ВОСКРЕСЕНЬЕ, 27 АПРЕЛЯ 1941 г. № 17 (

0 : .   , СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
Ралпость творчества

Певица Мулюк Бахар, обладательнии
прекрасного толоса, спела иранскую п
ню. Два ансамбля народных певцов —
первый под руководством Ш. Джураева
одного из популярных исполнителей
Таджикистане, и групиа старейших пе».
пов в составе М. Мавлянова, С. Тухтаера,
Г. Бениаминова, 0. Ахмедова, Д. Галяев

М. Садыкова, Б. Муллоджанова и Б, Хь
мнлова — поют народные таджикские ус.
	лодии.
Первое отделение заканчивает save.
тельный ансамбль рубабисток.
	Во втором отделении концерта претль
всего привлек внимание слушателей взрое.
лый Памирский ансамбль. Суровая пряро-_
да «крыши мира» наложила неизгладя.
мый отпечаток на искусство Памира, Ка.
кую-то особую терпкость и неукротимую
силу ощущаешь и в «Шугнанском тазць,
и в первом хоре «Посбони мекунем» (‹0т.
раняем границы»). и в особенности в свое.
образнейшем танце с шашками, который
танцуют М. Исламов, Б. Карамхудоев x
М. Хатамов.

Шариф Джураев, выступавший в пер.
вом отделении с групной народных пез-
цов, здесь поет песенку «Буль-було»
(«Соловьиз) с тремя своими маленьтими
сыновьями. Ребята не уступают отцу 4
исполняют ‘свой номер с большим Boor.
шевлением. и превосходным чувством вл.
самбля. п

Затем солисты театра 0. Исамова х,
ставший любимцем Москвы, Г. Валамат.

Зода исполняют свои лучшие пляски
спектаклей: Исамова — «Зант» из «Лола»
Валамат-Зода — «Танец © чалмой» м
«Ду гуль».

Рена Галибова, которую москвичи до
сих пор знали лишь как оперную арта.
стку. славится в Таджикистане как ope
восходная исполнительница эстрадных пе
сенок. «Хасанджон» и «Бути нозанииаму
(«Мой пленительный друг») она спела з
концерте действительно замечательно — ¢
тонким юмором и вкусом. ]
		После солиста театра А. Муллоканлов о
на сцене появляется ансамбль песни х
танца Таджикской государственной фи.
лармонии. В декадах национального ис.
кусства в Москве мы ва последние годы.
слушали много прекрасных ансамблей пе.
сни и пляски. Надо сказать, что ансамбль
Таджикской филармонии должен bin.
причислен к самым лучшим и ярким. Пе.
сни и иляски он собрал поистине чуде
ные, к тому же исполняются эти народ.
ные произведения с мастерством порой
просто необычайным; это относится и Е
«Занг-каджакон», и к «Як гурбию», их
«Ракси гисор? и др. Но подлинными ше.
деврами являются «Хуш он замон», о ко
торой мы уже говорили, и танец «Ш
ри-джон» («Красавица душа») в испол.
нении дуэта Л. Ариповой и К. Махкамон.
	В заключение концерта все участник
декады исполняли «Песню о Сталино,
Это обращение к любимейшему вождю за.
вершило заключительный концерт декады
н всю декаду таджикского искусства
Москве, прошедшую с огромным успехи

и принесшую нам столько япчайших у
дожественных впечатлений.
	М. МАКАРОВ —
	Заключительный концерт декады тад-
жикокого искусства с 0собой полнотой
раскрыл неразрывную связь таджикского
оперного искусства с фольклором, бале-
та — с народными таджикскими плясками.
	Мы восхищались чудесными лирически-
ми мотивами в «Лола», обработанными и
оркестрованными °С. Валасаняном и
С. Урбахом. Но послушайте народные
песни ансамбля рубабисток или ансамбля
песни и танца, — и вы убедитесь в том,
как много общего в песнях «Лола» и тех,
которые звучали на заключительном кон-
церте. Это — мелодика одного стиля, од-
ного характера и происхождения.
	Надо прямо сказать, что не только наша
широкая публика, но и специалисты му-
выканты не знали, даже не подозрева-
ли, какие неисчерпаемые богатства мело-
са заключены в таджикской народной му-
зыке. Лирическая стихия сказывается во
всем песенном фольклоре Таджикистана.
Право же, такая песня как «Хуш он
замон» («Прекрасное время») должна быть
причислена к подлинным шедеврам лири-

ческой музыкальной поэзии,
	А песни рубабисток <Ба нозам» («Моя
нежная»), «Донистам» («Я поняла»), «Кач-
кач», «Кам-камак»! Все это подлинные
жемчужины народной лирики, полные то
нежной грусти, то лукавого юмора. =

Таджикские танцы! Какой огненный
темперамент, какая кипящая кровь бьет-
ся в ритме гиссарского танца «Ракси ги-
сор», в танце с шашками, ‚ показанном
Памирским ансамблем песни и пляски.

Программу заключительного концерта в
Большом театре открыл оркестр народ-
ных инструментов, который вместе с кол-
лективами Таджикской государственной
филармонии исполнил песню о Сталин-
ской Конституции Ш. Бабакаланова. Баба-
каланов = один из самых молодых и та-
лантливых таджикских композиторов-мело-
дистов. Это человек, знающий уйму на-
родных песен, сочиняющий свои собет-
венные мелодии в духе таджикской пес-
ни, Его песня о Сталинской Конституции
интересна как образец того нового стиля,
который складывается и формируется сей-
час в музыкальном искусстве Советского
Таджикистана.

Эстрадой завладевает молодежь. Три
юных музыканта комсомольца А. Муло-
чаев, Д. Сафаров и Б. Хайретдинов испол-
няют песню о комсомоле, новую советскую
песню. Комсомольцев сменяет танцовщица
Ашура Насырова. Ее пляска «Нагора-базм»
вызывает искренний восторг публики —
	тавую прекрасную легкость и виртуозную
технику показывает эта стройная, совсем
	юная девушка.
	Участники декады таджикского искусства в Москве, награжденные орденами и медалями Союза ССР, Слева направо: А. Исхакова, С. Туйбаева, Г. Лахути,
А. Насырова, Ф. Салиев, Ю, Баратбеков, Г. Убайдуллаева
		o8 выдающиеся заслуги в деле разви-
тия таджикокото театрального и музыкаль-
ного искусства наградить:
	ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
	1. Айни Садритдина — Заслуженного
деятеля науки Таджикской ССР, писателя.
2. Галибозу Рену — Заслуженную ар-
тистку Таджикской ССР, артистку Тад-
жикского Государственного театра оперы
	и балета.
3. Камалова Asama — Заслуженного

деятеля искусств Таджикской ССР, дири-
жера-композитора.

4. Касымова Мухамеджана — Заслужен-
ного артиста Таджикской OCP, aprucra
Сталинабадского Академического театра
драмы.

5. Фазылову Туфу — Заслуженную эр-
жикского Государственного театра оперы и
балета.
	ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
	1. Азимову Азизу — солистку балета
Таджикского Государственного театра опе-
ры и балета.
	2. Ахмедова Ходжи — артиста Таджик-
ского Государственного театра оперы и 6а-
лета.
	3. Бакаеву Гульчару—Заслуженную ар-
тистку Таджикской ССР, артистку Сталин-
абалокого Академического театра драмы.
	4. Баласаняна Сергея Артемьевича‘ —
Заслуженного деятеля искусств Таджик-
ской ССР, композитора.

5. Валаматова Гафара — балетмейстера
ры и балета.
	6. Джалилова Раджаб-Али — парторга
ЦК КП(б) Таджикистана по проведению
декады:

1. Исамову Офтоб — солистку балета
Талжикского Государственного театра опе-
ры и балета.

8. Исхакову Абигай — Заслуженную ар-
тистку Таджикской ССР, солистку балета
ры и балета.

9. Имамова Аликула — начальника Уп-

равления по делам искусств при СНК Тад-
жикокой ССР.
о 10. Муллокандова Авнера Коеновича —
Заслуженного артиста Таджикской ССР,
артиста Таджикского Государственного те-
атра оперы и балета

11. Рындина Вадима Федоровича — За-
служенного артиста РСФСР, главного ху-
Дожника декады.

12. Саидова  Абдурахмана — артиста

драмы.

13. Сулейманова Ахата — Заслуженно-
го, артиста Таджикской ССР, артиста
Сталинабадского ` Академического театра
драмы.

14. Таирова Халима — артиста Таджик-
ского Государственного театра оперы и Ga-
лета.

15. Тураева Бурхана Кабиловича — ар-
тиста Таджикского Государственного те-
атра оперы и балета.

16. Туйбаеву Софью — Заслуженную
артистку Таджикской ССР, артистку
Сталинабадскоо Академического театра
драмы.

17. Халилова Мухамеда — артиста Ста-
линабадского Академического театра драмы.
	ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА,»
	1. Азимова  Наимджана — дирижера
Ленинабадского музыкально-драматического
театра.
	2. Алимова Алимджана — резчика по
дереву.

3. Арипову Латофат — артистку Тад-
жикской Государственной Филармонии.

4. Ахмедова Мирзобобо — артиста Тад-
жикокой Государственной Филармонии.

5. Ахмедову Саиду — артистку Сталин-
абадского областного колхозного театра.

6. Бабакаланова Шарифа — дирижера,
композитора-мелодиста..

. Т. Бандышаеву Савоан — солистку Па-
мирского ансамбля песни и пляски.

8. Бабаханову Хану— артистку Сталин-
абадского Академического театра драмы.

9. Бахар Суру — солистку балета Тад-
MUKCKOTO Академического театра оперы’ и
балета.

10. Бурханова Асли — Заслуженното ар-
тиста Таджикской ССР, артиста Сталин-

11. Гринберга Матусида Мордуховича —
музыковеда.

12. Джураева Шарифа — артиста Тад-
	ВИКОГДА НЕ ЗАБЫТЬ ДНЕЙ,
ПРОВЕДЕННЫХ В МОСКВЕ
	Трудно сейчас передать словами чувства,
волновавшие каждого из участников дека-
ды во время подготовки к поездке в Мо-
скву. Артистам Таджикского тватра пред-
стояло выдержать в отолице Советского
Союза серьезный творческий экзамен. Как
примет нас московский зритель, как прой-
дут спектакли на таджикском языке, как
оценят нашу работу в Москве, — ччого-
кратно задавали мы себе эти вопросы.

На приеме в Кремле я сидел рядом с
товарищем Сталиным. Слезы радости за
счастье, выпавшее мне и моим товарищам,
подступали к горлу. Волнение стесняло
трудь. Никогда не забыть мне часов, про-
веденных в Кремле.

Московский зритель тепло принял нас.
Правительство высоко оценило театры.

илармонию. актеров таджикского народа.

ысокую награду — орден Ленина
и звание народного артиста Союза ССР —
нолучил я. Это обязывает всех нас рабо-
тать еще лучше, чтобы искусство таджик-
ского народа достигло еще большего
	М. КАСЫМОВ,
народный артист СССР
	44. Одинаева Халика — солиста ансам-
бля песни и пляски Таджикской Государ-
ственной Филармонии,

-45. Проценко Александра Ивановича —
тлавного балетмейстера Таджикоского Госу-
дарственного театра оперы и балета,

46. Рабиева Мухамеда — заместителя
директора Таджикского Государственного
театра оперы и балета.

47. Рабимова Усмана — солиста балета
Таджикского Государственного театра
оперы и балета. 4

48. Рассомахина Пэтра Платоновича —
заведующего постановочной частью Тад-
балета, :

49, Раупова Юсуфджона -— художника-
орнаменталиста Таджикского Государот-
венного театра оперы и балета,
	50. Саидова Бурхана-—<олиста оркестра
народных инструментов Таджикской Го-
сударственной Филармонии.
	51. Салиеву Фатиму — артистку Тад-

52. Саркисова Аслана Аршаковича —
солиста оркестра народных инструментов
Таджикской Государственной Филармонии.

53. Сатарова Джура — артиста хора
ры и балета.
	54. Сатарова Яхьякула — директора
Сталинабадского областного колхозного
театра.
	55. Суламаева Чора — солиста ансамбля
песни и пляски Таджикской Государст-
венной. Филармонии.

56. Таджибаева Таира — артиста Тад-
балета.
	57. Троицкого Константина Алексееви-
ча — инспектора Управления по. делам
Искусств при СНК Таджикской ССР.

58. Троянского Михаила Петровича —
художественного руководителя ансамбля
венной Филармонии,

59. Убайдуллаеву Гилосу — солистку
ансамбля рубабисток.
	60. Урунова Хафизулло Барактулаеви-
ча — артиста Сталинабадского Академи-
ческого театра драмы.

61. Усманова Адила — артиста хора
ры и балета.
62. Хамдамова Амона Султановича —
	концертмеистера оркестра народных ин-
	струментов Таджикской Государственной
Филармонии.

63. Хамидова Барака — педагога-дой-
риста Таджикского Государственного теат-
ра оперы и балета.

64. Хасанова Ахмеда — мастера по вы-
шивке и разрисовке национальных костю-
мов.

65. Хасанову Гулистон — солистку ан-
самбля песни и пляски Таджикской Focy-

дарственной Филармонии.
66. Хасайновского Соляха Гимдинови-

ча — заместителя директора Сталинабал-
ского Академического тедтра драмы.

67. Хубову-Исламову Арусяк Никитич-
ну — балетмейстера Таджикоского  Госу-.
дарственного театра оперы и балета.

68. Ходжаева Сангели — педагога по
балету ` Таджикского Государственного те-
атра оперы и балета.

69. Хусаинова Усара — артиста Тад-
жикского Государственного театра оперы.

и балета.
70. Чайлытко Владимира  Рафаилови-

ча — заместителя директора Выставки
изобразительного искусства,
71 Шакирову Назакат — артистку Тад-

балета,

72. Шамсутдинова Эльмурада — артиста
хора Таджикского Государственного театра
оперы и балета.

73. Ширшова Александра Григорьеви-
ча — артиста Сталинабадского театра pyc-
ской драмы имени Маяковского.

74. Юпдашева Рахима — мастера по
вышивк» и разрисовке национальных коб-
тюмов.

75. Юрьева Абрама Александровича —
театра оперы и балета, ранее натражден-
ного ордёном «Знак почета»,

76. Якубову Хиндзо — артистку Тад-
балета. р

77. Янке Екатерину Ивановну — биле-
тера Сталинабадского Академического те-
атра драмы.
	Уаз Президиума Верховного Совета СССР
	O. награждении участников декады таджикского искусства
	18. Джураева Шамси  Шариповича —
артиста Таджикокого Государственного те-
атра оперы и балета.

14. Джураеву Истам — артистку Тад-
жикской Государственной Филармонии,

15. Ершова Игоря Александровича —
художника-живописца.

16. Загорянского Рувима Даниловича —
	директора Таджикской Государственной
Филармонии. Е
17. Зияевза Мирбаба — артиста Тад-
балета, .
	18. Кауфмана Лазаря Григорьевича —
главного дирижера Таджикского Госудат-
ственного театра оперы и балета.

19. Нороха Ерахмиеля Нафтульевича —
главного режиссера Таджикского Государ-
	20. Лахути Гасима Ахмеда-Зода — поз-
та-драматурга, ранее натражденного орде-
ном Ленина.
	21. Ленского Александра Степановича —
композитора. .
	22. Мавлянова Мухитдина - солиста-
музыканта ансамбля песни и пляски Тад-

23. Менглета Георгия Павловича —
художественного руководителя Сталинабад-
ского театра русской драмы имени Мая-
ковского.

24. Мирошниченко Павла Семеновича —
главного хормейстера Таджикского Госу-

25. Мительмана Ефима Исаевича — ху-
дожественного руководителя Сталинабад-
ского Академического театра драмы.
	26. Назарова Хашима  Рахимовича —
рубабисток. .
	27. Насырову Ашуру — артистку Тад-

28. Мурадова Саида — режиссера Тад-
жикокого Государственного театра оперы
и балета.

29. Сараева Тимофея Евдокимовича —
уполномоченного СНК Таджикской ССР по
подготовке декады, председателя Исполни-
тельного Комитета Сталинабадекого город-
ского Совета депутатов трудящихся.

30. Салиева Фазила — руководителя Па-

‘31. Саркисову-Бабаеву Антик Моисеев-
ну — артистку Таджикского Государствен-
ного театра оперы и балета.

32. Смирнова Виталия Сергеевича —
руководителя детской группы Памирского
ансамбля песни и пляски.

38. Степанову Галину Дмитриевну —
Заслуженную артистку Таджикской ССР,
артистку Сталинабадского театра русской
драмы имени Маяковского.

34. Султанову Таджи — солистку ан-
самбля рубабисток.
35. Таджибаеву ° Башарат — артистку

ры и балета.

36. Узакова Рауфа — музыкального ру-
ководителя Памирского ансамбля песни и
пляски.

37. Упуг-Зода Сатима — драматурга.

38. Фуфыгина Виктора Ивановича —
	тлавного художника Таджикского Государ-
	ственного театра оперы и далета.

39. Фрейдина Меера Зеликовича — 3%
местителя директора Таджикской Государ-
ственной Филармонии.

40. Худолея Леонида Федоровича — ху-
дожественного руководителя Таджикской
Государственной Филармонии.

41. Чемодурова Евгения Григорьевича —
главного художника Сталинабадского Ака-
демического театра драмы.

42. Якушева Сертея Ильича — Заслу-
женного артиста Таджикской ССР, артиста
Сталинабадского театра русской драмы
имени Маяковского.
	МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»
	1. Азимова Ашур-Биби — заместителя
заведующего отделом кадров ЦК КП(б) Тад-
жикистана.
	2. Айнемера Израиля Григорьевича —
заведующего. электроцехом Таджикского
Государственного театра оперы и балета.

3. Акилову Дору Яхиловну — солистку
ансамбля песни и пляски Таджикской Го-
сударственной Филармонии. .

4. Абас-Апиеву Тамару — артистку
ры и балета.

5. Аминова Халима Насыровича — ва-
ведующего труппой Таджикского Государ-

6. Аралина Константина Александро-
вича — столяра-токаря  Сталинабадского
Академического театра драмы.
		Благодарю артистов
	Я думаю, что выражу мнение всех моих
товарищей композиторов, если от всей
души горячо поблагодарю мастеров искус-
ства Таджикистана. Они помогли нам
приобщиться к живительным  родникам
поллинно народного творчества. Поистине
восхитительны мелодическая напевность и
ни с чем несравнимое ритмическое 6бо-
татство таджикской народной музыки. Не-
сколько необычное ладовое начало, лежа-
щее в ее основе, открывает богатейшие
	Превосходное впечатление произвел на
	меня весь ансамбль таджикских оперных
и балетных спектаклей. Покоряют вкус,
изобретательность постановщиков, вдохно-
венное мастерство исполнителей. Огром-
ным обаянием отличается талант соли-
сток Т. Фазыловой и Р. Галибовой.

Во всех выступлениях хора, и в опер-
ных спектаклях, и, в заключительном кон-
церте радовали стройность, высокое чув-
ство ритма. Большой похвалы заслужи-
вают, на мой взгляд, и все оркестровые
сопровождения.
	7. Арзова Александра Михайловича —
заместителя ‘директора Таджикского Госу-

8. Аджаматова Зайнала Гурбановича —
бутафора Таджикокого Государственного те-
атра оперы и балета.

9. Баратбекова Юлдашбека — мастера-
орнаменталиста, ранее награжденного орде-
HOM «Знак почета». `

10. Бахар Мулюк — артистку Таджик-
ского Государственного театра оперы и 63-
лета.

11. Бахрединову Зульфию — художни-
цу-вышивальщицу.

15. Беляева Павла Ивановича — Заслу-
женного артиста Таджикской ССР, артиста,
имени Маяковското.

13. Бениаминова Гавриила — артиста

14. Болтабаева Джурабая — начальника
Ленинабадского Областного Отдела Искусств.
`15. Васильева Сергея Борисовича — за-
ведующего постановочной частью Сталин-
абадского Академического театра драмы:

16. Гаврилова Михаила Ивановича —
мапгиниста сцены Таджикского Государ-

17. Голейзовского Касьяна Ярославови-
ча — главного балетмейстера декады, ранее
награжденного орденом «Знак почета».

18. Гупенова Мубаракшо — солиста Па-
мирского ансамбля песни и пляски,

19. Гулям-Алиева Гулям-Хайдара — ру-
ководителя музыкальной труппы Памир-
ского ансамбля песни и пляски.

20. Едарбекова Марватшо — солиста Па.

21. Забазного Андрея Игнальевича —
артиста оркестра Таджикского Государст-
венного театра оперы и балета.

22. Заинчковского Николая Августино-
вича — заведующего постановочной частью

23. Зияева Акила — Заслуженного ар-

24. Ильина Павла Ивановича — ре-
жиссера Таджикской Государственной Фи-
лармонии, ранее награжденного орденом
«Знак почета».

25. Исматова Файзуллу — Заслуженного
артиета Таджикской ССР, артиста Сталин-

26. Исрафипова Кабильджон — солиста,
оркестра народных инструментов Таджик-
ской Государственной Филармонии.
	27. Ишанова Можета — артиста Тад-
23. Кабилова Махмата -—- артиста Тад-
балета.

29, Hanupona Maanana — артиста Тад-
балета.

30. Камалова Бахрома — артиста Тад-
балета.
	31. Камерницкого Дмитрия Владимиро-
вича — Заслуженного артиста РСФСР, ху-
дожественного руководителя Таджикского

32. Нандова Доуда — дойриста Таджик-
ского Государственного театра оперы и 6a-
лета.

33. Караханова Назира — солиста ба-
лета Таджикского Государственного Tea-
тра оперы и балета.

84. Клименову Зою Павловну — дирек-
тора Сталинабадской музыкально-балетной
ШЕОЛЫ.
	35. Козырева Анатолия Ивановита —
	концертмейстера — Таджикокого Государ-
36. Kynewesa Константина  Федорови-
	а — художника.

87. Лоди Тамару Петровну — скульгто-
ра-бутафора Таджикского Государственного
театра оперы и балета.

38. Махкамова Кимсана — дойриста ан-
самбля песни и пляски Таджикской Го-
сударственной Филармонии.

39. Махмудову Енахон — артистку,
драмы.

40. Мирзаханова Гургена Гаймовича —
художника-исполнителя Таджикского Го-
сударственного театра оперы и балета.
41. Мирзошоева Абдульбобо — солиста
детской группы Tamuperoro ансамбля пес-
ни и пляски.

42. Мупочаева Анвара — артиста Тад-
жикской Государственной Филармонии. —

43. Одилова Ашура — бывшего дирек-
тора Сталинабадского Академического Tea-
тра драмы.
			Два памирских ансамбля выступали в
заключительном концерте — детский и
взрослый, и оба произвели огромное впе-
чатление на аудиторию. В детском‘ ансам-
бле собраны талантливые ребята из 06-
ми районов Памира. Все они — отлични-
	ки учебы. Эти чудесные мальчуганы и
девочки уже сейчас настоящие артисты.
	А. Азимова, Т. Фазылова, А, Исхако-
ва, Х. Ахмедов хорошо уже известны мо-
сквичам по спектаклям театра оперы и ба-
лета и поэтому появление на эстраде каж-
дого из этих превосходных артистов пуб-
лика встречает аплодисментами.
	Образы «Шах-Намэ»
Ha талжикской спене
	тией относится к гуманистическим ид
лам гениального Фирдоуси, мечтавшем,

как Сухроб, об’единить враждовавшие m
роды в одну семью.

a

Развить и подчеркнуть в пъесе. то,
созвучно нашим мыслям и чувствам}
поэме «Шах-Намэ», — право и обязат
ность советского художника. И ‘в три
дии В. Волькенштейна и А. Пир-Мухами
Зода достаточно материала для того,
бы режиссура могла, следуя духу поза
Фирдоуси, дать изображение  опустош
тельной борьбы племен, ложившейся ти
чайшим бременем на плечи народа,
	Режиссура могла бы устранить их
щиеся в пьесе элементы примитивно
социологизирования, которые, видимо,
подсказали талантливому А. Сулейман
излишне мрачные тона для характеристях
образа Рустама. В частности, театр, скл
чительно щедро пользовавшийся для ли
раций и костюмов самыми яркими кр
ками (художники В. Рындин и Е Ч
дуров), во всех семи картинах, в котор
Рустам появляется на сцене, показыеи
его в одном и том же мрачном темно”

ричневом одеянии.

Сухроб во всем подчеркнуто протям
поставлен‘ Рустаму, начиная с меняющие
ся ярких красочных одеяний, кончал 2
кой, юношески грациозной походкой, А. 0
идов создал светлый образ летендарно
как говорит Фирдоуси, я
цехлевана Сухроба. Саидов играет ле
непринужденно. В памяти запечатлевает
тордо поднятая голова Сухроба—Сандо
его спокойная и ласковая улыбка, пише
ный вэгляд в минуты гнева,
	Успех с Саидовым делит С. Туйбем-
прекрасная драматическая актриса, и
полнившая главную женскую роль в пи
се — роль храброй и хитрой rrr
Гурдофарид. В пленительном образе 9
иранской амазонки Туйбаева o мт
тельным мастерством сочетала такие п
тиворечивые черты; как суровая мух”
венность и чарующая  женственнол
Гурдофарид — Туйбаева неизменно ли
ковывает к себе восторженное внима
зрителей и тогда, когда с мечом ви
сражается с Фухробом, и тогда, ори
петно переживает опасности, грози
любимому витязю. Выразительная мии
пелает поведение Гурдофарид в ясли
нии Туйбаевой понятным зрителю, 7
знающему языка. С большим темпему“
TOM и тонким мастерством исполняи
талантливая актриса очаровательный 1
своей — непосредственности и ди
танец в сцене пира

Бурханов в роли брата Гуру
Гаджюитра, начальника Иранской ре
ярко изобразил трусливого и подло“
новника. Колоритную фигуру влалык о
ранского царства, царя фросиабь ”
задал М. Халилов. Высокую оценку #1“
живает и игра остальных исполните
Г. Бакаевой (Тахмина, мать Cyt
Н, Гийсова `(Пирон, дед Сухроба), М1
сова (шут), Х. Саид Ахмедова (Bo!
советник Афросиаба)

Вставные «номера» — пение во в
пира, танцы дёвушек в 1 акте — ©
ны хорошо, а главное, ими не 8107
ребляют, они органичны в смектавле   у
совые батальные сцены выглядят 161
точно «массовыми» на фоне вели”.
ных монументально-величественных 1’
раций. Здесь должно бы быть Hil.
большее соответствае.

Зрители с единодушным восхими

встретили постановку трагелии «Руси

Сухроб>, которую показал в Моск
жикокий государственный arate
театр драмы им. Лахути. 7

Георг ГОЯ
	Спектакль «Рустам и Cyxpo6>, поставлен-
ный Таджикским академическим театром
драмы, с исключительной наглядностью
показал, какие возможности таятся для
советского драматического театра в неис-
черпаемой сокровищнице народно-эпиче-
ской поэзии. Зрители-москвичи, не владе-
ющие таджикским языком, с глубоким
волнением следили за развитием. трагедии,
построенной на древнейших народных ска-
ваниях Востока.
	В советском оперном театре получили
сценическо-музыкальное воплощение мно-
гие высокопоэтичные народные легенды и
сказания о богатырях. Драматический же
театр, широко попользуя ‘историческую
тематику, очень редко обращается к на-
родному эпосу. Исключения (например,
пьеса В. Вагаршяна по мотивам «Давида
Сасунского», поставленная на сцене Ар-
мянского драматического театра им. Сун-
дукяна) не меняют общей картины. Не-
сколько чаще эпос привлекает внимание
театров юных зрителей (например, пьеса
П. Павленко и 0. Радзинского об’ Илье
Муромце, с успехом поставленная в ряде
тЮЗов).
	Нам доводилось слышать «обоснование»
такого положения вещей: монументально-
эпические произведения, якобы, по 0с0-
бенностям жанра родственны только опер-
ному театру и чужды драматическому. Да,
они чужды  бытовому драматическому
театру. Действительно, театру, умеющему
ставить только бытовые пьесы, не по пле-
чу кольчуги богатырей Манаса и Джан-
гара. Постановка трагедни «Рустам и Сух-
роб» (постановщики В. Мительман и
А. Саидов) удалась молодому таджикско-
му театру потому, что он сумел найти
для нее соответствующий геронко-роман-
тический стиль. Герои «Шах-Намэа> впер-
вые за тысячу лет со времени рождения
	Фирдоуси появились на драматической
сцене.
	От драматургов В. Волькенштейна и
A. Пир-Мухамед-Зода режиссура получи-
ла не традиционную ‹инсценировку». не
ряд слабо связанных друт с другом «еце-
нических зарисовок», а целостное произве-
дение, построенное с глубоким знанием
законов драматургии. Не владеющие тад-
жикоким языком могут убедиться в лите-
ратурно-художественных достоинствах тра-
	гедии по прекрасно сделанному авторами
русскому варианту пьесы.
	В поэме «Шах-Намэ» 120 тысяч строк-
Драматурги умело выбрали один из дра-
матических моментов этой величайшей эпо-
пени: столкновение двух благородных пех-
леванов — Рустама и его сына Сухроба
и трагическую гибель Сухроба от руки
	своего отца, не знавшего, с кем он сра-
жается.
	Но пьеса, написанная «по мотивам» поэ-
мы Фирдоуси, ко многому обязывает,
Представляется спорным, например, mpo-
тивопоставление Рустама и Сухроба как
представителей двух борющихся классов—

эксплоататоров и эксплоатируемых. В тра-
НЯ Зея пора С, ВИ
	устам изображен защитником фео-
г
	EE ES РЕ

далов, а Сухроб — покровителем кресть-
	зн и ремесленников. Это несколько сни-

жает силу трагедийного конфликта, за-
ключающегося как раз в том, что вдесь
oo _
	gen mare АРА УРНЫ Х МАМЕ. ЛОУ
гу не только Физической  бичой и воине

mann ttt oie
	aise ABA воюющих цафства — Иран и 1
ран. Ид

ея летенды о Рустаме и Сухро
— это прежде всего осуждение бра’
убнийственной борьбы соседних народов.

Наш многонациональный — Советск
Союз, стоящий на позициях пролетарст
ro интернационализма, ненавялятий ма
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
		РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ,
ВО МНОГО РАЗ ЛУЧШЕ
	Встреча с товарищем Сталиным, руко-
водителями партии и правительства, при-
ем в Кремле, вручение высоких наград, —
сколько радостных и счастливых впечат-
лений на всю жизнь!
	Таджикский народ, возрожденный Ок-
тябрем к новой, счастливой жизни, пре-.
исполнен чувств огромной любви и бла-
годарности к нашей родной коммунисти-
ческой партии, товарищу Сталину. Тад-
жикский народ послал нас в Москву, что-
бы продемонстрировать наше искусство.
	Молод наш театр, молоды наши актеры,
н естественны были волнения и тревоги.
Та оценкё, которую мы получили здесь, в
Москве, вдохновляет нас на новые твор-
ческие дела.
	Мы увозим с собой образ великого
Сталина, его высокую оценку древней, ты-

сячелетней культуры таджикского народа.
Проникновенные слова вождя наполняют

наши сердца гордостью за успехи своего

народа. Мы обязуемся работать еще луч-
ше, во много раз лучше!
	Р. ГАЛИБОВА,
	заспуженная артистка Таджикской.ССР
	Москва, Кремль. 23 апреля 1941 года. .
	Тадэкик астана
	возможности перед композиторами в раз-
витии национального ‘искусства.
	Победы, одержанные профессиональным
Таджикским музыкальным театром, пора-
жают и восхищают. Недаром так горячо
приветствовали участников декады житёли
‘столицы. руководители партии и прави-
тельства, великий Сталин!
	Р. ГЛИЭР,
народный артист СССР
	Пленительные таланты
	Одно из самых замечательных достиже-
ний таджикского искусства, блистательно
продемонстрированного на декаде, — его
молодой балет. Заслуживает восхищения
искусство танцовщиков и талант балет-
	мейстеров — А. Исламовой, Р. Валамат-
Sona.
	Работники искусств Таджикистана до-
стигли замечательных художественных ус-
	пехов!

и. козловский,
народный артист СССР