ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 МАРТА 7942-6. Jo 31 (743
		И. С. Козловский
	о
			ОВ. Лепешинская Г. С. Уланова В, М. Чабукнани
	А. А. Хорава Н. П. Хмелев
	М. Д. Михайлов
	м. о. Рейзен
	Музыканты страны Советов.
	фонию, произведение, едва ли не самое
художественно-безупречное и  гармониче-
ски-цельное з творчестве Мясковского.
Интересную эволюцию прошло и творче-
ство Шапорина. OT  рационалистической
услозжкненности и экспрессионистской чрез-
мерности выражения к тармонической
уравновешенности стиля, от замыкания
себя в узкой сфере символистских обра-
вов к реалистическим принципам творче-

ства — таков путь Шапорина от ранних
тютчевских романсов к шедеврам лириче-
ской музыкальной поэзии -— романсам

«Под небом голубым», «Заклинание» и к
блоковскому циклу «Далекая юность», K
монументальным полотнам «На поле Ку-
ликовом› и «Декабристы». Достигая во
всех этих произведениях подлинного един-
ства стиля, Шапорин являет собой пример
художника, умеющего в традиционных
формах выражения сохранять свой инди-
видуальный почерк.

Вдумаемся в смысл и значение творчес-
кой жизни Мясковского и Шапорина,
этих выдающихся представителей стар-
шего поколения нашей художественной
интеллигенции. Разве приход их к реа-
листическсму народному искусству был бы
возможен нне тех условий, в.которых под
солнцем Сталинской Конституции  сегод-
ня живут и работают люди страны Сове-
тов? Оплодотворяемые идеями и всей
жизнью нашей великой родины, советскме
художники, и те из них, которые уже
прошли долгий путь творчества, и те, кто
лишь начинают свою  артистическую
жизнь, создают правдивое и радостное ис-
кусство.

Говоря 0 радостном искусстве, мы тут
же вспоминаем имя Хачатуряна, — одного
	из самых блистательных композиторских
	самое! ной драмы, ставшей основополагающей з
ниче-   развитии советокого азербайджанском)
о.   музыкального театра, Гаджибеков жиз
орче-   в нашем сознании как родоначальник то.
еской   то мощного творческого движения в сое»
чрез-   ской музыкальной культуре, которое сзл.
еской  ‘зано с формированием профессионально»,
‹ания   музыкального искусства в национальтыт
обра-   братских республиках..
орче- Среди удостоенных звания 1
нних   вых сталинских ‘лауреатов мы 6 р
риче-   стью находим ‘имя другого маститог оу
‚нсам   позитора, творчество которото неразрыви
и к  связано с расцветом. музыкальной куль
>, к  туры ‚советской Украины, — это Реву
Ку-   кий. Один из культурнейших музыкант
во   страны, он являет собой пример худа.
дин-  ника, в органической связи с культур
‹имер   своего народа черпающего мотивы торе
нных   ского вдохновения. Великолепный зната
нди-   украинского фольклора, он необыкновен
тонко чувствует народную украннекую ть
рчес-   эзию. Глубоким ощущением этой иоэзль
рина,   несущей в себе красоту и аромат украль
стар-   ской природы, дыхание ее  бескрайни
нной   просторов, проникнуты не только его м
реа-   стерски безупречные обработки народны
 лбы   Песен, ‘но и поэтически вдохновенная 4
х под   СИмфопия, безусловно лучшее и талантах
егод-   Вейшее создание украинского мастера,
тове- Замечательной зрелостью стиля и како
всей   TO особой приметной красотой Музыки от.
ские   ЛИчается симфоническая поэма «lanier!
уже ли» Киладзе. Написанная на тему одьь
кто   Именной ›поэмы Чавчавадзе, «Галдегиль
OK: ю   Представляет собой программное симфовь
УЮ   ческое; произведение, ‘идеей которою я»
2 HO    ляется торжество вечно живущей MmpApy
ды над всем тем; что, будучи олицегь
ТУТ   рено в поэме’ в‘ образе отшельника, п
НОГО   пирает ее законы. Эта идея получает сво
СКИХ   06060 яркое, волнующее воплощение в бе
	Все, кому дороги судьбы советского му-  самые разнообразные жанровые ответвле-
	зыкального искусства, с радостным вол-
нением прочли в обширном списке ху-
дожников,‘ увенчанных . славой первых
сталинских лауреатов, имена тех, кто уже
давно вошел в нашу музыкальную куль-
туру как ‘ее наиболее выдающиеся и та-
лантливые творцы. Мясковский, Шалорин,
Шостакович, Хачатурян, Киладзе, Ревуц-
кий, Гаджибеков, Богатырев, Покрасс, Ду-
наевский и наряду с ними Самосуд и Па-
зовокий, руководители. наших ведущих
оперных театров — Большого театра
Союза СОР и Театра оперы и балета им.
Кирова, дирижеры, энергии и таланту
которых мы обязаны возрождением на
оперной сцене неувядаемого создания
глинкинского тения «Ивана Сусанина»,
наконец, целая плезда выдающихся опер-
ных актеров.

Новаторское по своим устремлениям, по
характеру самих! задач, которые оно исто-
рически призвано разрешить, советское
музыкальное искусство, как и вся наша
художественная культура, не протиропо-
ставляет себя прошлому. Отрицание мно-
товекового опыта, свойственное формали-
стическим маниакам всех мастей и оттен-
ков, & равно и упрощенцам, противоречит
самым основным ` принципам советской
эстетики. Лучшие, наиболее выдающиеся
произведения. советских композиторов сое-
диняют в себе индивидуальную остроту
стиля с претворением исконных форм му-
выки. Достаточно в качестве примеров
назвать 5-ю симфонию и фортепианный
квинтет Шостаковича, скрипичный кон-
церт и «Поэму о Сталине» Хачатуряна.
В этих произведениях, новаторских
по своему идейно-змоциональному содер-
жанию и средствам художественного вы-
ражения, мы без труда обнаруживаем
преемственные нити, связывающие их с
прошлой профессиональной культурой, с
народными источниками музыкального
творчества. У Шостаковича это связано с
переработкой огромных пластов культуры
— от Вивальди ‘и Баха, Моцарта и Бет-
ховена до Малера и Чайковского включи-
	тельно; у Хачатуряна — это прежде
всего народно-песенная культура армян-
ских  ашугов, русский  «кучкизм» и
	Чайковский. И в этом сила и жизнен-
ность их произведений Ибо действи-
тельно новым в искусстве может быть
лишь то, что впитало в себя лучшее из
культуры старого, что сумело это старое
переработать, но отнюдь не то, что ниги-
листически отгородилось от него.

Самое представление о новом и ориги-
нальном в искусстве как о чем-то, что
обязательно сопряжено с усложненностью
музыкальной речи, с ев предельной изо-
щренностью, уступает в советской музы-
кальной практике такому пониманию, ко-
торое ищет новизны в величии, ясности,
глубине, в конечном счете в простоте, т. е.
правдивости, реалистичности содержания.

В этом сознательном стремлении компо-
зиторской мысли подчинить богатство и
сложность форм правдивости выражения
новых для музыкального искусства обра-
зов, новых идейно-художественных замыс-
лов, проявляется одна из характернейших
черт нового кристаллизующегося стиля
советской музыки. Демократизм, понимае-
мый не поверхностно, не примитивно, но
как  философски-эстетический принцип
творчества, одинаково характеризует и
21-ю симфонию Мясковского, и квинтет
Шостаковича, и скрипичный концерт Ха-
затуряна.

‚ В самом факте равноправного сосущест-
вования в советской музыке таких стили-
стически полярных сочинений, как квин-
тет Шостажовича и, скажем, песни Дунаев-
ском, опять-таки проявляется весьма су-
щественная ее особенность. Речь идет о
многогранности советского музыкального
творчества. В едином русле идейных уст-
ремлений советского искусства развивают-
ся самые различные творческие течения,
	В премиях, присужденных по живо-
писи, восхищает широта толкования задач
искусства, сказавшаяся хотя бы в том,
что отмечены представители разнообраз-
ных художественных направлений. На-
ряду с академиком М. В. Нестеровым,
воспитанным в традициях русской реали-
стической живописи 60—80-х годов,
Сталинская премия присуждена народно-
му художнику Армении М. С. Сарьяну,
который вошел в историю искусства как
своеобразный ориенталист. Премия при-
суждена известному баталисту Н. С. Сэ-
мокишу и мастеру театральной живопи-
си Ф. Ф. Федоровскому.

В числе лауреатов находятся лучшие
представители советской живописи, ма-
стерство которых развернулось уже после
Великой Октябрьской социалистической
революции—А. М. Герасимов, ВБ. В. Иоган-
сон, молодые художники В. П. Ефанов и
И. М. Тоидзе, Высокой оценки удостоен
также живописец и искусствовед И. 9.
Грабарь.

М. В. Нестеров — один из тончайших
истолкователей человеческой психологии,
художник, творчество которого поражает
глубоким пониманием русской природы и
отарины, живописец, создавший целую
таллерею замечательных образов. Его про-
изведения, помимо блестящего профессио-
нального мастерства, всегда отмечены пе-
чатью могучего и своеобразного интеллек-
та. В последнее время М. В. Нестеров
занимается почти исключительно портрет-
ной живописью и создает ряд превосход-
ных произведений, Достаточно вспомнить
портреты художников Кориных, хирурга
Юдина, скульптора Шадра, артистки Дер-
жинской. этому же циклу относится и
новый, недавно законченный портрет
скульптора В. И. Мухиной и прекрасный
портрет академика И. П. Павлова — со-
средоточенный и волевой образ великого
русского мыслителя и ученого. Самая по-
за Павлова, очень своеобразная, подчер-
кивает характеристику человека, вскрывая
его чрезвычайно активную натуру. Фигу-
ра ученого показана силуэтом на фоне
окна, за которым с присущим Нестерову
мастерством изображен пейзаж.
	Ярким представителем другого художе-
ственного направления является народ-
ный художник Армении М. 0. Сарьян.
Сарьян — вдохновенный поэт солнечной
	Армении, ее свовобразной красоты. `Вели-
	ния. 9т9 мнотообразие жанров и стилей.
советской музыки — явление весьма зна-
менательное. В нем получает свое вырз-
жение тяготение наших композиторов к
реалистическому воплощению разносторон-
ности духовных интересов советского
человека.

Отсюда и другая характерная черта со-
ветского музыкального стиля’ — все более
утверждающееся в нем начало прекрасяо-

. Прекрасное, как выражение возвашен-
ных устремлений человека, представляет
один ‘из существенных признаков, в кото-
рых мы видим глубокую органическую
преемственность нашего искусства от ве-
ликого классического искусства прошлого.
Человечность, поэтическая  одухотворен-
	НОСТЬ МУЗЫКИ — BOT To общее, типиче-
	ское в советской музыке, что сегодня 0б-
	единяет самые, разнородные творческие
явления нашего искусства и что вместе с
тем отличает их от произведений совре-
MCHHHX заладноевропейских музыкальных
модернистов.

С чувством гордости советских  пат-
PHOTOB, видящих  первопричину ‘инди-
видуальных художественных достижений
во всей направляющей системе на-
шей   жизни, MBI отмечаем сегодня
и победу Шостаковича, и всенародное
признание Мясковского, и другого вы
дающегося представителя старшего по-
коления советских композиторов — Ша-
порина, и талантливейшего Хачатуряна,
певца народного счастья, автора вдох-
новенной «Поэмы 0 Сталине», и ма-
стеров советской массовой песни Дунаев-
ского и Покрасса, и Ревуцкого, Гаджибе-
ropa, Киладзе, Богатырева — компози-)
торов, с чьими именами неразрывно свя-
заны успехи, музыкального искусства в
наших братских национальных республи-
ках.

Шостакович! От юношески свежей, по-
этически вдохновенной первой симфонии,
через длительную полосу безоглядного ув-
лечения крайностями современного запад-
ноевропейского модернизма к созданию
5-й симфонии, человечески прекрасной,
исполненной огромного трагедийного пафо-
са; и дальше к лирическому, летски-про-
стодушному квартету, к изумительной по
силе, глубине и яркости образов 6-й сим-
фонии, к фортепианному квинтету. Какой

трудный‘ и ‘сложный путь успел пройти
этот молодой композитор! И сегодня, ко-

тда имя Шостаковича  увенчано славой
лауреата Сталинской ‘премии, можем ли
мы хотя бы на минуту вабыть о том ве-
ликом и волнующем, что привело его к
этой славе, что обеспечило раскрытие ero
поистине редкостного композиторского да-
рования — 0 нашей замечательной дей-
ствительности.
	Тлубоко поучительна творческая эволю-
ция Мясковского. Продолжатель лучших
традиций русскотф философского симфо-
низма, Мясковский еще в своих ранних
произведениях достиг такой степени са-
мостоятельности стиля, которая свойствен-
на лишь немногим, избранным художни-
кам. Автора «Аластора», 3-Й симфонии
можно узнать буквально по нескольким
тактам музыки. Но уже в этих произве-
дениях, равно как и в целом ряде после-
дующих, обозначается. склонность Mac-
	ковского к субективизму. Это приводит к
утверждению в его творчестве настроений
глубокой сумрачности и пессимизма. Куль-
минацией таких настроений явилась мо-
нументальная трагическая 6-я симфония.
Дальнейший пуфь композитора — путь
преодоления суб’ективизма. Музыка Мяс-
ковского обретает все большую полноту
жизненного звучания, Приобщение к co-
ветской тематике (12-я «колхозная» сим-
фония, опыты создания массовых песен)
помогает композитору создать 16-ю сим-
фонию, 5-й квартет, скрипичный концерт
и, наконец, лирико-философокую 21-ю сим-
	Окончание постановления
Совета Народных Комиссаров Союза ССР
	родному артисту ОСОР и Охпопкову Пи-
колаю Павловичу, артисту — за кинокар-
тины: «Ленин в Октябре», вышедшую в

1937 г. и «Ленин в 1918-г., вышедшую в
1939 т.
	6. Петрову Владимиру Михайловичу, ре-
киссеру, заслуженному артисту РСФСР,
Симонову. Николаю Константиновичу. на-
родному артисту РОФСР и Hapony Muxan-
	лу Ивановичу, ззслуженному артисту
PCO — за кинокартины «Петр пер-
	вый» (1-я и 2-я серии), вышедшие зв
1937 г. и 1959г
	7. Пудовкину Всеволоду Илларионовичу,
режиссеру, заслуженному деятелю искусств
РСФСР, Доплеру Михаилу Ивановичу, ре-
жиссеру, Ливанову Борису Николаевичу,
народному артисту РСФСР, Ханову Алек-
сандру Александровичу, артисту и Черка-
сову (Сергееву) Николаю Петровичу, артич
СТУ — за кинокартины: «Минин я По-
	жарокий», вышедшую в 1939 году и <Су-
5оров», вышедшую в 1940 г.

8. Пырьеву Ивану Александровичу, :ре-
жиссеру, Крючкову Николаю Афанасьеви-
чу — артисту и Ладыниной Марине Алек-
сеевне, артистке — за кинокартину «Трак-
тористы». вышедшую в 1939 году.

9. Чиаурели Михаилу Эдишеровичу, ре-
жиссеру; заслуженному деятелю искусств
Грузинской ССР, Геловани Михаилу Геор-
гиевичу, артисту и Багашвили Спартаку
Левановичу, артисту — за кинокартины:
«Арсен», вышедшую в 1937 г., и «Вели-
кое зарево», вышедшую в 1938 г,

10. Эйзенштейну Сертею Михайловичу,
режиссеру, заслуженному деятелю ис-
кусств РСФСР, Павленно Петру Андрееви-
чу, кинодраматургу, Черкасову Николаю
Константиновичу, народному артисту
РСФСР и Абриносову Андрею Льзвовичу,
артисту — ва кинокартину «Александр
Невский», вышедшую в 1938. г.
	ПРЕМИИ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ В РАЗМЕРЕ 50.000 РУБЛЕЙ.
	1. Бек-Назарову Амо Ивановичу, режис-
серу, народному артисту Армянской ССР,
Нерсесян Грачия, народному артасту Ар:
мянской ССР и Аветесян Азвет, народному
артисту Армянской ССР — за кинокзоти-
ну «Зангезур», вышедшую в 1938 №.

2. Бепяеву Василию Николаевичу, ре-
жиосеру, Ешурину Владимиру Семено-
вичу, Коган Соломону Яковлевичу, Симо-
нову Георгию Александровичу, Фомину
Сергею Николаевичу, Печупу Филиппу
Ивановичу, операторам хроники и Соко-
повскому Алексею Николаевичу, ассистен-
ту оператора хроники, — за кинокартину
«Линия Маннергейма», вышедшую в 1940
году.
	3. Герасимову Сергею Апполинариевичу,
режиссеру и Макаровой Тамаре Федоровне,
зртистке — за кинокартину «Учитель»,
вышедшую в 1939 г.

4. Дзигану Ефиму Львовичу, режиссе-
ру, Покрассу Дмитрию Яковлевичу, компо-
зитору —за кинокартины «Мы из Крон-
штадта», вышедшую в 1936 г. и «Вели
завтра война», вышедшую в 1938 г.
	5. Донскому Марку Семеновичу, режис-
серу и Массалитиновой Варваре Осиповне,
народной артистке РСФСР за кинокарти-
	ны: «Детство Горького», вышедшую в
1938 г. и «В людях», вышедшую в 1939
году. .
	6. Згуриди Александру Михайловичу, ре-
жиссеру, Пискунову Михаилу Геуртиевичу
и Троянскому Глебу Александровичу,
операторам, Лебедеву Владимиру Николам-
вичу и Мантейфелю Петру Александрови-
чу, консультантам — за кинокартины: «В
глубинах моря». вышедшую в 1939 г. и
«Сила жизни», вышедигую в 1940 г.

7. Иванову-Баркову Евтению Александ-
ровичу, режиссеру, Алисовой Нине Ивэ-
новне — артистке и Корлиеву Алты, ар-
тисту — за кинокартину «Дурсун», вы-
шедшую в 1940 году.

8. Ивановскому Александру Викторови-
чу, режиссеру. заслуженному деятелю ис-
кусств РОФСР. Федоровой Зое Алексеев-
	не, артистке и Гарину Эрасту Павлови-
	чу, артисту — за кинокартину «Музы-
кальная история», вышедшую в 1940 г.

9. Копалину Илье Петровичу и Посель-
скому Иосифу Михайловичу, режиссерам,
Богомолову Николаю Васильевичу,  Ко-
вальчуку Александру Петровичу, Кричев-
скому Абраму Григорьевичу, Новальчуку
Всеволоду  Львовичу, Штатланду Виктору
Александровичу, Шафрану Аркадию Мен-
делевичу, Койфману Марку Борисовичу,
Козакову Абраму Наумовичу — операто-
рам хроники — за кинокартину «На Ду-
нае», вышедшую в 1940 г.

19. Лукову ‘`Леониду Давыдовичу, pe-
жносеру и Нилину Павлу Филипповичу,
кинодраматургу — за кинокартину «Боль-
шая жизнь», вышедшую в 1940 г.

11. Райзману Юлию Яковлевичу, pe
жиссеру, Пельтцеру Ивану Романозвичу,
заслуженному артисту РСФСР и Дорохину
Николаю Ивановичу, заслуженному арти-
сту РСФСР — за кинокартину «Послед-
няя ночь», вышедшую в 1937 г.

12. Хейфецу Иосифу Ефимовичу, ре-
жиссеру и Зархи Александру Григорьеви-
	чу, режиссеру — за кинокартину «Депу-
тат Балтики», вышедшую в 1937 г.
13. Шенгелая   Николаю Михайловичу,
	заслуженному деятелю искусств Грузин-
ской ОСР и Вачнадзе Наталии Георгиев-
не, народной артистке Грузинской ССР за
кинокартины: «Элисо», вышедитую в 1936
году и «Золотистая долина», вышедшую в
1937 т.

14. Opmnepy Фридриху Марковичу, pe-
жиссеру, заслуженному деятелю искусств
РСФСР, Зражевскому Александру Ивано.
вичу, заслуженному артисту PCPCP 4x
Боголюбову Николаю Ивановичу, артисту
—за кинокартины «Великий гражданин»
(1-я и 2-я серии), вышедшие в 1938 и:
1939 гг.

15. Юткевичу Сергею Иосифовичу, pe-
РСФСР и Любашевскому Леониду Соло-
	моновичу, заслуженному артисту РСФСР
за киновартину «Свердлов», вышедшую
В 1940 г
	М ee Надо. поэмы,  повелительно вВваастном 1
«кучкистов», на их работу в области при-   жизнеутверждающем.
общения музыкальных культур народов  ’ ` Богатырев -— один 93 самых мололн
	лауреатов. Он’ так же, как и Виладае, пре
мыкает к той группе советских компот
торов, которые широко’ используют 0600
ности народного музыкального творчества
Богатырев создает произведения, ярки
своей национальной характерностью Hi
то же время глубоко интернациональны
по ‘образному миру. Такова его оперу
«В пущах Полесья», рисующая один 3
волнующих эпизодов борьбы  Geopyccry
го народа против белоаЮляков в 1920 №
	С чувством глубочайшего удовлетвот
ния находим мы в списке сталинских ay,
реатов имена Исаака Дунаевского и Дин
трия Покрасса, славных песенников, м.
зыка которых, ‚ возникшая на nowy
бытовой художественной культуры > 3
рода, давно уже стала `неотемлеми’
частью этой культуры. От ROB)
ных льдом берегов Северного моря до с»
ветских субтропиков, от западной трал
цы до Тихото океана, на тородских пло
щадях и колхозных полях, Ha дальний
пограничных заставах, в красноврмейски
лагерях, на палубах советских судов
всюду звучат песни Дунаевского и Toxpacey
лирические, задорно-веселые, торончвски
Их поют взрослые и малыши, их знает на
	Востока к мировой музыкальной культу-
ре, он в то же время художник самобыт-
ный, новаторски целеустремленный: 06бо-
гаацая народную музыку новым идейным
содержанием, Хачатурян, в отличие от сю-
итно-колористических методов обработки
восточного материала в духе жанровых
об’ективных зарисовок, какие преобладали
в творческой практике композиторов про-
шлого, культивирует сонатно-симфониче-
ские принципы разработки восточного ме-
лоса. Философской подосновой музыки
Хачатуряна является радостное, ничем не
омраченное восприятие жизни. В захваты-
вающе ярких, эмоционально сочных обра-
зах его нскусства находит свое правди-
вое отображение то ощущение радости. со-
циалистического бытия, которое, будучи
органически присуще советскому человеку,
составляет одну из типичнейших черт его
психики. Новаторское по своим устремлени-
ям творчество Хячатуряна никогда не знало.
при этом срывов в умозрительное изобре-.
тательство. Органическая связБ с музы-
вальной культурой народа. самый харак-
тер дарования композитора, его счастли-
вая способность к эмоционально непосред-
ственному, необыкновенно оптимистическо-
му восприятию жизни всегда ограждали ис-
	ету IE

m8 THM
кусство Хачатуряна от опасности утери atone oun. Oban oe Te aaa
жизненных импульсов творчества. Никакой   Яркие, ностью и 8 Pend
душевной раздвоенности. YeLekarerbio-ap;   BCCoOm зы HA.
	Высокая награда, которой народ оте
чает заслуги своих музыкантов, послух
для них новым мощным творческим от
мулом. В сознании возложенной на
исторической миссии — быть создателям
	кая, ритмически кипучая музыка Хачатуря-
на заключает огромный запас душевных сил.
	В этом ‘секрет ее воздействия на слуша:
теля.
	Когда думаешь об Узеире Гаджибекове,
	т тт т PFT YY зу
	и) Художественной прозы.
ПРЕМИИ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ В РАЗМЕРЕ 100.000 РУБЛЕЙ.
	ДА», опубликованный в 1939—1940 тг.
3. Шолохову Михаилу Александровичу
— действительному члену Академии Наук

СССР, за роман «Тихий Дон», опублико-
ванный в 1940 г
	1. Топстому Алексею’ Николаевичу, дей-
ствительному члену Академии Наук
СССР. за роман «Патр 1-й».

2. Сергееву- СОА Сертею Николае.
	BHIY — ва роман «Севастопольская стра-
	трудно, ограничиться мыслями 0 нем   НОВОТО, классического стиля советской м
тольхо как о композиторе. Автор целого   ЗЫКи, они устремятся к разрешению хи
ряда музыкально-драматических  сочине.   Динальных проблем советского искус

связанных с художественным воплощи
ем героического пафоса нашей эпот
изображением ce больших людей, peut
стическим воспроизведением благородии
ших чувств — любви народа к своей о
циалистической родине и к великом
	С. ШЛИФИТЕЙН
	Высокой награды удостоен старе!
советский художник-баталист Н. С. (\
киш, пятьдесят пять лет своой жуони
	давигий педагогической и художеств
работе.

Геронческая. борьба Красной Арми
основная тема работ мастера после Вл
кой У социалистической р?
люции. Н. С. Самокиш награжден 28
ну из лучших своих картин, в коми
отражен тероический переход через 027

Героическая ‘тема, воплощенная в 1!
изведении гениального поэта грузило“
народа, Шота Руставели, нашла cnet?
лантливого истолкователя в лице MoT”
трузинского художника Ираклия То
	И. ‚Тоидзе выполнил цикл рисункоь
которых изобразил поэтические образы #
ционального грузинского эпоса.
	История русской живописи в ли *
служенного деятеля искусства И. 9. №
баря имеет одного из блестящих crit
представителей.  Мнотогранная куль
позволила Грабарю решить ряд труди
ших’ задач в области искусствоведели.
свое время он был одним из самнх п
вых и самых активных пропагандист
европейской художественной культур
своих книгах он раскрывал очаро
ов живописи и архитектуры У

ГХ вв: Такие капитальные трулы, 1
Монография «Серов», многотомная «И
PRA русского искусства», ряд сти.
периодических изданиях, выдвийит 7.
Грабаря в первые ряды наших истори
искусства. Имя ero известно далеко
пределами нашей родины. Одной из ®
более крупных его работ является №
графия, посвященная’ Репину. ber
ценность ‘этого исследования состоит,
исключительно  добросовестном по
материала, широко освещающего де
ность гения русской живописи, Гра
крупнейший знаток творчества и #7”
Репина. Многое в великом наслелий Г
дожника опубликовано Грабарем гие!
Хорошо знавший Репина лично, Гр
шаг за шагом любовно и внимательной
лизирует. его творчество. Достоянство
нографии заключается еще и в 10%,
в ней полно и выпукло показан #
ренний ‘облик Репина. Литературное 1
вание Грабаря делает книгу захватые”

интересной,

В. ЯКОВЛЕВ
	ний, среди которых 0с00енно должны
быть выделены оперы «Кер-Оглы», а так-
же обошедшая _весь Советский Союз и
пользующаяся признанием за рубежом ко-
мическая опера «Аршин мал алан»; с03-
датель «Лейли и Меджнун» — первой
азербайджанской национальной музыкаль-
	1. Вирте Николаю  Евгеньевичу — за   грузинеком языке в 1938 г. и на русском
роман «Одиночество», опубликованный Вв языке в 1939 г. - .
1935 г. 3. Новикову-Прибою ‘Алексею Силычу—
2. Киачели  Леону Михайловичу — в8 3за роман «Пусима», опубликованный В.
	роман «Гвади-Бигва», опубликованный на 11935 году (часть П)
	к) Поэзии.
	cose м ee ee ee Ee oe Oe ee Oe Oe F moO ORR EG mY iy В
		ПРЕМИИ ПЕРВОЙ. СТЕПЕНИ В РАЗМЕРЕ 100.000 РУБЛЕЙ.
1. Асееву Николаю Николаевичу — oa] 3. Тычине Павлу Григорьевичу — чле-
	поэму «Masrro т +  . р + че ~~ ns
орать аяковский и ачинается», опубли   ну Акалемии Наук УССР, за сборник оти-
	Бованную B 1940 году. ON SARA ETRE лоу и У, ба LUV Pe VA

2. Купапе Ивану Домениковичу — за хов «Чувство единой семьи», опубликован-

оборник стихов «От се бликован-
GER Tene eet CCPATAs. Oly! H-   ный в 1938 году.
	1. Джамбупу Джабаеву — народному   поэму «Детство вождя», опубликованную
поэту Казахской ССР, за общеизвестные   В rat году. Ce R
поэтические произведения. . Михапкову Сергею Владимировичу —

mem oe
	EE ET

- за стихи для детеи.
2. Лебедеву-Кумачу Василию Ивановичу   5. Твардовскому Александру Трифонови-
— за тексты к общеизвестным песням. И ое а
	NR DE MERU DOU ВУЗЫ ay — за поэму «Страна Муравия», опуб-
3. Леонидзе Георгию Николаевичу — за   ликованную в 1936 году.
	л) Драматургии.
	1. Треневу Константину Андреевичу — дан Хмельницкий». поставленные в 1936
	И 1939 гг.
3. Погодину Николаю Федоровичу — ва
	пьесу «Человек с ружьем», поставленную
В 1937 году.
	В РАЗМЕРЕ 50.000 РУБЛЕЙ,
3. Соповъеву Владимиру Александрови-

чу — за пьесу «Фельдмаршал Кутузов»,
поставленную в 1940 году.
	за пьесу «Любовь Лровая», поставленную
в а редакции в 1937 году.

2. Корнейчуку Александру Евдокимови-
ЧУ — за пьесы «Платон Кречет» и «Бог-
	ПРЕМИИ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
	1. Вургун Самеду — за пьесу «Barn»,
поставленную в 1939 году.

2. Крапиве Кондрату Кондратьевичу —
за пьесу «Кто смеется последний», поста-
вленную в 1939 году,
	Победы живописцев
	колепное панно Сарьяна, посвященное со-
циалистической родине, украшало павиль-
он Армении на ВСХВ. Любовь к декора-
тивности, присущая Сарьяну, естествен-
но, привела его к работе в театре. Вер-
шиной его декоративного искусства бес-
спорно являются декорации к националь-
ной армянской опере «Алмаст», показан-
ной во время декады армянского искус-
ства в Москве. Это поистине было торже-
ство света и цвета, то нежного, то феери-
чески пышного. Глубокое знание природы
родной страны, ее колорита, огромная
эрудиция сочетались с богатой игрой  во-

ображения художника. Спектакль был не-
забываемо прекрасен.
	Диаметрально противоположным по сво-
ему творческому темпераменту и иска-
ниям является один из лучших предста-
вителей социалистического реализма в жи-
вописи—А. М. Герасимов. Герасимов ус-
воил лучшие традиции Московского учи-
лища живописи, ваяния и зодчества, где
преподавали такие блестящие живописцы,
как Архипов, К. Коровин и Серов. А. Ге-
расимов много работает над натурой. Он
живо «откликается на волнующие темы со-
временности. Мы знаем свежие, сочные по
живописи пейзажи Герасимова, в которых
с большой любовью передана русская. при:
рода. Но основная тема А. Гёрасимова —
человек социалистической страны, В 060+
бенности много труда и любви вносит
А. М. Герасимов в портреты товарища
Сталина, Наиболее сложный по компози-
ции портрет представляет его популярная
картина «Сталин и Ворошилов в Крем-
ле>. Пейзаж здесь-—не просто фон. Он иг-
poet очень большую роль, ибо и самый
ремль с сияющим небом над ним — это
как бы исторический фон, на котором
крупным планом даны фигуры Сталина
и Ворошилова. Написанная в пгирокой,
свободной манере, картина свидетельствует
о зрелом мастерстве А. М. Герасимова —
художника большого темперамента. В атом
произведении он подходит к удачному
решению задачи, поставленной нашей эпо-
хой. Помимо портретного сходства А. Ге-
расимов стремится насытить свое произ-
ведение глубоким внутренним и вместе с
тем символическим содержанием. Худож:
нику удается передать силу и несокру-
шимую волю, с которыми в сознании все-
го человечества ассоциируется представле-
ние о великом вожде народа,
	Б. В. Иогансон талантливо изображает
современного человека. Но художника
волнуют. и темы исторические, Им напи-
сан ряд полотен из истории гражданской
войны. Наибольшей и вполне заслужен-
ной популярностью пользуется его заме-
зательная картина «Допрос коммунистов».
Уже в этой работе Иогансон показал
блестящее живописное дарование, способ-
ность глубоко раскрыть большую соци-
ально насыщенную тему именно живо-
писными средствами. Превосходный коло-
рист, Иогансон создает произведения, пол-
ные большой драматической силы. Такова
сто выдающаяся картина «На старом
Уральском заводе» Образ сидящего ра-
бочего *— бесспорно один из самых пре-
	красных. образцов советской живописи.
Вся картина написана в красивой живо.
писной манере, Сочная живопись первого
плана удачно сочетается с мрачным коло-
	ритом фона.
	В. П. Ефанов — самый молодой жино-
писец из всех’ мастеров изобразительных
искусств, отмеченных ‘высокой наградой
правительства, Наделенный большим ком-
позиционным дарованием, мастер рисун-
ка, В. TI. Ефанов создал цикл картин,
изображающих людей советской страны.
Особенной популярностью пользуется его
большое полотно «Незабываемая встреча»
(по существу, групповой’ портрет), где
Ефанов с исключительной сердечностью
изобразил лучших людей страны, руково-
дителей партии и правительства во главе
с товарищем Сталиным.

ироко известно имя одного из. луч.
ших наших художников-декораторов Ф.Ф.
Федоровского. Московский зритель знаег
и любит Фелоровского по его декорациям
К ряду спектаклей, вошедших в историю
Большого театра Союза. ССР. С исключи-
тельным мастерством и знанием законов
театрального искусства Ф, Ф. Федоровский
сумел освоить громадные пространства
сцены Больитого театра. Значительное ко-
личество оформленных им спектаклей, в
особенности декорации оперы «Князь
Игорь», отличается подлинной театраль-
ностью. Чураясь вялого камерного искус-
ства, Ф. Ф. Федоровский создает декора-
ции монументальные, яркие и красочные.
Прекрасный знаток русской старины,
Ф. Ф. Федоровский любовно и тщательно
передает на сцене ее самобытную красо-
‘ту и величие русской природы.
	м) Литературной критики.
	Грабарю Игорю Эммануиловичу — ва- ру, ва книгу «Репин», опубликованную в
служенному деятелю искусств. профессо- 11937 году.

Прамечание:
	одна премия второй степени;
в области кинематографии

семь премий первой степени,

десять премий второй степени;
в области литературы
	В частичное изменение Постановления
Совнаркома Союза CCP or 20 декабря
1940 года «Об изменениях порядка при-
суждения Сталинских премий по науке,
изобретениям. литературе и искусству»
Совет Народных Комиссаров Союза ССРв
	мот Ду и NEN NM EOR NA В по прозе — три премии второй степе-
настояцтем Постановлении предусмотрел   ни

дополнительно Сталинские премии за вы- по поэзии — пять премий второй сте-
дающиеся работы в количестве: пени,

в области оперного искусства по драматургии — три премии второй
одна премия первой степени, стелени.
	Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
	В. МОЛОТОВ.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
	Москва, Кремль. 15 марта 1941 года. Я. ЧАДАЕВ.