ЧЕТВЕРГ, 1 МАЯ 1941 г, № 18 (ту
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		Внешний вид здания Донецкого русского музыкального театра в г. Сталино
	Фото № Комма (TAOD
	12 апреля 19 г. в гор. Оталино епектак-
лем «Иван Сусанин» Глинки открылся новый
Донецкий музыкальный театр — 866-й театр
Советского Союза. Город получил новое теат-
ральное здание, сооруженное по проекту ар-
хитектора Л. И, Котовского. Теперь это — са-
мое большое и красивое здание города, Оно
стоит в центре, вблизи других очагов куль-
туры — великолепного кинотеатра, Донецкого
индустриального, Сталинского педагогическо-
го институтов и большой библиотеки. Рос-
коптно сделаны фойе и зрительный зал, рас-
положение мест удобно, акустика прекрасная.
На строительство ‘и оборудование театра пра-
вительство отпустило свыше 10 миллионов
рублей. Коллектив под художественным руко-
водством засл. арт. республики И. Лапицко-
го, сформированный менее полугода назад,
	Декады ‘искусств братских республик
стали традицией в СОСР. Каждая декада
является дралоценным вкладом в сокро-
вищницу растущего и расцветающего со-
ветского искусства. Совсем недавно с ог-
ромным успехом прошла декада таджик-
ского искусства, показавшая, каких заме-
чательных успехов добился таджикский
народ ‘в создании новых художественных
ценностей. В октябре’ текущего года в
Москве состоится декада татарского ис-
кусства. Это будет вторая декада авто-
номных республик РОФСР.

Общественность Татарии с большим во-
одушевлением тотовится к этому круп-
нейшему событию зв культурной жизни
республики. Поэты и драматурги пишут
новые пьесы и либретто опер, композито-
ры создают музыкальные произведения,
показывающие ‘историческое прошлое Ta-
тарского народа и ‘его счастливую жизнь
под солнцем Сталинской Конституции.

Татарский академический театр оперы м
балета покажет в Москве три спектакля:
две оперы заслуженного деятеля искусства,
ТАССР Назиба Жиганова «Алтын-чачь»
(«Золотоволосая») и «Лачыннар» («Соко-
лы») и первый татарский балет «Пурале»
(«Леший») Ф. Яруллина.

Татарский академический театр’ им,
Галиаскара Камала готовит драматические
спектакли — «Таликынар» Т.‘Гиззата, тра-
гедию Н. Исанбета «Идегей» и музыкаль-
ную комедию того же автора «Хужа
Насретдин› (при. участии солистов и
оперного театра).

драматических и оперных сиектак-
THX декады птирокое отражение найдет
фольклор — народные сказания, преда-
ния и легенды. Народная летенда о де-
вупке с золотыми косами положена в
основу оперы «Алтын-чачь». Либретто ба-
лета «Шурале» написано по мотивам од-
ноименного известного произведения та-
тарското поэта Абдуллы Тукая. Писатель
Исанбет использовал для своей трахедии
«Идегей» народный. эпос. В терое коме-
дии Исанбета «Xyma  Насретдин» во-
площена народная мудрость, любовь к
труду и жтучая ненависть к ханам, Ga-
ям, муллам и всем тунеядцам, питаю-
щимея плодами чужого труда. Шутки,
остроты и_ изречения, которые произносит
в льесе Хужа Насретдин, до сих пор
бытуют в народе. Хужа занимает в та-
	* мзя на плошади Маяковского состоятся
выступления артистов Московского театра
юного зрителя. Будут исполнены произведе-
ния Маяковского, ИТолохова, Чехова. Затем
актеры Госцентюза исполнят разнообразные
эстрадные номера. На площади Пушкина
коллектив Московского театра для детей ио-
	не только этой пьесы — всего его твор-
чества, заключается в том, что  драма-
тург прекрасно знает жизнь во всем ее
многообразии и умеет выбрать из этого
многообразия ‹и глубоко отразить самое
тлавное, самое актуальное. В пьесе «В
степях Украины» Корнейчук сумел раз-
решить одну из важнейших и насущней-
них творческих задач, стоящих перед на-
шими драматургами, — задачу воплоще-
ния в художественных образах наиболее
характерных процессов, происходящих в
нашей ‚действительности. В новой своей
комедии Корнейчук передал сущность
наиболее значительных явлений в совре-
менном советском селе, борьбу партии за
укрепление колхозов, которые живут од-
ной жизнью со своей страной и не отде-
ляют своих интересов от интересов госу-
дарства. Автор превосходно знает н чув-
ствует героев комедии. На ецене — жи-
вые люди, пленяющие нас национальны-
ми чертами характера украинского наро-
да — теплым. лукавым юмором, лириче-

Е Са ВМ
	ской мягкостью, чувством природы, музы-
 КАЛЬНОСТЬЮ.
	Особая заюлута Корнейчука заключается
в том, что он сумел построить коллизию
овоей комедии на столкновении двух по-
ложительных персонажей. Ведь и Кондрат

МОЕ Е oS
	Талушка — только заблужд

eee a

aN ae

аютцийся,
	QA Те EEE ONE J OAC, а а-
путавшийся, нуждающийся в умелом ру-
ководстве ‘человек, но ‘человек, советский,

ЛИН. маг т
	т ТОТ №

и Когда его «линия» терпит поражение,

ре   ВЕ 2 ТА
	Е EE MENA AE RRNA Y

когда} его «противник» Саливон Ч
еснок
оказывается победителем, Галушка с глу-

т Е Е
	ON NR

бокой искренностью говорит, что впредь

TTR В, СВ lt!!!
	OO ee

не сойдет с пути, который указывает ему
партия. И мы ему верим.
	Лауреаты Сталинской премии
0 своих творческих
планах
	Мечты
		Ближайшая моя новая
оперная. партия — Ромео
в опере «Ромео и Дкуль-
етта» Гуно, которую ста-
	етта» Гуно, котору!
вит Большой театр.
С увлечением лу;
	VU увлечением думаю я
о том, чтобы в качестве
певца или постановщика
работать над операми
«Сказание о граде Ките-
же» и «Млада» Римского-
Корсакова и оперой «Царь
	Эдип» Стравинского.
	Но самые мои большие
творческие устремления
связаны, конечно, с новы-
ми советскими оперными спектаклями. Я меч.
таю © таких советских операх, в которых и
лирический тенор и колоратурное сопрано’
нашли бы для себя партии, позполяющие со-
здать яркие, проникновенные образы совре-

Исполнегие экелагий
	хозепная тренировка мускулов и нервов
молодым. художникам-патриотам в гёрои-
ческую зиму 1939—1940 т., когда врат
стал угрожать“ городу Ленина и северо-
западным — рубежам социалистической
страны! Вместе ‘со своими друзьями, ‘сту-
дентами Академии Северным, Бабасюком
и Кабановым, ушли добровольцами в
лыжные батальоны и Веремеенко. Бонда-
	ренко. Литвинов.
	Под сводами величественного ’ здания,
возведенного Кокориновым и Деламоттом
на берегу Невы, проводили свою твор-
	ческую юность поколения лучших людей
	русского дореволюционного искусства.
Свидетелями скольких радостей и печа-
лей, исполненных желаний и разбитых
надежд были эти холодные каменные
стены . академических мастерских! Но
как бы ни складывалась судьба худож-
ника, в его воспоминаниях и мемуарах
страницы, посвященные Академии, быва-
ли окрашены в сумрачные тона, тона
горечи и разочарования. :
Иныз мысли, иные чувства охватыва-
ют советских живописцев, ваятелей и зод-
чих, которые сегодня с гордостью назы-
вают себя студентами Всероссийской ака-
демии художеств. Мы знаем: советская
академия оставит в их сердцах призна-
тельную память о себе, и мастера социа-
листического  искусства будут вспоминать
годы своего ученичества с горячей бла-
годарностью стране, народу, партии, ко-
торые так заботливо растили и пестовали
	Первомайские
дни в Москве
	Народным. гуляньем 1 мая открывается
Центральный парк культуры м отдыха
им. Горького. Гулянье начнется в; 6 час.
вечера на Массовом. поле, где трудящихся
столицы будут приветствовать ‘участники
первомайского парада. В течение — всего
вечера ‘в парке будут выступать артис-
ты эстрады и цирка, коллективы и Ot}
листы художественной самодеятельности,
духовые и джаз-оркестры. Большой квон-
	церт будет дан в Зеленом театре.
	Праздник музыки, песни и танца орга-
низуется в парке 18 мая. В Зеленом теа-
тре трудящиеся столицы встретятся © вы-
дающимися композиторами, артистами опе-
ры и балета, музыкантами-исполнителями.
Театрализованный рапорт московских ‘ар-
тистов и коллективов художественной са-
модеятельности ‘столицы будет проведен на
Массовом поле. Первый летний бал устра-
	ивается на набережной парка.
А kk &
	Сегодня и завтра в Сокольническом Wap
	ке вультуры и отдыха состоятся первомай-
	ские народные гулянья. Многочисленные
коллектины художественной самодеятельно-
сти, духовой оркестр и фанфаристы испол-
нят «Песню о родине». Затем будет дан
концерт, в котором примут участие хоро-
вые, музыкальные и танповальные коллек-
тивы ‘художественной ‘самодеятельности,
	артисты цаярка и мастера спорта — боксе-

ee we mee eg
	ры, пимнасты, борцы и др.
	И пожелания
	В одном из боев Веремеенко ‘был’ ра-
нен. Залегиий рядом с ним’ Бондаренко
увидел в валенке своего друга большую
дыру от пули. Он снял с себя кашне и
	Кое-как перевязал рану товарищу.
	— Иди вперед, — сказал Веремзенко,—
	Я ПОЛОЖУ.
	Спустя много часов, опираясь на авто-
MAT, прибрел он на одной здоровой ноге
в расположение своей части. Только ис-
ключительная выносливость дала ему воз-
можность пройти в тяжелой рачой не-
	сволько километров,
	Бондаренко был ранен в том же бою.
Рота, с которой он шел,. попала в аа-
труднительное положение. Целый день
она билась с превосходящими силами
врага. Поздно ночью отделение, которым
командовал Бондаренко, опрокинуло бело-
финнов и ворвалось на остров. Враг от-
ступил к береговым укреплениям. И тут
Бондаренко почувствовал резкий удар в
правый бок. Он понял, что ранен, но
разве командир, пока силы elle He ис-
сякли, оставит своих бойцов? Во главе
своего отделения он продолжал пресле-
	довать белофиннов, забрасывал их грана-
тами и, только почувствовав, что сейчас
потеряет сознание. отдал последнее пас
	возоряог сознание, отдал последнее pac-
поряжениз. Очнулся он уже на санитар-
		— Уходя на фронт, я вместо. с самыми
нРобходимыми вещами положил в о свой
вещевой мешок и альбом для зарисовок,
— вспоминает Литвинов. — В тот день
	я решил про себя: как бы ни приходи-
лось трудно, рисовать. на фронте буду.
Конечно, тогда я не представлял себе,
что рисунки эти смогут послужить CCHO-
вой моих будущих композиций. Ночью
приехали на станцию Раута. Где-то дале-
ко грохотала тяжелая артиллерия. — Бес-
конечным потоком двигались части, шли
танки. Было холодно. ‘Мороз достигал
тридцати пяти градусов, и носле полу-
часовой стрельбы руки коченели. Сперва
никак не удавалось даже вынуть альбом
из мешка. Перестрелка ослабевала только
на мгновение. Когда, наконец, она утих-
ла, я сделал первые зарисовки из быта
нашего лыжного батальона. В академии
я часто слышал: «Гдехбы вы ни были,
учитесь рисовать глазами». Этот совет
мне пригодился на фронте. Однажды я
наблюдал атаку наших частей. Конечно,
в боевой обстановке сделать зарисовку не-
возможно. Тут надо стрелять, а неё ри-
совать. Я так ‘и делал. Но зато я наблю-
дал. И вот теперь, когда в академия был
об’явлен конкурс на тему «Разгром бело-
финского плацдарма», — я воплотил свои
наблюдення в композицию... Раннее утро.
На горизонте ползут наши танки. За чи-
ми идет в атаку нехота... Эту атаку я
видел на озере Суванто-ярви, и ей по-
святил свой эскиз.
	В конкурсе участвовало свыше 350 сту-
дентов, вдохновленных славными подви-
тами Красной Армии. Буквально вся ака-
демия жила конкурсом. Но когда, нако-
Hell, открылась выставка, посетители 0со-
бенно долго простаивали у работ тех мо-
лодых художников, которые зимой 1939—
1940 г. сменили кисть и резец на винтов-
ку, — у работ Вэремеенко, Литвинова,
Северина, Бабасюка. Не вызывало сомне-
ний: несовершенство техники будет пре-
одолено годами учебы, но сила правды
уже сейчас не может оставить зрителя
равнодушным.

..Студенты Академии художеств — мо-
лодая поросль социалистического искус-
ства.  Всегда готовы они отдать родине
свои способности и таланты, все свои но-
мыслы и труды, всю свою жизнь. Луч-
шиз из лучиих — Сталинские стипендиа-
ты Академии художеств, среди которых
и Литвинов, и Желтиков, и Веремеенко,
и Богомольный, и Бондаренко — пока-
зывают пример настойчивости и yrop-
ства в преодолении трудностей, стоящих
на пути к мастерству. Не покладая рук,
борются они за высокую, честь и право
получать стипендию имени того, кто ве-
дет нашу страну от победы к победе,
стипендию имени товарища Сталина. И в
напряженном радостном труде они нахо-
дят исполнение своих желаний.
	С. ВАРШАВСКИЙ
	подготовил к открытию сезона В Новом m
мещении четыре‘ спектакля: «Иван Сусалть
Глинки, «Фауст» Гуно, «Золотой  петупов
Римского-Корсакова и музыкальную комеди
Одрана «Красное солнышко». В репертузрны
план 1941 года включены также: «Кармея, ру,
зе, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая в
Чайковского, «Риголетто» и «Бал м
Верди, «Севильский  цырюльник» Росоь

ет
	ПЕРРО АИИС    ЕР НЕ СОТ ААА ПО п И

выкальные комедии «Продавец птиц» Целдь

ovr... -

ра и «Цыганский барон» Штрауса.
Открытие оперного театра в Оталино п
	тилось в болыпое культурное событие в xy
ни Донбасса, привлекшее птирокое Внимакь
		общественности.

. П. КЛИМЕНТОВ
	Таких опер мы. певцы, ждем от С. Васи:   Их. дарования.

ленко, С, Прокофьева, Р. Глиэра, Ю. Шапо- „.Детство свое Петр Литвинов провел
pana, A. Xavyarypnuna, M, Konaaa, Jl. ране и cece ee ВИС
	в отцовской кузнице, наблюдая, как жар-
ко дышат меха, как весело разлетаются
золотые искры и как послушно гнется
раскаленное железо под тяжелым молотом.
	Еще любил Петр Литвинов рисовать.
Учитель в школе понАлся хороший, и
разве забыть; как зимой в’ крепкие мо-
розы бегут они, учепик и учитель, в лес,
чтобы здесь, согревая дыханием стыну-
щие руки, зарисовывать кружевное плете-
ние заснеженных ветвей?

Настало время, когда на монументаль-.
ном отделении живописного факультета
Всероссийской академии художеств в ма-
стерской профессора. Д. И. Киплика ру-
ководители и друзья с уважением ваго-
ворили о работах Петра Литвинова.

«А кто в Астрахани не знал. веселого
паренька с пионерским красным. галсту-
ком Ha Wee, любимца городских ребят,
живого и энергичного Иосифа Богомоль-
ного? В 1923 году на всесоюзном пио-
нерском слете в Москве были выстав-
лены две скульптурные фаботы тринад-
цатилетнего И, Богомольного — «Ленин»
и «Толстой».   и

Сейчас, на четвертом курсе Фкульптур-
ного факультета Академии художеств, Ио-
сиф Богомольный все такой же горячий
поклонник советской детворы, каким был
некогда, в астрахачские годы. Это выра-
жается, однако, не только в том, что он —
‘член комитета комсомола по пионерской
‚работе, что он-—все еще пионер-вожатый
в подшефной академии школе, что им ор-
ганизован, лекторий для учащихся сред-
ней художественной школы, Не проходит
Toma, чтобы Богомольный не сделал двух-
Трех композиций на детские темы.

..Вассиан Петрович Желтиков намного
старше своих друзей. Ему было 14 лет,
когда произошла революция. Он был тог-
да маляром. Путь Желтикова ‘от ремесла
к искусству не был легок и прямоли-
неен. Юноше, с детства вынужденному
ходить на тяжелый заработок, не так-то.
просто было догонять своих сверстников
в знаниях по общеобразовательным пред-
метам. Уже достигнув значительных успе-_
хов в живописи под руководством А. И.
Савинова, Желтиков бросает школу и
уходит на рабфак Ленинградского уни-
верситета, чтобы по окончании его по-
ступить в Московский архитектурный ин-
ститут. И вот наступает день, когда ар-
хитектор Желтиков приступает к само-
стоятельной работе над решением круп-
ных строительных задач. Около ‘трех лет
с живым интересом занимается _он, своей
новой специальностью. Но страсть к жи-
вописн снова приводит его. в Академию
художеств, в монументальную. мастерскую
живописного факультета.
	„.Многое можно было бы рассказать и
0 двух друзьях — монументалисте Кон-
стантине Веремеенко, студенте четвертого
курса живописного факультета, и скульп-
торе Павле Бондаренко, студенте второго
курса. Сблизила их физкультура. Вере-
меенко — волейболист, лыжник, гимнаст,
стрелок, баскетболист, ярый болельщик на
всех состязаниях. Еще 6 апреля 1941. г.
на происходивших. в Кавголове соревно-
ваниях по лыжам ‘на первенство дДобро-
вольного спортивного общества «Искусст-
Во» он занял третье место на дистанции
в десять километров. И в то же время
ся оказывает. превосходные успехи в жи-
вописи, плодотворно участвует в акаде-
мических конкурсах,

Его друг Павел Бондаренко тоже лю-
бит лыжи. Как пригодились’ эти превос-
ходные физкультурные навыки, эта веля-
	Зритель нантего театра стосковался по
смеху. Сказать по правде, его достаточно
кормили классическими и, главным обра-
зом, «ложно-классическими» комедиями
авторов, наскоро произведенных в клас-
сики. Зритель хочет видеть на сцёне жи-
вых современников, ‘близких и знакомых
ему советских людей. И потому, когда
раздвигается занавес и на сцене по-
являются   знакомые, нашенские люди в
вышитых  косоворотках, в современной
одежде, — испытываенть приятнейшее
чувство удовлетворения.

Это. чувство еще усиливается, корда
видишь на сцене украинский август, тя-
желые, налитые яблоки, садики у хат,
мальвы, маки, подсолнухи и желтыетык-
вы. С первой же минуты зритель распо-
ложен к спектаклю.
	Сюжет комедии А. Корнейчука «В ете-
пях Украины» перекликается с сюжетом
чудесной повести тениального’  Гоголя,
«Повести о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем». Ho
времена миргородеких повестей прошли
безвозвратно, и ссора, которая происхо-
дит между двумя героями комедии, Сз-
ливоном Чесноком ‘и Кондратом Галуш-
кой, показывает нам, как неузнаваемо из-
менилась жизнь в степях Украины.

Как известно, Иван Иванович поссорил-
ся с Иваном Никифоровичем из-за «гу-
сака»: из*ва того, что Ивану Ивановичу
это слово показалось крайне обидным.
„Ссора ‘председателя колхоза «Смерть  ка-
питализму» Чеснока с председателем кол-
	хоза «Гихая жизнь» Галушкой на пер-
вый вагляд произошла из-за того, что

один назвал другого ‹карьеристом». Ho
	сущность этой ссоры, то, из-за чего ки-
нулись в драку два старых боевых т0-
варища-буденновца, — далеко не пустяк.

И Корнейчук построил свою пьесу так,
что ряд комических положений, застав-
ляющих наших зрителей весело смеяться,
не затмевает основного смысла ссоры и
зпоров Саливона Чеснока в Кондратом
Галушкой.

Сущность этой ссоры — глубокая и
важная проблема.
° Издавна связанные дружбой, бок-0-бок
сражавшиеся на фронтах гражданской
войны конармейцы-буденновцы, увенчан-
ные боевыми орденами Саливон Чеснок и
Кондрат Галушка стали председателями
	Koro, 0. Урбаха. Этот список можно было бы
продолжить, включив сюда многих компо-
зиторов нантих братских республик. Я уве-
рен, что к моему пожеланию присоединятся
нсе товарищи, работающие в советской опере,
Мне кажется, что интересные оперы, в коме-
дийном плане мог бы написать. например,
И. Дунаевский, Не пора ли подумать и о с0-
здании в столице Советского Союза оперной
площадки, где исполнялись бы произведе-
ния композиторов наших братских. республик?
Большое удовлетворение приносит мне ра:
бота с молодым оперным ансамблем. Радуют
успехи молодежи — тех. кто из ансамбля пе-
решел уже на сцену Большого театра. Мон
творческие планы и мечтания связаны © ху-
дожественным ростом этого мололого талант-
	AHBOTO коллектива,
	И. Козловский,
народный артист CCCP
	Bo wecex уголках парка будут выступать
массовики, затейники, хоровики. Вечером в
парке начнется бал. В ночь с 1 на 2 мая
в танцовальном зале состоится бал комбо-
	мольцев Сокольнического района. В парке
	будут проведены конкурсы нополнителей
	на народных инструментах и на лучшее
исполнение наролных плясок.
	Завтра с утра в парке—большой детский
peo ATH для учеников Военно-морской и
Артиллерийской спецшкол и ремесленного

училища, отличников школ Сокольниче-
ского района. В тости к ребятам приедут
	знатные люди столицы, Герои Советского
Союза»
	Парк’ нразднично укрален по эскизам
художника В. Лукьянова.
	ke &
	Гюдготовка к декаде
татарского искусства
	тарском народном творчестве такое xy
место, какое принадлежит зв русском hon.
клоре Иванушке.

Поэт Муса Джалиль закончил тибе
то новой оперы «/Гачыннар» («Соколь»)
повествующей о простых советских м»
дях, совершающих теронческие подати
во славу родины. Действие оперы. прож
ходит во время победоносных боев Км
ной Армии с белофиннами. Музыку съ
ры пишет композитор Жиганов.

В дни декады  татарожото ‘° искуста
будет показана драма Гиззата «Tame,
нар», ярко рисующая татарскую Jeperm
в период между февральской и Велик
Октябрьской революциями. Эта apy
пользуется большим успехом. Оня обота
сцены всех профессиональных Театра
Татарин. В начале нынешнего тода авт
переработал текст драмы. В Москве он
будет показана в новом варианте,

Сейчас Татарскнй академический тет
драмы заканчивает работу над «Ташкые
нар» (режиссер Сарымсаков). В спектакх
будут заняты лучшие силы труппы ~
Абжалилов, Султанов, Ильская, Таджзм
ва, Уразиков и др.
Татарский оперный театр работает ой
час над двумя спектаклями, включении
ми в план декады. ‹Алтын-чачь» стам
режиссер Ленинградского театра бам
балета ‘им. — Кирова Баратов. Oda)
мление оперы поручено — художни
Матрунину. Дирижер — Старжитаня
Коллектив театра предполагает зажончи
работу над этим спектаклем в мае. Оли
временно  тотовится -и балет «Шурам
(постановщик Якоббон, дирижер Му
гулян, художник Мандельберг). {
	Коллектив Татарской государствен \
	а А ОЬЫ ч/

филармонии тотовится к заключительной \
		мет участие свыше 100 артистов. Буд
широко предотавлены разИообразные жа
ры татарского народного творчества ви
полнении не только профессиональ
артистов, но и самодеятельных хороз
ансамблей. Сайдалпев, Музафоров, Фа

Н. Жиганов и другие крупные тата
композиторы пишут новые вокальные, $4
тепианные и симфонические сочинег

Лучигие произведения будут исполи
в заключительном концерте.
	Е. МАРТЫНОВ
	ГЕАТРЫ МОСКВЫ — ДЕТЯМ
	ТЕ
Искусство. —
	на службу народу
	Вся моя  сознательная
жизнь и работа прошли
в служении моим искус-
ством делу революции,
делу партии Ленина —
Сталина.

Искусство, не находящее
отклика в наролных мас-
	сах, на мой взгляд, не
имеет права называться
искусством. Произведе-
ния искусства должны
	быть не только об’ектом
эстетического созерцания,
они должны побуждать
зрителя к действию. Тог-
	В дни первомайских праздников Москов-
ский дом пионеров предоставляет сцену
своего театра лучшим детским художест-
венным коллективам столицы. 2 мая днем
московские пионеры и школьники увидят
новый спектакль старшей театральной
группы Дома пионеров «20 лет опустя»

Светлова в постановке художественного
руководителя коллектива =H. Оухоцкой.
Коллектив детской театральной студии Co-
ветского района покажет спектакли «Снеж-
ная королева» и «Единая боевая».
	Бечером 3 мая ‘на сцене Театра детско-
го творчества выступят © большой про-
граммой музыкальный, хореографическяй
ни театральный коллективы Дома художс-
ственного воспитания детей Сокольниче-
ского района.
		да и только тогда они будут созвучны на-
	шей эпохе.
	Недавно я закончил работу над конкурс-
ным проектом памятника Ф. Дзержинскому
для Москвы. Огромная фигура Феликса
Эдмундовича (ее предполагаемая высота 7 мет-
nny установлена на простом мраморном
	предполагается установить монумент,
	Сейчас я работаю над скульптурным оформ-
лением станции метро «Отадион СССР». Об’ем
работ здесь велик и сложен. В надземном
вестибюле будут установлены две шестимег-
поре  пр-тбеченные wa тоанита фигуры
	ровые, высеченные
Ленина и Сталина.
	на. Для подземного зала
физкультурника и Физкуль-
	ченных из белого мрамора, которым ‘облицо-
	BhIBZeTCH men станиция.
	В ближайшее время начинаю работать над
проектами двух памятников — А. С. Пушки-
ну и А. М. Горькому. Памятник Пушкину
предполагается соорудить в Ленинграде, в
центре Плошади искусств. напротив Русского
музея. Памятник А. М. Горькому пвамечается
к установке в открытом сквере на стыке
двух проспектов, восящих имена Горького и
	Кирова.
М. Манизер,
	засл. деятель искусства
	чт мечтаю показать на
	сцене образ советского че-
ловека. одного из тех, кто
	ловека, одного из тех, вто
совершает героические де-
	Зее
 Мечта. актера
	ла во славу своей люби-
мой родины, —Изумитель-
ные перелеты сталинских
соколов, героизм бойцов и
командиров Красной Ар-
мии, рекорды _ стаханов-
цев, даже незаметные, Ha
нервый взгляд, буднич-
ные дела, ежеднелио, еже-
часно совершаемые на
фабриках и заводах, в
колхозах и. совхозах, —
какое огромное количество волнующих тем
для наших драматургов, какое обилие обра-
зов, ожидающих своего сценического вопло-
щения в любом драматургическом жанре: тра-
гедии, драме, комедии,

За последние годы я сыграл несколько ро-
лей, в которых есть те или. иные черты но-
вого. советского человека, В первой пьесе

белорусского драматурга К. Крапивы «Конец
	дружбь» я играл старого большевика, участ-
ника гражданской войны Корнейчика, для ко-
торого выше всего интересы социалистиче-
	ской родины, интересы коммунистической

партии.
Вторая моя роль советского героя — кре-
	стьянин Халимон в. «Партизанах». И, наконец,
я сыграл Тулягу в комедии «Кто смеется по-
следний». Туляга, вначале трусливый, обы-
вательски настроенный ученый, к концу
пьесы перерождается и © помощью коллек-
тива, партийной организации разоблачает
проходимца Горлохватского, смело борется с
клеветниками и карьеристами, Играя Tyaary,
я стремился придать этому образу положи-
тельные черты, подготовить зрителя к пе-
рерождению Туляги, чтобы зритель верил в
правдивость, искренность его чувств и пе-
реживаний, в то, что Туляга стал подлинно
советским ученым. Работа над этой ролью
дала мне большое творческое удовлетворение,
и я с новой силой почувствовал необходи-
мость создания цельного. яркого образа по-
ложительного героя.

Сейчас лауреат Сталинской премпи драма-
тург К. Крапива пишет для нашего театра
ньесу, в которой, ‘я надеюсь, смогу осуще-
ствить свою творческую мечту.
	Г. Глебов,
народный артист БССР
	OO
		Театр эстрады для детей покажет в
тральном доме культуры железнолороя
	свою новую программу «Маяковский —
тям».

Своей веселой, жизнерадостной Oh
вызывающей дружный смех и мм
аплодисменты зрителей, драматург до
зал, что вовсе нет никакой надобю
сочинять комедии с нарочитым «пери
или показывать в них дурачков, прот
ков, ‘захолустных тупиц, стараясь зы
вать смех у невзыскательной публик.

Два образа героев комедни, Кам
Галушка и Саливон Чеснок, нашли п
красных исполнителей в лице А. 842
		ского и И. Ильинского.

Только актер, тонко чувствующий
циональные черты украинского харак”
может с таким блеском и юмором т
дать упрямство, темперамент, лукавсти
вместе с тем, простодушие Кондраи
лушки. У Зражевского много да
находок. Всиомним замечательное #1
же?», 1
раз особый смысл. Мимика пои
жест — все это блестяще и ви?
тем глубоко правдиво ‘и жизненно,

И. Ильинский впервые итрает в 1
роль положительного героя, открывая
одну грань своего замечательно р
дийного дарования. Он создает Я
впечатляющий образ старого Oy rene
бесконечно преданного делу коммут”
неуклонно проводящего линию парти
деревне. Актер нашел. то равновесие #
ду идейным содержанием фитуры рые
и ее комедийным воплощением, re
способствует правильному разрешеу
авторского замысла. 1

Отличный ансамбль составляют и,
THe ДУ ны nemenm nem OTN

we em OR A

ленного И. Я. Судаковым (режисер
Цыганков) Ho Crernosynne — arpatl
	ытанков): Н. Светловидов, Ир
роль Долгоносика, В. Рыжова и А. ‘
HHKOBA — в ‘роли Палашки, жеяы
ка, А. Антонова (Галя, дочь Че
Д. Зеркалова и. С. Фадеева (Катер
ВБ. Телегин (Грицько), В, Туманов
пан, секретарь o6Kxoma), `‘Ф В
(С. М. Буденный).
	Блестяще оформлен спектакль ©
ком Я; 3. Штоффером. Яркие,

BRE nese.”

ame APY АСШЬНЫЙ). я
Th
	ником Л. 3. Штоффером. Яркие, “
краски его декораций, освещенные 7
хаты на берегу речки,  напомия”
пейзаж Куинджи, дома колхозников
пающие в зелени и цветах, — Ft
создает полную иллюзию того, бу )
перенеслись в блатодатные степи №»
щей колхозной Украины. ry
		Народный иевец Таджикской ОСР Wiapré
Джураев и его сыновья Мукким; Дарвази и
	Фото © ПЕлигафева
	Частная ссора Чеснока и Галушки —
это конфликт между передовым и 01
сталым  колхозниками, столкновение 06-
щественного начала се началом  деляче-
ским, HO существу — частнособственни-
ческим. И не случайно именно около Га-
лушки, который склонен превратить свой
колхоз в нечто вроде государственного
иждивенца, вьется, плетет свои жульни-
ческие махинации ‹атент по торговым
делам» Долгоносик, которому автор дал
недвусмысленное имя паразита,  жучка-
вредителя. Пройдоха, торгаш и стяжатель,
Долгоносик — паразит на теле колхоза,
& Галушка по деляческой своей блиаору-
кости считает эго чуть ли не благодете-
лем, человеком, ценным для колхоза.
	Галушка искренне потрясен, когда
секретарь обкома об’ясняет ему, что c0-
ветское государство считает линию его,
Галушки, неправильной, а линию’ его
«противника» Чеснока, председателя кол-
хоза-рекордемена, участника Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки, — един-
ственно правильной партийной линией.
Поэтому-то по заслугам и становится
Саливон Чеснок руководителем районной
партийной организации.

Таким образом конфликт, лежащий в
основе пьесы, — глубокий, актуальный
конфликт, Это — сегодняшний день кол-
хозной деревни, это современная, важная
BH острая тема.
	бначение пьесы А. Корнейчука, ла и
	«В степях Украины»
		Премьера в Малом театре
Г]
	двух соседних колхозов. Постепенно меж-
ду двумя закадычными друзьями возни-
кли серьезные расхождения во взглядах
на методы строительства колхозной жиз-
ни. Дело в том, что Галушка еще не
вполне освободился от пережитков кре-
стьянского индивидуализма. Он больше
заботится о процветании приусадебных
хозяйств колхозников, нежели о государ-
ственных интересах. «Мы налог платим
исправно, — твердит он, — а дальше
каждый себе’ цветущую жизнь строит,
как хочет, Слушай, Чеснок: твои люди
едят пампушки с салом? Едят! И добра
едят. И мои, благодаря бога, не отста-
ли. Какой же жизни ты еще хочешь?
Куда ты спешнишы?>» Он, Галушка, — за
«тихую жизнь». Так и называется. воз-
тглавляемый им колхоз, «Пущай меня Чес-
нок не тянет к коммунизму, мне и в
социализме хорошо, я только в нем при-
строился, и он мне още не надоел...»
Чеснок же проявляет подлинно государ-
ственное понимание задач своего колхоза
«Смерть капитализму». Он энергично раз.
вивает животноводство, добивается повы-
шения производительности труда, ‘соору-
	обороне
	‚жает клуб, готовит молодежь к
		Образ женщины
наших дней

С большой радостью и
волнением приступаю я к
‚работе над ролью. Гаянз
в новом балете Хачату-
‘ряна «Счастье» — ближай-
шей постановке театра им.
С. М. Кирова, Впервые за
свою десятилетнюю артисти-
ческую деятельность я по-
лучила, наконец, возмож-
ность создать образ... моло-
дой советской женисивы,
колхоаницы. Роль Гаянэ
изобилует сильными дра-
матическими моментами,
Это ставит передо мной
ряд не только танцовальных, но и актерских
задач. Впервые в балегном театре артистка
должна воплотить высокие материнские чув-
ства, показать и передать безграничную лю-
бовь молодой советской матери к своему ре-
бенку. Еще трудно судить о роли в целом,
Tax как работа над балетом только начинаег-
ся, Но чем труднее задача, тем она увлека-
тельнее! ‘

Очень. хотела бы я спиматься в кино, но
не просто в отдельном танцовальном номере
или отрывке из балета, как. например, в
«Концерте», а в полнометражном игровом
фильме, где я смогла бы выступить не толь-
ко как танцовщица, но и как драматическая
актриса.

Самая зе сокровенная моя мечта — создать
в новом советском балете образ русской жен-
щины наших дней, образ больших человече-
ских чувств, высокого героического звуча-
ния и пафоса,

Это будет настоящим счастьем для меня —
актрисы и танцовщицы.

Н. Дудинская,
засл. артистка РОФСР
	Ответственный редакто
В. Г. ВДОВИЧЕНКЮ
	ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»