РОСКРЕСЕНЬЕ, 30 МАРТА 1941 г» № 13) (733)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Всесоюзное совещание актива работников ‘искусств
п ад И По О
	К НОВЫМ ПОБЕДАМ. СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА!
	Совещание актива работников искусств
должно обсудить вопрос об основных за-
дачах советского искусства в настоящий
период и план творческих и’ организаци-
онных мероприятий, намеченных Комите-
том на 1941 гол.
	С каждым тодом советское искусство
делает новые успехи. С каждым годом
возрастает роль искусства как мощного
средства коммунистического воспитания
трулящихся. Произведения искусства—ки-
нофильмы, театральные спектакли, пере-
лвижные выставки — проникают в самые
отдаленные уголки Советской страны. К
искусству приобщаются все новые мил-
лионы советоких  траждан, оно играет
большую роль в мобилизации трудящихся
на укрепление обороноспособности страны.
	Партия и правительство, лично товарищ
Сталин уделяют огромное внимание ис-
кусству и его кадрам. Ярчайшим свиде-
	тельством этой заботы ‘о процветании со-
	циалистической культуры является учре-
‚ждение и присуждение Сталинских пре-
мий за работы в области науки, изобре-
тательства, искусства и литературы. За
выдающиеся работы последних 6 — 7 лет
в области ‘литературы и искусства. при:
суждено 102 премии.

Присуждение Сталинских премий —
крупнейшее событие в культурно-полити-
ческой жизни страны. Оно подводит ито-
ги развития искусства за последние 6—7
лет, указывает пути творчества, ориенти-
рует. работников искусств на лучшие 06-
разцы советского иакусства.
	Sa последние 6—7 лет созданы выдаю-
щиеся произведения в различных обла-
стях искусства, произведения, составляю-
щие гордость советской культуры, гор-
дость советского народа. Эти успехи до-
стигнуты под непосредственным руковод-
ством коммунистической партии, при по-
вседневной помощи партии, помощи
товарища Сталина. Партия вела постоянную
борьбу за народное искусство, искусство
больших идей, яркой формы, искусство
реалистическое, искусство партийное. И
мы видим сейчас замечательные результа-
ты этой политики нашей партии.
	Выдающиеся произведения советского
искусства, удостоенные Сталинской пре-
мии, отличаются большой жизненной
правдой, значительным идейным содержа-
нием, они проникнуты глубоким советским
патриотизмом. Эти произведения_ характе-
ризуются высоким мастерством. Если про-
анализировать работы, отмеченные Сталичн-
скими премиями, мы увидим, что в них
отражены крупнейшие события истории на-
родов Советского Союза и важнейшие яв-
ления и проблемы жизни нашей социали-
стической родины. Кинофильмы «Алек-
	сандр Невский», «Минин и Пожарский»,
«Петр 1›, «Суворов», «Арсен», спектакль
«Фельдмаршал Кутузов» — всё эти про-
	изведения помогают осмыслить историче-
ский путь народов СССР, борьбу ва неза-
висимость, за создание русского тосудар-
ства. Эти произведения воспитывают чув-
ство советского патриотизма.
	Такие музыкальные произведения, как
симфония-кантата Шапорина «На поле Ку-
ликовом>, опера Гаджибекова «Кер-Оглы»,
раскрывают героический пафос борьбы на-
рода за его освобождение. Картина Иоган-
сона «На старом Уральском заводе». ярко
показывает непримиримые классовые про-
тиворечия _ помещичье-катиталистической
России, утнетение рабочего класса, гнев-
вый протест угнетенных. В произведениях
«Петр I> Алексея Толстого, «Богдан
Хмельницкий» Корнейчука, «Вагиф»
С. Вургуна, «Севастопольская. страдаз Сер-
геева-Ценского нарисованы картины жиз:
ни прошлого, показаны образы народных
героев, людей, неустанно трудивигихся на
блато родины.

Значительное количество произведений,
удостоенных Сталинской премии, посвя-
щено советской действительности. Здесь
в первую очередь нужно отметить изобра-
жение великих людей нашей эпохи, соз-
дателей социалистического общества, твор-
цов светлой и радостной жизни — Ленина
и Сталина. С особой любовью наши луч-
шие художники показывают в своих про-
изведениях образы этих гениев человече-
ства. Такие фильмы, как «Ленин в Октяб-
рез», «Ленин в 1918 году», «Великое заре-
во», известны и любимы во всех уголках
нашей страны, ибо 8 них отражены вели-
кая жизнь, великая празда, великие дела.
	Широка известность таких произведе-
ний наших живописцев, как картина
А. Герасимова «Сталин и Ворошилов в
Кремле», картина Ефанова «Незабываемая
встреча», скульптуры Меркурова «Ленин»
и «Сталин», скульптурный монумент
Какабадзае «И. В. Сталин». Среди проивве-
дений, отмеченных Сталинской премией,
необходимо указать на работы, посвящен-
ные образам великих соратников Ленина
и Сталина. Это — кинофильм «Свердлов»,
скульптурная фигура «Сер Орджоникид-
зе» Интала и Боголюбова, памятник С. М.
Кирову в Ленинграде работы скульптора
Томского.

Ярко и многогранно отражена в произ:
ведениях, удостоенных Сталинской  пре-
мии, эпоха гражданской войны, эпоха
борьбы за утверждение власти рабочего
класса, за утверждение социалистического
общества. Такие произведения, как «Ти-
хий Дон» Шолохова, «Любовь Яровая»
Тренева, «Одиночество» Вирты, кинофиль-
мы «Чапаев», «Шорс», такие картины, как
«Переход через Сиваш» Самокиша, — все
эти произведения многогранно, с’ большой
художественной силой воссоздают эпоху
тражданской войны, ее героев. Пафос с0-
циалистическото труда, радостная жизнь
рабочего класса и крестьянства отображе-
вы в фильмах «Большая жизнь» и «Учи-
тель». Новые музыкальные произведения
(симфония Мясковского, квинтет Шостако-
вича, скрипичный концерт Хачатуряна и
др.) раскрывают чувства оптимизма, нашу
уверенность в победе.

Одним Hg замечательных качеств
произведений, удостоенных Сталинской
премии, является то, что в них раскрыты
образы положительных героев нашей эпо-
хи, образы человека-борца и созидателя
новой жизни. В пьесе «Любовь Яровая»
замечательно показано формирование ново-
го человека, характер которого. складывает-
ся в борьбе и противоречиях. Процесс
становления нового человека отражен и
в пьесе «Человек с ружьем» (обрав Шад-
рина). Ряд образов героических людей на-
щей эпохи, воплощенных в искусстве,
тлубоко вошел в. сознание народа.

Нельзя не отметить такие произведения,
как скульптура Мухиной «Рабочий и кол-
хозница», дающая обобщенный образ ра-
бочего класса и крестьянства, как порт-
рет академика Павлова работы Heorepo-
ра.
	Доклад тов. М. Б. Храпченко и
	Доклад председателя Комитета по делам искусств
при СНК СССР тов. М. Б. Храпченко
	даются в сокращенном виде
	залось в том, что в ряде звеньев нашей
работы имеются крупные недостатки,

(Далее тов. Храпченко приводит боль-
‘шое количество примеров того, как реше-
ния оказывались невыполненными 3-38
слабого контроля и недостаточной про-
верки исполнения); /

Большое внимание в плане Комитета на
1941 г. уделяется вопросам репертуарь.
Известно, что хороших советских пьес у
нас еще мало. За последнее время в ре-
пертуаре наших театров большое место
заняли всякоге рода слезливо-сентимен-
тальные пьесы и пьесы так называемых
«полуклассиков».

Для всех должно быть соверитенно ясно,
что советский спектакль должен быть  ос-
новным содержанием работы наших теат-
	ров. Одно время у некоторых театраль-
ных деятелей существовало представле-
ние, будто зритель не очень охотно. по-
сещает советские пьесы, спектакли на, со-
ветские темы. Это нелепая, вреднейшая
теория. Мы прекрасно знаем, каким ог
ромным успехом пользовались советские
спектакли последнего времени. Мы знаем,
что целый ряд театров значительно улуч-
шил свою работу именно блатодаря тому,
что серьезно работал над’ созданием пол-
ноценных спектаклей на советские темы.
	В целях улучшения репертуара театров
Комитет по делам искусств осуществляет
	государственные заказы крупнейшим дра-
матургам. Эти мероприятия Комитета
	встретили одобрение как драматургов, так
и театральной общественности. Мы зака-
зали пьесы ряду крупнейших драматур:
тов и, судя по первоначальным вариан-
там и отдельным актам, с которыми мы
познакомились, ‘эти проивведения пред-
ставляют большой ‘интерес.
	Одновременно Комитет дал указание
республиканским управлениям также за-
ключать государственные договоры с дра-
матургами братских республик. Кроме то-
го, мы прикрепляем молодых драматургов
к театрам с тем, чтобы они в творче-
ском содружестве с театральными коллек-
тнвами создавали новые пьесы. Государ-
ственные заказы, разумеется, He исклю-
чают того, что театры должны продолжать
настойчиво самостоятельно работать над
созданием нового репертуара.

Очень важны вопросы обмена реперту-
	аром между братскими республиками.
одной стороны, пьесы, созданные драма-
тургами братских республик, еще не на-
ходят достаточного места в репертуаре те-
атров других республик, с другой сторо-
ны, русские пьесы еще в небольшом ко-
личестве ставятся в национальных теат-
ах.

P В Армении ‘и Белоруссии уже постав-
лен ряд хороших русских пьес,’ В. теат-
pax Армении идут, например, — пьесы
«Человек с ружьем» Погодина, «Разлом»
Лавренева, «Сказка» и 420 лет спустя»
Светлова, «Таня» Арбузова и др. Также
обстоит дело и в Белоруосии. Иное поло-
жение в Азербайджане. Здесь поставили
только три пьесы ‘русских драматургов:
«Любовь Яровую» Тренева, «Сады цветут»
Масса и Куличенко и «Ленин» Каплера
и Златогоровой. Целый ряд превосход-
вых пьес русских драматургов, удостоен»
ных Сталиноких премий, не идет на сце-
нах театров Азербайджана, хотя работ-
ники Азербайджана усиленно жалуются
на отсутствие пьес.

В Грузии также мало русских пьес
увидело свет рампы, хотя в истекшем
году грузинские театры нашли возмож-
ным ставить такие ‘ пьесы, как «Огни
маяка», «Генконсул>.

Нельзя не отметить, что пьесы, создан-
ные драматургами братоких республик,
еще очень слабо проникают на сцену рус-
ских театров. Ни в одном русском те-
атре до сих пор не осуществлена поста-
новка замечательной пьесы Самеда Вур-
туна «Вагиф», пьесы талантливого казах-
ского, драматурга Ауэзова «Абай». В ре-
пертуаре русских театров ‘не часто узви*
дишь такие пьесы, как «Георгий Саакад-
зе», «Арсен» и другие.

Недостаточный обмен репертуаром меж-
ду братскими республиками тормозит
дальнейигий рост сценического искусства,
и туг нужна большая творческая иници-
атива мастеров русских театров и) теат-
ров национальных республик:

В 1941 г. будет продолжена работа по
дальнейшему развитию национального ис-
кусства Советского Союза. В течение 1941
—1942 me. будут проведены декады тад-
жикского, латвийского, эстонского, литов-
ского, татарского, балткирского и туркмен-
ского искусства. В 1941 г. Комитет пред-
полагает также провести ряд мероприятий
по улучшению р колхозных и дет-
ских театров.

В 1941 г. значительно расширяется о6б’-
ем концертной деятельности. Следует от-
метить положительный опыт Курской,
Ижевской и Харьковской филармоний,
создавших свои филиалы в колхозах,
Развитие концертной деятельности в рай-
онных центрах и в колхозах — перво-
очередная задача.

Мы будем заниматься также созданием
новото репертуара музыкальных театров,
вопросами советской оперы. Идейно-ху-
дожественный уровень советоких опер по-
ка еще недостаточно высок. На основе
обмена творческим опытом, имевшего ме-
сто на всесоюзной конференции по совет-
ской опере, наши композиторы надо
надеяться — будут работать успешнее.
Нужно добиться, чтобы лучшие оперы,
создаваемые советскими композиторами,
были своевременно поставлены на сценах
каших музыкальных театров.

Большое внимание уделяется вопросам
эстрады, созданию нового высококачест-
венного эстрадного репертуара. На наших
эстрадных площадках еще держится нену-
жный репертуар, псевдоцытанщина, упа-
дочническая лирика, лирика, проникнутая
мотивами увядания, умирания. Эту «ли-
рику» необходимо вытеснить современны-
ми произведениями, лирикой бодрости, оп-
тимизма, жизнеутверждения.

В 1939 т. был проведен первый кон:
курс эстрады, в 1941 г. мы проводим вто-
рой эстрадный конкурс. Недавно создана
Всесоюзная студия эстрадного искусства.
Студия уже выдвинула фяд талантливых
исполнителей.

Мне хочется остановиться на задачах,
стоящих перед советскими скульпторами,
За последние несколько лет создан ряд
первоклассных произведений ‘скульитуры.
Однако задачи в этой области чрезвычай-
но широки, и творческая деятельность
скульпторов нас во многом не удовлетво-
ряет.

Всем известно, что правительство выне-
сло решения о сооружении ряда памят-
ников в Москве и Ленннграде; Дзержин-
скому, Куйбышеву, Кирову, Гоголю, Горь-
кому, Чкалову, Фрунзе, Маяковскому,
Чайковокому, Лермонтову и др. ЗА пос-
ледние 1—2 тода шла интенсивная ра-
бота по проектированию этих памятни-
	з

ков. Однако конкурсы по проектированию
некоторых важнейших памятников не да-
ли результатов, как, например, конкур-
сы. на проекты памятников Гоголю, Дзер-
жинскому,  Маяковскому, Чайковскому.
Многие скульиторы обнаружили непони-
мание содержания образов героев, чрез-
вычайно поверхностный подход к осозда-
нию этих образов, в результате чего от-
сутотвует единая об’единяющая идея, и
форма распадается на детали.
	За последнее время были проведены
конкурсы на создание памятников ЦП. И.
Чайковскому, В. В, Маяковскому, Г. И. Ко-
товскому. И эти конкурсы оказались не-
удачными, Особенно  обралщает внимание
неудача конкурса на памятник Маяковско-
	му. Бедь многие художники лично знали
этого лучшего лоэта нашей эпохи, его об-
раз близок всем. нам и дорот, и тем не
менее ни один скульптор не сумел. соз-
дать памятник, достойный этого велико-
To поэта.

Можно привести’ примеры и таких не-
удачных проектов монументов, как па-
мятники Дзержинскому, Чкалову.

Эти неудачи во многом об’ясняются от-
сутствием творческой  самокритики у
скульйторов. Недостатки в проектирова-
нии памятников не были обсуждены в
Союзе художников,

Эа последнее время открыт ряд круп-
ных живописных выставок. Организова-
ны выставки и в национальных респуб-
ликах — зв Грузии, Туркмении, Азербай-
	джане, Армении, Узбекистане и т. д, Ху-
дожники все больше внимания уделяют
советской действительности, растут новые
	талантливые молодые художники и Т, д.
Однако и здесь имеются серьезные недо-
статки. Среди художников расиростране-
на «теория» о том, что этюд — это едва
	ли не основная цель их работы. Ноэтому
	многие живописцы больше работают над
этюдами, чем над картинами. Это, конеч-
но, ненормально. К 25-летию Великой Ок-
тябрьской социалистической революции
готовится большая выставка «Наша роди-
на». Усилия художников должны быть
сосредоточены HA создании ‘произведений,
	которые представляли бы ‘новый этап в
	развитии OOBSTUROIQ искусства.
До сих пор нами еще не решены во-
	просы синтеза скульптуры и архитекту-
	ры. Плохо и то, что в области изобрази-
	тельного искусства ‘процветает производ-
ство плохих копий с первоклассных кар-
тин крупных художников. Gro производ-
ство копий отало угрожающим явлением,
так как копии делаются в массовом ко-
личестве ‘и качество их крайне низкое,
	Какие только организации HH вани-
	массовых копий
	маются производством
картин и скульптур!
	За последние голы гигантски шагнула
вперед национальная культура братских
республик. Этот факт отмечен присужде-
вием Сталинской премии крупнейшим
деятелям искусства национальных респуб-

чик,
В произведениях, удостоенных Сталин-

ской премии, тема обороны родины, те-
ма мобилизации народа на укрепление 60-
евой мощи страны, проходит как самая
важная и значительная.  Присуждение
Сталинских премий-—ориентир. для совет-
ского искусства, для всей массы его твор-
ческих работников.
	Во всех произведениях, ‚удостоенных
Сталинской премии, художники обраща-
лись к большим темам жизни народа, они
раскрывали глубокий смысл борьбы ге-
роев, раскрывали характеры людей в их
связи с жизнью народа.

Мастера, отмеченные Сталинской пре-
мией, работают в разных художествен-
ных манерах, но всех их об’единяет од-
но— принципы социалистического реализ-
ма. В наацем искусстве существуют и дол-
жны существовать различные  творче-
ские машеры художников, различные твоф-
ческие течения. Это вовсе не означает, что
необходимо возрождать всякие ‹измы», от-
вергнутые жизнью, обращаться к. тече-
ниям, доказавигим свою несостоятельность.
Социалистический реализм представляет
огромные возможности художникам, воз-
можности роста и раскрытия творческой
индивидуальности.

Среди мастеров искусства, отмеченных
Сталинской премией, немало молодежи.
Это выдвижение молодых кадров искус-
ства имеет большой принципиальный
смысл. Оно ориентирует молодежь на боль-
шие творческие искания, вызывает рост
творческой инициативы, стимулирует на-
пряженную работу по созданию крупных
произведений нашего искусства. Молодые
кадры — это завтрашний день искусства,
и о них нужно думать сегодня.

С каждым днем растут культурные за-
просы нашего народа, растут требования
к советскому искусству, Достаточно при-
вести несколько цифр, чтобы стало ясно,
какое огромное количество населения 0б-
служивает советокое искусство. На 1 ян-
варя 1940 г. в Советском Союзе было 825
театров, на 1 января 1941 г. Советская
	страна уже насчитывает 885 театров. Эти
885 театров в 1940 г. обслужили 80.800.000
человек. Наши’ музыкальные концертные
организации в 1940 г. обслужили 44 с
половиной миллиона трудящихся, циркиы—
19 с лишним миллионов зрителей.
	В 1940 г. происходила серьезная пере-
стройка работы зрелищных птедприятий.
Была отменена практика покупки билетов
за счет средств государственных и обще-
ственных организаций. Театры и концерт-
ные организации тем самым были поста-
влены под строгий контроль зрителя, и
оценка их работы стала зависеть не от
ретивости администратора, заключившего
договоры с предприятиями на постоянные
места, а от качества работы каждого теат-
ра, каждой концертной организации. Пере-
стройка вызвала необходимость решитель-
ного улучшения работы театров, концерт-
ных сртанизаций. Отдельные театры хоте-
ли пойти по легкому пути, по пути при-
способления к отсталым вкусам. Этим 06’-
ACHHETCA то, что в репертуаре наших те-
атров появились произведения пошлые,
недостойные советского искусства.
	Серьезные ошибки в области репертуа-
ра были допущены в 1940 г. и Комите-
том по делам искусств. На эти ошибки
нам указал Центральный Комитет пар-
тин. На сцены театров проникли такие
враждебные, клеветнические произведения,
как «Метель» Леонова, «Домик» Катаева,
«На чистоту» Глебова. Нам нужно было
серьезно перестроить свою работу. Необ-
ходимо было не только ‘не допустить но-
вых ошибок, но и сделать все необходи-
мое для Toro, чтобы’ создать новый pe-
пертуар, правдиво и ярко отражающий
жизнь советского народа.

Целый ряд театров в 1940 г. работал
‘неудовлетворительно именно потому, что
они не оделали всех выводов из указа-
ний партии и правительства о работе те-
ATPOB H концертных организаций. Воро-
нежский областной драматический театр
поставил такие пьесы, как «Hun», «Morb»,
«Измена», в надежде, что именно эти
произведения привлекут зрителя. Расче-
ты Боронежского театра оказались -тщет-
ными, и связь со зрителем не окрепла,
а наоборот, ослабела. Театр в течение
1940 т. работал плохо. терял авторитет у
зрителя. Неудивительно, что упали сборы
и финансовое состояние театра оказалось
затруднительным.

Плохо работал Челябинский театр, ко-
торый ставил много спектаклей, и как
будто бы спектаклей нужных, но каче-
ство их быдло низкое и поэтому ecTe-
ственно, что эта работа результатов не
дала. Не лучше обстояли дела в Ново-
сибирском театре и в оперных театрах
Тбилиси и Харькова, .

Te же театры, которые поняли задачи
искусства в новых условиях, добились хо-
роших результатов. Можно указать на
Киевский театр русской драмы, который
в 1940 г. поставил пьесы «Кремлевские
куранты», «Фельдмаршал Кутузов», «Зы-
ковы». Эти спектакли обеспечили театру
успех у зрителя. Хорошо работали Горь-
ковский, занокий и Кутаисский драма-
тические TearpH. Узбекская, Свердловская,
Горьковская, Московская  ий Лениптрадская
филармонии в новых условиях нашли
правильные пути, — хорошие концерты
классической и советской музыки, орга-
низованные этими филармониями, пользу-
ются заслуженной любовью слушателей,

В числе основных мероприятий Коми-
тета в 1940 г, в Москве были проведены
декады белорусского и бурят-монтольского
‘искусства, показ театрального и музыкаль-
ного искусства Ленинграда. Был проведен
также смотр детских театров и ряд дру-
гих мероприятий,

Ha XVIII партийной конференции, в
докладе тов. Маленкова, была подвергну-
та резкой. критике деятельность нарко-
матов. Критика работы наркоматов He-
сомненно полностью относится и к Ко-
митету по делам искусств. В нашей ра-
боте много недостатков. Комитет по делам
нскусств работает еще во многом канце-
лярско-бюрократическими методами. У нас
в Комитете до сих пор еще очень сильна
вера в силу бумагн. Ho написать да-
же хороший приказ — это только полде-
ла, Важно осуществить приказ, а это
можно оделать лишь при живом, оператив-
ном руководстве, чего нехватает Комите-
ту по делам искусств. Правильных, по-
лезных решений в 1940 г. Комитет mpH-
нал немало, однако проверка их испол-
нения была поставлена плохо и это ска-
	выступления участников актива
	ПРЕНИЯ ПО ДОХЛАДУ тов, М, Б, ХРАПЧЕНА
	Б. В. Иогансон
	лауреат Сталинской премии
		требовали создания жанровой картины. И
пейзажи и натюрморты имеют законное
	право Ha существование и гучАеы сов.
скому зрителю,

Если еще процветает этюдизм, то эт
во многом зависит от неустроенности не.
которой части талантливых молодых ху-
дожников, от бытовых условий. Молодые
художники пишут этюды потому, что ту
попросту негде писать картины. Природа
— бесплатная мастерская; к тому me
здесь не надо платить и за натуру. Сож
художников и Художественный pony
должны выдвинуть наиболее одаренных
художников и рекомендовать Комитету по
делам искусств заключить с ними догов
ры для выставки «Наша родина».

Самым главным и основным для Соул
художников сейчас является переход це
ликом на живую, творческую работу,

Самокритика и критика сплошь и ра
дом идут у нас под сурдинку. Подлин-
ный художник большевик понимает, что
рост искусства возможен только тогда,
когда человек с полной откровенностью
услышит о себе правду, искреннее и че.
стное мнение о своей работе. У нас же
бывает так, что хвалят в Глаза, & 3%
тлаза, тут же в кулуарах, бранят. Боязнь
испортить отношения обволакивает язых
патокой, инотда пополам с.. перцем,

Сталинские премни четко и ясно угл
зали пути дальнейшего развития Нашего
искусства. Реалистическое искусство —
это прежде всего простота, правда и я.
ность идей. Творцы этого искусства зн
	Не   ют, сколько! шлака должно отойти, чтобы
На   ети порвет струю металла.
	добыть сверкающую струю металлё,
Реалистическое искусство испытано вре.

менем, Незабываемые шедевры реалисти-
ческого искусства создали великие маст-
ра прошлого. Как мудрые хозяева, мы
должны взять от них мастерство выпол.

нения и большую культуру живописного
реализма, ибо высокое качество делвет
	нашу‘ идею‘ доходчивее, выразительное в
действеннее. Мы не должны пренебрегать
ничем, что может помочь нам в создания
подлинного, живого, нужного народу, вы-
сокого искусства, несущего великую прав.
ду всему миру.
	Правда и простота
	Советские художники счастливы, Что
живут в стране, где народ, руководимый

п een wanna
	нашей партией, обеспечил все условия
для того, чтобы создать невиданную В
мире социалистическую культуру. Народ,

уверенно. строящий социализм, хочет ви-
деть в произведениях искусства отражение
кипучей жизни Страны Советов, Он ждет
произведений, которые поднимали бы его
на великую борьби за коммунизм, просла-
	‘на великую борьбу за коммунизм, пром”
вляли бы народных героев. Плохими были
бы мы патриотами, если бы, как улитки,
	замыкались в раковину эстетических экс-
периментов и безидейного искусства...
	Русское искусство всегда было носите
er чазатАарттх ПАЙ wennnevecTRha. Можно
	лем передовых идей человечества. Nitwhe”

назвать сотни картин русской живописи,
которые революционизировали общество.
	В годы империалистической войны бур-
азия, разжиревшая на военных постав-
х, не знала, куда девать деньги. Она
упала‘ меха, бриллианты, золото, кар-
	тины и, конечно, диктовала свои вкусы
художникам. Она переключала художни”
ков на изображение скупленных ею ABO-
рянских усадеб, барских домов, пейзажей,
вообще на бездумное искусство, ‘успокаи-
вающее‘ей нервы перед страхом револю-
ции, Картины заменил этюд. Великая On:
тябрьская революция выгнала  буржуаз-
	ных меценатов,
	существует, Мы и до сих пор можем
встретить отголоски эпикурейского искус-
ства.
	(ейчас мы можем смело сказать, что
	советская Живопись существует наравне
	со смежными искусствами и CTOHT
правильном ‘пути социалистического pea:
лизма: Доказательство этому — выставка
лучших произведений советского изобра-
зительного искусства, открытая в Третья-
ковской галлерее,
	Задача и Союза советских художников
	и Комитета по делам искусств состоит в
том, чтобы утлубить борьбу за советскую
картину, вызвать к работе все творческие
силы, способные к ее созданию. Не надо
только перегибать палки и заставлять ба-
	са петь тенором. Смешно было бы, если
бы от пейзажиста или  натюрмортиста
	М. Г. Манизер
	лауреат _ Сталинской премии, заслуженный деятель искусства
	О монументальной скульптуре
		Система конкурсов, которая
	одним из самых распространенных мето-
дов поручения заказов на монументы, осу-
ществляется не так, как следует. Сроки
конкурсов сбились в кучу, и этим самым
раслыляются силы скульпторов. Сплошь
и рядом нарушаются договоры как со
стороны скульпторов, которые не суме-
ли организовать свое время, так и со
стороны Комитета по делам ‘искусств, ко-
торый не реализует точно договорных ус-
ловий. заключенных в условиях конкурса.
	упрек, ITO BTO —~— BOUPOCHL OPMAHHGAHON:
ные и заниматься ими — не дело твор-
ческих союзов, Я должен заверить това-
рищей, что мы, художники, терпеть не
можем организационных вопросов и если
ими занимаемся, то только потому, что
никто другой ими не занимается. Что мо-
жет быть лучше для художника, как це-
лый. день провести в мастерской, & ве-
чером встретиться в союзе с товарищами
и поговорить о самых сокровенных твор-
ческих проблемах! К сожалению, нам еще
не удается доститнуть такого положения.

Какие перед нами трудности творческо-
го порядка? Общеизвестно положение, что
самое трудное для писателя — создать
образ положительного героя. Но насколько
труднее приходится нам, скульпторам-мо-
	Сталипской премии
	В. И. Мухина
	лауреат
	нументалистам, которые вообще работают
только над образами положительных ге:
роев, да еще таких титанов, как Ленни
и Сталин, как их ближайшие соратники.
Чтобы поднять такую тему и создать
полноценный монумент, нужен человек ©
чистым сердцем и открытой душой. Нуж-
но все силы отдать этому делу,—только
тогда можно рассчитывать на успех.
	Несколько слов 0 выставочной работе,
эедстояшая выставка, посвященная
	Предстоящая выставка, посвященная
25-летию Великой Октябрьской социали-
стической революции, должна отобразить
все то, что на сегодня достигнуто на фрон-
те изобразительного искусства. Есть ли га-
рантии того, что это будет выполнено?
Тарантий никаких, ибо до зыставки 06-
		тался год с небольшим, а масса худож: о
ников в эту работу как следует еще не
включилась. Работают единипы.
	Мне непонятно, почему это проивотшло. —
Несколько лет назад мы имели пример
организации такой же большой выставки
— «Индустрия социализма», — когда нар»
комат, не имевший никакого опыта 2
этой области, всеже сумел в течение двух
с половиной—трех лет так удачно спра-
виться с этим делом. Три работы с этой
выставки получили Сталинские  премни.
Комитету по делам ‘искусств надо шире и
смелее подойти к организацин выстазкя
и, не теряя времени, привлечь художни“
ков к подготовке юбилейной выставки,
	мастерство
	Свердловске, например, портреты и
пы выпускает кроватно-мебельная
	Картины выпускает Кроватно-меоельная
фабрика, в Кабардино-Балкарской Prone
лике — артель инвалндов, а в Крыму...
банно-прачечный трест (смех в зале).
	iu
Гворческие союзы художников и скульп-
	торов, да и многие органы Комитета на
местах не интересуются массовой изопро-

дукцией, пользующейся огромным спрэ-
сом.
	И лишь поэтому мог иметь место такой
случай, когда Щелковский райпромкомби-
нат направил в отдел искусств Мосгорие-
полкома послание, адресовав’ его так: «В
Комитет художественного искусства». `В
послании комбинат просит разрешить вы-
пуск живописи на отекле с такой заман-
чивой тематикой: «Попугай на дереве»,
«Любительница чаек», «Два поросенка и
МЫШЬ» ИТ, Д.

В 1941 г. мы должиы добиться реши-
тельного улучшения работы цирков.  Соз-
даются постоянные коллективы, во главе
которых стоят крупные мастера цирка.
Будет проведен смотр цирковой молодежи
и цирковой самодеятельности, принимают-
ся меры к повышению идейного уровня
разговорного жанра в цирке.

В области художественной  самодеятель-
ности нашей главной задачей является
улучшение и проверка исполняемого ре-
пертуара, заказ новых пьес и снабжение
огромного количества кружков полноцен-
ными , художественными произведениями.
	Комитет обязан устранить диспропорцию
в подготовке кадров ‘различных специаль-
ностей. Например, у нас есть некоторый
избыток вокалистов, но нехватает арти-
стов оркестра. Решения партии и прави-
тельства создают все возможности для то-
то, чтобы наши учебные заведения рабо-
тали лучше,

В 1941 г. перед нами стоят немалые
задачи и в организационно-хозяйственной
области. Вот: разительные факты, показы-
вающие, как недостаточно еще  упорядоче-
на хозяйственная жизнь организаций ис-
	кусства. Доход Осетинского ансамбля пес-
ни и пляски от его выступлений в 1940 г.
	выразился в сумме 1.300 руб., а израс-
ходовал ансамбль 273 тысячи. Хоровая
капелла в Ереване в 1940 г. дала только
24 концерта при плане в 102 концерта.
7 колхозных теётров Таджикской в
прошлом году не дали ни одной новой
постановки. Таких фактов можно приве-
сти немало,

Совнарком СССР вынес решение 0 cHH-
жении цен ‘в   театрах. ‘Правительство
предоставляет театрам и концертным ор-
ганизациям все возможности для лучше-
то обслуживания населения; но прави-
тельство и партня’ требуют целесообраз-
ного, экономного расходовання больших
средств, отпущенных на развитие искус-
ства. :

Внимание творческих и административ-
ных работников должно быть привлечено
к повышению посещаемости. Опыт. Мос-
квы и Ленинграда показывает, что когда
ва это берутся по-настоящему,;—выходит
толк. Организация коллективных посеще-
ний московских театров, творческие ра-
порты театров. на фабриках и ‘на заводах
дали положительные результаты.
	_ ХУШ партийная конференция ‚остро по-
ставила вопрос внутреннего распорядка
на предприятиях, соблюдения графика,
дисциплины. Некоторые творческие работ-
нии полагают, что по условиям специ-
фики это к ним как будто не относит-
ся. Это неверная точка зрения. Правиль-
ная организация труда в театрах и в
концертных организациях, усиление тем-
пов работы — должно стать ‘предметом
нашего постоянного внимания.

В 1942 г, мы будем праздновать 25-
летие Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. Этот большой праэдник
должен быть отмечен крупнейшими про-
изведениями советских художников. ы
должны отразить в искусстве величие’ и
красоту наших дней, создать произведе-
ния, которые волновали бы советский нз-
род, воспитывали бы его в коммунисти-
ческом духе. Дело творческих работников
и руководящих органов искусства — под-
нять советское искусство на новую сту-
пень, отразить в искусстве великие дела
сталинской эпохи. (Аплодисменты).
	Культура и
	Упрек М. Б. Храпиченко, направленный
скульпторам по поводу неудачи конкур.
сов на памятники, справедлив. Но не на-
до забывать, что скульптура у нас --
искусство молодое, не имеющее долго-
летних корней в веках, как живопись.
	Искусство памятника чрезвычайно слож-
но, и в творческом процессе хуложника
необходим инкубационный период. Толь-
ко выношенный и внутренне ясно 0603-
нанный образ может быть быстро осуще-
ствлен, — конечно, при условии наличия
мастерства. Это относится He только к
эскизам, но и к окончательному произве-
дению, ибо почти всегда изменение раз-
меров и материала требует изменения и
форм. Чисто механический переход от од-
ного масштаба к другому никотда не до-
носит до врителя идею художника, Про-
esc  непосредственного творчества  про-
должается и здесь.
	Новышение темпов в создании налией
художественной продукции зависит не от
урезывання сроков, а от повышения ду-
	С. Д. Меркуров
	XOBHOH культуры и технического мастер
ства хуложника. Вот это мастерство мы
и должны культивировать. Оно у нас д%
леко не достаточно, а надо помнить, что
степень совершенства искусства является
одним из показателей культурного роста
страны. Никогда нельзя останавливаться
на достигнутом и успокаиваться, нал
учиться до конца жизни.

Я удостоена Сталинской премии ва ст.
тую «Рабочий и колхозница». Мне выпаю_
счастье запечатлеть симпол  Советскою
Союза на международном  соревновантя.
государств в Париже. Там я почувств)
вала, какая колоссальная атитационизя_
мощь заключается в искусства,

Неправы те, кто видит в пластической.
искусстве укралпательство. Искусство до.
RHO не только отражать явления нашей.
жизни, оно обязано и зажитать, оон
это — его самое тлавное назначение. №.
кусство является тем дальнобойным Op}
дием созидания, которое мы можем прот.
вопоставить орудиям разрушения зарубел“_
ных цивилизованных варваров.
	лаурсат Оталинской премии, заслуженный деятель искусства
	6 устранимых трулностях
	ридор. Здесь должна бы проявиться I
роль Комитета по делам искусств каб
организатора искусства — он должен 654
бы наложить свое «вето» на оформлен
этой улицы со всей той большой власть,
какая ему предоставлена...

В ближайшие годы скульшторам 1

стоит колоссальная работа. Для Двора.
Советов нулуно будет сделать 6 киломе

ров Одних рельефов. Для того что
справиться © этой колоссальной работой,

потребуются сотни мастеров. Предвидит 2

Комитет по делам искусств эту массу №
боты? Готовится ли он к ней? Где м
мастерские, в которых будут прозю
диться эти работы?

Неблагополучно у пас и о выставозиу
ми помещениями, Нельзя sme серьезно №
ворить о помещении выставки «Индус”
рия социализма», Когда выставку отЕры’
ли, пришлось столкнуться со странных
явлением. Художники писали карти
при дневном свете, & в выставочном г
мещении дневного света He оказалось”

художникам пришлось переписывать #7 д;

тины применительно к электрической
освещению.

До сих пор продолжается неблаютой”
чие и © материалами, В 200 километр
от Москвы, в Сталиногорске, натолита

мощный пласт гипса, которою хватит 2,

три поколения. Но там почему-то п? #”
‘ACTOR никаких работ...

№:

+
т
т
R
т
*
’
I
:

~

I
¥
т
Ip
Ne

a
	Я хотел бы остановиться на отноше-
ниях между Комитетом по делам искусств
и художниками. Сейчас они сводятся
к тому, что художники сидят и ждут,
когда им будет поручено то или другое
дело. Комитет вызывает художника и то-
ворит ему: вы будете делать то-то и то-
то. Ненормальность состоит в том, что

не находится в курсе того, чем
живут художники‘ и скульпторы, какие
темы их волнуют, какие у них имеются
эскизы и т. д.

Комитет должен активно врываться в
мастерскую художника: а может быть
там есть интересная вещь... Нужен орга-
нический, а не бумажный контакт между
Комитетом и художником. Это важно и в
отношении конкурсов, ибо ни из конкур-
сов, ни из простых закааов Комитета ни-
чего не выйдет до тех пор, пока Комитет
не будет внать свою армию, знать, ETO,
в этой армии и где находится, какие у
художника творческие возможности,

В нашем творческом союзе тоже не все
благополучно. Вы задаете вопрос: что де-
лает cons? что делает ero партийная
часть? какие поднимает творческие BOTI-
росы? И т. д. Увы, «на Шицке все спо-
БОЙНо...х А в это время центральная ули-
па Москвы, на которой триумфальными
шествиями отмечались успехи страны в
Арктике, перелет в Америку и т. п. пре-

ee АН И А
	вращается в окучный и однообразный ко-