14 ДЕКАБРЯ 1939 r.,
		«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
	ry
	_ ЗАСЛУЖЕННАЯ
^ АРТИСТКА
	Из ослабевших рук раненого знаменосца
падает обагренное кровью знамя. Дрогну-
ли ряды демонстрантов. И тогда впереди
колонны выпрямилась седая старушка —
мать всех честных сынов и дочерей, Пе-
лагея Ниловна.

— Послушайте, не расходитесь! — ee
голос звучит страстью борьбы, зовом му-
жества и воли. Она поднимает упавшее
знамя — и ряды снова цементируются во-
круг него, и боевая песня рабочей маевки
наливается мощью сотен голосов,

На финальном аккорде умолк оркестр,
Кончился спектакль. Отшумел ураган ап-
лодисментов. Взволнованная, счастливая
своей победой, старая Ниловна снимает се-
дые волосы, «убирает» характерные склад-
ки морщин и становится «сама собой» —
Верой Альфредовной Овчаренко. Открытое,
молодое улыбающееся лицо, мягкий, груд-
ной голос, свободный, широкий жест. Та-
КОЙ ее внают товарищи по работе, такой
ее встречали тысячи бойцов и командиров
Красной Армии на шефских вечерах, та-
кой она выходит и перед своими изби-
рателями на окружном предвыборном со-
вещании по выборам в Ленинградский об-
ластной совет.

Семнадцатилетней девушкой она добро-
вольно, вместе с отцом и матерью, упла
в Красную Армию. Ее послужной список
(Красноармейская книжка № 1183) хранит
такие записи: в 1919 г. поступила в
команду отдела снабжения 83-Й стрелковой
бригады 28-й Царицынской дивизии. Слу-
жила делопроизводителем во 2-м кавале-
рийском калмыцком полку. }

..Зима. Вьюга. На изможденных от го-
лода верблюдах, вслед за дивизией, по
ледяной степи идет ‘снабженческий кара-
ван. Падают верблюды. Чтобы облегчить,
развьючивают их, взваливают на плечи
лопаты, топоры, мешки и шагают велед
за верблюдами.
	Отец Веры Альфредовны — начальник
эшелона в этой же части — заболел сып-
ным тифом и умер в лазарете станицы
Кавказская. Но Красная Армия умела за-
ботиться о людях. Она взяла под свою
опеку и юного делопроизводителя и ве
мать — Марью Петровну.
	Где-то на последнем рубеже разгро-
Ma интервенции — Овчаренко не TOM:
HHT даже места — бойцы позволили се-
	бе роскошь устроить вечер самодеятельно-
сти. Пели, плясали, дурачились. И здесь,
на этом вечере, состоялось первое пуб-
личное выступление Веры Альфредовны.
В этот вечер в Красной Армии родилась
новая советская артистка. Друзья сове-
товали ей, как только кончится война,
пойти учиться, совершенствовать свой за-
мечательный голос. и
	Так, с Врасной Армией, в 1922 году Ов-
чаренко вошла в Тифлис и поступила в
Тифлисскую государственную консервато-
рию. Окончила ее в 1928 г. По конкурсу
была принята в Тифлисскую государствен-
ную оперу, тде и начала свою профессио-
нальную артистическую жизнь, с успехом
освоив грузинский язык.
	В 1935 г. перешла в армянский опер-
ный театр и так же трудолюбиво освоила
свой партии на армянском языке.
	Первый дебют в ЕО Малом
оперном театре — партия Кармен. Та ca-
мая Кармен, которую она уже успела по-
любить в грузинской и армянской опере,
	Носледние три года работы Овчаренко
в Ленинградском Малом оперном театре
отмечены новыми творческими победами.
Аксинья — в «Тихом Доне», Любаша —
в «Царской невесте», Лель — в «Снегу-
рочкез», Ольга — в «Нвгении Снегинё»,
Ная — в «Матеже», Пелагея Ниловна —
в опере «Мать», Аленка — в «Помпаду-
рах» — таков далеко не полный перечень
ее последних работ.
	Вера Альфредовна хорошо’ помнит, что
своим артистическим рождением она обя:
зана Красной Армии. Она  активнейший
работник военно-шефской комиссии и по-
стоянная участница выездных концертов,
	— Я не знаю более блатодарной, более
чуткой и отзывчивой аудитории, чем на-
ши бойцы и краснофлотцы, — говорит
она. — Доверие, оказанное мне, как кан-
дидату в депутаты Ленинградского обла-
стного совета, очень почетно и ответствен-
но. Я маи ero с большой благодар-
ностью. Не хочется говорить громких фраз.
Но, честное слово, я не разучилась носить
красноармейскую шинель и кавалерийские
сапоги. И когда понадобится, -= я найду
	свою старую часть.

П. МАЙСКИЙ
	Ленин и Сталин учат народ высоко
ценить лучших предетавителей передовой,
революционно-мыслящей интеллигенции
прошлого, Вожди рабочего класса обраца-
ли внимание народа на выдающееся зна-
чение. этих людей, указывая на великое
и благородное влияние их самоотвержен-
ной деятельности. Ленин относил Ради-
щева, декабристов и Герцена’ к ‘числу
людей, составляющих национальную гор-
дость русского народа. Эти представители
лучшей части дворянской интеллигенции
конца ХУШ и первой половины XIX. Be-
ка были выдающимися деятелями первого
поколения русской революции.
	Товарищ Сталин выступает против
вульгаризаторов и клеветников, пытав-
пгихея очернить память первых, русских
революционеров. По его указаниям совет-
ская историческая наука разгромила ан-
тимарксистскую, так называемую истори-
ческую школу Покровского.
	Товарищ Сталин защищает светлую па-
мять великого русского революционера и
ученого Николая Гавриловича Чернышев-
ского от клеветнических домыслов «исто-
риков» школы Покровского. Эти лжеистори-
ки оценивали властителя дум револю-
ционной части разночинной интеллиген-
ции 60-х годов как предтечу меньше-
BH3Ma.-

Славную памятБ этих  революционе-
ров чтит народ, строящий коммунизм.
Культурное ‘навледие используется B HA
шей стране широчайшим образом. Много-
численная советская интеллигенция знает
и любит имена людей, умевших служить
своему народу.

Весь народ нашей страны чтит память
	таких людей, как Добролюбов, Черны:
шевский, Коста Хетагуров, Шевченко.
Ни в одной другой стране невозможно
такое плодотворное, с точки зрения куль-
турного’ роста масс, изучение наследства
революционных ‘интеллигентов прошлого.

Сталин ‘учит ‘советский народ уважать
	лучших писателей прошлого. Советское
литературоведение провело по указанию
партии, по указаниям Сталина большую
работу по разоблачению и ликвидации
вультаризаторских и нигилистических тен-
денций, имевших место в ето среде.
Сталин. Учит  социалистическому OTHO-
шению к культурному, духовному богат»
	ПЕРВАЯ
ТАДЖИКСКАЯ ОПЕРА
	матери Гюлизор — Анорголь, жестотом,
но трусливого правителя — хакима, тру»
бого амлякдора, мерзкото предателя Ка,
бира. г

Удачна третья картина ‘оперы — народ.
ное ликование по поводу взятия Bor.
жуана — увлекательные женские и мух.
ские’ пляски, народные ‘игры, весельь
шуточные песни. В центре этой картины
— баллада Восе, поющего о легендарном
народном герое Рустаме, сразившем огне.
дышащего дракона. Хаким и эмир, уте
тающие народ, подобны дракону,

Большото трагического напряжения до.
стигает музыка в последней картине, pa
сующей казнь Восе, народное rope x ay
вый ‘под’ем народного гнева и возмуще
ния, Вся эта картина написана компози
тором как бы на одном дыхании п яв
ляется самой сильной по своей‘ вырааи.
тельности, И

«Восстание Восе» — первая национале
ная! таджикская опера, сложная по uy
зыкальной фактуре, в развитыми ария.
ми, большими’ многотолосными хорами,
Осуществление постановки этой оперы м.
лолым. таджикоким музыкальным Tear
ром. им. Лахути — отромное событие 5
жизни таджикского искусства и крупная
‘победа театрального. коллектива,

Дирижер JI, Кауфман,  постановщих
Р. Корох и хормейстер П. Мирошниченко
не только добились слаженности иепод.
нения, но и помогли молодым артнетач
создать. полноценные ‘реалистические ob
разы, _
	Способный актер засл. артист Таджик,
ской. ССР Б. Тураев. раскрывает мото
гранность образа Восе. Талантливые ах
теры заслуженные артисты Таджик
ской ОСР А. Муллокандов и Р, Голибова
правдиво передалт образы Назира и [№
лизор. С большой теплотой, с неподдель:
ной, выразительностью проводят. они aE
рические сцены.

Хочется отметить выдающиеся вокал
ные данные артиста Х. Ахмедова п аз.
терское мастерство М, Зияева и Ш, Джу
раева в ролях Домулло и предателя Ка
бира,

Трехлетняя подготовительная работа в
молодыми таджикскими артистами, про
веденная педагогами театра BO Mane ¢
Е Прокофьевым, дала свои плодотворкыа
результаты: певцы поют уверенно, не де
тонируют, твердо следуют  дирижерсой
палочке. Однако, как и в оперных тет.
рах других наших среднеазиатских per
публик, и таджикская опера ощущы
недостаток в низких голосах — как муз:
ских, так и женских: партии aca x
меицо-сопрано не имеют своих полноцен
ных исполнителей.

Большую работу проделали хор и 0}.
кестр. Чудесно танцует солист балета Ва.
ламат-Заде.

Декорации молодото художника В. Фу.
фыгина интересны по замыслу, однако
маленькая и технически  примитивиия
оцена не дала возможности подностью
использовать HX.
	В. ВЛАСОВ и В. ФЕРЕ
	В лни десятилетия Таджикекой prety
публики Государственный таджикский
музыкальный теалр рапортовал стране о
достижениях ‘национального искусства
постановкой первой таджикской оперы
«Восстачие Восё». Темой оперы является
происшедшее более! пятидесяти лет на-
зад ‘народное зосстание’ против эмироких
правителей, разорявших народ непосиль-
ными налогами и доведших ето до край-
ней нищеты и отчаяния,

Восе — историческое лицо, вождь Ha
родного восстания, . овеянный славой ле-
тендарного героя. Его могучий образ, пол”
ный глубокой любви к своему народу и
ненявисти в вратам народа (хакимам —
правителям и амлякдорам — чиновникам),
воспет во множестве песен таджикского
народа. Палван о (богатырь), шер (лев),
марди-майдон (бесстрашный терой) — Tak
прозвал народ своего любимого тероя.

Опера ‹ (либретто  поэтов-орденоносцев
Турсун-Заде и Дехоти) рисует различные
этапы восстания, начиная от ето зарож-
дения и первых побед (взятие ВБольджуа-
на, освобождение узников, изтнание ха”
кима) и кончая трагическим поражением
и гибелью Восе.

Композитор С. А, Баласанян талантли-
во и ярко написал музыку оперы. В 06-
нове мелодического материала «Восстания
Восе» лежат народные таджикские песни,
обаятельные, свежие, исполненные под-
длинной грации. Композитор использовал
этот материал с большим тактом и. вку?
	сом, ‘сохранив присущую народным мел5>
диям своеобразную окраску и вместе о тем
проявив большую творческую инициати-
ву, Народные напевы являются лишть зер-
HOM, из которого свободно развизаются
	широкие арии и большие хоры.
	Гармонический язык оперы также A0-
статочно. смел H выразителен., Можно
только отметить излишнюю  тональную
статичность. о Инструментовка колоритна,
прозрачна и сделана, как и вся музыка,
с хоропгим чуветвом меры в расстановке
	кульминации.
	Основное же достоинство оперы — в Ce
внутренней эмоциональной насыщенности,
Музыка «Восстания Восе» по-настоящему
впечатляет. своей лиричностью, искренно-
стью и временами достигает очень боль-
	той драматической выразительности,
	Довольно рельефны и разнообразны My-
зыкальные характеристики, Мужествен-
ный, волевой образ. Восе характеризуется
упрутой, несколько жесткой, романтически

приподнятой темой, сопутствующей Boce
пин чорт ето ттоявлениях и приобретаю-
	шей различные характеры и окраску в
	Очень нежными, почти  пастельными
красками охарактеризован образ дочери
Boce — молодой Гюлизор. Ве лейтмотив—
воплощение мягкой женственности и сдер-
	Яркие, реалистические краски наше”
композитор для хитрого и коварного мул-
	щегося отвлечь народ от Восе, Вырази`

тельны характеристики и других действу-
юших лиц: молодого, смелого сподвижни-
a a Ст wr
		Фото Ю. Говорова
	«Вечером» («Рассказ летчика»). Новая картина художника НМ. Ромадина
		Заключительный кониерт
	Декада. советской
МУЗЫКИ
	на, (исполнитель Лев Оборин) и две части
	(вторая и четвертая) симфонии В. Мура-
дели, посвященной памяти С. М. Кирова.
Камерная ансамблевая музыка была пред-
ставлена на концерте двумя небольшими
фрахментами из квартетов Д. Шостажови-
ча и Н. Мясковского (исполнители —
квартет им. Бетховена).

Большую праздничность концерту при-
дало участие в. нем лучших исполнитель-
ских сил. В концерте выступили симфо-
нический и хоровые коллективы Союза
ССР, Московской филармонии и Всесоюз-
ного ‹ радиокомитета, солисты А, Пиро-
гов, Н. Ханаев, Ф. Петрова, А. Висленева,
С. Киселева и Л. Легостаева (исполнители
ораторий «На поле Куликовом» и «Емель-
ян Пугачев»), квартет им. Бетховена, Обо-
рин и др, Интерес к концерту придали
	также дирижерские выступления: помимо
	‚ Гаука, прекрасно’ проведшего ораторию
Шалорина, и молодого одаренного
	Конкурс
на строевые

‘марши
	Закончился конкуро на строевые мар-
ши для военных духовых оркестров, по-
священный ХХИ тодовщине РККА и Bo-
енно-Морского флота. Жюри конкурса про-
слушало в исполнении одиннадцати духо-
вых оркестров более ‘160 новых маршей
советских композиторов, Отметив высокий
идейный и художественный уровень боль-
шинства. представленных произведений,
жюри разделило об’единенные первую и
вторую премии между композиторами
3. П. Фельдманом и Ю. А. Хайт, Вторая
премия присуждена 3. П. Фельдману, три
третьих премии — 3. П. Фельдману
(две) и Ю. А. Хайту, Пять четвертых
премий получили 3. П. Фельдман (две),
	А, Н. Соколов-Камин, В. С. Рунов, Г. А.
Драненко (Харьков). Четыре марша ком-
позиторов А. Н. Соколова-Камина, В. И.
Резник-Орского, Б. К. Аветисова (Тбили-
си) и`И. С. Итяксова (Баку) жюри ре-
коменловало к печати.
	 ” 1 декабря в Большом зале RoncepBa-
тории состоялся заключительный концерт
декады советской музыки. Центральное
место в концерте было отведено показу
фрагментов из  симфонии-оратории «На
поле Куликовом» Ю. Шапорина, оратории
	«Емельян Пугачев» М. Коваля и КАНТАТЫ.
	«Александр Невский» С. Прокофьева.

Различные как в смысле метода ото-
бражения исторических событий, так и C
точки врения художественно-стилистичес-
ких устремлений их ‘авторов, о все эти
три произведения являются первыми CO-
ветскими ораториями,. в которых ‚по-на-
стоящему и до конца утверждают себя
принципы большого ораториального сти-
ля — широкого по охвату идей и мону-
ментального по охвату и строению музы-
ки, Сам этот факт почти одновременного
появления трех таких произведений весь-
ма показателен. Он отражает глубокий ин-
терес наших композиторов к синтетиче-
ски монументальным формам искусства.
Пройдя длительный путь в поисках ‘0-
ветского ораториального стиля, советская
музыка пришла к созданию образов вы-
сокого строя мыслей, проникнутых лири-
ческой теплотой и вместе с тем типичес-
ки сильных и монументальных.

Именно такое сочетание эпоса и лириз-
ма несет в себе музыка «На поле Кули-
ковом». Большой драматургической Ha-
сыщенностью отличается музыка «Емелья-
Ha Пугачева». Стремление к предельной
драматизации ораториального жанра, oco-
бенно ярко выступающее в сцене казни
Пугачева, придает’ произведению Коваля
характер театральной конкретности: дра-
матическая выразительность музыки так
сильна здесь, что’ при слушании ве
невольно рождаются зрительные образы.

Особое место в советской музыке зани-
мает кантата «Александр Невский» Про-
кофъева. Эта кантата — ярчайший при-
мер сочетания творческих новаторских
устремлений с подлинной демократично.
стью музыки — показывает, как новыми
оригинальными и смелыми выразительны-
ми средствами можно воссоздавать верный
исторический колорит далеко отстоящей
от нас эпохи. Богатства контрапункта,
тармонии и инструментовки, щедро ра-
	‘сточаемые Прокофьевым в музыке ‹Алек-
	сандра Невското», нигде не служат для
щеголяния техникой а являются лишь
средствами, совершенного выражения вы-
сокой поэтической идеи произведения.
	Из симфонической литературы, кроме
одной части концерта для арфы A. Moco-
лова, были показаны получивигие уже ши-
рокую популярность у советском слуша-
теля фортепианный концерт А. Хачатуря-
	С. ПЦвейфеля, дирижировавшего ораторией
Коваля, с исполнением CBOHX произведе-
ний выступили в концерте В. Мурадели и
С. Прокофьев Нужно отдать справедли:
вость всем исполнителям — исполнитель-
ская сторона‘ концерта была на этот раз
	на очень большой художественной высоте.
	Но подлинным героем концерта — мы го-
ворим о его исполнителях =— был на этот
	раз А. С. Пирогов; талантливейпеий опер-
‘ный певец, он показал себя замечатель-
ным концертным исполнителем и. вдум-
	чивым, заинтересованным интерпретатором
советской музыки. Созланные им ‘образы
	Димитрия Донского и Пугачева-—настоя-
	щий вклад. в сокровищницу ‘советской
	исполнительской культуры. Нирогов:-— пе-
вец отромного художественного диапазона.

Еще и еще раз хочется сказать и 06
Оборине =— первом и безусловно лучшем
исполнителе вдохновенной музыки Хача-
туряна. В искусстве Оборина, да, пожа-
луй, и во всем нашем ‘исполнительском
искусстве, концерт Хачатуряна является
	олним из.самых высоких достижений.
	Хочется задать  устроителям концерта
	несколько вопросов. Неужели для показа
легкой ‘советской музыки ‘(дуэта из опе-
	ретты И. Дунаевского в исполнении арти-
	cron Е. Лебедевой и С. Кулакова) нельзя
было найти в концерте место более подхо-
дящее, чем это было сделано в програм-
ме: межлу исполнением сцены казни Пу-
	ravenna и патриотического хора «Вставайте,
	люди русские» из кантаты Прокофьева?
И второй вопрос — неужели же во всей
романсной ‘литературе советской музыки
нельзя было найти более лостойното  06-
	разца. нежели «Ксюша, пой» И, Адмони и
мало уУлачная песня «Растет странах  Про-
	кофьева*. Ведь и у самото Нрокофьева, иу
других наших композиторов можно было
найти произведения, несравненно более
характерные и показательные для высоко-
	качественного уровня нашей лирической  .
	романсной музыки, Напомним, что ведь в
этом тоду наша романеная литература
обогатилась целым рядом  превосходней-
ших ‘романсов и песен на тексты
Лермонтова, Шевченко, Блока; през
красные произведения-на тексты ’бовет:
ских поэтов были продемонстрированы в
камерных концертах декады. Зачем же
понадобилось вместо этого показывать
	«Асюшу» Адмони? Трудно признать целе-
сообразным и показ хора ‘им, Пятницко-
	то с достаточно примитивными  обработка-
ми Захарова и Черемухина в конце всей
программы и непосредственно ‘после’ ис-
полнения монументальной кантаты «Алёк-
	сандр Невский»,

С. МАРИЧ
			ка Восе -— Назира (возлюбленного Гюли- заслуженные = деятели искусства,

зор). несчастного старика-дехканина Бобо, композиторы-орденоносцы.
—_— <>» —

НОВЫЕ ПЬЕСЫ
> ,
	«Ольга Ивановна»
	В пьесе «Ольга Ивановна» мне хотелось
показать несколько человеческих характе
ров моих современников и некоторые
процессы, происходящие сейчас в их ©
внании и чувствах,
	Дальние, очень дальние люди пом!
становятся самыми близкими, самыми
родными и дорогими. Это — идея пьесы
	События развертываются. в однон семь
в которую входит чужая (посторояняя)
женщина — Ольга Ивановна. Вотреченная
крайне неприязненно, она постепенно ста
новится самым близким и родным Tle
веком для всех членов семьи, у Кот 4
груди бъется сердце советского человека»
и, наоборот, непримиримым врагом M0
дей, чуждых советской морали,
	‘Жанр пьесы — драма. В ней 14 дей
ствующих лиц: восемь мужчин к шесть
женщин, Время действия — наши дни.
Пьеса принята к постановке Московеких
	драматическим театром,
Я ЯЛУНЕР
	нашего народя,— интеллигенция, н6 знак
Wad ярма эксплуатации,  ненавидящая
экеплуататоров и тотовая служить наро
naw CCCP верой и правдой.
	Я думаю, что нарождение этой новой
народной, социалистической интеллитенция
является одним из самых важных резуль
татов культурной революции в нашей
стране» 8). .
	. Товарищ Сталин. тениально развил
марксистско-ленинокую теорию об отноше
нии к интеллигенции и нанес сокруши’
тельный удар вредным взтлядам на соот.
скую интеллигенцию,  культивирующим
неправильную оценку общественного вии
чения народной социалистической интел
литенции.
	Товарищ Сталин указал ‘ма то, IO th
пиалистическов строительство в нашей
стране выдвинуло интеллитенцию в 907
равноправных, строителей новом обществь
открыло перед ней безгриничные перспех”
тивы деятельности и разрушило буржуев
ную клевету о том, будто социализм уме
	ляет общественное значение интеллниея’
		‚ «Страшный суд»
	В моей новой комедии «Страшный суд»
выведены на сцену люди, идущие к сво-
ей цели окольными путями. Ловко при-
луманными ходами они достигают ‘благо-
получия, но сама жизнь делает это благо-
полуние горьким и невыносимым для AMX,
’ Элегантный  льстец-карьерист; `обыва-
тель, ограждающий свое спокойствие взят“
кой; служащий, пеевдообщественник, - ко-
торому на каждом шагу мерещитсея пре-
ступление; директор учреждения, сияю-*
щий либерализмом и самовлюбленностью;
дама, ишущая «партии» и второпях выхо-
дящая замуж,— вот персонажи «Страшно-
го суда». Им противопоставлены другие,
утверждающие простое, честное отношение
к жизни, 1

Работая над сюжетом пьесы, я старался
придать ему действенность и заниматель-
ность.

Комедия «Страшный суд» посвящается
Московскому театру’ сатиры, с которым

меня связывают многие годы работы и
дружбы. В. IUKBAPKMH
	стических элементов» °). Товарищ Сталин
указывает, что была еще и третья функ-
ция — 9To хозяйственно-организаторская
и культурно-воспитательная работа орга-
нов нашего государства, имевшая целью
развитие ростков нового социалистического
хозяйства и перевоспитание людей в духе
социализма. Но эта новая функция не по-
лучила в тот период серьезного развития.
	В тот период, особенно в первой ето
половине, старая интеллигенция являлась
преобладающей в количественном отноще-
нии, и особенно велик был ее удельный
вес в области высококвалифицированного
труда. Партия под руководством товарища

талина сделала ставку на подтотовку и
создание новой советской  социалистиче-
oko интеллигенции. И хотя эта интелли-
тенцкя в то время представлялась мало-
численной и слабой, а старая интеллиген-
ция представлялась многочисленной, влия-
тельной в науке и технике, в искусстве
и литературе, — Сталин, руководясь диа-
лектическим пониманием законов развития
советского общества, смело поставил стаз-
ку на выращивание и создание народной
социалистической интеллитенции, Эта,
единственно правильная сталинская поли-
тика увенчалась успехом. Грандиозный рост
и укрепление новой советской интелли-
тенции развернулись во второй‘ фазе раз»
вития советского государства. «Основная
вадача этого периода — ортанизапия со-
циалисткческого хозяйства по всей стране
и ликвидация последних остатков капи-
талистических элементов, ортанизация
культурной революции, организация впол-
не современной армии для обороны стра-
ны? 6). Вот почему ‹..получила полное
развитие функция хозяйственно-организа-
торокой и культурно-восопитательной рабо-
ты государственных органов. Теперь oc-
новная задача нашего государства внутри
страны состоит в мирной хозяйственно-
организаторской и культурно-воспитателъ-
ной работе» 7). В соответствии с этим
тигантски вырастает значение и роль ин-
теллитенции в жизни Советской страны.
Товарищ Сталин на ХУШ с’езде приво-
дил замечательные данные о повышении
культурного уровня народа, о победе куль-
турной революции в нашей стране: °«В
результате всей этой громадной культур-
ной работы народилась и сложилаюь у
Нас многочисленная новая, советская ин-
теллигенция, вышедшая из рядов рабо-
чего класса, крестьянства, советских слу-
жатщих, плоть от плоти и кровь от крови

*) Там, ве, отр. 54—55.
©) Tam же, стр. 56.

1) Там же, отр. 56.
	[енинско-сталинское учение об интеллигенции
	ству, созданному трудом лучших интел-
лигентов прошлого, корифеев науки и ис-
кусства, смелых мужей научного позна-

НИЯ.
	Вее ценное и блатородное, что было в
старой интеллигенции, все народное, что
было создано ею, находит свое признание
в нашей стране и входит в культуру со-
циализма, +
	Нетерпим в нашей стране буржуазный,
мещанский, антинародный нигилизм В
оценке культурного наследия прошлото.
Социализм означает величайшее уважение
к творческому труду  интеллитенции ‘не
только современной, но и к творческому
труду и достижениям лучшей части ин-
теллигенции прошлого, ибо этот труд при-
надлежит народу. Этому также учит нас
Сталин.

Партия и ее вожди выступили в защи-
ту трудовой интеллигенции еще во вре-
мена царизма; когда черносотенцы-погром-
щики, организуемые полицией, травили
интеллигенцию. Царизм самым варварским
образом пытался натравить народ на тру-
довую интеллигенцию. рассчитывая этим
	задержать нарастание демократической ре-
	волюции в стране, стремясь опозорить
русский народ. варварской травлей интел-
литенции,
	Eme накануне первой революции
товарищ Сталин выступил в защиту тру-
довой  интеллитенции В прокламации
Тифлисского комитета Кавказского союза
РСДРП, написанной Сталиным в ноябре
1905 т., мы находим следующие заме-
чательные слова 0б ужасах царизма:
«Кроме тех сотен и тысяч мирных граж-
дан — рабочих, которых оно убивало на
улицах городов, кроме десятков тысяч ра-
бочих и интеллитентов, лучших сынов на-
рода, изнывающих в тюрьмах я в. ссылке,
кроме тех непрерывных убийств и наси-
лий, которые производятся царскими ба-
шибузуками в деревнях, среди крестьян-
ства на воем протяжении России, —
самодержавие придумало под конец но-
вые ужасы. Оно стало сеять вражду и
злобу среди самого народа и поднимать
друг против друта отдельные слой насе-
ления и целые национальности. Оно во-
оружило и напустило русских хулиганов
на русских рабочих и интеллитентов...» 1).
	1) Л. Берия. «К вопросу 96 истории
большевистских организаций в Закавка-
ane». Партиздат, 1937 т. стр. 60.
	долго еще прододжала топтаться Ha ме-
сте, выжидая «лучших времен», но потом,
видимо, махнула рукой и решила пойти
в службисты, решила ужиться с Совет-
ской властью. Большая часть этой‘ груп-
пы старой интеллитенции успела уже со-
стариться и начинает выходить из’ строя.
Третья часть старой интеллигенции, глав-
ным” образом рядовая e@ Yacth, имевшая
еще меньше квалификации, чем. преды-
дущая часть, присоединилась к народу и
пошла за Советской властью. Ей необхо-
димо было доучиваться, и ‘она дёйстви-
тельно стала доучиваться в наших ву-
зах» 4). +
	Под руководством Сталина партия раз-
тромила контрреволюционные попытки a+
сти старой интеллитенции помешать побе-
поносному наступлению социализма, Сталин
разоблачил классовый характер. вредктель-
ства шахтинских буржуазных интеллитен-
тов и указывал на связь их деятельности
	с капиталистическим окружением. Дозта-
точно напомнить чь товарища Сталина
на пленуме ЦК ВКП(б) в апреле 1929 г.
«О правом уклоне в ВКП(б)» и политиче-
ский отчет Центрального Комитета партии
ХУТ с’езду. Сталин учил партию и весь
советский народ революционной бдитель-
ности, непримиримости в отношении К
такой контрреволюционной интеллитенции,
Но та часть старой интеллитенции, ко-
торая пошла с народом и верно. служила
ему, была окружена величайшей заботой,
любовью и доверием. Такие люди, как
Тикмирязев, являются украшением старой
интеллигенции.
	На ХУШ с’езде партии товарищ Сталин,
опираясь на огромный опыт строительства
советской власти в нашей стране, тени-
ально развил учение Маркса, Энгельса,
Ленина по вопросу о государстве. Товарищ
Сталин указал, что после Октябрьской ре-
волюции наше социалистическое государ-
ство прошло в своем развитии две глав-
ные фазы, «Первая фаза — это период
от Октябрьской революции до ликвидации
экоплуататорских клаюсов. Основная 38-
дача этого периода состояла в подавлении
сопротивления свергнутых классов, в ор-
ганизации обороны страны от нападения
интервентов, в восстановлении промыш-
ленности и сельского хозяйства, в подго-
товке условий для ликвидации капитали-
	4) Tam 2, erp. 58,
	В то же время партия вела неприми-
римую борьбу против предательской дея-
тельности лакействующих представителей
буржуазной интеллитенции. Летом 1911г.
тифлисские большевикя выпустили в03-
звание, налтисанное Сталиным, в котором
говорилось о под’еме революционного дви-
жения и задачах восстановления неле-
тальной рабочей партии. В этом. воззва*
нии говорилось о том, что сознательные
рабочие с презрением отвернутся от гос-
под Потресовых, предлагающих создать
лакейскую «столыпинскую» рабочую пар-
тию, что сознательные рабочие заклеймят
презрением «этих буржуазных интеллиген-
тов, извнутри пытающихся взорвать рабо-
чую партию» 2).

Партия под  фуководством  Ленина—
Сталина беспощадно боролась с полити-

ческой дряблостью и реакционностью в
	настроениях буржуазной части интелли:-
енции и в То же время партия боль-
	шевиков была единственной политической
силой, выступившей в защиту трудовой
интеллитенции от варварского, погромно:
10, черносотенного глумления царизма,

Октябрьская революция была враждеб-
но встречена буржуазной интеллигенцией,
потому что эта «ивтеллигенция в целом
кормилась у имущих классов и обслужи-
вала их»).

На ХУШ ceaye партии товарищ
Оталин дал исчерпывающий анализ исто-
рии старой интеллигенции после Oz-
тябрьской революции: «Наиболее звлия-
тельная и квалифицированная часть ста-
por интеллигенции уже в первые дни
ктябрьской революции откололась от ос-
тальной массы интеллигенции, об’явила
борьбу Советской власти и пошла в са:
ботажники. Она понесла за это  заслу-
женную кару, была разбита и рассеяна
органами Советокой власти. Впоследетвии
большинство уцелевигих из них завербо-
валось вратам нашей страны во вредите-
ли, в шпионы, вычеркнув себя тем сз-
мым из рядов интеллигенции. Другая
часть старой интеллитенции, менее квали-
фицированная, но более многочисленная,
	2) Там же, стр. 119.
	Интеллигенция в нашей стране состав
ляет командные кадры хозяйственного #
культурного строительства  коммуннема.

нтеллигенция зв нашей стране является
помощницей партии в деле коммуниоти’
ческого. воспитания. народа. И здесь aco
бенно  велика роль художественной ии
теллитенции.

Великий созкдательный тёний Сталина
чувствует в своей ‘деятельности каждый
честно и самоотверженно работающий XY-
дожник Советской страны,

Сталин является подлинным идейным
вдохновителем ›советекото искусства, №0
великим. учителем и другом,

На ХУШ с’езде партии товарищ Сталин
поставил задачу «.. сделать всех рабочят
и всех крестьян культурными и образова»
ными». Развитие стахановокого движения
огромный культурный подл’ем, все усили
вающийся в нашей стране, создают пра”
посылки для постепенной ликвидация
противоположноети между трудом №
ственным и трудом физическим,

Советский народ становится самым я
теллитентным народом мира. и 91% 1-
тантоки расигиряет сферу деятельности
советской интеллитенции, создает новые
предпосылки . для ев роста и ‘процвета“
ния, делает труд интеллигента всё в боль
шей степени трудом творческим и радост
ным, делает интеллигенцию солью совет
	А, В. ЕВСТРАТОВ
®) Там же, стр. 34.

ской земли.

3) Сталин. Отчетный доклад на ХУШ
езде партии о работе ЦК ВКП(б). Гос-
Политиздат. 1939 в стр. 67,