ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ЯНВАРЯ 1944 г. №1 (730)
	Премьеры ЦТКА
	Пентральный театр Красной Армии pete

в сах бо на EFOTE 3007
	выми постановками,
ча „Тазхоменко» ставят ве.

а рф Г т АР

Пьесу Ве. Иванова «Пархоменно» то
жиссеры В. Hl. Пильдон и А. JL Шапо. $.
дожник И. 0. Федотов. Главные роли испол.

+ М а АВ Pa
	PAULEY es ee we TG
няют: Г. М. Васильев (Пархоменко), A. B. Pow
манова (жена Пархоменко), Б, В. Рудый (Ва.
силь Гайворон), В. И. Ратомский (Семен Ефа-
ныч), К. А. Нассонов (Терентий  Ламычев),
В. М. Меоненко (Лиза), Б. И. Александров
(Быков), Е. И. Вишневская (Вера Николаев»
на), Р. И. Ракитин (Махно) и др,

Н, П. Охлопков приступил к постановке
пьесы 0. Н. Сергесва-Ценского «Вице-адмирал
Корнилов» (название условное). — Режиссер
П. А. Константинов. В главных ролях: АЕ
Хохлов (Корнизов), Б. Н. Нечаев (Нахимов),
А. И. Хованский (Меньшиков), Н, В. Сергеев
(Станюкович), И. А. Константинов, К. П. Ши.
ловцев (Моллер), И. Н. ТШелапутии (Ието-
мин), А. А. Костромин (Тотлебен), П. В. Ни-
кандров (Кошка), Л. И. Дмитриевская (Анна
Федоровна), А. М. Ходурский (Сент-Арно).

Режиссеры ВБ. М. Афонин и Д. В. Тункель
приступили к работе над комедией Островско-
го «На всякого мудреца довольно простоты»,
Роли исполняют: А. П. Хованекий (Глумов),
Н. А. Нечаева (Глумова), А, Е. Хохлов, к. п,
ПТиловцев (Мамаев), В. И. Окунева (Мамаева),
Г М. Васильев, А. М. Ходурский (Крутицкий),

РТА gw
	Аг Я ЧТ

Н. Л. Коновалов (Городулин), А. М. Бреусова —
ом дона А И. Романова, М. И. Илюхина
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
			в ближайшие дни покажет премьеру пьесы
А. Чехова «Чайка», Ставит спектакль художе-
ственный руководитель театра М. Гершт. Роль
Аркадиной   исполняет Вадова, Треплева —
Фоломеен, Сорина — Рагозия, Дорна,— Гаря-
нов, Нины — Лескова, ‚ Ммыпи — Борисова,
Тригорина — Ильинский, ТМамраева‘ — Сусоко-
лов, Полины Андреевны — Кочубей, ‘Медве-
денко -- Чуверов. ;

УФА. В Русском драматическом театре с ус-
пехом идет спектакль «Полководец Суворов».
	a

у. оводителя Те-
Постановка художественного рук ди’

ма ь DAW

БОЕ гыг
атра М. Омелкова, художник H. Бачурин, Роль
Вт eee eam onruen A. Balk.

...4. ^^ какк ВЕ

Суворова исполняет артист А. .закк.

ВОЛОГДА. Областной театр покажет в январе
пьесу Сергея Мятежного «Манон Леско», Поста-
новщик засл. деятель искусства А. Ларионов.

ХАРЬКОВ. Театр им. Т. Г. Певченко гото-
вит ‘премьеру «Тевье-молочник» По ШПолом-
Алейхему. Постановка режиссера Л. Дубовика,
музыка Л. Пульвера, художник А. Тышлер.
Консультирует постановку народный артист
СССР 0. М, Михоэле. Роль Тевье исполняют
народный артист УССР М. Крушельницкий и
артист Ф. Радчук.

РЖЕВ. В Драматическом театре идет пьеса
А.  Толстого «Петр 1, поставленная художе-
ственным руховодителем Я. Танальским. Сейчас
театр работает над «Врагами» Горького Гре-
жиссер Ф. Комлюхин),

ОРЕЛ. Здесь открывается первая областная
выстазка работ художников профессионалов и
самоучек. Уже поступило 300 произведений.

КИЕВ. Центральный дом натодного творче-
ства Украины готовит к печати украинские
классические оперы «Наталка-Полтавка» и
«Запорожец за Дунаем» для постановки их в
самодеятельных театрах. Оперы издаются в
изложении, доступном для исполнения неболь-
тих самодеятельных оркестров. Издается так-
же сборник колхозных песен в обработке” ком-
позитора Г. Компанейца. В сборник вошли рус-
ские, украинские, белорусские, молдавские и
	польские народные песии.
	р В А Ри 6 ОУ

ТЬВОВ. На 1 января 1941 г. в западных обла».
	стях Украины насчитывалось 14 театров, B TOM
числе театр оперы и балета, польский театр,
? еврейских театра и 10 украинских драмати-
ческих театров.

СЕМИПАЛАТИНСК. Русско-казахский об’еди-
ненный театр показал на-днях музыкальную

трагедию «Енлик- бе, написанную М. Ауз-
зовттм на сюжет одноименной казахской поз-

ee ee nee в ЕР 9

мы. Постановка Ибади Кулатаева. В главных
ролях заняты артисты Гулсим Абдрахманова
		В Ленанграде
	Засл. арт. РСФСР Д. Дудников вступил В
труппу Нового тюза. Первое выступление ар-

тиста состоится в роли Бориса Годунова в од-
ноименной тратедии А. С. Пушкина.

* kk
	Вчера в Доме искусств им. К. С. Стани-
	славокого открылась созванная Управлением
“ лелаэм новусств при Ленгорисполкоме и
	по делам искусств ПРИ sithioypihueaes =
ЛенВТО режиссерская конференция. В плане
работ конференции — доклады 0. Радлова
	«Режиссура как профессия», В. Соловьева —
«Проблема жанра в режиссуре», Н. Акимова —
«Работа режиссера © актером» и содоклады
Г. Козинцева — «Режиссура и смежные искус-
ства», С. Образцова — . «Условность и теат-
ральность». На ^ конференцию приглашены
представители московской режиссуры и теа-
	критики.

*
	Московская
_ хроника
	ve Премьера оперы Чайковского «Черевички»
в филиале Большого театра Союза ССР состо-
ится 14 января.

*% Молодежь Центрального театра Kpacroh
Армии приступила к работе над комедие Голь-
дони «Кьоджские перепалки», Режиссер Б. М.
Афонин,

Х 10. А, Вазадокий приступил в театре им.
Моссовета к постановке пьесы А, Афилогенова
«Апрель». Хуложник М, А. Виногралов.

%к Опера «Фра-Диаволо» Обера включена в ре-
пертуарный план театра им. Станиславского.

\ Театр им. Баумана заканчивает работу над
опектаклем «Дон-Жуан» Мольера в постановке
Л. Лукьянова. Художник „М. Варпех.

Хх 8 января в МОСОХ состоится творческое об-
суждение выставки экепериментальных работ
по художественной промышленноети, С докла-
лами выступят. А. А. Федоров-Давылов и Б. И.
	Алексеев,
\ 3 января в ВТО состоялся вечер, посвя-

щенный «Учителю» Герасимова. С докладом
выступил проф. М. Григорьев. В оживлен-
ных прениях приняли участие: автор пьесы
С. Герасимов, Г. Бояджиев. М. Бурский и
постановщики спектаклей «Учитель» в театре
им. Вахтангова — заслуженный деятель искус-
ства Б. Захава и в ЦТКА — режиссер
В. Пильдон; ’

ЖК В конце января в выставочном зале Со-
юза советских художников (на Кузнецком мо“
сту) устраивается выставка художника м. Н.
Яковлева. Будут показаны работы, выполнен-
ные акварелью, темперой, маслом.

Комитет по делам искусств и ЦК Рабис
назначили 1. И. Лебедева директором Централь-
ного дома работников искусств СССР.

% Московский театр для детей принял к по-
становке пьесу ленинградского драматурга Ка-
верина «В гостях у Кащея». Спектакль будет
рассчитан на детей млалшего возраста.

xe Центральный детский театр возобновляет
спектакль «Белеет парус одинокий».

Театр приирл к постановке пьесу Т. Габбе
«Жан бесстрашный» по народным фламандеким
сказкам.

% Кабинет Шекспира и запалноевропейской
классики ВТО устраивает 9 января обсуждение
спектакля театра им. Ленинекого комсомола
«Валенсианская вдова».

%& Московский Камерный театр приступил к
репетициям двух пьес: «Дузнья» Шеридана и
‘ «Золотой мальчик» Одетса.

& 5 января кабинет Островского и русской
классики ВТО проводит первую консультацию
для работников театральной самодеятельности
Московской области по пьесам Островского.

В Гитисе началась экзаменационная сес-
сия. Около 90 студентов досрочно уже сдали
ряд экзаменов и зачетов по практическим пред-
метам. у

& 5 января художественные коллективы Мос-
ковского дома пионеров выступают в радио-
концерте, транслирующемся станцией ` Комин-
терна.

% Состоялось первое заседание жюри выстав-
ки работ молодых художников РОФСР. На вы-
ставку представлено 1530 работ. Открытие —
15 января в зале Всекохудожника.

ж Секция драматического театра Дома актера
совместно с Московским городским домом ху-
дожественной самодеятельности организует
7 января доклад заслуженного деятеля искус-
ства А. Д. Попова на тему: «Работа с испол-
нителем в театральной самодеятельноети».
		`’ ВСЕСОЮЗНЫЙ СМОТР ТЕАТРАЛЬНОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	^ ФЛАСТЬ ТВ
	Спектакль
драмколлектива
завода «Серп и молот»
	Спектакль драмколлектива орденоносно-
Yo завода «Серп. и молот», показанный на
смотре художественной. самодеятельности,
— яркое, приметное явление; 910 — са-
мостоятельная, полноценная’ работа. С
первых же сцен спектакля зрители ва-
бывают, что они не. в профессиональ-
нсм театре. Около года: работал драмкол-
лектив над пьесой Толстого. Постанов-
щик спектакля Б. И. Вершилов, его по-
мощники И. А. Каширин и Н. М. Неро-
нова. художник Г. В. Цынк, все участни-
ки спектакля вложили в постановку’ мно-
TO труда и творческого энтузиазма,
	Драмколлектив завода «Серп и молот»
очевь хорошо’ раскрывает. замечательные
сценические качества толетовской пьесы.
Режиссер Вершилов правильно трактует
ее как народную трагедию.
	Один из наиболее запоминающихся 06-
разов спектакля — Матрена в исполне-
нии шестндесятилетней Никольской. Ни-
кольская обнаруживает столь уверенное
мастерство, Что ‘некоторые недоверчивые
врители всерьез спрашивали постановщи-
ков спектакля, в каком театре взяли они
«напрокат» эту превосходную артистку!
	Аким в исполнении плановика Померан-
цева — живая, колоритная фигура. Зри-
тели встречают его теплой улыбкой. Но
Померанцев изображает Акима чересчур
благодушным. Благодушие соединено с
внешним благообразием. Толстой в одном
из писем назвал Акима беспокойным ста
риком. У Померанцева в этой роли слиш-
ком мало беспокойства, мало «колючести».
Косноязычного Акима Толстой заставляет
выступать с пафосом обличителя. Поме-
ранцев укоряет и упрашивает, но не об-
личает. Ему нужно чуть-чуть изменить
трактовку роли, но в этом «чуть-чуть» 88-
ключена большая и сложная история борь-
бы за правильное истолкование роли
Акима, за снятие средствами сценического
искусства тех элементов «толстовщины»,
	которые содержатся в образе Акима.
	Прекрасно играет Митрича экономист
‘Каширин, с большим тактом, без нажима.
В знаменитой сцене с Анюткой Каширин
великолепно показал, какая нежная, чи-
стая душа скрыта в грубом, черством ота-
ром солдате, Сцена Анютки и Митрича—
лучшая в спектакле.

.
	Лаборантка Викторова мягко, трогатель-
но играет Марину.

Может показаться, что Ивлева (исполни-
тельница роли Анютки) и Викторова про-
сто «подошли» к своим ролям, что они
принесли на сцену свою житейскую  не-
посредственность. Да, в них много непо-
средственности. Но причина их успеха —
в долгой, вдумчивой работе над ролями.

В очень трудной роли Анисьи высту-
пает молодая исполнительница Леонова.
Мы не можем согласиться с товарищами,
которые на обсуждении спектакля требо-
вали от Леоновой «лирической Анисьи»,
советовали ей внести в образ «кое-что» от
чеховских героинь. Это неправильно. Да,
Анисья искренне и глубоко любит Ники-
ту, но любовь к Никите не приносит ей
радости. Анисья — волевой человек. Из
всех действующих лиц пьесы — у нее
самая неуспокоенная душа. Душевные
движения Анисьи, ее страсти и страдания
Леонова передает внешнё. Она суетлива,
размашиста. Она еще не. владеет сред-
ствами сценического выражения сложных
переживаний. Но в исполнении Леоновой
есть и удачи, многое уже найдено. Ona
очень хорошо проводит сцену с кумой,
превосходна «схватка» с Никитой перед
убийством ребенка.

Однообразен в роли Никиты Замошкин.
Между тем это роль сложного психологи-
неского рисунка. В начале пьесы Ники-
та бездумно весел, ему, «первому парню
на деревне», «все нипочем». Став хозяй-
ном, Никита «ломается». Через страшные,
темные дела, перевернувшие его душу,
Никита приходит к покаянию перед на-
родом. У Замошкина эти переходы едва
различимы. Последнюю сцену — покаяния
—OH проводит просто неправильно. Ва-
мошкин в этой сцене слезлив. У Толотогу
Никита настроен торжественно-решительно.
Толстовский Никита приобретает характер,
Вамошкин до конца играет Никиту 6ес-
характерным;

Петра, мужа Анисьи, играет Костин, Он
очень хорошо’ ведет первую сцену. Во BIO
ром акте, играя‘ умирающего Петра, Ко-
стин неприятен. Тяжкими вздохами, хри-
пением, кашлем — такими «физиологиче-
скими средствами» изображает он прибли-
шение смерти:

Основная причина неудачи. первых по-
Ртановок «Власти тьмы» состояла в TOM,
что театры играли толстовскую пьесу как
бытовую. По замечательному выражению
К. С: Станиславского, они «перепустили
внешнюю бытовую сторону» и «получился
толый натурализм». Самым большим гре-
хом постановки Б. И. Вершилова, с ва-
шей точки зрения, является натуралистич-
ностБ некоторых мизансцен. Тяжко боль
ной Петр грубо «пристает» к Анисье. Гру-
о и долго дерутся Акулина c Анисьей

т д:

Но эти замечания ничуть не умаляют
Ббщей высокой оценки спектакля. Мы
потому и придирчивы, что интересный
АЕ может и должен быть еще луч-

в.
	Конст. ЛОМУНОВ
	художников
изобра-

a линь А

В Москву приехала группа
г. Львова — участников выставки
	Be ФНО ЕР: Л Ат

зительного искусства западных областей
чи инт На’ снимке (слева направо): в
		В новогоднюю
	НОЧЬ
	Украины, На снимке (слева направо» ™ (Турусина), A. FA. чм И. ЕЕ
первом ряду — М. С. Псахис, И, 0. Ива- (Машенька), М. Н. Яндульский (Курчаев),
nen, Я, С Глязнер, М. ©. Дмитриенко,   д. М. Корзыков (Голутвин), Л. И. Дмитриев-

Е °Л. Кульчицкая. Во втором РЯДУ —   ская (Манефа) и др.
	ШУ wisp SV een ee... ЗУ С р. © ‘кие
В. А. Баляе, С. К, Борисовский, г. с, OT НА

Ииренг, 0. т Ре о
ото С. ингарева
М. В. ЛЕБЛАН
талантливый педагог и

.
nog
Умер наш. товарищ,
„Михаил Варфоломеевия

С у a у живописец, профессот
Леблан. Ученик Московского училища живо»
В.А. Серова и К.А,

диких
писий долго работавший У
—_ о = rT. i. =,
	Букет цветов
	Замерли последние звуки оркестра. Кончил-
ся спектакль «Травиата» в Тбилисском госу-
дарственном оперном театре.

Две студентки вскочили со своих мест и
бросили на сцену большой букет цветов.

Букет упал к. ногам актеров. Певец Г. под-
нял букет. Занавес опустился... Забыв 06 ак-
терских традициях, Г. не передал букета сво-
ей партнерше Х., а, приняв его за должную-
оценку своего таланта, унес в артистическую
уборную.

Девушки, бросившие букет, увидев это, про-
никли за кулисы: букет предназначался для
актрисы Х., исполнявшей партию Виолетты.

Артистка оркестра Бакрадзе, усльшпав взвол-
нованный шопот девущек, попросила одного
из актеров зайти к Г. и взять у него букет.
При этом Бакрадзе сказала по адресу Г. нечто
вроде: «нехорошо брать чужие цветы».

Актеру Г. вся эта история показалась не-
стерпимо обидной, Как аго могло быть, что
оказали предпочтение артистке Х., а не ему,
первому актеру театра?! У кого это хватило
смелости требовать у него. у актера Г., Р08-
врата, букета?.. Ведь при таких условиях он
не может работать в этом театре. Его лиша-
ют необходимого спокойствия... Ему не созда-
ют творческой обстановки. Он ие может иа-
дать ни ‘одного звука до тех пор, пока дерз-
кая Бакрадзе будет в стевах театра.

Дирекция театра смущена... Г. — ведущий
актер... Как же смела какая-то Бакрадзе про-
являть непочтительность по его адресу?

Немедленно издается приказ об увольнении
Бакрадзе. В. этом приказе она. характеризует-
ся как личность, занимающаяся  склоками,
дрязгами, систематически нарушающая. трудо-
вую дисциплину, Такому человеку нет места
в театре!

Уверенная в своей правоте, Бакрадзе обра-
шается за защитой в нарсуд 1-го участка
гор. Тбилиси.

Администрация Тбилисского театра срочно
собирает против Бакрадзе так называемые
«показания» работников оркестра и оперы. Все
же в театре оказалось немало людей, которые
сумели дать об ективную оценку и поведения
	8 ee

Коровина, занимазитийся у И. Е. Репина в Пе.
тербургской академии художеств, М. В. Леб-
лан являлся участником ‹ передовых художе
ственных организаций.

О первых дней Октября М. В. Леблан, вре
лый и опытный мастер, полностью включился

в строительство новой художественной культу.
ры и стал активным работником московского

об’единения художников,

Заслуженные деятели искусства: А. Гера
симов, С. Герасимов, П. Кончаловский,
П. Кузнепов, И. Машков, Ф. Федоров»
ский, профессора: Ф. Богородский, Г, Pas
ский, А. Лентулов, А, Куприн, А, Федо-
ров-Давыдов, Н. 1Шевердяев, М. Рукави»
шнииков, В. Лобанов
	  Б.И. БОРИСОВ

26 декабря в г. Серпухове на 69-м году жив
ни скончался старый. режиссер провинциаль-
ного театра Борис Иванович Борисов (Про-
скоряков).

Первые свои шаги в искусстве ВБ. И. Бори:
сов сделал на сцене саратовского театра под
руководством Н. И. Собольцикова-Самарила,
ныне народного артиста СССР, За 85 лет свое-
го служения театру Б. И. Борисов .был ре-
жиссером и художественным руководителем
	многих тезтров страны,
В лице Б. И, Борисова советский театр и
	семья работников театра потеряли серьезного,

трудолюбивого, всей душой преданного свое“
му делу работника, отзывчивого, душевного
товарища.
Будучи искренне предан идеям коммунизма,
Б. И. Борисов недавно вступил в ряды ком-
мунистической партии.
’ Р. Давыдова, П. Черемных, И. Задо-
рожный, Г, Рубинский, Б. Светлов,
. В. Кива, Г. Иосселиани
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	Вечера в Центральном доме работников
искусств СССР и в Доме Актера
	Сотни работников искусств провели ново-
годнюю ночь в своем центральном клубе —
ЦДРИ.

В залах клуба, нарядно декорированных кра-
сочными панно, остроумными карикатурами и
шуточными лозунгами, шумно и тесно,

В веселой, радостной толпе, заполняющей ко-
ридоры ЦДРИ, можно вотретить крупнейших
оперных певцов, ведущих драматических ар-
тистов, популярных художников, работников
цирка и эстрады. Среди присутствующих —
В. В. Барсова, А. В. Александров, Р, М. Глиэр,
С. М. Михоэлс, М. 0. Рейзен, Б. А, Бабочкин,
В. Г. Дуров, Н. С. Ханаев, Ю. Ф. Файер, Г. М.
Ярон, Н. П. Смирнов-Сокольский, И. В. Иль-
инский, художники А. М. и С. В. Герасимовы,
Ф. С. Богородский, Г. Г. Ряжекий, В. С. Сва-
рог, Г. М. Шегаль и др.

Без четверти двенадцать репродукторы при-
глашают гостей к столикам. Большой зал
ИДРИ имеет необычный вид — он расцвечен
	гирляндами, зеленью и лампионами. В цен-
тре — большая елка с традиционным Дедом-
морозом.  На колоннах — веселые надписи.
	Недалеко от столиков, тде расположились
праматурги В. Ардов, Л, Никулин и К. Финн,
	— С новым годом! С новой пьесой!

— 0 новой — только интересной...

В 12 часов гаснет свет. Вспыхивают цвет-
ные лампочки, раздается бой часов с кремлев-
ской башни. Переполненный зал стоя слушает
«Интернационал».

„У микрофона — В. В. Барсова. Опа поздрав-
ляет собравшихся © новым годом и желает
успеха в борьбе за расцвет социалистического
искусства.

Валерия Владимировна провозглашает пер-
вый тост. за. лучшего друга искусства — вож-
	„т. и телт.  Дя. и учителя товариша Сталина.

ть и теат-
приглашены Залы оглашаются громовым a”
—

Залы оглашаются громовым «ура»

В. В. Барсову сменяет А, В. Александров.
Его тост посвящен доблестной Красной Ар:
мин, Героям, маршалам и генералам Советской
страны, Тост покрывается бурными аплодис-
ментами.

Со сцены слышится веселая песенка, адре-
сованная гостям ЦДРИ. Она специально на-
писана для ‘этого вечера Мих. `Гринбергом. Пе-
сня приглашает гостей к веселью и настояще-
му отдыху,

Играет музыка, начинаются танцы,

_В течение вечера в ЦДРИ были разыграны
двв тиража пшгуточной лотереи.

Ю. Ф. Файеру достался огромный гусь. По-
чтенный дирижер торжественно нес его через
Bech зал и приглашал всех к себе завтра на
обед. $
	Кроме работников искусств, новый год в
ДРИ встречали Герои Советского Союза
. М. Х. Гордиенко, 0. A.
Данилин, Д. Т. Левченко
и А, С. Осипенко, семья
Коробовых, шахматисты
A. A. МЛилиенталь и
С. Флор.
Непринужденное веселье
в клубе продолжалось до

Эстрада и Цирк
	Прошли первые дни’ московского конкурс“
эстрады. Перед жюри выступило 120 вока-
листов и 60  чтецов. Среди участников кон-
курса преобладают учащиеся художественных
учебных ванедений и артисты-профессионалы,

второй тур конкурса, который начнется в
половине января, пока допущено 17 вокали-
стов и 20 чтецов. В большинстве своем во-
калисты являются учащимися Московской
консерватории и техникумов им. Глазунова и
им. Гнесиных. В группе разговорного жанра,
	допущенной ко второму туру, преобладают
профессионалы — ‘артисты московских теат-

pos.
хх

Избран новый состав секции ‘работников
цирка ЦДРИ.

Председателем секции избран т. Стрельцов,
его заместителями — ПТахет и Осипов, секре-
тарем — Гиберман.

В числе ближайпих мероприятий секции
	наиболее значительными будут: вечер памяти
рвыдающегося русского клоуна и дрессиров-
щика А. Л. Дурова (к 25-летию со дня смер-
ти), диспут о разговорном жанре в цирке, об-
шественный показ ‘премьеры представления
«Веселый теплоход» в исполнении 8-й цирко-
вой труппы под руководством заслу артиста
РСФСР` В. Е. Эйжена и ансамбля «Донские
казаки» под руководством М. Н. Tyranona.
Будет проведен также творческий вечер ма-
стеров цирка, работающих в об’единении
	«Цирк на сцене».
	Ближайшая премьера театра «Комедия» —
пьеса Французского драматурга Жана Летраза
«Малыш» (в переводе В. Блувштейна). В спек-
такле заняты засл. артисты РСФСР И. Заруби-
на, В. Киселев, Б. Тенин и др. Постановка засл.
деятеля искусства Н. Акимова, композитор

В. Желобинский,
х *
	Болышой Драматический театр им. Горъко-
го приступил к. работе над трагедией Шекспира
«Король Лир». Спектакль ставит Г. Козинцев,
художник Натан Альтман, композитор il. Шо-
стакович. Роль Лира играет засл. деятель ис-
кусства В. Сафронов, шута — засл. арт.
РСФСР В. Полицеймако.
		Вакрадзе и поведения актера Г., инициатора
увольнения Бакрадзе.

Нарсуд почему-то отдал предпочтение пись-
менным «показаниям» людей, которые клейми-
ли Бакрадзе как склочницу, нарупительницу
трудовой дисциплины, однако ‘в суд не при-
шли и открыто об этом не заявили.

ОБ’ЯВЛЕННЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ
МУЗЫКАЛЬНЫ М
ИЗДАТЕЛЬСТВОМ
		В ОЗНАМЕНОВАНИЕ
	ХхХШ ГОоДдОВШИНЫ
	РАБОЧЕ - КРЕСТЬЯНСКОЙ в
КРАСНОЙ АРМИИ 3

КОНКУРС на МАСОСВУМ
OHOPOHHYW ПЕСНЮ
	ПРОДлЛЕЗ
до 10 февраля 1941 года,
	УСЛОВИЯ КОНКУРСА:
	1. В конкурсе могут принимать участие
все желающие.

2. Песни представляются до 10 февраля
1941 г. Отдельные тексты’ без музыхп
могут быть представлены ‘пе позднее
20 января 1941 г.

8. Песни должны быть высокохудожест.
венными в отношении музыки и текста,
целеустремленными по  <одержанию,
отражающими нашу героическую эпоху,
советский патриотизм Рабоче-Крестьян:
ской Красной Армии и Военно-Морского
Флота.
	Верховный суд Грузинской республики под-
твердил решение нарсуда.

Бакрадзе нашла помощь только в Прокура-
туре СССР, которая, разобравшись в этом де-
ле, нашла, что увольнение Бакрадзе было
произведено неправильно,

Верховный суд СССР отменил решение Вер-
ховного суда Грузинской ССР по делу Вак-
	ТАТ.
	В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Комитет по делам искусств при СНК ОССР ка-
тегорически запретил театрам замену об’явлен-
ных. спектаклей,

Замена спектаклей в телтрах союзного подчи-
нения может быть допущена в 0собо исключи-
тельных случаях лишь с предварительного
разрешения председателя Комитета по делам
искусств,

Начальникам Управлений по делам искусств
при СНК союзных республик предложено дать
соответствующие указания театрам республи-
канского и местного подчинения.
		спектакли в 20 часов 80 минут, а оканчивать их

не позднее 0 ч. 15 мин.
В связи с этим директорам театров вменяется

4. Представленные произведения долж-

ны иметь только девиз, а фамилии и
адреса авторов прилагаются вы закры-

том конверте под тем же девизом,
5. Песни и Тексты представляются по
адресу: Музгиа — Москва, Неглинная,
14, на конкурс оборонной песни.

в. Решение жюри является окончатель»
ным, ,

1. Для премирования лучших песен ус
танапливаются следующие премии:
	1. ОДНА ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ — 8000 руб.
2. ЛВЕ ВТОРЫЕ ПРЕМИИ — по 5000 руб.
3. ТРИ ТРЕТЬИХ ПРЕМИИ—по 3000 руб
	8 Каждая премия делится поровну Me
жду автором музыки и автором текста.
9. Премированные и одобренные песии
будут изданы Музгизом с выплатой ав-
торского гонорара на общих основ»
ниях.

10. Рукописи, ‘не получившие премий
возвращаются по затребованию 8270:
	ров до 1УП 191 г.
	в обязанность максимально сократить аитрак-
ты.

Окончание отдельных спектаклей позже ука-
занного срока допускается лишь с предвари-
тельного разрешения начальника Главного уп-
равления театров.
	Новый год в Доме ак-
тера ВТО встречали круп-
нейшие мастера советского
театра, народные артисты
Союза СОР В. И. Немиро-
вич-Данченко, И. М. Мо-
сквин, (С. М. Михоэло, А. К.
Тарасова, народные арти-
сты РСФСР Е, В. Гель-
цер, ВБ. Н. Ливанов и др,

В 12 часов ночи были
включены — репродукторы,
транслирующие бой часов
со Спасской башни Крем-
ля, В двух залах Дома
актера народные артисты
Союза ССР В. И, Неми-
рович-Данченко и И. М.
Москвин одновременно про-
возгласили тост в честь
великого вождя народов
товарища Сталина.

В зрительном зале за-
жглась елка, до утра дли-
лось веселье. .
	1 “x.

С 1 января в ЦДРИ на-
чались детские елки. Каж-
дый день с утра залы
клуба наполняются авон-
кими детекими голосами.
Гремит музыка. Идут тан-
цы. Сверкает елка. Всту-
пают в свои права Дед-
мороз и Снегурочка.
„Елки будут продолжить-
ся в ПДРИ до 12 января.
	Состоялось первое заседание художественно-
репертуарного совета Всесоюзного гастрольно-
концертного об’единения. На заседании присут-
ствовали В. И. Лебедев-Кумач, Н. П. Смир-
нов-Сокольский, Г. Е. Рыклин, В. Е. Ардов и
др. Были обсуждены вопросы о сатирическом
репертуаре и творческвх заказах для эстрады.
		«ВЕЛИКИЕ
КОМПОЗИТОРЫ»
	Московская государственная Филармония ор-
ганизует в клубе МГУ цикл воскресных кои-
цертов-лекций «Великие композиторы». Будут
прочитаны лекции о творчестве Баха, Моцар-
та, Бетховена, Листа, Верди, Мусоргского и
Чайковского, К чтению лекций привлекаются
профессора К. А. Кузнецов, М. 0. Пекелис,
(С. М, Чемоданов, лекторы Ф. М. Айзенгардт,
Г. Г. Назарян, И; И. Ремезов и Ц. 0. Рац-
кая.

В концертах примут участие артисты филар-
монии, Большого театра-и Всесоюзного” радио-
комитета. Первая лекция-концерт, посвящен-
ная творчеству Баха, состоится сегодня. Лек-
тор — Ф. М. Айзенгардт, исполнитель — Яков
Флиер,
		Комитет по делам искусств утвердил реперту-
арный план оперных театров союзного подчи-
	нения на 1931 год.
	В цел улучшения обслуживания зрителей
Комитет Обязал все театры. союзного подчине-
‚ния с 10 января 1941 года начинать вечерние
	ИЯ
	«Исторна одной любви» В. Симонова в Московском театре
им. Ленинского комсомола. На снимке (слева направо): артист
В. В. Всеволодов в роли Алексея Степаповича Маркова и артист
А. Г. Вовси в роли Николая Семеновича Голубя .
Фото С. Шингарева
	БИБЛИОГРАФИЯ
		«ХРЕСТОМАТИЯ №0 ИСТОРММ РУССКОГО ТЕАТРА ХУ W AIA ВЕКОВ»
	дреева), куда более грамотно и\ культурно
отнесшегося к новому для москвичей теат-
ру. Но редакция хрестоматии предпочла им
сомнительное остроумие «Зрнтеля», утвер-
ждавшего, что спектакль «Царь Федор
Иоаннович» напоминал зрителям  валь-
пургиеву ночь из «Фауста».

‚Даже тогда, когда редакция хрестоматии
правильно намечает выбор материала, она
берет из него не то, что необходимо. Так,
например, давая отрывок из рецензии
«Молвы» о первой постановке «Ревизора»
на московской сцене, редакция приводит
из нее наименее важную часть о небреж-
ной постановке комедии, опуская замеча-
тельное определение ее общественного
смысла и содержания («Оптибаются те, ко-
торые думают. что эта комздия омешна и
только. Да, она смешна, так сказать, сна-
ружи, но внутри это  горе-гореваньице,
лыком подпоясано, мочалами испутано» и
преч.).

В этой хрестоматии мы неё заметили пи
плана, ни метода. Если только мемуяры,
то почему  перепечатываотсея  изЗРестиэя
	интересны и содержательны, чем мемуары
Булгарина.
	В той же мере странен выбор материа-
лов для характеристики провала «Чяйки»
Чехова на Александринской сцене. Из об-
ширной литературы, посвященной этому
вопросу. берутся всего два отрывка — из
восноминаний А. И. Сувориной и из ста-
тьи Н. А. Селиванова, появившейся в
«Новостях», в то время как на эту тему
имеются более интересные воспоминания
2. Карпова и более интересные статьи
Кугеля и др. В «статье» Селиванова кро-
ме от’явленной ругани («пьеса г. Чехова
даже не плоха, не неудачна, а совершен-
HO нелепа... в ней вее первобытно, прчми-
тивно, убодливо» и проч.) ничего нет, и
не по ней надо судить о критике этого
спектакля. Это же замечание относится
и к материалам 0б открытяи МХТ — из
пяти страниц две здесь отданы издева-
тельству некоего  «Зрителя» в газете
«Курьер» над доморощенными «российски-
ми мейнингенцами». Небесполезно вспом-
нить, что на страницах того же «Курьера»
печатались отклики на первые спектакли
этого театра Джемса Линча (Леонида Ан-
	Новые
	статья Белинского о Мочалове в роли  тики Станиславского, вошедшего в него с
	Гамлета? Если только мало досттгные Ma-
	Ъньесы
	подмостков «Общества. искусства и лите-
ратуры», как один из одареннейщих арти-
стов того времени? Но разве можно перс-
числить в краткой заметке те «если», ко-
торые возникают при чтении этой xpe-
стоматии?
	Вдинственно, что более или менее удов-
	териалы, то почему перепечатываются от-

eee ee eee ee ee

возвратлаются по затребованию. _ &вто-
	рывки из широко популярных мемуаров
Аксакова, Жихарева и Каратыгина и иг-
норируются действительно мало ‘известные
воспоминания Носова, Асенковой (матери),
Живокини и др.? Если делается попытка
осветить частную ачтрепризу в провинции,
то почему совершенно не упоминается
антреприза в Москве и в Петербурге и ни
слова He говорится о т. н. «Пушкинском
театре» Бренко, пробившем брешь в мо-
нополии императорских театров, театрах
Лентовского, Корша и др.? Если это хре-
стоматия по «театру», то почему в ней
нет ни слова об оперных, балетных и
опереточных сценах? Если даются харак-
теристики` великих русских актеров, то
почему наряду со Щепкиным, Мочаловым,
Мартыновым, Провом Садовским, Самари-
ным, Федотовой, Ермоловой, Ленским, Са:
виной, Варламовым, Давыдовым и Стрепе-
товой нет Сосницком, Шумского, Медве-
девой, Живокини, Самойлова, М. Садовско-
го и др.? Если в хрестоматию включен
‚ранний МХТ, то почему нет характерис-
	Печальна судьба хрестоматий по исто-
рии русского театра. В то время Kak по
истории. западноевропейской литературы
мы имеем прекрасные хрестоматии П. А.
Шора, Б. И. Пуришева, А. А. Аникста,
Л. И. Галицкого и М. Д. Эйхенгольца,
в то время как по истории евронейского
театра и учащиеся, и актеры, и все лю-
бители сценического искусства могут поль-
зоваться хорошо и тщательно подобран-
ными хрестоматиями С. С. Мокульского и
А. А. Гвоздева, хрестоматии по русскому
театру испытывают неудачу за неудачей.
	В свое время на страницах «Советского
искусства» мы уже говорили о театраль-
ной хрестоматии, выпущенной Гослитиз-
датом в 1936 г. В этой хрестоматии были
представлены образцы  драматургического
творчества В. Крылова и Б. Дьяченко, но
не было ни Пушкина, ни Лермонтова, ни
Тургенева, ни Толстом, ни. Горького. Про-
ходит четыре года, и издательство «Искус-
ство» выпускает теперь новую хрестома-
тию под редакцией Г. И. Гояна, в задачу
которой входило восстановить по мемуар-
	  ным источникам историю развития русС-
	ского театра и искусства его актеров. Как
же выполнена эта залача?
	Хрестоматия ‘открывается отрывком из
воспоминаний... Булгарина, того самого
	Булгарина, одно имя которого приводило
	в негодование и Пушкина и. Белинского.
Особой ценности театральные воспомина-
ния Булгарина не представляют, & его
утверждение, перепечатанное ныне в хре-
стоматии, о том, что эпоха «царствования
Александра [› была для русского искус-
ства «то же, что для Рима век Августа»,
является образцом того. холопского усер-
дия, за которое презирали Булгарина все
передовые деятели русского просвещения
и культуры. Выбор именно Вулгарина
как летописца театра того времени oco-
бенно странен потому, что как раз к атой
же эпохе относятся театральные воспомя-
нания Шаховского и Полевого, обойден-
ные в хрестоматии, хотя онн куда более
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ
МУЗЫКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕС.
КИЙ ИНСТИТУТ
	OBSABAARET КОНКУР
	НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ
ПО ИНСТИТУТУ:
	ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ:
1. ТЕОРИИ МУЗЫКИ.
2. СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
3 ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО,
	ДОЦЕНТОВ КАФЕДР;
1. СОЛЬНОГО ПЕНИЯ — 1
2. ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО — 1
	ПО ЛЕНИНГРАДСКОМУ ФИЛИА.
ЛУ ИНСТИТУТА:
	ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ:
1. ТЕОРИИ и ИСТОРИИ МУЗЫКИ
2 ФОРТЕПИАНО.

ДОЦЕНТОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
		битый кувшин» в переводе ВБ. `Пастернака,
«Хитрая вловушка» Гольдони в пеоеводе
	Дживелегова м «Школа злословия» Шеридана
в переводе М. Лозинского.
	я

Издательством «Искусство» выпущены пьесы:
«Храбрый Назар» Демирчяна (перевод Я. Хачат-
ряна), «Борислав смеется» Петро Франко-—ин-
сценировка одноименного произведения Ивана
Франко (перевод Г. ПТинова), «Кто смеется
	последлий» К. Крапивы в переводе Г. Рыкли-
	на. Выходят из печати: «Из-за чести» А. Шит-
ванзале (перевод Я. Хачатряна), «Бартош. Гло-
вацкий» Ванды Василевской (перевод Е. Усие-
Bra), «Фата-моргана» А. Мамонтова по одно-
именному произведелию Коцюбинского (пере-

вод В. Радыша),
\ *
	Издательство «Искусство» выпустило сборник
«Эстрада», в который вошли одноактные пье-
сы, небольшие рассказы. фельетоны и стихи,
	Три сборника олноактных пьес вышли в из-
дательстве «Искусство». В сборнике «Время»
напечатаны пьесы: «Великие зерна» Г. Добр-
жинокого, «Время» В. Хмары, «Шестая ночь»
Я. Апушкина, «Женские хитрости» Е. Марлин-
гаи «Диван в проходной» Н. Абезгуса. В ебор-
ник «Одноактные комедии» вошли: «Таланты
из глубин» Е. Яновекого, «Вредный характер»
0. Ветлугина, «Смена личностей» Н. Лернера.
Сборник «Дружба сильных» состоит из одноакт-
ных пьес: «Своя семья» А. Болаева, «Овежий ве-
тер» В. Вейса, «Одесский вальс» Я. Апушкина
и «Дружба смелых» a ЕВЕ

В издательстве «Искусство» вышли переводы
пьес западноевропейских драматургов: «Буря»
Шекспира в переводе Т. Щепкиной-Купефрник,
«Золотой мальчик» Одетса в переводе Р. Райт,
«Романтизм» Роветта в переводе Н, Георгиев-
ской, «Поездка в Скарборо» Шеридана в пере-
воде В, Тизенгаузеня и Ю. Смирнова. В бли-
жайшее время выходят; комедия Клейста «Раз-
		EEE EERIE OIA Ты Е . РЕ

летворяет, это. отдел, посвященный про-
винциальной сцене, хотя и здесь хотелось
бы видеть больше материала не из таких МЕТОДИКА ПЕНИЯ -!

популярных источников, Kak воспомина-
ния Давыдова, Стрепетовой, Велизарий и ее ИГРЫ НА

др., а более редких изданий, как «Ниже-
городский театр» А. С. Гацыского, «Театр ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО -!

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ а
ФОРТЕПИАНО Jol

Pen >

я
	Ooo
Срок конкурса — 20 января 1941 г.
	EES gE eee ev ARMS Te >

ЗАЯВЛЕНИЯ со всеми необходимы.
ми документами направлять на имя
директора Института по АДРЕСУ:
	  МОСКВА. Новослободская, 1
=—м———————————
	в Тифлисе», ряд статей И. И. Черняева
из истории харьковского театра, печатав-
шихся в «Южном крае», и проч.

Такова эта хрестоматия, требующая ко-
ренной переработки плана ее издания и
пересмотра вошедших в нее материалов.
		«Гибель «Надежды» Г. Гейерманса в испол-
нении самодеятельного драмколлектива
втузов НКПС. На снимке: В. Волос в роли
Гердта Вермера и Я. Минков в роли Боса

Фсто М. Олехнович
			Петровка, 10, пом. 53, тел, К 2-36-51,
	` 515637 Типография изд-ва «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30. Редакция: ул. Станиславского, 24. Тел.: общий—К 3-42-45, отв. секретарь—К 3-12-56, редколлегия — К. 4-64-40, Прием об явлений: