Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ВОСКРЕСЕНЬЕ
		СОВЕТСКОЕ
		Год издания ХИ
	Цена 30 коп,
	№ 10 (745)
	УС.
	МАРТА
1941 года

рган ‚Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР. и

a

ЦК профсоюза работников искусств
			театров
	комической оперы, явное . тяготение тез-
	тров к веристской и лирической опере. в!
	ущерб оперной: классике. --
	МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМ
	Выставка лучпих произведений
3. М. Ковалевской
	Репертуар оперных
	ЕПЕРТУАР советского оперного reat-
	ра олег определяться  широчай-

шим диапазоном его хуложествен-
вого воздействия. Оперные театр призва-
вы играть активную роль в деле комму-
пистического воспигания трудящихся. фор-
унрования художественных вкусов совет-
ского зрителя, Полностью ли справляются
театры с этими задачами, разрешает ли
их репертуар проблемы освоения художест-
венного наследия прошлого и пропатанлы
советского искусства, отражает ли он
стремительный рост — социалистической.
вультуры? На все эти вопросы пока труд-
по ответить утвердительно,

Единственная область оперного’ репер-
туара, более или менее ярко отражающая
огромные достижения культуры социализ-
уз, это репертуар национальных оперных
и музыкально-драматических театров. . В
каждой союзной или автономной реепуб-
лике ведется работа по созданию нацио-
нального репертуара. 3& один только по-
следний тод в Грузии, например, были
подготовлены к постановке пять новых’
опер грузинских композиторов. В репер-
тузре Бажинского театра оперы и балета
ни. Ахундова, значатся семь националь-
ных сиектаклей, в. 1941 г. будут пока-
заны еще три. Деятельно работают над
репертуаром театры Туркмении, где n6-
давно поставлена первая наииональная
опера — «Судьба бахши» Г. Кахиани,
Таджикистана, Татарии, Армении, Казах-
стана, Бурят-Монголии. Башкирии.

Оградно отметить проявленную отдель-
ными республиканскими театрами инициа-
тиву в обмене национальным peneprya-
pou: Ереванский театр ‘оперы и балета
им. Спенлиарова включил в свой план на
1941 г. «Даиси» Палиашвили и «Кер-
Оглы» Гаджибекова;: в Баку пойдет
«Ануш» Тиграняна, в Уфе уже поставле-
на татарская опера Жиганова «Качкын»,
Ряд оперных театров РОФОР включил в
сзой репертуар «Данои» Палиашвили (те-
arp им. Немировича-Данченко в Москве,
Саратовский и Горьковский театры).
	От республик, активно созидающих свой
вациональный оперный репертуар. резко
отстает Украина. 06 этом говорит хотя
бы тот факт, что три таких крупных ху-
хожественных оргамизма, как Харьковекий,
Киевский и Одесский оперные ‘театры, за
последние годы не подготовили ни одно-
го по-настоящему волнующего, художест-
венно-ценного советского оперного _ спек-
такля. Судя по скудным планам этих те-
атров, представленным на 1941 г., нель-
зя ждать многого и в ближайшем буду-
щем. Этот серьезнейший пробел в’ работе
украинских оперных театров требует. ско-
рейшей концентрации внимания. и. Управ-
ления 10 делам искусств УССР и всего
хомпозиторского актива Укранны на во-
просах резкого повышения качества опер
ного творчества:

Вообще, в центре работы напиональ-
ных театров над советским репертуарох
должна уже стать проблема не столько
расширения его во что бы то ни’ стало,
сколько его художественно-музыкального
качества, проблема создания подлинно
эстетических ценностей. произведений вы-
сокого идейного и художественного уровня.
	Наиболее слабым участком работы. всех
оперных театров как РОФСР, так и
братских республик является пропаганда
творчества современных русских компози-
торов. Если где и мелькнет в репертуаре
периферийных оперных театров произве-
дение советского композитора. то это’: все-
гдз либо «Тихий Дон» и «Поднятая це-
лина» Дзержинского, либо «В бурю» Хрен-
никова (исключением из общего правила
является постановка «Станционного смо-
трителя» Крюкова в Баку). Разве это не
создает у широкого слушателя искаженное
представление 0 чиапазоне современного
русского. оперного искусства? Между тем
10 самым приблизительным подсчетам 60-
16е полусотни законченных или близя-
щихся к завершению опер советских ком-
позиторов тщетно ждут, чтобы какой-ни-
будь театр обратил на них внимание. Сре-
ди пих находятся произведения: «Неве-
ста солдата» Макарова-Ракитина, «Бога-
Тая невеста» Трошина. «Чапаев» Мокроу-
сова, прелестная детская опера Коваля
	«Волк и семеро козлят» (кстати сказать.
	проблема создания детского оперного ре-
пертуар» театрами абсолютно игнорирует-
ся), «Бэла» Ан. Александрова, «Тамбов-
ская казначейша» Асафьева, «Вадим» Ак-
сюка, «Капитанская дочка» Каца, «Бах-
Чисарайский фонтан» Шапошникова и др.

Рях интересных произведений советско-
го оперного  репергуара вообще крайне
слабо используется театрами; например,
толью однажды были поставлены такие
произведения. как «За жизнь» Трамбиц-
кого, «Степан Разин» Касьянова. «Цве-
ток счастья» Туренкова. Ни один русский
	оперный театр не проявил пока желания
	поработать, например. над -операми та-
тантливого татарского композитора Жига-
нова. Лишь на одной или “лвух сценах
ндут «Абесалом и Этери» Палиашвили и
«Алмаст» Спендиарова.

Упрек в ослаблении работы нал совет-
ским оперным репертуаром надо отнести
и к ведущим нашим оперным коллекти-
вам: Большому театру СССР и театру им.
С. М. Кирова в Ленинграде. Правда. тот
огромный общественный резонанс, который
получает каждый новый спектакль Боль-
шого театра или Ленингралекого ГАТОБ,
пакладывает на эти театры особую ответ-
ственность за свои постановки и обязы-
вает работать над произведениями исклю-
чительно высокого качества. Однако это
He оправдывает того факта. что за пос-
ледние год-два эти театры не создали.ни
ного советского оперного ‘спектакля.

За ведущими театрами слепо следуют
периферийные, предпочитающие фотогра-
Фировать репертуар столичных сцен вме-
сто углубленной и энергичной самостоя-
тельной работы над советским оперным
спектаклем и широкого использования ме-
стных творческих сил. Плодотворный опыт
в этом отнопепии Свердловского. театра,
систематически работающего с композито-
и Трамбипким («За жизнь». «Гроза»),

й Горьковского. осуществившего постанов-
		KY оперы композитора Касьянова («Cre-
пан Разин»), не получил еще, к сожа-
лению, должного распространения. Из
московских театров, ведущих систематиче-
скую работу с` авторами, надо отметить
театры им. Станиславского и им. Неми-
ровича-Данченко, работающие нал новы-
ми операми советских композиторов.
	Разумеется, некоторые новые оперы мо-
гут оказаться и спорными и просто‘ не-
достаточно удачными. Но, во-первых, без
накопления сценического опыта, без твор-
ческого экспериментирувания трудно соз-
дать полноценный советский музыкальный
спектакль и разрешить задачу поднятия
нашего оперного творчества до уровня,
которого уже достиг, например, советский
симфонизм. И во-вторых — требование
большей смелости в привлечении театра-
Ми авторов не снимает вопроса о строгом
отборе произведений, о тщательности ра-
боты над постановкой. Наоборот, новые
условия работы театров чрезвычайно по-
вышают ответственность за спектакль
как всего сценического коллектива, так
и. композитора. Советские авторы и теа-
тры должны помнить. что значительность
и актуальность темы с 060бой остротой
выдвигают требования высокой илейности,
содержательности отдельных образов про-
изведения, композиторского мастерства. т6-
	атральности, яркости и динамики спеви-
ческого действия.
	Громадную роль в развитии советского
оперного искусства может и должна сы-
грать система государственных заказов
композиторам и либреттистам. Однако до
сих пор дело еще не вышло за пределы
	первоначальных организационных  меро-
приятий.
	Отсутствие инициативы у большинства
оперных театров, стремление их итти по
линии наименьшего сопротивления сказы-
вается ярко и на нынешнем состоянии
классического русского и западноевропей-
ского репертуара. Как редкость восприни-
мается. например, постановка «Отелло»
Верди в Киеве и Ташкенте, «Фра-Диа-
воло» 0Обера в Горьком, «Майской ночи»
Римского-Корсакова в Куйбышеве, «Петр
в Саардаме» Лортцинга в Свердловске.
Кстати сказать. эти TeaTpH, особенно
Свердловский и Горьковский, стремятся
заметно расширить рамки своего репер-
туара, пополнить его высококачественны-
ми и мало исполняемыми произведениями.
Большей же частью содержание репертуа-
ра театра редко позволяет определить
творческое лицо его коллектива, его ху-
дожественные искания, вкусы и стремле-
	НИЯ. Все чрезвычайно однообразно и ни-
велировано.
	Yeu, кроме‘ чисто ‘кассовых — интере-
сов. об’ясняетея внезаиное влечение’ к ме-
лодраме Юрасовского «Трильби». которое
проявляют сейчас многие. театры? Лишь
полным нежеланием подумать и порабо-
тать над освежением репертуара’ можно
об’яенить тот факт, что в оперных тез-
трах от Тбилиси до Вологды, от Минска
до Ташкента из всех опер Пуччини зву-
чит одна «Чио-Чио-Сан», что из всего
творческого наследия Верди из ода в
год, из сезона в 0630н идут только
«Риголетто» и «Травиата», иногда «Аи-
да», из французской лирической оперы
всюду красуется один «Фауст» Гуно. из
итальянской оперы до Верди — один
«Севильский цырюльник» Россини?!
	полнейшем непонимании задач. со-
ветского оперного’ тезтра свидетельствует
почти пюлное отсутствие—даже на круп-
нейших оперных сценах Союза — опер-
ных шедевров Моцарта: Вебера, Вагнера,
Мейербера. французской и  итальянекой
	МУНИСТИЧЕСКИЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ — 8 МАРТА
		советских художников, «В ложе». Картина художника
	*

*

Фото Ю. Говорова
	ленщины -
в советском
искусстве
	Международный Коммунистический жен-
ский день стал нерупгимой традицией пе-
редового человечества. В этот день трудя-
щиеся женщины во всем. мире демон-
стрируют свою готовность к революцион-
ной борьбе. Восьмое марта стало дием
смотра творческих достижений миллионов
трудящихся женщин. В нынешнем году
женщины. нашей страны встречают этот
день в условиях непрерывного роста по-
литической и производственной активности,
еще большей сплоченности трудящихся
вокруг великой партии Ленина—Сталина.
Огромными достижениями встречают эту
	зНнаменательную дату и тысячи женшин,
		работающих в области искусства.
	БВ ряду мастеров, деятельно и вдохно-
венно созидающих искусство социализма,

активно участвующих в общественной
жизни страны, мы видим не только бле-
стящих художниц старшего поколения,
таких, как Е. П. Корчагина-Александров-
ская, 0. Л. Книппер-Чехова, А. А. Яблоч-
кина, ‘А; В. Нежданова, Т. Л. Шепкина-
Куперник, Е. В. Гельцер и др.
	За тоды советской власти в искусстве
	нашей страны выдвинулись как веду-
щие мастера такие выдающиеся  вока-
  листки, как В. Барсова. К. Дер-
жинская, Н. Обухова М. Максакова,
	. итвиненко-Вольгемут, такие блестя-
щие драматические актрисы, как А. Тара-
сова, Еланская, А. Степанова, В. Па-
шенная, С. Бирман, С. Гиацинтова,
М. Бабанова, Ц. Мансурова, А. Коонен,
Е. Тиме, Н. Рашевская, В. Марецкая,
Н. Ужвий (УССР), В. Анджапаридае,
Т. Бакрадзе, Н. Чхеидзе (Грузия), такие
танцовщицы, как Г, Уланова, М. Семе-
нова и др.
	Целую плеяду блестящих талантов 07т-
крыли нам проводившиеся в Москве дека-
ды национального искусства братских
республик. СССР. Широкую популярность
завоевали имена Куляш Байсеитовой (Ка-
захстан), Халимы Насыровой, Тамары Ха-
нум (Узбекистан), Шевкет  Мамедовой.
Кнарик Григорян, Алмас-Заде (Азербайд-
жан), Л. Александровской (Белоруссия).
Н. Петровой (Бурят-Монтолия), Анвар
Куттубаевой и Сайры Киизбаевой (Кирги-
зия), Татевик ‹Сазандарян (Армения),
М. Накашидае (Грузия).
	Этот расцвет художественного творчества
женщин глубоко знаменателен, особенно в
таких отсталых прежде восточных окраи-
нах дореволюционной России, где колони-
заторская политика царских  сатрапов,
власть. реакционного духовенства, рели-
гиозные и бытовые предрассудки не до-
пускали и мысли о возможности художе-
ственного творчества женщины, ‘ев. арти-
стической деятельности.
	В оредних учебных заведениях по ис-
кусству (музыкальных, театральных и ху-
дожественных) учатся сейчас по всему,

десять с половиной тысяч девушек.
Из них в музыкальных училищах —\
7675 человек, в театральных — 1858 чело-
век и в художественных — 1026 человек.
	В вузах по искусству обучаетсямв Co-
ветском Союзе свыше трех тыс жен-
щин, которые составляют около 44 проц.
всего числа студентов. Из’них 1919 чело-
век учится в консерваториях, 618 — в
театральных вузах и 471—в вузах изо-
бразительного искусства. В 1941 г. закон-
	чат высшее художественное образование
542 молодые специалистки.
	Эти цифры говорят сами за себя.
	Многие выдающиеся деятельницы совет-
ского искусства увенчали ето за послед-
	HHH год-два новыми блестящими творче-
скими достижениями.
	Радует нас своими успехами и твор-
ческая молодежь. За последние годы на
сценах наших ведущих столичных теат-
	ров появились новые имена талантливых
молодых актрис.
	Особенно знаменательно и радостно т9,
что этот процесс роста и выявления моло-
дых талантливых артисток, в частности
в результате проведенного в прошлом го-
ду смотра творческой молодежи, проис-
‚ходит в нашей стране повсеместно.
	Новые имена мы встречаем и среди ху-

дожниц и скульпторов, выделившихся 88
последнее время своими работами, в HX

числе — живописцы И. Вилковир, 0. Кал-
‘`макова Н. Короткова, И. Бржеская,
А. Варновицкая, Л. Острова (Москва),
Е и М Асламазян, С. Юнович (Ленин-
трад), Ю. Даняшвар (Туркменистан), Н. Ка-
шина (Узбекистан), И. Саидова (Asep-
байджан); скульпторы Е. Белашева, 3. Ба-
женова, А. Арендт А. Адамчевская, Ли-
на По (Москва), Е. Персидская (Ленин-
трад) и др.
	Все это ярко свидетельствует о м0-
гучем расцвете творчества советской
женщины. О нем говорит и участие десят-
ков тысяч женщин в работе кружков
художественной самодеятельности.
	Государственный институт театрального
‚искусства им. Луначарского воспитал мно-
то талантливых актеров.

Среди лучших студентов, ‹сталинских
стипендиатов, которыми заслуженно гор-
дится институт, почетное место принадле-
жит женщинам. Студентки актерского фа-
культета Шмулевич, Семичева, Кольчаева
(Киргизская студия), Павлова (Калмыц-
ская студия) Кинжалова (Адытейская
	студия) и другие на последней экзамена-
ционной ^ сессии блестяще‘ продемонстри-
	ровали свои успехи и актерские даро-
вания. Студентка второго курса Шмулевич
выделилась в роли Сарры («Иванов» Че-
хова), в которой‘ обнаружила отромную’
творческую инициативу и уменье самостоя-
тельно работать над ролью. Большим лири-
ческим обаянием покорила зрителей сту-
дентка Семичева в роли Луизы («Ковар-
	Выставка работ женщин-архитекторов
	и художниц
		дом групповых работ по оформлению ин-
терьера, а также эскизами ковров (Е. И.
Прибыльская. Д. С. Лехтман) и тканей
	(Н. А. Солодовникова, К. В. Малиновская,
3. А. Обросова).
	В отделе. театральной живописи — 9с-
кизы декораций костюмов 3. М. Сир-
винт (декорации к «Аристократам» в те-
атре им. Баумана и костюмы к «Скупому
рыцарю» в филиале Малого театра) и
В. И. Араловой (декорации к «Белому
пуделю»).
	Больной раздел выставки посвящен ра-
ботам женщин-архитекторов.
	Ji, Комарова представила проект реста-
врации театра в Архангельском, Ф. Я.

Белостоцкая — работы по архимектурному
оформлению ряда пазильонов ВСХВ, Т.Б.
Рапопорт и Л. С. Залесская — проект

планировки. уголка ‘Дурова, Л. В. Варзар
— интерьер московского — аэровокзала,
A. T. устина — проекты школьных
зданий, Р. М. Смоленская  — ‘проекты дет-
ских еалов ит. д:
	Проект титового театра показывает на
выставке аспирантка С. 3. Островская.
	Вчера, 8 марта, в залах и гостиных До-
ма архитектора открылась выставка работ
женщин — архитекторов, живописцев, гра-
фиков и оформителей. На выставке, кото-
рая приурочена к Международному Ком-
мунистическому женскому дню,’ собрано
более 200 экспонатов.
	В отделе живопиаи — ряд тематичес-
ких картин, портреты, пейзажи, натюрмор-
ты, этюды. Среди них — картины 0. Л.
Делла Вос-Кардовской (портрет И. Н, Бер-
сенева), И. Д. Штанге, А. В. Моторной,
С. В. Рянгиной, Е. Иваненко (портрет Вз-
ры. Инбер), Е. М. Бебутовой, Е. С. Зерно-
вой, С. Г. Вепринцевой (портрет авербайд-
жанской артистки Алмас-Заде), В. К.
Мельниковой и др. :

Интересные акварели выставили Е. 0.
Георгиева, А. И. Самойловских, М. И. Ива-
пинцева и др. В том же отделе — офор-
ты А. А. Миролюбовой.

Отдел скульптуры на выставке . беднее.
Здесь представлены работы’ И. И. Рожде-
ственской, 3.‘ С. Ракитиной, Н. А. Коза-
nonott, Ю. А. Куни др.
	Художники-декораторы представлены ря:
	Торжественное заседание в Большом театре
	Вчера в Большом театре СССР с0- 3. П. Троицкая, П. Н. Пичугина и др.
стоялось торжественное заседание МК и  С огромным воодушевлением участники
МГК ВКП(б); Московското городского Со-   заседания избирают в почетный ппелилнтм
	вета депутатов трудящихся ‘и ВЦСПС со.
ьместно с партийными и общественнымн
	организациями, ‚стахановцами, ударниками.
	и интеллитенцией Москвы:

На сцене — большие портреты Ленина
и Сталина. Знамена союзных республик.
Множество живых цветов. У боевых зна-
мен — почетный воинский караул. В пре-
зидиуме — тт. Н. М. Шверник, A. C.
Щербаков, Р. С. Землячка, К. И; Нико-
лаева, Долорес Ибаррури, Г. М. Попо
В. П. Пронин, Б. Н. Черноусов, И. A.
Гракин, В. К. Павлюков, А. И. Максимов,
0. П. Мишакова, В. С. Гризодубова, М. М.
	Раскова, В. В. Барсова 0. Ф. Леонова,
	Е. В. Виноградова, М. И. Виноградова,
	заседания избирают в почетный президиум
товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова,
Калинина, Кагановича, Андреева. Микояна,
Жданова, Хрущева, Берия, Шверника,
Вознесенского, Щербакова, Маленкова. В
зале раздается восторженная ‘овация в
честь великого вождя народов ‘товарища
Сталина и его соратников.

С докладом о Международном коммуни-
стическом женском дне выступила: секре-
Taps ВЦСПС тов. К. И. Николаева.

исключительным под’емом участники
торжественного заседания приняли при-
ветствие товарищам Сталину и Молотову.

В заключение состоялся большой кон-
церт, в котором приняли участие видней-
шие мастера искусств. (ТАСС).