ДЕВАБРЯ 1939 г., № 84 (664).
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	«Сергей Миронович Киров», Работа скульптора А. Н. Шишкина
			ДРУГ НАНИСНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
	ИЗ МАТЕРИАЛОВ К КНИГЕ «КИРОВ И ИСКУССТВО»
	р ночь с 27 на 28 апреля 1920 тода в
Баку вступили, во главе с тт, Кировым,
Орджоникидае и Микояном, части Крас’
got Армии, разгромившие контрреволю-
ционные силы интервентов, муссаватистов,
херо-меньшевиков. Под руководством пар-
ши большевиков была начата кропотли+
sag работа по восстановлению и развитию
народного хозяйства, культурному под’ему,
	внедрению начал, ленинско-сталинской Hae
	циональной политики в Азербайджане.
	Годы, когда Сергей Миронович” Киров
непосредственно руководил партийной ор-
пзизацией Азербайджана (1921—1926 гг,),
идикально изменили лицо страны, Ози-
мя величественные результаты проведен-
ных работ, Сергей Миронович, спустя не-
	основанием
	сколько лет, мог 6 ПОЛНЫМ
	` ЗАЯВИТЬ:
	театр, и т. д, Киров помог сломить со:
противление реакционных сил, содейство:’
вал под’ему русского оперного театра в
Баку, доказывая, Что, «классическая, со-
кровищница европейской, русской музы:
ки может только обогатить азербайджан:
	‘ое национальное искусство, дать новые
толчки его расцвету».
	Вскоре после того, как Азербайджан
стал советским, в Баку, ‘при поддержке
С. М. Кирова из актеров коллектива быв-
шей «Детучей мыши» был организован
молодой Сатир-Агиттеатр. › Если в пер-
вых программах театра’ еще сильно ощу-
щалось влияние старой «Летучей мыши»,
то постепенно, „ благодаря руководству
партийной организации Азербайджана, он
стал ‘боевым, агитационным театром про-
летариата нефтяного Баку. Такие пьесы,
как «Ворота востока» Швейцера . (0 боль-
шевистокой политике на востоке ‘и судьба
Азербайджана), «Тартальщик» Сертея To-
родецкого (на тему о новых способах до-
бывалия нефти)’ и. т. д., резко измениля
направление театра. Тема борьбы ва
нефть стала центральной темой репертуа
ра; Ее патетический смысл превосходно
раскрывается в знаменитых словах Киро-
ва; «Каждое наше бревно, каждый пул
нашей нефти, вообще говоря, пахнут не
только лесом, не. только нефтью, — они
пахнут еще большевизмом, прочностью и
крепостью пролетарской диктатуры» («Ва-
нинский рабочий» от Б декабря 1930 г.).
	Общественный резонанс спектаклей Са-
тир-Атиттеатра, игравшего Ha русском
языке, побудил Сергея. Мироновича вы:
двинуть предложение об организации на-
ционального филиала театра, который бы
использовал уже накопленный творческо-
	агитационный опыт. Так был! организован
	Тюркский Сатир-Агиттеатр,
	^ © ИНИПИАТИВЕ С, М. КИРОВА
	О ШКОЛЕ ПРИ АКАЛЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
	В начале 1934 года по инициативе Лен-
совета и руководителя ленинградских боль.
шевиков Сергея Мироновича Кирова в
Ленинграде был организован конкурс юных
дарований. Конкурс всколыхнул многоты-
сячную массу детворы Ленинграда и 06-
ласти. Участвовало. 14 ‘тысяч детей. По
поводу этого конкурса С. М. Киров на

чании школы дети поступают на живо“
писный и скульптурный факультеты. Ин-
ститута Академии‘ художеств.

В июне 1939 года школа дала первый
выпуск — 16 юных живописцев. Большая
отчетная выставка работ выпускников ши-
роко и всесторонне показала творческие
возможности каждого окончившего. Были
	представлены работы по живописи, рисун-
	ку, комповиции, самостоятельные домаш=
ние и летние работы.

Особенно радовало в этих детских ра-
ботах разнообразие и богатство в выборе
тем,

Темы, посвященные С. М. Кирову, 3a-
нимают выдающееся место в работах уче.
ников. Лесин написал «Киров среди гор-
цев», Королев — «Киров на Кавказе» и др.

В ‘целом выставка производила очень ра-
достное впечатление, Выставку посетило
большое количество студентов, профессо-
ров, художников Ленинграда и Москвы:
Крупнейшие мастера советского изобрази-
тельного искусства дали ей хорошую
оценку.

Школа не замыкается в своей работе,
она систематически отчитывается перед
советской общественностью, устраивая вы-
ставки. проводя большую консультацион-
ную работу. За пять лет школа устрайва-
ла выставки в Москве, Ленинграде и ва
траницей. Работы учеников школы имели
большой успех на всесоюзной выставке,
посвященной 20-летию комсомола. Одна из
ленинградских выставок школы была по-
священа С. М. Кирову. Ребята показали
свыше 70 работ, посвященных Сергею Ми-
роновичу. Из этих работ 10 было приоб*
ретено Ленинтрадским музеем им, Кирова
для постоянной экспозиции. т
	С. М. Кирову, зверски убитому врагами
народа, уже не пришлось увидеть, как его
мечта о могучем развитии детского твор-
чества стала претворяться в действитель-
ность. Но BepHO, брошенное великим на-
родным трибуном, пало на благодарную
почву, и можно смело сказать, что взаду-
манная Кировым школа превратилась -B
лучшую среднюю художественную школу
нашей страны,

Прекрасная школа, созданная по ини-
циативе незабвенного Сергея Мироновича,
лишнее свидетельство великой заботы о
юных талантах CO стороны партии и

правительства и лучшего друга и учителя.
нашей детворы — товарища Сталина,
	Б. ИОГАНСОН
	заседании областной и городской конфе-
ренции ВКП(б)’ 23 января 1934 года тово-
	рил;
«Вы видите небывалое новое детское
творческое движение; — это величайшая
	сила, проидет еще немного времени и вы
увидите, во! что это выльется, — если мы
сумвем. должным образом этим делом
овладеть». :

После конкурса часть детей,” получив
шая за свои работы премии, была устрое-
на в районные дома художественного вос-
питания. Для 060бо одаренных детей. соз-
дали по инициативе С. М. Кирова сред-
нюю школу при Всероссийской академии
художеств. Школа была открыта 1 март»
1934 года, ‘ :

Перед художниками-педагогами были по-
оставлены ответственные задачи -— найти
правильные пути воспитания юных худож-
ников, создать условия для их общего
развития и творческого роста, одновре-
менно вооружив их профессиональными
навыками. Важно было при этом, по заве-
ту Кирова, поддержать и развить творче-
скую инициативу учащихся, во всей пол-
ноте и богатстве раскрыть их индивиду-
альные возможности.

И, действительно, школа стремится не
только привить детям узко профессиональ-
ные навыки, но и подготовить всесторонне
развитых, культурных людей, способных в
своих произведениях отобразить содержа-
ние, героику нашей социалистической ро-
ДИНЫ: a
В первый год в мколе учились дети
	Ленинграда и Шенинтрадской области. За’
	пять лет своего существования школа OK-
репла, выросла. Она приобрела всесоюзное
значение, так как в ней обучаются наибо-
лее одаренные дети, прибывающие в
Ленинград со всех концов” необ’ятного Co-
ветского Союза — с Украины, Кавказа,
Узбекистана, с Дальнего Востока и Край-
него Севера, Здесь теперь учатся дети 17
различных национальностей, Оканчиваю-
щий школу получает специальную подго-
товку в области живописи, композиции и
рисунка и одновременно среднее общее
образование в об’еме десятилетки, По окон.
	закончились с’емки.
		«Здесь, в Баку, на этом огромном ‚пере-
иченни дорог, ведущих во все. углы зем-
но шара, мы вдесь на деле, в жизни,
на практике, сумели осуществить один из
	ввличайших пунктов нашей программы —
уеждународное, межнациональное  брат-
во» («Бакинский рабочий» от 1 мая
1924 года),

Огромное, иеустанное внимание удёлял
Ceprett Миронович вопросам развития” на-
циональной культуры, под’ем» народного
образования, художественного творчества в
Азербайджане,

В ваключительном слове ‘ма Ш азербай-
пжанском с’езде Советов 1’ декабря 1928
юда Киров вдохновенно говорил о пер-
юочередных задачах Азербайджана в деле
ликвидации вековой отсталости, невеже-
(TRA и томноты, упаследованных от ца-
tava И муссаватистов:
	«Мы, чтобы шире выйти на дорогу
‘троительства, поставили на с езде сейчас
	же ва отчетом правительства вопрос о Ha-
	одном образовании в Азербайджане,
Принято думать, что половина населе-
ния Азербайджана снимает свою чадру.
  мо глубокая ошибка. Чадру носит’ не
\, только половина Азербайджана —`90`про-
1 центов налиего населения до сих пор пре-
бывает в чадре темноты, невежества, Gea-
трамотности и, надо сказать прямо, ‘в
зулмурном невежестве, Вот эту чадру
‚ №8 и надо снять с гораздо большим рве-
  нием и с гораздо большей смелостью, чем
11 чадры, которые енимаются‘в женских
злубах.. Нужно добиться всеми средства-
  WE, силами и’ мерами, чего бы это ни
  сонло, чтобы «чадру» эту дальше’ не но-
шли, Все планы и пожелания, которые
  вынесены с’еэдом по разным” докладам,
(а этого убловия должны в большей ме
№ повнонуть в воздухе», и
	В беседах с работниками культурного
фронта Сергей Миронович не раз напо-
иинал известные ленинские слова о необ-
тодимости «настоятельной черной работы»
10 ликвидации неграмотности и развитию
народного образования, не отделимой от
мдач развития пролетарской культуры и
искусства,
	- a

Столкнувшись со сложнейшими задача-
уп выращивания нового, национального
1 форме и боциалистического по’ содер:
ханию искусства народа, только еще нал
WHARMeIO CHAMATS’ ¢4AQPyY  KYIETYPHOrG
raemectaas, С, М, Киров дал’ превосход-
ный пример применения на практике уче:
ня Ленина—Оталина ‘о национальной

зультуре, \

При непосредственном содействии Ки-

за в Баку был организован первый  на-

циональный тюркский оперный театр,
(ерей Миронович © бережным внимани-,
({ относился к представителям — нацио-
зально-художественной культуры,  горяяб
поддерживал плодотворную инициативу

Узекра Гаджибекова, с большим интере-

м отнесся к творчеству молодого талант-
tigoro композитора Муслима Матомаэва.
	Отметяв дарование молодого народного
тевца Мамедова (Бюль-Бюль), Сергей Ми:

нович содействовал направлению его’ в
талию для совершенствования ‚у лучших
Мастеров вокала. Заботам Кирова о разви:
Ши их талантов обязаны. не только ны-
юлиий народный артист СССР Вюль-
`Вюль Мамедов, но и народная артистка
Сорза ССР Шевкет-Ханум Мамедова и
Уногие другие мастера национального ис-
kyectea. }
	В период работы Кирова в Баку, впер-
38 за все время существования азёрбай-
джанского театра, на сцену театра вышли

звнщины актрисы, скинувшие  «чадру
Культурного невежества» и В прямом ив
он смысле слова.
	С большим интересом слушал Сертей
\иронович выступление народных певцов
1 музыкантов Азербайджана — ашугов,
‘зандаров, ханенде, Когда в 1924 г. В
Баху приезжал М. В. Фрунзе, Киров спе-
циАльно повел его на вечер, где высту-
лн ашуги, Беседуя — через перевод-
Ков — с ашугами, он всемерно. поддер-
алвал их первые попытки. откликнуться
Щ актуальные политические темы,

Киров неизменно давал внергичный OT-
юр левакам лжеинтернационалистам (они
Пытались перечеркнуть традиции народ-
Кто искусства Азербайджана, хотели за:
етять игру на народных музыкальных
йнструментах, рассматривая тару как «пе-
№житок феодализма») и местным буржу-
BHM национал-шовинистам, всячески
протнводействовавшим распространению
ecko культуры, , утверждавшим, ITO

Ва
	а ОЕ. © Аль М

\зербайджану вообще не нужен русский
аа

Дружеская помощь театру’ сказывалась
не только в одобрении его ‘успехов, обес-
печении хороших  организационно-мате-
риальных условий  работы, HO и в резкой
критике отдельных ошибок, уводивших
или могущих увести театр от его прямых
задач. Вопрос о борьбе с формалистиче-
скими тенденциями, декадентскими пере-
житками в театре на примере некоторых
постановок Сатир-Агиттеатра даже ставил-
ся Кировым на одном из заседаний ЦК
партии Азербайджана. Тогда же им: была
дана директива‘ руководителям тазет  уде-
лять в работе отделов искусства повсед-
невное внимание критике формализма,
принципиальной постановке проблем рба-
листического искусства,
	Любимец бакинского пролетариата, Ки-
ров пользовался исключительной любовью
и уважением. и со стороны передовой мно-
	гонациональной ‘интеллигенции Азербай-
	джана, да и всего закавказья.
	«С тов. Кировым я встретился впервые
в Тифлисе у покойного А. Ф. Мясникова,
куда Сергей Миронович часто приезжал

по делам из Баку, — рассказывал вно-
следствии народный артист РСФСР. М. М.
Иинполитов-Иванов, — В дружеской беседе

он делился с нами впечатлениями о: му-
зыкальной жизни Баку.   Сергей Мироно-
вич с удивительной ясностью. характери-
зовал зядачи советекого‘ искусства, ‘кото
рым интересовался и любил: Его яркая,
убедительная ‘рёчь заражала ‘нас своим
порывом творческого энтузиазма. Обаяние
этой’ исключительно светлой и одаренной
личности было! огромно...»
	Переехав на работу в Ленинград, Cep-
тей Миронович продолжал интересоваться
творчеством ‘национальных художников,
радовался успехам мастеров искусства
Азербайджана, Грузии, Армении. В 1933 г.,
по ‘приглашению Кирова, в Ленинград
приехал на гастроли тбилисский театр
имени Руставели, работникам которого
Сергей Миронович настойчиво рекомендо-
вал установить прочную связь с ленин-
градским зрителем, ленинградскими теат-
рами. Он считал, ›что такая связь будет
содействовать взаимному обогащению твор-
	ческим опытом.

Сим. ДРЕЙДЕН
	  Незабываемые встречи
	Делая беглые наброски, стараясь запом-
нить, впитать в себя характерные для
Сертея Мироновича движения головы, рук,
	фигуры, я внимательно вслушивалея в
	Каждое его слово,

Вскоре после этой встречи с Сергеем
Мироновичем я вместе с другими товари-
щами художниками видел и слушал его
во Дворце Урицкого. И снова мой аль-
	GoM ‘заполнился многочисленными наброс-
	ками, заметками, зарисовками:. запечатле-
вались его поза, повороты головы, абрис
фитуры, ‘характерные особенности его
жеста. Во время одного. из перерывов мне
посчастливилось = сопровождать .. ‘Сергея
Мироновича по «Выставке достижений
ленинградской промышленности. и’ техни-
кн». Замечания, которые делал 0. М.
Киров, были чрезвычайно ценны, метки и
	‘Ссвидетельствовали. 9 .его, огромных `знани-
	ях, Я все время делал зарисовки, Придя
домой, я сразу me, под. свежим . впечат-
лением ‘встречи с Сергеем Мироновичем,
стал пабрасывать эскиз его портрета. В
том ме 1934 г.. в дни Великого Октябрь-
ского. ‘ираздника, я снова увидел ето.
Вдохновенный, любимый народом и любя-
ший его, он стоял на трибуне, приветствуя
массы проходивших мимо него демон-
странтов.

Так складывался в моем сознаний образ
пламенного трибуна революции, изуми-
тельного’ человека, чье горячее сердце би-
лось 38 дело коммунизма, ‘чья яркая
жизнь была отдана целиком делу осво-
бождения человечества, Образ его живет
во мне, как и в каждом честном гражда-
нине СССР, любящем свою родину, вели-
кую партию и друга трудящихся . всего
мира — великого Сталина.
	Художник В. ЗВЕРЕВ
	Мысль 0 создании о. портрета С. М.

Кирова — великого революционера и ва-
мечательного человека — занимала меня
Давно.

Ewe Bp 1930 т, при жизни Сергея
Мироновича, я приступил к ‘осуществле-
нию этой моей мечты. Однако С. М. Киров
был тогда чрезвычайно занят, и’ мне не
удалось сделать с него зарисовки. В ре-
вультате первый портрет Сергея
Мироновича мне пришлось делать по фо-
тографиям. 4 ‘

Но для дальнейших работ — тех, кото-
рые находятся в музее С. М. Кирова ‘и в
лругих советских музеях, — я получил
богатейший, давно желанный материал.
В 1933 г. я увидел Сергея Мироновича и
получил первые, незабываемые впечатле-
ния от встречи с ним. В начале 1934 г,
вместе ‘с другими товарищами художника-
ми_я поехал в выборгокий Дом культуры,
где на заседании партконференции ожида-
лось выступление. Сергея Мироновича.
	Конференция началась без С. М. Кирова.
Он приехал позднее и; ‘подойдя к столу
президиума, сел у края. его. Я сидел в
ложе с левой стороны’ в первом ряду.
Все места’ в ложе были заняты, было
тесно, работать. было трудно. К тому же
Сергей Миронович. сидел довольно далеко
OT ложи, ‘и расстояние; отделявшее его
от меня, мешало делать детальные зари-
совки; можно было набросать лишь общий
облик его.

Но вот Сертей Миронович на трибуне,
Он оказался очень близко к нашей ложе,
почти рядом се нами, на расстоянии полу-
тора-двух метров, не более,

Сергей Миронович улыбнулся. Раздались
первые слова его речи. И полилась она-®
простая, задушевная, захватывающая.
	ПРОШАНИЕ С РОЛЬЮ
	мывался над образами нашей эпохи.

„Я помню всенародное горе об утрате
Сергея Мироновича Кирова, толпы народа
на улице и у гроба,
	Я думал тогда о прекрасном, о бессмерт-
ном, что нес в с6бе Киров. Я мечтал о
воплощении этого образа в искусстве, и
замысел сценаристов создать фильм о Ки-
рове ответил моим мечтам об этом вели-
ком тражданине, сочетавшем в себе луч-
шие черты человека-большевика.
	Мне кажется, что в Ленинграде sce
знают Кирова лично, близко. Ленинтрадцы
очень любят рассказывать о Кирове. Когда
мы работали над фильмом, нам все время
казалось, будто вот сейчас по улице про-
шел Киров, вот только что он. был на
стройке, на корабле, на симфоническом
концерте в Петергофе. Он живет в серд-
цах и сознании тех, кто слышал его, чи-
тал его речи, видел на трибуне, знал о
нем. Его вера в святость коммунистиче-
ских ‘идей, его Пламеённость, талант на-
родного трибуна, чистота души сделали
образ его бессмертным. О нем слагают ле-
генды, и все эти легенды правдоподобны
и характерны,
	Вера в будущее, прекрасное, поэтиче-
ское представление 06 этом будущем —
вот Что светилось. в его глазах, когда он
в народные праздники стоял на трибуне
и вглядывалсея в лица проходивигих. мимо
него радостных людей. Киров умел меч-
	тать о будущем и фадоваться настоящему, .
	Гневная непримиримость отличала от-
ношение Кирова ко всем предатеяям, ‘оп-
портунистам, пытавигимея стать на исто-
рическом пути партии большевиков. И
необыкновенная сердечность, задушевноств
отличали его в товарищеских отношени-
ях: он умел найти путь к сердцу и’ ра-
бочего, и школьника, и ученого.
	Встречая сотни людей в Ленинграде,
	Фильм «Великий гражданин» выпущен
	на экран.
	Закончилась моя работа над ролью Ша-
хова, навеянной образом Кирова. Но нви-
кому из нас, участников создания этого
фильма, не хочется сказать друг другу,
что работа закончилась и надо расста-
ваться. Слишком дорого было для нас то,
	что обединило и сплотило в работе над
картиной, посвященной памяти  Сертея
	картиной, посвященной памяти Сертея
Мироновича Кирова, Слишком велико оба»
яние тото, чьи черты мы стремились пе-
	редать в образе секрегаря От Ша-
ховя.
	‘’ Мысль о создании такого фильма воз-
никла около четырех лет назад. И с того
часа, котда авторы сценария поделились
со мной этой мыслью, и до последнего
дня с емки в моем творческом воображе-
нии жил образ Кирова. Он постоянно жи-
вет во Мне и сейчас. ибо тема Кирова —
	тема нашей жизни, нашего будущего.
	Читаю ли я 06 отважных перелетах, я
мысленно представляю себе, как бы встре-
тился с летчиками Киров. Вижу ли я ре-
бят, катающихся на салазках, я мысленно
уношусь в заснеженный Уржум. В тече-
ние этих лет, готовясь к с’емкам в «Ве-
ликом гралданине», я плодотворнее рабо-
тал и над другими ролями положитель-
ных советских героев в. других фильмах—
плодотворнее потому, что я глубже, заду-

‘ОБРАЗ ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА
		Не напоминает ли эта оцена по своему
характеру случай, о котором помнят
	ленинградцы, ‘близко знавшие Сергея
Мироновича?
Однажды Киров поехал за город. До-
	об этом говорить, как не в среде нашей
партии? Если я сегодня как будто ниче-
го, смазливенький, а завтра стал некази-
стым. — куда же’ мне итти, кроме пар-
	тии, за лечением: Только таким порядком
можно мобилизовать партию. Тут иногда я,
грешный человек, думаю, не страшно да-
же, если перегнешь; тут гораздо опаснее,
если не догнешь, потому Что «женевская»
самокритика, которой там занимаются, —
й так исэтак, в которой не поймешь,
плохо или хорошо, — нам не к лицу,
нам такой самокритики не надо.
	нас. большевиков, так ведется. если
	самокритика — доводи до конца. И ни-
чего тут не случится, никто никуда тут
ве провалится. Это только поможет испра-
вить дело, и это предохранит партию от
опасности зазнайства, о чем предупреждал
товарищ Сталин».
	Шахов помогает заводскому коллективу
	найти ппавильное решение проблемы, вы-
двигаемой жизнью. Комсомолка Колесни-
кова назначается на место разоблаченного
	Авдеева.
	рии они выступают, как вооруженные
бандиты, но‘ окрывшиеся под маской
«праведников», «честных партийных ра-
ботников». Это Авдеев и второй секретарь
крайкома Земцов. Мимикрия последнего
настолько сложна и искусна, что зритель
буквально ошеломлен, когда бандит само-
разоблачается при встрече со овоим еди-
номышленником ’Сизовым.
	Какая нужна исключительная чуткость
к малейшему проявлению неискренности,
	чтобы распознать этих людей, переродив-
	шихся политически, разложивигихся MO0-
	‚ рально! .

Шахов о узнает их по кажущимся HA
первый взгляд незначительными деталям
поведения. Авдеева, цо желанию Земцова
скрыть небольшой, период. своей биогра-
фин. И Шахов разоблачает их беспощад-

HO.

Так поступал © этими людьми Сергей
Миронович Киров. Он разоблачал клевет-
ников, врагов партии,  раркрывал их
контрреволюционную сущность. ‘Все они
превратились в банду убийц, подобно тем,
кто в картине «Великий гражданин» 060-
вначен фамилиями Карташев, Боровский,
Брянцев, Сизов и невымышленной фами-
дией Пятаков.

Против них Шахов направляет слова»
стрелы своих речей. И ‘во внешне спо-
KOHHOM, но внутренне’ страстно звзволно-
занном образе оратора, создаваемом Bo-
толюбовым, мы видим Кирова и вместе с
заводским собранием на экране слушаэм
в зрительном ‘зале ясную, убедительную,
захватывающую речь трибуна революции.

Это говорит Киров. Каждое его выступ-
ление‘ сопровождается бурными овациями.

Наля Колесникова предлагает перевести
конвейер на новый режим, но против это-
то возражает друг Петра Михайловича
Шахова — директор завода Дубок. Он
находился под влиянием инженера Ав-
деева.

Петр Михайлович Шахов верит в ини-
циативу Нади. Колесниковой. Но трудно
сломить упрямство старика Дубка; on #¢
признает никакой критики, даже со сто-
роны партии, ив результате едва не ста-.
новится Жертвой врага, Петр Михайлович
умело распутывает хитросплетения Авдее-
ва и раскрывает старику всю оптибочность
и антипартийность его нетерпимости К
самокритике.

В ‘обращении к нему Шахова мы снова
узнаем Кирова, но в другой обстановке—
Ha трибуне ХУП с’взда партии.

Киров ‘говорил ‘тогда: .

«Рассуждения ‘некоторых товарищей 0
том, не слишком ли много самокритики.—
очень вредная штука. На самом деле,
если плохо, если не годится, так где же
	Стремительной ‹ походкой, ° радостный,
улыбающийся, пришел на строительную
площадку «Каналстроя» Петр Михайлович
	Шахов.
Мы видим, с какой любовью, с какой
	теплотой встречаются с первым секрета-
	рога была ужасная. Приехал и звонит за-  Нам казалось, что мы узнаем среди них и
	местителю председателя исполкома.
— Ездил за город?
— Ездил.
— Давно? )
— Не так давно,
— А машина цела? `
— Да, цела.
— А шею не сломал?’
— Нет.
— Жаль.

x
	Оставив на месте остолбеневието «спи-
чечного короля», Шахов торонливо уходит.
За дверью раздался выстрел. В следующее
мгновение на экране промелькнуло иска-
женное болью лицо Нади Колесниковой,

Й вот перед нами — постамент, обтя-
нутый траурным шелком. Приспущены
знамена. Сменяется почетный караул,
гробу лежит Петр Михайлович Шахов. У
изголовья -= портрет: живой, смеющийся
Шахов. У троба — мать Шахова, Дубок,
Надя Колесникова. В великом горе народ
прощается со своим великим граждаяи-
ном. И пробравшиеь в скорбную толпу,
словно издеваясь над памятью народного
любимца, идет Сизов, как живое напоми-
нание нам: «будьте бдительны!»,

Мелленно движется мимо гроба натод и,
может быть, в его рядах — те двести ты-
сяч рабочих города Ленина, которые 06б-
ратились с письмом к товарищу Сталину
по поводу переименования Нарвского
района.

«Мы, большевики Кировского. района,
ученики и, воспитанники нашего Миро-
ныча, приложим все наши силы, всю
нашу революционную. волю и будем
счастливы своей борьбой, своей работой,
своей беззаветной преданностью ленин-
ско-сталинскому Центральному Комитету,
своей безграничной любовью к тебе,
товарищ Сталин, хоть в какой-либо сте-
пени для партии, для тебя, возместить
эту тяжелую потерю. Порукой тому —
наша работа и борьба. под’ славным ру-
ководством товарища Кирова в течение
девяти исторических лет»,

В надгробном слове Кац, обращаясь к
народу, говорит о Шахове:

— Он был великим гражданином,

Фильм Блеймана, Большинцова и Эрм-
лера «Великий гражданин» ‘войдет в исто-
рию советской кинематотрафии, как заме-
	чательное произведение о великом боль-
	шевике, бессмертное имя которого — Сер-
гей Миронович Киров.
		тех, кого едкая шутка Сергея Мироновича
заставила что-то додумать и что-то изме-
нить в 666е. и тех. кому умное, чутков
участие Кирова вернуло’ в трудную мину-
ту бодрость’ и радость жизни. И когда я
думаю о его особой образной: манере вы-
ражаться, о кировском слове. лохолившем
	  дд тайников души, я понимаю, как велик
	был его интерес к каждому человеку в
отдельности, как могуч был ero талант
		рем крайкома рабочие. _ Они ‘обращаются к [буквально ошеломлен,

В ee АО А ль АВА se мы! а
	  ines Me

нему за деловым советом, а Наташа Лосе-
ва поверяет ему тайну своего сердца,

’ Шахов обладает чудесным ‘даром слу-
шать людей, и они знают, что, Шахову
можно рассказать все, что их волнует. Они
уверены, что он выслущает их и вникнет
в существо дела. ‘

И когда’мы, зрители, видим ‘на экране
Шахова, нам кажется, что мы смотрим до-
кументальный фильм о великом гражда-
Hue страны социализма, о пламенном
большевике Сергее Мироновиче Кирове.

Эта ассоциация настолько глубока, что
порой заставляет забывать о том, что Ба
экране действует актер Боголюбов.

Из кадра в кадр зрителем все более
овладевает чувство непосредственного об-
щения с Сергеем Мироновичем. На экране
живет его образ даже тогда, когда проис-
холящее, может быть, и не соответствует
в точности действительным событиям в
биографии Кирова.

‚ Петр Михайлович Шахов встречается в
картине со своими друзьями-—ударниками
«Красного   металлиста», с Дубком, с чле-
ном Комиссии партийного контроля Кацем;
Тахов встречается с комсомольской моло-
дежью. — с Надей Колесниковой, Ибра-
гимовым, Лосевой. И

Это Киров. встречается с сотнями дру-
зей на ленинтрадеких предприятиях, на
строительстве новых жилых домов, на
стройке железнодорожной ‘ветки, которая
пересечет улицу Стачек.

Это Киров, партприкрепленный к трак-
торному цеху «Красного путиловца», вдох-
HOBAACT рабочих на Новые трудовые под-
виги,

Это Киров руководит всегда близкой
	ему и любимой им молодежью в Ленин-
граде, в колхозах области или в Хибинах,
где сейчас обылись его пророческие слова:
«Мы во второй пятилетке покажем, что
нетотакого места на земле, которое нельзя
было бы поставить на службу социализ-
му», .
_ Всюду он оплачивает и вдохновляет лю-
дей, и‘они тянутся к нему, како к источ-
нику огромной животворящей силы, чер-
пая в нем выдержку и решимость.

В картине Шахов встречается. с врага-
	ми: В первой серии они действовали при-
	мерно так же, ‘как бывшее оппозиционное
бюро «Красного путиловца», выставлявшее
у калиток завода своих приспешников,
чтобы отбирать у рабочих литературу, за-
шищающую линию партии, Во, второй се-
	Киров верил в силу народа, всегда был.
с народом и в этом черпал влохновёние.
	И мы с особенным творческим под’емом
работали‘ на с’емках в сценах выступле-
ния Шахова перед народом. Для меня не-
забываемы эти ночные с’емки, когда я,
Шахов, произносил речь перед моими
многочисленными слушателями. Мне не-
обычайно дорого было и то, что я гово-
рил им, и TO, что я чувствовал, какой
горячий отклик находит в сердцах моих
слушателей слово, сказанное и мною от
сердца.
	Сейчас, котда фильм выпущен на экран,
все мы, его участники, испытываем такое
ощущение, что многое, очень многое еще
недосказано в ‘этой картине, потому что
душа переполнена тем, что рождает в ней
образ Кирова, сознание глубоко взволно-
	вано мыслями. о напей жизни, о нашем.
	будущем, 0 котором думал ‹ Киров, 0
бессмертном учении Ленина—Сталина, ко-
TODOMY он беззаветно следовал.
	Никогда ‘ни в одной работе не испыты-
вал я такого чувства. ибо никотла прежда
	мне не удавалось осуществлять такую ог.
	ромную творческую задачу, посвященную
теме нашей современности. И я бы сказал,
что эта’ задача — He только Творческая:
В этой работе я не моту отделить в себа
актера‘ от гражданина. Работа над ролью
Шахова оставила неизгладимый след в
моей жизни, я приобрел как бы более
ясное видение жизни. именно оно Tovotae
	‘ло мне в Течение этих лет лучше рабо-
	тать, лучше понимать и другие роли,
	Если нам, участникам фильма «Великий
гражданин», удалось осуществить нашу
задачу, мы обязаны этим тому, что
стремились воплотить в искусстве черты
одного из самых лучших, самых верных
сынов большевистской партии, великого
гражданина нашей CTpaHH, Сергея Миро-
новича Кирова. и
	Н. БОГОЛЮБОВ
	Она видит, как улыбается ей Шахов за
элом презилиутма заводского собрания.
	столом президиума заводского  соорания.
Она уверена, что Шахов поправит 3502-
можные ошибки, даст совет в трудную
минуту.
	Киров.
	Наде улыбается за столом президиума
	Он `знает, кого выдвинул на Туководя-
	myo работу, Он ненавидит  расхлябан-
ность, он ценит в работнике страстность,
‘стремительность, напористость.
	Он придет на помощь в нужную мину-
	ту и, если потребуется, даст совет и по
специальному техническому вопросу. Он
превосходно разбирался в технике. Мно-
гие рабочие ‘«Красното путиловца» спра-
цтивали: «не инженер ли Киров?» Люди
завода были уверены, что Киров обяза-
	. работу.
	тельно проверит их р
	По большому залу идет Петр Михайло-
	вич Шахов. Он направляется в соседний
зал, чтобы выступить с докладом на сле-
те ударников. Так шел Сергей Миронович
Киров по сваркающему мрамором залу
Таврического дворца.
	близкими ему
‚лует. отвечает
	Шахов . встречается с
	людьми. Он со всеми беседует, отвечает
на ропросы, шутит, Он громко и сочно
	смеется.
‘Таким мы привыкли

на снимках 1934 тода.
	Шахов” встречается со «СПИЧЗЧНЫМ ко-
	ролем» — директором спичечной фабрики.
У того нет спичек, чтобы закурить Wark.
росу, Шахов дает их ему и с задорным
юмором отчитывает за недоброкачествен-
	ную продукцию.
	Памятник С, М. Кирову на Кировском o8F
воде в Ленинграде Работа скульптора
	Пинчука.
Фото А, Бродского