сожалению, не все исполнители от-
носятся к этому делу с должным уваже-
нием, серьезностью и, будем откровенны,
добросовестностью. Часто на эстраде
подлинно народная песня подменяется
псевдонародной. Многие. исполнители по-
ют песни народностей, не имея никакого
понятия о данном народе,
Я лично слышала некоторых исполни-
телей песен народностей, которые wempa-
ВИЛЬНО заучивают неведомый им текет,
приблизительно запоминают” мелодию и,
выступая на эстраде, недопустимо иска_
жают народную песню. Характерно, что
все эти «исполнители» песен народностей