ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1 ИЮНЯ 1941 г., 1% 22 (757
	‚ В ленинградских
театрах
	Больттосо др
ыкого выехал
	ш Satori сезои. коллектив
	Московская
хроника
	\ Сегодня в Доме актера ВТО состоится o6-
суждение спектакля театра ‘им. Отаниелавзокого
«Бал-маскарад».

* Ol. Леонгардт освобожден от обязанностей
директора Государственных музыкальных кол-
лективов СОСР в евязи с переводом на работу
в Управление по делам искусств при испол-
	коме Моссовета. Исполнение обязанностей ди-
ректора музыкальных коллективов возложено

ge
	anes _ ата

на директора Московской филармонии С, Пре-
ображенского.
	эх В Театр эстрады и миниатюр принята груп-
па артистов балета — 9. Мьй, Е. Добжан-
ская, В. Миронова, Л. Левитин и Е. Сергеев.
	\Х Главизо создало жюри Всесоюзной выстав-
ки театральных художников, намеченной к
открытию в октябре. В состав жюри входят:
Ф. Федоровский (председатель), М. Бобышев,
А. Петрицкий, И. Рабинович, М. Сарьян, H.
ПТифрин, Н. Яковлев, Е. Колосова и др.

\ 4 июня в МОСОХ (Ермолаевский пер.. 11)
состоится вечер памяти скульптора И. Шадра.
К вечеру устраивается Фотовыставка, посвя-
шенная работам скульптора.
	tw Комитет по делам искусств передал в Му-.
	зей нового западного искусства недавно при-
обретенную им картину швейцарского худож-
ника Каляма «Вид в Швейцарии».

* Завтра, 2 июня, в МОСОХ состоится 06-
суждение выставки Г. Фогелера. С докладом
выступит А, Тихомиров.

% Студия звукозаписи ВТО получила на-
днях новую портативную передвижную звуко-
записывающую аппаратуру. Она позволит ра-
	ботникам студии производить запись Не тольБ-.
	ко в помещении студии, но также выезжать
в театры Москвы и периферии. В течение ле-
та работники етудии запишут намболее ин-
тересные спектакли периферийных театров,
которые будут гастролифовать в Москве. -

*& 4 wrona Камерный театр заканчивает ©е-
	GOH H выезжает на гастроли в Ленинград.
Стертакти  булутт птти в Выборгском доме
	— «Мадам Бовари», «Адриенна Лекуврер», «Об-
манутый обманщик» и «Сильнее смерти»,

% Лауреат всесоюзного конкурса мастеров
художественного слова Эммануил Каминка
готовит новый литературный = MOHT «Мо-
сква» (о’старой и новой Москве). .

% 29 man se ВТО закончилось совещание,
посвященное вокальному искусству -B совет-
ской опере: В работе совещания приняли уча-
стие виднейшие певцы и музыканты оперных
театров столицы, композиторы, музыковеды и
театральные критики.

& К столетию со дня гибели М. Ю. Лер-
монтова ВТО устраивает лермонтовские чте-
ния с участием лучших мастеров художест-
венного слова Москвы и Ленинграда. Состоит-
ся также цикл вечеров, посвящеяных испол-
нению романсов и отрывков из опер, написан-
ных на тексты и сюжегы Лермоватова,
	Ha творческом вечере’
Л, бойфертиса
	На-днях в МОССХ состоялся творческий
вечер Л. Сойфертиса. В практике Москов-
ского союза это первый случай, когда об-
суждению подвергся творческий путь от-
дельного карикатуриста. С большим до-
кладом выступил Н. Радлов, в прени
приняли участие А. Каневский, Д. Шм
ринов, Л. Бродаты, К, Елисеев, Г. Рык-
лини др. ‘` ~

Художники характеризовали Л. Сойфер-
тиса как талантливого, высококультурно-
го рисовальщика, серьезно относящегося к
своему искусству.

Художник прекрасно внает ‘и ‘любит
	жизнь. Y него 2острый глаз и тонкая на-.
	блюдательность. Сойфертис умеет подме-
тить и запечатлеть в своих лаконичных
и выразительных рисунках характерные
для наших дней бытовые сцены, типичные
фигуры (парикмахера, продавщицы моро-
женого, стрелочницы, музейной сторожи-
XH HT. QL).

К недостаткам работ JI. Сойфертисва
участники обсуждения относили, повторяе-
мость одних и Тех же образов в разных
рисунках, слабую проработку лица в порт-
ретах. разорванность линии,

Персональная выставка рисунков ху-
дожника Л. Сойфертиса недавно закры-
лась, но основные ее работы включены в экс-
позицию выставки московских карикату-
ристов и продолжают привлекать к себе
внимание не только художественной 0б-
щественности, но ‘и широких кругов по-
сетителей. ”

А. K,
	БИБЛИОГРАФИЯ
		матическруго театра им. о выехал
на гастроли в Ашхабад. В рейертуарный план

слелуютщего сезона велючены: «На дне»

кого, «Дядя Ваня» Чехора, «Парень из на-
шего города» Симонова, «Наследники» Каве-
рина, инсценировка романа Ричарда Райта
«Сын Америки». По заказу театра М. Исаков-
ский переводит пьесу Леси Украинки «Лес-
ная песня».
	ae B Ленинградском театре юных зрителей го-
товится к постановке пьеса О. Форт и И. Груз-
	дева «Начало пути» ществляет. поста
новку нар. арт. РОФОР А. Брянцев, художник
В. Бейер.
	и Театр, драмы им, Пушжина принял к по-
становке пьесу А. Крона «Глубокая разведка».
	№ Народный артист ООСР С, Михоэле щжи-
глалпен Театром драмы” им. Пушкина в каче-
стве постановщика трагедии Софокла «Царь
Эдип». В роли’ Эдвиа выступит нар. арт.
СССР Ю. Юрьев.
	и Киевский драматический театр им. Ивана
Франко в июле, будет гастролировать, в Ленин-
граде вз Выборгском доме культуры. ›
	` № Комедия В. Маяковского «Клоп» была по-
казана в Доме пионера и школьнака Сверд-
ловского района силами самодеятельного кол-
лектива учащихся 12-й школы. Отавил спек-
такль недавно окончивший школу И. Ольш-

вангер. ь .

ши Оперетта венского композитофа Абрагама
«Бал в’ Савойе» в переводе В. Михайлова и
Д. Толмачева принята к постановке театром
«Музыкальная комедия», Постановщик А. Фео-
на, художник Н, Ушин.
	ш Труппа филиала Театра оперы и болета им,
О. М. Кирова выехала на полтора месяца в га-
строльную поездку Сочи — Кисловодок. Театр
эстрады и миниатюр будет работать в Мур-
манске, Москве (сад «Эрмитаж»), Одессе и на
черноморских курортах.

ш Ленинградский государе енный длрамати-
ческий театр готовит к постановке пьесу «По-
сле бури» Л. Компанейца и П, Телитченко

Е В. Кожича, художник И. Белиц-
кий.
	ш Государственный кукольный театр под ру-
ководством Евг. Деммени показал новую ра-
	боту — «Сказку о потерянном времени» Евг.
Шварца в постановке saci, афт, М. Дрож-
жина. -

в Опектакль «Оказка про Сережу» (балетнах
сценка в 3 действиях по либретто Ювг. Швар-
ца) осуществлен- балетной студией Ленинград-
ского Дворца пионеров. Постановщик В. Чесно-
ков, художник Е. Якунина, музыка Г. Кдрас-
нова. : - .
	ш Центральный театр кукол под руковод-
	ством О. Образцова с осени открывает свой
ленинградский филиал в помещении бывшего
	 Троицкого театра.
	ш В постановке пушкинского «Бориса Году-
нова» в Новом тюзе, которая была возобновле-
	на после значительного перерыва, введен ряд
новых исполнителей: Бориса играет засл. арт.
ВБ. Блинов, Самозванца—засл. арт. Д. Дудников.

ная
	Организаторы
«певых» концертов
и их покровители
	Недавно в Калининскую филармонию
поступил довольно странный документ.
Это было письмо работника гастрольно-
оперативного отдела ВГКО И. Кузнецова.
Автор настойчиво рекомендовал фихармо-
нии пригласить на работу нигде не заре-
гистрированный частный ансамбль оперы,
руководимый неким Грановским. Всяче-
ски расхваливая этот коллектив, называя
его культурным и ценным, Кузнецов со-
общал, что спектакли оперного ансамбля
были одобрены Комитетом по делам ис-
кусств, ВГКО и Главным управлением му-
зыкальными учреждениями. 4

— Если вы сможете, — ‘писал далее
Кузнецов, — пригласить ансамбль на pa-
боту в течение года, вернее прикрепить
его к своей филармонии, ВГКО: сможет под-
писать в вами договор — поручение на
реализацию спектаклей данного ансамбля.

Странное дело! Зачем понадобилось
И. Кузнецову покровительствоваль «дикому»
коллективу? Кузнецов ведает. гастрольным
районом Сибирь — Дальний Восток, а ре-
комендует ансамбль почему-то... в Кали-
Huy. Помимо того, как выяснилось впо-
следствии, такие `же рекомендательные
письма ‘оя разослал в адрес. нескольких
филармоний.

Рассматривая действия Кузнецова как
попытку организащии гастролей частно-
го коллектива (кстати сказать, совсем не
одобренного, а забракованного ва про-
смотре в ВГКО), управляющий об’едине-
нием снял Кузнецова с работы.

Однако обком союза Рабис счел почему-
то нужным а за Кузнецова и
предложил восстановить его в
прежней должности.
	в своем отношении в ВГКО и. 9. предсе-
	дателя Мособкома Рабис тов. Смолянский,
— будет рассматриваться как ‘воспрепят-
ствование нормальной ‘деятельности проф-
союза.

Видимо, т.’ Смолянский думает, что в
«нормальную , деятельность  профооюза»
входит защита интересов организаторов
«левых» концертов и людей, продвигаю-
щих на’‘работу частные коллективы. Бу-
дем надеяться, что ЦК союза Рабис ис-
правит ошибку Мособкома. Не к лицу
профсоюзной организации брать под свою
зациту  дезорганизаторов производства,
людей. применяющих в своей работе ан-
	тигосударственные . методы
в.  АЛЕКСАНДРОВ
	денко закончил скульптурный ссор сер

Молодой московский скульптор к. В. Ди
Молодой московский: С H3BECTHDIX MEMYAaPOD «50 лет в строю», На снимке: А, А, Иь
	натьев и К. В. Диденко
	у скульитурного портрета

НОВЫЕ СПЕКТАКЛИ
МАЛОГО ТЕАТРА
	Вчера, 31 мая, спектаклем «В степях
Украины». закончил сезон Малый театр.
Сегодня труппа в полном составе выез-
жает на Украину. В течение июня театр
будет давать одновременные смектакли в

непропетровске и Сталино.  ’Гастроли В
Днепропетровске откроются 4 июня спек-
таклем «Горе от ума»; в Сталино — 5 иИЮ-
ня постановкой «Бешеные деньги». В июле
театр будет играть в Киеве и Харькове.
В гастрольной поездке театр покажет весь
свой основной репертуар, в том числе и
постановки 1941 года: «Варвары», «Волки
и овцы», «Правда хорошо, а счастье луч-
ше»,

В первой половине следующего сезона
намечено показать пьесу ‚К. Тренева
«Анна Лучинина» (с К. Тарасовой B 3a-
тлавной роли) и инсценировку романа
Гончарова «Обрыв» в постановке И. Су-
дакова. Главные роли поручены М. Царе-
ву и Н. Анненкову (Райский), Н. Co-
ловьеву (Марк Волохов), В. Палценной и
Е. Турчаниновой (бабушка), Е. Гоголевой
(Вера), К. Тарасовой (Марфинька).

Театр приступил к работе над поста-
новкой «Войны и мира» по роману Л. Н.
Толстого. Инсценировка состоит из двух
частей, каждая из которых будет по-
казана в отдельном спектакле. Постанов-
ку осуществляет И. Судаков. Режиссеры:
С. Алексеев, Б. Бриллиантов. A. Гру-
зинский, В. Цыганков. Оформление ху-
дожника П. Вильямса.
	В сшектакле свыше‘ 40 основных ролей
и Около 70` эпизодических. `
	В новом сезоне театр предполагает по-
ставить «Бесприданницу» Островского и
‹12-ю ночь» Шекспира.
	Новые пьесы для театра ттишут: А. Кор.
	нейчук, К. Тренев, Ф. Панферов, М. Свет:
	лов, 5. Лавренев и др. По заказу театра
В Пашенная совместно © писателем
	‚ Смирновым инсценирует его роман
«Сыновья». $
	о -`а
	er

п

ae

о

Фото Ал. Tece
	В ПК Рабис
	На заседании. президиума ЦК Рабис 5 им
обсуждался вопрос о ходе социалистическом
соревнования и работе производственных сов
щаний в Ленинградском академическом тез
ре драмы им. Пушкина. С докладом выст»
пили представители месткома театра этим
ВБ. А, Фокеев и засл. деятель искусства ЕЯ
Тиме.

Осуществление ряда деловых предложений,
выдвинутых производетвенными совещанияия
в театре им. Пушкина, обеспечило вначитель.
ную экономию по постановкам. По трем по
следним спектаклям — «Дон-Кихот», «В ме
пях Украины» и «Дворянское гиездо» — сяк
номлено 96 тысяч рублей против плана, Под.
готовка ‘спектаклей в театре им, Пушкина
проводится по заранее разработанному плалу.
графику для ксех цехов театра.

we
	Президиум отметил, что актив ведущих тво
ческих работников театра, вовглавляя работу
производственных совещаний и руководетро
соцсоревиованием, оказывает большую помошь
художественному руководству и дирекции те
атра в улучшении идейно-художественного ка
чества спектаклей и выполиении финансово:
хозяйственного плана,
	Ж№ недостаткам работы месткома  президкух
ЦК Рабис относит малый охват актеров из.
дивидуальными соцобязательствами, & TAKES
недостаточно четко поставленную проверку

выполнения решений производственных cope
manuf.
	Президиум решил  популяризиро!
работы общественности театра нм.
среди других театров СОСР.
		Ответственный редактор
В. Г. ВДОВИЧЕНКО
	Дирекция, партийная и общественные
организации Киевской ордена Ленина
консерватории с глубоким прискорбием
извещают о смерти заслуженного дея.
	теля искусства, профессора орденоносца
	Я. С. Магазинера,
	последовавшей 31 мая, и выражают глу.
бокое соболезнование семье покойного.
	23 ИЮНЯ 1941 г. в 18 час., на от-
крытом з3седании Совета истори:
ко-теоретического. факультета в
конференц-зале Консерватории
(Ленинград, Театральная na. 3).
	состоится
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
	ТОЛЧАИНЫМ ВА
	НА OOHOKRAHHE УЧЕНОЙ ОТЕПЕНИ

КАНДИДАТА ИСКУООСТВОВЕДЧЕСКИХ
A НАУК

на тему: «Ранние симфонические

произведения и Вальс-фантазия

Глинки».
	ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
проф. Оссовский А. В. и проф. Рабино-

зат А
	вич А. С.
	Балет Л. Делиба «Коппелия» в исполнении
хореографического коллектива Дома культуры
	комбината «Правда». Руководитель коллек-
тива — солистка балета Большого театра”
СОСР Т. Ткаченко. На снимке: Н. Виноградо-
ва в роли Сванильды и А. Иванов в роли
Франца
	Шоказательный
пример
	Самодеятельный хореографический кол-
лектив Дома культуры работников тазеты
«Правда» создан осенью 1937 г. Уже в
1938 т. он был отмечен на городском
смотре художественной самодеятельности
Москвы.

У коллектива большой репертуар, со-
стоящий преимущественно из народных
танцев. Номера идут стройно, хорошо ра-
зучены, пользуются заслуженным успехом.

Но кружковцев тянет к сценическим за-
дачам, более сложным. Не довольствуясь
отдельными номерами, они берутся 68
крупные произведения. .

За нынешнЯй сезон коллектив показал
два балетных спектакля: в октябре —
<Гщетную предосторожность», в мае —
«Коппелию». Факт этот весьма примечате-
лен. До сих пор ни один из московских
хореографических самодеятельных коллек-
тивов еще не ставил целого балета. От-
кровенно говоря, и профессиональные на-
ши балетные театры далеко не всегда
проявляют подобную оперативность — две

новые постановки за сезон!

Положим, «Коппелия» из трехактного
балета превращена в двухактный. Но в
данном случае это, быть может, и пра-
BHIBHO. тий акт <Коппелии» ничего не
добавляе®к развитию сюжета. Это — ти-
пичный дивертисмент. К тому же такие
танцы, как «Мир», «Работа», «Молитва»,
«Часы» и т. д., требуют уверенной клас-
сической техники, которую. понятно, еще
не могли приобрести кружковцы.

Оба. балета поставлены артисткой Боль-
пюго театра Т. С. Ткаченко, бессменной
руководительницей коллектива. Серьезную
помощь оказывает коллективу народная
артистка РСФСР Е. В. Гельцер. Она про-
сматривает все новые работы кружка,
будь то целый балет или концертная про-
грамма, дает указания, вносит коррективы,
‚ проводит беседы с участниками. г

Постановка «Гщетной предосторожности».
и «Кобпелии» — облегченный вариант
старых постановок этих балетов в Боль-
шом театре. Естественно, что характерные,
танцы, как мазурка и чардан в ТГ акте
«Коппелии», лучше удались исполнителям.
Тут у них уже есть некоторый  на-
вык. Классические же танцы следовало
бы более основательно — переработать.
Т. Ткаченко просто перевела их с пуантов
На всю подошву. Этого, понятно, недо-
статочно. “

Тем не менее, в качестве учебной pa-
боты подобные спектакли очень полезны.
В самодеятельных коллективах сплошь и
рядом развитие мимической выразитель-
ности отстает от роста танцовальной тех-
ники. Исполнители подчас танцуют вирту-
озно, но с каменными, бесстрастными ли-
цами. Между тем искусство танца не ва-
ключается только в движении ног. Не ме-
нее важными выразительными средствами
служат движения рук— т, е. жесты, дви-
жения лица — т. е. мимика, позы —
т. е. остановки в движении.

Участие в балетном спектакле, работа
над образом способствовали художествен-
ному росту кружковцев. А. Иванов, кото-
рый еще недавно в роли Колэна в
«Тщетной предосторожности» держался че-
ресчур напряженно, теперь уверенно ведет
партию Франца, главную мужскую партию
в «Коппелии».

Н. Виноградова, исполняющая партию
Сзанильды, хорошо, весело проводит, сце-
ну оживления куклы. Следует сказать,
что танцы, построенные на подражании
автоматическим движениям куклы, удают-
ся ей лучше, чем технически трудное

темпераментное болеро и «баллада о ко-
лосе».

Опыт работы коллектива свидетельству-
ет. о том, каких результатов может добить-
ся самодеятельный кружок, если во главе
его стоит опытный руководитель, если
шефом его является выдающийся мастер
искусства, если все участники одушевле-
ны настоящим энтузиазмом, сами много
работают над собой.

Думается, коллективу не следует ограни-
чиваться одним лишь освоением  класси-
ческого наследия. Дальнейшим этапом pa-
боты должен быть балет на советскую те-
матику, построенный в основном на на-
родных танцах. И материал этот лучше
изучен кружковцами и самые образы не-
сравненно им ближе, чем образы прошло-
го. Таким представляется нам путь не
только данного. но и других хореографи-
ческих самодеятельных коллективов. до-
статочно сильных. чтобы взяться за поста-
новку целого балета.

В. ИВИНГ

На-днях в Зеркальном тезтре «Эрми-
гаж» в партии Сильвы дебютировала
артистка Пражского  тезтра «Большой
оперетты» Отефа Петрова, вступившая
в труппу Московского теалра  оперет-
ты. Роль Сильвы Вареску Стефа Пет-
рова исполняла на русском языке. В
оперетту артистка перешла из опер-
ного театра в г. Оломуц, где лучшими
ее партиями были; Керубино в «Свадь-
бе. Фигаро», Антония в «Сказках Гоф-
мана», Церлина в «Дон-Жуане и
Джильда в «Риголетто». Зрители, ie
	Эстрада и Цирк
	Комитет по делам искусств при OHK
решил произвести смотр эстрадной самодея-
тельности в 80 крупнейших республиканских
и областных центрах. Смотр продлится ©
1 августа по 1 октября. Ой должен способство-
вать дальнейшему развитию и иовышению
идейно-политического и художественного уров-
ня эстрадной самодеятельности.

Смотр’ будет проводиться в два тура в
РСФСР, Украинской, Белорусской, Азербай-
джанской, Грузинской, Армянской, Узбекской,
Казахской, Туркменской, Молдавской м Кьрэ
ло-Финской СОР. К участию в емотре допу-
скаются концертно-эстрадные группы, джаз-
оркестры и отдельные артисты.

Лучшим исполнителям, коллективам, их ру-
ководителям, авторам-исполнителям будут по
окончании второго тура присуждены нпочет-

ные грамоты. 000
	Советские композиторы сочиняют новые пес-
ни и романсы для эстрады. А. Новиков на-
писал песню о Сталине на слова Н. Незлоби-
на и произведение для вокального квартета
на текст В. Лебедева-Кумача «Армейская лыж-
ная». Песню на слова И, Доронина закончил
для ‚вокального дуэта Д. Васильев-Буглай.
Ряд. песен и романсов создан Л. Бокаловым,
в том числе «Морячка» (текст М. Исаковско-
го) и «Лирическая краснофлотская» на слова
краснофлотца И. Зельвинского.
	О.С)
	В летних программах эстрадных театров в
садах и парках Москвы значительное место
уделяется эстрадным коллективам западных
областей Украины и Белоруссии. Состоятся
выступления Государственного джаз-оркестра
BCOP под управлением Эдди Рознера и Го-
сударственного белостокского еврейского теат-
ра миниатюр. Пбмимо эстрадного театра сада
«Эрмитаж» в Москве будут работать ‘эстрад-
ные театры Сокольнического: парка культуры
и отдыха, стадиона «Динамо» и вновь выст-
роенный летний эстрадный театр в Парке
	культуры и отдыха им. Дзержинского (Остан-
кино).

Эстрадные концерты будут также устраивать-
ся в Зеленом театре ЦИКиО им, Горького, на
площадках Всесоюзной  сельскохозяйственной
выставки, в Парке культуры и отдыха им.
Сталнна и в районных парк культуры. Мо-
сквы. В Сокольническом парке культуры pe-
шено ‘показать три новые’ премьеры Moc-
эстрады, Здесь выетупит джаз. под управле-
нием Б. Ренского, подготовивший новое обо-
	ронное обозрение, и Ленинградский театр
миниатюр. 1
		30 мая закончились эк-
заменащионные . спектажли
выпускного курса Теат-
рального училища им.
Шепкина (класс народной
артистки ССОР В. Н. Па-
шенной). Выпускные спек-
такли — «На дне», «Гибель
«Надежды», «Овои собаки
грызутся, чужая не при-
ставай», «Безумный день
или женитьба Фигаро» и
«20 лет спустя» — были по-
казаны на сцене Малого
театра художественной об-
щественности Москвы. На
снимке: группа выпуск-
ников — участников спек-
таюля «Безумный день
или женитьба Фига-
ро» беседует с художе-
ственным руководителем
спектакля народной ар-
тисткой ОССР профессором
В. Н. Пашенной. Сидят
(слева направо): Т. Ю. Чи-
стякова, В. Н. Пашенная,
В. А. Нечеухин; стоят:
	гатова, А. М.

A EOE

Ленина и Д. А. Дубов.

г. K, Ox
	24 ИЮНЯ, В 18 ЧАС., на открытом

заседании Ученого Совета Консер-

ватории, в конференц-зале (Ленин:
град, Театральная пл... 3)
	СОСТОИТСЯ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
	БЕЛЯКОВЫМ ММ
		НА, СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ ОТЕПЕНИ
КАНДИДАТА ИСКУФОСТВОВЕДЧЕСКИХ
НАУК
на тему: «Режим домашней работы
скрипача в связи с основными
принципами упражнения»,
	ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
доктор искусствоведческих наук п
Струве Б. А. и проф. Сосин А, г.
	О диссертациями можно ознажомиться в
читальном pans JOE.
	СВЕРДЛОВСКАЯ
ОСУДАРСТВЕННАЯ
OHCEPBATOPHA
> um М TL MYCOPrCKOrFO =
	г. Свердловск. ул. Ленина, $6.
	облвлляет
ПРИЕМ СТУДЕНТОВ
	НА 1941—1942 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПО СЛЕДУЮЩИМ СПЕПИАЛЬНОСТЯМ
	вокальной, фортепианной, 02°
кестровой (струнные я дух
‘вые инструменты), музыкаль“
но-педагогической, историко-
теоретической и. композитор?“
ской.
	Консерваторию принимаются гражлу
не в. возрасте от.17 до’ 80 лет, имеюпок
музыкальное образование не ниже трет
курсов (для духовиков и вокалистов) 1
четырех курсов (для всех остальных 676
циальностей) и общее образование B 06
ема орелней школы ]
	Заявления‘ о желании поступить прято
маются по 10 июня 1941 г. Приемпые ис
пытания с 15 июня. хи
	Правила приема в Государственные Kon
серватории высылаются по(первому те
бованию. .
	ПУТЕ, КИ в ‚„ АРТЕК .
	МОЖНО ПРИОБРЕСТИ    .
ПО АДРЕСУ: ‘

eal
	МОСКВА, НЕГЛИННАЯ Ул,
	УПРАВЛЕНИЕ OAHATOPHEB СПЕ
НАЗНАЧЕНИЯ. телефон К 3-84-79,
	Б. Пророков. «IJ, Павленко». Шарж. Выстав-
ска карикатуры московских художников
ском творчестве, которыми ои делится с   игры... Опера не концерт. По-моему, в опе-
коллективом во время репетиций, не ©06-   ре голос нужен лишь для того, чтобы
	ранные пока еще в какую-либо стройную
систему, полны глубокого смысла и внз-
чения. к

Едва ли не лучшими страницами в. БНи-
ге Виленкина являются те, в которых. он
рассказывает о постановках В. И, Чеми-
ровича-Данченко, осуществленных за 10-
следние 6—7 лет,
	В И. Немирович-Данченко часто гово-
	рит, что Октябрьская революция вооружи-
ла его особенным «прожектором», нахо-
дящимся как бы внутри его, самого, в моз-
гу и сердце. Он видит новое в давно зна-
комых образах, в их психологии, в быто-
вых чертах. Ускользавшее раньше, теперь
становится отчетливым, & иногда перво-
степеяным.

Пользуясь этим «прожектором», Неми-
рович-Данченко обогатил лучший в мире
театр такими спектаклями, как «Любовь
Яровая», «Враги», «Анна Каренина» и, на-
конец, «Три сестры», постановка которых
увенчала новой славой Чехова, МХАТ. и
режиссера-творца.

Третья и последняя часть книги Ви-
ленкина целиком посвящена любимому де-
тищу В. И. Немировича-Данченко — му-
зыкальному театру, в котором его роль
не менее значительна, чем в театре дра-
матическом,

Немирович-Данченко-рецензент страстно
возмущался в свое время оперной рути-
ной, творческой ограниченностью невцов,
бессмысленными мизансценами и вообще
всем тем, что впоследствии получило на-
звание «вампуки». В газете «Новости дня»
в реценаии за подписью Гобой В. И: Не-
мирович-Данченко писал:
	‹...Наши вкусы требуют теперь, чтобы
опера была содержательна не только в
музыкальном, но и в драматическом смые-
ле. Мы требуем умного и ‘интересного
либретто. Наши ‘вкусы в Том же напра-
влении распространяются и нз исполни-
телей. Мы уже не довольствуемся только
большими голосами. Даже красивые го-

лоса и умение пользоваться ими не до-
CTABIADT нам полного эстетического Ha
	слаждения, если при этом „нет хорошей
	способствовать силе впечатления от иг-
ры. Нужно умение свободно владеть им,
нужна блестящая Ффразировка, и это в
опере прежде, чем какой-нибудь щ 916ве,
Удивительно «дорого», что певец возьмет
необычайную ноту по силе и звуку, ког-
да я не. вижу за ней никакого внутрен-
него смысла!»

Рецензия датирована 1889 годом.

Только советская власть дала возмож-
ность В. И. Немировичу-Данченко осуще-
ствить свою заветную мечту — организо-
вать новый музыкальный театр.

Музыкальному театру  Немирович-Дан-
ченко отдал много творческих сил, труда и
вдохновения. И недаром. В этом театре,
недавно отпраздновавшем 20-летие своего
существования, пение сделалось  есте-
ственным и необходимым для актера выра-
жением чувств и переживаний единого му-
	зыкально-драматического ‘образа. Эта побе-
	да открыла перед Немировичем-Данченко
путь к высокому реализму совершенного.
оперного спектакля.

Для историков Художественного теат-
ра, для искусствоведов книга В. Я. Ви-
ленкина® не является «откровением», так
как многие из использованных в ней ма-
териалов достаточно известны, Но для чи-
тателя-театрала, для актера — а нам ду-
мается, ITO HMCHHO KR ним и адресовал
свой труд ав sone. представляет огром-
ный интерес. Материалы 0’эжизни и твор-
честве величайшего мастера, современного
театра, разбросанные по отдельным. изда-
ниям, газетам, журналам. и стенограммам,
находящиеся в архивах и частных кол-
лекциях, любовно и`тщательно подобраны
ария в его популярной моногра-

HH.

Co страниц книги Виленкина,‘ точно
так же. как с портрета работы художника
Иогансона, помещенного’ среди других. ил-
люстраций очерка, на вас смотрит живой
Немирович-Данченко; Кажется, вот он сей.
час, повернет голову, улыбнется и харак-
терным движением правой руки разгла-
	дит бороду. ` - й
: ВИКТОР ЭРМАНС
	но, что он пришел сегодня в тезтр не
для повторения уже пройденного, пусть
и блестяще пройденного пути; а для то-
го, чтобы искать новое в актере, в авто-
ре, в себе самом. Пришел «в полной 60е-
вой готовности».

Особенно ценны и любопытны в книге
Виленкина ‘цитаты из высказываний Вла-
димира Ивановича 0б искусстве, творче-
стве, самочувствии и поведении актера.
Немирович-Данченко, как известно, сам
был актером, в его ‚душе живут образы
несыгранных им ролей. Всего себя, , как
актера, он щедро «раздает другим» в те-
чение почти полувека. С`отдельными ак-
терами он работает наедине, с глазу ва
глаз, упорно и настойчиво стараясь им
помочь. Так повелось еще со времен под-
тотовки первого спектакля Художественно-
то театра, когда Владимир Иванович за-
пирался в своем «кабинете» (дворницкой
на даче в Пушкино) и делал с юным Мо-
сквиным роль царя Федора. Так же рабо-
тал он с Качаловым над ролью Дон-Жуа-
на, с Леонидовым ‘над ‘ролью Дмитрия
Карамазова и еще со` многими -другими.
	Кроме этих кабинетных занятий Неми-
рович-Данченко без устали работает с ак-

терами на сценических репетициях в двух
театрах. Совсем недавно в ‘Театре им, Не-

мировича-Данченко возобновляли «Перико-
ay». Фактически постановка осуществля-
лась заново.’ Передо мной лежат, замеча-
тельные снимки, . напечатанные в газете
«Московский комсомолец», изображающие
одну из сценических репетиций «Перико-
лы>. Немирович-Данченко показывает ар-
тистке Голембе, как надо играть Перико-
лу. Играет за нее. Чудесное превращение
— куда девались пиджак, борода, седины.
До чего это выразительно, лаконично и
незабываемо. Позже на спектаклях «Пе-
риколы» я все время ловил себя на мыс-
ли 06 этом «показе». Да, конечно, глядя
на волнующую игру Голембы, я чувство-
вал, что невольно «в ее чертах ищу чер-
ты иные». Режиссер не умер в актере?
В некоторой мере — да. Но ато исчезнет
на каком-то очередном представлении «Пе-
риколы», вероятно уже исчезло...

Мысли Немировича-Данченко 06 актер-
	Прекрасное
’ призвание
	призвание

Нельзя без волнения и восхищения чи-
тать, — даже не в первый раз, — о В, И.
Немировиче-Данченко-—-рецензенте, фелье-
тонисте, авторе одиннадцати пьес, актере,
педагоге, основоположнике МХТ, реформа-
торе русского театра. .

Общаясь с Немировичем-Данченко, по-
долгу беседуя с ним, присутствуя на
большинстве его репетиций, В. Я. Вилен-
кин. не мудрствуя лукаво; написал свою
книгу о творческой жизни ‘выдающегося
художника советского театра.

Виленкин совершенно правильно посту-
пает, отводя в своей книге весьма значи-
тельное место репетиционной работе Не-
мировича-Данченко. Что может быть ин-
тереснее!

Вот как описывает Виленкин появление
Немировича-Данченко на релетиции.

‹.. Он ‚входит в репетиционный зал —
человек, проживший 65 лет в театре и
ради ‘театра. Обладатель несметного, 60-
татства жизненных и художественных
впечатлений, знания, опыта. И — вот что
замечательно: совсем не усталый от все-
го этого жизненно-творческого груза. В
походке, жесте, в подтянутости всегда эле-
тантной, фигуры, ‘в блеске тлаз столько
внутренней крепкой молодости. В каж-
дом репетиционном «показе», в стремле-
нии заразить актера своим видением и
ощущением образа — стольхо увлечен-
ности, темперамента! Начинается репети-
ция, все. равно какая по счету? вторая,
десятая, сотая, — и сразу становится яо-
	В. Я. Виленкин. «Вл, И. Немирович-Данчен-
ко». Очерк творчества. Издание Музыкального
театра имени народного артиста ОСОР Вл. И.
Немировича-Денченко, 1941 г.. 325 стр,
	НОВЫЕ КНИГИ
	Государственный театральный музей. им.
Бахрушина подготовил к печати «Ученые за-
писки». В «Ученых записках» будут напеча-
таны  статьи Е. Филипповой о знаменитом ак-
тере Павле Васильеве и В, Филиппова — 06
истории здания Малого театра, материалы по
истории театра времен гражданской войны,
материалы по истории таджикского’ тедтра,
опись рукописных мемуар хранящихся в
музее. список ролей, сыгранных Шепкиным,
иконография и библиография о Шепкине, хро-
ника жизни музея и т. д. «Ученые записки»
выйдут в издательстве. «Искусство».
		Издательство «Искусство» выпустило мемуа-
ры А. ЦП. Глушковекого, любимого ученика
Дидло. Глушковский работал в Москве
прембером-танцовщиком. балетмейстером, uape-
подавателем балетной школы. советником Ди-
рекции императорских геатров. Записки его
охватывают главным образом первые три де-
сятилетия XIX века
		В издательстве «Искусство» выптел «Цим-
белин» Шекспира в переводе В. Шершеневи-
ча со вступительной статьей и комментариями
Проф. М. М. Морозова.

Редакция: ул. Станиславского, 24. Телефоны: общий — К 3-42-45, отв. секретарь — К 3-12-56, отв. редактор — К 4-64-40. Прием об’явлений: Петровка, 10. пом. 53, тел. К 2-36-51,   Издатель: ГОС. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО», Е
р РР ВЫ О Е В ОННЫМН Д ЧЕ Еее

рае л Я Типоглафиая издательства «Черная металлургия» Москва Пветной бульвао.. 9590.