ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 МАЯ: 1941 г., № 21 (758)
	СОВЕТСКОЕ
	ИСКУССТВО
			МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ
БАЛЕТА
	‚ Для учащихся выпускного класса Mo-
сковского хореографического училища это
был последний день пребывания в шШко-
‘де. Когда поднялся занавес, молодые ис-
полнители ‘увидели ‘перед- собой перецол-
ненный зал филиала Большого театра,
	замечательный оркестр и за пультом —
Ю. Файера, лу4шего балетного дирижера.

страны. >
	Трудное ‘испытание предстояло 16-лет-
ней Элеоноре Кузнецовой, выступавшей
во втором акте балета «Лебединое озеро»
в партии Одетты. Едва’ли сыщется дру-
той балет, в котором с такой предельной
насыщенностью был бы использован ве“.
ликолепный арсенал классического танца»
едва ли есть другой спектакль, равный
этому по сложности и многообразию  be
бований, пред’являемых к балерине, *
мое верное и точное исполнение партии
Одетты оставит зрителя равнодушным,
если оно не согрето душевным волнением,
тлубоким поэтическим чувством. Поэтому
трудно  согласифься co школой, ре”
шившей ‘показать Кузнецову в балете,
тлавная партия которого под силу толь-
ко уже вполне ‘сложившейся артистке, 8
совершенстве владеющей искусством пе-
ревоплощения и`знаюзщей сложные зако-
ны сценического поведения.
	Кузнецова, — приятная танцовщица,
диричная, обаятельная, но сложный образ
Одетты она постигает пока больше умом,
нежели сердцем. Вот почему ее танец по-
рой вступал в конфликт с волшебной
романтической музыкой, с ее лирической „„.
напевностью и пластическим изяществом. +
	В неизмеримо лучшем положении ока-
залась Людмила Литавкина, исполнявшая
заглавную партию балета. «Светлана». Те-
ма современнобти, высокая идея совет-
ского патриотизма близки и понятны Ли-
тавкиной. Радуют индивидуальные ‚черты
ее дарования — непосредственность и
жизнерадостность. Постановщики спектак-
ля А. Радунский;, Л. Носпехин и Н. Ноп-
ко искусно соединили в одном акте все
лучшее, что было в их балете, и это поз-
волило показать в <«Танце с шарфом» та-
	МАЯКОВСКИЙ _
В ЭСТРАДНОМ ТЕАТРЕ
	Наши «взрослые» театры проявляют по-
стыдное равнодушие к произведениям
лучшего, талантливе его ‘поэта: нашей  со-
	ветокой эпохи. Гораздо внимательнее отно-
	сятся к творчеству Маяковского детские
театры, В прошлом году Киевский театр
эстрады для детей с успехом поставил
«Юлопа» в сокращенной“ редакции, Москов-
ский» детский теневой. театр показал
очень интересную инсценировку «Сказки
о Пете, толстом ребенке и о Симе, ко-
торый тонкий», и даже школьный. драм-
кружок села Всходы, Смоленской области,
поставил «Сказку про попов, кои не по-
нимают праздник что такое», пе появ-
лявшуюся на сцене с 1921 года.
Теперь к этим постановкам прибавляет-
ся спектакль «Маяковский, — Детям» в
Московском театре ‘эетрады для детей.
Спектакль называется «театрализованным
Эстрадным концертом», так как он состо-
‘ит из пяти стихотворений, инсценирован-
ных постановщиком М, А. Авербахом и
об’единенных комментариями,
	Спектакль ‘открывается монтажем био-
графических материалов о Маяковском,
исполняемым двумя актерами. К сожале-
нию, эта вступительная часть не произво-
дит нужного впечатления, потому что ре-
жиссер еще не нашел для нее по-настоя-
щему выразительной ‘театральной . формы,
а исполнение страдает недостаточно чет-
кой подачей текста.

Те же два дефекта дают себя знать и
в первом из’ инсценированных стихотворе-
ний — «Блек энд уайт» (из серии аме-
риканских стихов). К тому же здесь не
всегда согласованы слово и движение; ме.
лодекламация чужда творческой манере
Маяковского.

Остальные четыре. стихотворения взаты
из цикла «Стихи детям». Роли детей йс-
полняют актеры. Каждое стихотворение
получило своеобразное по сценическому
жанру решение. Эти решения. найдены
верно, отвечают характеру стихотворений,
за исключением «Возьмем винтовки но-
вые». .

Постановщик превратил «Возьмем вин-
товки новые» в военно-пионерскую игру.
Сам по себе этот замысел интересен и
увлекателен для ребят, однако он проти-
воречит построению. стихотворения. «Возь-
мем винтовки новые» по своему тексту—
ясно вырёженный марш, требующий рит-
мической четкости подачи. Между тем в
интерпретации театра’ беготня, переста-
новки декораций, вообще всякого рода иг-
ровые моменты“ разбивают ‘ритм стихо-
творения и разрывают его содержание.
Тут допущена ошибка, как раз обратная
той, которая сделана в «Блэк энд уайт»:
там в сюжетном, повествовательном по
своей природе произведении, недостаточно
подчеркнуты сценически действенные мо-
менты, здесь же в марш внесено излиш-
не детализированное действие. Впрочем,
это не помешало режиссеру хороше по-
строить действие ряда моментов на му-
зыке.

Остальные три вещицы — «История Вла-
са, лентяя и лоботряса», «Кем’ быть?» и
«Песня-молния» — сделаны отлично.

В «Истории Власа» очень удачно най-
дены три различных формы сценическо-
го воплощения стихотворения, придающие
постановке яркую зрелищность, столь лю-
бимую Маяковским. Это игра кукол, игра
детей (т. е. актеров, изображающих де-
тей) и игра детей с куклами; Неплохо и
то, что текст частично поется. Режиссер
остроумно поставил ряд опизодов, кра-
сочно живописующих похождения «лен-
TA и лоботряса». Поучительность стихо-
творения (‹Дети, не будьте такими, как
Влас!») облечена в форму веселого зрели-
ща — в полном согласии с принципами
Маяковского, который говорил по поводу

своих пьес: «Я хочу, чтоб агитация была,
веселая, со звоном».
	То же можно сказать и о постановке
«Кем быть?» Здесь также хорошо соче-
таются читка и пение. И рассказ Маяков-
ского о том, как интересны различные
профессии, получил очень живое и увле:
	кательнов выражение в действии-игре:
«столяр» мастерит на_
	стройке, «доктор» очень
мило лечит плюшевого
мишку ит. п.
	«Песня-молния» стре-
мительно и весело ва-
канчивает спектакль-
концерт.
	В удаче спектакля на-
ряду с постановщиком
немалая роль принадле-
жит и актерам, которые
своей живой игрой за-
ставляют зрителя  пове-
рить в TO, ITO ma сцене
	действуют настоящие деё-
	вочки и мальчики. Ком-
позитор М. В. Иордан-
ский написал музыку
выразительную, — дейст-

венную ‘и, как здесь и
надо было, несложную;
художники Т. А. Лугов-
ская и Н; А. Мацедон-.
ский дали также по-эст-
радному несложные и
вместе с тем яркие пред:
меты оформления.
	А. ФЕВРАЛЬСКИМ
	]ворческий экзамен
	Ко второму всесоюзному конкурсу. артистов эстрады
	и различных жанров эстрады.
отелось бы услыщать на конкурсе герои-
	ческую, пафосную лесню и монолог, хо-
	роший советокмй романе, который бы вы-
теснил, наконец, пошлые, псевдолириче-
ские песни. Я мечтаю о том, чтобы бы-
ли возрождены  Незаслуженно забытые
жанры куплета, злободневного . монолоРа,
бытовой лесенки, чтобы большее меёто
на эстраде заняли эксцентрика и. клоу-
нала.
	У нас порой. забывают о том, что эет-
рада должна быть яркой, эффектной,
оригинальной. Мало кто работает в син-
тетическом манре, а ведь для эстрады
очень ценно, всли артист умеет и разго-
варивать, и петь, и танцовать, и даже
жонглировать. Нужно всегда помнить и о
специальных формах подачи  матернала,
не слушая людей, стремящихся засушить
perpen. сделать ‘ее «академической».
иду, чтобы на втором всесоюзном
конкурсе артистов эстрады в отличие от
первого конкурса были богато предотав-
лены все нащи’ братокие республики, в
том числе республики Прибалтики, со-
‘ветская Молдавия и западные области
Укранны и Белоруссии:

еспубликанские оргкомитеты должны
подумать о широком привлечении к кон:
курсу эстрадных артистов из ‘националь-
ных республик, помочь им в подборе ли-
тературы и репертуара, организовать для
них консультации. }*

Союз писателей и Союз композиторов
должны уделять большее внимание эстра-
де. Работа эстрадной подсекции ССП
должна усилиться. До сих пор не вынол-
няется решение президиума Союза писа-
телей о том, чтобы ‘новые произведения,
написанные для эстрады, печатались в
литературных журналах. Следует шире
практиковать читки и обсуждение нового
эстрадного репертуара.
	Первый конкурс эстрады способствовал
значительному развитию советского эст-
радного искусства, в результате конкур-
са была создана Вебсоюзная  зотрадная
студия, эстрала обогатилась новыми име-
нами. Скромная певица Свердловского те:
атра Пантофель-Нечецкая стала широко
известна Ha советской эстраде: на-днях
	она дебютирует на сцене Большого теат-
ра Союза Р. a
	Однако надо’ сказать, что мнотие лау-
реаты конкуреа 1939 года за прошедшие
2 года мало продвинулись ‘вперед. Ha
первых успехах успокоились талантливые
Райкин, Шульженко, Ушкова и другие.
Подлинное искусство не может сущест-
вовать без поисков, экспериментирования,
непрестанного совершенствования. Вот по-
чему на втором эстрадном конкурсе сле-
дует прежде всего отмечать людей, ко-
торым свойственно чувство нового, кото-
рые несут это новое в своем репертуаре,

ДЕ ла В К АА.
	которые пытаются раздвинуть узкие рам-
ки жанра.
	«Нам песня строить и жить помогает»,
Эти слова можно отнести ко всему эстрад-
ному искусству. Поднять эстраду на та-
кой уровень, когда она действительно
помогала бы строить и жить, мобилизова
ла, помогала ‘крепить оборону, — такова за-
	Aas второго всесоюзного вонкурса
	эстрады.

Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ
*
	разговорного и оригинального жанров. В
Москве отборочный тур будет  прохо-
дить © 10 по 20 июня. Здесь выстунит
около  300 человек. Отбор‹артистов на все-
союзный конкурс проводится, помимо Мо-
сквы, еще в щести городах PC@CP —
Ленинграде, Ростове-на-Дону, Горьком, Во-
ронеже, Свердловске и Хабаровске,

` Лучшие исполнители, отобранные в со-
юзных республиках. примут участие во
втором — всесоюзном — туре конкурса.
Он будет проходить в Москве с 25 июня.
Победителям творческих соревнований, вы-

шедшим в финальный (третий) тур, жюри
присудит, премии.
	крестьян», Панпо работы художника В. Мацкевичюса, Павильов  Прибалтий-

А. 9%
	выставке
	„Я видел артистов эстрады на фронте,
они щли вместе с армией, выступали на
передовых позициях под огнем противни-
ка,.показывали чудеса бесстрашия и эн-
тузиазма. Ho странное дело — у боевой
советокой эстрады был далеко не всегда
боевой репертуар. В программах многочи-
сленных эстрадных ‘бригад, за редким
исключением, отсутствовали произведения
мобилизующие, идейно насыщенные. Ар-
тисты развлекали бойцов, скрашивали их
досуг и этим делали, конечно, большое
дело. Но они могли бы сделаль гораздо
больше и лучше, если бы их репертуар
был содержательнее, ярче и глубже.

Оторванцость нашей эстрады от тем
современности обнаружилась еще во вре-
мя первого всесоюзного эстрадного конкур-
са в 1939 тоду. В сущности товоря, жюри
конкурса было вынуждено присуждать
премии и поощрения исключительно 3A
	Качество исполнительского мастерства, ape  :
	THCTOB, оставляя в стороне качество репер-
туара. :
Взять хотя бы разговорный жанр, наи-
более близкий мне как писателю. Можно
ли мириться с тем, что разговорники —
этот передовой отряд советской эстрады —
чураются современного злободневного ре-
пертуара? Разве не ясно, что искусство
разговорного жанра в первую очередь дол-
жно быть злободневным, большевистски
направленным, художественно полноцен-
	ным? Но чувство ›нового. He всегда
оказывается свойственным артистам эс-
трады. Именно потому они’ избега-
	ют актуальных тем советской действи-

тельности, — куда спокойнее. выйти и
прочитать отрывок из классического лите-

ратурного. произведения. Люди боятся ис-
кать, боятся дерзать и, вместо того чтобы
быть ‘артнотами-агитаторами, пропаганди-
стами, ‘предпочитают: быть просто «испол+
	НИТеЛЯМИ». .
Станиславокий тневно говорил 5 акте.
	рах, которые любят. не искусство, & себя
в искусстве. Эти слова в полной мере от:
носятся ко многим артистам эстрады. Вы-
ступая в концерте, они значительно боль-
ше думают. о собственном успехе, чем о
TOM, что они несут народу. Но ведь под-
линный успех советского актера измеряет-
ся не только количеством аплодисмен-
тов, а прежде всего эмоциональной си-
ой их творчества, пробуждающего в зри-
	телях патриотические чувства и мысли и
	вдохновляющего их на большие дела.

Вопрос‘ о том, что дает аудитории ар-
тист, будет в глубокой степени интересо-
вать. жюри второго’ всесоюзного конкурса
эстрады. Хочется увидеть на конкурсе ар-
тистов, исполняющих современный, пат-
иотический, мобилизующий репертуар.

действовать коммунистическому BOCITH-
танию советских людей, воспитывать в
них социалистическое отношение к Ot
щественному труду, еще выше поднимать
боевой дух доблестной Красной Армии —
какие все это почетные и ответственные
задачи!

Героическое прошлое ‘нашего народа,
героика наших дней, тема международной
солидарности, великая сталинская друж-
ба народов, пафос ‘нашего строительства—
все это должно найти отражение в ре-
пертуаре артистов, которые придут на
второй всесоюзный конкурс эстрады.

Решение этих задач тесно связано с
		59 мая в Москву приезжает коллектив Киев-
ского государственного. ордена Ленина ака-
	демического Украинского драматического те-
атра им. Ив, Франко. Гастроли театра нач-
нутся 1 июня в помещении Театра им. Ста-
ниславского, На снимке:   народный артист
УССР Ю, Шумский в роли Галушки в коме.
	Aum A. Корнейчука «В степях Украины»
оо
	Конференция
по драматургии
	23 мая в Союзе советских. писателей
	закончилась конференция по драматургии.
	RE Ш Е

Последние заседания были посвящены об-
суждению пьес «Кто смеется последний»
К. Крапивы, «Нарень из нашего города»
К. Симонова и «В степях Украины»
А. Корнейчука.

И. Раевский, поставивший комедию «Кто
смеется последний» в Первом Белорусском
драматическом театре и в Московском
театре сатиры, в своем докладе об этой
пьесе подчеркнул, что режиссеров и акте-
ров привлекают в ней хорошо выписанные
характеры и очень своеобразный и глубо-
кий образ Туляги: Высокую оценку пьесе
дал В. Волькенштейн, считающий, что
она написана в традициях классической
драматургии.

Н. Погодин отметил боьшое литератур-
ное значение комедии К. Крапивы, его на-
стоящую писательскую смелость. Пример
Крапивы облегчил многим  драматургам
работу в трудном жанре сатирической ко-
медии.

Содержательная и плодотворная дискус-
сия возникла на конференции при обсуж-
дении пьесы К. Симонова «Парень из на-
шего города». В докладе К. Финна пьеса
	получила обстоятельный и глубокий раз-
	бор.

Tonnage считает, что Симонову пре-
красно ‘удался образ центрального героя,
но пьеса получилась менее поэтич-
ной, менее глубокой и выразительной,
чем этого мог достичь талантливый автор.
Рядом со сценами, написанными рукой
поэта, есть сцены пустые, ненужные, без-
жизненные; рядом с обаятельным образом
Сергея Луконина — ‚бледный образ Вари,
лишенный самостоятельной внутренней
жизни.

Докладчик высоко оценивает постановку
Театра им. Ленинского комсомола, который
BO многом исправил недостатки ‘пьесы.
М. Гус видит большую заслугу театра
прежде всего в том, что театр помог драма-
тургу найти свою тему. В своей первой
малоудачной пьесе «История одной люб-
ви› К. Симонов уклонился от основной
темы. Он хотел написать о любви, а гово-
рил по сути о том, каким должен быть
советский человек. В пьесе «Парень из
нашего города» автор нашел свою тему,
и поэтому так хорош центральный образ
Сергея Луконина, портрет его современни-
ка. Ряд критических замечаний о пьесе
сделали А. Фоньо и С. Кирьянов. Но
наиболее критическим было выступление
` самого драматурга: К. Симонов. считает, что
пьеса написана им еще неумело, челове-
ческие отношения раскрываются в ней по-
верхностно, & образ Луконина недостаточ-
но психологически разработан.

Соглашаясь с К. Финном, требовавшим
от пьесы поэтической стройности, законо-
мерности всех ее деталей, т. Симонов гово-
рит о своем стремлении достигнуть этих
качеств в следующих пьесах. Он ставит
перед собой большие и серьезные художе-
ственные задачи. Симонов намерен прежде
всего не уходить от острых драматурги-
ческих конфликтов, от острых проблем и
надеется. что в разрешении этих проблем
ему удастся верно отразить дух времени.

На заключительном заседании конферэн-
ции посвященном обсуждению пьесы А.
	Корнейчука «В стелях Украины», были
	подняты большие принципиальные вопро-
сы советской драматургии, театра и про-
фессиональной театральной критики.

И. Попов, анализируя в своем докладе
творческий путь А. Корнейчука, отмечает
те ценные качества его драматургии, ко-
торые позволили автору создать яркую теа-
тральную, подлинно современную  коме-
AWM с отчетливо выраженной политиче-
ской идеей. А, Корнейчук не только хоро-
шо чувствует теалр, но умеет лучше мно-
тих других драматургов увидеть и 0606-
щить новые явления жизни,

Эстетствующая критика, недооцениваю-
щая эти качества драматурга и выступав-
шая в свое время против ето комедии,
получила единодушное осуждение в вы-
ступлениях тт. А, Фадеева, Вл. Соловье-
ва, Л. Никулина, И. Чичерока, остановив-
шихоя также и на недочетах пьесы. ~

Оторванностью от жизни, снобизмом, ме-
шающим правильно оценить литературные
явления, т. Фадеев об ясняет тот факт, что
пьеса Корнейчука, поднимающая новую
острую жизненную тему и талантливо,
умно решающая ее художественными сред-
ствалги, была недооценена рядом критиков.
Этих критиков, склонных признавать WH
тересным ‘явлением слезливые ивесы’ 0
рефлектирующих интеллигентах, «шокиру-
ет> цельность народных характеров в ко-
медии Корнейчука, трубоватость, вполне
закономерная для пьесы, написанной в
жанре народной комелии.

Однако прием, оказанный комедии «В
степях Украины» широкой аудиторией,
успех, который имеет в частности спек
такль Малого театра, по мнению т. Фа-
девва, юворит о том, что зритель о боль-
шим интересом и сочувствием следит 8
проявлением живых, человеческих  стра-
стей, сочувствует цельным, сильным ха-
рактерам.

В связи с вопросами, поднятыми на об-
суждении пьесы А. Корнейчука, т. Фа-
деев коснулся илейного содержания дис-
куссий, проходивших на конференции.
_ Серьезным» недостатком конференции он
считает ограниченность дискуссий рамками
технологического разбора произведений, от-
сутствие принципиальных политических
обобщений. Тов. Фадеев указывает на важ-
нейшую задачу, которая стоит перед ли-
тературной общественностью, — научиться
правильной политической оценке литера
турных явлений, ‘

3. B.
	В. Прохорова в poan Одиллии в балете -
	П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Фото А. Воротыноского
	Изоискусство
на периферии
	Творческий рост’ художников периферия
в значительной степени зависит от рабо
ты организаций, руководящих искусством.
В Белоруссии, например, изобразитель“
ное искусство является OG’ eKTOM повсе»
	лантливых учениц выпускного Класса   дневного внимания ‚руководящих партий»
Виолетту Прохорову и Инну Израилеву. цых и советских органов республики, за-
_ В. Прохорова — явление незаурядное.   боты Управления по делам искусств. Сек-
	Прекрасный стиль и благородная манера
исполнения сочетаются у нее с блеском
и изяществом танца, вызывающего порой
‚представление о выдающейся балерине
наших дней Марине Семеновой. Артистка
«семеновского» плана — Прохорова сво-
бодно и легко чувствует себя ‘в простран-
стве, техника ее уверенна и сильна. 0со-
бенно хорошо танцовала она в дуэте из
балета «Лебединое озеро», ее пируэты от-.
личались силой и чистотой, а линии в
арабеске и туры еп 4еЧапз, которыми она
заменила ‘знаменитые 32 фуате коды тре-
тьего акта, были безупречны и красивы.
	06 Инне Израилевой сложилось твердое
предоставление как 00 артистке ярко вы-
аженного , лирико-драматического плана.
а выпускном сцектакле‘она с пленитель-
ной грацией танцовала в балете «Светла-
на? и восхитила проникновенной  арти-
стичностью в «Ноктюрне» Шопена. И в то
же время с каким блеском и темперамен.
том провела’ она «Испанский танец», лиш
ний раз доказав, что характерные танцы:
не только не мешают классике, но, на-
оборот, наполняют ее горячей жизненной
силой, а классика сообщает Я
танцу красоту и благородство формы
спектакле приняли также участие окон-
чившие ‘школу Марина Михайлова и
Ирина Чуб — характерные артистки, тан-
цовавшие живо и темпераментно.
	Из десяти юношей, выпущенных вэтом
ro1y Хореографическим училищем, 060б0е
внимание обращают на себя Вячеслав Го+
лубин и прекрасный характерный танцов-
щик Иван Воронков. Голубин свободно
вертит по два тура в воздухе, заноски
его легки и’ чисты; особенно хорошо уда-
ются ему взлет и остановка в одной из

сложнейших поз классического танца saut
de basque. .

t
В дивертисментной ча-
* сти выпускного спектак-

ля отрадное  виечатле-
ние оставили. поэтич-
ная композиция А. ГРАа-
унского, Л. Поспехина

Н. Попко «Штраусиа-
на» и лирические этюды
Л. Якобсона, поставлен-
 ные с большим вкусом
и настроением. -

В спектакле приняли
участие ученики млад-
щих классов Стручкова,
Соколова, Федяева, Ван-
ке, Петрова и др. Ма-
стёрски провел «Казах-
ский танец» ученик Л.
Швачкин. Удивительно
артистично и музыкаль-
но танцовала «Экспромт»
одна из самых одарен-
ных учениц школы Майя
Плисецкая. В балетной
школе подрастает отлич-
ная смена — прекрасное
будущее советского хо-

свра, перламутра и металла, а также «ки-
Лимы» — ‘цветные ковры, «кептари» —
меховые безрукавки, декоративная кера-
мика. Гуцульские керамические вещи pac-
писаны желтой, зеленой ‘и коричневой
красками по белому фону поливы, укра-
шены сочными растительными узорами. а
	в отдельных случаях и жанровыми сцен-
ками.
	Художественная обработка, металла пред-
ставлена на выставке изделиями мастеров
Грузии, Азербайджава, Арменни, Датеста-
на, Крыма. Чеканка, филигрань, травиров-
ка и чернение на серебре, цветные эмали
украшают тонкие ювелирные изделия.
Как и раньще, восхищают чудесной от-
делкой — гравированными черневыми. узо-
рами — серебряные вещи горного аула
Кубачи в наторном Датестане.

Впервые на выставке мы имеем  воз-
можность ознакомиться с образцами на-
родного творчества прибалтийских совет»
ских республик — Литвы, Латвии’ и 9с-
тонии. Здесь ‘в одном павильоне, об’еди-
няющем три республики, показаны полив:
ная керамика (игрушки и строгие по рас-

Та
	’ретарь ЦК КП(б) Белоруссии т. Цулагии,
‘возглавлявший комитет юбилейной выстав-
‘ки 1940 тода, часто посещал мастерские
художников, знабомился с их работами,
делал указания, вносил поправки. Это He-
сомненно содействовало успешному высту-
плению белорусских художников на дека-
де в Москве и на юбилейной выставке
в Минске. Недавно в Минске открылась
Государственная картинная галлерея. Для
нее было предоставлено отличное здание
в центре города.

В Армении при поддержке местных
‚организаций осуществлена прекрасная
инициативя художника Г. Гюрджана —
функционирует передвижная выставка-ма“
стерская. Художники, снабженные всем
необходимым для работы, путешествуют в
специально оборудованном автобусе Mo OT
даленным районам республики, пишут этю:
‚ды, портреты передовых колхозников и
‘рабочих и тут же на месте, в колхозах,
совхозах и в рабочих поселках, устраи“
вают выставки своих. произведений,
	Однако пе везде дело обстоит благопо-
лучно. Можно указать на ряд фактов, тор-
мозящих развитие художественной Жизни
на периферии. В Управленцях по делам
искусств Киргизской и Таджикской ССР

нет, например, отделов изобразительного
искусства. Нет изоинспекторов в большин:

стве автономных республик, краев и 06.
ластей РСФСР. Отсутствие таких работни-
Бов в аппарате ‘управлений рождает He
нормальные взаимоотношения между ху-
дожником и органами тосударственного
руководства искусством. Начальники уп
равлений подчас передоверяют творческим
союзам устройство выставок, руководство
музеями, заказы художникам, сами же
‘устраняются от руководства изобразитель.
‚ным ‘искусством. А союзы художников,
перегруженные организационными и XO
зяйственными делами, мало занимаются
творческими вопросами. .
	Так было до недавнего времени в Кир»
тизии. Союз художников выполнял там
функции управления по делам искусств,
не занимаясь творческими вопросами. А
в Алма-Ата считают, повидимому, что ру“
ководить искусством можно при помощи
только ‘приказов. Управление, например,
приказом предписывает союзу хуложини

ков Казахстана «укреплать областные
филиалы союза» ит. д.
	Огромное значение художественных му’
зеев в ряде мест еще не понято.
	В Таджикистане и Карело-Финской ССР,
например, до сих пор нет ни одного худо
жественного музея: В Тбилиси тодами н®
экспонируются огромные художественные
ценности музея Метехи. Очень часто в
музеях ’свертывают основную экспозицию
для того, чтобы разместить ту или нную
выставку. Так было в Ташкенте, в Кневе,
в Туле и ряде других городов.
	Большинство республиканских управле
ний равнодушно относится к окульитур®,
	Комитет по делам искусств при Совнар-
коме СССР ведет подготовку ко второму
всесоюзному конкурсу артистов эстрады.
Поступающие в Оргкомитет конкурса све-
дения говорят о большом интересе испол-
нителей к предстоящим творческим с0-
ревнованиям. Отборочный тур проводится
по союзным республикам. Значительное
количество заявок от желающих участво-
вать В Е поступило в Р ‚ на
Украине, в Белоруссии, ApMenHE, Азер-
байджане, Литве, Эстонии, Молдавии.
	Оргкомитет конкурса по РОФСР уже до-
пустил к участию в отборочном туре 415
исполнителей вокального,  танцовального,
	реографическою — искус-   Почти нигде нет учета монументальных
СТВА. скульптурных памятников, имеющихся из
Я. ШВАРЦ территорни республики, нет заботы 0
	их сохранности. Вместо памятников уста
навливаются стандартные скульптурные
группы ‘и фигуры из бетона или типо,
распр аняемые разного рода организ
ЦИЯМИ, г. Фрунзе, например, можно
увидеть одинаковые скульптурные мону-
	женты чуть ли не на всех городских пло
щадях. ‹
	Необходимо, чтобы в каждой республике
был рааработан план установки монумея
тов выдающимся деятелям революции
науки и культуры. Нужно подумать и о
декоративной скульитуре, играющей Be
малую роль в формирований хуложествек
	ного облика города, ero зданий, садов
парков.
	Архитектурой управления по делам лс
кусств также ночти He занимаются, хотя
наблюдение и контроль аа художествоя
ным качеством важнейших архитектурных
сооружений — их прямая обязанность.
	ФЗудожники периферии часто н Copy
ведливо жалуются, что местные управле
ния по делам искусств стали в сущности
управлениями по делам театров. Руково’
дители` республиканских, областных и Кр
евых органов Комитета по делам искусств
должны наконец понять, что они TBST
ют зА развитие изобразительного искус
	ОТВ. -

М, ИОФФЕ
		ON ae Oe ИИ че. М

цветке сосуды), выжимание на дереве, Латвийские студии
многоцветные ткани, модели  националь

ных костюмов. и, в Москве и Ленинграде

По решению Комитета по делам EC
кусств при СНК СССР в Государственный
институт театральном искусства им. JY
пачарского в этом году будет приват
Латвийская национальная драматическая
студия численностью ^в 30 человек. Худ
	иксственное руководство студией поруч
проф. Л. М. Леонидову.
	Ленинградское хореографическое учи
лище будет принята в нынешнем году
	IE <, ПР, па даа са 2662

Латвийская хо
реографическая студия YC
ленностью в 15 человек. 7
	Обзор выставки свидетельствует о неис-
черпаемом богатстве и широте содержа-
ния народного искусства, о многообразии
и силе народных талантов. Новые Опыты
украшения народным орнаментом зданий
и внутренних помещений дают обильный
материал для дальнейших работ худож-
ников-декораторов И архитекторов.
	В, ВАСИЛЕНКО
‚ А. ХЕЙФЕЦ
	«Наделение землей безземельных и малоземельных крестьян»
ских союзных республик на Всесоюзной  сельскохозайственной
	’Пародное искусство. на ‘выставке
	ранными Научно-исследовательским ин-
ститутом художественной промышленно-
сти, Среди них много орнаментальных и
сюжетных ковров. Особенно выделяются
высоким качеством выполнения ковры с
портретами В.И. Ленина и И, В. Сталина
работы туркменских ковровщиц.

Ковровое ‘искусство показано на вы-
ставке’ с большой полнотой. Ряд новых
ковров выставлен в павильонах Арменин,
Грузни и других союзных республик. Па-
вильон Казахстана обогатилея новыми го-
беленами, вытканными с больщим мастер-
ством в мягкой ‘и золотистой гамме, свой-
ственной Казахстану; в рамку националь-
ного декоративного рисунка включены
терб республики, портреты Куйбышева,
Фурманова и Чапаева,

В павильоне Узбекской ССР среди яр-
кой настенной росписи наккошей (народ-
ных художников) наили место новые
«сюзанё» и вышитые панно — «Больной
	  Ферганский канал имени Сталина», «Бе-
	лое золото» (chop хлопка), «Каракулево-
ды, чабаны». Интересня 0 формам и
	 цвету керамика Таликентской школы ху-
	дожественных производств ‘Узпромсовета.

В павильоне Таджикской ССР привле-
кают внимание большие вазы, миски и
другая посуда, покрытая нарядной деко-
‚ративной росписью.

Заметно расширился художественный
диапазон народных промыслов УССР. Р&-
дуют глаз экспонаты Гуцульщины — ра-
боты мастеров Прикарпатья, вошедших с
великолепными традициями своего’ сама-
бытного искусства в семью народных ху-
дожников Украины. Мы видим здесь, как
новый орнамент органически сочетается
‘со старинным гупульским узором. Восхи-
щают изделия -из дерева, покрытые резь-
	и его гибкость — помотли оформителям
	придать всему залу нарядный и прозд-
НИЧчНЫЙ Вид.
	Приятно контрастируют с яркой хох-
ломской росписью декоратлвные вазы из
камня — новые работы мастеров дер.
Борнуково. Вазы отличаются обобщенно-
стью форм, хорошо подобранным по. цве-
ту материалом и искусной отделкой.

соседнем зале—Кировской области—
декоративные мотивы перенесены на сте-
ны с глиняной игрушки посада Дымко-
во. Лецные раскрашенные изображения
животных; птиц и, деревьев четко выде-
ляются ‘на белоснежной поверхности. Ре-
алистический облик персонажей дымков-
ской (вятской) игрушки сочетается с фан-

тастической яркостью раскраски, обота-
шенной золотом.   .
	 Не выходя из этого павильона, посети-
тель может ознакомиться и с новыми
экспонатами Вологодского и Архангель-
ского зала. Вологодские кружева приоб-
рели теперь декоративно-монументальный
характер. Тонкая и ажурная кружевная
ткань послужила прекрасным материалом
для роспроизведения гербов союзных рес-
публик и сюжетных панно на сельоко-
хозяйственные темы.
	Обновлены коллекции шемогодской бе-
ресты, велико-устюжекото чернения по. се-
ребру и холмогорской резной кости. Мя-
стера-резчики представили на выставку
ряд. миниатюрных скульптур из кости —
портреты вождей партии и правительст-

ва, портрет своего великого земляка
М Ломоносова.
	Главный павильон вновь отвел в зале
культуры обширный стенд народным ху:
дожественным промыслам. Они представ.
	Сегодня вновь, как в прошлом и поза-
прошлом годах; над территорней Всесоюз-
ной сельскохозяйственной выставки в30-
вьется красный флаг, знаменуя начало
смотра наших побед: в. социалистическом
сельском хозяйстве.

Вся выставка ‘в целом свидетельствует
о достижениях народного изобразительно-
то искусства, нашедшего самое широкое
применение в декоративном оформлении,
в орнаментальном убранстве больших и
малых павильонов. Архитекторы и ху-
дожники в тесном содружестве с масте-
рами народного творчества придали. вы-
ставке тот блеск и красочность, которые
делают ее выдающимся произведением
советского искусства. )

Прекрасная традиция прошлых лет —
использовать народный орнамент для ук-
рашения выставочных зданий — в этом
roxy неё только сохранена, но и приум-
ножена. Узорность этого орнамента пре:
восходно сочетается сф строгостью линий,
характерной для большинства выставоч-
ных сооружений. Народный  декоратив-
ный рисунок применен и в убранстве
больших плоскостей на фасадах, и в. от-
делке экспозиционных зал, где он живет,
как органическая часть’ на ‘архитектур-
ных деталях.

В. павильоне Северо-Востока в зале Горь-
	ROBCKOH области использораяа хохломская
	роспись, обогащенная в нынешнем. ду
новыми композициями. Оригинальная ме-
таллизированная техника позволила до-
биться замечательных — колористических
эффектов. Росцисью в гамме красного з0-
лота украшены витрины, стеллажи, стен-

ды и экспонаты — бытовые и декора-
тивные вещи. Исключительные качества
этой ‘росписи — яркость расцветки,

сравнительно крупный размер’ орнамента

лены разнообразными оэксцонатами, с0б- [бой и укращенные инкрустацией из бл-