БОСКРЕСЕНЬЕ, 18 МАЯ 1941 г., №20 (755)
	В отличие от прошлых лет, подготовн-
ильная работа к концертному сезону
140—41 г. была начата Московской фи-
лармонией своевременно и проведена при-
менительно к новым условиям работы
определенным приказом Комитета по де-
у искусств об отмене постоянных мест
и целевых , концертов.

Программы концертов были об’единены
в 30 тематических циклов: монографиче-
ских, оперных постановок. монументаль-
ных произведений, камерной музыки; сим-
фонических утренииков для учащихся, ли-
тратурных вечеров и др

Значительное место в работе филармо-
кии в прошедшем сезоне занимали моно-
	рафические концерты, предоставившие
Возможность слушателям всесторонне
энакомиться с творчеством Berxorena
	(93, концерта), Баха (6 концертов), Листа
(6 концертов), Моцарта (4 оперы) и ряда
других русских и западных композиторов,
	Программы абонементных концертов бы-

лк составлены интересно ‘и разнообразно
и включали лучших исполнителей. Або-
нотам предоставлялся ряд льгот и пре-
лиуществ;: скидка, рабсрочка платежа.
Кажлому абоненту посылались на дом из-
щения 0 предстоящем очередном кон-
nepte, отмене концерта или частичной
замене в программе.

Пролажа абонементов прошла очень ус-
пешно. Редко кто ограничивался покуп-
кой одного абонемента: большинство слу-
шателей записывалось на 6—6 различных
циклов, Всего в сезоне 1940—41 г. было
распространено 10.868 абонементов на
54.340 посещений, Укажем для примера,
чо вА симфонические циклы — Ветхо-
ввн, Вагнер и русская музыка (для уча-
щихся) все абонементы разошлись  пол-
ностью.

Ели в прошлом сезоне на концерты в
Большом зале консерватории было про-
дано за счет учреждений и профсоюзов
19233 постоянных места, то в настоящем
изоне на концерты в этом же зале слу-
шатели приобрели в индивидуальном по-
PAIR зА СВОЙ оЧет 8393 абонемента. Это
‘оставляет 41955 мест, т. е. 218 проц. по
сравнению с прошлым сезоном.

В 1940—41 г. количество посетителей
концертов филармонии значительно увели-
чилось, На абонементы записалось много
новых слушателей, в том числе Герон Со-
вотского Союза, командиры Красной Ар-
уни, академики, научные работники. ру-
коволители и сотрудники  наркоматов,
прелириятий и учреждений, учащаяся мо-
	_ подежь столицы...
	Словом, опыт доказал, что при извест-
ной ннициативе можно достигнуть успеха
даже на таком трудном участке, как фи-
лармонические концерты.

В начале сезона 1940—41 г. некоторые
уосковские театры также выпустили або-
немепты. Однако продавались они плохо.
В чем заключалась причина этой неудачи?
«Профили» абонементов не были в долж-
ной мере продуманы. Это был просто слу-
чайный набор спектаклей, и к тому же
абонементы не давали зрителю никаких
преимуществ, льгот и. удобств. В не-
хоторых случаях посещение спектаклей по
збонементу обходилось зрителю... дороже,
зежели по разовому билету!

Но, разумеется, составление продуман-
ENX абонементов—это лишь начало пра-
зальной работы с аудиторией. Тут надо
юзорить и о многом другом.

В практике некоторых концертных орга-
Mann в текущем сезоне имели место
	следующие факты На симфонические кон-
	порты под управлением Лео Блеха в кон-
	‚ «дертном зале им. П. И. Чайковского расцен-

ха мест была установлена от 4 до 16 руб.,
в Большом зале консерватории на выступ-
ния этого же дирижера билеты стоили
т 2 до 12 руб. 22 февраля Мосэстра-
2 устроила в Колонном зале Дома cow-
ув концерт Краснознаменного ансамбля
красноармейской ‘песни и пляски Союза
СОР, Места были расценены от 6 до
31 руб. Через два дня тот жз Краснозна-
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	в развитии самого жанра соретского пор-
третного ‘искусства. Слово портрет звучит
прозаически по отношению к этому пора-
зительному этюду.

Как часто скульпторы, изображая ‘на-
гих пилотов, спешат нагрузить их все-
возможными атрибутами. их профессии.
Получается образ человека-машины, при-
датка летного аппарата. Лебедева выле-
пила одну голову. Ничто не скрывает, не
отяжеляет чистого рисунка профиля. Пе-
ред нами образ мужественной красоты,
ибо художница уловила высшую гармо-
нию черт и пропорций, и в этой гармо-
нии затрепетала чкаловская мысль.

Вот это уменье сосредоточить и зам-
кнуть образ одной глубокой эмоциай, за-
печатлеть то мгновенье, когда человек пе-
рестает позировать и остается наедине со
своими думами, быть может лелеет,. как
Чкалов, большой замысел, в высокой ме-
ре присущи скульптору Лебедевой.

Работа над портретом Чкалова открыла
художнику в полной мере красоту творче-
ского начала в человеке напгих дней, что
составляет самую суть положительного со-
ветского образа в искусстве. Полной гар-
монии. — пластической формы и психо-
логическом содержания достигла С. Ле-
бедева в портрете народной артистки
0. Л. Книппер-Чеховой. этом лице, не-
обычайно нежно обласканном рукой скульп-
тора, проработан, прочувствован  каж-
дый сантиметр формы, фактура. Это —
тонкое, одухотворенное. лицо артиста. В
иных портретах Лебедева лепит глазное
яблоко, в других, как в портрете Книп-
пер-Чеховой, ограничивается тем, что ри-
сует очертания век, но рисунок их так
индивидуален, что сохраняет все своеоб-
разие выразительного взора. Анатомиче-
ское строение нарушено, но достигнут по-
разительный художественный эффект —
вы чувствуете на себе пристальный
вагляд сквозь прищуренные веки, необы-
чайно точно согласованный с улыбкой
	тонких губ. Лицо живет и дышит, и 8В03-.
	действие его неотразимо. Портрет Внип-
пер — это вершина, которой‘ достигла
С. Лебедева в передаче пластической пре-
лести живого тела, психологического  с0-
держания образа Художник  вопрошал
действительность во всеоружии  мастер-
	ства, исполненный глубокого уважения и,
	любви к человеку.
	Было бы преждевременно утверждать,
	что С. Лебедева овладела широким кругом
	эмоций, которыми живут современники ве-
ливой эпохи. Правильнее даже утверж-
дать, что крут выраженных в ее искус-
стве чувств еще очень узок. Но она в
совершенстве овладела ‘изображением сло-
жных душевных движений в моменты
сосредоточенной мысли. Это даже сообща-
ет иным ее образам известную сумрач-
ность. Когда она лепила портрет Пушки-
на, она опустила живость его вагляда,
страстность его артистического темпера-
мента. Она изобразила Пушкина поста-
ревшим и скорбным. Этот образ не вя-
жется с ее же подчеркнуто лирическим
проектом памятника Пушкину для Ми-
хайловского,

И может быть, стремясь расигирить диа-
пазон привычных пленивших ее эмоций,
С.Д. Лебедева увлеклась образом наивной
и робкой юности. Несколько неожнданно
появилась в таллерее ее образов «Де-
вочка с бабочкой». О том, что скульмтор
придает ей большое значение, свидетель-
ствуют крупные размеры этой скульиту-
ры, самой большой (и неоправданно боль-
	шой, преувеличенной) среди произведений.
	С. Лебедевой. Не лишенная обаятельно-
сти, эта «Девочка» не открыла новой
страницы в монументальной советской
скульптуре. Это скорее превосходный,
ритмичный этюд. Но выраженная в этой
девушке наивная грация юности, ласковая
мелодия распускающегося чувства — как
светлые капли росы на спокойной и ров-
ной зелени лугов, — отражение глубо-
ких и плодотворных процессов, протекаю-
щих в творчестве скульптора. Чем зрелее
становится мастер, тем прозрачнее, чело-
вечнее—создаваемые им образы; действи-
тельность питает его творчество, делая его
все более гармоническим, Необозримые го-
ризонты открывает наша страна перед
каждым подлинным художником, умею-
щим и желающим вопрошать действи-
тельность, чтобы искренно, с любовью, как
это делает. С. Лебедева, воплощать ее ‘в
образах искусства.
	Наталья СОКОЛОВА
	ПОРТРЕТЫ CORP ENTE OR
	О творчестве С. Д. Лебедевой.
	ТЕМА СОВЕТСКОГО
” ГУМАНИЗМА:
	Один из лучших советских поэтов, Пе-
рец Маркиш, написал умную, интересную
	пьесу — «Кол-Нидре», Это — не одно-
дневка, а драматическое произведение,
которое несомненно войдет в репертуар
наших театров. Это — пьеса, проникну-
	тая пламенной любовью к нашен, родине.
Она мобилизует и будит высокие патри-
отические чувства,

События, описываемые в ней, происхо-
дят в течение одного ‘дня. но этот день-—
исторический. Героическая Красная Ар-
мия освобождает народы Западной. Укра-
HID ОТ ига ПОЛЬСКОЙ ШлЯхтТыЫ.
	В лице воеводы Градульского, в прош-
	лом — погромных дел мастера, ищущего
теперь приюта в доме у еврея-летопиеца
Ария, автор показал ничтожество и тру-
сость бывших хозяев Польши, Градуль-
ский угрожает летописцу, что если пос-
ледний не спрячет его в своем доме, то
	все еврейское население города погибвет
от погрома, который будет устроен поль-
скими властителями, когда они вернутся
при помощи Британской империи, Иепу-
ганный угрозами, летописеп укрывает у
себя воеводу.

В образе коменданта города Селиванова
Маркиш с огромной любовью и ‘теплотой
показал спокойного, твердого, волевого
воина-большевика. агитатора за социаль-
ное и национальное раскрепощение угне-
тенных. Селиванов — умный, чуткий во0с-
питатель.

Селиванов понимает, что Арий не враг,
а мертва, что летописец — человек. чье
‘сердце переполнено счастьем от того, что
впервые в истории «войска приходят в
тород и неё льется кровь на улицах, пер-
	  вый раз, как не бесчестят еврейских до-
	находит
Ё1а зас-
	черей». Селиванов осторожно на
путь к душе этого мудрого старца,
тавляя его переоценить ценности.
	Арий. Благодарю, вы проявляёте к нам
высокое милосердие... Милосердие — это
самое красивое, что сопровождает насто-
яших освободителей,
	Селиванов, Подождите, садитесь! Не
милосердие, но справедливость. Мы яви-
лись, чтобы выпрямить вашу седую го-
	лову не из жалости, не из милосердия,
но потому, что вашу толову согнула горь-
кая Жизнь.

Арий. Разве милосердие не одно и TO
же, что справедливость?

Селиванов. О нет! Милосердие дарит
бедняку грош, справедливость уничтожает
бедность, милосердие сожалеет убитых,
справедливость уничтожает убийц.

Великие идеи коммунизма не могут не
убедить благородного летописца, который
впоследствии отдает свою жизнь за Сели-
ванова, предупреждая выстрел Градуль-
ского в коменданта.

Киевский еврейский театр создал aa-
мечательный — спектакль (постановщик
М. Гольдблат), насыщенный подлинной
тероикой. Даже комедийные сцены, где
появляются спекулянты, в стилевом от-
ношении подчинены общему тону спек-
такля. Строгие линии, поздняя готика В
оформлении (художник Л. Альшиц) и му-
	КАШЕЙ И
	Гости Кащея — это пионер Митя и де-
вочка Маша. Советские ребята, они не-
сколько растерянно чувствуют себя в ди-
ковинной кащеевой стране. Кащей похи-
тил Машу, так как был поражен сход-
ством этой девочки со своей умершей до-
черью, а Митя смело отправляется в
страшное кащеево царство, чтобы 068060-
дить сестру. Не удалось Кащею сделать
Машу злой и коварной, «Девочка-доброе
сердце» — так называют Машу и талки,
и старый переплетчик, и «мастер-золотые
руки», и веселый трубочист, — все. сто-
нущие под игом Кащея, жители его
страны. Все они помогают Мите победить
Кащея.

Драматическая сказка В. Каверина «В
гостях у Кащея» написана живо, интерес-
но; с выдумкой и блеском. Судьба Мити
и Маши волнует аудиторию. Юный зри-
тель ненавидит Кащея, презирает его
слуг. Он восхищен  героизмом пионера.
Сказка учит жизни, учит бороться со вое-
ми «кащеевыми слугами». Это самое важ-
ное, самое ценное.

В пьесе В. Каверина как бы два плана.
Сказка, фольклор о сочетаются здесь с
реальной жизнью, с бытом. В этом смы-
сле Каверин идет по стопам таких вели-
ких сказочников, как Андерсен. И по-
рой для того, чтобы усилить впечатление
сказочности, автор подчеркивает бытовые
моменты. Он как бы говорит зрителю:
смотрите — обыкновенные дети, простые,
милые ребята, а какие с ними произош-
ли чудеса! В каком трудном положения
они оказались, как они были мужествен-
ны и смелы! Храбрость, выдержка, стой-
кость привели их к победе. Учитесь у
НИХ.

Ленинградский ТЮЗ, руководимый
	 К гастролям : в Москве
	драмы, Иостановка народного
снимке: сцена из ИП акта
	Большинство актеров работает в нашем
театре уже много лет. Коллектив любит
свой театр, свой город, высоко ценит твор-
чество великого писателя, чье имя носит
наша область. Поэтому oco6oe значение
приобретает для нас работа над пьесами
А. М. Горького. Ею мудрая и правдивая
драматургия должна стать творческим
знаменем театра,

В Москвё пойдут «Мещане» — старый
	спектакль, находящийся в репертуаре с
1929 rona. В дальнейшем мы намечаём,
	кроме уже осуществленных постановок
(«Враги», «Егор Булычев», «На днё», «Зы-
ковы», «Дети солнца»), показать «Варва-
ров» и «Фальшивую монету».

В ближайшее время по. возвращении в
г. Горький мы предполагаем поставить «Ма-
	шеньку» А. Афиногенова и «Наши дни»
С. Герасимова. Мы мечтаем о том, чтобы в
	ближайшем будущем советские драматур-
ти дали нам новые яркие, талантливые
	пьесы 0 нашей современности,
	Н. СОБОЛЬЩИКОВ-САМАРИН,
народный артист РСФСР
	зыка. (композитор С. Штейнберг) подчер-
кивают монументальность спектакля.

В главной роли — летописца Ария —
выступает М. Гольдблат, в этой новой ра-
боте снова проявивший себя одаренным
мастером сцены.

На челе летописца глубокие следы стра-
даний. Таким он предстает перед зрите-
дем в самом начале пьесы. В нем чув-
ствуются большая» человеческая теплота и
мудрость. Он покоряет своим благород-
ством, стойкостью. Гольдблат — Арий —
воплощение кристальной душевной TH
стоты и человеческого достоинства. Гольд-
блат замечательно перелает мучительную
пытливость Ария, когда он стремится по-
нять свою дочь-революционерку, человека
нового мира. С огромным душевным вол-
нением бросает актер в притихший зал
слова, свидетельствующие о крахе миро-
воззрения Ария: «Пусть будет проклят&
мягкость моего сердца, пусть будет ис-
коренена жалость, которая меня сделала
слепым». Но апогея сценической вырази-
тельности Гольдблат достигает в послед-
нем столкновении Ария с воеводой. Чув-
ствуя, что воевода может убить Селива-
нова, старик бежит в комендатуру, что-
бы предупредить убийство. Слова ero
«Я пойду его спасти, если даже мне при-
дется погибнуть, если мнё придется сло-
жить свою старую, седую голову» произ-
носятся актером с такой вдохновенной
страстностью и реигимостью, что букваль-
но потрясают зрительный зал.

Селиванов тверд, решителен и целе-
устремлен. Артист Д. Жаботинский пока-
зывает вдумчивого, высоко культурного
пропагандиста идей большевизма. Перед
нами Человек. понимающий, что надо 906-
торожно снимать пыль рабской покорно-
сти, фальшивой морали, наслоившейся на
человеческих душах за многие столетия
социального и национального гнета.

Душевное благородство и глубокую Be-
ру революционерки Адасы в дело ком-
мунизма хорошо передает артистка
А. Сопц.

Артисты Л. Хейфец и А. Левин сати-
рически остро и убедительно разоблача-
ют сущность мелкотравчатых душонок ла-
вочников, которым их кошелек дорэже
всего на свете.

Артист Л. Калманович талантливо и
сочно играет роль слуги Бенци. Со свой-
ственным ему юмором и блеском актер
создает образ веселого бедняка, которого
не могли сломить годы нищеты и 6ес-
правия. Артистка Р. Грин, впервые вы-
ступающая в ответственной роли (жена
летописца), показала большую глубину
переживаний матери Адасы, исстралав-
шейся ва годы, когда ее дочь подрэргэ-
лась нечеловеческим пыткам в тюрьмах
панской Польши. Радует успех артиста
Д. Днепрова в роли воеводы Градуль-
ского.

Спектакль «Кол-Нидре» в Киевском Го-
сете воспитывает зрителя в духе любви
и преданности нашей родине, нашему на-
роду. И это — большая удача автора и
	театра. Х. ТОКАРЬ
	ЕГО ГОСТИ
	А. А. Брянцевым, поставил «В гостях
у Кащея» арко, образно, впечатляюще.
Режиссер П. Вейсбрем хорошо чувствуат
своеобразную поэзию сказки; он не впер-
вые ставит сказку в Тюзе. Наряду со
сказочниками-писателями в наших  дет-
ских театрах растут сказочники-режхиссе-
ры. Н. Вейсбрем несомненно принадлежит
к Ux числу, В этой своей постановке он
сознательно отказывается от нарочитой
фееричности и старается придать реаль-
ные черты сказочным героям. Вот со сту-
пенек. тюзовского амфитеатра спускается
знаменитый ученый. Ученый как ученый,
весьма благообразный старик. Но вдруг
он выворачивает свой пиджак наизнанку,
одевает его, и оказывается в странном
одеянии, увешанном колбами, градусника-
ми, ретортами. Не пиджак, а какая-то
химическая лаборатория сказочного уче-
ного, Или кащеево радио: страшные змеи
с красными языками — это громкотово-
рители. Может быть, химия и радио бли-
же нашему зрителю. чем сказочные чу-
деса; но здесь и техника и наука сказоч-
но окрашены. .

Спектакль смотрится весело, живо. Есть
в нем немало трогательных, волнующих
моментов. Очёнь хороша музыка Л. Ход-
жа-Эйнатова, простая и понятная детям
и вместе с тем эмоционально окрашиваю-
щая все представление. Песни не кажут-
ся каким-то «дивертисментом», как в не-
которых других сказочных спектаклях.
Оформление сцены (художник Н. Ивано-
ва) красочно, ‘выразительно. Оно свиде-
тельствует о хорошем вкусе, фантазии и
изобретательности художника.

И все же некоторые принципы поста-
новки ‘нам представляются спорными.
Сказка, конечно, до конца условна; но
зритель должен верить сказочным героям.
Й в ето представлении сказка должна
выглядеть явью. Недаром зритель, пере-
живая все всерьез, ненавидит Кащея и
восторженно аплодирует победам Мити.
А между тем, в отдельных сценах ре-
жиссер сам нарушает им же созданную
иллюзию. Происходит это в тех сценах, где
постановщик некритически использует всем
хорошо знакомые, почти надоевшие прие-
мы условного театра. Вот, например, «ca-
мый длинный в мире забор». Он показан
в виде вереницы танцующих людей.
Внешне это эффектно, но нарочито теат-
	  рально и потому противоречит всему сти-
	лю спектакля. В изображении кащеева
дворца есть некоторая ненужная псевдо-
восточная красивость.

Реальность сказочных образов — дело
сложное. В данном спектакле мы встре-
чаемся с различными приемами актёр-
ской игры. Митя (артистка М. Крот-
кова) и Маша (артистка Н. Магута) изо-
бражены правдиво, но слишком просто. Но
	в сказочной постановке мы ждем от ак-
теров больше фантазии. Здесь, конечно,
законна некоторая сценическая  услов-
	+
	И недаром в спектакле наиболее значи-
тельными оказались те образы, в кото-
рых реальность передачи сочетается с
поэзией сказки. Это прежде всего ученый
в исполнении М. Шифмана. Милый, ста-
рый ученый, такой добрый, кроткий. И в
To же время чувствуется, что он — че-
ловек необычный, фантастический. Убе-
дительная игра актера заставляет пове-
рить в реальность ero чудодейственных
поступков. В этом образе есть своя прав-
да, правда сказки,

Очень хорош талченок (А. Ковалева).
Это фантастический персонал, и в то ле
время есть в нем реальные черты ха-
рактера. Он добр, простодушен и труслив.
Это галченок из «маменькиных сынков».
Юные зрители узнают в нем хорошо вна-
комые им черты. Они любят галченка и
смеются пад ним. Кащей (арт. Г. Тейх)
несколько более условен, Здесь привыч-
ными театральными приемами показаны
кащеевы мерзость, предательство и’ зло.

Таким образом, мы не можем признать
спектакль до конца единым по стилю.
Однако он талантлив, бодр,  красочен,
темпераментен. В нем сочетаются правда
жизни и поэтическая мудрость сказки.
		РЕЗАРК _
	Роден говорил, что портрет — это Фио-
графия человека: Еще глубже, еще точ-
	нее, в соответствии с идеалами своего
времени определил искусство портрета
Бодлер. Портрет, — говорил он, — это
драматизированная биография. Бодлер
	подчеркнул новые задачи, которые стави-
ли перед собой художники ХХ века, ви-
девшие в искусстве портрета картину ду-
шевного состояния человека, выражение
затаенных и сложных эмоций, трепетное
отражение глубокой мысли.
Талантливый советский скульптор С. Д.
Лебедева в лучших своих произведениях
продолжает, или, вернее, по-новому разви-
вает идею портрета — драматизированной
биографии, завещанную великими масте-
pama XIX века. Лебедевой выпало сча-
стье создавать портреты людей иного
стиля жизни, мышления. Люди действия,
тлубоко осознанных стремлений предстали
перед ней. Скульптору довелось лепить
Дзержинском, Ворошилова, Буденного,
Чкалова. Ей позировали советские писа-
тели, артисты, художники — Мухина,
Серафимович, Вс. Иванов и мн, Др.
-В жизни больших портретистов бывают
такие произведения, такие творческие
встречи, которые прочерчивают глубокую
борозду в их искусстве, определяют их
последующий путь. Так было, например,
с Крамским, когда он писал молодого
Толстого — автора «Севастопольских рас-
	С, Д. Лебедева. «Портрет писателя
Be. Иванова»
	сказов». Работа над образом Толстом от-
крыла Крамскому неведомые ему прежде
глубины творческой личности,

Такая встреча была у Лебедевой, когда
еще молодым скульптором она лепила
Дзержинского. Такая встреча повторилась,
когда она лепила Валерия Чкалова. В
феврале 1925 г. С. Лебедева начала ле-
пить голову Ф. 9. Дзержинского. Она за-
писала потом; «Сеансов кажется было 10,
часа по два, & иногда два с половиной».
Она наблюдала Дзержинского в часы на-
пряженной работы. И Лебедева удержа-
лась от ложной патетики и от тото суб’-
ективного стилизаторства, которые неред-
ко допускали потом скульпторы, во0ссоз-
давая облик Дзержинского по фотогра-
фии. Лебедева передала точнейшее сход-
ство. Она уловила и особую, свойствен-
ную этому лицу остроту черт и одухотво-
ренность, хотя далеко He владела еще
той глубиной обобщения, которую обрела
позже, в пору зрелости своего таланта.

Решив только часть задачи, она очевид-
но поняла ограниченность своих средств
выражения. Лебедева превосходно пере-
давала всё внешние особенности лиц, под-
черкивая внешнюю экспрёссию   лица
(«Портрет Вс. Иванова»), в других—000-
бенно охотно уродливые черты, кривизну
носа, асимметрию тлаз. Ho отныае она
стала глубже и настойчивее проникать в
существо человеческого характера, доби-
ваться лаконической и выразительной ха-
рактеристики лица, своеобразия взтляда
(портрет А. Цюрупы). Ей стало раскры-
ваться внутреннее течение чувств и MBIC-
лей, и она передавала их в выражении
взтляда, в своеобразной посадке головы,
улавливая прежде всего человека в ми-
нуты раздумья, сосредоточенной мысли.

Работа над образом Чкалова открыла,
на мой взгляд, новые перспективы в раз-
витии таланта С. Лебедевой, больше того,
	менный ансамбль выступал в концерте
Московской OMuatanwacwy na noavacen
	чосковской филармонии по расценке от
2 до 14 руб. за билет. По сути дела эти
концерты, проведенные в разных валах.
	ии характером, ни составом исполнителей.
	о а EE EEE EE OA

Допустимо ли, чтобы на совершенно одне-
типные концерты, к тому же 00060 им.
	тересующие слушателя, устанавливались
	различные расценки?
	Нримерно такое ‘же отношение к ауди-
	торин наблюдается и в других случаях.
г
	„из монцертные программы. Подобные
факты имели место и в концертах фи-
лармонии: например, +Реквием» Моцарта
(длительностью в 1 ч. 05 м.) исполнялся
без традиционных симфонии. сюиты или
	инструментального концерта Моцарта. В
симфоническом концерте из произведений
Рахманинова (дирижер Н. С. Голованов)
не исполнялась и ничем не была заменена
обещанная абонентам симфоническая поэ-
ма «Остров мертвых» ит. д.
	ансамоль оперы, руководимый И. С.
Козловским, как правило. ограничивает
	свое выступление небольшой оперой Леон-
	кавалло «Паяцы», идущей обыкновенно
в других театрах в один вечер с такой
же короткой оперой «Сельская честь»
Маскянь:”. Некоторые вокалисты, особен-
но часто поющие в омешанных концертах,
исполняют всего два небольших романса.
Иными словами, их выступление продол-
жается 4—5 минут, Некоторые инструмен-
	талисты, «перебегающие» с концерта на
концерт, нашли даже соответствующий
«порхающий» репертуар: «Пчелка» Шу-
	берта (1 минута) и «Полет шмеля» Рим-
	ского-Корсакова (1 минута).
	Форменным бедствием являются частые
отмены концертов и замены исполняте-
	лей. Происходят они по разным причи-
	нам; артисты могут быть больны либо
заняты в театре, где постоянно работают.
Но гораздо чаще действуют причины сов-
сем неуважительные: ‘артист не успел к
среку приготовить новую программу, & то
и просто сорвал выступление, потому что
закапризничал, или недоволен установлен-
ной ставкой, Все это, к сожалению. еще
имеет место, причем виновник срыва
остается безнаказанным; а ответственной
ва отмену считается концертная органи-
зация.

Найти равноценную замену исполнителя
(в особенности для тематических концер-
тов) очень трудно. Замена об’явленного
на афише крупного артиста малоизвест-
ным вызывает законные ‘нарекания со сто-
	роны слушателей, видные же исполнители
	зачастую не хотят заменять друг друга, a
тем более своих младших товарищей вси-
лу ложного, неизжитого до сих пор пред-
рассудка, будто выступление в «пожар-
ном» порядке обидно для артистического
самолюбия,

Московская филармония в текущем се-
зоне установила постоянную живую связь
не только со своими исполнителями, но
и с постоянными слушателями, и это в
значительной степени способствовало успе-
ху. работы.

55а первый ‘квартал 1941 года план по
числу концертов выполнет на 105,4 проц.
(пентральные и районные залы) и 110 проц.
(клубы). По количеству же слушателей —
соответственно: 104,9 проц. и 110 проц.
В основном выполнен филармонией и об-
щий финансовый план первого квартала.
	Свою работу в будущем сезоне филар-
мония решила строить на основе пожела-
ний самих слушателей, учитывая посту-
пающие предложения. В ближайшее вре-
мя намечено провести ряд совещаний с
исполнителями и слушателями. Их пред-
ложения послужат основой для выработки
художественного плана, включающего му-
зыкально-литературные поризведения, вы-
вывающие интерес широких слоев насе-
ления и общирною круга музыкантов,
артистов и других деятелей искусств.
	М. МИХАЙЛОВ
	Ю театрах Мвановской области
	В Ивановской области функционируют
театров. Некоторые ‘из них в 1940—41 г.
оздали ряд хороших, идейно значитель-
ных спектаклей: «Лёнин в 1918 году»,
«Полководец Суворов», «В степях Украи-
ны» и ряд других. Однако работу теат-
ров области в целом удовлетворительной
признать нельзя, Не выполнен финансо-
вый план 1940 г, Вместо предполагавитих-
ся по плану в 1940 г. 1.597.000 посеще-
ний в театрах области побывало 1.128.300
зрителей. В осенне-зимнем сезоне, в наи-
	более благоприятный для работы театров
	_ пернод времени (октябрь-—февраль) доход-
о ная часть плана выполнена всего на 61,7
	проц,

Почему же так слабо заполняются зри-
тельные залы театров Иванова? Существу-
Т «теория», утверждающая, что это про-
исходит потому, что в городе якобы из-
аншне много театров и мало зрителей,
Отсюда делается нелепый вывод: «Надо
закрыть два или в крайнем случае один
% трех имеющихся театров». Несостоя-
тельность таких выводов очевидна, По са-
мым скромным подсчетам в Иванове
имеемя 220 тысяч жителей, которые. мо-
тут посещать театры. В трех театрах и в
цирке по нлану в зимний период еже-
дневно должно продаваться 4000 биле-
тов, Это значит, что количество мест в
тезтрах ограничено, что трудящиеся го-
рода могут посетить тот или иной театр
в среднем не чаще 1 раза в 2 месяца.
Слеловательно, дело не в нехватке зри-
телей, а в том, что наряду с хорошими
спектаклями у нас много и плохих, нив-
кокачественных.

Происходит это по ряду причин. Во-
первых, до сих пор в театрах области
не было твердой, продуманной линии в
подборе репертуара. Наряду с хорошими
пьесами театры часто работали над пье-
	‚ ами низкопробными или же над спеб-
	‘Таклямн, которые впоследствии снимались
с репертуара. Так, Владимирский театр
подготовил снектакли: «На берегу Немана»
Крайнова и «Сын из Конго» Бирабо. Ma-
лохудожественный или чуждый по’ тема-
тие материал этих пъес не мог удов-
яетворить ни театры, ни зрителей.
	Влняет на качество спектаклей и НИЗ-
ая трудовая дисциплина среди работни-
Ys теятров Достаточно сказать, что в
лдрамтеатре 30 работников имеют адми-
нистративные взыскания, В Тюзе актер
артынов имеёт 11 вытоворов.

Не во всех театрах хорошо офгани-
Звана творческая учеба. В том же Тюзе
№ 33 творческих работников 11 ие имеют
1икакого театрального’ образования. AK-
ры очень мало занимаются изучением
юнзведений Маркса—Энгельса—Ленина—
Сталина.

‚  Совершенно ниеудовлетворительно постав»
` м работа со зрителем. Конференции
`блтемй по обсуждению < постановок

Утранвлютея редко. Репертуарные планы
№ обсуждаются со зрителями. Актив на
(ибриках и заводах ие организован. °С
Т’льми, помогающими иногда в раопро-
Saxena билетов  в цехах, никакой рз-

i He ведется, с постановками театров
ия люди не знакомы. Не зная пьесы,

акля, такой активист хорошим аги-
	татором 3a посещение театра быть не
может. Большую пользу принесло бы 06-
щение артистов театра со зрителями не
только на официальных встречах, А в
красных уголках, в цехах, во время 06е-
денных перерывов, на рядовых клубных
вечерах и т. д. Но этого, к сожалению, в
Иванове нет.

Многие из ‘этих недостатков зависят и
от Ивановского отдела искусств, который
He возглавил борьбу за высокое каче-
ство работы театров. Нужно во кратчай-
тие сроки добиться решительного перело-
ма в организационно-хозяйственной и
творческой деятельности театров Изванов-
	ской области,

В. ШАБАЛИН,
	зав. сектором  политпросветработы
Ивановского обкома ВКП(б)
	ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
	Роста» (сделанные В. Маяковоким, М. Че-
ремных и др.), которые будут показаны
или в оригиналах или в трафаретах.
	Кроме плакатов, изданных в Москве и
Ленинграде, на выставке будет показана
и плакатная продукция, выпущенная в
национальных республиках.
	На выставке будет собрано до 409 пла-
KATOR.
	п сказка» В. Шекспира в Горьковском театре
артиста РСФСР Н. Собольщикова-Самарина, На
	. *
ния народного образования в. деревне, и
неувядаемая военная слава русского на-
рода. Вот почему идут у нас такие спек-
такли, как «Учитель» и «Фельдмаршал
Кутузов».

Мы живем на берегах Волги, великой
русской реки. И поэтому нас привлекала
мысль создать поэтический спектакль
на тему о волжской старине. В пьесе
А. Н. Островского «Сон на Волге», неза-
служенно забытой нашими театрами,
мы налили олицетворение силы, красоты,
бескрайней русской широты. Это поисти-
не волжекая поэма.

В Горьковском театре немало высоко-
квалифицированных актеров, среди них
заслуженные артисты РСФСР Н. А. Лев-
Koes, П. Б. Юдин, С. В. Юренев, артисты
Н. А. Бельская, М. А. Буйный, В. Ф. Ва-
сильев, А. Н. Горянская, В. С. Давыдо-
ва, Я. А. Дольский, 0. Д. Кашутина,
В. В. Костин, М. А. Прокопович, В. И,
Разумов. Т. Н. Рождественская, А. Н. Са-
марина, В. А. Соколовский, В. В, Сима-
новский Ф. П. Ювенская и др.
	Центральном парке культуры и OT-
дыха им. Горького в конце мая сткры-
вается Всесоюзная выставка советского
плаката, организуемая дирекцией выста-
вок и панорам Комитета по делам искусств.

Выставка познакомит посетителей с
лучшими образцами советских плакатов,
начиная с 1918 года. Все плакаты будут
представяены в полиграфических оттис-
ках: исключение представят лишь «Окна
		Октябрьской социалистической революнии.
В первые же годы советской власти ни-
жегородский театр стал развиваться при
активной поддержке и помощи партий-
ных и советских организаций. У старых
актеров нашего театра сохранились воспо-
минания о большом внимании к искусству
со стороны товарищей В. М. Молотова и
Л. М. Кагановича, работавших тогда в
Нижнем-Новгороде. Несмотря на занятость,
товарищи Молотов и Каганович всегда
находили время побеседовать с актерами,
расспросить 0б их нуждах, помочь.

С 1924 г я непрерывно работаю в
Нижнем-Новгороде, За roan революции
многое пришлось мне пересмотреть и пе-
редумать. Перед советским актером жизнь
поставила новые задачи. Образы, которые
он должен воплощать не похожи на
прежние, Несмотря на свой преклонный
возраст, я на протяжении ряда лет до-
вольно удачно справлялся © ролями но-
вых героев в советских пьесах, В 1934 г.
я сыграл последнюю роль — годы брали
	свое.
Я оставил сцену шестидесяти пяти лет,
	утешая себя тем, что сделал все, что бы-
ло в моих силах. Но совсем отойти от
тватра — значило для меня отказаться
от жизни. И я остался в нем как худо-
жественный руководитель и режиссер.
Тут я мог применить свой сценический
опыт и знания, принести посильную по-
мощь новым, молодым кадрам. Осущест-
вляя художественное руководство театром,
а. ватем работая консультантом и поста-
новщиком, я с гордостью видел, как рос
и мужал нми Горьковский театр.

Огромную творческую радость, самые
благоприятные условия для плодотвор-
ного труда принесла мне наша социали-
стическая действительность.

Радостно волнует предстоящая встреча
налнего коллектива с московскими зрите-
IAM.

В советской драматургии Ham театр
прежде. всего ищет такие пьесы, которые
воочию показывают победы партии
Ленина—Оталина. Нам дороги и достиже-
	Горьковский театр драмы принадлежит
к числу старейших периферийных театров
страны. В старом Нижнем-Новгороде «те-
атральные действа» шли еще в конце
ХУ столетия, талантливые крепостные
актеры и художники достигали ценных
по условиям того времени творческих ре-
зультатов. В крепостном ‘театре князя
Н. Г. Шаховского ставились «изрядные
спектакли» . драматические и  оперно-
	балетные.
В прошлом веке нижегородский театр
	видел на своих подмостках гениального
М. С. Щепкина, великую трагическую ак-
трису П. А. Стрепетову, необычайно вы-
разительную Никулину-Косицкую, - незабы-
ваемых Живокини и Мартынова, прекрас-
ную актрису Вышеславцеву и других,
Актерам. жилось. необычайно трудно.
Произвол, косность и тупоумие антрепре-
неров ‘и чиновников мешали творчеству.
Да не только в середине ХХ столетия,
но и гораздо позже на моей памяти было
много случаев нарушения элементарных
человеческих и творческих прав актера.
Мы, актеры старого театра, боролись
за правду в искусстве, против ‚ неправды
жизни. Мы твердо верили и хорошо зна-

ли, что проникновение на сцену пьес ве-
ЛИКИХ писателей-реалистов поднимет
	идейность театра. Мы стремились тогда
ставить произведения классиков — Toro-
ля. Грибоедова, Островского, Шиллера,
Шексинра. Вместе с появлением на сцене
этих пьёс росла и культурная роль театра,

В 1896 г. во время Всероссийской тор-
гово-промышлеиной выставки мине при-
шлось открывать в Нижнем-Новгороде но-
вое театральное здание, построенное по
проекту архитекторн `ИТредера, Это здание
существует до сих пор — в нем и paco-
тает теперь коллектив Горьковского теат+
ра драмы. В купеческом городе Гордее-
вых и Маякиных я не мог, конечно,
осуществить свою мечту о настоящем те-
атральном искусстве, о действительно зна-
чительном теалре. Моя мечта о театре
правдивом, верно отражающем жизнь,
сбылась тораздо позже, после Великой