ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 АПРЕЛЯ 1941 г. № 15 1)
	Flam балет
	На таджикском языке слово «ДвижзЕты
(харакат) имеет еще ни второй смысл; сл.
раться делать лучше, Мне кажется, зу
это двойное значение слова как бы сиум,
‘лизирует отношение тадисикокого нар
к искусству танца, показывает тб выс
кие требования, которые пред’являет защ
народ к танцовальному маютерству,
	Таджикский народ веками  храмил у»
исчерпаемые богатства танца. Tarer;
ские народные танцы многообразны,
всем им присуща одна и главная особе.
ность -— тонкая разработанность плыли,
ки всего тела. Начиная от движения fry.
вей,. пальцев рук и кончая движентяух
корпуса, в танце передается настровли,
мысль, чувство. Можио, однако, устало
вить три основных типа танцев — ‹Дзу.
рабазми», «Маракати», «Базмноро».

Первый тип танцев связан ¢ Tarn
обычаями, как дружеское собрали м
поводу семейных праздников, тудяны
после труда и т. д. Существуют jean
разновидностей этого танца, отличающи.

ся простейшим музыкальным сопровохды

нием бубна — думбрака или прискажу,
ми вроде «Джумд-жахе джум-джахелля

Эти танцы разделяются на комичекть,
трудовые (отражающие процессы туда)
и воинственные. Им овойственны сои.
ность, действенность,

Источником второго типа танцев являет.
ся «Мафракаги», ‘что обозначает больше

собрание, связанное с общественными ‹о.
бытиями (воинский сбор, народное соб.

]
]
}

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ТАДЖИКИСТАНА
		ным орнаментом, исполненным по‘ дере-
ву и стеклу. та
Поиски ‘нового орнамента харажтеризу-
ют и творчество таджикоких наджеров—
Мастеров резьбы по дереву — сэмидеся-
тидвухлетнего народното мастера Аюбджюн
Алимова, одного из лучших резчиков Тад-
жикистана, и других. Интересный столик
в форме пятиконечной звезды украсил
	типичным  ура-тюбинским резным. узором.
	пругой маститый мастер — Ашур Гафу-
ров.
Мастера советского Таджикистана в03-
	рождают лучшие художественные -тради-
	ции своей родины. } Интересный опыт по
восстановлению — старинной рельефной
живописи (так называемой  «кундаль»,
известной по памятникам ХУ века) проде-
лал Р. Алимов. “Тонкими золотыми apa-
бесками, иосполненными в этой технике,
расписаны им два декоративных панно.
	Пользуясь старыми калыбами (деревян-
ными штампами), Рахим Юлдашев создает
на шелку и сатине превосходные орна-
ментальные композиции. Ето искусство
нашло пгирокое применение в украшении
театрального реквизита. Panaures обога-
THI старую, технику, набойки, введя до-
полнительную окраску узора от руки. Ота-
линабадский мастер Ю. Рауфов (декора-
тор-орнаменталист Таджикского театра опе-
ры и балета) переработал фризовые ком-
позиции Таджикоского орнамента примени-
тельно к предметам быта.
	Заслуживают болыпого внимания Taye
SRHKCKHE художественные изделия из ме-
талла. Кумганы (кувшины) и медные
блюда, а также серебряные ювелирные
предметы очень красивы по!‘’форме и
украшены изысканно тонким’ гравирован-
ным узором, бирюзою. Один из лучших
ювелиров Таджикистана .Ta6yp Юнусов
делает кольца, браслеты, серьги, приме-
няя новую для Таджикистана технику —
чернь по серебру.

Используя традиционный рисунок и
расцветку таджикских тканей, ленинабад-
ские‘ фабрики выпускают  прекраюные
шелковые и полушелковые узорные мале-
рии, покрывала, платки. Мастерицы афте-
ли «Красный труд» в Ура-Тюбе изготов=
ляют красочные вышивки (сузане, ска-
терти) и расшитые золотой нитью и шел-
ками тюбетейки.
	В создании станкового искусства, преж-
де отсутствовавшего. большую помощь ока-
зывают Таджикистану братские республи-
ки. Молодые художники-таджики учатся
у тусских мастеров.

Молодой живописец” Меджид Хошмуха-
меёдов известен московскому зрителю по
выставке лучших достижений советокого
искусства, где экспонированы его «Цветы».
Художник любит пейзаж, ищет в нем
свето-воздупгных эффектов («Горы», «Мос-
тик в Гиссаре», «Самарканд?). Его боль-
люе полотно «Эпизод восстания Восэ»
еще He доработано. Хошмухамедов—<по-
собный живописец, он хорошо чувотвует
цвет, но ему надо больше работать над
образом человека; без этого он нё сможет
создавать хорошие тематические карти-
	Путь театра
	Таджикский тосударственный академи-
ческий театр драмы им. Лахути, ныне
Уучаствующий в декаде, был создан В
1929 г. На первых порах труппа состояла
всего из 13 человек. Это были певцы, тан-
поры, инструменталисты-—бывшие участни-
ки художественной самодеятельности. Мо-
лодой театр давал концерты по кишлакам
и небольшим городам. Артисты на лоша-
дях, ишаках, верблюдах, а часто пешком
пробирались в самые отдаленные, затерян-
ные среди горных ущелий кишлаки, сти-
хом и песней звдохновляя колхозников.
Эти встречи с колхозным зрителем не
только обогатили творческий. опыт моло-
дых актеров, но и явились для них ог-
ромной политической школой.
	В 1931 г. труппа оформилась в драма-
тический коллектив, положив начало про-
фессиональному таджикскому театру. ”
лантливые участники художественной са-
модеятельности, профессиональные  акте-
ры-таджики, работавитие в узбекских и
других театрах, пополнили труппу Mo-
лодого театра. Из бухарското театра при-
шел талантливый ажтер А. Саидов, ив
узбекского — одна из лучших налтих ак-
трис С. Туйбаева, из самодеятельности —
М. Касымов, актер большого темперамента
и сценического обаяния, артист и режиссер,
окончивший  Узбекскую драматическую
студию при театре им. Вахтангова, Мир-
карим Саидов, многое сделавший для раз-
вития сценического искусства Таджики-
стана, и др.
	Молодой драматический театр начал свой
путь постановкой пьесы Яшена «Два ком-
муниста», переведенной с узбекского на
Таджикский язык. С 1931 по 1935 г. был
поставлен еще ряд переводных пьес. Пер-
вую таджикскую драму «Мубориза» («Борь-
ба»), написанную артистом А. Усмановым,
театр показал в 1938 г. в постановке
С. Саид-Мурадова. Несмотря н&. то, что
пьеса  драматургически была слаба,
спектакль в течение ряда лет пользовался
большим успехом. Из отдаленных кишла-
ков приезжали на спектакль колхозники.
Они благодарили артистов за создание
первого национального таджикското спек-
такля. Вслед за тем театр показал на тад-
жикоком языке «Принцессу Турандот»,
«Платона Кречета» и друтие пьесы.
	С 1937 г, начинается новый эталт в жиз-
ни театра. Большую пользу принесли
статьи «Правды», направленные против
формализма. Тогда же был поднят серь-
езный вопрос о глубоком и повседневном
изучении актерского мастерства. В каче-
стве первото учебного спектакля была вы-
брана трагедия Шиллера «Коварство и
любовь». Работа над классическим произ-
ведением явилась хорошей школой для
таджикских акторов.
	Зрители, театр требовали полноценной
современной национальной пьесы, которая
с подлинной художественной силой отра-
жала бы жизнь трудящихся Таджики-
стана.
	Артисты Саид-Мурадов и Исмаилов по
поручению коллектива взялись налгисать
пьесу из жизни таджикских колхозов В
тоды коллективизации. Театр хотел пока-
зать, как, несмотря на ожесточенное со-
противление кулачества, росли и крепли
колхозы. Когда пьеса была вчерне готова,
ее обсуждал весь коллектив театра. Под
названием «Тухмат» («Клевета»)  пьоса
была показана 1 мая 1938 г. в постанов-
ке одного из авторов пьесы — Саид-Му-
Ралова. Одновременно театр привлек к
работе талжикских писателей и крити-
ков Улуг-Зола, Хаким Карима и др.
	_ Улуг-Зода, молодой таджикский кри-
тик, переведший для театра ряд пьес,
	написал ^ драму «Шодмон», рисующую
борьбу молодого колхозника © oT
сталыми методами выращивания хлоп-
	ка. В этой пьесе раскрывается образ
нового человека, его . внутренний ост.
Пьеса была показана в постановке Мир-
карим Саидова в 1939 г., в дни праздно-
вания юбилея республики. Второй пьесой
Улуг-Зода явилась драма «Калтакдорони
сурх> (‹Краснопалочники»), включенная в
	репертуар декады.
	нальных пьес оботатили театр батытом. это
позволило взяться за постановку «Отелло»
Шекопира на таджикском языке. Спек-
такль требовал от нас высокого профес-
сионального мастерства, умения празвиль-
но раскрыть сложные образы Шекспира.
	Мысль o постановке «Отелло» на тад-
жикском языке многие встретили недовер-
зиво, считая, что молодым актерам, еще
ре браться за произведения екопира.

ы стремились создать монументальный
спектакль, насыщенный большими стра-
стями. Премьера «Отелло» зв августе
1959 г. была праздником для всего TeaT-
ра. Спектакль получил высокую оценку.
Но и руководство театра и весь коллек-
тив прекрасно понимали, что. спектакль
еще недоработан, отдельные образы не-
достаточно раскрыты и т. д. Все эти не-
дочеты мы постарались исправить.
	декабре 1939 т. театр отмечал свои
10-летний юбилей. За особые заслуги в
деле развития таджикското драматическо-
го искусства и особенно за подтотовку
национальных театральных кадров прави-
тельство присвоило театру звание акаде-
мического, а ряд актеров был награжден
почетными грамотами Верховного Совета
Таджикской ССР и званиями заслуженного
деятеля искусства и заслуженного арти-
ста, республики. Это обязывало нас рабо-
тать еще лучше.
	В 1940 г, театр поставил драму Улут Зода
‹«Краснопалочники» (постановка И. А. Пла-
	тонова) и подготовил тратедию молодо-
о таджикското писателя Пир Мухамед
Зода и Волькенштейна «Рустам и Сух-
poh» (постановка Е. Мительмана и

А. Саидова) по мотивам поэмы Фирдоуси
‹Шах-Намэ».
	Составляя репертуарный план декады,
мы наметили показать в Москве лучшую
таджикскую современную драму «Нраено-
палочники», «Отелло», как опыт работы
над мировой классикой, и спектакль «Ру-
стам и Сухроб».
	В спектаклях декады заняты старейлтие
артисты Таджикското государственного
академического театра драмы. Засл. арт.
Таджикской ССР М. Касымов исполняет
роль Отелло в тратедии Шекспира и роль
вождя басмачей Рахим-бека в «Краснопа-
лочниках».
	Исполнительница роли Дездемоны В
	«Отелло» и Гурдофорид в «Рустаме и Сух-
робе» засл. арт. Таджикской ССР С. Туй-
	баева — актриса большого лирического да-
	рования. Старейшая актриса театра, ра-
	ботающая в нем с самото основания, засл.
арт. Таджикской ССР М. Бакаева в де-
	кадных спектаклях играет Эмилию в
«Отелло», мать председателя колхоза в
«Краснопалочниках» и мать Сухроба в
	«Рустаме-и Сухробе». Исполнитель роли
Яго в «Отелло», Рустама — в «Рустаме и
Сухробе» засл. арт. Таджикской ССР А. Су-
лейманов обладает богатейшими сцениче-
скими данными, сильным темпераментом.
	Засл. арт. Таджикской ССР А. Саидов,
являющийся режиссером-сопостановщиком
спектакля «Рустам и Сухроб», талантли-
во “играет Сухроба. Яркое комедийное да-
рование засл. арт. Таджикской CCP
А. Зияева широко проявилось в роли .па-
стуха в «Краснопалочниках». Засл. арт.
Таджикской CCP А. Бурханов в декадных
спектаклях выступает в роли вождя крас-
нопалочников Салима  («Краснопалочни-
ки»), начальника Иранской крепости («Ру-
стам и Сухроб?») и Кассио (cOrenaon).
	За последние годы вы молодые та-
лантливые артисты Х. Бабаханова, М. Ра-
зыков, М. Гиясов, 9. Махмудова и др.,
проявившие себя исполнением ведущих
ролей в надцих спектаклях. В процессе
подтотовки к декаде большую работу про-
делали тлавный художник Е. Г. Чемоду-
ров, самостоятельно оформивший «Отелло»
и совместно с В. Ф. Рындиным — «Рустам
и Сухроб», а также К. Ф. Кулешюв, офор-
мивший спектакль. «Краснопалочники».
	Таджикский государственный академиче-
ский театр драмы й в дальнейшем будет
ставить монументальные спектакли, пол-
ные сильных страстей, спектакли, наибо-
лее близкие героическому духу таджик-
ского народа.
	Художественный руководитель Тад-
жикского ‘государственного академи-
ческого театра драмы засл, деятель
искусства
	Е. МИТЕЛЬМАН
	ны. Это пожелание надо отнести и к XY-
дожнику Е. Бурцеву. Бурцева, давно
уже живущего в Сталинабаде. много Te-
матических произведений: «На байском
поле», «Поимка Ибрагим-бека», «Дорога .B
Варзоб», «Ферганский канал нм. Сталина».
К созданию больших композиций Бур-
цев часто подходит слишком упрощенно
и уделяет мало’ внимания живописным
задачам. Удачнее его пейзажи — «Дворик
— виноградом», / «Стадо», «Камни» и ДР.

B 1939 r. в Оталинабад приехали моло-
дые ‘художники, окончившие Ленинград-
скую академию художеств: Г. Тимков,
Б. Шахназаров, В. Фуфыгин и Е. Чемо-

дуров. Последние два работают в театре,
Г. Тимков представил на выставку боль-
шое полотно «Товарищ Куйбышев среди
колхозников Таджикистана». Картину
нельзя считать зажонченной, образ тов.
Куйбышева лишь намечен, но в целом
композиция хорошо задумана. О незау-
рядных живописных способностях автора
товорят также его этюды, «Девочка»,
«Осень», «Сыр-Дарья». У Б. Шахназарова_
наиболее интересны его рисунки и на-
броски карандашом и сангиной.
	Выставку дополняют произведения мос-
ковских художников — диорама «Освое-
ние природных богатств Памира» (выпол-
ненная художниками Н. Котовым, Б. Бе-
	ляевым и Н. Фирсовым), картина Лко-   бытиями (BORNE APs серн COR
влева, Голованова, Занегина и Ладина   рание). Эти танцы исполняются в соц

КМ” а №: ЗУ 2: р САЙ И _
	а Я
«Прием делегации
ков в Кремле», рисунки П. Староносова,
пейзажи В. Каптерева. Художники В. Си-
доренко и И. Ершов из тода в год ездят
в Таджикистан и пишут там этюды и
картины.

Из произведений Сидоренко особенно
удачны виды среднеазиатских городов и
некоторые этюды, посвященные ново-
стройкам Таджикистана. Большая кафти-
на «Взятие Гиссаря частями Красной Ар-
мии и партизанами в 1924 г.» интересно
задумана, но тражтована довольно сухо.

Образ советското человека занимает вид-
ное место в творчестве Ершова. На вы-
ставке показаны = его эскизы на тему

таджикских колхозни-  вождении духовых ‘инструментов (карнай,

сурнай) и ударных (дойра и наторз), На
ряду с исполнителями из народа высту.
пали и профессионал-танцор,  wackapstea
(шут) и дорбоз (канатоходец).

Почти все танцы этого типа мужсжяь,

Третий тип танца происходит от 15.
называемого  «Базмиоро» — придворныт
празднеств, пиров и увеселений в доча
богачей. Исполняли танцы исключительно
профессионалы. Танцы эти, сопровождае-
мые рядом ‘инструментов (гиджак, тамбур)
и пением народных классических were
дий, отличаются большой мягкость» х
женственностью. Для них характерен 6.
гатый костюм, украшения и сложноль
	«Большой. Ферганский канал им. Сталина»   приемов.
и композиция «Рождение сына». Худож- Уже родились и новые, советские таз
	а ый АКС i ма    = А бов а Жы   И ные ee

ник написал Также портрет артистки
орденоносца Розни  Арелановой. Луч-
шая вещь Ершова — «Портрет таджички>.

Отанковое искусство Таджикистана еще
очень молодо. В наши дни оно получило
все возможности развития. Создам твор-
ческий союз художников, подрастают но-
вые кадры. В  Сталинабадокюм художе-

ственном училище учатся Т. Турды-
ев, А. Набиев и другие молодые ramen

цы, отражающие новый быт народа: «тел
копряд», танец феранджи, танец chop
хлопка и т. д.

Создавая нали таджикский балет, ин

‚черпали материал в национальном Tar

жикском танце. Творческая история моло.
дого таджикского балета — по сути исто-
рия изучения и овладения образцами на“
шего народного танцовального творчества.

Еще несколько лет назад, когда назл

а.

ge ell ee

АОИ Ра ное ПИ т а EEE 7

Cpequ xyqomnMKon-camoyser, npercranaen-   COOAABATHCH OaNCTHEI ROTROKTHM, wee

ных на выставке, отметим интересные   ЯДРО его — труппа артистов 1-10 ур
. тического тезтра выступ

портреты А. Ашурова. ственного драматическото тез тра выступа
	мраморе SE

ла с танцами в концертах, Их танцы
Выставка таджикского изобразительного   были Be слишком фазнообразны. В осно»

покусства в Москве, открывающаяся в 3а-   ном использовался материал национально
лах Государственного музея восточных   aia сезепных тазонов.
	eee © ЗУ, АСЬКЕ my Ou A ee ro танца северных радонов.
Культур, демонстрирует и значительные Олимпиады народного творчества ды

Yorexuw H DAHPORHe пепочеЕтивы“ дальнее алла Бе
	ASMA и широкас пеоеропсовктивы Pal nile новые кадры талантливых танцоров. эк.
шего расцвета художественной культуры спедиции в. разные районы республики
социалистическото Таджикистана. pees seen И р то
	Б. ВЕЙМАРН фольклора привели на наигу. сцену под-
линно народный национальный танец.
	В 1936 г. был ортанизован Таджикский
музыкальный театр (ныне театр оперы я
балета). В него вошла та труппа артистов
драмы, которая уже несколько лет раб
тала в области сценического танца. В м
числе была засл. арт. Таджикской респу»
блики А. Азимова, старый мастер вирту.
оз-бубнист Усто Барака, его дочь И. - br
рака-—энтузизсты нашего балетного коз \
лектива. Вместе с ними пришли превос. =”
ходные танцовщики из народа: С. Ходжа’
ев, мастер старинного танца, У. Рабимов,
С. Бахар и др. Пришли к нам и совем
юные танцовщики, сделавигие сейчас уже
большие ‘успехи: Ф. Гализва, Н. Саидова,
С. Ниязова, №Ю. Панченко, И. Нурматов,
Х. Ахмедов и др. Так начал складывать
ся балетный коллектив.

Нанга основная цель — освоение народ
ного танца и обогащение ето новыми cit.
ническими формами. Первой значительной
работой, которая могла уже свидетелыт:
вовать о творческом лице балета, был спек»
такль «Лола», выпущенный в 1938 №

была моя первая самостоятельная
балетная постановка. Все то, что мы вая.
ли от народного танца’ и привнесли в ве
го, было воплощено в 15 хореографичес
ких номерах этого музыкального пред
ставления. Мы использовали все три типа
национальных таджикских танцев: «Дж»
рабазми», «Маракаги» и «Базмиорн
	Выставка изобразительного искусства Тад-
жикской ССР. На снимке: «Пионерка». Ра-
	А. Ашурова
	бота художника
	Фото Ю. Говорова
	Возникновение таджикского ихкусства
относится к глубокой древности. Предки
современных таджиков — согдийцы и
бактрийцы, известные в истории своей ге-
роической борьбой с иноземными завоева-
телями, еще много столетий тому назад
создали замечательную для того времени
художественную культуру. Искусство
древнего Таджикистана развивалось в тес-
ном взаимодействии с культурой антично-‹
то мира, Итана, Индии, Китая. Памятни-
ки сотдийской скульптуры и живописи
отмечены чертами реализма, стилистичес-
ки близкого античному искусству. Древ-
ний Согд, экономически и культурно свя-
занный с сасанидеким Ираном и Восточ-
ным Туркестаном, сытрал немаловажную
роль в истории Западной и Восточной
Азии. Из среды таджикского народа вы-
шли выдающиеся мастера, строившие ве-
личественные здания в Самарканде, Буха-
ре, Ура-Тюбе, Пенджикенте. Сквозь века
рнета и бесправия таджикский народ бе-
режно пронес свои замечательные худо-
жественные традиции.
	Но в условиях феодалыного строя’ твор-
чество таджиков было ограничено в своем
развитии. В течение столетий ислам за-
прещал художникам изображать человека.
Проникновение калтитализма в Ореднюю
Азию в Х[ГХ веке обрекало искусство тад-
жикского народа на вымирание.
	Только Великая ‚Октябрьская  социали-
стическая революция, освободив  трудя-
щихся Таджикистана от эксплоатации,
создала небывалые возможности для раз-
вития культуры.
	Кто бывал в Ленинабаде, Ура-Тюбз или
других городах ‘и кишлаках. Таджикиста-
на, тот видел, с какой любовью украшает
народ предметы‘ своего быта. Руками тад-
жикских мастеров и мастериц созданы

замечательные узорные ткани халатов,
тончайшие вылпивки -— сузане,  богатей-
	шая по офнаменту резьба дверей и колонн.
	красочные афхитектурные росписи, рисун-
ки на глиняных блюдах, чеханные укра-
шения медных кумганов, ажурный узор
ювелирных изделий... Оригинальный тад+
жикский узор отличается звучным коло-
ритом и поразительным разнообразием мо:
тивов. Таджикские мастера умеют прида-
вать бытовому предмету пластически пре:
красную форму и замечательно гармонично
связывают с ней декоративную отделку.
	Широко известно творчество одного
из самых крупных таджикских мастеров
художественной росписи и резьбы по де-
реву орденоносца Ю.  Баратбекова. Под
его руководством украшалея орнаменталь-
ной росписью павильон Таджикской СОР
на ВОХВ. С большим декоративным ма-
стерством художник создает ритмичные,
красочные композиции, внося в тради-
ционный узор новые советские ` мотивы,
На выставке таджикското искусбтва в
Москве показаны большие панно © порт-
ретами вождей революции. Баратбеков 0б-
рамил каждый портрет пышным рельеф-
	четает их с более сложными приемами пе-
редачи драматических ситуаций.

В опере есть немало сильных драмати-
ческих моментов, ‘бесспорно удавшихся
композитору. Большое впечатление произ-
водит сцена налета Амлякдора (сбор
податей) с его людьми на кишлак и! п
хищения Гулизор в середине первого дей:
corpus. В музыке здесь много движения
и контрастов, очень хорош все время
оживленно играющий хор. Не менее впе-
чатляет поеледнее действие (казнь Восэ),
где также основная роль принадлежит
хору. Всё это действие, несмотря на’ из-
вестное однообразие ситуаций и отсутст-
вие внешнего движения, смотрится и слу-
шается с захватывающим вниманием. Это
особенно ‘хочется подчеркнуть потому, ‘что
едва.ли не общим типическим недостат-
ком большинства советских опер является
вялость или натянутая схематичность фи-
налов. .

Менее сильной стороной оперы являют-
ся индивидуальные характеристики глав-
ных действующих лиц. Сравнительно удач-
ной вышла  ‘музыкалыная обрисовка лири-
ческих (Гулизор) и характерных (Домул-
ло) персонажей. Партия же тлавного те-
pox, Boca, довольно бледна. В ней ком-
позитор нэредко прибегает к внешним и
довольно обычным приемам вместо углуб-
ленного психологического “раскрытия 06-
раза. Так, сцена Восэ с народом в конце
первого акта растянута, мало’ убедитель-
на и заметно снижает уровень драмати-
ческого напряжения, достигаемый в пред-
шествующем эпизоде похищения Гулизор.
То же самое можно в значительной мере
сказать о монологе Восэ в конце третье-
го действия, не стоящем на уровне пре-
красных, живых и ярких народных сцен
первой половины этого действия.

В работе над оперой перед С. Баласа-
няном стоял трудный вопрос о выборе та-
ких приемов гармонической обработки тад-
жикского музыкального фольклора, кото-
рые дали бы возможность показать все его
характерное ‘богатство ‘и своеобразие. Нам
представляется, что композитор был прав,
не соблазнившись роскошной декоратив-
ной «экзотикой» и ограничившись  До-
вольно скупыми гармоническими средст-
вами. В мувыке его нет никакой слажазво-
сти и чувственной расслабленности, кото-
рая обычно связывается с представлением
о музыкальном <Востоке». Скорее можно
говорить об известной суровости и терп-
‘кости ее колорита. Преобладает простая и
‚ясная диатоника, широко применяются
	Писатель Хаким Карим написал для
театра первую таджикокую историческую
драму. В ней изображено восстание тру-
дящихся Северного Таджикистана против
царизма в 1916 т. Она была с успехом
поставлена Миркарим Саидовым.
	Работа над классикой («Коварство и
любовь») и постановка таджикских нацио-
	Содержание первой таджикской оперы
«Восстание Восэ> взято из недавнего про-
иглого. Герой произведения Восэ — под-
линная историческая личность. В 1885 г.
он поднял восстание против больджуан-
ского хакима (наместника эмира бухар-
ского). Под предводительством Boca по-
встанцы-дехкане взяли приступом Kpe-
пость Больджуан и принудили хакима К
отступлению. Однако силы восставших
были недостаточны для того, чтобы удер-
жать власть на долгий срок. Вскоре вос-
стание было разгромлено. Восэ с неболь-
шим отрядом продолжал обороняться в
горном ущелье, но наконец должен был
сдаться. Безжалостной была рахшрава xa-
кима: главарей восстания после жестоких
пыток казнили. В народе осталась память
о Восэ как о бесстрашном герое, защит-
нике угнетенных. С любовью упоминает-
ся его имя в песнях и сказаниях, до-
живших и до нашего времени. $

На сюжет об этом героическом эпизоде
из борьбы таджикского народа оо своими
угнетателями засл. деятель искусства Тад-
жикской ССР композитор С. Балаханян и
либреттисты таджикские поэты А. Дехо-
ти и М. Турсун-Зода создали хорошее и
впечатляющее произведение.

«Восстание Восэ» — опера, стоящая на
вполне достаточном художественно-куль-
турном уровне, во многом талантливая
и свежая. Авторы ее верно м чутко по-
дошли к использованию фольклорного
материала и отнеслись к взятой ими те-
ме горячо и искренно. Вот почему опера
волнует слушателя и вызывает у него не-
посредственный, живой отклик.

Разумеется, в опере есть и серьезные
недостатки. Либретто и музыка её не во
всем безупречны. Кое-что здесь ‘наивно
и схематично, некоторые драматические
положения кажутся трафаретными, музн-
кальное раскрытие их подчас не слишком
богато по средствам. Эти дефекты об’яс-
няютоя отчасти молодостью таджикской
национальной музыкальной культуры, от-
сутствием профессиональных традиций,
как творческих, так и исполнительских,
отчасти же неопытностью самих авторов.
«Восстание Восэ» — первая крупная ком-
позиторская работа С. Баласаняна. Нель-
зя поэтому требовать, чтобы он полностью
овладел оперной драматургией. .

Вначале «Восстание Восэ»  было налтиса-
но как музыкальная драма. Музыка иг-
pata лишь эпизодическую роль. Нерера-
ботав эту музыкальную драму в оперу,
композитор ввел в нее все необходимые
	Музыкальное представление «Лола» в Таджикском государственном театре оперы и ба-
лета. Музыка заслуженного деятеля искусства С. Баласанана и С Урбах, На снимке:

сцена из ПНП акта
	Фото A. Воротынекого
	+ }
с дойрами»! Весь этот танец идет под
аккомпанемент своеобразного ударного ор-
кестра дойр (род бубна)—одного из по-
пулярнейших национальных таджикских
инструментов. Кто этого не слышал сам,
тому трудно представить, чтобы © помо-
щью одних ударных инструментов могла
быть доститнута ‘такая полнота музыкаль-
ного впечатления. Получается целая сим-
фония ритма, захватывающая своей огром-
ной динамикой. Чистота и отчетливость
воспроизведения сложнейших и разнооб-
разнейших ритмических фигур у исполни-
телей, которые соединяют игру на инстру-
ментах с пластическими движепиями, до-
стигает высочайшей степени виртуозности.
Богато по краскам декоративное оформ-
чение спектакля (художник В. Фуфы-
гин); ‘горные пейзажи первого и третьего
действий, причудливо орнаментированная
восточная архитектура дворца во втором
действии, мрачные крепостные стены и
башни декорации, четвертого действия —
все это выполнено с болыцим художест
венным вкусом и способствует цельности
и яркости общего впечатления.
Таджикский театр оперы и балета еще
очень молод, но в его составе есть ряд
талантливых и отчасти уже выявившихся
артистов. Некоторые из них с блалопри-
ятной стороны показали себя в рецензи-
руемом спектакле. Так, заслуженная ар-
тистка Таджикской ССР Т. Фазылова <оз-
дала в роли Гулизор привлекательный об-
раз; при относительно ‚небольшом по си-
ле голосе исполнение ее отличаетця выра-
зительностью, музыкальностью и лириче-
ской теплотой. Исполнитель заглавной ро-
aH Boca заслуженный артист Таджик-
ской ССР Б. Тураев — опытный драмати-
ческий артист, обладает прекрасными ro-
яосовыми данными: у него красивый,
тустой и звучный бас достаточно широко-
го дизпазона. Как хороших певцов” сле- ь
цует назвать заслуженного артиста Тад- О первых налпих опытах нопользовми
тот ССР А. Муллокандова, (Назир),

приемов классического балета може “
ртистов Х.. Таирова (Амлякдор) и   детельствовать танец «Голубок», пои
 Avwannna она rm... re <

AV тофтра. AEN UU AUD KR псузоиимю ве
нев народов ССОСР и классического тие
ца. В то. же время мы не переставали
обогащать свой репертуар таджикоки
национальным фольклором. В этом смыл
очень плодотворной оказалась олимпизл
1939 г. В наш профессиональный datt
лришли новые силы, которые дали мной
интересного хореографического  материмь
как, например, женокий танец ¢ WAI
ми, с платками, танец с ложками, с ша
ками, в котором участвуют и мужчин.
Эти танцы использованы нами в 0.
такле «Восстание Восэ», в балете Л
гуль», поставленном К. Голейзовским, 1)
отдельных номерах, намеченных для и
граммы заключительного кочцерта. В и
чении танцев народов СССР много дм
нам главный балетмейстер А. Процео

Усердно обучаясь народному танцу 7
таких знатоков, как наши мастера С, Х*
жаев, Г. Бассоров, Усто Барака, Х. №
киги-Ханум, Х. Одинаев, вся труппа i
шего балета систематически занимая
также и классическим танцем. И в art
„мы видим наиболее правильный путь №
вития таджикского хореографическою #
кусства.

Мне хотелось. бы указать на то, т’!
танцах нашего народа живут BO WHR
стве па и фигуры балетной клас
Даже пуанты можно увнать в движет
называемом «рез» (трель), и втанцо де
шек Сангвора, становящихся одной par
на носок; «Чархе мион» — поворот we
‘ницы,—то, чего добиваются педагоги м”
сической школы от своих воспитаник
— одно из  распроотраненяых дви .
‘народного таджикского танца. Эт ге
о том, что природа таджикского в
ного танца близка к классической x0
трафии’ и воспитание наших кадр”
основе клаюсической школы должно

татить молодой таджикский балет
театр.

EE EI EF EN PSMA MNRAS AUHO CLO YUUR?, tt.
А. Ахмедова (Хаким), С успехом прове-

Вы А. Проценко в опере eKyonet
ли. свои роли Б. Таджибаюва (Аноргуль).
	М. Зияев (Бобо), У. Усманов (Домулло).   М
5. омулло). Мы далеки от мысли, что уже сли

к рижера „Л. Кауф-   таджикоское хореографическое икс”!
рому удалось достигнуть ‘хо-  Пока мы стонм лишь vy колыбели PF

Yereriprote wees rem we ee ва.
	РР № ТИ р НАРВА ВОО, МЫ ТОМ. ЛЬ колыбели р”
рошей ыкаль у
OHERTARAM, Ото поно енности всего   деющейся советской хореография 19%

a явилось. результатом or- Kucrana Wea ав

.
ee mee ae 1:
	ен о г“ Звалось. результатом ‘ог-
ромной и серьезной работы с отдельны-
ми исполнителями и коллективами театра.

В целом постановка оперы «Восстание
Восэ» свидетельствует о ботатых возмож-
ностях

таджикской национальной опер-
ной культуры и,

как первый опыт, пред-
amen ree wt ЕТ +

ee on eevee eT

кистана. Но мы убеждены, что, coe \
ее, должны оставаться верными №”
народного искусства, развивая ен
народных танцев,  оботащая их #*

содержанием, учась у величайших №0
ров мировой хореографии.
	мно ee

ставляет собой не 3 значит Б Ter
сомненно т Г
H Tenn , ачительное алетмейстер Государственного
достижение eet en gf ee
	жикского театра оперы и балета —

Ю. КЕЛДЫШ BAJIAMAT-3024
	 ервая таджикская опера
	для оперы элементы: ариозные формы,
ансамбли, речитативы, известную симфо-
ничность развития. Но следы первона-
чального происхождения все же сказыва-
ются в ней в относительной простоте
форм и преобладании песенного начала.
Ряд номеров не только основан Ha ма-
териале подлинных народных мелодий, но
и выдержан в песенно-куплетной структу-
ре. Это мы хотим сказать не в порицание
автору. Наоборот. Сохранение специфики
фольклорных форм в их подлинном и
непосредственном видо является одним из
больших достоинств произведения, Неко-
торые песенные эпизоды оперы ярко за-
поминаются. Такова, например, чудесная
по своему тонкому лиризму несня Гули-
зор в начале первого акта, обаятельная
мелодия которой обработана композитором
с помощью самых скромных гармониче-
ских средств. С. Баласанян сумел подоб-
ного рода простые песенные номера вве-
сти в действие так, что они отнюдь не
нарушают единства музыкально-драматур-
тического развития, и в общем удачно со-
	Опера заслуженного деятеля искусства
С. `Баласаняна «Восстание Восэ» в Таджик-
ском государствепном театре оперы и ба-
лета, На снимке: сцена из ЦП акта оперы
	чистые интервалы кварты и квинты. Од-
нако иногда это превращается в недоста-
ток, приводя к схематизму и однообра-
зию. Чрезмерная жесткость звучания не
всегда кажется оправданной и в некото-
рых случаях, быть может, проистекает не
столько из. сознательного намерения,
сколько ‘из недостаточного богатства ре-
сурсов.

числу слабых сторон оперы нужно
отнести ее оркестровку. Она’ лишена. гиб-
кости и разнообразия колористических от-
тенков. Неумеренное пользование медной
группой призодит подчас к резкости зву-
чания. Наряду © этим в ряде мест ощу-
щаются какие-то пустоты, что, впрочем;
является; может быть, результатом не ‹а-
мой оркестровки, а гармонической фахкту-
ры. Во всяком случае, композитору не-
обходимо еще основательно поработать
над усовершенствованием своего оркест-
рового мастерства.

Повторяем, что все эти частные недо-
четы вполне понятны, если учесть, что
«Восстание Восэ» — не только первое
крупное сочинение С. Баласаняна, но и
первая таджикская национальная опера, в
работе над которой авторы не имели пе-
ред собой никаких законченных образцов
и должны были искать самостоятельных
путей. В целом задача разрешена ими
удачно, и опера смогла явиться основой
для создания интересного и яркого спек-
такля.

Высокой оценки заслуживает работа по-
становщика, главного режиссера Таджик-
ского театра оперы и Фбалета Р. Короха.
Он сумел внести в постановку много жи-
вости и красочности, проявив большую
творческую ‘изобретательность в разработ-
ке массовых сцен, которым принадлежит
в этой опзре исключительно важная и
значительная роль.

Особенно эффектно и живописно по-
ставлено третье действие, в котором по-
казан народный праздник по случаю взя-
тия крепости ольджуан. Воинственная
баллада Восэ с! хоровым рефреном, раз-
нообразный ряд плясок, ‘юмористическая
сценка старого дехканина Бобо, изобра-
жающего НСМ народу хакима в
виде игрушечного. козленка, — все это вме-
сте создает картину, замечательно харак-
терную в бытовом отношении, полную
движения и жизни.

Превосходны в этом действии народные
ганцы в постановке Г. Валамат-Зода, А. Ис-
ламовой и А. Преценко, проникнутые не-
обычайной грацией движений и яркой,
заражающей темпераментностью. Сколько
плавности, изящества и поэтического оба-
яния в чудесном «танце с платками»!
Какая изумительная динамика ритма в
поражающем своей оригинальностью «танце