ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ИЮЛЯ 1941 г. № 28 (76
	Масло,
		ИСКУССТВО
	 СОВЕТСКОЕ
		~TEPOW
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
_ ГЕРОИ ИСКУССТВА,
	 В той великой ‘отечественной ‘войне; -ко-
торую ведет советский народ в фашист-
скими варварами, враг высгупает ‘по-раз-
ному. Он действует открыто, вооруженный
до зубов пушками и танками, и он дей»
ствует тайком, исподволь, лицемерно Mar
скируясь н приспособляясь. Он принимает
всякие охранные обличия на фронте и 3
тылу. Враги наши — озверелые орды фа-
шистских ‹ разбойников и захватчаков,
Врагам этим помогает ‘веякое благодушие,
беспечность, паника; Они играют на
руку Гитлеру, мешают победе. Перед
искусством, как и перед, всеми’ областями
нашей жизни, сейчас стоит одла единет-
венная цель: помочь‘ разгромить врага!
Искусство бъет врагов своим оружием.

Речь товарища Сталина, пройзцесенная
3 июля по радио, дает боевой приказ и
деятелям всех   BHIOR искусства,
Все для‘ фронта! Искусство должно
‘быть мобилизовано и состоять на’ боевом
снаряжении. у армни, Tec, стих,
плакат, Театр сейчас” проверяются в
своей боеспособности, .

Только подлинно современное в искус-
стве можег рассчитывать ‘на вечность.
Говоря o современности, мы. имеем в
виду не только те факты, которые co-
вершаются сейчас перед нами, на наших
тлазах, аи весь круг тем ин событий, ко-
торые способствуют поступательному дви-
жению Человечества. Мы имеем в виду
соответствие идей и целей искусства Cas
мым передовым идеям и целям современ-
ности. Советские люди — люди ue Ged
тола и племени. Они уважают и ценат
Усторию, свое’ прошлое, своих предшеет-
венников. Но они прежде всего хотят ви-
деть в искусстве своих славпых современ.
ников, тех, кто, не щадя себя, защищают
наше настоящее и ‘расчищают. путь в бу-
дущее. ОЕ.

Многие понятия и проблемы, которые в
мирное время являлись предметом творче-
ских разногласий и споров, в условиях
войны приобрели неоспоримую ясность. Их
решила жизнь; решила сразу, решила про“
сто и верно. Речь идет 0б образе нового
тёроя, На-днях был опубликован. Указ
Президиума Верховного Совета Союза ССР
о награждении первых теровв\ отечествен-
ной войны. Вот они — лучшие, достой-
‹нейшие. люди. нашей страны, верные .сы-
ны своей родины, храбрейшие из храбрых.
В ратных подвигах наших чудо-богатырей

_ по-новому ожили сказочные мифы древно-
`сти, легенды слились с жизнью, фанта-
BHA с реальностью.

Да, немногие из художников прошлого
имели рядом с собой, в поле своего зрения
таких героев. В поисках идеальной чело-

ческой личности пм приходилось многое
ыдумывать, исправлять, показывать, по-
добно Рафаэлю, человека не таким, каков
он в действительности, а каким бы его
следовало создать. И они мечтали о лю-
дДях «недостижимой высоты, неистощимого
значения, непреходящей красоты», Сейчас
эта мечта стала реальностью. Hania герои
созданы так, как нужно! И наша стра’
на — страла героев, наше время — время
тероев. Жизнь как бы идет навстречу ху-
дожникам, ‘и пусть’ терои жизни ‹ станут

тероями искусства. 1

Как не влохновляться беззаветным му-
зжеством Героев Советского Союза Здоров-
цева, Жукова, Харитонова? Они без, уста-
ли преследовали и громили фашистских
стервятников. Их оружием были ue толь-
ко меткие пули, но и сокрушающая энер-
тия, подлинно народная смекалка. Нужно
быть безгранично отважным и инициа-
тивным, чтобы, израсходовав все запасы
пуль, врезаться  летучим тАраном в маши-
ну врага и разбить ее в щепы. А подвиг
капитана Гастело, который в момент своей
тибели нашел в себе мужество бросить
свой горящий самолет на цистерны с го-

‚рючим и танки противника!

Таких случаев не знал мир. О таком,
невиданном прежде, замозабвенном и 0с-
° мыесленном тероизме будут складывать В
веках строгие и. возвышенные . поэмы,

Герои ваши — люди, изваянные из од-
ного куска мрамора, отлитые из одного
куска стали. Это люди ясной цели, не
знающие страха и сомнений, люди одной
идеи, одного долга. ,

Сталин говорил на приеме в Кремле. Ге*
роев Советского Союза Чкалова, Байдукова
и Белякова, что летчик — 10 концент-
рированная воля, характер, умение ‘итти
на риск. В этнх словах выражены типич-
ные особенности нашего героя. Он скро-
мен,  сердечен в жнайи и 0еспо-
щаден в бою. Он не слащав в трусти, не
труб в веселье, он умен, тверд, прозорлив,
горяч. Нет в нем. расслабленности, уны-
ния, ему претит все мелкотравчатое, у не-
го широкая и цельная натура. Он борется
не на жизнь, а на смерть, за жизнь —
против смерти. потому что он аюбит жизнь
и людей и знает, что даром ничего, He

‚ дается. Он борется и побеждает, потому
что он воплощает высокие идей гуманно-
сти и в нём горит священная ненависть
‚ во всякому ^ человеконенавистничеству, К
поработителям и мракобесам. Он побеж-
дает, потому что ему хорошо известно,
за что он борется. м
’ По выражению Маркса, события и люди
повторяются дважды: один раз. как траге*
дия, другой раз как фарс, Гитлер тяже-
‚ дым солдатским сапогом придавил cTpa-
ну мыслителей и поэтов, как некогда
° называли Германию, ‘он сделал из нее
страну концлагерей” и ‘казарм. Это-—трати-
‚ Ческое. событие, и тем не менее «над-
менный потомок» — всего лишь фарсово-
маннакальный последьи «известной под-
лостью прославленных отцов» киа

Прусский король Фридрих П, которого
называли «философом из Сан-Суси», од-
нажды сказал: «Если бы наши солдаты
понимали, Из-за чего мы воюем, нельзя
быль бы вести‘ни одной войныз, С еще
большим основанием мог бы. новторить
эти слова Гитлер по отношению к свонм
солдатам.

Наша армия первая в истории знает, за
что она борется. Она плоть  от. плоти,
кровь от крови нашего народа, и она твер
до убеждена в том, что ни одна страна,
ни олин народ не может потерять столько,
сколько мы, потому что никто не имеет

‚ того, что ‘уже имеем’ мы;

У наших героев нет противоречий. меж-
‚ду общественным и личным, так как весь
	смысл их жизни — в личном служении
	общественному. Весь народ встал сейчас
на защиту родины, вся страна ощетини-
лась миллионами щтыков. Эта железная
сплоченность, это могучее единство воли
и ее осуществления воплотились в каждом
из наших ‘героев. Воинская‘ доблесть” и
‚Трудовой энтузиазм у ‘нас; как известно,
— близнецы. Победу нал фашизмом вуют
терои на фронте и герои в тылу. Ее за-
воевывает весь коллектив советских лю-
дей. И те, кто поливают врага” потока-
ми отня и стали^ и те, кто выплавляют
	эту сталь. _
а и пепоколебимость,
	единство общественного и личного — вот
то, что делает нашего тероя особенным,
неповторимым. И в этой неповторимости
‚ историческая сила советской етраны, с0-
° ветских людей, советского искусства.
‘Пусть жё наши хуложники поют сла-
ву нашим храбрым бойцам, нашему. моту-
чему воинству и непобедимому народу.
	и ЛИСТКИ .
“И. Э6ТАМПЫ
	Все московские эстампные мастерские
(оргкомитета Союзя соватских художников,
МОССХ, московского товарищества «Худож-.
ВИК» и др.) `об’единили свою деятельность
и начали выпуск серин многокрасочных
листовок. В‘эту работу включилиеь круп
нейптие советскив художники — графики
И ЖИиВОПИСЦЫ,

Готовятся листовки, посвященные народ*
ному ополчению, противовоздушной, про-
тивохимической н санитарной обороне, за-
дачам трудового фронта = работе на

абриках и заводах, сбору урожая и т. д,

аряду с агитационно-пропагандистскими
выпускаются и листовки сатирического
типа. ,

Первые листовки, выполненные в две+
три краски, уже ‘вышли из печати и Cero
ня будут раскленваться по Москве — на
стенах домов, на фабриках и ваводах, на
APHTUYARTAX, Ha вокзалах, в трамваях
в д. ‘

Первый сатирический эстамп, выпущен»
ный мастерскими, принадлежит К. Вузне-
цову. На листе (автолитография)` изоб-
ражен фашистский прессе, который сдав»
ливаёт народы Франции, Бельгии, Ютосла-
вии, Чехословакин, Греции, Норвегии и др,
Подпись тласит: у

Народы — под тяжелым прессом.

Наролы стонут под: армом.

Бей по фашистским мракобесам

Всесокрушающим огнем!

Г. Шегалю принадлежит эстами «Матери,
сестры и жены! Ваше место в госпиталях!» ,
Эстамп уже выпущен.

Организации трудового фронта посвяще+
ны два отпечатанных эстампа И. Брюллие.
Ha н Сарры Шор. Первый сделан на
колхозную тему. Подпись гласит:

Братьев на фронт’ провожая,

Их замени на полях урожая,

Эстамп Сарры Шор изображает бойца,
уходящего с завода на фронт, и женщину,
идущую ему на смену; :

’ Мужа зовет на фронт страна,
’’ Его ‘заменит подруга жена. ^

‘Доброклонский закончил две листовки—

«Незатемненное окно — мишень для вра-

га» и «Не болтай — враг подслушивает». .
	‚ Наряду с многокрасочными листовками
	эстампные. мастерские выпустили первые
две  многокадровые литографии. Первая
создана бригадой художника А. Лантева
(в ев составе Ф. Бочков, В. Прагер, В. Си-
корекий и др.). Ее тема — «Бей врага».
Шесть кадров литографского листа гово-
рят о боевых задачах фронта и тыла. Та
же бригада закончила шестикадровую ли-
тографию «Будь бдительным» ‘и работает
над листом. «Выступление . товарища
Сталина по радио 3. июля».

„Заканчивает большую литографию и
бригада художника А. Дейнеки. Тема —
участие женшин в обороне страны (на
фронте и в тылу). В составе бригады —
художники Ф. Антонов, К. Вялов, В. Лю-
шин.

Создана бригада ‘пол  руковолством
художника К. Дорохова, В ее состав вхо-
дит Г. Гордон, Д. Рубинштейн, М. Хазанов
и Эбериль.

В ближайшее время выхолят эстампы
типа народных картинок, посвященные ‹от-
дельным эпизодам отечественной войны
против терманского фашизма.

Офортная мастерская им. И. Нивинского
также приступает к созданию офортов по-
лулубочного характера, посвященных 600-
вым эпизодам войны.
	—<——-
Оборонная
программа Театра
эстрады и миниатюр
	18 июля открывается сезон в Москов-
ском государственном театре эстрады и
миниатюр, ‘Составлена специальная 060-
ронная программа, посвященная  отечест-
венной войне,

Спектакль начинается вступлением, в
котором использованы новые военные пес-
ни и стихотворения советских композито-
ров и поэтов. Затем следует антифашист-
ская миниатюра Вл. Швейцера «Рукою
женщины», В программу включены также
политический шарж Леонида Ленча «Сон
в руку», одноактная пьеса Б. Ромашовз
«Патриоты», рисующая жизнь советского
тыла во время отечественной войны, фель-
етон И. Финка и М. Червинского «Собачий
язык» и др.

«Песни великой советской страны» бу-
дет исполнять в новой программе лауреат
первого всесоюзного конкурса артистов эс.
трады Наталья Ушкова, Специальный но-
мер приготовила Рина Зеленая. Злободнев-
ные куплеты исполнят Н. Тоддес и А.
Менакер.

Режиссер оборонной программы засл.
apract РСФСР Б. Бельский, художник

‚ Ершов,
	EB первые дни войны
	В Олесса’ бригада Центрального   театра
Красной Армви выстуцала ’на’ оборных
пунктах, на вокзалах, показывала свои
спектакли бойцами командирам, уходив-
шим на фронт. Всюду мы являлись сви-
	‚Чудесная звездная ^ ` ночь.’ Офолчились
спектакли “в театрах, последние сеансы в
хино, из кафе и рес TopaHop вышли по-
здние  \ посетители. О Олустели › улицы,
скверы, бульвары, После РИ дня
	население южного рода. И». расположен   детелями. огромного - -патриотизма, готов»
	ности на фронте и в тылу жертвовать
для родины всем, чтобы сокрушить и из-
гнать © кашей земли фашистских варва-
	ров.
	Koro недалеко от траницы, мирно OT
	дыхает.
		Бригада Центрального театра Ирасной
Армии, выехавшая из Москвы для обслу-
живания частей Одесского военного окру-
га, возвращается после очередного спек-
такля. Завтра снова предстоят спектакли

и концерты в красноармейских лагерях.
	Внезапно мирный отдых был нарушен.
На рассвете 22 июля над городом показа-
лось несколько терманских бомбардиров-
щиков. Под покровом почи фашистские
бандиты пробрались к городу.
	Но коварный враг жветоко просчитался,
Не успёли лояриться вражеские самоле-
ты, как раздалась боевая тревога. В воз-
дух поднялись нами ястребители. Bee-
порядочно сбросив ‘несколько ‘бомб, ие
причинивших никакого ‘вреда,  фашист-
ские налетчики поспешили скрыться.  Го-
роя насторожился...
	В полдень вместе. оо всей страпон мы
слушали выступление по радио товарища
Молотова, В этот воскресный день тород
ил особоино напряженной, деловой

HIDE. reg .
	Выполняя указание командования, Has
ша бригада разбилась на. три группы.
Нам предстояло выступать в. боевых’   ye
ловнях, на. агитавтомобилях.
	Через тород проходили ‘войска, спепгив-
шие на передовые позиции к’ нашим
славным ‘пограничникам, принявитим” на
себя первый удар терманских полчищ.
Длинной вереницей, растянувшись = HB
муого километров, двигались танки, ору-
Aud, пулеметы. Четко отбивая шаг прохо-
дила пехота. Шла, несокрушимая стальная
сила, о которую’ ный немецкий
фашизм, hoo ges Loran gto
	..Над городом появились восемь герман-
их бомбардировщиков Им навстречу
	ских бомбардировщиков. Им навстречу
взметнулись наши “истребители, и мы
стали свидетелями упорного, ожесточенно-
то бол. Вот загорваея вражеский самолет
и камнем рухнул на землю. Над другим
бомбардировщиком ‘поднялся’ наш истре-
битель, только что с выгодного положе-
ния точной очередью расстрелявший пер-
вый самолет противника. Фапгистский
летчик! всеми? силами пытался уйти  из-
под нашего-. истребителя, Но. это ему. ки-
как не удавалось. Мы видели, как ‘слав
ный сталинский сокол прижимал  про-
тивника к земле, (И как только неприя-
тельский ‘самолет был «посажен», наш
истребитель. снова ушел ввысь громить
следущего. врага. 4
	Меньше ‚10. минут продолжался этот
бой. Спастись удалось лишь небольшой
части германских самолетов. Между тем
в бою участвовало вдвое меньше наших
истребителей, чем  фаптистских” бомбарди-
ровщиков.. Мы восторженно наблюдали за
смелыми сталинскими соколами, громив-
шими врага в воздухе. -
	Жители Одессы хорошо помнят терман-
скую оккупацию в 1918 году, помият, как
немцы грабили, вывоанли все, что попада-
лось под фуку, как они беспощално pac-
правлялись с местным населением. Пом-
HST злесь и то, как бежали германские
имперские полки под натиском’ частей
Красной Армии и партизанских отрядов,
как были изгнаны австро-германские ча-
сти за пределы советской Укранны,
	` Сейчас, в первые дни нынептией отвче+
ственной войны советского народа с фа-
шистекими захватчиками, я звилел, как
тысячи людей в Одессе являются в рай.
онные военкоматы с просьбой скорее от-
править их на фронт.
	— Мой отец погиб во время германской
оккупации Украины, и я хочу отомстить
за него, — заявляет Олин. .
	— В эти дни, Koran наша тероическая
Красная, Армия” защищает священную. со-
ветскую землю OT NONE! фашистских
псов, мое место на фронте, — numer: 8B
своем заявлении другой доброволец.
	Огромяым трудовым под’емом’ охвачено
население города. Работники ‘искусств
Одессы создали множество бритад, кото-
рые выступают из прхвокзальных и сбор»
ных агитпунктах, на фабриках и заводах,
	Во время повздки мы встречали с
простыми ‘советскими людьии, смелыми. и
мужественными, совершившими в рядах
Красной Армии уже ‘немало героических
подвигов во, славу. отчизны. Но товорят
они о своих, доблестных дёлах, как о буд-
нИчнЫх, обыкновенных поступках,
	— В течение трех дней я шесть раз
летал в тыл к немцам, — рассказывал
нам один из летчиков. — В каждом поде-
те я точно выполнял залания, командова-
ния — громил военные  об’екты, аэродро-
мы, танковые колонны ‘противника. Boae
вращаясь после шестого ‘полета, я здруг
заметил, что два вражеских самолета ме-
ня преследуют. Резко положив машину в
боевой разворот; я быстро расправился
с одним самолетом. ‘Теперь можно было
взяться за другой. Я ‘ринулся на второй
вражеский истребитель. On saropetca, но
и мою машину об’ало пламя. Я успел вы*
броситься на парашюте и вскоре добрал-
ся до своих, — закончил он.
	Сейчас часть, бригады Центрального теа-
тра Красной Армии возвратилась в Моск-
ву. Остальные продолжают работать
в прифронтовой полосе. Мы тотовим но-
вый антифашистский и военный  репер-
туар.

С нетерпением ждем мы команды, что-
$ы ответить’
	— Есть отправиться на фронт обелу-
	П. Тихонов, «Парашютисты перед посадкой в самолеты».
	еси

ЩИ BE
	к боям
	Живопись, зовущая
	Когда над страной собираются трозные
тучи войны и лучшие сыны родины 6e-
рутся за оружие, чтобы ‘отстоять ев от
врага, — вся жизнь  Человеческая, исто-
	о ТЕ a

рия, культура, поступки пюдей предстают

‚д. А. В аа
	дс вто Гоа

как бы в новом свете. Многое, что еше
о с зачала  Зночи’телениыы  ОТ-
	так недавно казалось значительным, ОГ:
ступает в тень. Напротив, все, что в той
или иной мере’ отвечает современности,
что помогает мобилизации сил на одну
и важнейнгую,. задачу  — разбить. врага,
отстоять свободу и честь, — становится
особенно. важным, волнует, рояздает
страстный отклик, ^
	Искусство наще целиком и безраздель-
HO становится на службу родине, Боевое
искусство военного’ времени создают и
тысячи советских художников.
	Среди’ этих   художнивов-патриотов, по>
четное место ванимают ‹ самодеятельные
живописцы и скульпторы. Они отдают ис-
кусству свой досуг, занимаются творче-
ством усердно и страстно. В’ течение пос-
лелних полутора лет они создали ряд
произведений ‘на’ тему «Оборона СССР»,
Волнуемые ‘радостью побед; которыми
увенчала себя „наша страна в эти годы,
они отдавали все свои помыслы, все
с трудом  завоеванное мастерство од»
ной задаче: рассказать языком художе-
ственных образов, как гордится советский
человек своей родиной, с  какой тотовно-
стью он встанет на ее защиту в трозный
час войны.
	Сегодня ‚почти все авторы этих про-
изведений — в рядах бойцов! Красной
Армии. Они сменили рабочие станки НА
трозное боевое оружие. Но они сумели и
в свои художественные произведения вто-
жить боевой пафос; пламенный советский
патриотизм. В их произведениях — ис-
кренняя и страстная вера в свой народ,
беззаветная любовь к своим вождям, к
своей родной истории. Это и есть тлав-
ное содержание их живописных полотен,
Романтика боя, романтика борьбы за HO-
вую, светлую жизнь, за счастье и свобо-
ду народа — вот основа творчества этих
Художников,
	Обращаясь к истории, они выбирают
моменты, захватывающие. своей виаутрен-
Hei силой, моменты, определяющие побе-
ду светлого, жизнеутверждающего начала,
Оттого-то так волнуют их, произведения, и
картина молодой художницы М. Грузде-
вой «Зимний взяли», и «Выступление
Ленина в Петрограде» Б. Урмана’ и
«Луганский отряд. Ворошилова» К; Кузь-
мина-Карельского, ‚ и множество ‚других,
Б. Урман выбрал тот момент, котда
Ленин, обращаясь к огромной. толпе, за-
прудившей площадь, призывает итти ‘на
фронт. Горячий, молодой темперамент ху
дожника проявился и в смелой, глубоко
развернутой композиции, и в динамике, с
которой ‘написан пейзаж (показано напря-
женное движение облаков в лазоревом не-
бе), и.в самой трактовке позы вождя:
Ленин возвышается над толпой, рука его
поднята - резким и смелым движением.
Фигура Ленина написана с суровой’ энер-
тией.  Ленин доминирует‘ над толпой,  и
в 10 же время он неразрывно, связан с
ней, Та же глубокая связь вождя и. на-
рода раскрыта в небольшой, необычай-
ко привлекательной картинке С. Беляева
«Выступление Ворошилова на Южном
фронте». Воропгилов осенен алым знаме-
нем, кругом широкий, открытый и радо-
стный пейзаж, Энергично написана масса
бойцов. В их сдержанных эжестах столько
	бингера, а от Шобингера до Шопена, по-
нятно, рукой подать, Так, наперекор ис-
тории, наперекор логике и общеизвестным
фактам, Польша лишилась  Шопена, а re-
ниальный польский композитор  превра.
щен в. «чистокровного» немца, В Чехо-
словакии запрещены оперы национально-
го тения чешского парода Сметаны: ис-
полнение глубоконародных и ‘патриотичес-
ких опер’ Сметаны в Ираге каждый раз
вызывало бурные демонстрации, свиде-
лельствующие 0 том, ‘что свободолюбивый
дух чешского народа не сломлен.
	Неисчислимый урон принес год терман-
ской оккупации важнейшему мировому
музыкальному центру — Парижу. Спа-
саясь от фашистской чумы, из Франции
бежали Mutto, Onerrep, Казадезюс, Тибо,
Ванда Ландовска, Н, Буланже. Композие
торы. Морис Жобер и Жано Ален убиты
фашистами. Тысячи деятелей французско-
го искусства и культуры, не успевшие
бежать, томятся в. фашистских застелках.
Все французское искусство должно теперь
служить одной цели: доставлять развле-
чения терманским оккупантам, пьяным
фашистским офицерам и чиновникам, BA-
THO диктующим свои вкусы и стребова-
ния на ‚берегах Сены. Во Франции запре-
щена музыка всех современных француз-
ских композиторов, музыка Бизе, Сен-
Санса и Равеля и, наконец, музыка не-
мецких композиторов и, особенно, Вагне-
ра. “Французы: не. должны прикасаться
своими грязными руками к великой не-
мецкой музыке» — вот подлое фашист.

ee oe wt 1 ИУ 5
	eee

ское обяснение этого запрета. В

м Бы ба ак. lw жа -
	EE EE a ES

о Ш За i
в Большой опере вагнеровские музыкаль-
ные драмы ставятся только на немецком

АЕ КА, Мг ни. № а. ыы
	языке и ВУ в исполнении немецких
театров. . ’
	Глубокая ночь царит над Германией,
Италией, Францией, Бельгией, Голландией,

То МТ
	ПР ое ГГ“ ба,
* ’

Данией, Норвегией, Чехословакией, Поль’
шей, Югославией, Грецией,
	Но этой ночи скоро паступит колен.
	$. РЕ

bce передовое человечество об елиняет.
	cH HEINE для решительной схватки с фа.
шистеким мракобесием.
	Фашистекая гадина будет раадавлена!
	Г. ШНЕЕРСОН
	воли к победе, столько готовности к бок, }
	что маленькая эта картинка волнует, pag
иллюстрация к сегодняшнему дню.

“Примечательно; для. этих художников
увлеченных темами о родияе, нет разы
душной природы; “Они умеют слушать
природу. Они призывают ев жить, волне.
ваться” вместе * с человеком. “Посмотрите,
како тревожно ‘и трозно  морё в. карти
И. ‘Шенкера «Революционные . моряки ух
дят wa фронт»! Какая глубокая позана
грусти разлита в картине И. Ларин!
Он взял своей темой трагический мотив:
петлюровские банды‘ разгромили украли
ск  побёлой: Люди в отчаянии. Женщи
на’ склонилась ‘над ‘трупом. Ho вы i
увидите» ни одного крикливого жеста, ut
одного мелодраматического эффекта. Ка»
тина выдержана в спокойном и сурово
тоне. ‚ Щемяще-горестен серый день, 1о
лодная, влажная земля,
	‚ Трагическая история оккупации Украт

ны немецкими войсками в 1918 1 пм.
тем ‘отпор врагу, изгнание ето с советской
территории  — тема ряда ‘произведений
самодеятельных художников, Некоторые п
них, быть может, помнят эти страшны!
времена; друтие ‘воспроизвели их по рас
сказам очевидцев. На эту тему написана,
например, картина украинского колл
ника С. Шуляка «Украниский Bapor npo
тив немецких оккупантов»,
	i

Самодёятельным художникам часто Et
достает мастерства, чтобы ‘выразить всю
полноту ‘своих мыслей’ и ‘чувств. Однако
многим ‘из ‘них, наделенным природЕни
дарованием, удается, с большой непосрел,
ственностью. передать свои мысли, св
волнение, свой под’ем, Их художеств
ный язык скромен и удивительно искр
HER.

Часто обращаются они мыслью и сер»
nem K нашим пограничникам. Оки полин
к ним благодарности; их подвиги, и
жизнь, полная боевых’ тревог, — излюб.
ленная тема народных “художники
22-летний, харьковский ‚рабочий А. Лу»
ской написал” картину «Пограничный
дозор». Картина эта полна 0с0бо тревох.
ного. настроения и величия. Художн
наобразил могучую цепь гор, какое-то 11}
бокое ‘ущёлье и торный ручей = any,
Пейзаж здесь — нё просто фон. Mit
SAM здесь плотно, органически сплетаете
с жнанью человека, и художник создан
цельный образ борьбы человека в с)»
вых боевых условиях,
	Обращает на себя внимание картил
10. Калмыкова, 15-летнего мальчика м
Ярославской области, Опа очень мала т
скромна ий могла бы, пожалуй, затеряться
среди ‘больших батальных хоастов. Пн
отличает ‚ одно’ драгоценное © свойств,
Ю.. Калмыков. пащел/ ‹ уднвительно хоре
шие, лирические. краски, чтобы рассказать
о разлуке отца с мальчиком-сыном, $
женой. Рабочий отряд отправляется №
фронт. Уходит отец. В нем суровость 1
ласка, И это понимает сын, чуть-чуть At
уклюже прижавшийся к руке отца. И eto
понимает жена, без. крика, ‚без плача сто
ящая. рядом, .

Среди самодеятельных художников есть
баталисты по призванию. Романтика бо
жаркая схватка с врагом — будь 10 1
мецкий   солдат или ‘финский белотварде
ец — их: стихия, Они любят изображать
вздыбленных коней, трудную, под обтрь
лом переправу войск. через реку ит. в
Они любят изображать героические эиндолы
из я нашего народа. Они аюби
писать алина, Ворошилова в боях 101
Царицыном, Котовского на коне, Щора, \
изгоняющето‘ врагов ‘с Украины. Немало
картин посвятили они’ и подвигам наших
войск в боях с финскими белогвардейцаь
ми, Таковы произведения А, Шовина «Ли
‚ния Маннертейма, после обстрела. советсхой
артиллерией», Н, Щеглова «Гралатомет
чик», В. Прониной «Батарея на огневой
позиции» и др.

Рабочий С. Силин’ прошел xype et
Horo дела без ‹ отрыва ‘от иронаводсгвь
Сейчас он на фронте. Его картина сразу
останавливает. внимание напряженной ot
намикой боя. Золото заката смешивает
с разрывами снарядов. Советская подвох
ная лодка, рассекая’ бурные волны, OF
крыла огонь по вражеским самолету

одбатый самолет, `падвя, чертит отн!
ную дугу. Ня друтой картине Силина-
бойцы у зенитных орудий: «Шо фашист
ским самолетам. огонь!» _
	Самодеятельные художники первыми!
писали таллерею портретов Героев Сов
ского Союза, ‘советских. маршелов, боевы
генералов, бойцов Красной Армив, Х
дожник Н, Одолеев справился с трудней
шей и ответствениейшей задачей. Оз и
писал! большой групповой портрет, ®)
котором ‘изобразил И; В. Сталина сре
руководителей Красной Армии, Больший.
портрет К. Е. Ворошилова удачно исто !
цил. В. Жарков, Превосходный порт
Героя Советского Союза И. Егорова №№.
писал с натуры А. Kupyanon, Ленин»
изучающего карту военных действий,
очень хорошо ‘в теплом волотистом той
написала В, Зайцева, Писать портреты -
‘очень трудное ‘искусство. Нужио 002828
дарованием портретиста и большим оп
том. Недостатки мастерства здесь особе!
но очевидны. Очевидны и успехи, Сам
деятельным художникам есть что сказать
Они борются за осуществление больш
замысла в портрете. Они стремятся Jt
вердить в искусстне почувствованное пит
в советском, человеке волевое, героически»
‘начало, я

‚ Тав шаг за шагом, бт полотел, в ком
рых ‚запечатлена героическая нстория №№ \
родов Советской страны, приводят Wie
RUKH врителя к лашей  современиости

Советские истребители” тарапят бат”.
	ские самолеты, старые’ ‘партизаны 200р5°./

м А ый
	жаются, и» борьбу с немпами, черио\оР_
ская эскадря режет тажеёлую волну, и
тращающе в veto подняли свои дул
нитные орудия советских батарей. a
победа будет за нами — такова va

идея этой живопиен, зовущей в Oe
за родину,
	Ив. РОСТОВЦЕВ
				a ERR PRE OE YS

По приказу. командования, бритада живать Героев великой

3 отечественной
Центрального театра Красной Армии бы-   войны! у

ла. переброшена в Одессу. „Мы. уезжали, А. БОРИСОВ.
унося, в сердце неиагладимое впечатление

бесстрашия, организованности, . трудового артист Центрального театра Красной
напряжения всего населения города Н. Армии

no

Рук ВЕ: ЗАВ
у. Pe eee ees

Занития кружка ГОО в Государственном академическом. Малом театре. На снимке (слева
направо): медицинская сестра А. Тимофеева, народная артистка ООСР А, Яблочкина,
	народная артистка ООСР А, Яблочкина,
ная артистка РОФСР Е, Гогодева, артистка
Н, Борская. Сидят: артистки М. Пашкова,

Фото Е. Явно
	артистки Е, Багорскан, П. Ботатьтренко, народная артистка РСФСР Е, Гоголева, артист
Н. Карнович и заслуженная артистка РОФСР Н. Борская. Сидят: артистки М. Паппов
	Г; Добромыслова и М, Дымова
		ВРАГИ КУЛЬТУРЫ
	том . Геббельса музыкальная критика В
Германии упразднена, Разрешено только
об’ективноеё описание прослушанного Ges
оценки. Зато сколько чернил и бумаги
изведено официальными немецкими писа-
ками, , музыкальными «критиками» в
безуспешных доказательствах того, что Ри-
хард Вагнер не был еврёем по происхуж-
дению, Одни\  «опибатели» ‘разрабатывают
версию 0 том, что отец Вагнера, актер
Людвиг Гейер, совсем не был’ евреем.
Другие сообщают, to Вагнер вовсе не
был сыном Гейера. Наконец, третьи локу-
ментально устанавливают родственные
связи семьи Вагнера. и.. предков самого
т-на Геббельса, что уже безусловно ис-
	ключает всякие сомнения в чистоте Kpo-
	ви композатора,
	из’ято свыше 50 проц, музыкантов. То же
пронсходит во всех других оркестрах.

Какие же дирижеры стоят во главе сим-
фонических оркестров важнейших цент
ров Германйи и. оккупированных ep
стран? Где Бруно Вальтер, Отто Клемие-
Pep, `Фелико- Бейнгартнерл Эрях ®Клейбер,
Teo -Baex, Фриц Буш,” те Шерхен,
Пьер Монте, ‚Дмитрий Митропулос? В

Р, в Соединенных Штатах, в Арген-
тине.. Эти замечательные дирижеры, же-
CTOKO преследуемые гитлеровскими молод-
чиками, вынуждены были бежать, В’ Гер»
мании и порабощенных ею странах оста»
лись лишь жалкие прихвостни -фашизма,
третьесортные  капельмейстеры и музы-
кальные посредственности вроде Крауса,
Абендрота и Больма.

Все лучшие немецкие композиторы. и
музыканты-исполнители в эмиграции. До-
статочно назвать имена Арнольда Шен.
берга, Эрнста Кшенека, Курта  Вайля,
Эрнста Тоха; Бронислава Губермана, Фри-
ца Крейслера, Эммануила Файермана, Ар-
тура Шнабеля, Лотты Леман, чтобы co
	ставить представление о том. каких твор
	ческих музыкальных сил лишилась сегод-:
няшняя Германия,

С тупым упорством маниаков преследу-
ют Гитлер и его кровавая шайка всех, в
kom бьется живое чувство, свободолюби-
вая, мысль. Они. истребляют все, что со-
держит хотя бы. намек. на прогресс, на
право ‘личности защищать свое. человече-
ское достоинство,

После варварского уничтожения на кост:
рах миллионов книг, нот, драгоценных
рукописей, ‘после. изгнания всех передо-
вых писателей, художников, композито-
pon, фашистские тромилы приступили к
планомерному выкорчевыванию «крамоль-
ных» идей у. композиторов КЛАССИКОВ
Даже Моцарт ue избежал этой Участи!
Долгое время в ‚фашистской Германии
творчество. Моцарта было под запретом
Из-за... «близости композитора к масонамз.
Сейчас запрет снят, но. либретто почти
всех моцартовских опер перекроено в фа-
шистском духе. Особенно постралала при
этом. «Волшебная флейта», либретто кото-
рой переделано вполне во вкусе г-на Геб-
бельса,

Музыкальной критики, хак таковой, в
Германии нет. 27 ноября 1986 года декрё-
	Гений и злодейство

„Две вещи несовмествые. .

, А. Пушкин

Трудно спокойно и последовательно рас-
сказывать о том. что сделали кровавые
РМ с культурой и ис».

сством. Германди. и порабощенных вю.
стран. Славное в прошлом немецкое му-
зыкальное) искусство,   давшее миру’ “столь-
ко великих имен, превращено усилиями
  Фавгистских’ мракобесов в. кладбище. Te-
перь тутинетои не может быть никаких
проявлений «творческого ‘духа народа, вет
и. не может. пробиться, ни одна светлая
мысль, ‚Только запах разложения и тни-
ли, только, бредовые, человеконевавиетни-
ческие «теорин расизма», творческий ма-
  разм, мерзость и. запустение, .

За тоды фашистского режима в. Герма-
нии ‘не выдвинулся: ни один композитор,
хотябы «общегородского» масштаба; не
создана ни. одна‘ порядочная опера, ви
  одна симфония; достойная этого назва-
  ния. Официальные германские» композито-.
pel, снабженные о «Имиёрской  музыкаль-
  Ой ‚вамерой» ‘внушительными  мандатами
  на право. сочинения музыки, сериями вы-

Mo РВ ТЫ Ты 4
	Но что это. зв музыка? Видный амери-
 канский’ журналист, посетивший Герма-
нию  с0 специальной целью познакомиться
с творчеством современных немецких ком-
позиторов, рассказывает, что ‘когда быв-
шего маленького капельмейстера . захен-
ской оперы, а ныне президента «Импер-
ской . музыкальной. камеры», г-на Петера
Раабе спрашивают, какую лучшую ‚совре-
менную немецкую симфонию он. рекомен-
довал бы послушать, г-н Петер, Раабе, по-
думав, отвечает: «Послушайте мою — она
передается регулярно’ по втооникам», При-
Зем каждый. пемец, который по принуж-
дению . должен слушать по ‚. вторникам
сне. «творение» ‚ Раабе,. на ухо скажет вам:
«не включайте в этот. день радио», ..
Невероятно. низко. упал. в. Гермаяии
уровень исполнительской культуры.  Дав-
но. померкла. былая слава, лучших „вемец-
 ких. оркестров: Берлинской. филармонии,
Лейпцигекого. «Гевандгауз-оркестра», орке-
стров Дрезденской, Мюнхенской, Венской
филармоний, Из состава этих оркестров
	Трудно поверить, но это постановление
напечатано в. официальном музыкальном
журнале, издаваемом в Германии,-—«Г/е Ми-
&\№»: «Впредь до создания новых текстов
строго воспрещено исполнение всех пасея
Шуберта, Шумана, Брамса, Листа и лру-
тих композиторов на стихи Генриха Гей-
не». *
	оначит «Двойник» и л «Рыбачка»  Шу-
	  берта, цикл «Любовь поэта» и «Два гре-
	надера» Шумана вычеркиваются из па-
мяти немецкого народа. А запрещение са-
мой любимой и самой популярной немец.
кой песни «Лорелея», созданной все тем
же Гейне! А разрушение памятников Мен-
дельсону, Мейерберу, Малеру!  А толетен-
ные диссертации тупоумных «музыкове-
дов» на темы «Вред, нанесенный герман-
ской музыке Феликсом — Мендельсоном»,
и прочее в таком же духе!
	Раздавив и уничтожив. музыкальную
культуру в своей несчастной стране, фа-
шистские варвары наложили свои гряз-
ные кровавые ‘лапы на очаги музыкаль-
ной культуры всех порабощенных Герма-
нией стран. Вот несколько ‘фактов. . Не-
мецкие фаптисты из кожи лезут вон B
попытках присвоить себе величайтего .ге-
ния польского народа —, Шопена. По рас-
поряжению Геббельса, подкрепленному ¢0-
ответствующими «историческими изыскани-
ями», Шопена отныне слелует считать
не TIOTHKOM, HO... немцем, Его отец. как
утверждают фашистские болваны, был вну-
KOM известного немецкого генерала Ио-