13 НОЯБРЯ 1939 г., № 82 (662).
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	(ObLUIEZ] COBETCK
	ooo
	МОИ ТВОРЧЕСКИЙ
ПУТЬ
	„.Мальчиком я удрал из дому с бродя-
чим балатаном. Тяжело было в то время
стать артистом. Мой хозяин заставлял ме-
ня работать и в цирке и у него дома,
давая мне за это кусок хлеба и старое
тряпье. Пощечины, издевательства сыпа-
лись на меня с0 всех сторон. Я не вы-
держал и из балагана удрал в цирк. Но
и там было не легче. ‘

Я помню, в Кутаиси мне одилось
выступать в труппе «4 Сим». Голод и из-
девательства заставили меня как-то ночью
после работы уехать от своего хозяина,
Но на одной из станций я был задержан
полицией и отправлен обратно, так как
директор заявил, что+я обокрал его.

Совершенно невиданные условия для
творческого роста были созданы после
Великой Октябрьской революции. В с0-
ветском цирке я создал номер гладиато-
ров «4 Аузонио», затем воздушный но-
мер — так называемую «Рамку», «Перш
на лбу» (эквилибр).

В то время ни один советский артист
не работал с хищными зверями. ати
цирки наводнялись — укротителями-ино-
странцами. И вот тогда, в 1932 г., я 3а-
думал создать «номер с хищниками». Я
долго и внимательно присматривалея К
тому, как работал со львами иностранный
дрессировщик, проонживал ночами у клет-
ки, изучая повадки, манеры и характер
зверя.

с самого начала понял, что нет ника-
кой необходимости применять к хищни-
кам меры физического воздействия, ус-
ложнять показ номера стрельбой и т. п.

Впервые в истории цирка мне удалось
самому подготовить молодые кадры совет-
ских дрессировщиков хищных зверей. Ра-
ботающие со мной Т. Н. Соловьева и К. Д.
Греков смогут скоро самостоятельно вы-
ступать с группой львов,

Сейчас я начинаю работать со слонами;
моя ближайшая задача — вывести на
арену советского цирка группу дресси-
рованных слонов.
	Заслуженный артист РСФСР
Б. ЭДЕР
	ЦЕННЫЕ
	зрителей
	нить стиль и характер
представления, придав
ему характер яркого,
праздничного народного
зрелища. .

Особенно широко на-
чинает развиваться цир-
ковая сеть B нашей
стране в годы  оталин-
ских пятилеток, Строят-
ся цирки в промышлен.
ных районах, на HOBO-
стройках, начинают pa-
ботать передвижные
цирки «шапито», позво-
ляющие обслуживать го-
рода, лишенные. стацио-
нарных цирковых зда-
ний. К концу 1932 г. в
стране насчитывается
уже 46 государственных
цирков, обслуживающих
9.613 тысяч зрителей,
Через пять лет — к
концу 1937 года — ко-
личество цирков возра-
@ стает до 82; они обслу-

Eth живают уже 16-400 TH:
сяч зрителей. 1937 г.
та в программе цирков не
остается ни одного ино-
странного номера,

Организуется сеть передвижных колхоз-
но-совхозных цирков, призванных обелу-
живать отдаленные районы и - сельские
местности. Проводится большая работа
по составлению программ  колхозно-сов-
хозных цирков из квалифицированных
цирковых мастеров. Создаются постоянные
цирковые труппы, способствующие подня-
тию художественного качества цирковых
представлений.

В настоящее время Главное управление
цирков об’единяет 93 цирка, из них 69
стационарных, ‘14 городских передвижных
ий 10 колхозно-совхозных. Кроме того, 20
постоянных цирковых бригад обслуживают
самые отдаленные районы Советского
Союза. В 1939 г. советские цирки дадут
22 тысячи представлений и обслужат
22 миллиона зрителей, За 20 лет кадры
артистов цирка выросли до 2.500 чело-
век.
	Рост цирковой сети выдвинул ряд но.
вых творческих задач и в первую ‘очередь
необходимость повышения качества цир-
ковых программ, отдельных номеров и ят-
тракционов. Из года в год растут ассигно-
вания на подготовку новых цирковых про-
грамм, оформление ‘ номеров, постановку
пантомим, парадов и прологов. В 1936 г.
на художественно-творческие мероприятия
по воем советским циркам было затра-
чено 1.094 тыс. рублей, в 1938 г. —
1.838 тыс, рублей, в нынешнем году —
3.580 тыс. рублей, а в 1940 г. на худо-
жественно-творческую работу — советских
цирков намечено затратить свыше 5 мил-
лионов рублей.

В конце 1938 г. Управление госцирков
Комитета по делам искусств при СНК
ОСОР впервые организовало пять постоян-
ных цирковых трупп. Каждый коллектив
подготовил по две программы. Опыт созда-
ния постоянных цирковых трупп полно-
стью себя оправдал. Значительно улучши-
лось обслуживание’ зрителей. Повысилось
качество цирковых номеров и программ.
	качество цирковых номеров и программ
Среди артистов. цирка, `об’единенных в. по-
	стоянные труппы, развернулась массовая
и учебно-воспитательная работа. В 1939 т.
было организовано еще пять постоянных
цирковых коллективов.
	Достижения советского цирка очевидны,
но на этом успокаиваться нельзя. Впере-
ди еще много работы по поднятию общей
культуры советского цирка, выдвижению
талантливых Молодых артистов, развитию
художественно-производственной базы для
создания новых, хорошо оформленных,
оригинальных цирковых номеров, укреп-
лению и расширению постоянных цирко-

вых трупп,
	Юбилей цирка  всколыхнул коллектив
	его творческих работников. Бо всех цир-
	ках, от столичных до колхозных, были
организованы многочисленные = выезды
	артистов на фабрики и заводы, в колхозы
и совхозы с творческими рапортами-отче-
тами.

Празднование 20-летнего юбилея совет-
ского цирка вызвало среди всех цирко-
вых работников огромный творческий
под’ем. Они стремятся обогатить советский
цирк, сделать его достойным нашей вели-
кой сопиалистической’ родины.
	Начальник Главного управления
	цирков Комитета по делам искусств
при СНК СССР
	В. П. БЕЛЛЕР
	ОГО ПИРК
	РОДНОМУ ЦИРМУ—
ПрИРЕТ!
	Какая пропасть отделяет нас от Toro
времени, когда актер цирка был похож
на жалкого скомороха: Эти годы никогда
не изгладятся из памяти; вместе с бра-
том Константивом мы веселили народ, ко-
торый был лишен смеха, отдыха и радо-
ети. Сколько веселых часов мы доставля-
ли тогда нашей галерке, искренне награ-
ждавшей нас аплодисментами и криками
«бис». Настоящая наша публика, заби-
вавшаяся на галлерею, жадно. слушала на-
ши выступления.

В дни, когда советский цирк празднует
свое 20-летие, особенно радостно созна-
вать, что мы, мастера старого цирка, до-
несли свое искусство до чудесного зари-
теля страны победившего социализма,

Не легким был пройденный путь. Боль-
шую и упорную борьбу пришлось вести
всем нам для того, чтобы сохранить все
жанры старого классического цирка, нау-
чить цирковому мастерству молодежь.

Для того, чтобы создать новую цирко-
вую сатирическую клоунаду, за послед-
ние двадцать лет ‘мне пришлось проводить
немало экспериментов, часто неудачных,
не доходивших до зрителя, но научив-
ших меня многому. нашел новые фор-
мы музыкальной клоунады, над которыми
буду продолжать работу,

В первой программе нынешнего зимнего
сезона Московского государственного цир-
ка я вместе с братом Константином вы-
ступаю в большом ансамблевом номере
«8 Танти» по написанному специально
для нас. сценарию. Это выступление дол-
жно сыграть значительную роль в нашей
творческой жизни.

В нашей стране, тде артистам цирка
оказывают такое огромное внимание, хо-
чется работать не покладая рук. Разве
‘MoH дед — ярмарочный канатоходец и
отец — цирковой клоун могли хотя бы
мечтать о той яркой, цветущей жизни,
которой полны мы, советские патриоты?
Замечательная жизнь! .

Родному цирку привет!
	Заслуженный артист Грузинской ССР
‚ Я. ТАНТИ
	СОВЕТЫ _
	ак я работаю
	Я много и с увлечением работаю. Сам делаю свой
еквизит, придумываю детали костюма, движения.
езультаты своей дневной работы я вечером проверяю
	НА манеже,
	тщательно анализируя все, что вызывало
	смех. Я задумываюсь и над тем, почему к тому или
иному комическому трюку, который, как мне каза-
лось, должен был пользоваться большим успехом, зри-
тель остается равнодушным, и

„Манеж живет своей жизнью. Выступают жонглеры,
гимнасты, наездники и в паузах между ‚номерами,
‚ когда униформисты быстро убирают арену или раска-
тывают ковер, я появляюсь перед публикой. Свои
		сценки и пародии я строю на непосред-
ечатлениях OT выступлений того или
	иного актера.
Больше всего я люблю наблюдать ва
	детьми, за тем, как они любовно и вни-
	мательно следят за каждым моим шатом,
за каждым движением. Часто, когда ко-
мическая сцена уже почти готова, мне
нехватает лишь одной детали, чтобы по-
казать ее зрителям. И тогда я предетав-
ляю себе, как в этот момент поступил бы
ребенок. Это наталкивает меня нередко
на очень интересные пародийные приемы,
остроумные и смешные детали. .
Сейчас я продолжаю совершенствовать

свой комические приемы.
	КАРАН Д’АШ (Румянцев)
	И/кола
циркового,
	искусства
	В 1927 г. впервые были открыты г9-
сударственные мастерские по подготовке
цирковых артистов, впоследствии реорга-
низованные в техникум, & в 1936 г. прев-
ращенные во Всесоюзную школу цирково-
го искусства.

В школе сейчас обучается 100 человек,
Здесь они получают образование в 0б’еме
десятилетки и проходят специальные пред-

меты, .
Как не похожи жизнь и учеба наптей со- ›

ветской молодежи на подготовку цирко-
вых кадров в дореволюционном цирке!
Когда-то молодые юноши и девушки на-
чинали свою цирковую карьеру с расклей-
ки афиш, чистки лошадей, уборки поме-
щения.

За время своего существования Всесоюз-
ная школа циркового искусства воспитала
сотни артистов, с успехом выступающих
в городах, колхозах и совхозах нашей
страны, о первых питомцев школы—
жонглер Махлин, коверный Румянцев (Ка-
ран Д’Аш). Много артистов выпустила
школа в нынешнем году.

Своим успехом школа обязана старей-
шим педагогам, прекрасным артистам
цирка. Пешкову, Романо, Балаж, Польди,
	Альберт, Сосину, Филатовой и другим,
	сделавшим очень много для воспитания
молодого поколения. ]
Школа пользуется огромной популярно-
стью. В нынешнем тоду, например, на 60
мест было подано свыше двух тысяч за
явлений. Юбилей советского цирка помо-
жет нашей молодежи еще лучше овладеть
высотами циркового искусства.
Директор Всесоюзной шнопы
циркового искусства

И. КОЗЛОВ
	ственных впечатлениях OT
	‘Перекрестный полет», О картины художника А. Семенова
	о
	Каран Д’АШ — Румянцев
Рис. худ. М. Милославекого
	Большой
и радостный
	праздник
	Первое мое самостоятельное выступле-
ние на арене состоялось в ленинградском
госцирке в 1925 году. Здесь я выступал
как музыкальный эксцентрик. Но музыка
меня не слишком привлекала, и я пере-
пробовал целый ряд цирковых жанров —
был жокеем, жонглировал, занимался гим-
настикой на трапеции, танцовал. Накопив
известный опыт, я создал новый уни:

версальный номер,
Во многом мне помогла совместная ра-

бота с отцом. Наши гастрольные поездки
по Дальнему Востоку, Сибири, Средней
Азии, Кавказу, выступления в частях
Красной Армии в районе озера Хасан
явились для меня большой школой. Я
многому. научился. Мне кажется. что
самое лучшее для циркового актера —
это синтетическое искусство, это номер,
построенный на. музыке, танце, эквилиб-
ристике, фигурной езде, партерных прыж-
ках и прыжках через препятствия. Под
руководством отца я продолжал совершен-
ствовать свое искусство и сейчас прыгаю
через 8 лошадей. Продолжая работать над
созданием синтетических цирковых номе-
ров, я постепенно перехожу на жанр са-
тирической клоунады и готовлю сейчас
специальную сатирическую программу.
	Юбилей советского цирка — большой
праздник для нас, артистов цирка, и для
зрителей.
	С молодежью нашей боевою
Хорошо живется вам и мне!
Я свое искусство молодое
Посвящаю молодой стране!
	ВИТАЛИИ ЛАЗАРЕНКО
(младший)
		Советский цирк празднует свое двадца-
ети, С тордостью мы можем заявить:
ювиский цирк — это подлинное детище
утября — добился немалых успехов.
	До Октябрьской революции цирк в Роб.
ии влачил жалкое существованме. Цирки
рупнейших тородов принадлежали ино-
ианным  антрепренерам  (Чинизелли,
Труцци, Саламонский и др.). Программы
вних составлялись из иностранных ат-
пакционов и номеров. В ‘крупнейших
ирках до революции русские номера поч-
п не встречались. Русские талантливые,
иаренные артисты, часто даже превосхо-
ившие по своему мастерству иностран-
в, вынуждены были скитаться по’ не-
(флышим провинциальным городам, высту-
mith в балаганах, на площадях.
	В обстановке полиценского произвола и
утекторского гнета русский цирковой
зртст тем не менее нес в народ свою

цтрую сатиру, и народ горячо любил сво-
п артистов,
	C болышим трудом ‘пробили себе доро-
у лучшие представители русского доре-
ЮлЮционного цирка — Анатолий и Вла-
won Дуровы, Виталий Лазаренко, Ива-
вы, Сосины, Шафрак, Цхомелидзе и др.
 нмена служили украшением любой
уиши, и лишь немногие прославленные
постранные актеры могли соперничать 9
МУН.

После Великой Октябрьской социалисти-
кой реполюции в нашей стране начи-
 шется небывалый в истории ’расцвет
кового искусства. Вскоре после устз-
 увдения советской власти, когда моло-
за республика только еще начинала ва-
иживать, свое хозяйство, широко был, по-
‘шшвлен вопрос об организации циркового
wa. В 1919 №», на основании декрета Со-
ма Народных Комиссаров, за подписью
} И Ленина, «Об об’единении театраль-
но дела», были национализированы част-
18 циркя в Москве, Туле и Нижнем-Нов-
Е а
	\ зрвые программы советских государ-
(анных цирков были составлены из HO
вв. немногочисленных русских  арти-
цв, находившихся в то время в Моск-
и Среди них были такие талантливые
утеры, как В. Е. Лазаренко, Л. К. Тан-
НЕ Др,

После окончания гражданской войны
вред государственными цирками была по’
влена задача максимально обслужить
пирокие. рабочие массы одним из намбо-
№ популярных и любимых ими видов
икусств. Сеть государственных. цирков
винает постепенно расти. повышается
тдожественный уровень цирковых про-
Ммм, появляются новые цирковые арти»
пы. Уже в 1997 т. в стране имелось 11
Мударотвенных цирков, обслуживавших
R010 2 миллионов зрителей, ?
	Расширение сети цирков’ требовало но-
wil артнстических кадров. В Москве №
Ининграде организуются школы  цирко-
ую искусства, создаются мастерские по
\ормлению новых номеров, в качестве
\дагогов привлекаются старейшие масте-
м цирка, В короткий срок наш цирк 50-
вршенно освобождается от засилия HHI
пранных номеров, появляются молодые
NICHE артисты, успешно осваивающие
шие традиции русского циркового
твусства. Создание собственных артисти-
тих кадров позволило серьезно взяться
и перестройку пирковых программ, изме-
	трывающаяся сегодня в Москве и В
№ крупных городов СССР декада 00:
MCROH музыки бесспорно принадлежит к
му крупнейших событий нашей му-
альной жизни. Значение подобных
над (нынешняя — уже третья по счету)
Юдь не иочерпывается тем, FO OHH
щяются концентрированным показом но-
к советского. творчества за год. Не
lite существенно ‘то, что декады’ по-
ют уяснять пути, по которым движет-
и аше музыкальное искусство, дают
\ожность достаточно серьезно подыто-
ить идеНно-творческие  процесбы, :00-
уиающиеся в советской музыке, поста-
ЪЪ новые вопросы на общественное об-
ra euue.
	% од, прошедший со. времени прошлой
MAIN советской музыки, создано многое,
‘и обратиться к творчеству одних лишь
Мвских композиторов, то в итогах го’
\ мажутся столь калтитальные сочине-
\, ках оратории «На поле Куликовом»
\ Шапорина и «Емельян Пугачев» М. Ко-
	4 ети Att - тера
yi RK новые оимфонии Л. Пн
` Половинкина, А. Веприка,

тепианный — концерт
их фор а ав nasoTa

` Шехтера, За год продолжалась раде
  области оперного жанра. Уже в ряде
 00в прозвучала опера Т. Хренникова
1 бурю», Ждут своего сценического во*
щения «Чапаев» Мокроусова, «Дума
» Опанаса» А. Юровского, «Я, сын тру’

го парода» Прокофьева и ряд других
м), Немало значительного создано в’ ка»
юм жанре: 5-й квартет Н. Мясков-
0, новый квартет В. Шебалина, новая
 епианная соната С. Фейнберга, инте-
nie вокальные новинки Ю. Шапорина,
\ Бирюкова, В. Белого, М. Коваля и
тих Других,
	о произведений ленинградских KOMI
м наша общественность си есом
кт ROMO He TER 8-й симфонии Д. Шоста-
	ator год появилось много нового в
	Работа дрессировщика на арене очень
сложна. То, что зритель видит во время
циркового представления, — это резуль-
тат долгой, кропотливой подтотовки. Вот,
например, морской лев под_хохот и друж-
ные аплодисменты зрителей балансирует,
играет мячом. Это кажется очень простым.
Однако немногие. зрители знают, сколько
трула и усилий было затрачено на то,
чтобы научить его выделывать сложные
цирковые номера. Знакомство  дрессиров-
щика с животными, начинается с внима-
тельного изучения их привычек, повадок,
характера, только потом я перехожу к
разучиванию цирковых трюков.
	К 20-летию цирка мы, советские дрес-
сировщики, приходим с немалыми дости-
жениями. Но до сих пор, к сожалению,
мы отстаем’ от таких мастеров старого
цирка. как бр. А. Л. и В. Л. Дуровы,
	которые, как известно, блестяще пользо-
вались яркой, политически насыщенной
сатирой.

Хочется сказать еще несколько слов о
нашей замечательной детворе, постоянной
посетительнице советского цирка. Сколь-
ко смеха, счастливых улыбок, веселья вы-
зывает цирк у наших ребят. Сколько ин-
тересных писем от детей приходится по-
лучать нам, артистам советского цирка. В
этих письмах, кроме теплых слов благо-
дарности, встречаются верные критические
замечания, ценные советы юных зрителей.
К этим советам часто приходится при-
слушиваться, ибо юный зритель очень
строг, он неё любит грубости, фальши и
замечает много мелких недостатков, ‘на
которые порой взрослые зрители не ‘обра-
	Щают внимания,

В. ДУРОВ
	Фото А.

Кветнкого
	Творческий
noo’em
	„.Помнится мрачное здание цирка в Лу-
ганске; маленькая полутемная арена, сы-
рость и холод. Здесь тогда еще хозяйни-
чал итальянец Бенедетто. С этим цирком
связаны наши воспоминания о первых
выступлениях на манеже, :

Советский цирк полностью освободился
от иностранных артистов. На арене воз-
родилось классическое цирковое искус-
ство, свободное от пошлости, грубости и
дешевых трюков.

Нам пришлось долго и упорно  рабо-
тать, чтобы создать свой оригинальный
акробатический номер. у

Работники советского цирка, окружен-
ные вниманием трудящихся нашей стра-
ны, испытывают огромное счастье и твор-
ческое удовлетворение.

Двадцатилетний юбилей советского цир-
ка, лучшего цирка в мире, празднуют во
всех уголках нашей родины. Юбилей вы-
звал огромный под’ем ‘социалистического
соревнования среди работников цирка,
которые обязуются поднять свое мастер-
ство и тем самым оправдать высокое зва-

ние советского артиста.
	Братья МАКЕЕВЫ
	Владнмир Дуров на шефском концерте у моряков Черноморского флота
	Оно органически связано с мощным раз-
витием человеческой индивидуальности в
условиях  социалистического общества.
Многогранность и богатство психики совет-
ского человека рождают и многообразие
слособов художественного выражения.
	Разгром формализма — этого ядовитого
плевела буржуазной идеологии — обусло-
вил огромное расширение средств, имею-
щихся в арсенале художника.
	Современный  буржуазный композитор,
находящийся в плену у всяческих «из-
мов» и нередко принимающий в качестве
девиза формулу «что ни такт, то новин-
ка», — в действительности становится
жертвой самообмана, Ибо все ухищрения
формализма на практике сводятся к на-
зойливому повторению, пусть B Разных
комбинациях, одного и того же убогого
«набора» стереотипных приемов. И потому-
Т0, В„конечном счете, все формалисты ока-
зываются до неразвличимости похожими
	друг на друга.
	’Ъй Госцирк. Икарийские игры в исполне-
ний группы под руководством Курбанова
	ная группа проблем, при всей их жизнен-
ной важности, далеко не исчерпывает то-
го, что поставлено на обсуждение ходом
развития ‘советской музыкальной культу-
ры. Нужно спорить не только о праве со-
ветской музыки на разнообразие, но и ‘о
сущности различных оттенков в нашем
музыкальном” творчестве, Глубокой ошиб-
кой было бы свести всю развертывающую-
ся творческую дискуссию к довольно то-
щей антитезе Хренников—Прокофьев (точ.
нее к антитезе ‹В бурю» и «Я, сын тру-
дового народа»).
	«Бурный и многообразный рост советеко-

го музыкального творчества, отромные ус-
пехи, достигнутые, в частности, за тод,
отделяющий нас от прошлой декады с0-
ветской музыки, выдвинули множество нз-
сущнейших вопросов. Так, например,
столь значительные образцы советского
симфонизма, как «Поэма о Сталине» Ха-
чатуряна, симфония Мурадели, 5-я сим-
фония Шостаковича, вовсе не. были 06-
суждены:. Забыта область = вокального
творчества, где одно за другим появляют-
ся выдающиеся произведения, Почти со-
шла с обоуждения проблема ` массовой
песни.
	Мы уже не говорим о том, что по це-
лому ряду причин (и прежде всего из-за
нашей  возмутительной  неосведомленно-
сти) из общественного обсуждения почти
выпало творчество композиторов, работаю-
щих В братских республиках. А ведь глу-
боко был прав т, В. Мурадели, ‘указав
mun в одной из недавних своих статей,
чт0 такая опера, как «Лусабацин» Apo
Степаняна, «при всех ее отдельных недо-
статках может научить многому теперь
И московских композиторов»,
	Декада советской музыки — не только
праздник нашей художественной культу-
ры. Она открывает. громадные возможно-
сти для деловой постановки ряда важней-
ших вопросов нашего музыкального твор-
чества, для самого широкото развертыва-
ния Творческой дискуссии.
	Прямая обязанность нашей музыкальной

общественности и прежде всего оргкоми-
тета союза советских композиторов — та-
кую дискуссию  безотлатательно развер-

НУТЬ.
	pasa repos Hamre эпохи невозможно, если
художник не способен раскрыть огромные
богатства, заключенные в душе социали-
стического человека. А ведь в напгих спо-
рах нет-нет да и промелькнет утвержде-
ние, что чувства и помыслы простых со-
ветских людей должны-де выражаться
простейшими музыкальными средствами,
и, следовательно, к примеру, частушка,
куплетная песня, сентиментальный «город-
ской» романс — вот та панацея, которая
должна привести оперного композитора Е
созданию советской классики.

Спору нет — и частушка, и куплет-
ная песня, и так называемый бытовой ро-
манс — вполне законные и необходимые
формы в советской музыке, Более того,
нашедшие себе отличное применение в
творчестве таких композиторов, как Ду-
наевский или братья Покрасс, они итгра-
ют весьма важную роль в советской му-
зыкальной культуре. Но вредной и задер-
живающей развитие нашего музыкального
творчества явилась бы попытка противо-
поставить эти музыкальные формы богат-
ствам, накопленным музыкой на тысяче-
летнем пути ее развития. Еще рисковам-
нее был бы тезис о том, что усиленное
использование частушки или куплетной
песни уже само по. себе является призна-
ком демократичности творчества того или
иного ‘композитора. К каким печальным
последствиям может это привести, свиде-
тельствуют хотя бы неудачи оперы «Мать»
Желобинского и некоторых других новей-
ших оперных произведений,
	Все эти и подобные им проблемы Co-
вершенно: законно останавливают на себе
пристальное внимание нашей музыкаль-
ной общественности. Именно им была по-
священа интересная и плодотворная весен-
няя дискуссия о музыкальной критике
в московском союзе советских композито-
ров. Несомненно большое место займут
они и в предстоящей в ближайшие ‚дни
дискуссии 06 опере Хренникова” «В
бурю».
	Горячее и страстное обсуждение таких
вопросов уже само по себе свидетель-
ствует ‘о возросшем идейно-художествен-
ном уровне нашего музыкального творче-
ства и нашей музыкальной критики. Слё-
дует, однако, напомнить, что перечислен-
	ДЕКАДА СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ
	К творческой дискуссии
	музыкальном творчестве композиторов, ра-
ботающих B братских союзных республи-
ках. Первая киргиаская опера «Айчурек»,
налтисанная композиторами. В. Власовым,
В. Фере и А. Малдыбаевым, первая тад-
жикокая опера «Восстание Восе» С. Ба-
ласаняна, новая узбекская опера «Буран»
С. Василенко и М. Ашрафи, новая армян-
ская опера «Лусабацин» А. Степаняна,
новая белорусская опера «Катерина»
Н. Щеглова, новый армянский балет
«Счастье» А. Хачатуряна — этот далеко
не полный перечень лишь самого значи-
	тельного, что налтисано со времени прош:

ae ge
	лой декады, свидетельствует о необычай-
ной интенсивности нашей творческой му-
зыкальной мысли.

Многого среди названных произведений
мы еще не слышали, и, разумеется, не
все они обязательно составляют «вехи» и
«этапы». Однако дело вовсе не в част-
ных достижениях или неуспехах отдель-
ных композиторов. Год тому назад, в
передовой, посвященной открытию второй
декады советской музыки, наша газета
писала; ‹... мы имеем дело не только 6
единичными удачами советоких компози-
торов, но и с началом новото периода в
советском музыкальном творчестве».

Прошедший тод полностью подтверлил
правильность этой характеристики, Под-
твердил ои и 10, что одной из важней-
wax особенностей нового периода являет-
ся огромное разнообрази» творчества в 0б-
становке все более ‘тесного единства идей-
но-художественных устремлений советских

композиторов.
	Правдивое реалистическое раскрытие

действительности под ea зреиия Че-
оО. дла отической эпохи —. СОВет-
	ловека социалистической oO =~ wn
ские композиторы приближаются к этой
цели, но идут они к ней не одинаковыми,
хотя и параллельными путями. И естест-
венио встает вопрос — а закономерно ли
такое разнообразие творческих потоков В
пределах одного русла, в рамках одного
	мировоззрения!
	практике результатом упрощенного и,
следовательно, неверного представления об
уровне художественных вкусов и потреб-
ностей советского народа, якобы ©10060б-
ного воспринимать лишь «общедоступное».
	Нельзя ставить знака равенства между
понятиями «социалистический и и
«демократическое искусство», Понятие де-
мократизма (применительно к искусству)
составляет лишь часть проблемы социали-
стического реализма. Социалистическое ис-
кусство не может не быть демократиче-
ским. Вспомним, однако, что демократиче-
скими были и «Самсон» Генделя, и симфо-
нии Бетховена, и «Иван Сусанин» Глин-
ки, и «Хованщина» Мусоргского, и «Риго-
	  летто» Верди, да, собственно говоря, едва
	ли не вся классическая музыка. Но это
еще не было, разумеется, искусством соци-
алистическим.
	Далее, в рамках демократического HC»
кусства и сегодня умещаются произведе-
ния столь разные, как, скажем, песни Ду-
наевского и фортепианный концерт Хача-
туряна, как оперы Дзержинского и симфо-
ния Мурадели, как «Александр Невский»
Прокофьева и ‘«Лусабацин» Аро Степаня-
	Наконец, общедоступное в искусстве
включает в себя явления, весьма не сход-
ные по своёй идейно-художественной зна-
чимости, Доступна гениальная русская
крестьянская песня «Лучина»; доступна
была и популярная в свое время песня
«Ночка темна»; доступны «Русалка» Дар-
томыжского и «Герцогиня  Герольштейн-
ская» Оффенбаха; доетупны благородная
классическая простота’ и упрощенный при-
митивизм. Следовательно, дело не только
в общедоступности, трактуемой узко и
	ПЛОСКО.
	Наоборот, основные и незыблемые прин-
ЦИЦЫ социалистического искусства, его
правдивость и высокая идейность, его тес-
нейшая связь с народными истоками, об-
ращенность его к широчайшим массам и
в этом смысле его глубокая демократич-
ность — все это обеспечивает невиданный

расцвет творческой индивидуальности ху
	JOR AUK,
	Обо всех этих элементарных вещах мож-
но было бы и не говорить. Но именно
сейчас, более чем когда-либо, опасными
явились бы притязания той или иной
творческой труппы заявить себя — впро-
тивовес остальной массе советских комно-
зиторов — единственными представителя-

ми демократизма в музыке.
	Нужно прямо сказать, ITO подобного
рода тенденции, имевшие место за послед-
нее время, чреваты опасностью возрожде-
ния групповщины. Борьба в ними необ»
ходима и потому, что они являются на
	Красота — неотделимый признак ис“
кусства. Но подлинная красота появляется
	‘лишь там, где общедоступность, точнее —
	обралщенность искусства к народным Mace
сам, сочетается с глубиной и размахом
идейного замысла, с умением художника
использовать в воем индивидуальном и
неповторимом мастерстве опыт художест-
венной культуры. человечества.
Музыкальное воплощение величатого o6-