ВОСКРЕСЕНЬЕ, 2 МАРТА 1941 г. 3% 9 (7144)
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
			Искусство
грузинского народа
	изведения грузинских композиторов и дра-
матургов. Театрам удалось верно разре-
шить ответственную задачу сценического
воплощения великих образов Ленина и
Сталина. Постановки пьес -«Из искры»
Ш. Дадиани, «Человек с ружьем» и
«Кремлевские куранты» Н. Погодина при-
наллежат к числу лучших постановок
	надлежат & числу лузших
грузинского театра.
	Талантливая молодежь успешно овла-
вяет высотами лпраматургического uc
	девает высотами драматургическото
кусства. i

Широко использует советский
пъесы ‘классиков грузинской и п
	литературы. произведения лучших пред-
ставителей западноевропейской драматур-
гии, В театрах Грузии выросли замеча-
	дореволюционное прошлое грузинской
музыки печально. Произведения первых
грузинских композиторов М, Баланчивад-
зе, 3. Палиашвили и Д. Афтакишвили не
могли получить добтупа ни на оперную
сцену, ни на большую концертную эстра-
ду. В период господства меньшевиков не
было даже почвы для развития искус-
ства. Бурным ключом забила музыкаль-
ная жизнь страны с установлением вла-
сти Советов. В течение нескольких лет
республика покрылась сетью музыкаль-
ных учебных заведений. Были созданы
консерватории. На сцене оперного театра
увидели свет «Абесалом .и Этери», «Даи-
си». «Латавра» 3. Палиашвили, «Даред-
	san Цбиери». М. Баланчивадве, «Кето и
	Кота» и «Цисана» В, Долидзе и пр. На-
чалась пгирочайшая ‘пропаганда * нацио-
нального музыкального ‘искусства CO еце-
ны оперного” театра, на концертной эстра-
де, в клубах и домах культуры, в дерев-
не. В городах и. селах Грузии раздаются
новые песни. в которых звучит радость
великих побед страны. социализма. Тыся-
чи народных песен отражают’ новую
жизнь, славят великого’‘вождя народов—
товарища Сталина, его ближайших спод-
вижников, доблестную Красную Армию,
колхозный строй. Во всех утолках стра-
ны возникли многочисленные народные
хоры. Ансамбли народных танцев не ус-
тупают по качеству исполнения. театраль-
ным  хореграфическим ‘коллективам,
Профессиональное грузинское музыкаль-
ное искусство развивается на основе ос-
воения классического Наследия и народ-
ного песенного творчества. Выдвигается
ряд талантливых композиторов, создав-
ших за последние годы полноценные сим-
фонические и камерные произведения. _
После декады грузинского искусства в
Москве классические произведения тру-
зинского оперного искусства—«Абесалом и
Этери», «Даиси» и комическая опера
«Keto и Кота»›—вошли в репертуар мно-
тих театров братских республик,
Разнообразие жанров и высокое. качест-
во грузинской музыки, успехи театраль-
ного искусства отражают общий культур-
ный и хозяйственный под’ем республики.
Грузинские художники, вдохновленные
книгой тов. Л. П. Берия «K вопросу об
истории большевистских организаций B
Закавказье», создали полотна, запечатлев-
‘шие героическое революционное прошлое
своего народа. °
	Грузинское изобразительное искусство
решительно встало на путь социалисти-
ческого реализма. Индустриальная Гру-
зия, ее цветущие цитрусовые ‘и’ чайные
плантации, образы строителей  социа-
лизма — все это находит отражение в
произведениях живописцев. я

Замечательные  горельефы скульптора
Я. Николадзе на фронтоне Тбилисского
филиала Института Маркса — Энгельса —
Ленина — «Великий вождь» и «Сталин—
основоположник большевистских  органи-
заций в Закавказье» и барельефы Т, Аба-
келия повествуют о героических  револю-
ционных тодах борьбы за дело рабочего
класса, о новой счастливой жизни тру-
дящихся. Образ великого Сталина звопло-
щен в произведениях скульпторов С. Ka-
кабадзе, К. Мерабишвили. Р. Тавадзе.

Грузинская кинематография выпустила
за двадцать лет свыше 150 художествен-
ных фильмов. Многие из них. — «Послёд-
ний маскарад», «Золотая долина», «Да-
рико>, «Великое зарево» и др—вошли в
золотой фонд советской кинематографии и
навсегда останутся в истории нашего ис-
кусства.

Двадцатилетие республики — одна из
ярких вех ‘огромного пути. пройденного
в неуклонной борьбе трудящихся совет-
ской Грузии за воинствующий ленинско-
сталинский революционный — интернацио-
	нализм, \

И. ТАВАДЗЕ
секретарь ЦК КП(б) Грузии по про-
паганде
	Культура и искусство грузинского на-
рода имеют многовековую историю, Сох-
ранились богатейшие памятники матери-
альной культуры первого тысячелетия до
нашей эры, найденные при раскопках
некрополя Мцхета-Армази,

Не раз нашествия иноземных завоева-
телей грозили, казалось, уничтожить са-
мые следы существования грузинского на-
рода. Но, подобно сказочному Фениксу,
из пепла и руин вновь возрождалась гру-
винская культура, пышнее и ярче расц-
ветало искусство. 7 :

Грузинский поэтический фольклор, пес-
ня, танец, живопись, народные зрелища,
архитектура, музыка запечатлены в древ-
нейших памятниках материальной куль-
туры.

Золотой век грузинской литературы ук-
рашают имена поэтов Шавтели и Чахру-
кадзе, творения которых отличаются с0-
вершенным художественным мастерством.

Великий поэт и мыслитель Шота Ру-
ставели, воплотивший в своей гениаль-
ной поэме идею братства народов, право
неловека на свободу и счастье, оказал
отромное влияние на развитие всей гру-
винокой поэзии.

Из среды грузинского народа вышли
такие выдающиеся поэты и писатели, как
Саба-Сулхан Орбелиани, Давид Гурами-
швили, Илья Чавчавадзе, Акакий Цере-
тели, Чонкадзе, Эристави, Важа Пшавела,
Казбеги, Бараташвили, Ниношвили. Клди-
ашвили и др.

Всегда будет помнить грузинский народ
© выдающихся ‘деятелях грузинского до-

революционного театра — замечательных.

актерах В. Абашидзе, Л. Месхишвили,
Г. Ишхнели, К. Месхи. ;

Тяжелым было положение грузинского
театра во. время владычества меньшеви-
ков. В 1920 г. в нищенской каморке умер
корифей грузинской сцены Л. Месхишви-
ли. А «демократическое правительство»
занималось в это время разговорами —
именовать ли грузинский театр государ-
ственным или нет.

Только с установлением советской вла-
сти начался расцвет национального искус-
ства. Привлечение к строительству со-
ветского театра блестящих мастеров сце-
ны, большая работа по воспитанию ак-
теров, режиссеров, драматургов, компози-
торов. создание высокоидейного реперту-
apa и мощной  материально-технической
базы обеспечили блистательные победы
театральной культуры Грузии.

Двадцатилетие советской Грузии — это
радостный праздник торжества ленинско-
сталинской национальной политики, празд-
ник великой дружбы народов Союза Со-
ветских Социалистических Республик,
строящих под руководством партии боль-
тевиков величеетвенное здание KOMMY-
HWHSMA.
	Бережно охраняя замечательные памят-
ники культуры, грузинский народ творит
новое, прекрасное искусство.

Театральное искусство стало действи-
тельно достоянием масс. Достаточно ска-
вать, что спектакли театров Грузии. в
1939 г. смотрело два миллиона зрителей.
	Устами народного артиста Союза‘ ССР
т. Хорава на приеме делегации трудя-
щихся советской Грузии руководителями
партии и правительства в Кремле весь
творческий коллектив грузинского театра
заявил: «На протяжении 70 лет грузин-
ский театр прошел тот же тернистый
путь, какой грузинская культура прошла
под тяжким ярмом царской России и
отечественного дворянства. На протяже-
нии 70 лет грузинский зктер был. бес-
призорен, голоден,  бесправен. Георгий
Эристов, К. Кипиани, В. Абашидзе, К.
Месхи, Н. Габуния, В. Габуния, Б. Ава-
лишвили, Ладо Месхишвили и вся пос-
ледующая блистательная плеяда мастеров
трузинской сцены, чьим искусством смело
могла бы гордиться мировая сцена, —
разве они были достойны тернового вен-
ца за свою самоотверженную безвозмезд-
ную деятельность ‘на благо родного теа-

тра? В. Абашидзе — эта  бессмертная
маска улыбки и радости трудового наро-
да — вынужден был перед безмозглым

князем Мухранским три раза подпрыг-
нуть, как паяц, чтобы  самоунижением
заработанные 300 р. использовать на по-
становку и оформление пьесы Г. Эри-
стова «Самшобло». Ладо Месхишвили,
Этого Прометея грузинского театра, грузин-
ское дворянство судило за активное уча-
стие в революции как на сцене, так и
на баррикадах. Огненно короткий ответ
Ладо был сущностью самого грузинского
театра: «Судите, ‘искусство. принадлежит
народу, и я © ним»,

_ В репертуаре оперного и драматическо-
го театров основное место занимают поо-
	Ь. В. Иогансон
	«Не следует ли поискать возможности.
	об’единения реализма и романтизма в не-
что третье, способное изображать героиче-
скую современность более яркими краска-
ми, говорить-о ней более высоким H до-
стойным ее тоном». ‘Так писал А. М.
Горький 06 искусстве социалистического
реализма. Без «дерзости воли и разума»,
без «пафоса строительства новых форм›» и
жгучей «ненависти к старому миру», о
‘которых говорил основоположник. социали-
стического реализма»в ‘литературе, какими
бескрылыми кажутся многие бесстрастно
регистраторские ‘произведения живописи!
Ненависть к врагу подменяется в таких
картинах штампом.их традиционного: изо-
бражения, пафос утверждения — сухим
констатированием внешне типических 060+
бенностей современников и современности.
У нас есть немало портретов людей
сталинской эпохи, в которых художник
считает свою задачу иИсчерпанной, достиг-
нув фотографического сходетва.. ^
	В свете этих вопросов особенно интерес-
но творчество одного из крупнейших ма-
стеров советской живописи — Б. В. Ио-
гансона. Выставка. лучших произведений
	советских художников впервые дает нам
возможность наглядно оценить значение
	картин Б. В. Иотансона на большом
историческом фоне развития советской жи-
вописи. И ‘тут в полной мере определяет-
ся значение этого, художника, который с
подлинной живописной страстностью умеет
раскрыть образ положительного героя, бор-
ца за социализм. В его лучших реалисти-
ческих произведениях есть тот революци-
онный романтизм, который Горький счи-
тал характерной чертой социалистического
искусства.
	Глубоко и сильно охарактеризован но-
вый человек в картине Иогансона «Допрос
коммунистов». Облик рабочего-большевика
	воспроизведен в ней с большой жизнен-
	ной правдой. В нем ‘нет ничего внешне
тероического, нет ложной патетики. Креп-
кая, коренастая фигура, открытое, немно-
го  скуластое лицо, отброшенные назад
упрямые. пряди русых волос. Мы ‘не раз
встречали таких цельных, напористых лю:
дей на заводе, на стройке, в армии. 06-
раз этот дышит подлинной героикой ре-
волюционной борьбы.‘ Это ощущается в
уверенно-независимой позе, в лице, ис-
полненном сознания своей правоты, пре-
восходотва, внутренней силы. Таков H 06-
раз девушки-большевички, сосредоточенно
строгой, готовой, если понадобится, муже-
ственно принять смерть.
	Картина «На старом Уральском заводе»
раскрывает образ рабочего, стряхнувшего
наследие рабской психологии, почувство-
вавитего себя человеком в высоком, горь-
ковском значении ‘этого слова. Бросив
смелые требования хозяину, он не спу-
скает с него взгляда, в котором классовая
ненависть слилась © чувством пробудив:-
шегося человеческого достоинства.
	Иогансон — продолжатель лучших тра-
диций русского реализма. Его учителя
умели, изображая человека в самом обы-
денном положении, раскрывать его внут-
ренний. мир и его типические черты. И,
конечно, прав художник, когда, характе-
ризуя белых офицеров (в «Допросе ком-
мунистов»), он отказался включить в свою
композицию первоначально намеченные в
	тов. Пащин — директор Одесского опер:
ного театра, выдвинутый теперь директо-
ром Киевского оперного театра.

Таких примеров правильного выдвиже-
ния и выращивания кадров руководящих
работников искусства можно было бы при-
вести много, Однако, несмотря на очевид-
	ные успехи в ряде случаев, подготовку и
	выращивание руководящих кадров искус-
ства нельзя признать в Жезом удовлетво-
рительными,

Огромную и все растущую. сеть учреж-
	дений и предприятий искусства должны
	возглавлять образованные, культурные
и специально’ подготовленные руководите-
ли. Ноэтому нельзя ‘дальше мириться с
таким, например, фактом, что специали-
стов с законченным высшим образовани-
ем среди руководящих административных
аботников искусств насчитывается по

way всего лишь в среднем 5 проц.
(по некоторым республикам, как, напри-
мер, Узбекской, процент специалистов с
высшим образованием достигает лишь’ 1,3;
а в Казахской ССР — 0,3). Нельзя даль-
ше мириться и с тем невниманием к ру-
ководящим кадрам. искусства, которое
проявляют некоторые республиканские уп
равления, краевые и областные отделы
искусств.

Так, проверкой работы по кадрам в
управлениях по делам искусств при СНК
РСФОР,‚. УССР, › Армянской; Казахской,
Киргизской ССР и ряду других’ рес-
публик установлено  неудовлетворитель-
ное состояние подбора, изучения и
учета руководящих кадров работников
предприятий и учреждений искусств этих
республик. Ряд руководящих работников
ни по культурно-политическому ‘уровню,
ни по опыту не соответствуют своему на-
значению, не. способны обеспечить выпол-
нение больших и ответственных задач,
стоящих перед советским искусством.
Особенно значительно число. людей
с низшим образованием (около 50 проц.)
среди директоров цирков, директоров до-
мов народного творчёства, концертных
организаций,   директоров театров и  на-
чальников областных отделов искусств
и совершенно недостаточно количество
людей с высшим специальным образова-
нием.

Нельзя пройти мимо большой текучести
рожи состава работников искусств.
3 числа, руководящих работников
	показал и ‘аппарата управлений по делам искусств
	Мастера на выставке лучших
произведений советских художников   <
еся`про:   товке Б. В. Иогансона не отнимает у ми- Парторг анизация
На

врага,—   ра вещей. их об’емного бытия, его
и веша-   полотнах краска с необычайной силой ле-
его офи-  пит формы, передает материально-веще-     B детском
й. своей   ственную сущность предметов. Глубоко

тероев,     __ театре

‚ натуру   раскрывая внутренний мир своих те
ee 29 ара
	Известно, что театры для детен пу
свои особые задачи. Эти задачи прежу
всего — в подборе репертуара, в пр
вильном сочетании его с принятой в што,
лах учебной программой по художестве
ной ‘литературе, широкой, многообразно
творческой педагогической работе со зу
телями, тесной связи театра со школой x
	родителями.
	художник наглядно, ощутимо, Suen
передает и физически-материальный облик
человека, предметов. Б..В. Иогансон всем
своим творчеством утверждает историко-
революционный жанр как искусство боль-
ших социальных и философских проблем,
требующее от художника напряжения мы-
сли, мастерства, глубокого чувства. И по-
тому историческая живопись Иогансона,
раскрывая мировоззрение художника, яв-
ляясь. страстным утверждением или отри-
цанием изображаемого, пробуждает у зри-
теля советский патриотизм.

Б В Иогансон не ограничивается исто-
	рико-революционной тематикой. Мы. пом-
ним его «Вузовцев», его индустриальные
	пейзажи, его зимние этюды Абрамцева.,
	Богатством колорита. отличаются его Hae
тюрморты. Художник передает .дурманя-
щую напряженность цвета и свежесть. си-
рени, в которую хочется опустить лицо,
трубовато-крикливую яркость осенних цве-
	тов. и тонкую цветовую гамму cuibla
скромных полевых растений. Выполненные
Иогансоном немногочисленные портреты,
в большинстве случаев имеющие этюдный
‘характер, свидетельствуют, что он являет-
ся мастером и этого жанра. В настоящее
время Иогансон работает над портретом
Вл. И. Немировича-Данченко. Народный
артист изображен на подмостках Художе-
ственного TeaTpa BO BpeMa репетиции «Трех
сестер» Чехова.
	О широте творческого диапазона Иоган-
сона говорят и эскизы его будущих про-
изведений, его художественные замыслы.
Так, в картине, которую. Иогансон предпо-
лагает дать на выставку «Наша родина»,
центральным образом явится Черныщев-
ский в минуты гражданской казни. «По-
следняя пулеметная лента». будет назы-
ваться другая композиция, передающая
тероику отчаянной схватки в окопе, в
который уже врываются белые.
	Кроме того, Иогансоном ‘задумана кар-
тина, изображающая сцену изо жизни на-
шего студенчества. Интересен эскиз порт-
рета Пушкина. Чуть забрезживший рассвет
застает поэта на постоялом дворе, в ком-
натке, отгороженной измятой ситцевой за-
навеской. На ‘сундуке, заменившем поэту
стол, мигает оплывшая. к утру. сальная
свеча, лежат листки только-что. написан-
ных стихов. Усталое от бессонной ночи
лицо поэта еще хранит следы вдохнове-
ния, унесшего его далеко от этой’ убогой
обстановки постоялого двора,
	Можно было бы еще продолжить рас-
сказ 0б эскизах и творческих планах
Б. В. Иогансона. Все они свидетельствуют
0 том же, что и его картины: художник
избирает, темы, которые позволят ему
ставить. большие, социальные проблемы,
передавать большие человеческие чувства;
Он, борется за ‚создание героического ис-
кусства нашей эпохи, в котором страст-
ное отношение к изображаемому зиждется
на проникновении в психологический мир
человека, а. глубокая жизненная правда
сочетается с революционной романтикой.
	Н. БЕЛЯВСКИЙ
	эскизе сюжетные детали, являющиеся про-
	стейшим способом дискредитации. врага,—
корзины с вином и награбленными веща-
ми. Только в изображении казачьего офи-
	Hepa, замахнувшегося стэком; всей. своей
п0зой словно выказывающего свою натуру
палача, художник ограничил свою задач
чисто внешней характеристикой, довольн,
	поверхностным гротеском. В картине «На
	старом Уральском заводе» хищническая
	натура капиталиста-заводчика и вся сила,
	вся духовная красота и богатство нового
человека» раскрываются ‘в проступающих
в их облике внутренних чертах характера.
	В; картине «Вожди Октября», впервые
появившейся на выставке лучших произ-
ведений советоких: художников, Ленин и
	Оталин изображены в Смольном. Чтобы
осязательнее передать напряженную атмо-
сферу штаба революции. художник наро-
	чито стиснул фигуры, довел композицию
до’ предельной сжатости, В этой заполнен-
ной красногвардейцами проходной комна-
те, где на столике рядом с ящиком те-
лефониста остывают стаканы забытого чая,
все дышит боевым напряжением.
	Ленин и Сталин, с точки зрения прост-
ранственного размещения фигур, не яв-
ляются композиционным центром, как, Ha-
пример, в картине белорусского художника
Н. Пашкевича, где партизаны расположе-
ны вокруг Сталина. В картине Иогансона
вожди революции беседуют всего лишь с
двумя красногвардейцами, которые подо-
шли к ним, чтобы тут же на ходу по-
	лучить деловые указания. Ленин и Сталин.
	изображены в самых обычных позах, и
тем не менее художник сумел передать,
что именно эти два человека являются ор-
ганизаторами бурной революционной сти-
хии, что ‘именно они уверенно ведут
революционный народ к побеле.
	«Вожди Октября» — одно из лучших
произведений историко-революционного
жанра. Однако сама тема, как и логика
развития творческого пути Horancona, He-
вольно заставляла ждать, что в этой кар-
Tune в лице Ленина и Сталина он
даст наиболее полное воплощение образа
«человека нового человечества». Эта’ зада-
ча, не нашедшая еще в живописи своего
полноценного выражения, до’ конца не
разрешена и Иотансоном.
	Нсоли эстетические моменты приобретают
в творчестве художника самодовлеющее
	значение,   заслоняя идейное содержание, _
	МЫ имеем дело с произведением формали:
стическим. Если картина ‘добросовестно
раскрывает тему, не вызывая никаких
эстетических эмоций, вещь эта, быть мо-
жет сохраняя значение наглядного посо:
бия, не является произведением искус-
ства, В лучших картинах Иогансона обе
стороны — идейно-тематическая и эстети-
ческая — гармонически сливаются, Для
раскрытия идеи художник умеет мобили:
зовать все средства художественной выра-
зительности. Так; освещение часто играет
организующую эмоциональную роль в его
композициях. Например, в картине «На
старом Уральском заводе» красноватые
отблески раскаленной печи, споря с днев-
ным светом, скупо льющимея сквозь низ-
кие закоптелые окна, подчеркивают дра-
матическую напряженность конфликта ме-
жду рабочим и заводчиком.
	Однако свето-воздушная среда в трак-
	Опыт партийной организации Москов.
ского. театра юного зрителя показал
Kak важно о правильное ПОНИМАНИЕ
	специфики тюза. Парторганиаация этом
театра включает, ‚например, в план сво»!
работы обсуждение таких вопросов, ках
связь театра со. школой. На партсобрания
было решено проводить ежемесячные от.
	четы. товарищей, прикрепленных к школау
	и внешкольным организациям,
	х цве-   Педатогическую часть театра возглавлям
самых   т. Бурцева. Она же секретарь партийной
	ортанизации.
	В нынешнем сезоне при активной 15.
	мощи коммунистов театра были, по суще
ству впервые, найдены разнообразные
формы изучения запросов зрителей, В
	Народный   ноябре проводились выезды театральных
	бригад в школы, детские клубы. Показы.
вались отрывки спектаклей, устраивались
встречи зрителей с постановщиками ит.д
	В декабре т. Бурцева провела беседу о.
	работе театра и его репертуаре со стат.
шими пионервожатыми школ; затем ока
сделала доклад о театре на собрания
директоров. и заведующих учебной частью
школ Красногвардейского района. Опытом,
вынесенным, из этих бесед, она подели.
лась с творческими работниками МТЮЗ-

коммунистами и беспартийными.
	Пропагандируя репертуар МТЮЗ, 3
котором есть и классические пьесы, ках
«Мнимый больной» Мольера, и инсцени-
ровки’и ньесы, написанные по былина
и русским сказкам, как «Илья Mypo-
Men», «Аленушка?» и т. д. работниви
театра рекомендуют педагогам предвари.
тельно внакомить школьников ©! <оответ.
ствующими литературными источниками,
устраивать _ собеседования, обсуждения
просмотренных спектаклей,
	На одном из просмотров обнаружилось,
что некоторые директора школ не бы:
вали в ТЮЗе и не имеют представления
	о его спектаклях. Один из таких дирех.
торов, «согласившись» просмотреть спех-
такль «Мнимый больной», выразил резкяй
протест, когда оказалось, что театр решил
показать на просмотре спектакль «Алену:
тика».
	— Мы шли сюда на спектакль «Мнимый
	больной», потому что его можно увидеть
только в этом театре, и не пришли бы
сюда из-за какой-то сказки, — заявил
директор, поддерживаемый своим замести:
телем.
	Укрепление связи со тиколой остается
	все время в центре внимания партийной
организации. В’ обязательствах, ‘которые
были приняты театром в порядке соцсорев-
нования к ХУШ партконференции, есть
специальный пункт: «В целях привлече-
ния зрителей к театру связаться в 30 но-
выми школами». ЧТ?
	Как только в Кировском районе от-.
крылся первый детский театральный
клуб, партийная организация, учитывая
ту большую роль, которую призваны
сыграть детские театральные клубы, по-
ставила вопрос о теснейшей связи с ним.
	Театр привлек, например, 80 IKONS
	ников-связистов, провел выборы совета
связистов и редколлегии «Голос зрителя»,
которую связисты издают в МТЮЗ, Эти
же школьники пропатандируют спектакли
	МТЮЗ и в. своей школьной стенной пе
чати.
	ТЮЗОВ
	Одной
МНОГИХ
	тенденции
стремление
	ошибочных
является
	строить. репертуар зв расчете на старших
	школьников, игнорируя ребят младшего
	возраста. Лартийная организация МТЮЗ
обсудив этот вопрос, вынесла сиоциальное
	постановление 006 учете залтросов школь-
ников всех возрастов при составления
репертуарного плана; Особо была подчер:
кнута необходимость преобладания в
репертуаре советских „пьес. Партийная
организация в данном случае встретила
поддержку художественного руководства
театра., В новый репертуар включены три
советские пьесы. Среди этих пьес — сказ.
ка для среднего и младшего воараста «Чу.
десное зерно» Симукова. Недавно состоя’
лось открытое партийное собрание, где
директор театра рассказал о творческих
планах на 1941 г На этом собрания
были также подведены итоги массовой
пропагандистской работы в школах, Таким
образом партийная организация помогает--
и не без успеха — руководству He только
в вопросах репертуара, но и в разреше
нии проблемы посещаемости театра.
	Однако, нельзя умолчать и о тех 05
ективных условиях, преодолетв которые
иногда не под силу партийным организа:
WHAM театров, Речь идет о неправильном
территориальном размещении тюзов ?
Москве. Ведь три наиболее крупный
московских детских театра находятся и
улице. Горького, четвертый—тоже в центр
города (улица 25 Октября). Между тем
такие крупные районы столицы, Kar
Москворецкий, Фрунзенский, Киевский #
другие, лишены вовсе детских театров
Давно назрела необходимость серьезно
обсудить вопрос о приближении детских
театров к юным зрителям, живущим 1
разных районах Москвы.
	Государственный
атр даст до кон
премьеры.
	Инструктор Советского райком?
	ВНП (6) :
И. АФИНОГЕНОВ

—«-Фф-—=
	ЧЕТЫРЕ ПРЕМЬЕРЫ
КАМЕРНОГО
ТЕАТРА
	венный московский Камерный 7
до кониа зимнего сезона чеыйм
	_ Выставка лучших произведений советских художников, Слева: «Архар». (Дерево). Работа
скульптора П. А; Баландина, Справа: «Весна, Ледоход», Картина художника С. В, Гераси-
		Фото Ю. Говорова
		при СНК союзных республик 57. проц.   ции наличных кадров, оправдавших себя
	имеют стаж работы менее трех лет. 75
проц. всего состава начальников област-
ных отделов искусств работают в облас-
ти искусства менее трех лет. С 1938 года
в Киргиаской ССР побывало ‘5 начальни-
ков Управления искусств. По Узбекской
ССР за полтора года сменилось 7 Ha-
чальников Управления,
	За один тод по РСФСР сменилось ру-
ководителей (директоров и художествен-
ных руководителей) 217 человек в. 164
	‚театрах.
	на практической работе, Комитет по де-
лам искусств предполатает ‘производить в,
первую очередь в стационарной сети са-
мих вузов Комитета по делам искусств. С
этой целью для студентов консерваторий,
академий художеств, театральных инсти-
тутов отводится больше места производ-
ственной практике на руководящей работе.
Кроме использования стационарной се-
ти. вузов, будет всемерно развиваться
и. заочная система обучения. Заочные
отделы художественных вузов дадут в03-
можность. систематически повышать ква-
лификацию без отрыва от. производства
на длительный срок основных руководя-
щих работников в области’ музыки, изо-
искусства, а также значительной части
художественных руководителей театров.
Среди руководящих работников ‘Tear
тральных, музыкальных и других пред-
приятий искусств имеется значительное
число лиц, обладающих высокой квалифи-
кацией в своей области, но не имеющих
специального высшего образования. Пред-
полагается таким лицам предоставить воз-
можность получить образование в об’еме
соответствующего вуза, ‘оказав им содей-
ствие в получении недостающих теорети-
ческих знаний. Поэтому в дополнение к
заочной форме образования в крупнейших
вузах искусства‘ организуются экстернаты,
	Решения ХУШ партконфеленции со веёя
остротой поставили вопрос об улучшении
состава’ руководящих кадров, o подборе
таких работников, которые были бы спо-
собны обеспечить выполнение трандиоз-
ных задач, стоящих перед нашей страной.

Эти решения ХУШ партконференции
целиком и полностью относятся и к лс-
кусству.
‚ Для успешного их разрешения необхо-
димо укрепить учреждения искусства сне-
циалистами, смелее продвигать на руково-
дящую работу молодых работников, обла-
дающих организационными способностями,
творческой инициативой и необходимыми
знаниями, }

Вот те первоочередные мероприятия, ко-
торые необходимо осуществить в ближяй-

шее время, чтобы обеспечить дальнейшее
развитие советского ‘искусства.
	Зам. председателя Комитета по делам
искусств при СНК СССР
	Л. ШАПОВАЛОВ
	.рувоводащих кадрах
работников. искусств
	Успехи нашего социалистического O-
ительства создали все возможности для
расцвета советского искусства, для роста
и совершенствования все новых и новых
талантливых деятелей искусства,

Театральная и концертная аудитория
насчитывает десятки миллионов зрителей
и слушателей.

_ Число работников искусств выросло до
150 тысяч человек.

Достаточно этих цифр, чтобы co Beet
ясностью представить всю сложность и
ответственность государственного руковод-
ства искусством и те высокие требова-
ния, которые должны быть пред явлены
к руководящим кадрам искусства.

В связи с общим ростом хозяйства и
культуры нашей родины росли и кадры
работников. искусств. ‘За годы Oxradps-
ской социалистической революции созда-
HO 218 средних и высших  художествен-
ных учебных заведений. В этих учебных
заведениях обучается 27.500 человек со-
ветской молодежи.
	Из стен советской художественной шко-
лы вышло немало замечательных артис-
тов. Такие имена наших выдающихся
музыкантов, композиторов, художников,
хак Оборин, Гилельс, Флиер, Зак, Та-
маркина, Хачатурян, Мравинский, Иванов,
Кукрыниксы и другие, широко известны
в нашёй стране. Все они питомцы налиих
советских художественных учебных ваве-
дений,.
	& руководству и на преподавательскую
работу в учебные ваведения привлечены
крупнейшие мастера искусства: директо-
ром Московской государственной консерва-
тории является нар, арт. РСФСР’ А. ВБ.
Гольденвейзер; директором  Ленинград-
ской ордена Ленина государственной
консерватории является один из талант-
ливых молодых пианистов П. С. Сере-
бряков; Азербайджанскую  государствен-
ную консерваторию возглавляет нар
apt. CCCP Узеир Гаджибеков; художе-
стненным руководителем  Государствен-
	ного института театрального искусства
им. Луначарского является нар. арт. СССР
Л. М. Леонидов; художественным руково:
дителем Ленинградского театрального ин-
ститута назначен заслуженный деятель
искусства Б. М. Сушкевич; в Тбилисском
театральном институте им. Шота Руста-
вели директор и художественный руково-
дитель — нар. арт, СССР А. А. Хорава
итд
	За последние годы к руководству ис-
кусством привлечено много молодежи, вы-
двинутой на эту работу из партийного
и советского аппарата. Многие из них хо-
рошо овладели спецификой искусства
и успешно справляются с руководством
управлениями и областными отделами
искусств, с’ руководством театрами, музея-
ми и т. д. у

Так, например, тов. М. А. Ибрагимов,
начальник Управления по делам искусств
при СНК Азербайджанской ССР, уже три
года руководит искусством Азербайджана:

Тов. А. Б. Озирский, ‘начальник Управ-
ления по делам искусств при ОНК БССР,
пришел к руководству искусством со пар-
тийной работы и успешно справляется с
порученным эму делом.

Тов. А. И. Лазарев-в прошлом актер.
затем долго был директором Калининското
драматического театра. Он проявил себя
хорошим организатором и в настоящее вре-
мя успешно справляется и с работой на-
чальника областного отдела искусств, ку-
a OH OB назначен в 1937 г,

Есть немало и хороших директоров теа-
тров, к числу которых необходимо отне-
сти тов. Г. Д. Ригорина, актера по mpo-
фессии. Работая с 1934 г. директором .
занского драматического театра, тов. Ри-
горин добился бездифицитной работы сво’
его театра.

Тов. П. А. Нечаев — бывший: рабочий,
в продолжение нескольких лет руководя
театром им. Волкова в г. Ярославле, хо-
рошо изучил театральное дело,

Хорошие образцы работы показал и
	Подготовка и выращивание кадров, oco-
бенно из коренного населения, —самая сло-
жная проблема, без разрешения которой
немыслимо дальнейшее успешное разви-
тие искусства B наших братских респуб-
ликах. Между тем этим делом республи-
канские управления по делам искусств
серьезно vile до енх пор не. занимаются.
В результате за последние три  тода
Азербайджанская консерватория выпусти-
ла только 7 азербайджанцев. Ташкент-
скую консерваторию в этом году окон-
чило 13 человек, среди них — ни одно-
то узбека. Среди выпускников Белорус-
ской ‘консерватории очень мало белорус-
сов.
	Все это вместе взятое со всей остро-
той ставит вопрос о необходимости выряа-

щивания руководящих кадров ‚ искусства
в каждой национальной республике и
	повышения квалификации наличного со-
	става. Бсе это. со всей остротой. ставит
вопрос о более вдумчивом и более ответ-
ственном подборе местными организация-
ми руководящих работников искусств.
Необходимо добиться того, чтобы pyko-
BOA должности  замещались  Та-
	RHMH лицами, которые обладают соот-
	‘ветствующим уровнем общего и специаль-
	ного образования. Надо ввести в
практику аттестацию руководящих работ-
ников искусств. Это даст возможность за-
менить случайных в искусстве людей
нужным составом работников. Следует 60-
лее организованно распределять молодых
специалистов с тем, чтобы в ближайшие
годы резко увеличить процент специали-
стов с высшим образованием в первую
очередь в таких республиках, как Узбек-
ская, Казахская, Туркменская, Таджик-
ская, Киргизская.

Подготовку кадров руководящих работ-
ников искусств, повышение квалифика-
	10 марта будет показана никогда ие mere
y нас комедия Шеридана «Обманутый обмаи
пик» («Дуэнья»). Музыка английского комози
тора Томаса Линлея. Русский текст П. Бакул*
на и Г. Кристи, стихи В. ТПертеневича. Пост
	новка В, Королева, Художники В, Кривое
и Е. Коваленко; дирижер засл.   афт.
А. Метнер; 1 ‘
В середине апреля’ пойдет пьеса fren
Луковекого. «Адмирал Нахимов», ани,
образом переработанная автором для СТ
ного театра, Постановка — нар. арт, Pe oe
A. Тамрова, режиссер. А. Богатырев. худ

ники В. Кривошеина и Е. Коваленко, ко»
позитор Ten Киинппер.

В; начале. Мея tearp noxamer пьет Com
ww hada
	ТТ В а В

временного амернканского, драматурга Клифф?”
xa Guerca «Золотой на B. nepenone Pr
paar. Постановка В. Канпеля, pexncce!
Е. ем художники 0, Вишневецкая #
+ Фрадкина, композитор Л. Половинкин.

Последней постановкой в сезоне будет 1

вая пьеса К. Тренева «Анна Лучинина», Me