Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ВОСКРЕСЕНЬЕ
		1941 года
	CORBFTCKOR ИСКУС
	а ПальНенший расивет советского HCKYVCCTBa
		25 марта в Москве ‘открывается все-
союзное совещание актива работников ис-
кусотв. На актив с’едутся представители
искусства всех братских республик, его
передовые деятели, В работе совешания
примут участие прославленные — мастера,
удостоенные Сталинских премий. Совеща-
ние актива будет посвящено обсуждению
плана творческих мероприятий Комитета
по делам искусств при СНК СССР на
1941 г. .

Присуждение Сталинских премий —
яркий тюказатель успехов советских ху-
южников. Во всех братских республиках
растут, формируются замечательные ма-
стерз, воспитываются все новые кадры
художественной интеллигенции. Этот рост
мог явиться только в результате постоян-
ного внимания партии к культуре и ис-
кусству, в ‘результате настойчивой, глу-
боко принципиальной большевистской
борьбы за искусство, проникнутое идеями
коммунизма, за искусство реалистическое,
подлинно народное.

1940 тод был отмечен решениями и
указаниями партии и правительства, име-
ющими громадное значемие лля хальней-
шего роста и развития искусства. Вес-
ной было принято постановление 0 лик-
вндации практики покупки билетов в тезт-
ры и на концерты за счет государственных
и общественных организаций. С этого мо-
мента интерес зрителя и качество спектак-
ля или концерта стали решающим факто-
ром, определяющим творческий успех и ма-
териальное благополучие зрелищных пред-
приятий. Требования зрителей, к удивлению
многих директоров и художественных ру-
ководителей, оказались гораздо более
серьезными и глубокими, чем они пред-
полагали. Наспех поставленные спектак»
ли перестали делать сборы. Работники
театров стали с большей ответетвенно-
стью относиться к своему делу. Появи-
лись гибкость, инициатива в выборе ре-
пертуара, мачалась настоящая борьба за
качество постановок, ускорились темпы
работы, увеличилось количество премьер,
значительно зократились расходы. Вее это,
естественно, оказало благотворное влия-
ние на дальнейший рост искусства.
	г. работники искусств долж-
ны приложить еще больше усилий, что-
бы начатая перестройка увенчалась но-
выми творческими победами. Речь идет
прежде веего об идейной глубине произ-
зедений искусства, о силе, их эмоциональ-
ного воздействия.

В 1940 г. в области репертуара имели
чес серьезные ошибки. На сцену про-
никли идеологически вредные и антихудо-
хественные произведения. Со всей остро-
той стоит сейчас залача создания’ идейно
полноценного и художественно значитель-
но репертуара. Наше искусство имеет
огромное значение в деле коммунисти-
ческого воспитания трудящихся. Его пер-
вая и самая важная обязанность заклю-
ется в том. чтобы всеми силами и
средствами помогать партии в решении ее
исторических задач. Советокий художник
должен быть художником партийным, ro.
жен ярко и правдиво отображать величе-
ственные явления нашей эпохи: ПШроизве-
дение советского художника должно Учить,
Роспитывать народ. мобилизовать его на
преодоление трудностей и с дальнейшую
борьбу за коммунизм.

Сила идейного воздействия во многом
зависит от уровня мастерства. Нужно под-
линиое мастерство, чтобы заложенные в
произведемнях искусства высокие и бла-
тородные идеи зазвучали с полной силай.

Создание советского репертуара являет-
ся центральной задачей на 1941 г. Го-
сударственные оргапь искусства должны
теперь в гораздо большей мере руково-
дить творческой деятельностью художни-
ков. Каждый художник у нас является, по
существу, общественным, государственным
деятелем, его творчество не есть его чает-
	Hoe дело. Задача Комитета по делам ис-
	вусств и его местных органов — во-время
помочь художнику, во-время, его напра-
вить, подсказать ему тему, отвечающую
его внутренним запросам, и предупредить
те или иные ошибки.

Осуществляя эти принципы, Комитет
по делам искусств организовал государ-
ственныю заказы драматургам. Крупней-
шие драматурги работают над новыми
произведениями в полном контакте с Во-
митетом, нз основе предварительной  догово-
ренности о теме каждого произведения, Ha
основе систематической консультации И
взаимного обмена мнениями. Несомненно,
такая организация творческой деятельности
наших крупнейших драматургов даст поло-
жительные результаты. Дело чести каж-
AOTO художника, получившего государст-
венный заказ, оправдать оказанное ему
доверие и создать действительно полно-
ценную пьесу.
	Олнако было бы неправильмо ограни-
чиваться заботой только о ведущих дра-
матургах. Республиканские ‘управления
искусств через крупнейшие театры `дол-
жны вовлечь в орбиту. своего внимания
н руководства все основные кадры совет-
ской драматургии, заказать BM Пьесы,
	_ систематически помогать им советами и
	указаниями. Больше того, надо серьезно
и По-государственному подумать © воспи-
	Я. Г. Лихтенберг
	В области изобразительного искусства в
Москве, кроме выставок, связанных © про-
ведением декад национального искусства
бралеких республик, намечаются выставки
политического плаката, работ театральных
художников и другие. Огромное внимание
Комитет уделяет проектированию и соору-
жению . монументальных . памятников, &
также подготовке большой юбилейной ху-
лдожественной выставки к 25-летию Вели-
кой Октябрьской социалистической рево-
люции,

Все эти мероприятия говорят о колос-
сальных возможностях, которые предостав-
лены нашему искусству партией и совет-
ским правительством в 1941 г. Ha
проведение декал, смотров, конкурсов пра
вительство ‘отпустило большие — средства.

Сила советского искусства в том, 90
оно обращено к широчайшим массам и
любимо этими’ массами, Уроки 1940 г.
показывают, что далеко не все предприя-
тия и учреждения искусств это понима-
ют, далеко не все творческие работники
и руководители искусства умеют привле-
вать зрителя. Даже в крупных горохах
имеется много рабочих и служащих, для
которых посещение театров и концертных
зал не стало еще повседневной путребно-
стью. Мы должны добиться, чтобы кон-
тингент зрителей непрерывно расширялся,
чтобы все новые и новые слои трудящих-
ся приобщалиеь к сокровищнице совет-
ской культуры. Это не просто забота 0
выполнении хозяйственно-финансового пла-
На, это — важнейшая политическая 3a-
дача, поставленная перед нами партией и
правительством.

Бонечно, эту проблему можно решить,
в основном, лишь добиваясь высокого ка-
чества художественных произведений. №
есть и ряд организационных задач. Надо
уметь раз’яснить, популяризировать все
новое и ценное, что создается в искусстве,
установить самую тесную связь со ‚зри-
телем. Опыт некоторых московски® и
периферийных театров позволяет оценить
громадное значение такой массовой работы
со зрителем. Необходимо этот опыт луч-
ших театров сделать достоянием всех, не-
обходимо добиться, чтобы аншлаги были
сбычным, нормальным явлением в наших
театрах.

Нало, наконец, научиться по-настояще-
му хозяйствовать. У нас еше нерелко
наблюдается слишком легкомысленное or
ношение к расходованию средств. В на-
шей системе было немало излишеств, от-
сутетвовала твердая штатная ласциилина
и твердая тарифная дисциплина. Комитет
по делам искусств ввел новые тарифы в
театрах. новые ставки концертных испол-
нителей. Сейчас. устанавливаются типовые
штаты в театрах и о. твердые штаты в.
цонцертных организациях. Вее это создает
основу для разумного хозяйствования и
планирования, для экономного и целесооб-
разного расходования каждого рубля из
тех сотен миллионов, которые отпускает
правительство на развитие искусства.

За последнее время, в результате ряда
ревизий, назначенных Комитетом по делам
искусств, обнаружены ‘в различных звень-
ях прямые злоупотребления и хищения.
Такие факты свидетельствуют 0 том, что
в аппарате некоторых наших театров и
других организаций приютились темные
дельцы, которые используют малейшую
возможность для хищения социалистиче-
ской собственности, для личной наживы.
Таких людей надо беспощадно изгонять из
искусства и предавать суду.

Дальнейшее развитие, под’ем и расцвет

искусства возможен лишь при инициативе
и энергии всех работников искусств. Все-

союзный актив поможет яснее определить
и популяризировать задачи искусства, а
участники актива, раз’ехавивись на места,
сумеют мобилизовать всю армию работни-
ков искусств на решение новых ответ“
ственных задач, поставленных партией и
правительством.
	тании молодых драматургов, которые мог-
ли бы составить хостойпую смену масте-
рам. Всесоюзный копкурс на лучшую пье-
су показал огромное стремление молодежи
к литературно-драматургической `деятель-
ности и в т0 же время обнаружил крайн»
низкую ‘профессиональную подготовку мо-
лодых драматургов. В результате конкур-
са отмечено было около ста авторов, с ко-
торыми следует работать дальше. чтобы
вырастить из них настоящих драматургов.
На театры возложена задача помочь моло-
дым драматургам.

Приближается ХХУ годовщина Великой
Октябрьской социалистической революции.
Врупнейшим  композиторам, художникам,
драматургам Комитет по лелам искусств
сейчас заказывает монументальные сим.
фонические произведения, мовы’ оперы,
картины, пьесы. Нужно помнить 0 TOM,
ITO эти произведения будут исполняться
на юбилейных концертах, показываться
на юбилейных выставках, ставиться в
театрах в дни великого праздника. Это
возлагает особую ответственность на авто-
ров и исполнителей этих произведений:
	‚ Интересные сдвиги сейчас намечаются
и в эстрадном искусстве. Происходит про-
цесс отмирания жанров и произведений,
сохранившихся от дореволюционной обыва-
тельской эстрады: «надрывных» цыган-
ских романсов, упадочной лирики, всевоз-
можных псездо-народных песен. Появляют-
ся новые произведения концертной эстра-
лы, бодрые, жизнерадостные. В них от-
ражается полнота чувств и мыслей, вызы-
ваемых богатой, содержательной жизнью
нашей стралы. Органы искусства и кон-
	цертные организации должны воспитывать
	новых талантливых исполнителей, укреп-
лять на эстраде полноценный советский
репертуар.

Не только новый репертуар, но и клас-
сические произведения мы должны исполь-
зовать для воспитания в народе любви к
родине, преданности идеям коммунизма. В
классическом репертуаре немало героиче-
ских произведений, незаслуженно  забы-
тых или редко используемых. В то же
время в репертуар проникают иногда лег-
ковесные произведения. несущие на сцену
и на эстраду изрядную долю пошлости,
нравы буржуазного ревю и кабарэ. Со
всей серьезностью должны быть постав-
лены и разработаны принципы отбора и
для театров и для концертных исполните-
лей такого классического репертуара, ко-
торый наиболее соответствует задачам и
потребностям нашей страны,
	В 1941 г. Вомитет по делам искусств
намечает  ‹озыв pata творческих совеща-
ний и конференций: по оперетте, балету,
по вопросам советской эстрады и т. д

Кроме того, в этом году будет проведен
всесоюзный смотр кукольных театров.

Наше профессиональное искусство опи-
рается на пироко развитое в советской
стране народное творчество. Ряд массовых
творческих смотров и конкурсов,  прове-
денных в прошлые годы, дал весьма ощу-
тительные результаты. Несколько таких
массовых смотров и конкурсов будет про-
ведено и в нынешнем году. Сейчае п”
Вей стране проходит всесоюзный смотр
театральной самодеятельности.

Только что закончился всесоюзный кон-
курс исполнителей на духовых инструмен-
тах. Идет подготовка ко второму всесоюз-
ному конкурсу артистов эстрады, который
в этом году включит наряду с вокальным,
танцовальным и разговорным и оригиналь-
ные жанры. Намечается проведение все-
союзного фестиваля народного таща.
	В 1941 г. предстоит провести несколь-
ко новых декад национального искусства
— декаду таджикского искусства, декаду
искусства Татарии, декаду латвийского ис-
кусства. Сейчас ‘на местах идет напря-
женная работа по подготовке этих декал.
На очереди — декады искусства Литвы,
Эстонии, Кашкирии, Туркмении,
	Орган Комитета по’делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза. работников. искусств
	В Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси и других городах ООСР с большим под’емом прошли
митинги и собрания, посвященные присуждению Сталинских премий лучшим мастерам
советского искусства. На снимке: митинг в МХАТ COCP им, Горького. Слева —
	И. Немирович-Данченко..
	общий вид митинга; в центре — народный aptncr COOP 8B,
Справа — выступление народного артиста СОСР H. П. Хмелева
			dee CHJILI  Ha служегие
			ADOT Y
	МОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
	Присуждение Сталинских премий по
музыке вызывает ‘чувство гордости H pa-
дости.

Это чувство особенно возрастает при
сознании, что премии носят имя всеми
нами горячо любимого величайшего вождя
трудящихся всего мира Иосифа Виссарио-
новича Сталина.

В числе награжденных в нынешнем 1о-
ду преобладают‘ художники старшего и
среднего поколений. Мы, «старики», и в
дальнейшем не захотим отказаться от
великой чести и будем стремиться к за-
воеванию почетной премии. Я, однако,
OT души желаю, чтобы в этом художест-
венном соревновании победа впредь оста-
валась за нашей безгранично талантливой
молодежью, которая призвана создать
первую музыку коммунистического обше-
ства и лучшую музыку в мире.
	Н. МЯСКОВСКИЙ
	ТВОРИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ
	Присуждение премий имени товарища   на эту работу, развивать любовь & ро-
Сталина — огромное событие в нашей   дине — в этом наша задача.

wr
	Творить как можно больше! Даже не
поспеваешь за тем обилием образов, Ko-
торые хочется заставить жить. Жаль —
времени мало. Ведь нужно не только
творить, надо еще учиться, учиться до
конца.

Всем своим дальнейпгим трудом я Ha
	деюсь оправдать оказанные мне честь и
доверие, В. МУХИНА
	СТИМУЛ
К ТВОРЧЕСТВУ
	„Трудно найти слова, чтобы выразить,
как велико для меня это событие — на-
граждениз Сталинской премией. Как мно-
то новых сил и вдохновения принесла мне
эта нахрада-

Мы, актеры, живем по-настоящему пюл-
ной жизнью лишь тогда, когда знаем,
что ната ‘работа нужна зрителю. Мы хо-
тим поделиться с ним тем, что мы чув-
ствуем по отношению к своей родине, Е
советским людям, нашей современности.
Поэтому мы так жадно цепляемся за со-
ветские образы, позволяющие нам выра-
зить то, что живет в душе. Сейчас для
меня таким материалом является роль Ка-
терины в пьесе Корнейчука «В степях
Украины». Образ Катерины очень нра-
BUTCH мне своей энергией, юмором. опти-
мизмом и я с радостью приступаю к ра-
боте над своей новой ролью ссветской
женщины. М. БАБАНОВА
	вы — Катерины в одноименной опере
композитора Щеглова. Свой концертный
репертуар я пополняю новыми белорус-
скими народными песнями, записанными
в западных областях республики. Хочет-
ся еще лучше и ярче служить любимому
и благородному, мужественному и героиче-
скому советскому народу.

Л. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ,
	творческой жизни: оно подчеркивает, как
велико значение художника в общей со-
циалистической стройке.
	’ Работать во славу нашей родины, сво-
им художественным трудом по мере своих
творческих сил отражать всю великую
созидательную работу, которая происхо-
	дит у нас в стране, и зажигать других.
	РАДОСТНО
ЖИТЬ И ТВОРИТЬ
	Я не знаю большей награды, чем по-
хвала Сталина. Сталинская премия — это
звучит гордо. Награждение меня за пьесу
«Вагиф» Сталинской премией я, воспри-
вимаю как высшую оценку, какую йо
сих пор имела моя литературная работа.
	Аочется найти выражение своим чув-
ствам в самих свочх произведениях, B
каждой новой строке.
	Я пишу сейчас драму в стихах ‹Аос-
ров и Ширин> 10 мотивам гениального
поэта и мыслителя Низами. Вторая, даз-
но задуманная мною стихотворная дра-
ма «Первая любовь» посвящена людям
нашего времени, умеющим свято хранить
и беречь большое чувство первой любви.
	Радостно жить и творить в стране, где
так тепло греет солнце Сталина, где так
высоко ценят слово, музыку, песню.
	САМЕД ВУРГУН
	РАБОТАТЬ МНОГО
И ВЛОХНОВЕННО
	Родная партия, советское правительство
	высоко оценили мою работу. Труд актера,
	стал почетным в налией счастливой стране.
Приношу глубокую благодарность map-
тии, правительству, великому Сталину за
высокую награду. Эта награда не“только
мне. Она поощряет весь коллектив Театра
имени Руставели, всех работников гру-
зинского искусства. Все свои силы, твор-
ческую мысль, биение сердца отдадим на
служение народу. могучей родине, партии
	Ленина-—Сталина. Будем работать много и
		вдохновенно.
	НА БЛАГО РОДИНЕ
	Присуждение Сталинских премий работ-
никам науки, искусства и литературы яв-
ляется еще одним ярчайшим доказатель-
ством того, что только в стране социализ-
ма, благодаря мудрой ленинско-сталинской
национальной политике, возможен такой
расцвет талантов в самых разнообразных
отраслях науки и искусства.

Сейчас язприступаю кв работе нал об-
разом героической белорусской женщи-
	НЕУСТАННО
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
МАСТЕРСТВО
	За 15 лет жизни «Любови Яровой» на
советской сцене чрезвычайно выросли
требования театров и зрителей к драма-
тургии. Повысил требования к себе и
драматург. Он строже относится не. толь-
ко к тому, над чем работает сейчас, но
и к тому, что им уже сделано раньше.
Я до последнего времени не переставал
работать над текстом «Любови Яровой».
Акт правительства, отмечающий высокой
наградой новую редакцию «Любови Яро-
вой», имеет для нас, писателей, и всех
советских художников, огромное воспита-
тельное значение, заставляет нас неустан-
но искать новые, более совершенные фор-
мы для выражения идеи произведения.

Приношу великую благодарность
товарищу Сталину за его внимательное
отношение к творчеству советских пи-
	сателей. К. ТРЕНЕВ
	ПОЧЕТНЫЙ ТРУД.
	Разве есть для художника труд более
почетный и прекрасный, чем труд для
народа, для своей матери-родины? Перед
нами, актерами, открываются изумитель-
ные перспективы дальнейшего совершен-
ствования и вдохновенного творчества.

Я горачо благодарю партию, правитель-
ство, родного Сталина за оказанную мне
высокую честь. Все свои способности и
опыт я хочу отдать советскому балетному
театру, по мере сил содействовать даль-
нейшему развитию хореграфической куль-
	Марина СЕМЕНОВА
	ВООДУШЕВЛЕНЫ ВЫСОКОЙ НАГРАДОИ
	артисты, художники имеют возможность
	спокойно работать, творить.
	Мы исполнены чутства огромной тордо-
сти за успехи и достижения советского
искусства и культуры. На нашу долю вы-
пало огромное счастье служить. своим
творчеством великому советскому народу,
отдавать ему сокровища ума и сердца.

Теперь, когда весь мир охвачен жесто-
кой войной, когда всюду разрушаются
лучшие памятники человеческой культу-
ры, толька в нашей стране музыканты,
	4 очень признателен за честь, которую
правительство оказало мне присуждением
высокби награды — премии имени Иосифа
Виссарионовича Сталина. Мне вдвойне до-
рого, что премия присуждена мне за порт-
рет нашего знаменитого ученого (И. П. Пав-
лова.
	Высокая награда — звание лауреатов
Сталинской премии — послужит стимулом
для дальнейшей творческой деятельности,
проникнутой идейностью,  страстностью,
энтузиазмом.
	А. БУЧМА, 3. ГАЙДАЙ,
Л. РЕВУЦИКИЙ
	ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА ВЕЛИКУЮ ЧЕСТЬ
	Сожалею, что годы и состояние меего
здоровья не позволяют мне поработать Ha
пользу родного: искусства в такой мере,
как я бы того хотел.
	Академик живописи
Михаил НЕСТЕРОВ
	Сталинские лауреаты в Комитете по делам искусств
	ских планах рассказали И. 9. Грабарь,
А. М. Герасимов, С. Д. Meprypos, H. ©.
Козловский, В. В. Барсова, М.Т. Семенова,
Ю. А. Шапорин, Н. Ф. Погодин и другие.
Большинство выступавших указызало нз
необходимость более тесного общения ме-
жлу деятелями различных областей искус-
	CT BG.

У. Гаджибеков
	А. Г. Курдиани
	Вчера в Комитете по делам искусств
при Совнаркоме СОСР собрались работни-
ки искусств, удостоенные Сталинских
премий — известные стране композиторы,
художники, скульпторы, архитекторы, ар-
тисты, драматурги. Среди собравшихся —
В. Барсова, М. Михайлов, М. Рейзен,
И. Козловский, А. Тарасова, 0.’Лепепеин-
ская, М. Семенова, К. Тренев, Н. Погодин,
В. Мухина, Б. Иофан, С. Meprypos,
А. Шусев, А. Герасимов, 10.  Шалорин,
Ю. Фанер, Н. Шиллер, В. Ефанов, В. Со-
ловьев, Н. Дорохин, Б. Ливанов, И. Гра-
барь, А. Мордвинов, Д. Чечулин, 0. Ле-
мошев. Состоялась оживленная дружеская
	фесела.
	— Присуждение Сталинских премий —
ключительное событие в жизни всего
ветекого искусства, — заявил предсе-
	латель Комитета по делам искусств тов.
	М. Б. Храпченко. — На сталинских лау-
пбатах лежит большая доля ответственно-
	сти за дальнейший расцвет нашего искус-
ства.

Собравшиеся поделились своими творчз-
скими планами,
	Сталинский лауреат В. И. Мухина ©-
общила о работах, которые она готовит
для выставки «Наша родина». О творче-

М. А. Усейнов
	Комитет по делам искусств при СНК СССР созывает всесоюзное совещание
	актива работников искусств.
	На повестке дня доклад председатепя Комитета по депам искусств при
СНК СССР тов. М. Б. Храпченко — «Об основных мероприятиях Комитета по
депам искусств при СНК СССР на 1944 год».

Совещание открывается 25 марта в 6 час. веч.. в помещении Центрального
дома работников искусств CCCP (Пушечная ул., 9).
	С. А. Дадашев