ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 ИЮНЯ 1941 г. № 24 (71)
		уе
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	1936 *` АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
	Алексей Максимович Горький. Июль 1934 г.
Фото М. Опгуркова. Снимок публикуется витервые
	*

x
	БЕСЫ 0 ЛОВИ М ЗЕВС
	Горький-драматург стал известен рус-
кому читателю и зрителю в самом на-
Нале 900-хтг,`И вдраматургии, как раньше
в прозе и в поэзии, Горький бросил вы-
вов старому миру. его пошлости, скуке,
неумению творить жизнь. Устами Нила он
решительно заявил (в «Мещанах»), что
«хозяин тот, кто трудится», чем вызвал
нападки буржуазной критики: так до
	Горького русские драматурги еще не гово-
рили.
	Много лет прошло с тех пор. Пьесы
Горького обошли сцены всего мира. Меч-
та писателя осуществилась. На его родине
хозяином давно стал «тот, кто трудится».
Веру в человека Горький пронес через
всю свою жизнь, каждым своим произве-

дением утверждая право человека на сво-
бодный, творческий труд,
	Совсем недавно вышли в свет пьесы и
сценарии Горького, не опубликованные при
жизни писателя. Многие из них даже не
закончены и, сохранились лишь в черно-
вых записях, в незавершенных черновых
редакциях. Очень требовательный худож-
ник, Горький, повидимому, был неудовлет-
ворен этими своими произведениями, и
даже формально законченные произведе-
ния пе увидели сцены или экрана. Тем
не менее трудно переоценить их значе-
ние.

Исключительно интересны пьесы «Сомов
и другие» и «Яков Богомолов». Эти прэиз-
ведения посвящены разоблачению мира
буржуазии и буржуазной интеллигенции,
OHH дают много нового для понимания
всей природы горьковского творчества,
	После шахтинского процесса у Горького
вародилась мысль написать пьесу, в ко-
торой действуют люди. подобные участ-
никам шахтинского дела. Такой пьесой
явилась «Сомов и другие».
	Доминирующая роль в пьесе при-
надлежит молодому инженеру Нико-
лаю Сомову. Событий, которые завя-
	звали бы сюжетный узел, в пьесе нет. Дей-
ствие происходит то на террасе дачи Со-
мова, то у директора завода Терентьева.
Все приходящие к Сомову разговаривают
намеками или полунамеками о готовящей-
ся диверсии, а Лидия, жена Сомова, то-
мится неясным предчувствием и скукой.
У Терентьева — другие люди, люди, борю-
щиеся за новую жизнь. р

Мир Сомова и мир Терентьева — про-
тивопоставленные друг другу антагонисти-
ческие силы. Враждебные идейно, люди
эти враждебны и по психологии. Злобный
старик Лиспонов, мечтающий о реставрации.
капитализма, бездарный карьерист  Т’рое-
руков, приспособившийся к жизни в каче-
стве учителя пения, наполовину выжив-
ший из ума старик Богомолов, болтливый,
пустой, лишенный всяких стремлений мо-
лодой инженер Ярошков и, наконец, их
вожак Сомов, инженер,  честолюбец,
доказывающий. что только  техниче-
ская интеллигенция имеет право на
власть, на управление страной. Таков
этот латерь Сомова, состоящий из жалких,
трусливых, злобствующих и «обиженных»
людей.

Гуманист Горький, не перестававший
утверждать, что «Человек — это звучит
Тордо», еще раз показал все омерзитель-
ное, что встречается среди людей. Нельзя
любить, ‘не умея ненавидеть врага, —
товорил Горький, — и в этом был под-
линный смысл его гуманизма. И как Кли-
ма Самгина смела со своего пути рабочая
демонстрация, превратив его в мешок ко-
стей, так уничтожена была революцией
и группа Сомова, поднявшая руку на на-
тодное дело.

Новой и тоже заостренно публицистич-
ной явилась и пьеса, названная редакци-
ей по имени главного действующего лица
—«Яков Богомолов». Написанная несколь-
ко раньше «Сомова и других», эта пьеса
‘была тоже своеобразным «отклонением»
от «Жизни Клима Самгина»: она тоже пи-
салась в разгар работы А. М. Горького над
эпопеей.

Столкновение интересов буржуазии и
трудовой интеллигенции еще не стало
конфликтом. Инженер-гидролог Яков Бого-
молов не понимает того, что вся ето твор-
ческая, созидательная работа подчинена
интересам купца  Букеева. Увлекигись иде-
ей орошения безводной местности, превра-
щения этого уголка в роскошный цвету-
щий сад, Богомолов не замечает экоплоа-
таторских тенденций Букеева, того, что
он попросту работает на этого капитали-
ста.

Богомолов напоминает некоторых героев
более ранних пьес Горького, посвящен-
ных интеллигенции, и ближе всего он к
Мастакову из «Чудаков» и к химику Про-
тасову из «Детей солнца». Мечтатель,
идеалист, он не опирается на реальную
жизнь, не думает о том, кто будет поль-
воваться выращенными им садами, он тво-
рит «вообще», ‘для будущего. Социальная
слепота мешает ему видеть страдания ра-
бочих. Он добр к ним, он заботится о ра-
бочих. но ему не приходит в голову
мысль о необходимости решительной лом-
хи всей социальной системы, ‘чтобы изме-
нилась жизнь народа.
	Три днЯ продолжалось организованное
недавно кабинетом музыкального театра
ВТО совещание на тему «Вокальное ис-
кусство в советской опере». Тема эта
весьма актуальна. Необходимость ее поста-
новки и обсуждения уже давно диктова-
лась практикой.
	Оперное творчество советских компози-
торов имеет свои сильные стороны. Весь-
ма ценны настойчивые - поиски новых
приемов (мелодекламация в опере «Тихий
Дон», вокальное трио без слов в опере
Хренникова «В бурю» ит. д.). Боль-
ое и во многом плодотворное влияние
оказали на советскую оперу массовые му-
зыкальные жанры, начиная от старой
крестьянской песни и кончая современной
боевой массовой песней. Много положи-
тельного дал советскому оперзому искус-
ству богатый опыт работы в националь-
ных республиках.
	Но, конечно, главное внимание участ-
ники совещания обратили на недостатки,
мешающие советской опере стать ведущим
жанром в нашей музыкальной культуре.
	Й во вступительном слове В. В. Бар-
совой и в доклале М. П. Максаковой ос-
новной мыслью явилось следующее поло-
жение: работа над образами советских лю-
дей дала оперному актеру много нового,
толкнула на поиски оригинальных средств
художественного выражения, потребовала
иного, чем прежде, понимания простоты,
человечности, душевной теплоты, и тем
не менее эта работа очень мало, недо-
пустимо мало дала ему как певцу.
	Слушая многие советские оперы, го»
ворилось на совещании. чувствуешь,
что авторы их не владеют теми разнооб-
разными приемами вокальной техники, ко-
торые выработались в ходе многовековото
	Горький не скрывает слабых CTODOH
своего героя, но мысль 0 превращении
земли в цветущий сад, идея творчества
жизни, лежащая в основе образа Якова
Богомолова, — вот что противопоставляет
здесь Горький таким людям, как Клим
Самгин. В об’яснении со своей женой,
Ольгой, Богомолов полнее всего выражает
свои взгляды на жизнь, на плодотворный
труд, наградой за который становится лю-
бовь.

«Противный сказочник» — говорит о
нем Ольга; «великий краснобай» — на-
зывает его Букеев. Сиссобность говорить
со всеми 060 всем с полной откровенно-
стью, стремление видеть во всем только
хорошее :— вот основные психологические
черты Богомолова. Может быть, он тоже
утепгитель, ° тоже несет людям хорошие
слова о прекрасном мире там, за рощей,
подобно чижу, герою ранней горьковской
аллегории, хотя сам он прекрасно знает,
ЧТО «за` рощей» нет ничего необычного,
«сказочно-прекрасного»? Нет, Богомолов ве-
PHT, что люди по природе своей очень хо-
ропги, он знает, что несчастны люди тогда,
когда у них нет мечты о будущем, когда
они не сознают себя историческими лично-
стями, строящими будущее человечества,
	& верить в прекрасное будущее и работать
во имя его—вот ‘истинная залача людей. Он
	проловедует вечное стремление  внеред,
вечное движение.
Не меньшее. чем фигура Богомолова,
	значение имеет в пьесе образ купца Ич-
кона Букеева. Он несколько похож, на
первый взгляд, на Егора Булычева, Анти-
пу Зыкова и своих однофамильцев Евгра-
фа и Христофора Букеевых. То же слег-
ка ироническое отношение к окружающим,
то же томление духа и незнание, куда
себя деть. тот же скептический ум, та же
попытка философского осмысливания жиз-
ни. Скука раз’едает мозг и сердце Нико-
на, от скуки не могут его спасти ни вино,
ни карты. А трудиться, как он говорит
об этом Богомолову, Никон непривычен.
Труд опять (как всегда у Горького) реша-
ет вопрос о радости жизни. Букееву чуж-
ды иллюзорные мечтания Богомолова, он
хочет быть счастливым сегодня и не зна-
ет, в чем счастье,

Богомолов уверен в TOM, что человек
должен украшать землю для радостей бу-
дущего, и потому сам он потратил три го-
да, чтобы осушить землю в одном месте,
а теперь у него уйдет пять лет, чтобы
оросить другой ее уголок! Творчество жиз-
ни — вот лейтмотив образа и всей пье-
сы. Отсутствие радости созидания, творче-
ства и есть, прежде всего, трагедия Нико-
на Букеева. Деньги ему не нужны, но
все-таки за имение с водой больше запла-
тят, и потому пусть Богомолов орошает
землю — таков практический принципи Бу-
кеева, принцип собственника. Так и живут
в нем две души: задумавигийся, филосэф-
ствующий, скучающий человек, нелепый,
никому не нужный, и эксплоататор, само-
дур, русский буржуа.

Букееву кажется, что единственное, что
может его спасти, — это любовь. Умная,
красивая Ольга становится об’ектом его
страсти. Но и любовь Никона оказывает-
ся такой же ненужной и нелепой, ках он
сам. Его чувство не вызывает радости ни
У кого и не дает радости и ему. Наобэ-
рот, Ольга чувствует себя только смущен-
ной, связанной и мечтает о том, чтобы
поскорее уехать. Любовью тяготится и
сам Никон. Живительная сила любви ис-
чезает, когда носителем этого чувства
оказывается такой человек, как Никон.
В чем же дело? А дело, оказывается, в
том, что Букеев-—духовно нищий человек,
что он достаточно умен для того, чтобы
понять, что он живет не так, как нужно,
& как жить — не знает,

Образ Никона Букеева в известном смы-
сле как бы предистория Булычэва. При
его жизнеощущении у него только один
выход: разгул, самодурство или авантю-
ра. He сетодня-завтра «выломится» и
он из «нормальной» жизни.
	Букеев еще не думает о крахе класса,
речь идет пока о его индивидуальной ка-
тастрофе, за которой, однако, читатель
уже чувствует начало социального рас-
пада.

Пьеса осталась незаконченной. Недопи-
санная половина акта не дает возможности
говорить о развязке, ее трудно даже пред-
положить, но все образы идейно и пси-
хологически дорисованы. И как многие
горьковские произведения, посвященные
прошлому, «Яков Богомолов» — глубоко
современное произведение.

«Я чувствовал, — писал в свое время
Горький, — что искренно и действитель-
во люблю человека — и того, который
сейчас живет и действует рядом со мной,
и того умного. ‘сильного, доброго, который
явится когда-то в будущем».
	Эта великая любовь определяла все
творчество Горького. Движимый ею, он
создал Якова Богомолова; любя людей,
борясь за лучшую жизнь, Горький разо-
блачал ненавистный ему мир Самгиных и
	Сомовых.

Н. БЕЛКИНА
	 евеш и композитор
	исторического развития оперисго искус-
ства. В большинстве новых опер нет на-
стоящего легато — красивого, широкого
пения, нет кантилены; а ведь зачастую
именно она заставляет слушателя полю-
бить тот или иной оперный образ, именно
она привлекает сердца слушателей к оше-
рам Глинки, Чайковского, Верди (успех
«Бал-маскарада» в этом отношении по-
казателен!). Совершенно исчезли из в0-
кальных партий такие приемы, как стак-
като, колоратура (осмысленное применение
ее мы встречаем лишь в некоторых опе-

par, написанных для национальных теат-
ров).

Наши композиторы почему-то боятся
быстрых темпов, острой ритмики; мало в
советских операх «широкого дыхания», нет
линеарного развития темы, ‚ дающего, по-
мимо других качеств, богатейший мате-
риал для проявления чисто вокального
мастерства певца. Мелодические ‘кульми-
нации арйй, ариозо в большинстве слу-
чаев не представляют code закономер-
ного итога развития мелодии, а появляют-
ся внезапно, без достаточной подготовки,
что создает огромные трудности для ис-
полнителя.

Очень интересно и правильно говорила
в своем локладе В. С. Берлянд о «хуло-
жественной инерции» оперного певца. ©Со-
ветские композиторы недостаточно вабо-
тятся 0 предварительной подготовке тес-
ситурно трудного места в оперной партии.
Между тем звуки в высоком регистре ла-
ются певцу гораздо легче, когда они пеи-
хологически и технически оправданы, под-
тотовлены. В качестве одного из ярких
примеров на совещании неоднократно при-
водилось известное остинато безумной
Любки из «Семена Котко». Неоправдан-
	ный предыдущим развитием образа и не-
	ПЕоВЫй ГОРЬКОВСКИЙ СПЕКТАКЛЬ
		Конференция по драматургии Горького
	Всероссийское театральное общество созы-   «Культура
	вает 17 июня конференцию, посвященную
драматургии Горького.
	Конференция заслушает доклады В. Бяли-
ка «Ленин и Горький», М. Григорьева
		(по тем временам) тираже — 60.000 ay
вемпляров,

В своем письме/ Станиславскому перед
постановкой ‘пьесы Горький, давая под.
робнейшие характеристики образэв, катего-
фически подчеркивал: ‹...Главными фигурз-
ми являются — Нил и Поля... Нил-—чело-
век, спокойно уверенный в своей силе и в
своем праве перестраивать жизнь и ва
ее ‘порядки по его, Нилову, разуменнюз,
На том же настаивал и Чехов, указывая,
что роль Нила — роль центральную —
должен играть сам Станиславский (этому
совету’ театр не последовал, и, несомнен-
но, заурядность сценического образа Ни.
ла в значительной мере предопрелелила
звучание спектакля в целом). В свою оче.
редь буржуазная критика всемерно стре-
милась принизить героико-романтический
образ революционного пролетария, машя-
ниста Нила. ;

Дореволюционная критика He находил
в ряде случаев для Нила других эпитетов,
кроме как «бессердечный»,  «отталкивикю-
щий тип», «мерзавец»!!! И характерно, что
в тех случаях, когда театрам, исполни.
телям удавалось верно почувствовать нод.
линный революционный пафос образа,
спектакль начинал звучать с необходимой
обличительной, под’емной еилой..,

Так было и в русских спектаклях. Так
оказывалось и В зарубежных позтанозках
«Мещан», игранных и на немецком, и №
английском, итальянском,  Ффранцузовом,
чешском, японском и других языках.

После: премьеры «Мещан» в берлинскох
Лессинг-театре (показавшем пьесу всего нз
5 месяцев позже Художественного test
ра) газета «Форвертс» писала, что на сце-
не ‘немецкого театра впервые появлался
«невиданный феномен— российский соцналь
демократ». Спектакль имел шумный yo
пех. Сообщая о приеме спектакля зрите-
лями, ‹ директор ° Лессинг-театра писал
Горькому: <...Глубокая мысль, заложзнная
в Ваших «Мещанах», настоящая человеч
ность Ваших образов, Ваше исключитель-
ное дарование в изображении характеров
покорили публику. Немецкая сцена горла
приобретением, которое она сделала. Вы-—
милый гость, которому мы с радостью от.
крываем двери».

Сборник материалов и исследований, по-
священный литературной и сценической
истории «Мещан», в отличие от предыду-
щего сборника ВТО — «На дне», построен,
несмотря  на  разнородность — авторов,
как цельная монография, подчинечная
единому замыслу. Редактором céopunxa—
С. Балухатым — написаны вступительные
главы общего характера и насыщенные
большим фактическим материалом разделы
о работе Горького и Художественного те-
атра над пьесой, о цензурной истории «Ме.
щан», заметки о композиции и стиле
пьесы. Содержательны статьи Ю. Юзовеко.
о о проблематике, творческих  идеяг
пьесы и оценке ее дореволюционной кри.
тикой. Интересный материал о зарубежных
постановках пьесы собран И. Березарком.

Пожалуй, наиболее уязвимой стороной
коллективной монографии © горьковских
«Мещанах» является недостаточно подроб-
ное и не всегда конкретное описание поло-
жительного опыта постановщиков, актеров
по раскрытию. отдельных образов и 01%
жений пьесы. Этот недостаток монография
по-своему отражает слабость многих из
ших театральных рецензий, He  ставпих
еще критически художественной зарисоь
кой образа спектакля. роли, игры испол.
нителя... словом, тем, что так увлекает чи.
тателя в рецензиях (если брать имена
лишь наших современников) Луначарского
Кугеля, восхищает в лучших страница
«Записок» Юрьева.

Отмеченный недостаток (ослабляющий х
страницы монографии, посвященные дорево.
люционным постановкам «Мещан») особен.
но сказался на заключительной, наиболее
беглой по характеру изложения, главе —
«Сценическая история пьесы в соватски
годы», составленной С. Дурылиным. Толь
ко в тех случаях, когда автор этой главы
имеет возможность дополнить материалы ть
зетных рецензий личными ‘впечатленияхя
от спектакля, выйти за пределы лакониу
ной регистрации самого факта постановх,
— его статья в какой-то. мере отвечает
поставленной задаче. B целом же ом
удовлетворяет мало.

Опыт советского театра по постановке
горьковских пьес, и в частности «Мещат»,
заживших новой, полнокровной жизнью
на советской сцене, сыгранных за после.
‚ние годы десятками профессиональных 1
атров и не одной сотней самолеятельны
коллективов, настолько богат, многообразея,
поучителен, что этой главе в литератур
и сценической истории драматургии Горн
кого следует уделить большое внимание!
	С. ДАВЫДОВ
	Широко известны слова Станиславского
о значении и роли для Московского Худо-
жественного театра творческой встречи ©
Горьким: «Главным начинателем и созда-
телем общественно-политической линии В
нашем театре был А. М. Горький», — WH
сал Станиславский в «Моей жизни в ис
кусстве», рассказывая, как «Брожение и
нарождающаяся революция принесли Ha
сцену театра ряд пьес, отражавших обще-
ственно-политическое настроение, мэчга-
ния о герое, смело говорящем правду».
Среди этих пьес первой должны быть
названы «Мещане».

В ряду ближайших друзей Горького ру-
ководители Художественного театра проя-
вили самую живую, энергическую 38-
интересованность в скорейшем создании пи-
сателем его первой пьесы. «Театру, стре-
мившемуся сказать новое ‘слово, конечно,
нужны были и новые авторы», —вспоми-
пал впоследствии В. И. Немирович-Дан-
ченко, описывая, как зачинателей молэдого
театра охватило страстное желание «под-
бить Горького писать для этого театр»
пьесу».

Постановка «Мещан» имеет огромное
принципиальное значение как для Худо-
жественного театра, одержавшего затем
великолепную победу постановкой «На
дне», так и для самого Горького. .

И поэтому совершенно правильно по-
ступили авторы коллективной монографии
o «Мещанах», подготовленной и изданной
ВТО! уделив весьма значительное ме-
сто и истории совместной работы Художе-
ственного театра с писателем, и самому
спектаклю, оценке его критикой. Исполь-
зование разнохарактерного фактического
материала, мало известного пгирокому чита-
телю и театральным работникам, & в ря-
де случаев впервые извлеченного из ар-
хивных недр и старых, забытых журна-
лов, позволило ‚осветить начало сцениче-
ской жизни «Мещан», ознаменованное
премьерой МХТ, и рассказать о дальней-
шей театральной судьбе этой вамзчатель-
ной пьесы.

Огромную взрывчатую силу горьковского
обличения мещанства, социально-политиче-
ский пафос конфликта Нила и бессеменов-
щины сразу же почувствовали, не могли
не почувствовать и царская цензура, чи-
нившая суровые препятствия побтанвке
пьесы, и буржуазная критика, всячески ста-
равшаяся извратить подлинный смысл
пьесы и характеры ее героев. В книге пуб-
ликуется ряд любопытнейших материалов,
почерпнутых из цензурного дела о «Me-
щанах», где сохранилось свыше нолусот-
ни ходатайств различных театров о по-
становке пьесы.

Как известно, первоначально пъзса бы-
ла разрешена для постановки лишь Мос-
ковскому Художественному театру. Опа-
саясь политических ^’ демонстраций на
премьере, цензура требовала от театра от-
дать первый спектакль «благотворитель-
	Ной», сиречь, сугубо буржуазной, зудито:-
рни. Такой подбор премьерной публики как
бы предрекал малодружелюбный приэ®м по-
	становки революционно-демократической
пьесы. И здесь нельзя не оценить прекра-
сной, действенной заботы о театральной
будущности писателя и судьбе его пер-
РОЙ Пьесы, которую проявил театр, за-
служенно носящий ныне имя Горького!
	В своем письме в Главное управление по
делам печати Станиславский, возражая
против предложения цензуры, писал:
«..Шумный уснех первого спектакля вы-
нуждает прессу отнестись к рецензиям до-
бросовестнее. Слабый, внешний прием де-
лает их отзывы смелее и развязнее.
Горького много врагов, и они .уже нача-
ли точить кинжалы, или вернее — перья.
Холодная публика благотворительных еспек-
таклей не способна оказать Горькому под-
держки, а нам нужен шумный успех для
того, чтобы сделать из Горького драматур-
га, чтобы приохотить его к этой, новой
для него, литературной форме... В данном
случае я хлопочу только об услехе перво-
го опыта талантливого русского писателя,
который доверил нашему театру свой пер-
вый опыт...»

В том, что «Мещане» пробились на сце-
ну и этим было положено начало плодот-
ворнейшей драматургической деятельности
Горького,—неоспоримая заслуга руководи-
телей и коллектива Художественного теат-
ра.

Первый спектакль «Мещан», coctoss-
шийся почти сорок лет назад (26 марта
1902 года) на петербургских гастролях те-
атра. обострил резкие споры критики во-
круг пьесы. отдельные издания которой
разошлись за короткое время в огромном
	* «Мещане» М. Горького. Литературная и
сценическая история. Материалы и исслело-
	‚ вания. Общая редакция С. Балухатого. Изд.
ВТО. 1941.
	Вдохновенный образ
	чего патриота своего народа, видевшего
его угнетение, бесправие и нищету. Образ
Горького, созданный Мухиной, полон ог-
ромного человеческого достоинства, боль-
шой внутренней чистоты и правдивости.
В нем вскрываются лучшие качества, ко-
торыми обладал великий пролетарский гу
манист.

Над портретом молодого Горького рабо-
тал в 1910 г. И. И. Бродский на Капри.
Бродский хорошо знал Горького и часто
встречался с ним, Судя по фотографии
этого же года, снятой там же, на Капри,
Горький очень похож на портрете Брод-
ского. В 1935 г. Бродский делает каран-
дашный рисунок Горького, с которого
позднее пишет портрет маслом. Как на
рисунке, так и на живописном портрете
Горький изображен с приподнятой вверх
головой, с устремленным в даль взгля-
дом: брови слегка сдвинуты, широкополая
шляпа бросает тень на лоб, оставляя яр-
кие солнечные блики на лице.
	Задача художника ясна. Бродский хо-
тел дать не только верное. изображение
Горького, но и передать его внутреннее
состояние, его характер. Фон изображает
бушующее море, скалы. На ‘покрытом
грозовыми тучами небе парит сокол.

В феврале и марте 1932 г, в Со а
писал портрет А. М. Горького П. Ко-
рин. На портрете Корина Горький — мы-
слитель. Он замкнут в себе, полон своих
дум. Он идет, опираясь Ha палку, чуть
сторбясь и приподняв плечи. Высокая фи-
тура Горького рисуется на фоне неба, по-
крытого тучами, и темного моря. Под но-
тами узкая полоска земли. Пейзаж холод-
ный, безрадостный. Таким увндел Корин
Горького в Италии, вдали от родины и
близких ему людей.

- Очень близка к портрету П. д. Корина
по своей композиции скульитура И. Д.
Шадра, сделанная им для конкурса про-
ектов памятника Горькому в Москве. 0б-
раз Горького долгие годы увлекал И. Д.
Шадра. Скульптор изучал писателя, лепил
ряд подготовительных этюдов, искал боль-
шей выразительности лица, головы, позы.

В скультуре Шадра мы видим Гэрь-
кого, умудренного жизнью, много сделав-
шего для социалистической революции, но-
вой жизни и культуры. Это человек стой-
кой воли и страсти, всегда прямой и
правдивый. Это человек большой души,
большого ума, простой и доступный каж-
дому. : \

Советские художники знают и любят
Горького. Вдохновенный образ пламенного
певца революции всегда будет вдохнов-
лять передовых художников советской
страны, призывать их к борьбе за искус-
ство больших страстей и большой мысли,
за искусство, близкое и понятное народу
— строителю новой жизни.
	А. ГАЛУШКИНА
	«Для меня земля — гордое сердце все-
ленной, искусство — огненное сердце зем-
ли, люди искусства — фибры ее сердца» —
писал Горький Анатолю Франсу. Великий
пролетарский гуманист Горький не хотел
видеть в искусстве лишь  бесстрастное
отражение действительности, В статье «0
пьесах» Горький писал: «Наше искусство
должно встать выше действительности и
возвысить человека над ней, не отрывая
его от нее». В свонх обращениях к ма-
стерам искусства Горький звал к раскры-
тию существа жизни, к углубленному по-
ниманию человека, его трудового героиз-
ма и революционного энтузиазма.
	Все эти требования, пред являемые
Горьким к искусству, мы вправе пред’я-
вить живописцам и скульпторам, переда-
ющим в своих произведениях облик ве-

ликого писателя нашей `\ эпохи.
	Среди огромного количества изображе-
ний Горького очень мало портретов, тлу-
боко отражающих личность «писателя.
Первый из них написан превосходным
русским портретистом В. А. Серовым в
1904 году. Личность Горького привлекала
к себе внимание Серова, Еще в то вре-
мя художник почувствовал в нем круп-
нейшего революционного деятеля и оце-
нил молодого писателя, так остро вскры-
вавшего весь ужас «человеческой коме-
дии» старой России.
	Горький позировал Серову, повидимому,
немного. Портрет остался незаконченным,
но ценность его для нас от этого ‘He
уменьшилась. Ярко и верно схватил Ce-
ров позу и жест Горького, его характер-
ные черты, большую подвижность. Алек-
сей Максимович сидит на низком по его
росту табурете, колени приподняты, голо-
ва повернута в сторону, противоположную
повороту всей фигуры. Поднятая рука
прижата к груди. Художник передал ту
горячую экспрессивность, которая была
присуща автору «Песни о бурезвестнике».
Ничего лишнего нет в этом портрете, все
лаконично, просто и ясно; по цвету он
почти монохромен — фигура писателя на
светлом сером фоне. Но’ сколько богатства
и подлинной величавости в этой просто-
те и кажущейся скупости цвета.
	Эта работа Серова является „лучшим
портретом Горького ранней поры. Она oc-
тается до сих пор непревзойденной ни-
кем из живописцев. Равняться с ней по
силе выразительности может лишь скуль-
птура В. И. Мухиной — проект памятника
Горькому (1938 г.).
	В. И. Мухина создает образ молодого
Горького, пламенного борца за правду,
смелого, непокорного, далеко глядящего в
будущее. Приподнятая гордо голова с от-
брошенными назад волосами, широкие
плечи, сильная высокая фигура, Руки за-
ложены ва опину, левая сжата в кулак.
Чувствуется сила затаенного гнева горя-
	посредственно предшествующей зокаль-
ной партией, этот эффект (фраза из ше-
сти звуков в высоком регистре повторяет-
ся с двумя небольшими перерывами на
протяжении 64 тактов!) действительно «бе-
зумно» труден для певца и являет собой
случай чисто инструментальной трактов-
ки вокальной партии.
	Это вовсе не единичный. образец во-
кально и драматургически необоснованно-
го отношения композитора в высокой тес-
ситуре. «Для чего, — спрашивала в своем
докладе М. П. Максакова, — понадоби-
лось И. И. Дзержинскому в вокальной
партии  второстепенного персонажа  —
Митьки (в «Тихом Доне») 12 раз повто-
рять фа первой октавы—звук, являющий-
ся, ‚как известно, предбльным для басо-
вого ‘диапазона? В партии Мельника (цен-
тральной партии в «Русалке» Даргомыж-
ского) композитор единственный раз при-
бегает к этому звуку и притом в момент,
наиболее драматургически оправданный.
Для чего. нужно было В. Н. Крюкову вво-
дить ля и ля бемоль в партию Белкина
при чтении им (речитатив!) сугубо проза-
ических названий картинок в первой кар-
тинё оперы «Станционный смотритель»!
Помимо всего прочего, авторы этих и ря-
да других опер забывают, что далеко не
всякий театр сможет поручать эпизодичес-
кие роли актерам первого положения, да
и для них такая тесситура представляет
серьезные трудности.

Нередко в вокальных партиях можно
обнаружить звуки, которые вообще не-
возможны для певца: фа диез, соль —
для баса, ля бемоль — для баритона
и т. д. И неслучайно, что в операх со-
ветских композиторов почти нет партий
для баса-баритона, баса-профундо. Види-
	мо, некоторые авторы даже He рподозре-
		«Культура  горьковского спектакля» 1
В. Алперса «Вопросы композиции горько»
ских пьес», С воспоминаниями об А. Х
Горьком выступит писатель Константа
	вокалистов. Опыт работы М. В. Вов
над <«Емельяпом Пугачевым» в Конта
с нар. арт. СССР А. С. Пироговым #(
засл. арт. РСФСР М. Il. Maxcaxosoa
бы служить показательным примером. 1
обходимо провести в ВТО и (Союзе в
позиторов цикл бесед по оперной Apart
тургии, вокальной «технологий» и в \
CTHOCTH широко ознакомить оперных ко!
позиторов с материалами настоящег ©
вещания.

Перед нами стоит задача создания №
роической оперы, оперы болыних 9
стей и сильных характеров, оперы, №
полненной высокой романтики. Мысли
	ли осуществить это в формах куплет}
песен, романсов, бесформенных монолог!
Конечно, . нет! Без драматических Bost
ных форм, без развитых вокальных Jit
тий, в которых, страстные  кульминаи
были бы подтотовлены закономерным !
напряженным  мелодическим  развитиу
без разнообразия вокальных форм ©
лать этого, разумеется, нельзя.
Одноббразие, стандартность  вохалым
рм лишает композитора возможной
глубоко и полно раскрыть » onepe ©
татейшую психологию советского. 9220
ка. Поэтому с такой страстностью

PRIM ‘многие участники совещания 01
обходимости сочетать  систематичей”
серьезное ‘изучение опыта оперной 2
сики прошлого © всемерным passim)
того нового, что уже появилось в 08°
ской опере. _

` Конечно. далеко не все было полном! \>
ным на совещании: были отдельные №
достатки, ошибки в выступлениях, я
была организована аудитория ит”
все же, как первый опыт, его пало п!
знать улачным. Такие деловые совета
быть может, с еще большей конкрети”
цией обсуждаемых тем, с болеа шир
привлечением творческой аудитории
условно должны помочь в самом OF
ном — в нашей творческой практибе.
	Б. ЯРУСТОВСКИЙ
	вают, что может существовать диферен-
циация в пределах каждого типа голосов.

Нелепые прозаизмы, концентрация не-
скольких мыслей в одной речитативной
фразе, частые случаи несовпадения сло-
весной и музыкальной метрики — все эти
недостатки лишают вокальную линию под-
линной действенности. У слушателя же
они не могут вызвать ничего, кроме не-
доумения и иронии, и никак уж не в
состоянии сделать положительных героев
действительно любимыми, пользующимися
симпатиями слушателя. На совещании
справедливо указывалось, что многие ком-
позиторы не понимают подчас самой, ка-
залось бы, простой вещи: ведь, чтобы за-
воевать симпатии слушателя, вокальная
партия положительного героя должна быть
прежде всего красивой, глубоко эмоцио-
нальной, подлинно индивидуализирован-
ной. Между тем главные герои большин-
ства наших опер не имеют своей инто-
национной сферы, в противоположность
некоторым эпизодическим или отрица-
тельным персонажам (Фрося, Микола, Сто-
рожев и др.). Песни, монологи, призван-
ные их характеризовать, можно свободно
переносить из одной оперы в другую. В
большинстве случаев именно в вокальной
партии актер не в силах почерпнуть ма-
териал для характеристик героя,—указы-
вала в своем докладе М. П. Максаксва.
	В докладах К, А. Кузнецова и Е. С.
Берлянд, так же как и в выступления
В. М. Богданова-Березовского, много то-
ворилось о том, что арии и сцены, т. е.
важнейшие вокальные формы,  призван-
ные раскрыть характер героя в наиболее
драматический момент, передать самые
сокровенные его мысли и чувства, либо
совсем отсутствуют в наших операх ли-
бо появляются в ровершенно неожилан-
ных ситуациях. Вместо поэтичной арии —
портрета героя, мы чаще всего встреча-
емся с «информационными»  монологами
или бытовыми, вставными  песенками.
	Ария, призванная раскрыть душу героя,
	отразить созревшее чувство, должна быть
подготовлена предшествующей музыкой.
В первой же ее фразе должен заключать-
ся основной мелодический образ, в раз-
витии которого и утверждается чувство
героя. Этого еще нехватает арням наших
опер.. Сцены же утомляют своим беско-
нечным, «детальным» речитативом; необ-
ходимые для его «цементирования» ари-
	озные «островки» в них либо избегаются
	(сцена Наташи из «В бурю» Т. Н. Хрен-
	никова) либо подменяются оркестровыми
эпизодами (сцена за верстаком в «Кола
	Брюньон» Д. Б. Кабалевского).
	Вместо разнообразия форм речитатива
	мы почти всегда сталкиваемся лишь сод-
ной — мелодическим речитативом. Если к
этому присоединить однообразное оркест-
ровое сопровождение, станет совершенно
очевидно, почему уже во второй полови-
не оперы слушатель оказывается утом-
ленным, перестает воспринимать то что
	композитор хочет раскрыть ‘как самое
существенное.
	Экономное распределение средств, уме-
ние выделить главное, принципи обобще-
ния, особенно важный для речитатива,
широко и разнообразно используемый
классической оперой, — все это, к сожа-
лению, еще мало применяется советскими
композиторами. Ансамбли, всего лишь не-
сколько лет тому назад вовсе игнориро-
вавшиеся в нашей оперной практике, те-
перь. встречаются чаще, но также далеко
не ‘всегда  драматургически оправданы.

Участники совещания не раз указыва-
ли, что консерватории выпускают ком-
позиторов, не знакомых с основами музы-
кальной драматургии; студенты подробно
изучают диапазон и возможности каждо-
го оркестрового инструмента, но их почти
	не знакомят с возможностями, и средст
вами человеческого’ голоса.
	Указывалось также, что для компози-
торов, особенно молодых, работающих по
договорам с театрами, следует организо-
вать консультации крупнейших мастеров-