_ 48 ДЕКАБРЯ 1939 г. № 88 (608)

О ЮБИЛЕЯ
°_ ВЫСТАВКА КАРТИН
1 9 [PAGAPA

В ознаменование 50-летней художествен.
ной, научной и творческой деятельности
заслуженного деятеля искусства Игоря
Эммануиловича Грабаря в залах Музея
изобразительных искусств ‘им. Пушкина
открывается большая юбилейная выставка
произведений, художника. Будет показано
150 картин, пейзажей, портретов, аква.
лей. Многие из них собраны на выставке
из Третьяковской галлереи, Русского му.
зея, картинных галлерей Иваново-Воане.
сенска Ярославля, Горького и Из частных
	собраний,
Кроме того, на выставке экспонируются
	17 новых работ, исполненных художником
в 1939 году. Среди них: портрет академи-
ка А. Н. Баха, пейзажи и натюрморты —
«В марте», «Уголок сада», «Лоза в серех.
ках», «Флоксы», «Розы нА подоконнике
«Дельфиниум» и Др. ‘

Выпускается специальный иллюстрирю-
ванный каталог. Выставка будет открыта

до 15 января.
		Из писем читателей
	Ждем помощи
	В гор. Ленинакане, имеются музыкаль,
ная школа и музыкальное училище. В
них обучается ‘более 400 человек. Эти дв
учебных заведения играют немаловажную
роль в развитии музыкальной культуры
нашей ‘республики. Наиболее способные
ученики школы и училища продолжают
свое музыкальное образование в консер.
ваториях Москвы, Еревана, Тбилиси.

Здесь воспиталось немало талантливых
артистов, с успехом выступающих в Е].
ванском ордена Ленина театре оперы я
балета, ведущих большую работу в круп:
ных художественных коллективах, Однако
организации, на которые возложено руко.
водство искусством, до сих пор не созла-
ли для нас нормальных условий работы,

Оба учебных заведения ютятся в не.
большом помещении совместно с Армян.
ской филармонией. Из-за отсутствия поме.
щения часто срываются занятия. Зал, где
раньше устраивались ученические концер.
ты, сейчас отняла филармония. Репетиция
оркестра и хора проводятся в классах,
где плохая акустика не позволяет опреде-
лить качество исполнения,

О положении школы и училища был по.
ставлен вопрос перед. республиканскими
советскими и партийными организациями.
Дирекция школы и училища обратилась
также за помощью в Комитет по делам
искусств при СНК СССР, но до сих пор
ничего не оделано для создания нормаль’
ных условий работы.

А. ШИШЯН, В. САРКСЯН, А. ГОЛУ.
БОВА, А. ЧАЛДРАНЯН, Е. САРАБУ.
HOBKY

г. Ленинакан. /
	А. А. ГЛИНСКИЙ
	Умер Александр Александрович Глих’
ский.

С советской эстрады ушел замечатель
ный мастер слова, вдохновенный худож
ник, отзывчивый товарищ..,

В, далекой сибирской глуши начинает
свою жизнь Саша Глинский, сын учителя,
сосланного в Сибирь на поселение, С рая.
них лет он познает нужду, горе и 6
правие. Идут годы отчаянной борьбы 3a
жизнь, за кусок хлеба, скитаний подрост.
ка-чернорабочего, мальчика на побегут
ках, тяжелые годы учебы украдкой
от хозяина. В 17 лет — первое знакомст:
во с театром, неудержимое влечение в
сцене и первый дебют в Иркутске. Бле
стящеё сыгранная роль Расплюева в «Овадь.
бе Кречинского» кладет начало театраль’
ной карьере А. Глинского. Талант его по-
лучает широкое признание и прочно 2a
крепляет славу одного из лучших коме
дийных актеров. Чита, Верхнеудинск,
Омск, Томск, Киев, Воронеж, десятки про-
винциальных тородов, галлерея образов
Островского, Чехова, Гоголя, Рышкова,
Сухово-Кобылина — таков театральный
путь А. А. Глинского,

Великая Октябрьская революция застает
А. А. Глинского на Украине. С первых
же дней он беззаветно отдает себя слу-
жению народу, помогает созданию н0в0го
			«СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО»
	Величественные памятники’
гражданской войны —
	Комитете по делам искусств состоя-
лось совещание художников, посвященное
решению Совнаркома СССР о создании
панорам «Штурм Перекопа» и «Героиче-
ская оборона Царицына», & также о ре-
отаврации панерамы Рубо «Бородинский
	участие 3. Н.
Г. К. Савицкий,
	П. П. Соколов-Скаля, Ф. Ф. Федоровский
и др.

Bee художники согласились, что зда-
ние панорамы «Штурм Перекопа» должно
быть воздвитнуто на одной из централь-
ных площадей Москвы. Как одно из воз-
можных решений этого вопроса, намечена
площадь в районе Центрального театра
Красной Армии,
	Здание должно носить характер мону-
ментальното сооружения, отражающего ге-
роическую борьбу русского народа против
интервентов. Так как кроме основной
панорамы (размером в 20Х 150 метров)
здание должно включать еще 4 диорамы
и ряд подсобных помещений, об’ем всего
сооружения составит 150—160 тысяч куб.
метров, т. е. оно будет значительно боль-
ше здания Центрального телеграфа (раз-
мером 110.000 куб. метров) и будет при-
ближаться по своим размерам к тости-
нице «Москва». Предполатается, что oc-
новные залы помещения будут окружены
рядом выставочных комнат и галлерей,
тде будут собраны портреты героев
перекопских боев, показано вооружение
Красной Армии эпохи гражданской вой-
ны, размещены библиотеки и т. д.
	Занимая целый квартал, здание пано-
	рамы, естественно, будет определять собою
архитектурное оформление целого района,
	и это должно быть учтено архитекторами,
занимающимися реконструкцией Москвы.

Художники высказались за то, чтобы
был об’явлен конкурс на проект здания
и параллельно с этим заказан ряд инди-
видуальных проектов крупнейшим совет-
ским архитекторам.

На Украине сейчас живо обсуждается
вопрос, поднятый лутанскими комоомоль“
‘цами, о создании панорамы «Оборона \Лу-
танска». Имеются проекты создания пано-
рам, посвященных обороне Волочаевска,
обороне Ленинграда, и т. д. В связи 6
этим должен быть поставлен вопрос , 0
подготовке кадров квалифицированных па-
норамистов,

Собрание высказалось за то, чтобы в
ближайшее зремя был организован про:
смотр эскизов и этюдов панорамы «Герои
ческая оборона Царицына», которая ‘дол-
жна быть сооружена в Сталинграде. Дол-
жны быть просмотрены не только эскизы,
сделанные художниками Н. Г. Котовым и
П. С. Добрыниным, но также и эскизы дру-
тих художников, занимающихся той же те-
мой, — покойного М. Б. Грекова, ленин-
традских художников Авилова и Френца,

Что касается панорамы «Бородинский
бой», которая будет реставрироваться В
Ленинградском Русском музее, решено
просить Моссовет отвести под эту пано-
раму участок на Ленинских горах, исто-
рически связанных с событиями 1812 то-
да. 0б’ем здания этой панорамы — 85—
45 тысяч куб. метров.

Для руководства всей работой по coa-
данию панорам будет создана  постоян-
ная комиссия со включением в нее пред-
ставителей Народного комиссариата 060-
роны, искусствоведов и виднейших ху-
дожников. . у
	_К вов работникам
искусств Союза ССР
	Миллионы счастливой и жизнерадост-
ной детворы обучаются в нашей совет-
ской школе,

Из года’ зв тод растет юное поколение,
	Я.
	ПЛЕНУМ
ОРГКОМИТЕТА СОЮЗА
СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
	15—16 декабря в Москве происходил
пленум оргкомитета союза советских ком-
позиторов, специально посвященный об-
суждению вопроса о советской массовой
песне. . :

К сожалению, этот пленум не оправдал
надежд, возлагаемых на него музыкальной
общественностью. Причиной тому явился
крайне неудачный доклад, сделанный
ленинградским музыковедом Ю. Кремле-
вым. Казалось бы, докладчик должен
был остановиться на характеристике твор-
чества таких признанных мастеров в 06б-
ласти массовой песни, какими, скажем,
являются И. 0. Дунаевский, братья Дм. и
Дан. Покрасс, А. В. Александров, расска-
зать 0б основных идейно-художественных
тенденциях (как положительных, Так и
отрицательных), имеющих на сегодня ме-
сто в данном жанре советской музыки,
наметить важнейпгие Творческие задачи,
стоящие перед композиторами-песенника-
Ma.

Ничего этого не было в докладе Ю. Кре-
млева. Его сообщение явилось типичным
образцом формально-схоластического псев-
доанализа, размельченного на детали и ча-
стности, лишенного какой бы то ни было
творческой перспективы.

Естественно, что такой доклад не мог
послужить основой для серьезных прений,
a те выступления (Л. Кулаковского,
ЛП. Лебединского, И. Дзержинского, Ю. Мей-
туса и др.), которые представляли значи-
тельный интерес. как и следовало ожи-
дать, прошли мимо тезисов основного до-
клада.

Подытоживая работу пленума, замести-
тель председателя оргкомитета вомпози-
тор А Хачатурян присоединился к това-
рищам, резко критиковавшим неудачный
доклад Ю. Кремлева,

Другой причиной, обусловившей край-
нюю бедность дискуссии, было поражаю-
щее равнодушие к ней со стороны OCHOB-
ной массы композиторов, в том числе и
некоторых членов оргкомитета.
	ПОЕЗДКА
ДЖАЗ-ОРКЕСТРА
ЛЕОНИДА УТЕСОВА
	11 ноября в гастрольную поездку по
городам западных областей Белоруссии
выехал джаз-оркестр под руководством
Леонида Утесова. Оркестр побывал в Ба-
рановичах, Пинске, Бресте, Белостоке,
Гродно и Лиде. За месяц коллектив дал
	25 концертов для частей Красной Армии
	и населения тородов. Первое выступление
джаз-оркестра состоялось в Минске после
заключительного заседания сессии Bep-
ховного Совета БОСР совместно с депута-
тами Народного Собрания, прибывшими
из Москвы, где они принимали участие в
работах внеочередной Пятой Сессии Вер-
ховного Совета СССР. Выступления джаз-
оркестра повсюду проходили с большим
успехом. Население, которое к приезду
коллектива успело посмотреть фильм «Ве-
селые ребята», встречало московских ap-
THCTOB радушно, как старых знакомых.

Работа джаз-оркестра ‘была высоко оце-
нена командованием армии и временными
управлениями городов. Руководителю ор-
кестра Л. 0. Утесову, политруку С. А.
Пищику и всем участникам поездки об’-
явлена благодарность, все артисты награж-
дены грамотами военного совета Белорус-
ского особого военного округа. ,
		В реставрадионной мастерской Государствен-
	ного Ормитажа, На снимке: реставратор
П. И. Костров и зав. реставрационной ма-
стерской Ф. А. Каликин за работой над ре-
	ставрацией картины
Фото Н. Аснина
		«Тартюф» Мольера в МХАТ СССР им. Горь-
кого. Народный артист РСФСР В. 0. Топор-
	ков в роли Оргона
Фото А. Горнштейн
		Московская
хроника
	зе 30 декабря, в день начала зимних школь-
ных каникул, Государственный симфонический
оркестр. Союза ССР дает’в Большом зале кон-
серватории концерт для московских школь-
ников. .

к 1-я отчетная выставка московских живопис-
цев откроется 24 декабря в выставочном зале
Всекохудожника Завтра состоится второе за-
седание жюри по этой выставке. Предетоит
проемотр более тысячи работ, представленных
художниками, Из картин, показанных на пер-
вом заседании, интерёены . портреты и пей-
зажи Г. Савицкого, П. Крылова, украмн-
ские натюрморты и летние этюды В. Одинцо-
ва. работы молодых художников А, Кокори-
на, Л. Шварц, П. Масаковского. А. Пейсахо-
вич, В. Эйферта и др. }

%* В Московоком драматическом театре на-
чались репетиции пьесы М. Левидова «Осто-
рожный человек» в постановке заслуженного
артиста РСФСР Ф. Н. Каверина.

%ж Государственный цыганский ‘театр «Ро-
ман» приступил к работе над спектаклем
«Песнь об’Урсаре» И. Ром-Лебедева. Постанов-
ка заслуженного артиста РСФСР М. М. Ян-
шина,

%& Просмотр новых работ восемнадцати мо-
лодых живописцев, получивитих летом твор-
ческие командировки. начинается 20 декабря
в московеком союзе художников. Будут пока-
заны картины, пейзажи, этюды художников
М. Радкевич, М. Ранкова, П, Мещерского,
Т. Покровской, В. Каптерева и др.

\\ Государственный джаз Союза ООР вые-
хал в Татарскую и Удмуртскую АООР для
художественного обслуживания предвыборных
избирательных собраний,
te Центральный детский театр заканчивает
работу над спектаклем «Ладо Кецховели» Гам-
рекели и Нахупришвили. Премьера — в кон-
пе декабря. Одновременно репетируется пьеса
Ростана «Романтики».

% Московокий дом художественной самоде-
ятельности организует 22 декабря обществен-
ный ЛЬ спектакля «Коварство и лю-
бовь» в Йостановке коллектива клуба Медеан-
труд им. Тельмана, Режиссер К. Ратомский.

% Выставка эстампов, исполненных ленин-
градекими. художниками, откроется в выста-
вочном Bate MOCOX в конце декабря.

* KE репетициям пьесы белорусского писа-
теля В. Вольского «Чудесная дудка» присту-
пил Госпентюз, На-днях начнется работа над
пьесой А. Бруштейн «Единая боевая»,

\ 20 декабря секция музыкального театра
ВТО организует в Доме актера прослушивание
отрывков из новых опер: «Мужество» Мака-
рова, «Тигран» Артамонова и «Родина» Тус-
кия в исполнении ансамбля под руководет-
вом К. Попова.

\\ Пентральный театр транспорт готовит
«Свадьбу Кречинского» в постановке В. А.
Гольфельд. .

к Государственная закупочная комиссия при-
обрела ряд пейзажей художника Г. М. Ше-
галя — «У моря», «Вечер», «Пейзаж с шел-
ковицей», «Татарская деревня», «Ветреный
день»,

*\ Московокий театр для детей репетирует
пьесу О. Форш и И. Груздева «Детство Горь-
кого», Для театра закончил свою новую пье-
су о комеомоле в годы гражданской войны
Мих  Оветлов.

*% Новую постановку —. театральную сказ-
ку Н. Шестакова «Финист — ясный еокол»
готовит МТЮЗ.

*ж Комитет по делам искусств ассигновал на
строительство нотопечатни в Москве 8.420.000
		рублей,
	Гериферийная
хроника
	НИКОЛАЕВ. Областной дом народного твор-
чества организовал двухмесячные курсы для
режиссеров самодеятельных драматических

ужков. На курсах занимаются 20 человек.

ТБИЛИСИ. Дом народного творчества от-
крывает в декабре выставку живописных и
трафических работ мастеров народного твор“
чества. Во всех районах Грузии идет отбор
экспонатов для выставки.

Грузинокая филармония и Дом художест-
венного воспитания при Закавказской желез-
ной дороге им. Л. М. Кагановича pery-
лярно по выходным дням устраивают CHM-
фонические концерты для детей, На концер-
тах выступают ‘также учащиеся Тбилисской
консерватории и музыкальных школ,

КРАСНОДАР. Состоялась первая Краснодар»
ская краевая конференция союза советских ху-
дожников. На конференции присутствовали
делегаты из городов Краснодара, Сочи, Май-
копа, Новороссийска. Туапсе, Анапы, Ейска
и др. Делегаты конференции были приняты
секретарем краевого комитета ВКП(б) т, По-
повым. Избрано правление краевого союза ©о-
ветоких художников в составе художников:
Ладонкина, ТШакарьяна, Зеленова, Козлова и
Матцева,

УФА. Дюртюлинский районный  колхозно-
совхозный татарокий театр отпраздновал свой
пятилетний юбилей Театр организовался из дра-
матического кружка. В настоящее время театр
укомплектован кадрами, имеющими специаль-
ное театральное образование,

ХАРЬКОВ. Областная государственная филат-
мония впервые на Украине с большим успе-
хом осуществила постановку музыкально-дра-
матической поэмы Ибсена—Грига «Пер Гюнт».
В постановке приняли участие симфоничес-
кий оркестр, капелла, солисты Филармонии и
артисты харьковских театров.

ГРОЗНЫЙ. Управлением по делам искусств
при Совнаркоме Чечено-Ингушской АССР сфор-
мирован государственный джаз. Художествен-
ным руководителем джаза утвержден дирижер
т. Гержанский.

АШХАБАД. Президиум Верховного Совета
Туркменской OCP присвоил звание заслужен-
ного деятеля искусства главному режиссеру
Русского драматического театра им. Пушкина
—В. Ф. Федорову. Звание заслуженных арти-
стов Туркменской республики присвоено ар-
тистам Туркменского гостеатра им. Оталина
О. К. Дурдыевой и Аманову Базару и арти-
стам Русского драмтеатра 0, М. Снеговой,
В. И, Нарыкову и М. А. Кириллову, `

а
	30-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
Е К КАТУЛЬСКОЙ
	Недавно исполнилось 30 лет артистической
деятельности заслуженной артистки РОФОР ор-
деноносца Елены Клементьевны Катульской.
Воспитанница Петербургской консерватории.
Елена Клементьевна начала свой творческий
путь совсем юной девушкой; в 1909 г. ее бле-
стящий дебют в Мариинском театре в партии
Лакмэ привлек к молодой певице внимание
широких музыкальных кругов. Через четыре
года (в 1913 г.) Е. К. вступает в состав. со-
листов Большого театра в Москве, где зани-
мает ведущее положение вплоть до настоя-
щего времени, спев 45 основных оперных пар»
тий лирико-колоратурного репертуара.

Творческий облик Е. К. Катульской еложил-
ся в непосредственном соприкосновении © дву-
мя знаменитыми представителями русской
оперной сцены — А. В. Неждановой и Л, В.
Собиновым. К лучшим образам, созданньем
Е. К. Катульской на сцене, принадлежат обра-
зы Снегурочки, Людмилы, Антониды. Вио-
летты. ‘аргариты. Манон и 2D. овеянные
	net И а юдмилы, Антониды. Био-

гариты, Манон и др, овеянные
pryOouolt a ее лирикой. Е, К’ Ка-
тульская непрерывно т`аботает над раситире-
		Творческое совещание
режиссеров
	Центральный дом художественной самодея-
тельности ВЦСПО провел творческое совеща-
ние режиссеров крупнейптих театральных кол-
лективов Москвы. Ленинграда, Челябинска,
	Свердловска,   Сталинграда, Горького, Мариупо-.
	Г. непродзержинека и других городов. : измеримо вырастают и
Совещание обсудило итоги третьего всесо- & вместе с ним неизмер лы
	юзного совещания no работе ‘ профсоюзных.
	клубов и заслушало доклад т. Фальковского
о работе театрального самодеятельного коллек-
тива.

Выступившие на совешании руководители
театральных самодеятельных коллективов  по-
делились ‹ опытом постановки ‘классических
и советских пьес. Режиссер Бахметьев расска-
зал о TOM, Kak самодеятельный коллектив
Главсевморпути работал над «Грозой» Остров-
ского, т. Дуксин рассказал о постановке «Ива-
на Болотникова» днепродзержинским театраль-
ным коллективом и т. д. В работах совеща-
ния приняли участие режиссеры московских
театров.

Участники совещания просмотрели спектак-
ли: «Гроза» (коллектив клуба работников Глав-
сёвморпути), «Васса Железнова» ‘(коллектив
Центрального клуба деревообделочников) и
программу театра малых форм Центрального
дома художественной самодеятельности.
	НОВАЯ ПРОГРАММА
В ГОСЦИРКЕ
	В конце декабря в Московоком ордена
Ленина государственном цирке ‘состоится пре-
Mbepa второй программы нынешнего сезона.
которая начнется большим театрализованным
прологом «О новым годом». В программе. за-
няты артисты всех цирковых жанров. Кон-
ный цирк будет представлен артистами Бори-
совой и Лебединеким (вольтижировка), Дмит-
риевым (высшая школа верховой езды) зи
Штейном (конюшня  дрессированных лоша-
дей). В представлении выступят также гимнаст
Рудиф (качающаяся пальма), Немчинские
(воздушная рамка), Соколовы (упражнения на
батуте), группа ажробатов Кадыр-Гулям на
верблюдах под руководством заслуженного аф-
тиста РОФОР, Янушевокого, акробаты на пере-
кидной лестнице Оимадо, крафт-акробаты
Шварцман и Кузьменко, окончившие в ны-
непнем году всесоюзную школу циркового
искусства, акробаты-акецентрики Масляновы,
жонглер Лидия Юненко, артистка Рудини ©
группой дрессированных собачек.

В программу, кроме того, включено большое
иллюзионное ревю, поставленное под руковод-
ством заслуженного артиста РОФСР Кио. Но-
вую музыкальную сценку «Принудительный
концерт» исполнят эксцентрики 8  Танти под
	руководетвом васлуженного артиста РСФСР
Леона Тазти,
	«Вечер в Сорренто»
Фото Ю._ Говорова
	его культурные запросы.

Школа не сможет полностью ‘обеспе-
чить разностороннего. художественного раз-
вития своих питомцев, если ей не ока-
жет помощь широкая общественность.

Вот почему с чувством отромной радо-
	сти откликаемся мы, работники искусств,
на призыв знатных людей столицы —
	организовать для школьников веселый и
культурный отдых в зимние каникулы.

С большой охотой покажем мы нашим
пткольникам в.дни каникул лучшие спек-
такли, устроим для них ‘с участием круп-
нейших мастёров искусств концерты, ор-
танизуем встречи со ‚знатными людьми
искусства, Тазвернем широкую шефскую
помощь школьной художественной само“
деятельности, устроим для детворы весе-
лую новогоднюю елку.
	Работники искусств! Артисты, худож-
ники, ‘композиторы, музыканты, лучшие
мастера советского. искусства, лучшие об-
щественно-политические деятели нашего
профессионального. союза — откликнемся
все на’ благородный призыв знатных лю-
	дей столицы.
Дас здравствует золотое детство и пре-
красная юность нашей грядущей смены!
	По’ поручению Х - всесоюзного с’езда
профсоюза работников искусств
председатель‘ центрального комитета
	союза Рабис .
А. И. ПАШКОВСКИЙ

*
	Для популяризации. решений Х всесоюзного

с’езда: профсоюза работников искусств прези-
диум WK Рабис предложил областным, крае-

вым и республиканским комитетам союза соз-
вать общегородекие собрания актива и поста-
вить на них доклады об итогах работы ‘ с’ез-

да.

Аналогичные доклады о с’еэде должны
быть сделаны и на общих собраниях по пред-

приетини искусства,
eee
	Президиум ЦК Рабис утвердил заведующих
отделами. центрального комитета профсоюза.
	В. П, Ефремов утвержден заведующим орга-
низационно-инструктороким отделом, А. Н, Де-
нисов ‘— культурно-маесовым, П. А. Тарасов
— отделом зарплаты и организации труда,
В. В. Морозов — социального страхования,
	ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА
«СВЕТЛАНА»
	В Большом театре Союза ССР закон-
чена работа над новым балетом компози-
тора Д. Клебанова «Светлана» в постанов-
ке балетмейстеров А. Радунского, Л. Пос-
пехина и Н. Попко. Либретто написано
И. Жигой, художник Р. Макаров, дирижер
народный артист PCbCP Ю. айер.
Роль Светланы исполняет солистка балета
Большого театра орденоносец 0. Лепенгин-
ская. В главных ролях заняты артисты
 А. Жуков, М. Шмелькина, Ю. Кондратов,
 А Мессерер, Л. Мацкевич, В. Цаплин
	Премьера состоится 20 декабря в фи-
пиале Большого театра Союза CCP.
	В МАЛОМ ТЕАТРЕ
	— Начались репетиции в гримах и костю-
мах пьесы Ф. Панферова «Жизнь», Премьера
состоится 21 декабря. Постановщик спектакля—
народный артист РСФОР И, Я. Судаков, ху-
дожник В. В. Дмитриев.

— Труппе театра Л. Леонов прочел свою но-
вую пьесу «Метель». Действие происходит в`
наши дни в одном из периферийных городов.
Пьеса встретила горячее одобрение, Театр
предполагает поставить ее в текущем сезоне,

— В ряде спектаклей на центральные роли
введены новые исполнители. В спектакле
«Волк» на роль Луки Сандукова введен засл.
артист РСФСР Н. А, Соловьев, сыгравший ее
впервые 8 декабря. В спектакле «Евгения
Гранде» на роль. Адольфа введен К. И. Ми-
хитаров, на роль де-Грассье — Н. 0. Отоя-
нова..В «Детях Ванюшина» роль Людмилы по-
ручена Е. И. Рогожиной. В спектакле «На бе-
регу Невы» роль Князева поручена М. И. На-

KUTUHY.
	Дб
театра
	Первая в этом сезоне премьера Театра
эстрады и миниатюр почти совпала с от-
крытием Театра одноактной пьесы. Новый
курс, взятый Театром эстрады и миниа-
тюр, в значительной степени роднит его
с только что возникшим Театром одноакт-
ной пьесы. :

В центре новой программы Tearpa
эстрады и миниатюр — три одноактные
вещи: водевиль «Дочь русского актера»,
этюд «Часы. с боем» ‘и комедия «Заме-
ститель»,

Цыганская пляска которой заканчи-
звется программа, — подачка эстраде. Не
больше. Выбор сделан случайно и неудач-
но — Зинаида Арсеньева и Георгий Орлик
весьма посредственно исполняют порядком
надоевшую цыганскую пляску. Причем
Георгий Орлик не столько танцует, сколь-
Ko пародирует неудачных исполнителей
	этого’ жанра,
Водевиль вовсе не’ удался театру. Я
просто не ‘узнал ‘старинного водевиля
	Григорьева «Дочь русского актера», в ко-
тором в Москве, в постановке TOTO 36
Гутмана, пленительно играл старого акте-
ра Лисичкина В. Н. Давыдов. Знаменитые
куплеты Лисичкина, вызывающие обычно
слезы и’ волнение, в ‘зрительном зале, в
исполнении Данильского совершенно про-
пали, Я даже не слыхал этих замечатель-
ных строк:

Ho He забудется во мне

Талант мой тений исполинский,
	И после смерти — 060 мне
Вздохнет театр Александринский!.
		над раситире-   Советского театра.
	О. П. Матюхин — жилищно-бытовым, Е. Ф,   нием своего художественного диапазона,   Порвав © театром, А. Глинский пели’
Вознесенская — отделом учета и статистики, но ищет новые образы и’ краски,

ХФ. П. Трофименков — охраны труда и А.И. этом отношении особенно больптиа ком отдает себя советской эстраде. Бичуя
	пошлость и мещанство, беспощадно требо-
вательный к эстрадному искусству, 01
силой своего замечательного мастерства
сумел вписать лучшую страницу в ист
рию советского конферанса.
	ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ
	Сергеев — финансовым отделом,
ооо

ЦК Рабис утвердил ряд мероприятий по рае-
	ширению деятельности Центрального дома ра-
ботников искусств ОСОР.
	При Доме намечается. организация  комму-
нистического университета выходного дня.
	нем будут читаться лекции по истории паф-
тии, диалектическому и ‘историческому мате-
	риализму, по вопросам международного поло-
жения и социалистического строительства и
т, д. Предполагается специальный курс лек-
ций на _тему: «Классики марксизма об искус-
отве».
	Открытие университета будет приурочено к
16-й годовщине смерти В. И. Ленина.

„Такой же университет выходного дня пред-
	ложено организовать и Ленинградскому дому
искусств им. К, О Отаниславского.
	А, Савельева по качеству драматургиче-
СЕого материала, но вызывает интерес ак-
туальностью своей темы. :
	Оффенбах, как всегда, доставляет ог-
ромное удовольствие зрителю. «Остров
Тюлипатан» — отличная одноактная опе-
ретта, в которой музыка очаровательно
проста и прозрачна, Из исполнителей опе-
ретты выделяются Донской (министр) и
Бер (Гермоза).

«Женщина с саблей», написанная Шоу
тридцать лет назад, интересно и остро
звучит и сейчас. Появление в прологе са-
мого Шоу, как прием, не ново, но сдела-
но хорошо. Длинноты пьесы, а они есть,
усугубляются немного замедленным тем-
пом исполнения. Вероятно, после не-
скольких спектаклей пьеса пойдет живей.
Люминарская (лэди Коринтия Фаншэв) и
Марков (генерал Митчнер) отлично чув-
ствуют и доносят до зрителя текст Шоу,

этим двум исполнителям ближе дру-
гих Василянский (вестовой). В лице Map-
кова Театр одноактной пьесы приобрел
способного, разнообразного и умного ак-
тера. В один вечер так ярко сыграть две
ответственные ‘и по характеру своему с0-
вершенно различные роли (Митчнер в
«Женщине с саблей» и Парусов в «Мор-
ской косточке») под силу лишь щедро
одаренному артисту.

В дебютной программе юного театра
чувствуется местами нехватка выдумки и
блеска, остроты ‘и режиссерской находчи-
вости. Однако, учитывая незначительность
подтотовительного периода’ (два месяца) и
сложность работы в клубном помещении,
тде репетиционный график театра зависит
от ряда неожиданностей, первый спек-
такль Театра одноактной пьесы в целом:
можно назвать удачным.
		сти камерной музыки. Камерные концерты
Е. К. Катульской всегда привлекают слуша-
телей своей новизной и содержательностью,.
Выдающиеся заелуги Е. К, Катульской в раз-
витии советского вокального искусства и ее
широкая общественная деятельность были до-
стойно оценены нашей партией и правитель=
ством. В 1933 г ей было поиороено звание
	заслуженной артистки республики, а в 1987г,
Е. К, Катульская была награждена орденом
Трудового красного знамейи. Er.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. ‘изд-во «Искусство»
	ВНИМАНИЮ ДЕРЖАТЕЛЕЙ ОБЛИГАЦИЙ
ЗАЙМА ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ

(ВЫПУСК ПЕРВОГО ГОДА)
	ОЧЕРЕДНОЙ 4-й ТИРА){ ВЫИГРЫШЕЙ
	ЗАЙМА ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ
(ВЫПУСК ПЕРВОГО ГОДА)
	состоится 23 И 24. ПЕКАБРЯ Т. у

в гор. СТАЛИНАБАДЕ.
	В ТИРАЖЕ БУДЕТ РАЗЫГРАНО 610.000 ВЫИГРЫШЕЙ
НА, СУММУ 96.050.600 РУБЛЕЙ.
	ГРАЖДАНЕ, НЕ ПОЛУЧИВШИЕ ОБЛИГАЦИЙ ЭТОГО ЗАЙМА ПО СВОЕЙ
ПОДПИСКЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В УЧРЕЖДЕНИЯХ, МОГУТ ПОЛУЧИТЬ
	ОБЛИГАЦИИ В РАЙОННЫХ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ КАССАХ ПО МЕСТУ НА-
ХОЖДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ,
	Для получения облигаций рабочие и служащие должны п

ред явить или пере“
	слать по почте в сберегательную кассу справку бухгалтерии предприятия или
учреждения о сумме уплаченных взносов по подписке, а колхозники и кресть-
	яне-единоличники — имеющуюся y них расчетную квитанцию по займу.
	ДО ПОЛУЧЕНИЯ ОБЛИГАЦИЙ ПОДПИСЧИКИ В ТИРАЖАХ ВЫИГРЫШЕЙ
НЕ ‘УЧАСТВУЮТ.
	Главное -Управление гострудеберкаес в госкредита.
	Эскиз декорации художника Ю. Пименова к тургеневскому спектаклю «Беч
	в театре им. Ермоловой:
	Интересно задуман отставной прапорщик
Ушица у Тоддеса. Когда артист появил-
ля на сцене и спел свои выходные купле-
ты, мы подумали — вот это настоящий
водевиль. Но Тоддес быстро увял, спал
с тона’ и закончил свою роль значительно
слабее.

‚Зато в постановке этюда. Г. Ромма «Ча-
сы с боем» и комедии Л. Ленча «Заме-
ститель», выгодно” выделяющихся среди
многих одноактных пьес, обозначилось HO-
вое. лицо Театра эстрады. и миниатюр.
Это сделано приятно, культурно, со вку-
сом, в той сдержанной и. благородной ма-
нере, которую неизменно несут с собой на
сцену представители Художественного те-
атра, в данном случаев Б, Я. Петкер —
новый заведующий художественной, ча-
стью Театра эстрады и миниатюр и по-
становщик пьес Ромма и Ленча.

В «Часах с боем». превосходен в роли
часовщика Залмана Абрамовича артист
Розовский и очень. приятно, просто и ис-
кренне, играет Домогацкая; последние годы
артистка специализировалась преимущест-
венно.на легком, почти каскадном. репер-
туаре. И тем приятнее видеть ее вдумчи-
вую работу ‹над ролью военврача.
	Миронова (Настя Стукалова)и Бельский
(профессор Луценко) мастерски разыгра-
ли комедию «Заместитель»:

Общий стиль и дух спектакля, я не то-
ворю о прологе, ‘неудачном и ненужном,
надуманном и ‘фальшивом, в значительной
мере отразился и на конферансе, довольно
удачно налисанном и исполняемом М: Н.
Гаркави, Вот, например, несколько строк
из конферанса, предшествующего ‘пьесе
«Часы с боем»:

«..Мы ‘переходим в Широкой советской
железнодорожной колеи на узкую поль-
скую и едем по тем местам, где еще сов-
сем недавно наши танки‘ двигались CO
	скоростью легковой машины, а наша кон»
ница ва 14 часов прошла 115 километров,
приведя в изумление своим невиданным
рейдом всех военспецов мира... Под’ехали
к какому-нибудь маленькому местечку, ну,
пусть это будет Пружаны или Ошмяны.
Узенькие улички, покрививигиеся домики,
ремесленники сидят в своих узких щелях,
мечтают только о куске хлеба для своей
семьи, Второй день прихода красных

войск. Идет... драматический этюд «Часы
с боем»,
	Это неплохо.

Открывший вчера свои двери Театр
одноактной пьесы, как и показывает его
название, взял прямой и твердый курс на
одноактные вещи. , Без флирта с эстрадой
и без измен ей.
	Рождение Театра одноактной пьесы в
какой-то степени перекликается с призы-
вом Москвина, „Барсовой, Тарханова,
А. Толстого и Тренева, напечатанным око-
ло двух месяцев назад в газете «Правда»
в связи с конкурсом на одноактную пье-
су для самодеятельных театров — «Созда-
дим полноценную одноактную пьесу».
	Не будь нового театра мы бы, возмож-
но, нескоро еще увидели на сцене пьесу
А. Савельева «Морская косточка», на’
писанную сочным языком, в очень при-
влекательной манере, в меру  трогатель-
ную, оригинальную, овеянную мягким
юмором, свидетельствующую о несомнен-
ном драматическом даровании молодого
автора.

Новый театр должен поднять интерес к
одноактной пьесе среди драматургов, пи-
сателей и поэтов.

На первой афише театра — Шоу,
Оффенбах и советские авторы — Н. По-
дорольский, М. Райхенберг и А. Савельев.

«Суббота» Н. Подорольского и М. Рай-
хенберга уступает «Морской — косточке»

Уполн
	омоченный Главлита Б—7481. (Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30. Адрес редакции: Москва, Страстной бульвар, 11. Телефон 3-42-45, Прием об’явлений;: Петровка, 10, 2-й эт., пом, 53, тел. К-4-54-19