ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 ЯНВАРЯ 1941 ©. № 3 (738)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		пАЯТиИк В: И, ЛЕНИНУ В ЕРЕВАНЕ
	Владимиру Ильичу ленину,
Ереване в дни юбилейных
нных с 20-летием реснуб-
лики, справедливо. привлекает внимание
широкой художественной общественности
нашей страны; Он. должен” быть отнесен
к числу выдающихся монументов, воздви-
гнутых в Советском Союзе за последние
голы. Памятник интересен и по своему
идейному замыслу и по выполнению,

Памятник
открытый в
торжеств, связа
	Надо оговориться, что немногие опуб-
ликованные в нашей печати фотографии
не дают полного представления 0б этом

сооружении, ибо берут ero изолированно
от окружающего ансамбля. Чтобы почув-

ствовать всю художественную силу и ве
личие монумента, надо его видеть на ме-
ств — на центральной площади Еревана,
под толубым небом Армении, на фоне зе-
леных бульваров и тянущихся по гори-
зонту тор, в окружении выдающихся
произведений армянской архитектуры —
прекрасного здания Дома правительства
и других. Сила памятника в том, что
он явился результатом удачного сотруд-
ничества выдающегося скульптора, талант-
ливых ‘армянских архитекторов и перво-
классных мастеров-строителей.
	Гигантская фигура Владимира Ильича
(Рысотою в 7,5 метра), исполненная С. A.
Меркуровым из’ красной листовой меди
и патинированная под бронзу, должна
быть отнесена к большим удачам нашей
скульптурной мысли, много и упорно ра-
ботающей над пластическим воплощением
образа Ленина. Скульптором прекрасно
решен силуэт фигуры, высоко поднимаю-
щейся над широкой площадью, где все-
гда людно, всегда оживленное движение,
тде обычно протекают демонстрации, мно-
толюдные митинги, народные празднества.
	Ленин изображен в пиджаке. В правой
руке — сверток бумаг, левая слегка про-
тянута вперед. Скульитор избегал излитш-
ней жестикуляции, нарочито нодчеркну-
той стремительности, но вся эта фитура,
обращенная к народу, насыщена таким
действием и волевой напряженностью,
так внутренне динамична, что дает убе-
дительный образ величайшего из людей,
каких когда-либо знало человечество.

Памятник интересен и по технике’ вы-
полнения. Здесь впервые применен спо-
с0б чеканки статуи из. меди.
	Молодым архитекторам Н. Ф. Паремузя-
ну и Л. С. Вартаняну принадлежит ар-
хитектурная часть сооружения — поста-
	В 1939 году в ВТО проводилась кон:
ференция, посвященная образу Ленина
в искусстве. Материал этой конференции,
содержащий критический разбор творчест:
ва ‘актеров и режиссеров, участвовавигих
в воплощении образа Ленина. на  сце-

He, был послан 150 театрам, работающим
над слектаклями` о Ленине и Сталине.

Для изучения этих спектаклей и_ в част-
	ности постановок пьесы Н.  Ногодина
«Итемлевские куранты» кабинет Горько-
	мент, окружающие его трибуны и CTOR
щие з& ними стены © мемориальными до-
сками, куда будут заноситься величайшие
события нашей эпохи.

Пьедестал, выполненный из темносеро-
го < полированного памбакского „ гранита,
высоко поднимает фигуру над городох
(общая. высота памятника-—около 20. мет:
ров). Динамику пьедестала, его’ стреми-
тельнов` движение ввысь архитекторы вы.
разительно’ подчеркнули горизонтально.
стью всех остальных элементов сооруже’
ния -— низкими, вытянутыми бортаихл
трибун по 006 стороны памятника, гория-
зонтальными линиями мемориальных д0-
	сов ит, д,
Отличаясь строгостью форм, постамевт
интересное архитектурное

представляет
сооружение, где хорошо использованы Xas
ЧЕ ТО и ее 3  antiat.
	теме м ЕТ

ражтерные элементы национального ируле

ского искусства. Они отражены в рисунке
художественного. карниза, венчающего по-
стамент. в строгих ‘и стройных Kare:
лях, введенных в композицию, В богатой
орнаментике, выполненной из ереванского
базальта, которая украшает колонны, и
карнизы памятника и прилегающие к не.
му трибуны.

Над этой тончайшей резьбой по камню,
являющейся замечательным созданием BA-
родного тения, работали выдающиеся ма-

стера Армения и Грузии.
Общественность Армении ЕИДИТ соблю-
	дение национальных традиций и В ТМ,
что статуя Ленина выполнена из чекан.
ной меди, Армения — издревле страна
металлургии, и особенно медь здесь всег-
да широко’ применялась. Самый же спо-
соб изготовления фигуры, примененный
С. Д. Меркуровым, имеет много общего
с той ‘техникой обработки меди, которая
применялась в Армении с древнейших
времен.

Создавая величественный памятник Te-
нию человечества, освободителю армянско-
го народа от социального и национально-
то рабства, художники, архитекторы и Hae
родные мастера Армении вложили 8
свою работу много художественного вкуса
и большой культуры, ‘создав выдающееся
произведение советского искусства.
	К. АЛАБЯН,
	Образы вождей на сцене
				«Салам»
	Сказки и песни наших ашутов о Ленине
рисуют его могучим народным богатырем:
	Ленин доблестным был бойцом, он был
храбрым,
, как лев, ‘друзья! °
Для обманщиков-богачей страшен был
его гнев,
друзья!..
	Каждый народ хочет слышать Ленина
на своем родном языке, И: не только по-
тому, что так понятнее, но и потому, что
так Ленин еще ближе, еще роднее. Са-
мые простые слова з устах Ленина пти-
обретают глубокий смысл.

Вспоминается одна маленькая сценка в
пьесе «Ленин» Каплера и Златогоровой,
тде я итраю роль Владимира Ильича,
Ленин встречается на кухне с крестьяна-
ми. «Салам» (здравствуйте), —говорит он.
Как приятно и радостно звучит это обыч-
ное восточное приветствие в устах Ильича!

Трудно воплотить, сценически. образ
Ленина. Но воплотить его на националь-
ной сцене вдвойне трудно, .

Мне предстояло первому на азербайд-
жанской сцене создать образ великого
Ленина. С каким трепетом я отнесся к
этой неожиданной для меня роли, В те-
чение полутора лет углубленной работы
над образом вождя я изучил огромное ко-
личество „литературы, знакомилея с пор-
третами Ленина, Театр направил меня В
Москву для ознакомления © аучшими
спектаклями о Лёнине.

Роль Ленина духовно и творчески 060-
татила меня. Это было для меня больше,
чем роль.
	Приходилось ломать сложившиеся актер-
ские штампы, ‘преодолеть присущий мно-
гим молодым актерам ложный пафос,
стремление к подчеркнуто красивому же-
сту, к округлой фразе. Образ Ленина тре-
бовал друтих выразительных средств.
	Работа над ролью Ленина дала мне то,
чего не могли бы дать десять лет актер-
ской практики. Трудясь над ее созданием.
я рос не только как актер, но и как об-
щественник, как граждании. В это время
я был принят в ряды коммунистической
	партии.

Думая о больших и малых ролях, ко-
торые предстоит еще сыграть, я лелею
одну мечту: еще раз выступить в роли
Ильича в новой пьесе. Я мечтаю вопло-
тить на сцене образ молодого, вступаю-
шего в жизнь Владимира Ульянова,
		‚ Исмаил ДАГЕСТАНЛЫ,
	заслуженный артист Азербайджанской
ССР
		Образ Ленина в театре

не. Так, например, вся сцена в избе
Чуднова написана по мотивам воспоми-
наний крестьян, которые встречались с
Лениным, .

Большие трудности стоят перед теат-

ром, осуществляющим спектакль о В. И.
Ленине. При работе над образом Ленина
приходится искать актера, внешние `дан-
ные которого дают возможность поручить
ему сценическое воплощение этого ответ-
ственного образа. Но если нет гармонии
между внешними данными актера и ето
большими ‘артистическими внутренними
данными, то получается лишь фотографи-
ческое сходство, с которым зритель ми-
рится и принимает его в первые момен:
ты спектакля, но ‘потом зритель, есте-
ственно, хочет почувствовать, увидеть
внутренний мир Ленина, и если актер не
может удовлетворить этого стремления
зрителя. разрыв себя сразу дает чувотво-
вать.
- Каждое новое произведение о В. И.
Ленине не исчерпывает своей огромной
темы, а только показывает какие-то чер
ты ленинского тения. Остается еще очень
многое — и как играть, как показать на
сцене эту многосторонность и неисчерпае-
мость ленинского гения? По работе над
«Человеком с ружьем» в театре им. Вах-
тангова и «Кремлевскими курантами» ВБ
МХАТ я убедился, что в некоторых сце-
нах актерам удается передать эту неис-
черпаемость внутреннего мира Ленина.
Б. В. Щукин, как и М. М. Штраух, в от-
дельных сценах, которые широкий зри-
тель видел нА экране, остаются, на мой
взгляд, пока непревзойденными исполни-
телями роли В. И. Ленина. Но для дра-
матического театра кино — плохой совет-
чик. Сейчас МХАТ СОССР им. Горького,
как известно, подходит к завершению ра-
боты над  «Кремлевскими  курантами».
Здесь воплощение образа В. И. Ленина
поручено А. Н. Грибову. Было бы непо-
зволительной смелостью уже сейчас  де-
лать какие-то заключения и подводить
итоги работы актера. Решающий итог
подведет сам зритель. Но можно поде-
литься своими впечатлениями о работе,
свидетелем которой я являюсь.

А. Н. Грибов в МХАТ является един-
ственным исполнителем роли Ленина, &
начало репетиций над «Кремлевскими ку-
рантами» совпало с выпуском такого спек-
такля, как «Три сестры». Поэтому к ра-
боте над ленинскими сценами было при-
ступлено несколько позже, чем над дру-
тими сценами, в которых В. И. Ленин не
участвует. Это обстоятельство следует от-
метить потому, что, на мой взгляд, А. Н.
Грибов свою работу в «Трех сестрах» за-
кончил огромной актерской победой. И это
важно по мнотим причинам. Главная из
них заключается в том, что А. Н. Грибов,
сыгравший крестьянина Фрола в «Земле»,
вошел затем в атмосферу чеховского спек-
такля с его многолетними мхатовскими тра-
дициями и теперь пришел в «Кремлевских
курантах» к образу В. И. Ленина. Этапы
смелые, фундаментальные. Не менее важ-
но, по моим наблюдениям, и т0, что ак-
тер до того, как явился на репетиции,
серьезно работал над образом В. И.
Ленина. Так, уже на репетициях в фойе
трудности создания внешнего рисунка не
задерживали работы. Мотло даже полу-
читься впечатление, что внешний рисунок
у актера приходит сам собой, в процессе
ренетиций. На деле это был результат уг
лубленной ‘подтотовки ‘и тех ‘никому не-

К выставке графических произведений на темы истории ВКП(б) в Музее изобразительных
искусств им. Пушкина Фото Ю,. Говорова
	Выставка трафических про-
изведений на темы. истории {
ВКП(б), открываемая  Глав- ‘о
ным управлением учреждени-
ями изобразительных ис
кусств, является новым. крупнейшим co-
бытнем нашей художественной жизни. В
изображении ‘наших художников. в06с03-
дается великий путь борьбы и. побед ком-
мунистической партии под руководством
теннальных вождей Ленина и Сталина.
Выставка, ‘создана на основе единого Te-
матического плана, что дало возможность
охватить события в известной последова-
тельности. Политическое и художественное
значение  выставки чрезвычайно велико.

Многие исторические явления, сыграв-
шие крупную роль в социалистическом
строительстве, впервые отображены в ху-
дожественных образах. Впервые мы име-
ем; рисунки на темы о ликвидации кула-
чества как класса на основе сплошной
коллектнвизации, о передаче земли кол-
хозам ‘на вечное пользование и др.

Работа над созданием этой серии гра-
фических произведений была для наших
художников ‘серьезной. школой политиче-
ского образования и воспитания. Она тре-
бовала‘от них: глубокого и серьезного изу-
чения «Краткого курса истории ВКП(б)»,
ознакомления с первоисточниками и до-
кументами  по ‘истории партии.

На выставке участвуют своими работами
не ‘только! известные графики нашей стра-
ны,  Но и. живописцы А. Герасимов,
Б. Иогансон, С. Герасимов, А. Пластов,
В. Ефанов, Т. Гапоненко и др. Особенно
отрадно отметить широкое участие на вы-
ставке молодых художников. Несколько
хороших работ представили студенты и
аспиранты художественных вузов; На вы-
ставке участвуют многие художники союз-
ных. республик  —  Тиханович, Волков,
Давидович, Пашкевич, ‚Зайцев, Кайдалов,
Дайц, Толкачев, Дерегус, Касиян, Кобулад-
зе, Клемм и др. Особенно следует отме-
тить участие на выставке белорусских ху-
дожников, К сожалению, слабо. представ-
лены на выставке художники Грузии и
Украины.

‘центре выставки большие акварель-
ные‘ портреты. Ленина и Сталина, испол-
ненные А. М. Герасимовым.

Выставка начинается талантливыми ра-
ботами Кукрыниксов, посвященными эпохе
реформ 60-х годов, — «Чтение царского
		известных Фтепетиций, которые хорошо
знает только актер. Я товорю 06 этих по-
дробностях потому, что не хочется писать
общих фраз, вроде «актер много работал».
Mena, например, просто поражает истин-
но артистическое беспокойство. актеров
данного спектакля. Есть беспокойство аль-
труистическое, беспокойство «добрых на-
дежд», есть беспокойство активное, рабо-
чее, целеустремленное. Последиее создает
атмосферу предельной мобилизованности и
сообщает репетициям, а лотом и спек-
таклю то, что в театре называют ансамб-
лем.

Этого, между прочим, не учитывают не-
которые театры периферии, Несколько
дней назад «Кремлевские куранты» пока-
зывал в Москве Орехово-Зуевский драма-
тический театр. В этом спектакле меня
просто привела в недоумение сцена, где
инженер Забелин впервые попадает в ка-
бинет к В И, Ленину. Ни режиссер, ни
актер, играющий Забелина, не почувство-
вали атмосферы этой сцены, и потому ак-
тер играет свою роль в отрыве от. взей
обстановки. Здесь не было даже элемек-
тарного учета того, с кем говорит Забе-
лин, почему он говорит свой текст. Актер
вел себя так, как если бы он играл не
в спектакле, где действует Ленин, а в
каком-то обычном, рядовом.

На эту важнейшую особенность crek-
такля — присутствие образа Ленина —
прежде всего мобилизовал внимание всех
актеров постановщик «Кремлевсеких куран-
тов» в МХАТ Л. М, Леонидов. Другое де-
ло, как это удастся тому или иному ис-
полнителю, но важно, что это существует.
Тонкая и в то же время решающая чер-
та — беспокойство всех актеров за созда-
ние образа Ленина—вот что чувствуется
на каждой репетиции. Когла репетируют-
ся сцены, в которых В. И. Ленин непо-
средственио не действует, все участники
стремятся и в этих сценах донести до
зрителя влияние ленинского образа.

Серьезной трудностью, с которой в этом
спектакле встречается МХАТ, на мой
взгляд, является то, что «Кремлевские
куранты» — первая пьеса, в драматур-
тическую ткань которой образ В,
Ленина вошел как главное действующее
лицо. Поэтому пьеса тщательным образом
проверялась на репетициях. Это естествен-
fo JA каждой современной пьесы. Но в
	данном случае работа театра с автором
имела особенное. специальное значение:
	у нас ‘в театре еще не создан. стиль, нет
траднций ленинских спектаклей. Вот sta
неуловимая, не поддающаяся никакому
анализу атмосфера ленинского спектакля
создается на репетициях, в работе над
текстом, репликой, словом. Читаешь сие-
ну, — как будто все очень хорошо. На-
чинают репетировать, — и чувствуешь,
что тут что-то не так. В другом спек-
такле это не имеет столь решающего зна-
чения, но в данном случае театр делит
свои труды с автором, ищет, подеказы-
зает, принимает, отвергает. Это, конечно,
большая, почти лабораторная работа, ко-
торую потом Трудно заметить и оценить,
ибо ведь зритель не будет знать, сколько
было испробовано различных вариантов,
он не будет знать, каков. был первона-
чальный текст пьесы.

В работе МХАТ над  «Кремлевскими
курантами» поиски шли и идут, главным
образом, по внутренней линии, что было
очень трудно’ сделать в «Человеке с
ружьем», тде Ленин был показан всего
лишь в нескольких эпизодах. Театр’ стре-
мится вскрыть богатейший внутренний
мир ленинбкого тения.

Я` видел актеров, которые, пользуясь
внешним сходством, если можно так вы-
разиться, эксплоатировали’ свои внешние
данные и добивались чисто зрительного
эффекта. Эффектно произнесенная фраза,
сценически выгодный жест, внешняя убе-
	‚дительность создавали успех таким авте-
	рам. Здесь, на репетициях в МХАТ, эта
сторона, ‘работы. ни актера ни режиссера
	не вдохновляет. Наоборот, все внимание
	устремлено на 10, чтобы сцены пьесы
раскрывались вглубь и внешние краски
оправдывались мыслями, состоянием, ат-
	мосферой времени, к которому относится
	событие. Сейчас, скажем, заново переде-
лывается сцена в деревне — в крестьян-
ской избе. Интересно, что ее не играют на
периферии; МХАТ ее оставляет, Но здесь
была ошибка и у автора, ‘ибо атмосфера
этой сцены по тексту отличалась от сущ-
ности всей пьесы, Оставляя эту сцену,
мы ее значительно переделали.

Работа над «Кремлевскими курантами»
в МХАТ дает мне внутреннюю уверен-
ность в том, что я смоту вернуться к
ленинской теме, — накапливается большой
художественный опыт, который поможет
мне в дальнейшей работе над волнующей,
неисчерпаемой темой о гениальном вожде
пролетарской революции. _ Владимире
	Ильиче Ленине.

if
Н. ПОГОДИН
	«Человек с ружьем» — это была моя
первая робкая попытка дать эскиз об:
раза Ленина, первая моя ученическая ра-
бота о Владимире” Ильиче. С большим
волнением я приступал к работе над этой
пьесой, в которой впервые на сцене дол-
жен был быть показан В. И, Ленин, Это
и понятно. Вся история мировой драма-
тургии не знает образа, подобного Влади
миру Ильичу. Какой театральный термин
можно применить к образу Ленина?

Военный вождь? Да. Это гениальный
военный стратег, обеспечивший победу ре-
волюцин, это великий военный вождь,
сумевший разгромить полчища интервен:
тов и белогвардейцев.

Народный вождь? Да, Величайший на-
родный вождь — подлинный друг всего
человечества. В то же время это человек
с ‘множеством черт, совершенно несовме-
стинмых с нашими устаревшими сцениче-
скими понятиями о героях. И для меня
с самото начала было ясно, что невозмож-
но показать Владимира Ильича во весь
рост, развернуть образ Ленина в действии
во всей пьесе. Вот почему моя первая
пьеса о Владимире Ильиче — «Человек с
ружьем» —- была построена на отдельных
эпизодах.
	Носле ученической работы над образом
Владимира Ильича в «Человеке с ружь-
ем» и проверки этой пьесы уже в теа-
тре я увидел, что могу сделать следую-
щий шаг, но опять-таки только шаг ня
пути к коллективной работе по созданию
Образа Ленина в искусстве, Если сравнить
образ В. И. Ленина в «Человеке с ружьем»
и образ Владимира Ильича в <«Крем-
левских курантах», можно видеть, что это
разные черты тения пролетарской револю-
ции. В «Человеке с ружьем» — набросок
образа организатора и вождя в дни Ве-
пикой Октябрьской социалистической ре-
волюции. В «Кремлевских курантах» —
попытка показать черты созидательного
гения Владимира Ильича, Вся тема «Кре-
млевских курантов» . построена на одном
лишь замечании Владимира Ильича о том,
что плох тот революционер, который не
мечтает. «Надо мечтать!» — писал Ленин
в своей брошюре «Что делать?» и м
водил следующие замечательные слова Пи-
сарева: «Разлад между мечтой и действи-
тельностью не приносит никакого вреда,
если только мечтающая личность ‘ серьез-
но верит в свою мечту, внимательно втля-
дываясь в жизнь, сравнивает свои наблю-
дения с своими воздушными замками и
вообще добросовестно работает над осу-
ществлением своей фантазии. Когда есть
какое-нибудь соприкосновение между меч-
той и жизнью, ‘тотда все обстоит благо»
получно».

Эта фраза, так хорошо характеризую-
щая Владимира Ильича, послужила мне
материалом. для пьесы «Кремлевские ку-
ранты», где Ленин становится централь-
ной фигурой. Пьеса показывает лишь
очень небольшой отрезок жизни Ленина,
	буквально несколько дней, = несколько
встреч из совершенно необозримого ко-
личества встреч Владимира Ильича с

ЛЮЛЬМИ,
	Работая над пьесой, я в первую оче-
редь пользовался тениальными произведе-
ниями Владимира Ильича. Большую по-
мощь оказал мне Центральный музей
В. И. Ленина, который дал мне возмож-
ность познакомиться с материалами, от-
носящимися к встречам Владимира Ильн-
ча с коестьянами в подмосковной .дерев-

академик архитектуры
	посвященной опыту работы театров AAA
пьесами, в которых выведены образы вож-
дей революции, кабинет Горького и 00.
	ветской драматургии ВТО устроил” на»
днях совещание критиков, изучавших в
	Ро ера 6 ое ЗЛА. м, <. 5 та
периферийных театрах спектакли «Чело-
век с` ружьем» и «Кремлевские куранты»
	Н. Погодина, «Большевик» Доля и др.
Всероссийская конференция, посвящен“
ная сценическим образам вождей револю-
	ции, будет проведена Управлением по де
лам искусств при СНК РСФСР совместно
	с ВТО в начале текущего года.
	В. И. ЛЕНИН
В УКРАИНСКОМ
	ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТВОРЧЕСТВЕ
	Украинские художники, скульпторы й
мастера народного искусства работают
	над созданием образа Владимира Ильича   го “и советской драматургии ВТО направ-

ee a, О СРО: а АА
	Ленина,

Картину «День 7 ноября 1917 г.» пищет
В. Савин, С. Беседин работает над боль-
пим полотном «В. И. Ленин вручает
т. Дзержинскому декрет 0б организации
ВЧК». И. Шульга ззял темой «Встречу
В. И. Ленина и И. В. Сталина». П. Бори-
сенко пишет картину «В. И. Ленин среди
групцы членов петербургского «Союза
борьбы: за освобозвдение рабочего класса»,
П. Носко — «В. И. Ленинои И. В. Сталин
в Смольном» М. Шапошников — «В. И.
Ленин на проводах Красной Армии»,
П. Ульянов — «Ленин на трибуне».

Над полотнами, посвященныяги
Владимиру Ильичу, трудятся также Гонча-
рук, Беркович, Полищук и др.

Фигуру В. И. Ленинз лепит скульптор

Зноба. Композицией «В. И. Ленин за фа-
ботой» занят скульптор Петрашевич. .
	Мастера украмнокого народного творче-
ства — Наталья Вовк, ковровщицы Татья-
на Сухина, Мария Глушко, Катя Кузьмен-
ко и др. — работают над изтотовлением
большого гобелена на тему «В. И. Ленин
и И В. Сталин в Октябре», Гобелен изо-
	бражает. вооруженное выступление петро-
традоких революционных рабочих и моря-
	ков под руководством Ленина и  Сталина
	в октябре 1917 г.
А. ЛЬВОВ
	Киев
	лял зв театры РСФСР театроведов.
Готовясь к всероссийской конференции,
	«В. И. Ленин и Н. К. Крупская в 1900 г.›. Рисунок А. А. Давыдовой, К выставке трафизе.
ских произведений на темы истории ВКП(б) в Музее изобразительных искусств им. Пушкина
	Фото Ю. Говорова
	КИ).
	Народная скорбь по. умершему вождю
передана в работе С. Боима («Прощание
с Лениным»). Изображены потоки людей
перед Домом союзов в суровые морозные
январские дни 1924 тода. Рядом нахо-
дятся очень красивые, ‘отличающиеся тон-
ким цветовым построением линогравюры
	Маторина «Мавзолей Ленина» и Иглина
		В работе Фроловой-Батреевой
дается образ товарища Сталина,
пающего на ХУТ с’езде. В облике вожля

выражена радость

одержанных .

BOCCOR-
высту-

побед,

налией Красной Армии и Флота, долж
быть, отмечена несколько плакатная, №
впечатляющая работа Нисското «На стра
же границ». В, «Раздаче помещичьего со
	та беднякам»  белостокского художниеа
Краевского показана одна из ярких, 1
забываемых сцен, которые имели место 8
селах Западной Украины и Белоруссни
	цосле их присоединения к. Советском)
Союзу.

а Выставка увенчивается работами, 20°
	Сталин призывает к дальнейшему раз-
вертыванию социалистического наступле-
		он еще раз проявил глубокое знание де-   бражающими руководителей партия 1

ревни, рисунки  Гапоненко «Статья   правительства во главе с товаряще

товарища Сталина «Головокружение от   Сталиным. Лучшей среди этих раб
a. 8 а. т —

eermmawArnea vr FO 3 Vhecdhn mn mn mw д =
	ton «Сталин и Молотов» Кукрынйх

Несмотря ‘на несомненные успехи #1’
ших художников в отображении событий
истории партии, данные работы являют
только самым началом большого, упоряо-
го и почетного труда по созданию rage
реи произведений na томы  петори
		успехов» и Д. Kytarenanse «Орджоникид-
зе и Берия на Рионгосе» и др.

Новый человек социалистического обще.
ства, свободный, сильный, смелый, пре-
данный делу коммунизма, запечатлен в
ряде произведений выставки. Эти работы,
посвященные образу положительного ге-
роя—крупнейшие достижения выставки.
Здесь прежде всего следует отметить «Ра.

бочего» og «Работницу» страны социа-
	«...Есть такая партня!» (Ленин). Рисунок Д. А. Шмаринова.
	«1-Й Сс’ езд Советов в 17 году».
	J лизма  Лукомского и «hot
хозника» Я, М. Соколова.

) Радость труда на соци

листических полях и заводах,

трудовой ‹ энтузиазм Масс,

стахановское движение. замечательно от.

ражены в работах Боима («Колхозная

бригада в поле» и «Первая. тракторная

бригада»), Гапоненко («Пятисотницы») #

злькова («Старый рекорд перекрыт»).
Преображенная  болыпевиками страна
запечатлена. “в талантливых работах
Я. Соколова («Совхоз «Гигант») и И. А.
Соколова («Кузнецкстрой»). Здесь не до’
минируют машины, заводские. здания,
строительные леса. В «Совхозе «Гигант»
Я. Соколова, в индустриальных пейзажах
И. А. Соколова человек не изображен, И
тем не менее в слаженном ритме хозяй
ственной деятельности‘ социалистической
страны чувствуешь власть и могущество
этого человека, .
‚ Среди произведений, посвященных
Сталинской Конституции, следует выде
лить «На избирательном участке» Малько
Ba, :

По своим художественным достоинствам,
по глубокому чувству, сложному настр’
нИЮ 06060е место занимает на BHCTABR
рисунок. Ефанова «Сталин, Молотов 1
Ворошилов у больном ‘Торького», Орел
произведений, рисующих мощь, героина
	Выставка графики ‘па темы истории ВБ
	кой землянке, глубокой ночью, солдатская
масса слушает коммуниста-оратора.
Шмаринов в своем изображении 1 с’езда
Советов сумел раскрыть содержание исто-
рического явления. Фигура Ленина, бро-
сающего свою пророческую реплику, сос-
едоточенная настороженность Сталина,
зержинского, изображение возбужденных
участников с’езда — передают напряжен-
ную обстановку предоктябрьского периода.
	Среди многочисленных работ, посвящен-
ных темам подготовки Октябрьского вос-
стания и самому восстанию, следует от-
метить «Апрельскую конференцию» Н. М.
Аввакумова, «Штурм Зимнего» Щеглова и
«Аврору» М. А. Доброва. В работе Щег-
лова хорошо передана  стремительность
атаки революционных сил. Аввакумову
удалось передать образы Ленина и Сталина
— организаторов октябрьских побед,
	Большим достоинством работ, посвящен-
ных гражданской войне, является показ
руководящей роли большевистских вождей
в борьбе с белогвардейщиной и интервен-
тами (работы Кошевого — «Сталин и
Дзержинский на Восточном фронте», Паш-
кевича—«Партизаны в штабе Реввоенсоветя
Западного фронта у товарища Сталина»,
Староносова—«Ленин и Сталин за обсуж-
деннем плана разгрома Деникина»). Яркие,
мужественные образы сибирских партизан,
помогающих Красной Армии в борьбе с
интервентами, создали А. Бубнов и М. Ро-
дионов. Молодой белорусский художник
Тиханович нарисовал «Допрос коммунис-
тов в штабе белых» — тема, в советском
искусстве не новая. Тем не менее Тихано-
вич не дублирует другнх, а создает ори-
гииальное произведение, Образ пленного
большевика необыкновенно ярок и прав:
див. Он отличается большой внутренней
силой, внутренней красотой,
	Одной из лучших работ выставки явля-
ется акварель Пластова «Выборы  Комите:
та бедноты», в которой художник сочета-

ет правду изображения с поэтической те-
ПлотТойЙ.
	Жизненно правдиво раскрыта в работе
Соломина тема‘о помощи рабочих-шефов
колхозной деревне.
	манифеста об освобождении крестьян» и
«Восстание крестьян». В остром сатири-
ческом рисунке «Чтение царского мани-
феста» художники ‘раскрывают подлинный
классовый смысл отмены крепостного пра-
ва. Известная условность композиции He
помешала художникам создать яркие со-
циальные типы представителей различных
сословий. Этот рисунок Кукрыниксов 0со-
бенно выразителен, пластичен. Превосхо-
ден в нем пейзаж старой ‚русской дерев-
ни с убогими хатами, с колокольней и
могильными крестами. Другой рисунок --
«Восстание крестьян» — передает `трозную
атмосферу эпохи. Рисунок отличается пси-
хологической остротой характеристик.
Акварели С. Герасимова «Чернышевский в
тюрьме» и Г; Савицкого «Пахарь» допол-
няют яркую характеристику эпохи.

Первые шаги: рабочего движения и по-
явление первой марксистской группы B
России отображают работы Е. Кибрика
«Халтурин и Обнорский› и К. Ермолова
«Группа «Освобождение труда». Особенно
высоко следует оценить работу Кибрика,
ярко передающую революционную роман-
THRY.

Из серии работ, посвященных 90—900-м
дам, ‚необходимо упомянуть тонкий
офорт Е. Клемм, воссоздавигий ‚одухотво-
ренный образ Ленина, а также акварель
А. В. Моравова «Протест 17-ти против
экономистов». В «Суде над  сормовскими
рабочими» Кукрыниксов и в «Обуховской
обороне» Минькова запечатлены крупные
исторические события рабочего движения
этого времени. Кукрыниксы ярко вырази-
ли высокое моральное превосходство под-
судимых над судьями, их мужество и ве-
личие.

Несколько работ посвящено изображению
революционной деятельности И. В. Сталина
‘в Закавказье. Среди них выделяется
рисунок А. Лурье «Подготовка батумской
демонстрации».

Художник А. Л, Лаптев взял темой
своей композиции «Выступление В. И.
Ленина на П С’езде РСДРП». Хорошо пе-
реданы обстановка с’езда, атмосфера же-
стокой внутрипартийной борьбы и споров.
Недостаток рисунка в том, что рядовые
	участники с‘езда обрисованы’ весьма одно-
образно.

Среди работ, посвященных революции
1905 года, выделяются рисунки Кукрыник-
сов и Д. Шмаринова. Эти художники вы-
ступают на выставке с большим количест-
вом подлинно художественных произве-
дений. «9-е января», ‹ «Расстрел Бабуш-
кина» и «Баррикады на Пресне» Кук-
рыниксов и «Разгон демонстрации», «По-
хороны Баумана» Шмаринова отличаются
ярко выраженной драматической силой, а
также высокими живописными достоинст-
вами, Больной силой. художественного
обобщения выделяется портрет, исполнен-
ный художником И, А. Лукомским, воссо-
здающий образ российского пролетария до-
революционного времени. В этом портрете
рабочего воплощены суровое мужество и
революционная закалка передовых бойцов
за дело рабочего класса,

Одной из самых вапоминающихея  ра-
бот на. выставке является рисунок углем
А. Лаптева «Владимирка», Угрюмая при-
рода, согбенные фигуры ссыльных и ка-
торжан, совершающих свой тяжелый путь
в далекую Сибирь, воссоздают образ мрач-
ной эпохи реакции, последовавшей после
поражения революции. 1905 года. Пастель
Кукрыниксов «Сталин в ссылке в деревне
Курейке» рисует вечер в глухой далекой
окраине. Мягкий свет керосиновой лампы
ложится на круглый стол, выделяя фигу-
py И. В. Сталина, углубившегося в ра-
боту. Изображение Сталина отличается
большой теплотой и подлинно художест-
венной простотой. Превосходен рисунок
Кукрыниксов «Товарищи Сталин и Молотов
в редакции «Правды». Рисунок Т. Гапо-
ненко «Мобилизация в деревне» отобража-
ет эпоху империалистической войны. Ра-
бота Т. Гапоненко волнует зрителя про-
	чувствованным` отображением — народного
горя.
_ Остроумна карикатура — акварель
	А, Каневского, изображающая марионеточ-
ные фигурки министров Временного пра-
вительства,

Рисунок А. Ванециана «Окопная прав-
да» рисует большевистскую пропаганду в
армии в предоктябрьский‘ период. В низ-
	Большой интерес представляет работа
Иогансона «Клятва Сталина», в которой
ярко выявлены волевые тероические чер-
ты облика друта, соратника и продолжа-
	теля лела Ленина.
	Далеко не все художники, взявшиеся за
серьезнейшую и сложнейшую задачу вос-
создания с’ездов партии, справились с
ней. Тем релъефнее отдельные достижения.
Удачной является работа — Щеглова
	у дачной является
«EX сезд. РКП(б».
	`Среди произведений о героической борь-
бе за победу социализма, за индустриа-
лизацию ‘и коллективизацию страны сле-
дует отметить работу Пластова, в которой