ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 АПРЕЛЯ 1941. № 45- (750)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Кивописец
в театре
	На выставке работ
А. А. Арапова
	Выставка, организованная в связи с
35-летием творческой деятельности А. А.
Арапова, одного из крупных  худож-
ников старшего поколения плеяды «Мира
искусства», в первую очередь рождает
мысль о том, насколько важна большая
живописная культура для художника, ра-
ботающего в театре. Наряду с произведе-
ниями, предназначенными для театра, на
выставке представлены также  многочи-
сленные произведения станковой живопи-
си — пейзажи, натюрморты, портреты.
Именно в этих работах — ключ к пони-
манию творчества художника.
	Что прежде’ всего бросается в глаза при
ознакомлении с выставкой? Все, чтобы
ни создавал А. А. Арапов, решено пре-
имущественно средствами живописи. Раз-
ные художники по-разному воспринимают
и изображают мир. Одни используют при-
ем чередования светлых и темных пя-
тен, другие оперируют цветом. К этой
последней труппе художников относится
А. А. Арапов. Способность воспринимать
все многообразие действительности в жи-
вописном единстве позволяет художнику
создавать органичные и прекрасные в сво-
ей убедительности произведения.
	Особенно хороши пайзажи, сделанные
пастелью, — этюд детскосельского пру-
да с серебристой зеленью, отражающейся
в воде, и ленинградский пейзаж Лебяжь-
ей канавки, где художник изобразил ту-
манное осеннее солнце.
	Не все на выставке равноценно. Неко-
торые произведения отмечены случайно-
стью композиции и цвета. Нет необходи-
мости подробно развивать мысль о том,
что в каждом произведении все должно
быть внутренне закономерно. В. этюде же,
нзображающем Истру в дождливый день,
все элементы пейзажа совершенно случай-
ны и натуралистически приблизительны.
Дом, помещенный в центре холста, мог
бы быть перенесен вправо ‘или влево без
всякого ущерба для композиции.
	Крайне важно и интересно, что поло-
жительные качества Арапова-живопис-
ца характеризуют и Арапова — театраль-
ного художника. Этюд декораций к поста-
новке «Моцарт и Сальери» в театре им.
Сафонова (1936 т.) очень красив по
цвету, в нем правильно и умно учтены
возможности маленькой сцены и хорошо,
без стилизаторства передан дух времени.
Но это не только эскиз декорации — это
и живописное произведение, в котором
восхищает‘ тонко написанный свет. ‘от: све-
чей, дрожалций на темнозеленой ширме,
желтом. рояле и камзоле Моцарта. Самое
же главное в том, что с помощью цвета
художнику удается передать настроение
романтического спектакля.
	Эскиз декорации для  «интермедии»,
включенной в спектакль › «Виндзорские
проказницы» (студия им. Станиславского,
1939 г.), свидетельствует о том, что А. А.
Арапов отличается хорошей выдумкой и
пониманием театральности. Есть в этом
эскизе подлинная романтичность. Значи-
тельно меньше удаются художнику Te
вещи, в которых он пытается работать в
условно-стилизаторской манере (эскиз де-
корации к неосуществленной постановке
«Блоха»). Тут А. А. Арапову изменяет
его тонкое живописное чутье. Но стоит
художнику освободиться от предвзятой
стилизаторской схемы, и он проявляет
живое чувство реальной действительности,
что видно хотя бы по эскизу к декораци-
ям «Растеряевой улицы» в Малом театре,
	Выставка А. А. Арамова особенно цен-
на тем, что она во весь рост ставит про-
блемы живописи в театральном офофрм-
лении. За последние годы наши художни-
ки театра находятся какбы на распутьи.
Разочарование в конструктивизме и от-
каз от него свидетельствовали 0 новой
тенденции в работе театральных худож-
ников, 06 обращении к подлинной живо-
писи. Думается, что. путь живописи есть
путь подлинного расцвета советского теат-
	рального оформления.
В. козлинский
	«ФАЛЬСТАФ»
	Премьера в Ленинградском Малом оперном театре
	‘Ленинградский Малый оперный театр
поставил «Фальстафа» Верди. Уже за одно
это театр достоин самой горячей призна-
тельности. «Фальстаф» — уникальное про-
изведение оперного искусства. К этой опе-

е в полной мере можно отнести слова

айковского о «Севильском цырюльнике»
Россини: «Такие произведения создаются
в полном цвете юности, когда поэт произ:
водит без труда, а по какой-то внутрен-
ней потребности, которая приводит в дви-
	жение все его силы...» Сиянием вечно не-
увядаемой юности гения озарена от пер-
вой AO последней ноты вся партитура
	«Фальстафа», хотя она и написана 80-лет-
ним старцем. Какое богатство мелодиче-
ского и гармоническото содержания, кажой
удивительный, по-моцартовски  прозрач-
ный и по-современному смелый оркестр!

В отличие от старых итальянских опер с
их традиционным разделением на номера,
арии, ансамбли и пр., «Фальстаф» по-
строен по принципу непрерывности музы-
кального развития. Глубочайший  плени-
тельный лиризм сочетается в «Фальстафе»
с неподдельным весельем и комедийностью.
Легкость, стремительность и вместе с тем
пластичность, с которыми развертывается
музыкально-драматическое действие в этой
неподражаемо прекрасной’ опере, общая
виртуозность ее вокального стиля — все
это невольно заставляет вспомнить опер-
ный стиль Моцарта.

«Фальстаф» — подлинно  моцартианская
опера. Здесь та, же ослепительная жизне-
радостность музыки, те же грация и пре-
дельное совершенство выражения. В самом
принциие чередования лирического и ко-
мического, на котором основано музыкаль-
но-драматическое действие  «Фальстафа»,
есть также нечто весьма сходное с моцар:
товской музыкальной драматуртией. О дрз-
матическом гении Моцарта невольно вспо-
минаешь, слушая ансамбли «Фальстафа»:
заговор (2-я картина первого действия),
сцена облавы (2-я картина второго дей-
ствия), наконец, гениальная комическая
фута в финале оперы; по ‘драматической
выразительности и виртуозности письма
их, наряду со знаменитым квартетом из
«Римлетто», можно сравнить лишь с ан-
самблями из «Дон-Жуана» и «Свадьбы Фи-
гаро». Верди достигает в «Фальстафе» (это
можно утверждать 6ез преувеличения) чи-
сто моцартовского искусства многопланной
психологической характеристики героев.
	В «Фальстафе» — своей последней опе-
ре—Верди впервые (если не считать ран-
ней неудавнейся оперы «Король на час»)
обратился к новому для него жанру музы-
кально-лирической комедии. Ошибку со-
вершают, однако, те исследователи, кото-
рые рассматривают это произведение ве-
ликого композитора изолированно от всей
ео предшествующей оперной практики.
С ней связывает «Фальстафа» прежде все-
го ето шекспировская тематика.

Как известно, к Tlenon apy Верди обра-
щался не раз. Помимо «Макбета», «Отел-
л0>» и «Фальстафа» (мысль о котором за-
родилась у композитора, еще в ранний пе-
риод творчества), он много и упорно. ра-
боетал над оперой «Король Лир». Именно
с шекспировской драматургией связывает-
ся реформаторская деятельность Верди,
его стремление создать новый ‘феалисти-
ческий музыкально-драматический стиль,
свободный от условностей старой отеры.
Началом этой деятельности явился «Мак-
бет» («Макбета» я люблю больше всех
своих остальных опер» — писал впослед-
ствии Верди), ее венцом, наряду с «Отел-
ло», стал «Фальстаф». В «Фальстафе» по-
лучили свою цельную, пластически закон-
ченную форму те поиски новой вокаль-
но-декламационной выразительности, ко-
торые вызвали к жизни «Макбета» — пер-
вую музыкальную! драму великого компо-
зитора. Мелодический «Отелло» и декла-
мационный «Фальстаф» — разнородны по
жанру, чо с одинаковой степенью гени-
альности дают, в сущности, два возмож-
ных решения проблемы реалистического
оперного искусства.

Важно при этом отметить, что в вокаль-
но-декламационном стиле «Фальстафа» нет
тсй односторонней трактовки реалистиче-
ски-декламационного начала, какую мы
встречаем в ряде современных речитатив-
ных опер. Декламационно предельно отто-
ченный вокальный стиль «Фальстафа» не-
сет в себе. элементы настоящей оперно-
сти и подлинной вокальной виртуозности.
	гоносик), ` Ф. Богданов (дед Тарас), ар-
тисты А. Борисов (Грицько), Г. Инютина
	(Галя), Н. Вальянов (колхозник Пуш),
Ф. Горохов (дед Остап).
	Постановщики спектакля засл. деятель
искусства Л. Вивьен и`Б. Петровых. Ху-
дожник Г. Руди. .

Премьера состоится сегодня.

Этим определяется чрезвычайная труд«
ность исполнения «Фальстафа». Больше,
чем какая-либо другая форма вокальной
музыки, речитативное пение, соединеннуе
к тому же с быстротой диалога и общей
подвижностью музыки, требует от певца
чистоты ‘интонаций, ритмической точно-
сти и ясности словесного произношения-
Малейшая погрешность способна здесь
тгубительным. образом отразиться на ха-
рактере целого. И наоборот, вся сила де-
кламационного стиля сочинения обнаружи-
вается в полной мере лишь при соблюде-
нии указанных условий. Нужно отдать
делжное всем исполнителям, которые не
только почувствовали эту силу вырази-
тельности, но и в меру своих возможно-
стей сумели донести ее до слушателей.

В этом безусловная заслуга дирижера»
9. Грикурова. Свобода и артистичность, ©
которыми он ведет весь спектакль, без»
упречный музыкальный вкус, глубокое `
ощущение стиля музыки — все это но-
зволяет видеть в молодом артисте дадо-
вание незаурядное. Следует отметить, что
всю оперу Грикуров дирижирует наизусть. .

Исключительно высокой оценки заслу-

живает режиссерская работа Э. Каплана.
Между сложнейзней музыкальной партиту-
рой. и сценическим ее раскрытием — пол-
ное соответствие. Режиссер добился TOTO,
что сценическое поведение актера вос-
принимаешь, как органически неот’емле-
мую часть выразительности музыки. Отсю-
да — естественность и непринужденность,
которыми отличается игра всех уча-
стников этого наредкость музыкального
спектакля. Кажется непонятным, каким
образом успевают артисты думать о своем
сценическом поведении, исполняя столь
адски трудную фугу в финале. Но — ив
этом секрет каплановской постановки —
понимание актерами ‘своих задач не толь-
KO не усложняет их работу, но де-
лает ее значительно ‘более осмысленной и
целеустремленной, ибо вся она прони-
зана единым ритмом живительно веселой
музыки Верди.
’ С большим вкусом и опять-таки с под-
‘линным ощущением музыки Верди сде-
лано красочное оформление спектакля ху+
дожником С. Вирсаладзе.

Из отдельных исполнителей следует от-
метить прежде всего 8. Аббакумова в
роли Фальстафа и талантливого А. Моде-
стова в роли Форда. Зная Аббакумова по
его прежним выступлениям в театре как
актера, сценически мало инициативного,
трудно было даже представить себе воз-
можность появления его в партии Фаль-
стафа, требующей от исполнителя большой
подвижности и комедийной  заостренно-
сти. Аббакумов в общем прекрасно спра-
вился с новым для собя заданием. Прав-
да, его Фальстаф — немножко увалень,
ему нехватает как раз живости и изво-
ротливости, которые составляют одну из
существенных сторон характера Фальста-
фа, этото столь же добродушного, сколь
и дерзкого рыцаря. Зато, — и это уже
следует отметить как достоинство — в
игре Аббакумова нет и следа той чрез-
мерной буффонности и комикования, ко-
торыми обычно грешат исполнители роли
Фальстафа. Вокально Аббакумов ведет
свою партию отлично. -

Менее безупречен в этом отношении А.
Модестов. Обладая очень хорошим, прият-
ного тембра голосом, он недостаточно, од-
нако, свободно им владеет. В верхнем ре-
тистре голос Модестова теряет свою вы-
разительность и эластичность. Впрочем,
это замечание ни в какой мере не сни-
мает нашей высокой оценки исполнения
Модестова. Исключительно трудную пар-
THO Форда ‘артист поет в общем очень
хорошо. Играет же он просто блистатель-
но, создавая замечательно рельефный 06-
раз пылкого ревнивца,

Пленительна, лирически обаятельна Нан-
нетта — артистка В. Шестакова. Ее ис-
полнение и в сценическом и, что особенно
важно, в вокальном отношении заслужи-
ваег самой высокой похвалы и может
служить примером настоящего искусства
выразительного пения. Очень приятное
впечатление оставляет ее юный возлюб-
ленный Фонтон (Ф. Андрукович).  Неот-
разимо очарователен юный спутник Фаль-
стафа — паж в исполнении артистки 68-
лета В. Андреевой.

Уморительно смешны ‹ доктор Kano (С:
Балашов) и слуги и собутыльники Фаль-
стафа, продувные пропойцы Бардольф
(А. Чернышев) и Пистоль (Т. Лисин). Сце-
нически очень выразительны виндзорские
кумушки Алиса Форд (М. Елизарова) и
мистрис. Педж (0. Головина) и их 00064
щница—плутовка мистрис Квикли (К. Ко-
миссарова).

Постановка «Фальстафа» — замечатель-
ный подарок советскому слушателю. Театр
и его художественное руководство можно
поздравить с очень хорошей и нужной
	работой, С. ШЛИФШТЕЙН
	чется пожелатБ ему большего внимания
к вопросам драматургического мастерства.
В пьесе много ненужных деталей, схема-
тических образов (Васнецов, Сюлли, Женя
н др.), подозрительно много людей без
фамилий (переводчик, офицер, командир,
молодой врач и т. д.).
	Я говорю сейчас не о драматургических
канонах, они совсем не обязательны; я
говорю о поэтическом понимании театра,
& OHO-TO как раз и разрушает всякие
каноны. Стареньких драматургических ка“
HOHOB Kak pag довольно много использо“
вано в пьесе Симонова. Я думаю, это пото«
му, что, имея большие возможности стать
поэтом театра, Симонов в этой пьесе еще
не стал им. Пьеса получилась, но она
могла быть лучше, не вообще, а уже сей-
Час, так сказать, на данном творческом
этапе Симонова. Старенькие драматурги-
ческие каноны будут не нужны Симоно-
ву как только он станет поэтом театра,
а не поэтом, пишущим и для театра. У Си-
монова есть все возможности для TOTO,
чтобы стать поэтом театра.
	Поставлен спектакль И. Н. Берсеневым
с подлинным мастерством и вкусом. Без
преувеличения можно сказать, что нет
буквально ни одной мизансцены, лишен-
ной жизненной правды. Нет буквально ни
одной режиссерской трактовки роли, где
не билась бы живая и интересная мысль,

Театр им. Ленинского комсомола, его
руководитель И. Н. Берсенев после пос-
тановки не весьма удачной пьесы K Cre
	монова‘ «История одной любви» не раоста-
лись навеки с автором, не отшатнулись от
	него (это у нас, увы, иногда бывает), &
стали с увлечением работать над новой
пьесой Симонова. Конечно, куда легче се-
товать на отсутствие советских пьес и
ставить пока что переводную драмодель-
ческую макулатуру. Куда как труднее
самому участвовать в создании советсдо-
го репертуара. Театр им. Ленинского ком-
сомола. делает ото, и результат He
преминул сказаться. Результат — хоро-
ий патриотический, нужный спектакяв
«Парень из нашего города».
	Конст. ФИНН
		i MI
	Артисты Биевского театра оперь
	дакончившиНся на-днях фестиваль опер-
ного и балетного искусства в Киеве прив-
лек большое внимание общественносги и
превратился в крупное художественное
событие нынешнего сезона. Ощущение
праздничности, возникшее с начала фести-
валя с каждым новым спектаклем все
болеа углублялось.

На протяжении четырнадцати дней фе-
стиваля было показано 10 опер. Русское
оперное наследство представлено было
«Иваном Оусаниным» Глинки, «Князем
Игорем» Бородина, «Ночью перед Рожде-
ством» Римского-Корсакова, «Мазепой» и
«Пнковой дамой» Чайковского, «Дубров-
ским» Направника. Из украинских опер
прошлого шли «Запорожец за Дунаем»
Гулака-Артемовского (в редакции Иориша)
и «Тарас Бульба» (в редакции Ревуцко-
о и инструментовке Лятошинского). Из
опер западноевропейских композиторов ис-
полнялся «Отелло» Верди. Советская опе-
ра была представлена «Перекопом» Pre
бальченко, Мейтуса и Тица.

Кроме того, в программу фестиваля во-
шли три балета: «Коппелия» Делиба, «Ли-
лея» Данькевича и «Сердце гор» Балан-
чивадзе.

В центре фестиваля, естественно, ока-
залиць певцы. Многие из них, по. спра-
ведливости, пользуются горячей любовью
харьковской, одесской аудитопий. Но ки-
	-CBCRHH слушатель знает их етце недоста-
точно. Такие певцы, как коек
	М. Роменский, К. Лап-

-
тев, В. Будневич, И. Тоц. _

кий, Н, Савченко, пред-
ставляют с0бой вполне
сложившиеся творческие
индивидуальности. К со-
жалению, болезнь поме-
шла М.  Роменскому
полностью проявить свои
превосходные вокальныю
данные (могучий бас) и 5
NOTOMY единственный
спектакль, когда он пел
Сусанина, не позволил
киевской аудитории в.
полной мере оценить >
того артиста. И. Тоцкий
в партии Кочубея пока-
зал не только свое ис-
кусство певца, но и высокое владение
сценической техникой.

Очень интересный и многообещающий
по дарованию ‚ артист Ярошенко (бас —
молодой певец Харьковской оперы) не-
вольно „привлекает внимание, ‚ чудесной.

‚< бархатистостью звучания толоса и широ-
vod THanasoua. Toonvetinag manna Или.
	тоя диапазона. Труднейшая шартия Кон-
Wika, B которой он выступил в Киеве,
	Искусство камерного
пения ‘— большое и
своеобразное искусство.
Не каждый оперный ад-
THCT, даже и очень та-
лантливый, чувствует се-
бя на эстраде столь же
свободно и уверенно, как
на сценических подмо-
стках.

Одно из немногих ио-
ключений представляет
нар. арт. УССР лауреат
Сталинской премии 3.
  Гайдай, на протяжении
_ многих лет плодотворно
выступающая как камер-
ная певица. Дарование

Б. Гиыря 5. Гайдай ярко и раз-
носторонне. Ейв равной
стопени доступны озорная веселость Ок-
} саны Римского-Корсакова, лукавое очаро-
вание Маженки в «Проданной невесте»
Сметаны и грустная покорность Чио-Чио-
Сан. Художник большой пытливой мысли,
Зоя Гайдайив области камерного пения
хдет своей собственной дорогой. Прелесть
и свовобразие исполнения Гайдай заклю-
чаются в том, что художественная завер-
шенность у нее* сочетается с какой-то
поэтической недосказанностью. ще Воль-
тер как-то сказал: «Не трудно научиться
быть скучным, стоит только для этого
всегда все доРоваривать до конца».

Превосходно и тонко певшая Оксану в
«Ночи перед рождеством», 3. Гайдай в за-
ключительном концерте фестиваля столь
же прекрасно исполнила арию Оксаны из
Черевичек» Чайковского, обнаружив при
этом высокое чувство стиля. Так же ху-
дожественно спела она арию Манон из
оперы «Манон Леско» Массне и вместе с
Н. Платоновым дуэт из первого действия
*Ромво и Джульетты» . Гуно.
	Заключительный концерт фестиваля ока-
зая столь богат разнообразными худо-
жественными впечатлениями, что приш-
1065 бы выписать имена едва ли не всех
участников, дабы упомянуть 0б удачно
выступавших певцах.
	Несмотря на сценическую молодость,

p B. Гмыря (награжденный в дни фестива-

я званием заслуженного артиста УССР)
уже обладает опытом камерном ис-
полнения. Он нередко и CO значи-
тельным успехом выступает на концерт-
ной эстраде. Исполнение Б. Гмыри всегда
эмоционально насыщено, проникнуто
иыелью и свободно от погони за внеш-
ним успехом. Артист поднимается до
больших высот драматического `‘выраже-
ния. В качестве примера хочется указать
на безукоризненное по чистоте и пластич-
ности исполнение романса Бородина «Для
берегов отчизны дальней», В заключитель-
ном концерте В. Гмыря с успехом спел
арню Алеко (из одноименной оперы Рах-
Уанинова) и арию Лепорелло (из «Дон-
Жуана» Моцарта).
	Нар. арт, УОСР А. Ропская неустанно
богащает свой репертуар, и нужно ска-
. ть, что в этом отношении немногие
A gy tere певицы могут с ней сравниться.
“А. Ропская немало сил отдает пропаган-
де произведений советских композиторов.
рогость и простота художественной ма-
Неры сообщают высокое благородство ее
исполнению. На концерте А. Роиская пре-
Восходно спела арию принцессы Эболи
#1. «Дон-Карлоса» Верди и арию из опе-
ры О композитора Вах-
Wan a «Купала».
Заслуженной артистке УССР Н. Захар-

‚`` те очеры и балета им. Шевченко М,
артиста УССР за вылакициеся заслуги в
	енко М, Гришко, В.Манзий, А, Ропская и Н. Частий, удостоенные звания народного
луги в развитии советского оперного искусства и театральной культуры
	раины
	_Шевцы советской Ук
	Народная артистка УССР, артистка Одесского
театра оперы и балета И. Воликовская в ро-
ли Марии в опере П.И. Чайковского «Мазепа»
	ему еще не совсем по силам. Образ по-
ловецкого хана, созданный гением Боро-
дина, столь многогранен и глубок, что
овладеть им под силу лишь зрелому ма-
стеру. При серьезной работе над собой
Ярошенко современем может занять вил-
ное ‘место в ряду советских оперных арти-
CTOB.

Выдающийся звокально-сценический  та-
лант народной артистки УССР В. Гужо-
вой с особой яркостью проявился в пар-
тии Ярославны. Дарованию артистки свой-
ственно высокое поэтическое обаяние. Не-
разрывное единство всех выразительных
средств, полная свобода во владении ими,
толос чудесного тембра и мягкости — та-
ковы достоинства певицы. Образ Ярослав-
ны в иснолнении В. Гужовой овеян ли-
рической нежностью. Думается, что даро-
званию Гужовой близки и роли ярко дра-
матического характера. Например, партия
кумы в «Чародейке» Чайковского вероят-
но получила бы в ее лице яркую истол-
ковательницу. a

Одесса была представлена ‘на феотивале
рядом интересных артистов: народной ар-
тисткой УССР, замечательной певицей и
превосходной актрисой И. Воликовокой
(Лиза и Мария), заслуженным артистом
УССР, превосходным баритоном Н. Савченко,
прекрасно опевшим партии Мазепы и Том-
ского, заслуженной артисткой республики
В. Поповой (Любовь Кочубей и графиня).
„Нужно также назвать заслуженного ар-
тиста УССР М. Рыбалкина (Днепропет-
ровск). Он обладает лирическим тенором,
свежим и приятным. Думается Bde же,
	Заключительный концерт
	камерного   ченко близка лирика, Что весьма ясно тю-
большое и  чувствовалось в арии Чио-Чио-Сан и пес-
	не Лысенко «На шо мен! чорнт брови».
	Сравнительно менее удачно выступил в
концерте артист Н. Савченко, завоевавший
симпатии киевского слушателя исполне-
нием партий Томского Мазепы на фе-
стивале. Ария Ренато из оперы Верди
«Бал-маскарад» и романс Лысенко Ha
слова И. Франко «Безмежнее поле» не

совсем удались артисту.
	Артист И. Бронзов оченБ выразительно
и просто спел арию Игоря. Зато испол-
нение песни «Вдоль по Питерской» было
явно рассчитано на успех у чневзыока-
тельного слушателя — отсюда излишнее
подчеркивание деталей, налет ненужной
аффектации. Великолепно показал себя
талантливый артист К. Лаптев, блестяще
исполнивший каватину Фитаро из «Севиль-
ского цырюлыника» Россини и арию Ро-
берта из «Иоланты» Чайковского.

олодежь была представлена Л. Руден-
ко и практиканткой киевской оперы, сту-
денткой консерватории И. Маслениковой.

У Руденко нревосход-
ный толос. Она свободно
владеет им. Исчезает на-
лет ученичества, ранее
свойственный — исполне-
нию артистки. Напрасно
только для своего вы-
ступления Руденко обра-
` тилась в Массне, чей
романс «Влюбленная»
никак не отвечает ни
характеру, ни индиви-
дуальности молодой пе-
] вицы. Значительно луч-
ше передала она чудес-
ную украинскую народ-

” ant

ную песню <«Закувала
Зозуленька».

Выступление совсем
И. Масленикова еще юной И. Mac-

лениковой явилось боль-

шим и радостным со-
бытием и прошло с громадным успе-
хом. Масленикова показала себя много-
обещающим дарованием. Она пела почти
в самом конце концерта, когда аудито-
рия была ‘уже достаточно утомлена.
все же ее прослушали с напряженным и
неослабевающим вниманием и наградили
горячей овацией.

У этой молодой артистки превосход-
ный, отлично выработанный голос (коло-
ратурное сопрано), исполнение ее глубоко
музыкально. Ария Амины («Сомнамбула»
Беллини) прозвучала замечательно эмоци-
онально, была согрета
лиризмом. Отоль же яр-
ko спела Маюленикова
«Восточный романс»
Римского-Корсакова. Ат-
тистка, еще не сошед-
шая со школьной скамьи,
обещает стать при серь
езной работе над собой
значительной певицей. _

Балет на заключитель-
ном концерте был пред-
оставлен весьма слабо—
фрагментом из «Сердца
гор» Баланчивадзе и
вальсом МЛиблинга (за-
служенные артисты
УССР А. Вяюильева и °
0. Co6omp). Ecan p pe- А, Васильева
пертуаре певцов. высту-
павших в заключительном концерте, про-
изведения украинских композигоров зани-.
мали ничтожное место (что, разумеется,

что молодому артисту следует избегать
партий драматического тенора. Голосу Ры-
балкина ближе Ленский, нежели Герман,
которого он пел на фестивале.
	Наиболее яркими спектаклями фестива-
ля были «Отелло» и «Тарас Бульба» (по-

становщик народный артист УССР
Н. Смолич). :
	«Отелло» —один из самых  значитель-
ных спектаклей, показанных на киевской
	сцене за последние годы. Постановщик
(Н. Смолич) и дирижер (заслуженный
артист УССР В. Пирадов) нашли яркую,
	выразительную форму  музыкально-сцени-
ческого воплощения тениальной оперы
Верди. Глубокое, эмоциональное истолко-
вание образа Отелло дал народный ар-
tact УССР Ю. Кинаренко-Даманский, лег-
ко преодолевающий многочисленные труд-
ности этой партии. Образ Отелло в его
исполнении согрет подлинным вдохнове-
	нием. Превосходно поет и играет народ-
	ная артистка УССР 3. Гайдай (Дездемо-
на). Словно © картины Тинторетто сошла
эта нежная, белокурая венецианка. Крот-
кнй и нежный образ Дездемоны’ должно
причислить к числу  значительнейших
побед ‘талантливой артистки, награжден-
ной Сталинской премией.
	В нынешней сценической редакции
«Тарас Бульба» — большое  художествен-
ное достижение театра. Великолепный, пз-
тетичный образ’ матери создает народная
артистка СССР М. Литвиненко-Вольгемут.
Могучей силой. проникнуто исполчение
	партии Тараса народными артистами
УССР М. Донцом, И. Паторжинким и
Н. Частием
	Основным недочетом фестиваля являет-
ся не совсем удачный‘ выбор спектаклей
для выступлений артистов Одессы, Харь-
кова и Днепропетровска. Очень важно бы-
ло бы привлечь к участию в этих спек-
таклях харьковских, одесских и днепро-
петровских дирижеров. Это создало бы у
слушателя более полное впечатление 06
особенностях трактовки того сили иного
вокально-сценического образа. На фести-
вале же артистам областных театров при-
ходилось приспособляться к требованиям
киевских дирижеров.Значительные трудно-
сти представляло и выступление с незна-
комым артистическим ансамблем.

В дальнейшем при организации фести-
валей оперного и балетного ‘искусства же-
лательно‘ включать в их программу не
только отдельных исполнителей, но ице-
лые постановки театров периферии. По-
добный обмен опытом’‘призесет большую
пользу.
	А. ГОЗЕНПУД
					весьма печально), то в балете украинская
музыка вообще отсутствовала. А. Василье-
ва — самое выдающееся  хореографиче-
ское дарование на Ужраине. Ее искусство
по-настоящему поэтично и романтично. В
«Лилее» талант Васильевой фазвернулся
	очень ярко, и тем более приходится со-.
	цалеть, что артистка для своего выступ-
ления в концерте избрала. вальс третье-
степенного композитора.

Устроители заключительного . концерта
не отнеслись с должной серьезностью к
составлению программы. Достаточно ска-
зать, что украинская музыка попросту
выпала из концерта; Глинка, Даргомыж-
ский, Балакирев, Шуберт. Шуман также
не были представлены.

Концерт поэтому не оставил того цель-
ного впечатления, которое он мог бы про-
извести.

В заключение остается выразить надеж-
ду, что фестиваль будет повторен, а его
опыт учтен.
	А. МАРЧЕНКО
	К. Симонов написал пьесу о том, как
в одном из волжеких городов жил па-
рень, хороший, простой, веселый. Этот
парень избрал своей профессией военное
дело; он стал танкистом и бесстрашно
бился за родину, за ее славу, за ее
счастье. Образ этого парня, Сергея Луко-
нина, — большая удача К. Симонова.
	Сергей Луконин совершает то, что свой-

ственно совершать миллионам патриотов
нашей страны. В этом, именно в этом, —
сила и обаяние образа Сергея. Искусство
‘советского драматурга в том и состоит,
чтобы, не изобретая «необыкновенных»
людей, уметь взволнованно и красочно
рассказать зрительному залу о больших
душевных свойствах, о порывах сердца,
присущих миллионам зв нашей стране.
Это самое трудное. Это самое главное.
Н это удалось К. Симонову.

Сережа МЛуконин написан. Симоновым
совсем не примитивно, у него сложный и
интересный характер. Сережа Луконин
упрям. Сережа Луконин  — человек же-
лезной воли. Известно, что упрямство—это
не воля, а воля — совсем не упрямство.
Проще было бы не наделять Луконина
упрямством, выгоднее, с точки зрения
драматургии, наделить его для контрас-
та, для оригинальности чем-нибудь проти-
воположным, Но Симонов не делает это-
го. Сережа Луконин — упрямый и во-
левой. Bor, такой уж он, этот парень.
Ничего не поделаетть.

Это и есть искусство. Только te, кто
им владеет, могут позволить себе не ATTH
по пути театральной «оригинальности»,
ничего не имеющей общего с правдой

жизни.
И Сэрежа Луконин поэтому не вообще

терой, а конкретный Сережа Луконин,
командир-танкист, парень из нашего го-
рода, из Саратова.

В Куйбышеве наверно есть такой же
парень, хорояпий, простой, очень похо-
жий ua Сережу Луконина. Так же, как
и Сережа, этот парень влюблен в свою
родину, так же бесстралиен на войне, но
он все-таки  друтой и фамилия ero дру-
тая. А нашего, саратовохого, зовут Сере-
	«В степях Украины» в театре им. Пушкина
	енинтрадекий государственный akaje-
мический театр им. Пушкина закончил
работу изд постановкой комедии лауреа-
та Сталинской премии А. Корнейчука
	та Сталинокой премии А. Корнейчука
«В степях Украины». Главные роли ис-
полняют: Б. Жуковский (председатель
	колхо3а
седатель

кина (Катерина), В.

Чеснок), Я. Малютин

колхоза Г

(пред-
), Е. Kapa-
Воронов «“Дол-
	«Парень из нашего зорода»
	жей, фамилия его Луконин, он единет-
венный на этой земле, неповторимый.

Хорошо итрает Луконина В. Соловьев.
Я бы сказал, что без искреннейшей влюб-
ленности в танкиста Сережу Луконина
так сыграть его на сцене, как сыграл
В. Соловьев, нельзя. 7

Вообще для большинства исполнителей
в этом опектакле характерна эта влюб-
ленность в`свою роль, какое-то особенное
дружеское, теплое отношение к изобра-
жаемому герою. Это, я бы. сказал, яв-
ляется своеобразным режиссоерским и ак-
TEPCRUM стилем спектакля.

Но не все добились успеха.

Кого, собственно, играет Н. Паркалаб?
Внутренний мир Вари, невесты, а потом
жены Сережи Луконина, загадочен и не-
понятен, несмотря на то, что, на первый
ватляд, все как будто бы обстоит весьма
просто. Но это. та простота, что хуже во-
ровства. Это — примитив. Это девушка
из любого города, а следовательно ни из-
какого города. Это — девушка ив сосед-
ней пьесы.

Варя очень любит Сережу Луконина.
Она нам просто так и сказала: я безум-
но люблю Сергея. И действительно, она
его любит. Мы верим. Означает ли это,
что самостоятельной жизни в пьесе Варя
не должна иметь, а должна, так сказать,
состоять при Сереже? Вовсе нет. Но она
именно состоит при Сереже. К. Симонов
считает, что Варя — актриса. Я лично
этого не считаю, так как ничего не на-
писано в роли такого, из чего это явст-
вовало бы. Варя не актриса, она произ-
вольно названа автором актрисой, так
же как могла быть названа врачом, ма-
шинисткой, биологом. Не обманывает we-
ия и то, что автором написана сцена В
актерской уборной. И там Варя не похо-
жа на актрису, а эктерская уборная —
просто место действия. Разговор Вари ©
друзьями Сережи мог состояться в любом
месте.

В образе Вари нет никакого движения,
Она в течение всей пьзсы переживает од-
но и т0 же. Создать живого человека па
основе такой роли невозможно. Это за
	пределами аклерской профессии.
	И все же Н. Паркалаб делает. все, что-
бы образ Вари был как-то понятен и
приятен зрителю. И автор должен быть
за это благодарен. т

Хорошо написан Симоновым образ Ар-
кадия Бурмина, брата Вари, друта Ce-
режи Луконина. Напрасно только Симо-
нов приписал ему необыкновенную ро-
бость: семь лет не решается Бурмин
об’ясниться в любви любимой девушке.
Это драматургически занятно, хотя. весь-
ма и весьма использовано, но в жизни
так не бывает, и от этого бы стоило от-
казаться, тем более, что обаяние Бурми-
на совсем не в  сверхробости, а в том,
что это хороший, честный советский чело-
век, один из тех, кого мы часто не за-
мечаем, недооцениваем потому, что такие
‘люди редко наиоминают о себе, — не
шумят, так сказать. Заметив и оценив
такого человека, мы крепко дружим Cc
ним и не можем без’ него обойтись.

Вот именно такого хорошего советского
человека блестяще. играет Р. Плятт.
Смерть Бурмина — один из самых вол-
нующих эпизодов спектакля. У Плятта
— высокое актерское мастерство.

Хорошо играют Б, Оленин командира-
танкиста Вано Гулиашвили и Ф. Селезнев
командира-танкиста Севастьянова—боевых
друзей Сережи Луконина. Образы Гулиа-
швили и Севастьянова, увы, эпизоди-
ческие, так как они не имеют внутренне-
го движения и лишены какого бы то HA
было развития. Это, так сказать, прин-
ципиально эпизодические образы, несмот-
ря на то, что роли — большие или, вер-
нее, длинные. Оленин и Селезнев де-
лают Bee, чтобы представить этих героев
зрительному залу обаятельными. И многого
добиваются. Но, увы, никакой собствен-
ной жизни у Гулиаптвили и Севастьяно-
ва нет. Они только друзья Сережи Луко-
нина, так же как Варя — только жена
его.

Да, не вее удалось К. Симонову в этой
пьесе, Или, вернео сказать, не все сде-
лал Симонов для того, чтобы ему уда-
лось. К Симонов — талантливый поэт,
автор мастерски написанных стихов. Он
заявил себя интересным драматургом. Хо-