ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 МАРТА 1941 г. Yr 42 (79)
	I
ОПЕРА WH. TYCKHSA B TBHAMCCKOM TEATER
	ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. 8. ПАЛИАШВИЛИ
		Е. Гостепипа
		^ «Самшобло» («Родина»)
И. Туския, показанная недав-
но в Тбилисском театре опе-
ры и балета, — уже вторая
попытка театра создать лири-
ко-бытовое оперное произве-
дение, отображающее совре-
менную советскую  действн-
тельность. Первая попытка в
этом направлении (постановка
в конце прошлого сезона опе-
ры «Депутат» Ш. Тактаки-
швили) не увенчалась ‘боль-
шим творческим успехом. Ли-
бретто «Депутата» было явно
неудачно, и ‘опера эта, не-
смотря на музыкальные ло-
стоинства, не привлекла сим-
патий зрителя и He омогла
надолго удержаться в репер-
туаре.

К сожалению, и <‹Родину»
нельзя признать вполне удав-
шимся опытом создания но-
вого жанра советской оперы.
Либретто «Родины» драматур-
гически разработано слабо.
	Действие начинается праздни- Артистка

nme
	Цирки в 1941 году
	Советский ‘зритель справедливо часто
жалуется на то, что программы, показы-
Вазмые в большинстве. цирков, скучны,
однообразны. В течение сезона в цирках
сменяются акробаты, жонтлеры; наездни-
ки, клоуны, балансеры, а зритель, смотря-
щий программу, вспоминает, что все это
он уже видел много раз. И действи-
тельно, меняются фамилии актеров, а на
манеже зачастую все остается без. пере-
мен. Повторяются давно заезженные трю-
ки, успевшие надоесть приемы, известные
даже ребенку комические антре.
	00 с лишним номеров входят в Об’еди-
нение городских цирков. В одиночку, не-
большими группами, коллективами раз’ез-
жают они по 77 городам Советского Со-
юза, останавливаясь в каждом не больше,
чем на две недели — месяц. Естест-
венно, что при такой системе артисты,
предоставленные самим себе, показывают
давным-давно подготовленные номера,
многократно виденные зрителем.
	Среди артистов конвейера есть. и такив,
которые по 15 лет не меняют своей про-
граммы. Трудно из Москвы следить за
творческим ростом артистов,  переезжаю-
щих из города в город, помогать им, KOH-
тролировать: их. Отсутствие надлежащего
руководства и контроля привело к тому,
что в конвейере имеется огромное количе-
ство совершенно однородных номеров.
Так, напримгр, из 30 жонтлеров 29 рабо-
тают по трафарету, повторяя друг дру-
га. Много в конвейере номеров, которым
вообще не место на манеже советского
цирка. Оформление некоторых номеров,
поставленных артистами за свой страх и
иск, — безвкусно, антихудожественно.

1940 г. с артистического конвейера. бы-
ло снято 18 таких номеров. Еще не один
десяток номеров ‚предстоит снять или ре:
птительно перестроить.
	Подобная система распределения артис-
тов, обслуживающих городские  цирки, тре-
бует коренной перестройки. Принятое Ko-
митетом по делам искусств при СНК
СССР 17 февраля 1941 г. решение о даль-
нейшем развитии советского цирка измэ-
няет всю систему обслуживания цирков
	артистическими кадрами, построение цир-
	ковых программ,
руководства.
	методы художественного
	созданы русский, грузинский и узбекский
национальные цирковые ансамбли, аттрак-
цион-группа дрессированных ‘слонов, 6у-
дет возобновлена конно-балетная панто-
мима «1000 и одна ночь» итд -
	Манеж живет своей жизнью. Зритель,
любуясь мастерством жонглеров, наездни-
ков, гимнастов, настойчиво требует яркой,
политически насыщенной сатиры, осмыс-
ленных клоунских интермедий и комиче-
ских антре. Между тем клоунада в боль-
шинстве цирковых программ‘ или отсутст-
вует полностью или вызывает справедли-
вое раздражение зрителя. До сих пор ар-
тисты разговорного жанра были предо-
ставлены самим себе. Лишь изредка Глав-
ное управление цирков рассылало репер-
туар, не учитывая при этом индивиду-
альных способностей и наклонностей ар-
тистов. В нынешнем тоду в Московском,
Ленинградском, Киевском и Харьковском
цирках предполатается подготовить 30 но-
меров Ни жанра. К подготовке
каждого номера будут привлечены драма-
турги и режиосеры. Специальные  сред-
ства асситнуются для заказа репертуара.
	Вще целый ряд мероприятий, .направ-
ленных к улучшению цирковых  прог-
рамм, предусматривает решение   Комитета
по делам искусств от 17 февраля 1941 г.
Tax, в 1941 г. будет проведен. смотр. мо-
лодых представителей всех жанров цир:
кового искусства, Это должно поошрить
талантливую цирковую молодежь, помочь
дальнейшему ее творческому росту. В
этом году. среди работников, цирка устрам-
вается конкурс на сценарии ‘крупных ори-
гинальных аттракционов и отдельных но:
меров, которые должны быть созданы к
ХХУ тодовщине Великой Октябрьской со-
циалистической . революции. Впервые в
нынешнем году мы приступаем глубоко
и серьезно к научно-исследовательской ра-
боте в области цирка. При Ленинградском
музее цирка создается научно-исследова-
тельский кабинет.
	Церестраивая всю систему обслужива-
ния артистическими кадрами . городских
цирков, мы принимаем необходимые ме-
ры также для улучшения работы колхоз-
ных цирков. 9 передвижных колхозных
цирковых коллективов не имеют до сих
пор’ художественных руководителей. До-
статочно привести хотя бы один пример,
чтобы увидеть, как бывигие руководители
06’единения колхозных цирков осуществ-
	ляли художественное руководство и под-
	бирали творческих работников.  Бывший
управляющий 0Об’единением колхозных
цирков т. Дмитров писал директору Ро-
стовского отделения Трегубову: «Вопрос о
работе Кудака как баяниста согласован: с
реперткомом. Если ‘он невысокого каче-
ства, как баянист, то’ зато мы имеем
трезвого ‘человека и человека не склоч-
ника, что компенсирует его недостаток».
	Сейчас подбираются художественные
руководители для’ всех колхозных цирко-
вых коллективов. Решено ‘перевести ряд
номеров и аттракционов из городского в
колхозное об’единение, чтобы укрепить
колхозные цирки. В нынешнем году ус-
траивается и смотр артистов колхозных
цирков. Лучитие ‘артисты в итоге смотра
примут участие. в специальной програм-
ме, которая будет показана в Москве в
цирке на территории Всесоюзной. сельско-
хозайственной выставки.
	Не только творческие, но и большие
оргачизационно-хозяйственные задачи сто-
ят перед цирком в 1941 г. Цирки долж-
ны дать 26 тысяч представлений и o6-
служить 49 миллионов зрителей.
	В системе Главного управления цирков
до сих пор еще немало элементов бюро-
кратизма, бумажного руководства, мы ма
ло знаем предприятия, плохо еще знаем
людей. Вместо того, чтобы энергично вы-
двигать культурных и инициативных ра-
ботников, у нас еще продолжают нян-
читься с отдельными дирбёкторами,  про-
валивающими из года в год выполнение
государственных планов.
	всесоюзная конференция ВКИб)
приняла важнейшие решения, которые ка-
саются и цирков. Это — выполнение го-
сударственных планов, поднятие качества
продукции, сокращение расходов, правиль-
ное использование оборудования, ‘сырья,
материалов, учет имущества и т. д. Пар-
тийная конференция требует выполнения
не только тодового и квартального плана:
План должен выполняться ежедневно.
	Н. СТРЕЛЬЦОВ,
	«Язык музыки — язык }%
мантический, язык больших
страстей и высоких идей», —
говорила в своем выступления
на всесоюзной оперной. хол.
ференции народная артиства
СССР В. В, Варсова.

За последнее время в нее
торых новых операх проязя.
лись тенденции натуралисть.
чески обедненного изображь. ,
ния действительности. В этох
кроется причина неудач мно.
гих советских композиторов,
стремившихся создать ярга
образ положительного тероя-
строителя  социалистическог
общества.

Мало показать в опере в.
ветоких людей и даже Hang:
сать музыку (арии, дуэты,
ансамбли), свидетельствующую.
о владенин оперной форми
и оркестром. Если музыкаль.
ные характеристики He дам.
возможности определить orm. ,
шение автора к тому ни.
иному персонажу, не мот

Выставка картин, этюдов и рисунков академика живописи А. С. Степанова в выставоч-
ном зале Союза советских художников (1858—1923 гг.). На снимке — «Ранняя весна».
		Фото Ю. Говорова
	Азотина А, С. Степанова
	Эсесоюзный конкурс исполнителей
на духовых инструментах
	Закончился всесоюзный конкурс ‘испол-
нителей на духовых инструментах. Еще
сравнительно недавно советские симфо-
нические оркестры испытывали острую
нужду в квалифицированных исполните-
лях на духовых инструментах. Происходи-
ло это потому, что музыкальные учебные
заведения среднего и высшего звена уде-
ляли мало внимания подготовке музыкан-
тов-духовиков. Кадры их, некогда вышед-
шие из духовых военных оркестров ин
частично подготовленные в учебных заве-
дениях, постепенно редели.

И вместе с тем, стоило только включить.
исполнителей на духовых инструментах. в
конкурс музыкантов, происходивший в
1935 г., как сразу же стало ясно, что в
стране имеется немало мастеров-духовиков
из молодежи, большое количество в выс-
шей степени одаренных музыкантов-вир-
туозов. Достаточно вспомнить имена лау-
резтов Н. Полонского, С, Еремина, В. Щер-
бинина, Л. Юрьева и др., чтобы этим был
определен. уровень исполнительского ма-
стерства музыкантов, которых выявил
	первый конкурс.
	этом инструменте. Принято думать, что
валторна — инструмент преимущественно
«кантиленного» типа и сама природа, ка-
залось бы, ограничивает возможности ис-
полнения на нем технически сложных
произведений. Полех сумел доказать, что
в руках артиста-виртуоза валторна ста-
новится подлинно универсальным’ инстру-
ментом. 0б этом наглядно свидетельствует
исполнение Полехом. фантазии  Вебера-
Готвальда, пред’являющей к артисту ог-
ромные технические требования,

Удостоенный первой премии тромбо-
нист И. Поляцкин восхитил прекрасной
техникой, красивым тембром звука, му-
зыкальностью и свободным владением все-
ми. регистрами инструмента. Из числа по-
лучивших вторую премию следует особен-
но отметить женщину-тромбонистку К. Мо-
рейнис. До Морейнис ни одна женщина в
СССР не играла на тромбоне — инстру-
менте, требующем от исполнителя, помимо
всего, значительной физической силы. Мо-
рейнис в совершенстве владеет инстру-
ментом, на конкурсе она показала отлич-
ный звук и блестящую технику. Широко
известными после конкурса становятся
имена замечательного виртуоза на флейте
И. Ютсона, кларнетиста Г. Орлова, флей-
тиста Н. Харьковского, трубачей-виртуо-
зов Г. Орвида и Т. Докшицера,

Конкурс поднял ряд важных вопросов,
касающихся подготовки кадров музыкан-
тов-духовиков, их использования на кон-
цертной эстраде, создания оригинального
советского репертуара для духовых ин-
струментов, наиболее целесообразного рас-
пределения кадров специалистов (педаго-
	гов и исполнителей) по периферии и др

Все эти вопросы будут решены специаль-
ной комиссией, которая создается по ре-

шению жюри всесоюзного конкурса.
В заключение хочется отметить прекрас-
ную деловую организацию конкурса.
	 и . Г. Рогинский
	Зиновий ФЕЛЬДЛМАН
	И. М. Поляцкин
Фотэ> Е. Явно
	ком урожая в одном ИЗ КОЛ- опере И. Туския «Ро- Заставить слушателя полюднть ,
‘хозов Колхиды, К колхозни- дина» или возненавидеть действуу-
кам в гости пришли шефы— щее лицо, если все произво.
красноармейцы пограничной части. При-  дение He  озарено единой — глубоко,
бывшие на праздник представители вляа-   философски обобщающей мыслью, в
сти ` передают колхозу переходящее крас-   согрето подлинным чувством, — музым
ное знамя, вручаемое старому колхознику   не, поднята до уровня темы, — оно в.
	может волновать сердце,
	Гела. Среди гостей — красноармеец Тамаз,
которого любит Цицинатела, дочь Гела.
Гела доволен выбором своей дочери.

Второй акт происходит на границе. Нес-
колько вооруженных ИЕ пыта-
ются перейти границу. Тамаз и его то-
варищи открывают огонь по ним, Пере-
бежчики задержаны. Лишь один из них,
ранив Тамаза, успел скрыться. Это Леван,
сын Гела, давно пропавший без вести. В
третьем акте скрывающийся от погони

еван приходит в родительский дом. При
виде сына Гела бросается к нему, чтобы
обнять его, но когда узнает, кем стал Ле-
ван, отрекается от сына, как от преда-
теля родины. Тем временем вся деревня
поднялась на ноги. Кровавые следы (Ле-
ван был ранен в перестрелке) приводят
пограничников к дому Гела. Леван задер-
жан. В четвертом акте показана свадьба
Тамаза и Цицинателы. Таково вкратце со-
держание оперы. Недостатки либретто тем
более досадны, что именно в жанре ли-
рико-бытовой и, лирико-героической опе-
ры можно было очень полно и ярко’ вы-
разить основную идею автора, воплотить
поставленную им большую тему о совет-
ском патриотизме.

И. Туския присуще чувство стиля. Он
свободно владеет формой. Музыкальная
фактура оперы отличается ровностью и
слаженностью: хорошо звучат хоры, во-
кальные партии напевны и представляют
блатодарный материал для певцов.

Умело используя грузинский музыкаль-
ный фольклор, И. Туския нашел ориги-
нальные средства выражения для обри-
совки народа. Особо следует отметить пре-
	восходный заключительный хор  третье-
го. акта,

Схематизм в изображении основных ге-
роев и недостатки текста очень за-
	труднили работу композитора. В либретто
впяетены стихи классиков грузинской поэ-
зни Р. Эристави, И. Чавчавадзе, А, Цере-
тели, Важа Пшавела. Но отдельные стро-
фы этих стихов почему-то поет хор —
колхозники и пограничники {?!). Следуя
за либретто, И. Туския пришлось сузить
музыкальные характеристики отдельных
персонажей. Но кое в чем виноват и сам
композитор. ^ В отдельных сценах, вместо
того чтобы раскрыть богатый внутренний
мир героя, сложность его чувств и пере-
живаний, автор оперы ограничивается, му-
зыкальной иллюстрацией текста. Никакие,
даже самые замечательные стихи, кото-
рые мы слышим в арии и затем в ариозо
Тамаза (во втором акте), не могут до кон-
ца раскрыть мужественный образ совет-
‘ского пограничника (как, впрочем, и дру-
гих действующих лиц оперы — Гела, Ци-
цинателы, Левана).
	Быть может именно поэтому и вызва.
ла опера И. Туския столько споров из.
процессе работы над ее сценическим в
площением и тогда, когда на четвертой
декаде советской музыки в Тбилиси в
полнялись отдельные отрывки.
	И все же спектакль привлекает свонх
жизнерадостным колоритом, чему в зна.
чительной мере’ способствуют Aenopayer
(художник В. Сидамон-Эриставн).
	В первом акте перед зрителем уголох
цветущей Колхиды. Яркое солнце и пып.
ная субтропическая растительность, спу».
кающиеся к морю террасы чайных и пит.
русовых плантаций — все ото создает.
радостное праздничное настроение. Дек
рации первого акта органически связаны
с развитием действия. Так же живо «иг
рают» во втором действии огоньки колхоз
ного села, которые видит вдали Тама
Пожалуй, только слишком уж много свет
ночью в лесу на границе. Неизвестно тах
же, откуда и как попали в дом предее
дателя колхоза диван и кресло ампер
(третий акт). Неудачно, ‘в традиционнох
помпезном оперном стиле, разрешено офор.
мление четвертого акта.
	DE EEE EE NEE ED EEE ОСИ  о Г ee ПВР ШТ
	иели. в художественном оформления
спектакля заметна более или менее серьз-
ная работа, то на постановке в целом ле.
жит печать излишней торопливости #
спешки. Ряд мизансцен совершенно BEND
думан. Режиссер А. Р. Цуцунава не с).
мел сгладить дефекты либретто, связать
отдельные эпизоды, наоборот, еще больш

углубив недостатки произведения. Актеры
прекрасно поют свои арии (как в ко

церте), но игры, связывающей одну ще
ну с другой, Нет. Можно совершенно cn
койно смотреть первый акт после третье
	то, четвертый вместо второго, и ничто №
изменится, так как в спектакле нет Cre:
нического лейтмотива. Слаба режиссерская
работа над спектаклем. Движения, жесть,
интонации‘ исполнителей носят случайны! <
характер. Радует только вокальная сте,
рона. За последние тоды в Тбилисскох(
театре оперы и балета выросла замеча-
тельная молодежь. Д. Гамрекели (Тамаз),
®. Гостенина, К. Шатиришвили, Г. Шмаль
	цель (Цицинатела), Н. Белакнели (Гела),
В. Хамашуридзе, Г. Григорашивили, Г. Го.
гичадзе (Леван), В. Лолуа, Н. Голубев,
Т. Лапиалнвили (Мзия) и другие певци
обладают отличными голосами и yore!
	справляются с труднейшими вокальных
партиями. Но с этой талантливой моло
	П. ДАДИАНИ
	дежью надо еще много работать.
	В 1941 г. артистический конвейер бу-
дет ликвидирован и все ‘номера об’едине-
ны в цирковые коллективы, Это несом-
ненно будет способствовать, повышению
творческой квалификации артистов, орга-
низационному укреплению советского цир-
ка. Артисты цирка в 1941 г. об’единяют-
ся в 31 труппу; из них 21 коллектив бу-
дет иметь программы, рассчитанные Ha
три отделения, и 10 — на два отделения.
В труппы войдут также все аттракционы.
Не войдут в коллективы лишь борцы,
проводящие в цирках матчи французской
борьбы. Они будут выступать с цирко-
выми труппами, программа которых рас-
считана на два отделения. К художест-
венному руководству цирковыми труппа-
ми привлекаются ведущие мастера: на-
родные артисты РСФСР Б. 9. Эдер, В. Г.
Дуров... заслуженные артисты РСФСР
Э. Т. Ренард-Кио, П. Н. Маяцкий, Ю. В.
Дуров, артисты М. Н. Туганов, А. Н. Бу-
слаев, а также молодые талантливые ар-
тисты. Организация цирковых трупп будет
проведена в начале осеннего сезона. Все
это укрепит систему руководства, обеспе-
чит необходимые условия для творческо-
го роста артистов, облегчит создание но-
вых номеров и. аттракционов, позволит
улучшить политико-воспитательную и
культурную работу.
	. Решение Комитета о создании постоян-
ных цирковых трупп встретило горячую
поддержку артистов. Так, выступавший на
активе * нар. арт. РОФСР Б. 9. Эдер ука-
зал, что новая система даст возможность
готовить по заранее намеченному плану
нужные советскому цирку номера, создаст
все условия для совершенствования мас-
терства артистов.  Старейшие работники
цирка, руководя коллективами, с радостью
будут делиться своими знаниями и опы-
том, будут стремиться к созданию ярких,
разнообразных, содержательных цирковых
программ.
	Для TOTO, чтобы сделать программы в
наших цирках действительно увлекатель-
ными, разнообразными, мало об’единить
только артистов в постоянные цирковые
труппы. Необходимо привлечь на манеж
новых исполнителей, смелее выдвигать
талантливую молодежь. подготовить новые
аттракционы и номера.
	За последние годы в коллективах ху-
дожественной самодзятельности выдвину-
лись прекрасные  жонглеры, акробаты,
гимнасты. Молодые физкультурники, они
обладают всем, что йеобходимо советскому
цирку, — отвагой, ловкостью. непосредет-
венностью, блестящим мастерством. Может
быть кое-кому из них нехватает артис-
тичности, законченности исполнения, но
это придет во время работы на мамеже:
Принятое Комитетом по делам искусств
решение провести в 1941 г. смотр цирко-
вой художественной самодеятельности поз-
волит пополнить наши цирковые кадры
талантливой молодежью. Смотр будет про-
водиться в союзных республиках, а затем
лучшие участники цирковой’ самодеятель-
ности выступят в Москве на итоговом

смотра.
	Улучшению содержания цирковых про-
грамм несомненно будут способствовать
также новые номера и аттракционы, кото-
рые решено подготовить в нынешнем го-
ду. Государственный план подготовки но-
вых аттракционов предусматривает ‘вы-
пуск в 1941 г. 21 нового номера и 28 за-
	ново переоформленных. Кроме того, отпу-
	скаются средства На создание номеров
самими артистами. Таким образом совет-
ский цирк получит около 100 новых но-
меров и аттракционов. В частности, будут
	В 1935 г. был создан Кукольный театр
для народностей, населяющих Камчатку

и Чукотку.

Замой на собачьих нартах театр ‹про-
никает в самые отдаленные уголки, отор-
ванные от центра бездорожьем. Актерам
нередко доводилось ночевать на нартах
в спальных меховых мешках.

Театр побывал в таких местах. где еше
не перевелись шаманы (Кичига, Анапка).
которые начали было распространять слу-
хи, что куклы действуют волшебством.
Работники театра после спектакля пока-
зывают зрителям технику кукольного
театра.

Наптими зрителями являются чукчи, эс-
кимосы, коряки, ламуты. ительмены, кам-
чадалы. русские.

Летом театр использует все виды пере-
движения: мы передвигаемся на тральщи-
ках, катерах, кавасаках, по рекам на 6бо-
тах с помошью шестов или поднимая са-
модельный парус. Нередко — приходилось
тащить волоком лодку. груженую теат-
ральным имуществом, или переносить
театральный груз на плечах.

В репертуаре Кукольного театра пьеса
	Быстрый рост числа ‘симфонических ор-
кестров в стране, вызванный общим не-
бывалым в истории расцветом музыкаль-
ной культуры, и сейчас настоятельно тре-
бует все новых квалифицированных кад-
ров музыкантов-духовиков.
	рофессиональный уровень участников
конкурса превзошел все ожидания. Боль-
шая музыкальность, виртуозное владение
техникой, красивый звук, отличная фрази-
ровка, умение проникнуть в стчльи замы-
сел исполняемых произведений — все
это свидетельствует об. огромном росте на-
шей оркестровой культуры. Примечателен
и репертуар, представленный на конкурсе.
Мы ‘слышали. здесь произведения Баха,
Глюка, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брам-.
са, Шумана, Шопена, Мендельсона, Рос-
сини, Верди, Дебюсси, Равеля и ap.
Особенно высокий
уровень испелнительско
го мастерства показали
кларнетисты, трубачи и
валторнисты.  Получив-
ший первую премию
кларнетист И. Рогинский
(Пенннтрад) —  совер-
шение исключительное
явленче даже на общем
фоне чрезвычайно высо-
кого уровня конкурся.
Ча мой взгляд, этот 19-
летний юноша, облала-
ющий очень высокой
музыкальной культурой,
исключительным по кра- В. В. Поле»
соте и тембру звуком
и виртуозной техникой,
Л К у
петитом; какою миз › ОбСУДИВ итоги
когда-либо приходилось ХОоВЫХ инструме
слышать. Замечательная 69 ЗВанием паур
техника Рогинского лишь ВЫ@ премии в р:
помогает ему наиболее Москва), И, Г. Г
полно иглубоко раскры. ЛАЦкину (тромб

nanrnnnr ТЕ ba тая

ъь исполняемов ппоиз 3 —И. А.
вать исполняемое произ МО Moenes
Beer Ae. Исполнители, Xo ьковскому (ф
подобные  Рогинскому ^аР
	(OH ученик профессора
В И Генслера); явля-
ются тордостью совет-
свой музыкальной шко-
лы.

Прекрасный музыкалчт
валторнист В. Полех
(Москва) раскрыл, ка-
кие исключительные 303-
можности ‘заложены в
	Обсудив итоги всесоюзного конкурса исполнителей на ду-
ховых инструментах, жюри постановило присудить премии
со званием пауреатов следующим участникам конкурса: пер-
вые премии в размере 5.000 руб. — В. В. Полеху (валторна,
Москва), И. Г. Рогинскому (кларнет, Ленинград), И. М. По-
ляцкину (тромбон, Ленинград); вторые премии в размере
3.000 руб.— М. А Ютсону (флейта Москва) НК Г Морейнис
	(тромбон, Москва), Г. Г. Орлову (кларнет, Харьков), Н. И.
Харьковскому (флейта, Москва). Товарищи Орлов и Харь-
ковский разделили между собой вторую и третью. премии
	no

2.500
	БАЛЕТ «ТАРАС БУЛЬБА» В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
	0. Моисеева, 0. Мартынова (мать), В. [№
лецкая, Н. Kam устина (Ганна), засл. а
РСФСР. М. Comenona, И. Тихомирнова, В
Лопухина (панночка), засл. арт. Р0Ф?
Н. Ларионов С. Чудинов (noepe ta), A. By
ков, А, Царман (брат панночки), зас
артисты РСФСР Л. Лажщилин, А. Бултехо,
	]

артисты Л. Мацкевич, В. Маторин, В. 16
лышев, A. Ларионов, И. Лентовсклй
Г. Фарманянц, Б. Холфин, ВБ. Бори
Н. Попко (атаманы) и др.
		тилуиюь © Тениным, Корзыковым, М
вым, Кетат. Увы, Московский театр xT
ды и миниатюр. прожив три года, wont
в какой-то мере гордиться лишь теми и
тистами, репутации которых сложила
задолго ло его рождения.

Вот ‘в каком положении находится №
подой театр, которому; казалось бы, пу
ко жить да цвести. В самом деле, уй
г сильное актерское ядро, культур
художественный  руковолилел У м
	художественный руководитель.
спыт трехлетнего существования. 1
Hen, на его стороне прочные crm
зрителя (залог успеха!), который умеет!
соко оценивать каждую его победу,
Возьмем, к примеру, новую проти
Театра эстрады и миниатюр. В ней от
ным успехом пользуются интермедии «0
Herb», «Вор? и «Снабженцы». Ул
введенные в спектакль А. Г. Алексея
интермедии эти заслуживают 060600”

мания благодьря злободневности, ост
и лаконичности своего текста. В ну
чувствуется настоящее искусство №
форм, выразительное, захватывающее, я
ко бьющее в цель.
	Однако одни интермедии, как бы я
удачны ни были, спасти, вынести #8 ©
их плечах целую программу, и тем &
весь сезон, естественно, не смогут. 3?
нужны более радикальные средства и”
стройки. Необходимо насытить pener)
театра советской тематикой, укрепить,
став творческого коллектива талантяи
молодежью, привлечь к работе paar
артистов эстрады и, быть может, пе
ст двухселноовой системы к одному ©
таклю в вечер.

ли, не пора ли Театр BETA
миниатюр подчинить организациям, #77
щим эстрадой и. слеловательно, р8слол”

ющим достаточным количеством к?
	ках известно, нет у Московскою yur
ния по делам искусств, в системе #”.

PCTO работает сейчас молодой коллем”

Московский театр эстрады и мии”
должен стать показательным, 007831”
столичным. театром. Тогда ero опыт, ь
репертуар, его сценическая культу 0)

гут служить примером для nepadepe

театров малых форм.
	В КОНСТАНТИНО?
	Большом театре СССР 26 марта со-
стоится премьера балета «Тарас Бульба»
композитора В. П. Соловьева-Седого в по-
становке Р. В. Захарова. Художник засл.
деятель искусства А. Г. Петрицкий, дири-
жер нар. арт. РОФСР №. Ф. Файер. Роли
исполняют: засл. деятель искусства В. Ряб-
ues, А. Радунский (Тарас), засл арт.
РСФСР К. Сергеев, В. Голубин, Л. Поспе-
хин (Остал), засл. арт РОФСР М. Габо-
вич, А. Кузнецов (Андрий), 0. Лепешин-
ская, Г. Петрова, В. Васильева (Оксана).
	PRR RON Re ИП —_ ОУН ВЫЙЫЯ ФАЯНОБОНННИЕНЯЯ. НЯ ЗЕРНЕЙН
			Третьи премии в размере 2.000 руб. присуждены Т. Ш.
Докшицеру (труба, Моснза), Г. А. Орвиду (труба, Москва),
	И. А. Воловнику
	(труба, Ленинград), Д. М. Еремину (фагот,
	Ленинград). Четвертые премии в размере 1.000 ‚руб. полу-
чили В. Н. Костылев (саксофон-альт, Москва), А, П. Жуков-
ский (тромбон, Москва), Я. С. Шапиро (валторна, Москва),
	Москва), А. В. Петров (гобой, Мо-
	М. И. Халилеев (фагот, Москва), А. В. П
сква) и Г. Н. Самохвалов (труба, Ниев).
	начальник Главного управления цир-
ков Комитета по делам искусств при
СНК СССР Я
	В течение двух дней в ЦДРИ происходи-
ли собрания актива работников цирка. С до-
кладом о задачах цирка в 1941 г, выступил
начальник Главного управления цирков Ko-
митета по делам искусств т. Н. А. Стрель-
цов. В прениях по докладу выступили нар.
арт. РОФОР Эдер, засл. арт. РОФСР Румян-
цев (Каран д Аш), Маяцкий, Ю. Дуров, Алек-
сандров (Серж), засл. деятель искусства Куз-
нецов. директоры цирков: Марченко (Нико-
лаев). Монастырский (Тула), Гангия (Тбилиси),
Бурунский (Воронеж), Васильев `(Ленинград},
худож. руководитель Ленинградского цирка
Юрский, режиссер ЭЖанто, секретарь ЦК Ра-
бис Тарасов, худож, руководители .коллекти-
вов Лавровский (первый коллектив), Воль-
ный (пятый коллектив), Авьерино (девятый
коллектив), артисты Буртон, Зверев, Барзи-
лович, Таллина, Сидорова, Шетинин, Ману-
kau, Бараненко, управляющий Об’одинением
колхозных цирков Шарикян, инспектор Об’е-
динения городских цирков Бельекая, админи-
стратор колхозной бригады Григорьев, борец’
Куксенко (Ян Цыган), Петряев (Зооцентр).

С большой речью на собрании актива вы-
ступил председатель Комитета по делам ис-
кусств при СНК СООР М. Б. Храпченко.

Актив работников цирка с большим вооду-
шевлением послал приветствия товарищу
Сталину и товарищу Молотову.
	Юдиной «Синьор Помидорчи», русская на-
родная сказка в обработке Е. Дмитриевой
«Колобок», «Повесть о том, как поссорил-
ся Иван Иванович с Иваном Никифорови-
чем» по Гоголю «Три поросенка» Михал-
кова, «Гусенок» Гернет и Гурвич. «Жад-
ный ворон» — чукотская народная сказка
в обработке С. Преображенского, «Хозяин
и пастухи» — корякская народная сказка,
обработанная С. Преображенским, и др.

Кроме спектаклей театр дает концерты.
Исполняются  антирелигиюзные сценки,
танцы кукол. .

В Петропавловске, Соболеве, Облуковине,
Кихчике и других городах театр оргали-
зовал школьные кукольные самодеятель-
ные кружки.

Школьники и взрослые колхозники ока-
зывают театру самый радушный прием.
`Успехам театра немало  стособствует
талантливый, дружный коллектив творче-
ских работников, среди которых хочется
OTM*THTh товарищей А. — Корнилова,
Л. Кузьмину, М. Макарову. 0. Аристову
	Художественный руководитель театра
Л. ДЗЕРОЖИНСКИЙ
		вести из этого зажолдованного круга одну
из лучших своих актрис? Он предлагает
ей в последней программе изображать
вульгарную, словоохотлизую маникюршу в
шутке «Дамские пальчики», во многом на-
поминающей все тот же телефонный раз-
говор. А ведь Миронова, котда роль дает
ей хоть какую-нибудь возможность раз-
вернуть свои способности, может прямо-
таки творите чудеса. Вспомните. как в
предыдущей программе играла она Анну
Григорьевну, даму приятную во всех от.
ношениях. Как это было неожиданно,
блистательно и смело по краскам,
Другой талантливой артистке Москов-
ского театра эстрады и миниатюр, Рине Зе-
леной, также нечем особенно похвалиться.
В первой программе театра она блестяще
сыграла буфетчицу («Антракт без антрак-
та»), затем сверкнула в шутках «По су-
ществу вопроса» и «Одну минуточку». А
в последней премьере сна уже лишь из-
за кулис говорит за мальчика Вовочку,
сочиненногю Чикарьковым, искренне убеж-
денным, что он написал пьесу, и к тому
	же специально для Рины деленой. Кому
это нужно? Рина Зеленая-—живая, умная,
	пытливая актриса, и незачем ей, при овое-
	превра-
	образном содействии дирекции,
щаться в «аттракцион».
	На судьбе третьей актрисы театра, Нурм,
co всей наглядностью можно убедиться в
том, что талант, этот чудеснейший дар
природы. легко растратить и вовсе утра-
тить, обращаясь с ним высокомерно, рас-
точительно, мотовски. Какой опустошен-
ной, ктикливой, искусственной кажется
Нурм на подмостках Московского театра
эстрады и миниатюр в комедии «Каприз-
ный зуб», где она должна изображать пи-
кантную француженку Жанну Клодье.
	Почему, кстати сказать, этот фарс попал
на сцену Театра эстрады и миниатюр?
Такие льесы обыкновенно выбираются для
‹внеплановых» выступлений там, где нуж-
на смешная вещица с тремя действующи-
мн лицами, Другого назначения у «Кап-
ризного зуба» быть не может.

Вот тут мы и подходим к одному из
самых важных моментов в жизни Тезтра
эстрады и миниатюр. Как строит свой ре-
пертуар этот театр? Находит ли в нем от-

ражение советская действительность?
	Очень слабое. Взять хотя бы последнюю
программу. Нельзя же в самом деле счи-
тать, что бессмысленный лепет чикарьков-
ского «Вовочки» или зубоскальство «Дам-
ских пальчиков» являются образцами co-
ветской комедийной драматургии.

Почему молодой театр дожил до такой
идейной бедности? Почему его репертуар!
так мало дает уму и сердцу зрителя? Не
потому ли, что он чурается настоящей
классики, что круг его современных авто-
ров чрезвычайно ограничен. Восемь-девять
писательских имен, фигурирующих на
афишах театра, нельзя еще считать
драматургическим активом,

Самое название театра показывает, что
эстрада должна занимать в его репертуа-
ре если .не ведущее, то 60 всяком случае
весьма солидное место. На практике же
выходит. что пропорция между. чистой
эстрадой и одноактными‘ пьесами поисти:
не анекдотична. Одна балетная пара, как
правило, появляющаяся в каждой про-
грамме (даже если это Редель и Xpycta-
лев!), и музыкальный фельетон Менакера
(даже если он написан Вольциным!) —
это, судите, сами, слишком скупо.

Мною бесплодных усилий потрачено
театром на разрешение сложной проблемы
конферанса. Начаз три года назад с ме-
ханического радио-конферансье, театр, же-
лая быть оритинальным, пришел к кон-
ферансье-няньке. Вообще говоря, почему
бы няньке и не быть конферансье, если
она имеет к этому склонность, если она
талантлива, находчива, если ей есть что
сказать зрителю, который хочет услышать
от нее остроумные, злободневные реплики.

сожалению, ни одним из этих качеств
артистка Пельтцер не обладает. Она ведет
свою часть программы по-дилетантски, не
поднимаясь над уровнем безвкусного тек-
ста, сочиненного для ее выступлений.
	Вспоминая историю русских тезтров ма-
ALIX форм за последнюю четверть века, не-
вольно обращаешь внимание на то, что
каждый из них (речь идет о наиболее
значительных театрах) открывал таланты,
выдвигая новые силы, создавал актерские
репутации, С «Кривым Джимми» связаны

имена Перетонец, Милютиной, Поля, Гиря-
вого, Дехтеревой, Антимонова. В Театре
обозрен

ий Дома печати мы впервые встре-
	Московскому театру эстрады и миниа-
тюр ‘скоро ‘исполняется 3 тода, Эта дата
может служить поводом для. подведения
некоторых итогов его, деятельности. Впро-
чем, еще больше оснований для суммиро-
вания проделанной театром работы дает
недавно показанная им премьера.

Театру эстрады и миниатюр нельзя от-
казать в популярности и жизнеспособно-
сти. Однако развитие его (если вообще
в данном случае может итти речь о пла-
	номерном развитии), совершавшееся и рань-
ше чрезвычайно медленными темпами, ва
	последнее время почти приостановилось. В
спектаклях не чувствуется организующей
мысли, поиски новых форм постепенно
сменились повторением пройденного.
	Среди арторов первых афиш Театра эс-
трады и миниатюр были имена Ленча,
Полякова, Типота, Гутмана, Ромма. С ни:
ми же в основном приходит он и к свое-
му трехлетию. А где же новые авто-
м его воспитанники, его питом-
цы .

Первые свои программы Театр эстрады
и миниатюр показал с участием Рины 3Зе-
леной, Нурм, Мироновой, Бельского и Да-
нильского. И сейчас он строит свое ‘ блахо-
	получие исключительно на тех зе именах.
	ПНриумножилась ли известность этих
актеров, стало ли искусство их ярче, тонь-
ше и изощреннее от соприкосновения с
творческой. атмосферой театра? Или, на-
оборот, застыло и, следовательно, в ка-
KOH-TO мере стало отставать от жизни?

Миронова? Ах, это та, что смешно раз-
говаривает по телефону? — вот готовая
аттестация, возникающая у зрителя всвя-
зи с упоминанием имени этой актрисы.
Очень жаль. Оригинальное комедийное дА-
рование Мироновой заслуживает драматур-
гического материала, куда более значи-
тельного и интересного, чем те «салаты
из анекдотов», которые преподносит она
от именя обывательниц и мещанок из ве-
чера в вечер. Что и говорить-—Миронова
преуморительно исполняет «Блуждающий
дом» Угрюмова и «У актерского под’езда»
Вл. Полякова. Но как было бы обидно
узнать, что артистка намеренно ограничи-
ла выбор своих тем и сюжетов тради-
ционными «разговорами по телефону».
Что же делает театр для того, чтобы вы-
	Театр ‘на .нартах
	или переносить   и многих других.