ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 АПРЕЛЯ 1944 7, M 4g (м
	2 _ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ЕЕ ~

Партийная жизнь
ИЕ eet
р фа НАШ № ПРОПЛЯПОПИПТПРИИИЮ

Театральный коллектив клуба завода им.
	Авиахима впервые на советской сцене
поставил трагедию Шекспира «Цимбелин».
Спектакль, поставленный руководителем
коллектива режиссером К. Ратомским, при
содействии шефа — заслуженного деятеля
искусства И. Берсенева, выдвинут HA
городской смотр самодеятельности На
снимке: сцена из Т акта, Г. Алексеева в
роли Имогены и Н. Дальский в роли
	Постума
Фото А. Чеирунова

соо
«Жошбахтлар»
в Театре
	UM. Азизбекова
	Бакинскому драматургу Сабит Рахману,
автору пьесы «Хошбахтлар» («Очастлив-
цы») принадлежит честь создания первых
советских азербайджанских комедий.

Сабит Рахман умеет подмечать в людях
типичные черточки.. Имя высмеянного им
в комедии «Той» чванливого и пустого
колхозного бюрократа Кярамова становит-
ся нарицательным. В районах Азербайд-
жана нередко можно слышать, как како-
му-нибудь крикливому бездельнику гово-
par: «Шумишь, как Кярамов».

«Хошбахтлар»  («Счастливцы») очень
веселый спектакль.

Начальник ‘строительства дома отдыха
Насиров обуреваем одним стремлением —
как можно скорее закончить стройку, и
ему кажется, что все занятые в ней лю-
ди очень медленно ходят, что они слиш-
хом длинно и пространно рассуждают.
«Короче, — поминутно требует он. — На
этой стройке кажется время поедают с
хлебом... Ваши разговоры тянутся, как ка-
раваны верблюдов...»

И вот оэтого-то ненавистника - пустых
слов судьба сталкивает со старым маляром
Уста Сегях, любителем не только погово-
рить, но и поговорить красиво. Его речь
уснащена пышными эпитетами и витие-
ватыми афоризмами в стиле старовосточ-
ной поэзии.

В образах Насирова и Уста Сегяха по-
казано столкновение деловитости и поэ-
	зии. И очень скоро выясняется, что они
	не противоречат, а дополняют ‘друг друга,
ибо труд создает красоту, а красота тре-
бует труда.

Параллельно возникают новые ситуации.
Тонкую интригу плетет работник. стройки
хитрец Мирза Гаранфиль. Для того, чтобы
получить хорошую квартиру, он. пробует
осуществить сложный и путаный план:
поженить одних, рассорить других, пере-
селить третьих.

Жертвами своих интриг Мирза Гаран-
филь избирает добродушного завхоза Бар-
бар-заде и его «избранницу сердца» —
председателя месткома Марал.

Коварный интриган пишет за робкого
	‚ Барбар-заде стихи Марал. Путем переста-
	новки слов у него создается два вариан-
та — один, воспевающий красоту Марал,
другой — чернящий ее. И в зависимости
от’ обстоятельств Гаранфиль пускает их
в ход, сея вражду в сердцах влюбленных.

Автор ставит своих героев в забавные’
положения, вышучивая их слабости. Но
в конце-кбицов сложные интриги Мирза
ТГаранфиля рассыпаются, как карточный
домик. Новый прекрасный дом отдыха
раскрывает свои двери для счастливых
людей счастливой страны, Торжествуют
любовь и дружба.

Успех пьесы трудно отделить от успе-
ха постановки, показанной Азербайджан-
ским драматическим тезтром имени Азиз-
бекова. Остроумно разработанные поста-
новщиками А. Искендеровым и Ш. Ба-
далбейли мизансцены еще более усилили
комизм действия.

В исполнительском ансамбле, по-насто-
ящему дружном, особенно восхищает мас-
терская игра . популярнейшего артиста
Мирза Ага Алиева (завхоз. Барбар-заде),
артистов М. Велиханова (Мирза Tapau-
филь), М. Марданова (Муршуд), М. Сана-
ни (Садых) и А. Султановой (Марал). Ар-
тистам удалось передать и сочный быто-
вой рисунок_-ролей и их комедийное зву-
	Д. ГЛИКШТЕЙН

‚ Баку
—_@——

. BBICTABKA
	РАБОТ АКАДЕМИКОВ
	. В половине апреля в помещении худо-
жественной выставки «Индустрия социа-
лизма» открывается большая выставка жи-
вописных и графических произведений
одиннадцати академиков живописи.

На выставке будут представлены работы
В. Н. Бакшеева, Г. М. Бобровского, В. К.
Бялыницкого-Бирули, И. 9. Грабаря, Д. Н.
Кардовского, И. С. Куликова, Е. Е. Лансе-
ре. С. Д. Милорадовича, М; В. Нестерова,
Н. Ф. Петрова и Н. С. Самокиша.

—_@-—
	50-ЛЕТИЕ
М. Г. МАНИЗЕРА
	Исполнилось 590 лет со дня рождения
лауреата Сталинской премии скульпто-
ра Матвея Генриховича Манизера. Пяти-
десятилетие совпадает с 25-летием его
творческой деятельности.

М. Г. Манизером сооружен ряд памят-
ников В. И. Ленину — в Минске, Куй-
бьмневе, Кирове, Хабаровске, Петрозавод-
ске, Ленинграде (во дворце Урицкого) и
в Ульяновске. За последний памятник
скульптору присуждена Сталинская Ipe-
МИЯ.

Кроме того, М. Г. Маяизер является
автором памятников С. М. Кирову (в Пе-
лрозаводске и Кировске), В. В. Куйбыше-
ву (в г. Куйбышеве), В. И. Чапаеву (в г.
Киеве и Харькове), В. И. Чапаеву (в г.
Куйбышеве), жертвам 9 января (в Ленин-
граде) и др

М. Г Манизер имеет звание заслужен-
ного деятеля искусства РСФСР, БОСРи
УССР.
	Лауреат Сталинской премии, народная.
артистка УССР 3.`Гайдай в роли Маши в
опере Направника «Дубровский» ‘
		Из больших тематических полотен, пред-
ставленных HA ташкентской выставке,
назовем картины Уфимцева   «Фрунзе и
Куйбынев на “Туркфронте› и Бенькова
«Провозглашение Узбекистана советской
социалистической республикой». Картина
Уфимцева дает ощущение революционной
романтики эпохи гражданской войны.. Но
в ней еще недостает конкретной характе-
ристики образов. Беньков ищет красочно-
декоративное содержание, но не ставит
психологических задач. Центром другой
картины Бенькова «Подруги» является
освещенная солнечным светом аллея сада
с созревшими виноградными гроздьями,
Контрасты зелени и краснеющего вино-
града, солнечные блики и’ яркие” одежды
девушек создают насыщенную в живопис-
но-декоративном стношении вещь. Карти-
ны Бенькова говорят’ о зрелом мастерстве
их автора.
	Яркой индивидуальностью отличаются
картины Волкова. Для него характерна
условность колорита (преобладание жел-
то-коричневого тона), освещения и компо-
зиции, В такой манере выдержаны: «Со-
вещание в колхозе», «Портрет Ленина»,
«Автопортрет». Последний несколько Ha.
поминает фаюмскне и византийские пор-
треты. Эта предвзятость в. трактовке на-
туры мешает Волкову овладеть реалисти-
ческим изображением, между тем это —
талантливый художник, тятотеющий к про-
блемным произведениям.

Один из старейших художников Узбе-
кистана Бурэ в картине «Казнь в старой
Бухаре» дает бесспорно запоминающийся
образ мрачного прошлого, однако произве-
дение это страдает чрезмерной утрировкой
и натурализмом деталей. В картинах, по-
священных истории Узбекистана, господ-
ствует изображение всевозможных ужасов
и мрачных явлений. Как будто в истории
узбекского народа не было ничего свет-
лого, героического, положительного.
	В полотнах ряда художников преобла-
дают этюдность, расплывчатая ’ живопис-
ная манера, нет глубокой психологической
характёристики (Бондарович, Еремян, Пан-
ченко).

Другой крайностью является манера,
«музейная»: отказ от солнечного свега и
воздуха, преобладание оливковых и ко-
	ричневых тонов, условные темные фоны
	и вообще архаизация живописных средств
и образа в целом. В этой манере работает
Рахимов («Автопортрет»), Коровай («Пор-
трет еврейки»), Пестинский и др. Мы
полагаем, что обе эти манеры уводят ху-
дожников от верного изображения жизни.
	ххх
	Художественные выставки в Алма-Ата,
Ташкенте и Ашхабаде (две ‘из них были
прнурочены к 20-летию республик) пред-
ставляют большое событие в нашей куль-
турной жизни. Впервые с такой широтой
была поставлена перед художниками Ка-
захстана, Узбекистана и Туркмении за-
дача создания тематических полотен, ото-
бражающих строительство социализма в
братских национальных республиках. Все
три выставки говорят о творческом росте
художников.

Центральное место на выставке в Алма-
Ата заняли художники Бортников, Ка-
стеев и Лизогуб. Бортников дал большую
картину: «Речь Фурманова на митинге в
г. Верном». В ней художник стремился
показать образ мужественного большеви-
ка, который ‘силой своих идей побеж-
дает мятеж, вспыхнувший под влиянием
враждебных советской власти сил в гофо-
де Верном, показать борьбу различных
настроений и чувств в толпе слушающих
Фурманова красноармейцев. Психологиче-
ское углубление, попытка в каждом лице
найти индивидуальное выражение и од-
новременно раскрыть в нем типичное —
таковы достоинства картины, Но образ
самого Фурманова разработан Бортнико-
вым слабее. В характеристике некоторых
действующих лиц из толпы есть‘ извест-
ная утрировка. .

Рядом интересных композиций предста-
влен талантливый  художник-самородок
Абалкан Кастеев. Еще не так давно Ка-
стеев был простым пастухом, а теперь он
один лучших представителей казах-
ского изобразительного искусства. Он вы-
ставил ‘запоминающийся выразительный
портрет национального казахского героя
Амангельды, & также батальную картину
«Амангельды в атаке». Кастеев побывал
в Тургае и ето окрестностях, разыскал
многих сподвижников Амангельды, сделал
зарисовки тех мест, которые связаны ©
его жизнью и революционной борьбой.
Кастеев не получил систематического ху-
дожественного образования. Поэтому у не-
го порою можно отметить ошибки в пер-
спективе и другие дефекты, но он несом-
	  Ненно очень одаренный художник.
	удачна картина молодой художницы
Лизогуб «Пионер-агитатор» из жизни со-
временного Казахстана. Картина хорошо
построена, естественна по композиции,
Нери по цвету.

Полотна художников Тансыкбаева («Сбор
хлопка»), Кима («Джамбул среди пионе-
ров»), Соловьев» («Восхождение на пик»,
«Горный’ пейзалк»), Киясова (этюды) при
наличии в них отдельных недостатков го-
ворят о серьезной работе над образом.
О несомненной талантливости авторов сви-
детельствуют произведения К. Евдакова и
Симкина. Для этих художников, однако,
характерна неровность и подражатель-
НОСТЬ.

Недостатками многих художников яв-
ляются неглубокое решение современной
темы, расплывчатость образов, слабость
композиции. Таковы картины; Болкоева
«Приезд Кирова в Казахстан», Грекова
«Строительство канала в Голодной  сте-
пи», Киясова «Бахчи», некоторые работы
Кужеленко и др.

Широко были представлены на выстав-
ке театральные художники, из которых
отметим Колоденко (эскизы к «Князю
Игорю» и трагедии «Абай»), Henamena
(«Кыз-Жибек» и «Бекет») и Чарномского
(«Кыз-Жибек», ‹Абай»).
		Алма-Ата, Ташкент, Ашхабад -
	a БОРЬБЕ dA ПЛАН И APOWSBOACTBENHY)
ЛИСИИПЛИНУ
	шений ХУШ партийной офи
были вокрыты причины многих ладу
ков, мешающих _ работе об’единени
своем докладе об итогах ХУШ пути,
ферендии секретарь  парторганизация ,
Сергеев и ряд товарищей, выступать
	`В леатрах, цирках, музыкальных yuper-
дениях, творческих союзах, в марте co-
стоялись миогочислениыю партийные с0б-
DAHHA, на которых обсуждались решения
	XVHL партийной конференции.
Ня’ всех партийных собраниях KONMY-
	нисты - работники искусств, единодушно   в ‚ прениях, вает, что многие Ци,
одобряли в своих выступлениях решения,   например в Пер Курске, Ру,
при 1 цией, по   шиловграде тнитогорске и неком

нятые XVII партконференцией,   es Та рН т. бНИРгТОМАТИЯТЬАенН we мы
	других городах, систематически Невы,
няли производственные планы, В ро
шиловграде программы обходятся me >,
рого, что приносят дефицит даже при в
шлаге. На собрании приводились уно»
численные примеры,  свидетельствующи ,
бездушном, бюрократическом отношения ;
артистам, об отсутствии творческой тих
феры в цирке. Тов, Бельская pacern,,
собранию 0 том, как артисты Лислх 1
Синвьковская три месяца добивалиь и
художественного руководства Обединети
чтобы оно посмотрело и тарифицироза
их номер «Полет на ракете»,

— НЧекоторые факты, — сказал т»
но назначенный начальник  обедянени.
т. Шишкин, — заставляют делать cep
ные выводы 0 злонамеренных действял,
‘безнаказанно творившихся в цироми
управлении. Как иначе расценить, напр
мер, такой факт, когда зимой рабом
26 цирков, а летом — 51, и ради Roper
кого летнего периода целый roy om
жался двойной штат цирковых работи

ков. \
	t *
	вопросам. промышленности И транспорта и
справедливо указывали, что эти решения
являются практической программой рабо-
ты всех партийных организаций, B TOM
число и предприятий искусств.
Секретарь партийной организации Боль-
шого театра СССР т, Хаядриков значи-
тельную часть своего доклада 0 ‘конфе-
фенции посвятил критике производствен`
но-художественной работы театра.
	— Нельзя, мириться се тем, — заявил
т. Хандриков, — что ведущий театр стра-
ны не выполняет финансовый план.
прошлом году, например, осталось ‘непро-
данными театральных билетов на сумму
более миллиона рублей. Плохо посещают-
ся спектакли «Кавказский пленник», «Рай-
монда», «Спящая красавица», «Дон-Ки-
хот», «Абесалом и’ Этери».

Тов. Хандриков указал также, что те-
атр ‘ постоянно ‘опаздывает с выпуском
премьер, а это тяжелым‘ бременем ло’
жится на производственный план,
	Выступившие в прениях тт. Краморев,
Данилов, Чикунов, Синицын, Черняков и
многие другие значительно дополнили до-
клад т. Хандрикова. Они указали, что
в театре до сих пор игнорируются .
просы подлинной культуры труда. Широ-
ко распространена вредная антитосудар-
ственная теория о невозможности ввести
художественно-творческий процесс в пра-
вильное русло. Нередко на вопрос осро-
ках выпуска опектакля можно услышать
такой ответ: «Спёктакль пойдет тогда, ког-

да он будет готов
	Крайне небрежно относятся в театре
к художественному: оформлению спектак-
лей. В редких случаях изготовленные по
эскизам декорации оказываются пригод-
ными. Как правило, они подвергаются
многократной переделке, что влечет ‘ва со-
бой денежный перерасход и задерживает

выпуск спектаклей. `
	Большой театр является предприятием,
		Фестиваль
оперы и балета
	В. К иеве
	В связи. с пятилетием со дня награж-
дения орденом Ленина Академического
театра оперы и балета УССР: им. Т. Г.
Шевченко, в Киеве организован фестиваль
оперного и балетногс искусства. Помимо
коллектива Театра им. Шевченко, к уча*
стию в фёстивале привлечены крупней-
шие артисты оперных коллективов Харько-
ва, Одессы, Днепропетровска, Таким обра-
зом, смотр творческого пути, пройденного
киевским театром, превратился в празд-
ник оперном и балетного искусства со-
ветской Украины. }

Репертуар фестиваля’ обширен и охва-
тывает разнообразные творческие жанры,
Наряду с народно-геронческим «Иваном
Сусаниным» Глинки и лирико-эпическим
«Князем Игорем» Бородина в программу
смотра вошли «Пиковая дама» и «Мазепа»
Чайковского, «Дубровский» Направника,
«Отелло» Верди, классическая украинская
комическая опера’ Гулака-Артемовского
«Запорожец за Дунаем», «Перекоп» трех
советских композиторов  Рыбальченко,
Мейтуса и Тица и друт,
	На ивале представлены  балеткые
спектакли: «Коппелия» Делиба, грузин-
ский балет «Сердце гор» Баланчивадзе и

одна из последних украинеких балетных
новинок -— «Гилея» Данькевича.
	большим успехом выступила на фе*
стивале народная артистк» СССР М, Лит-
виненко-Вольгемут в роли Одарки («За-
порожец за Дунаем»). Прекрасно исполни:
ли роли деда Калинчука и команда В
«Перекопе» народные артисты СЕР
М. Донец и А. Иванов. В классическом
русском оперном репертуаре выделились
васлуженные артисты УССР 0. Роипская;:
ссэдавшая глубокий и сильный образ гра-
	‘фини в «Пиковой даме», народные арти-
	сты УССР 3. Гайдай и И, Паторжинский,
спевшие партии Маши и старика Дубровт
ского в опере «Дубровский». Среди вы-
ступивших Ha фестивале артистов област-
ных театров следует отметить пародную
артистку УССР В, Бужову, заслуженных
артистов УССР” А. Левицкую и В, Будне-
вич -(Харьков), заслуженных  артистоз.
УССР И. Воликовскую и В. Попову, арти-
стов К. Лаштева и И. Бронзова (Днепропе:+
тровск).

Горячо принимали зрители заслуженную
НН УСОР А. Васильеву в балете
«Лилея». ‹

Значительно выросли оркестровый и х0-
porott коллективы Театра им. Шевченко,
ополнившийся за последнее время ря-
дом высококвалифицированных музыкан-
тов, оркестр радует` слаженностью ансамб-
ля. Хор особенно ярко показал ‘себя в
«Пиковой даме» и «Дубровском».

Спектакли фестиваля проходят о боль:
пгим успехом. Зал театра переполнан, С
24 марта спектакли посетило’ сколо
20 тысяч, слушателей. Фестиваль закон-
чится 8 апреля большим концертом 6
участием крупнейших мастеров оперного
и балетного искусства Украины.
	А. ЛЬВОВ.
	Итогам ХУШ партийной конференти
было посвящено собрание партийной о.
ганизации Московского союза Tyson
ков. В свете тех высоких требовани,
которые поставила ХУПШ партийная от
ференция, деятельность партийного bow
МОССХ представляется крайне  нелоть
точной.
	Отдельные члены партии тт. Ляшковт,
Шнейдер, Магидсон, Титов, Ряжск
справедливо указывали, что основная 3\-
дача, которая стоит перед партийной о
ранизацией МООСХ, заключается в то,
чтобы повысить качество творческого тру
да художников. Между тем ‹ некоторые
художники коммунисты слабо участвут
в выставках, даже в такой `ответотвек
ной, как выставка иллюстраций к ит
рии партии. Политическое воспитание м»
лодых художников также очень now
	В котором сосредоточены колоссальные OE eh tA whe PASE EE EEA? oO <. waving ale
имущественные ценности — декорации.   ОСУществлялось партийной oprannsaquet
костюмы, дорогостоящее техническое обо-   Конференция, состоявшаяся — недзво 1

а И ТЫ Е  А Ем , а + ГЕ
	связи св выставкой молодых художника
РОФСР, проходила вне поля зрения п)
тийного бюро МОССХ.

— Мы встречаемся от собрания к собр».
нию, — говорили партийцы, — и 1091
не знаем творческого лица друг друг
не знаем, как растут художники, над чи
работают, повышают ли свою творческую
и политическую квалификацию.
	рудование и т, д. Однако, как указывали
на собрании, в театре нет бережного, под:
линно хозяйского отношения к этим цен-
ностям. Из-за отсутствия антаров декора-
ции быстро приходят в негодность; на
дворе мокнут под дождем ценнейшие
станки и дефицитные материалы.
	Перед дирекцией и художественным ру:
ководством театра поставлен вопрос о по-
	Изобразительное искусство Туркмении
еще очень молодо. В сущности это пер-
	вая большая выставка художников Турк-
	НИИ.

Наиболее значительной вещью является
холст Беглярова «Арест 26 бакинских ко-
миссаров». Автору удалось неплохо пе-
редать обстановку события, но индиви-

дуальные Ат eme he най-
дены.
	Молодой талантливый художник Че-
	‚ринько выставил ряд этюдов. В его кар-
	тине «Подпольная типография в Ашхаба-
де», к сожалению, не передан драматизм
ситуации, хотя о сюжет этого требовал
(подпольщиков ‘предупреждают о. трозя-
щей опасности). 5 Черинько, каки у
некоторых других художников, этюды
сильнее картины,

Интересно полотно художника Понома-

рева «Расстрел 9 аихабадских комихса-
ров».
	Для художников братских республик
	большое‘ значение ‘имеет вопрос о нацио-
	нальной форме в искусстве. Характерно,
что в ряде случаев живописцы сводят на-
циональную форму только к красочным
халатам узбеков, юртам казахов, деталям
быта, одежды и т. д. А ведь важно по-
казать своеобразные черты национальной
культуры, психологии, всего строя чувств
и мыслей народа, Для того чтобы проник-
нуться этой психологией, нужно по-на-
стоящему знать и чувствовать жизнь на-
рода, его эстетику, поэзию, песню, музы-
ку, его художественное творчество, разви-
		вышении художественного качества ря- — Мы отделываемся обещаниями, —
да старых спектаклей («Ев ений   заявил т. Марков, — выносим резолюци
Онегин», «Пиковая ama», «Кармен»,   и на этом часто кончаем нашу деятель
«Князь Игорь», «Руслан и Людмила»   ность, ›,
	и др.). В решении собрания указано 0
необходимости созыва в апреле производ-
ственно-хозяйственного актива театра.
		0 необходимости серьезно организовать
‚проверку решений парторганизации гово
рила т, Линева, с

В принятой резолюции собрание пре
знало необходимым возглавить активнуй
‘борьбу с халтурой в массовой изопродук
	ции, наводняющей рынок, добиться улут“у
шения ‘снабжения художников неббходи.
мыми для работы материалами, кардк
нально перестроить работу парторганиза-
ции МОССХ, направив все усилия Ш
улучшение творческой деятельности и по
литической работы среди художников.
		Городские цирки страны должны в этом
roxy дать 12.410 представлений, обслу-
жить 16 миллионов зрителей, добиться ва-
лового сбора в 77 миллионов рублей.
Этот план дает ясное представление о
сложности задач, стоящих перед цирко-
вым искусством, и той ответственности,
которая ложится и на партийную органи-
зацию Об’единения городских цирков, На
‘собрании, посвященном обсуждению’ ре-
	Из трех выставок. наибольший интерес
представляет таликентская. В ней приняли
участие известные художники Беньков,
Бурэ, Волков; Новиков, Татевосян, Уфим-
цев и др. Ряд эскизов, этюдов и картин
посвящен социалистическому строительст-
	ву Узбекистана. Отметим цикл произведе-
	ний Татевосяна (картина «Строительство
Катта-Куртанского водохранилища», этюды,
портреты ударников строительства). Видно
стремление к реалистической XapakTepH-
стике, Однако в работах Татевосяна и
ряда других художников мало экспрессии,
есть элементы натуралистичности. Напри-
мер, в картине Новикова «Чирчикстрой»
не выделено главное, существенное. Ху-
дожник не сумел раскрыть пафос и ро-
мантизм, которыми  характеризсвались
грандиозные стройки новых каналов
(Ферганский и др.). В том же роде и кар-
тина Фроловой «Строительство ташкент-
ского канала», Хамдами «Работу кон-
чили». Удачнее эскиз молодого художника
Тимурова «На строительстве Ташкентского
канала». Здесь в самой композиции, в
характере живописного образа выражены
	динамичность и напряженный ритм труда
	выставка произведений‘ И. Кончаловского.
«Портрет драматурга К. А. Тренева»
Фото Ю. Говорова
	Юбилейные выставки редко доставляют
непосредственное, живое удовольствие. Ху-
дожник выносит иной раз на свет старые
свои работы, и вот оказывается, что в
наши дни они могут служить только мл-
люстрациями к общей схеме развития ис-
кусства. Убеждаешься в добросовестности,
в мастеровитости юбиляра, но за картина-
ми не видишь человека, не угадываешь
его отношения к жизни.

Не таков итог тридцатипятилетней рабо-
ты JI. П.. Кончаловского. Конечно, и он,
как всякий художник, Начал с произве-
дений несамостоятельных, конечно, и он
знал не только’ успехи. .

Но сейчас, когда вновь знакомишься ©;
живописью мастера, поражаешься естест-
венности, органичности ero творчества,
убеждаешься, что издавна ему было при-
суще стремление к непосредственному, иск-
реннему выражению чувства. Может быть
этим об’яаняется завидная свежесть ста-
рых картин .П. ИП. Кончаловского. С Конча-
ловским 1920—1930, даже 1940 года под-
час хочется спорить — никогда, однако,
такой спор  не может свестись к скучной
перебранке. Каждой своей картиной Кон-
чаловский как бы говорит: вот весь я
тут; вижу, утверждаю, воспеваю! И уве-
ренный, сочный ето голос невольно воз-
буждает симпатии.

ПАРТОРГАНИЗАЩИИ ТЕАТРА им, РУСТАВЕЛИ
	Еще несколько лет назад партийная ор-
ганизация Театра им. Руставели состояла,
тлавным образом, ‘из административно-
технических работников и, естественно,
‘мало ‘вникала в художественно-творческую
жизнь.

Коренная перестройка  партийно-массо-
вой работы в нашем театре началась в
1939 г. В парторганизацию вступили круп:
нейшие мастера театра — нар. арт. СССР
‘A. Васадзе; засл. деятель искусства
И. Гамрекели, композитор Р. Габичвадае,
ведущие актеры Г. Давиташвили, Д. Мжа-
вия, Г; Сагарадзе, С: Джапаридае, Н. Ла-
начи ‘ис др.
	Выставка произведений художника П. Кон-
чаловского. «Что мне с вами делать?»
		Говорова
	Блатодаря этому усилилось партийяи
влияние в Театре, Это сказывается во вот
областях художественной работы. Лучшии
постановки последних лет осуществлены
коммунистами. Расширился круг вопро
сов, выдвигаемых на обсуждение партий
ных собраний. Парторганизация обсужль
ет работу `Вктеров, драматургов, постано»
щиков. Вырос- авторитет  коммунистоь
Значительная часть членов партии 3
кончила изучение «Краткого курса ист»
‘рии ВКП(б)» и обратилась к первонсто*
никам марксизма-ленинизма. Системати
ски устраиваются лекции на политиче
ские и общекультурные темы. Коммут
сты пользуются консультацией районном
парткабинета и Дома партийной про
танды им. Л. Кецховели. ‘

Решения ХУПТ Всесоюзной партийнй
конференции требуют от партийных 0»
низаций театров ‹и других художестви
ных учреждений внимания к таким 9
дачам, как действенная борьба за соду
  ние советского репертуара, культурная 0%
ганизация художественно-творческой pas>
ты, четкий график осуществления новы
постановок. Эти задачи наши пару
низации должны поставить в центр со
работы.

Многое из того, что Театр им. Руста№
ли намечал о показать в. нынешнем 060%
приходится перенести на ‚будущий с
(«Царь Эдил» Софокла, «Король Л
и др.).

Произошло это потому, что перед в
‘лом сезона в репертуарвый план ow
включены пьесы, недописанные и мя
непродуманные до конца авторами. Пи
был нарушен, начались поиски хласси*
ских пьес, которыз мы начали готом
взамен ‘намеченных пьес советских д”
матургов. А когда прошло уже более 1
ловины сезона, мы получили очень ни
ресную пьесу «Начдив Киквидзе» Ду’
ли. Естественно, что мы решили показ”
эту пьесу в нынешнем же сезоне, Пре
ра «Киквидзе» пойдет в мае, Такой «42
рии» могло бы и не случиться, если @*
партийная организация в Hayate cet
более вдумчиво обсудила репертуаре
план.

Четкого, заранее разработанного rst
выполнения репертуарного плана ит Я
сего времени ни^в одном театре Тбилий
Нет его и у нас. Перед премьерой, и
чего греха таить, у нас бывают «ав
ные» денечки (по 2 репетиции в ДВ
для чето снимаются об’явленные сит
ли и т. д.), а в дни промьёры, режисо?
постановщик, художник и значительй
часть актеров (если они не заняты вл!
гих постановках) получают своею 10
«капикулы». Так, например, - посйе пре
веры «Георгий Саакадзе», которая 001
лась в сентябре, режиссер К, Патарми
не поставил ни одного спектакля,

we
	Борьба за выполнение плана, соци >
стическое соревнование в цехах, общ.
венный контроль выполнения  с0106\}
тельств — BOT круг вопросов, котор”
цолжна сейчас, исходя из решений ХУ
партийной конференции, заняться 17
парторгамизация, А. ХОРАВА

A
	секретарь ‘бюро парторганизации vw
	ра р им, Руставели, народный 2%
		Но найти. совершенную национальную
форму можно, только глубоко проникнув
в содержание нашей жизни, черпая в ней
	художественные замыслы, художественные
	идеи. Вот почему работа над тематиче-
ской картинной, показывающей ‹ развитие
новых социалистических явлений в жиз-
ни народа, есть основная задача худож-
ников братских республик.
	А. МИХАЙЛОВ
		перед натурой. Подобно Сурикову он не-
навидит «оклизкое письмо», «жареный
цвет» и мечтает о больших картинах, на-
	писанных как бы с маху — «будто мет- ]
	Лой». блоки его крупных натюрмортов
может быть слишком румяны, зелень
слишком сочна, но в этих красочных пре-
увеличениях троявляется не UCKYCCTHEH-
ная аффектация турмана, & щедрая, жиз-
нелюбивая натура, живописца.

Сближение с Суриковым должно, одна-
ко, иметь свои границы. В творчестве
Кончаловского суриковская струя— Только
живая и ценная традиция. Уже один
план произведений великого русского жи:
вописца являлся плодом высокой мысли.
П. П. Кончаловский приспособляет свой
живописный  язык к задачам значительно
	более скромным. Он изображает все TO,
	на чем останавливается ‚любуясь его любо-
пытный взор: картины обжитой подмос-
ковной природы, охотничьи утодья, битую
дичь, портреты близких, памятники Бах-
чисарая, плоды собственного сада. Часто
чувствуется поэтому противоречие между
масштабом дарования нчаловского, па-
фосом его кисти и интимностью тех ха-
рактеристик, которые художник дает mpa-
роде и людям.

С годами творчество Кончаловского ста-
новится более интёллектуальным и глубо-.
ким. Любопытно, что многие ‘произведения,
задуманные как интимные портреты, пре-
вращаются по существу в живые жанро-
вые картины. Особенно любовно Кончалов-
ский изображает мир детей («Андрон Ми-
халков», «Катенька у окна», «Что мне с
вами делать?» и др.). Человек ‘начинает
его интересовать все больше и больше. За
последние два ‘года мастер создает ряд
очень сильных портретов, из числа кото-
рых следует отметить портреты Героя Со-
ветского Союза А. С. Осипенко, писателя
К. А. Тренева и’ друг. Очевидно, что
теперь художника привлекает в людях
не только внешняя живопионость их об-
ликаз а разнообразие характеров, типов,
черт психологическото склада.

В этой связи хотелось бы остановиться
на одном, очень важном для понимания
Кончаловского произведении — на ero
картине «Пушкин», Перед самой’ выстав-
кой П. П. Кончаловский переписал. заново
почти все полотно, но и сейчас «Пушкин»
производит несколько двойственное ве:
	Генезлогическое древо мастеров «Буб-
нового Валета» принято изображать в пе-
ревернутом виде — корнями вверх. В
каноническом этом изображении не все
справедливо. Увлекаясь декоративной жи-
вописью Матисса, кичась ‘своим непере-
варенным сезаннизмом, художники этой
группы питались все же и соками родной
почвы, Из них именно Кончаловский сто-
ял ближе ‘всего к Сурикову, находился
подолгу под. обаянием его могучей лич-
ности. С новой силой эта суриковская
закваска обнаружилась в его творчестве
позже, уже в наше время,
	KR 1924—1926 rr относится серия его
венецианских этюдов, ряд прекрасных порт-
ретов и большие полотна на темы русско-
го Севера («С ярмарки», «Нижегородцы»).
Кончаловский как бы повторяет знамени-
тый суриковёкий ход: любовное ‘изучение
классиков венецианской живописи, в пер-
вую очередь Тинторетто, сообщает его па-
литре новый блеск и открывает ему гла-
за на красрту русской природы, русских
народных типов. у

Когда-то Суриков писал  Чистякову:
«Кто меня маслом по сердцу обдал, то
это Тинторетто. Говоря откровенно, смех
разбирает, как он просто, неуклюже, но
как то страшно мощно справлялся с пор-
третами” своих. красно-бархатных дожей...
Все примитивно ‘намечено, но должно
быть оригиналы страшно похожи на свон
портреты и я думаю, что современники
любили его за быстрое и точное изобра-
жение себя».

В этих словах чувствуется целая про-
грамма живописи и при том программа,
близкая и понятная Кончаловскому. Ион
хочет писать грубо, быстро, напористо, не
давая остыть увлечению, добиваясь в
	портретах предельной выразительности и
сходства.
	одоровый вкус к плотской, вещной жи-
вописи, к простым красочным созвучиям,
основанным на чувстве масштабности и
мате}иальности каждого мазка, пожалуй,
наиболее примечательная особенность Кон-
чаловского. Художник иногда пишет и
маленькие, ошень изысканные по тону,
очень тонкие натюрморты, хотя бы такие,
как его «Серебро», но маленькие холсты
и Ффилигранная, деликатная работа кисти
не отвечают все же его идеалам.

Кончаловский не любит жеманничать
	чатление. Все, что окружает поэта, — это
только живопись, путь еочиая и ботатая
по колориту. Иное дело голова поэта —
она вылеплена художником с тонким про-
никновением во внутренний мир поэта.
Черты лица одухотворены, К этой более
строгой манере письма приближаются и
лучшие из последних ‘портретов Конча-
ловского,

В искусстве много званых и мало из-
бранных. Кончаловский относится к пос-
ледним. Это художник неистощимой бод-
рости и трудолюбия, наделенный подлин-
ным даром. живописного видения мира.
Последняя молодежная выотавка, показала,
что некоторые молодые художники, боясь
погрешить против правил хорошего вкуса,
чуждаются подлинной жизни и даже при
самых лучших намерениях создают 663-
личные произведения. Для них выставка
Кончаловского должна послужить хорошим
примером. У него стоит поучиться секре-
ту настоящей творческой молодости и силы.
	А. БАССЕХЕС