BU Sveti 68 РА Evin 194) on, Ne 47 (752)

‘ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО :
		Партийная жизнь
	ВЫСТАВКА РАБОТ
Г. К. САВИПКОГО
	Т. К. Савицкий — видный советский
баталист, мастер бытовего жанра, автор
ряда значительных произведений на исто-
рико-революционные темы. Он известен
также как мастер иллюстраций, как один
яз крупнейших наших анималистов, Луч-
шие произведения Г. К. Савицкого увле-
кают зрителя живым, искренним чувством,
Обладая острой наблюдательностью и боль.
шой зрительной памятью, художник умело
я свободно справляется со сложными мно-
фигурными композициями. Свои баталь-
ные тематические полотна он писал иной
pia H без натуры, так как, по соботвен-
ным словам, ему «проще вообразить себе
нужного натурщика, чем найти его в дей-
ствительности», Многосторонний Сталант
Савицкого находит себе применение и в
работе над грандиозной панорамой «Штурм
Перекопа», художественным руководителем
которой он является. , Осуществляя свои
хомпозиционные замыслы в живописи, Са-
вицкий нередко обращается предваритель-
но к скульптуре, стремясь при ее помощи
‹ наибольшей пластической ясностью вос-
создавать увлекающие его образы.
	Выставка произведений Г. К. Савицкого
охватывает довольно полно 30-летний пе-
род ег деятельности, начиная с того
времени, когда еще только формировались
вю эстетические взгляды под влиянием
передвижничества, и кончая работами ны-
ношяего года. Влизость Савицкого к ху-
дожественным традициям передвижников
создалась под влиянием его отца К. А.
Савицкого, крупного русского художника-
передвижника, опытного педагога и автора
ряда популярных в истории русского ис-
кусства картин. Георгий Константинович
учился у своего отца в Пензенской худо-
лественной школе до поступления в Ака-
демию художеств. В Академию он был
принят без экзамена в 1908 г. и окончил
	ее в 19165 г, с правом. на заграничную
командировку.
	В ранних произведениях пензенского пе-
рнода наметилась склонность Савицкого к
жанровым сюжетам. В академические го-
ды круг интересующих его тем резко ме-
няется. Виервые серьезно познакомившись
в Петербурге с памятниками античного
пскусства, он посвящает свою дипломную
работу и первые свои самостоятельные
произведения античным мотивам. «Смерть
Приама» (дипломная работа) и цикл эски-
008 H картин (последними из них былн
написанные в 1922 г. «Раненая амазонка
Камилла» и «Охота на Калидонского вен-
ря?) проникнуты глубоким ощущением
красоты античного мира, прекрасно оком-
панованы, полны движения и драматизма.
	Эти ранние вещи Сазицкого, собранные
нз музеев и частных коллекций, по-ново-
му показали творческое лицо художника.
Академия художеств научила ero грабо-
тать над большими историческими тема-
MH, героическими образами. Чрезвычайно
интересно проследить, как в творчестве
молодого художника переплетались две,
вю многом противоречалцие друг другу
тенденции, как привитая ему с юных лет
эстетика позднего передвижничества от-
упала под влиянием новых художествен-
ных представлений. После Октябрьской
революции этот сложный процесс взаимо-
действия становится еще заметнее. Образы
делаются содержательнее и конкретнее.
Художника оставляет былой интерес‘ к бы-
товому анекдоту. Он создает композиции,
в которых достигает . большего обобщения
и яркого социального заострения темы.

В те годы, когда шла борьба за совет.
скую тему в нашем искусстве, Савицкий
выступил с интереснейшими  произведе-
пиями, сыгравшими значительную роль в
развитни реалистической советской живо-
писи, В первую очередь необходимо от-
метить его большую картину «Стихийная
демобилизация царской армии (1928 г.)»,
	«Поход Тамансвой Красной: Армии», «Пер-

we et we
	вые дни Октября», «Переход через Си-
ваш» и др. Картина «Стихийная демоби-
лизация», наряду с «Увзловой станпией в
	1919 г.» Б. Иогансона, «Транспорт ` налажи-

mre ee]! rT
	EO

вается» Б. Яковлева и рядом ‘других, зна-
меновала поворот советских художников
на путь создания больших жанровых и
	исторических картин. «Мужество, сила и
	товкость всегда увлекали меня KAR xy-
	цдожника, — рассказывает Савицкий. —
	EARLE BURP YAR меня мир, Яя
всегда стремился найти, разыскать в нем
под любой внешней оболочкой эти особен-
но привлекающие меня черты и в той
	или иной форме отразить их в своих про-
	изведенияхь.
	«©, кого искали»
	Премьера в Московском драматическом театре
	«Гот, кого искали» А. Раскина и М. Сло-
бодского в Московском драматическом те-
	атре. На снимке: артист С. Вечеслов в
роли Васи и артист Б, Лавров в роли
ЗКенечки
	Фото С. ПШШнгарева
	В 1918 году, при наступлении белых,
Борзовы потеряли четырехлетнего сына
Васю. Малыш в общей суматохе отбил-
ся от родных и словно в воду канул.
Долголетние поиски ни к чему не при-
водили, И вдруг, спустя 22 года, милиция
сообщает родителям адрес и номер теле-
фона их сына — Василия Эахаровича, Бор-
зова, радиста-полярника,  возвратившего-

ся в Москву после семилетнего пребыва-
ния на Севере.
	Затерявшийся в необ’ятных просторах
страны и найденный, наконец, Вася — те-
перь взрослый, бородатый мужчина, при-
выкший к суровой жизни зимовщиков Ga-
полярья, попадает в семью, обретает «свой
дом». Его окружают заботой, ‘немного для
него стеснительной и в то же время при-
ятной. Его искренне любят. В нем самом
проснулось сыновнее чувство.
	Неожиданно обнаруживается — ошибка;
его приняли, за другого. Он — только тез-
	ка и однофамилец пропавшего когда-то
сына Борзовых...

Прервем на этом изложение сюжета
	пьесы А. Раскина и М. Слободского «Тот,
кого искали». Сказанного достаточно, что-
‘бы поставить вопрос: подходящий AH Mae
териал избрали авторы для своей коме-
дии? Ситуация как будто совсем не ко-
медийная, годится скорее для мелодрамы,
если не для трагедии. Но... посмотрим до
конца спектакль. В последней картине
семья Борзовых усыновляет «чужого» Ва-
силия. Он заменил им потерянного сы-
на. Никакой трагедии. О мелодраме на-
поминают лишь некоторые трогательные
сцены второго и третьего актов. Но ведь
трогательность не противопоказана коме-
дии. И это действительно комедия. Тщет-
но искать здесь «без вины виноватых»
или пострадавших от несправедливости,
от чьей-то злодейской воли. Работники
милиции дали инженеру Борзову невер-
ную справку, будучи сами введены в за-
блуждение удивительным совпадением би-
ографических сведений 06 обоих Васили-
ях Борзовых.
	Материал пьесы нисколько не протн-
воречит и законам жизни потому, 910
сценическая судьба героев совпадает с их
реальной судьбой в нашем обществе. Ни-
чего трагического в подобном положении
(попробуем представить себе его в дейст-
вительности) произойти не может. В иной
общественной среде, в иных, не советских
социальных условиях Василий Борзов,
бывшгий беспризорный, навряд ли CMOT
бы «сам себя человеком сделать», как го-
ворит о нем ето друг Женечка Шрам-
ков. В наших условиях он «потеряться»
не может. ;
	Правильно ли делают авторы комедии,
когда вновь соединяют Васю и семью
Борзовых после того, как выяснилось, что.
они — чужие? Нет ли тут произвольно-
го втискивания живых событий в мерт-
вую схему сюжета? Ответ дает Клавдия

ихайловна. Она любит и сейчас Васи-
лия «как сына». Они нисколько не разо-
чарованы друг в друге, хотя и узнали
о случившейся ошибке. Ведь помимо
разорвавшихся «кровных» связей у них
есть теплые, человечные чувства, крепко
их об единившие. И если бы даже между
Васей и Сашей не возникла любовь, все
равно Борзовы и Вася были бы отныне
неразлучны.

Авторы, таким образом, не погрешили
ни против законов жанра HH, главное,
против законов жизни. Они трешны в
том, что не смогли избавиться от фелье-
тонности. Иногда пьёса уходит в 0бозре-
	ние, и на сцене разыгрывается вкраплен-
	ный в действие скетч. Комендант обще-
	жития (арт. А. Несмелов) играет инсцени-
рованный фельетон. Чудаковатый «Роди-
тель» (его роль хорошо исполняет А. По-
левой)—прекрасный персонаж для театра
эстрады и миниатюр. Боковые «ходы» ме-
шают собранности действия, разрупгителъ-
но влияют на его развитие, иногда замед-
ляют его и ничем новым, по существу, не
дополняют. Оперативное удаление фельеточ-
ных наростов освободило бы комедию от
рыхлости,. сообщило бы ей комнозицион-
ную стройность, цельность и’ легкость.
Жаль, что Московский драматический
театр, вероятно щадя авторов, не пошел
на такую решительную операцию. А это
было бы несомненно ценной услутой авто-
рам, да и содействовало бы успеху теат-
ра, поскольку основное и в пьесе и в
спектакле удалось.
	Василий Борзов — человек © трудным
характером, «бука», как называет его, с
согласия драматургов, Клавдия Михайлов-
на Борзова, его мнимая мать. Артист
С. Вечеслов, он же и постановщик спек-
такля, несколько смягчает эту аттестацию
и поступает совершенно правильно. Его
Вася нё такой уж «бука». Он не привык,
чтобы о нем много заботились, неумело
произносит слова «папа» и «мама». Иног-
ла они кажутся ему смешными. Новизна
			Справедливая критика
	Московская государственная консервато-
рия в нынешнем году несомненно доби-
лась некоторых успехов. Повысилась ака-
демическая успеваемость студентов, выро-
сло. число отличников, по сравнению ©
прошлым тодом улучшилась  производ-
ственно-учебная дисциплина. Однако по-
водов для полного успокоения нет. В ре-
зультате зимней зачетной сессии оказа-
лось 110 несданных зачетов и 48 плохих
оценок. Особенно неблагополучно обстоит
дело в национальных студиях конеерва-
тории. Так, напримёр, среди студентов
комсомольцев Туркменской студии нет ни
одного отличника, а 12 человек имеют не-
удовлетворительные оценки. Не лучше об-
стоит дело в Осетинской и Казахской сту-
диях консерватории. С 1 сентября по
1 марта 254 студента консерватории про-
пустили без уважительных причин 1.121
учебный час.

Все эти тревожные факты ни разу, од-
нако, не явились предметом обсуждения
партийного бюро. Да видимо и сам сек-
ретарь парторганизации т. Шурьев позна-
комился с ними недавно, готовясь к вы-
ступлению на отчетно-выборном партий-
ном собрании. Выступавшие в прениях
коммунисты справедливо упрекали парт-
бюро в том, что оно не вникало в произ-
водственно-учебную жизнь вуза. Между
отдельными членами бюро функции были
распределены формально. Ga работу агит-

коллектива, например, в бюро никто не
отвечал.
	В начале учебного года кандидатам пар-
тии тт. Заку и Флиеру была поручена
	разработка вопроса о прииципах и пла-
	нах концертной работы консерватории и
об исполнении ‘произведений советских
композиторов, но это важное партийное
поручение не’ было доведено ‘до конца,
Производственные вопросы, обсуждавшие-
ся на бюро (доклад т. Ярустовекого 0
научно-исследовательской работе), ° как
правило, на общие партийные собрания
не выносились.

Партбюро не привлекало коммунистов к
решению важнейших творческих и теоре-
	тических проблем, стоящих перед музЫя
кальным BY3OM. . .

Крайне слабо поставлена в консерваточ
рии массовая политико-воспитательная ра-
бота. Партийное бюро, призванное OAK
тически руководить огромным коллекти-
вом комбината консерватории (2.500 чел.),
состоящим главным образом из молодежи
(учащиеся консерватории, музучилища,
центральной детской музыкальной школы
и т. д.), обязано было уделить большое
внимание вопросам воспитания. На собра*
нии было подсказано немало увлекатель-
ных тем лекций, докладов, бесед, кото-
рые... не были прочтены. Даже доклада
о международном положении ‘партийное
бюро не организовало за год ни разу.

Партийная организация консерватории
выросла за счет лучшей части студенче-
ства, профессорско-педагогического персо-
нала и служащих. Ga тод в кандидаты
партии вступил 21 человек. Среди них
немало известных советских музыкантов-
исполнителей и выдающихся педагогов
(Д. Ойстрах, Я. Флиер, 9. Гилельс, Я. Зак,
М. Фихтенгольц, М. Табаков и др.). На
прием в партию — это только часть дела,
хотя и очень важная. Главная Задача зал
ключается в воспитании молодых комму-
нистов, в правильном руководстве ими.
В этом отношении партбюро сделало мало.

Среди кандидатов партии — целый ояд
товарищей с просроченным кандидатским
стажем. В консерваторской парторганиза-
ции есть кандидаты партии не только 6
2- или З-летним, но даже... с 10-летним
кандидатским стажем.

На отчетно-выборном собрании была раз-
вернута резкая критика недостатков рабо-
ты партбюро и всей партийной ортаниза-
ции Московской консерватории.

В прениях по докладу тов. Шурьева
приняло участие 18 человек, среди них
тт. Ярустовский, Павловская, Савинцева,
Брюсова, Кривопалов и др.

В состав нового партийного бюро избра-
ны тт. Брюсова, Шурьев, Дьяков, Семенов,
Кривопалов и Бони. 3p

ie x
	Мастерство Савицкого-живописца блестя-
ще проявилось в ряде лирических произ-
ведений («Риголетто», «В лунную ночь»).
Выделяется также своими живописными
качествами «Испанская серия» («Бой бы-
ков» и др.).°В больших своих холстах
Савицкий порой недостаточно работает над
цветом и далеко не всегда сохраняет в
	них первоначальную прелесть и свежесть
своих этюлов и эскизов. у
	Сам страстный охотник, Савицкий тон-
ко чувствует и передает природу, обитате-
лей леса. К этому циклу относятся инте-
ресные, полные экспрессии работы-—«Орел,
лисица и ваяц», «Борзые с лисицей», «Ов-
цы в овчарне», превосходные рисунки в
зоопарке. Савицкий любит и артистича-
ски изображает лошадей («Последний
путь», «Холстомер», «Лошадь с жеребен-
ком», «Скачки» и др.). Из более поздних
живописных произведений привлекает
внимание красиво скомпанованное панно
«Бега», написанное лля ВОХВ. В компо-
	зиции панно мною внутреннего ритма И.
	стремительного движения.
	ощущений выбила его из колеи, а под-
трунивания Женечки усугубляют, под-
черкивают комизм положения человека,
попавшего из общества мужественных,
приспособленных к неприхотливому обра-
зу жизни людей в окружение трогатель-
	но-заботливых «родственников». Вася ве-
дет себя как неумелый конькобежец, очу-
тившийся на очень скользком катке, 6о-
ится сделать лишнее движение и тем вы-
дать свою неловкость. Во время об’ясне-
	ния с Клавдией Михайловной, полюбив-
шей его настоящей материнской любовью,
Вася то поворачивается к ней спиной, то
неуверенно и робко гладит ее волосы, &
затем отходит в угол, стараясь скрыть
свое волнение. Характер его как будто
	раздваивается: с „Кенечкой он покрови-
тельственно-насмешливый и проказливый,
привыкший к мужскому обществу, в
семье Борзовых — мягкий; внимательный;
ему начинают ‚нравиться ‘теплый уют и
задушевность, он серьезно огорчен, когда
выясняется ошибка милиции. Раздвоение

это внешнее. На самом деле Вася остает-
ся самим собой в течение всего спектак-
ля. Резкое изменение обстановки открыло
заложенные в характере черты; под гру-
боватыми манерами обнаружились доброе
сердце и искренние чувства скромного и
морально собранного человека.
	Возможно, скажут, что в образе Васи
Борзова мало комедийного. Не такой уж
это грех, тем более, что он полностью

искупается присутствием Женечки Шрам-
	kona, Вто роль хорошо написана и куль-’
турно, порой с’ настоящим. блеском испол-
	няется Б. Лавровым. Женечка по-маль-
чишески подвижен, остроумен, весел, жи-
знерадостен, подшучивает над своим то-
варищем и ‘искренне рад за него. Ему,
конечно, досадно, что его друг одел мяг-
кие туфли, он немного ревнует Васю —
теперь уж не надо преданно разделять
его одиночество. Когда вся история ©
семейным уютом терпит крах, Женечка
утешает бывшего «старшего сына»; «В
конце концов жили мы с тобой и до этой
истории, проживем и сейчас. Нам и вдво-
ем неплохо».
	Женечка верен себе во всем. Даже об’-
ясняясь в Любви Лене, он не в. силах
обойтись без шуток. Посвятив ей стихи,
он приписывает к ним пост-скриптум «Я
вас люблю» и тут же второй пост-скрин-
тум—«Вы, конечно, понимаете, что я шу-
чу». Арт. Н. Цветкова, играющая Лену,—
достойный партнер Женечки — Лаврова.

Она живо и темпераментно проводит свою
роль.

Не обошлось в спектакле без неудач.
Н. Артемьева в лучшем случае читает
роль Саши Борзовой, а не играет. Прав-
да, сами авторы обделили Сашу Борзо-
ву. Но то‘ немногое, что ‘они. сделали,
могло быть дополнено внутренним 06a-
янием актерского исполнения.
	Но. пожалуй, это единственная заметная
	неудача. Бее другие роли — Захара Пет-
ровича Борзова (Б. Свобода) и его же-
ны Клавдии Михайловны (Е.  Лилина),
Коли (3. Шигаева) и тети Фени (Е. Ко-
маровская) сыграны в общем тоне снек-
такля, приятно радующего своей искрен-
ностью и теплотой.

В недалеком прошлом Московский дра-
матический театр терпел немало творче-
ских поражений. Новый спектакль можно
рассматривать как многообещающий приз-
нак. Чувствуется поворот к лучшему.
всяком случае, выбор пьесы и постановка
заслуживают одобрения, невзирая на ча-
стные недостатки и пьесы и спектакля.
		‚В 1936 г., когда наша страна отмечала
юбилей Пушкина, Савицкий увлекся обра-
зом великого поэта и исполнил ряд про-
изведений, рисующих эпизоды его биогра-
фии. В этот период он написал живо пе-
реносящие зрителя в пушкинскую эпоху
картины «Пушкин на берегу Невы», «Пуш-
кин в Михайловском», оконченную толь-

ко в 1941 г. и др. Цикл рисунков Са-
	вицкий посвятил произведениям Лермон-
TORQ. -
	В последнее время художника увле-
кает: работа над портретом. Он исполнил
большой конный портрет Маршала, Совет-
ского Союза К. Е. Ворошилова, сделал ряд
портретных зарисовок жены, среди кото-
	рых выделяется портрет, исполненный в
домашней бытовой обстановке (<«Интерь-
ep).

За последние годы Г. К. Савицкий мно-
го работал над панорамой «Штурм Пере-
копа». На выставке экспонирован ряд
подтотовительных этюдов к панораме;
Окончательный эекиз панорамы «Штурм
Перекопа», ‘выполненный Савицким  сов-
местно с бригадой художников, находит-
ся сейчас на выставке «Индустрия co-
циализма», Мастерство композиции, кото-
рым владеет Савицкий, и опыт его работы
над сложными историко-революционными
темами во многом способствовали успеху
этого произведения. Героический финал
гражданской войны на’ юге России нахо-
дит здесь яркое, образное выражение,
	Роль и значение Г. К. Савицкого oco-
бенно вырастают в связи с его большой
	творческой работой над панорамой «Штурм
Перекопа». Руководитель коллектива ху-
дожников,  воссоздающих в живописи
трандиозную эпопею борьбы и побед Крас-
ной Армии, ‘автор ряда эскизов панора-
мы, Г. К. Савицкий вкладывает в эту
	‘работу мастерство большого художника и
	энтузиазм советского патриота. Г. К. Са-
вицкий заслуженно пользуется популяр-
ностью у широкого советского зрителя.
	Б. НИКИФОРОВ

Отчетно-выборное собрание
в Днепропетровском театре им. Шевченко
	Отчетно-выборное партийное собрание в
Днепропетровском украинском  драмати-
ческом театре им. Шевченко проходило
очень оживленно. Этому в значительной
мере помог доклад секретаря партбюро
	т. Гейфмана, всесторонне отразившийи
творческую жизнь театра.
Осенне-зимний сезон 1939—1940 г. в
	тоатре прошел неудовлетворительно. На-
меченный репертуарный план не был вы-
полнен, ‘ряд включенных в репертуар зна-
чительных произведений был заменен та-
кими малоценными пьесами, как «Сады
цветут» и др.

Театр не подготовился к летней гаст-
рольной поездке. Предполагалось дать В
течение гастролей 60. спектаклей, а состо-
ялось всего 35. Это вызвало почти ме-
сячный простой труппы.

Вопросам организационным не уделя-
лось необходимого внимания. Достаточ-
но указать, что ведущие актеры театра
тт. Стопорина, Хрукалова, Заднепровский,
Каменецкий; Ильченко, Троянец, Ващук
и др. были загружены всего на 40—50
процентов. Основные режиссеры театра
осуществили за сезон по одной-две поста-
новки, & остальные спектакли ставились
приглашенными режиссерами.

В дела театра вынужден был вме-
шаться Днепропетровский городской пар-
тийный комитет. Заслушав и обсудив
осенью 1940 г. доклад руководства теат-
ра, горком дал отрицательную оценку
всей ero деятельности. Резкой критике
подверг Днепропетровский горком партии
и работу тогдашнего секретаря парторга-
низации театра т. Клепикова. В своем
решении торком предложил театру укре-
Йить административное и партийное
руководство. После этого положение зна-
чительно улучшилось. у

За последние месяцы театр им. Шев-
ченко дал ряд отличных спектаклей
(«Богдан Хмельницкий», «В степях Укра-
ины», «Гроза»), заслуженно получивших
высокую оценку общественности. В ре-
пертуарный план 1941 г. вошли произве-
дения советской и классической драма-
тургии, свидетельствующие о стремлении
театра к большим героико-романтическим
темам. В плане значатся пьесы «Пархо-
менко» Вс. Иванова, «Олекса  Довбуш»
Л. Первомайского, «Гайдамаки» по Т. Г.
Шевченко. Сейчас коллектив готовит «На-
ши дни» С. Герасимова и «Марусю Bory-
славку» М. Старицкого.

Роль и ‘влияние партийной организа-
ции заметны во всей многогранной жиз-
ни театра. Но инициативе парторганиза-
ции проведен ряд интересных творческих
совощаний и отчетов молодых актеров,
создан ‘художественный совет театра и т. д.
	театр вслед за автором пьесы «пою Cep-
вантесу». Вот почему самое существен-
ное в этом изображении исторических об-
стоятельств — непримиримый контраст и
неразрешимый конфликт Дон-Кихота с
действительностью — представлено 6ез
той страстности и налряженности, кото-
рых естественно было ожидать. Так скла-
дывается основной тон спектакля, — тон
спокойной и примиренной иронии, езрказ-
ма, без негодования, без горечи.
	Самое неудачное в этом спектакле, от-
меченном большой артистичностью, это

баккалавр Самсон Карраско, без всяких

к тому оснований превращенный Абрико-
совым в тривиального любовника. Следует

напомнить как выглядит этот. персонаж
	у Сервантеса: «Баккалавр, хотя и звал-
	ся Самсоном, ‘был небольшого роста, но
большой пройдоха; с вялым цветом ли-
ца, но с живым умом, на вид лет двад-
цати четырех; круглолицый, курносый и
большеротый, что явно свидетельствовало
о насмешливости нрава и склонности к
шуткам и проказам». Что ‚общего имеет
с этой характеристикой томный красавец,
каким мы видим баккалавра на сцене?
Довольно бесцветен и не приносит ника-
кой пользы спектаклю любовный дуэт
Карраско и юной племянницы Дон-Кихота,
развивающийся по всем правилам таких
дуэтов, совершенно чуждый духу романа
и портящий финал спектакля.
— Итог?
	Спектакль, в который вложено много
труда, таланта и творческого рвения, все-
тда привлекателен. Это можно сказать и о
«Дон-Кихоте». Но после того как в пос-
ледний раз опускается занавес, зритель
приходит к выводу, что он не очень мно-
NM пережил ин передумал за четыре часа,
проведенные в театре. Он благодарен за
приятное натоминание о великом произве-
дении и несколько озадачен, почему хоро-
ший театр, театр с большими возможно-
стями дал урезанное издание, вместо го-
го чтобы щедро раскрыть все идейное 60-
татство романа, который не состарился,
хотя ему и более трехсот лет отроду.
		Но сделано еще далеко не все, Об этом
говорили выступавшие в прениях по от-
четному докладу. Сроки подготовки не
вых постановок не всегда выдерживаются,
роли заблаговременно He распределяют-
ся, не изжита еще штурмовщина в рабо-
те производственных цехов театра. Пар-
тийная организация He руководит повсе-
дневно политическим образованием. Так,
из 22 товарищей, из’явивших желание
учиться в университете марксизма-лени-
низма Днепропетровского горкома, посе-
щают занятия только семь человек.

В целом собрание признало работу парт-
организации театра удовлетворительной.

К сожалению. нельзя признать удовле-
творительной организацию самого собра-
ния. В состав нового партбюро сначала
оказались избранными члены партии, В
свое время отстраненные горкомом
от партработы. К тому же при выборах
была нарушена инструкция ЦК ВКП(б)
(при тайном голосовании присутствовали
кандидаты партии).

Выборы партбюро Кировский райком
КП(б)У признал неправильными и пред-
ложил созвать второе собрание, которое
и избрало новый состав партийного бюро.

Старейший украинский театр им. Шев-
ченко имеет вое возможности занять од-
но из первых мест среди лучших рере-
довых театров Украины. Этого он смо-
жет добиться только в результате реши-
тельного улучшения работы всей парт-
	организации.

С. ПАЩЕНКО
	Сезд,
композиторов
Украины
	В Киеве состоялся ЦП сезд композито-
ров Украины. В его работе приняли уча-
стие композиторы Киева, Харькова, Одес=
сы, Днепропетровска, Запорожья и запад-
ных областей республики.

С докладом о работе Союза советских
композиторов Украины выступил предсе-
датель союза Б. Лятошинский. flap xa.
рактеристику украинского музыкального
творчества за отчетный период, докладчик
призвал композиторов встретить ХХУ го-
довщину Великой Октябрьской социалч-
стической революции созданием новых
значительных музыкальных произведений.
	После доклада ревизионной комиссии
развернулись. прения. Работа Союза совет-
ских композиторов Украины подверглась
деловой критике в выступлении замести-
теля начальника Управления но делам
искусств при СНК УССР С. Ткаченко.

В прениях приняли участие композито“

Ф. Козицкий, К. Данькевич, Ю. Мейтус,
a Клебанов, засл.’ деятель искусства
Н. Гринченко, львовский композитор
В. Барвинский, ‘представитель оргкомите-
та ОСК СССР Д. Житомирский, М. Говен-
пуд и др.

После обсуждения было избрано новоб
правление в составе: К. Данькевич (пред-
седатель), Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский,
Ф. Е Н. Гринченко, М. Вериков-
ский, Бар винский, С. Людкевич,
Г. Жук а Ю, Мейтус, А. Штогаренко,
Л. To pon, М. Tun, И. Вилинский a A. Com
			здесь нехватает полного обнажения ипри-
чин, связывающих возвышенного мечтате-
ля с архипрозаическим его слутою, & зна-
чит поблекла и великолепная диалекти-
ка мана. Но в общем «сторона» Сан-
чо Пансы гораздо яснее, насыщеннее, кра-
сочнее, чем «сторона» Дон-Кихота, А. И.
Горюнов изображает «простую дузшу и вер-
ное сердце» человека из народа с превос-
ходной естественностью. Грубоватый юмор
и наивная мудрость Санчо Пансы—Горю-
нова более доходят до зрителя и более
непосредственно затрагивают ето, чем че-
ресчур корректный «дон-кихотизм» Симо-
нова. Конечно, это лишает спектакль цель-
ности и внутренней гармонии, делая более
весомым и ощутимым то, что имеет вна-
чение лишь как дополнительное раскры-
THE основной темы. В этом еще раз ска-
зывается принципиальная ошибка театра,
представившего Дон-Кихота в уменьшен-
ном размере. Вот почему «сторона» Санчо
Пансы иной раз и перевешивает в спек-
такле, приобретая ту приятную легкость,
которая достигается лишь там, где искус-
ство находит самый нрямой и самый вер-
ный путь к действительности.

Очень хорошо дал театр бытовой фон
приключений Дон-Кихота. Знаменитый
эпизод на постоялом дворе, который ры-
царь печального образа принял за роскош-
ный замок, сцены у герцога и, наконец,
один, из самых важных эпизодов в рома-
не, рассказывающий о том, как Санчо
Панса губернаторствовал на острове, —
все это. полно хорошего юмора и пестрой,
многообразной жизни. Эти правдивые и
сильные сцены, «вахтанговские» по своей
фактуре, свидетельствуют о том, что по-
‘становщик (И. М. Рапопорт) и режиссеры
спектакля (А. А. Орочко, Б. М. Шухмин),
‘если и не достигли большого успеха в
‘философском истолковании замечательного
романа, TO великолепно передали внеш-
нюю живописную ето сторону. Они проя-
вили не только тщательность, чуткость,
мастерство, но и большую культуру. -

Сатирическое направление романа обна-
жено в этих ярких сценах фона в той
мере, в какой это допускала «облегчен-
ная» трактовка «Дон-Кихота», которую дает
	«Лон-Кихот» в театре Вахтангова
	На фоне великолепных декораций Виль-
ямса, дающих удивительное ощущение
пространства, театр представил несколько
сцен из самого популярного романа в ми-
ре. Перед нами — не инсценировка; ав-
тор сделал пьесу «по Сервантесу», он не
отраничилея отбором тех или иных кусков
из необ’ятного по содержанию романа и
	той или иной ‘композицией этих отрыв
ков, а предпринял попытку его вольного
переложения на язык Театра.
	Всегда в таких случаях у зрителя вое-
никает чувство протеста, и примирение
	происходит ‘лишь в том случае, если
пьеса внутренне значительна, если В ней
проявилось подлинное вдохновение. При
всей своёй «самостоятельности» пьеса
Булгакова все же достаточно бережно не:
сет драгоценный груз  сёрвантесовокого
	coon x она талантлира. Вот почему. в
нцов пьеса не воспринимается
как суррогат.
	Но остается одно свойство этой пьесы,
определившее, видимо, и те пределы, в
которых рассуждал и действовал театр,
стремясь раскрыть образы великого ромяа-
на. Патетическое в «Дон-Кихоте» Булга-
ков приглушил и преуменыцил, зато ‘On
товое, прозаически-реальное выступило на
первый план. Идейный мир произведения
оказался тораздо менее доступен автору
пьесы, чем внешняя его сторона. Дон-Ки-
Хот в этой пьесе «по роману»—менеетран-
Днозная и менее содержательная Фигуря,
чем в произведении Сервантеса, а его «не-
совпадение» с окружающей действитель-
ностью в значительной мере утратило
свою остроту и напряженность.  Грагиче-
ские черты Дон-Кихота оказались смяг-
ченными, а тот исторический перелом, от-
ражениех которого стал этот образ, уже
He воспринимается как катастрофическая
и глубочайшая перемена общественного
уклада. Все слишком уж спокойно, все
слишком уравновешено.
	одинаково уменьшен. Пропасти преврати-
лись в безопасные рытвины. Сила коит-
растов’ утеряна.

Через это и спектакль утрачивает тлуби-
ну: сохраняя внешнюю экспозицию дей-
ствия и характеров, он не дает всего ог-
	омного ‘их содержания. Гуманизм Дон:
ихота самое привлекательное в HeM—H
	трагическая гротескность этого образа не
нашли здесь надлежащего выражения, Из-
бегая высокопарности, театр уклонился ст
возвышенного, вне чего не мыслим Дон-
	Кихот, и от того грубого, резкого, постъян-
но подчеркиваемого в романе смешения
возвышенного и низменного, трагического
	н смепгного, без чего нельзя было изобра-
зить Дон-Кихота.

Возвращаясь к исполнению Р. Н. Симо-
нова, тонко отшлифованному и очень бла-
тородному, приходится признать, что оно
	вполне соответствует камерно-уравновешен-.
	ному духу спектакля. & может быть да-
же и является самым полным его выра-
	жением. Понятны трудности, с которыми
встретился актер, взявшийся за истолко-
	вание одного из самых сложных и глу0о0-
ких образов мировой литературы, тем бо-
лее; что истолкование это не имеет пре-
педентов. Понятно, что любая первая по-
пытка решить такую колоссальную зада-
чу может оказаться спорной. Но все же
несомненно, что исходным пунктом здесь
должно быть обнажение зияющих проти-
воречий образа, ‘& не сглаживание, не по-
пытка уравновесить все столь неуравнове-
шенные переживания и поступки ламанч-
ского безумца.

Независимо от памерений талантливого
исполнителя. получилось, что образ Дон-
Кихота подвергся нивелировке, преумень-
шившей его содержание, его мощь, его ис-
торическое правдоподобие.

Санчо Панса потерпел меньше ущерба
при той «редакции» романа, которая была
произведена пьесой Булгакова. Правда,
	Театр был прав, когда он хотел пока?
зать Дон-Кихота не отвлеченно, & в тес-
ной связи с теми историческими обстоя-
тельствами, которые его породили. Но
театр, к сожалению, не заметил, что аг-
тор пьесы дал эти обстоятельства не в
том большом масштабе, которым измеря-
лась борьба двух миров в век Серванте-
са и без которого подлинное значение и
содержание образа Дон-Кихота не мотут
быть раскрыты. Театр не заметил, что ме-
ра реалистического изображения Дон-Ки-
хота у Булгакова взята неправильная.
	Вот почему Дон-Кихот, кажим ето иг
рает Симонов, только трогателен, только
забавен, только картинен, & прославлен-
ное «безумие» его лишено трагического
своего “смысла и совсем не так грозно
и великолепно, ках у Сервантеса. Очень

ме и _
	  ре фо 9 НР йо г

четкий рисунок этой ‘новой роли Р. Н. Си-
	монова, восхищающий, подчас своим CORsD-
шенством, отличается таким спокойстви-
ем, такой изящной ровностью, какие едва
ли можно считать правдивыми, когда речь
идет о герое, который всегда «путал ложь
и правду» и который был одержим тра-
гической разорванностью.

В печальной судьбе Дон-Кихота лороль-
но тонко разбиралась ето смышленая
племянница, отнюдь не предрасположенная
к излишиему мудрствованию. «Валга ‘ми-
лость, сёньор дядя, — говорила она, —
вы так много знаете, что, если бы полвер-
нулась нужда вы могли бы взойти на
кафедру или пойти проповедывать на
площадях, — и, несмотря на это, слепотя
ваша так велика и безумие так явно, что
вы уверены в своей храбрости и силе,
между тем как вы стары и немощны; вы
хотите выпрямить все то, что на свете
криво, а сами вы согнуты годами...»

А вот в ипьёсе «по Сервантесу» этот
пафос образа, эта мучительная и неотвра-
тимая его двойственность плохо поняты и
показаны. Предел взлета и падения здесь
	Выставка новых произведений
советской графики
	B Государственном музее изобразитель-
ных ‘искусств идут последние приготов<
ления к открытию большой выставки но-
вых произведений советской графики,
Выставка организуется Комитетом по де-
лам искусств при СНК СССР.

Будет показано свыше 400 графических
работ (рисунков, акварелей, автолитогра-
фий, гравюр и Т. д.) крупнейших совет-
ских художников.

Новые работы представили лауреаты
Сталинской премии А. М. Герасимов —
акварельные портреты В. И. Ленина,
И. В. Сталина и Г. М. Димитрова; Б. Иоган-
сон — акварель «Клятва И, В. Сталина
на П Всесоюзном с’езде Советов»; В. Ефа-
нов — «И. В. Сталин, В. М. Молотов и
К. Е Ворошилов у больното А. М. Горь-
кого? (рисунок углем); М. Сарьян — ак-
варель «Пейзаж Армении»; И. Тоидзе —
«Выступление В. И. Ленина в 1917 г. на
площади Финляндского вокзала».

Из других произведений внимание по-
сетителей выставки привлекают автолито-
графии Г. Верейского, акварели С. Геря-
симова, превосходные пастели Кукрыник-
сов, цветные офорты Д. Кутателадзе, ра-
боты В. Лансере, А. Пахомова, Ю. Пиме-
нова, В. Сварога, Д. Шмаринова и др.
Вернисаж выставки — 29 апреля.