ноября
1939 года
	«И, В, СТАЛИН».
		NEPBOW KONNON
	сердцах бойцов, о стремлении народа БВ
свободе, о ненависти к поработителям.
Очень часто на репетициях, во время
читки за столом они взволнованно BOC-
клицали: «так было и у нас!» И расска-
 SBIBADH то, что они слышали Of CBOHX Ha-
‘родных певцов 0б угнетении народа, ‘о
`власти всесильных ботатеев, об. унижений
бедняков. Тогда мы, руководители студии
и постановщики спектакля, чувствовали,

что основная идея пьесы, ее пафос, ее
душа поняты молодыми актерами и они
сумеют, изучив эпоху, изобразить ее HA
сцене реалистично, правильно.

В этом спектакле раскрылись’ по-нове-
му дарования налгих актеров. Прежде Bce-
го нужно сказать об исполнителе’ роли
Буденного — Б. Айманове. Этот талант-
ливый актер работал над ролью. Буденно-
го, как истинный художник. Он не стре-
мился к фотографическому показу, а на-
стойчиво искал средства воплотить свое
представление о народном герое Cemene
Михайловиче Буденном. И даже работая
над гримом. он среди множества бывшиз
в нашем распоряжении фотографий Бу-
денного в молодости отобрал ту, которая
ближе всех была к его представлению ©
Буденном. В спектакле он передал заме-
чательную способность командарма быст-
ро ориентироваться в любой обстановке;
созданный им образ Буденного отличался
юмором, теплотой и в то же время сталь-
ной волей.

Д. Ешниязов исполняет роль Ивана Сы-
соева. Он показывает, как этот мягкий, за-
стёнчивый, мечтательный деревенский
парнишка, солдат царской армии, пере-
рождается в сознательного бойца револю-
ции, как растут в нем гнев, ненависть,
решимость. как он становится превосход-
ным организатором, сподвижником Буден-
ного.

Ю. Мамутов играет большевика-комитетчи-
ка. Ему удалось уйти от штампа в вопло*
щении этого героя. Он превосходно’ пока-
зывает его убежденность в своей правоте,
его спокойствие и силу. его пламенный
тнев. его ‘выдержку: ^

Работа над спектаклем о’ Первой Кон-
ной, о героическом прошлом налней`родч*
ны, была для каждого из этих молодых
актеров важным этапом формирования его
творческой личности, ero гражданского
чувства патриота советской родины.

Нам, постановщикам этого ` спектакля,
было ясно, что здесь нельзя ‘увлекаться
режиссерскими экспериментами, что если
все сцены не будут согреты живым, горя:
чим чувством бойцов — участников спек-
такля. он превратится лишь в ряд 63-
тальных сцен. Этого не случилось. Наши
молодые ученики почуяли в пьесе самоз
главное — ‘горячее сердце бойцов за сво.
боду народа создавших славную героича-
	CET AK 0
	Спектаклем, посвященным героической
Первой Конной армии, начали cBOW жизнь
в искусстве актеры 1-го Каракалнакского
драматического театра.
	Работа над пьесой Всеволода Вишнев-
ского «Первая Конная» шла еще на по-
следнем курсе Каракалпакской студяи
ГИТИС и имела огромное воспитательное
значение для всего коллектива. Она yB-
лекла и сплотила не только студийцев
каракалпаков, но и весь студенческий и
педатогический состав института. Весь ин’
ститут, наблюдая за этой работой, считал
делом Чести подтотовить в своих стенах
такой спектакль, который был бы достоин
высокой и героической темы о легендар-
ных подвигах славной Конармии.
	Почему мы остановили свой выбор 43
пьесе Вишневского? Такова была ‘воля
всего коллектива наших учеников. Hs
протяжении всех лет. своей студийной
жизни они мечтали воплотить на сцене
героические образы тражданской войны.
Темой их этюдов были неизменно эпизо-
ды гражданской войны, классовой борьбы,
революционного подполья. Их. любимым
кинофильмом ‘был «Чапаев». И вот, когда
мы решили поставить оборонную пьесу из
эпохи гражданской войны, нас больше
всех других увлекла пьеса о бойцах Пер-
вой Конной армии. Пьеса Вишневского
увлекла нас тем, что она как бы вопло-
тила В себе черты народного героического
эпоса, рассказывала о страдании, свободо-
любии и геройстве народа, восставшего, что-
бы свергнуть власть поработителей.
	Неиссякаемым источником ‘вдохновения
служили для Hac образы доблестных,
	неустрашимых бойцов Конной армии, ее
командарма Буденного, организатора и
вдохновителя ее побед — великого
Сталина.
	Превосходно сказал об этой пьесе сам
доблестный командарм, любимый народ-
ный герой С. М. Буденный:

«Старого бойца она заставит вновь
вспомнить незабываемые переживания ве-
ликих боев м походов гражданской войны.
Молодому красноармейцу она покажет но-
длинное, неприкрашенное лицо дней, со-
бытий и людей, выковавших мощную
Красную Армию... Воспитанный Конармией
Вишневский товорит ее словами, мыслит
ее мыслями. Он берет ‘материал от самой
жизни, широко: используя документы, вос-
создавая подлинные события. вводя В
действие подлинных людей... И когда он
переходит к показу Первой Конной, чита.

тель и зритель видят и знают самое
главное — откуда возникла Первая Кон-

ная, как и чем она рождена».

Наши молодые ученики (сейчас каждо-
му из этих актердв по 22—23 года) не
имели представления о царской армии, о
	Г ероические .
образы красных
KOHHUKOR
	Работа над образами героев Конармии
навсегда останется одним из волнующих
событий в моей творческой деятельности.

Групповой портрет организаторов и
командиров тероической Первой Конной
армии предложил мне написать Е. А. Ща-
денко.
	Предложение открывало для меня как
живописца-портретиста увлекательные
возможности, и я немедленно с большим
воодушевлением приступил к работе.
	Заботливое внимание, окружившее с
первого же момента мою работу над этой
ответственной и почетной темой, позволи-

ло мне писать с натуры героев Первой
Конной.
	С некоторых участников Первой Конной
я написал даже по нескольку этюдов, Это
В дальнейшем, при создании всей
картины, дало мне большую свободу
в построении ео композиции, в стремле-
нии избегнуть внешней официальности и
передать атмосферу непринужденной то-
варищеской беседы, естественной спайки
между отдельными персонажами.
	Я стремился создать общий бодрый,
жизнерадостный тон картины, добиться
целостности ее построения. Я ‘стремился
усилить это впечатление фоном — заме-
чательным по архитектурной красоте ко-
лонным залом Центрального дома Красной
Армии и отдельными яркими аксессуара-
ми — живописным ковром, блистающей
люстрой, канделябрами, скатертью на
столе.

Одной из труднейших и ответственней-
ших задач в этой работе было для меня
написание портрета И. В. Сталина.

С натуры написать Иосифа Виссарионо-
вича я возможности не имел, но благо-
даря неоценимой помощи К. В. Вороши-
	лова я получил возможность быть не-
	сколько раз около Сталина.

Однажды по его приглалпению я пробыл
у него в гостях целый день и сделал не-
сколько беглых зарисовок.

Постоянная внимательность,  проявляе-
мая к нам, художникам, со стороны К. Е.
Ворошилова, позволила мне не только на-
писать его с натуры в пять сеансов, но
и получить от него целый ряд. ценнейших
советов и указаний.

Наше русское изобразительное искусст-
BO, за исключением  замечательнейшей
работы великого Репина «Заседание Го-
сударственного совета», не имеет образ-
цов больших многофигурных портретных
композиций. Это создавало для меня боль-
шие трудности и повышало мою художе-
ственную` ответственность в этой , работе.
Но меня воодушевляло ‘и вдохновляло ог
ромное ‘внимание, постоянно проявляемое
ко мне со стороны славных участников
Первой Конной во главе
с rk Е. Ворошиловым.
	Большую поддержку
и- силу давало сознание
того, что этой работой я
по мере своего умения
сохраню для” будущих
поколений образы геро-
ев, вписавших  незабы-
ваемые страницы В
историю борьбы моего
народа за свободную и
счастливую жизнь,
	Я никогда не смогу
забыть часов, проведен-
ных над эскизами с на-
туры, которые я делал
для этой картины.
	В эти часы я не толь-
ко заносил на полотно
облики героев, не толь-
ко непосредственно об-
щался с ними, но и
слушал их волнующие,
увлекающие рассказы о
былых тероических де-
лах славной Первой
Конной, почетное двад-
цатилетие которой за-
служенно и благодарно
отмечает сегодня наша
великая родина.
	ДеЯ*
	Заслуженный Д
тель искусства
А. М. ГЕРАСИМОВ
	Выставка
в Третьяковской
	галлерее
	Завтра, 19 ноября, в Государственной
Третьяковской галлерее открывается вы-
ставка, посвященная двадцатилетию Пер-
вой Конной ‘армии. На выставке будут
показаны работы советских живописцев,
графиков и скульпторов, принадлежащие
Третьяковской галлерее, и ряд произведе-
ний,  экспонировавииихся на выставке
«XX лет’ РККА и Военно-Морского Флота».
	Значительное место на выставке займут
известные батальные картины. покойного
художника М. Б. Грекова. Среди них —
«Ha Кубань», «Трубачи Первой Конной»,
«Отряд Буденного в пешем строю отби-
вает атаку противника», «Отступление от
Новочеркасска деникинских частей», «Раз-
гром корпуса генерала Кржижановского»,
	Среди других экспонатов выставки —
портрет товарища Сталина (работа А. М.
Герасимова), портрет товарища Ворошилсва
(работа Е. А. Кацмана), портрет тов.
Буденного (работа В. Н. Мешкова), пор-
трет командира Первой Конной т. Зотова
(из этюдов ‚А. М. Герасимова & ero Kap-
тине), портрет командира казачьего полка
Первой Конной т. Зубова (работа Н. И.
Струнникова) и др.
	Из скульптурных работ на выставке бу-
дет показан портрет товарища Ворошилова
(работа Г. И. Мотовилова).
	В отделе графики — портреты товари-
щей Ворошилова и Буденного (работа
Г, С. Верейского) и очень острые шаржи
Кукрыниксов на Деникина, Врангеля,
Шкуро и Махно.
	Выставка будет устроена в одном. из
зал советского о искусства Третьяковской
галлереи. К выставке выпускается специ-
альный путеводитель.
	Третьяковской галлерее в связи 6
выставкой будет устроен ряд лекций о
произведениях ‘искусства, _ посвященных
Первой , Конной армии. Организуются мас-
совые экскурсии на выставку рабочих
московских фабрик и заводов.
	ОО
	Картина заслуженного деятеля искусства художника А. М. Герасимова.
	*
	Фото Ю. Говорова
	Первая
	18 ноября народы Советской страны
отмечают славную и замечательную дДа-
ту. Исполнилось 20 лет со дня сформиро-
вания Первой Конной армии,
	Конная Буденного! Сколько героических
дум, исполиноких образов, потрясающих
по своей силе воспоминаний будят в каж-
дом советском человеке эти два слова.
Созданная в тяжкую годину испытаний,
когда неокрепией еще’ Советской’ -Pec-
публике приходилось, преодолевая Голод
К холод, разруху и эпидемии, отбиваться
OT полчищ яростных вратов, железным
кольцом окруживитих первую в мире стра.
ну социализма. Первая Конная вынесла
на себе труднейшие перипетии ‘этой
борьбы. Каких врагов не била Конная
Буденного! Кто только не бежал в пани-
ческом страхе от грозно нацеленных пик,
OT сверклющих шатек ее бойцов! Де.
никин, Врантоль, Махно, польские AHH...
Одно только имя Буденного способно было
в те времена повергнуть в смятение
опытнейших белогвардейских тенералов.
	Вдохновляемая великими идеями болъ-
шевистской партии. могучими именами
Ленина и Сталина. возглавленная замеча-
тельными  пролетарскими  полководцами
К Воротиловым и С. _Буденным, шла
Первая Конная в бой За счастье труло-
вого нарола, за освобождение трудящихся
мс, И каждый шат ее рождал в народе
прекраснейнгие песни. поэтичнейшие ска-
вания и легенды» Ибо вместе со всей
Красной Армией Первая Конная — плоть
	от плоти, кость от кости рабочих и вре-
CThAH. .
	Подвиги Первой Конной, ’ увенчавшей
бя славой в героических боях под Ца-
рицыном,. Воронежом и Касторной, ряз-
тром деникинских ‘ банд у .Нгорлыкской,
польских панов пол Киевом, героические
образы стратегов революционной армии
послужили благодарнейшей темой для
лучших советских драматургов, компози-
ТОПОВ, ХУДОЖНИКОВ.
	Когда советские драматурги обращались.
К теме гражданской войны, они находили
неиссякаемый источник творческого влох-
новения в легендарных подвигах Конной’
армии, инициатором и организатором ко-
	ТОЮЙ был великий стратег революции
товарищ Сталин.

Пьеса Вс Вишневского «Первая Кон-
	НАЯ» дала наптгим советским театрам вэз-
Можноеть впервые воспроизвести на сце-
не нанболее героические, наиболее яркие
эпизолы вооруженной борьбы народа за
6в0ю свободу, за жизнь молодой ‘социа-
листической республики. В этой пьесе
показано. как солдатская масса, обезличен-
ная. униженная муштрой царской армии,
начинает осознавать великую правлу. ©0-
циалистической революции, несущей осво.
бождение; как народ ‘создает свою рево-
лЮционную армию, выдвигает своих пол-
KORO Tien. !
	Образы героев Конармии и в наши дни
продолжают волновать творческое вообра-
жение крупнейших советских  драматур-
NOR, привлекают к себе внимание театра.
	Первые попытки музыкального воплоще-
ния образов Первой Конной восходят’ к
(Амому раннему периолу  советского музы-
Кального творчества. В 1920 голу Дмитрий
Покрасс создал свой «Марш Буденного».
Это проиаведенйе быстро завоевала» себе
«импатии пгироких трудящихся масс.
	Значительную известность получили так
#е написанные несколькими годами поз-
же две превосхолные песни А. Давилен-
к: «Первая Конная» и, особенно, «Кон-
ная Буденного», В 1929 тоду монтажом
«Первая Конная в песнях и плясках» на-
чинает свою славную деятельность Красно-
внаменный ансамбль красноармейской пес-
ви и пляски СССР.

Невозможно было бы пытаться перечи-
слить фамилии тех ‘советских композито-
ров, которые в своем творчестве отдали
дань теме о красной кавалерии, Мы встре-
чаем среди них Прокофьева, Мясковского,
Книппера, Дзержинского, Cenoro, Hosu-
коза, Чемберджи, Буглая, многочисленные
имена композиторов, работающих в брат-
ских советских республиках.

Ймя М. Б. Грекова, художника, связав»
шего свою творческую судьбу с Первой
Конной, посвятившего ей все лучшие свои
	Конная
	произведения, широко известно и любимо
в нашей стране. В его произведениях
есть неповторимое очарование подлинных
документов, сохранивших для потомства
живые и яркие наблюдения очевидца. Сей-
час, когда перед всем миром была проде-
монстрирована боевая мощь, великолеп-
ная техническая оснащенность Красной
Армин, небольшие полотна М. Б. Грекова
особенно волнуют и трогают. В них запе-
чатлено. рождение великой армии, трудно-
сти, в которых она боролась, условия, в
которых она мужала и закалялась, стано-
вилась лучшей в мире, подлинно народ-
ной армией.
	«Сталин и Ворошилов в окопах под
Царицыном», «Ворошилов и Буденный у
костра за картой», стремительно несущие-
	ся отряды во главе с такими героями, как
	начдив 14 А. Пархоменко, начдив 6 С. Ти-
мошенко и др. — такова величественная
вереница образов, которые  запечат-
лел художник Греков.
	Юдва ли не лучшие портреты заслужен-
	ного деятеля искусства А. М. Герасимова
	написаны им с руководителей и героев
	Первой Конной. На выставках, посвящен-
ных Первой Конармии, зритель увидит ра-
	боты А. М. Герасимова — портреты
товарищей Сталина, Ворошилова и целую
	серию великолепных портретных этюдов—
	галлерею блестяще исполненных  худож-
ником, обаятельных и мужественных лиц,
ярких характеров, героических людей, за-
каленных в боях с белогвардейскими вой-
сками за родину, за социализм. Осененные
неувядаемой славой, смотрят на нас укра-
шенные боевыми орденами Ворошилов,
Буденный, Тимошенко, Городовиков, Апа-
насенко, Зотов; Книга и др.
	Советские живописцы, графики, скуль-
пторы запечатлели для потомства черты ге-
роев Царицына, Егорлыкской и др. 000-
бенно удачно исполнен портрет Буденного
скульптором Н. Крандиевской, портрет
Щаденко скульптором Денисовой-Щаденко.
Сейчас в мастерских художников можно
найти немало эскизов к картинам о ге-
роических боях под Царицыном. Грузин-
ский художник Майсашвили пишет кар-
тину на тему «Сталин и Ворошилов под
	Царицыном».

Было бы неверно утверждать, что все
эти работы на достаточно высоком худо-
жественном уровне. Было бы неверно ут-
верждать, что все’ значительные эпизоды
борьбы. революционной армии и красной
советской конницы нашли свое достойное
отображение на советском театре, в музы-
ке, живописи, ‘графике, скульптуре. Наши
драматурги, композиторы, художники еще
далеко не выполнили своего творческого
долга перед. Красной Армией, перед Пер-
вой Конной. Изображая суровые и герои-
ческие эпизоды гражданской войны, со-
ветские художники подчас увлекались
внешней красочной стороной событий, ма-
ло разрабатывали замечательные  народ-
ные характеры, которые ‚выковывались в
эту богатую подвигами эпоху. Эта задача
стоит еще во.весь рост перед. деятелями
советского искусства. .Им предстоит еще
немалая работа по художественному OTO-
бражению славной ‚боевой истории совет-
ского народа, истории, в которой столь
крупное место принадлежало Первой Кон-

ной армии.

Но еще более величественной и гран-
диозной является для’ нашего искусства
галдача воплощения в художественных об-
разах сегодняшнего дня могучей и непобе-

I —<
	и *
димой Красной Армии, героев Хасана и
Халхын-Гол, героев ‚боев под Львовом и
Гродно == неустранимых патриотов стра:
ны социализма, верных сынов родины, под
знаменами партии Ленина—Сталина TBO-
рящих свое. великое дело защиты священ-
ных рубежей Советской земли,

‚ Пусть же юбилейная дата 20-летия слав-
ной Первой Конной армии послужит но-
вым могучим стимулом для создания про-
изведений искусства, достойных тех заме-
чательных людей, которые, не щадя своей
жизни, исполненные благородной отваги
и самоотвержения, сумели высоко проне-
сти внамя своей родины, покрыли его
	неувядаемой славой!
	Много песен сложено народом, написа-
но поэтами и композиторами о славных
красных кавалеристах, о героической Пер-
вой Конной армии. Эти песни поются по
всей стране. Замечательный музыкальный
монтаж «Первая Конная», осуществлен-
ный Краснознаменным ансамблем красно-
армейской песни и пляски СССР почти 19.
лет. назад; сейчас обновляется и в дни
20-летия Первой Конной армии будет ис-
полняться в концертах.
	Музыка монтажа принадлежит ряду ком-
позиторов: народному артисту СССР с
А. Александрову, А. Давиденко, Заре Ле-
	виной и Б. Александрову. Цомимо старых,
широко известных песен
	в новую редакцию мон-
тажа вошли песни Б.
Александрова ‘«Донские
степи» и «Кавалерийс-
кая-буденновская», про-
изведения проф. А.
Александрова «Гимн
партии большевиков» и
«Песня 5-й дивизии».
Заключают монтаж
«Первая Конная» новые
красноармейские часту-
шки и кавалерийские
пляски.
		дореволюционной России. Но, несмотря на  скую Первую Конную армию.
то, что им была незнакома историческая

‘обстановка, пьеса эта была им близка и Заспуженная артистка РСФСР
понятна, они воспринимали ее как на- 0. ПЫЖОВА,
родную эпопею, как рассказ о горячих режиссер Б. БИБИНОВ.

- ххх
	«К. Е. ВОРОШИЛОВ, М. В. ФРУНЗЕ и С. М. БУДЕННЫЙ за разработкой плана ликвидации бандитизма на Юге в 191
	Году». Быставка фоторабот П, А, Оцупа
	№ 20-летию Первой
Конной армии Управле-
ние по делам искусств
при. Моссовете организо-
вало две концертные
бригады, в состав кото-
рых вошли 26 артистов
театров им. Станислав-
ского, им, Немировича-
Данченко. Революции,
Сатиры, Оперетты и др.
	Обе бригады 16 нояб-
ря выехали в Запад-
ную Белоруссию для ху-
дожественного обслужи-
вания частей Красной
Армии и населения.
Бригады пробудут в За-
падной Белоруссии 10—
12 дней. :
		Первая Конная в экивошиси и скульштуре
	С. М. Буденному также посвящено не-
сколько работ — популярный портрет его,
принадлежащий кисти И. И. Бродского, и
большой, сделанный в натуральную ве-
личину портрет маршала на коне Н. Ф.
Денисовского. Полотно это было законче-
но им к 15-летнему юбилею Красной
Армии. и сейчас, к выставке, заново пе-
ределано. Превосходный скульптурный
портрет Буденного исполнила Н. В. Кран-
диевская.
	Центральное место на выставке зани-
мают, конечно, работы крупнейшего пред-
ставителя советской батальной живописи
М. Б. Грекова. Покойный художник, за-
воевавший своими полотнами широкую

популярность в народе. всю свою творче-
скую деятельность связал с Первой Конной
армией, явившись ее поэтом и бытописа-
телем. Придя в Первую Конную, когда она
только что начинала формироваться, Гре-
ков уже в 1919 г. развивал перед
К. Е. Ворошиловым и С. М. Буденным за-
манчивые планы о больших картинах,
которые должны были запечатлеть герои-
ческие странийы из истории советской
конницы. Поддержанный руководителями
	Первой Конной, художник смог осущест-
вить свои замыслы и дал стране серию
полотен, отображающих жизнь Первой
Конной, начиная’ от незначительных эпи-
зодов и кончая ее замечательными успе-
хами, покрывшими советскую кавалерию
	мировой славой.
	Центральный дом Красной Армии
им. Фрунзе обладает богатым собранием
картин и скульптур, посвященных герои-
ческой истории Красной Армии. Когда-
нибудь это собрание развернется в боль-
шой и интересный художественный му-
зей. Сейчас, когда вся страна отмечает
20-летие Первой Конной армии, ЦДКА по-
казывает Москве часть этого собрания на
специальной выставке, посвященной слав-
ной советской кавалерии.

Выставка занимает все основные залы
Дома Красной Армии, и все же недоста-
ток места не позволил показать ряд кар-
тин, посвященных тематике выставки. На
выставке—более 70 полотен и скульптур
советских живописцев и скульпторов.

Проходя по залам выставки, ее посети-
тель сможет проследить весь. победоносный
путь Первой Конной по фронтам граждан-
ской войны, начиная от донских станиц
до западных границ Советского Союза,
воскресит в своей памяти героические де-
ла советской конницы. .

Выставка открывается работами, посвя-
щенными инициатору создания Первой
Конной армии и вдохновителю ее побед—
товарищу Сталину. Кроме известного пор-
прета И. В Сталина’ работы ® И. И.
	е ma 6, ‘лалипа разы ss. *
Бродского, подлинник которого принал-
лежит ИПДКА на выставке показан
	прекрасный бюст товарища Сталина, сде-
ланный в мраморе скульптором. Г. В. Не-
родой.

На. выставке — ряд хорошо сделанных
портретов руководителей Первой Конной—
товарищей К. Е. — Ворошилова и
С. М. Буденного. К. Е. Ворошилову по-
священы два полотна А, М. Герасимова
(в том числе большой портрет Ворошилова
	на коне, сделанный в 1928 г.) и мрамор-
ный бюст работы скульптора Г. И. Мо-

товилова,.
	Ростов», «Первая Конная под Воронежом»   много, Среди них сделанные И. И. Бролд-
и др. Небольшая картина М. Б. Грекова  ским портреты М В ‘Фуше и
	ким портреты М. В. Фрунзе и
Г. К. Орджоникидзе, портреты Е. А. Ща-
денко (худ. Н. И. Струнников),
	С. В. Тимошенко (работа П. Котова), пор-
треты легендарных героев Первой Кон-
ной А. Я. Пархоменко (работы М. Б. Гре-
кова и Н. И. Струнникова) и Дундича
(работа, Н. И. Струнникова), портрет нач.
ПУАРМ И. А. Перельсона, погибшего на
польском фронте (работа Г. Н. Горелова),
и др.

Из других композиционных вещей wa
выставке привлекают внимание известные
картины М. И. —Авилова «Приезд
И. В. Сталина в Первую Конную армию
в Новый Оскол в 1919 гхи П Котова
«Чонгарский прорыв», полотно Г. Н. Го-
релова «Части конного’ кориуса Буденного
под Воронежом в.1919 г.». работы акаде-
мика Н.; С. Самокиша «Борьба за красное
знамя», «Атака», и многиё другие карти-
ны. Картина С. М. Зелихмана показывает
Первую Конную в последующие тоды —
в борьбе с белополяками на польском
фронте.

На выставке выставлена копия картины
А. М. Герасимова «Сталин и Ворошилов
в Кремле». Подлинник этой картины, фи-
тгурировавший на выставке «ХХ лет
РККА и. Военно-Морского Флота», а по-
том на Нью-Йоркской международной  вы-
ставке, в настоящее время находится в
Америке.

Из скульптурных работ представлены
также бюст М. В. Фрунзе (работа И. А.
Менделевича) и деревянные скульптуры
Г. И. Мотовилова — «Красноармеец» и
«Тачанка в бою».

Выставка, организованная Центральным
домом Красной Армии, заслуженно будет
пользоваться популярностью.

A K
	«Первый отряд Буденного в 1918 г.» вос-
станавливает в памяти момент зарождения
	Красной конницы под Царицыным, 060-

роной которого руководил товарищ
Сталин.
	Волнуют своими бытовыми деталями и
прекрасно передают романтику Первой

онной такие картины Грекова, как
«К. Е. Ворошилов и С. М, Буденный у
костра за картой», «Труба и знамено-
сец», «Подвоз снарядов» и др. Суровой
правдивостью отмечены полотна «Отсту-
пление деникинцев». «Замерзшие казачьи
части генерала Павлова», «Пленные дени-
КИНЦЫ» И ЛР.
	Другим центром выставки безусловно
являются собранные в отдельном зале
этюды А. М. Герасимова к его незакон-
ченной картине «Первая. Конная» (за ис-
ключением нескольких этюдов, приналле-
жащих Третьяковской галлерее и Русско-
му музею в Ленинграде, все эти этюды
находятся в ЦДКА). То, что показано на
выставке, из работ А. М. Герасимова, нель-
зя лаже назвать этюдами. Это самостоя-
	тельные, сделанные св репинской силой и
выразительностью портреты  руководите-
лей и героев Первой Конной. Посетитель
выставки подолгу будет стоять перед. пор-
третами Г. И. Кулика, 0. И. Городовикова.
И. Р. Апанасенко, С. К. Тимошенко,
С.А. Зотова, В. И. Книга, И. В. Тюлене-
ва, П. Я. Стрепухова и лр. Художник су-
мел живописно передать их мужественные
лица, схваченные в интересных и выра-
зительных поворотах и прекрасно решен-
ные в цветовом отношении. Эти работы
А. М.. Герасимова, — первоклассные образ-
цы советского портретного. жанра.
	Портретов на выставке показано очень /
	На выставке в ЦДКА показано до 20
картин Грекова. Тут и широко известная
по многочисленным репродукциям <Тачан-
Ka», тут. и лучшие батально-исторические
композиции Грекова хорошо известные
	всей стране, — «И. В. Сталин и К. Е
Ворошилов в окопах под’ Царицыным»,
“Bot под станицей Егорлыкской», «Бой за