ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 ФЕВРАЛЯ 1941 г., № 8 (743
		  В. Е. ЭЙЖЕН
	Скончался один из старейших мастеров м.
	ветского цирка заслуженный артист РОФр
орденоносец Владимир Евгеньевич Эйжен,

Талантливый артист, прекрасный организа.
тор, чуткий товарицу, В. Е. Эйжен сума
сплотить вокруг себя группу аргистов, cory
лучший в системе госцирков молодежный

коллектив.
		ААОЛОЛЕЖЬ НА АРЕНЕ
	рот. Надо думать, что не будь артист свя-
зан маской повара, его разностороннее да-
рование засверкало бы значительно ярче.

Работа большинства участников коллек-
тива отмечена высокой техникой, просто-
той и скромностью в подаче номеров, хо-
рошей сдержанностью — чертами, хафрак-
терными для советского стиля исполнения,
Нельзя, например, не любоваться блестя-
щей «пирамидой» канатоходцев Свириных,
четкой и безупречной работой Вавиловой
и Файертага, крафтакробатами Озеровым
и Минасовым, труппой Морозовых — ак-
робатов европейского класса, воздушными
гимнастами Печицким и Добржанским, ве-
ликолепно тренированными прыгунами (ра-
ботающими под руководством Разумовско-
го) и особенно их солистом В. Довейко
и др,

Однако нельзя отделаться от некоторого
чувства досады, остающегося после про-
смотра представления. Сложные и труд-
ные номера, на приготовление которых
артисты тратят месяцы упорной работы,
трюки, требующие огромной настойчиво-
сти, смелости, железной выдержки, — под-
час не производят ‘должного эффекта, не
доходят до публики.

Зритель не может и не должен видеть
огромного напряжения сил артиста, колос-
сального труда, вложенного им в пока-
вываемый номер. Таков основной закон
цирка. Публику пленяет лишь результат,
достигнутый артистом в итоге большой
творческой работы, и чем менее заметен
предварительный труд, тем восторженней
зритель принимает артиста,

Это замечание целиком, например. отно-
сится к крафтакробатам Озерову и Ми-
насову. Исполняемый ими номер «Сигара»
по трудности почти не имеет себе равных
в этом жанре. Артисты достаточно тре-
нированы, чтобы выполнить его безукориз-
ненно. И лишь отсутствие окончательной
отделки, какая-то незавершенность в са-
мой «подаче» номера, отсутствие «нерва»
лишает номер блеска.

Тот же упрек в какой-то степени можно
адресовать и первому конному аттракцио-
ну «Донские казаки» (постановщик Туга-
нов), занимающему все третье отделение
программы. Интересно задуманный номер,
действие которого одновременно разверты-
вается на сцене и арене, исполняемый ка-
заками колхозниками Ростовской области,
демонстрирует лучшие качества советских
кавалеристов. Однако, перенося на арену
обычные упражнения ов-прыжки че-
рез тачанку, джигитовку, рубку лозы, —
режиссура не сумела найти достаточно
яркие праздничные формы. Многое, одна-
ко. в аттракционе свежо и смотрится с
настоящим интересом.

К числу таких моментов следует отнести
лихую рубку лозы, стремитёльную скачку
через горящий обруч.

Показав себя отличными конниками,
участники ансамбля также оказались и
превосходными исполнителями песени
	плясок.

И. OCHY
	По следам
наших материалов
	Президиум оргкомитета Союза советских
художников Р на последнем заседа-
нии обсудил напечатанную в «Советском
искусстве» (№ 4 от 26 января) статью
ВБ. Веймарна, Н. Соболевского и В. Че-
пелева «Мастера национальных республик
на выставке лучших произведений совет-
ских художников».

Президиум оргкомитета ССХ согласился
с утверждением статьн, что «эта общесо-
юзная выставка далеко не полно отражает
рост национального искусства» и что на-
циональные художники представлены на
выставке недостаточно полно.

Президиум оргкомитета ССХ постановил
обратиться в митет по делам искусств
с просьбой о дополнении выставки рядом
лучших произведений художников с003-
ных республик.

> —— ’

Выставка проектов
	памятника Г]. И. Чайковскому
	В помещении Московской консерватории от-
крылась выставка эскизных проектов памят-
ника П, И. Чайковскому в Москве, организо-
ванная Комитетом по делам искусств.

На выставке показано 12 проектов,. заказан-
ных Комитетом, и 4 встречных проекта, пред-
ставленных скульпторами по своей инициати-
вю ыы проекты выстазлены под деви-
зами).

В работе над проектами приняли участие
	московские скульпторы 3. В. Баженова, Ц. Г,
Вандберг, Б. Д. Королев, Ю. П. Поммер и
мастерская монументальной живописи и
	скульптуры Академии архитектуры, ленин-
адские скульпторы Б. Е. Каплянский, А. Л.
алахин, В. Н. Риттер, Б. И. Шалютин и др..,
минский скульптор М. Раппопорт, харьковский
скульптор . Анбиндер.
	Бесконечным разговорам о том, как дол-
жна строиться работа в наших цирках—
по системе ли артистического конвейера,
т, е. путем систематической переброски от-
дельных номеров из цирка в. цирк, или
же по принципу создания постоянных
цирковых трупп, — положен конец, Не-
давним решением Комитета по делам ис-
кусств постоянные цирковые труппы (кол-
лективы) признаны основной формой орга-
низации циркового производства, опособст-
вующей дальнейшему художественно-твор-
ческому под’ему и организационному ук-
реплению советского цирка.

Блестящим подтверждением правильно-
сти и жизненности такого решения яв-
ляется третий коллектив, созданный под
руководством засл. арт. РСФСР В. Эйжена
и существующий уже свыше двух лет.
Этот коллектив, состоящий в основном из
молодых артистов, воспитанников Москов-
ской школы циркового искусства, достиг
ва относительно небольшой срок крупных
успехов.

Последний год коллектив работал с 060-
бенным увлечением и энергией, добиваясь
права демонстрировать свои достижения
в Москве.

Право это ему предоставили, и совер-
шенно основательно.

Третья премьера в Московском госцир-
ке (режиссер Б. Шахет) состоит преиму-
щественно из работ молодежного коллек-
тива; кстали, это первый из цирковых
коллективов, которому предоставлена честь
выступать на манеже столичного цирка.

Сюжет  «Геплохода ‹ «Веселый» неза-
тейлив; использован он постановщиками
к тому же далеко не полно. Боцман ¢
его скромными репризами, веселый паро-
ходяый кок — пожалуй, единственные
персонажи, связанные с морской темати-
кой. Остальные артисты, в сущности, К
избранному сюжету никакого отношения не
имеют. Они исполняют. свои обычные но-
	мера, хотя и выступают на арене, по-
крытой ковром, изображающим морские
«просторы».
	Однако это не помешало молодым арти-
стам обнаружить свои незаурядные спо-
собности. Прежде всего хочется сказать
о Николае Бермане, коверном, на долю ко-
торого в этом представлении выпала роль
кока (повара). Знающий меру «изобрета-
тельности», мягко и легко подающий свои
трюки, неплохой акробат, он приятно уди-
вил московского зрителя отсутствием в
своем репертуаре давно приевшихся ост-
	В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Комитет по делам искусств при СНК
СССР отменил приказ Управления но де-
лам искусств при СНК УССР от 7 сен-
тября 1940 г. об организации при худо-
жественных музеях научно-методических
советов и 0 передаче им функций руко-
водства научно-исследовательской работой
музеев.

Приказ отменен как неправильный и
противоречащий принцинам единоначалия
директоров художественных музеев,

16 февраля в Централь-
ном доме работников
искусств состоялся кон-
церт-дебют участников
конкурса Мосгосэстра:
ды, прошедших первый
и второй туры испыта
ний. На фото (слева на
право): Е. С. Швецовг
(пение), К. Г. Морейнис
(тромбон), Н. И. Тара:
сов (балет), И. М. Тере
шин (чтение), А. И
Борисова (русские пес
ни), М. Я. Беляков и.
Н. С. Перебилло (опере:
точный дуэт)
	Фото Е Явно

БИБЛИОГРАФИЯ
o
	Воспоминания художника
А А Рылова
	‚ Воспоминания известного  пейзажиста
А. А. Рылова, умершего летом 1989 г..—
ценный вклад в мемуарную литературу.
Это повествование охватывает период вре-
мени с 80-х тг. ХХ века, когда Рылов
18-летним юношей переступил порог пе-
тербургской школы рисования Штиглица,
и последние тоды его жизни.

Книга открывается очерком о родине
художника, селе Истобенском Вятского уез-
да. Суровая красота севера вдохновила
художника. «Жизнь у костра, у воды,
среди дикой, нетронутой природы воспи-
тала во мне художника-пейзажиста», —
говорит Рылов.

Из «Воспоминаний» становятся’ более
понятными основные моменты в развитии
творчества Рылова — увлечение школой
К. Я. Крыжицкою (в доакадемический
период), А. И. Куинджи и — немного
позднее -- И. И Левитаном, влияние ко-
торого на Рылова было сильным и глу-
боким. С Куинджи Рылова связывали не
только отношения ученика и учителя, но
и глубокая дружба, длившаяся до самой
смерти Куинджи. ‹Архип Иванович, —го-
ворит Рылов о Куинджи, — не давал нам
увлекаться каким-нибудь модным направ-
лением или отдельным художником. Толь-
ко из природы надо черпать впечатления,
только на этюдах с натуры — учиться жи-
вописи».

На своем жизненном пути А. А. Ры-
лов встречался с рядом выдающихся ху-
дожников: с М В. Нестеровым, А, ЦП.
Остроумовой-Лебедевой и др. Автор вопо-
минает о Н. К. Рерихе и С. П. Дягиле-
	ве — одном из организаторов «Мира ис-
кусства».
А А Рылов был одним из первых
	профессоров Академии художеств после
Октября, когда вместо Академии были ор-
танизованы «Высшие художественно-тех-
нические мастерские» (Вхутемас). He
без юмора вспоминает автор 0б этих го-
дах переустройства высшего художествен-
ного учебного заведения. Когда в иных
мастерских «вместо мольбертов, ‘палитр,
кистей находились наковальня, верстак,
слесарный станок и соответствующие ин-
струменты. Там строили композицию из
различных материалов: дерева, железа,
слюды, мочалы, соединяя их между со-
бою, не задумываясь над смыслом. Произ-
ведения получались нелепые, но смелые...
	В мастерской футуриста Пуни на холст
наклеивали кусочки газет,  веревочки,
	деревянные палочки и проч...»
В литературном отношении воспомина-
	ния А. А. Рылова отличаются теми же
высокими качествами, которые характери-
зуют его как мастера кисти, мягкого, про-
никновенною художника. В слове он
столь же искренен, как и в красках.

В статьях, предпосланных  воспомина-
ниям, М. В. Нестеров и А. П. Остроумова-
Лебедева рассказали о своих встречах ©
А. А. Рыловым, а в статье Н. 9. Радловя
дана общая характеристика творчества
Рылова.

‘Книга богато иллюстрирована репродук-
циями с картин А. А. Рылова (часть из
них дана в виде трехцветных вклеек).
Однако в подборе иллюстративного мате-
риала редакция не проявила нужной
строгости: в книгу включен портрет С. Л.
Рыловой работы автора воспоминаний,
дисгармонирующий с другими снимками и
иллюстрациями. А. А. Рылов был пейза-
жистом, портретной живописью никогда
серьезно не занимался и не считал. себя
мастером в этой области.
		Родившись в 1588 г, в цирковой семье, В,  .
Nort начал‘ пыступать HA манеже © сома.
	Эжен HANG воине о те ох се
летнего возраста. Он обучалея конной езде у
	кокея Аригосси, прыжьм —у знаменитого Дуб,

CHOTO, supine mT
ле — У бр. Ферпанди и Оскара Миовского,
	Работая зимние сезоны в цирке Р, Труцци
Москве и Риге, В. Е, Эйжен учился то
	в Москве H Fre, 2. №. GME FTAA To
классу скрипки в Рижском музыкальном учт.
	‘

лише и у профессора „1 ©. Ayapa.
	Основной свой жанр В, В Эйжен нашел в
‘этткальной эксцентрике, где показал себя
	музыкальной эксцентрике,
превосходным артистом,
	Память о` В, Е. Ойжене, прекрасном про.
изводственнике и замечательном человеке,
безгранично преданном любимому искус.
ству, надолго сохранится у всех работников
	советской цирковой арены.
	Периферийная т
хроника
	ХАРЬКОВ. В Государственной картинной
галлерее Т. Г. Шевченко организуется пер-
сональная выставка произведений засл. дея-
теля искусства художника Н. Бурачека в
связи с исполняющимся в марте 70-летием со
дня его рождения. На выставке будет пред-
ставлено около 250 работ.

КАЛИНИН. 115-летие со дня рождения
Иоганна Штрауса Калининский театр музко-
медии тя постановкой «Цыганекого ба-

рона» Ахматов).

ТЕ А ВО OK. Ленинградский драматург
A. ТЦеглов закончил для драматического те-
атра пьесу «Сокровище Сампо» — о граж-
данской войне в Карелии. Сейчас Д, ег-
лов пишет для театра новую пьесу из сов-
ременной жизни.

ВИЛЬНЮС. Художники Литвы включились
в республиканский конкурс на лучшее про-
изведение живописи, скульптуры, графики.
Лучшие 12 работ будут премированы.

ИОШКАР-ОЛА. Марийский драматический
театр готовит пьесу А. Горького «На дне»
в переводе артиста театра М. Сорокина. Ота-
вит спектакль худож. руководитель театра
Н. Отаниславский. Художник Месенев.
ДНЕПРОПЕТРОВОК. Театр юного зрителя
им. Пушкина ставит пьесу Г. Матвеева
«Умный дурак». Намечены к постановке:
«Недоросль» Фонвизина, «Хижина дяди Тома»
(инсценировка А. Бруштейн no роману Би-
чер-Отоу). «Пан Берчик» В. Рискинда, «Сказка
о попе и работнике его Балде» по Пуш-
кину и др. К юбилею И. Франко театр го-
товит пьесу «Коваль Басим».

ТАШКЕНТ. Создан новый республиканский
Узбекский театр музыкальной драмы и ко-
медии им. Мухими. Ближайшей премьерой
явится музыкальная драма «Тахир и Зухра»,
написанная нар. арт. Узбекской CCP Тохта-
сыном Джалиловым и поэтом Сабир Аб-
дула. Режиссер Азимов. Следующая поста-
новка — комедия сталинабадского драматурга
Сливко ’ «Мужфики» (режиссер Бабаджанов).

РЯЗАНЬ. Драматический театр”работает над
пьесой В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов».
Роль Кутузова поручена актеру И. Микули-
ну, Багратиона — Цветкову, Барклая . де-Тол-
ли — Кучинскому. Премьера состоится в
день ХХПТ годовщины Красной Армии.

РУБЦОВСК. В ознаменование 100-летия co
дня смерти М. Ю. Лермонтова Алтайский
колхозно-совхозный театр поставил пьесу
«Маскарад».

РИГА. В Русском театре Латвийской OCP
состоялась премьера пьесы Ю. Германа «Ce-
стры». Постановка режиссера М. Пярна.

УФА. Русский театр драмы поставил пье-
су Н. Погодина «Кремлевские куранты». Ре-
	siccep М. СОмелков. Роль В. И. Ленина
исполняет артист Кондратьев, оль И. В.
Сталина — Егиазаров, роль Ф. 9. Дзержин-
ского — Крашенинников.
	МИНОК. В Доме художника состоялось под
председательством секретаря ЦК КП(б) Бело-
руссии т. Кулагина заседание республиканской
комиссии по подготовке всесоюзной выставки
‚Наша родина». О сообщением выступил пред-
седатель Союза художников БОСР т. Рубин-
штейн. ,

На заседании были рассмотрены эскизы жи-
вописи Мильчина и скульптора Анитилевича.
		Вл. ДУРОВ, Б. ЭДЕР, И. ТАШКИНБА.
ЕВ, Н. ОТРЕЛЬЦОВ, Е, КУЗНЕПОВ,
Б. ШАХЕТ, Л. КОРНБЛИТ, Б. ШИШ.
КИН, А, ЦУКЕРМАН, *И. ВАВИЛОВА,
Н БЕРМАН. А. КАНАЕВ, бр. СВИРИ.
	ны, В. ФАЙЕРТАГ
	На-днях председатель Президиума  ВБер-
ховного Совета РСФСР А. Е. Бадаев
вручил почетные грамоты Президиума

И РЕ в аа А ems th
	Берховного Совета РСФСР группе артистоз,
награжденных почетными званиями РСФСР
за выдающиеся заслуги в областн теат-
рального искусства. На снимке: A. Е. Ба-
даев среди артистов, получивших почет-
ные грамоты. Сидят — А. Е, Бадаев и
артистка Ленинградского ордена Ленина
академического театра оперы и балета им.
С. М, Кирова заслуженная артистка
РСФСР Н. М. Дудинская. Стоят (слева
направо): артист Краснознаменного ансам-
бля красноармейской песни и пляски Co-
юза ССР заслуженный артист РОФСР м.п
Полежаев, артисты Ленинградского ордена
Ленина академического театра оперы и
балета им. С. М. Кирова заслуженная ар-
тистка РСФСР 0. Г, Иордан и заслужен-
ный деятель искусства РСФСР В. М. Ча-

букиани

а па

Московская
хроника
	\ Премьера спектакля «Машенька» А. АФфп-
ногенова в постановке Ю.’А. Завадского со-
стоится в театре им. Моссовета 28 февраля.

Театр сатиры готовит комедию К. Финна
«Чистое сердце». Постановка Н. М. Горчакова.

* «Дон-Жуан» Мольера в постановке
Л. Лукьянова пойдет в театре им. Баумана
в конце февраля.

\ Московский Драматический театр приступил
к работе над пьесой А, Раскина и М. Слобод-
окого «Тот, кого искали». Постановка 0. М. Ве-
чеслова:

% Театр Ленсовета приступил к работе над
пьесами: «Невозможный человек» А, Бека и
«Макар Нечай» Б. Старшева. .

К «Сентиментальный вальс» 0. Литовского в
постановке А. М. Наль готовится Московским
Современным театром.

% Композитор Л. А. Половинкин пишет по
либретто М. М. Габовича музыку к балету
«Иван Болотников» для Большого театра Союза
* Литературно-драматический отдел Всесоюз-
ного радиокомитета готовит радиокомпозицию
по повести М. Горького «Мать». Роли исполняют:
И. М. Москвин (от автора), А. К. Тарасова
(мать), Б. Г. Добронравов (Павел), Н.И. До-

хин (Находка), 0. К. Влинников (Николай

ванович). И. М. Кудрявцев (Весовщиков) и
Г. А. Калиновская (Салтенька).

_\ В Оперно-драматической студии. им, К. С.
	Станиславского ведутся “репетиции _ трагедии
Шекспира «Ромео и Джульетта». Руководи-
гель. постановки М. Н. Кедров, режиссер
	Л. П. Новицкая.

\Ж 23 Февраля исполняется 25-летие сцени-
ческой деятельности артиста театра им’ Не-
мировича-Данченко Н. И. Тимченко.

\Ж Московский театр им. Ленинского ком-
сомола работает над новой пьесой К, Симо-
нова «Парень из нашего города», посвящен-
ной дружной советской семье, чувству това-
рищеского долга. и патриотизму советско!о
человека. Постановка осуществляется художе-
ственным руководителем театра.И. Н. Bep-
сеневым, Художник М. Виноградов, компо-
зитор 3. Фельдман, режиссер В. Соловьев.

2 марта в выставочном зале Союза совет-
ских художников СССР открывается выставка
картин, этюдов и рисунков академика живо-
писи Н. ©. Степанова (1858—1924 гг.).

* 25 февраля в Музее изобразительных ис-
кусств открывается конференция по packon-
кам в Фанагории. В. Д. Блаватский сделает
доклад об итогах работ по раскопкам, про-
изводившимся в 1986—1940 гг. П. И. Ломакин,
М. М. Кобылина и‘Л, А. Ельницкий сделают
сообщение о находках в Анапе.

Хх В труппу Госета вступил артист 3. М. Ка-
минский, которому поручены роли Мендельсо-
нА в «Соломоне, Маймоне» и Лео Рафалеско в
«Блуждающих звездах».

х 20—21 февраля кабинет Островекого и рус-
ской  классики ВТО совместно е тургеневской
комиссией ССП провел научно-творческое со-
вещание, посвященное драматургии Тургене-
ва. С докладами выступили: Н. Л. Бродский,
П. Н. ШЩекин-Кротов, Ji. B. Крестова, А. И.
Роскин, С. Н. Дурылин. Сообщение о работе
над  тургеневским спектаклем сделал pe-
жисеер театра им. Ермоловой В, Г. Комиесар-
жевский.

% 24 февраля в театре им. Вахтангова B co-
	тый раз пойдет спектакль «Фельдмаршал Hy-
	тузов» В. А. Соловьева в постановке Н. ЦП.
Охлопкова. Из основных исполнителей все
100 спектаклей сыграли М. 0. Державин (Ку-
	тузов). А. И. Горюнов (Наполеон), В, В. Куза
(Вильсон),’Л. М. Шихматов (Беннигсен), М. Н.
Сидоркин (Александр ГП, Н. Н. Бубнов (Бафклай
ле-Толли). К. Я. Миронов (Дарю) и др.
	сти ставить на ето сцене полноценные
спектакли. А вот Арский театр Татарской
ACCP нашел простой выход из положе»:
ния. Он приобрел. небольшой электродви-
гатель, способный накалить 20 электриче-
ских лампочек и требующий менее одного
литра горючею в час.
	Оформление ‘спектаклей должно отли:
чаться особой портативностью. Громоздкие
декорации неудобны для перевозки. Ме-
жду тем далеко не‘ все театры и худож-
ники уяснили это обстоятельство. Многие
декораторы, соорудив тяжеловесные ков-
струкции, ссылаются на «требования худо-
жественности», Однако художественное ка-
чество декораций можно вполне сочетать
с их легкостью, удобством для передви.
жения. Ярким примером этого может ‘слу-
жить оформление опектакля «Егор. Булы-
чев. и другие» в Пугачевском театре. Ху-
дожники Ильин и Михеев создали очень
выразительные декорации, и в то же вре-
мя все эти декорации укладываются в три
ящика.

Среди директоров колхозных театров
есть много прекрасных работников, пре.
данных своему делу, предприимчивых,
культурных. Но, к сожалению. часто
встречаются и такие директора, которые
никак. не могут быть руководите-
лями советских театров. В печати недав-
но отмечалось плохое качество работы кол-
хозных теалров Горьковской области. Это
— Результат ‘невнимания к ним местных
	1-м Болхозном театре за два последние
тода сменилось‘ четыре директора. а в

3-м — столько же в течение одного про:
шлого года. . .
	Повышение идейно-художественного уров-
ня спектаклей — основная задача всех
советских театров. Победы,  одержам-
ные в 1940 г. являются лучшим доказа-
тельством того, что колхозно-совхозные та.
	атры сумеют избавиться от своих
	а eA ME BOA 66 AO}
статков, что их искусство будет неуклон.
а tr а
		им. В этом. всемерную помошь!
		Ю; РАЛЬФ
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос.. изд-во «Искусство»
	РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА
«ИСКУССТВО,
	ПЕРЕЕХАЛА ПО АДРЕСУ
	МОСКВА, Цветной бульвар, 25.
Телефон К 1-35-76.
	АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ
СМОЛЕНСКОЙ roc. ФИЛАРМОНИИ
§

ПРИГЛАШАЕТ

НА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ:
	Тенора-солиста, квалифицированных
певцов, певиц, танцоров и баяниста,
	ПРЕДЛОЖЕНИЯ АДРЕСОВАТЫ
	г. ОМОЛЕНОК. Гос. филармония.
		В КНИЖНЫхХ
МАГАЗИНАХ КОГИЗА
	KOPHS
Литизокнига

ИМЕЕТСЯ В ПРОДАЖЕ
	ЛИСИЦИАН С.
ЗАПИСЬ ДВИЖЕНИЯ
	(Кинетография)
Под ред. Гл. балетмейсте-     §
	ра Гос. ордена МЛениия
Акад. Большого театра
ССОР. Р, В. Захарова.
	Изд-во «Искусство» 1940 г.
53 печ. ` листа. т
Цена 35 руб. в переплете.
	Книга является результатом большой
эпытной работы автора по созданию
новой системы записи человеческого те-
лодвижения — сценического, балетного,
физкультурного и др.
	Первая часть дает обзор существующих
систем. вторая — методику залиси дви-
жения по системе автора.
	Книга иллюстрирована примерами ва-
писей разных систем и снабжена многи-
ми чертежами. помогающими’ овладеть
новой системой.
		КАРЕЛО-ФИНОКОЙ ГОСУДАРОТВЕННОЙ
	ФИЛАРМОНИИ
ТРЕБУЮТСЯ для РАБОТЫ
	В СИМФОНИЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ:
ПЕРВЫЕ СКРИПКИ

-второй пульт—два места; четвертый
пульт — два места.
	ВТОРЫЕ СКРИПКИ
второй пульт — два места; третий
пульт — одно место.
	концертмейстер, помощник концерт
мейстера, третий пульт-—одно место
	ВИОЛОНЧЕЛИ
	концертмейстер; второй пульт —
одно место.
	КОНТРАБАСЫ
второй пульт — одно место
	ПЕРВАЯ ФЛЕЙТА
ПЕРВЫЙ ФАГОТ
	ТРУ БЫ — первая и вторая.
	ТРОМБОНЫ
первый и третий.
		Всесоюзный
конкурс исполнителей
на духовых инструментах
	Комитетом по делам искусств утвержден со-
став жюри первого всесоюзного конкурса ис-
полнителей на духовых инструментах. В со-
ставе жюри — засл. арт. РСФСР М. И. Та-
баков (председатель), начальник Главного уп-
равления музыкальными учреждениями В. Н.
Сурин (зам. пред. теля), члены жюри—П. К.
Беглецов, А. В. Бейлезон, проф. В. М. Бла-
жевич, проф. М. Н. Буяновский, проф. Л. Г.
Васильев, проф. А. В. Володин, засл. дея-
тель искусств А. Ф. Гедике. проф. 0. Н.
Еремин, засл. арт. РОФОР Ф. А. Левин, засл.
арт. РСФСР Н. В. Назаров, проф. Г. К. По-
повицкий, засл. арт. УСОР Н. Г. Рахлин,
3. П. Фельдман, И. В. Цуккерман, засл. дея-
тель искусств В. П. Цыбин, засл. деятель
искусств ©. А. Чернецкий, засл. арт. РСФОР
В. А. Щербинин, засл. деятель искусств
Ф. Ф. Эккерт. Ответственный секретарь жю-
ри — Ф. Д..Варекая.

Конкурс начнется 12 марта в Малом зале
Московской консерватории им. Чайковского.
		‘Совещание о воспитании
актера
	ГУУЗ Комитета по делам искусств подготов-
ляет созыв совещания мастеров театра — пре-
подавателей театральных учебных заведений,
Совещание посвящается вопросам воспитания
актера. Будут заслушаны доклады М. Н. Ке-
дрова. Б. Е. Захавы, 0. И. Пыжовой, (И. Я.
Судакова и 0. М. Михоэлса. Доклады будут
сопровождаться показом работ театральных
училищ ‘и Гитиса.
	130 колхозных театров РСФСР — мощ-
ное средство коммунистического BOCILHTA-
ния трудящихся. Достаточно привести
следующие данные: за 1939 ‚г. колхозные
театры РСФСР дали 24.926 спектаклей, 06-
служив свыше восьми миллионов зрите-
лей, а в 1940 г. — 26.348 спектаклей, на
которых присутствовало восемь с полови-
ной миллионов зрителей. Десятки тысяч
колхозников, ежедневно заполняющие за-
лы своих театров, зачастую здесь впервые
знакомятся с пьесами Шекспира, Шилле-
ра, Гольдони, Мольера, Островского, Го-
голя, Горького, а также с пьесами совет-
ских авторов — Тренева, Корнейчука,
Погодина и др. За 5—6 лет существования
колхозно-совхозные театры идейно и TBOD-
чески окрепли, в них выросли одаренные
и культурные актеры, режиссеры, худож-
ники, Это — подлинные энтузиасты, 00-
четающие творческую деятельность с боль-
шой массово-политической работой.
	Однако наряду с бесспорными достиже-
ниями колхозно-совхозных театров есть и
много крупных недостатков: текучесть со-
става, низкая квалификация некоторых
руководящих театральных работников, от-
сутствие систематической помощи колхоз-
ным театрам. со стороны местных органи-
заций. Все это тормозит дальнейший рост
и укрепление колхозных театров. Совет
Народных Комиссаров РСФСР, обсудив
итоги смотра колхозных театров в 1939 г.
принял постановление, в котором обязал
провести в течение 1940 г. ряд меропри-
ятий, способствующих значительному
улучшению работы колхозно-совхозных те-
атров.

В 1940 г были проведены двухмесяч-
вые курсы для художественных руково-
лителей колхозных театров (в Ленингра-
де), режиссеров (в Ростове-на-Дону) и ди:
ректоров (в Свердловске). На места было
послано 25 бритад, в которые входили
мастера сценического искусства, театро-
веды и критики. ‘
	Нроведенная бритадами проверка рабо-
ты колхозно-совхозных театров’ показала,
что многие из них сумели не только ва-
крепить, но и приумножить свои дости-
жения. Празда, это следует сказать в пер-
	«Дима и Вава» А, Барто и Р. Зеленой
в Центральном детском театре. Постанов-
ка В. .Н. Татаринова и А. Г, Шишкова.
Художник — В. А. Шестаков, компози-
тор — В. Я.- Шебалин. На снимке: ар-
тистка Л. (0. Чернышева в роли Наташи
и артистка К. П. Коренева`в роли Димы

4 Фото К. Девишева
	А. А. Рылов. «Воспоминания», под
Сергеева. Гос. изд-во «Искусство», ЗЕМ 1940,
	ПЕРВЫЙ ТРУД ПО ИСТОРИИ
ИСКУССТВ АЗЕРБАЙДЖАНА
	Бакинские искусствоведы jl.  Рафибеков,
О. Гасанов и 9. Касумов подготовили к пе-
чати большой труд: «Очерки по истории ис-
кусств Азербайджана».

Это первая фундаментальная работа, даю-
щая систематический обзор развития искусств
в Азербайджане от бронзового века до со-
циалистической революции. Подробное осве-
щение дается находкам археологических экс-
педиций, обнаруживших. ряд ценнейших o6-
разцов бронзы, художественной керамики
и т. п. Отдельные главы посвящаютея за-
мечательным памятникам древнеазербайджан-
ского зодчества, развитию художественной
миниатюры, станковой живописи и графики.

Книга издается Азербайджанским управле-
нием по делам искусств под. редакцпей
т. Мирзы Ибрагимова. Об’ем книги 18 пе-
чатных листов. .

Намечается к выпуску также второй том
«Очерков», характеризующий развитие искус-
ства в советском Азербайджане.
		Колхозные театры РСФСР
	жественный руководитель Калачевская) и
Арский театр Татарской АССР, (директор
и xyAomeoTBeH ITA руководитель Мази-
тов). у
	Особого внимания заслуживает тот факт,
что подавляющее большинство колхозно-
совхозных. театров. выполнило, а иные и
перевыполнили овои производственно-фи-
нансовые планы 1940 г. Это говорит о
том, что в противоположность многим 06-
ластным и республиканским театрам, ра-
стерявшимся в новых условиях работы
колхозно-совхозные театры в массе своей
проявили болыйую гибкость, сумели бы-
стро перестроиться, примениться к новым
обстоятельствам. Однако выполняют. свон
планы лишь те театры, которые действи-
тельно, а не только по названию являются
колхозно-совхозными. Например, Гжатский
театр из 434 спектаклей дал на «базе»
всего 50, остальные же—в районах и не-
посредственно в колхозах; Пугачевский те-
алр из 236 спектаклей показал непосред-
ственно в колхозах 150 и т. д. Te a
театры, которые избегают выезжать в де-
	ревню и проводят почти весь год на
«базе». да в гастролях по небольшим
городам, как правило, своих производсет-
	венно-финансовых планов не выполняют.
	Возможно большее количество выездов
в деревню — вот одна из важнейших
предпосылок выполнения колхозно-совхоз-
ными театрами их планов, Разумеется.
возможность частых и систематических
выездов в, колхозы зависит от ряда при-
чин. Большую роль играют вопросы. тран-
спорта, спецодежды. Тут театрам могут и
должны помочь местные организации.
	Крайне неудовлетворительно состояние
большинства колхозных клубов, в которых
приходится работать театрам. Нерадивые
руководители этих клубов и домов куль-
туры не заботятся о создании необходи-
мых условий для показа спектаклей. Неред-
ки случаи, когда аклерам приходится иг-
рать в грязных, неотопленных помеще-
ниях. Но многое зависит от самих теат-
ров.. Как часто, например, приходится
слышать ссылки на то, что отсутствие
света или плохое освещение в том или
ином колхозном клубе не дает возможно-
	вую очередь о тех областях и районах,
где местные партийные и советские орга-
низации заботятся о театрах, системати-
чески оказывают им помощь и контроли-
руют их деятельность. Там же, где та-
кой заботы и внимания нет, у театра, как
правило, и бытовые условия плохи, и
транспорта для выезда в колхозы он не
имеет. и репертуар его засорен слабыми
пьесами, и свой план он не выполняет.
	Нроверка показала также, что’ качество
репертуара колхозных театров из месяца, в
месяц улучшается. Такие пьесы, как «Ольга
Ивановна» Ялунера, «Огни маяка» Карасева,
«Повесть о женщине» Левина, хотя, к сожа-
лению, еще встречаются на колхозных
сценах, но их удельный вёс невелик и все
уменьшается. Основу репертуара колхоз-
	Но-совхозных театров составляют произве-
	дения русских и  западноевропейских
классиков (например, «Гроза» Островского,
«Егор Булычев и другиё» и «Васса Же-
лезнова» Горького, комедии Шекспира,
Гольдони), а также лучшие пьесы совет-
ских драматургов: «Любовь Яровая» Тре-
нева, «Платон Кречет» Корнейчука, «Бес-
покойная старость» Рахманова и др.
	Успехи, достигнутые колхозными теал-
рами, стали возможны благодаря наличию
квалифицирбванных творческих работни-
КОВ.
	За лучшие показатели в обслуживании
колхозников. за высокое идейное и худо-
жественное качество спектаклей, за ус-
пешное выполнение и перевыполнение
производственно-финансового плана 1940г.
Управление по делам искусств при Сов-
наркоме РСФСР премировало : шесть кол-
хозно-совхозных театров: Новосибирский
колхозно-совхозный театр (директор Боль-
шаков, художественный руководитель Рога-
чевский), Путачевский театр Саратовской
области (директор Ильин, художествен-
ный руководитель Никитин), Тулунский
театр Иркутской области (директор Нико-
лаев, художественный руководитель Ша-
гавин), Янаульский театр Башкирской
АССР (директор Каримов, художественный
руководитель Рахматуллин), 1-й областной
(Гжкатокий) колхозно-совхозный театр Смо-
ленской области (директор Орский, худо-
	ОПЛАТА ПО СОГЛАШЕНИЮ
ЖИЛПЛОЩАДЬ предоставляется
	ПРЕДЛОЖЕНИЯ — НАПРАВЛЯТЬ 10
	АДРЕСУ: Карело Финокая СОР. г. Пет.
розаводск, пр. Карла Малкса, д, 15, Го
сударственная филармония, художествен.
ному руковолителю.
	Q Go GJ ГИ
ome AOWCUYCCTBY
и МУЗЫКЕ
	Вы найдете в большом выборе
	В КНИЖНОМ МАГАЗИНЕ
№6 МОГИЗ’А
	МОСКВА, КУЗНЕПКИЯ МОСТ. 1%.
	ПОДРОБНОЕ ОБ’ЯВЛЕНИЕ
О НАЛИЧИИ см. в преды.
	цдущем № 7 газеты «Совет.
ское искусство» от 16 сг
	Е
	«ПЕТЕРБУРГСКАЯ ОПЕРА
И ЕЕ МАСТЕРА»
	В издательстве «Искусство» вышли воспоми-
manna 9. Crapr (Зигфрид) «Петербургская опера
и. ее мастера», Автор рассказывает о репертуза-
ре бывшего Мариинского театра от 90-х годов
ХТХ века до первого десятилетия ХХ века, о
хоре, оркестре театра, 9. Ф. Направнике и со-
листах: Е. К. Мравиной. В. И. Куза, А. Ю.
Больска, Ф. В. Литвин. М. Б. Черкасской М. Н,
Кузнецовой, М. А. Олавиной, М.Д. Каменской,
М. Д. Васильеве 8-м, М. И. Михайлове, А, М.
Цавыдове, И. А, Алчевском. А. Я. Чернове,
И. В. Тартакове, А. В. Омирнове, В. С. Ша-
ронове,  В. И. Касторском и др Большое место
в.книге занимают воспоминачия автора о Н. Н.
Фигнере, М. И. Фигнер, Ф. И. Отравинском,
И. В Ершове Л. В. Собинове,
	ТРАКТАТЫ ГОНЗАГА
	Выдающийся итальянский художник Пьетро
ди Готтардо Гонзага, приехав в 1192 году в
Россию, остался здесь до конца своей жиз-
ни, работая сперва в Петербурге, а затем в
Москве. Гонзага состоял главным декорато-
ром императорских театров. С именем Гон-
зага связано также сооружение здания театра
в Архангельском. Литературное наследство
Гонзага составляют три его трактата, выпу’
скаемые издательством «Искусство», Впервые
будет дан их полный перевод с французско-
го. В трактате «Музыка глаз! и  театральная
оптика» Гонзага излагает эстетику и. техни-
ку декоративного искусства и. театральных
декораций. В другом трактате—«Предуведомле-
ние моему начальнику» наряду © проблема-
тикой искусства живописи и архитектуры и
значением их для декоратора-архитектора и
театрального декоратора Гонзага рассматри-
вает вопросы художественного образования и
подготовки живописцев, архитекторов и
скульпторов. Третий трактат посвящен про
блеме театрального здания большого и мало
ro THOS в соответствии с жанрами спектаклей.
		NO ТРЕБОВАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ кни-
ги высылаются наложенным платежом.
	ДОМ ОТДЫХА МХАТ CCCP
=== им. М ГОРЬКОГО ==
	„ПЕСТОВО-.
	расположенный на берегу канала
«ВОЛГА—МОСКВА», в 39 кли. 01
	Москвы (водное и ‚железнодорох
ное сообщение) ПРОИЗВОДИТ
	ПРОДАЖУ ПУТЕВОК
	РАБОТНИКАМ ИСКУССТВ, ОРГА:
НИЗАЦИЯМ И ОТДЕЛЬНЫМ
, т ЛИЦАМ.
	СПРАВКИ ПО АДРЕСУ; г, МОСКВА, ХУ.
дожественный театр, Эксплоат,-хозяйет-
венный отдел, тел. К 4-35-35 доб. М.
	Дом отдыха МХАТ функционирует ‹
5 мая по 15 октября,
	явлений; Петровка, 10, пом. 53. тел. К2-36-51. Е.
	ипография изд-ва «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар. 30. Редакция: ул. Станиславского, 24. Тел. общ—К 3-42-45, отв, секретарь-—К 3-
	12-56, редколлегия—К 4-64:40; Прием об’