ВОСКРЕСЕНЬЕ, 6 ИЮЛЯ 1941 г., № 27 (762)
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		пемедленно перестромть всю нашу работу
	Летопись войны
	„«Пусть грянет Русь военною’ грозой; я
ий песни запевала..»— писал герой ores
чественной войны 1812 года, партизан и
поэт Денис Давыдов. Денис Давыдов был
одним из тех замечательных русских ху-
дожников, который ‘музу свою приводил
хз поле брани, посвящал свои самые ‘на-
певные, самые горячие поэтические ‘стро-
}и тероизму своего народа,

Когда 22 июня стало известно о беспри-
ерном коварстве немцев и по всей на-
лей стране прокатилась бурная волна пат-
риотязма, художники всех родов оружия
ваорелись блаюродным порывом. отдать
сюй труд, свое время, свое мастерство, а
мли понадобится — жизнь славной своей
родине, По радно неслись в эфир боевые
зрасноармейские песни, на улицах появи-
лись антифапгистские плакаты и в душе
светских людей зазвучали мотивы нена-
висти к врагу, радостной уверенности. в
победе и жажды дела на пользу отчизне.
Каждому советскому интеллигенту  хоте-
лоь быть этой песни замевалой, «Не си-
делось в мастерской», — говорили худож-
зики, Привычные темы, выношенные
зы вытеснялись новыми, Обыденная
реть казалась чересчур медлительной, хо-
лось создавать обра-
зы, более созвучные тем
уыслям и чувствам, что
разбудила война, хоте-
ль выразить свою лю-
ony к Красной Армии,
поддержать ее в годину
успытаний, воспеть Tee
ров, на смерть порал
зить врагов.

Мы знали, как долго,
го году, работал обычно
В. В. Иогансон над сво-
лин большими ‘истори-
ческими картинами,
Каждая картина была
мжным рубежом в его
творчестве, явлением в
хизни советского искус-
тв, Но началась оте-
зественная война, и боль-
шие полотна на время u
ложены. В поисках Лауреат Сталинск
накболее актуальных се- сатирической ком
дня слов Иогансон со-
зал первую в своей
Еизни карикатуру. Гитлер на палках та-
щит чучела царей; под рисунком подпись’
«Но эти чучела у нас не испугают и ‘во-
рону..», и зрители варазительно смеются,
Hada Ha эту сцену. («Окно ТАОС» № 14).

Наша критика в последние годы часто
палила Кукрыниксов зато, что они рас-
ширили круг привычных для карикатури-
сов тем и жанров, что они ‚согрели свое
искусство лирикой, обогатили его героиче-
кимн темами, И действительно, молодое
II искусство, родившееся на страницах
студенческой стенгазеты и комсомольской
прессы, созревало с годами, наливалось
зивительными соками нашей действитель-
вхти. Кукрыниксы теперь снова настрои-

ли свою лиру в унисон с политической
злобой дня. Уже на третий день войны на

улицах появились их вы пла-
ХАТЫ.
	3+ июня вечером. состоялось первое об-
иненное собрание художников и_писате-
2. Этим было положено начало работе,
ийчас широко развернувшейся в оргкоми-
тете Союза художников СССР. Большая
организационная работа по об’единению
тудожников по созданию «Окон ТАСС»
‘была возложена на А, Герасимова и
Я, Денисовского. .

«Окно ТАСС» № 1 сделал М. Черемных.
Ваволнованно, как старый и вновь при-
ззанный вонн, взял он вечером тему и на
Уро принес веселый и острый рисунок,
ирнее, серию рисунков. И сам художник
х другие убедились — оружие старого ве“
терана. «Окон РОСТА» не заржавело.
№8 так же, как и встарь, каки 20 ©
защним лет назад, тверда, рука художни-
Ka, неистощима выдумка, лаконичен образ-
tut язык («Взял фашист маршрут на
Прут..>). sot

Превосходно, поражающе легко, с той
‘вободой мастерства, которая дается\‘боль-
шим опытом, с первого дня работает над
«Окнами ТАСС; А. Радаков. Выбрав тему,
0; не пошел домой, а остался на ночь. в
коллективной мастерской орткомитета, от-
родившись где-то в проходе мольбертом,
хак будто только ждал часа начать pa-
fory ‘по-боевому. Так родились «Окно
ТА0бь № 3, шаржи на Гитлера, Муссо-
лини, Антонеску, финского белотвардейца,
«Окно № 13> («Болтун — находка’ для
Шииона») и др. Быстро, сразу запомина-
	CosercRag музыка ‘обрёла за тоды Choe.
Ю существования замечательные ° тради-
ции работы над массовой ‘песней. В дни
гражданской войны песня сопровождала
красные войска. И до сих пор мы храним
песни тех времен, как драгоценнейшие
реликвии, как Художественную летопись о
М“ззаветном героизме советского‘ народа, о
‘окрушительных ударах, которые молодая
Красная Армия наносила врагам родины,
	Работа композиторов в области массовой
пени оказала благотворное влияние на
KD советскую музыку, В песне — самой
Чаконичной и вместе с тем ‘столь. «вме-
‘тительной» по идейному содержанию, му-
зыкальной форме — звоплощались та 609-
Нательная, опокойная, ‘но грозная для,
зраюв сила, та суровая, `иепреклонная
Юля, то высокое нравствениое превос-
Зодство, которые отличают советского пат-
рнота — строителя, бойца. В’ пучигих образ-
Ца песенного творчества © большой яс*
EOCThD и четкостью  кристаллизовались
MebMa существенные черты нового совет»
о музыкального стиля, - *
	Ныне вновь воениая песня звучит KAR

(зон сигнал над широкими просторами
нашей страны. И совершенно закономер-
10, что советские музыканты прежде все-
Ю обратились к созданию военных пал
Мотических песен для нашей героической
меной Армий, для нашего славного
Красного Флота. для наших летчиков-
кОЛОВ.
	Важдый вечер в Союзе композиторов
Понсходят коллективные просмотры и
Усуждение новых военных песен, В этсй
боте проявляются. наша любэвь к 60й-
	WN тероической Красной Армии, наша
я х Кбогтбо п побеле Сеголия стира-
	a Зоя К борьбе и победе,

Уме ana... мне реет
	я грани между композиторам-песенни-
им, симфонистом, оперным композитором...
ана ждет боевых массовых песен He
лько от специалистов этого жанра, но H
Ишительно от, всех композиторов.

Для самих композиторов обстановка,
®торая создана сейчас на творческих ва“
иланнях в, СОК, играет большую BOGIH:
иельную родь. Здесь царят подлинная
Юмрищеская солидарность, творческая
	ются лаконические, как лозунг, рисунки
Б. Ефимова «Наглядное изображение «арий-
ского» происхождения»; коротко и ясно
разоблачается в них расовая теория. Ка-
рикатуристы, как известно, славятся неис-
тощимостью выдумки: Без этого нет и ка-
рикатуриста. А, Радаков, В. Горяев,Н. Рад-
лов, П. Шухмин совместно с бригадой пи-
сателей работают над интересной «Азбу-
кой». На каждую букву рисуется шарж,
карикатура, целая сложная композиция.

Горяев, Сойфертис, Пророков. — талант-
ливая плеяда молодых карикатуристов—
быстро, артистически исполняют шаржи,
сатирические рисунки на международные
темы («Крест на крест», «Гуляш по-вен-
герски» м др.).

На Кузнецком мосту у «Окон ТАОСь
© утра до вечера толпятся apu-
тели. Вы часто можете услышать,
как в толпе повторяются только что про-
читанНые в «Окнах» стихи «Собрался Гит-
лер в дальний путь...» и другие. Воздей-
ствие сатиры, карикатуры сейчас особен-
но разительно; Пожалуй, ярче всего реаги-
рует вритель именно на эти рисунки. Са-
тира на врагов имеет большой успех. Каж-
дый. советский патриот питает чувства, гне-
	Лауреат Сталинской премии художник Б. Иогансон работает над
		сатирической композицией для «Окон ТАС»
	ГИЕВИОЕ ОБЛИЧЕНИЕ СПРАКОБЕСОВ И ПАЛЛЧЕЙ
	жество своей безоружной правды. Но ког-
да он ‘воочию видит гнусное лицо громил,
ворвавшихся не только в его клинику, но
вторгшихся в жизнь всей страны, видит
сопутствующие им зверства, предательство,
низость и подлость, он начинает  пони-
мать, что прав его сын Рольф, выступив-
щий на борьбу с вратами человечества.

Пьеса «Профессор Мамлок» изобличает
мракобесие и  Человеконенавистничество
фашизма, уничтожающего на своем пути
все возвышенное и благородное, все под-
линно человеческое и прогрессивное, Док-
тор Гельпах всем своим звероподобным
обличием товорит, что в черном стане фа-
шистов нет белых ворон, что универси-
тетский значок на коричневом мундире
не отличает палача, носящего его, от па-
лачей без университетских значков; что
приобщенность К культуре используется
этими стервятниками лишь для более же-
стоких и утонченных пыток над их жерт-
вами,

Пьеса Фридриха Вольфа со всей убеди-
тельностью товорит и о том, что каждый,
в ком тлеет хотя бы единая искра чело-
веческого духа, кому не чужды челове-
ческие чувства, не может не стать в ря-
ды антифашистских борцов. Сын профес-
сора Мамлока, Рольф, и его друг, молодой
рабочий Эрнст, представляют те широкие
слои интеллигенции и трудящихся, кото-
рые целиком отдают себя борьбе с фа-
шистскими людоелами.
	о Правдиво нарисован в пьесе и образ не-
мецкой девушкй, молодого врача Инге
Руофф, воспитанной в националистичес-
ком духе им вначале поверившей в сб-
манные лозунги фашистов, Драматург убе-
дительно показывает, как, изобличая свою
подлинную звериную сущность, фашисты
заставляли и таких людей, как Инге, от-
вернуться от них.

В своей статье, напечатанной в 1936 г.
в «Интернациональной литературе» (№ 2),
Фридрих Вольф заявлял: «Я не могу ду-
мать и писать об Hocude в Египте», о
«Сервантесе», «Игнатии Лойоле» сейчас,
когда подле нас терманские рабочие и
крестьяне истекают ‘кровью». этой же
статье Фридрих Вольф  товорил: «Мои
критики пытались заклеймить меня как
«драматурга момента», «драматурга злобы
дня», «публициста». Я охотно принимаю
это звание, для меня — это почетное зва-
ние».

Фридрих Вольф мог © полным правом
заявить ото потому, . Что,“ -черпая г стемы
своих произведений из «злобы дня», де-
лая их заостренно публицистическими, \ он
не шел на уступки в отношении художе-
ственности. Отвергая темы далекого прош-
лого, он превратил в нёувядаемые исто-
рические документы свои произведения о
сегодняшнем дне. `

Пьеса «Профессор Мамлок» написана на
	«Окно ТАСС» № 16. Работа художника Г. Савицкого

Может Фыть, ни. один писатель не до-
ходил до такой заостренности и порою
даже гиперболичности в своих творчес-
ких декларациях, как Фридрих Вольф. На
обложках первых его драм было написа-
Ho: «Hunst ist Waffes — «Искусство —
это оружие», Этот лозунг был страстным
отрицанием безыдейного искусства; кото-
рое одурманивало массы, скрывало от-них
правду настоящего и не показывало ис-
тинных путей. борьбы за честь и свободу.
И со свойственной ему экспансивностью и
гиперболичностью Вольф тогда дДеклари-
ровал; «Для нас сейчас есть вещи поваж-
нее, чем конфликт королевы Елизаветы ¢
королевой Марией Стюарт, чем смерть
Валленштейна или’ тоска Ифитении no
Греции...» Но было бы неправильно пола-
тать, что Фридрих Вольф отрицал значе-
ние ‘наследия прошлого для развития со-
временной культуры. Это был лишь рез-
кий ‘протест против тех, кто обходил жгу-
чие и волнующие темы современности, это
был горячий, искренний призыв к пере-
довым художникам сделать свои произ-
ведения действенным оружием для борь-
бы против насилия и варварства:
	Передовой писатель, Фридрих Вольф од-
ним из первых в немецкой литературе
выступил с антифашистскими произведе-
НИЯМИ,

Когда фалпизм на лжи и обмане, дема-
гогии и насилии утвердил свою хищни-
ческую власть в Германии, Фридрих
Вольф, вынужденный уйти в изгнание,
написал пьесу «Профессор Мамлок», в
которой показал всему культурному миру
мерзкое лицо Атиллы двадцатого века и
его’ разбойничьих полчищ,
	Страшную человеческую трагедию нари-
совал Фридрих Вольф в своей пьесе —
трагедию, пережитую за эти годы тыся-
чами, десятками тысяч высокоодаренных
людей, которых кровавый фашизм унич-
тожил сперва в Германии, потом в Че-
хословакии, Австрии и других покорен-
ных и порабощенных им странах. И имя
героя пьесы — профессора Мамлока ста-
ло почти нарицательным именем, живым
олицетворением сотен тысяч жертв, KOTO-
рых обрек на гибель фашистский строй
насилия ‘и зарваретва,

Профессор Мамлок — видный немецкий
ученый, прославленный хирург, имя ко-
торого пользуется уважением и извест-
ностью во всей стране и далеко за ее
пределами, Профессор все свои силы от-
	дает науке, живет ею, находит высшее
удовлетворение в спасении человеческих
жизней. 1
	Профессор Мамлок далек от политики,
Он считает, что в клинике существуют
только врачи и больные и политике здесь
нет места. Но в черные дни, когда стра-
Ной завладевают варвары ‘в мундирах со
свастикой, профессор Мамлок переживает
крушение этой иллюзии. В его клинику,
в его святая святых врывается фашист,
грязный и продажный негодяй, бездарный
врач Гельпах, бывший ученик его. Сменив
докторский халат на окровавленный мун-
дир штурмовика, он приходит в клинику
с толпой озверелых бандитов, изгоняет
оттуда профессора, натравив на него сво-
их подручных. Избитый. штурмовиками,
ученый в Изодранном халате, с дощечкой
«Jude» Ha груди возвращается домой.

Нечто новое, доселе незнакомое и чу-
ждое, входит в сознание профессора Мам-
лока. Он считал себя по праву сыном
немецкого народа — не он ли защищал
четыре года свою родную страну на por”
те, не он ли принимал участие в боях
под Верденом, не проявлял ли он при
этом мужество, не отдал ли он все свои
знания на благо немецкого народа? Он
считал. немцем и служителя  больняцы
Симона, изгнанного из клиники после
пятнадцати лет честного труда, хотя он
шесть раз бесплатно давал свою кровь,
чтобы перелить ее в немецкие жилы и
спасти Немецкие жизни. И вот® его, каки
профессора Мамлока, прогнали из клини-
ки, потому что он еврей. Профессор Мам-
лок не хочет верить этому.

Профессору Мамлоку  противостолт в
пьесе его сын Рольф. Ему чужды иллю-
зии отца. Он так же, как отец, высоко
ценит науку и готов отдать ей свои си-
лы. Но он понимает, что бывают момен*
ты, когда с оружием в руках можно сде-
Nath для человечества гораздо _ больше,
нежели сидя нал микроскопом. И он по-
кидает родительский дом, оставляет свою
научную. работу, чтобы вступить в ряды
борцов против варварского фашизма.

же после того. как профессор Мамлок
	переживает свое первов разочарование, он
	еще не хочет признать правильным путь,
избранный сыном. Он еще верит в тор-
	Вновь и вновь встает перед советски-
ми художниками задача воплощения `В
искусстве  героико-патриотической темы.
По существу эта тема всегда была у нас
главной. Герои, выказывающие ныне чу-
деса храбрости и отваги на полях сраже-
ний, — это Te же люди, которые в мир-
ной обстановке, у фабричных станков, в
угольных лавах, на колхозных полях, на
железнодорожных путях самоотверженно
трудились для укрепления экономической

и военной мощи страны.
	Беззаветная преданность отчизне, неуга-
симая ненависть к ее врагам, гордое с0з-
нание, что наше дело правое и что враг
будет разбит, — вот что характерно для
каждого советского патриота, Здесь —
источник ero бесстрашия,  беспримерной
храбрости, его непоколебимой веры в на-
	шу победу,
	Ha военный лад!
	ИСКУССТВО
ПЛАКАТА
	Беседа мастера с молодежью
	Сетодня мне хочется поговорить He @
плакате вообще, но © плакате данного мо-
мента. «Окна ТАСС», тде теперь работают
опытные писатели во главе с Кирсановым
и опытные художкики — Денисовский
(бритадир), Кукрыниксы, Радлов, Горяев и
др. являются как бы школой  плаБата.
Шкхолой, которая стремится сохранить бле-
стящие традиции «Окон РОСТА», насаж-
давшиеся Маяковским.

Тецерь, когда культура проникла в тол-
щу масс, плакатисты-профессионалы уже
не так одиноки, как в Т@ времена. Кау-
бы, театры, выставки, художественные
кружки самодеятельности, которых He бы-
ло во время появления‘ «Окон РОСТА»,
очень повысили художественную культуру
масс, привили вкус к графике. Сейчас
плакаты будут создавать самодеятельные
художники. Может быть эти плакаты, на-
рисованные неопытными в трафике pato-
чими,  красноармейцами,  колхозниками,
школьниками, ‘будут не очень удачны по
рисунку, но они мотут дать своей аудито-
рии нужную боевую зарядку, правильное
политическое освещение момента ‘и, почем
знать, может быть в данный момент для
своей аудитории они будут доходчивее и
понятнее, чем многие плакаты мастеров.
Лишь бы в них было большое чувство,
настоящая ненависть к вратам, без нало-
читой грубости и нарочитого самодоволь“
ства.

Мне бы хотелось вкратце поделиться
моим опытом © молодыми художниками,
	Не только общие политические темы дол-
	жны быть об’ектами их работ, но и мест
ные конкретные типы, паникеры, болту“
BH, трусы, вольно или невольно являю-
цтиеся помощниками врата, должны быть
завлеймены в плакате. Надо рисовать не
только военно-политический плакат, но и
сатирический бытовой.

В искусстве плаката все имеет значение
тема, рисунок, цвет, подпись: Плакат дол-
жен  приковать внимание зрителя, он дол“
жен быть видным’ на большом расстоя-
нии. Линия в плакате должна быть очень
упрощенной, очень четкой, всякие детали
и подробности будут разбивать общее впе-
чатление, пестрить, их не будет видно на
расстоянии. Цвет играет отромную Толь в
плакате. Именно цвет должен сразу при-
влечь внимание зрителя, остановить его,
заставить подойти к плакату и рассма-
	тривать его.

Чем же это достигается? Достигается это
прежде всето контрастом так называемых
дополнительных цветов: красного © зеле-
ным, лилового с желтым, синего с оранже-
вым. Конечно, можно вводить и другие
цвета только с тем условием, чтобы их
отношения были очень контрастны. Цвет
должен быть положен большими плоско-
стями, без об’емной формы, плоскость не
должна дробиться введением в нее других
цветов, чтобы не ослаблять силу цвета.
Не надо вводить в плакат много цветов.
В известном плакате Моора «Помогите!»
только два цвета: черный и белый. Но
благодаря умелому распределению пятен,
рисунку, доведенному до сжатой просто-
ты, плакат производит отромное впечатле-
ние. Если под руками в данный момент
не будет достаточно красок, то можно ис-
пользовать красную; белую (оставлять бу-
магу) и черную (тушь).

Огромное значение имеет для плаката
тема. Это тот фундамент, на котором стро-
ится весь плакат. Тема должна быть про-
ста, всем понятна, остра, современна. Он&
может быть героической, тротесковой, са-
тирической, комической. Суть в том, чтобы
ее сделать очевидной, ясной, понятной
сразу, с первого взгляда, чтобы зрителю
самому неё пришлось ее раситгифровывать.
Плакат может состоять из двух рисунков,
если этого требует тема, но не больше,
так как он тогда превращается в картину.

Подпись должна быть очень лаконич=
ной. Длинная подпись не читается, пре-
вращает плакат в иллюстрацию. Две, че-
тыре ударных. строчки — и все. Они дол-
жны еще сильнее выявить тему плаката,
подчеркнуть рисунок. Классические по
остроте и краткости подписи давал Мая-
ковский. Подпись должна органически
слиться с рисунком. Героическую тему
нельзя подписывать комическими стихами
или частушками, которые очень идут к
сатирическому или комическому плакату.
Вот тероическая картина художника Соко-
	злобу дня, но она останется. в драматур-
тии, как грозное и неопровержимое обви-
нение фашизма. }

Еще громче звучит это неотвратимое
обвинение в одноименном фильме, создан-
ном по пьесе Фр. Вольфа. В фильме гроз-
но; выступает фигура самого профессора
Мамлока, когда он перед смертью бросает
своим убийцам полные пророческого гнева
слова:

— Вы останетесь в истории, как кошмар-
ный сонь, Стреляйте, пока у вас есть
оружие, пока его у вас, не отняли... Но
скоро, очень скоро ето у вас отнимут.»

«Профессор Мамлок» — одно из значи-
тельных произведений в мировой драма»
тургии, запечатлевающее дикий разтул фа-
шистских громий, и в 10 же время самое
сильное произведение Фридриха Вольфа.

В статье, посвященной 50-летию со дня
рождения Фридриха Вольфа, парижская
«Дейтше Фолькецейтунг» ‘писала: «Немно-
тие немецкие драматурги обладали таким
сильным драматическим  темперамевтом,
как Вольф, такой всегда изумляющей спо-
собностью находить единственно правиль-
ное, удачное выражение для той или иной
ситуации. Вольф умеет создавать захва-
тывающую драматическую фабулу, непос-
редственно ‘выявлять  существеннейшгие
линии ее, развивать конфликт, запутывать
и распутывать драматический узел...»

качества драматургии Фридриха
Вольфа в полной мере нашли свое выра-
жение именно в «Профессоре Мамлоке».
Пьеса эта была показана на многих сце-
нах Европы и Америки. Сила ее воздейст-
вия на зрителя поистине огромна. Фа-
шистские банды в Швейцарии пытались
насильно сорвать спектакль, когда шел
«Профессор Мамлок». Швейцарская пере-
довая молодежь устраивала демонстрации
в защиту пьесы.

Пьеса «Профессор Мамлок» с большим
успехом шла во многих театрах Советского
Союза. Особенно привлекательна для ак-
тера роль профессора Мамлока. Мы виде-
ЛИ В этой роли народного артиста респуб-
лики Е. 0. Любимова-Ланского — на сце-
не и заслуженного артиста республики
С. Б. Межинского — на экране. Оба ар-
тиста по-разному разработали эту роль,
но поистине волнующей предстает в ис-
полнении и того и другого эта фигура,
олицетворяющая страдания передовой ин-
теллигенции под ярмом озверелого фашиз-
ма. Образ` этот волнует и тогда, когда мы
видим профессора Мамлока, восторженно
преданного своему делу, спокойного в сво-
ей вере в себя и в свою наивную прав-
ду, и тогда, когда мы чувствуем первое
смятение его благородното сердца, и 060-
бенно тогда, когда мы видим в нём му
жественного обличителя фашистских вар-
	М. ЖИВОВ
	_ битым, ты Мать провожает сына на
7 онт. Подпись под нею соответствующая;
Там бу дет гад затоптан P Запомни, сын, святое слово:

в грязь» Будь храбрецом, будь впереди.

a nae
	В бою упорном и. суровом
Врага сломи и победи.

Подпись, сюжет и типаж здесь слива»
ются в одно целое. Другой рисунок изо-
бражает добродушного фастяпу-обывателя,
Он смотрит через розовые очки на волка“
шпиона пол шкурой‘ козочки. Под рисун“
ком подпись:

Очки розовее. розочек.
Шпионов-волков принимает
за козочек,
	В этих стихах и размер и лексика впол-
не совпадают! с рисунком, подчеркивают
его выразительность.

Художникам надо обязательно помнить,
что плакатист должен уметь не только вы“
разительно рисовать, но и тлубоко проду-
мывать тему, верно и остро раскрывать
ее политический смысл.
	роя. Для композитора важны и два со-
перника Руслана — Ратмир и Фарлаф.
Ратмир и Фарлаф — зеркало человеческих
слабостей. Они служат как бы предо-
стережением: вот какими не могут, не
должны быть истинные герои. Ибо герой
не может быть хвастуном и трусэм, ибо
он не должен поддаваться соблазнам, он
должен быть мужественен, силен и тверд
духом.

Глинка воплотил в своих двух операх
тероизм борьбы и радость победы. «Славь-
сея» из «Ивана Сусанина» — это побед-
ная песня, по силе и яркости стоящая
вровень с песней радости из Х симфо-
			ва и: презрения к. хищному, вероломному
врагу;   1 .

Но и в острые моменты только что раз-
горевшейся схватки искусство не может
ограничиваться однородными темами, од-
ним единственным жанром. Чем больше
самых разнообразных тем, чем многообраз-
нее жанры, тем ‘шире, глубже эмоциональ-
ное воздействие художественных ‘образов.
Художники Савицкий, С. Герасимов, Co-
колов-Скаля, Бубнов, Шухмин и многие
другие делают для «Окон ТАСС» живопис-
ные панно на героические темм, HA темы
обороны и организации тыла. Это — бое-
вые эпизоды (панно Савицкого), это —
образы героических женщин, боевых под»
руг, матерей, замечательных советских пат-
риоток (панно Соколова-Скаля, Бубнова),
это — сцены из колхозной жизни: колхоз-
ники помогают бойцам уничтожить дивер-
сантов (тема панно С. Герасимова) и т. д.

3 июля была произнесена историческая
речь ‚ Иосифа Виссарионовича. Вся стра-
на © затаенным дыханием ловила каж-
oe слово вождя, каждый оттенок его го“
лоса. На утро большая композиция, со-
стоящая из шести красочных рисунков и
большого портрета Сталина, привлекала,
всеобщее внимание в «Окнах ТАСС», «Мы
должны укрепить тыл Красной Армин,
подчинив интересам этого дела всю свою
работу...» — товорил` товарищ Сталин, и
художник дал иллюстрацию этим ето сло-
вам. Товарищ Сталин ‘призьтзал «...органи-
вовать всестороннюю: помощь Красной Ат-
МИИ...», И друтой художник давал новую
иллюстрацию этим словам. Вся компози-
ция об’единяется общей мыслью, общей
идеей; «Все силы’ народа — Ha разтром
врага! Вперед, за нашу. победу!»

Плакаты, рисунки, стихи товорят  насе-
лению ‘о ‘многих обязанностях и задачах
военного времени, АНИ
° Зритель хочет увидеть и таллерею ге-
poes отечественной войны, защищающих
нашу родину, сдерживающих бешеный на-
тиск бронетанковых частей, всех тех, кто
мужественно защищает страну, кто есть
«отечества-щит», Создать Тажую-таллерею—
почетная задача наших художников. Они
должны запечатлеть подвиги наших бой-
цов, которые несут на. своих „знаменах
победу над злейшим врагом — Советского
	Союза. Наталия СОКОЛОВА
	Помочь. ковать победу
	взаимопомощь, ^ коллектувиая  ответствен-
ность, «чувство локтя», Это те самые чер-
ты, которые ныне, перед лицом опасно-
сти, делают из всех нас, советских граж-
дан, более чем когдаглибо единую, моно-
литную семью.
	В своем потрясающем сердца выступле-
	нии по радио Председатель Государствен-
ного Комитета Обороны товарищ Сталин
	говорил: «Прежде всего необходимо, что-
бы наши люди, советские люди поняли
всю ‘глубину опасности, которая угрожает
нашей стране, и отрешились от благоду-
LMA, oT беслечности, от ‘настроений мир-
ного строительства, вполне понятных в
зороенное втемя. но пагубных в настоя-
	довоенное зремя, HO ват» о
1щее время, когда война коренным обрал
	ee rN ЗУ ТАТУ

зом изменила положение... Нужно, чтобы
советские люди поняли эт0 и перестали
	ee ee en ee РЕ

быть беззаботными, чтобы они мэбилизо-
вали себя и перестроили всю свою рабо-

ль па.
	АРУ ЧРИ РТА О

ту на новый, военный лад, не знающий
пощады врагу».
В искусстве, как и во всех остальных
	областях наней жизни, нам теперь необ-
	ходима мобилизация всех сил. В среде
советских музыкантов не может A HE TOT
	жно быть места творческой расхлябанно-
сти, развинченности, благодушию, богем-
	ным насгроениям.

Когда мы говорим, что в данный момент
создание массовых строевых песен, несен
для Красной Армии, песен, проникнутых
великой любовью к родине и непримири-
мой ненавистью к врагу, является делом
первостепенной важности, долгом всех на-
гих композиторов, это вовсе ие значит,
что нам нужны будут только массовые
песни и марши. Все наше искусство дол-
жно помочь ковать победу над врагом.
Само противоноставление «большого» ис-
кусства искусству «малых форм» с этой
точки зрения для нас совершенно непри-
смлемо. Наряду © песнями и маршами
паши композиторы должны также взяться
за сочинение героических ораторий, боль-
щих симфонических полотен, оперных про»
изрелений, посвященных великой  отече-
	ственной войне.
	На Бессарабском направлении атакой натцей кавалерии уничто-
жен 6-й пехотный полк противника.
	‚ Там быть всегда фашисту
		«Где сабля красная
взвилась,
	Куда наш конь ступил
	КОПЫТОМ,
	сов на его тексты, Значение Маяковского
далеко выходит за рамки чисто литера-
турного, поэтического явления. Обращать-
ся к Маяковскому — значит учиться у
него чуветву современности, Равняться по
Маяковскому — значит «всю свою SBOH-
кую силу поэта» безраздельно отдать ро-
дине, делу защиты ее от жестокого и не:
умолимого врага,
	Героическая интонация стихов Маяков-
ского в переживаемые нами дни звучит
	с новой силой. Bech стиль сегодняшиего
советского искусства должен продолжить
	традиции ‘искусства Маяковского.
	Обращаясь к прошлому, к великому
искусству классиков, мы должны вновь
товорить о Глинке. В мировом искусстве
нет другого образца, другого примера,
столь высокого по идее, столь ясного,
простого и волнующего произведения,
чем «Иван Сусанин», «Страха не стра-
гусь, смерти не боюсь» — в этом лейт-
мотиве «Ивана Сусанина» потоясающе
выражена национальная русская идея,
национальный русский характер.

В словах этих сказывается русский
человек. На всем протяжении русской
истории звучат эти слова, как символ бес-
страшия, веры в победу, готовности все
отдать отчизне. Их повторял суворов-
ский солдат, переходивший Альпы. В дни
первой отечественной войны они эву-
чали в устах Кутузова и партизана
Дениса Давыдова. Они были на устах
героических советских людей, защищав-
ших в 1918 году родную землю от немэц-
ких интервентов. Их повторяет каждый из
нас сейчас, когда вновь нужно оборонять
наши рубежи от злобного и вероломного,
вооруженного до зубов фашизма.
	«Сусанин» — вершина героической му-
зыки прошлого. Но и «Руслан» — произ-
ведение замечательное по воплощению
героической темы. Во второй глянкинской
опере поставлен по существу вопрос о
типе русского героя. Дело вовсе не в том,
что Руслан идет на поиски своей воз-
любленной. Русский витязь Руслан — это
выражение силы, воли, верности слову
и долгу, тотовности и умения преоделе-
вать любые препятствия, побеждать лю-
бые вражеские козни и уловки, не отсту-
пать перед всемн опасностями и лише-
ниями. Но Глинка не ограничивается лишь
	этим позитивным утверждением типа Te-
					нии Бетховена, А. РАДАКОВ

Сопоставление Глинки и Бетховена пра- ©
вильно и законно. По концентрированному
выражению в музыке героического начала

Глинка © полным ‘основанием может быть, Оборонные спектакли

назван Русским о Не случай-
на и аналогия между «Славься» и бет-
ховенской темой радости. Ведь 1Х симфо- и пьесы
	ния — это героическая симфония. И са-
ма тема радости-—аэто, если угодно, боевая,
массовая песня, поднятая до высочайшего
симфонического обобщения. Идеи бетхе-

венского симфонизма, обогащенные, нова-
торски преломленные, должны именно
сейчас найти свое выражение в советском
	тероическом музыкальном искусстве. He
терманскому фашизму — цитадели мрако-
бесия,. человеконенавистничества,  оголте-
лой, звериной реакции, духовной нищеты,
— владеть бессмертным тением Бетхо-
вена. Бетховен принадлежит всему передо-
вому человечеству, он принадлежит наро-
дам Советской страны, ведущей решитель-
ный бой с фашистоким варварством и изу-
верством.
	Советский терой не боится смерти, ‚ра-
ди фодины он готов отдать’свою жизнь.
Борьба во имя жизни, борьба за жизнь,
терой, проходящий через горнила жесто-
ких испытаний, без жалости уничтожаю-
щий своих врагов,  преодолевающий ог-
ромные препятотвия и побеждающий, —
вот что должно главенствовать в нашем
искусстве. Ибо в этом правда нащей жиз-
ни и нашего искусства. Ибо наше искус-
ство должно помогать защищать нашу
родину, оно должно помочь ковать на-
	wy победу.
	3% МХАТ СССР им: Горького включил в
свой репертуар пьесу И. Бахтерева и
А. Разумовского «Полководец Суворов».
Новый сезон театр намечает открыть пре“
мьерой «Кремлевских курантов» Н. Пого-
дина,

% Театр им. Вахтангова возобновляет
спектакли «Разлом» Б. Лавренева и «Шел
солдат с фронта» В. Катаева.

3% Московский театр сим. Ленинского
комсомола вернулся сгастролей из г. Горь-
кого. Особым успехом у торьковцев поль-
зовался спектакль «Парень из нашего го
рода» К. Симонова, показанный в тече-
ние месяца пятнадцать раз. Этой пьесой
театр возобновляет 10 июля спектакли в
своем помещении в Москве. 13 июля театр
	впервые покажет в новой редакции пьесу
Ш. Гергеля и 0. Литовского «Мой сын»,
	которая готовится к постановке в Тамбов»
	ском, Курском, Котласском и других теа-
трах периферии. Е

3% Четыре театра Калининской области
и многие другие. периферийные театры
работают над пьесой Фр. Вольфа «Про-
фессор Мамлок».

3 Драматург’ Александра: Бруштейн
закончила новую редакцию’ своей ‘аьзы
«Продолжение следует», рисующей излувзые
	дни фашистского режима в, Гермаили и
	показывающей непримиримую ненависть &
нему немецкого трудового народа,
	Сегодня перед всем миром он предетал
ет борющимся за свободу, независимость,
	ва честь и счастье родной земли. Никог-
	да еще чувство патриотизма у всех граж-
дан нашей родины не было таким пол-
ным, таким до конца осознанным.
Именно в этом и проявляются особенные,
неповторимые черты советского \ероя,
советского патриота-борца.

Искусство обязано запечатлеть этот
возвышенный и здохновенный образ. Тра-
диции героического искусства прошлого
здесь подсказывают многое, Но советский
музыкант не может отраничиться только
традициями. Он должен развить, обога-
тить их, поднять до уровня сегодня н-
них задач, сегодняшнего понимания геро-
уческой идеи и героической темы.
	Где же прообразы того искусства, кото-
poe нам сейчас нужно, которое во всех
жанрах, начиная от массовой песни, бое-
вого плаката, газетного стихотворения и
вплоть до симфоний, ораторий, монумен-
тальных фресок, будет воодушевлять 00:
ветских людей, отражающих вражеский
натиск?
	Маяковский — вот имя, которое надо
назвать первым. Многие наши композито-
ры думают, что обратиться к Маяковско-
му == значит написать несколько роман»