ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 МАЯ 1941 г., № 21 (753)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО —$—$—$——KL——LLe

ДЕТСКИИ м    .. МШамяти
Е — °замечательного` артиста

ной им бесконечное чз
сло раз,

Но в том и заключь
лась одна ИЗ самы
удивительных особенно
стей творческого облям
Полякина, что, исполняя
по многу раа одно ит
же произведение, он ни.
когда не’ играл его од.
наково. Пытливая мысл
большюто художника 0%
	крывала 806 Новые и не,
вые стороны в хороту
	знакомох — музыкальноу
материале, будь то Чаи,
ковский, Глазунов
	Брамс или Мендельми
	был дружен не»
гда с Коханским, скр
пачом мирового масть
ба, поистине «вееядным
музыкантом, в реперту,
ape которого была 6.
вально вся скрипичны
	„Не стало Мирона По-
лякина. Как-то не ве-
ришь в успокоение че-
ловека, всегда беспокой-
ного в самом высоком и
лучшем значении слова.
Мне вспоминается день,
когда я впервые услы-
шал этого замечательно»
ro музыканта, Был 1915
тод. На концертную эст-
раду в Павловске под
Цетроградом вышел м0-
лодой скрипач и пер-
выми же звуками вступ-
ления к концерту Чай-
ковского пленил аудито-
рию сверкающей красо-
той звука и какой-то
особой, одному Поляки-
ну присущей, благород-
ной манерой игры. Это
было самое лучшее ис-
полнениё ° скрипичного
концерта Чайковского,
	Накануне гастролей в Москве Армянского
тосударственного драматического театра им,
Сундукяна. На снимке: лауреаты Сталинской
премии, народные артисты Армянской ССР
А. Аветесян в роли Сагатела и Г. Нерсесян в
роли Элизбарова в пьесе А. Пирванзаде
	п

Н
	«Из-за чести»
	Henasno в Московском доме учителя CO
стоялся концерт Государственного детского хо-
ра Наркомпроса РОФСР. Организованная В
1936 г. при Центральном доме художественно-
го воспитания детей, Детская хоровая канел-
ла (как вначале назывался хор) состояла пер-
воначально из 70 ребят. Работа с ними носи-
ла главным образом лабораторный, опытный
характер.

В 1933 г. по постановлению Наркомпроса
РОФСР капелла была переименована в Госу-
дарственный детский хор. Сейчас в сего со-
ставе — 280 детей в возрасте от 10 до 17 лет,
Коллектив имеет большой репертуар, вклю-
чающий труднейптие классические произвеле-
ния. Художественный руководитель хора
В. Соколов, прекрасный педагог и. дярижер,
пользуется у ребят огромным авторитетом и
любовью,

Сложные полифонические произведения рус-
ских композиторов хор поет с безупречной ин-
тонацией и выразительностью. Поражает 17;
полнение хором произведений а capella, ‚У
ребят отличная дикция, они очень хорошо
понимают и чувствуют руку дирижера. Мощ-
но и выпукло звучит в хоре альтовая пар-
тия, чего, однако, нельзя сказать о партии
сопрано, которой нехватает упругости и елит-
ности.

В хоре проводится болышая вокальчая ра-
бота (руководители К. Гарри-Пшеничникова
и Л. Лебедева). Дети поют двух- и трехголос-
ные ансамбли, отрывки из опер и т. п.

_В отчетном концерте были исполнены про-
изведения советоких композиторов — ФСардана,
1Оровского, Лепина, Полонского; Коваля, Чес-
нокова, а также хоры Даргомыжского, Мелье,
Иенсена, Шумана, Мендельсона, Шуберта и
Фаня Лассо,

“Необходимо отметить дурное качество фор-
	тепианного сопровождения — (концертмейстер
С. Майзель). Рояль звучал грубовато и мало-
выразительно. ‹
	Аудитория горячо приветствовала выетупле-
ние молодого коллектива. Жаль, что совет-
ские композиторы мало пишут для профессио-
нального детского хора, Желательно прело-
ставлять хору возможность чаще выступать
на больших концертных площадках. Это не-
сомненно будет способствовать дальнейшему
совершенствованию молодого коллектива,
	В. РОДЭ-ЧИДЖАВАДЗЕ
—_@-—-_
	ЮМосковская ‹
хроника
	*\ Гравюрный кабинет Музея изобразитель?
ных искусств открыл выставку произведений
А, П.  Остроумовой-Лебедевой: В числе
экспонатов — гряд листов. созданных в TO-
ды революции. Ореди них — цвегная
станковая гравюра на  линолеуме  «Фей-
ерверк 14 июля в Париже», цветная гравюра
на дереве «Вид с Троицкого моста», черные
гравюры на дереве «Омольный», «Выборгская
сторона», «Новая школа», «Рабочие дома на
улице Стачек», «Новостройка» и др.

*\ В л Государственном институте театраль-
ного искусства 2? июня начнутся государ-
ственные экзамены и защита дипломных
спектаклей.

`Читка и обсуждение пьесы С. Разумов-
ского «Чайковский» состоится 4 июня в ка-
бинете Горького и советской драматургии.

% 1 июня в г. Горьком начинаются гастро-
ли Московского государственного театра им.
Ленинского комсомола, которые продлятся до
июля. Театр выезжает в. полном составе.
репертуаре: «Парень из нашего города», «Но-
ра», «Валенсианская вдова». «Мой сын», «Жи-
вой труп».

% В ведение ВГКО передан. ансамбль
эстрадного балета под руководством Н. Гре-
миной, .

® Очередной литературно-музыкальный чет-
верг ВГКО посвящается прослушанию  но-
вых произведений композиторов Н. Макаро-
вой, К. Листова и А. Красева.

% В оперу «Черевички» в Филиале Боль-
Moro театра введены новые исполнители:
С. Красовский (Голова), Г. Воробьев (Свет-
лейший). И. Скобцов (бес).

% Вчера в помещении Эстрадного театра
парка Центрального Дома Красной, Армии на-
чались спектакли театра «Комедия» ЦДКА.

% Пьеса Д. Щеглова «Сокровище’ Самио»
принята Театром Ленсовета. Постановка
И. Шлепянова. Художник М. Черемных.

% Симфоническим концертом из произведе-
ний Глинки открывается 29 мая концертный
зал сада «Эрмитаж».

Х 23 мая секция актерской молодежи Дома
эктера проводит заключительную лекцию из
цикла. посвященного К. С. Станиславскому,
Лекцию читает М. Кедров.

Ведется подготовка к большой выстав-
ке «Архитектура столиц союзных республик
СОСР». Главизо Комитета по делам искусетв
образовало жюри._под председательством ака-
демика архитектуры И. Рыльского.

*% Композитор 0. Вясиленко заканчивает для
Театра им. Станиславского оперу «Суворов».

% Открытие Эстрадного театра сада «Эрми-
tam» состоится 30 мая.

\® Завтра в помещении MOCCX (Ермолаев-
ский пер., 17) открывается выставка картин
художника Генриха Фогелера, отмечающего
50-летие своего’ творческого пути. Будет по-
казано до 80 полотен, акварелей и графиче-
ских работ.

Ж Главизо Комитета по делам искусств
предложило Третьяковской галлерее реставри-
ровать панораму Рубо «Бородино». Над вос-
становлением панорамы будет работать кол-
лектив лучших художников-реставраторов B
составе С. Бабкина, М. Иванова, Е. Кудряв-
цева, А, Рыбникова, К. Федорова и др.

% Открытие выставки «Советский плакат
за 1918—1940 гг», организуемой Главизо Коми-
тета по делам искусств’ в Центральном парке
культуры и отдыха им. Горького, назначено
на 1 июня.

* Вчера в Москву приехали 20 молодых
художников из краев и областей РСФСР, Орг-
комитет Союза художников устраивает для них
курсы-конференции. ь

% Лауреат всесоюзного конкурса мастеров
художественного чтения Д. Журавлев работа-
ет над литературной композицией «1812 год»
(по роману Л. Н Толстого «Война и мир»).

*\ Театр промкооперации. возвратившись из
гастрольной поездки по, Крымской АССР,
3 июня открывает летний сезон в помещении
филиала Малогб театра.
	‚‹ауреат Сталинской премии академик архитектуры А. В. Щусев и архитектор Н. П. Курен-
пой разработали архитектурный проект здания городского театра в г. Кишиневе, Закладка
здания театра, рассчитанного на 1.000 мест, состоится 28 июня — в день годовщины осво-
бождения Бессарабии от ига румынских оккупантов, На снимке: А. В. Щусев и Н. II, Ky-
ренной за работой над эскизным проектом здания театра ; 7
miner wt miar- .7)
		[У пленум Центрального комитета союза \ной деятельности. протекавшей почти BO
	работников искусств.

На повестке дня — обсуждение вопросов
«О выполнении решений ХТ пленума
ВЦСПС» (докладчик — А. В. Покровский)
и «Об итогах работы по культурному шеф-
ству работников’ искусств над частями
РККА, Военно-Морского Флота и НВ
за 1940 год и. первый квартал. 1941 года»
(докладчик — П. А. Тарасов).
		литература. UV удив
тельной легкостью включал Коханский з
свой программы все новые скрипичные,
	произведения. В этом отношении Hong)
кин являлся полной противоположностью
Коханскому; он не стремился к макс.
Мальному расигирению своего репертуар,
и это было следствием. большой требови,
тельности художника к себе. ето твердой
убежденности в том, что настоящий м}
зыкант всегда отыщет новое и в сам
старом произведении,

Я вспоминаю нашу совместную работу
с Полякиным над сонатной програмуой
Мне свойственно при первой  curposss
исполнять произведение целиком. Ho Mo
лякин, проиграв первую фразу пронзвь
дения, тут же принимался отделывать #,

Характерными чертами творчества Пе
лякина были: блистательная техник,

изысканная красота звука,  взволноваЕ
ность и’ глубина исполнения.

Но самым чудесным качеством Полякя.
	на — Художника и человека — была ет
искренность, Ето концертные  выступае
	ния были не всегда равноценны именно
потому, что художник приносил с с060й
на эстраду свои мысли, чувства, пережи.
вания и от них. зависел уровень ею
игры. .

Умер Мирон Полякин, носитель траде
ций замечательной школы Аузра, пе
красный педагог, один из лучших окр
пачей мира. Молодые музыканты, воспи
танные Полякипым, слушатели, которых
он доставлял высокое наслаждение, нь
всегда сохранят о нем благодарную па
	МЯТЬ, Г. НЕЙГАУЗ
	всех центрах нашей страны, М. Б. Поли
кин берет на себя руководство классох
скрипичной игры в Ленинградской госу.
дарственной консерватории. С 1936 т. д
последних дней М. Б. Полякин состоя
профессором Московской государственной
консерватории, где под ето руководством
сбовершенствовались молодые — советские
скрипачи, в том числе лауреаты всесоюз
ных и международных конкурсов.

Тонкий художник, крайне требователь
ный К ‘себе музыкант, М. Б. Поляки
неустанно работал над совершенствоваяи:
ем своего. мастерства. Более четверти века,»
упорного и вдохновенного труда посвятил”
М. В. Полякин музыкальному искусству,
отдав талант артиста служению — своему
народу. Его имя останется в ряду лучшя
скрипачей нашего времени.
		М. Храпченко, A. — Соподовникоь
В. Сурин, Б. Владимирский, С. Преоб-
раженский, А. Гольденвейзер, Р. Гл№
ер, Г. Нейгауз. К. Игумнов, Д. Шоста
кович, А. Гедике, С.  Козолупоь
Л. Штейнберг, Л, Цейтлин, М. Шуль
ман, Е. Локшин, Д, Ойстрах, М. Фих
‘тенгольц, М. Козолупова, Л. Te
пельс, А. Ямпольский, Д, Цыганов
К, Мострас, Л. Христиансен, Б, Си
бор, № Фейнберг, А. Орпов, Л. 06%
рин, Г. Гинзбург, Я. Фпиер, 9. Th
лельс, В. Ефремов, А. А. А
ксандров,
	когда-либо  ’ слышанное
мною. Это ‘было великолепно и Умпои-
	тельно: весь во ВЛАСТИ музыки и вдохно-
		кусство, полное чувства и глубины.
	Ee СЕТ. НЕ сы Ре i

Нам дороги в Полякине ero ‘пылкая
юношеская влюбленность в свое дело,
непрестанный и вдохновенный труд, пре-
допределивший необычайно высокий уро-
вень- ето исполнительского мастерства, яр-
кая, незабываемая ‚ индивидуальность
большого художника. Среди скрипачей
есть. выдающиеся музыканты типа Хей-
феца, всегда играющие настолько в духе
творчества композитора, что перестаешь,
наконец, замечать. индивидуальные 060-
бенности исполнителя. Это тип исполни-
теля «парнасца», «олимпийца». Но какое
бы произведение ни исполнял Полякин,
в его игре всегда чувствовалась  страст-
ная индивидуальность, какая-то одержи-
мость своим искусством, в силу которой
он и не мог быть никем иным, как сС4-

мим собой.
	Исключительная, ревнивая и беспокой-
ная любовь к своему искусству, неисто-
щимая ‘работоспособность всегда отличали
Полякина. Будучи уже маститым музы-
кантом, он мот часами играть гаммы и
арпеджио, добиваясь ‘изумительной ровно-
сти, глубины и красоты звучания. В
прошлом году на вечере в Большом Tea-
тре Полякин и я исполняли первую’ часть
«Крейцеровой сонаты». Явившись в арти-
стическую комнату задолго до начала
концерта, Полякин не переставая учил
первые два такта и несколько наиболее
трудных пассажей этой сонаты, игран-
	21 мая с. г. скоропостижно скончался
в расцвете творческих сил Мирон Бори-
сович Полякин, заслуженный деятель
искусств, профессор Московской государ-
ствённой консерватории. В лице М. ВБ.
Полякина советская музыкальная культу-
ра потеряла выдающегося мастера скри-
пичной игры, взыскательного и вдохновен-
ного художника, замечательного воспита-
теля молодого поколения советских скри-

пачей.
	- М. Б, Полякин родился в 1595 году, на
Украине, в т. Черкассах, в семье музы-
канта. Его выдающаяся музыкальная ода-
илсе проявилась с самых ранних лет.
лагодаря содействию известного украин-
ского композитора Лысенко Полякин был
принят в Киевскую частную музыкальную
школу. В 1908 г. М. Б. Полякин посту-
пил в Петербургскую консерватсрию в

класс знаменитого скрипача-виртуоза и
пелагога Леопольда Ауэра,
	В 1914 г. начинается систематическая
концертная деятельность М. Б. Полякина
в крупнейших городах нашей страны —
Москве, Петербурге, Киеве, Риге и др.
Широкое признание за границей принесли
М. Б. Нолякину концертные поездки в
СПТА и страны Западной Европы. — поезд-
ки, вызвавшие торячие отклики музы-
кальной общественности.

В 1928 г., не ослабляя своей концерт-
	Выставка   Завещание
«Советский. театр» коллекционера

Центральный театральный музей им, В Музей изобразительных искусств им.
А. Бахрушина заканчивает подготовку А. С. Пушкина поступила отромная кол-
выставки, характеризующей достижения   лекция монет, завещанная музею одним
советского театра с 1935 по 1941 г, Вы-   из . крупнейших и старейигих советских
ставка на которой будет собрано до   нумизматов А. Г. Голиковым, умершим в

Tr... ee en nT
	1.500 экспонатов, откроется в половине
мая в Центральном парке культуры и OT-
дыха им. Горького.
	Первый, вводный отдел выставки по-
священ театральному искусству союзных
республик. В фотографиях, эскизах де-
кораций и костюмов, макетах и т. д. бу-
дут представлены основные постановки,
показанные на декадах национальных те-
атров в Москве.

Основное место в экспозициях займут
постановки московских и ленинградских
оперных и драматических театров —
Большого, им. Кирова, им. Немировича-
Данченко, им. Станиславского, удоже-
ственного, Малого, им. Вахтангова, HM.
Пушкина и др. ‘

Впервые Москва увидит  механизиро-
ванные макеты советских постановок,
демонстрировавшиеся на международных
выставках в Париже и Нью-Йорке (ма-
кеты постановки «Тихого Дона» в Боль-
mom театре и «Земли›—в Художествен-

ном).
		«< Весенняя
премьера»
	Заслуженный артист РОФСР В. Я. Хев-_,
кин. исполняет фельетон И. Финка и
	М, Червинского «Мой старый шкаф»
(«Исповедь жанровой певицы»)
Фото С. Шингафева
	Московская государственная эстрада
подготовила новую концертную про-
грамму «Весенняя премьера», для кото-
рой драматурги и композиторы напи-
сали специальный репертуар. Заслу-
женный артист РСФСР В; Хенкин_ ис-
полняет два новых фельетона И. Фин-
ка и М. Червинского — «Музыкальная
история» и «Мой старый шкаф», А. Фо-
мичева‹ читает рассказ Г. Мдивани «За-
конный сын», Н. Перебилло и М. Бе-
ляков выступают с дуэтом из новой
оперетты Ю. Слонова «Подкидыш». Ори-_

гинальные номера подготовили и
остальные артисты, принимающие уча-
стие в «Весенней премьере», — С. Ба-

лашов, А. Редель и М. Хрусталев,
С. ОСеменова-Рошет, А, Борисова, 9, На-
зарова, В. Штейман и Т. Егорова,
А. Испирьян и В. Сукьясов,
	БИБЛИОГРАФИЯ
	прошлом году. После ее изучения коллек-
ция войдет в состав существующего в му-
зее собрания монет и медалей.

А. Г. Голиков принадлежал к числу
наиболее культурных наших коллекцио-
неров. Будучи крупным ученым, он пре-
следорал в своей собирательской деятель-
ности прежде всего научно-исследователь-
ские цели, Всего А. Г. Голиковым было
собрано и сейчас поступило в музей CBEI-
we 10.000 монет — античных, западно-
европейских, восточных и русских. О зна-
чении этой коллекции свидетельствует хо-
тя бы 10; Что все собрание монет Музея
изобразительных искусств. составляет He-
многим более 20.000 экземпляров.

В коллекции Голикова обильно пред-
ставлены редкие, редчайшие и даже уни-
кальные монеты, мало или совершенно
неизвестные в науке. В числе‘их —- Тед-
чайшая золотая монета скифского царя
Фарзоя (Г века н. э.), известная в Ми-
PCBNX собраниях в чрезвычайно малом
количестве экземпляров. Большинство мо-
нет — первоклассной сохранности. Вме-
сте © ними вдова коллекционера С. С.
Голикова передала в музей и. рукопис-
ные нумизматические работы своего мужа.

ридавая исключительно важное значе-
ние завещанию А. Г. Голикова, Музей
изобразительных искусств в ближайшее
время устраивает заседание, посвященное
памяти коллекционера. На заседании бу-
дет заслушан доклад о деятельности
А. Г. Голикова и 0 значении его науч-

ных трудов.
		Повые национальные
театры
	Государственный институт театрального
искусства им. Луначарского выпускает в
	A

июне пять национальных студий: Киргиз-
лещ, То лытитетю Туоокменокую. Талжик-
	скую, Калмыцкую, Туркменскую,
скую и Адыгейскую.
	Киргизская студия (художественный ру-

ководитель засл. арт. РСФСР В. А. Орлов),
которая с будущего сезона станет Первым
тосударственным  киргизским драматиче-
ским театром, покажет трагедию Шекспи-
ра «Король Лир».
. Адытейская студия (художественный
руководитель К. Я. Тупоногов), на основе
которой создается ервый адыгейский
национальный театр, имеет в своем ре-
пертуаре «Женитьбу Фигаро», «Коварство
и любовь», а также национальную пьесу
«Разорванные цепи», написанную препо-
давателем студии А. Евтых, и др.
	Калмыцкая студия (художественный ру-
ководитель засл. арт. РСФСР Л.

Дейкун) уже показала в Калмыцкой АССР
с большим успехом спектакль «Благоче-
стивая Марта». Кроме того, студия подгото-
вила пьесы А. М. Горького, М. Светлова
и современную калмыцкую пьесу ВБ. Ba-
сангова «Событие, достойное удивления?.
Коллектив этой студии войдет в состав
Калмыцкого государственного театра.
	В репертуаре Таджикской студии (худо-
жественный руководитель засл. арт, РСФСР
	М. Ф. Астангов) помимо классических про-
изведений — пьеса К. Симонова «Парень
	из нашего города».
	Выпускные экзамены показали, что сту-
денты обладают высоким уровнем знаний.
	Хорошо составлен и репертуар студии.
	В середине июня институт устраивает
общественный показ спектаклей выпуск-
ных студий. 1 июля коллективы выезжа-
ют на места.

—n
	Портрет в рисунке
русских художников
ХУП -—ХХ веков
	В запасных фондах Третьяковской галлереи
хранится много произведений крупнейших рус-
ских художников (живописцев и графиков).
На-днях открывается первая выставка храня-
птихся в запаснике картин — «Портрет в рисун-
ке русских художников XVUI~XIX и начала
ХХ вв.». Будет показано свыше 150 портретов—
главным образом деятелей искусства и науки.
Имеются работы 0. Кипренского. В. Тропини-
на, К. Брюллова, И. Крамского, И. Репина,
В. и К. Маковских, В. Сурикова, В. Серова,
М. Врубеля и др.
	Посетитель сможет ознакомиться с рядом
рисунков, только что приобретенных галлереей
(портрет 9. Праховой работы М. Врубеля
и др.).

Кроме того; будет выставлено _ несколько

скульптурных портретов работы И. Витали,
И. Гинибурга, А. Голубкиной, П. Трубецкого
	Московском
театре оперетты
	‘Московский театр оперетты готовит сейчас
«Веселую вдову» Легара в постановке Г. Ярона.
Художник Б. Кноблок, дирижер Н. Александ-
ров. балетмейстер Г. Шаховская. Музыка «Ве-
селой вдовы» впервые будет исполняться по
оригинальной партитуре JIerapa, написанной
для полного состава симфонического оркестра.
В главных ролях: Т. Бах, К. Новикова, P. JIa-
зарева, 0. Власова, Г. Ярон, В. Володин,
М. Днепров, М. Качалов, И. Гедройц и др,
Премьера «Веселой вдовы» состоится в июле.
	 В труппу театра вступила артистка пражско-
	го театра «Большой оперетты» Стефани Неедлы
	(Петрова). Первое выступление артистки в пар-
тии’ Сильвы состоится 98 мая.
	21 мая в оперетте «Жизнь актера» в партии
Барматова в первый раз выступил артист
	М. Днепров.
	Прослушание
	новых советских опер
В Комитете по делам искусств при CHK CCOP
	созлана комиссия по прослушанию новых со0-
	ветских опер. В составе комиссии Б. Ярустов-
ский, Г. Крейтнер, Т. Хренников. А. Мелик-Па-
шаев, К. Кузнецов. В. Городинский, М. А.
Гринберг, М. М. Гринберг, В. Белый, 0. Горо-
децкий. А, Алевладов, В. Владимиров, С. Гот-
гильф и Я. Голышев. 3
Комиссии поручено отобрать все лучитие про-
изведения для использования их на оперных
сценах. Уже состоялись два заседания комис-
сии, на которых были прослушаны. оперы
«Емельян Пугачев» М. Коваля и «Суворов»
С. Василенко. Намечены к прослушанию ‘оперы
«Богатая невеста» Трошина, «Капитанская доч-
ка» Каца. «Лейтенант ПШмидт» Платонова и пр.
		др.
	«Вокальное искусство
	в советской опере»
	Всероссийское театральное общество ор-
ганизует совещание, посвященное = теме
«Вокальное искусство в советской опере».

Совещание откроется вступительным сло-
вом народной артистки СССР В. Барсовой.

В обширной программе совещания —
доклады. засл. арт. РСФСР М, Максаковой
—«Основные проблемы вокального искус-
ства в советской опере», проф. К. Кузне-
цова и Е. Берлянд—«Вокал и музыкаль-
ная драматургия советской оперы», зася.
арт. РОФСР П. Румянцева—«Вокально-сце-
ническая работа певца-исполнителя в с0-
ветской опере», М. Львова — «Бель-канто
и советская опера», Б. Ярустовского  —
«Речитатив в советской опере», С. Горо-
децкого — «Вокал и текст в советской
опере».

‘совещание откроется 27 мая и продлит-
ся три’ дня. ‘
		lV пленум ЦА Рабис
	Президиум ЦК Рабис созывает 23 июня
	Ответственный редактор `В. Г. ВДОВИЧЕНКО

МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
	КОНСЕРВАТОРИЯ
им. П. И ЧЗАЙКОВОКОГО
		ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
	на 1941/42 УЧЕБНЫЙ ГОД
	ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
композиторской, фортепианной, ор.
ганной, струнной’ (скрипка, альт,
виолончель, арфа, контрабас), во:
кальной. духовой (труба, тромбон,
валторна, гобой, флейта, кларнет),
историко-теоретической (история и
теория музыки. акустика, фольклор),
дирижерско-хоровой, музыкально:
педагогической. .
	ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ от поступаю:
щих в вуз по 10 июня 1941 года,
	ПРИЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
с 15 июня 1941 года.
	Одновременно об’является
	ПРИЕМ АСПИРАНТОВ
	ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ;
	‘Фортепиано, струнные инструменты,

пение, симфоническое дирижирова:
ние, история и теория. исполнитель.
ства, история музыки, теория музы:
ки, музыкальная этнография, ком:
ПОЗИЦИЯ.
	Прием заявлений от поступающих ©
1 июня по 25 августа. \
	аспирантуру
	Приемные испытания в
$ 96 августа
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ И МОСКОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТЫ СОЮЗА
РАБОТНИКОВ. ИСКУССТВ
	глубоко скорбят ‹0о безвременной

‚кончине выдающегося скрипача, за`

служенного деятеля искусств, про-
фессора
		Мирона Борисовича
ПОЛЯКИНА
	и выражают соболезнование семье
умершего.
	МОСКОВСКАЯ
Государственная Консерватория
им П. И. ЧАЙКОВСКОГО
	СООБЩАЕТ,

что 20 ИЮНЯ в 6 ЧАС. ВЕЧЕРА
	в кабинете директора (ул. Герцена, 13)
	на открытом заседании Совета истори-
ко-теоретического Факультета состоится
	ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
	на соискание ученой степени кандидата
исиуствоведнеских наук
	доцентом ЛЕВИКОМ Б В.
	на тему: «Основные вопросы немец-
кой музыкальной критики и публи-
цистика Х1Х века и их отражение в
литературных работах вылаюшихся
	музыкальных деятелей», .
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

Профессор Ферман В. 9. Профессор.

Маркус С. А. Профессор Альшванг А.А.
	С диссертацией можно ознакомиться в
	читальне МГК с 10 ч. утра до 10 ч, ве-
черз.
	«Летербургская опера и ее мастера»
	заключается в том, что автор, рассказы
вая 06 актерах, воссоздал конкретный
творческий облик каждого из них. Нельзя
писать о’ театре сухим, протокольным язы-
ком. В таком случае любая, ‚даже самая
детальная характеристика актера не 6у-
дет убедительна для читателя. 9. Старк
дает характеристики необычайно увлека-
тельные и красочные,

Автор умеет передать читателю чувства,
	которые возникли у него в то время, ког-
	да он смотрел и слушал певцов. В этом
отношении книта может служить  поучи-
тельным примером для тех, кто привык
холодно и бесстрастно писать о творче-
стве актеров.

Книга рассказывает о певцах, выступав-
ших на сцене Мариинского театра с 1890
по 1910 г.

Развернутые характеристики посвящены
ведущим певцам той эпохи — Стравин-
скому, Фитнеру, Ершову, Мравиной, Кузе,
Фелии Литвин, Алчевскому. Давыдову и др.

Особые главы посвящены хору и орке-
стру Мариинского театра и тем; кто «под-
держивал ансамбль», т. е. вторым  соли-
стам — Гладкой, Чупрынникову и другим.

Правильно сделал автор, предпослав ос-
новной части книги тлаву о репертуаре
Мариинского театра, тем более что в ней
делаются ‘новые и’ интересные выводы:

Так, анализируя репертуар театра, ав-
тор подчеркивает стремление тогдашней
дирекции императорских театров всяче-
оки снизить удельный вес’ русских опер
ва счет продвижения ‘не всегда достой-
ных большой сцены второсортных произ-
ведений иностранных композиторов.

9. Старк анализирует не только основ-
ные творческие особенности каждого мя-
стера, -но всегда умеет раскрыть его свое-
образие как актера, вокалиста и ‘музы-
канта, найти ‘синтез этих элементов, да-
ющих в целом облик артиста музыкально-
то театра.

Характеризуя одного из самых замеча-
тельных ‘певцов Мариинского театра ‘по-
следнего десятилетия ХТХ в. — Ф. Стра-
_винского, 9. Старк` прежде всего подчер-
	кивает его отличие: от других певцов той
	поры, справедливо считая, что «Стравин-
ский полностью воплотил в с=бе  тип..
подлинного актера музыкального театра в
там терем понимании». И, дей-
ствитейьно,  уменье отыскать характер
изображаемого образа, раскрыть его
через вокальный рисунок, найти острый
и своеобразный внешний облик, — сло-
вом все то, что мы считаем присфщим
актеру нынешнего театра, было свойст-
венно Стравинскому. Для него,  про-
шедшего блестящую’ итальянскую во-
кальную школу (Стравинский был уче-
ником Эверарди), пение было лишь  сред-
ством раскрытия образа, а не самоцелью.
Стравинский в своем творчестве был под-
линным реалистом, наметившим Te пути,
по которым в дальнейшем стало разви-
ваться искусство оперного  певца-актера.
Это правильно отмечено 9. Старком. Ty
же черту отмечает Старк и у другого вы-
дающегося певца Мариинского тезтра, те-
нора И Ершова, с именем’ которого свя-
зано утверждение на русской сцене ват-
неровских ‘опер (он был тениальным ис-
полнителем ролей Лоэнгрина, Зигфрида).

Вагнеровский  «Лоэнгрин» и Гришка Ку-
терьма из’ «Китежа», — BOT два‘ творче-
ских полюса Ершова. В каждой из своих
ролей он ‘умел найти нужную’ характер-
ность, и в этом отношении он был ‘пря-
‘мым преемником традиций Стравинского.

К недостаткам книги’ следует ‘отнести
то, что портреты актеров, при всей их
яркости и полноте, все’ же слишком мо-
нографичны, ‘замкнуты каждый в себе.

Эта книта должна натолкнуть на мысль
о создании большой истории русского
оперного театра, на мысль’ о собирании и
обобщении всех имеющихся по этому во-
просу материалов.

Но первоочередной задачей советских
театроведов ‘является создание ‘моногра-
фий о ведущих певцах нашего советско-
то оперного театра, творчество которых. со-
вершенно’ недостаточно- освещается в спе-
	циальной литературе.
в P ой Б. РУДЗЕЕВСНИЙ.
	История русского оперного театра кон”
ца ХХ — начала ХХ в. недостаточно
разработана.

Литература по этому вопросу крайне
бедна и, кроме разбросанных в различ-
ных периодических изданиях коротких
рецензий и заметок, мемуаров и несколь-
ких небольших монографий, у нас ничего
нет. Существующие курсы истории русско-
го театра тщательно обходят этот раздел,
касаясь в основном лишь истории теат-
ра драматического.

между тем этот период в развитии
русского оперного театра заслуживает ‘де-
тального изучения, ибо именно здесь, во-
преки реакционным традициям . импера-
торской оперной сцены, в творчестве от-
дельных ее мастеров — Стравинского, Ep-
шова, Собинова и других — мы можем
обнаружить подлинные реалистические
тенденции, активную. борьбу против тра-
диционных условностей оперного образа,
против спектакля — «костюмированного
концерта».

Поэтому так радует появление книги,
содержащей новый и. интересный мате-
риал об оперном театре. этой эпохи, кни-
ти, ставящей по-новому ряд проблем ис-
торни русского оперного театра. Речь идет
о книге 9. Старка (Зигфрида) «Петербург-
ская опера и ее мастера», выпущенной
издательством «Искусство».

Трудно причислить книгу 9. Старка к
какому-нибудь определенному литератур-
ному жанру. С одной стороны, она це-
ликом может быть отнесена к мемуарной
литературе, ибо все факты, о которых так
увлекательно повествует автор, взяты из
его личных жизненных впечатлений. Всех
певцов. имена которых упоминаются B
книге, автор неоднократно слышал и ви-
дел на сцене. Но, с другой стороны, са-
Мый принцип построения книги, располо-
жения материала, полнота и точность ха-
рактеристик, глубокий аналитический под-
ход к разбираемым фактам позволяют по-
дойти к книге как. к исследовательской
работе.

Отромное достоинство KATH 9. Старка
	НОВЫЕ КНИГИ
	Вышел из печати сборник статей о пьесе
М. Ю. Лермонтова «Маскарад», ее сцениче-
ской истории и ее истолковании на совет-
ской сцене. В сборнике помещены статьи
С. Дурылина. К. Ломунова, Б. Эйхенбаума,
Ю. Юрьева. историко-бытовой комментарий
Н. Ашукина к драме и отчет И. Шнейдер-
мана 0 дискуссин, происходившей на на-
учно-творческой конференции, посвященной
«Маскараду».

Сборник богато иллюстрирован многокра-
сочными аскизами А. Головина (к постанов-
ке в 6. Александринском. театре) и Натана
Альтмана (к постановке в Киевском театре
	русской драмы).

О
	Заявления направлять по адресу: М0
оква 9, i Герцена, 13. Приемной Ко-
мнссии Консерватории.
	Подробные устные и письменные
справки по этому же адресу. Телефоя
К-8-76-39,

Без вызова приемной комиссии в М0
окву не выезжать.
	Иногородние студенты обеспечиваются
общтежитием.
	МОРДОВСКИИ
	ГОС.  АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ

ПРИГЛАШАЕТ
НА РАБОТУ ПЕВЦОВ \}\
	(МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ roca
Предложения адресовать: г. Саранск.
МАССР, Советская ул. — Управление
	по делам искусств, директору аиса“
бля песни я пляски.
	Госиздат ‚Армении выпустил сборник, ста-
тей крупнейшего армянского композитора Ко-
митаса. В сборник вошли статьи, опублЕко-
ванные  Комитасом. в армянской и загранич-
ной периодической печати за время с 1594
по 1914 г. (в Эчмиадзине, Константинополе,
Лондоне. Париже).
	В издательстве «Искусство» выходит из пе-
чати книга В. Гиляровского «Люди театра»,
посвященная ‚ жизни и быту дореволюционно-
го русского провинциального театра. _ Наряду
	провинциальной сцены,
	лей, суфлерам и т. д. Болыной интерес пред-
оставляют. материалы о гастролях Ермоловой в
	Воронеже.
		Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»
	редактор —К 4-64-40. Прием об’явлений: Петровка, 10. пом. 53, тел. К 2-36-51
	Типография издательства «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30.
		Релакция: ул. Станиславского, 94. Телефоны: общий —К 3-42-45, отв. секретарь —К 3-12-06, отв.
	518152