5 ДЕКАБРЯ 1939 г., № 85 (655),
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	ОЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ ИСКУССТВА
	Б. ХРАПЧЕНКО на Х с’езде
	такое мероприятие, как установление по-
стоянных штатов ‚эстрадных организаций,
ликвидацию «бродячих» коллективов идр.
Это своеобразное стационирование работ-
ников эстрады позволяет развернуть
большую творческую ‘работу с артистами
эстрады и повысить уровень эстрады в
целом. Наконец надо не на словах, а на
деле очистить эстраду от негодных эле-
ментов, ибо на протяжении ряда лет, —
надо это прямо сказать, — на эстраду
проникали люди, которые никакого отноте-
ния к искусству не имеют. Улучшение кз-
чества работы эстрады немыслимо без
такой очистки, и здесь нужна решитель-
ная помощь профорганизаций.

Что касается оплаты труда работников
эстрады, то здесь мы проводим известный
пересмотр существующих ставок, так как
сейчас имеется очень большое   несоответ-
ствие между оплатой артистов театра и
оплатой артистов эстрады. Это нужно
устранить и добиться нормального соот-
ношения;

Говоря 06 ‘изобразительном. ‘искусстве,
надо прежде Beero констатировать, что
завоевания в этой области значительны, и
правительство по справедливости натгради-
ло орденами художников, работавигих на
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
Ke, a также ряд художников Армении и
Киртизии. Беда в том, что некоторые на-
ши художники считают, будто советский
народ может ограничиваться фотографи-
ческими копиями жизни или наспех сде-
ланными ‘произведениями. В области ‘изо-
искусства у нас еще немало халтуры и
приспособленчества. Необходимо вести
борьбу с натуралистическими тенденция*
	MH, со слепым, равнодушным. копирозани-
	ем жизни, борьбу за создание настоящего,
большого. монументального искусства.
Правительство вынесло решение о по-
становке в Москве нового памятника
Гоголю, потому что старый памятник не
отражал подлинного облика автора «Реви-
зораз и «Мертвых душ» — зеличайшего
	сатирика, разоблачавитего крепостническую
	Россию. Вомитет по делам искусств про*
вел два тура конкурса и все же до сих
пор не имеет достаточно высококачествен:
ных проектов памятника. Дёло не в том,
что наши художники не способны дать
такой памятник, & в том; что еще сильно
распространено мнение, будто и ответ
ственные веши можно сделать наспех.
	Крупнейшим вопросом в области изо-
	искусства является организация труда.
Сейчас решается вопрос о создании госу:
	дарственных мастерских для выполнения
больших государственных заданий.
Естественно, что охватить всех художни-
ков они не мотут. Поэтому на ближайшие
годы должно быть сохранено такое поло-
жение, чтобы значительную часть работы
вели кооперативные организации xy
дожников — Всекохудожник.

Государство отпускает огромные сред-
	ства на изоискусство. В будущем году мы
намечаем работу по подготовке выставки
	«Наша родина». Правительством принято
	решение о создании панорам «Оборона Ца-
рицына» и «Штурм Перекопа». Создается
выставка портретов знатных людей нашей
страны и т. д. В области  изонскусства
имеются и’ материальные условия и kay:
ры. Нужно, чтобы художники были по-
	настоящему моонлизованы на создание
больших произведений без всяких ски-.
		Речь и. о. председателя Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР тов. М.
профсоюза работников искусств *)
	ную подделку искусства или некоторую
его видимость,

Еще недавно существовало мнение, что
советское искусство данного периода пред-
ставляет собой лишь подготовку к. даль-
нейшему расцвету искусства, который
будет когда-то в будущем. Несомненио, что
это мнение совершенно неправильно, Со
всей ясностью нужно сказать, что. сейчас
мы переживаем такой этап, когла совет-
ские художники должны и могут созда-
вать произведения советской классики.

Ham нет нербходимости рассчитывать
только на будущее; мы ‘должны раесчиты-
вать на сегодня, на настоящее и ‘требо-
вать от наших художников полноценного
искусства, которое стояло бы на’ уровне
великих достижений мировой культуры.
Мастера советското искусства во многих
элементах уже сейчас создают такое ис-
кусство. Поэтому вопрос о советской клас-
сике, о больших требованиях к произве-
дениям искусства может и должен стоять
в центре внимания художественной ин-
теллитенции.

Сейчас речь должна ити и о другом
явлении, которое становится характерным
для нашей страны. Надо, чтобы искусетво
охватывало значительно более широкие
слои трудящихся, чем это было до сих
	пор. В положении 0. Комитете по ‘делам
	искусств, которое утверждено Совнарко-
мом СССР, сказано, что в районах
утверждаются должности инспекторов по
искусству. Это не просто организационные
мероприятия, Сейчас мы должны обслу-
живать искусством не только городские
центры и отдельные прослойки колхозно-
то крестьянства, необходимо широко и
систематически обслуживать глубинные ра-
бочие районы, колхозное село. Масштаб
работы по обслуживанию искусством на-
селения должен быть значительно расши-
рен. Для этого У нас имеются все необ-
ходимые предпосылки,

Уже сейчас в наших крупных рабочих.
и сельских районах мы имеем свою соб-
ственную художественную интеллигенцию.
Однако этих сил еще. недостаточно. В
центре нашего внимания должна быть
поставлена серьезная ‘задача — оказать
помощь периферии творческими силами и
обеспечить полноценное художественное
обслуживакие района, села. Здесь должны
быть приняты’ самые решительные меры,
и в этом нужна большая и активная по-
мощь’ профорганизаций,

О некоторых основных проблемах, ко-
торые сейчас стоят в области искусства и
которые нужно решать совместно. с обще»
ственностью, и в первую очередь с проф-
	организациями,
	ное дело. Однако в некоторых местах это
большое дело хотят превратить в бюро-
кратическую затею. Если актера после од-
ной репетиции ввести в спектакль на но-
вую для него роль, ничего не получится,
кроме глупости и извращения смотра,  а
такие явления имели место в Астрахан-
ском драматическом театре, в Тбилисском
театре им. Грибоедова и др. Но там, где
руководители по-настоящему поработали,
позаботились о молодежи (как, например,
в Сталинграде, в Воронеже и т. д.),
оказалось, что в наших театрах много не-
использованных замечательных молодых
актеров.

Сейчас мы посылаем на места ‚ ряд
товарищей специально для того, чтобы
посмотреть как идет смотр театральной
молодежи. Возможно, что возникнет не-
обходимость продолжить этот смотр ло
конца сезона, чтобы во всех наших. теат-
рах молодежь сумела выступить с по-
казом своих завоеваний в ‘области теат-
рального искусства. Здесь дело заключает-
ся не в том, чтобы выдвинуть кого-то в
парадном порялке, а потом о нем забыть,
как это у нас иногда бывает, Нужно,
чтобы выдвижение было всерьез и надол-
TO, чтобы молодые артисты заняли свое
место в тезтре, Это несомненно явится
колоссальным стимулом для нового роста
театрального искусства.
	Осенью этого года был проведен смотр
колхозных театров, Смотр показал совет-
ской общественности, что в наших колхо-
зах и совхозах существуют прекрасные
театры (Пугачевский, Горьковский, Харь-
ковский и др.) и прекрасные актеры, ко-
торые хорошо справляются со своими за-
дачами; они ставят трудные пьесы и до-
биваются замечательных успехов. Смотр
привлек внимание областных организаций
к колхозным театрам. В результате смот-
ра театры значительно улучшили свою ра-
боту. Но нужно еще многое сделать. В
частности, нужно создать для колхозных
театров постоянные базы. Это уже вопрос
большого государственного плана. Во вновь
строящихся колхозных клубах необходимо
предусмотреть сценические площадки,
обеспечить театры транспортом и т. д. В
конце этого года мы проведем совещание
с работниками колхозных театров и на-
леемся, что осуществим мероприятия по
дальнейшему улучшению жизни работни-
ков этих театров.
	Вы знаете, что правительством утверж-
дены новые тарифные ставки для теат-
ральных работников. Задача всех профес-
сиональных организаций заключается в
том, чтобы использовать новые тарифы
для правильной расстановки сил в теат-
рах и для устранения целого ряда безоб-
разий в оплате труда, которые имели
место до последнего времени, Новые тари-
фы должны быть использованы для ново-
го под’ема искусства,
	За последние полтора-два года совет-
ские композиторы создали ряд выдающих-
ся произведений, которые не носят какой-
TO «подготовительный» характер, а AB-
ляются произведениями больного искусст-
ва. Достаточно назвать такие вещи, как
симфонию-кантату «Ha поле Куликовом»
Шапорина, «Поэму о Сталинех Хачату-
ряна, скрипичный концерт Мясковского,
такие оперы, как «В бурю> Хренникова,
«Волочаевские дни» Дзержинского, «Дрыг-
ва» Богатырева и т, д. Декада советской
музыки, которая“ сейчас проходит, пока-
зала ряд новых крупных произведений
советского музыкального творчества. Всем
известны наши завоевания в области мас-
совой песни. Тем не менее в области му-
зыки имеются неправильные тенденции,
которые должны быть преодолены. Нерел-
ко настоящее идейное содержание компо-
витор подменяет потоней за внешней ак-
туальностью, в результате чего оказывает
ся, что вчера композитор написал оперу,
а сегодня ее нельзя уже ставить — опе-
ра как бы устарела, Этого не случилось
бы,.если бы композитор глубоко и по-на-
стоящему подошел к отражению жизни
советских людей. Глубокое и разнообрав-
ное отображение мыслей и чувств совет:
	ского народа, повышение мастерства
должно быть положено в основу творче-
ской работы. композиторов. >
	В 1940 г. мы предполагаем провести, хо-
ровую олимпиаду, фестиваль народного
танца и конкурс иополнитеной на духо-
вых . инструментах.

Эстрадой мы сейчас занимаемся основа»
тельно. Второй тур всесоюзного конкурса
артистов эстрады должен выявить новые
	исполнительские силы (у нас их мало) и
	принести обновление репертуара. ‘°Затре-
памность репертуара артистов эстрады ста-
ла уже анекдотической, Десятки лет ар-
тисты выступают с одинаковыми номера-
ми, появились пародии на эти номера, но
и они уже успели основательно «поста-
ретьз. Помимо пополнения исполнитель»
ских сил и обновления репертуара зв 0б-
ласти эстрады, нужен и целый ряд ор*
танизационных перестроек, Мы провели
	За последние несколько месяцев пра-
вительством принят целый ряд крупней-
ших решений, свидетельствующих 0б ог-
ромном внимании партии и правительства,
к вопросам советекого искусства,

В этом году Комитет по делам искусств
провел по указанию правительства две
декады национального _ искусства —
киргизскую и армянскую, прошедшие с
большим успехом. Сейчас мы имеем ре-
шение о проведении в 1940 г. декады 6бе-
лорусского искусства, на очереди вторая
декада узбекского искусства и показ в
Москве искусства таджикского ‘народа.
Правительство вынесло решение о показе
в Москве в 1940 г. искусства Bypat-
Монгольской республики. ‘Это решение
имеет огромный принципиальный смысл.
В столице Советского Союза будет проде-
монстрировано искусство автономной рес-
публики, граничащей с японо-манчжур-
ской территорией. Бурят-монгольский
народ, находившийся под тяжелым ярмом
национального и социального угнетения,
покажет те завоевания, которых он. Добил-
ся благодаря советской власти.

Для улучшения репертуара ваших
театров и выдвижения новых, молодых
кадров драматургов правительство вынес»
ло решение учредить ежегодную премию
им, Горького за лучшую ‘пьесу и разре-
шило Комитету по делам искусств провес-
TH B 1940 г. всесоюзный конкурс на луч-
шую пьесу.
	Правительством образован оргкомитет
союза советских композиторов. Созданы
не только организационные но и все
материальные условия ‘для нового роста
музыкального творчества. Получил” свое
практическое разрешение‘ вопрос ‘0 музы-
кальном фонде. Создание музыкального
фонда позволяет еще более улучшить ма-
териально-бытовое положение‘ советских
композиторов, активно содействовать их
творческой работе.

Создан оргкомитет союза советских ху-
дожников, и В ближайшее время, — мы
надеемся, — будет разрешен вопрос о ху-
дожественном фонде, который должен
иметь немаловажное значение для сти-
мулирования творческого труда советских
художников,

Правительством СССР также вынесено
решение о реорганизации Академии ap-
хитектуры, которая становится центром
архитектурной мысли в стране. Это реше-
ние несомненно явится новым этапом в
области развития советской архитектуры.

В последнее время было вынесено ре-
шение о юбилее советских цирков. Совет-
ский цирк добился огромных успехов.
Партия и правительство по заслугам на-
градили орденами Советского Союза и по-
четными званиями большое количество
артистов и работников нашего Главного
управления цирков.
	Все эти решения ‘правительства’ по во-
просам искусства имеют огромное знале-
ние для дальнейшего его роста.

Надо подчеркнуть, что большинство
этих решений вынесено в тот период,
когда руководители партии и правительст-
ва были заняты крупнейшими междуна-
родными вопросами, крупнейшими ‘делами
жизни нашего Советского Союза. В этом
видна поистине великая, неустанная 38,060-
та об искусстве — забота советского пра-
вительства, забота великого Сталина. (Бур-
ные аплодисменты).
	Во всех областях искусства имеются
условия для самого широкого, самого пол-
нокровного развития творческой о жизни.
Сейчас речь идет 0 том, чтобы по-настоя-
щему использовать эти условия и создать
новые высококачественные произведения
искусства.

Основным вопросом в области искусства
является вопрос о повышении идейно-ху-
дожественного качества произведений. Со-
ветский народ любит искусство, но он
любит искусство художественно совершен-
ное. Народ ждет высокоидейных и ху-
дожественно совершенных произведений,
которые этражали бы все многообразие
жизни советского народа и являлись бы
могучим фактором коммунистического вос-
питания.
	Кое у кого из работников искусств жи-
вет еще такое настроение, что сейчас их
не поймут, а поймут только будущие по-
коления и Поэтому они должны творить
в расчете на это отдаленное будущее. Нет
ничего более -неправильного ‘и вредното,
чем такая точка зрения В наши дни
не может быть истинным художником
тот, который не создает искусства, по-
HATHOTO и нужного народу, ибо наш
народ в наше время может пол-
ностью оценить все великие произведения
искусства. Художник, не связанный крел-
кими узами с жизнью ‘нашего народа,
не сможет создать подлинных произведе-
ний ‘искусства, — он создает своеобраз-

>
	*) Печатается по сокращенной стено-
грамме.
	Партийная жизнь
	О воспитании кандидатов
партии
	тация глубоко ощибочна, Она обнаружа.
вает неумение, партийного Gwpo польз.
ваться теми богатейшими средствами вос.
питания, которыми обладает наша пар.
тия.

Разве партийное собрание не’ явллет.
ся школой большевистского воспитания?
Речь идет, ‘разумеется, ©O таком cof.
рании, которое хорошо подготовлено, гл
вопросы обсуждаются принципиально, где
принимаются правильные решения и ма
поэтому молодые коммунисты получают
наглядные уроки большевистекой принци.
пиальности.
	Разве партийное задание,  поручаемое
коммунисту, не является средством восци.
тания? Речь идет опять-таки о таком паз.
тийном поручении, политический смысл
которого правильно’ растолкован молодому
партийцу, котороь отвечает его способно.
CTAM.
	Наконец, как можно забывать 0 той ко.
лосбальной школе политического воспита-
ния, которую получают молодые комит-
нисты, изучая историю коммунистической
партии, устав и программу’ ВКП(б)?
	„Нет никакого резона ВЫИСКИВАТЬ «но.
вые формы воспитания», надо лишь тах
поставить партийную работу, чтобы кал
дое политическое мероприятие, проводим
в театре, каждая лекция, каждая консуль
тация, каждая прочитанная глава воспи.
тывали молодого кандидата,
	Уже ‚первое собрание, на котором‘ об.
суждается. прием в кандидаты  партин
есть школа большевистского воспитания.
	На партийном собрании в Театре рево.
люции принимали в кандидаты партия
молодую артистку Енютину, 9т0 талант.
ливая актриса, ее работа неоднократно от.
мечена прессой. На собрании говорили о
работоспособности Енютиной, о ее настой.
чивости в учебе, о ее творческих успехах,
Коммунисты высоко оценивали чуткость
Епютиной. Но тут же ‘ей указывали, чт
она излишне замкнута, иной раз недовер.
чива к товарищам. 6 человек выступали
в прениях по кандидатуре Енютиной, В
партию она была принята единогласно, в
это собрание о многом заставило @е при:
задуматься.
	Котда принимали.в кандидаты ВКП(б)
т, Сахновского, заместителя директора это
го театра, его работа подверглась очень
обетоятельной критике, Тем не менев ре
пение о его приеме. было абсолютно еде
нодушным. Актер Зорин, бутафор Родичев
да, собственно говоря, ве’ из принятых
в кандидаты партии оценивают эти пер:
вые партсобрания ‘как большую для себя
школу, Но и другие собрания в Театре
революции были поучительны для «но
вичков». Несколько раз коммунисты 060.
ждали намечаемые к постановке пьесы,
Многократно и горячо  дебатировалея в
свое время в партийной организации Tea
тра вопрос о пьесе «Павел Греков». В спо.
рах об этой пьесе парторганизация Театра
	революции показала свою  принциппаль.
ность. Позже, (в спорах о «Тань
коммунисты тоже   заняли вполне
	правильную позицию. Партсобрания, ге
обсуждается репертуар театра, где горяч
спорят о том, должна ли Та или иная
пьеса включаться в репертуар, где обсух.
дается трактовка пьесы, стали в Театре
революции обычным явлением. И это очень
хорошо.
	Если партийная ‘ортанизация правиаь.
но руководит производственной жизнь
театра, обсуждает творческие вопросы ва
достаточно высоком уровне, она тем сз:
мым способствует политическому воблита
нию актеров — молодых коммунистов.
		Стоит присмотреться в партийной ортгя-
низации любого театра, чтобы увидеть, как
изменилось ее лицо. «Извечной пробле-
мой» для партийной организации театра
была малочисленность прослойки в ней
творческих работников. Даже большие  сто-
личные театры не нарушали общей карти-
	Й еше одно было типичным. для этих
	организаций: очень мало было в их CO-
ставе кандидатов партии, а среди этих
немногих ’— почти все «старики», канди-
датский стаж которых исчислялся обычно
	пятью-семью годами,
‚Иное дело сейчас. Каждая первичная
	парторганизация ‹ наглядно подтверждает
жизненную силу устава ВКП(б), приня-
того ХУШ с’ездом партии.

Московекий Художественный театр. 55
коммунистов, 25 из них кандидаты в чле-
ны. ВКП(б). Большинство кандидатов -—
творческие работники, принятые в партию
в течение последнего года. Среди них ак-
теры: Хмелев, Грибов, Калинин, Мало-
летков, Прудкин, Гурьянов, Готтих и др.

Московский Театр революции, В прош
лом году здесь насчитывалось 18 комму-
нистов,. ‘Соотношение внутрипартийной
организации ‘было такое: 13 товарищейы—
рабочие спены и руководители техниче-
ских цехов и 5 актеров. Надо учесть, что
в Театре революции в то время процент
творческих работников-коммунистов счи-
тался высоким. В этом году партийная ор-
танизация выросла до 35 человек, ив Ce
составе 15 актеров, 3 режиссера.
	Свыше половины всей партийной opra-
низации — кандидаты партии. Коммуни-
стов театра это ко многому обязывает.
Ведь каждого кандидата надо в течение
одного тода подтотовить к приему в Чле-
ны партии. Надо, как того требует устав
партии, «ознакомиться кандидату с про-
тпахмой wvueramow тактикой паэтии и обес-
	печить парторганизации проверку личных
качеств кандидата».

Ошибочно думать, что товарищи, при-
	Ошибочно думать, что товарищи, при.
нимаемые в партию, лишены‘ всех и вся-
	ких недостатков. что поэтому заботиться
	06 их воспитании надо было — как, это
утверждают некоторые коммунисты теат-
ров — раньше чем OHH перешагнули
	ров — раньше чем они перешагнули
порог партии. Исчерпывающий ответ. на
	этот вопрос дан тов. Адановым в его до-
клале на ХУШ с’езле. ВКП(б),
	«На то и существует Halla партия, на
	то мы и Добились побед социализма, на,
то мы и ставим задачи коммунистическо-
го ‘строительства, чтобы переделывать лю-
дей, их сознание. Если некоторые думают,
что переделка сознания людей не касается
членов партни, что коммунисты от рож-
	дения свободны ‘от всяких предрассудков
	и абсолютно не нуждаются ‘ни в каком
перевоспитании, то это не что иное; как
	идеалистический, схематический взгляд на
людей... По своей методологии он глубоко
	враждебен большевизму».
					В области театра основной вопрос—это
репертуар. За последнее время советская
пьеса заняла в репертуаре наших театров
видное место, Можно указать на ряд со-
ветских пьес, которые составляют значи-
тельное явление в жизни театра — «Че-
ловек с ружьем» Погодина, «Волк» Леоно-
ва, «Сказка» Светлова, «Павел Греков»
Войтехова и Ленча и др. Вместе с тем
необходимо указать на один важный мо-
мент: огромное место в репертуаре на-
ших Театров все еще занимают пьесы ‘о
врагах народа, о шпионах, диверсантах.
Но почему советский театр должен выпя-
чивать врагов. шиионов, диверсантов? По-
	‘чему не стоит в центре внимания ДА’
	матургии советский человек, строящий с0-
циализм, показывающий чудеса героизма,
советский человек, который творит жизнь
и пользуется благами советской жизни?

Сейчае на экране идет фильм «Учи-
тель». Фильм пользуется большим успехом
потому, что мы там видим обаятельных
советских. людей, которые творят великог
дело, людей, полных силы. благородства и
жизненной энергии. Они-то и должны
получить разностороннее   отображение В
сценических образах.

Здесь речь идет не о каких-то админи-
стративных распоряжениях. Речь идет о
том, чтобы наши режиссеры и художест-
венные руководители театров при состав-
лении репертуарного плана не просто стре-
мились включать пьесы советских авторов,
a обращались к пьесам, которые показы-
вают людей нашей эпохи, и в этом смыс-
ле стимулировали бы наших драматут-
тов,

Режиссерская конференция в июне это-
го года сыграла большую роль в том
смысле, что’ определила место режиссера
в театре, опредёлила направление его ра.
боты. Но еще не все сделано, чтобы ре-
шить проблему режиссерских кадров. Гово-
рят, нужно готовить режиссеров централи-
зованным порядком в Москве. Это хорошо
	и это необходимо делать. Но всей проблемы
	этим мы не решим. Нужно перед нашими
театрами, управлениями искусств и проф-
союзными организациями поставить во-
прос о смелом выдвижении режиссеров из
среды квалифипированных, опытных акте-
ров, имеющих задатки режиссерското мас-
терства,. )
Сейчас проходит смотр творческой моло-
дежи театров. Это очень большое и нуж-
	Некоторым партийным руководителям
театров задача воспитания кандидатов пар-
	ных собраний — вроде  ‹партийно-творче-
	ских конференций», особую форму отчетов
творческих работников на партсобраниях;,
подозрительно смахивающую на блажен-
ной ‘памяти «самоотчеты» коммунистов
‚ИТ. Д. И все это изобретательство подкреп-
лялось такой мотивировкой:. нынешние
кандидаты партии -— образованные люди,
	творческие работники, поэтому, мол, для
них нужны какие-то новыв. формы боль-
	шевистского воспитания, Вся эта аргумен-
	О. художественной самодеятельности. По-
каз художественной самодеятельности на
ке еще раз подтвердил, что самодеятель-
ность добивается прекрасных успехов и
	что в ее рядах есть люди, которые в бли-
maine годы будут настоящими  мастера-
ми искусства, Задача органов Комитета по
делам искусств и профорганизаций — об-
ратить больше внимания на самодеятель.
ность приблизить ee ’ работников к
	‚ность, приолизить ее  раоотников K
профессиональному искусству. Пополнение
	кадров искусства должно итти также и че-
рез самодеятельность. В Таджикистане и
	Туркмении, например, уже сейчас новые
	кадры искусства черпаются в значитель-
ной мере Ha работников художественной
самодеятельности.

Выставка «Ленин и Сталин в самодея-
тельном искусстве» показала, что некото-
рые из произведений самодеятельных ху-
дожников не уступают профессиональным
Несомненно. что ‘из среды этих самодея-
тельных художников в ближайшие годы
вырастут крупные мастера, Поэтому само-
деятельное искусство, как резерв профес-
сионального искусства, KAR искусство,
связанное с широкими массами, должно
занять значительное место и в работе ор-
ганов Комитета и профорганизаций,

Мы имеем в искусстве серьезные сдвиги
и в ближайший период нас ожидает еще
больший размах работы. Все условия для
этото имеются. Нужна только упорная
борьба за этот новый под’ем, за искусство,
достойное = великой эпохи МЛенина—
Сталина. (Аплодисменты).
	„Театр районного центра
	При стабилизации творческих Кол’
лективов вполне возможно, сохраняя в
репертуаре лучшие. спектакли, уменьшить
количество новых постановок с 11—12 До
8—10, Такое сокращение. даст возможность
увеличить ‘репетиционный период при
подготовке нового спектакля и улучшит
качество работы над ним. При этом Cer
условно будет вначительно продлен 2
«век спектакля», который во многих Tear
рах, в особенности в городских и район
ных (при городском населении в 80—10
тыс, человек), исчисляется сейчае трид-
цатью, максимум тридцатью пятью ве-
черами. В этом уже убедились многие 1е-
атры, тщательно и серьезно поставившие,
например, ‘пьесу К. Погодина «Человек ©
ружьем». Этот спектакль, да и многие дру
гие в тех же театрах, ‘тде «век спехтаг
ля» исчисляли в 30—35 вечеров, проходил
при аншлагах 60—70 и больше раз.
	В Калужском театре большое количество
новых постановок  об’ясняется именно
этой «теорией» краткой жизни слектавя
в небольшом городе,- Между тем. культур
спектаклей, которые ‘нам довелось сейчас
видеть в Калуге, если и отличается OT
культуры крупных областных и реопу@
ликанских театров, то лишь некоторой 09:
ностью оформления и меньшим коли
ством. участников массовых сцен,

Показанные театром в э1ом сезоне #0
вые работы — «Не было ни гроша, да
вдруг. ^алтын», и «Человек с ружьем» =
свидетельствуют о том, что в коллектив
Калужского театра есть большая трупа
высококвалифицированных опытных 81
ров — Лопырев, Орлов, Неверин; Дембиц
кая, Ильвовекий, Никитина, Евтеньева,
Дросси. Несколько моложе этой группы,
но безусловно талантливы такие актеры,
	как Больская, Лучинский, Любарская
Стулов. Художественный руководитель
	тватра Д. С. Любарский проявил 020
здесь не только как культурный pease:
сер-постановщик, работающий  самостой’
тельно, творчески смело, но и как хоро
ший организатор и вдумчивый педыог,
	Коллектив Калужского театра живет 35
мечательной,  полнокровной творческой
жизнью. Подлинные дружеские взаимоот.
ношения, товарищеская помощь в 10
вседневной будничной работе, деловая
смелая критика, чувство общей ответствеЕ”
ности за творческие судьбы своего театр
— вот что отличает, этот коллектив, 8де0
нет места ни зависти, ни склоке, ни про
тивопоставлению молодежи старому актер”
скому поколению. Для молодежи и в01о
могательного состава созданы и вот Уж
второй год успешно работают так назыв“
емые актерские курсы,
	Результаты этой учебы молодежи у
чувствуются в оцёктаклях Калужского 1’
arpa, Молодые актеры — исполнителя
маленьких ролей, участники массовых
сцен — хорошо дополняют игру ведущих
исполнителей, В спектаклях «Не было ви
гроша, да вдруг алтын» и в особенности
в подготовленном к XXII годовщине 0”
тября спектакле «Человек с ружьем» чув
ствуется крепкий актерский ансамбль —
итог наредкость дружной работы неболь“
more, но сплоченного творческого коллек“
	THBA.
	Б. БАССАРГИЦ
	Город Калуга — бывший губернский,
старинный русский город. Драматический
театр здесь существует 160 лет.

Сейчас Калуга = один из районных
центров ‘Тульской области, Творческий
коллектив Калужского театра, до ‘послед-
него времени переживал общую болезнь
периферийных ‘театров: труппа его сме
нялась ежегодно. К сожалению, и сейчас
в конце каждого сезона по 10—12 акте-
ров уходят в другие театры на большие
оклады, чем получали в Калужском теа-
тре, а на их место приглашаются новые
актеры.

— Но приглашать новых актеров’ ста-
новится из года в год все труднее и труд-
нее., Хорошие актеры все больше оседаю?
на одном месте, — говорит художествен-
ный руководитель Калужского ° театра
Д. С. Любарский. — А главное, даже не-
значительное по количеству новое попол-
нение актеров тормозит творческий рост
коллектива: уходит много времени на то,
чтобы творчески сжиться друг с друюм,

Тов. Любарский безусловно прав. Но on
слишком скромно оценивает трудности,
которые неизбежно связаны о ‘изменением
актерского коллектива, Текучесть творче-
ских кадров пагубно отражается на pa-
боте театра и дорого обходится государ-
ству. В этом легко убедиться на приме-
ре того же Калужокого театра. В прош-
NOM сезоне театр поставил 18 новых спек-
таклей. Сохранилось же из них на этот
сезон“всего лишь два ‘и притом далеко
не лучших спектакля — «Сын народа»
Германа и «Хищница» (по Бальзаку),
премьеры которых были показаны перед
закрытием сезона и поставлены ‘с ‘учетом
ухода некоторых актеров. Все же осталь-
ные 11 спектаклей пришлось снять с ре-.
пертуара из-за ухода 10 актеров.

числе снятых спектаклей: «Егор Бу-
лычев», «Гроза», «Много шума из ниче-
го», «Таня», «Кубанцы» — постановки,
получившие высокую оценку зрителя и
	заслуженно пользовавшиеся успехом. Но
	восстановить хотя бы некоторые из этих
спектаклей оказывается почти невозмож-
ным и нецелесообразным: чтобы вводить
новых актеров, потребуется слишком мно-
то времени для репетиционной работы, ‘а
это задержнт выпуск новых постановок.
А ведь количество зрителей в районном
центре ограничено, и только систематиче-
ский выпуск новых спектаклей позволяет

вести нормальную эксплоатационную ра-
боту театра,

Таковы плачевные результаты текуче-
сти актерских кадровов Калужском теат-
ре. К великому сожалению, это’ явление
еще бытует не только в Калужском те-
атре, но и в десятках районных, город-
ских, областных и даже в некоторых pec-
публиканоких театрах. Между. тем, ста-
билизация творческих коллективов в. це-
риферийных театрах была и остается
главной задачей, невыполнение. которой в
значительной мере тормозит дальнейший
творческий рост советского периферийного
театра.

Некоторые директора, режиссеры ин ак-
теры периферийных театров пытаются ут-
верждать, что творческий рост этих теат-
ров тормозится большим количеством но-
вых постановок, а это сокращает до ми-
нимума репетиционный период.
	КРАСНАЯ АРМИЯ МЕСЕТ ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРУДОВОМУ ©<ИНСКОМУ НМАРОЛУ
	ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ
ПРОВОКАТОРАМ ВОЙНЫ
	РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА. РАБОТНИКОВ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ
КОЛЛЕКТИВОВ СОЮЗА СОР
	Об’единенный митинг работников Глав-
ного управления музыкальных  учрежде-
ний совместно с музыкальными коллекти»
вами Союза ССР вместе со всем советским
народом торячо одобряет достойный и
мудрый ответ нашей страны зарвавшимея
провокаторам и зачинщикам войны. На-
ша родина, руководимая партией больше»
BHKOB и великим вождем народа
товарищем Сталиным, дает и будет давать
сокрушительный отпор всем прихвостиям
и цпепным псам капитализма.
	Мы горячо приветствуем образование Ha-
родного правительства Финляндии и вы-
ражаем твердую уверенность, что народ
Финляндии с помощью Красной Армии и
советского Военно-Морского Флота сметет
с лица земли угнетателей и бандитов, 06-
мелившихся протянуть свои кровавые ла-
пы к великому городу Ленина.
	ТОРЖЕСТВО СОВЕТСКОЙ
ПОЛИТИКИ МИРА
	НА МИТИНГЕ
В московском союзе
СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
	На митинге в московском союзе совет-
ских композиторов с’ сообщением о собы-
тиях в Финляндии выступил т. Бродский.
В своих выступлениях тт. Чемберджи и
Рабинович горячо приветствовали образо-
вание Народного правительства Финлян-
дии, В резолюции, принятой на митинге,
говорится;
	«Мы знаем, что финляндский народ не
хочет войны, что он ие разделяет крова-
вой политики правящей клики горе-вояк.
Мы знаем, что’ Красная Армия идет в Фин-
ляндию не как завоеватель, а как освобо-
дитель финского народа,

Мы горячо желаем успеха трудовому на-
роду Финляндии в его освободительной
	борьбе,

Е здравствует  Рабоче-Крестьянская
Красная Армия, 0 честью выполняющая
свою освободительную миссию!

Да здравствует партия Ленина— Сталина,
да здравствует друг и вождь всего чело-
вечества товарищ Сталин!»
	НА МИТИНГЕ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ В МИНСКЕ
	МИНСК. (Наш корр.). Работники  ис-
кусств-г. Минска с огромным воодущевле-
нием встретили сообщение о договоре ме-
жду СССР и Народным правительством
Финляндской демократической республики.
	засл, арт. BCCP А. Бессмертный заяв-
ляет*
	— Созданное в Финляндии Народное
правительство с первой же минуты свое»
го существования стало на оборону жиз-
ненных интересов финского. народа. Толь-
ко такое правительство может быстро вы-
вести свой народ из положения войны,
куда ето ввергли каяндеры и тавнеры.
Заключенный договор еще раз подтвердил
мирную политику советского правительст-
ва, Напта славная Красная Армия помо-
жет финскому народу в его борьбе за сво-
боду, за счастливую и радостную жизнь.
	— Заключение договора © взаимопомо-
щи и дружбе между Советским. Союзом и
	Финляндской демократической республи-
кой, — говорит поэт Якуб Колас, — вы-
зывает у каждото советского гражданина
чувство удовлетворения и радости. Этот
договор — акт величайшей справедливости
и гуманности, в нем ярко выражена муд-
рая внешняя политика нашего правитель-
ства. Наша могучая Красная Армия вы-
полняет великую освободительную миссию,
Народ Финляндии при активном Участии
и поддержке Красной Армии сметет про-
дажную птайку Каяндера, Таннера и дру-
тих бандитов. Красная Армия на своих
знаменах несет свободу финскому наро-
ду. Между советским и финским народа-
ми не ‘было и не может быть вражды,
Планы каяндеров и таннеров провали-
лись. Договор о взаимопомощи и дружбе
между СССР и Финляндской демоврати-
ческой республикой — удар по поджига-
телям войны, отромный вклад в дело ми-
		ПРОВОКАЦИИ ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ
НЕ УДАЛИСЫ
	ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ МИТИНГА РАБОТНИКОВ ПЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА ТРАНСПОРТА
	Финский народ не желает войны. Он хо-
чет мира, чтобы строить радостную и сча-
стливую жизнь, чтобы развивать CBOW Har
циональную культуру и искусство. Во имя
мира он смело борется против своих yr-
нетателей и палачей, против. взбесивших-
ся псов империализма, поджигателей вой-
ны с Советским Союзом. Финский народ
обеспечит мир и порядок на своей родной
земле. В этом ему помогают. народы
великого Советского Союза.
	Мы горячо приветствуем Народное пра-
вительство Финляндии и шлем пламенный
привет Красной Армии, оказывающей по-
мощь финскому народу в его борьбе за
свободу.
	Коллектив работников Центрального те-
атра транспорта с отромным удовлетворе-
нием и радостью встретил сообщение 06
образовании Народного правительства,
Финляндии, создании первого корпуса
Народной армии Финляндии, призванных
избавить финский народ от тнета и Ha-
силия бандитоко-помещичьей клики. Мы
единодушно приветствуем и одобряем исто-
рический договор о взаимопомощи и друж-
бе СООР с Финляндекой демократической
республикой.

С помощью. нашей славной Красной Ар-
мии финский народ сбросит © плеч” бан-
дитов, всяких каяндеров, эркко, таннеров,
безжалостно расправлявшихся © трудящи-
мися многострадальной страны.
	БРАТСКИЙ ПРИВЕТ ТРУДОВОМУ ФИНСКОМУ НАРОДУ!
	РЕЗОЛЮЦИЯ МИТИНГА РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ЭСТРАДЫ
И МИНИАТЮР
	Работники Театра эстрады и ‘миниатюр
горячо одобряют действия партии и 00-
ветското правительства, направленные HA
укрепление мира. Империалисты не раз
	пытались навязать войну Советскому Сою-
	зу, но им это не удавалось, благодаря
мудрой политике нашей партии и прави-
тельства, благодаря гениальной прозорли-
вости тов. Сталина. Красная Армия, Воен-
но-Морской и Воздушный Флот стоят BA
страже интересов советского народа, как
гранитные скалы, о которые не раз раз-
бивались провокации поджигателей войны.

Мы горячо одобряем договор, ваключен-
	ный советским правительством с Фин:
IAHACKOH демократической республикой,
который является новым доказательством
заботы великого Советского Союза о на-
циональной независимости и безопасности
малых государств.
	Братский привет трудовому финскому
народу, ведущему борьбу за избавление
от гнета и насилия реакционной клики!
	Да здравствует непобедимая Красная
Армия, с помощью которой демократичес-
кая Финляндокая республика навсегда
освободится от власти тиранов и палачей!