ТЕАТР САТИРЫ
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
	В 1940 г. Московский Театр ‚сатиры
поставил четыре. новых‘ спектакля вме-
сто трех, намеченных по плану. Одно-
временно репертуар очищен. от. устарев-
ших и переигранных спектаклей. Сейчас
	в нашем репертуаре насчитывается. десять
	пьес.

Ориентация Московского Театра сатиры
главным образом на современную. совет.
скую пьесу блестяще себя оправдала. Все
четыре пьесы, поставленные в 1940 г.,
принадлежат перу советских  драматур-
гов: «Сашка» К. Финна, «Страшный суд»
В. Шкваркина, «Неравный брак» бр. Тур
и «Кто смеется последний» К. Крапивы.

С осени 1940 г. театр перешел на, не-
прерывную рабочую неделю. Установлен
трафик выходных дней каждого актера.
Все, эти мероприятия по уплотнению pa-
бочето времени, увеличению выпуска но-
вых спектаклей вполне оправдали себя.

В итоге театр выполнил свой проиввод-
ственно-финансовый план за 1940 г. по
количеству спектаклей — на 104,6 проц.,
по количеству зрителей — на 108,2 проц.,
по оборам — на 102,9 проц, и по прибыь
лям — на 154,7 проц. За год театр дал
государству 1.089.000 рублей чистой при-
были. Одновременно театр снизил расхо-
ды по новым постановкам на 19,1 проц.
и по остальным видам расходов — на
8,6 проц. .

Эти успехи являются результатом пе-
рестройки работы в соответствии с но-
выми требованиями. Но не все еще глад-
ко в нашей работе, много есть и недо-
CTATKOB, .

Несмотря ‘на наличие календарных пла-
нов работы над каждой новой постанов-
кой, руководство театра все еще не доби-
лось своевременного выпуска премьер.
этом поможет нам проводимое в театре
социалистическое соревнование,

„Сейчас театр готовит новую современ-
ную комедию К. Финна «Чистое сердце».
На-днях коллектив приступает к работе
над музыкальным: обозрением «Времена, и
нравы». Оно написано И. Траубергом,
Раскиным и Слободским и Як. Рудиным.
Для театра заканчивают свою новую ко-
медию «Одесса— Батуми» бр. Тур. В по-
	AAKG государственного заказа для нас
	пишет комедию В. Шкваркин. Из класси-
ческих произведений театр в текущем гм-
ду намечает поставить комедию Л. Н.
Толстого «Плоды просвещения».
		А. НИКИТИН
Е
	ШУМАН В ИСПОЛНЕНИИ
М. 0. МАКСАКОВОЙ
	‚ Исполнять вокального Шумана трудно.
Редкий из шумановских романсов выигры-
шен с точки зрения чисто вокальных
эффектов. Вокальная линия ` полностью
подчинена в них общему замыслу. Иногда
композитор как бы прерывает певца и
поручает фортепиано завершить романс
продолжительной постлюдией, Как зже хо-
рошю нужно спеть вокальную строчку ро-
манса, чтобы голос не потерялся в пар-
тии рояля. Если даже исполнение отдель-
ных песен Шумана ставит перед певцом
значительные трудности, то исполнение
целого шумановского Liederabend’a o1eHb
сложная, хотя и интереснейшая задача.
Эмоции романсов Шумана часто носят
очень сдержанный, почти замкнутый ха-
рактер.

Исполнение М. П. Максаковой шуманов-
ской программы еще раз показало много-
гранность художественного облика певи-
цы, артистки творчески кипучей, ищущей,
не забывающей основного закона искус-
ства, выраженного в афоризме Шумана:
«В искусстве не творится ничего великого
без энтузиазма».

Центральным произведением программы
концерта Максаковой был замечательный
лирический цикл Шумана «Любовь и жизнь
женщины», (на стихи Шамиссо). Простая
история счастья любящей женщины, pa-
дости материнства и горя от потери лю-
бимого выражена Шуманом предельно яс-
но, глубоко и искренно. Первая половина
цикла (четыре песни), рисующая лириче-
скую взволнованность влюбленной девуш-
ки, была исполнена Максаковой очень
выразительно, но певица еще не достигла
тех степеней мягкости и нежности, кото-
рые здесь необходимы.

Зато во второй части цикла, более дра-
матической, Максакова нашла совершен-
ные краски. И это естественно. Драма-
тизм — сильнейшая сторона творческого
облика Максаковой. С искренним волне-
нием, очень трогательно передала артист-
ка радость материнства в романсах «Неж-
но прильни ты к сердцу. скорей». и «Ми-
лый друг, смущен- ты», Исполнение траги-
ческого романса «Мне в первый раз. на-
носишь ты удар» запомнится верностью
выражения композиторского замысла.

Во втором отделении концерта нужное
прежде всего отметить «Дочь Heras.
Этот чудесный романс, в котором Шуман
тениально отразил существо поэзни Вайро-
на, прозвучал ярко и героически. Жизне-
утверждающе и полнокровно прозвучали

«Народная песня», «На просторе», «Как
утро». Очень тонко исполнила певица
пленительные песий из «Тетради для
	юношества» Шумана: «Цыганские песен-
ки», «Миньон» и «Совенка».
	В камерном пении есть свои законы,
отличные от оперного. Они находят выз
ражение и в самом характере звука. Один
певец (конечно, при условии наличия со-
ответствующего таланта) может развить в
себе оба вида вокального искусства. Одна-
ко как редко это бывает! Уже поэтому
успешная работа М. П. Максаковой в обе-
их этих областях заслуживает особого
внимания, В камерных концертах оперная
певица Максакова еще борется с камерной
и иногда побеждает ее. В шумановской
программе это отразилось в первой по-
ловине цикла «Любовь и жизнь женщи-
ны» и в таких романсах как «Лотос»,

Пожелаем же артистке дальнейшей ус-
пешной работы. В этом единоборстве
«оперного» и «камерного» — залог роста
культуры наших певцов.
	МАРИАН КОВАЛЬ
	(светская драматургия
среднеазиатских республик
	На первом с’езде советских писателей
А. М. Горький `товорил: «Быстрый рост
литературы братских республик обязыва-
ет нас серьезно следить за ростом этих
литератур и может значительно способет-
вовать росту драматургии русской. ...дра-
матургия братских республик расигирит
пределы тематики, укажет новые, ориги-
нальные коллизии». С тех пор как были
сказаны эти слова драматургия” братских
республик *шагнула далеко вперед. На’ де-
кадах национального искусства в Москве
мы видели могучий расцвет культуры
народов СССР. И тем неё менее мы еще
	волю Абая. До конца жизни он остается
верным своему народу. Четко очерчены
образы Абая, его ученика Айдара, пан-
исламиста Керима. Их не забудешь! Ост-
рые. драматические коллизии, хорошо по-
строенный сюжет, отточенный, вырази-
тельный язык, тщательная отделка харак-
теров ставят эту пьесу в ряд лучших
современных произведений.
	‚Нельзя пройти также мимо высокопоэ-
‘тической казахской музыкальной драмы
Мусрепова «Козы-корпеш и Боян-слу>.
Пьеса написана по известной народной
поэме того же названия. Мусрепов сумел
	очень плохо знаем литературу, и. 060-  сохранить обаяние, дух народной легенды,

бенно ’ драматургию братских народов   глубокий лиризм. Мусрепов, так же
СССР, ‘не проявляем ней должного ин-   хак и Ауэзов, — автор ряда пьес, ©о-

тереса, мало изучаем ее. зтарирититх аллиортом nararrrva НЕТ Ал
	Драматургия как особый жанр литера-
туры у многих народов СССР возникла
впервые только при советской власти. До
Октябрьской революции многомиллионное
население Средней Азии не знало теат-
ра. Единственным видом театра были оди-
нокие бродячие кукольники.
	В первые годы своего развития драма-
тургия республик Средней Азии натура-
листически отражала действительность,
выбор тем был ограничен, выработался да-
же некий сюжетный стандарт. Появление
ряда зрелых интересных драматических
произведений — «Шемшат» Эсеновой,
«Сарынжи» Ишмамбетова, «Абай» Ауэзо-
ва, «Козы-корпеш и Боян-слу». Мусрепо-
ва и др.—открыло новую страницу в ис-
тории этой драматургии. Большую роль
сыграли и работы драматургов над пере-
водами пьес Шекспира, Мольера, Гольдо-
ни, Островского и других классиков рус-
ской и западной драматургии.
	Пьеса талантливой туркменской  писа-
тельницы Эсеновой «Шемшат», или «Дочь
миллионера», создала перелом в туркмен-
ской драматургии, Эта комедия положила
конец и устаревшим литературным тради-
циям и примитивно-агитационным пьесам,
Писать так, как писали до. появления ко-
медин Эсеновой, стало уже невозможно.
Эсенова хорошо усвоила традиции коме-
диографов Запада — Бомарше, Мольера.
Особое внимание она уделяет ‚развитию
действия и разработке характеров. Она не
выдумывает своих героев, она берет Ma-
териал из жизни. Их речь — подлинная
народная речь, свободная от варваризмов,
которыми любили украшать свои произ-
ведения многие туркменские авторы. В
пьесе хорошо передан туркменский н8-
родный быт. ‘
	Большой интерес представляет пьеса
Ишмамбетова ‹Сарынжи», хорошо переве-
денная на русский язык поэтом В. Вин-
никовым. Касымбек Ишмамбетов — моло-
длой киргизский драматург, автор ряда
повестей и рассказов. Он переводил на
киргизский язык Шекспира, и влияние
Шекспира сказалось на трагедии «Са-
рынжи». Поставленная в Ивановском об-
MACTHOM театре, эта пьеса имеет большой
успех у русского зрителя. В течение ‘од:
ного января месяца она прошла в театре
20 раз с аншлагами. В пьесе — много
подлинной страсти, романтики. Ее сюжет
увлекателен, образы тероев ярки и выра-
вительны. Пьеса написана по мотивам.
народного’ сказания о сыне Таласского
хана Сарынжи, отказавшегося от ханства
ради любви к красавице Бермет. Сарын-
жи мечтает о простой, мирной жизни. Но
он we находит покоя и мира. Коварство,
злчность, зависть людей, составляющих
правящую группу, вынуждают его к тя-
желой борьбе. В пьесе нашли отражение
высокие нравственные идеалы киргизского
народа.

Весьма интересна также пьеса «Абай»
казахского драматурга Ауэзова, переведен-
ная Л. Соболевым. Ауэзов написал ряд
драматических произведений, прочно во-
шедших в. репертуар казахских театров.
Из них надо озметить «Енлик Кебек» —
пьесу о родовой вражде и феодальных
пережитках в быту (пПереводимую в_на-
стоящее время на русский язык), «Шек
 Аради»—на колхозную тему и «Ак Каин»
—из истории гражданской! войны в Казах-
стане. Перу Ауэзова принадлежат также
‘оперные либретто «Бекет» и «Айман и
Шолпан». Лучшей пьесой Ауэзова являет-
ся «Абай». Это — пьеса 0 казахском
акыне Абае, мужественном, прямом и ч-
стном певце народного горя и гнева. Пан-
исламисты ‘и казахские феодалы, кото-
рым не удалось ни подкупить, ни прив-
лечь на свою сторону народного акына,
пытались силой заставить его замолчать.
 Абая травили, преследовали, наконец
хотели убить. Ничто не может сломить
	ставивших основной репертуарный orn
казахских театров.
	Впервые. возникла и выросла за это
двадцатилетие и обширная драматургиче-
ская литература в Узбекистане, представ-
ленная такими талантливыми драматурга-
ми, как Яшен, Туйгун Фатхулин, Исман-
лов. Многие узбекские пьесы переведены
на туркменский, таджикский, казаХский
и киргизский языки и вошли в репертуар
театров этих республик. Узбекская дра-
‘‚матургия сыграла, таким образом, круп-
ную роль в развитии молодого театраль-
ного искусства соседних республик.
	Эа последние годы появилось множест-
во пьес на исторические и историко-ре-
волюционные темы и инсценировок ста-
рых литературных памятников и фольк-
лорных произведений. Современная  co-
ветская тема занимает в’ драматургии рес-
публик Средней Азии еще очень скром-
ное- место. Нет никаких оснований вооб-
ще возражать против исторической пье-.
сы или пьесы, написанной на материале
народных поэм или летенд. Но в данном
случае мы сталкиваемся с явлением, вну-
шающим тревогу. Появляется целая серия
однородных пьес: «Фархад, и Ширин»,
«Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра»,
«Рустам и Зохраб» и т. п. Авторы уходят
в глубь веков — к Тамерлану и Чингис-
хану. Они обходят современные темы, не
пытаются показать наших людей, отка-
зываются от самостоятельной разработки
сюжетов и характеров, пользуясь гото-
вым материалом. Драматургическое твор-
чество отрывается от жизни и тем самым
обедняется. Даже самый блестящий успех
отдельных пьес этого жанра не может
изменить положения драматургии в це-
лом, уничтожить ограниченность формы ‘ин
содержания,
	Комитет по делам искусств и Союз ©0-
ветских писателей не могут оставить все
эти факты без внимания. Тут необходима
широкая творческая помощь писателям.
И прежде всего необходимо активное вме-
шательство этих организаций в самый
процесс подготовки новых пьес.
	Нужны глубокое изучение драматургии
братских народов, постоянное внимание к
происходящим в ней процессам и систе-

матическая и своевременная творческая
помощь.
	Лучшие произведения необходимо пере-
водить на другие языки и настойчиво
продвигать ‚в театры. Успех «Сарынжи» в
Иванове, популярность «Шемшат» в Азер-
байджане и Грузии говорят о большом
интересе широкой аудитории к драматур-
гии братских республик СССР.
		М. НЕМЧЕНКО

ы портрет почетного академика Н. Ф. Гамалея
		«Гроза» Трамби ЦКоОГО
	бычайно. гибок, пластичен, остро-характе
рен. В то же время мелодическое AN.
ние широта кантиленного пения He 0
	пабевают на протяжении всей оперы.
	Огромное значение ‚ приобретает B onere
	оркестр, обогащающий и развивающий во.
салтные образы. Трамбицкий—великолеп.
	кальные образы. 1рамонцкин-волиьолет.
ный инструментатор, прекрасно владеющий
оркестровой палитрой. Пронизаниая под
	ЛИННЫмМ OF AQAA eae Ус Яра
матична в самой своей основе и разви.
	вается как единый и непрерывный по
ток. Речитативы, ритмованная музыкаль.
ная проза, монологи, арии, песни, ду»
ты, ансамбли, хоры, оркестровые эпизоды
являются звеньями неразрывного, органи:
чески опаянного целого.
	ткани оперых ACH DUD р
тичность музыки, масштабность и сила
музыкальных образов, страстная эмоци-
нальность, заложенная в партитуре, —
все это приближает оперу к жанру му.
выкальной драмы.
	Любовь Катерины и Бориса — стержеть
	музыкальной драмы. Музыкальный образ
Бориса, окрывающийся в прекрено
ариозо «Помню, как мать говорила» (1-1
картина). обличает в нем человека лири.
чески взволнованного, тихого, скромного,
но беспочвенного, неуверенного и робко
и в дальнейшем развитии оперного дей:
ствия мало изменяющегося. Налротив, му.
зыжальный образ Катерины поражает мно-
тогранностью. В первой картине Катерииз
появляется всего лишь на одно мтновеь
ние. Она еще не принимает участия в
действии. Где-то за сценой происходит ее
свадьба с Тихоном. В момент появления
Катерины в оркестре звучит её лейтыо-
тив. Это зерно всей симфонической та:
ни оперы. Лейтмотив воплощает чувства
тероини оперы; В нем воплощены чертн
Катерины — ее душевная чистота и бла.
тородство, величие и цельность характера,
И в то же время в нем заложена роко-
вая неизбежность трагического исхода. В
дальнейшем всюду, где появляется Кате
рина, этот короткий мотив следует за пей
упорно и “неотвратимо. приобретая вся.
кий раз новый колорит.

Когда во 2-Й картине Катерина стоит па.
	высоком берегу Болги, распростерши ру

ки, точно крылья, в мелодических оч:
таниях ее речитатива («Отчего люди He

летают>), во всем последующем монолог .
сквозит удивительно чистая радость жиз -
ни, какая-то легкость. обаяние женотвен С
ности, душевной красоть, Уже во 2 [е
монологе Катерины (в той же картин»),   а
	ности, душевной красоты. Уже во 2м

монологе Катерины (в той же картине),
следующем после короткого диалога ¢
Варварой, ее музыкальный образ обога:
щается новыми чертами: появляются ин.
тонации глубокой тревоги, тоски, расте
рянности, вызванные сознанием греховно.
сти ее чувства. к Борису.

‚ Неожиданные гармонические смещения,
внезатные модуляции еще более yeni
вают ощущение напряженности душевной
борьбы, происходящей в Катерине.

В 4-й картине — сцена в оврае —
стихия чувства, во власти которого нахо“
дится Катерина, выражена в музыке ¢
огромной силой. Страсть прорывается 3
мелодии, порывистой, неудержимо рвущей:
ся в высь. Но вот в следующей сцене —
в галлерее со оводами—музыка передам
смятенное состояние страдающей женской
души. Начинается гроза. Исступленне

стремительные мелодические линии рису. Х
ют картину разбушевавшейся стихии. В р

душе Катерины — ужас. она произном
роковые слова прианания. В последней
картине — в дуэте с Борисом, в послед:

amnd

oH

a

нем монологе Катерина обессилена нераз
ной борьбой. Бессловесное звучание хо.
	заключает драму любви и смерти Ват
рины,
	большим мастерством налисаны му
зыкальные образы Кудряша, Варвары,
Тихона, Кабанихи, Дикого и в особени
сти остро-характерный образ Феклуши.
Следует отметить первых исполнителе
основных партий «Грозы» Трамбицкот я
Это: Егорова, с большим мастерством сле
шая партию и Фирсанов, испол
нивший партию Бориса, засл. арт. С?
Армении Сердобов (Кудряш) Лубенцом
(Варвара), Вальднер (Феклуша),
С. РУБИН   р

Воевоюзьй
Конкуре исполнителй =
на духовых инструментах 2

а
	— Специальный конкурс исполнителе
на духовых инструментах в нашей ст
не—заявил начальник Главного управле
ния музыкальными учреждениями В.
Сурин,—проводится впервые. До ревом
ции этому виду исполнительства He J
лялось почти никакого внимания. 38 [024
советской власти в стране воспитано 21
чительное количество исполнителей №
духовых инструментах, в совершении
владеющих своим искусством, Пров’
мый конкурс охватывает все виды лето?
нительства на духовых инструментах.

Расцвет музыкальной культуры в 0
ском Союзе, значительный рост сетя с
фоническух оркестров настоятельно тре’
ют новых, хорошо подготовленных, 85
кокультурных музыкантов-духовиков.  !
секрет, что наиболее «дефицитными» © !
циальностями в симфонических оркести

являются исполнители на ‘духовых и!
рументах. Особенно острая нужда 05”
	цается в исполнителях на  деревяниы
духовых инструментах — фаготе, тоб% !
кларнете. Задача конкурса — стимул”

ое
	вать подготовку музыкантов по этим ei 2
циальностям, подвести итоги достижеляи у
в области исполнительской культур о
учесть недостатки в деле подготовки №  \
зыкантов-духовиков. a к

На конкурсе будут представлены ibe
TH все союзные республики. В нем НХ
вует свыше 300 человек. Нервый тур т, т:
курса уже закончился в Армянской, Их
зинской, Узбекской, Азербайджанской
Литовской республиках.

p
Второй тур конкурса начнется 19 №”
	та в 0. OX BaF
.В помеще Mo
: щенни Московской консер 4
		На-днях в Овердловоке состоялся автор>
ский симфонический концерт композитора
В. Н. Трамбицкого. Центральной частью
программы были сцены из оперы «Гроза».
исполненные артистами Свердловского
оперного леатра в сопровождении симфо-
нического оркестра Свердловской филаф-
монии и Радиокомитета под управлением
дирижера А. Фридлендера. =

«Гроза» — создание зрелого мастера. На
протяжении более чем 20-летней творчес-
кой деятельности Трамбицким нашисаны
сперы «Овод» (по роману Войнич), «Гнев
пустыни», «За жизнь» (на сюжет
из жизни уральских утлежогов), симфони-
ческая сюита «В пути» (в ней. мастерски
разработаны подлинные уральские народ-
ные темы), симфоническая поэма «Весна»,
симфонические эскизы на народные Ta-
тарские темы, фортепианный и скрипич-
ный концерты, ряд вокальных и хоровых
сочинений. Трамбицкий обработал много
уральских народных песен, залтисанных в
организованных им фольклорных  экопе-
дициях.

Огромный интерес композитора к фоль-
клору, тщателыное ‘изучение азцов на-
родного творчества (Трамбицкий—автор на-
учно-исследовательской работы \«Об осо-
бенностях каденций в русской народной
песне») определили и своеобразие его му-
зыкального стиля, близкого к народно-пе-
сенной стихии. .

Художественная индивидуальность Трам-
бицкого сформировалась под сильным воз-
действием крупнейших представителей
русской музыки прошлого, особенно Му-
соргекогм. Чайковского и Скрябина. Орга-
нически YOBOHB и творчески  пфетворив
эти разнородные влияния, Трамбицкий
создал свой оригинальный музыкальный
стиль, эмоционально взволнованный, по-
этичный, чополненный лирической тепло-
ты, мелодического и тармонического 60-
гатства, стремления к жизненной правде.

«Гроза» — наиболее удачное из всех
сочинений Трамбицкого. Либретто оперы
написал режиссер Свердловского оперно-
го театра И. И. Келлер. Знание оперной
оцены и литературные способности помог-
ли Келлеру создать хорошее в целом диб-
ретто, отъичающееся стройностью формы,
‚сжатое, ясное и, главное, предоставляю-
щее композитору широкую возможность
построения крупных музыкальных форм
— арий, монологов, дуэтов, всевозможных
ансамблей и грандиозных финалов.

Либретто: состоит ‘из’ 4 действий й 6.
картин и, в основном, сохраняет последо-
вателыьность событий. развивающихся В
драме Островского. Исключением являет-
ся отсутствующая у Островского первая
картина — свадьба Тихона с Катериной.
Это и пролог и своеобразная экспозиция
всей оперы. Здесь крупными, широкими
мазками обрисована социальная среда,
здесь происходит первая  безмолвная
встреча Бориса с Катериной, здесь вскры-
ваются взаимоотношения основных дейст-
вующих лиц — Бориса и Дикого, Каба-
нихи и Дикого, Варвары и Кудряша, Ти-
хона и Катерины и т. д. Это позволило
максимально сжать содержание последую-
щих картин и исключить из оперного ли-
бретто сцену на улице у ворот дома Ка-
банихи (отдельные эпизоды этой сцены
перенесены авторами в другие картины).

Трамбицкий прекрасно владеет ceKpe-
‚том острой музыкальной зарисовки, он
является мастером музыкального. портрета,
социально-типического в своей основе. Да-
же эпизодические образы—Феклуша, Ку-
лигин, купцы -—- даны композитором в
плане большого социального обобщения.

Оригинален речитативный стиль Трам-
бицкого; отталкивающийся в основном от
речевой разговорнюй интонации, он нео-
	ная задача», красочная лепка, оттенки и
переходы серого тона. «Весна» П. Кузь-
мичева в’ сущности ничем не отличается
от «Глубокой осени» Н. Устинова. Так
мстит за себя пренебрежение к живому,
настоящему, конкретно-чувственному  на-
блюдению природы. Исчезает при этом
основа художественного произведения *—
реальный образ природы.

Заслута большинства молодых худолани-
ков в том, что они создают произведения,
проникнутые трепетом настоящей жизни,
волнующие своим лиризмом “и искрен-
	ностью. Но здесь встает вопрос чрезвы-  :
	чанно важный: не слишком ли узок гюри-
зонт многих молодых художников? Не
слишком ли узок круг тем, которыми мно-
гие из них заняты? И со всей определен-
ностью приходится сказать: да, узок.
Классики русской живопиаи, и тончайший
лирик Левитан в их числе, умели поды-
маться до больших философских обобще-
ний в искусстве. Левитан умел с непод-
ражаемой непосредотвенностью отразить и
в пейзаже думы ‘и мысли своего поколе-
ния. Только большая содержательная те-
ма, только работа над большими образами
выведет наших художников за грань уз-
ко-этюдного изображения мира. Нашей
талантливой молодежи следует и в своих
лирических произведениях создавать ис-
кусство больших чувств, охватывать пи-
ре и глубже мир чувств, мыслей совре-
менного советского человека.

Некоторые ‘из участников выставки по-
казали тематические картины. С. Гершов
дал очень интересную. согретую подлин-
ной человечностью композицию «Встреча
Красной Армии в Белоруссии». Художник
сумел живописно об’единить все элемен-
ты картины, хотя и не довел своего за-
мысла до полной выразительности. Ху-
дожник А, Яр-Кравченко поставил перед
‘собой еще более ответственную задачу —
‘создать сложную портретную композицию.
Основной недостаток ем картины «Горь-
кий читает свою оказку «Девушка и
смерть? — это отсутствие живописното
единства; фигуры, предметы сопоставлены
в пространстве механически. Они только
сосуществуют, не будучи внутренне свя-
заны между собой.

В заключение хотелось бы отметить, что
выставка, организованная в помещении
Московского товарищества художников,
подобрана очень любовно. Помимо живо-
писи, на ней прекрасно представлена гра-
фика и скульптура, заслуживающие спе-
	циальных статей.

В. СЕДИН
	п в выставочном зале
Всекохудожника открылась вы

ставка «250 художников РСФСР»,
на которой представлено более 509
произведений молодых живописцев,
графиков и скульпторов. На сним-
ках (слева направо): Е. Асламазяи
(Ленинград), «Портрет курдки», ма-
сло; С. Пелипейко (Саратовская об-

ласть), «Черньипевский», гипс;
i, Баранов (Москва), «Автопортрет»,
акварель

Фото Ю. Говорова
		Есть на выставке несколько работ двух
художников, чрезвычайна различных по
своей живописной манере, по овоей техни-
ке м т. д. Один из них, Г, Павловский,
художник большого живописного темпера-
мента, владеющий незаурядным мастерст-
вом. Его отличает яркое ощущение мате-
риальной сущности вещей, его палитра
богата. В. Руцай холоден, порою суховат,
однако натюрморт ого хорошо построен,
интересно задуман. Что же отличает ра-
боты этих художников на данной выюстав-
ке? Иу того и у другого появилась склон:
ность к претенциозности, довольно крик-
ливым эффектам («Семья художника» Ру-
цая, «Арбузы» Г. Павловского). К, сожале-
нию, Г. Павловский отказался от свойст-
венной ему прежде в лучших его работах
тонкости цветовых отношений. Отдельные
места в его натюрмортах превосходно на-
писаны, но в целом они дисгармоничны.
	В произведениях некоторых молодых ху-
дожников` не ощущается живого восприя-
тия природы, а видно лишь смакование
абстрактной живописной среды. Этим гре-
Wat, на мой вэгляд, например, художни-
ки М. Моторин («У Ленинских гор» и
«Большой театр») и Б. Новиков в его ра-
боте ` «Утро». Кажется, будто. бесцветная
серая муть окутывает предметы и в этой
мгле пропадают качественные различия
неба, воды, берега и т. п. Обезличивается
природа, обезличивается и художник, ее
изображающий. Вот такую манеру под-
ходить к явлениям только внешне, изоб-
ражать не мир вещей, а некую абстракт-
ную «живописную среду» мы находим и в
некоторых других произведениях выстав-
ки. К ним относятся «Серый день» В. Ва-
сильева, «Пасмурный день» Б. Попова и в
известной мере’ «Пасомурный день» И. Па-
стернака, Во всех этих картинах тяже-
moe, свинцово-серое небо. Цвет в  этих
	произведениях однообразен и статичен..
	. в картине «Останкино» также вме-
сто’ характеристики вещей дает какую-то
серо-зеленую мглу. Дело здесь заключает-
ся не только в том, что Кац пишет этюд,
a Ho картину. Произведения Гурвича то-
же этюды, но в них есть дыхание жизни,
движение, Гурвич стремится передать кон.
	кретнове ощущение мира, живую плоть ве-
щей.
	Пристрастие разных художников к од-
ной и той же теме, к изображению имен-
но пасмурного дня, кажется нам подозри-
тельным! Разгадку мы видим в том, что
художников интересует не столько приро-
да, сколько отвлеченно понятая «живопис-
	© образа
	тов. Работы А. Письменного (Курск), М.
Тихомирова и А. Полюшенко (Горьковская
область), Б. Ефремова, В. Галюшикина
(Ярославль). — это все та же единая
цепь художественных явлений. Эти ху-
дожники умеют сказать простые и про-
чувствованные слова о природе.
	Велики трудности художника-портрети-
ста. И может быть основная заслуга мо+
лодых авторов,“выступающих на этой вы-
ставке, что они’ категорически отказались
от пресловутого фотографизма в изображе:
нии человека. Они стремятся создазать об-
разы поэтическме и вместе с тем живые,
глубоко современные. `В. первую очередь хо-
	чется отметить «Портрет старика с кни-
той» М. Добросердова, «Автоп ет» И.
Вилковир, «Девочку у дверей» К. Дорохо-
	ва, работы М. Хазанова, этюд женской
толовы А. Ефимова. Перед нами образы
MBO, чувоствующего, содержательного и
вместе с тем радостното человека. Хаза-
нов умело передает мягкий ритм покоя-
щегося тела («Обнаженная»). Превосходно
написаны плечо, опущенная рука и оку-
танное легким светом лицо. В портрете
Л. Аронова «Девочка с косичками» хоро-
шо передано обаяние наивного, доверчиво-
то и хруикото ребенка. Ленинградский ху-
дожник А. Ефимов показывает ряд этю-
дов к своей будущей картине. Лучше
других, яснее и четче по характеру его
«Портрет девушки», в котором хорошо по-
казан образ энергичного человека.
	На выставке ярко чувствуешь лицо и
характер отдельных наиболее сильных ху-
дожников. Легко можно отличить, натри-
мер, тонкую и вместе © тем. холоднова-
тую манеру Ивановсцого от широкой ки-
сти и удивительно мягкого и теплого ощу-
щения вещей Вилковир, холодную, не-
сколько жесткую и яркую палитру Богда-
нова от теплой колоритной живописи До-
рохова. Своеобразием яркой индивидуаль.
ности отличается Мариам Асламазян. Она
пишет в духе национальной художествен.
ной традиции армянского народа. Ее пор:
треты всегда декоративны. Она умеет при
этом придать цвету интенсивность и яр-
ность звучания и вместе с тем — что
особенно важно— умеет подчеркнуть харак-
терное в человеке. Ее сестра Еренци Ac-
ламазян дала на выставку интересный
	«Портрет курдки» и ряд пейзажей.
	5 поисках реально
	<

Живопись на выставке
молодых художников РСФСР
		Выставка молодых художников — явле-
ние яркое и значительное. Она радует и
волнует уже тем, что перед нами высту-
пает плеяда одаренных художников, ко-
торые воплощают настоящее, . глубоко. ис-
креннее отношение к искусству. Вместе с
тем она поднимает перед зрителем и ху-
дожником целый ряд самых животрепе-
щущих и принципиальных вопросов ис-
кусства: о творческой личности художни-
ка, о направлениях в нашем  изобрази-
тельном искусстве, о принципах мастер-
ства и живописной культуре и т. д.
	Искусство большинства молодых худож-
ников—это лирически окрашенное искус-
ство. Его сила в передаче живого и не-
посредственного чувства окружающей дей-
ствительности. Молодые художники стре-
мятся заставить зрителя не только по-
нять, но прежде всего полюбить и по-
чувствовать изображенное. В основу их
композиций обычно. положен какой-нибудь
один мотив, одна мелодия, которой под-
чинены все остальные элементы произ-
ведения. В‘ этом отношении очень харак-
терны работы Вилковир, Дорохова, Рыв-
хина и мн. др. Например, в «Пейзаже»
М. Рывкина изображена дачная улица,
Вся картина построена на простых и чет-
ких живописных массах, без каких бы
то ни было дополнительных повествова.
тельных деталей. Для картины Вилковир
«Дворик» также характерна доминанта
простого и ясного мотива. И зелень, и
амбар. изображенный в глубине дворика,
и самая атмосфера картины в высшей
степени конкретны. С помощью мягкой,
теплой, коричневатой гаммы создан образ
тлубоко лирический.
	В превосходном этюде А, Кокорина
«Коровы у воды» на первом плане чрез-
вычайно пластично изображен берег. В
тлубине вода. Вследствие того, что линия
торизонта поднята высоко, внимание зри-
теля целиком поглощено восприятием по-
хазанного художником небольшого куска
природы. Художник сумел передать чув-
ство интимной связи между. человеком и
природой. Изображенное становится для
зрителя ‘близким и ощутимым. Если взять
произведения других художников, напри-
мер И. Гурвича. А. Бубнова (очень удач-
Шая «Веранда»), Н. Устинова, А. Рудне-
ва Б. Розенблита, А, Ефимова, превосход:
	ные этюды В. Демидова «Цирк», П; Ива-
новского ‘и др., то и здесь мы обнаружим
аналогичное ° понимание ‘’ живописности.
Очень бодро и выразительно ‘написаны
произведения  Гурвича, хотя они и отра-
дают недоработанностью. Важно то, что
«Базар в Чебоксарах», весь ‘залитый’ солн-
цем, дает конкретное ощущение каждого
элемента, композиции: ‘улицы в  теп-
лом, золотистом тоне, ‘легкого голубого
неба, пестрой толпы. Н. Устинов в своем
этюде исходит из того же принципа 000-
собления отдельного мотива и его лири-
ческой трактовки. Темнокоричневую груп-
пу домов он оттеняет легким, светлым то-
ном неба. Художник тонко прочувотвовал
и передал настроение тихого, ясного’ утра.
Чрезвычайно интересны ‘работы впервые
выступающего на выставке А. Руднева
(<Терраса» и «Дворик») и Б. Розенблита
(«На берегу Яузы»). Этим художникам в
большой мере свойственно понимание кра-
сочных отношений, определяющих подлин-
ную музыкальность создаваемых ими 0об-
разов.

Пейзаж ленинградского художника П.
Ивановского «Набережная Невы» обнару-
живает композиционное чутье и тонкое
понимание цвета. Ивановский поэтически
изображает и высокое небо, мягкое, пыш-
ное на переднем плане и плоское к гори-
вонту, и берег, и блестящую гладь воды.
Это— настоящее, проникновенное отноше.
ние к природе, к ее материальной пла-
стической прелести.
	Художники Москвы и Ленинграда не
одиноки в своих исканиях живого конкрет-
ного образа природы. Им вторят, часто не
уступая в силе, художники периферии.
Обращают на себя внимание работы ка-
лужского художника В. Остроумова. Остро-
умов принципиально близок к той группе
художников-лириков, о которой мы гово-
рили выше. Предельно просто он пока-
зывает избранные им живописные моти-
вы, достигая при этом чудесного сочета-
ния задушевности © умением показать
материальную сущность вещей ин предме-