23 ФЕВРАЛЯ 1941 г, № 8 (143)
	ВОСКРЕСЕНЬЕ,
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО р к,
		— Два месяца
	станцую лезгинку.
ют, что мы умеем
ватъ,
	аплодиоменталой. 919 ^—
выступление бойца, 12
дил 3 атаку, & во время
ха развлекал овоих 1
пляекой. ми
	«Партизан», 29%
ской авадемии ху
	не плясал, a VOLVAne
Пусть белофинны вна-
на только хорошо. в0е-
		товарищей
	Работа дипломника Тбилие
` художеств скульптора Рь М,

Шерозия
Фото Ю. Говоровь
	oO

п
	Работать артистам приходилось в небы-
	вало трудных условиях фронта. Они BH-
ступали под аккомпанемент баяна или
	гитары, где только можно — зв уцелев-
ших сараях, конюшнях или банях, на
чердаках, & чаще на открытом возду-
хе. на утоптанной снежной полянке, на
опушке леса, на платформе грузовика.
Они выступали в окопах, блиндажах и в
минуту опасности, взяв в Руки ВИНТоВ-
ки, сражались на передовых позициях ря-
дом с бойцами и командирами Красной
Армии. Суровые северные морозы, дохо-
дившие до 50°» темная полярная ночь,
отсутствие помещений — ничто не могло
сломить энергии и энтузиазма работни-
ков искусств. Можно привести отромное
количество примеров подлинного героизма,
проявленного в боевой обстановке акте-
рами.

Трескучий мороз. Из нескольких грузо-
виков, сдвинутых вместе, сделана «сце-!
на». Перед концертом артисты нарубили
еловых веток и украсили импровизирован-
ную эстраду, Свет рампы и софитов за-
меняют фары стоящих тут же машин,

Одна из бригад, в которую входили
солистки театра им. Кирова Лозовская,
Якобсон, жонтлеры 6р. Козловы, баянист
Шабанов и др.. выехав из финского се-
ления, занятого Красной Армией, застря-
ла в Пути.

Не теряя времени, решили обслужить
части, расположенные вдоль дороги. Тем-
`нело. Падали крупные хлопья снега и
ложились на защитную краску орудий, на
брезент, прикрывавший боеприпасы. Вда-
ли беспрерывно раздавались орудийные
валпы. Это наша артиллерия обстрелива-
ла белофиннов. Эстрада была устроена’
на трузовиках. Бойцы притащили ящики
из-пад консервов и устроили ступеньки,
чтобы актерам было“ легче подняться HA
сдвинутые вместе машины.

После концертов артисты тут же, у ко-
стра, ложатся спать на сосновых и ело-
вых ветках, оставив дежурить  дневаль-
ных.
	Часто выступления ленинградских арти-
стов прерывались приказом: «По самоле-
там». И зрители улетали сбивать финские
самолеты, & артисты укрывались в лесу,

Бригада, ‘составленная из артистов
Ленинградского малого оперного театра,
приехала в один из полков, героически
форонровавший озеро и  штурмовавший
доты. Полк был уже отведен на отдых.
Для людей, находившихся в лесу, в вем-
лянках, приезд артистов был полной не-
ожиданностью.

Из землянок выходят бойцы, команди-
ры. Завязывается теплый товарищеский
разговор, расспрашивают о ленинградских
новостях. Начался концерт, Балерина Все-
волжекая исполняет лезтинку. Из толпы
раздается голос: «Постойте, не уходите, я
буду плясать тоже, давайте соревновать-
cals Бойцы рассмеялись. На площадку,
составленную из грузовиков, вскочил крас-
ноармеец Клавладзе.
	Великие исторические задачи, поставлен-
	ные партией и советским правительством,
решила за последние два года доблестная
Красная Армия, освободившая миллионы
трудящихся из-под гнета польских панов
и румынских помещиков, обеспечившая
	безопасность города. Ленина.

Работники советского искусства вновь и
вновь продемонстрировали огромную лю-
бовь и преданность Красной Армии, неру-
шимость традиционной дружбы, умение в
новых условиях, в боевой фронтовой 06-
становке вести большую работу по куль-
турному шефству над Красной Армией.
Вместе с частями действующей. Красной
Армии работники искусств приняли уча-
стие в освободительном походе в Запад-
ную Украину, Западную Белоруссию, Ce-
верную Буковину, Бессарабию. Вместе с
Красной Армией работники искусств про-
шли весь ее героический путь: Утром ча-
сти Красной Армии вели бои, & вечером
в освобожденных городах и местечках вы-
ступали артисты, являясь’ одновременно
атитаторами и пропатандистами. Они не-
сли освобожденным братьям слова прав-
ды о жизни страны Советов. ‘

Когда начались военные действия на
финском фронте, работники искусств 10-
рода Ленина вышли в поход вместе с
	бойцами, командирами и политработника-
	ми Красной Армии.

Уже в первые дни ГПолитуправление
Ленинтрадекого военного окрута и Ленин-
градокий дом Красной Армии стали по-
	лучать отромное количёство заявлений от
	тоатров, отдельных коллективов,  масте-

ров искусств © просьбой направить их
в части действующей Красной Армии для
	летворить всех работников искусств горо-
	да Ленина, желавших отправиться на
фронт. Первые концертные бригады были
посланы в Мурманск, Кемь, Петрозаводек,
Медвежью Гору, Волховстрой, на  Карель-
ский перешеек, откуда они продвигались
вместе с частями Красной Армии.

Трудно передать восторг, который охвз-
тывал артистов при известии, что их по-.
сылают на фронт. Они стремились как
можно скорее прибыть на место, чтобы
выступать в частях, героически сражаю-
щихся с‘ белофиннами. Использовались
все виды передвижения — поезда, авто-
машины, лошади. Куда на лошади про-
ехать было невозможно, мнотие бритады
добирались пешком.

Отправляясь на фронт, бригады арти-
стов заключали договоры на социалисти-
ческое соревнование и брали на себя обя-
зательства: выпускать боевую походную
листовку, поддерживать дисциплину на
уровне дисциплины частей Красной Ар-
мии, выступать в любых условиях, сох-
раняя высокое мастерство исполнения,
вести массово-политическую работу среди
бойцов.
	ставку, посвященную К. В. Ворошилову,
сделали правильное замечание, что на ней
почти не показана мощная, оснащенная
новейшей техникой Красная Армия наших
дней, не отражены боевые подвиги, по-
крывшие неувядаемой славой полки и ди-
визии Красной Армии, корабли Военно-
Морского Флота в последние годы. Худож-
никами еще не созданы сложные баталь-
ные композиции, которые запечатлели бы
победоносные битвы у озера Хасан, у
Халхин-Гола, в памятные дни освободи-
тельного похода против панской Польши,
в дни славных боев на Карельском пере-
шейке. Художники обязаны создать порт-
ретную галлерею героев. Это одна из оче-
редных задач.

Батальная живопись — проблема увле-
кательная ‘и насущная. В ней заложены
богатейшие возможности для художника.
Она требует вместе .с тем высокого мастер-
ства, больших специальных знаний и то-
то полета мысли и воображения, которым
владел в высокой степени, например, `Су-
риков, создававигий свои замечательные
поэмы о героизме русского народа.

Комитет по делам искусств и орткомитет
Союза ‘советских художников СССР созы-
вают в этом году всесоюзное совещание
наших баталистов и маринистов, где бу-
дут обсуждены и теоретические и практи-
ческие вопросы советского батального ‘ис-
кусства. Художники выдвигают предложе-
ние об организации в Москве творческого
центра баталистов, о создании здесь опе-
циальной студии батальной живописи, & в
Ленинтраде — центральной студии худож-
ников Военно-Морского Флота,

На недавнем заседании президиума орг-
‚комитета Союза художников СССР, посвя-
щенном вопросам оборонной работы, пра-
вильно было отмечено, что в своей массе
художественное качество налшей оборонной
картины, за исключением нескольких из-
вестных всей стране полотен, значи-
тельно ниже общего уровня советского
‘изобразительного искусства. Ближайшие го-
ды должны быть годами углубленной ра-
боты в области оборонной темы. Художни-
ки должны не только воскресить лучигие
страницы славного прошлого нашей стра-.
ны, но и показать героику наших дней, _
создать первоклассные произведения, MO-
‘билизующие. народ на защиту родины, под-
нимающие патриотическое чувство.

Здесь открывается огромное поле для
деятельности оборонных комиссий респуб-
ликанских, краевых и областных союзов
художников

Правильно поняла направление своей
деятельности оборонная комиссия Ленин-
градского союза ‘художников, когда она
вовлекла буквально всех скульпторов в ра-
боту над проектами памятников бойцам,
погибшим в боях с финскими белотвар-
дейцами. О том же свидетельствует и дру-
roe начинание Ленинтрадского союза —
‚составление большого художественного
альбома, посвященного Героям Советского
Союза, альбома, где герои были бы пока-
заны в момент совершения прославившего
их подвига.

Значительная творческая работа проде-
лана бригадой художников, прикреплен-
ных Народным комиссариатом Военно-
Морского Флота СССР к Северному Воен-
но-Морскому Флоту. Художники А. Мерку-
лов, В. Штраних, Г. Нисокий, В. Бибиков
и другие уже показали первые итоги сво-
его труда, организовав в наркомате инте-
ресную выставку.

Союз художников Узбекистана поставил
перед собой интереснейшую задачу созда-
ния панорамы, посвященной боям с Gac-
мачеством.

Все эти факты, число которых. можно
удвоить и утроить, неопровержимо свиде-
тельствуют о том, что союзы художников
серьезно. берутся за создание советских
оборонных произведений, В этом направ-
лении должна быть развернута и подго-
товка выставки «Наша родина». Дело твор-
ческих союзов — помочь художникам в
решении ряда принципиальных, теорети-
ческих вопросов, встающих в процессе
практической работы над оборонными по-
лотнами, скульптурами и рисункадги,
	Заслуженный деятель искусства
		Художники
И. ТИТОВ, Я. РОМАС
	ОБОРОНА ОТЕЧЕСТВА И ЗАДАЧИ
KY OMHUKOB
	В дни, котда вся страна отмечает ХХШ
годовщину нашей могучей Красной Армии
и Военно-Морского Флота, хочется подве-.
сти итоги деятельности художников, по-.
священной обороне  социалистического
отечества. Хочется также подчеркнуть серь-
езные недостатки, еще имеющиеся в на-
шей творческой работе, посвященной
Красной Армии, и наметить пути к их
устранению.

Крепка любовь и дружба, которая свя-
взывает коллектив советских художников с
нашей родной Красной Армией и Военно-
Морским Флотом. Связь эта из года в год
растет и крепнет. Становаятся` хорошей
традицией творческие поездки художников
в красноармейские латери, на корабли на-
шего ‘флота, Художники знакомятся с во-
енным и морским делом, овладевают бое-
вой техникой, чтобы в нужный момент
во’ всеоружии военных знаний и опыта
выступить на защиту социалистической
родины, р

Растет и военно-шефская деятельность.
Расширяются кадры` живописцев, скульп-
торов и графиков, с увлечением отдаю-
щихся этой работе. Видоизменяются и раз-
нообразятся самые формы культурното
шефства. Если несколько лет назад основ-
ным видом шефской ` помощи художников
Красной Армии являлось оформление лет-
них лагерей, призывных пунктов и крас-
ноармейских казарм, то сейчас на первом
месте работа художников по руководству
красноармейской изосамодеятельностью. °
	В одной только Москве художники ра-
ботают в 9 красноармейских изостудиях.
Шестой roy существует ‘студия (им.
Грекова, которая сумела об’единить боль-
шое число талантливых красноармейцев-
художников и привлечь к руководству
квалифицированных мастеров советской
живописи. Красноармейскими студиями
художники, поди в Киеве, Ташкенте,
Ярославле, Ростове, Тбилиси и т. д.
	_ В Москве, Горьком и других городах
творческие союзы вплотную взялись ва
регулярное устройство в красноармейских
частях выставок крупнейших мастеров со-
ветского искусства.
	Шефеокая работа художников не раз от-
мечалась в приказах военного командова-
	ния. Десятки почетных грамот получены
	художниками Москвы и периферии от во-
енных округов.
	Шефоство над частями Красной Армии—
важная и ответственная часть оборонной
работы художников; ее надо распгирять,
улучшать, вовлекать в нее все большие и
большие кадры творческих работников.
Но нельзя думать, что. этим должна огра-
ничиваться и исчерпываться вся оборон-
ная деятельность художников. Основная
задача творческих союзов в области 06о-
ронной работы состоит в том, чтобы мю-
билизовать художников на создание про-
изведений искусства, посвященных Tepou-
ческой Красной Армии и Военно-Морско-
му Флоту. Те союзы, которые прекрасно
организовали культурное шефотво над
Красной Армией и ничего не сделали для
создания оборонной живописи, графики,
скульптуры, — не выполнили своей пря-
мой обязанности как творческие союзы.
	Оборонная тематика, мобилизующая ши-
рокие народные массы на защиту страны
социализма, начинает занимать все боль-
шее место в творчестве художников столи-
цы и периферии. Показательна в этом от-
ношении деятельность такого союза, как
Горьковский. Полтора года назад здесь
прошла 5-я областная выставка, подвед-
шая итоги работы местных художников.
На ней преобладали пейзажи, натюрморты
и полностью отсутствовали тематические
оборонные произведения. Сейчас в Горь-
ковской области над полотнами оборонно-
то значения работают 20° художников.
Горьковский союз художников готовит ко
Дню авиации — 18 августа — специаль-
ную оборонную выставку, связанную с
деятельностью великого летчика нашего
времени В. П. Чкалова.
	Нример гор. Горького типичен в том OT-
ношении, что аналогичные процессы про-
исходят и в других — республиканских и
областных — союзах художников. На ярос-
лавской художественной выставке «Наша
область», открывшейся в прошлом году,
был уже большой раздел оборонных про-
извелений. Были показаны и эпизоды граж-
данской войны, и события недавних дней,
	прославившие Красную Армию. В Киеве
	была устроена выставка портретов Героев
Советского Союза. В Москве в день 60-ле-
тия К. Е. Ворошилова открылась всесоюз-
ная выставка, на которой показаны. но-
вые работы художников Москвы и пери-
ферии на оборонные темы.
	Коллектив художников (Г. Савицкий, В.
Сварот, Н. Христенко, Б. Иотанеон, П. «Со:
колов-Скаля, Н. Горелов, А. Куликов, Л.
Танклевский) закончил ко дню ХХШ 1о-
довщины Красной Армии эскизы панора-
мы «Штурм Перекопа».
	Сейчас уже можно назвать десятки кар-
тин, рисунков и скульштур, в которых от-
разжена героическая тема и наших дней и
славного революционного прошлого нашей
родины. Работы эти ‘известны и их не
стоит перечислять. Но всего этого явно
недостаточно — и в количественном, а
тлазное в качественном отношении.
	Советские художники создали ряд поло-
тен, показывающих Красную Армию на
учебе, на маневрах, на отдыхе, но произ-
ведения собственно батального жанра на-
считываются единицами. Представители
военного командования, посетившие вы-
	Я

Г
	концертных бригад, чтобы бойцы и коман-
диры могли весело встретить новый тод в
обществе своих шефов. Была послана
бригада Ленгосострады в Петсамо. Акте-
рам выдали гранаты, посадили В танк и
отправили в путь. Трое суток добирались
они до Петсамо и’ встречали новый год.
вместе с бойцами и командирами Красной
Армин. 34 концерта дала эта бригада на
передовой линии фронта.

г + по мда
	Разрывались снаряды, шел ожесточ-
#1 бой. Было отчего струсить людям,
‚ этого знавшим лишь бутафорское ору

ие. Акте предложили перейти на два
oF owt! Rrepam никто WS НИХ Не принял
	И в просторной конюпгие далеко oS
ne oman Hnatterean ww BerxoBesd,
	полночь звучали Крейслер и 261598°*%
арии из классических опер, песни созет-
ских композиторов. Артистка театра им.
Кирова Лозовская вышла на сцену в Ba-
ленках, поеживаясь от холода. Но дела
она так, как давно не пела даже у о6-
бя в театре. Бойцы, сидя на полу, ©лу-
шали, затаив дыхание. Кто-то чиркнул
спичкой и ето сердито хлопнули по плечу.
	Когда артисты возвралцались, их преду-

ед
	преждали об опасности: в лесу, который
они должны пересечь, могут встретиться
белофинны. Но артистов это не смущало.
Атмосфера спокойствия и уверенности,
царившая на фронте, заражала всех, кто
туда попадал.
	да попадал. .
В другой части, под открытым небом

Тисты тватра им. Кирова Бухе и Co-
	артисты театра им. парора 24? в +
ловьев исполняли украинский гопак в тех
же костюмах. в каких их Привыкла ви-
деть ленинградокая публика, И глядя на
этот замечательный танец в лесу, каза-
лось, что не так уж холодно ‘на суровой
земле Суоми.
	та. В землянке не то что стоять, но и
сидеть можно только пригнув голову. Мо-
лодой жонглер Козлов, стоя на коленях
на земляном полу, мастерски жонглирует
шарами. Его освещают два фонаря <Ле-
	тучая мышь» и ручные фонарики коман-
диров. Вокруг слышна артиллерийская пе-
	рестрелка-

Станция Рауты, бывшая шюцкоровская
баня. В предбаннике — актерская y6op-
ная, на полках — публика, на земляном
обледеневшем полу — сцена. Выступает
	бригада Ленинградского дома работников
искусств в составе: Вечесловой, Тенина,
Сухаревской, Бениаминова, Лецкого и др.
Идет скетч, в котором показано, как Ман-
нергейм приехал в Париж, к бывшему
польскому президенту Рыдз-Смиглы посо-
ветоваться, как избавиться от Красной
Армии. Умудренный опытом Рыдз-Смиглы,
под дружный хохот бойцов и командиров,
	дает Маннертейму совет скорее бежать от
Красной Армии. После скетча выступает
	балерина Т. Вечеслова. Она танцует и по-
ет. Ее долго не отпускала дирекция те-
атра. так как был  об’явлен спектакль
«Лебединое озеро» с ‘ее участием. Но ар-
тистка предпочла выступать на  Ладож-
ском 03ере и не только танцовала, но и
пела.

По серым холодным волнам Финского
валива несется маленький пароходик. Вол-
ны заливают палубу. Кажется вот-вот они
спрокинут суденышко. В ‘крохотной каюте
— несколько человек с чемоданами. Это
бригада артистов  МЛенгосэстрады под
руководством Минина и Кремотат, направ-
ляющаяся на острова, занятые Красной
Армией. Советские артисты были первы-
ми штатокими людьми, которых бойцы
	  увидели после долгого перерыва.
	Можно. привести еще много фактов ге-
роической работы мастеров искусств в. ча-
стях Красной Армии во время боев 6
белофиннами. Приезды артистов на фронт
неизменно ‘были радостным событием в
жизни каждой воинской части. Радушно
встречали бойцы артистов, утощали из
	К тому же число композиторов, пишу-
щих марши для духовых оркестров, недо-
статочно. Они хорошо известны, Это —
3. П. Фельдман, С, А. Чернецкий, А. Г.
Новиков, Ю. А. Хайт, Н. П. Иванов-Рад-
кевич, К. Я. Листов, Д. Я; Покраос, В, Я.
Кручинин... Они работают в своей области
плодотворно и серьезно; отличной «лабо-
ралорией» для создания маршей является
духовой оркестр’ Наркомата обороны.
	Композиторы, пишущие мариги, обычно
исходят из интонаций советских массовых
песен. Это и правильно и вместе с тем
в какой-то мере суживает творческие
возможности. Используются в большинстве
случаев лишь русские народные мелодии,
музыкальный же фольклор других наро-
nos CCCP остается, нередко, вне meng
зрения. Насколько же плодотворно может
быть обращение к мотивам национальното
народного творчества, видно хотя бы на
примере работы композитора А. И. Xa-
чатуряна («Зантезурский марш»). Наконец,
мало используется замечательное класси-
ческое наследие (скажем, марши Шубер*
та, Берлиоза). Между тем вдумчивое, вни-
мательное изучение классиков значитель:
но расширило бы илтонационную сферу
	композиторов, пишущих для духовых ор.
кестров.
	Массовые оборонные песни,  походные
марши и другие произведения для духо-
вых оркестров — дело очень большое;
очень вазкное. К нему должно быть при-
влечено внимание и тех композиторов,
	которые до сих пор не работали в этой
области.
	Оборонная тема налила свое выражение
	и в крупных хоровых и симфонических
произведениях.
	Как и в массовых песнях, советские
композиторы еще’ не сумели воплотить с
достаточной художественной силой, не. су-
мели показать в своих симфониях и орато:
риях героизм советских людей, их безза-
ветную преданность родине, не смог-
ли отразить подвиги замечательных полко-
водцев Красной Армии, исторические. бои

родину. В таких произведениях, как
«Алекоёндр Невский» и «На поле Кулико-
вом», есть черты, которые должны были
бы стать важными в симфонических и
ораториальных произведениях на оборон-
ную тематику. Речь идет о теме патрио-
тизма, теме преданности родине и готов:
ности жертвовать жизнью BO имя ее
защиты от врага. Однако произведения
Прокофьева и Шапорина обращаются к
давним историческим событиям. Советские
композиторы, работающие в области орв-
ториального и симфонического жанров,
должны в первую очередь стремиться. к
	тому, чтобы в таких произведениях была
	отражена героика наших дней.
	своих котелков, уступали лучшие Мот у
костров, в землянках или полуразрутел
ных домах, тде они устраивались на 50-
	роткий отдых.
Работа в боевой OGcTaHOBRe принесла
	отромную пользу. самим артистам. Ha
фронт уезжали незнакомые между cabot
люди, случайно соединенные в одну
бригаду, & возвращались спаянным, TH

ным коллективом.
Возвратившись из поездки нА фролт,

один из певцов говорил: «В обычное вре
мя ходишь зимой на работу и боишь.
ся рот открыть, Чтобы не простудиться,

в здесь на фронте полным голосом пом
жк Biyero. Com
	мя ходишь зимой на Ррао0ту A UND
ся рот открыть, чтобы не простудиться,
а здесь на фронте полным голосом пом
на открытом воздухе — и ничего. Спях
вповалку по 15 человек, так тесно, что
жать можно только на боку, — и HE
чего; С’ радостью я вновь и вновь буду
выступать на ponte перед бойцами».
	Опыт шефокой работы артистов в
вых условиях позволяет указать и на ря
недочетов, которые следует устранить. 0
	новная трудность заключалась в отсут
вии хорошего политического репертузра
Фронт требовал новых тем, которых ино
тда не оказывалось в репертуаре. наших
артистов. Нужны рассказы, стихи, песня
	уртистов. Нужны рассказы, стихи, пей
о любви к родине, о бевзаветном мужкт
не, о героизме пролетарских полководцев.
На ярких примерах надо учить и восли.
тывать наших командиров. Бойцы ждали
песен о героях борьбы с белофиннами, 0-
троумных частушек, а вместо этого брига-
ды им привозили иногда AHI «запетые»
оперные арии. Случалось и так, что 13
части уезжала бригада театра им. Кирова,
приезжала бригада Малегота, а репертуар
оставался один и тот же.

Репертуар, нужный на фронте, надо го-
товить в мирной обстановке.

В дни боев с белофиннами на передо-

вых позициях артисты превосходно пока \

зали свое   искусство. И. надо’ прямо ска-
зать, чтоискусством танца, пения, чтения
они владели гораздо лучше, чем uckyoct-
BOM стрелять из нагана, винтовки, пуле-
мета. Некоторые не знали даже элемен:
тарных правил маскировки. Бывали слу.
чаи, когда нужно было «рассредоточить“
ся», Но для многих артистов этот термия

был непонятен, и даже после TAK.

команды они попрежнему стояли кучками.

Работники искусств, готовясь к обелу.
живанию Красной Армии в боевой 0бота-
новке, должны не только иметь острый,
актуальный репертуар, они должны на

Учиться стрелять, знать элементарные
правила маскировки. `Тогда артисты смо

тут еще лучше обслужить части  Краевой
Армии, будут всегда в мобилизационной

готовности.
И. РОГИНСКИЙ,
старший попитрук
		Нет оерьезных ‚причин, которые опа»
дали бы отставание советских комповито
ров в области оборонной тематики, 214
симфония Мясковского, 5-я Шостаковизь,
симфония Мурадели, «Поэма о Cras
Хачатуряна — произведения,  отличаг
щиеся ощущением нашего времени, {т
лософокой глубиной ‘и содержательность
„Но это означает, что наши композиторы
в. состоянии поднять в своих произв»
ниях и оборонную тему.
	Оборонная тема в области советский
симфонизма и ораториальното творчест»
может иметь самое различное выражети
Это может быль и марш для духовою 9
кестра, и сюита изобразительното ха
тера, и большая программная балальнои
характера поэма. В классическом #
следии есть немало великолепных
paatios батальной программной  музым

аковы, ‘например, «Полтавский 00}
опере’ «Мазепа», «Сеча при Керженце!
«Сказании о граде Китеже» x ap. Ila
‘вого рода произведения мотут быть 09%
ны и на’ новом интонационном матер
ле. Однако и это не будет еще охот
тельным и полным решением проблех
Героические темы налиего времени я
ются центральными для советскою ©
‘фонизма, и поэтому задачи обороннойх
зыки окрещиваются с общими заду
создалия тероической симфонии,

Большое количество’ опер, появивиияй
за последние годы, посвящено греллй
ской войне. Вряд ли есть необходимо?
возвращаться в данной статье к давно”
ставшим общеизвестными вопросам #7
кой дискуссии. Достаточно будет ста i
что при всей актуальности тем, кот”
затрагиваются нашими оперными коми
торами, ни героика тражданской войны, И
тем более тероика наших дней не 27
чила до сих пор в опере своею дит”
ного воплощения, С тем большим лев
нием ждем мы завершения работы
овыми операми, посвященными 004”
Фрунзе, Орджоникидзе; с тем больших”
терпением ждем мы героических 00
ных опер на современные темы, 0:7
преимущественно пишутся оперы о
бываемом прошлом нашей страны я й
рода. Советские композиторы долин“
здавать оперы на сегодняшнем мазей“
оперы, в которых отражалась бы КИ
наших дней, идея несокрушимости м
ронной мощи социалистического 01697”

Подлинно советокое искусство — 2
отво собранное, боевое, целеустремле””
Таким образом ‘весь фронт искусств 007”
ской отраны по’ существу слули И
обороны. Особенно это относится к 17
ведениям героическим,

Б. ШЕХТЕР
	_ Оборонная тема в музьше
	История советской оборонной музыки в
основных своих этапах совпадает с герои-
ческой историей нашей славной Красной
Армии. Массовая оборонная песня родилась
в суровые годы гражданской войны, при-
чем некоторые из созданных тогда песен
(например, «Марш Буденного» Дм. Покрас-
ca) выдержали’ долгое испытание вре-
менем ‘и дожили до наших дней,
	С тех пор оборонная тематика вошла
в плоть и кровь советского музыкального
творчества. Трудно назвать композитора,
который когда-либо в том или ином му-
зыкальном жанре не соприкасалея бы с
темами, посвященными патриотической те-
ме защиты социалистической родины от
вражеских сил.

Крупнейшие советские композиторы об-
ращались в своем творчестве к тематике
тражданской войны, к темам, связанным
со строительством Красной Армии, совет-
ских военно-воздушных сил, нашего воен-
но-морского флота.

На этом пути советская музыкальная
культура насчитывает целый ‚ряд творче-
ских достижений. Достаточно упомянуть
такие песни, как «Конная Буденного»
А, А. Давиденко, «Крылья Советов» Н. Я.
Мясковского, «Полюшко» Л. К. Книппера,
«Бейте с неба, самолеты» А. В. Александ-
рова, «Тачанка» К. Я. Листова, «Если
завтра война» и «Конноармейская» бр.
Дм. и Дан. Покрасс; симфонии Л. К. Книп-
пера (наиболее удачная среди них «Поэма
о бойце-комсомольце»), `16-я симфония
Мясковского, навеянная образами наших
славных летчиков, и его же 19-я симфо-
ния, специально напиюанная для духово-
го оркестра одной из красноармейских ча-
стей, и многие другие произведения, в 68-
мых разнообразных жанрах.
	Сентябрьские дни 1939 года явились
еще одной проверкой для советских ком-
позиторов, готовых поставить свое твор-
чество на службу Красной Армии, под-
чинить его целям обороны социалистиче-
ской родины, Немедленно после начала
освободительного похода Красной Армии
в Западную Украину и Западную Бело-
руссию Союз советских композиторов, .сов-
местно с Политуправлением РККА, органи
вовал пятидневный конкурс на походные
марши и у произведения оборонного
жанра. Несмотря на свою кратковремен-
ностБ, этот конкурс дал положительные
результаты и показал высокую творче-
скую активность композиторов, создавших
ва пять дней значительное количество
сочинений для Красной Армии, Мното
новых походных песен и маршей было
	нелгисано советскими композиторалии непо-   Bors немало оборонных пеосн, в основу
	средственно в чаютях  Краснюй Армии.

Несколько позднее, весною 1940 г., члбё-
ны Московского союза советских компози-
торов встретились с руководящими работ-
никами Политического управления Красной
Армии. На этом совещании была постав-
лена задача создания произведений, в ко-
торых отразились бы славные подвиги на-
ших бойцов у Хасана, Халхин-Гола, в За-
падной Украине, Западной Белоруссии и
Финляндии. Тотда же было решено ссста-
вить в течение лета 1940 года краснофлот-
ский и RpacHoapMehonat сборники оборон-
ных песен.

Но одна лишь активность композиторов
н большое количество налтисанных ими
оборонных произведений еще не решают
вопроса. Качество оборонных песен до сих
пор заставляет желать лучшего; лишь
немногие среди них по-настоящему стали
достоянием ‘масс, Великие’ героические со-
бытия не нашли еще полноценного отра-
жения в массовых оборонных песнях. Ком-
позиторы не справились с ответственной
задачей художественного воплощения героя.
налиего времени, обрисовки волевых ка-
честв советокото человека, отважно cpa-
жающегося во славу своей родины, во имя
великого дела ина— Сталина. А ведь
такие песни ‘должны были бы сталь па-
_мятниками великим событиям, жить как
символы побед народа над врагом.

Есть еще одно важное обстоятельство,
которое обычно не учитывается компози-
торами, работающими в области оборон-
ной песни. За последние годы неузназвае-
мо изменилось лицо налией армии, неиз-
меримо возросла ее техническая мощь, ее
боевая оснащенность, колоссально вырос
ее культурно-политический уровень; da
всем этим новым советские композиторы
не поспевают; в представлении большин-
ства из них Красная Армия остается та-
кон же, какой была несколько лет назад.
	На напгих тлазах в массовом песенном
творчестве произошли значительные сдви-
ги. Завоевали всенародную заслуженную
популярность песни И. 0. Дунаевского,
братьев Дм. и Дан. Покрасс, К. Я. Листо-
ва, А. В. Александрова и некоторых дру-
гих композиторов. Однако потенциальные
творческие возможности, заложенные в
этих песнях, не были реализованы; эти
песни брались лишь как стандарт для
подражания. Появилось великое множест-
во песен, похожих одна на другую. Не вое
они были сами по себе плохи. Но, увы,
	интонационная основа их была одна и
та же.
	которых положены народные попевки. Это
замечательное качество не случайно, и
именно лучшие массовые песни содержат
элементы музыкального фольклора. Одна-
ко существует немало песен, построенных
на псевдонародных мелодиях.

Советские композиторы, работающие в
области массовой песни, обязаны стремить-
ся к тому, чтобы произведения их были
совершенны по форме, обязаны уделять
серьезное внимание поискам нового му-
зыкального языка. Песни Дунаевском,
Александрова, Покрассов и A на-
ших комитозиторов-песенников должны по-
служить лишь трамплином для собетвен-
ных исканий. И это вовсе не единствен-
ный источник, Почему, скажем, наши коу-
позиторы, работая над расширением ин-
тонационной сферы своего творчества, не
вспомнят о песнях Давиденко, о валадно-
европейских революционных песнях с их
большим ритмическим своеобразием, о ота-
рой боевой революционной песне и т. д.

Разумеется, речь идет не о заимствова-
нии интонационных и ритмических 060-
бенностей этих песен, не о механическом
подражании, но о расширении границ
жанра путем внедрения в него новых ин-
тонационных элементов.

Значительных успехов’ добились совет-.
ские Композиторы в работе над оборон-
ными лирическими, развлекательными, эс-
традными песнями. Эти произведения с0-
действовали улучшению работы красноар-
мейской художественной самодеятельности
и красноармейских ансамблей песни и
пляски.

В то же время рост красноармейской
художественной самодеятельности ставит
перед советскими композиторами вопросы
важные и неотложные. есятки тысяч
кружков художественной самодеятельности
в Краснюй Армии и Военно-Морском Фло-
те являются активными пропагандистами
советской музыки во всех ее видах и жап-
рах. Новая песня через посредство коллек-
тивов художественной самодеятельности
быстро становится достоянием армии. Ну-
HHO ли говорить о том, как важно дать
самодеятельности хоропгую песню, как ва-
жно руководить репертуаром красноармей-
ских кружков, предостерегая их в ряде
случаев от распространения песен пло-
хих, псевдонародных. В этой области и
Союз композиторов может сделать многое,

Отмеченные положительные качества, &
также дефекты, характерные для массовой
оборонной песни, в вначительной мере от-
носятся и к новой маршевой музыке.

Проект памятника «Взятие дота», Работа
скульпторов Е. М. Персидской, А. В. Пе-
тошиной и архитектора Я, 0. Овирского

Фото Ю, Говорова