ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 ФЕВРАЛЯ 1941 г» № 8 (м

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	/ ° 60 лет со дня рождения Климента Ефремовича Ворошилова

В конце 1928 т. приказом o6 органива-
ции первого и тогда единственного в на-
шей отране Ансамбля  красноармейской
песни и пляски товарищ Е. Вороши:
лов положил начало существованию HAs
	‚ Шего коллектива.
	петь ‘их. царское правителБетво не раз-
решало.
	Бывая по.делам Ансамбля на приемах
	у товарища Ворошилова, я каждый раз
Уубеждалоя в том, каким исключительным
знатоком музыки вообще и фольклора в
частности ‘является Климент Ефремович,
Он отлично разбирается в голосовых дан-
ных певцов, в вокальном мастерстве, в
том, как надо исполнять произведения.

него никогда не ускользнет никакая
фальшь. Любит и хорошо знает Климент
Ефремович также и. настоящие народные
пляски, в которых сочетаются лирика и
безудержное веселье. Не раз он предо-
стерегал руководителей ансамбля и тан-
цоров от увлечения трюкачеством, лихи-
ми «коленцами». В плясках, подчеркивал
он, надо стремиться передать их народ-
ный. характер.

Часто на приемах у товарища Вороши-
лова я спрашивал его совета относитель-
но: того, включать или не включать в ре-
пертуар какую-нибудь песню. Бывало, сам
Климент Ефремович, вспоминая какую-
нибудь песню, начинал ее напевать. В та-
кие минуты товарищ ‘ Ворошилов весь
преображалея; от него веяло  юношес-’
ким вадором, неподдельной радостью, чув-
ствовалась его большая любовь к песне.
	Неоднократно Климент Ефремович под-
черкивал: «Держите высоко знамя осовет-
ского искусства, искусства Красной Ар-
мии, ее замечательных певцов и” танцо-
ров, каких ‘нет и HO может быть в
армиях капиталистических стран»,
	Горячей любовью и признательностью
отвечает наш ансамбль на ваботу и вни-
мание товарища Ворошилова. Горячо` поз-
дравляя Климента Ефремовича с 60-ле-
THEM со дня рождения, я от имени всего
коллектива заверяю дорогого Маршала,
что наш ансамбль и впредь будет нести
музыкальную АО в ряды бойцов и
командиров родной Красной Армии.
	А, В. АЛЕКСАНДРОВ,
народный артист СССР, художествен-
ный руководитель Краснознаменного
ансамбля красноармейской песни и
пляски Союза ССР
	° Друг Ансамбля
	Незабываемые встречи
t   п
	Мне нё раз приходилось удивляться
тому, какое глубокое эмоциональное воз-
действие оказывает музыка на этого
сильного, мужественного человека, как
пленяет и восхищает она ето. Помню, что
в суровое военное время редкие мину-
ты отдыха он посвящал музыке, пригла-
шал меня и просил итрать. Особенно лю-
бил Климент Ефремович 6-ю рапсодию,
«Кемпанеллу» и парафраз «Риголетто» —
Листа и Лунную сонату Бетховена.

Товарищ Ворошилов часто говорил

мне:
	— Тебе нужно обязательно совершенст-
воваться. Вот кончится война, - поедем в
Москву и там будешь учиться. Вот кон-
чится война...

И при этих словах глаза Климента Еф-
ремовича светились добротой; он говорил
тихо и мечтательно, }
	Ворошилов очень любит украинские на-
родные песни и знает их великое мно-
жество.

: Ty
	Екатеринославе я встретился с изве-
стным певцом Михаилом Васильевичем
Бочаровым. В тот же newep я привел его
к Клименту Ефремовичу. Бочаров испол-
нял классический репертуар и очень по-
нравился Ворошилову. скором времени
	Ha вечере, посвященном первой годовщи?:
	‘не со дня ортанизации Конармии, он пел
сольную партию в написанной мною в
честь Первой Конной хоровой кантате. В
этот незабываемый для меня вечер Кли-
мент Ефремович долго говорил о громад-
ной роли оборонной песни, о патриотиче-
ских чувствах, которые она вызывает в
народе,

— Нужно обязательно писать -песни для
Красной Армии и о Красной Армии, —
товорил он, — писать много и хорошо.
	‘Tv .

Мне выпала честь встречаться с Кли-
ментом Ефремовичем и в последнее вре-
мя. Помню, как счастливы были участни-
‘ки руководимого мною джаз-оркестра Цен:
трального дома культуры железнодорож-
никон, когда на одном из концертов в
Кремле товарищ. Воропгилов вместе в ак-
терами пел песню «Винтовка» и шутливо
дирижировал оркестром ‘из зала.

Климент Ефремович очень любит де-
тей, ему доставляет много радости иг-
рать. и возиться с ними,

— Те песни хороши, -= часто говорит
он, — которые сразу же усваиваются
детьми. Это они являются самыми луч-
шими слушателями и деятельными про-
пагандистами песенного творчества.

Чудесные, незабываемые встречи ©
Климентом Ефремовичем  Ворошиловым
всегда обогащали меня новыми мыслями
для работы, освещали путь моей компо-
зиторокой практики, вдохновляли и все
ляли уверенность в своих силах.
	Композитор Д. ПОКРАСС
фк
	06 учреждении стипендий
_ Имени т, Ворошилова К, Е,
	В ознаменование 60-летия т, Климента
Ефремовича Ворошилова Совет Народных
Комиссаров Союза CCR постановил `учре-
дить стипендии имени ‘Ворошилова для
наиболее выдающихся учащихся в выс-
ших учебных заведениях:

в Военной Академии им. Фрунзе 10
стипендий по 900 рублей в месяц каж-
дая;

в Академии Механизации и Моторива-
ции Красной Армии им, И. В. Сталина
10 стипендий по 900 рублей в месяц
	пазьдая.
	В 1920 т, находясь в рядах Конной
армии в тор. Ростове-на-Дону, я написал
свои первые две песни. Случайно 06
этом узнал секретарь Реввоенсовета Пер-
Bott ной армии С. Н. Орловский, ко-
торый решил показать песни высшему
командованию армии. С глубоким волне-
нием переступил я порог большого зала
бывшей тостиницы «Палас», в которой
расположился штаб армии. В комнате
стоял рояль. Вскоре вошли товарищи
Ворошилов, и и Щаденко.

Климента ремовича вблизи я видел
	Климента Ефремовича вблизи я видел
‚впервые. Меня поразила удивительная
простота, с которой он держался. Боевой
руководитель армии носил обычное об-
мундирование с синими кавалерийскими
петлицами, без знаков различия. Вороши-
лов подошел ко мне, в его глазах побле-
скивали веселые огоньки. Он улыбался.
	— 9т0 вы написали песню 0 Первой
Конной? — спросил Климент Ефремович.
— Так точно, товарищ Ворошилов, —
ралюртовал я. — Я написал их даже две.

— Ну, что. ж. послушаем,

Товарищи Ворошилов, Буденный и Щ&а-
денко уселись возле рояля. Все еще вол-
нуясь, я взял порвые аккорды и своим
«композиторским> голосом исполнил пер-
вую песню, сейчас уже забытую, — «Мы
дети воли и труда». -

Сразу за этой песней я исполнил марш
красных кавалеристов, впоследствии из-
вестный под названием «Мари! Буденно-
го». Товарищу Ворошилову понравились
обе песни. Однако по поводу первой он
сказал, переглянувшись с Буденным:
	— Она, пожалуй, больше пехоте подхо-
дит. Ее удобнее петь шагая. А вот вторая
песня... ну-ка, пожалуйста, сыграйтёе ее
еще разик, :

Я сыграл, ; .

‚ —А вот вторая песня, — сказал Кли-
мент ‘Ефремович, продолжая начатую
мысль, — больше подходит нам, для
Конной армии.
	И товарищ Ворошилов вместе с С. М.
Буденным стали напевать мотив марша,
отбивая ритм и как бы подчеркивая ритм
движения конницы,

К Е Ворошилов и ТА
		тия, которые на до
пути его развития.
	Наиболее значитель-
	ИА ТЯ . Тс:

He этапы развития Центрального That
а Красной Армии овязаны, 6 именем
	него Тодт, Че ела.
поддержал ее. Забота о развитли искус:
ства Красной Армии проявляется TOBA-
рищем Ворошиловым изо дня в день, Его
энергии и заботам обязаны своим суще-
ствованием и дальнейшим все ок-
ружные армейские театры, Boe театры
нашею Военно-Морского Флота. Многие
из них превратились в полноценные твор:
ческие организмы, играют сейчас видную
роль в художественной жизни страны,
Эта неустанная забота о творческих кол-
лективах Красной Армии представляет
логическое следствие того огромного вни*+
мания и любви, которыми всегда шт
жал Климент Ефремович  красноармей:
скую и краснофлотскую художественную
самодеятельность. Когда Климент Ефре*
мович посещал то или иное подразделе»
	ние или корабль, он неизменно энакомил-
	ся самым внимательным ‘образом с ху“
дожественной самодеятельностью. Он ана-
ет лучших ее участников, отмечает их,
проявляя живейшее участие к судьбе
каждого.

` Климент Ефремович очень пристально
следит за развитием первенца в семье
красноармейских театров — Центрального
театра Красной Армии. К пятилетию су-
ществования театра товарищ Ворошилов
издал специальный приказ. «3a пять лет
существования, — говорится в этом при-
казе, — театр проделал большую работу
по культурному воспитанию бойцов Крас-
ной Армии. Центральный, театр Красной
Армии ‘сыграл большую роль в создании

ронной драматургии, в пропаганде 60-
`евой учебы, жизни и быта Красной Ар-
‘мии, ее героической истории».
’ Нужно ли говорить, о том, какую ра-
дость принес коллективу театра этот при-
каз наркома!

В памяти коллектива ЦТКА навсегда
останется тод, проведенный на Дальнем
Востоке, Эта работа принесла каждому
изо нас ненсчерпаемую творческую pa-
дость, отромную зарядку. Каждый из нас
прошел за этот год серьезную жизненную
школу, воспитал. и закалил свою волю,
еще горячее и беззаветнее полюбил свою
армию и свой народ. И воем этим мы
обязаны Клименту Ефремовичу Воропгилову,
ибо ему принадлежит мысль 0 поездке
театра на Далыний Восток.

Любому работнику театра внакомо ес-
тественное волнение перед _ премьерой.
Нам же предстоял ряд 0с0бо ответствен-
ных премьер перед требовательным крас-
ноармейским зрителем Дальнего Востока.
Это волнение вероятно почувствовал ©
присущей е прозорливостью Климент
Ефремович. Несмотря на свою огромную
занятость, он нашел время вспомнить 0
нас. В день нашего приезда в Хабаровск
пришла телеграмма-молния, слова которой
надолго  затали в сердце каждого ив
нас:

«Хабаровск. Дом Красной Армии. Цент-
ральному театру Красной Армии. Привет-
ствую коллектив нашего театра и желаю
успеха в работе, ва которую скажут свое
спасибо бойцы, командиры и. их семьи
там, на границах нашей любимой роди-
ны.

Народный Комиссар Обороны СССР
Маршал Советского Союза Ворошилов»,

Трудно передать то’ отромное чувство

радости и бодрости, которое влила в нас
эта телетрамма.. В ней мы нашли еще
одно подтверждение той заботы о людях,
которую народ назвал сталинской и ко-
торая. неизменно присуща лучшему co-
ратнику великого вождя, первому Марша.
лу Советского Союза.

Итоги нашей работы были подведены
приказом народного комиссара обороны
от 2 июля 1938 года. В нем говорилось:
«Своей работой Центральный театр Крас-
HOH Армии оказал значительную помощь
в деле боевой и политической подготов-
ки Особой Краснознаменной —Дальневос-
точной Армии», :

Трудящиеся советокой столицы, Крас-
ная Армия по праву гордятся ° замеча-
тельным дворцом, сооруженным для ЦТКА
на площади Коммуны.

Климент Ефремович находил время вни-

У Горького», картины М. И. Сидорова
«Ворошилов Ha охоте», В. С. Сварога
«Ворошилов на отдыхе в Сочи» и Н. Ф.
Денисовского «Ворошилов и Буденный
среди художников». Несмотря на ряд не-
достатков, это — лучшая из работ Дени-
совского. Удача этой картины в ве прав-
дивости, жизненности, хорошем портрет-
ном сходстве персонажей.

Ворошилов, Буденный и окружающие
их художники — А. Герасимов, Дени,
Кацман, Модоров, сам Денисовокий — по-
казаны на фоне большого архитектурно-
№ пространства конного манежа, К со-
жалению, картина излишне монохромна,
в ней нехватает, если можно так выра-
виться, живописной свободы, которая ху-
дожественными средствами подкрепила бы
интересную композицию.

Привлекает общее внимание какой-то
особой жизненностью и оптимизмом пан-
no B. O. Osapora «Ворошилов на отдыхе
в Сочи», Художник сумел передать и
радостное ощущение южного. солнечного
дня, и чарующие краски моря, и бодрую,
веселую фигуру Ворошилова на байдарке,
высоко взнесенной на гребень пенистой
волны.
	На выставке немало полотен и рисун-
ков, связанных с отдельными моментами
жизненного пути Ворошилова, Многими
художниками варисована та ВЫ
rae железнодорожного oma pena
Bopouraona 60 лет НЕНИЯ РОЛЬ сын
Клим (лучшая из этих зарисовок, оде-
ланная акварелью, принадлежит Е. 0.
Георгиевой), и та хата, где провел дет-
ские годы будущий полководец (лучшая
ев зарисовка сделана В. К. Бялыницким-
Вируля),

Ф. IL р, принадлежит кар-
тина «Ворошилов в Чердынской ссылке».
Здесь. сделана удачная попытка раскрыть
образ молодого Ворошилова, который по-
казан на фоне мягко написанного лесного
пейзажа и далеко уходящей реки, у
осеннего костра, в окружении любящих
его людей из народа. Такая же по-
пытка расширить  историко-биографиче-
скую зарисовку до масштабов подлинной
картины видна и в полотне молодого ху-
дожника И. Л. Пастернака «Ворошилов
в осылке в Холмогорах». Юный Вороптилов
изображен здесь в дружеской беседе с
северными рыбаками, ,

Лучшие из графических работ Dott me
тематики — рисунки С; (С. Боима «Обыск
у а рабочею Ворошилова» и
. H. Староносова «Ворошилов в ссылке
беседует © крестьянадги».
		Kath gp детали строительства здания. Лу,
но им разрешались вопросы не толи
принципиальные, но и Такие, Row,
  мнотим из нас’ казались ‘не столь будь
стванными, В самом деле, — думали +.
которые, — столь сли важна форм т
  конструкция стула в зрительном ваз
Однако Климент Ефремович  sarpete:.
‘образцы стульев к себе и лично утверул
самый удачный из них, обеспечизи
‘наибольшие удобства ‘зрителю. Hear.
кратно, в различные периоды строятеть
ства, Климент Ефремович бывал па строй.
ке. Месяца ‘за полтора ‘до открытия ть
атра товарищ Ворошилов ‘прнехал ц
стройку и детально осмотрел врительза
зал, сцену, ‘подсобные помещения,
Климент Ефремович много раз полу»
кивал, что надо предусмотреть все уду.
ства для зрителей,’ добиться тото, тих,
придя в театр, зритель ействительно уз
отдохнуть. Рассматривая мебель оритель
ного зала, ‘пробуя, удобно ли сидеть
креслах, Климент ‘Ефремович зы
 `свое  удовлетворение, но тут же обртц
внимание, ‘что отинки кресел We cory —
  хорошо ‘отделаны, ‘потребовал. устралеи /
найденных им ‘дефектов.
Перейдя из зрительного зала ва eyez,
товарищ Ворошилов предложил проверту
работу механизмов большого вращая
гося ‚ барабана-круга. Затем были изу
бованы «столы» —- под’емные илощим
сцены, Климент, Ефремович дал ряд во
кретных  ухазаний, в частности през»
жил установить специальные огравиз
тели, чтобы механизмы. под’емных 01010
автоматически. останавливались HA By
‘ном. уровне, Заметив” на сцене. кесколь
таллерей, расположенных этазжален, Клкима
Ефремович заинтересовался, как рабти
будут попадать во а спектакля п
тадлереи в галлерею. Узнав, что рабочих
придется взбираться на галлереи, раст»
ложенные на уровне 4—5 этажей, ок пы
требовал устройства специальных лифте»
под’емников для рабочих сцены.
’ Климент Ефремович внимательно 00%
тривал актерские комнаты, проявив були.
myn ваботу 06 удобствах, предоотавлеи
ных в новом здании артистическому те
соналу, Он пробовал, как действуют х/\
ны с холодной и горячей водой, пот
вен ли душ. Товарищ Воропгилов стили,
‘очень доволен ‘и ‘заметил: вто, пояалу,
самые лучшие артистические комнмы м
всех театрах Москвы.
Подробно расопрашизвал Климент +
MOBHY © спектаклях, которые тевтр па
мечал перенести на `` новую сцену, 9
пьесах, над которыми театр будет раб
тать в текущем сезоне. Он задавал, мно
вопросов, и все присутствующие чуть
вовали, как внимателен ент Ефремов

& нуждам и запросам театра.
	За несколько дней до открытия К.В
Ворошилов опять приехал в театр, «С;
pe открываете ` тватр? — спросил он. —

у, давайте посмотрим, как вы встретии
зрителя, который впервые придет в 3%
здание». Климент Ефремович вновь де
	тально осмотрел и сцену, и зрительный
зал, и многочисленные подсобные поме
щения. Интересовалея Климент Ефремови
Штатами, которые ‘будут обслуживать
	штатами, которые ‘будут  обслуживыз
зрителя, и снова подчеркнул, что все в
театре должно быть подчинено удобетвах
H интересам зрителя.
	Одновременно со. строительством HOBO *
	здания театра была начата по иници >
	тие К. Е. Ворошилова постройка ш/
площади Коммуны жилого дома для
тистов ЦТКА. Сейчас развернута moar’
товка к строительству второй очереди
жилого дома. Так Torapam Ворошиле
наряду с заботой о зрителе постоянно
проявлял огромное внимание к творческих
и бытовым запросам коллектива Цент
рального театра Красной Армии.

В нашей отране вое ставится на слул:
бу священному делу защиты родины,
Работники искусства горды своим пр
вом участвовать средствами ‘искусства 1
почетном деле защиты родины. Этому na
учила нас, это воспитала в нас вели
кая партия Ленина—Сталина и 66 вр»
ный сын К. ЕВ. Ворошилов, Sa ato ay
шлют свою ‘благодарность работники и _
куоств и от всего сердца змелают

там до 20 пейзажей. Е. А. Кацман ody:
вал в Ныробе и дал портреты мествы
старожилов, у которых Ворошилов ик
мал комнаты в годы своей ссылки. М1,
Кирсанов в своих пейзажах, сделаны
в бладородной серой гамме, изобрми
окрестности Чердыни и Пянтега. Волотох
ский художник Н, М. Ширякин покмм
дом в Холмоторах, где жил Ворошил
Г. С. Верейский предоставлен на и
ставке двумя прекрасными ‹ портрези!
Ворошилова, сделанными в характер!
aa этого художника форме aBTorHTOys,
ий,
В числе картин, не связанных с 01
HOH тематикой выставки, много пейзаж
Среди них выделяются работы В, В. №
Kopa («На Кавказе»), ‘В. H. Мешок
И. Ф. Титова, ярославском худож
А. Г. Гришина, Б. Н. Дейкина, В, ИМ!
пошкина, Ф, К. Лехта (акварель), ВП
Крымова, А. М. Лаптева (рисунок), 0.
Адлизанкина, Т. П. Чернышева («Kaper
ские пейзажи»), И. М. pia («Becca
бия») и ap. B xaprane M, B. O6oexct*
го «Ильмень-озеро» привлекает ев ромЁ
тический характер.
 В том же разделе выставки — ту
тельные «Цветы» М. 0. Сарьяна, eller
ны» и «Сирень JT, П. НЧАОВОКОС
«Розы» В. Ивановой, прекрасный err
Г, М. ITerans «Ha orgies, «Korot
базар» C. B. Tepacmrona, «dumuee y7?
К. K. Iecranona. Bee aro — sactepet
сделамные работы, ]
Слабее  на выставке отдел скультуй
Лучшие wa работ — конная с
«Амантельды» И. А. Андреева, mute”
ная по общему силуэту и pucyuny pease
RA с высоко ванесенной саблей, «05
нование ворошиловской кавалерия в 17
бол» Г, Коробко, оригинальная дер
тивная работа Фрих-Хара «Тигренок», 1
роший этюд. Д. П. Шварца «Диско
и, превосходная композиция «Готов к 17
ду и обороне» Н. Я. Данько. и
Особенно ‘привлекает внимание (0

Карла Маркса, сделанный из дерега 0: о
Алешиным. Скульнтор расоматривает ИТ че

работу как выполнение своего обещий“ `
данного в свое время В. И. Ленину. „
Выставка, посвященная 60-летию

ников на новые достижения И п.

K br
Ворошилова, будит мысль, толкает худ” Хе

BO na Be
эсего она указывает художникам и
обходимость гораздо больше углублть 1

vy BA

проблемы и жанры советского от бо

искусства. Предстоящие выставки woe ня

родина? и «25 ner РККА н Boewte    Or
ского Флота» должны войти в и

советского изобразительного искусотаа >

новый этал в развитии батальною жа on
Я РОМАС 1
			Когда в 1929 г. в Москву приехала ту-
рецкая делегация, Центральный дом Крас-
	ной Армии пригласил гостей посетить
	концерт театральных и музыкальных кол-
‚лективов ЦДКА, в том числе и нашего
ансамбля. Вместе с иностранными тостя-
	ми приехал К. Е; Ворошилов.
	Начался концерт. Сидя в первом ряду,
Я незаметно для присутствующих давал
указания ансамблю во врёмя его высту-
	пления. Вдруг я с удивлением заметил,
что ансамбль поет, не глядя На меня,
	не замечая моих указаний. Я обернулся
И увидел, что сидевший позади Климент
	Ефремович, который прекрасно знал во-
шедшие в наш монтаж боевые песни, сам
с места дирижирует ансамблем. Это на-
	Столько вдохновило наш небольшой кол-
	певтив, что выступление прошло с не-
бывалым до того успехом. Во время пер-
вой же нашей встречи с товарищем
Ворошиловым сказалась его огромная лю-
COB) к народным песням и пляскам.
	Шли годы. Ансамбль значительно pac-
ширил свой репертуар. Огромной лтепло-
той и заботой окружал нас все время
Климент Ефремович, интересуясь нашим
репертуаром и исполнением, постоянно
указывая, какие песни и как исполнять.
	Памятно наше выступление в Централь-
ном доме Красной Армии после заседа-
ния Реввоенсовета. Впервые нас cayurad
ropapum Сталин.
	После концерта, дружески беседуя. с Ha-
ми, Климент Ефремович спросил меня:
«Почему в репертуаре ансамбля так мало
народных песен и совершенно отсутствует
слассика?»,
	Я ответил: «Создавая наш ансамбль, вы
поставили перед нами задачу быть про-
патандистами, запевалами боевых песен о
‘Красной Армии. Вы потребовали от нас
не только сохранить лучшие песни, кото-
рые знают бойцы, но. и создать новые,
& вот народные пеони и классику вво-
цить в наш репертуар мы как-то не ре-
шаемся»,

Климент Ефрёмович посоветовал ввёсти
В репертуар лучшие народные песни, не
только ‘русские, но и других народов,
	а также классические хоровые _ произведе-
	ЦИЯ.
	Это указание любимого Маршала Совет-
ского Союза легло в ‘основу всей нашей
дальнейшей работы.
	В 1937 г. Краснознаменный ансамбль
	красноармейской песни и пляски Союза
	ССР готовился к гастрольной поездке в
Париж. На генеральной репетиции при-
сутствовал товарищ Ворошилов,
	Сейчас же после первого концерта в
Париже мы отправили в Москву телеграм-
„му, в которой рассказали товарищу
Ворошилову о первой встрече с зарубеж-
ным слушателем. В ответ мы получили от
Климента Ефремовича телеграмму, в ко-
торой он поздравил ансамбль и пожелал
нам дальнейших успехов. Телеграмма бы-
ла зачитана ансамблю перед открытием
занавеса в третьем концерте. Мы были
безмерно горды и счастливы поздравле-

нием товарища Ворошилова.
	19 азвтуста 1939 т, в Центральном до-
‚ме Красной Армии шла генеральная
репетиция. Многие песни еще нигде нами
не исполнялись. На репетицию приехал
товарищ Ворошилов.
	Просмотр закончился. Еще долго про-
должалась наша беседа с товарищем Во-
рошиловым. Неожиданно Климент Ефремо-
вич спросил, нет ли в ансамбле солистов
—исполнителей народных песен, не вклю-
ченных в наш репертуар. Тогда наши co-
листы спели песню ямщика «Степь да
стель кругом», песню о Степане Разине
‚и др. Прослушав их, Климент Ефремович
удивился: «Почему ансамбль не испол-
няет эти песни на своих концертах?».
	— Эти песни чересчур запеты, — отве-
тил я, — да и пели их раньше глав-
ным образом лишь В трактирах,
	— А тде же было их тогда русскому
человеку петь? — сказал товарищ
Ворошилов. -— Ведь нигде в другом месте
	в Артиллерийской  Академни Красной
Армии им, Ф. Дзержинского 10 стипендий
	по 900 рублей в месяц каждая; i
в Московском Авиационном Институте
им. С. Орджоникидзе 10 стипендий по
400 рублей в месяц каждая;
в Донецком Индустриальном Институте
им. Н. С. Хрущева. 10 стипендий по 400
рублей в месяц каждая. (ТАСС).
	стов, рисующих жизнь Военно-Морского
Флота.
	Церелом этот связан с инициативой
Военного совета Северного флота. Создан-
ная им бритада из 8 художников пред-
ставила на выставку результаты первых
месяцев своето пребывания на базах Ce-
верного флота. Больнгинство членов брита-
ды сравнительно недавно  соприкосну-
лось с морем и смотрит на свои карти-
ны как «на первую пробу пера», как
на этюды и эскизы к будущим комподи-
циям. Надо оказать, что это вступление к
задуманной художниками поэме о Север-
‘ном морском флоте заставляет с нетерпе-
‘нием ожидать продолжения. Чувствуется,
‘что Северный край покорил художников
и своей тематикой и огромными возмож
ностями чисто живописного порядка.

У каждого члена бригады свое TDOp-
ческое лицо. Г. Г. Нисокий, давно уже
связавший свою деятельность © морем
и запечатлевший на своих полотнах те-
матику четырех советоких морей, васлу-
зкенно пользуется репутацией лучшего
нашего мариниста. серии его новых
работ — «На Северных берегах», «Линко-
ры на рейде» и др., так же как в трип-
тихе А. А, Меркулова «Эсминцы на ба-
38> и в картине В. Ф. Штраниха «Пло-
вуче-ремонтная база Северного флота»
художники показывают мощь Советского

Союза как великой морской державы.
У М. В. Новикова и П. Т. Мальцева,

наоборот, видно тяготение к жанровым и
портретным композициям,  Пятилетнее
пребывание Новикова во флоте обогатило
его знанием морского быта; предоставлен:
ные им для выставки картины характе-
ризуют художника как наблюдательного
жанриста. П. Т, Мальцев показал инте-
ресный по композиции эскиз кв большо-
му полотну «Сталин, Ворошилов и Киров
на Северном флоте».

Опытный пейзажист и хороший знаток
старого Севера, В. В. Крайнев дополняет
бритаду. Ему принадлежат на ворошилов-
ской выставке (и будут принадлежать на
предстоящей выставке Северного флотя)
полотна, связанные с показом старого,
не освоенного еще большевиками Myp-
манского побережья. В бригаду входят
также молодой художник Н. И. Цейтлин
(пейзажи) и график В. CO. Бибиков, по-
казавший на выставкё хорошую линогра-
вюру «Ворошилов на маневрах Балтий-
ското флота».

Значителен по размерам раздел выстаз-
ки, показывающий Ворошилова вне при-
вычной боевой и государственной o6-
становки. Сюда относятся полотно ленин-
градокого художника А. Яр-Кравченко
«Сталин, Молотов и Ворошилов в тостях
	а, зерасимова
Фото Ю. Говорова
	_ Куложники-
‚К. Е Ворошилову
	Нроизведения, показанные на выставке,
носят .не ‘одинаковый характер. С одной
стороны, вдесь собран целый ряд поло-
тен, рисунков и скульптур, продолжаю-
щих развитие. батальной темы советского
изоискусства. Здесь имеются и полотна,
тематически. связанные с жизнью и рево-
люционной деятельностью Ворошилова в
дооктябрьской России. И третий, большой
раздел экопозиции составляют  проивве-
дения, которые художники, не работаю-
щие в области батального искусства, но
желающие выразить юбиляру свою’ лю-
бовь. и уважение, передали на выставку
как свои любимые произведения, — пей-
зажи. натюрморты и т. д.
	Внимание привлекает большой конный
портрет Ворошилова, написанный Г. К.
Савицким. Художник изображает
Ворошилова — виднейшего  организато-
ра вооруженных сил Советского государ-
ства и полководца. Ворошилов ‘изобра-
жен на фоне широко взятого пейзажа —
в окружении войск, готовящихся к GON.
	Интереонейшая и политически важней-
шая тема советского  героическото пор+
трета слабо раскрыта в нашей живописи,
Работа  Савицкою — один из опы-
тов в этой области. Задача других бата-
листов — подхватить эту тему м создать
целую галлерею героического портретного
жанра. Надо оказать, что многочислен-
ные на выставке портреты Героев Совет“
ского Союза, сделанные с ‘композицион-
ным и живописным мастерством, выпол-
нены, однако, в привычной манере «штат.
ского» портрета. Таков, например, порт-
рет Водопьянова м ленинградского
художника А. И: Лактионова, бюст Чер-
нопятко, сделанный А. В. Бабичевым, два
бюста белорусского скульптора 3. И. Ав-
тура, бюст седовца Германа, Ю. А. Кун
и др.

Советская героическая тема на выстав-
ке раскрыта в’ ряде тематических поло-
тен. @десь серия картин ленинтрадекого
баталиста М. И. Авилова, полотна А. К.
Жабы — «Воропгилов и Буденный у Бо-
риславля», А. П, Бубнова — «Ворошилов
на маневрах», В. В.  Карева—«Ворошилов
под Царицыным» ФА. Модорова —
«Вороптилов на маневрах в Белоруссии»,
полотна If. С. Добрынина и др. этих
	Имя Климента Ефремовича Ворошилова
тесно связано с историей советского
изобразительното искусства. Художники
хорошо. знают и помнят, что именно
Климент Ефремович был инициатором
крупнейших выставок, сыгравших вначи-
тельную роль в направлении советского
изобразительного искусства на реалисти-
ческий путь, — выставок, посвященных
юбилейным датам из истории  Рабоче-
Крестьянской Красной Армии и Военно-
Морского Флота. Всегда интересуясь рабо-
той  советоких художников, Климент
Ефремович не только подал мысль об
устройстве этих выставок, — он руково-
дил их подготовкой в 1923, 1928, 1933 и
1938 гт. следил ва работой жюри, влиял
на подбор картин, вникал даже в их эк-
опозицию.
	Beem памятны заботы К. Е. Ворошилова
0 создании советской батальной живописи,
о сооружении больших панорам, показы-
зающих героические страницы граждан:
ской войны — «Взятие Перекопа» и<0бо-
рона Царицына», его заботы о продви-
жении в массы картин первого советского
баталиста М. Б Грекова, отдавшего все
свои творческие силы изображению геро-
ической Красной Армии.
	„_ Мастера советского искусства любят
Ворошилова и в моменты творческих за-
труднений привыкли обращаться к нему,
ближайшему соратнику великого Сталяна,
за советами и руководящими указаниями.
Одним из проявлений этой любви и при-
знательности художника советской стра-
ны в тов, Ворощилову и является a
большая выставка, которая на-днях oT-
крылась в двух выставочных помещениях
	на Кузнецком мосту,
	картинах показаны сцены из жизни
Красной Армии, изображены отдельные
моменты из боевого прошлото Воропгилова
и его соратников. Это еще не разверну-
тые. картины героических боев, просла-
вивших Красную Армию и ев полководцев,
но некоторое приближение к ним.

Тема боев с белофиннами пока еще
слабо поднята и в живописи и в гра-
фике. Здесь все еще преобладают эпиао-
ды жанровою характера. К таким
произведениям относятся показанные
на выставке картины ленинградекого ху-
дожника, участника боев с белофиннами,
И. Н. Тарнятина — «Перед наступлени-
ем», ‹«Разведчик», «Овежие газеты H&
фронте» и др. В работах ленинградских
графиков зафиксированы и места герои-
ческих боев нашей славной Красной Ap-
мии; такова, например, серия автолито-
трафий П. П. Григорьянца «Места боев o
белофиннами», рисунки Б. И. Цветкова
«Сартавала», «Выборг» и др.

Лишь в скульптуре художники ближе
подошли к нёыпосредственно боевой тема-
тике. Мы имеем в виду HORSSREEY® He
выставке удачную композицию Е. Н. Пер-
сидокой и А. В. Андреевой-Петошгиной
«Взятие дота» (из работ ленинградском
конкурса на памятники героям боев с 6е-
лофиннами),

Как воегда,  овоеобразно подошел к
своей работе для выставки А. А, Пла-
стов, сумевитий сочетать батальный сюжет
с0 СвоёЙ любимой колхозной тематикой,
Его «Выводка коня» — одна из интерес-
нейших картин на выставке. Живо на-
писан колхозный конь, которого кресть-
яне готовят для Красной Армии, превос-
ходно показан типичный пейзаж русской
деревни,

ритинальна по разрешению. задачи и
небольшая картина А. Н. Попова (Ленин-
град) «Ворошиловские  №садники». Co6-
ственно, эт0 даже не законченная вещь,
а эскиз к хорошо задуманной картине,
Художник изобразил груплу деревенских
ребят, взобравшихся на лошадей; это —
будущие советские кавалеристы,

Эскиз И В. Евстигнеева  «Красноар-
мейский концерт» привлекает внимяние.
высокими художественными качествами.
Автор хорошо оправился с живописной
задачей — показать вечерний искус-
ственный свет на фоне густой зелени ли-
ствы парка, ускользающей от освещения.
. До последних лет одним из наиболее
отсталых жанров советской живописи и
графики была марина.  Ворошиловская
выставка свидетельствует, что и в этой
отрасли изобразительного искусства на-
ступает перелом. В выставочном ane
Всекохудожника показано свыше 30 хол-
	В ней участвуют живописцы, графики
и скульпторы Москвы, Ленинграда и со-
юзных республик. Здесь собраны сотни
работ, охватывающие все виды изобрази-
тельного искусства — живопись. акварель,
рисунок, травюру, литографию, монумен
тальную и камерную. скульптуру,  при-
кладное искусство. Недостаток помещения
не позволил показать вое то обилие кар-
тин, какие в последние недели непрерыв-
ным потоком шли в адрес Союза худож:
ников, возглавившего массовое движение
работников искусств.