ВОСКРЕСЕНЬЕ, 146 МАРТА` 1944 г., № 14 (146)
	5а последние годы .советская/ скульпту-
ра выдвинула целый ряд значительных
мастеров и создала большую  таллерею
художественных произведений, отмеченных
ндейной ‘глубиной, ‘подлинной  человеч-
зостью и высокой   пластической  культу-
рой. Лучшее. что сделано в области мону-

ментальной скульштуры, увенчано теперь
(талинекими премиями.
	Высокой наградой—Сталинской премией

ичана знаменитая скульптурная группа
В. И. Мухиной «Рабочий и колхоани-
ца», исполненная для советского павильо-
на на Международной. парижской выстав-
ne 1937 года и украшающая ныне цент
ральный вход Всесоюзной сельскохозяйст-
венной выставки. Эта скульптура, полу-
чившая пгирокую известность в СССР и
aa границей, является классическим
произведением советского изобразительного
искусства. Основная тема творчества В. И.
Мухиной — свободный, могучий человек
социалистического общества. Этот яркий
гуманизм достигает в некоторых произве-
дениях Мухиной вершин  патетического
стиля («Рабочий и колхозница», «Горь-
кий»), окрашиваясь в других в нежные
	лирические тона (декоративная группа
«Хлеб»).
^, Гранднозность общей концепции, светлая
	’ лирика и торжественный пафос «Рабоче-
	0 и колхозницы» производят неотразимое
виечатление. Молодой рабочий и колхозни-
ца, в сильном и страстном порыве воз-
носящие государственную эмблему Совет-
ского Союза, являются олицетворением
великих идей победившего социализма,
Это символ страны. неизменно идущей
виеред под внаком серпа и молота. Вели-
чественный замысел скульптора нашел
полноценное пластическое выражение, Ар-
хитектоническая стройность скульптурной
группы, цельность‘ композиции, › трепещу-
щая жизненность форм ставят это произ-
ведение в один ряд с выдающимися об-
разцами искусства прошлого.
	Проблема скульптурного монумента =—
одна из самых трудных и увлекательных
для всякого художника, призванного
озуществлять’ великий ленинский план
монументальной пропаганды. Свои творче-
ские силы, свой большой опыт отдает из-
вестный советский скульптор С. Д.. Мер-
куров созданию памятников великим
	деятелям социалистической революции,
	В 1939 г. была им создана монумен-
тальная статуя Ленина для зала заседа-
ний Верховного Совета, а затем большая

} фигура И. В. Сталина, установленная на
’ Веесоюзной сельскохозайственной выстав-
	Среди лауреатов, увенчанных звысхокои
наградой-—Оталинской премией, — нахо-
дится группа архитекторов — передовой
отряд! славной армии зодчих великой стра-
ны социализма. За последние тоды совет-
ские зодчие воздвигли тысячи новых’ CO-
оружений. Онн создали целые новые го-
рода, улицы и кварталы, грандиозные ан-
сзубли. Они создали сотни новых краси-
вых парков культуры и отдыха, театров,
дворцов культуры, институтов и библиотек.
(ки работали над новыми жилыми зда-
нияии, школами, детскими садами, сана-
ториями и домами отдыха, стремясь во-
плотить в них принципы сталинской за-
боты ю человеке. Среди сооруженных за
эти годы зданий и ансамблей — немало
2. длинно выдающихся, замечательных
„? произведений, говорящих о высоком уров-

не, достигнутом советской архитектурой.

В этом движении вперед к великому ис-
хуству коммунистического общества пар-
тия и правительство отмечают высокой на-
прадой тех мастеров, которые наиболее
чрко и с наибольшим ‘мастерством вопло-
тили замечательные идеи социалистичес-
кой эпохи, создали произведения, заслу-
женно завоевавшие признание и любовь
широких народных масс.
	Социалистическим искусством  имеет пра-
8) называться только такое искусство, ко-
торе в совершенной художественной фор-
ме выражает передовые идеи нашей эпохи,
здеи  Маркса—Энгельсв — Ленина —
Слалина, открывшие человечеству путь к
счастливой жизни. Именно в.этом смысле
мы и говорим о том, что еоветское ио-
кусство должно быть искусством новатор-
свим. Основой новаторства соци-
алистического искусства является, овладе-
ние новыми прогрессивными идеями эпохи
социализма и создание форм, отвечающих
этому новому содержанию,
	Лучитие произведения советокото зодче-
ствз, мнотне ‘из которых получили уже
	мировую известность, созданы ‚за послед-
	ние ГОДЫ труппои архитекторов-но-
ваторов. К ним относится замечатель-
ный павильон СССР на Международной
выставке в Париже архитектора. Б. М.
Иофана. В этом произведении, равно как
н в проекте Дворца Советов, с наиболь-
Шей силой сказалось то чувство нового,
та идейная тлубина и зрелость, которые
присущи произведениям Иофана. В пери-
од, когда многие советские зодчие еще ув-
лекались прямым перенесением в наши
Условия образов архитектуры ен Гре-
ции н Ренессанса — Б. М. Иофан; идя
от нового, революционного содержания нал
шей опохи, смело сломал традиционный
статический тип композиции и‹в динами-
ческих, захватывающих зрителя силою сво
его движения ‘формах с большой силой и
яркостью воплотил черты социализма, его
неудержимое движение вперед, его  про-
трессивность, революционность. “ Павиль-
он СООР в Париже явился лучшим образ-
цом монументальной пропатанды, идея ко-
торой была выдвинута В. И.  Лениным
еще в первые тоды революции.
	А, В. Щусев’ является выдающимся зод-
чим, в лице которого лучшие традиции ми-
ровой и русской архитектуры органически
сочетаются с новыми идеями и формами
социалистического искусства, Еще до ре-
волюции А. В. Щусев получил васлужен-
ную известность как автор Казанского
вокзала и других сооружений. После ре-
волюции А. В. Щусев исполнил одно из
наиболее замечательных сооружений Cco-
ReTCROA эпохи’ — мавзолей В. И. Ленина.
Одним из последних произведений Шу-
ева является здание ИМЭЛ ‘в Тбилиси.

здание характерно не только фвонм
высокям художественным качеством, но м
убоким синтезом мировых классических
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Л. П. Александровская
		_ Выдающиеся” скульпторы
	ке. Обе статуи являются выдающимися
произведениями советского искусства; Фи-
гура ‘Сталина исполнена’ мощного величия.
лице. воплощена творческая мысль Be-
AHKOTO человека. Меркуров о решил здесь
одну из самых ‘сложных для скульптора
задач. Благодаря’ лаконизму рисунка и
‚обобщенной, почти архитектурной Tpar-
товке форм статуя необыкновенно ясно‘ и
четко воспринимается в отромном воз-
душном нространстве. Монумент прекрас-
но сочетается с архитектурным ансамблем
 ВСХВ. .
Когда открылась’ выставка «Индустрия
социализма», два молодых‘ дотоле мало
‘известных автора сразу завоевали популяр-
‚ность замечательной статуей Серго Орджо-
никидзе, То были молодые ленинградские
скульпторы В. И. Интал и В. Я. Боголю-
‘бов. Они ‘не только ‘дали великолепный
портрет командарма тяжелой промышлен-
ности, но’ И’ создали яркий образ государ-
ственного деятеля наливй страны, призыва-
ющего ‘массы к выполнению грандиозных
задач социалистического строительства. Ра-
бота Интала и Боголюбова  прнобретает
отромный художественный интерес как
одно из наиболее успешных решений об-
раза нового человека, образа, большевика в
советском изобразительном искусстве,
Сильный, волевой характер, неукротимая
‘энергия и  большевистский ° темпера-
мент нашли замечательное  выраже-

ние в этой статуе. С. Орджоникидзе в
	изображении Ингала и Боголюбова проз-
той, обаятельный и_в то же время могу-
чий человек, охваченный единой мыслью
и целью, безраздельно отдающийр свою
энергию великому делу социализма. Сей-
час Ингал и Боголюбов исполняют проект
монументального памятника С. Орджони-
кидзе для Москвы. На выставке «Лучшие
произведения советских художников» де-
монстрируется превосходная. фигура ‹И. В.
Сталин»? работы’ В. Я. Боголюбова и В: И.
Ингала. Композиционная  собранность и
цельность придают этой статуе значитель-
ность и силу. Это одно из наиболее при-
мечательных фигурных изображений И. В.
Сталина в скульптуре:

Памятник С. М; Кирову в Ленинграде,
исполненный Н. .В. Томским,  при-
надлежит ‘к тем обаятельным произве-
дениям, в которых ‘передано большое
	  портретное сходство, индивидуальные чер-
	ты и большой образ крупного революци-
онного деятеля;  пламенного пролетарского
трибуна. Простота. и революционная ро-
мантика — вот что прежде всего отличает
образ, созданный Томским.

Н. В. Томский выдвинулся в первые
	Лауреаты советского зодчества
	традиций с национальной архитектурной   в Советский Союз, развивать свою худо-
формой. В архитектуре ИМЭЛ органично   жественную культуру во всем ее своеоб-
	использованы мотивы народного грузин-
ского искусства.
	Премии также присуждены коллективам
‚советских архитекторов, работавитих над
‘большими ансамблевыми постройками со-
‚ветской столицы, Это прежде всего грун
‘па строителей замечательното московското
метрополитена. Решение правительства от-
мечает лучшие образцы ‘архитектуры мет-
ро. Это — произведения социалистической
архитектуры, проникнутые высокой забо-
той о. человеке, насыщенные светом и ра-
достными красками. Каждая станция мет-
ро отличается индивидуальным творческим
‘обликом. Строгие, почти аскетичные фор-
мы и собружения станции «Дворец 0Со-
ветов» (архитекторы Душкин и Лихтен-
берг) и декоративно решенные станции
«Киевская». и «Комсомольская Площадь»
(архитектор Д. Н. Чечулин) говорят о том,
что социалистическая архитектура харак-
теризуется богатством и многообразием
творческих течений. Однако при всех раз-
личиях всем отмеченным в правительст-
венном решении станциям метро свойст-
венно единство нового. содержания и сти-
ля, в котором это новое содержание вы-
ражается, Великий пролетарский гуманист
М. Горький товорил: «Человек — это вву-
чит тордо».. Советский человек, приходя:
щий на стачции метро, чувствует себя
тордо, он знает, что эти прекрасные двор-
цы созданы его руками и предназначе-
HH для него. Это создание высокой чело-
вечности, внесение прекрасного и возвы-
шенното в обычные, казалось бы, утили-
тарные сооружения, характеризует всю 00-
`циалистическую архитектуру. В этом ва-
ключается ее подлинное новаторство, ибо

никогда еще идея служения архитектуры
народу не была проведена так последова-
тельно; как в лучших произведениях с0-
‚циалистического ‘зодчества.

Следующая труппа ‘лауреатов — строи-
тели, наиболее замечательных павильонов
Всесоюзной сельскохозяйственной выстазв-
ки. ‘Эти’ павильоны ‘образуют стройный,
блестящий ‘ансамбль вокруг Площади кол-
хозов ВСХВ. Павильон Грузии построен
по проекту. архитектора Курдиани, Азер-
байджанский — Дадашевым и Усейновым,

- OOmet чертой ‘национальных павильонов’
является самобытная оригинальность ‘их
форм; говорящая о тлубоком освоении’ и)
переработке. ‘архитекторами  художествен-
ных ценностей своего национального ‘на-
следия. Только эпоха социализма, выдви-
тающая: идею дружбы. народов, дает» пол;
ную возможность всем народам, входящим
	жественную культуру во всем ее своеоб-
разии. .

Легкие ажурные аркады Грузинского
павильона, ‘монументальные формы пор-
тального сооружения в павильоне Азер-
байджана, в сочетании с богатством Has
родных декоративных мотивов, применен-
ных в ‚оформлении всех. павильонов, —
производят сказочно прекрасное впечатле-
‘ние. В ансамбле лучших павильонов ВОХВ
перед нами выступает прообраз социалисти-
ческого искусства периода его высшего рас-
пвета, когла богатства художественного
творчества всех народов “сольются в одну
яркую и красочную симфонию.

Третий коллектив советских зодчих, удо-
стоенный Сталинской премии, — это
авторы ансамбля жилых домов на Б. Ка-
лужской улице. Во тлаве этого коллек-
тива — архитектор-новатор А. Г. Морд-
винов. Ему принадлежит инициатива вве-
дения поточно-скоростных методов строи-
тельства. Этими методами А. Г. Мордви-
нов совместно с арх. Г. ЦП. Гольцем и
Д. П. Чечулиным проводил и ансамбле-
вую застройку Большой Калужской ули-
цы. Дома на Калужской улице предста-
вляют один из лучших в нашей архитек-
туре образцов ансамблевой, единой 3a-
стройки улицы. Так‘как Калужская’ ули-
ца примыкает к Нескучному саду, то пе-
ред архитекторами встала задача увязать
сооружения с ландшафтом, с зеленью, Эта
задача удачно решена се помощью лод-
жий и балконов, обращенных к парку.
Жизнерадостные формы, светлые тона 06-
лицовки, легкость и пространственность
говорят о новом. оптимистическом  миро-
ощущении нашей апохи, выраженной в
этих сооружениях,

Среди награжденных Сталинскими пре-
миями находится архитектор В. И. Забо-
лотный, по проекту которого выполнено
здание Верховного Совета УССР в Киеве.
	Здание Верховного. Совета. УССР (с0-
зданное ‘по проекту архитектора Забо-
лотного) товорит об успехах архитектуры в
братских республиках. Архитектор За0о-
лотный прекрасно подчеркивает  общест-
венное назначение здания. Один из нам-
более выдающихся советоких кинорежиссе-
ров А. Довженко хорошо отметил сильные
стороны этого сооружения. В этом зда-
нии, говорит Довженко, чувствуешь себя
легко и свободно, оно наполнено ощу-
щением новой социалистической эпохи.
Эти слова являются высшей похвалой для
любого советского художника.
	А. МИХАИЛОВ
		TPA
	МАСТЕРА Ti
	но и глубоким выражением его внутрен:
ней творческой сущности.
	Николай Павлович Амелев — один. из
самых интересных и талантливых предста-
вителей второго, ‘среднего поколения, акте-
ров Московского Художественного ‚ театра.
Он: родился ‘в’ Сормове 23 августа 1901 г.
в семье младшего. мастера паровозострои-
	тельного цеха Сормовского завода. В ав-
	rycte 1919 г, он поступил в школу Ху-
дожественного ‘театра. Занятия с В. С.
Станиелавским и В. И, Немировичем-Дан-
ченко были для него высшей школой актер-
ской ‘игрыл. Первая егороль на большой
сцене ‘— роль Огня ‘в «Синей птице»
(1922 т,). В первые ряды актеров Худо-
жественного театра Хмелев выдвинулся,
сыграв роль Алексея Турбина в «Днях
Турбиных» М. Булгакова (1926 г.). Наи-
более крупные его работы — образ Ка-
ренина (1936 г.) и царя Федора (1935 г.).
	Образ Каренина в исполнении Н, Хме-
лева — один из этапных образов совет+
ского. театра. Хмелев показал огромную
трагедию человеческой личности, изуродо-
ванной и морально отравленной экспилоа-
таторским строем. С величайшим гневом
и ненавистью Хмелев раскрывает харак-
тер Каренина, обнажая бездушие этого
человека-«машины». Сатирический образ
Хмелев превращает в трагический образ,
проникнутый глубочайшей болью ва мо-
ральное уродство человека.
	Генеральная тема творчества Амелева—
мечта о мужестве и красоте человека. Ри-
сунок его образов отличается необычайной
остротой. Он настойчив в своих исканиях,
никогда не бывает равнодушен и холо-
ден. Хмелев в максимальной степени от-
ражает в своем искусстве активность и
пристрастность нового советского человека.
	Мария Ивановна Бабанова — строгая и
требовательная к себе актриса. Она всегда
чувствует великую ответственность за
создаваемый ею сценический образ. Она
всегда’ беспокойно ищет самой простой,
самой ясной, самой чеканной формы роли.
	Точность рисунка, точность мысли, точ-
ность цели — это неизменные». качества
Бабановой. И она ‘создает каждую свою
роль, твердо зная, чего она хочет‚ во имя.
чего она играет;
	Вот тихий, хрупкий китайский маль-
чик-бой. У нею скользящая походка.
Гортанная речь. Грустные глаза. Он весь
какой-то беспомощный. И вдруг’ блеснет
гнев и боль в его глазах, и мы узнаем
в нем брата своего и нам очень горько,
когда он, замученный рабской жизнью,
решает покончить с собой. Вот работница
Анка в погодинской «Поэме о топоре» —
девушка из народа, беспредельно счаст-
ливая и ликующая, когда ее товарищи
одерживают производственные победы.
Вот захлебывается неудержимым потоком
пустых слов «инженерша» Колокольцева
(«Мой друг» Погодина) и рассыпается
мелким смешком кукольная и манерная
Полина («Доходное место»). Вот нелепым
уродцем семенит дочка гоголевского го-
родничего, и злым укором глядит на свой
мир дитя эмиграции-мальчик Гога («Че-
ловек с портфелем» Файко). Вот трога-
тельная в своей чистоте, мужественности
и жертвенной любви Джульетта.
	Бесконечной вереницей встают ‘перед
нами эти, созданные Бабановой, образы,
и они продолжают жить сегодня, как бу-
‘дут жить и завтра, ‘ибо ата актриса, ро-
жденная и воспитанная революцией. со-
здавала их не только как наблюдатель,
но и как художник, участвующий своим
искусством. в величайшем в истории че-
 ловечества социальном перевороте.

Амвросий Максимилианович Бучма —
выдающийся актер украинского народа,
один из самых вамечалельных реалисти-

‘ческих актеров советской страны. Игра его
отличается ‘искренностью, творческой не-
	принужденностью, живой. правдой. испол-
нения и четкостью формы.
	Он родился в 1891 ходу во Львове, в
	в «Ге-  ‘ с6мье’ железнодорожного рабочего. са 32
артист года сценической деятельности он сытрал.
	огромное количество самых разнообраз-
HEX’ ролей. ‘Революция воспитала ‘его
взыскательным художником, борцом за, ис-
кусство тлубокой мысли и сильной стра’
СТИ.
	Бучма — горячий сторонник простоты в
‘искусстве, непримиримый враг’ манерно-
сти, позерства и всякой фальши.  Чест-
ность ‘и ясность мысли, точность выраже-
ния, абсолютная искренность служат для
него законом. Замечательная простота его
искусства является результатом. . огром-
ного труда и высокого мастерства, Буч-
ма-——актер большого диапазона, ему уда-
ются H сатирические и положительные ге-
	роические образы. Ho ero искуоство — ис-  .
	кусство жизнеутверждающее, и ‚лучшие
его роли-—роли борцов и героев. Таковы
роли Джимми Хиггинса (в кино), Жана в
«Жакерии», Гайдая в тратедии «Гибель
эскадры», Платона Кречета в пьеее Кор-
нейчука, Шевченко в пьесе Саввы Голо-
ванивского «Доля поэта» ‚и роли .Ленина
в «Правде» Корнейчука. В роли ‘Гайдая
Бучма показал беззаветную преданность
рядового бойца делу революции. В роли
Шевченко Бучма выразил революционную
	энергию гениального ‘народного подта, егб
борьбу за ‘свободу народа. .
	  Ваобраз. Ленина Бучма вложил. все. свое
мастерство, весь свой творческий с опыт;
Он дал образ вождя и мыслителя, пока-
‘зал ‘его стальную волю; мощную мысль,
‘напряженность внутренней жизни,  вели-
 кую страстность Ленина. Он сыграл’ роль
  Ленина с полной непринужденностью, с
  трогательным лиризмом и сердечной теп-
лотой. По мастерству движения. мимики
  жеста, по неотразимой жизненной прав-
‚де исполнения работа, Бучмы стоит рядом
с работой Б. В. Щукина.
	Вагарш Богданович Вагаршян — один
из самых выдающихся представителей ар-
мянского театра. С юношеских лет Вагар-
WAH посвятил свою жизнь театральному
искусству. Но его прекрасный талант ©
полной силой развернулся и окреп только
в/тоды советской власти. С. большой ис-
кренностью и подлинным мастерством он
воплотил образ. тениального Ленина.
Созданный. им. образ Сурена Спандаряна
— пламеннотго большевика. друга и сорал-
ника’ великого ‘Сталина, отличается не-
обыкновенной страстностью и тонкостью
психологических переживаний. Совсем не-
давно Вагаршян прекрасно сыграл роль ца-
ря Гагика в исторической пьесе «Страна
родная» Демирчяна, посвященной герои“
ческому прошлому армянского народа.
Сейчас Ватаршян увлечен работой над
образом Гамлета.
	Вагартиян ‘известен не только Kak ae
тер, но и как драматург и режиссер. Его
перу принадлежит пьеса о гражданской
войне в Армении — «В кольце». Он по-
становщик ‘волнующих спектаклей «Ко-
варство и любовь», «Достигаев и другие»,
«Васса Железнова», «Огненный мост» ‘и др.
Своими блестящими творческими победа-
ми и активной общественной деятельно-
стью Barapa Богданович завоевал горя-
чую любовь советских зрителей: Трудя-
щиеся г. Ленинакана избрали Вагаршяна
депутатом Верховного Совета СССР.

Москва впервые узнала Глеба Павлови-
ya Глебова прошлым летом на спектаклях
декады белорусского искусства. Он сыграл
тогда роли: партизана Халимона в пьесе
	«Партизаны»  Крапивы, шпиона Харкевича
в «Гибели волка» Самуйленка, Туляги— в
	  пьесе Краливы «Кто смеется последний».
	Спокоен и мудр был партизан Аали-
мон. Силой и уверенностью. веяло от его
фигуры. Он, правда, сгорбилея под уда-
рами панских наймитов, но он сохранил
в душе бесконечную ненависть к угнета-
телям, и это сообщало эпизодическому об-
разу пьесы значительность и весомость:
	Иным был Глебов в роли Харкевича. Он
товорил тихо ю просто. Он был ласков и
тостеирнимен, а за этим скрывались ва-
мыслы хитрого подлеца. Это был человек,
продавший себя хозяевам-помещикам. Это
был подкулачник, предатель и диверсант,
тот. кому не должно быть места в чистой
	жизни советского общества.
os у :
	‘Театр — могущественное ‘орудие идей-
но-художественного воздействия, великая
сила, формирующая человеческую  лич-
ность. Лицо театра определяется искусст-
вом актера, уровнем его культуры и ма-
	‘стерства, степенью его общественното иху-
	дожественного развития.

` Социалистическая революция воспитала
актеров пламенной мысли, больших’ стра»
стей, воспитаха искателей, борцов и мыс-
	лителей, умеющих раскрывать героический
	характер народа, строящего новую жизнь,
Самое тлавное в яклере —. способность
глубоко мыслить, чувствовать и, пережи-
вать, способность ваиболее ярко и прав-
диво выражать идеи и стремления своего
народа. Советский социалистический театр
выдвинул ряд блестящих мастеров, возро-
дивших и обновивигих лучшие реалистиче-
ские традиции старого театра и заложив-
ших основы нового героического стиля со-
циалистического резлизма. Постановление
Совнаркома СОСР отмечэет заслуги луч-
ших из этих мастеров, создавших за по-
следние‹тоды ‘выдающиеся работы в обла-
сти театрального искусства.

Алла Константиновна Тарасова с 17 лет
	работает в Московском Художественном
театре, сыграла в нем Настю в «На дне»,
	Трушеньку в «Братьях Карамазовых»,
Аню в «Вишневом canes и Ирину
В «Трех  сестрах», Но по-наетоя-
	щему ее большое дарование раскрылось
только в последнее десятилетие, когда она
сыграла Негину в «Талантах и поклонни-
ках», Анну Каренину в инсценировке ро-
мана Толстого и Машу в «Трех сестрах».
	Во всех своих ролях А. В. Тарасова по-
казывает гордость и страдание богато ода-
ренной русской женщины, замученной ли-
цемерной моралью ‘и пошлым мещанским
бытом буржуазного общества. Играя Не-
гину (1932), Тарасова передала чувство
человеческого достоинства, побеждающее
все бесчисленные испытания и труд-
ности, стерегущие женскую судьбу.
В этом образе, лирически глубоком, уже
прозвучали трагические ноты; В Анне Ка-
рениной (1936) Тарасова показала трахе-
дию женщины, борющейся за счастье и
за право ‘любить, замученной бесчеловеч-
ной буржуазной моралью и бесчеловечным
буржуазным бытом. Этот образ полон смя-
тения, сильной. страсти.
	Женское горе, обиду и тоску Тарасова
воплотила и в образе Маши в «Трех се-
страх» (1939). Это — самая замечательная
работа Тарасовой, еще более глубокая,
чем образ Анны. Артистка показала в ней
трепетную жизнь, полную  разочарова-
ний, погибших иллюзий и попыток найти
и удержать счастье. Сделан этот волну-
ющий, страстный, поэтичный, как цесня,
образ опытным мастером. Здесь Тарасова
доказала, что может передать не только.
трагическую силу страсти, но и тонкие
душевные движения. ‘

Один из самых зыдающихся мастеров
советского театра — Акакий Алексеевич
Хорава, ведущий актер Грузинского дра-
матическото театра им. Руставели, являет-
ся наиболее ярким выразителем револю-
ционного романтизма в нашем советском
искусстве. -

Любимый актер трузинского народа,
Хоравз — пламенный защитник принци-
пов героического театра. B Советоком
Союзе, стране героических человеческих
чувств и поступков, должен развиваться,
по мнению Хоравы, театр, изображающий
и воспитывающий тероев. Во всех своих
основных ролях Хорава показывал людей
высокой идеи, революционного энтузиазма,
и полвига.
	В пьесе Саждро Шаншиашвиля «Aneop>
Хорава создал образ вождя трузинских
партизан Анзора. В другой пьесе Шан-
шиашвили «Арсен»  Хорава показал
влохновенный образ вождя крестьянских
масс, любимого героя грузинского, наро-
да, Арсена. В «Платоне Кречете» Хорава
изобразил непреклонного борца за, идеалы
социалистического гуманизма. В «Разбой-
никах» Шиллера он придал Карлу Моору
черты пламенного борца с тиранией, за.
щитника свободы. В «Богдане Хмельнйц-
ком» Корнейчука и в особенности в «Ге-
оргии Саакадзе?г Шаншиашвили артист
прекрасно воплотил образы летендарных

народных героев, вождей патриотического
движения.
	Хорава вносит в свою работу ‘огромную.
искренность, энтузиазм и большевиот-
скую страстность, вдохновляя зрителей
на, борьбу за социализм, помогая своим
искусством строить новое’ общество. Xopa-
ва не только героический актер. Он на-
фюдный актер по содержанию своей твор-
ческой работы и своей политической дея-
тельности. Художник тлубоко пристраст-
ный, он в продолжении зсей своей жиз-
ни боролся и борется c безразличием и
равнодушием ремесленников, с подха-
лимством лакировщиков, с идейной. пус-
тотой формалистов, борется’ за большое
партийное искусство. То обстоятельство,
Что он вступил в ряды ВКПКб), удостоен
звания народного артиста СОСР и избран:
депутатом Верховного Совета. ССОР; ^яв-
ляется не только ‘фактом его биотрафии,
	ряды советских скульпторов за последние
годы. Несмотря на то, что Томский при-
надлежит к младшему поколению наших
художников, он уже завоевал. видное по-
ложение в искусстве. В октябрьские дни
1940 г. в Воронеже открылся памятник
В. И. Ленину работы Н. В. Томского. Им
же сделан целый фяд памятников ив
других городах. .

На выставке «Индустрия социализма»
была показана большая статуя Томского
«Александр Бусыгин». В этом произведе-
нии скульптор создал образ передового ра-
бочего налией страны, трибуна стаханов-
ского метода. Произведение отмечено зна-
чительной пластической культурой. К,луч-
шим работам  Томского относится также
пленяющий своей человечностью и проото-
той бюст С. М. Кирова. Скульитор занят
сейчас исполнением памятника В. И.
Ленину для г. Молотова. Он работает, по-
мимо того, над заверщением своего проек-
та памятника С. М. Кирову для Москвы.
	Памятник В. И, Ленину в г. Ульянов-
cRe, отмеченный Сталинской премией, от-
носится к лучшим произведениям М. Г.
Манизера. Памятник расположен на жи-
вописном берегу Волги. Он ` изображает
Ленина-оратора, обращающегося к народу.
	В то время, когда в нашем искусстве
наблюдались формалистические извраще-
ния, когда некоторые из наших художни-
ков отвечали на требования советской
действительности формалистическими про-
изведениями, М. Г, Манизер оказался в
ряду художников, стремившихся создавать
реалистические образы выдающихся дея-
телей большевистской партии и советско-
го государства. Деятельность М. Г. Мани-
зера, исполнившего целый ‘ряд памятни-
ков на периферии, получает таким обра-
зом большое значение. ‘

Один из наиболее значительных памят-
ников, поставленных в братских респуб-
ликах, — ‘монумент великому Сталину —
сооружен в Тбилиси молодым грузинским
скульптором 0. Я. Какабадзе. Произведе-
ния 0. Какабадзе стали широко известны
советскому зрителю по болыной выставке
изобразительного искусства Грузинской
ССР в Москве. Скульптор создал тогда
два. изображения Сталина. В них. ярко
проявился романтический пафос, прису-
щий лучшим произведениям скульптора.

Увенчанные  Сталинскими премиями
произведения советских скульпторов. х8-
рактеризуют основные черты современного
передового направления в искусстве CO-
циалистического реализма. .

А. ЗОТОВ
	И совсем иным был Гуляга — интел-
лигент. научный работник, терроризиро-
ванный проходимцем Горлохватским. Он
ходил неслышными шатами, Открытые
белесые глаза испуганно озирались по
сторонам. Ласковый голос замирал в ка-
ком-то ‘сладострастном упоении собствен-
ной трусостью. Ето путал им самим про-
изводимый шум. Это был честный, но
слабовольный обыватель, — и Глебов по+
казывал, как - мягкотелость и обыватель-
ское примиренчество всегда в конечном
счете оборачиваются против их носителя.
	Великолепное искусство Глебова при-
надлежит национальной сцене советской
Белоруссии. И вместе ‘с тем ето замеча-
тельное мастерство, отличающееся TOH-
костью психологического рисунка и тлу-
биной‘ раскрытия образа современности,
несет ‘свои чудесные дары всему совет-
скому театру, всему ‘советскому народу.
	Большая известность пришла к Вон-
стантину Васильевичу Скоробогатову
после. того, как он сыграл на сцене
Ленинградского театра драмы им. Пуш-
кина роль, В. И. Ленина в пьесе
Каплера. и Златогоровой. Ленинградский
зритель давно уже оценил и полюбил
этого. актера. В Большом драматическом
театре он создал. классический образ при-
способленца Достигаева. В театре им.
Пушкина, в пьёсе Корнейчука «Банкир>
он создал’ образ советского деятеля боль-
шевистского размаха, романтика, человека
ясной мысли и тлубокой душевности. Но
образ вождя, несмотря на известные не-
достатки  драматургического материала,
вдохновил художника сцены на крупней-
тпее творческое достижение.
	‚ Скоробогатов. шел в своей работе от внут-
‘реннего к внешнему. Он достиг большого
портретного ‘сходства, однако не путем про-
‘стой копировки житейского поведения
Левина, а большой и тлубокой оправдан-
ностью наиболее характерных его черт.
«Горный орел» — это сталинское опреде-
ление стало-зерном созданного Cropoto-
татовым образа. Вождь, внающий, куда он
ведет народ, как его вести и как приве-
сти его к победе. Большевик—во всем, все-
тда. Так понял Скоробогатов свою роль и
это сделал ее содержанием. Он очистил
поэтому ювое исполнение от всего мел-
кого, бытового, узкого. Так созданный им
образ Ленина стал одним из наиболее
удачных и наиболее принципиальных ху-
дожеоственных созданий советского’ театра,
	Присуждение Сталинских премий таким
выдающимся мастерам нашей сцены, как
А. К. Не А. А. Хорава, Н. П. Хме-
лев, М Бабанова, А. М; Бучма, В. Б.
Вятаршян, Г. П. Глебов, К. В. Скоробота-
тов, ставит ‘их творческую работу в при-
мер молодым кадрам советского akTep-
ства. Глубокое изучение жизни и прав-
дивое ее изображение, неустанная работа
над собой, тщательное совершенствование
своего таланта, строгая ‘требовательность к
себе, — вот черты, характеризующие и
об’единяющие этих мастеров, составляю-
щих гордость советского театра.