ВОСНРЕСЕНЬЕ, 1 ИЮНЯ 1941 г., № 22 (757)
	*-

== run
ПУТЬ ТЕАТРА

Государственный армянский театр. им.
Суздукяна насчитывает 20 лет творче-
кой работы. Это первый армянский  дра-
матический театр,

В Ереване ни при царизме, ни при
власти AAINHAKOB не было постоянного те-
ара. Лучшие, передовые армянские ар\
тосты выступали в Тбидиси. в: Баку, в
крупнейших городах России, в Канстан-
тинополе, в Зацалной Enpone.. Keraa a
Ереване был создан первый драматиче-
ский театр, туда начали с езжаться наи»
более талантливые артисты, ‘решнымие от
дать свои творческие силы служевию ^под-

gouy свободному армянскому Hapomty, ^
Когла режисвер Л; А, Каланлар,  тыне
гудожостиенный руководитель Юреванско-

ю русско театра им. Стакисдавского:
	набирал труцпиу, на его призыв немедден.
HO откликнулись замечательные актрисы
	Асмик Акопян H Apyo Восканац, рабо-
ззшие в Тбилиси, Микаэл Мацвелян
др. Немного позже в Ереван приехали
	Грачья  Нерсесян, Авет Аветисян, Григо-
рий Аветян, Ольга Гулазян.

В церзые голы- репертуар театра состав-
лялся по преимуществу из пьес класон-
ков, Пьесы трех армянских классиков не
сходят со сцены театра ‘и поныне. Tsop-
чество классиков ‘армянской TpAMaTy prow
Сундукяна, Пароняна и Шированзаде не-
именно вдохновляет нас. помогает ным
совершенствовать свое мастерство. Наш
театр ставил Шекспира и Шиллера, Со-
фокла и Мольера, Гольдони и Гуцксва и
другнх классиков мировой драматургии.

Но театр сознавал, что беа современной
драматургии мы не можем двигаться
дальше. Театр им, Сундукяна стал upa-
влекать к своей работе советских. ансаге-
лей. В совместной работе с театром пи-
сателн создали современную армянскую
ADAMATY PIED.
Лучшим и старейшим представителем.
советской армянской драматургни явБлает-
ся Дереник ДЛемирчян, нацизавший свы-
ше ‘десяти пьес. Его талантливая комедия
«Храбрый Назар» получила пирокую Be-
вестность, Ныне на сцене нашего театра
илот его историческая народная ‘ драма
«Страна. родная». рисующая  вроическую
борьбу армянского народа в начале <
века против визаНТИЙцев и сельджуков,

В совместной работе с театром им Сун:
дукяна совершенствуют свое творчество
драматурги Тигран Ахумян. Армен Dya-
лакян и другие,

Театр им. Сундукяна, настойчиво  ра-
ботая нал пьесами русских классиков,
поставил ряд пьес Островского. «Ревиао-
ра» Гоголя и др. Особенно плодотворной
надо считать работу над пвесами Горь-
кого, Намя осуществлены посгановки: «На
дне», «Игор Булычев»,  «Добтигаев», и
«Васса. Железнова»

Театр поставил также ряд пьес совет-
ских драматургов Н. Погодина, Б. Лавре»
нева, А. Файко. Н. Рахманова, Л: Слави-
na, А. Корнейчука, С. Шаншиашвили и
др. Важнейшую роль в жизни аашего те-
атра сыграли постановки «Человека ©
ружьем» Н, Погодина“ испьесы А. Кап
лера и Т. Златогоровой «Ленин». ¢
Затем мы поставили’ пьесу Aowena Tyne
лакяна «Великая дружба», в которой осо»
бенно нужно отметить влумчивую. серьез-
злую, тщательную работу нар. артиста Ар-
мянской ССР Г. Джанибекяна нал обра-
зом великого Оталина.

В Москве. кроме. спектаклей «Страна
родная», «Великая дружба» ‘и ‘ Егор Ву
лычев», мы покажем «Из-за чести» А.
Ширванзале, «Хатабала» Г. Сундукань и
«Отелло» В. Шекспира,

В пьесе «Из-за чести» с большим успе-
хом выступают наролные артисты Арумяя-
ской ССР Грачья Нерсесяи (в роли. Элиз-
барова). Авег Аветисян (в° роли Сагате-
ла), Арус Восканян и заслуженная ap-
тистка Рузана Вартанян” (в роли Марга-
putt). B «Стране родной» \Нерсесян ис-
полняет роль военачальника, в; «Отелло»—-
заглавную роль;

Арус Восканян выступит в Москве в
ролях Дездемоны и Маргариты («Иэ-ва че-
сти»). Восканян создала на армнаской
сцене ‘ряд замечательных ‘образов: ’ Рау-
теяделейн в «Потонувшем колоколе» Га-
уптмана, Кручинину в «Без ‘вины ‘вино-
ватых», Нору в’ драме  Ибсена,” Катерину
в «Грозе» нц многие другиё классические
роли.

Рузану Вартанян москвичи увидят в ро-
ля: Шуры в «ЕВгоре  Вулычеве», -Марга-
Риты в «Из-за чести», революционерки Яри-
ны в «Великой дружбе» и Дездемоны,

В спектакле «Хатабала» выступят на-
родные артисты Армянской ССР Авет
Аветисян, Асмик Акопян, Ольга Гулазян
я Гургён Джанибекян. Авет Аветисян  —
лауреат Сталинской премии, как я Нер-
сесян, хорошо известен широкому зрите-
‚лю по многим фильмам («Намус», «Ги-
хор», «Зантезур» и др.):

‚ Народная артистка Армянской COP
Асмик Акопли = одна из старейших и
талантливейших артисток республики Она
© такни же высоким мастерством играет
роль свахи в пьесе ‹Хатабала», как и
роль игуменьи Меланьи в «Егоре Булы-
чеве», Мастерство Асмик Акопян огром-
ко: она умест добиваться даже в, каза-
ль бы, незначительных энизодических
ролях четкого рисунка, как, например, в
небольшой роли Елисы в пвесе «Страна
родная». Народная артистка Армянской
ССР Ольга Гулазян -— блестящая исаол-
нительница ролей в пьесах Сундукяна—
выступит в Москвы зв спектаклях «Хата-
_ (Наталья) и «Егор Булычев» (Koe-
ния), .

В последние тоды театр особечно упор-
HO работал над воспитачием , всего кол-
лектява, Нужно отметить рост таких ак
теров второго поколения, как Il. Maize,

Мерлян, Г. Габриелян, С. Гарагаш,  0.
Авахлн, В. Дасоян. А. Мкртумян. В. Мел-
хумян, 0. Вуниатян, В. Себар и др. Из
молодых растущих: артистов следует этме-
тить Г. Хажакяна, А. Аразян, Т. Дилакя-
нА и Др, .

Onnau 43 ApKEX noRasaTenef poctra BCe
№ коллектива‘ театра им, `Сундукява м0-
Же служить постановка «Отелло». в Ко-
тором участвуют три ‘состава . исполните»
лей, В роли Отелло московский зритель
видит Ваграма Папазяна, Нерсесяна и
жанибекяна, Театр имеет трех исполии-
телей Ято — М. Манвеляна, А Аветися-
на и Г. Бейлеряна Роль Дездемоны ис-

полняют А, Восканян и Р. Вартаняя.
. es ;
	Наш театр, конечно, имеет немало .H6:
достатков и мы их прекрасно видим. Мы
свершиаи много ошибок в прошлом,
Большевистская самокритика помогала и
помогает нам исправлять наши ‘недостат-
хи, Мы’ уверены, что’ наша -талантлявая
Тежиссура  — A. Бурджалян, Л, Калав-
р, А, Гуллакян, В. Аджемян, В. Вар-
Yanan, Т. Шамирханян, Т. Capps, ва»
пк художники (С. Арутчян, М. Арутчян,
А. Чилингарян, С. Тарьян и pp совме-
CHO @ крепко сплочёенным талантливым
актерским о коллективом приложат все
Усилия к тому, чтобы театр им, Сучдукя-
13 10 праву занял место’ в ряду передо-
Аых театров’ Советского Cowaa.
	Вагарш. ВАГАРШЯН,
	народный артист Армянсной ССР,
художественный руководитель театра
	им. Сундукяна
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	К гастролям Театра им.  Сундукяна и Театра им. Франко в Москве

HAW ДОЛГ ПЕРЕЛ. СТРАНОЙ
	ский, ета Юрв, заслуженные арти“
сты yee ®@. A. Bapspuucran, E, ©. Koxa-
	ненко, М. Х, Пилипенко, А, П. Юра-Юр-
ский, П. Н. Самийленко, В, С. клер,
Е `Д. Милютенко, Е. А. В я
Е, П. Пономаренко, aptucra B ‚ Н. Добро-
вольский.. П. М. Нятко. Н. Ф. Яковчевко
	и др, Их имена пользуются заслуженной.
	популярностью далеко 6% . пределами
	Киева, `

Росту тватра способствовало постоянное
сотрудничество с драматургами, комиоая-
торами, художниками, Но ине будет пре-
увеличением сказать, что и наш театр с0-
действовал развитию украянсктй советской
драматургии, Постановки таких пьес, как
«Гибель эскадры», «Платон `Крезчет». «Ван-
кир», «Правда», «Богдан Хмельницкий»,
«В степях Украины» _. лауречта Сталан-
ской премии А. Корнейчука, «Неизвест-
ные солдаты», «Местечко Ладеню», «На-
чало жизни» (Л, Первомайского и дру
явились вначительными этапами творче-
ского пути ‘театра; Необходимо также, от-
метить участие в работе нашего театра
заслуженного деятеля искусства украин-
ского художника А. Г. Петрицкого, ху-
дожника ВБ. Р, Эрдмана, украинских ком-
позиторов — лауреата Сталинской премии,
заслуженного деятеля искусства проф.
Л. Н. Ревуцкого, заслуженного деятеля
porycorna \.Ф. Данькевича, засл. арт.
УССР М. И. Вериковского и др. Всё это
в совокупности помогало театру в его
‚стремлении создавать сценическое искус-
ство, национальное по форме, социали-
стическое по содержанию.

Коллектив ‘театра им. Франко своими
спектаклями в Москве, где он выступал
в последний раз в 1926 г. отчитывается
в своей работе за прошлые годы, в том,
как оправдываем мы уделяемые нам го-
‘сударством внимание и заботы, как наш
театр’ выполняет свой долг ‘Перед совет-
ским ‘народом, перед нашей великой стрё-
	HOH.

Гнат ЮРА,
народный артист СССР, художмест-
венный руководитель театра им.
Франко - ns ‚
	МА

положении духа». В интерпретации Вуч-
мы Коломийцев играет с бархатным «мии-
кой» и бессознательно, любуясь своей
«операцией», с увлечением разыгрывает
повешение тряпичного. зверя Теперь-то
	Коломийцеву не спрятаться даже и за
сентиментальностью семейного уюта.
	Народный артист УССР, лауреат Ста-
линской премии А, М. Бучма сыграл о
огромным успехом в кино и на театре
двести с лишним ролей. Среди этих ра-
бот надо назвать роли Гайдая («Гибель
эскадры»), Платона Кречета и Романа
Кручи («Банкир>) — в пьесах А. Корней-
чука, роль Терентия Пузыря из класси-
ческой комедии Rapuenxo-Kaporo «Хозяин»
и роль Миколы Задорожного в пьесе
Ивана Франко «Украденное счастье». Весь
‘ужас австрийского влалычества над Гали-
цией сказался в драматической судьбе
‘тероев этой пьесы Франко. В образе ти-
хого, незаметного, робкого прикарпатского
крестьянина Бучма раскрывает такую

бездну ненависти и такую силу евопроти-
вления, которые делают для нас понят-
ным, как велики душевные силы трудо-
вого народа, сумевшего в течение трехсот
лет чужеземного гнета сохранить свое че-
ловеческое достоинство и свою националь-
ную честь...
	Но над всеми этими глубокими сцени-
ческими созданиями Бучмы высится один
образ = созданный им образ Ленина в
	пьесе Корнейчука «Правда». Актер не ис-
	кал портретного сходства в частностях.
Он’. хотел донести до зрителя ленинское
человеческое обаяние, величие ленинского
тения, силу ето мудрости и целеустрем-
ленность его железной воли. С огромным
напряжением всех душевных сил шел
Бучма к. осуществлению этой задачи. Он
избегал. всего «театрального». Он отбирал
только самые необходимые краски ‘и прие-
мы. Мысль „Ленина и сердце Ленина —
вот теме образа, созданного Вучмой. Ак-
тер в. этой роли достигает высокой ^теат-
ральноети, скульптурности, огромной поэ-
тической прозрачности,
	„.Искусство Амвросия Бучмы властно
и сильно, Оно незабываемо, Ибо оно ¢o-
временно, правдиво и народно в самом
глубоком смысле этих слов.
		„Год назад общественность УССР отме-
тила двадцатилетний юбилей театра им.
Ив. Франко. Тезтр этот сложилея в годы
гражданской войны и ‘тогда же зачвил
о своей` нерушимой верности принципам
	  реализма. За два десятилетия он прошел.
	сложный путь творческого роста. Может
быть путь этот неё всегда ровен, но на
всем его ирбтяжении. театр нензменно был.
верен реалистическому искусству, близко-
му H NOHATHOMY народным массам,
	Нет надобности говорить о том, что быть
реалистическим театром — это не вначит.
фиксировать жизнь раз навсегда уставов-
ленными средстнами театрального искус-!
ства. В нашу эпоху расцвета. созидатель-
ного, творческого труда жизаь ежечасно,
рождает замечательные мовыф явления,
которые ‘призвано ‘отражать советское ис-
кусство, 910 °новое содержание опреде-’
ляет ин новые формы выражения. И вели,
задача ‘советского искусства состоит в тлу-
боком отражении. нашей жизив, ее стре-
мительного` движения вперед, то, естест-
венно. искусство’ должно искать, и новые,
формы для достойного изображения вели-

Кой эпохи.
	Вот почему творческие искания явля-
ются неот’емлемой частью реалистическо-
то искусства. В процессе же исканий хо-
тя и незакономерны, ‘но возможны и
ощибки и неудачи, и даже серьезные сры-
вы. И наш театр не избежал отдельных
неудач и ошибок. Но твердо помня, Что
искусство в первую очередь должно быть
близко и понятно широким массам, мы
всегда обращались за оценкой нашей ра-
боты К рабочим крупнейших промышлен-
ных центров Украины. Их критика была
для нас самой дорогой, самой оешающей:

Лет пятнадцать тому назад, когда на-
ционалистически настроенная’ Часть ста-
рой украинской интеллигенции  пыта»
лась оторвать молодое зоветское YK:
раннское искусство от задач социзлисти’
ческого строительства, прикрывая свою
антинародную, контрреволюционную суще
ность нотерическими криками 06 ‹«иска-
ниях новой формы», наш театр за erg

верность. принципам реалиама стал об’
	Настоящее искусотво вечно’ молодо и
прекрасно. Оно не знает увядания. Не-
правда, что создание актера умирает В
тот момент, когда опускается театральный
занавес. Главное остается ‘навсегда, Не
умер. Щениин. Жива Ермолова. Мы ви-
дим, живыми трагические глаза Марин
Заньковецкой;, Перед нами живо в мель’
чайших деталях тонкое маостеротво Па-
наса Саксаганского. Ибо нетденное в ис-
кусстве великих актеров —. это правда
их мастерства. Правда мысли. Правда
чувств. Правда ‘больших и точных форм
искусства:

Амвросий Максимилианович Бучма при-
нес в искусство не только большой свой
талант, но суровый свой жизненный опыт.
Впрочем, настоящий талант только тогда
и раскрывается до конца, когда он про-
ходит большую школу жизни, Образы, со-
зланные Бучмой на сцене и в кино, вое-
тла ‘свободны от всего, что способно за-
мутить их ясность, Этот актер никогда
не играет «приблизительно». Рисунок его
‘роли’ точен и ясен, Его ‘актерский` темпе-
рамент всегда раскрыт до конца. Творче-
ский акт у него, если можно так сказать,
максимально интенсивен и. поэтому так
высоко эмоционален накал его сцениче-
ских чувств, до предела исчерпывающих
идейное и психологическое содержание об-
раза, Искусство Бучмы не знает, следо-
вательно,. натуралистических деталей. Это
искусство больших обобщений ‘и круп-
‘ных линий, где на каждую деталь бро-
шена огромная смысловая и эмоциональ:
ная нагрузка: i у

„„Огромный лоб мыслителя и гневная
грусть в глазах поэта — вот основное во
внешнем облике Тараса Шевченко, ‘каким
итрает его’ Бучма в кино. Beé горе на-
родное, которое актер видел мальчиком у
	себя на родине. в подневольной ‘Западной.
	Украине: муки его отца’ — сельском учи»
теля, вынужденного сменить, работу в
школе на должность железнодорожного.
сторожа; ем собственная жизнь — жизнь.
	актера бролячего Галицийского театра,
соллата австрийской армии, вемлекопа,
грузчика, кельнера‘ — вся наконившаяся
	в его сердце ненависть к миру нацио-
нального гнета и капиталистической экс-
плоатации была выражена Бучмой в на-
пряженно думающем и страстно ненави-
дящем образе поэта-революционера,
	рожното укради. счастье так Ro, AAR ког-
да-то счастье было украдено у’ Анны и
Михайлы, Жизнь становится невмоготу
всем троим. Конфликт кончается тем, что
Микола. ‘убивает Михайлу.

Три центральных. образа ‘пьесы - Ан-
на, Михайло, Микола — написаны о боль-
шой художественной ‚правдой, с глубо-
ким проникновением н психологию. геро-
ев. Драматург очень тонко передает их
	душевные NEpemubanya,

Анна и Михайло — люди большой вну-
тренней силы, обманутые, ограбленные
жизнью, бросают открытый вызов этой
	несправедливой жизни. «Что с нами 0у-
дет?.. Чем это кончится?» -— восклицает
Анна. -— «Чем кончится? Ничем не кон-
чится, — отвечает ей Михайло, — будем
жить, пока живется. Будем любить, пока
любится. Будем людям в рожу омеяться,
пока можно; пока они нас в грязь не
втопчут. А потом? Потом один конеи:
вое помрем и к чорту в зубы пойдем».
«К чорту в зубы пойдем» — и другого
конца никто. из героев пьесы не ждет.
Михайло с откровенной безнадежностьюо
советует Миколё: «Тысячи людей живут
вот так, как ты, и не отрашиваютг даже,
как это случилось, откуда пошло, кто ви-
новат?>

«Я был честный парень, — творит. о
себе Михайло, — может, малость горячий,
вспыльчивый, несправедливости я не лю-
бил, обиды He мог снести, и, это стало
моим несчастьем. Я полюбил эту сироту
торемычную, Анну, обиженную и забитую
ее братьями-извертами, Эта любовь была
моим единотвенным, самым дорогим 00-
кровищем, она могла бы сделать из меня
хороше, порядочного человека. А ты,
Микола, сообща с этими извергами, украл
у меня мое единственное счастье».

В пьесе действует и четвертый «персо-
наж» — деревня, с ее темной жадностью,
пепляющаяся за дедовские обычаи, озлоб-
ленная нуждой, толодом,  безысходным
горем, Драма трех людей, взаимно о6б-
крадывающих друг друга, создана тем-
ным, отрашным бытом деревни, В’ 0б-
становке всеобщего угнетения, рабекой
приниженности, человеческая личность
втоптана в грязь, оплевана, подавлена.

Другая пьеса Франко «Кого возненави-
	ели боги», названа комедией; но она
	ектом резких нападок и издевательств со
стороны националистических писак, DB
тавшихся выдавать себя 8a гаубокомыс-
ленных «теоретиков» искусства. И тогда
на помощь нам пришли те же рабочие —
горняки И металлурги, транспортники и
шахтеры, — которые нескольками годами
раньше, одетые в шинели, с пятиконеч»
ными звезлами на шлемах, любовно строи-
	ли AIA нас импровизированные подмэзет-
	ки и были зрителями наших первых
фронтовых спектаклей. Длительные гастро-
ли по Донбассу, Криворожью, ’чрупным
промышленным горолам, теплый прием ва-
	ших спектаклей массами трудащихся, пол»
держка нашей работы со стороны партии.
	и. правительства —- все это свидетельст-
	вовало о том, что мы стоим па правидь-
	ROM ПУТИ.
			Больше всего удавались театру героико-
романтические ‘спектакли. На даш взгляд,
тероическая, романтика не только пе про-
тиворечит, реализму, но является неот 6м-
лемой частью реалистического лскусства,
ибо правильно отразить действительность
— значит отразить процесс ее развития,
ее действенную сущность, троцесо рожде-
ния, становления и «развития нового FAG
века.
	Наи!г театр в процессе освовния класеи-
ческого наследия старается сохранить STH
традиции действенного. искусства и одно-
временно пытается найти новые средоква
отражения нашей героической действяталь-
ности. Наряду св постановками современ-
ных пПЪес украинских драматургов’ и пе-
реводных произведений драматургов брат-
оких народов СССР театр им. Франко не-
прерывно работает над- проиавёдениями
иностранной, русской и ке хлас-
сической. драматургии.

Напряженная работа театра над. этими
пъесами сопровождалась ростем  мастер-
ства наших актеров. Театр нм. Фраеко
располагает сейчас значительным числом
выдающихся мастеров украинской сцены;
В их числе: лауреат Сталинской премии
народный артист УССР А. М. Бучма, на-
родные артисты. УССР А. -М,! Ватуля,
В. В. Вильнер, Н. М. Ужвий, Ю. В. Шум-
	АМВРОСИИ БУЛ
	Я nani

Народный артист УССР, лауреат Оталинской
премии А. М. Бучма
	„.Кривая походка. Натруженная спина.
Удивленные. пытливые глаза. Клочковатые,
	обвисшие усы. На лбу — нерасходящиеся.
	складки, Облысевшая  толова. Берный
друг и советник — трубка с табаком. Вот
и весь Бучма — Джимми Хиггинс в од-
гноимённом фильме. Этот Джимми — не
‘герой. Таких, как он, в капиталистиче-
ском мире — множество. Быть может,
это не Джимми с женой и ребятами идет
на собрание социал-демократической орга-
низации, а железнодорожный сторож. Мак-
‘симилиан Бузма бредет co ^ своими
девятью детьми по миру в поисках прав-
ды и счастья?
	Бучма — один- из самых «беспокойных»
советских актеров. Мало сказать, что’ его
мастерство неизменно растет и’ совершен:
	ствуется, Он. актер-экспериментатор, актер-
новатор, ‘актер, всегда идущий самым.
	новатор, актер, ‚всегда идущин самым
трудным путем. Он находит’ поэтому ca-
мые неожиданные приемы для” того, что-
бы возможно ‘рельефнее выделить ‘в ха-
рактере образа то, что. скрывает‘ от окру-
жающих, а быть может и от самого себя
герой, . созданный драматуртом,  Полицей-
мейстер Коломийцев из «Последних» Горь-
кого искренне уверен в том, что он ч6-
ловек «порядочный» и даже в должности
своей не внает жестокости. Но вот Ко-
ломийцев у себя дома. Он в «добром рас-
	рисует тяжелую драму украинского сель-
ского учительства в Галиции. Со- овойст-
венной Франко прямотой и страстностью
он разоблачает авотрийское «просвеще-
ние», под видом которого чиновники при-
крывали невежество и темноту украин-
ской деревни. Подлинное просвещение на-
рода было не с руки угнетателям, потому
что темного, невежественного крёствянина
легче‘ грабить и обманывать. И учителей,
искренно желавших просвещать свой HA-
род, перебрасызвали с места на место,» не
давая. нигде задерживаться, не давая им
делать их ‘большое культурное дело. В
галицийской деревне верховодили ростов-
щики, кулаки, контрабандисты, они были
хозяевами’ жизни; и’учитель полжен был
подчиниться этим мироедам, если не хо-*
тел превратиться в ‘вечного странника.
«Это учительство дало мне столько не-
приятностей и огорчений, подорвало мое
вдоровье. с’ело мой молодой век, —‘а я,
наобюрот, крепко ‘чувствую, что сжился
в ним, сросся всеми своими мыслями, и
без него должен был бы погибпуть, как
рыба без волы», — говорит в пьесе учи:
тель Емельян Ткач. И Ткачу неизбежно
предстоит гибель в борьбе за ролное де-
ло. Против Ткача так же, как и против
героев пьесы «Украденное счастье»; дей-
ствует вся австрийская система управле-
ния, весь дикий социальный строй,
Образ Ткача  — это собирательный o6-
раз украинского’ деревенского учителя,  ка-
ких много встречал Франко в своих
странствованиях по Галиции, Франко на-
шел теплые краски для образа Ткача,
	это — . обаятельная фигура народного
прооветйтеля, полного высокого гуманиз-

ма, преданного своему долту, служащего
своему народу с0 всем энтузиазмом  ре-
золюционера-демократа, в конце концов
потибяющего в борьбе в косностью 1 pe-
акцией.

В своей‘ третьей пъесе «Рябина» pan:
ко пытается художественными средствами
показать силу ‘дружното коллективного
действия. Это — агитационная  льеса; при-
вывающая украинское селянство к сило-
чению, к единению сил ‘в борьбе с бес-
правием и беззаконием. «..громада — ве-
ликий чолов >». — товорит Франко устали
одного Из тероев пъесы,

Все персонажи пьесы’ ярки, вырази
тельны и типичны для талицийской де-
ревни. ‘Староста Рябина—безвольный че-
ловек, попанигий в ‘руки мелкого. жули-
ка и проходимца писаря Перуна, упива-
ющийся своей властью и злоупотребляю-
	На снимках (слева направо): народный артист Армянской ОСР А, Аветисян в роли Замба-
хова н спектакле «Хатабалаь, народный артист Армянской ССР В. Вагаршян в роли Булы-
	чева, народный артист Армянской ОСР. Г.
чести»
	Нерсесян в роли Элизбарова в спектакле «Из-за
	Замечательные артисты.
	HanckoH войне в Зангезуре, «Иефть» > —
о борьбе бакинских нефтяников, пьесы
в, стихах «Дайид Сасунокий» и др,

Наряду с Вагаршяном почетное ‘место
в нащем коллективе занимают  Грачья
Нерсесян и Азет Аветисян, много сделав-
гие не только для развития. театра, но и
для армянской национальной кинематогра-
фии, Грачья Нерсесян и Авет, Аветисян
удостоились Сталинской премии за обра-
зы. созданные ими в прекрасном филь-
ме. «Зангезур»,

Если внимательно ознакомиться с MHO-
жеством ролей, сыгранных  Нерсесяном;
можно. безошибочно сказать, что это ар-
THOT преимущественно трахическото пла-
на. Он играл Гамлета, в прошлом году
сыграл Отелло. В роли Отелло он прежде
всего подчеркивает гуманность мавра, его
веру в человека, в любовь, в ‘добро, Нер-
сесян прекрасно проводит сцену в сенв-
те. В. заключительной сцене спектакля он
замечательно показывает крушение веры
в челове гибель всех идеалов Отелло.

Грачья Hepcecan сыграл Жадова в «До*
ходном   месте» А, Островского; Берсенева
в «Разломе» Б. Лавренева, Хомутова в
	‘<Отненном мосте» Б. Ромашова, Кибара в
	‘«Дяде Багдасаре» А. Пароняна,.. Абисогом:
Aru в gro же «Высокочтимых попрошай:
ках», Фальстафа, в «Виндоорских кумуше
хах» В, Шекспира и т. д. Артист неиз-
менно ищет разные штрихи, разные . кра’
ски. ‘Блестящее умение перевоплощаться
показывает, Нерсесян и в драме «Страна
родная». Д, Демирчяна, в которой он иг
PACT ‘военачальника, соратника царя. Га-
гика.\ Этот‘ образ, гордого . вомна, патриота
своей. роднны, резко отличается от другой
роли Нерсесяна -—. хищника. н.о деопота
Элиабарова в спектакле «Из-ва чести»,
Прекрасный мастер — ‘Авет. Аветисян.
В какой бы. роли он ни выступал, зари’
тель его ваметит и оценит. „Помню спек-
такль «Дядя Багдасар», где Аветисян иг
pax. роль. секретаря, роль почти без. слов.
 Едва. удовимым жестом, прекрасной, ему
одному. присущей мимикой он приковы-
вал к себе внимание всего зала, Необы-
чайно ‘выразительны руки Аветнсяна. Ар.
тист не произнес еще ни слова, он сде-
	мал „едва -заметиое движение пальцем, . а
	YRO все. зрители, не отрываясь, следят
за Аветисяном. Наиболее ялрко ! талант
Аветнсяна проявляется в ‘пьесах Го Сун-
дукяна, чье имя носит наш театр, Словно
	живые, выглядят торгаши, ростовщики,
купцы, которых мастерски. изображает
Азетисян. ] у
	Творческий диапааон  Азвета Азветисяна
обширен. Сако в «Храбром Назаре» Д, Де-
мирчана,  Панталонэ в «Слуге двух roc
под» К,‘ Гольдони, городничий в «Реви-
зоре»  Н, Гоголя, Оргон в’ «Тартюфе» Моль-
ера, ‘мага в «Без вины виноватых»
A. Островского; Воскан. в «Злом духе»
А. Ширванзаде, Сатател в «Из-за. чести»
А’ Ширваноаде, Замбахов в, «Хатабале»
Г. Сундукяна, Яго в «Отелло» В. Шежспи-
	pa, Aso в «Великой дружбе» А  Гулла-
	кяна — вот далеко неполный список ро-
	лей, сыгранных Азветисяном. Москвичи
его увидят в poaax Сататела, Замбахова,

Hro, Ano. .’
	Талантливые › мастера армянской сцены,
лауреатьг” Сталинской премии Barapur Ba-
	таршян, Грачья Нерсесян, Авет Аветноян
	несомненно создадут еще немало ‚ярких .06-
разов, которые войдут в CORQOBHNETAIY со-
ветского театра.
	Арус ВОСКАНЯН,
народная артистка Армянской’ ССР
	Армянское искусство по. праву гордит-
ся такими мастерами, как лауреаты’
Сталинской премии, народные артисты Ар*
мянской OCP Вахарш’ Вагаршян, Грачья
Нерсесян и Авет. Аветисян. .

Вагарщ ‘Вагаршян — большой худож-
ник, актер высокой культуры и рааносто-
роннем дарования. В ‚драме, тратедии;
комедии он с одинаковой легкостью и
мастерством создает образы огромной впе-
чатляющей силы, которые зритель на
долгие годы сохраняет в сердце,

Буквально во первые же дни своего
прихода в театр Вагаршяи обратил на се-
бя внимание художественного руководст-
ва и всего коллектива, Это было в 1928
году. Театр работал тотда Ha, - ‹Ревизо-
ром», Вагаршяну дали крохотную эпизо-
дическую роль Свистунова. Но уже череа
несколько дней постановщик спектакля,
режиссер А. Бурджалян счел возможным
поручить молодому актеру роль’ почтмей-
стера, Спустя всего год Ватаршян ‘играл
Хлестакова — играл так, что ему могли
позавидовать многие исполнители этой
pcan, Прошло много лет, а я до еих пор
не могу забыть сцену встречи Хлестако-’
ва—Вагаршяна с городничим и сцену вра+
HbA — так талантливо сыграл их артист,

Много ролей сыграл Вагаршян, и каж-
	`дая из них обогашала артиста,’ ‘©пособ:
	ствовала со совершенствованию, давала
возможность полнее раскрыть его дарова-
ние. В «Женитьбе Фигаро» on играл Фи-
гаро, в «Доходном месте» — Белогубова,
в «Грозе» — Тихона, в своей ‘пьесе «B
кольце» — старика ‘Аслана Ами и т. д,
Ватаршян был. первым артистом, вопло-)
тившим Ha сцене национального театра
образ В; И. Ленина, в. пьесе Н. Погодина
«Человек с ружьем». Здесь. особенно ярко
проявился талант актера, его высокая
требовательность х себе. С огромным вол-
нением приступал Вахаршян к воплоще-
цию ‚на армянской’ сцене образа Взади-
мира Ильича, В Москве, в Центральном.
музее В. И. Ленина артист знакомился
с фотографиями и документами, смотрел
хроникальные фильмы, сохранивикие неда-
бываемый облик Ильича. Вагаршян pint:
мательно изу4ал гениальные ленинские”
произведения. Не ‘только внешнее exon
ство, мимика, жест интересовали актера,
он отремилея постичь и донести до spit
теля ленинскую простоту, задушевность,
теплоту ето отношения к друзьям, непре-
клонность воли, ненависть к вратам.
	Москвичи увидят Ватарщяна в пъесе
Армена Гуллакяна «Великая дружба», в
	которой он играет роль Сурена Спандаля-
	на. Нламенный, непоколебимый Soper,
ближайший товарищ’ Сталина по револю-
ционной работе, человек большого серд-
па — таким рисует ‘ Вагаршян Сурепа
Спандаряна, В каждой интонацни, в каж-
дом движении Вахаршян, 6 присущим
ему вдохновенным мастерством, передает
непреклонную  Беру Спандаряна в победу
революции, : +

Но этими образами далеко не исчерты-
вается список ролей, совданных Barap-
шяном, Ватарш Вагаршян хорошо знает
и любит драматургию М. Горького, На
сцене ‘театра им. Сундукяна им постав-
лены 1 «Васса Железнова», «Доститаов и
другие», Москвичи познакомятся o Barap-
ияном. и в ролях Егора Булычева, царя
Гагика в «Отране родной» Д, Демирчяна
и Сурена в драме «Из-за чести» А. Шир-
ванзаде,

Вахариг. Ватаршян является также и азв-
тором ряда пьес: «В кольце» — о граж-
	Двадцать пять лет назад, 28 мая
1916 года, скончался Иван Яковлевич
	Франко, выдающийся революционно-демо-
кратический украинский писатель, .
	Художественное наследство Из... Франко,
чрезвычайно велико и разнообразно. Он
Hoan BO всех литературных жанрах —
	стихи, романы, повести, рассказы, драма-
	=

Чрезвы- .,
в. Франко

а
	  тические произведения И Т,
	чайно велико было влияние Ив. Франжо
на развитие украинской литературы, теа-
	тра и драматургии — всей украинской,

eS ete
	культуры. Им написаны сотни рецензий
и критических сталей, на которых в0с-
питывалось целое поколение украинских
театральных. деятелей и которые до сего
	времени представляют большой интерес. .
Он переводил на украинский и польский
	языки лучшие произведения мировой дра-
матургии — Шекопира и Софокла, Jigo- .
сина и Пушкина, Байрона и Ге м
многих. других ги способотвовал про-
лвижению Их ва сцену украинском и
	‚ польского театров,
				раматургия Ив. Франко
	Иван Франко
	щий доверием односельчан; крестьянин.
	Козидорота, ограбленный и избитый ста-
ростой, немудрящий, прямой мужик, жи-
вущий своей тихой правдой, движимый
отчаянием, становится во главе свовобраз-
‚но народного движения .— бойкота’ де-
ревенских властей. Дружные действия
крестьян приводят к бессилию властей,
‘поставленных государством, и вся судеб-
ная и административная малпина не в с0-
стоянии противостоять такому коллектив-
ному действию.

Неудивительно, что при жизни Франко
пьеса эта так и не увидела света.

Следует еще ‘остановиться на двух ин-
тересных одноэктных пьесах Франко —
«Мастер Черняк» и «Будка № 27». Обе
пьесы отражают важные явления гали-
цийской народной жизни. В пьесе «Мас-^
тер Черняк» Франко рисует гибель мел-
‘ког ремесленного предприятия пол влия-
нием конкуренции крупных катиталисти-
ческих фабрик. Кончается период ману-
фактуры — исчезает старинное цеховое
производство. Все цеховые друзья поки-
нули мастера Черняка и ушли к его кон-
куренту рабочими на фабрику, остается
только старый Черняк с0 своим учени-
ком, упорно не желающий сдаваться. Его
попытка привлечь общественность, Topod-
ские власти; закон на защиту своих ин-
тересов ‚ против конкуренции. фабриканта
терпит крах и он остается в полном оли-
ночестве, бессильный изменить ход `собы-
тий. ‘

«Будка № 27» — пьеса о попранной’ и
растоптанной женской судьбе, о полном
бесправии и беспомощности одинокой
женщины, н которой надругался люби-
мый человек вытнал ее с ребенком,

Франко не остается равнодушным Е
своим героям, одних он ненавидит, дру-
THX любит и свое отношение передает co
всей пылкостью, с огромной эмоциональ-
ностью, которая невольно вахватывает’ и
зрителя, волпующегося, любящего и нена-
видящего вместе с автором.
	Ньесы Франко/ захватывают зрителя и
остротой драматических коллизий, и под-
линными человеческими страстями; и яр-
кими реалибтическими образами персона-
	жен, и их трагедийной сульбой.
	Надо думать, что пьесы Франко на@лут
теперь широкую дорогу на сцену русских
и других национальных театров, как клас-
сическое достояние великой советской
	семьи народов.

М. НЕМЧЕНКО
			Ив. Франко был создателем выдающих
ся произведений украинской драматуртии.
Ето перу принадлежит одна из. лучших
классических украинских пьес <Украден-
ное ` счастье», которую сегодня показывает
московскому зрителю Киевский тедтр ‚им.
Ив. Франко. {

Драма ° «Украденное счастье» Ивана
Франко была ‘одним ‘из первых произве-
дений критического реализма, пришедине-
го на смену старой украинской романти-
ческой драме. Трагедия тероев пъесы —
это трагедия галицийской деревни, задав-
ленной  темнотой H рабским ‘трудом, 03-
лобленной в своей бесиросветной (нище»
те. Это -— отчаянный крик. крестьянской
души, протест против ‘социальных усло-
pitt, похитивших ‘счастье народа,’ вверт»
ших его в безысходную кабалу, Франко
не вывел на. оцену виновников трагедии
своих героев, но они незримо присут-
ствуют на сцене, Один из  тероев’ пьесы,
Микола Задорожный, верующий, ‘приби-
тый ‘человек, доведенный до отчаяния,
вопит: «Мне кажется, что господь бог по-
рой потеху себе из нас делает».

Против Миколы Задорожного действует
Rea система подавления И экоплоатации
	феодально-катиталистическохо строя,
	Еще страшнее судьба женщины, гати’
цийской крестьянки, лишензой всякой
самостоятельности, подавленной семейным
рабством, судьбой которой полновлаютно
распоряжается отец, муж, брат. Пьеса на-
чинается очень выразительной народной
песней, отражающей тяжкую судьбу кфе-
OTBTHRH: :

Ой там за горою, та за кремною
	He по правдЁ живе чоловк зв женою

Вона йому стелит блу постеленьку,

A ын Ш тотуе дротяну нагайку... {
‚Сирота. Анна и. молодой парень Ми-
хайло Гурман горячо полюбили друг. дру-
та, Братья Анны, чтобы присвоить остав-
ленное ей отцом наследство, отпгравляют
Михайлу. в солдаты и вскоре распускают
слух, будто он убит в Боснии. Анну же
они насильно выдают замуж. за тихото,
покорного’ батрака Миколу Задоролсного.

Опустя несколько лет Михайло воввра-
шается ‘в ‘родное село, отбыв военную
службу. Подавленный востью 0 вамуже-
стве Анны, оторченный и озлобленный,
он поступает в жандармы, Встреча с Ан-
ной приводит к вопышке старой любви.
	Ни Михайло, ни Анна не могут аи}
трея. взоей ‘страсти. ‘У ‚Миколы