ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 ИЮНЯ 1941 г,, № 22 (757)
	Фигаро» Bo-
Алдыгейской
	«Безумный день или женитьба
марше в исполнении студентов
	студии Гитиса.
	фи: лова в
Фото

Qo

Сюзаккы

Wwxrapesa
	“wy ЖИ
Молодой театр
Северо;Осетинский театр, коллектив Xb
торого воспитан Гитисом им, А, В. Лу
начарского, — один из наиболее интерес
‘ных национальных театров’ РОФСР, En
пятилетний творческий опыт наглядно п
казывает, какое ‘большое культурное ans
‘чение имеют. национальные студия Гита,
760 р..способной молодежи, правильны
постановка воспитания (студией руководы
В. Я. Станицын) помогли создать хороший
творческий ‚коллектив, умеющий преололь
зать’ значительные трудности. Тезтр Се}.
ной Осетни за пять лет своей работы
окреп и воспитал! новых ‘актеров. Рядом о
талантливым. воспитанником Гитиса Ту.
тиевым, создавшим ‹ простой и туб
трогательный образ поэта. Коста Хетау.
рова, вырос молодой, актер Тхапсаев; и
не учился в студии и еще, несколько ли
назад был рабочим сцены. Но o кам
пластической завершенностью играет м

‘роль Отелло!

Спектакль ‘ «Отелло»,   поставленный х
5-летию театра (перевод поэта Г. Плием,
постановка художественного › руководителя
„театра В. С. Фотиева), ‚подтвердил талант
‚ливость коллектива, хороший вкус, выс
‚кий. уровень художественной культуры.
Великолепный ритм, осмысленвость т
‘правдивость каждой мизансцены, каждом
жеста и интонации — вое это’ обеспечил
спектаклю заслуженный успех у зрители

Театр много трудится над бозданием с
ветской ‘осетинской пьесы:. «Земля» Kyo
ва, «Коста» Джанаева и Епхнева, «Дет
рабыни» Мамсурова, «К жизни» Боциен
‘и Плиева — вот далеко не полный 1
речень` пьес, которые отражают гражлаг
скую войну на Кавказе, борьбу с пережит
ками родового строя. По ‘заказу теати
пишутся пьесы о сегодняшнем ‘дне’ Сев}.
ной Осетии. }

Широко: используется советская и кл\е
сическая , драматургия. братских народе

‚СССР. За короткое время были поставль
	ны в переводе на осетинский язык «В
са ’Желёзйова»; «Платон Кречет», «Хан,
ма» грузинского писателя Цагарелли, «№ \
заре» молодого интущекого драматурга Бы»
р и др.

‚ Опыт работы Северо-Осетинского театр,
одного из. первых питомцев Гитиса, пох
	тверждает, что подготовка целых театраль
	ных коллективов в учебном заведении
полностью себя оправдывает. Националь
ные. театры; выпущенные  Гитисом, пре
званы сыграть большую роль в театраль
ной жизни наших . братских республик,
	И, НЕЙ
	Романтический спектакль
	Искусотво ‘перевода — искусство трух
ное. Нужны подлинно вдохновенняя 1
лантливость, большая творческая смело
и сила, чтобы преодолеть рутинное, кот
сервативное сопротивление, невольно воз
никающее и у специалистов и у широко
зрителя по отношению к.новому переволу
ДАВНО вНакомого › драматургического прое’
ведения. , и
_ Драматург Вл, Соловьев взялся м
трудное ‘дело: он сделал новый сти
творный ‘перевод’ «Сирано де-Бержерак»
9. Ростана. Соловьев налел в творения
Ростана ‘основную’ ноту, ° определяющую ›
художественную ценность’ ‘пьесы, ноту №}
жественной романтичности, Вл, Соловы
ву удалось, смягчить налет обнтиментети
ности и мелодраматичности, имевшийся }
пьесе Ростана’ и усиленный в прежние
переводах. В новом переводе сняты длит
ноты; излишняя’ риторика и сохраним
‘мужественная поэтичность стиха, острой
диалога; индивидуальное своеобразие pew
персонажей, ‚.

г, Ленинградский театр им. — Ленинояо9
комсомола  в постановке нового перевол

«Сирано де-Бержерака» правильно вы“
зил суровость, мужественность, роман
ность пьесы Ростана.

Пусть в опектакле ‘не всегда четов рит
мический ‘рисунок, не всегда достато
‚стремителен темп сценического действ
(сцены в Бургундеком отеле, в кф _
`Рагно и некоторые другие), пусть 121650
He все исполнители достаточно умело 82%
деют искусством стихотворного диалога, ®
зрителей волнует и увлекает Hips apr,
ста ‚В. Честнокова, прекрасно исполня»
щего центральную роль Сирано де Без
рака,

Режиссер В. Н, Соловьев, следуя 34 1
реводчиком, упорно и последовательно 1%
тоняет из опектакля малейший при .
мелодраматизма, слезливости. Он 609497 = 7
спектакль  тероико-романтическою ву“.
‚ния; ‘высоких чувотв, больших страсть +
ярких. ‹ мыслей, сопектакль, великолеияо
передающий атмосферу и стиль эм ¢
Постановщик и актерский коллектив 0 *
дали колоритные ‘образы и ствардейщ
тасконцев», и напыщенных аристократов,

и лирически-женственный образ РоксаяН
(арт, Е, Медведева), и комический 008 _
кондитера Ратно (арт, И. Развеев). Ай
Г, Хованов, исполнитель роли Xpactusss

создал типическую фигуру средиею

ловека. не блещущего ‘ни талантом, и

умом, ‘фигуру, хорошо ‘оттеняющую яр?

индивидуальность Сирано.

Спектакль Ленинградского театра 1%
Ленинского ‘комсомола оптимистичея, }
памяти зрителя остается полный 0бая1и
облик поэта и солдата Сирано де-Беряе
рака, человека железной воли, острой м5  -
ли и большой души, умевшего с улыбй \_,
смотреть в лицо смерти. \№

Героическая комедия ‹ Ростана, 070 _”
созвучная нашей эпохе, была незаслуже
но забыта советским театром, Тем Sort
‚велики заслуги переводчика, по-повоМ
взглянувшего ня старое, полузабытое п
изведение, и театра. понявшего 9068
менность и ‘законность появления «Сир!
де-Бержерака» на советской сцене.

А. СЕМЕНОВ
	СОВЕТСКОЕ
		„ СОВРЕМ
	ЛЕ ДН
		живает муки творчества. На oToh TOTS
зозникают захватывающие коллизии, изу“
чение и. разработка которых будут особен:

бе
	HO плодотворными, ибо речь идет оо Apr
enrrpuieiiwew 113 большевистских качеств
	ОДИН, „Не, i РАьечееН

— чувстве новом.
Слахановское движение, получившее

a
	WVibawem К Ро Ч
всенародное признание, не встречает боль-

ше открытого сопротивления, Ero против-
ники теперь применяют иные, потаенные
формы борьбы; рождающие и новые кол-
лизии. Ю, Крымов — один из первых в
нашей литературе показавший стаханов-
цев («Танкер «Дербент»), в своей новой
повести «Инженер» показывает, как из-за
равнодушия, бессердечия, казенного от-
ношения к ‘делу подчао гибнут! смелые,
творческие ‘начинания Новаторов. \

В ° стахановеком. движении товарищ
Сталин ‚увидел зародыш такого культур-
но-технического под’ема рабочего класса,
который подрывает основы противополож-
ности между’ умственным H физическим
трудом. В докладе на XVIII с’езде пар-
тии товатиш! Оталин указал на одну очень
	чо Ч ИГ ee ОР ТТЛ

острую колливию, возникшую в б0рье
за социалистическую интеллитенцию.
Товариш. Сталин беспощадно высмеял

Иа (ЧС В wereareara
	NN FE ТЕ

«странных товарищей», которые отношение
к старой буржуазной интеллигенции пе-
ренесли на новую, советскую интеллитен-
цию. «Эти люди, оказывается, утвержда-
ют, что рабочие и крестьяне, недавно
еще работавшие. по-стахановски Ha заво-
лах и в колхозах. а потом направленные
в. вузы для получения. образования, ие
рестают быть тем самым настоящими
людьми становятся людьми второго сорта.
	Выходит, что образование — вредная и.
опасная штука» (стр. 609). Молодая с0-
ватская интеллигенция, ° выпестованная
	партией, должна была сломить, преодо-
леть ‘посеянное «странными товарищами»
недоверчивое, а иногда и прямо враждеб-
ное отнощение к себе,

Драматургия охотно изображала. старую,
буржуазную интедлитенцию. «Перестраи-
вающийся» старый интеллигент стал Ha-
любленной‘ фигурой многих драматургов.
Создание своей,‘ натодной ‘интеллигенции
проходило не’ без борьбы и конфликтов.
	Почему же их не увидели драматурги,.
	ищущие «благодарного» материала?
стрые коллизии рождала борьба ва
овладение техинкой, Новые, большевист-
	ские руководители и деятели науки и
техники вырастали, связывая свое обуче-

ние к образование © борьбой рабочего,
класса ва социализм. Но у отдельных лю-
	лей овладение техникой сопровождалось
	утерей ‚большевистских качеств —. OAH-
тельности, непримиримости к вралу,., ЧУВ-
ства нового, творческого отношения к
жизни, умения смотреть вперед, Такого,
утратившего большевистские качества,“ ру-
ководителя показал Ю. Крымов в повестн
«Инженер». Его Емчинов -—— человек суб’-
CKTHBHO честный, много работающий, но
потерявший чувотво нового; равнодушный
к творческим начинаниям. стахановцев,
‹деляга», Емчинова очень напоминает и
Гетманов из пьесы А. Кроня «Глубокая
разведка» — и не только тем, что’ оба,
они работают в нефтяной промышленно»
OTH, & ‘и существеннейшими чертами ха-
рактера. Ho Гетманов, сохраняя B себе
«емчиновские» черты, идет дальше; он
скружает себя темными людьми, которым
поручает «трязную» -работу, по его мне-
нию, неизбежную в большом деле строи-
тельства. Если в пьесе Корнейчука около
Галушки вырастает  Долгоносик. ‘то’ в
пьесе Крона около Гетманова вырастает.
Мехти, который сам себя называет. «здеше
ний классовый враг», \

И Крымову и Крону. менее удались фи-
туры, противопоставленные Емчинову и
Гетманову. Стамов у Крымова и Майо-
ров у Крона — герои, которым недостает
художественной убедительности. Оба они
— студенческие друзья своих антиподов
и 06% с0 студенческих еше лет любят
их жен. И коллизия, в которую вводят
авторы Стамове и Майорова, приобретает
«бытовую» окраску,  затушевывающую.
идейное содержание. их борьбы против
Емчинова и Гетманова. .

Изображая коллизии, вырастающие в
борьбе ‘советских людей о  капиталисти-
ческим окружением. в борьбе ‘с’ пврежат-
	  ками капитализма, в борьбе, за высшую
	производительность ‘труда И Т. Ду — ayo
дожники, если они Хотят быть верными
правде жизни, должны отчетливо выра-
зить наступательный характер наших гте-
роев, как самую существенную черту их
облика.

Блатодунгие, умиротворенность «идилли-
ческих» пьес противоречат, духу времени,
зовущего наше нокусство’ к изображению
наиболее глубоких, значительнейших ROI
ливий, рождающихся в исторической борь-
бе советского народа за коммунизм,
	Конст. ЛОМУНОВ
	У нас мало хороших пьес на современ-   ной она`и была эти 15—20 ‘лет“ («Сенти-
	ментальный вальс» QO. Литовского). Tar
на военном материале создается «тыловаля»
	драматургия, которая. к сожалению, по-
отупает иногда «на вооружение» наших

театров.
	Между тем, какое богатство действитель-
но острейших коллизий, напряженнейнтих
драматических конфликтов таит в 6966
тема борьбы советского народа за комму-
низы! Участники войны с белофиниами
раесказывают, как с. вражеских позиций
	прилетали. снаряды, «заряженные» gilli.
ckaMH: ‘ «Помогаем, чем Momeni», Этот
Дружеский ’ голос братьев, по классу,
	насильно. мобилизованных’ `белотвардей-
щиной, намоминает нашим” художникам
Oo ‹ теме. огромной о важности; › ревэлю-
ционныеё организации рабочего, ‘класса;
несмотря. на. тятчайшие репрессии воен»
ного ‘времени, He прекращают. своей
деятельности; в *”тлубоком подполье,
полная невероятного напряжения И опас-.
ностей: ‘идет, работа коммунистической нар-
тни. Ке. терфика  и ромзитика He могут
не вдохновить подлинного художника,
как не может не взволновать ето и такая
поистине трагическая коллизия: обману-
THe буржуазией зарубежные рабочие и
крестьяне, с оружием в руках выступаю-
щие против социалистического государет-
ва, отечества трудящихся всего мира, це-
ной тяжких жертв, в огне войны распоз-
нают своего настоящего врага.

Освободительные походы нашей Красной
Армин — неисчерпаемый источник г-
роического и драматического материала
для искусства. Недавно вышедшая кни-
га ‘рассказов. участников войны © бело-
финнами («Бои в Финляндии», т. I, IL
М. 1941 г.) — живая летопись теронче-
ской борьбы. В рассказах бойцов и коман-
диров, как солнце в каплях весеннего
дождя, отражается высокий моральный
облик воинов страны’ социализиа. Перед
нами со страниц этой замзнательной кни-
ти встают образы живых ‘людей, простых
и близких, ‘зобыкновенных», но и 000-
бенных, храбрость и героизм ‘которых Pom-
даются из высокой идейной сознательно-
сти и беспредельной преданности родине.
Красноармеец, на поле боя, перед атакой,

рукой, стынущей от холода, пишущий
заявление о приеме его в ряды ВКП(б), —
образ, достойный увековечения в искус-
стве, .

Бойцы, простые и замечательные «‹пар-
ви из нашего города», вырастающие в ря-
дах Красной Армии, в тероев, — еще
очень редко становятся героями наших
пьес. Сергей Луконии и доктор Бурмин —
действующие лица пьесы К. Симонова —
удачные зарисовки молодых героев наше-
го времени, Но драматургу удалось дать
лишь эскизные портреты своих современ-
ников. Это произошло ^ потому, главным
образом, что Симонов не столкнул своих
тероев с противником, не нашел такой
коллизии, которая в действии обнаружила
бы их, характеры, раскрыла бы все 60-
raTeTBO. HX натуры.

„.Красная Армия неразрывно связана
с народом, и народ любовно готовит для
армии. ежегодные пополнения молодых
призывников. Красная Армия пред’явля-
eT все более высокие требования к всту-
пающим в ее ряды. И.не секрет, что не-
которые призывники приносят © собой
такие бытовые привычки, которые не
соответствуют этим требованиям. Бозника-
ют коллизии, конечно, не содержащие в
себе неразрепгимого противоречия, но их
разрешение требует известной ломки, пе-
рестройки характеров. Представляет ли
интерес изображение таких коллизий? Не-
сомненно! Изображение переделки ‹тлубо-
KO штатского» человека в дисциплиниро“
ванного бойца по своему общественному
значению далеко выходит ва пределы
армии. В совоеменной войне тыл. неот-
делим от фронта. И в «мирное» время с
капиталистическим   окружением борются
не только наши доблестные пограничники,
но в конце концов весь народ. .
	В. нашу эпоху внутренний и внешний
фронты классовой борьбы между собой
соединяются, смыкаются. Именно поэто-
му борьбз с. капиталистическим окруже-
вием тесно связана с борьбой против ne
	режитков капитализма в экономике и со-
	знании людей. Товарищ Сталин говорит;
	‹..все еще существует калиталистическое
	окружение, которое старается оживлять
и поддерживать пережитки капитализма в
экономике и сознании людей в СССР и
против которого мы. большевики, должны
все время держать порох сухим» (Во-
просы ленинизма, стр. 466).

Борьба против старых привычек и тра-
диций -— наследия капитализма — есть
продолжение классовой борьбы в новых
условиях, в новой форме. Коммунистиче-
ское воспитание трудящихся — централь-
ная политическая задача третьей пяти-
	ные темы. Советская современность ‚еще
He стала генеральной темой драматическо-
то искусства.  . .

Известно, ‘что на пути изображения. с0-
ветской действительности некоторых дра-
матургов постигли творческие неудачи.
Этот -факт. получил более чем странное
истолкованИ» ‘у некоторых критиков, ‹по-
ратаютинх, что с победой социализма, ©
ликвидацией оксплоататорских классов в
нашей стране жизнь якобы’ перестала“ пи-
тать драматургию «благодарным» материа-
лом, острыми коллизиями, вырастающими
в классовой борьбе, и потому изображе-
вие таких коллизий теперь неизбежио ве:
дет к неудачам, › «Любопытно (и должно
быть тщательно проанализировано) то 0б-
стоятельство, -— опишет, например, кри»
тик М: Гус (в № \12 турналь «Театр» 3&
1940 г.), — что пьесы 0;00рьбе против
классового. врага; написанпые после побе-
ды социализма в нашей сёране; либо при-
митивны и схематичны, либо фальшивы и
налуманны». Чтобы опровергнуть это’.по
меньшей мере странное утверждение,  до-
статочно назвать такие пьесы, как «Кто
смеется последний» К, Крапивы, «Гибель
волка» 9. Самуйленка и др,

По мысли М. Гуса, коллизии, возникаю-
щие в боррбе советских людей с классо-
выми врагами, — пройденный этап и уже
не представляют интереса. Гус выдвигает
другие коллизии, природа которых «в том,
что в них борьба идет между новым и
еще более новым» (стр. 93).

Оговариваясь. что. он имеет. в виду «от-
	нюль не классово-враждебное сопротивле-
	ние» (стр. 94), Гус пишет: «И противники
героя также хорошие люди, но 6
из’янами, © недостатками. В борьбе, про-,
тив них герой достигает и того, что помо-
тает своим «противникам» измениться к
лучшему. Вот что надобно понять, доро-
гие товарий!!» (стр. 06). Стоит’ ли: изо-
бражать врагов, недоумевает Гус, если
«еще Гегель красочно н сильно(!) сказал’
о творческом ‘бесплодии. всякой попыткя
избрать зло прямым и главным предме-
том изображения» (стр. 91). у

О «миролюбивых идеях» Гуса напоми-
нает «идиллическая» драматургия, изо-
бильно приносящая все новые «плоды». Од-
на -.за ‘друпй появляются у нас’ пьесы,
населенные сплошь добрыми, хорошими,
милыми, приятными, «своими» людьми,
между которыми нет и не. может быть
острых конфликтов и противоречий. Вме-
сто конфликтов в этих пьесах «разрешают-
ся>.. недоразумения, ошибки, размолвки,
случайные ссоры. Пьесы эти проникнуты
духом благодушия, умиления, полнейшей
умиротворенности.

разве не страмно. ‘Что. когда некото-
рые драматурги хотя и ‘обращаются! к
серьезнейшей теме взаимоотношений стра-
ны Советов с капиталистическим миром,
— тема эта вдруг оборачивается в их ру-
ках нелепым анекдотом. о сватовотве 6о-
татого американца к ‚дочери колхозного
кузнеца («Неравный брак» бр. Тур)?

За напгими рубежами с каждым днем
все. сильнее разгорается пожар. второй им-
перналистической войны, В ‘докладе на
ХУШ с’езде партии товарищ Сталин рез-
ко критиковал людей, которые «не поняли
современной международной обстановки,
проглядели факт капиталистического ок-
ружения и вытекающих из него опасно-
слей для страны социализма» (Вопрос
ленинизма, стр, 601).

Невозможно отвлекаться от международ-
ной обстановки и в решении серьезней-
ших проблем нашего искусства, если мы
хотим, чтобы искусство правдиво отражало
жизнь, влияло на жизнь, служило делу
коммунизма. -

Для нашей драматуртии, для всето со-
ветского искусства огромное значение име-
ет проблема современных коллизий. Кол-
лизни вырастают из противоречий реаль-
ной действительности.

«Героическое дело требует героического
слова» — говорил Горький, неустанно на-
поминавигий писателям 0 том, что они
«должны хорошо понять значение и цель
своей эпохи>. У многих из наших литера-
торов. — и ‘драматургов в особенности —
существует странная боязнь героического
слова; боязнь больших масштабов, требую-
щих поисков таких форм искусства, в ко-
торых были бы наилучшим образом вы-
ражены гражданский пафос и патриотиче-
ские чувства.

Иные из драматургов, обращаясь даже
к непосредственно военной теме, ухитря-
ются изображать лишь семейно-бытовые
«истории» с надуманными «проблемами»,
вроде «проблемы»: можно ли любить
двоих одновременно («Когда я ОДИН»
М. Козакова), или: как быть жене, у ко-
торой через 15—20 лет «об’явился» пер-
вый, горячо любимый муж, в опасное
время ‹поручивший» ее другу, чьей же-
	летки. Искусство может и. должно помочь
партии в неустанно проводимой ею вос-
патательной ‘работе, Борьба о; пережитка-
ми капитализма несет в себе неисчерпае-
Moo. богатство ‘острейших,^ напряженней-
ших коллизий, очень мало  залронутых
нашей драматургией,

Напрасно М. Гус тщится кого-то уве
рить, будто коллизии, вырастающие из
борьбы с пережитками капитализма, не
представляют интереса. «У наших героев,
— утверждает М. Гус, — нет коллизин
страсти‘ н долга, конфликта между «хочу»
и «должен» (стр. 90). Единство между
«хочу»? (и «должен» Гус находит в «каж-
дом гражданине ‘советской страны» (стр.
87); По’ Гусу разлад между  велением
долга и Велением личной страсти сегодня
не типичен’ даже Kak выражение * пере-
житков ‘капиталиама в сознании людей»
(стр. . 90), . / .

Только полным отрывом от реальной
действительности можно  об’яенить ту
странную «коллизию», в которую попал
М. Гус. Да, трудящиеся страны Советов
активйо и сознательно участвуют в co-
циалиотическом строительстве. Но раз-
ве мало. еще у нас людей, нарушающих
трудовую дисциплину, социалистический
порядок, зараженных мелкособотвенничес-
кой психологией? Систематическая борьба
ва укрепление трудовой дисцицлины, вос-
нитание социалистического отношения к
труду, воспитание чувства общественного
долга и т. д. — вто и есть борьба с пе-
режитками капитализма, борьба нового со
старым. И если наше искусство откажет
ся изображать коллизии, возникающие в
	этой борьбе, оно перестанет участвовать
	в великой работе по коммунистическому
воспитанию трудящихся.

Исключительно важное значение коме-
дни А. Корнейчука «В степях Украины»
именно B TOM к; состоит, что св ней —
впервые! в ‘нашей драматургии, — отчет-
ливо показана острейшая жизненная кол-
лизия, воаникающня в борьбе, с пережитка-
ми капитализма. В ‘частности, особая за-
слуга Корнейчука заключается в том, что,
в полном соответствия се жизненной празв-
ot, OH показал, как около Галушки —
председателя колхоза «Тихая жизнь», ве-
дущего «линию> на развитие личного ин-
дивидуального хозяйства колхозников, —
вполне закономерно вырастает характер-
ная фигура Долгоносика. самое HMA KOTO-
рого не оставляет сомнений в его вредо-
	зосной «функции»,

Onna из важнейших, центральных Tex
нашего искусства — герояка социалисти-
	ческого труда. Лучшие люди труда «стоят
на передовых позициях в нашей классо-
вой борьбе. достигшей высшей ступени
своего ‹ развития, — товорит М. И.
Калинин. — Ведь классовую борьбу нель-
зя понимать Только как схватку. се ору-
жием в Фуках на фронте. Нет, классовая
борьбы в настоящее время идет по дру-
THM налравлениям. И борьба за высшую
производительность труда — это, в дан»
ный момент, одно из тлавных‘ направле-
ний классовой борьбы» (0 коммунистиче-
‘ском. воспитании; Доклад на. собрании
партийного актива гор. Москвы 2 октября
1940 г.),

Борьба ва высшую пронаводительность
труда необычайно богата коллизиями, ост-
рыми, полными, драматизма конфдикта»
ми. В нашем искусстве очень мало .по-
казана героическая, напряженная борьба
первых стахановцев, преодолевигих .серъез-
ные препятствия. В исторической речи. на
совещании стахановцев товарищ Сталин
подчеркнул, что «бтахановсокое движение
развилось не в Порядке постепенности, &
в порядке взрыва, прорвавшего какую-то
плотину. Очевидно. что ему _ пришлось
преодолеть какие-то’ препоны. Кто-то ему
мешал, кто-то его зажимал, и вот, нако-
пив силы, стахановское движение прорва»
‘ло эти препоны и залило страну.

В чем тут дело, кто. же, собственно, ме.
man?

Мешали старые технические нормы и лю-
ди, стоявшие за спиной этих норм» (Вопро-
вы ленинизма, стр. 501). Товариш’ Сталин
товорил в своей речи о том, какие труд-
ности пришлось пережить Мусинскому,
лесопильщику ‘в’ ‘Архангельске; ‘самому
Стаханову, Бусыгину -—. зачинателям
стахановского ‘движения.

Самое’ жизненное и нецреодолимое дви-
жение ‘современности богато мощными ха-
рактерами, ломающими на своем пути все
препятствия. Это ли. не благодарнейнтий
материал для драматического искусства?

Новаторство’ всегда ’ сопряжено с лом-
кой традиций, с дерзанием и смелым ‘ри
ском: Новатор до ‘того, как’ приобрести
уверенность, убежденность: в правоте: свое-
о дела, прежде всего в самом себе пре-
одолевает нерешительность,” сомнения и
колебания, быть. может, внутренний раз-
лад: как подлинный художник он пере-

Иллюстрация Д. А. Шмаринова к «Герою
нашего времени» М. Ю. Лермовтова
	он
	Dupre дарования
	На выставке Московской
художественной школы
	В name стране нет людей, равнодуи-
	но взирающих на чужое дело. Не суще-
ствует и. этою «чужого дела»... Поэтому,
когда полтора года назад советская XY-10-
жественная общественность, крупнейшие
мастера искусства подняли вопрос © созда
нии в Москве ‘средней художественной
школы для одаренных детей, этим вопро-
сом в первую очередь горячо заинтересо-
вались люди, казалось бы, не причастные
к искусству. За дело взялись Герои Со-
ветского. Союза. Папанин,. Кренкель, Юма-
шев, Громов и другие. Московская шко-
ла — вторая после школы при ленинград-
ской Академии художеств — была органи-
зована, и на-днях мы присутствовали при
открытии ее первой отчетной выютавки.
	Выставка носит обязывающее название.
«Юные дарования». Это несколько насто-
раживает, — мы сейчас. подходим чрез-
вычайно строго даже к наименованию вы-
‘ставок. Однако работы, показанные в вы:
ставочном‘ зале Всекохудожника, целиком
опровергли налши сомнения. Да, несомнен-
но, — это юные дарования, какими так
обильна наша страна... Но говоря о школе,
нужно товорить не столько о дарованиях,
сколько об учебе и ее результатах.
	Следует отметить, что Московская шШко-
ла’уже преодолела недостатки своего ор-
ганизационного периода, когда само пре-
подавание носило следы студийной слу-
чайности, а иногда и безвкусия, хюбитель-
щины. Натура — от натюрморта до порт-
рета — поставлена со вкусом. Видно жела-
ние педагогов последовательно растить В
учениках умение чувствовать цветовые от-
ношения, воспитывать интерес к конструк-
ции и сроеобразию, выразительности форм.
	На выставке очень много красиво и сво-
бодно написанных натюрмортов, вниматель-
но проштудированных портретов. Хочется
лишь указать, что’ большинство этюдов
выдержано в темной гамме, Несмотря на
тонкую разработку цвета в каждом этю-
де, эта общая темнота свидетельствует

или 0 некоторой. нивелировке или о пред-
взятости восприятия окружающего. Отча-

сти, впрочем, об’яснение можно найти в
том, что помещение школы ни в какой
мере не приспособлено под художествен-
ное учебное заведение; ребята пишут В
узких, тесных комнатах, при малых окнах,
в сумеречной атмосфере, где с трудом мо-
жно разглядеть поставленную натуру.

Кое-где бросается в глаза излишняя’ ус-
ложненность натюрмортов. Ребята хорошо
их пишут — лучше, чем от ‘них можно
было бы требовать, — HO a бы сказал,
что это уже начало раннего картистизма»,
ненужного и вредного в первой стадии
обучения. Великие  мастера—живопйсцы
прошлого начинали свою учебу с добро-
совестнейшего и скромнейшего штудирова-
ния и лить впоследствии приходили к той
свободе и к тому фейерверку энртуозно-
сти,. которые: пленяют нас’в их работах.

Отовариваюсь: очень не хотелось бы,
чтобы школа и учащиеся от этой ошибки
раннего артистизма метнулись в другую
крайность — к натуралистической иллю-
зорности, к попытке обмануть зрителя как
бы осязаемой «подлинностью» изображав-
мых вещей. Если взять ранние работы
В. А. . Серова, писаные еще мальчиком
под руководством И. Е. Репина, мы уви-
дим, что эти работы при всей их искрён-
ности и внимательном изучении натуры
не претендовали на то, чтобы, заменять

собой фотографически точные снимки жиз-
ненных явлений.
	Конечно, всякому преподавателю, особен-
но увлекающемуся и любящему искусство,
хочется угадать в юном художнике буду-
его мастера, но, я думаю, даже начина-
ющему садоводу не придет’ в голову рас-
крывать бутон, чтобы скорее увидеть ‘ле-
пестки будущего цветка,
	Работы юных художников, показанные
на выставке, свидетельствуют O TOM, как
прекрасно поставлено, в школе руковод-
ство композицией. Подавляющее большин-
ство эскизов, в особенности посвященных
60-летию К. Е. Ворошилова, разработано
наредкость ° самостоятельно, в’ хорошем
смысле слова картинно и образно. Очень
серьезен рисунок в портрете и. набросках

фигуры.
	‘Дирекция школы взяла правильную ли-
	нию, искореняя наметивитиеся было у не-
	которых учащихся замашки вековечных
студийных «гениев» и недооценку обще-
образовательных предметов. Необходимо и
	впредь — в самом преподавании искус-  \п
	ства — всячески прививать учащимся по-
нимание его как неустанного, напряженио-
го труда.
	Кадры, воспитываемые Московской ху-
дожественной школой, являются прекрас-
ным резервом, откуда ленинградский и’
московский художественные вузы, а TOR-
же вузы союзных республик могут полу-
чать вполне подготовленное и правильно
воспитанное пополнение своего студенче-
	ского состава.

Профессор Г. ШЕГАЛЬ
<. . :
	Дипломные работы
молодых режиссеров
	Москву приехали для ващиты своих
дипломных спектаклей 40 молодых режис-
серов, выпускников Государственного ин-
ститута театрального искусства им. Луна-
чарского. Эти режиссеры: окончившие
теоретический курс института в 1938—
1940 гг. работали в периферийных теат-
рах Советского Союза, где они осуществи-
ли много интересных постановок,

Выпускники Гитиса поставили на сце-
не произведения Шекспира, Шиллера,
Толстого, а также новые пьесы советских
драматургов.

Защита дипломных спектаклей молоды-
ми режиссерами будет проходить в июне
в государственной экзаменационной ко-
миссии (в Гитисе), председателем которой
	назначен С. Радлов,
	Отудент Татлок в роли Фит.
	ПОЛ. СЕНЬЮ НИЗАМИ.

мастерства. Немало погрешностей в ри-
сунке, еще больше ‹отсебятины», т. е. той
работы  «на-главок», которая не проверяет-
ся подлинным знанием натуры, Собствен-
но товоря, изучение натуры; живопись на
открытом воздухе — все то, что форми-
рует. художника-реалиста, — все лэто -во-
шло в обиход живописцев Баку совсем
недавно.

Если вы опросите художников“ Баку,
гле искать истоки их работы над карти-
Ной; ОНи ‘укажут на музей Сталина. Му-
	зей  Сталина смело привлек к работе мо-
	лодых. живописцев, и. для него нацисали
они свои первые серьезные, большие кар-
тины. Здесь впервые проявилось дарова-
ние Татиева, Каракашева, Ахвердиева
и др.

В отдельных произведениях  азербайд-
жанских художников уже содержатся при-
знаки живом и глубокого подхода к об-
разам, Сложностью и вместе с тем отчет-
ливостью поихологическото рисунка вы-
деляется, например, картина молодого
художника К. Ханларова «Мазцак перед
казнью». Богоотступник Маздак и деспот
Хосров даны в напряженном столкнове-
нии характеров. Сцена исполнена драма-
тизма. Засл.. деятель АзССР С Салам-
Sage свою картину «Мирза Фатали Ахун-
дов и Бестужев-Марлинский» пишет с
натуры, воссоздав в олной из комнат
музея Низами уголок старинной комнаты.
Казалось бы, в этом нет ничего удиви:
тельного. Но сам С, Салам-Заде справед-
ливо рассматривает это обращение к на-
туре, это свое стремление передать и
психологическое состояние человека, и MA-
териальность предметов, и свет, льющий-
ся из окна и озаряющий вдохновенное
лицо поэта, читающего свои стихи, — как
перелом в своем’ творчестве, принципиаль-
ный и резкий поворот в сторону реализ-
ма. Живопись его стала тоныше, красн-
вее, свободнее.

Очень интересные этюды: ©: патуры для
будущей картины делает художник Ша-
риф-Заде (портрет Физули). Алибала Кя-
зимов, один из тех молодых художников,
которые посвящают свое творчество ба-
тальным сюжетам, делает много варисо-
вок ¢ натуры; Он исполнил также очень
хоропгий эскиз сражения. мидийцев с
войсками Александра Македонского. Мо-
	лодой художник Баба Алиев закончил
сложную композицию «Народ навещает
больного Низами». Картина написана теп-
ло, в ней есть отдельные удачные по
живопиеи* места, особенно привлекательна
центральная группа — Низами и участ-
THRO CKTOHIBUDTHCH к о чему человек.
Уменьем подсмотреть в натуре’ и передать
на полотне тонкие живописные соотноше-
ния отличается и М. Абдулаев («Меликов
в Московоком университете»).

Сложные процессы протекают в твор-
честве Ш. Мантасарова. Мангасаров ‘мало
работал над живой натурой, в иных его
композициях отталкивает претенцнозность,
схематизм. Но в лучших его произведе-
ниях пробивается драгоценное ‘свойство:
ато стремление найти и показать поэти-
ческое в жизни, отыскать эмоциональный
язык для выражения своих чувств. Луч-
шая его картина написана на тему
«Смерть: ‹ Меджнуна:› ‘наг ‘могиле Лейли».
Это трагический финал страстной любви.
Фитура. Меджнуна, ‘упавшего Ad  могиль-
ный камень, очень выразительна потому,
что’ написана просто и правдиво; Хоте-
лось бы, чтобы Мантасаров отказался от
предвзятых пейзажных схем, от условно-
№ цвета и нарочитого примитива в ри-
сунке и развивал в себе те хорошие ка-
чества истинного поэта, которые в нем
заложены, но сплошь и рядом -уродуются
упрощенным пониманием живописных ва-
дач.

По отдельным намекам, рассыпанным   B
древних рукописях, художники Азербай-
джана пытаются воссоздать наиболее ве-
роятный образ Низами. В настоящее   вре-
мя принят ‘к распространению портрет
Низами, выполненный Г. Халыковым,
портрете этом мягко и красиво написаны
одежды, художнику удалось передать ве-
личие поэта, погруженного ‘в размышле-
ния. Однако образ Низами так богат. что
художникам предстоит еще много тру-
диться, чтобы раскрыть всю глубину ето
содержания. Канонизировать этот портрет
не следовало бы,

Большую работу над образом Низами
ведут скульпторы Баву. Скульпторов в
Баку немного, всего несколько человек, в
большинстве одаренная молодежь. К со-
жалению, они не пользуются должным вни-
манием 60 стороны Управления по делам
	Осенью 1941 г. советский Азербайджан,
2 ¢ WHM H вся советская страна, будет
праздновать‘ 800-летие. со дня рождения
великого поэта и гуманиста Низами. К
этому времени на одной из красивейших’
площадей Баку, в здании. недавно рекон-
струированном и украшенном лазоревым
орнаментом, откроется музей Низами. Ни:
когда еще, ни в одну. эпоху. имя воти-
кого азербайджанского гуманиста не ›было
окружено таким вниманием, такой всена+
родной любовью, как в: стране победивше-
го социализма.   .

Музей Низами является ‘сейчас Tem
культурным центром, где трудятся народ-
ные мастера, украшая его своды тончай-
шей рельефной резьбой, где в витринах
расставляются драгоценные фратменты из-
разцов, архитектурных деталей, посуды
AJI—XIV вв., где в еще пустующих по-
мещениях живописцы воссоздают образы
«Хосров и Ширин», «Сокровищницы
тайн» и др. ‘

Известный азербайджанский мастер ор-
намента Лятиф Керимов работает вместе
с группой художников над коврами, каж.
дый из которых посвящен одной из пя
ти бессмертных поэм ‹ Низами. Керимов
неистощим в ‘создании все новых и но-
вых узоров, сочетая древние образцы o
новыми, советскими мотивами. «Если те-
	  бе надо сделать 1000 вариантов орнамен-
	тов, — говорит он, — 1000 раз надо ду-
мать». В традиционный узор ковра вво-
дятся сюжетные мотивы из текстов Ни-
вами; этой работой заняты художники
И, Ахундов, Г. Халыков, К. Кязимов,
9. Гаджиев, М. Власов.

Увлечение художников Азербайджана
образом ‘Низами и емо поэмами столь. ве-
лико, что кажется нет сейчас в Bary
живописца, графика или скульптора, ко-
торый бы не посвящал своего труда ве-
ликому народному поэту.

Подавляющее большинство художников
Баку — молодежь, выпущенная местным
художественным техникумом. Некоторые
из них продолжают свое образование’ в
Московском изоинституте, ‚кое-кто кончил
Академию ‚ художеств ‘в Тбилиси или
Ленинграде’ Станковое искусство в Азер-
байджане еще очень молодо, и в карти-
нах многих художников проявляется боль-
ше явных признаков одаренности, чем
	искусств. Дяже у П. Сабсая, автора пги-
роко известного монумента Кирову в Ва-
‘ку, нет своей мастерской, Все вынуж-
дены работать в одном, празда, npexpac-
HOM зале, который скоро станет тесным,
так как количество скульпторов ежегодно
пополняется новыми калрами из художе-
ственного училища Поэтому молодые
скульпторы естественно чувствуют неуве-
ренность своего положения. Это otpamaer-
ся на их работе, на их самочувствии.
	Два молодых азербайджанских скульп-
тора Ф. Абдурахманов и Д. Карягды sa-
канчивают сейчас фигуру Низами, кото-
рую решено устанорить на площади про-
тив музея. Памятник будет отлит из брон-
зы, гранитный постамент укралмен семью
барельефамя Низами изображен во весь
pocr .B позе спокойной. и отрогой В руке
он держит свиток, выражение лииа вдох-
новенное. Сбоку фигура кажется несколь-
ко плоской. Молодой скульптор И. Док-
торов  лепит образ национального repos
Катыр Мамеда (лля музея Сталина), ху-
дожник Г. Ахмедов — эскиз конной ста-

туи Бабека. В мастерской работают также’
одаренные женшины-скульиторы Е Три-
	польокзя и азербайджанка оейвар Маме-
ДОвА.
	‚Одна из важнейших задач, стоящих пе-
ред художниками Азербайлжана, заклю-
чается в том, чтобы выражать в произво:
дениях национальные черты своего наро-
да. Углубленно изучая эпоху Низами и
его творчество, посвящая многие из своих
произведений ‚ пейзажам ето ролины
(«Шамлых-Гёль» и «Гей-Гёль» ит д в
картинах Кравепа, Плаксина, Семенова,
Быкова и др.), художники Баку еще’ че-
достаточно полно’ знают окружающую HX
действительность, мало выезжают в рай-
оны. Хорошо говорит старейший живопи-
сец Азербайджана народный художник
АзССР А. Азим-Заде;: «Наша молодежь
не отятчена никакими вредными тенден-
циями, ей надо только больще слушать
народ, слушать природу, чтобы отыскать

то, что нужно для истинного искусства, —
социалистическое содержание ‘и нацио-

нальную форму». Это’ мудрый совет опыт.
	ного мастера, к которому должны прислу-
шаться ‘молодые художники. .
	Наталья СОКОЛОВА