ВОСКРЕСЕНЬЕ, 8 ИЮНЯ 1941 г. № 23 (7:5)
	BOCAFEVEMDE, 9 ЕО РЕ wey

4 СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
= ——>— eee а И Е И И И ИЕ а ОУ ОО Бо да И Я
	ни это понимание природы — звучащем /
слова глубоко и вместе с тем вртистичио!

Работа над словом, по Станиславскому,
неизбежно приводит к большой скульнь
турности и об’емности слова — свойству,
столь важному для современного худох-
ника, выступающеге перед  большачи
аудиториями.

Весьма важным качеством для чтец
является чувство ритма. Именно ОТСЮДА
возникает едва уловимая, HO глубоко ор-
таническая музыкальность и поэтическая
приподнятость исполнения прозаических
произведений. Исполняя литературное 110-
изведение, актер должен воссоздать твор»
ческую личность автора. Этим качество
мастер хуложественного слова должен вла
деть в совершенстве, ‘он обязаа тонко 7
тлубоко разбираться во внутреннем дзвь
жении фразы писателя,

В какой же мере удовлетворяет этих
требованиям наша поистине громадная а}.
мия чтецов?

Сейчас в искусстве художественного чт.
ния наметились два основных направль
ния. Одно из них восходит к традициям
Закушиняка, другое берет начало в в.
полнительском мастерстве Маяковского,
Если взять за основу это условное леле
ние. то окажется, что к первому напр» ›
лению можно будет отнести Шварца, Х}. }
равлева, Каминку, Залесского, Чернявско-
го, Давыдову и Слободского, а ко Brope
wy — Балашова. Кочаряна, Кайранскув,
	BY a lee Е ОИ МН
Эфроса и Ярославского, — Ильинскоо
Смирнова-Сокольского и др.
	Актеры камерного плана; чтецыетрибу,
ны, подобные Смирнову-Сокольскому;
традники-рассказчики, владеющие искус
ством свободного и непринужденного ob
щения с аудиторией, как, например, Ха.
кин, — сколь непохожи они друг на друп,
Какая же из этих групп имеет больш
прав на существование? Думается, чт
такая постановка вопроса была бы невер.
ной. Маяковский мечтал о том, чтобы бы.
ло «больше поэтов хороших и разныг,
И мы радуемся росту искусства худох“
ственного слова, наличию в этом искус
стве различных творческих направлений,
	Есть среди чтецов немало дилетантов,
случайно попавших на остраду. Тут 1
драматические актеры, уволенные из те
атров за бесталанность, и оперные певцы,
потерявшие Толос, и танцовщики, повре
дившие ноги, и даже бывшие эстрадные
администраторы. Какой огромный вред
приносят слушателю все эти, с позволь
ния сказать, «чтецы». Мне чАсто с боль
и стыдом приходилось слышать, как, чи
тая произведения Маяковского, они ры.
чат, вопят, произвольно и бездарно пере
ставляют акценты, превращая стихи 3
прозу, мелодию — в бытовую речь.

художественным чтением сейчас вы:
ступае . большое количество драматиче
ских актеров. Такие выдающиеся мастера
театра, как Москвин, Качалов, Тарханов,
читая с эстрады, доставляют слушателах
истинное наслаждение. Для полного at
ревоплощения им достаточно одного то
чайшего оттенка голоса. Но их мало. Кот
да же слушаешь на эстраде посредств”и
ных драматических артистов, называемы:
в концертных организациях «совместите
лями», начинает казаться, что в театра
разучились разговаривать. Читают ли они
монолог из пьесы, играют ли в отрыв
ке из хорошо известного зрителю спек
такля, — OHH немощны без спенически
аксессуаров, так как плохо владеют it
кусством речи. Ё
Обращает внимание крайняя бедносп,
	узость  и аполитичность репертуара 601

обод рее   ‘Забавы $;
	шинства чтецов.
	oe eee

Разрешение этих и многих других a
	дач неизменно связано с вопросом о 10%
готовке новых кадров. Лишь в последим
время ‘созданы отделения художественном
слова в Гитисе и студии Мосфильм. Ков
цертные организации и эстрада не уде
ляют должного внимания воспитанию #
выдвижению новых чтецов.

Хочется верить, что предстоящий вт
рой конкурс эстрады пополнит ряды x
стеров художественного слова. Но вел
одних конкурсов мало. Необхолима №
дарственная подготовка мастеров хулоль
ственного чтения, нужна всесоюзная ша’
ла чтеца.

Искусство художественно чтения =
один из важнейших участков коммунист
ческого воспитания трудящихся. Оно 1}
ждается сейчас в более серьезном отнош
нии к себе, в большем виимании, чем 10,
	которое ему до сих пор уделялось.
		Народное искусство изустного рассказа
восходит к глубокой древности. Оно цве-
тети в наши дни, и есть тлубокий и
прекрасный смысл в том, что на KOH-
цертной эстраде, где выступают лучшие
представители художественного слова, ак-
	теры-профессионалы, появляются русск”
сказительница Марфа Крюкова, манасчи
Саякбай Каралаев, ашуги, акыны... Всем
	этим народным мастерам в высшей степе-
ни свойственны актерское начало, тончай-
шее искусство перевоплощения, вырази-
тельный жест и живая мимика.

Профессиональное искусство художест-
венного чтения в  России сравнительно мо-
лодо. Его традиции слагаются в ХХ сто-
летии. Мы знаем таких превосходных чте-
цов, как Мочалов, Каратыгин, Щепкин,
Садовский, Андреев-Бурлак и знамени-
THA рассказчик Горбунов, первый чтец-
профессионал, родоначальник срееобразно-
го и в высшей степени интересного жан-
ра эстрады. Это был жанр тезтрализован-
ного рассказа, автором которого являлся
сам исполнитель. Актер создал сатириче-
скую маску персонажа, в образе которого
он скорее играл, нежели читал свои рас-
сказы. Но Горбунов—все же далекое аро-
шлое, вчерашний день искусства чтепа,
несмотря на то, что последователи создан-
ного ‘им жанра имеются на концертной
эстраде и в наши дни. Гораздо ближе яам
талантливейший актер-рассказчик камер-
ного стиля Закушняк, большой мастер
маленькой новеллы, с непередаваемым
обаянием и блеском исполнявший миниа-
тюры Чехова, Мопассана, Твэна.

Великая Октябрьская социалистическая
революция пред’явила новые требования
к искусству. У чтецов почти He было ре-
пертуара на темы современности, того
опера. которого требовала аудитория.

ужны были новые формы работы.
	И тогда на эстраду пришел человек, ко-
торый «всю свою звонкую силу поэта»
поставил на службу «атакующему клас-
су». Это был Маяковский, ставший не
только вершиной советской поэзии, но
замечательным мастером художественного
чтения. Вместо актера, с большим или
меньшим умением читающего вслух лите-
ратурное произведение, на эстраду вы-
шел поэт, оратор, обладающий прекрас-
ным и сильным голосом, волевым жестом,
совершенно исключительным чувством му-
зыки слова. Он нес в своем репертуаре
тему современности, отвечал на задачи
дня, выносил искусство художественного
слова на улицы и площади, по которым
проходили праздничные демонстрации ос-
вобожденного народа.

Так возник новый стиль художественно-
го чтения.

Вслед за ним появилось искусство ли-
тературной композиции, обязанное своим
рождением главным образом режиссеру
Е. Е. Поповой. Сама форма литературной
композиции была подсказана практической
работой в многочисленных рабочих ауди-
ториях, запросами этой аудитории.
	Как найти материал наиболее волную-
щий и убедительный? Е. Е. Попова и я
	пришли к выводу, что газета здесь
может оказать немалую помощь. Так во-
шел в композицию подлинный документ
эпохи — приказ, донесение, речь. Бук-
вально по зернышку стали мы собирать
все лучшее, что написано на темы сбвре-
менности в художественной литературе и
в тазетах, компановать эти отрывки с
фрагментами классических произведений,
отразивших наиболее передовые, прогрес-
сивные идеи прошлого. Это привело к
особой форме композиции, форме большо-
го эпического размаха. Я говорю о компо-
зиции так много потому, что сейчас кое-
кто пытается выступать протаь формы
литературного монтажа, прекрасно дока-
завшего свою жизнеспособность и по сей
	день сохраняющего свое значение для
Бонцертной эстрады.

Итак, мастер художественного чтения
	покинул салоны и кабинеты, вышел на
улицу, обрел громадную аудиторию, стал
учиться у жизни, и она подсказала ему
новые, монументальные средства выраже-
ния. По-иному стал лепить он каждое
слово, делать звук об’емным и сильным.
На практике мы почувствовали, как глу-
боко понимал слово гениальный законода-
тель и учитель русской сцены К. С. Ста-
ниславский, когда в своей книге «Moa
жизнь в искусстве» писал: «Речь, стих —
Ta же музыка, то же пение. Голос дол-
жен петь и в разговоре и в стихе, зву-
чать по-скрипичному, а не стучать слова-
ми, как горох о доску». До какой степе-
	Более того, в ряде случаев оно было ис-
толковано превратно. Начали появляться
произведения глубокомысленно-«размыш-
ленческого» порядка, с потугами на фило-
софичность. В самом понимании лиричес-
кого, как это показывает ряд случаев из
творческой практики последних лет, на-
метилась опасная тенденция к узко-суб’-

ективным, индивидуалистически  замкну-
тым настроениям.
	В одном из камерных концертов, орга-
низованных Ленинградским союзом компо-
зиторов для делегатов выездного пленума
оргкомитета Союза советских композито-
ров ССОР, среди других сочинений был
исполнен романс Адмони на слова Блока
«Я пригвожден к трактирной стойке». Еще
более разительный случай имел место в
этом году в Московской государственной
консерватории. Молодой талантливый ком-
позитор Локшин в качестве дипломной ра-
боты (н6 принятой экзаменационной ко-
миссией как чуждая по <воим  идейно-
творческим устремлениям) представил че-
тырехчастную симфонию с голосом на ми-
	стико-эротические стихи Бодлера из цик-
ла «Цветы зла».
	Как расценивать эти факты? Несомнен-
но, в них есть изрядная доля мальчишес-
кого кокетничанья: смотрите, мол, какие
мы «сложные» и независимо мыслящие
люди! На самом же деле никакой подлин-
ной сложности чувств здесь нет и в по-
мине. Это сложность в кавычках, слож-
ность измышленная, находящаяся в кри-
чащем противоречии с колдизиями нашей
действительности! .

Последнее обстоятельство особенно серь-
езно. Мы имеем дело с проявлением ин-
дивидуалистического рецидива в творчес
ком сознании некоторой части наших ком-
позиторов, рецидива столь же запоздалого,
сколь и глубоко чуждого и абсолютно не-
терпимого в нашей художественной прак-
THRE. Обращение советского композитора к
		р А РОТ ЕГОР

но лирике «Цветов зла» и «Трактир-
ных стоек» нет и не может быть места в
советском творчестве.

Наша действительность неизмеримо вы-
соко подняла достоинство человеческой
личности, (на открыла для нее безгранич-
ные возможности идейного и этического
самосоверщенствования. Тем самым созла-
ны все предпосылки для расцвета полно-
ценной лирической поэзии, поэзии BO3-
вышенных чувств и благородных челове-
ческих эмоций. 21-я симфония Мясковско-

го, скрипичный концерт Хачатуряна, КВИН-

тет Шостаковича, «На поле Куликовом»
TT... ..._._ Г i
	Уч ТЕ a A RRR Cs a

Шапорина, «Александр Невский» Прокофь.-

дл сл 305
	и eee SD

ева — Олестящие тому доказательства.
Товоря o AWpHRe, MER ToOnnaavueraeu +,
	ip nae a ERG, MBE TOAPASYMCBAEM под
этим всю сферу переживаний от собствен.
	мы ee размышлений до героичес-
ки действенных устремлений, свойствен-
	Культура чтеца’
	Выставка капикатуры
	’ Карикатурист, мастер изобразительных
Шовелл, сатир и фельетонов, — это худож-
ник и литератор в одном лице. В Goe-
вом, задорном и веселом жанре журналь-
ной сатиры слово и изображение должны
быть неразрывно слиты.

На выставке случилось иное. Карикату-
Юристы розомнили себя чистыми графика-
ми, устыдились почему-то двойствениой
природы своего искусства. Немые, не
раз’ясненные подписями рисунки должны
были, по их мнению, говорить сами за
себя, представлять самостоятельный ху-
дожественный интерес.

Позже устроители выставки почувство-
Вали ложность такой позиции умолчания.
Юни вмешались в толпу посетителей вы-
ставки и выступили в роли гидов—раз’-
яснителей своих произведений. А затем
под рисунками появились подписи и да-
	На Сельскохозяйственной выставке.
— Здесь мы увидим швейцарский
пейлонский чай, египетский хлопок,
кий орех.

— Привозное?
	— Конечно, привозное из колхозов.
Рисунок Л. Генчза
	же расширенные литературные . коммен-
гарии.

Так литератор и график вновь примири-
мись. И это, конечно, к лучшему.

Но временный конфликт в душе кари-
хатуриста все же оказался на судьбе вы-
ставки. Злободневное искусство политиче-
ской сатиры и публицистического рисунка
было оттеснено на задний план иллюстра-
циями и бытовыми зарисовками.

Московским кафикатуристам удалось до-
мазать. что они — культурные рисоваль-
щики и опытные иллюстраторы, тонко
вувствующие особенности различных лите-
ратурных жанров.

Иллюстрации Л. Г. Бродаты к роману
Бенавидес «Попы и нищие», В. Н. Горяе-
ва к «Господам ташкентцам», А. М. Ка-
невского к произведениям Марка Твэна,
Ильфа и Чуковского, наконец, акварели
А. А. Радакова — отличные произведе-
ния книжной графики.

Не менее любопытны показанные на вы-
ставке бытовые зарисовки. За последние
тоды в семью карикатуристов вошли но-
зые, молодые художники. Они оживили
журнальный рисунок новой, более свобод-
ной техникой исполнения, нашли свою
область веселых, хотя, по правде сказать,
несколько мелочных, наблюдений жизни.
Особенно удачны бытовые ‘зарисовки Л. В.
Сойфертиса. Его маленькие изобразитель-
ные новеллы, действительно, не нужда-
ются в литературных комментариях,

Очень выразительны такие наброски
В. Н. Горяева, как «Продавщица шляп»,
«Извозчики», «На вокзале» и другие. Но
что общего между этими умело выпол-
ненными произведениями станковой гра-
фики и задачами карикатуры? Их можно
было бы с успехом показать на любой ху-
дожественной выставке, в них нет целе-
вой установки, расчета на определенное
воздействие, их нежная растушевка не
приспособлена к обычным требованиям
журнального воспроизведения.
	Быставка, таким образом, раскрывает
сильные и слабые стороны творчества
московских карикатуристов. За последние
годы они вновь обрели вкус к бытэвым
наблюдениям, часто охотно и © успехом
выступали как иллюстраторы классиков
сатиры и юмора, выросли. если подходить
	к ним с мерилом чисто профессиональной
оценки, но одновременно стали уделять
	За последние 6—7 лет советское музы-
кальное творчество одержало крупные
победы. 0собо больших успехов, как это
видно из факта присуждения Сталинских
премий, достигли наши композиторы в
области симфонической и камерно-инстру-
ментальной музыки. Принципиальное зна-
чение этих успехов трудно переоценить.
Еще совсем недавно элементы нового сти-
ля находили наиболее яркое выражение
преимущественно в сфере песенного и пе-
сенно-хорового искусства (Давиденко, Ду-
наевский, бр. Покрасс) и в выросшей на
его основе оперной практике. Теперь же
черты кристаллизующегося нового стиля
советской музыки с наибольшей рельеф-
ностью и художественной полноценностью
	выступают именно в произведениях сим-
фонических.
	Симфонические сочинения, появив-
шиеся за последние несколько лет, под-
няли нашу музыкально-творческую куль-
туру на такой уровень, при котором ее
всемирно-историческое значение становится
все более конкретно осязаемым. Все чаще
и. чаще при рассмотрении того ‘или` иного
произведения советского композитора-сим-

фониста мы ‘обращаемся к историческим
аналогиям и сопоставлениям, все настой:
чивее в наших суждениях 0 советской
музыке утверждается мысль о неразрыв-
ной связи ее новаторских устремлений с
лучшими традициями прошлого.
	Творческое многообразие — одна из
примечательных ‘особенностей советской
музыки. В едином русле идейных устрем-
лений нашего искусства живут и развива-
ются различные индивидуально-творческие
течения. Резалистическое советское искус-
ство открывает перед нашими художни-
ками необ’ятные просторы для выявления
их творческой индивидуальности,

К

м ед МИ С ке СМИ Ш
	Б наиболее прогрессивных явлениях на-
шего искусства, как и в жизни, общест-
венное и личное выступают в органичес-
ком единстве. Чрезвычайно ярко это един-
ство воплощено в «Поэме о Сталине» Ха-
чатуряна. Всех нас восхищает поэтически
влохновенная, лирически  экстатическая
финальная песня на слова ашуга Мирзы
из Тауза. Но эта прекрасная песня, воб-
равшая в себя лирику народа (эпос!),
возникла из глубоко личного лиричес-
кого замысла поэмы; «У меня в голове
много дум о тебе, мой великий Сталин!»
	Вопрос о субективном лирическом и
об’ективном драматически действенном изо-
бражении действительности имеет огром-
ное значение. Верно ли, что только бет-
ховенский тип симфонического мышления
	меныпие внимания жанру . боевой, злобо-
дневной политической карикатуры.

Правда. старые. опытные художники —
Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, К. С. Елисе-
ев — попрежнему уделяют много внима-
ния политической карикатуре, но даже в
их среде сильно увлечение безобидным
юмором и бытовыми темами. Работы ВБ. Е.
Ефимова, Б. Г. Клинча и Н. Е. Радлова
это красноречиво доказывают.

Два крупных мастера карикатуры приз-
лекают на выставке наше внимание, Один
из них владеет любой графической техни-
кой, свободно из’ясняется в любом сти-
ле. Ему доступны все жанры, он может
дать рисунок на международную и бы-
товую TOMY, он великолепно знает ‘и за-
падный и советский материал, Этот блес-’
тящий, виртуозный и несколько холодный
полиглот журнальной графики — Л. Г.
Бродаты.

Другой, наоборот, медлителен, неровен,
но всегда своеобразен, В его рисунках
‘всть нечто от театра масок, петрушки,
лубка; их узнаешь по характерной напря-
женности цвета и  темпераментности
штриха. Это — А. А. Радаков,

В акварелях А. А. Радакова всегда есть
нечто от театра и литературных впечатле-
ний. И на этот раз Радаков также избрал
темой целой серии своих акварелей стихи
Маяковского. Художника увлекала заман-
чивая задача использовать образы народ-
ного лубка, окон сатиры РОСТА и рево-
жюционного плаката для создания роман-
тических композиций, навеянных стихами
лучшего нашего поэта. К сожаленяю, из
всей серии Радакову удался только один
лист с изображением Верлена, склонивше-
то голову над рюмкой абсента. Зато к
лучшим вещам выставки относятся его
иллюстрации к произведенийм Салтыкова-
Щедрина.

В ряду мастеров карикатуры А. М. Ка-
невский занимает достаточно видное ме-
сто. Это -— мастер гротеска, шутки и
очень выразительных графических харак-
теристик. Вот рисунок из «Крокодила» —
«В школе после родительского собрания».
Пустой класс со следами невообразимого
запустения. На полу — окурки, рваная
бумага и прочий сор. Эту картину опас-
ливо, ощетинившись метлами и швабра-
ми, наблюдают готовые к штурму убор-
щицы. Вот рисунки-шутки — «Крупная
единица», «Рыба-петух», «Неженка». Тут
же большая акварель — «Столпы старой
деревни». на которой поп, кулак и при-
став изображены нежными размывами ак-
варели. но очень рельефно и язвительно.
	Ю. А. Ганф и К. С. Елисеев, подобно
Л. Г. Бродаты и А. А. Радакову, могут
показаться антиподами. Один рисует толь-
ко маски, как правило, жуткие, фантасма-
горические и редко смешные. Другой—це-
ликом во власти бытовых наблюдений.
Произведения обоих, однако, сейчас ка-
жутся несколько сухими и жесткими по
рисунку,

.- Привычная манера этих художников аа
последние годы мало изменилась. А жизнь
предлагает карикатуриету все новый и
новый материал. Меняется облик друзей
и врагов, многие трагикомедии совремгн-
ности уже нельзя разыграть, вызодя на
сцену старые маски или используя давно
накопленный запас бытовых наблюдений.

Впрочем. этот упрек отяосится не толь-
ко к Ганфу и Елисееву. Цельное, орга-
ничное, единое в своей направленности
искусство карикатуры за последнее вре-
мя начинает расслаиваться на два само-
стоятельных и мало связанных между со-
бой вида: на политический рисунок и бы-
товую юмореску.

На первый взгляд здесь нет ничего пре-
досудительного. Стремление к многообра-
зию жанров — одно из условий роста
любого искусства. Оно вполне оправдано
и в области газетно-журнальной трафики.
Но художники различных жанров слиш-
ком редко приглядываются друг к друту.
Политическая карикатура не оплодотво-
ряется наблюдениями жизни, бытовая —
чуждается острых тем, не стремится к
обобщениям и подчас уклоняется в сто-
рону станковых форм графики.

_ Может быть это временное явление,
своеобразный кризис роста. Во всяком
случае выставка дает основание так ло-
латать. Она знакомит нас © труппой силь-.
ных графиков, которым нет основания ©0-
перничать с мастерами станкового рисун-
ка, с художниками, которые не должны
ни на минуту забывать о своей нераз-
	рывной связи с острой, боевой, злобо-
дневной публицистикой.

А. БАССЕХЕС
	Молодые живописцы
	Недавно закончилась в Московском го-  приглашен к участию во втором туре кон-
	курса.

Строить наново художественный вуз в
Москве было далеко не легким делом. Од-
ной из главнейших задач преподавания
была поставлена проблема цветового реше-
ния картины в сочетании с глубоко реа-
листическим отношением художника К
натуре. Большое внимание уделено заня-
тиям над сюжетвой композицией, проник-
нутой серьезным идейным содержанием в
духе `социалистического реализма. Однако
у вуза еще не могло сложиться проверен-
ной на опыте новой методики преподава-
ния художественных дисциплин в соответ-
	Сствии с вышеуказанными принципами. По
	существу, методику преподавания приш-
лось вырабатывать, так сказать. на ходу.
	Нет ничего удивительного поэтому, что
молодой вуз с волнением и тревогой ожи-
дал окончаний весенней сессии. 89 моло-
дых художников живописного факультета
должны были представить на суд своих
педагогов первоначальные эскизы будущих
дипломных композиций. Справятся или не
справятся студенты с новой и при этом
весьма ответственной задачей? Весенняя
сессия показала, что справились и, пожа-
луй, не плохо справились. Только 8 эски-
зов из 89 были признаны мало удовлетво-
рительными, зато 40 были отмечены как
	отличные. Среди отличных особенно вы-
делились эскизы Гринюка «Гражданская
казиь Н. Чернышевского», ‘Домогацкого
	«Партизаны», Руднева «Суд над Черны-
шевским», Тегина «Деревня В 1919 Fr,
Волкова «Колхозная свадьба», ярко. роман-
тичный этюд Горлова «Взятие Зимнего»,
& также интересный по живописному ре-
шению и проникнутый глубоким чувством
эскиз Белаковой «Ленин перед от’ездом в
Россию в 1917 г.» (мастерская С. В. Герз-
симова). г

Прекрасные эскизы дали Дудник—В. И.
Ленин в Смольном», Хаимов — «Приезд
Ленина в Петроград в 1917 г.» (мастер-
ская проф. А. А. Осмеркина), Обрыньба —
«Котовский» (мастерская проф. П. Д. По-
каржевского), Максимов — «Освобождение
из тюрьмы политических в Риге» (мастер-
ская проф. Е. Е. Ряжского), Бирштейн —
«Поморы в гостях у Ломоносова», Нлот-
нов—«Фрунзе и Чапаев на переправе», Цы-
плаков — «Чапаев» (мастерская проф. Г. М.
Шегаля). Очень декоративные и отлично
композиционно построенные эскизы пред-
ставили дипломники мастерской монумен-
тальной живописи И. 9. Грабаря и Н.М.
Чернышева.

Весенняя сессия Московского художе-
ственного института со всей очевидностью
показала, что вполне своевременно пред-
ставить на суд художественной обществен-
ности результаты работы студентов. В но-
ябре текущего года в помещении Всеко-
художникя ` будет открыта для широкой
публики выставка работ учащихся.
	Директор института, лауреат Сталин-
ской премии профессор
	Игорь ГРАБАРЬ
	сударственном художественном , институте
весенняя сесоия экзаменов. Итоги ее очень
поучительны. Они ярко. характеризуют тот
большой сдвиг к лучшему, который наме-
тился в советских вузах в результате про-
ведения новых принципов распределения
денческих стипендий.

иены СНК ССОР о стипендиях
в вузах решительно покончило с иждивен-
ческими настроениями среди студенчества.
Оно потребовало от студентов вниматель-
ного отношения к учебным занятиям, ои-
стематического труда, а не поверхностного
и формального (на «посредственно») усвое-
ния установленных в вузах программ.
Если год тому назад на весенних экзаме-
нах по искусству отметки «отлично» со-
ставляли всего 7,9 проц., то нынешней
весной их стало уже 35 проц,
	До последнего времени студенты худо-
жоственных вузов мало заботились о серь-
езном усвоении теоретических предметов
(марксизм-ленинизм, ‚ история искусств
и др.). В подготовке к сдаче теоретиче-
ских предметов была _ «штурмовщина».
Преобладали отметки «удовлетворительно»
и ниже, Впервые в мае текущего года
студенты МГХИ получили: 47,6 проц. от-
личных отметок по «теории». Студенты
первого курса добплись 71,9 проц, отметок
«отлично», а четвертый курс (мастерская
С. В. Герасимова) сдал все теоретические.
предметы -Ha «хорошо» (31,6 проц.) и «от-
лично» (68,4 проц.).

Все эти отрадные факты свидетельству-
ют, что студенты в огромном большинстве
поняли свой долг перед государством. Для
МГХИ только что закончивигаяся экзаме-
национная сессия имеет особое значение.
Ведь это — молодой вуз. Его живопис-.
ный факультет лишь в’ нынешнем году
впервые подошел к самому ответственно-
му этапу евоей работы — к подготовке
первого выпуска дипломников, которые
должны закончить через год полный курс
художественном вуза. А скульптурный
факультет только еще приступает к фор-
мированию своего пятого ‘курса. Весенняя
сессия поэтому была по существу ответ-
ственным экзаменом для вуза в целом.
Результаты ее показали, что педагогиче-
скому коллективу, имеющему в своем со-
бставе крупнейших художников страны,
действительно удалось построить вуз и с0-
брать в его стенах ряд весьма ярких мо-
лодых дарований.

В прошлом году студенты Нечитайло и
Кугач. (сталинекие стипендиаты) блеснули
прекрасным панно на Всесоюзной сельско-
хозяйственной выставке. В нынешнем году
студенты Цыплаков, Плотнов, Бирштейн,
Коновалов, Погожев, Горлов, Дудник и
Домогацкий дали для ВСХВ ряд прекрас-
ных работ. Студент скульптурного фа-
культета В. Циталь создал очень яркий
эскиз памятника писателю Н. А. Остров-
скому, а студент Л. Кербель с успехом
участвовал в конкурсе на памятник В. Мая-
ковскому в Москве. Эскиз Кербеля был
признан одним из лучших, и автор его
	ЛИИРЧИ ‚ЗА TO eae eS ee

ЛА. „о а м Пл За

7 be г—Фр тр р
		заслуженный деятель искусства художник С. В. Герасимов за работой над эскизом панно
	Фото Ю. Говорова
	для Дворца Советов
	Лирика в зероика
	обладает способностью «об’ективного ви-
дения» мира и что, следовательно, искус-
ству реалистического воспроизведения
жизни следует учиться у него одного?
Правильно ли, что весь послебетховенский
лирический симфонизм романтиков был
лишен этой способности к об’ективному
художественному изображению? Законно
ли вообще столь категорическое противо-
поставление бетховенского об’ективного —
лирическому суб’ективному?

Разве об’ективное искусство Бетховена
не было вместе с тем глубоко суб’ектив-
ным? Сравним его музыку с творчеством,
скажем, Гайдна. Насколько окажется ‚она
более «личной», суб’ективно окрашенной.
Еще разительнее будет сопоставление бет-
ховенского стиля с полифоническим сти-
лем Баха. В сравнении с последним ис-
кусство Бетховена «всегда признание», в
нем «страсть и настроение становятся про-
блемой» (Курт). .

Сравнительно с симфонизмом Бетховена
еще более ‘индивидуализированный тип
мышления представляет собой симфонизм
Чайковского. Но можно ли этому симфо-
низму, лирико-суб’ективному в своей ос-
нове, отказать в жизненно об’ективной
силе выражения? Ни в коей мере, По-
добно тому как симфоническое. творчество
Бетховена живет в нашем сознании в не-
разрывной связи со всей культурой мы-
шления и философией начала ХХ `столе-
тпя, можно утверждать, что и симфонизм
Чайковского, как явление. художественной
культуры народа, был создан самой рус-
ской жизнью на определенном этапе ее
исторического развития. Выводы, к кото-
рым (в соответствии с умонастроениями,
царившими в их время) приходили и
Бетховен и Чайковский, были полярно
противоположными; метод был один и тот
же — метод суб’ективно-лирического пре-
ломления проблем, выдвигавшихся веком.
То, что У Чайковского это суб’ективно-
лирическое начало ощущается нензмеримо
острее. нежели у Бетховена, является си-
лой русского симфониста и об’ясняется
значительно более конкретным (конкретно-
психологическим) содержанием его твор-
чества.

’ Обращаясь от общих рассуждений к с0-
ветской симфонической практике первых
лет, нужно признать, что бедою многих
тогдашних симфонических опусов Ффыло
то, что в них недостаточно ярко выража-
лось (а порой и совсем отсутствовало)
личное, авторское. То были индивидуально
безликие симфонии-схемы, а не живые
художественные организмы (речь здесь не
идет, разумеется, о симфонизме Мясков-
	ского, в частности о его глубоко проник-
новенной 6-й симфонин).

Общеизвестно, что наши музыканты от-
дали обильную дань абстрактно-героиче-
ским представлениям о великой революци-
онной эпопее, прежде чем, преодолев их,
пришли к живому, реалистическому, прав-
дивому ее воспроизведению. Кто He пом-
нит времени, когда самое обращение ком-
позиторов к лирике бралось под подозре-
ние и критический обстрел. На практике
это приводило к созданию мертворожден-
ных произведений типа оперы «1905 год»
Давиденко и Шехтера, в которой живые
человеческие характеры были подменены
«человекосхемами» (не люди, а «движу-
щие силы исторического процесса»).

Огромное плодотворное значение име-
ло для всей советской музыки обращение
к лирике. Преодолевая индивидуалистиче-
ский суб’ективизм, изживая  мертвящее
воздействие конструктивизма, занесенно-
го к нам практикой современного за-
падноевропейского буржуазного — искус-
ства, стремясь правдиво передать миро-
ощущение советских людей, наши сим-
фонисты пришли в последние годы к с03-
данию произведений, в которых характер-
нейшей чертой стиля являются поэтичес-
кая одухотворенность и лирическое нача-
10. 21-я симфония Мясковского, фортепи-
анный квинтет Шостаковича, скрипичный
концерт Хачатуряна, 2-я симфония Ревуц-
кого (называю лишь некоторые произве-
дения из числа награжденных Сталински-
ми премиями), — все это произведения
лирического симфонизма. Ярчайшими o6-
разцами советского лирического симфониз-
ма являются наряду с упоминавшейся
«Поэмой о Сталине» Хачатуряна 5-я и 6-я
симфонии Шостаковича.

Лирика! Мыслимо ли, вообще говоря,
произведение искусства, в котором отсут-
ствовала бы лирика? Ведь это означало
бы отказ художника от воплощения ду-
шевного мира человека, то-есть того, что
составляет альфу и омегу подлинной поэ-
HH. Лирика в искусстве — там, где при-
сутствует человеческое начало. И, няобо-
рот, ее не найти в произведениях, где это
живое человеческое начало погребено под
тяжестью всевозможных рационалистичес-
ких построений. Об этом надо помнить
нажпим композиторам. Бедность лиричес-
кого, человеческого, в конечном итоге идей-
ного начала весьма ощутима и в форте-

пианном концерте Евлахова и в симфонии
Свиридова.
	Но лирика бывает разная. Вопрос о
правильном ее понимании — олин из са-
	мых жгучих в нашей музыке. В сущно-
	сти, это вопрос о новом социалистичес-
ком типе человека, о правильном понима-
нии и художественном толковании про-
блемы советского героя. ,

В связи с этим нельзя не напомнить,
что за лирику у нас подчас выдается
суррогат (это касается тлавным образом
песенного творчества и оперной практики
последних лет). Слушая все эти бесчис-
ленные, похожие друг на друга романсы
й песни, невольно хочется спросить авто-
ров: «с кого они портреты пишут?». 0с0-
бенно нетерпимо, когда сентиментальная
надрывность и расслабленность вторгаются
из сферы так называемой «любовной ли-
рики» в область гражданской тематики,
когда средствами такой лирики пытаются
передать высокие, благородные чувства и
поступки мужественных советских людей,
когда на «лирическом» наречии, заимство-
ванном из музыкального диалекта старого
мещанского пригорода, ведется повествова-
ние о советских патриотах, о героях граж-
данской войны и наших дней,

Вместе со всей массой советских слу-
шателей мы страстно ожидаем таких про-
изведений, в которых образы и характе-
ры дышали бы героическим‘ пафосом на-
шей эпохи и олицетворяли в себе дейст-
венную философию, волю и мужество луч-
ших людей нашей родины. Философию, а
не натуралистически-примитивное изобра-
жение.

Нам нужны произведения больших
чувств и коллизий, основанных на драма-
тическом изображении жизни во всей ее
сложности. Только безнадежные схематики,
исходящие из вульгарного представления
0 некоем стандартном типе советского ге-
роя, способны думать, что в нашем искус-
стве нет и не может быть места для
острых драматически напряженнных кол-
лизий и психологических конфликтов.

Сейчас о 5-Й симфонии ° Шостаковича
товорят не иначе, как о гениальном соз-
дании советского симфонизма. Но огромная
историческая роль 5-й симфонии Шостако-
вича в`том и заключается, что в ней впер-
‚вые в истории советского симфонизма
идея жизнеутверждения, как основопола-
гающая идея нашего времени, была по-
казана через правдивое раскрытие слож-
ных процессов развития индивидуальной
психики советского человека. С захваты-
вающей силой этот порыв жизнеутверж-
дения воплощен в финале симфонии. Не
являясь произведением собственно герои-
ческого жанра, 5-я симфония вплотную
подвела и самого композитора и всю на-
шу симфоническую культуру к проблеме
воплощения героического, философски (а
не фабульно) оптимистического искусства.

значение 5-й симфонии Шостакови-
ча, как произведения большой идеи иглу-
боких, сильных чувств, к сожалению, не-
было достаточно и своевременно осознано.
	ных ‹ховетскому человеку. В stom cunt
ле для нас не существует противопоста»
ления лирического героическому. Но, *
правляясь от конкретных запросов Hite
нешнего дня советской музыки, мы №!
можем не указать на чрезмерное преобль
дание в ней произведений лирически р
зиньятивного характера. Нужны ли ви
такие произведения? Значит ли, 910 №
имя героического, столь нами желаниям
и ожидаемого, мы должны вообще OT
заться от таких произведений? Her, x
нечно, Они имеют все права на существ»
ванне,

Но нам нужна в первую очередь лиру
созидающая, способная нё только 0706
жать жизнь в ее лучших героико-оптю а
стических проявлениях, но и формировт
ее, лирика, воспитывающая ‘богатырей NTA
отважных борцов за человеческое счасти,
лирика, которая учила бы мужествви
преодолевать трудности. Такая лирика И
может быть основана лишь на одном непу
средственном ощущении и восприя
жизни. Она необходимо должна вклю
в себя момент глубокого интеллектум»
ного осмысливания явлений действитель
ности,

Лирика и героика! Когда на наших ce
Фонических эстрадах прозвучит новая ©
ветская «Его!са», «Ето!са» социалист
ской эпохи, а со сцен наших оперы
театров раздастся’ вдохновенный гимн ©
циализму, продолжающий бессмертии
патриотические традиции  глинкияской
«Славься», мы вправе будем считать, %
великие идеи наших дней получили 1
стойное выражение, Звать к такому BY
кусству — обязанность каждого советох»
го музыканта.

стремлении освоить опыт истори“
ских, уже утвердивших себя тилов т
ческого мышления мы, естественно, 0*
щаемся к Бетховену, Глинке, Бородии
Чайковскому, Мусоргскому, Философ
оптимизм и идейная масштабность №
симфонии, эпическая мужественность
разов «Руслана» и «Игоря», mopar
возвышенность чувств и психологический
реализм «Онегина», «Пиковой ламы»
«Патетической» симфонии, самый прияии
‚драматически действенного показа reps
лежащий в основе симфонической и отт.
HOH драматургии Бетховена, Чайковско”
‘и Мусоргского, — вот что должно fh
вдохновенными примерами для советски
композиторов, призванных стать 62101
классическими выразителями идей #80
великой социалистической эпохи.

Мы товорим о бетховенианских тр
циях, но это не только не исключает, №
необходимо предполагает использова
всего прогрессивного, что заключено в ®
татейшей сокровищнице мировой, *
первую очередь русской музыки.
	С. ШЛИФШУЕЙВ