ВОСКРЕСЕНЬЕ 12 ЯНВАРЯ 1944 г. Me 2 (727
	  Пополнение
	ХуДОЖеСТВенных
Музеев
	В 1940 г. государственные закупочные з»
миссии приобрели ряд ценных художества,
ных произведений для пополнения целтраль
ных и периферийных музеев.

Собрание работ Левицкого пополнилось во
вым замечательным произведением — портрь
том художника Иоганна ГауФфа. Этот. портрет
относится к 00 тг. ХУПГ столетия. Куплены
также картина Тропинина «Девушка со сли.
вами», три женских портреты Венецианова,
«Мужской портрет» работы О. Кипренекого,
пейзаж С. ТЩедрина, Собрание произведений
П. Федотова пополнилось «Женским портрь
том» и тремя рисунками, два из которы
датированы 1838 г.

Собрание работ Репина. обогатилось тремя
превосходными портретами: художницы Звав-
цевой, академика И. П. Павлова, артист»
Г, Г. Ге (пастель, 1890 г.) и несколькими ри.
сунками. (набросок к картине «Царевна
Софья» и «Портрет Ермоловой»). Из работ
 В; И. Сурикова были приобретены: «Старик
на огороде» и несколько рисунков. Интере
для илучения творчества И, Левитана пред.
ставляет «Портрет Орентлихер». Заслуживаю?
внимания приобретенные в Ленинграде р
сунои/ Серова «Бахчисарай», серия рисунков
В. Васнецова, относящихся ко времени пре
бывания художника В Париже, «Мужской
портрет» работы Головина, «Зимний пейзаж
К. Коровина,

Большой интерес представляют две пре
красные скульптуры Паоло Трубецкого =
«Боксер» и «Портрет Трубецкой».

У М. В. Нестерова приобретены две послед»
ние его работы: портреты В, И, Мухиной и
Е С. Кругликовой. Куплен ряд _ полотен.
‘И. Грабаря, П. Кончаловского, К. Юона, By
Бялыницкого-Бирули, Н. Крымова, К. Петро-
рва-Водкина и Ф. Рерберга. У А. Герасимова
куплены новый портрет ‘товарища Сталина и
портрет Папанина. Приобретены также рабо
ты В. Лебедева, В. Рождественского, М. Са-
рьяна, Г. Ряжского, П, Корина, Ф. Модорова,
В. Эйферта и. др.

‘Значительно пополнены коллекции совет»
ских графиков произведениями Кибрика, Pas
ворского, Бойма, И. Соколова, Верейского,
Тырсы, Tapyimuna, Маторина, Нивинского,
Рудакова, Н; Альтмана, Лапшина, Староно=
‘сова, Юдовина и др.

Из скульптур приобретены: бюст И. В,
Сталина работы Нисс-Гольдмаи, портреты
Стаханова, Чкалова и Мухнной работы Сарры
Лебедевой, бюст акад. Чаплыгина‘ работы Ви:
ленского, «За власть Советов» Симонова, две
майоликовые композиции `Фрих-Хара: «Жить
стало, лучше» и «Хлопок», «Балерина Улано-
ва» работы Янсон-Манизер и др. „
Ленинградская закупочпая комиссия приоб-
рела. собрания работ В. Д. Замирайло ип
3. Е. Серебряковой. В составе собрания
В. Д. Замирайло — декорации к «Гибеди
Фауста» и ряд’ иллюстраций, относящихся к
последним годам его жизни. С персональной
выставки. А. П. Остроумовой-Лебедевой  Ky-
плены автопортрет, художницы и несколько
ее акварелей и рисунков.

Московской закупочной комиссией приобре-
тены также произведения художников обла»
стей и краев РСФСР. У А; Бучкури (Boe
ронеж) — «Девочка в’ полуптубке», у Н. Ку:
	дашева (г.’ Чкалов)-—«ЮДворик», у В. Перву-
хина (г. Калинин)—Опушка», y В. Pexen- ,
махера (Псков) — «Ранней весной», у В. Тиз У
мофесва (Казань) — «К весне, И. Урядо-
	ва (Уфа) — «Серый день» и др.
В январе в помещении выставки «Индустрия

социализма» Комитетом по делам искуеств бу-
дет открыта выставка художественных произ-
ведений. приобретенных в атом году.
		В. ОСИПОВА
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Вне времени и прострапства
	_ Вечером принесли московские газеты,
Все читали напечатанную в «Правде» пе:
	редовую статью «К новым достижениям
культуры»:

«Потребности народа в произведениях
художественной литературы, кинофильмах,
спектаклях, в музыке, живописи, скульп-
туре и других видах искусства намного
опередили уже «производственные мощно-
сти› производителей этого искусства.
Творческие работники оказались в огром-
ном долгу перед своими читателями, зри-
телями, слушателями. Долг этот нужно
оплатить высокоидейными, высокохудоже-
ственными произведениями»,
	Как, в этот день, 4 января 1941 го-.
да, НЫ открылась конференция
их режиссеров. Передовая «Прав-
ды» как бы определяла большие идейно-
творческие задачи, стоящие перед ленин-

адскими режиссерами, собравшимися в
Howe искусств им. Станиславского. Имен-
HO 0б этих задачах и говорил. открывший
конференцию начальник Управления по

делам искусств при Ленгорисполкоме
т. Загурский.
	Конференция состоялась в самый разгар
театрального сезона в Ленинграде. Чуть
ли не каждый день в том или ином те-
aTpe показываются новые работы — ба-
летные премьеры «Тарас Бульба» и
«Ашик-Кериб», патриотические спектакли
«Фельдмаршал Кутузов» и «Адмирал На-
химов», произведения русской. классиче-
ской драматургии «Горе от ума», «Вишне-
вый сад», «Зыковы», пьесы Генриха Иб-
сена («Доктор Штокман») и Сергея Гера-
симова («Наши дни»), новорожденные ино-
земные «Малыши» и «Скончавшиеся  гос-
пода Пики»... Этот далеко не полный спи-
сок ленинградских премьер за последние
полтора месяца достаточно убедительно
свидетельствует о том, что участники. кон-
ференции располагали большим .и. разно-
образным материалом, самыми разитель-
ными примерами удач и неудач и могли
на основе внимательного анализа конкрет-
ной творческой практики театров сделать
плодотворные обобщения.
	Но вот прослушаны все четыре докла-
да. С. 9. Радлов в своем докладе «Ре-
жиссура как профессия» серьезно просле-
дил творческий процесс созидания спек-
такля режиссером от момента первого
ознакомления с пьесой до минуты, когда
поднимается занавес на премьере. Ряд
НЫ наблюдений содержал доклад
В. Н. Соловьева «Проблема жанра и ре-.
жиссура». Как всегда, был ocTpoyMeH
Н. П. Акимов, не ограничивигийся кру-
том вопросов, связанных с темой его до-
клада «Работа режиссера с актером», и,
наконец, С. В. Образцов очень ярко и
очень умно’ рассказал о своем понимании’!
«условности и театральности».
	И темы докладов, и имена докладчи-
ков изо дня в день собирали ‘многолюд-
ную` аудиторию. Ho почему же,’ ‘когда
председатель об’явил.о0 закрытии конфе-
ренции, очень многие испытызали ‘досад-
ное чувство разочарования? ›
	Чтобы разобраться в причинах этого
разочарования, мы еще раз перечитали
стенограммы докладов. И мы представили
себе будущего историка, который разы-
щет в архивах Всероссийского театрально-
го общества эти (к тому времени уже
пожелтевшие) страницы. Если случайно
	ремесленное училище № 41 при строительстве Дворца Со-
	Руководитель — ху.
	Фото ©. ПГингарева
	ветов. На снимке — класс рисования.
дожник М. М. Великовский
	Письмо. из Ленинграда
	московские газеты,   затеряется первый ‘лист © обозначением
	даты, историк ни за что не догадается,
происходила ли эта конференция в 1935
или в 1945 году в Киеве или в Тбили:-
	си... Во всех докладах и во многих вы-
ступлениях (в том числе Ю. Завадского,
Б. Зона и др.) старательно обходилось
все, что могло связать теоретическое по-
ложение с конкретной практикой того или
иного театра или режиссера. И в этом
намеренном построении докладов — вне
времени и пространства — кроется одни
из причин неполноценности конференции.
	Никто не станет оспаривать важность
обсуждения режиссерами вопросов, связан-
ных с системой Станиславского. Ho, 3a-
нявигись отвлеченными спорами об обяза-
тельности или необязательности примене-
ния системы, «степени обязательности
этого применения», «степени, разработан-
ности самим Станиславским его системы»,
применимости «системы» ко всем жанрам
или же только к некоторым, — конферен-
ция по существу прошла мимо очень мно-

гих вопросов, которые жизнь настойчиво
	ставит в повестку дня советского искус-
ства.
	Не случайно вопросы: режиссерского и
актерского мастерства ставились в ‘докла-
дах вне связи с задачами отражения сред-
ствами театра социалистического содержа-
ния нашей действительности. Лишь в
прениях, и то в самых «общих словах»,
В. Люце, А. Бурлаченко, С. Морщихин
и др. говорили о том, что ‘многие наши
режиссеры живут,  отгородившись от
жизни, в мире литературных н историче-
ских образов и ассоциаций, не впитывая
в себя то новое, что каждодневно рож-
дает вокруг них социалистическая совре-
менность. Некоторые театры вместо углуб-
ленной работы над созданием образа пе-
редового человека социалистического об-
щества предпочитают смаковать пережи-
вания господина Пика, его нервной жены
и деспотической матери. Любопытно, что
один из талантливейших ленинградских
мастеров театра ri. Ц. Акимов ни слова
не сказал ‘о причинах, приведших к пол-
ному исчезновению советских тем Ha pe-
пертузра рукотодимого им театра «Коме-
дия». Правы были М. Гуси С. Морщи-
хин, остро поставив вопрос о том, что
режиссеры — руководители театров —
также ответственны за развитие советской
драматургии. Ведь создание нового драма-
тургаческого произведения и повседнев-
ная жизнь театра — это процессе непре-
рывного взаимодействия. Характерно, что
Н. П. Акимов готов был истолковать: иг-
норирование докладчикамн о вопросов со-
ветской драматургии чуть ли не как мел-
кое организационное упущение (!).
	Итак, конференция спокойно закончила
	работу. ВАто-то сравнил клуб работников
	искусств в дни конференции с Пикквик-
	ским клубом—так благодушно и достопоч-
тенно протекали дискуссии, в которых да-
же самые ярые спорщики невозмутимо за-
являли, что «навыки страстности выска-
зываний-—черта’ старомодности.... И, пра-
во же, очень досадно, что высказанные в
докладах и в прениях значительные мыс-
ли‘ и меткие наблюдения не’ имели ни-
какого отношения к стержневым идейно-
политическим и художественным  вопро-

сам театральной жизни Ленинграда и
всей нашей страны,
	О. ЕРМОЛАЕВ
	«Перед заходом
солнца»
	19 января театр им. Вах*
тангова показывает в
‘первый раз пьесу Г. Га-
уптмана «Перед заходом
солнца». Постановка А. Ре-
мизовой, режиссеры А.
Орочко и К, Миронов, ху-
дожникия В. Дмитриев,
музыка Н. ЦТереметева.
Роли исполняют: 0. Гла-
зунов (Маттиас Клаузен),
А, Хмара (Вольфганг), В.
Осенев (Эгмонт), В. Львова
(Беттина), В. Тумокая (От-
тилия), Н. Русинова (Пау-
ла-Клотильда Клаузен),
Л. Шихматов (Эрих Клям-
рот), Н. Бубнов (Гайгер},
_Ц. Мансурова (Инкен Пе-
терс). Н. Смирнов (Штай-
Huw, В. Балихин (Гане-
_Фельд), Н. Яновский (Им-
мое), Б. Королев (Буттке).
`И. Каширин (Эбиш), А. За-
порожец  (фрау Петерс),

. Moexsun (Винтер),
А. Бизюков (бургомистр),
М Зилов (советник) и др.
	АУКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
НА У(РАИНЕ
	_ Иа Украине 30 театров кукол, пример-
но четвертая часть всех кукольных теат-
ров Союза. Творческое лицо этих театров
‚довольно неопределенно.

‚ Решающую роль в определении творче-
ского облика театра играет репертуар. К,
сожалению, многие театры кукол, преуве-
личивая «специфику» кукольного театра,
ограничивают его репертуарные возможно-
сти. Но как раз в отличие от многих
других театров, репертуар театра кукол
может быть чрезвычайно разнообразным.
И сказка, и драма, и трагедия, и коме-
ANA, и сатира, и цирковой номер, и пам-
флет, и буффонада могут здесь жить, По-
нятно, что сюжет пьесы должен быть ост-
ро динамичным и отвечать специфическим
средствам выразительности театра кукол.
‚ На Украине «По щучьему веленью»
‹ Идет в восьми театрах, «Сказка о попе и’
0. работнике его Балде»—в семи, «Красная
шаночка» — в пяти, «Пивнык-ратывник»
(украинская пьеса, построенная на фоль-
клорном материале) и «Коза-дереза»  —
в трех театрах и т. д, Это лучшие пьесы.
В большинстве же театров ставятся сла-
бые, беспомощные пьесы.

Почему же на Украине, где кукольный
театр в народе бытовал довольно крепко,
выступая на ярмарках и различных на-
„родных празднествах, кукольные театры
ограничили сейчас свою работу только
швольной аудиторией? Почему они не го-
товят одноактные спектакли или програм-
мы из эстрадных злободневных номеров,
рассчитанных для показа на площадях в
дни революционных праздников и демон-
страций, для массовых. гуляний, карнава-
лов, новогодних елок, для выступлений
на ярмарках и крупных торговых пло-
щадях в базарные дни, когда с’езжается
много колхозников из отдаленных дере-
вень? Ведь никакому другому театру, кро
ме кукольного, эта работа не под силу.

В театрах, не имеющих своих художни-
ков и производственных мастерских по
изготовлению кукол и вынужденных за-
казывать их «на стороне» (а таких теат-
ров на Укранне большинство), творческий
процегс работы над пьесой извращается.
Актер, не участвующий в создании кук-
мы; репетируя пьесу со случайной кук-
лой, а не с той, с которой он будет иг-
рать спектакль, не может творчески рабо-
тать над образом.

Если театр вообще начинается с актера,
то театр кукол начинается с куклы, так
как зритель через нее воспринимает пье-
су. Если же кукла является случайной
для данной пьесыи не имеет. никакого
‚отношения к идее и характерам произве-
дения, то 0 каком искусстве вообще мо-
жет итти речь? Особенно показательны в
этом отношении Мариупольский театр, ку-
кол и Одесский петрушечный при Доме
художественного воспитания детей. Куклы
этнх театров, купленные по случаю, н®
базарах или заказанные первому попав-
шемуся художнику, — ниже всякой кри-
тики

Поэтому пора серьезно поставить подго-
товку художников кукольного театра и
повышение их квалификации.

Просмотрев ряд постановок Харьковеко-
то театра кукол при. Дворце пионеров —
одного из лучших старых театров кукол
на Украине, — поражаешься однообра-
зию кукол, хотя выполнены они очень
тщательно и профессионально ‘ грамот-
но. (Ряд. кукол, созданных художника-
ми тт. Гуменюк. Шипювой и др. за 10
лет их работы в театре, вскрывает любо-
пытную картину. Условность кукол более
раннего периода нарочито подчеркнута. У
‚многих из них головы — деформированы;
они или’ совсем не имеют профилей. (чер-
тенок из «Сказки о попе и о работнике
его `Балде»), или не имеют: фаса и как бы
составлены из двух совершенно различ-
ных профилей. (в каких-то отдельных слу-
чаях куклы подобного типа, будучи из-
‚вестной находкой, могут представлять ин-
терес). Куклы последних лет сделаны
крайне натуралистично.

Столь резкий переход из. одной крайно-
сти в другую происходил, очевидно, в
Харьковском театре потому, что здесь не
были найдены правильные взаимоотноше-
ния между режиссером и художником, &
это вопрос, который является решающим
для театра кукол.

Наоборот, в Киевоком театре кукол под
художественным руководством Г. П. Соро-
ки работа режиссера тармонически соче-
тается с работой художника и актера.
Куклы этого театра (художник т. Марго-
лина) привлекают своей красотой и обая-
нием даже при внешнем как-будто 6езо-
бразнии. Театральная выразительность кук-
лы доститается не подчеркиванием какой-
то детали, а типичностью образа, мастер-
ским воплощением характера.

Между тем опыт этого. театра, который
является одним из лучших в`Союзе, ‚сла-
бо. используется. Мало того, из-за невни-
мательного отношения к театру со сторо-
ны Украинского управления искусств, Ки-
евский театр кукол по существу разва-
ливается.

На Украине следовало бы об’единить
несколько крошечных театров во. Нико-
лаевской, Харьковской, Киевской и дру-
тих, ° областях; дать этим театрам  стА-
ционары со зрительным залом, мастер-
скими, снабдить специально оборудован-
ными автомобилями,

Осенью‘ 1941 г. предстоит всесоюзный
смотр театров кукол. Украинским театрам
 надо всерьез к нему подготовиться.

! ` Нина НЕМЧЕНКО
		«Дядя Ваня» А. П. Чехова в Московском
драматическом театре им. Баумана. Поста-
новка заслуженного артиста РСФСР 3. 5
	Краспянского. На снимке: артисльи 2. +»
Сперанская в роли Софьи и артист
	Н. Н. Виноградов в роли Ивана ПЦетро-
	вича Войницкого
Фото М. Олехнович
		Лериферийная
хроника
	НОВОСИБИРСК. Здесь состоялось созванное
городским комитетом партии совещание секре-
тарей райкомов, первичных парторганизаций,
председателей ФЗМК и. директоров школ по во-
просам репертуара театров и организации зри-
теля. О докладами выступили тт. Иловайский
(rearp «Красный факел»), Казарновский (ТЮЗ),
Соколов (филармония). Выступавитие в прениях
отметили необходимость систематического об-
суждения партийной общественностью  репер-
туара театров. .

ИРКУТОК. , Постановлением Комитета по де-
лам искусств при СНК  СООР сюда переводится
на постоянную работу Горьковский театр му-
зыкальной комедий.

ВИЛЬНО. В Драматическом театре с успехом
прошла пьеса А. Бруштейн «Так было». Госу-
ларственный литовский тюз готовит к поста-
	‘вовке другую пьесу того же автора — «Голу-
	бое и розовое», -

НОГИНСК. В труппу драматического теа-
тра вступили артисты Белгородский, Речной,
Вагрова, Богданова: Карликовокий и др. Ху-
дожественный руководитель Л. Полонский.
В ближайшее время театр пряступает к. ра-
боте над «Золотым мальчиком» Одетса, «Дво-
рянским гнездом» и «Анной Лучининой» Тре-
нева. °

СВЕРДЛОВОК. Художественным. руководите-
лем Драматического театра назначен засл.
цеятель искусства В. Федоров. O успехом
лрошла здесь премьера «Кремлевоких_ куран-
гов» Н. Погодина. В роли В. И. Ленина ‚вы-
тупил арт. Б. Ильин, 7
	— Театр оперы и балета ставит «Грозу»
В. Трамбицкого. Дирижер — художественный
руководитель театра народный артист РСФСР
	А. Маргулян.

— Театр, музыкальной комедии готовит опе-
ретту Б. Александрова «Год спустя».
СТАНИСЛАВ, 895 драматических кружков
Станиславской области включилиеь во все-
союзный смотр театральной самодеятельности.
	Первый тур смотра начался 22 декабря и  »
	локазал творческий рост ряда коллективов.

В репертуаре кружков-—пьесы Ивана Франко.
Тараса Шевченко и современных советских
драматургов.

В Ленинграде.
	В январе Ленинградский театральный ин-.
CTHTY1 выпускает юго-осетинский националь-.
ный театральный коллектив (18 человек), ко-
торый войдет в состав Юго-Осетинского тедт-
ра им. Коста Хетагурова. Подготовленные.
выпускниками спектакли «Отелло», «Послед-
ние», «Слуга двух господ», «Гроза» будут
включены в pemepryap театра.
	Benet 3a возобновлением оперы Римского-
	Корсакова «Майская ночь» Малый оперный
театр тотовит к постановке оперетту
И. Штрауса «Цыганский барон». Дирижер
засл. арт. РОФОР Б. Хайкин, режиссер А. Фе-
	она. Центральные партии поручены нар, арт.
РОФОР П. Журанленко (Зулан), засл. деятелю
искусства М. Ростовцеву (Карнеро), A. Киль-
чевскому (Баринкай) зн: Федоровой (Софи).
	На-днях народный артист РСФСР Н. Печ-
ковский в 400-й раз выступил в роли Герма-
на в опере II, ‘Tafxonexoro «Пиковая дама».

Ансамбль ^ еврейской оперетты Ленгосастра-
ды при участни Анны Гузик показал новый
спектакль, — оперетту композитора С. Розен-
фельда «Ба мир бист ду шейн» в постанов-
ке режиссера Г, Полячек.
	*

Народный артист ССОР А. Пазовский на
семинаре по философии и естествознанию в
театре омбры и балета им. Кирова выступил
с докладом «Закон единства и борьба про-
тивоположностей». +
	На-днях в театре оперы и балета им. Ки-
рова состоялось прослушивание музыки ба-
лета, «Счастье» (А. Хачатуряна. Балет будет
поставлен в 1941 году.
		Выставка лучших произведений советских
художников. «Футболисты». Работа скульп-
	тора И. М. Чайкова
Фото №. Говорова
		Московская
хроника
	\ Завтра в Доме актера состоится большой. ве-
чер «Станиславский — актер, режиссер, педагог,
человёк». На вечере выступят нар. арт. ССОР
0. Л. Книппер-Чехова. нар. арт. РСФСР В. 0. То-
порков. засл. деятель искусства М. Н. Кедров,
засл. артисты РОФОР К. И.Антарова. Н. К. Ли-
товпева. С. В. Гиапинтова. С. Г. Бирман, IO. A.
	Завадский, 0. И. Пыжова и  другие. Будет пред-
	ставлен также второй акт из спектакля, «Безум-
ный день или женитьба Фигаро», в котором
примут участие нар. артисты РСФСР 0. Н. Анд-
ровская и М, И. Прудкин, засл. адтисты РОФОР

П. В. Массальский. М М. Яншин и другие.

*\Ж Малый театр возобновил спектакль «Ста-
кан воды» в Новых декорациях В. Козлин-
ского. Режиссер М. Ленин. 15 января co-
стоится первое представление,

\ Московский Камерный театр поручил
оформление спектакля «Золотой мальчик» ху-
дожницам С. „Вишневецкой и Е. Фрадкиной,

* На-днях в Доме актера с успехом про-
шел творческий вечер актрисы Ярославского
драматического театра им., Волкова А. В.
Магницкой.

% Кабинет Горького и советской драма-
тургии ВТО 10 января провел заседание, по-
священное пьесе А. М. Горького «Варвары».
Доклад о центральных образах пьесы сде-
лал режиссер И. Раевский. ’

w& В. Катаев пишет для Центрального дет-
ского театра новую пьесу «Хуторок в степи»
(продолжение пьесы «Белеет парус  одино-
кий»).

*ж Центральный детский театр 168 января
выступает с творческим отчетом перед мо-
сковскими пионерами и школьниками. В мо-
сковском Доме пионеров театр покажет от-
рывки своих новых работ: сказки С. Мар-
шака и «Дима и Вава» Р. Зеленой и А. Бар-
то.

*\Ж Режиссеру И. Туманову поручена поста-
новка пьесы Габбе «Жан Бесстрашный» в
Центральном, детском театре.

*\ Сегодня утром и вечером в концертном
зале им. Чайковского будет представлена дра-
ма М. Ю. Лермонтова «Маскарад’ в кон-
цертном исполнении артибтов Ленинградекого
государственного академического театра дра-
мы им. Пушкина. В роли Арбенина выступит
народный артист CCCP Ю. М. Юрьев.

* В клубе городка художников 14 января
в В ч. вечера состоится доклад о творчестве
Констебля (докладчик В. Костин).

*\ Завтра в Большом театре Союза CCP
партию Игоря в опере «Князь Игорь» в пер-
вый раз будет исполнять В. Н. Прокошев.

* B станицу Вешенскую к писателю
М. 1Шолохову выезжают представители теа-
тра им.. Вахтангова для переговоров о с0-
здании спектакля на материале четвертой
части «Тихого Дона».

* Участники готовящегося в Центральном
театре Красной Армии спектакля «Пархомен-
ко» встретились с женой легендарного героя
гражданской войны и его братом И, Я. Пар-
хоменко. Они рассказали артистам о жизни
и революционной деятельности А. Я. Пархо-
менко.

*х Вчера в Театре сатиры состоялась в пре-
мьера комедии К. Крапивы «Кто смеется по-
следний» (перевод Г. Рыклина). Постановка
И. Раевского и А. Карева.

Ж В театре Ленсовета режиссер Е. И. Отра-
домская приступила к габоте над пьесой
«Шут Балакирев» А. Б. Мариенгофа.

* Управление по. делам искусств Mocrop-
исполкома назначило директором театра им.
Баумана А. А. Чудновского, М. М. Кишкин-
цева от должности директора этого театра
освобождена.
		РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос. изд-во «Искусство»
	В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ
ВЫПУСКАЕТСЯ
“HA ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ
	ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
	‘mh @® Oth
		Сценарий Г. ГРЕБНЕРА
по рассказу К; Золотовского
	«КАПИТАН ЛАЦЕ»

Режиссер В. ЖУРАВЛЕВ
Оператор Ю. ФОГЕЛЬМАН
Художник 10. ШВЕЦ

Композитор В. МУРАДЕЛИ
	Н, АННЕНКОВ
В, ГРОМОВ

С, СТОЛЯРОВ

П. ОСОБОЛЕВСКИЙ
		Капитан Чистяков —
засл арт, респ.

’ Капитан, Груздев —

` Федор Чистяков —

Пыльнов —
	оо
Производство студия СОЮЗДЕТФИЛЬ
	И У он
Ес

Главное Управление учреждениями изо-
бразительных искусств Комитета по де-
лам искусств при ОНК Союза ОСР
	просит участников. конкурса на
исполнение проектов памятника
	г и. нотовскому
	получить принадлежатше им проекты,
представленные на конкурс.
	Проекты, не взятые до 28 февраля 1941 r.,

поступалот в собственность Комитета по

делам искусств при ОНК Союза СОР. со-
гласно условий конкурса.

-
	Проекты следует получать в хранилище
проектов памятников (В. Полянка, 298)
от 1? до 19 час
	ВНИМАНИЮ
	ТЕАТРОВ, ` КЛУБОВ и КРУЖКОВ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
	РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНТОРА
	CPUC TEAGHABKOGTH TD
	ОТПУСКАЕТ В ПРОКАТНОЕ
ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ
	КОСТЮМЫ, ОБУВЬ ПАРИКЯ
	БИБЛИОГРАФИЯ
	Пьесы Шалвы Дадиани
	Имя Шалвы Николаевича Дадиани ши-
роко известно. Однако творчество его еще
мало знакомо русскому читателю и зри-
телю. Издательство «Искусство» совершен-
но правильно поступило, выпустив томик
избранных пьес Ш. Дадиани в русских
переводах.

В сборник вошли всего четыре пьесы из
нескольких десятков пьес, написанных
Ш. Дадиани. Притом все это пьесы, на-
писанные в последние годы. Русский чи-
татель, безусловно, с интересом  ознако-
мился бы и с дореволюционной драматур-
тией Дадиани. эр

Тем не менее и те пьесы, которые по-
мещены в сборнике, дают представление
о  разносторонности  драматургического
творчества Дадиани. Это пьесы различных
жанров: трагедия («Тетнульд», написана в
1930 г,), инсценировка беллетристических
произведений («Подземный тул», 1932 г.),
пьеса, приближающаяся к хронике («Из
	искры», 1937 г.), историческая драма в
стихах («Руставели», 1938’ г.).
Пьеса. «Из искры» была поставлена в
	пяти. театрах Тбилиси (трех грузинских,
	русском и армянском); один из них, те-
атр. им. „Марджанишвили, играл ее в
Москве во время свонх гастролей 1939. г.
Пьеса. «Из искры» покавывает, как разго-
рается пламя. революционного движения,
как молодой Сталин  руководит борьбой
революционных ‘рабочих Грузии.

Образ молодого Сталина дан на ‘широ-
ком социальном фоне.

«Из искры» — первый опыт отображе-
ния в драматургии периода` зарождения и
оформления большевистских организаций
в Грузии. ‘

Пьеса «Тетнульд», ‘поставленная в тват-
ре‘ им. ‘Руставели ‘(показана им в Москве
в 1933 г.), интересна как редкая во на-
шей драматургии попытка создать’ траге-
дию на советском материале.

Действие происходит в Сванетии. Два
героя противостоят друг другу в этой
трагедии: молодой ученый Гелахсан, ре
шивший подняться Ha вершину  недо-
ступной дотоле «священной» ‘горы’ Тет-
	Шалва Дадиани.
ное издательство
1940 г
	ъесы, Государствен-
«Искусство», М.-Л.
	нульд, символизирующен новую, счастли-
ную жизнь, и глава рода Аргиш-ди, оли:
цетворяющий старую Сванетию. Оба поги-
бают, но дело Гелахсана завершают его
жена и друзья, а Аргиш-ди, потерпевший
окончательное поражение в борьбе с вовой
жизнью, убивает себя. Образ старого Ар-
гиш-ди выписан сильно и ярко, но неко-
торые другие персонажи пьесы, а также
отдельные положения выглядят ходульны-
ми. Это обедняет пьесу, ценную по за-
мыслу.

Драма «Подземный гул» или «Гурия
Ниношвили» — инсценировка ряда произ-
ведений Эгнатэ’ Ниношвили, ‘одного — из
крупнейших грузинских писателей,

ействие драмы развертывается в гу-
рийской деревне, в восьмидесятых  тодах
XIX века. Персонажи — крестьяне,
князья, чиновники. 9. Ниношвили был
революционным ` писателем, в его произве-
дениях правдиво показано свирепое угне-
тение ‘крестьян власть. имущими; именно
эта тема является основной в сцениче-
	ской композиции Дадиани. Судьба: героев
	пьесы волнует своим драматизмом.

Сюжет пьесы «Руставели» построен на
вымысле, хотл.и развертывается в кон-
кретной исторической обстановке. Руста-
вели предстает в пьесе, как государствен-
ный муж, мудрый народолюбец. Мужест-
венные характеры, борющиеся в драме
(таков, например, наряду с Руставели его
блатородный противник Кахабер), — одно
из ее значительных достоинств. К сожа-
лению, в пьесе не найден финал: закли-
чающие ее пляски скореб подошли бы к
оперному представлению, в драме же они
ослабляют ве действенность.
	Таковы в самых общих чертах эти четы-
ре пьесы Шалвы Дадиани, автора, творче-
ство которого занимает видное место в
драматургии народов Советского Союза.
Все пьесы отмечены печатью благородства.
чистоты. Автор создает образы прямых,
правдивых людей. Его юмор сочен, язык
и самый дух его пьес подлинно народны,
Долгие странствия актера Дадиани по
городам и селам Грузии дали писателю
Дадиани глубокое знание своей страны и
своего народа. Это особенно пенно в его
	творчестве, _.
А. ФЕВРАЛЬСКИЙ
	«Ленокудрая» Афина

Издательство «Искусство» ‘и греческие классики
Как известно, многие тексты древнегре-   В издательстве печатают (в книге Варне-
	ке «История русского театра», стр, 148):
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный строй.(?)
	Как будто строй бывает шумным! -

Бесцеремонно расправившись с грече-
скими поэтами; «Искусство» так же бесце-
ремоннб” расправляется и © памятниками
греческого искусства. Знаменитые фронто-
ны. храма ..Зевса Олимпийского, приводи-
мые почти во всех трудах по истории
Греции и треческого искусства, перепута-
	ны; западный. назван восточным, восточ-.
	рис. 62—
	ный — западным (стр. 63—69,
63).
	Кстати сказать, на всех своих книгах
дательство «Искусство» помещает мно-
имен лиц, ответственных за издание:
	тут и просто редактор, и художественный
редактор, и технический редактор, и ху-
	ческих поэтов дошли до нас в искажен*
ном’ виде, И немало поколений ученых
потрудилось над раз’яснением так назы-
ваемых «темных», испорченных невежест-
венными переписчиками, мест. В наши
дни такие невежественные  переписчи-
ки оказались в издательстве «Искусство».
В недавно выпущенной им книге В, Д.
Блаватского «Греческая скульптура» при-
водятся пространные цитаты из древне-
греческих поэтов. ( в русском переводе).
Лучшие мастера перевода (Гнедич, Вере-
саев), если верить издательству, не знали
русского языка.
	Так, например, В. В. Вересаеву якобы

принадлежит такая фраза (стр. 36): «Дух
человека терпеть начинает лихие заботы»

(вместо: «терзать начинают»).
	Профессор-эллинист Зелинский в своем
переводе Софокла (в цитации Баават-
ского) говорит так (стр. 92):

И в доме тость и вече друг
Он опасный
(вместо: ‹и в вече»).
	Hea делинский переводит: «И жизни
общественной дух себе он привил», в кни-
ге Блазатского исправлено на «общест-
венный дух» (стр. 91).

Лавры пушкинского Евгения Онегина,
не умевшего «ямба от хорея ‘отличить»,
не дают покоя издателям. В тексте ци-
тируемых произведений они переделывают
отдельные слова, нисколько не смущаясь
тем, что стихотворный размер при этом
нарушается (стр. 40, 99%
	Но самый «перл» находится на 8-Й
странице указанной книги. Гнедич в CBO-
ем переводе «Илиады» Гомера называет
Афину лепокудрой, что значит: прекрас-
нокудрая (тот же корень, что в «благоле-
пие, великолепие»). Не. поняв этого слова,
в издательстве «Искусство» ‘превратили
Афину в «ленокудрую» (!), что, очевидно,
должно означать «льнокудрая>.

„ Вообще здесь к цитатам относятся до-
вольно беззаботно. Пушкин писал;
	Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой
	([ гл. «Евгения Онегина»).
	ОТЕЗД ХУДОЖНИКОВ
ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ
УКРАИНЫ ИЗ МОСКВЫ
	Э января уехали из Москвы художники
западных областей Украины, приезжавшие
в столицу в связи с выставкой, устроен-
ной в Музее нового западного искусства.

Перед от’ездом состоялась встреча ху-
доязников с московскими живописцами и
графиками, организованная МОССХ. В орг-
комитете Союза советских художников со-
стоялось обсуждение выставки. Творче-
ская. дискуссия, развернувшаяся вокруг
этой выставки, будет продолжена во Льво-
ве в связи с предстоящими там пербо-
нальными ‘и групповыми выставками.
		дожник. Одно лишь имя, указываемое
другими издательствами, на изданиях «Ис-
кусства» постоянно отсутствует — это

Адрес: МОСКВА, Покровка, Лялин
пер., . 21,

и РЕКВИЗИТ:
	Иногородние заказы на прокат направ»
лять по указанному адресу.
	Прокатная база открыта  ежедневяо
< 10 до 18 часов, кроме воскресвых
дней, Справки по телефону К 7-05-8%
	УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ при СНК РСФСР
	Фр ЯВЛЯЕТ,
	что в АПРЕЛЕ 1941 г.
	В г. МОСКВЕ СОСТОИТСЯ НАУЧ.
НАЯ’ СЕССИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ
ТВОРЧЕСТВУ А, Н. СКРЯБИНА,

Желающие принять участие в науч
ной работе сессии должны предста:
вить ие позднее 1 марта 1941 г.
тезисы докладов или сообщений, а
также список своих научных работ
	по адресу: Москва, `РОСИСКУССТ.
ВО, Китайский проезл. 3/4. 194
	под езл.
	имя корректора. А между тем знающий,
культурный корректор, несомненно, помог
бы издательству улучшить качество изда-
	ваемых им книг, =

<>

В. ТКАЧЕНКО
	В. издании. ВТО. подготовляется к. печати
альбом репродукций тевтральных работ А. Я,
Головина. В альбоме около 200 иллюстраций,
из них 52 цветных.

Ленинградское отделение издательства «Ис:
кусство» выпустило. сборник статей «О тедтре»,
подготовленный к печати Институтом театра
и музыки. В том же издательстве выходит
книга 9. А, Старка «Петербургская ‘опера и ее
мастера». Автор рассказывает о выдающихся
русских певцах. — Стравинском, Николае и
Медее Фигнер, A. Дзвыдове, И. Epurone,
П. Собинове, В. Касторском и др. Выходит
также ‘монография А, А. Брянского; побвя-.
щенная великому. артисту Мартынову.
	O O O
ВТО выпускает ряд книг. об актерах и спек-
таклях. В сборник «Маскарад» М. 10. Лермон-
товах войдет наи конференции о «Маска-
раде», проведенной ВТО в 1040 году,   а’ также
статьи П, Новицкого «Лермонтов и советский
театр», записки Ю. Юрьева «Моя работа над
Арбениным» и у У
Подготовлена‘ ‘к печати книга проф. М, ‘Мо-
розова «Комментарии к пьесам ТМекспира».
	Сдана в лроизводетво
Южине, написанная

монография.
Филнипповьым.

В МАЛОМ ТЕАТРЕ
	Малый театр приступил к репетипиям но-
	вой комедии А. Е. Корнейчука «В степях
	Украины», Постановка И, Я. Оудакова, ре-
жиссер В, И, Цыганков, художник Я, 3.
1Птоффер. Г

Роли играют: И. В. Ильивский и Н A.
	Светловидов (Чеснок); М. М, Климов и А. И.
Зражевский (Галушка); С. М. Чернышев 4Бу-
денный); В. Н. Рыжова и А, Ф. Сальникова
({Палаитка); В. О. Массалитивнова п Н. ©.
	А ее (lapachKa), Н, А. Светловидов и
о Г Китаев ТЛолгоносик)». OF. Wo Cthroenearn
	H. Г. Китаев (Долгоносик); 0, И. Омирнов
{милиционер); В. Ф. Губанков (секретарь):
Б. В. Телегин (Грицько); А. М. Анто-
нова и В. В. Темкина (Галя); С. Н. Фадеева
и А. А Непомнящая ‘Катерина); М. И, Жа-
ров и Н. И. Рыжов, (Алексей); А. И, Са-
шин-Никольский (Остап); И. ХФ. Окуратов
(Тарас)
	Премьера будет показана’ весной 1941 года.
		OTB.
	516575 — Типография изд-ва «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30. Редакция: ул. Станиславского, 24. Тел. общий—К. 3-42-45.
	секретарь—К 3-12-56, редколлегия — К 4-64-40; Прием обявлений: Петровка, 10, пом 53 rea, K 23661, (J