ВОСКРЕСЕНЬЕ, 29 ИЮНЯ 4341 р; № 28 (781)

- $
	AMOOTBCDAKCHELIM TPyTOM momomen Кпаской Атмии победить врага
	HAL DONT
	Трудно передать то негодфвание, кото“
	Poe охватило меня, когда я узнал о ра3-
бойничьем нападении фашистских банди-

тов на нашу родину. Среди всех влодея-
ний германского фашизма, это —- самое
чудовищное.
	Во мне горит страстное желание все-
ми силами противодействовать натиску
фашистов, В свое время мне пришлось
пережить хозяйничанье немецких окку-
пантов на Украине, На всю жизнь запом-
нились мне зверства и издевательства, ко-
торые чинили они над украинским наро-
дом. Я — композитор, и сочинение му-
зыки-—дело всей моей жизни, И сегодня
все мои мысли заняты музыкой, которая
может помочь нашим тероям, сражающим-

ся на фронте о врагом. Я уже давно ъы-
шел из призывного возраста. Но если это-

го потребуют интересы родины, я не ко-
леблясь, по первому зову партии и пра-
вительства, встану в ряды бойцов нашей
славной Красной Армии. Это самый пер-
вый и самый святой долг каждого из
советских людей, независимо от возраста
и профессии,

Страшные вести приходят из Германии
и оккупированных ею стран. Лучшие лю-
ди, именами которых тордитея европей-
ская культура, вынуждены спасаться ст
преследований со стороны Гитлера и его
приспешников.

Против фашистского варварства естБ
только одно средство — борьба. И эту
борьбу должны вести сообща все культур-
ные народы мира.
	В борьбу с фашистскими разбойниками
включились советские композиторы: Сей-
час в Союзе. композиторов кипит‘ большая
работа, об’единившая. людей различных
поколений, самых различных творческих
ваправлений. Никогла еще композиторы He
	были так сплочены и едивы, Kak имен-
но сейчас.
	Кто-то сказал, что Союз композиторов
стал сегодня настоящей творческой мас-
терской, где создаются самые нужные в
нынешней обстановке музыкальные произ-
ведения. Это может быть преувеличение.
Но все же за немногие дни, отделяющие
нао от начала войны, написано немало.
Композиторы создают боевой репертуар —
песни, марши, эстрадные произведения.
	Массовая боевая песня для Красной
Армии является сейчас самой первоочеред-
ной задачей. Однако я хотел бы обратить
внимание композиторов на то, что нельзя
ограничиваться только этим. Надо начать
работу над крупными сочинениями, свя-
занными с` образами, чувствами, темати-
кой, подсказываемыми великой отечествен-
ной войной. Надо смело браться за сочи-
нение подобной музыки во всех жанрах
нашего искусства. Композиторы должны
создавать насыщенные духом военной те-
роики, напоенные ненавистью к врагу

симфонические и большие хоровые произ-
ведения, оперы, оратории...
	На нас лежит обязанность дать родине
музыку, которая поднимала бы дух, воз-
буждала патриотические чувства, была бы
действенным ‘оружием против малейших
проявлений уныния. Такая музыка дол-
жна зазвучать по всей нашей стране. Ее
разнесут в самые далекие уголки радио,
концертные бригады, лучшие наши испол-
нительские коллективы и солисты. По-
нятно, как велики и ответственны задачи,
стоящие перед композиторами. В этом
большом деле должны принять живейшее
участие музыканты не только Москвы и
Ленинграда, В каждой из столиц совет
ских республик, в периферийных цент-
рах, всюду, где только есть композитор-
ские организации, немедленно нужно на-
чать такую же напряженную творческую
работу, какая идет сейчас в Москве.
	Оргкомитет Союза композиторов обязан
возглавить это дело. Работать надо опера-
тивно. Нужно немедленно разослать во
все местные союзы. тексты лучших пе-
сен, направлять в Москву лучшие образ-
цы творчества тамошних поэтов и компо-
зиторов. Очень важна сейчас работа в
национальных республиках. Каждый из
народов, населяющих нашу великую ро-
дину, Должен получить боевые песни,
марши, более крупные музыкальные со-
чинения, в которых общие для всех пат-
риотические чувства нашли бы художест-
венное воплощение в формах, близких и
родных для представителей каждой дан-
ной национальности.

Мы очень многого ждем ‘от поэтов. Я
обращаюсь к Союзу писателей с призывом
помочь нам в создании таких текстов, ко-
торые способны были бы будить твор-
ческое вдохновение композиторов и нахо-
		дили бы живой отклик в сердцах народ“
ных масс.
	В отечественной войне советские музы“
канты должны оказаться достойными тото
доверия, которое оказывает им отчизна,
советское правительство, большевистская
партия, великий Сталин.

P. ГЛИЗР,
	народный артист СССР, председа-
тель оргкомитета Союза советских
композиторов СССР
		питинг художников “A Mh. Teparnwon Москвы, Спрала выступает заслуженный деятель
искусства художник А. Gane, Wo Goaue
	п
	Фото Е. Явно
	1еатр военного времени
	й

п
	В трозные и славные дни нынешней
отечественной войны, войны с вратами
человечества и ‘культуры, все силы наше“
го советского искусства. должны быть
мобилизованы на защиту родины, Все на-
ши художественные и, в частности, теал-
ральные организации должны превратить-
	ся в боевые агитаппараты. Репертуар те-
	атров не может не измениться; «MHp-
ным» пъесам придется потесниться и пре-
доставить почетное место пьесам, зову-
щим граждан Советското Союза к защите
	социалистическо?о отечества и прославля-
ющим подвиги нашей Красной Армии,
Нет сомнения в том, что драматурги
дадут театрам такие пьесы, Это бу-
дут пьесы, в которых отразятся огром-
ный патридтический под’ем, охвативший
HaULy страну, священный гнев народа
против озверевшей банды фашистских
убийц и решимость советских людей ит-
	ти на любые жертвы, чтобы Уничтожить
	эту банду без остатка,

Но,’не дожидаясь появления этих но-
вых пьес, театрам следует возобновить
или заново поставить лучшие произведе-
ния советской драматургии, рисующие воо-
руженную борьбу трудящихся нашей
страны с врагами родины и революции.

днако постановка больших патриоти-
ческих и мобилизующих пьес — только
	один из видов участия театров в 06оро-
	не страны. Не менее важно создание спек-
таклей так называемых «малых жанров».
Это могут быть выступления двоякого ро-
да: боевые атит-интермедии, разыгрывае-
мые в антрактах спектаклей в стациона-
рах, и различные программы выездных
бритад.

Котда артисты выезжают в прифронто-
вую полосу со своим обычным репертуз-
ром, они делают немалое дело, ортанизуя
отдых и развлечение бойцов, Но насколь-
ко более значительную задачу выполняют
они, если выступают с художественным
репертуаром, посвященным теме дня! Это
азбучная ‘истина, но, тем не менее, ее еще
нужно настойчиво внедрять в практику.

Опыт гражданской войны товорит об ог-
ромной силе зтоздействия  атитационных
спектаклей и на красноармейцев и на
тражданское население, Сохраняя прин-
цип агитационного искусства, мы должны
наполнить его новым содержанием. Пусть
в новых произведениях, которые мы дол-
жны создать сейчас, будет поменьше об-
щих рассуждений и побольше конкрет-
ных, живых образов. Каждый траждунии
СОСР. внает, что нужно защищать роду-
ну и что фашизм есть вло. Но надо н9-
тлядно, в художественных образах, пока-
вать зрителю, чем именно он должен
помогать ващите отечества и в чем имен-
но ваключаются злодеяния Фаптизма,
	Вирхилио Льянос, занимавший в испан-
ской республиканской армии должность
военного комиссара одного из главных
фронтов, говорил мне на основании сво-
его опыта, что один копкретно-агитаци-
онный оплектакль, непосредственно направ-
ленный на определенную цель, стоит де-
сяти митингов или недели устной агита-
пии, В таком спектакле нужен не рассказ,
& натлядный показ.

Общими усилиями зсех деятелей театра
наацей : страны мы должны строить. воен-
ный агиттеатр, единый в с30ем идейном
устремлении — победить! — и при этом
пгироко разветвленный и разнообразный
	‚по методам и Формам работы. Разнообрэ-
	вие жанров и форм увеличивает силу воз-
действия искусства и дает простор прояв-
лению различных индивидуальных склон-
ностей. работников театра, Каждый театр
и каждый драматург, режиссер, актер мо-
мет избрать те виды художественной аги-
тации, которые наиболее близки его твор-
ческим устремлениям,

Недопустимо противопоставлять «агитку»
«выхокому искусству», Нам нужна высо-
кохудожественная атитка, говорящая, как,
и всякое произведение подлинного искус-
ства, на языке народа, на языке полно-
ценных художественных образов, ‹ ярких и
впечатляющих. Но уагиттеатра есть своя
специфика и свои преимущества: быстро-
та отклика на события, подвижность, гиб-
кость, оперативность, портативность. Для
нето особенно обязательны четкость со-
держания и формы, предельная вырази-
тельность, конкретность и целеустремлен-
ность. Мастер агиттеатра должен всегда
‘внать свою аудиторию, — ведь агитацион-
ноё произведение зовет к тем или иным
определенным действиям» Он. должен 06-
падать умением, достигать большой силы
воздействия при помощи простых прие-
мов, научиться применяться к. конкрет-
ным условиям боевых операций.

Вопомним о Маяковском, о том, ках ои
< труппой художников создавал знаменя-
	жанров можно будет заимствовать из отты-
та агиттеатра гражданской войны.
	В этом отношении следует, например,
ратить. внимание на инсценировку.
	обратить. внимание на инсценировку.
Здесь’ речь” идет о переложении в сцени-
ческую форму не беллетристических про-
извёдений, а непосредственно тех или
иных событий действительности. Такая
инсценировка давала возможность ‘пере-
носить на сцену элементы животрепещу-
щей современности, не прибегая к слож-
ному драматургическому и сценическому
аппарату традиционной пьесы. Упрощение
драматургической техники, правда, ослаб-
ляло индивидуальные харвктеристики и
	психологические оттенки, но зато фблато-
	даря ему театр мот быстро реагировать на
события и показывать типичное, массовое
	в ярких, простых, общедоступных Ффор-
мах. Следует возродить и такие жанры,
как живая. газета, ках, рекомендованная в
свое время Дм. Фурмановым  политичес-
	‚кая пантомима и другие.
Под влиянием атиттеатра тражданской
войны в лальнейшем зв советеких массо-
	вых театральных организациях создались
различные театрально-эстрадные жанры,
	HO театрально-эстрадные жанры,
Некоторые из них, например, такая гиб-
кая и емкая форма, как литмонтаж, так-
же могут принести немалую пользу.
	Сам атиттеатр гражданской войны ча-
стично заимствовал свои приемы у стз-
ринного народного театра, у различных.
зрелищ эстрадного типа. Эти источники
могут быть в известной мере использова-
ны и теперь.

„Немало ценного в области военного те-
атра было создано в процессе освободи-
тельной борьбы республиканской Испании
и народных маюс Китая. У испанского и
китайского военного агиттеатра, и частно-
сти, следует поучиться искусству в крат-
чайшгий ©рок создавать впечатляющие не-
большие пьесы на боевые темы.

Со времени гражданской войны в совет-
ском искусстве живут славные бдевые
традиции. На протяжении истекитих лет
день ото дня крепла связь искусства с
Красной Армией. Советское искусство ста-
ло обязательным участником обороны стра-
ны. Особенно наглядно проявлялись эти
традиции, ‘эта связь каждый раз, когда
Красной Армии приходилось вступать в
непосредственное боевое соприкосновение с
врагами социалистического отечества.

Но за двадцать лет вооруженный отпор
врагам еще ни фразу не получал такого
грандиозного размаха, как в нынешней
отечественной войне. И теперь вопрос об
участии искусства в борьбе нашей стра-
ны с врагами надо ставить по-новому. Те-
перь настал час мобилизации всего искус-
ства для борьбы в фашизмом. .

Боевые традиции советского искусства,
высокий патриотизм ето. работников, . их
преданность великому делу МЛенина —
Сталина внушают уверенность в том, что
советское искусство, и в частности. совет-
ский Театр, окажется на высоте этих
славных и ответственных задач, Вместе с
героической Красной Армией советские
драматурги, артисты, режиссеры будут
стойко и победоносно сражаться с нена-
вистными врагами родины, Пусть каждый
работник искусства чувствует себя крас-
ноармейцем. Юм оружие — пламя высо-
кой тероики и бич разящей сатиры.
	А. ФЕВРАЛЬСКИЙ
	тые «Окна Роста». В дисловии К
сборнику! «Грозный смех» -Маяковский пи-
сал ‘о работе над «окнами»: «Вне теле-
графной, пулеметной быстроты — этой
работы быть не могло. Но мы делали ее
не только в полную силу и серьезность
нацгих умений, но и революционизировали
вкус^подлымали квалификацию плакатного
	искусства, искусства агитации... Не слу-
чайно, что многие из этих работ, рас-
считанные на день... стали через. десять
	лет вещами настоящего так иазываемого
	Искусства».
	«Окна Роста» — эта лишь наиболее
	яркий пример многосторонней агитацион-
ной работы Маяковского, Принципы, мето-
	ды, приемы и формы агитационного твор-
чества Маяковского (поэтическая. изобра-
	зительная, драматургическая — агитация)
должны быть взяты на вооружение звоён-
	ной агитдраматургии и агиттеатра, напгих
дней.
	_ лак атгитатор-массовик, как народный
поэт, Маяковский сформировался в годы
гражданской войны. Его захватила и под-
	няла мощная волна революционного твор-
чества народных масс.
	Результатом этом же творчества масс
явился и агиттеатр гражданской зойны,
При крайнем недостатке квалифицировам-
	ных работников, репертуара,  материаль-
	ной базы, опыте, в тягчайших условиях
разрухи он все же стал одним из средств
обороны советской страны, © ‘честью
выполнявшим свое — ответственное де-
ло, И несмотря на все различие граж-
данской войны и нынешней отечественной
войны, его достижения мотут дать много
ценного для нашей нынешней атитаци-
онно-оборонной театральной работы, —
разумеется, если ‘учитывать на практика
это различие и применяться к новым ус-
JOBHAM.
	Атиттватр гражданской войны отличался
многообразием организационных форм.
Здесь были и спектакли для красноармей-
цев в стационарах, и выезды ‘отдельных
групп. артистов и целых театральных кол-
лективов на фронт и`в тыловые части, и
специально сформированные драматические
и концертные фронтовые труппы, и труп*
пы на атитационных поездах и парохо-
дах, и заново созданные стационарные
профессиональные театры для Красной
Армии, и различные виды краеноармей-
ских самодеятельных театральных коллек-
тивов (драмкружки, студии и др.). Но на»
до учитывать, что если в атиттезтре гра»
жданской войны главную роль играда
красноармейокая самодеятельность, то в
условиях ведения нынешней войны
основную агитационно-театральную работу
	  придется взять на себя уже профессио-
	нальному театру при содействии хсамодея-
	тельных коллективов рабочих, служащих,
интеллигенции.
	Вот почему перед профессиональным
театром возникают две новые задачи. Одна

— наладить облегченные (применительно
к походным условиям) постановки боль-
ших пьес. Другая — освоить то многооб-
разие жанров, которое было в агиттеатре
тражданской войны и, главным образом,
именно в красноармейской самодеятельно-
сти. Разумбется, сама жизнь подскажет и
новые жанры мастерам театра, и наша за-.
дача — проявить в этом отношении мажх-
симальную изобретательность. Все же ряд
		Хуложники-—Ролине
	Художники, как и вся советская интех-
лиенция, всегда в решающие моменты
клзни нашей страны четко и непоколеби-
yO заявляли о своей твердой воле от-
дать по первому зову партии и прави»
пльотва свои силы, знания и уменье на
щиту родных рубежей,

Грозный, ответственный час наступил, —
зарод дает сокрушающий отпор врагу,
татло вторгшемуся в наши пределы,
посягнувшему на нашу мирную, свобод-
HYD MUSH.
	Советские художники вместе CO всем
народом в едином мощном патриотическом
порыве вливаются в ряды защитников са-
уд близко, драгоценного и любимого
— родяны.

Выполняя этот сыновний патриотический
долг, художники  перестраивают и свою
профессиональную работу так, чтобы все-
мя своими силами, своим ‘талантом, своим
улотеротвом служить великой отчизне, ее
защите от врагов.
	Оргкомитет Союза советских художни-
ron CCCP, об’единяющий все творческие
союзы, церестраивает всю свою деятель-
ность, & также в первую очередь работу
своих крупнейших об’единений Москвы и
Ленинтрада © тем, чтобы быстрее и луч-
ше выполнить задачи и требования, вла-

{THO диктуемые сложившейся военной об-
СТАНОВКОЙ.
	Первые боевые плакаты уже брошены на
	Фронт, ими запестрели улицы наших горо.
ДОВ,
	В тесном единении с писателями и пээ-
	тами художники Москвы и Ленинграда де-
лают плакаты, пишут композиции набое-
вые темы, создают сатирические рисунки
«Окны ТАСС» по типу «Окон Роста»,
Бригады живописцев, скульпторов, деко-
раторов. подтотовляют вокизы оформления
зданий атитпунктов. Создаются иллюстра-
ции для периодических изданий и эрмей-
ских прифронтовых тазет, Художествен-
ные произведения на зоенную, антифаши-
стскую тематику уже появились в витри-
нах выставочных вал Оргкомитета, они
появятся Ha центральных площадях, в
зданиях вокаалов, метро, на мобилиза-
ционных и агитационных пунктах и бу:
дут направлены в тайоны расположения
действующей армии,
	Подготовляются также кадры художни-
	ков по оформлению транспорта и зданий
военного назначения, по соаданию теат-
ральных передвижек м т. д.
	Художники полны патриотического вн-
	тузназма. Они © радостью берутся ва ра-
боту. Они понимают, что надо создавать
продукцию высшего качества,
	лере-
	Необходимо срочно и глубоко
	MI GEN PVR VV Re РУСЗН Ы ЧУ строить творческую Деятельность всех ху-
мановкой. : дожников в соответствии © требованиями
Не прерывая работы над выполнением   момента. Каждый художник должен в пол-
пхущих очень важных заданий, в част.   ном об’еме выполнять работу; взятую им
ости для Дворца Советов к выставки к   на себя до войны, вместе о тем давать
}детию советской власти, художники   максимум продукции срочной, качоствен-
‹Йчас сосредоточивают свои силы, чтобы   но высокой я тематически нужной для
		АНТИФАШИСТСКИЕ И ВОЕННЫЕ ПЛАКАТЫ
	В издательстве «Искусство» сейчао ра-
ботает над созданием новых политических
плакатов около 50 художников-—живопие-
цеа, графиков, плакатнотов. Уже вышли
ТЗ печати пять плакатов: «Беспощадно
	потерпел ‘поражение, To ze будет
и © вазнавшимся Гитлером» художнучков
Кукрыниксов, -*Сметём о лица вемли tha-
иистских варваров» и «Так было... так
будет!‚ Н. Долгорукова «Смерть фаши-
стекой талине!» А. Кокорекина,
	о с ene EE ОР рт ОР ы

ралтромим и уничтожим врага» я «Наполеон   стской гадине!»
	создавать произведения, обладающие пре-
дельной мобильностью, максимальной си-
Jot воздействия на героические чувства и
хрепкую волю народа, Эти произведения
затрагивают наиболее острые, волнующие
темы сегодняшнего дня, предоставляют оа-
уе острое разящее художественное оружие.
Таким испытанным в боях . оружием, та-
хими художественными произведениями,
обладающими огромной эмоциональной си-
той, являются плакат, острый сатириче-
кий рисунок, лубок, влая карикатура н&
врагов, волнующее силой художественного
образа монументальное панно, удачно
оформленный лозунг и ряд других форм,
уже испробованных и примененных наши»
Уи мастерами в эпоху гражданской вой-
лы, Оргкомитет ОСХ ССОР об’единяет для
создания таких произведений живописцев,
пафиков, плакатистов, театральных деко-
раторов, оформителей и скульпторов, Все
этя художники уже приступили к работе.
	дела обороны страны.

Оргкомитет Союза советоких художников
все свое внимание сосредоточивает сейчас
на подборе наиболее квалифицированных
кадров, чтобы максимально и наиболее
эффективно использовать энергию и уме-
ние кажлого изоработника,
	Мы должны создавать произведения,
удесятеряющие мощь напгих героических
бойцов, тешительно уничтожающие все
вредное, что может нарушить железную
дисциплину военного времени. Мы пламен-
но верим в окончательную победу налие-
то народа, самоотверженно защищающего
под непобедимым Сталинским знаменем
сБою честь независимость, свободпую
	Жизнь,

А. ГЕРАСИМОВ,
	паурсат Сталинской mpemuu, пред-
седатепь оргкомитета Союза constr
ских художников СССР
	В 2 п м ББ 99

Плакат работы художников П. П. Соколова-Скаля м М. М. Соловьева, выпускаемый
	излательством «Искусство»
		Война потребовала от советских музы“
хантов новых песен для бойцов  дейст-
вующей Красной Армии. Композиторы ре-
ально почувствовали себя призванными
работать для нужд обороны, ощутив все ве-
личие и историческую значимость пережи-
вавмых дней, Тени великих предшествен-
хиков, умевших всецело подчинять свое
искусство задачам патриотической борьбы,
встали перед советскими музыкантами.
Память о Руже де Лилле и Мегюле, па-
мать о русеких музыкантах и артистах
впохи отечественной войны 1812 года...
	В течение трех-четырех дней в одной
Москве сочинено около ста новых песен,
В числе авторов — представители всех
поколений и жанров, начиная от Глиэра,
Кабалевского, Коваля и кончая молодыми,
неизрестными еще композиторами. В эти
дни жизнь властно ворвалась в лаборато-
PHO песенного зворчества, продиктовав
новые художественные требования. Му-
яество и гнев, волевая  собранность И
патриотический под’ем ищут своего пре
дивого музыкального воплощения,
д0е проявление фальши, дешевой сенти-
ментальности, внешнего фразерства теперь

ре особенно очевидно и реально ощу-
©. a
	oe

у @

В песне всегля бывает отражен сам че».
зовек, его душа, его помыслы и чувства,
Как понятен, например, боевой юношгес-
Кий энтузиазм, который переживает сей“
час один из первых активистов оборонной
хомиссии, ветеран красноармейской песни
Дмитрий Степанович Васильев-Вуглай,
Свыше двадцати лет назад он сочинял
вон песни для красных частей, отражав-
ших набеги мамонтовских банд. Тогда
Маникли ето знаменитые «Проводы» (Как
Родная меня мать провожала»), Сегодня
Вуглай как будто помолодел. Он вновь
помнил Te грозовые годы. Ero новые
«Краснофлотские частушки» (текст Paepo-
за) — прекрасный образец настоящего мас-
‘овото жанра: они звонки и занозисты,
полны крепкого и соленого морского юмора.

Франц Сабо — венгерский композитор
мигрант, нашедший в СССР свою BTO-
144 родину. Он хорошо анает, что озна-
	посвист смелых бойцов, твердо уверенных
в своих силах, превосходно воплощены
в мелодии и тексте этой песни:

Боевая грянула тревога.
ает армия в поход.

Эх! Шире шаг,

Веселей боец иди!

Во всех боях и

‘Ждет победа впереди,

Русский песенный колорит дан  Акулен-
хо свежо и интересно — без пассивного
повторения поношенных, так называемых
«задушевных» оборотов.

К числу удачных строевых песен, вполне
заслуживающих включения в песенный
арсенал армии, относятся хорошая &
сареШная песня А. Новикова «Любо-хо-
рошо» (стихи Доронина), написанная в
р хоровой манере «Строевая-боевая»

‚ Глиэра (на тот же текст), «Ай, да пе-
хотинцы» К. Листова, «В поход з& роди-
ну» Д. Салиман-Владимирова.

Но песен этих мало. Они довольно по-
хожи друг на друга и не всегда содер-
жат ту мелодическую «изюминку», TOT He-
заметный музыкальный «микроб», который
и делает обычно массовую песню легко
разносимой, быстро и охотно усваиваемой.

Если армия нуждается в первую оче-
редь в хорошей строевой песне, то кон-
цертные организации, радио, бригады со-
листов, отезжающие на фронт, пред’явля-
ют спрос и на более сложные песенные
формы. Именно сейчас от композиторов-
песенников требуется ясная жанровая на-
правленность творчества. Ненужность шаб-
лонного «безадресного» сочинительства об-
наруживается с 060б0й очевидностью,
Сколько «оборонных» песен, неудобных
для строя и в равной мере непривлека-
тельных, бедных для эстрады или профес-
сионального хора, погибло в свое время
«за ненахождением адресата», И ‚ правы
те композиторы, которые пытаются теперь
ясно определить профиль своей песни. Вот
сольная вешь для камерного певца, вот
хор для опытного ансамбля, & BOT час-
тушка для красноармейской самодеятель-
ности. Неплохо, если песня, рассчитанная
на солиста, станет потом массовой, но это

>
	ый  ! удается далека не каждому автору.
	Лидия Аустер написала выразительную   ческой вакальной музыки Мусоргского
		песню «Вставай, боец» (тихи   «Саул» «Поражение Сеннахериба»). Вот
	Песни Отечественной войны
	чает черный смрад фашистского мрако-
бесия. Его новая песня «Трубите атаку»
полна упорства и внутренней энергии, ме-
лодия ее сжата и собрана, линии акком-
панемента жестки и скупы:
	Трубите атаку, горнисты,
Скликайте бойцов на войну,
Враги человека, фалнисты,
Напали на нашу страну.
	Армия требует песен различных жанров,
Но самое первоочередное и главное—с03-
дать в кратчайший срок хорошую строе-
вую песню. Она должна быть проста до
крайности, должна быстро, налету запо-
минаться бойцами, обладать четким, удоб-
ным для шага ритмом, лаконичной фор-
мой и убедительным мелодическим содер-
жанием, Ев должны полюбить все бойцыЫ—
холхозник и горожанин, русский и баш-
кир, татарин, армянин, Если ee легко
подхватят в строю, то сумеют разукра-
сить и расцветить узорами  подголосков,
обогатить собственными хоровыми вариан-
тами. С такой песней должно быть легко
	в больших и трудных переходах.
	Сложность создания хорошей походной
песни необычайно велика. Здесь нужна
та простота, которая дается художнику
только путем большой работы. Нельзя,
механически повторив обороты старой сол-
датской песни «ать-два, горе не беда», во-
ображать, что задача решена! Ум, яс-
ность, внутренняя красота должны отли-
чать новую красноармейскую песню, при
сохранении той безошибочной броскости и
ритмической напористости, которые HEC
мненно присутствовали в строевом пении

старой русской армии.
	Нам кажется, что композитору Петру
Акуленко удалось в значительной мере
приблизиться к созданию такой красноар-
мейской песни, Его «Шире паг» (на текст
Алымова) уже сейчас поют в Частях дей-
ствующей армии, Простота песий  пре-
дельна: две фразы запева, две фразы
припева. При крепкой ритмической упру-
тости, песня обладает ясными мелодичес-
кими оборотами русского характера. Чет-
кая поступь пехотных колонн, веселый
	Ойслендера). В ней довольно сложные ме-!у кого можно многому научиться в поио-
	ках мощного, фрескового стиля новой во-
енно-патриотической хоровой и сольной
песни!

С новой силой пробудился в наши дни
интерес к традициям западной антифа-
шистской песни, традициям Ганса Эйсле-
ра, Эрнста Буша. Какой неподдельно ост-
рый гнев, какая сконцентрированная воля
звучали в этих чеканных и строгих пес-
нях борьбы и солидарности! Кто не пом-
нит великолепный  эйслеровский марш
«Заводы, вставайте», рожденный в фаб-
ричных кварталах красного Веддинга и с
восторгом усвоенный рабочей молодежью
Пресни и Ленинской слободы. Сейчас при-
емы эйслеровских песен с их броской ора-
торской, декламационной ритмикой, 6 их
скупым, но впечатляющим  мелодизмом
вновь воскресли в советском песенном
творчестве. В этом стиле очень убедитель-
но и сильно сделана «Песия борьбы»
В. Houerona (на текст Сашина и Высоц-
кой).
	Многие авторы (Д. Кабалевский, Н. Бу-
дашкин, Ю. Милютин) успешно пробуют
свои силы в жанре веселой красноармей-
ской песни частушечного склада. ‘Такая
песня одинаково нужна и для професси-
ональной эстрады и для военном обихо-
да — в часы коротких фронтовых пере-
дышек. Беда и здесь в том, что мало хо-
роших, едких, сатирических частушечных
текстов. А какая же частушка может
обойтись без сатирического перца, креп-
кого и злого юмора!
	Нет такого жанра во всем многообраз-
ном песенном творчестве, который не мог
бы воплотить в себе больших идей обо-
роны родины, — от хора и вокальной
баллады до частушки и джазовой мело-
дии. В самом деле: разве джаз с ето са-
тирическими и инструментально-изобрази-
тельными средствами не может быть пре-
красно использован для пропаганды но-
вых военно-патриотических и anTHipa-
пгиетских песен?
	Работа над новыми военными песнями
должна продолжаться с неослабевающей
интенсивностью. Из десятков песен жизнь
отберет лучшие, которые прочно войдут
в быт борющейся армий.
	И. НЕСТЬЕВ
	лодические образы, развитый аккомпане-
мент настоящего камерного стиля. Поэт и
композитор создали сильный плакатный
исунок, полный поэтического смысла.

вется в атаку, храпит боевой конь. Боец
сурово сжимает оружие. Музыке прида-
ны жесткие, грозовые, сверкающие тона.
Такую вещь с интересом исполнит опыт-
ный певец-солист, чей репертуар в усло-
виях войны вряд ли сможет ограничиться
бесконечным повторением арии Гремина
и «Песни варяжского тостя»... `

Возникают новые образцы песенной ли-
рики, окрашенные в мужественные воле-
вые тона. Превосходный текст поэта Сур-
кова с искренней взволнованностью по-
вествует о чувствах запасного, вновь при-
званного в строй;

Нам ли не слышать трубу, друзья,

В утренней мгле седой.

Я запасной, но песня моя

Ходит под красной звездой.

О матери, с тордостью провожающей на
Фронт любимого сына, рассказывает в сво-
ем’ стихотворении Пришелец:

Эй, колыхай ты, красная рябина,

Не тумань слеза любимых глаз!

Мать спокойна 38 сокола-сына:

Он отчизну в обиду не даст.

Такие тексты несомненно могут многое
подсказать композитору,  задумавшему
сольное эстрадное произведение.

Скажем попутно, что хороших, 10-Ha-
стоящему поэтических текстов на оборон-
ные темы до крайности мало. Это затруд-
няет задачу композиторов. Есть авторы,
которые не утруждают себя „художествен-
ными исканиями, строго ограничивая на-
бор рифм перечислением военных профес-
сий и предметов снаряжения. А если в
стихах нет поэзии, нет эмоционально OE-
рашенного образа, то и композитору нече-
TO сказать.

Удачные массовые песни’ создали В, Бе-
лый, Вано Мурадели, Д. Кабалевский,
Б. Шехтер, В. Власов и В. Фере. Неко-
торые из этих песен хороню прозвучат в
профессиональном хоре —1ю радио, ва
эстраде, Характер яркого и впечатляюще-
то, типично ораториального этического хо-
ра носит песня Н. Чаплыгина «Священная
зойна». Слушая её, мы вспомнили 0
	несправедливо забытых традициях герой»
	ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
И АНТИФАШИСТСКИЕ

ВЫСТАВКИ
	Тлавизо Комитета по делам искусств rox
товит в ближайшее время в Москве от
крытие ряда выставок. .

Музей изобразительных искусств им.
А. С. Пушкина готовит большую вы-
ставку графики на тему «Военное прош-
лое русското народа». На выставке будут
показаны гравюры, отражающие борьбу
России против польской: интервенции в
ХУП веке, борьбу Украины sa свою’ ве-
зависимость, семилетнюю войну, походы
Суворова в Италию и отечественную вой-
ну 1812 года. События империалистиче-
ской войны будут отражены на выостав-
ке в виде лубочных картинок.

WR mew. 9, о

В июле откроетря выставка эскизов па-
норамы «Штурм Перекопа», над которой
работает бригала московских художников,
возглавляемая Г; Савицким. На выстчвке
будут показаны эскизы панорамы, вылол-
ненные художниками Г. Гореловым,
В. Иотансоном, А. Куликовым, Г. Савиц-
ким, В. Сварогом, П. Соколовым-Скаля

и др.
Е
	ПОДГОТОВКА
ЭСТРАДНЫХ АГИТБРИГАД
	Всесоюзная студия эстрадного искусотва
организует агитбригады артистов для об-
служивания частей Красной Армии и Во-
енно-Морского Флота. Агитбригады созда»
ютоя по типу небольших передвижных Te-
атров эстрады и миниатюр. Формироваться
они будут из артистов Московской roey-
дарственной эстрады, Всесоюзного  тасл
рольно-концертнога об’единения и артис-
тов, выступающих на специальных кон»
Куроах, организуемых студией.