Да здравствует 1-е Мая—боезой смотр революционных сил рабочего класса!

ЧЕТВЕРГ
		Пролетарии. всех! стран, соединяйтесь!.
	СОВЕТСКОЕ: ИСКУССТВО
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме. Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	ШоО знаменем
_ большевизма °
	‚1 Мая! Сетодня многомиллионные ко-
лонны трудящихся советской страны под
знаменем партии Ленина -— Сталина ле-
	  монстрируют. преданность лелу большевиз-
	ма, интернациональную солидарность, не-
преклонную волю строить  коммунистиче-
ское общество. Сегодня по ‘улицам с0-
ветских городов вновь проходят торжест-
вениым маршем части Красной Армии —
надежного ‚защитника мира и безопасно-
сти пародов СССР — свободных и счаст-
ливых, уверенных в светлом и радост-
ном будущем.

Велики успехи социализма! To, что
етпе ‘четверть века тому назат казалось
	несбыточной мечтой, сейчас не только
истюлнилось, но и во много раз превзо-
шло все самые смелые чаяния,

В сегодняшней  первомайской демоп-
етрации впервые, как свободные совет-
ские граждане, принимают участие народ-
пые массы Литвы, Латвии и Эстонии,
освобожденные от ига плутократии, на-
родпые массы Бессарабии. воссоединенной
	с матерью-ролиной и превратившейся из
	нищей, темной колонии румынских бояр в
свободную советскую республику. Перво-
майский праздник 1941 года паша стра-
на встречает как могучий cows 14 co-
ветских социалистических республик.
	Вместе с укреплением хозяйствевно-по-
литической и военной моши Советского
	Союз» семимильными шатами движется
вперед и культура социализма.

В первомайских колоннах 1941 г. од-
но из почетных мест принадлежит совет-
екой художественной интеллигенции —
заботникам искусств страны социализма,
	Наша художественная интеллигенция не-
разрывными узами связана с народом.
	Неот’емлемая часть его. она вместе
	с ним стремится к единой великой пе-
ли — коммунизму. Служить народу —
высокая и почетная обязанность казжлого
работника искусства. Натраждение Ста-
линскими премиями значительного отряда
передовых представителей налтей хлитера-
	туры и драматургий, музыки, живописи,
CKYILUTYPES, архитектуры, кинематогра-
фии. артистов театра храмы, оперы, ба-
лета — ярчайшее свидетельство достиже-
ний советского художественного творчества.
‚ Появлемие таких замечательных. произ-
велений, как «Тихий Лон» М. Шолохо-
	ва, «ПШтр № А: Толстого, «Любовь Ape-
вая» В. Тренева,  «Плалон  Вречет» и
 «Рогдаи Хмельницкий» А. Корнейчука,
«Человек © ружьем» Н. Погодина, 21-я
симфония Н. Мясковского, квинтет Д. Шо-
`стаковича, симфончя-кантата «Ha поле
Куликовом» МЮ. — Шапорина. картины
А. Герасимова, Б. Иогансона, М. Нестето-
ва, скульптуры С. Меркурова и Веры Му-
химой, таких сценических образов, как
Иван Сусанин в исполнении М. Рейзена
и М. Михайлова, Джульетта в. исполнении
Г. Улановой, выдающиеся актерские pa-
боты А. Тарасовой, А. Хоравь, Н. Хме-
лева — свидетельствуют © формировании
в нашем иекусетве стиля социалистиче-
ского реализма. Эти произведения и сце-
‘нические образы войдут в фонх лучших
	художественных достижений налтего вре-
мени.

Советские художники YNOpHO и ча-
стойчиво пробивают путь к большой ге-
	роико-патриотической теме. Наше искуе-
	ство меныне всего может быть односто-
ронним. Многообразие охватываемых им
тем и жанров, многообразие. представлен-
ных в нем творческих маправлений соот-
ветствует ‘богатству и  многогранноети
психики социалистического человека. Но
в момент, когда все силы и помыслы на-
рода отданы делу укрепления оборонной
мощи родины, героико-патриотическая те-
ма становится в чиело самых важных, са-
мых насущных тем нашето искусства.
Характерен значительный успех пьесы
Ве. Ивзнова о командарме Патхоменко—
одном из легендарных героев эпохи траж-
данской войны. Советские скульпторы 0б-
ращаютея к величавым образам Фрунзе и
Чкалова. Наши трафики успешно ocyme-
ствляют задачу отражения в серии произ-
ведений истории революционной борьбы в
России, героической истории большевиет-
ской партии.

Не случайно появление в фепертуале‘на-
ших театров и таких пьее, как «Полко-
водец Суворов», «Фельдмаршал Кутузов»,
«Алмирал Нахимов» — произведений. на-
	ряду © симфонией-кантатой «На поле
Куликовом» долженотвующих на примере
героических страниц славного историче-
ского прошлого русского народа еще бо-
лее мобилизовать патриотические чувства
сегодняшней ‘аудитории.

Но, — скажем об этом вще и еще; —
героика сегодияшних Ane не занимает
пока в советском искусстве того места,
которое по праву должно быть ей отведе-
но. Бессмертная слава, увенчавшая побе-
дителей в боях у озера Хасан, на берегах
реки Халхин-Гол, на Карельском пере-
шейке, не нашла еще достойного отраже-
ния в образах искусства. Поэзия, музыка,
театр; изобразительные искусства, — раз-
ве отыюканы здесь слова, краски, звуки,
которые до конца передали бы веутоми-
мую энергию, пламенный энтузиазм, без-
заветную отвагу людей. в любую минуту
тотовых отдать свои жизни 33 родную
страну, за Сталина, за коммунизм?
	Советский народ ждет от свошх хуложни-
ков новых работ, посвященных  образале
TeX, чьи имена являются символом побех
социализма — Ленина и Сталина. Вдохно-
венное изображение Ленина артистами
Б. Щукиным, А. Бучмой, К. Скоробогато-
вым, М.  Штраухом, монументальная.
скультгура Сталина, исполненная С. Мер-
куровым для Всесоюзной сельскохозяйст-
венной выставки, картина «Сталин и Во-
рошилов в Премле» А. Герасимова. «Вож-
ди Октября»— новое произведение Б. Ид-
тансона,  лирико-эпическая «Поэма 0
Сталине» А. Хачатуряна, — эти и по-
лобные им творческие победы говорят о
том, какой мощный прогрессе для всего
искусства несут c 0с0б0й великие темы
о вожлях революции.
	Но для ‚лействительно совершенного во-
площения их, для решения всех огром-
ных задач, стоящих перед советским ху-
дожественным творчеством, недостаточны
один лишь талант, одно лишь дерзание.
Наше время, ках никакое лрутое. требует
от художника выюокой идейности, чисто-
ты и цельности мировоззрения, требует
труда—титанического, упорнейшего труда.

Для решения великих творческих за-
дач нужен великий труд. В сумме вопро-
вов, поставленных перед искусством ре-
пениями ХУШ партийной конференции,
	одним из самых, важных является. вопрос
воспитания культуры  творческото труда.
Борьба © <амоховольством недоучек, наив-
но полатающих, ‘что первое же удачное
произведение лает им право дальше уже
не работать нах собой и своим талантом:
борьба за систематичность творчества, за
интенсивность и планомерность творческо-
то процесса; борьба за государетвенную
дисциилину при выполнении творческих
заказов — этому учат советских худож-
ников, драматургов. композиторов истори-
ческие решения напей партии.

Мы. являемся свидетелями и участника-
ми необычайного фасцвета искусства в
СССР, в то время . как капиталистиче-
кий мир об’ят пламенем империалистиче-
CKol войны.

Й снова встает перед пмами пропасть,
	разделяющая советскую страну от капи-
талистического мира. У них — война,
охватившая три континента, хаос и
смерть, разрушение и голод, неслыханные
бедствия лля трудящихся масс. У нас —
созихательный труд, возрождение ‘етарин-
нейпших культур. пробуждение творческого
духа у народов, которые при царизме бы-
ли обреченьь на вымирание.

У них — безнадежность, мучительная
неизвестность перед лицом сегодняшней
ночи. У ‘нае — пюбедоносное выполнение
задач Третьей Сталинской пятилетки и в
перспективе очертания грандиозного пят-
надцатилетнего плана развития народного
хозяйства, СОСР.

Горло и радостно встречает советский
народ свой майский праздник. Уверенно
тлядит он в глаза грядущему. И в этот
день еще больше чем всегда, чувства и
думы наши, вся сила любви и призна-
тельности обращены к тому, кто являет-
ся организатором и вдохновителем побед
социализма, 0 ком Raper0- -финокие скази-
тели поют:

an — Cram Вей и мудрый,

Это — Сталин, любимый страной,

Это — Сталин, чудесное утро,

Всех народов отчизны pormofi».

Цена 30 коп.
		МА Я _
1941 гола
	№ 18 (753)

А К
	Лезунги к 1 Мая 1941 года

Да здравствует 1-е Мая — боевой смотр революционных сил рабочего класса!
Пролетарии всех стран, ‘соединяйтесь!

2. Братьям пб классу, узникам капитала, борцам за освобождение рабочего класса
во всем мире — наш братский привет!

3. Укрепим интернациональные связи рабочего класса СССР с рабочим классом
аня стран! Выше знамя международной пролетарской солидар-
ности

4. Да здравствует внешняя политика Советского правительства, политика мира
между народами и обеспечения безопасности нашей родины!

& Да здравствует наша родная Красная Армия — могучий оплот мирного труда
народов СССР, верный страж завоеваний Великой’ Октябрьской  социалистиче-
скай революции! . :

6, Трудящиеся Советского Союза! Не забывайте о капиталистическом окружении!
Будем неуклонно укреплять нашу Красную Армию и нашу социапистическую
разведку — ВЧК!

1. Да здравствует Военно-Морской флот Советского Союза — надежная охрана
советских морских границ! }

$. Да здравствует могучая советская авиация! Да здравствуют советские летчики—
гордые соколы нашей родины!

$, Привет мужественным и бесстрашным бойцам — пограничникам, зорким часо-
вым страны социализма!

10, Да здравствуют братский союз и дружба народов Советского Союза!

11, Стахановцам. промышленности, транспорта, торговли и сельского хозяйства,
знатным людям нашей страны — бопьшевистский привет!

12. Добьемся выполнения и перевыполнения хозяйственного плана 4944 года —
четвертого года третьей пятилетки! и
{3. Рабочие и работницы, инженеры м техники! Боритесь за ежедневное выполне-
ние плана в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в каждой
смене! } :

14. Рабочие и работницы, инженеры и техники! Боритесь за культуру на произ-
водстве, за чистоту и порядок в предприятиях и на транспорте!

15. Рабочие и работницы, инженеры и техники! Двигайте вперед новую ‘технику,
быстрее осваивайте производство новых машин, материалов и издепий!

16. Рабочие и работницы, инженеры и техники черной и цветной металлургии!

Боритесь за увеличение производства металла, за его качество!

1. Рабочие и работницы, инженеры и техники машиностроительной промышленно-
сти! Боритесь за развитие самого передового в мире машиностроения!

18. Рабочие, и работницы, инженеры и техники оборонной промышленности! Кре-
пите оборонную мощь нашей родины! Вобружайте” Нрасную ‘Армию ‘и’ Военно-
Морской флот новейшей техниной!

19, Рабочие и работницы, инженеры ‘и техники топливной и энергетической про-
мышленности! Большевистскими темпами двигайте вперед добычу топлива и
производство электроэнергии! Укрепляйте топливную ‘и’ энергетическую ` базу
	20, Pador ann химической промышиенности! Боритесь за создание ‚ мощной химн-
	ческой промышленности нашей страны! ;

21. Товарищи строители! Боритесь за ускорение сроков строительства, за удешевле-
ние и высокое качество строек!

22. Рабочие и работницы, инженеры и техники легкой и текстильной промышпен-

ности! Больше ситца, шелка, сукна, трикотажа, обуви, одежды. для граждан
Советской страны! Боритесь за высокое качество продукции!

23. Рабочие и работницы, инженеры и техники железнодорожного и водного транс-
порта! Боритесь за выполнение и перевыполнение государственного плана пе-
ревозок! Улучшайте работу советского транспорта!

24. Борьба с прогульщиками и дезорганизаторами производства есть борьба за
Укрепление мощи нашей родины и ее Красной Армии. Да здравствуют трудо-
вая дисциплина и образцовый порядок’ на предприятиях. нашей родины!

25. Всемерно разовьем местную промышленность и’ промысловую кооперацию! Уве-
пичим производство товаров широкого потребления. из. местного сырья!

28. Создадим мощные государственные ‘трудовые резервы для промышленности и

транспорта!
27. Колхозная и городская молодежь! Идите школы фабрично-заводского обуче-

ния, ремесленные и железнодорожные училища! Готовьтесь стать квалифициро-
	ванными работниками нашей родины: 1 .
23. Копхозники и колпхозницы! Боритесь за образцовое завершение весеннего сева,
	‚Ус ПП о Роста

за высокие урожаи и под’ем общественного’‹ животноводства! Укрепляйте обще-
ственное хозяйство колхозов! Да здравствует зажиточная и культурная жизнь
	‹ с-
Cny wauine советских учреждений! Боритесь за укрепление государственной ди
	циплины, за точное выполнение советских законов:

30. Работники государственной и кооперативной торговли! Боритесь за пучшее об-
	служивание советского потребителя, за культурную советскую торговпю в городе
	и деревне:

34. За дальнейший расцвет социалистической культуры народов СССР, за новые
успехи и завоевания советской науки, техники, искусства!

32. Да здравствует равноправная женщина Советского Союза — «активная участни-

ВАЗ Кв ЕВ = Нее р АЕ ЕЕВС ao &
	ца в управлении государством, ‘хозяйственными и культурными делами нашей
	страны!

$3. Воспитание всей массы членов про

и
советских профсоюзных организац
	щкола коммунизма!
Развернем АЯ наших недостатков! Укрепим
	офсоюзов в духе пенинизма — почетный долг
ий! Да здравствуют советские профсоюзы —
	еще бопьше мощь и органи
	зованность нашего государства!
33, Да здравствует комсомол — верный помощник большевистской партии! Да

злравствуе   говетокоя молодежь — будущность нашей родины! _
	здравствует советская молодежь — ЗУуНуате Пе РМ
Учашиеся согетской школы! Овладевайте наукой, готовьтесь стать борцами за
	депо Ленина—Стапина!
17. Дети — наше будущее. Воспитаем советских детей патриотами нашей родины,

ГРАТА mnaARAnwear. Кам Ви за папа Ленина-—Стапина!
	33, Физнультурнинам и физкультурницам Советской страны — Нат’ горячий ро
19, Да здравствует и крепнет наша могучая родина — Союз Советских Социали-
	стических Республик!

‚ Да здравствует -наш рабочий класс!

4. Да здравствует наше колхозное крестьянство!

42 Да здравствует наша, ‘советская, интеллигенция!

3. Да здравствует Всесоюзная Коммунистическая партия
довой отряд трудящихся Советского Союза!

4. Да здравствует Коммунистический Интернационал —

большевиков о —
организатор бор
	победу трудящихся!

(3. Да здравствует великое, непобедимое знамя Маркса — Энгельса — Ленима =
	Сталина! Да здравствует ленинизм!
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВСЕСОЮЗНОЙ
	КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большезиков},
	Обращение участников декады таджикского искусства
К руководителям партии п правительства
	Gon встарь костер был’ разведен,
о вражьей был рукой засыпан он.
Невежды ликовало сердце злое:
Умрет в темнице пламя золотое!

Но жар зв труди холодной праха жил,
Он. сердце утля насквозь прокалил.
Чистейшего огня живые слитки

Века в земле таились. яснолики.
	Вдруг землю взрыл могучий, буйный
вихрь,

Сорвал покров с сокровищ огневых,

И новый запылал костер на диво,

Й окружил ето народ счастливый...

Так нашего искусства дивный свет

Октябрь извлек из праха черных лет.

Живых тероев люди воспевают,

А мертвых, рано ль, поздно ль,
	забывают.
Но ты, Ильич, ты жив, ты — жизнь
. сама.
	Ёто в силах жизни позабыть трома?

Не побеждать сыны твои не мотут:

Не ты ль победы указал дорогу.

Ты, мудрый, побратал народы все,

Им возродиться в новой дал красе.

И яркий блеск таджикского расцвета—

Не отблеск ли твоих усилий светлый.

Ты—в пламенном звучаньи наших
слов. °
	КИЕВ

В праздничный  первомайский наряд
оделись улицы и. площади столицы
Украины. Театры в эти дни показывают
зрителям свои лучшие спектакли. В нар-
ках, садах, на главной Улице города —
Крещатике устраиваются народные гуля-
нья, в. которых примут участие артисты
Театра Красной Армии КОВО, эстрады,
цирка, коллектива художественной само-
деятельности. Тысячи киевлян побывают
на выставке произведений художников за-
падных областей Украины.
		В резьбе тончайшей наших мастеров,
Тобой вдохновлены напевы нални,
Окрылены средь пляски девы напги.
Пусть ныне, в этот праздник красоты,
В день воплющенья радужной мечты,
Устами нашими народ таджикский, =
Как сын; тебе и преданный и близкий,
Всех душ своих признательных полет
В единый гимн, в единый клич сольет:
Спасибо за твой’ подвиг блатородный,
За жизнь, за труд нали творческий,
свободный!
Твой нучший друг, товарищ боевой,
Нан. прозорливый Сталин, Сталин
дорогой
С товарищами верными своими, —
Вот твой огонь, твой свет неугасимый.

Советской всей державе — слава!
И нашему родному Сталан-джану
слава!

Из глуби наптих душ ему спасибо,
За ласку и радушие спасибо! -
За дар участья, помощи сердечной `
Народ наш верностью заплатит вечной,
Домой мы едем, полные любви...
Прощай, до новых встреч, народ
  Москвы!
Участники декады таджикского
искусства в Москве
	По Советскому Союзу
	АШХАБАД
	В овен дни в аулы Кепги, Геок-
ча и Багир выехали артисты Туркменско-
го сектора тюза. В Театре русской драмы
им. Пушкина зрители увидят «Кремлев-
ские куранты» Н. Погодина и <В степях
ть А.. Корнейчука.

республике идет подтотовка в декаде
туркменского, искусства, которая намече-
на весной 1942 г. Закончено комплекто-
вание труппы оперного театра. тотовящего
оперу «Зохре и Тахир» Шапошникова.
		Перед  нервомайскими  празднествами
открылась выставка, посвященная 20-летию
	советского Казахстана. В ней приняло
участие 36 художников, представивших
187 произведений живописи, трафики,
	скульптуры.
Композитор Чишко приступил к рабо-
те над современной казахской оперой
«Каспийская легенда» из жизни рыбаков.
Авторы либретто — молодой казахский
писатель Баймухамедов и Дзержинский.
	СТАЛИНАБАД
	В Театре им. Руставели с больнтим
успехом прошла премьера пьесы С. Клди-
ашвили «Носледний рыцарь? в постанов-
ке нар. арт. СССР А. Васадзе, художник
Р. Тавадзе. В. театральном ‚ музее. открыта,
большая выставка «Театры советской Гру-
зии за 20 лет».

Композитор А. Баланчивадзе закончил
партитуру и клавир новой грузинской ко-
мической` оперы. «Счастье» по либретто аб-
хазского писателя М. Лакербай.
		Большой youex декады таджикского
‘искусства в Москве, награждение тват-
ров и артистов Таджикистана орденами и
медалями Союза СОР вызвали’ нёобъачай-
ный  под’ем среди всех работников
искусств Таджикской ССР... В театрах,
клубах, художественных шнколах Сталина-
бада прошли собрания, посвященные де-
каде, на которых выступавшие говорили,
что на работников таджикского искусства
ложится почетная задача оправдать дове-
рие партии и правительства, поднять свов
искусство Ha еще большую высоту.
	ФРУНЗЕ
	В ознаменование 1 Мая и 21-й го-
довщины, установления советской власти
в Азербайдженокой СОР © 25 алреля по
6 мая проводится декада искусства для
частей Красной Армии и Флота.

-В Азербайджанском  драмтеатре им.
М. Азизбекова состоялась премьера коме-
дии белорусского драматурга лауреата
Сталинской ‘премии К. `Крапивы ‹ «Кто
смеется последний» (постановщик А. Ша-
рифов, художник А. Абаюов).
	ЕРЕВАН

В` Доме художника открыласв больттая
выставка работ народного художника Ар-
мянской орденоносца Ф. Терлемезя-
на. Представлено около 800` произведе-
ний — пейзажи, портреты, натюрморты.
Выставка пользуется большим успехом.
’`Об’ явлен конкурс на лучшую пьесу со-
зетокой тематики.

Государственный драматический театр
им. ндукяна, готовясь в гастролям в
Москве, работает над’ пъесами «Из-за че-
сти» Ширван-Заде, «Великий друг» Ty-
лакяна, «Егор Булычев» Горького,

10» Шекспира.
	ТАШКЕНТ
	Коллектив Киргизского тосударственно-
ro ордена Ленина музыкального театра @
большим воодушевлением работает над
оперой «Фрунзе», музыка Власова и Фе-
ре. Премьера состоится в дни первомай“
	ских торжеств. Постановщик С. IL Aner
	CEER.
	ПЕТРОЗАВОДСК
	В здании. Госфилармонии открылась
первая. выставка самодеятельных худож-
ников. Карело-Финской ССР. Представлено
свыше 400 работ 90 художников. Большин-
ство художников — красноармейцы и
учащиеся нзостудии Дома народного твор-
чества. Преобладают произведения обо-
ронной тематики.

К первомайскому празднику Петрозавод-
ский театр драмы поставил пьесу Н. По-
тодина «Кремлевские кураеты» Режис-
сер С. Морщихин, художник JI. Monon,
Роль В. И. Ленина исполнил Г. Альбер.
та, роль И. В. Оталина — А. Мерцалозв,
	ра, UPON @ большим успехом.
	К первомайским сы Тезтр опе-
ры и балета им. Я. М. Свердлова приуро-
чил выпуск спектакля «Иван Сусанин»
(режиссер В. Брендер, художник М. Гвоз-
Диков). .

Верховный Совет Узбекской COP при-
Фвоил звание заслуженного артиста Узбек-
ской ССР артистам окружного тватра Крас-
ной Армии Г. А. Кочеткову, Н. В.. Кувши-
нову, А. Г, Балаеву и А. П. Фомвну.