ВОСКРЕСЕНЬЕ, 30 МАРТА 1944 г., № 43 (7485 СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ,
а Е er rt SS SOD
		‘A. M. Byyma
	д. М. Герасимов
	ира НЕА.
лауреат Сталинской премии,
заслуженный деятель искусства
	Аудожник
и критик
	Всесоюзное совеща
	ние актива работников искусств
		ССР М, Сарьян, дра-
Фото Ц. Шингарева
		лауреат Сталинской премии, народный артист УССР
	Здесь много. говорилось 00 организа-
циолных недочетах. Мне кажется, нельзя
сводить все к тому, что организационные
недочеты мешают творчеству. Конечно,
недочеты нужно устранять немедленно,
однако из этого не следует, что работни-
ки искусств ‘из-за организационных 84-
труднений должны ослабить свою твор-
ческую волю, погасить страстность, без
которой невозможно создание подлинното
произведения искусства, Не слишком лин
мы преувеличиваем свою зависимость OT
организационных вопросов, не слишком
ли мы избалованы богатыми ‘возможно-
стями, так щедро предоставленными с0-
ветским правительством yenyoorny?

В первую очеродь нужно“ говорить 06
искусстве, об усовершенствованин его язы-
ка. Мысль ‘наших художников богаче и
глубже, чем они это могут иногда’ выра-
зить в своих произведениях. Язык совет-
ского искусства порой отстает от мысли.
Настало время обратить серьезное внима-
ие. на средства, которыми художник вы-
ражают свое взволнованное отношение к
действительности. Социалистическое cc»
держание искусства должно родить новую
форму, В музыке, живописи, ‘скульптуре
и театре нельзя мириться с попытками
втиснуть новое содержание в’ старые, об-
Бветшалые формы.
	А. В. Покровский.

председатель ЦЕ союза Рабис

Смелее выдвигать
	Репертуар определяет лицо театров и
концертных организаций, К сожалению,
руководители, от которых вависит востазв-
ление репертуара, нередко игнорируют
актив, производственные совещания. Твор-
ческие работники не привлекаются к 0б-
	‘суждению репертуара. Правда, некоторые
	управления по делам искусств, в част-
ности Упразление по делам искусств при
Моссовете, дали директиву руководителям
художественных ‘предприятий ‘обсуждать
планы на собраниях широкого актива. Од-
	нако такие факты единичны. Нэзобходимо
‘утверждать только те репертуарные пла-
	ны, которые предварительно обсуждались
на театральных активах и производетвен-
ных совещаниях. Комитет по делам ис-
кусств должен требовать, чтобы ‘все руко-
водились этим принципом.

Но прежде всого это относится к само-
му Комитету. ЦК союза Рабис на своем
пленуме решил обсудить доклад т. Xpan-
	ченко о репертуарном плане на’ 1941 г.,
	но т. Арапченко этого доклада не сделал,
ограничившись  развернутым  выступле-
ниём в последний день с’езда,
Отношение к подбору руководящих кад-
ров у нас зачастую легкомысленное. Это
стрицательно сказывается на развитии ис-
кусства, тем более, что ошибки в подбо-
ре кадров встречались не только на мес-
тах, но и в самом Комитете по делам ис-
кусств. Передо мной лежит приказ, в ко-
тором написано следующее: «Произведен-
ной проверкой документов установлено,
что Чудновский в 1940 г. состоял на ра-
боте в дирекции Калужского театра. Тру.
довая книжка не оформлена, с’ работы
бежал с подотчетными деньгами. За прис-
воение государственных средетв привле-
чен к ответственности». И после этого Чуд-
новский поступает на работу заместите-
лем директора Воткинското государствен-
ного театра комедии, где присваивает
крупную сумму денег. Человека уволили,
предали суду, а он поступает в другое
место на руководящую работу. Из этого
факта видно, как плохо поставлен учет
руководящих кадров искусства. В то
время как проходимцы, подобно Чуднов-
скому, получают работу после совершен-
ного ими преступления, честные товари-
щи, отдающие жизнь искусству, в тече-
ние многих лет ходят без дела. Долгое
время оставался без работы т. Красов-
	ский, а сейчас — уважаемый, честный ра-.
	А. В. Солодовников
	О языке искусства
	Есть ли у нас ‘образцы советского и6-
кусства, где большая мысль художнику
выражена адекватным ей, языком? Есть,
и 06 этом ярко свидетельствует Указ пра-
вительства о присуждении Сталинских
премий в области литературы и искус-
ства. Скульптурная композиция Мухиной
«Рабочий и колхозница» — наша гордость,
подлинное творение ‘сталинской эпохи,
эпохи социализма. Но представьте себе,
что. идею, заложенную в этом произведе-
нии, ето мысль попытался бы выразить
мастер, ‘искусство которого не насыщено
духом ‘классовой, борьбы. (В этом случае
не было бы тех линий, форм, того стиля,
который отличает замечательное творение
В. И. Мухиной.
	Я уверен, что к 25-летию Великой
Октябрьской социалистической революции
советское искусство придет с еще боль-
шими достижениями, а список лзуреатов
Сталинской премии в области искусства
пополнится новыми именами молодых та-
лантливых творческих работников.
	Целеустремлениный и свободный труд
поможет нам поднять. советское искусство
на небывалую высоту, во славу родины,
во славу партии, правительства, великото
Сталина. Так будет!
		Достижения наши в изобразительном
кзуслве несомненны. Однако при оценке
шп надо принимать во внимание, что этот
участок искусства более. всего пострадал
и формализма. В театре знамя реализма
„ юды революции не выпадало из рук
Станиславского и  Немировича-Данченко.
В Большом театре ие переставали ввучалъ
влифеи мировой и русской музыки. У
не mo на изофронте дело доходило до
jo, что в Третьяковской галлерее висел
протой квадрат, выкращенный в черный
met, & Рядом сним была выставлена до-
ца с Куском жести и все это выдава-
зхь за произведения искусства...
	№ сеюдня я хочу говорить не о на-
пих достижениях, а о тех болезнях, от
зоюрых мы страдаем до сих, пор. Нам

_ сольно мешают, пережитки буржуазных

/) seoputt зв искусстве, Это очень больное
зло, и оно тем опаснее. что в области
дскусства мы являемся обладателями гро-
уадного и богатого наследия, которое тре-
(ут правильном руководства при его
тритическом освоении, К сожалению, со
сороны изокритики этого руководства
до сих пор не имеется. У нас еще име-
picd пережитки формалистических вагля-
дов на западное упадочническое искусство,
образцов которого в наших музеях гораз-
до больше, чем в Париже. В этом я убе-
дилея лично, когда был во Франции ‘и
смотрел тамошние музеи.
	Наша сегодняшняя болезнь — увлече-
me этюдами вместо’ картин. У нае все
вемя раздаются призывы к тому, чтобы
кдейная картина была облечена в самую
орощую форму. Призыв правилен, но’ он
meer одну опасность. Если у нао сры-
вапхя болышие мастера ‘исжусства,  кото-
рые берутся ва хорошую идейную. карти-
ну, 0 90 же говорить о художниках-
стедняках? Они He берутся за это дело
схвсем. Я беру на себя смелость сказать,
то темалическая картина с нашего! фрон-
 перекочевывает в самодеятельные
кружки. г у ]
	} Я мог бы назвать целый ряд- выставок,
прошедших за последние Apa года, где
ясно обозначилея этот уход от темати-
ческой картины. В чаютности, определен-
ную тревогу у меня вызвала. выставка
холодежи: там были показаны какие-то
лейзажики, «блаторастворение воздухов» —

явловек подошел к речечке, закинул
удочку и т. д.
	В первые десять лет ‚революции, когда
я жил в провинции, мне много приходи-
0 работать в. театре, — сейчас мне
точется сказать несколько слов ‘0’ теат-
рмльном художнике. В последнее время
в Москве прощел ряд боевых спектаклей,
п в большинстве случаев для оформления.
этих спектаклей приглашались один или
два художника, безотносительно 1k’ TOMY,
иейзажисты они или ‘жанристы, какую
зпоху они лучше чувствуют и т, д. 0Т-
пла целый ряд провалов в. оформлении
слектакля, У меня создалось такое вие-
уатдение, что ни директора ‘театров, ни
гудожественные руководители не вмешч-
3 мится в приглашение художников;  про-
0 в аппарате театра’ имеется несколь-.
>80 адресов художников, по которым и
направляются. аажазы. В театрах стали
забызать о той огромной ‘роли, которую
в развитии театрального искусства сыг-
али Васнецов, Поленов, Сомов, Головин
и др.
	Я считаю, что. в, области декоративного
оформления сиектаклей надо применять
тт же метод, который мы применяем в
других областях ‘искусства. — конкурсы.
	(С. Вургун
	творческий актив
	ботник т. Волков. Вму, видите ли, не на-
ходится работы, тогда как ловкачи про-
‘никают в учреждения‘ искусства и тратят
государственные средства.

Хорошо, когда к нам приходят кулБ-
турные люди со стороны, однако не нуж-
но забывать и о том, что и внутри пред-
приятий искусства имеются свои резервы,
которые можно выдвигать на руководя-

щую работу.
	После ХУШ партийного сезда многие
представители художественной иителли-
тенции были приняты в ряды партии,
	воспитавшей из них хороших коммуни-
стов, честных, преданных граждан своего
социалистического отечества. Разве отсю-
да нельзя черпать руководящие кадры ис-
кусства! Я думаю, что если серьезно за-
няться этим делом, мы найдем отличных
руководителей, воспитанных партней си
хорошо знающих искусство. (Аплодисмен-
	 ты). Многие творческие работники хорошо
	справляются с руководством предприятия-
ми и учреждениями искусства (т. Ло-
банов — директор. Калининского театра,
т. Мамедова — певица с высшим музы-
кальным образованием — директор Ба-
кинского Театра, т. Юра — директор и
художественный руководитель театра им.
Франко). Не многие директора, подобные
т. Юра, могут похвастаться разнообразием
методов ‘привлечения нового зрителя. На
спектаклях же руководимого им театра
можно ‘увидеть 40—50 процентов колхоз-
ников, специально приезжающих в город
на малтинах.
	Несколько слов 0 подборе творческих
кадров, В 1940 г. в ЦК Рабис обратилась
артистка Федорова с жалобой на то, что
при расформировании театра в г. Кахте
она была уволена и не зачислена в дру-
гой театр, несмотря на то, что являлась
одной ‘из ведуших артисток. Когда мы
поинтересовались, что представляет собою
эта актриса, то оказалось, что в театр
она была приглалцена год. назад лишь по-
TOMY, что до этого она работала стеногра-
фисткой в ВТО.
	Затем тов. Нокровекий приводит факты,
свидетельствующие о недостаточном вни-
мании к молодым творческим работникам.
Недооценивается также значение колхоз-
ных и детских театров. После смотра кол-
хозных театров они оказались вновь 38-
бытыми. Необходимо это дело исправить.
	Группа. участников актива — лауреатов Сталинской премни. Слева паправо: . народный художник Армянской

ates ys aa ТЕ ем 4 В.  АЕ ye meee
				В, В. Барсова
	лауреат Оталинской премии,
народная артистка СОСР
	Слово за вами,
	товарищи
композиторы
	Kan советская оперная певица, я меч-
	таю O воплощении в оперном искусстве
образа современной советской женщины.
Мечтает 06 этом любая налша оперная
	актриса. Мечтает © героическом образе
	любой наш певен.
	Козловский, А. Хорава, художник
	Однако далыше разговоров дело не. идет,
Между тем ‘на украинокой сцене ставят-
ся пьесы драматургов грузинских, армян-
оких ит. д. И обратно: на трузииской
сцене идут — и неплохо — пьесы ук-
раинских авторов. Все это происходит. в
порядке соревнования театров братских
республик и дает хорошие результаты.

Отдельные театры устраивают ‘неофи-
циальные ‘встречи, ведут разговоры 0
творческих путях, приходят к каким-то.
выводам, взаимно друг друта контроли-
руют, — все это происходит без участия
Комитета по делам искусств. Вместо то-
то чтобы ставить и решать проблемы твор-
ческого ‘порядка в Комитете; где имеются
товарищи се болыной эрудицией и опы-
том, вопросы эти решаются келейно, в по-
рядке/ какой-то ‹ кружковщины; отдельных,
разговоров между ‘руководителями театров’
ит...

Комитет не’ присматривается к тому,
как живут театральные коллективы на пе-
риферии, как творческие работники ве-
дут там борьбу за советский театр, © ‚эн-
тузиазмом ищут новых путей его. развн-
тия. Если Комитет и в дальнейшем оста-
нется безучастным к этим поискам, мно-
гие из сегодняшних энтузиастов театра
через год-другой превратятся в обывате-
лей.

В работе Комитета я вижу большое же-.
лание сделать все, чтобы наше, советское
искусство двинулось вцеред. Но, к сожа-
лению, в прахтике Комнтета много эдми-
нистрирования.

В заключение— несколько слов об обще:
ственной атмосфере в коллективе театра.
Нельзя замазывать того факта, что сре-
ди работников театра встречаются и рва-
чество, и зазнайство, и другие нездоро-
вые явления. Это мешает росту советского
искусства и с этим надо вести самую
	беспошадную борьбу.
	искусстве-
	матург Самед Bypryn, народные артисты
	А. А. Хорава
	лауреат Сталинской премин;’ пародный‘ артист ОСОР
	Не забывать, о периферии
	В докладе тов. Арапченко я не нашел
основного: в ‘нем не было указания, на
кажих творческих моментах должно быть
сейчао,. заострено внимание работников
искусств Советского Союза. Тов. Храп-
ченко хорошо сказал о’значении Сталин-
ских премий, — было бы еще лучше, ес-
	ли бы Комитет по делам ‘искусств заост-
	рил налие внимание на том, почему имен-
но эти лица получили Сталинские пре-
мии. Надо было бы показать их творче-
ский путь и об’яснить, почему этот’ путь
	правилен, лать анализ. творчества лазуреа-
	тов Сталинских премий, . чтобы друтие
работники ‘искусств могли “по ним рав-

няться. Это имело бы колоссальное зна-
	чение для актива.
	Товарищи композиторы! Banta обязан-
(Th. Bal долг перел родиной, перед
	ность, Baill долг перед родиной, перед
великой , эпохой, современниками которой
мы являемся, создать такие произведе-
	мы являемся, создать такие NPpOns bee
ния, в которых воспевались бы величие
наших дней  тероика и пафос нашей
	борьбы ва  0°ссмертные идвалы прогрес-
сивного Человечества, ва ‘коммунизм. Эти
темы ждут вас, товарищи композиторы и
либреттисты!
	Здесь на помощь композиторам должны
	притти оперные театры, которые по-нНа-
стоящему еще ‘неё’ включилиеь в борьбу
за полноценные советские оперы. He
включились по-настоящему в эту борь-
бу и Союз советских композиторов и Ко-
митет по делам искусств,
	Лело не в совещаниях и постановле

‘ниях, — Так оперы не создаются. Нужно
	систематически поддерживать творческое
	единение композиторов и оперных Teal
ров. Только ‘в таком творческом содруже-
стве театра и. композитор» рождались” ге-
ниальные ’ произведения сперного искус-
ства: Только такое содружество даст ком-
позитору полное знание законов оперной
	сцены, ее особенностей, ее возможностеи.
	Недостаточно участие в этом деле толь-
ко художественного руководителя, компо-
зитора и директора театра. Надо так ор-
танизовать работу, чтобы весь творческий
коллектив оперного театра жил вместе с
композитором одной мыслью, одной целью
— и цель эта будет достигнута,
	За дело, товарищи! Пусть искусство
Hale станет достойным величия нашей
2похи, достойным нашего гениального
вождя, который влохновляет“ работников
науки, литературы, искусства и всех дру-
гих участников социалистического строи-
тельства!
	М. С. Сарьян
	Мы, грузинские работники, искусств,
ставим вопрос: как итти. дальше? Испол-
нилось 20 лет советской власти в Грузии.
Юбилейные выставки, спектакли и т. д.
показали достижения грузинского ‚искус-
ства. Мы думали, что юбилейная дата
даст, наконец, Комитету возможность про-
смотреть и оценить то, что мы сделали.
Этого не случилось. Я согласен © теми,
кто говорит, что Комитет оторван ‘от ие-
риферин, мало ее знает. Что касается
прузинокого искусства, TO я с сожалением
должен. констатировать, что в Комитете,
о нем часто узнают. ог лиц, которые ‚ про-
езжают через Тбилиси в Цхалтубо и оста-
навливаются на короткий срок в тбилис-
ской гостинице. Газета... «Советское искус-
ство» также мало освеща»т жизнь пери-
ферии.

В течение ряда лет в фезолюциях и
докладах много товорится 0 постановке
пьео драматургов братоких республик на
русской. сцене. Это. содействовало бы не
только ознакомлению русского зрителя с
драматургией других советских республик,
но и явилось бы колоссальным импуль-
сом лля драматургов братских республик.
	С. М. Михоэлс
	народный артист СССР
	‘лавное в
	лауреат Сталинской премии
	Отразить —
великие образы
нашей эпохи.
	Каждому советскому .драматургу, pada-
тающему в национальной литературе, ’. х0-
чется видеть свою’ льесу, ие только в, т6-
атрах своей республики, но и В Моск-
30 Москва — это Moar и сердце стра-
НЫ, и на мировую ‘арену нам’ помогалот
продвигаться Москва, великий русский
язык. У нас, в азербайджанской ‘литера
Туре, есть целый ряд произведений, кото:
рые заслуживают того, чтобы цих поста
зили в Московских Театрах. Достаточно
назвать Пъесы основателя‘ азербайджан“
кой драматургии Ахупдова, Дж. Джабар-
лы и др, Почему же мы до сих пор ие
видим нА’ столичной сцене ни одной азер-
байджанской пьесы? р

ше
	Я смитаю, что московские театры, &
пожалуй и Комитет по ‘делам искусств,
то Театральное управление, плохо знают
драматургию наших братских республик и
ве умеют во-время ставить вопрос 0 ‚ней
перед театрами. Другая ‘причина закло”
чается в том, что отдельные работники
искусств до сих пор He освободились,
OT недоверия к силам драматургов брат-
«ких республик. :

Наши газеты — «Советское искусство»
и «Лимературная газета» — поступают
иногда неправильно. Я имею в BRAY.
статьи тт, Рафили и Гликштейна о пьесе
«Бахар», ‘напечатанные в октябре прош-
лого тода, Правда, мы не идеализируем
эту пьесу и. она для нас не является 0б-
разцом, ло это первая попытка. молодого,
драматурга, и сюжет, фабула — все это
построено неплохо, а газеты подвергли
Эту пьесу очень резкой критике. Так мож-
HO погубить талантливого человека, ROTO:
рый впервые пришел в театр. Моральная,
НЫ поддержка нужна каждому из
ас, у
Мне хочется остановиться на вопросе ©
долтовечпости  налиих драматургических
произведений. В исгории ‘русской класси»
ской литературы и литературы друтих
народов немало таких произведений, кото-
рым обеспечена долгая жизнь: это — про”
таведення, в которых авторы сумели под-
ваться до философских ‘обобщений дей-
ствительности, Мы же, . советские  драма-
ТУрги, часто еще He можем найти выс
Вих художественных средств для изобра-
Zein нашей энохи си наших советских
людей. Я имею в виду и изображение
простых, обыкновенных людей и ивобра-
_ ение наших вождей, вопаощающих. вер-
шипы человеческой мысли.
``’ Паши драматурги уже взялись BA Это,
 Ая слелано много. но в созданных ими
	Яразах вождей я все-таки невижу BY

площения философской мощи нашей. па?
тии. Мне хотелось бы поставить ‚ перед
	драматургами вопрос 0 том, чтобы пока”
Вызвать натпих рожлей не только KAR Op-
	“Анизаторов, как самых туманных людей,
№ и как философов, ибо вся борьба на“
шей партии с вразкдебными партиями бы-
2а одновременно борьбой теоретической.
	зам. председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР
	В борьбе за советский репертуар
	Бесспорны большие успехи нашего ис-
кусства, и мы справедливо ими гордим-
ся. Однако уроки 1940 г. говорят о том,
что наше искусство далеко еще не вы-
полняет тех требований, которые пред’яв-
ляют ему паш народ, налпа партия и
правительство. Мастера искусства еще не
сумели создать таких произведений, ка-
кие нужны налиему 290-миллионному на-
роду. Как вы знаете, прошлой, осенью в
области репертуара были допущены круп-
нейптгие ошибки.
	Сейчас настало время, когда должны
появиться в массовом количестве такие
произведения искусства, которые оконча-
тельно сформировали бы стиль социали:
стичёского реализма.
	Какие же нужны мероприятия, что Дол-
жны слелать творчески» работники для
того, чтобы облегчить под’ем. искусства на
более высокую ступень, чтобы. ликвиди-
ровать все узкие места, которые у нас
сейчас имеются, — в частности в репер-
туаре, — чтобы открыть пЕире двери на-
шей драматургии?

Я считаю, что решающим условием даль-
нейшего развития искусства является уси-
ление государственного руководства. Ис-
кусство. у нас стало сейчас настолько
крупной общественно-политической силой,

творчество больших художников стало на-
столько государственно значимым, что

считать эту творческую работу каким-то
интимным, частным делом художников мы
не имеем никакого права,
	Вот здесь выступал тов. Костелин и
призывал сосредоточить внимание на орга-
низационных вопросах, считая, что Ко-
митет в этом недостаточно. себя прояв-
ляет. Вообще, говоря 06’ искусстве, очень
наивно противопоставлять ортанизажион-

ные вопросы — творческим. Что такое
организациои ные вопросы B искусстве?
Разрешить их — это значит орталгизо-

вать людей так, чтобы они творили наи-
лучшим ‘образом, чтобы они создавали
наилучшие художественные произведения.
Поэтому нельзя противопоставлять TROP-
ческие вопросы организационным. Но вме-
ств с тем надо понимать, каковы же
сейчас важнейшие задачи Комитета. Сей-
час главное внимание следует сосредото-
чить, на процессах творческих, процессах,
которые происходят в среде творческих
работников, Bes nama работа имеет зна-
чение тогда, когда она помогает созда-
нию новых художественных произведений.
Сколько бы мы здесь ни беседовали,
сколько бы ни собирали всяких хороших
собраний, но если новых произведений
не будет, значит наша работа ничего не
стоит, А вместе с тем уроки 1940 г., вся
практика налией работы говорит oO TOM,
что не всегда появляются такие произве-
ления, которые помотают партии, народу
решать большие задачи, — произведения,
	которые отвечают запросам народа, идут
в ногу с эпохой.

Напа прежняя’ работа с драматургами
при огромной ‘затрате энергии не давала,
серьезных результатов, и драматургия на
протяжении всех последних лет остается
самым узким местом советского’ театра.
Учитывая уроки и ошибки 1940 г., когда
Комитет не сумел истолковать, оценить
каждое произведение с точки зрения то-
го, насколько оно выполняет основную
функцию — помогать партии воспитывать
народ ‘в духе коммунизма, — осознав эти
ошибки, мы пришли к выводу, что нель-
зя ‘дальше допускать стихийности, неор-
танизованности втворческих процессах. Мы
начали вызывать драматургов в Коми-
тет и с каждым драматургом в отдельно-
сти боседовать. Мы проводили серьезные
беседы часами, Мы исходили при этом
из того, что нельзя драматургу навязы-
вать чужую волю, важно найти отклики
в его душе. В целом ряде случаев нам
удавалось находить действительный кон-
такт с драматургом. Сейчас 30 видней-
ших драматургов взялись за работу над
интересными и важными темами.

Задача заключается в том, чтобы драма-
турги, взявшие тосударственные — за-
казы, действительно находились под конт-
ролем советской общественности, творче-
ской общественности в первую очередь.
Мы решили поэтому прикрепить каждого
драматурга к театру с тем, чтобы твор-
Ческие коллективы помогали ему в вы-

полнении государственного заказа.
Здесь пред являлись также претензии

Управлению театров. У нас до сих пор
инспекторы распределялись по принципу
функциональному. Были инспекторы по
колхозным театрам, по драматическим, по
кукольным и т. д. Эти инспёкторы зани-
мались театрами’ всего Советского Союза,
а театрами в пределах одной республики
конкретно не занимались.

Сейчас Управление театров проводит
реорганизацию, суть которой состоит в
том, чтобы инспекторов. прикрепить к рес-
публикам. Таким образом каждый инспек-
тор будет знать свою республику и каж-
дая республика будет иметь своего ин-
сопектора, Задача этих инспекторов не в
том, чтобы действовать через голову рес-
публиканското управления, а в том, что.
бы в первую очередь контролировать
работу отдела театров данной республики.

Это позволит нам по-настоящему нала-
дить связь с периферией. Отсюда, конеч-
но, вовсе ‘не следует, что руководство Ко-
митета по делам искусств должно все
время сидеть в Москве, и прав т. Хора-
ва, который обвинял нас за это. Я ду-
маю, что первым выводом Комитета по
делам искусств после нашего актива бу-
дет решение о том, чтобы значительное
число ответственных работников Комите-
та выехало на места.
	вопросы творчества
		Мне кажется, что совещание нашего ак
тива проходит несколько вяло. Актив! по-
чему-то холодно относится к TOMY, что
является сейчас центральным моментом в
жизни наших театров. Я говорю о драма-
тургни, ибо нет никакого сомнения, что
вообще нет театра вне драматургии, как
нет драматургии вне литературы, Если в
этой формуле где-нибудь ослабевает связь,
наступает то, что называют кризисным с0-
стоянием. Я считаю, что состояние ра-
боты наших театров на сегодня должно
быть названо кризисным,

Тов. Храпченко сообщил здесь о чрез-
вычайно важном мероприятии по выра-
щиванию советской драматургии — 0 TO-
сударственных заказах. Но одними вака-
зами не поможешь. К этому делу надо
обязательно привлечь. и работников теат-
ра. Обязательно нужно послушать их суж-
дения при тазрешении этого вопроса, &
то, мне кажется, дело это делается не
сколько в тиши, в кабинетах и не выно-
сится на большую арену.

Драматургия ната оторвалась от лите-
ратуры. Когда вы берете современную
пьесу, вы замечаете, что она в большин-
стве случаев. не читабельна, не имеет чи-
CTO литературных достоинств. Чаще всего
эти пьесы даже не появляются ни, В Of
ном иадании. Писатель бережно охраня-
ет пьесу от. того, чтобы она попала в, пе-
чать, — иначе он’ теряет право на TOHO-
pap or театров. Зритель не может повна-
комиться с советской пьесой, -идущей в
театре, как он знакомится с «Ревизором»,
«Недорослем» и ‘т/д, Зритель видит спек-
такль, а это — совершенно другое. Нена-
	Гнат Юра
	О пьесах H
	печатанные пьесы тем самым ‘ускользА-
ют от литературной критики,

Я ставлю еще один вопрос; могла ли
Гоголю притти в голову мысль написать
«Мертвые души» сначала как поэму, по-
том переделать ее в пьесу, потом в сце-
нарий, а потом превратить в оперу?
нас we, стдит только писателю напасть
	на какую-нибудь тему, как он начинает.
	элегантно перескакивать из одното Mae
ра в другой. Закрадывается мысль: не-
ужели для темы так безразлична природа
жанра? Тема у нас становится источни-
ком ремесленного заработка. Это снижа-
ет нашу драматургию.

Хотелось бы, чтобы репертуарная рабо-
та Комитета по делам искусств была
трижды, четырежды усилена. Это — глав-
ное, за что нужно сегодня бороться. И
тогда исчезнут сомнительные пьесы.

Последнее, о чем я хочу сказать: боль-
ше близости к вопросам творческого по-
рядка. Недопустимо, чтобы здесь, где соб-
рались художники, разговоры велись в
приниженном тоне, с полным отсутствием
поэтического взлета и вдохновения. Поче-
му не поднята здесь ни одна крупная
проблема нашего творчества? Вот. напри-
мер, имеется проблема наследия Стани-
славского. Почему Комитет ничего не сде-
лал, чтобы опубликовать это. наследие,
превратить в достояние народа труды од-
ного из величайших гениев театра?

Я думаю, что в тесном содружестве с
подлинно творческими людьми. Комитет
найдет дорогу к тому, чтобы хорошо ру-
ководить изумительным советским искус-
CTBOM.
	драматургах —

Несколько слов мне хочётся ‘сказать о
штатах театров союзных республик, Нель-
зя укладывать эти театры’ в рамки дра-
матических театров первой. категории, рас-
считанные на 50 человек, ‘когда. нацио-
нальные театры ставят спектакли с мас-
совыми народными сценами. Я ‘могу 00-
слаться на практику киевското театра им.
Франко, тде ставятся такие пьесы, как
«Богдан Хмельницкий», в которой участ-
Byer 150 человек, как «Маруся  Богуслав-
ка», где также участвует 150 человек, где
идут спектакли, для которых нужны ‘и
вокалисты, и хор, и балет. }

Я думаю, что такие театры, как театр
им. Руставели, украинокие театры им.
Франко и им. Шевченко, азербайджанский
театр им. Ахундова и ряд других, по
своей художественной ценности и мас-
штабу работы имеют право на, то, что-
бы быть в сотке театров союзного значе-
	ния. Букет всесоюзных театров от этого
	не пострадает, а для национальных тедт-
ров’ это будет большим стимулом к даль-
	  нейшему росту.
	лауреат Сталинской премии,
народный художник Армянской СОР
	Несколько слов
‘© живописи
	хочу сказать несколько слов 0 живо-
писи, этом замечательном искусстве, кото-
рое я люблю и которому посвятил всего
себя. `Я считаю, что в этой области не
все благополучно. Комитет по делам ис-
кусств недостаточно знает. кадры живо-
писцев, не знает, кто на что способен,
когда и к кому надо подойти и помочь,
чтобы ‘художник переключился на рабо-
ту, которую требует от него страна.

Развитие живописи в современном по-
нимании этого слова идет у нас, в Co-
ветском Союзе, в такой последовательно-
сти: Белоруссия, Украина, Грузия, Арме-
ния, Азербайджан., В этих республиках
до революции совсем не было станковой
живописи. Сейчас перед Комитетом стоит
громадная работа по продвижению этого
искусства дальше — в такие: республики,
как Туркмения, Узбекистан, Таджикистан
и Казахстан.

Хочется сказать и о некоторых других
вопросах. В Москве, на улице Станислав-
ского, был раньше Кустарный музей. Он
и сейчас существует, но его экспонаты —
тениальные народные произведения —
скрыты в сундуках. Если мы хотим CO3-
дать советское, подлинно народное искус-
ство, мы должны хорошо знать эти про-

изведения народного творчества. К сожале-
нию, ничего не делается, чтобы они экс-
понировались в наших музеях. .

Я товорил неё pas HM повторяю сейчас,
что надо создаль Музей советского изо-
бразительного искусства. Нельзя втиски-
вать советокое искусство в Третьяковскую
таллерею, — от этого страдает и советокое
искусство и Третьяковская галлерея. ко-
торой прихедится закрывать целый рал
комнат, снимать произведения многих ху-
дожников и тем самым нарушать жизнь

музея.
	Надо также. чтобы театральное искус-.
	ство братских республик можно OLI-
ло видеть в Москве постоянно, а не
только во время декад. Должен существо-
вать специальный театр, где в течение м®-
сяца показ ось бы, например, теат-
ральное искусство Украины, затем высту-
пала бы грузинская опера, армянская и
т. д. Столица получила бы возможность
постоянно следить за. тем. как развивает-
ся национальное искусство, а театраль-
ные работники братских республик могли
бы постоянно получать, указания,   слы-
шать квалифицированную критику и тем
‘совершенствовать свое искусство.
	SS
народный артист СССР
	Опыт работы последних месяцев 1940 г.
и первых месяцев 1941 т. показал мне,
что кризис в наших театрах об’ясняется

nn

тлавным образом причинами репертуар:
ното порядка. Мы перестали думать о дра-

at
	матургии: репертуар шел самотеком. но,
поскольку ‘зритель наполнял театральный
	зал, художественный руководитель и ДИ
ректор считали, что в театре все благопо-
лучно.

Когла в прошлом тоду мы перешли на

тт Фит И
	ко пережил то же временное небладлопо-
лучие, как и друтие театры. Мы начали
проводить всякого рода мероприятия и
пришли к выводу, что только репертуар
	решает судьбу театры.
	Хуже. дело с созданием советского he
пертуара. Мне кажется, что тот метод, ко-
торый Комитет по делам искусств при-
меняет при заказах пьес, даст желатель-
ные результаты только в (том случае, ког-
да драматург будет работать с определен-
ным театром.