ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 МАРТА 1941 г. № Н (i
	К 15-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
JL А. ФУРМАНОВА
	на сцене

Пятнадцатую тд
` щину CO ANA смет
  писателя-бойца Дун,
`_ рия  Андреевича ф
   манова театр им, У
совета. отмечает мох.
новлением — спевтакц
«Мятеж».
—Чапаев» и «Матеь
Дмитрия — Фурманоя
занимают одно из по
вых мест. среди прож.
ведений советской ли.
  тературы на темы тру
] жданской войны,
<> В первый раз «М
  теж» в театре им, Мое.
совета был показан 1
ноября 1927 года, в дни празднования Х то
довщины Великой‘ Октябрьской соцнали.
стической революции. С тех пор эта пьеса ¢
огромным успехом шла в течение 10 ле,
570 предетавлений выдержал спектакль,
Его ‘смотрело свыше 700.000 зрителей.
21 марта 1930 года театр им. Моссовет
показал. инсценировку и другого пропаве.

показал. инсценировку и другого пронззе. >
дения Фурманова — «Чапаев». Это бы /
	спектакль о том, как боролась чапвевская
	дивизия, как формировались ее бойцы т
командиры, как рос замечательный полко-
	водец Василий Иванович Чапаев. Это был
	спектакль о верном и отважном друге ча.
паева — Петьке, о’ политическом - комис
	саре дивизии Федоре Клычкове. «Чапаев»
прошел на сцене театра им, Моссовета 455
раз. И «Мятеж» и «Чапаев» с неизменных
	успехом в течение многих лет идут в №
риферийных театрах.
	В первый раз по возобновлении «Мятеж

Дм. Фурманова будет показан !в театре пм.
Моссовета 26 марта в постановке Е. `0О, Люби.

мова-Ланокого. Художник 5B. И. Волков,
	мова-Ланокого. Аудожник DB. ШИ. UTR,
Роли исполняют Г. Румянцев (Фурманов)
	Роли исполняют ГЕ. Гумянцев (Фурманов
С. Днепров, Ф. Блажевич (Буровой), Н. Мор
двинов, Л. МЛунич (ИТигабудинов), А. К»
линцев (Ковач), М. Аноров, ©, Fos (Eps.
скин), П. Герага, Д. Ильченко (Караваев),
Л. Кулаков (Петров), В. Ванин, П. Евгеньев
(deycos), ©. Столяров (Винчецкий), 0, Ви.
	Торжество
оперной культуры
	_ „Лучшице советские поесы
	советская драматургия. ‘
И вдруг, как подарок, как яркая ра-
дость — «Любовь Яровая». Старый русс-
	кий писатель Константин Андреевич Тре-
нев с огромным мастерством и трепетным
	волнением дал сценическую жизнь CO-
бытиям и героям, близким, родным и по-
нятным многомиллионному советскому на-
роду. Они сидели тут же в зрительном
зале, эти герои, и с затаенным дыханием
следили за напряженным действием од-
ной из лучших романтических драм pyc-
ского и советского репертуара.

Высокие идеи «Любови Яровой» — долг,
дружба, отвага, советский патриотизм, без-
заветная преданность коммунизму — на-
ходят и долгие годы будут находить от-
клик в сердцах советских людей.
	Мы успели сдружиться с самоотвержен-
ной патриоткой, дочерью народа — Лю-
бовью Яровой, с комиссаром Кошкиным и
жизнерадостным, брызжущим народным
юмором «братишкой» Швандей. Великая
заслута Тренева заключается в том, что
он создал героев типических, чья жизнь
и борьба достойны подражания.

Взыскательный к себе, писатель не пе-
рестает все эти годы padoraTh над пье-
сой, и сейчас, в редакции 1937 года, она
отлилась в форму классическую и чекан-
ную.

В «Любови Яровой» Тренев создал раз-
нообразную галлерею персонажей, отме-
ченных яркими индивидуальными черта-
ми, наделенных своей судьбой и товоря-
щих прекрасным, образным и богатым ия-
	тонациями, подлинно русским языком.
Превосходно изобразив врагов и ‹«ней-
тральных», Тренев всю свою любовь
	советского гражданина и писателя отдал
Яровой, Кошкину, Шванде. В’их слав-
ных делах и подвигах воплощена патрио-
тическая идея пьесы, которая вошла в 30-
лотой фонд русской драматургии.
		покой уже пора, & он и в дождь и в
слякоть идет от больного к больному и
оказывает им помощь? Или героическую
санитарку Христину? Корнейчук умеет за-
ставить полюбить своих героев, их мысли
и дела и этим самым утвердить их B
сознании зрителя. Это священная обязан-
	ность писателя, если только он хочет HH
сать для народа,

‚ «Платон Кречет» — пьеса о жизни, * 00
огромной силе коммунистической идеи,
	пьеса самой оптимистической философии
	в мире — большевистской,

Линию героической патетики в своем
творчестве Корнейчук продолжил в «Бог-
дане Хмельницком». На этот раз драматург
обратился к истории. С искусством зре-
лого мастера он воскресил перед совет-
OKHM зрителем одну из славных страниц
борьбы украинского народа за свою неза-
висимость против польских панов и. угне-
тателей. В этой тероической эпопее яр-
кие и живописные, полные‘ мощи и отва-
ги исторические персонажи, действующие
в ХУП веке, утверждают в сознании се-
годняшних зрителей высокие патриотиче-
‘ские чувства, чувства кфовного братст-
ва украинского и русского народов. На-
THCOUHSA B романтической традиции, пье-
са Корнейчука изобилует, яркими эпизо-
дами, насыщена ‚большими чувствами и
мыслями и сверкает блестками народного
украинского юмора.
		за ее поля и горы, за ее песни, «Вагиф»
— историческая пьеса, но ее тема глубоко
современна, она бессмертна; эта тема —

любовь к родине, к своему народу-
Прекрасен в пьесе   лейтмотив дружбы

народов. В трудную минуту на помощь
народу Азербайджана спешат отважные

грузинские дружины.
Союз Эльдара и Вагифа — союз меча
и лиры, свободы и поэзии, революции и
творчества. Никакие силы мрака, никакое
предательство не могут разорвать этот
cows,
«Вагиф» принадлежит перу азербайд-
жанского поэта и писателя Самеда Вур-
ryHa, которого мы, к сожалению, до сих
пор мало знали, «Ватиф» — это вэличе-
ственная, глубокая по своим мыслям,
эпическая народная трагедня, написанная
превосходным афористическим языком, на-
поминающим стиль лучших представите-
лей восточной поэзии. Вся пьеса проник-
нута глубокой любовью к солнечному
Азербайджану, его прекрасному ‚народу.
			Почти все величайшие завоевания рус-
ской музыкальной классики связаны ©
оперной сценой.

На русской оперной сцене выковыва-
лось и замечательное мастерство выдаю-
щихся ее художников, ближайших сорат.
ников великих композиторов в борьбе за
национальное искусство,

Советский оперный театр продолжает
великие традиции русской оперной клас-
сики. Советские композиторы проявляют
все больший интерес к оперному творче-
ству. Выдающиеся представители совет.
ского  вокально-сценического искусства,
продолжая заветы своих замечательных
предшественников, развивают принципы
реализма на оперной сцене. Исконные
симпатии и интерес русских музыкантов
к искусству других народов, в условиях
социалистической культуры, нашли широ-
чайнтую базу в нашем многонациональном
оперном театре.
	Ето из советских слушателей не знает
В. В. Барсову, кому но знакомо ее бле-
стящее, жизнерадостное. дарование, ее
обаятельный голос? Но не в одних толь-
ко ослепительных колоралурах, не в од-
ной лишь красоте звучания большого,
сочного голоса скрыт подлинный смысл
искусства артистки. Весь творческий путь
В, В. Барсовой, созданные ею многочис-
ленные образы, обширные и продуманные
программы ее концертов говорят о глу-
боком понимании общественной миссии
искусства, о неутомимом стоемлении ар-
тистки расширить культурный кругозор
своей аудитории, раскрыть перед ней чу-
десный мир музыки. Передает ли Барсо-
ва горесть утратившей отца Антониды,
страдания несчастной Виолетты или тро-
гательные переживания маленькой. Чио-
Чио-Сан,—творчество артистки всегда це-
леустремленно, всегда проникнуто глубо-
Kok woeett.
	Замечательный вокалист, тонкий, умный
	актер, И. С. Козловский захватывает

слушателя продуманностью исполнения,
отделанной до мельчайнгих нюансов

фразировкой, изящным внутренним и
	внешним рисунком образа, лирической
красотой звука. Сценические образы’ Коз-
ловского подтверждают старую истину,
тласящую, что для подлинного артиста
нет больших и маленьких партий. Пре-
красный Ленский, Фауст, герцог. Мантуан-
ский, Лоэнгрин,—Козловский так жетонко
и выразительно лепит и эпизодические
фигуры. Это в первую очередь его юроди-
вый («Борис Годунов»), в образе. кото-
pore артист превосходно воплощает безы-
сходную тоску, скорбь и отчаяние исстра„
давшегося народа.

Думается, что He будет ошибкой
сказать, что подлинно новаторское 3Ha-
чение русской оперной. классики, Ут-
вержденные ею традиции реалистического
образа-характера нашли наиболее полное
и яркое отражение в басовых ‘партиях
русских опер. Сусанин, Руслан. Мель-
ник, Борис Годунов, Пимен, Варлаам, До-
сифей, Иван Грозный, Галицкий, Кончак,
Кочубей... — вот образы, принесшие с
собою на сцену новые художественные за-
дачи. .

Мусоргский, посетив родину Осипа Пе-
трова, восхищался необозримыми степями,
безграничными, вольными и роскошными,
«как дедушкина широкая, могучая душа».
Эта аналогия не случайна. В широком,
мощном звучании певучего баса, с его
богатейшей красочной палитрой как-то
особенно художественно ярко воплотился
дух русского народа, его песни, его при-
роды. Едва ли не всю линию развития
реалистических тенденций на оперной
сцене можно проследить. по творчеству
знаменитых певцов-басов. .

Их потомками являются ныне два ар-
тиста—лауреаты Сталинской премии. С03-
данные ими различные трактовки бессмерт-
ного образа Ивана Сусанина явились боль-
шой победой советского оперного искусст-
ва. Исходя из единого понимания образа Су-
санина как верного сына своей родины, каж-
дый артист, однако, налнел свое индивиду-
альное толкование. М. 0. Рейзен создает ве.
личественную, монументальную фитуру на-
родного героя, воскрешающую в памяти
слушателя главные образы ораториальной
классики. В образе Сусанина Рейзен как
бы обобщает идею народного патриотиз-
ма, его героического духа. Он ’пленяет
аудиторию пластичностью и законченно-
стью музыкальной формы, строгостью ли-
ний и сосредоточенной глубиной‘ чувства.
	Сусанин Михайлова необычайно искре.
нен, безыскуственен и прост. Образ рус-
	   ©эты
	ского крестьянина понятен и близок ap-
тисту, выросшему среди необ’ятных при-
волжских просторов в непосредственной
близости к народу, его песенной стихии.
Мощная широта и сила голоса Михайлова
замечательно тармонируют с широкой, мо-
гучей натурой Сусанина, ярким нацио-
нальным колоритом музыки оперы, со
всем ее стилем — грандиозной  героиче-
ской эпопеи борьбы русского народа за
родину и свободу. :

Эта идейная основа гениального творе-
ния Глинки впервые получила свое под-
линное воплощение только Ha советской
сцене, под руководством двух выдающих-
ся советских дирижеров — С. А. -Camo-
суда и А. М. Пазовского, неустанно ра-
ботающих над очищением величайших
созданий оперной классики от всего лож-
ного, наносного, от штампа.

Как музыканты С. А. Самосуд и А. М.
Пазовский сочетают широту художествен-
ного кругозора, серьезную эрудицию с ма-
стерством ортанизатора. музыкального
спектакля. Но если дарование С. А. Са-
мосуда в большей мере определяется
творческим размахом и художественной
интуицией, часто подсказывающими’ дири-
жеру смёлую и оригинальную интерпрета-
цию того или иного образа, то в творче-
стве А. М. Пазовского привлекают рацио-
нальная точность и ясность исполнитель-
ского замысла, тонкая разработка деталей,
исключительная стройность и уравнове-
шенность всех компонентов музыкально-
драматургического целого.

Творчество Л. П. Александровской —
детище эпохи социализма, возродившей и
развившей культуру братских народов Со-
ветского Союза. Певица и актриса огром-
ной культуры и таланта, Л. П. Алексан-
дровская посвятила свое дарование ис-
кусству родного народа. Лейтмотивом ее
творчества является образ советской жен-
щины, верной дочери народа, нашедшего
счастье и свободу в борьбе за коммунизм.
В этом образе артистка воплощает не
лолько судьбу своего народа, но и свою
личную судьбу, поэтому, быть может,
столь искренно  трогательна и вырази-
тельна в исполнении Александровской
Марыся — тероиня оперы Тикоцкого «Ми-
хась Подгорный».

Обзяние большого, красивого голоса, ар-
тистизм и художественный вкус давно за-
воевали С. Я. Лемешеву заслуженную по-
пулярность среди широких масс советских
слушателей. С. Я. Лемешев ‘принёс на
оперную сцену всю свежесть и непосред-
ственность своего яркого дарования. Все
образы, созданные артистом, об’единены
общей чертой, свойственной его художест-
венному облику,— поэзией юности, неувя-
даемым обаянием молодости. Свежим,
юным ощущением жизни веет даже от его
царя Берендея — образа, привлекающе-
го чарующей мягкостью и вместе с тем
отточенностью своих линий. Серьезная и
углубленная работа в области камерного
исполнительства TOBOPpHT о неутомимом
стремлении певца расширить диапазон
своего искусства, познакомить слушате-
ля с великолепными сбоазцами классиче-
ской и советской вокальной лирики.

Это глубокое внимание к камерному ис-
кусству характерно и для другой замеча-
тельной певицы и актрисы налией совре-
менности — 3. М. Гайдай, одинаково та-
лантливо проявляющей себя и на опер-
ной сцене и на концертной эстраде.
Умение тонко проникнуть в замысел
композитора, верное ощущенив самых раз-
личных музыкальных стилей, яркая во-
кальная выразительность помогают арти-
стке создавать рельефные образы, волну-
ющие своей глубиной и правдой.

Н. Д. Шпиллер — самая молодая в
списке сталинских лауреатов по оперно-
му искусству. Сценическая жизнь арти-
стки исчисляется всето 5—6 годами; но
облик молодой певицы. уже определяет
законченность мастерства, высокая  во-
кальная культура. Мягкая, лирическая
красота толоса, очарование глубокой про-
стоты .и естественности исполнительской
манеры, вдумчивость и серьезность рабо-
ты певицы позволяют говорить о продол:
жении в творчестве Н. Д. Шпиллер заме-
чательных традиций русского вокального
искусства.

Сталинской премии достоин только тот
артист, талант и художественная инициа-
тива которого развиваются на прочной ос-
нове высокой большевистской идейности,
подлинной культуры, мастерства и твор-
ческой дисциплины. Это должна пом-
нить артистическая молодежь, дело чести
и доблести которой стать достойной этой
	великой награды. Г. ЕЛЕНИНА
	танца
	Только несколько лет назад ВКондрал
Крапива, талантливый белорусский писа-
тель и поэт, обратился к жанру драма-
тургни, но его пьесы сразу заняли вид-
ное место в репертуаре белорусских TeaT-
ров.

Лучшие произведения Крапивы были
представлены на декаде белорусского ис:
кусства в Москве. Это — «Партизаны»,
волнующая пьеса, воспевающая  патрио-
THBM советских людей, рассказывающая

об освобождении Белоруссии от белополя-
ков в 1919—1920 гг., и блестящая сатири-
ческая комедия «Кто смеется последний»,
в которой fasrop co свойственным ему
остроумием и сарказмом разоблачает аван-
тюристов, приспособленцев и кловетников.

Кондрат Крапива подкупает в своем
драматургическом творчестве хорошо вы-
писанными характерами и живой, образ-
ной речью персонажей. Поэтому они дают.
актерам. интересный и благодарный сце-
нический малериал и неизменно вызыва-
ют живейшую реакцию в зрительном за-
ле. Не случайно, едва ли не первой пье-
сой, которой суждено было представлять
драматургию братских республик СССР на
	У `Поюдина острый глаз, меткое перо.

Вот перед нами запись одного Дня’ да-
лекой пограничной заставы Падь Серебря-
ная. Можно сколько угодно товорить о
фактографии и документализме, но имен-
но абсолютная достоверность выведенных
в этой пьесе людей делает их живыми.
Ослабленный сюжет; отсутствие острых
конфликтов нисколько не мешают ощу-
тить идейную полноту пьесы. Мы запоми-
наем этих людей и знаем, за что они
борются.

Вот и Шадрина можно было бы по-
ставить в сложнейшие семейные и 0б-
щественные ситуации. Но тогда пришлось
бы выдумывать и придумывать. А Шад-
рин тем и хорош, что он один из мно-
гих, чья личная судьба растворилась’ в
судьбе миллионов рабочих и крестьян. В
течение всей пьесы Шадрин не произно-
сит никаких патетических слов и не со-
вершает никаких особых тероических по-
ступков. Его встреча с рабочим Чибисо-
вым — очень будничная встреча. И слова,
Шадрина обыкновенные, не соответствую:
щие величию минуты. Как будто бы чи-
стейший жанр... Но сколько в этой сцене
	глубокого, символического смысла!
	Умение видеть мир в детали — не
есть ли это необходимейшее качество ху-
дожника? Погодин обладает этим качест-
BOM, как намнотие советские писатели.
	«Человек с ружьем» — первая советская
пьеса о бессмертном нашем учителе —
Ленине. Уже это одно придает ей исто-
рическое значение. Образ Ленина в пье-
се — большая удача Погодина, Это жи-
вой Ленин, каким его знали  ра-
бочие и крестьяне. Но искусство автора
ваключается в том, что мы почти физи-
чески ощущаем ясность и точность могу-
чей ленинской мысли и в тех картинах,
где Ленина нет на сцене. Мы чувству-
ем Ленина через Шадрина, Чибисова, че-
рез всех выведенных в пьесе матросов,
солдат и рабочих, которым автор дал
иногда только две-три реплики.
	Шадрин — самый замечательный. образ
советской драматургии за последние пять-
шесть лет. В нем. искусство счастливо со-
четалось с абсолютной достоверностью —
	он познавателен. Пьеса «Человек с ру-
жьем» дает возможность понять путь
крестьянских масс, одетых в солдатские
шинели, к рабочему классу, к партии.

Образы Ленина, Шадрина, Чибисова —
это самое главное и самое удачное в
пьесе, в которой есть и схематические
места, особенно в изображении капита-
листического мира — Симбирцевых и
К°, — хотя и в этих сценах есть блест-
ки юмора.

Говоря о драматургии Погодина, нель-
зя не заметить, что все его герои —
это рабочие, крестьяне, колхозники, паф-
тийные работники, люди из народа, глу:
боко современные, нам близкие и понят-
ные.

п
	ХУШ век. Азербайджан. Вдохновенный
поэт Вагиф живет во дворце хана Ибра-
гима. Но ему там душно и тесно. Его
песни рождены народом и народу принал-
	лежат. Его песни вдохновляют’ народного
вождя Эльдара на борьбу против тирании
хана Ибрагима, против жестокого завоева-
теля хана Каджара — за родную страну,
	Первая же крупная пьеса Корнейчука
не оставляла сомнений в характере твор-
чества ее автора, Вместе с Корнейчуком
в советскую драматургию проникла ли-
рико-романтическая струя, столь свойст-
венная украинской литературе. Корнейчук

с, совершенствовался от пьесы к пьесе.

ыли у него и неудачи. Но творческой
вере своей он не изменял ни разу. Бе-
рется ли он за историко-героическую эпо-
neo (‹Ботдан Хмельницкий»), пишет
ли психологическую пьесу («Платон
Кречет?) или бытовую комедию («В
степях Украины»), он остается верен
своей романтической настроенности, тон-
кой лирической проникновенности. Пьебы
Корнейчука композиционно стройны, орга-
низованны. Ему повинуется -техника дра-
матургического письма. Но не в этом их
прелесть: «ремеслом» у нас овладели мно-
гие драматурги. В пьесах Корнейчука за-
мечательны их непосредственность, их глу-
бокая искренность и огромная любовь ав-
тора к своим положительным героям.
	Корнейчук вовсе не упрощает своих ге-
роев, но прозрачно просты их мысли и
желания, отчетлива цель, к которой они
стремятся. Вместе с тем персонажи Кор-
нейчука — не «вообще» герои. Они глу-
боко земные, конкретные люди и именно
украинцы, с их чудесным и мягким юмо-
ром.

Эти черты драматургии Корнейчука с
особенной силой воплощены в одной из
лучших его пьес — «Платоне Кречете»,
которая с огромным успехом обошла весь
Советский Союз и до сих пор остается
репертуарной. 7

Платон Кречет — талантливый ‘молодой,
волевой хирург-экспериментатор, который
хочет продлить жизнь советским людям.
Чем дольше будет жить советский чело-
век, тем лучше. Ему есть лля чего жить!
Философия Кречета — это философия со-
ветского гуманизма. Мораль Кречета —
коммунистическая мораль. Упорство и во-
ля Кречета, его идейная непримиримость
—подлинные черты воинствующего боль-
шевика,

Платон Кречет — герой нашего време-
ни. Это тот образ нового человека сталин-
ской эпохи, на примере жизни и борьбы
которого мы можем воспитывать наигу мо-
лодежь. .

В «Платоне Кречете» показана разно-
образная галлерея советских людей, к
которым начинаешь ощущать чувство при-
вязанности и нежности с хамото начала
пьесы. И как их не любить? Можно ли
не любить умного и чуткого ‘Береста?
Конечно, именно таким должен быть со-
ветский работник. Или старого земското
врача Терентия Бублика, милого и
немного смептного старика, которому на
	этих линий изумительна. Жан-Поль Рих.
тер называл музыку невидимым танцем,
а танец — немой музыкой. Танец Улано-
Bok — музыка, ставшая видимой, Ула-
нова передает самое содержание музы-
кальных образов.

Изображают ли Уланова Марию в«Бах-
чисарайском фонтане», Одетту в «Лебе-
дином озере», Жизель, особенно же шекс-
пировскую Джульетту, —-вы верите, что
именно такими и должны быть эти геро-
ини. Она умеет передать тончайшие от.
тенки настроений, чувств, а главное—по-
казать развитие образа. Больше всего ее
влечет лирика, в  оеобенности элегические
состояния души. Но эта печаль светла,
незамутнена, очищена от нажипи стра-
стей. Что-то в ней есть от северных бе-
TEX ночей с их долгими зорями, когда
тонкий свет без теней разливается над
спящим городом Ленина и зеленовато-
бледное небо сквозит за литыми чугунны-
ми решетками вдоль бесчисленных «кана-
вок». Гармоническая ясность и прозрач.
ность стиля Улановой напоминает Моцар-
та. Уланова — художник-романтик в луч-
шем смысле этого слова. Она создает об-
разы большого душевного благородства,
высоко поднимающиеся над повседневно-
стью.

Ольга Лепешинская — ярчайшая пред-
ставительница младшего поколения арти-
стов московской школы балета, сохранив-
шая и приумножившая его лучшие тра-
циции, традиции реализма, Превосходная
техника сочетается в ее танце с драма-
тической выразительностью. Искусство
0. Лепешинской проникнуто непобедимым

оптимизмом, жизнеутверждающим миро-
ощущением.

Принято считать, что 0. Лепошинской
больше всего удаются роли задорных дев-
чонок, шалуний,  беспечных  резвушек.
Но она сильна не только в таких ролях.
Она умеет передать и трогательную де-
вичью любовь и горячее чувство совет-
ского патриотизма, в «Светлане» напри-
мер. Исполнение ее виртуозно. Изумляют
чистота техники, невероятный темп. Дви-
жения балерины льются с той свободой,
которая предполагает совершенное мастер-
ство.

Вахтанг Чабукиани — танцовщик ис-
ключительной` силы, ослепительной техни-
ки, огромного темперамента. Особенной
красотой и мощью отличаются его прыж.
ки. Он движется в воздухе, точно ши-
рококрылая горная птица. Peet, парит,
плывет... Чабукиани вносит в танец под-
	Рис ИЕ Ч Бес Е а ось о УР о А И eee be с
столично. > .   ланд (Валя), Т. Оганезова, М. Чернова (Ная)
9 A cieHe, явидаоьт комедия Кра И. Пельтцер (Никанор Иваныч), М. Розен:

пивы «KTo смезтся последний», постав»   Санин. Н. Темяков (Кокумбай) А. Cann,
	ленная недавно Московским Театром са- нН. Чиндорин (мужик), 9, Марголина, И, 05:
	тиры и одновременно принятая к поста-
новке многими театрами периферии.

п
Владимир Соловьев — один из самых мо-
лодых и талантливых драматургов, удос-
тоившихся высокой награды. Он начал
свою литературную деятельность, как по-
эт — одаренный автор лирических и са-

колова (AaKHMa} H AD.

—@—-

ГПераферийная
хроника
	тирических стихов, свежих и непосред-
ственных. Поэтическая выучка пригодн-
лась Соловьеву-драматургу в наиболее
зрелом и фундаментальном‘ его произве-
дении — «Фельдмаршал Кутузов». Оча-
рование пьесы не только в том, что эта
историческая хроника воскрешает в памяти
народный величественный подвиг отече-
ственной войны, но и в том, что молодой
советский писатель, воспитанный сталин-
	СНК УСОР приступило к реализации госу-
дарственных заказов на пьесы для театров
Украины. Заказы на новые пьесы уже да-
ны писателям И. Кочерге, А. Копыленко ®
Л. Омолянскому.

КАЛУГА. В театре им. Луначарского ©°-
стоялась премьера пьесы Корнейчука «В сте-
пях Украины». Постановщик Г. Ферман, ху-
дожник С. МЛовцов, композитор JI. Черны-
mena.

ХАБАРОВСК. С большим yenexom прошла
премьера «Иванова» Чехова, показанная га-
стролирующим ‘здесь Ленинградским Новым
	AE NLIE EE IAI ER EINES IETS Ce eee eee EE Eee

театром. Постановка засл. деятеля  искус-
ской эпохой, смело опрокидывает привыч-   ства Б. Сушкевича, художник Малобродский,

ные каноны художественной трактовки   ЛЬВОВ. Еврейский государственный теватр
И о а а о ао nh xn   BEINYCKAeT NHpempepy mpauuyseroh комелни
	многих событий 1812 года. С большой по-
литической остротой, в стихах, полных
глубокой мысли и сверкающих остроуми-
ем и афористичностью, Соловьев утверж-
	Берра и Вернейля «Муж адвоката Больбек».
Режиссер Ида Каминская, художник Ф. Клейн-
ман. Готовятся — «Овод» Войнича (режиссер
А. Друзь) и «Неравный брак» бр. Тур (pe
жиссер И. Колтынюк) в переводе еврейского
	дает патриотизм русского народа, олице-   писателя И. Перле. В репертуарный план

включены две новые пьесы—«Кол-Нидре» Пе-
творенный B образе Ку узова,. тотового pena Маркиша (об освобождении Западной
	грудью защитить родину. «Фельдмаршал
Кутузов» принадлежит к числу таких
пъес, которым суждена долтая жизнь на
советской сцене.
	Ul

И Любовь Яровая, и Шадрин, и Кречет, и
Вагиф — люди большой ‘мысли. Они
упорно борются за завтрашний день.

Легко обнаружить источник, откудя ав-
торы черпают вдохновение, наделяя своих
героев такими чертами. Это — победонос-
ный социализм, любовь к родине, к свое-
му народу и к новому, социалистическому
	pena Маркиша (06 освобождении Западной
Украины) и историческая драма «Опера ев-
рея» Алтера Кацизне. .
ТАШКЕНТ. Союз советских художников
Узбекистана открыл в новом Дворце культу-
ры железнодорожников выставку работ брига-
ды художников, участвовавшей в скоростной
стройке Чирчикского азотно-тукового комби-
ната. Выставлено. свыше 300 картин и ри-
сунков.

БАТУМИ. На-днях ‘исполняется 5 лет со
дня организации Государственного театра гру:
зинской драмы Аджарской АСОР. В труппе
преобладают аджарцы, окончившие студию
при Тбилисском ордена Ленина театре им.
Руставели. Сейчас театр работает над пьесой
Амирана Шервашидзе «Солнце». Ставит спек-
такль худож. руководитель театра ПТ. Инаса-
	человеку. _

Вот это и есть главная тема нашето ис-
кусства. Сталинская эпоха — эпоха вели-
ких идей и замечательных людей. Быть
на уровне этих идей, показать нам этих
людей, заставить их полюбить — долг

ри, художник  Турсун Имнашвили; музыка

Парцхаладзе.
— < —

НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ХУДОЖНИКОВ
	каждого советского драматурга. Мы строим
новый мир. создаем новые взаимоотно-
шения между людьми, новый моральный
кодекс, каждое мгновение готовы стать на
защиту своей родины. Этой большой цели
служат Hall труд, наши ‘усилия, Hama
борьба и жертвы.

Этому должно служить и наие искус-
	О. ЛИТОВСКИЙ
	М. С. РОДИОНОВ представил для выстав-
ки «Графические произведения на темы ис-
тории, ВКП(б)» композицию «Сибирские пар
тизаны» и портрет Буденного эпохи rpax
данской войны.

В настоящее время художник готовится
к выставке, в которой он будет участвовать
совместно с Г. Рублевым и А. Гончаровым.
Он предполагает показать свои произведения
разных периодов — живопись (пейзаж и пор-
трет) и серию рисунков и литографий. Для
выставки «Наша родина» М. С. Родионов го-
товит цветной рисунок «Взятие Измаила» я
серию литографий «Отарый и новый Казах.
стан», Кроме того, художник иллюстрирум
«Войну и мир» Льва Толстого. Первый том
	романа с его рисунками выходит в Гоблин
издате,
к
	БОЛЬШУЮ работу над деревянной граВХ-
рой ведет художник ВБ. В. ‘розевский, (ей.
час он заканчивает две серии гравюр для
	линную страсть. Технические приемы, ок-  Мессерер—танцовщик мирового масштаба,
	ралпиваясь отненным отблеском  стихий-
ного темперамента, превращаются в мощ-
ное средство для выражения эмоций. Та-
нец его проникнут героическим волевым
началом. Те же свойства отличают постав-
ленные Чабукиани балеты «Сердце гор»
и «Лауренсия», близкие по теме, так как
оба они PuoRwt борьбу народа против фе-
одального гнёта. у

Победоносная сила, вера в себя, -а от-
сюда неуемно-жадное влечение к трудно-
стям, любовь к ним — вот характерные
черты ‘исполнения М. Семеновой. И еще
одно свойство, пожалуй, главнейшее, —
народность, неизгладимая печать нацио-
нальности. Изображает ли Семенова вен-
терку Раймонду, испанку Китри, индуску
Никию, — всегда и во всем она остается
русской. Это особенно заметно в поворо-
тах головы, поставе плеч, движениях рук.
Семенова прошла строгую классическую
школу А. Я.`Ватановой. И хотя «словарь»
классического танца составился в OCHOB-
ном из сценически обработанных движе-
ний народных плясок, преимущественно
итальянских и французских, Семенова
внесла в эту «иностранную речь» русские
национальные черты — ту плавность,
величавую горделивость и вместе с тем
кокетство, которые свойственны русской
народной женской пляске. Неудивитель-
но, что эти качества ее дарования
оказались так близки роли Авроры —
одной из лучших ее ролей. Недаром
Г. Ларош, говоря о «Спящей красавице»,
утверждал, что это — «французская сказ-
ка, сопровождаемая музыкой на русский
лад», что, несмотря на местный француз-
ский колорит, «который прекрасно соблю-
ден», «основная стихия» этого балета «не-
сомненно русская».
	Танец Н. Дудинской поражает своим
блеском. Он словно соткан из тонких,
сверкающих нитей. Если бы можно было
закрепить во времени те линии, которые
Н. Дудинская чертит своим телом в про-
странстве, сцена наполнилась бы множе-
ством статуй, точно отлитых из драто-
ценного металла. Это особенно относится
	в исполнению Н. Дудинской партии Лау-
ренсни. .
	Асаф Мессерер — прекрасный артист,
давнишний любимец московского зрителя,
Игра Мессерера отличается убедительнос-
тью, танец — безупречной правильностью
и воздушной легкостью. Линии движений
четки и точны, как на рисунках Энгра.
	один из крупнейших мастеров балета. И
нет сомнения, что в истории хореграфии
его имя будет. поставлено. наряду с. та-
	Кими ‘именами, как Огюст Вестрис и Вац-
	Русский балет и до револющии по пра-
ву считался первым в мире. За годы со-
ветской власти он достиг невиданного
расцвета. Можно без преувеличения ска-
зать, что никогда еще уровень хорегра-
фической культуры не был так высок.
Выразительные средства нашего балета
постоянно обогалцаются. Это касается и
чисто технической виртуозности и убеди-
тельности драматической игры. То, чего
раньше добивались лишь отдельные вы-
дающиеся художники, теперь стало до“
стоянием многих. Тем более мы ценим
тех артистов, дарования которых выде-
ляются даже на этом блистательном фоне.
	Таковы имена награжденных Сталин-
скими премиями 0. Лепешинской, Г. Ула-
новой, В. Чабукиани, Н. Дудинской,
А, Meccepepa, М. Семеновой, Ю. Файера,
	Тамары Аанум.
«Высшая цель искусства, — утверждал
Рескин, — состоит в том, чтобы дать нам
	Образ благородного человеческого сущест-
ва; большего оно никогда не достигало, а
меньшим оно не должно удовлетворять-
ся». Понимание этой основной задачи

искусства свойственно напгим. лучшим ар-
тистам балета.
	Древняя исконная связь танца с поз.
вией, которую многочисленные исследова-
тели обнаружили вначале в античном ис-
кусстве Греции, а затем в плясках наро-
дов всего земного шара, — уже не столь
ясно заметна в современном балете. Клас-
сический танец не сопровождается боль-
ше пением стихов, как в трагедиях Эсхи-
ла, Софокла, Еврипида ити в наших ста-
ринных хороводах. И тем не менее эта
связь танца и поэзии сохранилась в 68-
лете и поныне. Только из внешней, на-
тлядной она стала внутренней, подспуд-
ной.
	Образы, которые должен воплощать ар-
тист балета, поэтичны. А отсюда следует,
что танцовщик не может не быть поэтом.
Отсутствие ‘поэтического мироощущения у
танцовщика и балетмейстера ведет к на-
турализму, так же как увлечение одной
лишь технологией, без понимания того,
что главное в искусстве есть образное вы-
ражение идей и чувств. ведет к форма-
лизму.

Halll зритель вполне законно пред’-
	являет артисту балета те же требования,
какие пред’являет художникам других
видов искусства, требует от него умения
создавать живые образы, умения поэти-
чески претворять действительность.
	Нравда, артист балета пока находится
в несколько ином положении, чем работ-
ники других искусств. Ему гораздо чалще
приходится интерпретировать  классиче-
ские произведения, чем изображать со-
временных советских людей. Но и втрак-
товку классических образов он вносит
свое, советское миропонимание.
	«Чтобы талант мог быстро и радостно
развернуться, его народ должен обладать
большими духовными силами и основа-
тельным просвещением», — говорит Гете.
Где, в какую эпоху открывались для раз-
вития таланта большие перспективы, чем
в стране Советов? Вот почему новым
углубленным пониманием задач. своего ис-
кусства, стремлением к содержательности
образа, к его исторически верной трак-
товке наши артисты обязаны тому, что
живут и работают в советское время.
	Галина 5ланова—прекрасная танцовщи-
ца и в то же время замечательная хоре-
графическая актриса. Если бы надо было
одним словом передать, в чем заклю-
чается основная черта дарования Г. Ула-

новой, я бы сказал: простота. Простота,
которая представляет вершину всякого ма-
стерства. Как всякого истинного худож-
ника, Уланову отличает  безошибочное
чувство меры. Ев
	Отбросить многое для главного — труд-
ное искусство. Уланова неизменно готова
пожертвовать любым эффектом, если он
не согласуется с общим характером роли.
Техника Улановой очень высока, но вы
ее не замечаете, не замечаете именно по-
тому, что она очень высока. Все кажется
естественно, легко, как будто иначе и
нельзя сделать. Рисунок её танца ‘отли-
чается поэтому неотразимой убедительно-
стью. Кажется, вот так и должны лечь
линии, чтобы составить этот тончайпгий
узор. Особенно хороши ее руки. Древние
греки и римляне, желая похвалить тан-
цовщика писали о говорящих руках,
	красноречивых руках. У Галины Улано-
вой руки поют. Но и всем ее движениям
свойственна  напевность  Мелодичность
	И ен нЕ Ко АЕ И ль о опр  ИА. аДаВаомЬНк ‹ Дотиодатом TK BIRCH
лав Нижинский. — «Полевые цветы» ‘и «Снегурочка». Много

цветность изо $
Кто в СССР не знает пленительного   ветность изображения достигается ручий

Baer Г о Ш
	раскраской, которая производится на оттиске
отпечатанном на специальной китайской 6у.
маге. Кроме того, художник занят офориль
нием серии книг по истории книгопечать
ния, которая выпускается отделом редких
книг библиотеки им. Ленина. Шрифт и орнь

мент первого выпуска в стиле

‘искусств
XVI в.
*-
	СКУЛЬПТОР Сарра Лебедева закончил
портрет народной артистки COOP O. 3. Kam
	искусства Тамары Ханум. — великой ча-
ровницы танца, основоположницы’ узбек-
ското женского профессионального танца,
омело утверждавшей его, боровшейся за
ето’ развитие, невзирая на национальные
	предрассудки, запрещавшие женщине вы-
стунать на сцене.
	Тамара Ханум превосходно знает народ-
	р Мф п УЧ ФСТ Фо EIEIO EE

ное творчество, горячо любит его, сбере-   пер-Чеховой. ©
гает наиболее ценные традиции и в 10 фо: Лебедева выполнила также лве небольшая
те RheMST обогатталет ро тол ее.   Фигуры известных бегунов-рекордеменов бе
	тьев Гео

работы предназначены для новой экспозиция
выставки € ндустрия социализма».

ейчас скульптор работает над проектом п
мятника Ф. 9. Дзержинскому в Москве, Их
экт выполняется по заказу Комитета по делам
искусств для второго тура закрытого ко
‘курса.

В конце марта в помещении Музея новом

западного искусства открывается персональная

зо ставка О. Д. Лебедевой. ы
выставке в издательстве «Искусство» 1

же время обогалцает его, щедро насыщая
новым советским содержанием. Сочетание
хореграфических и вокальных элементов
в ее искусстве органично, как органично
оно в народном искусстве всего мира. Это
не просто пляски, это песни-пляски. Та-
нец ее сопровождается пением, a песня—
танцем. Жест, мимика играют не мень-
шую роль, чем слово. Не ограничиваясь
узбекскими песнями, Тамара Ханум ue-
	окт о НХ EEE

полняет таджикские, армянские,  казах-
ские, русские, украинские и др., искусно
сохраняя их национальный колорит, все
их чудесное своеобразие. Ее танцы —
маленькие поэмы, соверщенные по Ma-
стерству, изумляющие своей чеканной

формой, ритмической роскошью, богатст-
вом образов, эмоций.

Дирижер — душа балетного спектакля,
HOO MVBBIRA—nvitra watt Terese,

ходит моно ия В. Терновца, посвящения
С. Лебедевой, В книге имеется перечель з
работ и иллюстрации лучших произведеяи

—~

AKTHB
РАБОТНИКОВ ЦИРКА

Главное управление цирков Комитета 1
делам искусств при ОНК СССР naepane
	и:   к“ а о СФ МР. AR РКА. ЗПУ. pe
оч веть артиста трос ао [Зе о кои дв, О

м вдохно.   ладом 06 очередных задачах цирков 1
вением, раскрывая перед ним живое с0-   1941 году выступит начальник Главной“

держание мысли к мпозитора,‘прид
0 ила: прав.
. ра, ‚пр т вая yup SLE HA цирков Н. А. Стрельцов.
	осязательную выпуклость звуковым _обра- участию в

т д ый” OES END AR ah MVE PCIE

аботе ак BU
в партитуре. И Ю. Ф   ше 200 ах тива приглашено с
	>>. \.  => уу  аСЛОВОВ,

летный дири: Совещание начнется завтра, 17 март, 1
Убоко понимать та-  11 час, Утра, в помещении Центральном
	и жен МА ЭР 2: АГ Ех oe AP AEM 2 МУМСОЖЩСНЕ
Hen, чтобы так вести оркестр. Файер не   дома работников искусств
только строгий руководитель, но и належ. 59

ЧР бо И
	а EEE ERIN AED
ный помощник балетного артиста

—Ф_—-

. Он зна- Й
ет возможности и творческие особенности ПЕРЕД ДЕКАДО
каждого исполнителя и всегда считается
с ними.

Для проведения декады таджзвкского nor
ства в Москве Комитетом по Виан
создана организалдионная комиссия
Ю. Файер обладает большой музыкаль,   М. Г. Лиф
ностью, непогрешимым

то
ифитиях (предеедатель), М. М. Шап
чувством ритма,   И. ХФ. Белецкий. А К. Лебрчев. Л. 0, Bato
ПУ. Мот ПАЛ. МЕ и. И
	окий, В. Я. Балабан, 0. В.
THM wocsit FW hanwe:..

Ответственный редактор
В. Г. ВДОВИЧЕНКО
	RENAE tH

в ^^“ 79” Зокровокий, С, 0. Мельщиан
жественных планов. ——з—з—з—ы=—_—ы— =
Награждены УШИ we owamw wv.
	длинные поэты‘ тан ца.
	Редакция: ул, Станиславского, 24. Телефоны: общий —- К 3-42--45, отв. секретарь — К 3-12-56, отв.
	516307.
	редактор — К 4-64-40. Прием об’явлений: Петровка, 10, nom. 53, ren. K 9-36-54
	изд-ва <«Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30.
	er

i Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»,